crimea-fun.ru

Любовь или сумасшествие в повести «Гранатовый браслет»? Образы главных героев, история любви, эмоций, чувств от А.И.Куприна. Сочинение на тему: Что это было любовь или сумасшествие? в повести Гранатовый браслет, Куприн Любовь или безумие гранатовый брасле

Что такое любовь? Многие философы и литературные деятели давали своё объяснение этому понятию. К примеру, Бердяев Николай Александрович говорил, что «Любовь – не только благодать, но и активность самого человека». А вот китайский философ Омар Хайям ассоциирует любовь с вином: по его мнению, человеческий организм как сосуд, а любовь как вино наполняет сосуд духовной составляющей. Фихте Иоганн давал такую характеристику этому всепоглощающему чувству – «Только в любви - жизнь, без неё - смерть и уничтожение». Вот и А.И.Куприн не оставил без внимания этот вечный вопрос и раскрыл его в своём рассказе «Гранатовый браслет».

Является ли любовь Желткова к Вере «единой, всепрощающей, на всё готовой, скромной и самоотверженной» или же она сумасшедшая и маниакальная? Это главная проблема повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна.

С одной стороны, любовь Желткова – это та любовь, о которой, пожалуй, мечтает каждая женщина, в том числе и Вера, – любовь истинная и самоотверженная. Об этом можно судить по письмам Желткова: «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне как громадное счастье любовь к Вам. Для меня вся жизнь заключается в Вас». Но если посмотреть с другой стороны, любовь – это действительно сумасшествие. Желтков влюбился в Веру, однажды увидев её в цирке, то есть он полюбил не столько её саму, сколько её внешность, что означает простое физическое влечение. Но ведь настоящие искренние чувства всегда основаны на духовных составляющих человека.

Несмотря на то, что Куприн, скорее всего, считает такое положение вещей любовью, а не сумасшествием («Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим. И для него не существовало жизни без тебя». «Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь»), я убеждена: то чувство, которое испытывал Желтков к Вере, – это не любовь, а настоящее сумасшествие, это психическое расстройство, которое в конечном итоге привело главного героя произведения к самоубийству.

Вместе со статьёй «Сочинение «Что это было – любовь или сумасшествие?» (Гранатовый браслет)» читают:

Поделиться:

Является ли любовь Желткова к Вере «единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной» или сумасшедшей и маниакальной? Это главная проблема повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна.
С одной стороны, любовь Желткова - это та любовь, о которой мечтает каждая женщина, в том числе и Вера, - любовь истинная и самоотверженная. Об этом можно судить по письмам Желткова: «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне как громадное счастье любовь к Вам. Для меня вся жизнь заключается в Вас».
С другой (разумной) стороны, любовь, если это можно так назвать, это действительно сумасшествие.
Во-первых, желтков влюбился в Веру, однажды увидев её в цирке, то есть влюбился в её внешность, что означает простое физическое влечение. А как известно, настоящие чувства основаны на духовных составляющих человека.
Во-вторых, то, что Желтков называл любовью, по крайней мере по современным меркам, есть ничто иное, как вмешательство в личную жизнь и преследование, за что устанавливается уголовная ответственность.
Несмотря на то что Куприн, вероятнее всего, считает такое положение вещей любовью, а не сумасшествием («Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим. И для него не существовало жизни без тебя». «Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь».), я убеждена: то, что испытывал Желтков к Вере, - это в прямом смысле сумасшествие - потенциально неизлечимое психическое расстройство, которое в конце концов проявилось в самоубийстве главного героя.

Что это было любовь или сумасшествие?

Отношения Желткова к Вере Николаевне всегда вызывали множество споров и толков у людей и критиков. Что это было? Сумасшествие или настоящая любовь, которая приходит не ко всем и встречается только у некоторых счастливчиков. Многие считают, что это чувство, которое вызывала Вера Николаевна у молодого человека похоже на сумасшествие, что он маньяк и его нужно опасаться.

Многие считают ненормальным его поведение, его письма, его подарок, то, что он столько лет не изменял своей любви, и даже умер, чтобы­

Его идеалу стало лучше. Очень часто это называют помешательством, и если бы такое случилось сейчас, то, скорее всего, все бы покрутили пальцем и виска и сказали, что у парня “были не все дома”.

Но отношение к этому не было другим и в том время, потому что окружающие тоже не понимали этот страсти почти незнакомого человека к девушке, а потом замужней женщине, которая даже никогда не видела того, кто присылал ей письма. Невозможно было поверить­ в то, что такие эмоции еще существуют, и они способны выжить в современном мире.

Но на протяжении всего произведения постепенно автор приводит нас к мысли, что это было настоящее глубокое уважительное чувство любви, которая случается раз в тысячу лет, не со всеми и не всегда. Автор дает нам понять, что это было совсем не сумасшествие, это была всепоглощающая­ любовь. Это понимают и сами герои, которые сталкиваются с Желтковым лицом к­ лицу после стольких лет, когда он был только невидимым образом, когда он существовал только в их мыслях и воображении.

Но вот Василий Львович приезжает к нему на квартиру после подарка и видит человека, глубоко несчастного, но совсем не сумасшедшего. Он видит человека, который любит и уважает его жену, и который понимает, что не может ее любить, потому что она уже принадлежит другому.

Он видит человека, который счастлив только от того, что счастлива Вера Николаевна, и он благодарен Богу за то чувство, которое он ему послал, хотя оно и принесло ему только страдания. Его посетила любовь настоящая, бескорыстная, которая не ищет себе выгоды, которая радуется, если объект ее любви в порядке и в покое. Желтков понимает, что так не может дальше продолжаться, потому что он не сможет прекратить свою любовь, но она не приносит счастья никому.

Он не может обещать, что он перестанет любить Веру Николаевну, поэтому он совершает поступок, от которого всем должно было стать легче, он уходит.

Но легче не становится, потому что никто не ожидал такого. Когда герои хотели разобраться, они не представляли, насколько глубоко и правдиво желтков влюблен и насколько он, на самом деле, не сумасшедший.

Каждый, кто видит его, понимает, что перед ним трагедия любви, трагедия настоящей любви, вполне адекватного человека,­­ которому выпала доля любить безответно. Не смотря на это, его пример – это именно то, о чем говорил генерал Аносов. Он рассказывал о том, что мужчины обмельчали уже и не способны на чувства.

Но иногда случается любовь, которая стразу становится заметной. Которую многие ждут годами, и не могут найти, и которую часто просто не замечают.

Желтков стал жертвой любви, которая пришла к нему неожиданно. И он сполна за это поплатился. Кроме того, учитывая все рассказы, который мы услышали от Аносова, ни разу за его жизнь настоящая любовь не принесла влюбленному счастья. Его полковой товарищ, который бескорыстно любил свою жену, мальчишка прапорщик, влюбленный во взрослую женщину, а потом – Желтков.

Отсюда возникает резонный вопрос, а может настоящая любовь она и не может быть взаимной, когда люди выходят замуж или женятся. Настоящая любовь бескорыстна и самоотверженна, она жертвует, может для того, чтобы понять, что это настоящее чувство, им обязательно нужно пожертвовать, показать, что для влюбленного главное – это не его счастье, а счастье возлюбленного человека.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Тема любви – основная тема в творчестве А. И. Куприна. Он считает, что любовь раскрывает в человеке лучшие качества, но иногда заставляет идти на безумные поступки. Например, самоубийство… В любви писатель видит наивысшее счастье, но он понимает, что такая любовь доступна только избранным. Именно о такой любви рассказывается в “Гранатовом браслете”. Когда человек готов на […]...
  2. Любовь Желткова Когда читатель открывает произведение Куприна “Гранатовый браслет”, он даже не подозревает, что ему посчастливится прочитать повесть о любви. Куприн написал множество произведений о любви, в разный ее проявлениях. Как и многие писатели до него. Но любовь такого типа, как мы видим в “Гранатовом браслете”, встречается очень редко, это понимает и сам автор, и […]...
  3. ­Безответная любовь Произведениям замечательного русского писателя А. И. Куприна суждена долгая жизнь, так как темы, которые он в них поднимал, всегда были актуальны и волнительны. Читая небезызвестную повесть “Гранатовый браслет”, можно заметить, что автор не просто мастер художественного слова, а настоящий певец возвышенной любви. В ней он раскрывает себя как романтика. Увы, история, которая легла […]...
  4. ­Всегда ли любовь делает человека счастливым Любовь – удивительное чувство, во все времена вдохновлявшее на подвиги и великие свершения. Но всегда ли она делает человека счастливым? Вспомним знаменитую повесть Александра Куприна “Гранатовый браслет”, в которой искренне любящий Г. С. Желтков решил убить себя, не сумев убить в себе неразделенную любовь. Куприн всегда отличался талантом изображать […]...
  5. ­Настоящая любовь Во все времена тема любви волновала людей искусства. Поэты посвящали ей объемные стихи, писатели – целые романы, художники – красочные картины, а музыканты – мелодии любви. Иногда произведение искусства получалось настолько идеальным, что все перечисленные элементы сочетались в нем разом. Именно так можно охарактеризовать повесть Александра Куприна “Гранатовый браслет”, в которой есть и […]...
  6. ­Какие качества раскрывает в человеке любовь Тема любви во все времена волновала писателей и поэтов. Это неудивительно, потому что любовь – это самое сильное чувство, которое испытывает один человек по отношению к другому. Если любовь оказывается взаимной, то это истинное счастье, если нет – настоящая трагедия. Одну из таких трагичных историй из реальной жизни описал […]...
  7. В рассказе встречается такая фраза: “Великая любовь случается раз в тысячу лет”. Я согласна с этим утверждением и, думаю, что оно является основной мыслью рассказа. Действительно, настоящая, искренняя, самоотверженная любовь встречается очень редко. Пример такой любви – любовь Желткова к Вере Шеиной. Этот человек положил всю свою жизнь к ногам любимой женщины, он никогда ничего […]...
  8. ­Разум и чувства Повесть Александра Куприна “Гранатовый браслет” давно и заслуженно заняла свое место на полках русской литературы. Эта история любви, которая поражает своей глубиной и эмоциональностью. Путем изображения чувств Г. С. Желткова, автор старается дать ответ на вопрос, волнующий всех людей во все времена, что же такое любовь. Так получились, что чувства этого бедного […]...
  9. Нет, наверное, на свете ни одного поэта и писателя, кого не волновала бы Тема любви – самого глубокого и возвышенного чувства. Порой, трагического, но всегда самозабвенно преданного и нежного. И если Пушкин и Лермонтов говорили “языком любви”, а Маленький принц Экзюпери восклицал, что был молод и не умел любить, то наш современник Денис Майданов в […]...
  10. ­Что важнее – любить или быть любимым? Когда-то великий русский классик И. А. Бунин сказал: “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”.­ В этой фразе отражена вся суть любви, как счастья в жизни каждого человека. Любовь способна окрылять человека, совершенствовать его, наделять индивидуальностью. Как говорил М. А. Булгаков: “Кто сказал, что нет […]...
  11. ­Книжка подаренная сестрой Александр Иванович Куприн был из тех писателей, которые верили в силу любви и романтизма. В своих произведениях автор использует множество маленьких деталей, которым отводится определенная смысловая роль. Иначе говоря, он создает символические образы, на которых и строится весь фундамент повествования. В повести “Гранатовый браслет” основополагающая роль отводится, конечно же, подарку главной героини […]...
  12. Рассказ Александра Ивановича КупринА “Гранатовый браслет” был создан на основе реальных событий. Телеграфный чиновник Желтиков был влюблен в замужнюю Людмилу Ивановну Любимову. Эта история послужила опорой в написании рассказа. В произведении Александр Иванович показывает нам настоящие искренние чувства. Любовь, которую испытывал Желтков была чистой, искренней, но, к сожалению, безответной. Сюжет рассказа довольно-таки интересен и оригинален. […]...
  13. В данном произведении автор повествует нам о любви чистой, искренней, бескорыстной, и в то же время трагической. Мы сталкиваемся с настоящей любовью Желткова по отношению к Вере Шеиной, находящейся замужем за Василием Шеиным. Княгиня сама говорит о том, что прежняя страстная любовь к мужу давно прошла. Желтков же много лет писал ей письма, собирал ее […]...
  14. Куприн изображает истинную любовь как высшую ценность мира, как непостижимую тайну. Для такого всепоглощающего чувства не существует вопроса “быть или не быть?”, оно лишено сомнений, а потому часто чревато трагедией. “Любовь всегда трагедия, – писал Куприн, – всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть”. Куприн был глубоко убежден в том, что […]...
  15. Желтков Желтков был молодым человеком, который уже давно влюбился в Веру Николаевну. Сначала он осмеливался писать ей письма. Но когда она попросила его этого больше не делать, он тут же прекратил, так как его любовь была выше его собственных желаний. Сначала он мечтал о встрече и хотел ответа, но, поняв, что у него ничего не […]...
  16. Главный герой повести – Желтков испытывает сильные, но, к сожалению, безответные чувства к княгине Вере Николаевне Шеиной. Этой любви не суждено было стать взаимной, поэтому герой всю свою жизнь жил лишь мечтой об этом. Но безответные чувства ничуть не пугали героя, он жил ими. Эта любовь, пусть и безответная была для него стимулом жить, блаженством […]...
  17. В один день праздновала свои именины княгиня Вера Николаевна Шеина. Отмечала она на даче, так как их с мужем квартира была на ремонте. На праздник было приглашено много гостей, и именинницу немного смутило, что гостей было тринадцать. Гости пошли играть в покер, а Вера ушла на веранду, где горничная отдала ей таинственный пакет. В нем […]...
  18. В произведениях А. Куприна мы встречаемся с любовью бескорыстной, не требующей награды. Писатель считает, что любовь – не миг, а всепоглощающее чувство, способное поглотить жизнь. В “Гранатовом браслете” мы сталкиваемся с настоящей любовью Желткова. Он счастлив, потому что любит. Ему неважно то, что Вере Николаевне он не нужен. Как говорил И. Бунин: “Всякая любовь – […]...
  19. “Гранатовый браслет” – одно из наилучших рассказов выдающегося русского писателя А. И. Куприна, в котором автор осуждает буржуазную мораль, бездуховность, лицемерие современного ему общества. Позиция автора раскрывается читателем постепенно. Композиция рассказа довольно сложная, а его название имеет символический характер. Действие рассказа начинается из загадочного случая: на день рождения княгини Вере неизвестный приверженец дарит браслет с […]...
  20. Повесть А. И, КупринА “Гранатовый браслет”- повествование о великой неразделенной любви, которая может случиться лишь раз в тысячу лет. Куприн в своей повести ввел много символик, для того чтобы мы могли увидеть истинный смысл рассказа. Первым символическим образом можно считать указание автора на отвратительную погоду, которая присуща в середине августа северному побережью Черного моря. Данная […]...
  21. Тема любви волнует и будоражит многих представителей искусства и литературных деятелей. Писатели всех времен воспевали это чувство, его красоту, величие и трагизм. А. И. Куприн – один из тех писателей, кто раскрывает тему любви в разных ее проявлениях. Два его произведения “Олеся” и “Гранатовый браслет” написаны в разное время, но их объединяет тема трагичной любви. […]...
  22. ЛЮБОВЬ СИЛЬНЕЕ СМЕРТИ (по повести А. И. Куприна “Гранатовый браслет”) А. И. Куприна не зря называют певцом возвышенной любви. Три его повести: “Гранатовый браслет”, “Олеся”, “Суламифь” объединены этой прекрасной темой. В повести “Гранатовый браслет” герои много говорят и спорят о любви. Любовь в их рассказах предстает в многообразных формах – это и внезапное увлечение юной […]...
  23. В творчестве А. Куприна тема любви затрагивается неоднократно, но в рассказе “Гранатовый браслет” это чувство показано особенно ярко, красочно и трагично. Яркими красками писатель показывает мучительную и неразделенную любовь к некому идеалу, большое и трепетное чувство, которое сопротивляется с бездуховностью этого мира. Писатель обращается в этом рассказе к одной из самых важных тем. Для него […]...
  24. Одним из вечных вопросов в нашем мире является вопрос: А возможно ли счастье без любви. Многие люди считают, что счастье в деньгах или славе, или в уважении и почете, но на самом деле человек не может быть счастливым полностью, если он хотя бы раз в жизни не любил по-настоящему. Быть может эти чувства давно прошли, […]...
  25. Удивительной судьбы человек был Александр Иванович Куприн. Человек широкой, доброй, отзывчивой души. Натура сильная, кипучая. Громадная жажда жизни, стремление все знать, все умет^, все испытать самому. Огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает ему честь и как человеку, и как писателю. Многое познал он в жизни и сумел свой жизненный […]...
  26. Перед читателем – великолепнейшее произведение А. И. Куприна о любви, все поглощающей и придающей жизни смысл. “Гранатовый браслет” состоит из тринадцати частей. Его герои – княжна Вера Николаевна Шеина; ее муж Василий Львович, ее сестра – Анна, ее брат Николай Николаевич. С первых строк автор повествует о главной героине, Вере Николаевне, которая со своей семьей […]...
  27. Слава храбрецам, которые осмеливаются Любить, зная, что всему этому придет конец. Е. Щварц “Да святится имя Твое…” Я прочитала последние строки. Я чувствую печаль и восторг. И во мне звучит Бетховенская соната. Я плачу. Почему? То ли это просто жалость к несчастному Желткову, то ли восхищение огромным чувством маленького человека. Да и можно ли его […]...
  28. Любовь – тема вечная в литературе. Думаю, никакая из других тем не бывает столь субъективной в изображении. У каждого творца свой взгляд на изображение этого чувства, поэтому любовь в литературе так многолика. В некоторых произведениях А. КупринА мы встречаемся с изображением любви, как чувства наивысшей высоты и чистоты, чувства бескорыстного, не требующего награды. Писатель доказывает, […]...
  29. Если ты любишь, не вызывая взаимности, то есть если твоя любовь как любовь не порождает ответной любви… то твоя любовь бессильна, и она – несчастье. К. Маркс Я хочу Вам рассказать о прекрасном чувстве, которое невозможно купить или продать, для которого не существует понятий “богатый” и “бедный”, а существует только “влюбленный” и “невлюбленный”, во имя […]...
  30. А. И. Куприна не зря называют певцом возвышенной любви. Три его повести: “Гранатовый браслет”, “Олеся”, “Суламифь” объединены этой прекрасной темой. В повести “Гранатовый браслет” герои много говорят и спорят о любви. Любовь в их рассказах предстает в многообразных формах – это и внезапное увлечение юной болгаркой, о которой рассказывает генерал Аносов, и “святая, чистая, вечная […]...
  31. Есть у А. И. Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви. Иногда кажется, что о любви в мировой литературе сказано все. Что можно поведать о любви после шекспировской истории Ромео и Джульетты, после пушкинского “Евгения Онегина”, после “Анны Карениной” Льва […]...
  32. ­Николай Николаевич Николай Николаевич – второстепенный герой повести Куприна “Гранатовый браслет”; брат Веры и Анны; холостяк с удачной карьерой. Фамилия героя – Мирза-Булат-Тугановский. Николай Николаевич оказался в числе приглашенных гостей по случаю именин Веры Николаевны. Он стал свидетелем подарка от таинственного “телеграфиста”, адресованного его замужней сестре, что ему было не особо приятно. Вместе с князем […]...
  33. ­Василий Шеин Василий Шеин – один из главных персонажей повести А. И. Куприна “Гранатовый браслет”; муж Веры Николаевны и брат Людмилы Львовны Дурасовой; князь и губернский предводитель дворянства. Василий Львович высоко почитаем в обществе. У него налаженный быт и внешне благополучная во всех отношениях семья. На самом деле, жена к нему ничего кроме дружеских чувств […]...
  34. Это любовь, которою Богу было угодно За что-то меня вознаградить. А. Куприн. Гранатовый браслет Как часто нам в реальном мире, с его проблемами, привычками, бытовыми неурядицами, кажется, что из жизни исчезли и поэзия, и нетронутая красота, и сильные, возвышающие человека чувства. А ведь на самом деле все это никуда не делось, просто нужно дать себе […]...
  35. Княгиня Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства, уже какое-то время жила вместе с мужем на даче, потому что шел ремонт их городской квартиры. Сегодня был день ее именин, а потому должны были приехать гости. Первой появилась сестра Веры – Анна Николаевна Фриессе, бывшая замужем за очень богатым и очень глупым человеком, который ничего не делал, […]...
  36. А. И. Куприн Гранатовый браслет Княгиня Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства, уже какое-то время жила вместе с мужем на даче, потому что шел ремонт их городской квартиры. Сегодня был день ее именин, а потому должны были приехать гости. Первой появилась сестра Веры – Анна Николаевна Фриессе, бывшая замужем за очень богатым и очень глупым […]...
  37. Сверток с небольшим ювелирным футляром на имя княгини Веры Николаевны Шеиной посыльный передал через горничную. Княгиня выговорила ей, но Даша сказала, что посыльный тут же убежал, а она не решалась оторвать именинницу от гостей. Внутри футляра оказался золотой, невысокой пробы дутый браслет, покрытый гранатами, среди которых располагался маленький зеленый камешек. Вложенное в футляр письмо содержало […]...
  38. Начало 20 века дало русской литературе немало талантливых имен. Александр Иванович Куприн – одно из них. К творчеству этого автора существует очень неоднозначное отношение, поскольку он затрагивал и раскрывал такие темы, о которых не решались говорить другие. У Куприна было свое, уникальное, восприятие любви. Он считал, что настоящее чувство встречается в нашей жизни очень редко, […]...
  39. Теме любви посвящено, пожалуй, наибольшее количество произведений мировой литературы. И это не удивительно, ведь любовь – самое сильное чувство, которое испытывает человек за всю свою жизнь. Каждый автор раскрывает эту тему по-своему, руководствуясь своим жизненным опытом, моральными принципами, внутренними идеалами. В отечественной литературе 20 века очень интересно, на мой взгляд, раскрывал тему любви А. И. […]...
Сочинение на тему: Что это было любовь или сумасшествие? в рассказе Гранатовый браслет, Куприн

Он освещает тот момент жизни, когда Желтков писал его жене Вере о своей любви. “…В конце скромная подпись: “По роду оружия я бедный телеграфист, но чувства мои достойны милорда Георга. Не смею открывать моей полной фамилии - она слишком неприлична. Подписываюсь только начальными буквами: П. П. Ж. Прошу отвечать мне в почтамт, посте рестанте”…”. Сразу же можно отметить то, что слово “скромно” с остальным сказанным входит в диссонанс. В целом это шутливое изображение романтической фигуры, но вызывает оно не только смех, но и жалость. Не стоит сомневаться в том, что инициалы Желткова изменены не спроста. ППЖ – это походно-полевая жена, а такие “жёны” или “мужья” хранили верность лишь на войне, причём очень крепкие, но в мирное время в них не было никакого смысла. Так же невостребованны отношения Желткова и Веры. Конец этой “забавной” истории требует особого внимания: “…Вот он в сумасшедшем доме.

А вот постригся в монахи. Но каждый день неуклонно посылает он Вере страстные письма…Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов - наполненный его слезами…”, – всё это словно искривлённое отражение будущих событий. В первых двух предложениях Шеин помещает телеграфиста в сумасшедший дом и монашескую келью. Два этих места объединяет то, что человек, прибывающий в них, полностью отрезан от внешнего мира. Такой человек становится девиантом, уходящим от нормы. Символ любви Желткова – гранатовый браслет, который Вера получает вместе с письмом. Этот браслет низкопробный и толстый, имеющий ценность только для того, кто его дарит. Он совершенно безвкусный. Зелёный гранат, маленький камушек, находящийся в середине, согласно уральским легендам действует как приворотное зелье. Остальные гранаты, как описывается в тексте, большие и прекрасные, они символизируют верность. Это может говорить о том, что Желтков за своей верностью и преданностью скрывает безумное желание завладеть своей возлюбленной. Но он, как человек невменяемый, не может ничего сделать, он не предпринимает никаких разумных действий. В своём письме он выражается безобразно, каждое его слово взывает к жалости или подчёркивает то, как он “добр” и “мил”. Но это уже не та карикатура, которая была в начале, и поэтому письмо воспринимается читателем совершенно по-другому. В письме нашего героя изложена та правда, в которую он верит. (значение браслета, пожелание счастья).

То, о чём говорит Желтков, заставляет убедиться нас в его невменяемости: “Я мысленно кланяюсь до Земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите.”. Желтков помешан на Вере, он заполняет всю свою жизнь ей, в чём мы ещё убедимся. В конце повести главный герой совершает самоубийство, а графиня получает новое письмо. “Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас…”, – говорит Желтков. Он заменил все истинные ценности жизни тем, что связанно с Верой:”…сжигаю все самое дорогое, что было у меня в жизни: ваш платок, который, я признаюсь, украл…Вашу записку, - о, как я ее целовал, - ею Вы запретили мне писать Вам. Программу художественной выставки, которую Вы однажды держали в руке и потом забыли на стуле при выходе…”. Это ли не настоящее сумасшествие? Любовь – это желание отдать всё то, что есть у тебя, на благо человеку, желание сделать его счастливым. Желтков же врывается в жизнь главной героини, доставляет неудобство её семье, но самое главное – вызывает у неё жалость, заставляет её плакать и жалеть об упущенном. И. А. Куприн – не писатель-романтик, он реалист, что уже говорит о многом. Пресловутому глазу читателя попадается отлично сложенный сентиментальный сюжет, но подтекст кроет в себе его истинную суть. Любовь Желткова – это желание получить Веру, которое терзает его, медленно убивает. “Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже почти понял, что передо мною мертвый человек.”

Сочинение на тему “Что это было?…Любовь или сумасшествие?” (по повести “Гранатовый браслет” И. А. Куприна)” обновлено: 12 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Всегда вызывали множество споров и толков у людей и критиков. Что это было? Сумасшествие или настоящая любовь, которая приходит не ко всем и встречается только у некоторых счастливчиков. Многие считают, что это чувство, которое вызывала Вера Николаевна у молодого человека похоже на сумасшествие, что он маньяк и его нужно опасаться. Многие считают ненормальным его поведение, его письма, его подарок, то, что он столько лет не изменял своей любви, и даже умер, чтобы­ его идеалу стало лучше. Очень часто это называют помешательством, и если бы такое случилось сейчас, то, скорее всего, все бы покрутили пальцем и виска и сказали, что у парня «были не все дома».

Но на протяжении всего произведения постепенно автор приводит нас к мысли, что это было настоящее глубокое уважительное чувство любви, которая случается раз в тысячу лет, не со всеми и не всегда. Автор дает нам понять, что это было совсем не сумасшествие, это была всепоглощающая­ любовь. Это понимают и сами герои, которые сталкиваются с Желтковым лицом к­ лицу после стольких лет, когда он был только невидимым образом, когда он существовал только в их мыслях и воображении. Но вот Василий Львович приезжает к нему на квартиру после подарка и видит человека, глубоко несчастного, но совсем не сумасшедшего. Он видит человека, который любит и уважает его жену, и который понимает, что не может ее любить, потому что она уже принадлежит другому.

Каждый, кто видит его, понимает, что перед ним трагедия любви, трагедия настоящей любви, вполне адекватного человека,­­ которому выпала доля любить безответно. Несмотря на это, его пример – это именно то, о чем говорил генерал Аносов. Он рассказывал о том, что мужчины обмельчали уже и не способны на чувства. Но иногда случается любовь, которая стразу становится заметной. Которую многие ждут годами, и не могут найти, и которую часто просто не замечают.

Что это было любовь или сумасшествие?

Отношения Желткова к Вере Николаевне всегда вызывали множество споров и толков у людей и критиков. Что это было? Сумасшествие или настоящая любовь, которая приходит не ко всем и встречается только у некоторых счастливчиков. Многие считают, что это чувство, которое вызывала Вера Николаевна у молодого человека похоже на сумасшествие, что он маньяк и его нужно опасаться. Многие считают ненормальным его поведение, его письма, его подарок, то, что он столько лет не изменял своей любви, и даже умер, чтобы­ его

идеалу стало лучше. Очень часто это называют помешательством, и если бы такое случилось сейчас, то, скорее всего, все бы покрутили пальцем и виска и сказали, что у парня “были не все дома”.

Но отношение к этому не было другим и в том время, потому что окружающие тоже не понимали этот страсти почти незнакомого человека к девушке, а потом замужней женщине, которая даже никогда не видела того, кто присылал ей письма. Невозможно было поверить­ в то, что такие эмоции еще существуют, и они способны выжить в современном мире.

Но на протяжении всего произведения постепенно автор приводит нас к мысли, что это было настоящее

глубокое уважительное чувство любви, которая случается раз в тысячу лет, не со всеми и не всегда. Автор дает нам понять, что это было совсем не сумасшествие, это была всепоглощающая­ любовь. Это понимают и сами герои, которые сталкиваются с Желтковым лицом к­ лицу после стольких лет, когда он был только невидимым образом, когда он существовал только в их мыслях и воображении. Но вот Василий Львович приезжает к нему на квартиру после подарка и видит человека, глубоко несчастного, но совсем не сумасшедшего. Он видит человека, который любит и уважает его жену, и который понимает, что не может ее любить, потому что она уже принадлежит другому.

Он видит человека, который счастлив только от того, что счастлива Вера Николаевна, и он благодарен Богу за то чувство, которое он ему послал, хотя оно и принесло ему только страдания. Его посетила любовь настоящая, бескорыстная, которая не ищет себе выгоды, которая радуется, если объект ее любви в порядке и в покое. Желтков понимает, что так не может дальше продолжаться, потому что он не сможет прекратить свою любовь, но она не приносит счастья никому. Он не может обещать, что он перестанет любить Веру Николаевну, поэтому он совершает поступок, от которого всем должно было стать легче, он уходит.

Но легче не становится, потому что никто не ожидал такого. Когда герои хотели разобраться, они не представляли, насколько глубоко и правдиво желтков влюблен и насколько он, на самом деле, не сумасшедший.

Каждый, кто видит его, понимает, что перед ним трагедия любви, трагедия настоящей любви, вполне адекватного человека,­­ которому выпала доля любить безответно. Не смотря на это, его пример – это именно то, о чем говорил генерал Аносов. Он рассказывал о том, что мужчины обмельчали уже и не способны на чувства. Но иногда случается любовь, которая стразу становится заметной. Которую многие ждут годами, и не могут найти, и которую часто просто не замечают.

Желтков стал жертвой любви, которая пришла к нему неожиданно. И он сполна за это поплатился. Кроме того, учитывая все рассказы, который мы услышали от Аносова, ни разу за его жизнь настоящая любовь не принесла влюбленному счастья. Его полковой товарищ, который бескорыстно любил свою жену, мальчишка прапорщик, влюбленный во взрослую женщину, а потом – Желтков. Отсюда возникает резонный вопрос, а может настоящая любовь она и не может быть взаимной, когда люди выходят замуж или женятся. Настоящая любовь бескорыстна и самоотверженна, она жертвует, может для того, чтобы понять, что это настоящее чувство, им обязательно нужно пожертвовать, показать, что для влюбленного главное – это не его счастье, а счастье возлюбленного человека.

Другие работы по этой теме:

  1. ­Что важнее – любить или быть любимым? Когда-то великий русский классик И. А. Бунин сказал: “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”.­...
  2. Главная героиня повести – Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства – приятно проводила время в компании сестры Анны у себя на приморской даче, ожи­дая скорого...
  3. Тема любви волнует и будоражит многих представителей искусства и литературных деятелей. Писатели всех времен воспевали это чувство, его красоту, величие и трагизм. А. И. Куприн...
  4. В творчестве А. Куприна тема любви затрагивается неоднократно, но в рассказе “Гранатовый браслет” это чувство показано особенно ярко, красочно и трагично. Яркими красками писатель показывает...

Что такое любовь? Многие философы и литературные деятели давали своё объяснение этому понятию. К примеру, Бердяев Николай Александрович говорил, что «Любовь – не только благодать, но и активность самого человека». А вот китайский философ Омар Хайям ассоциирует любовь с вином: по его мнению, человеческий организм как сосуд, а любовь как вино наполняет сосуд духовной составляющей. Фихте Иоганн давал такую характеристику этому всепоглощающему чувству – «Только в любви - жизнь, без неё - смерть и уничтожение». Вот и А.И.Куприн не оставил без внимания этот вечный вопрос и раскрыл его в своём рассказе «Гранатовый браслет».

Является ли любовь Желткова к Вере «единой, всепрощающей, на всё готовой, скромной и самоотверженной» или же она сумасшедшая и маниакальная? Это главная проблема повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна.

С одной стороны, любовь Желткова – это та любовь, о которой, пожалуй, мечтает каждая женщина, в том числе и Вера, – любовь истинная и самоотверженная. Об этом можно судить по письмам Желткова: «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне как громадное счастье любовь к Вам. Для меня вся жизнь заключается в Вас». Но если посмотреть с другой стороны, любовь – это действительно сумасшествие. Желтков влюбился в Веру, однажды увидев её в цирке, то есть он полюбил не столько её саму, сколько её внешность, что означает простое физическое влечение. Но ведь настоящие искренние чувства всегда основаны на духовных составляющих человека.

Несмотря на то, что Куприн, скорее всего, считает такое положение вещей любовью, а не сумасшествием («Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим. И для него не существовало жизни без тебя». «Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь»), я убеждена: то чувство, которое испытывал Желтков к Вере, – это не любовь, а настоящее сумасшествие, это психическое расстройство, которое в конечном итоге привело главного героя произведения к самоубийству.

Вместе со статьёй «Сочинение «Что это было – любовь или сумасшествие?» (Гранатовый браслет)» читают:

Цель урока:

определить понятия любовь, сумасшествие.

Задачи:


  • показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе;

  • расширить представления учащихся о Куприне – мастере художественного слова;

  • формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку изобразительное искусство;

  • вызвать чувство восхищения прекрасной и бескорыстной любовью.
Ход урока:

Орг. момент

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим…(читает ученик)

«Я встретил вас…» (романс в исп. Сультеевой Ландыш и Юнусовой Динары)

Слово учителя

Добрый день, ребята. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (Ответы учащихся)

Правильно. О любви. Во все века и времена любовь считалась чувством, которое не нашло себе истолкователя. Ответ на вопрос «Что такое любовь?» искали и продолжают искать философы, писатели, поэты, художники, композиторы… Сегодня мы с вами тоже попытаемся понять это чувство. Что же это такое любовь?

11. Повторение изученного.

Какие произведения о любви вы знаете? (Ответы учащихся) Вы читали и анализировали повесть Куприна «Олеся». Вспомним сюжет повести. В глуши леса, в Полесье, жила бабка Мануйлиха со своей внучкой Олесей. Жители деревни считали Мануйлиху ведьмой, да и Олесю называли колдуньей. Мать Олеси сожгли, думая, что колдунья. Бабка чудом спасла Олесю и скрылась с ней далеко в лесу. Однажды в полеские леса приезжает на охоту Иван Тимофеевич, молодой барин. Произошла неожиданная встреча его и Олеси. Иван Тимофеевич искренне полюбил Олесю. Девушка тоже отвечала взаимностью. Но у этой любви нет продолжения. Почему?

- Олеся дитя природы, неразрывно связана с ней. Доброта, деликатность, понимание, мудрость – вот качества ее характера. Она очаровала, околдовала И. Т. (песня «Очарована, околдована») Искренне ли она любила? (Да, искренне)

- Но почему она рассталась с ИТ.? (потому что она хочет, чтобы ее любимый был счастлив)

-Какая главная деталь символизирует несгорающую любовь Олеси? (Коралловые бусы. Каждая бусинка как огонек этой любви)

111. Переход к основной части урока.

- Сегодня мы пройдемся по страницам следующего произведения Куприна- рассказа «Гранатовый браслет». Запишите тему урока. Сюжет произведения: мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в светскую даму. Восемь лет длится безответная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек членов семейного клана князей Шеиных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных писем.

- Готовимся к ЕГЭ. Вспомните пароним слова АДРЕСАТ (АДРЕСАНТ)

- Любовь « маленького человека» заканчивается трагически, он погибает, не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленностью очерствевших людей. В этом рассказе показана бескорыстная и самоотверженная любовь. Попробуем дать свою характеристику любви.(Составление синквейна.)

- Любовь – загадочное чувство.

1У. Проверка домашнего задания. Символика любви.

У. Основная часть.

а) Прототипы рассказа. (В основе произведения лежит реальный факт – история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л.Любимова. О дальнейшей судьбе Желтова ничего неизвестно)

б)Беседа по рассказу.

- Как художественно преобразил автор реальную историю? (Воплотил в своем творении идеал прекрасной, всемогущей, но не взаимной любви, показал, как «маленький человек» способен на большое чувство. Закончил гибелью героя, которая заставила Веру Николаевну задуматься о любви, о чувстве, заставила ее переживать, сочувствовать, что она не делала ранее)

- Какие социальные преграды отодвигают любовь героя в сферу недоступной любви? (различное социальное положение- княгиня- мелкий чиновник; Вера Н. замужем, поэтому не может ответить взаимностью; Вера Н. выросла в другом мире – светском обществе, которое порой лишает человека искренности, красоты чувств и мыслей)

Физминутка

У1. Работа в группах.

Задание.

1группа. Лексическое поле Веры Николаевны.

2 группа. Лексические поле Желткова.

3 группа. Характеристика общества через образ Булата-Тугановского.

- Вопросы:

-Надо ли бороться за любовь?

- Самоубийство – это выход? (Жизнь – одна, надо ценить ее, воспринимать такой, какая она есть, преодолевать трудности)

У11. Именины Веры Николаевны.

- С чего начинается рассказ? (описание природы)

- Какое настроение создает природа? (грусть, тоска, печаль, ожидание чего-то трагического)

- Как Куприн рисует главную героиню? (неприступность, внешняя недоступность, имеет титул княгини, царственно спокойна и равнодушна, нежно любит сестру, преданный друг мужа)

- Сколько было гостей? (13, Вера Н. была суеверной, ожидание трагедии)

- Какой эпизод произвел на вас неприятное впечатление? (как князь Шеин демонстрировал рукописный альбом, где воспроизводится любовная история княгини Веры и телеграфиста Желткова)

- Высший свет какой? (высший свет безнравственен, ему чужды возвышенные любовные чувства)

- Какие подарки получила Вера Н.? (от мужа – серьги, от сестры- записную книжку в удивительном переплете, от Желткова – браслет)

- Браслет Желткова на фоне других подарков выглядит «безвкусной безделушкой».

- Цвет? (красный) Вспомните коралловые бусы Олеси. Красный цвет -цвет любви. Гранаты горят как пылающее сердце Желткова. Это самое дорогое, что у него есть. Он хотел принести ей радость (Песня «Радовать»- Как был воспринят Верой и ее семьей подарок Желткова? (Вера – встревожилась, заволновалась; Для мужа – предмет насмешек; брат Веры проявляет презрение к человеку низшего круга)

- Именно Аносов размышляет о настоящей любви. Кто такой Аносов? (друг покойного отца Веры, она называет его дедушкой) Аносов – мудрый, благородный, простой.

- Как Аносов относится к любви? («любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты мужчины, в двадцать лет присыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью»

- Любовь, как у Желткова, бывает раз в тысячу лет. Сильная, страстная, вечная. Любовь Желткова – любовь на расстоянии. Как вы думаете, если бы Желтков стал мужем Веры Н., любовь превратилась бы в быт? Существует ли настоящая любовь? Что это такое? Есть примеры? (учащиеся могут рассказать о родителях, знакомых)

Эпизод из фильма. Письмо Желткова.

- Развязка наступила быстро. Трагический финал. Желтков не знал, что любовь сыграет с ним жестокую шутку, что будет жестокой, но чувству не прикажешь. (Песня «Я не знал, что любовь может быть жестокой»)

- Когда Вера Николаевна узнала о смерти Желткова, она идет попрощаться с умершим, она чувствует свою вину. Нужно ли было уходить из жизни?

- Что испытывает Вера Николаевна, всматриваясь в лицо того, кто ушел из жизни из-за нее? (Она поняла, что Желтков – великий человек.)

- Каким настроением проникнут финал рассказа? (настроением светлой грусти, умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера Николаевна, ей открылось нечто недоступное ранее. В пробуждении души Веры Николаевны большое значение имеет музыка. (Соната Бетховена)

- После смерти Желткова пианистка Жени Рейтер играет для Веры Николаевны бессмертную бетховенскую сонату, ту самую, о которой он писал ей в последнем письме. Видимо, эта музыка раскрыла Вере красоту его любви и помогла ей все понять и почувствовать себя прощенной.

- Выводы: Желтков – отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживает не только сочувствия, но и преклонения. В чем, по-вашему, состоит любовь? (Любовь возвышает человека, преображает его душу, любовь расцветает в сердце Желткова и дарит ему огромное счастье. Только он ограничил жизнь лишь этим чувством, вот это плохо. («Любовь не только возвышает…»)

У111. Рефлексия.

-Что вам дал этот урок? Какие выводы мы сделаем для себя? Все-таки что же это было: любовь или сумасшествие?

1Х. Домашнее задание. «Мои размышления» Что есть любовь?

Урок литературы 11 класс

«... Что это было: любовь или сумасшествие?»

По рассказу А.И. Куприна “Гранатовый браслет”

Коломийцева Ольга Михайловна учитель русского языка и литературы

Цели урока:

    Показать редчайший дар высокой любви, величие пережитого простым человеком.

    Показать, как писатель изображает процесс пробуждения че­ловека.

    Развивать филологическое мышление учащихся.

    Формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, искусство.

Ход урока.

    Слово учителя.

вучит соната №2 Бетховена. Под звуки музыки учитель литературы читает строки о любви.)

В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал,

Кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот все равно,

Что не жил...

Эти слова о любви принадлежат Ж.Б. Мольеру. Что же это такое лю­бовь? По мнению Александра Ивановича Куприна, любовь - это чувство, «которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя». Ответ на этот во­прос искали и продолжают искать философы, писатели, поэты, художники, композиторы, и мы с вами тоже пытаемся понять это чувство

Любовь, любовь - загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Всегда во всем старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе у трата Или обогащеиье без конца?

Горячий день, какому нет заката Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждет?

С природою, с беспамятством слиянье И вечный мировой круговорот?

Так размышляет о любви Всеволод Рождественский. И еще несколько мыслей о любви. Прочтите их и запишите в тетрадь.

(Учащиеся выразительно читают и записывают в тетрадь высказыва­ния о любви, помещенные на доске)

«Первый признак любви - благоговение. Мы боготворим того, в кого мы влюблены, и это совершенно справедливо, ибо ничто на свете не срав­нится для нас с предметом нашей страсти».

(Блез Паскаль)

«Словно солнце горит, не сгорая, любовь. Словно птица небесного рая - любовь. Но еще не любовь - соловьиные стоны, Не стонать, от любви умирая, - любовь!»

(Омар Хайям)

«Любовь огонь не свети: все темно, А светит так сгореть не мудрено» (Восточная мудрость)

«Любовь - как дерево; она вырастает сама собой, пускает глубокие корни во все паше существо и нередко продолжает зеленеть и даже цвести на развалинах нашего сердца».

(Виктор Гюго)

«Раны от любви если не убивают, то никогда не заживают».

(Джордж Н.Г. Байрон)

«У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание».

(К. Г. Паустовский)

    Один из таких «сюжетов» и станет предметом нашего внимания сегодня.

Сразу запишем вопрос, ответ на который вы дадите в конце урока: какое из высказываний о любви, услышанных в самом начале занятия, вы бы использовали в качестве эпиграфа к уроку? Обоснуйте свой выбор.

Сначала проведем викторину - вспомним подробности, детали рас­сказа, имена и фамилии героев. Проверим, насколько внимательно вы чи­тали произведение.

    Викторина

    Где и когда происходит действие рассказа? (Черноморский ку­рорт, осень, сентябрь.)

    Фамилия сестры Веры? (Фриессе.)

    Кто был предок княгини Веры? (Тамерлан.)

    Что подарила Анна сестре? (Записную книжку.)

    Что подарил Вере муж? (Серьги из грушевидных жемчужин.)

    Чей это портрет: «... пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очарова­тельной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных ми­ниатюрах»? (Вера.)

    Чей это портрет: «Она была на полголовы ниже, несколько широ­кая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами... однако, пленяло какой-то неуловимой и не­понятной прелестью...»? (Анна.)

    Имя знаменитой пианистки, подруги Веры по Смольному инсти­туту? (Женни Рейтер.)

    Имя мужа Веры? (Князь Василий Львович.)

    Чей это портрет: «Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки... У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть пре­зрительным выражением в прищуренных глазах... какое свойст­венно мужественным и простым людям...»? (Генерал Аносов.)

    Фамилия Веры до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)

    Кто «... хохотал громко и восторженно, и худое, гладко обтянутое блестящей кожей лицо, с прилизанными жидкими, светлыми во­лосами, с ввалившимися глазными орбитами, походило на череп, обнаживший в смехе прескверные зубы»? (муж Анны - Густав Иванович.)

    Имя Желткова? (Георгий.)

15. Чей это портрет: «... очень бледный, с нежным девичьим ли­цом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти»? (Желтков.)

    Кто эта женщина, которая «... обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала»? (Вера.)

    Кому принадлежат слова: «А где же любовь-то? Любовь бескоры­стная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - "сильна, как смерть"? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на муче­ние - вовсе не труд, а одна радость. Постой, постой Вера, ты мне сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почем знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»? (Генералу Аносову.)

    Беседа.

    О чем произведение Куприна? Почему оно названо «Гранато­вый браслет»?

(В рассказе «Гранатовый браслет» воспевается бескорыстное святое чувство «маленького человека», телеграфиста Желткова к аристократке, княгине Вере Николаевне Шейной Восстановим в памяти основные события, описанные в произ­ведении.

Мы определили место, где происходит действие рассказа (Черномор­ский курорт). Наступила осень. Рассказ, состоящий из 13 глав, начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте ее. (Ученик читает фрагмент-текста.)

    Какую роль играет в произведении первая г лава?

    Какое настроение создает пейзаж?

(Первая глава является вступлением. Содержание ее готобит читателя к восприятию дальнейших событий. Сразу возникает ощущение увядаю­щего мира: в осеннем пейзаже, в печали пустых дгч с разбитыми стеклами, в опустевших клумбах. Невольно заостряешь внимание на фразе: «Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь эту мутную кисею дождя на этот жалкий скарб».

Но вот погода вдруг резко и неожиданно переменилась: «Деревья ус­покоились, бесшумно и покорно роняли желтые листья». Такое же спо­койное, холодное, благоразумное существование характерно для героини рассказа - княгини Веры Николаевны Шейной, женьг предводителя дво­рянства.)

(Он проводит параллель между внутренним состоянием Веры и опи­санием осеннего сада.)

    Найдите и прочитайте описание (вторая глава).

    Этому описанию предшествовало описание чувств Веры к му­жу. Прочитайте со слов: «Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу...»

    Что объединяет эти описания: чувств Веры и сада?

(Показать, что душа Веры пребывает и состоянии дремы. «И Вера была строго проста, со всеми холодна... любезна, независима и царствен­но, спокойна».)

-- Завязка действия происходит в день именин княгини Веры, 17 сен­тября. Куприн пишет: «Вера Николаевна Шейна всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного». Что же «счастливо-чудесное» произошло в этот день?

(Вера получила подарки: от мужа, от сестры Анны и от человека с инициалами Г.С.Ж, а еще у Веры появилось предчувствие чего- то непри­ятного. Желтков разрушил «царское спокойствие» Веры)

    В четвертой главе Куприн знакомит читателей с гостями дома Шейных. В пятой главе во время праздничного обеда в душу Веры закра­лась тревога: «Она была суеверна». Оказалось, что гостей былй 13-. «Вот это нехорошо!» - подумала Вера про себя.

    Читатель ждет чего-то необычного. Куприн вносит в повествование элемент ожидания, таинственности, тревоги. Что же происходит далее?

(Вере преподносят подарок и письмо от Желткова.)

    Прочитайте описание подарка. Сравните его с подарками кня­зя и Анны.

(О серьгах. «Прекрасные серьги, какая прекрасная вещь! Прелесть! Где ты достала такое сокровище?»; о браслете: золотой, низкопробный, очень толстый. «Точно кровь!» - подумала с тревогой Вера.)

    Что мы узнали о браслете из письма Желткова?

(«По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он име­ет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смер­ти...»)

    - Почему Желтков подарил Вере именно браслет, семейную цен­ность, самую дорогую вещь, которая переходила от поколения к поколению женщинам в семье Желткова?

    Остановимся на письме Желткова Вере. Читаем его. Какую характеристику мы можем дать Желткову, прочитав это письмо?

    Сравним его письмо с письмом - признанием в любви, поме­щенным в юмористическом семейном альбоме Шейных; Как воспри­нимает муж Веры письма Желткова? (слова брата Веры, девятая глава).

    Что мы можем сказать о князе Василии Львовиче, муже Веры, прочитав этот эпизод? Как он описывает историю любви Желткова к Вере?

    Как относятся к любви эти два человека? А Вера?

    Способен ли князь Шейн глубоко и сильно любить? Есть ли ответ на этот вопрос в тексте рассказа? (Аносов о Васе.)

    Как относится князь Василий к своей жене? (Эпизод с юмористическим альбомом.)

    Какую роль в рассказе отводит Куприн генералу Аносову?

    Как он рассуждает о любви?

    Что узнал генерал Аносов о Желткове от Веры?

    Какую характеристику Желткова мы находим в рассказе Веры и в выводах Аносова?

(«Безумец; может быть, это просто ненормальный малый, маниак, по­чем знать? - может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины»)

    Далее все происходящее обостряет осознание Верой исключитель­ности прошедшей мимо нее любви, вплоть до предчувствия близкой смер­ти Желткова. Обратимся к эпизоду встречи князя Шенка и Николая Нико­лаевича с Желтковым. Найдите и прочитайте портретную зарисовку Желткова.

    Прочитайте вслух слова признания в любви Желткова в десятой главе и последнее письмо Желткова к Вере.

    Можно ли назвать чувство Желткова к Вере сумасшествием? * «Что это: любовь или сумасшествие?»

(Для доказательств приводим слова князя Шейна (десятая глава): «Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо...» и т. д. до слов: «я чувствую, что присутствую при какой-то громадной траге­дии души, и я не могу здесь паясничать» (одиннадцатая глава). «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим».)

    Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым (двенадцатая глава). Обратимся к этому эпизоду. Прочитаем вслух со слов: «В комнате пахло ладаном...» до конца главы.

    Почему Вера неожиданно заплакала? Неужели причиной слез стало «впечатление смерти» или есть другая причина?

(Она поняла, что «мимо нее прошла большая любовь, которая повто­ряется только один раз в тысячу лет».)

    Величие пережитого простым человеком постигается под звуки бетховенской сонаты номер два, как бы донесшей его потрясения, боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души Веры все суетное, мелкое, все­ляет ответное облагораживающее страдание.

    Музыкальное оформление.

Послушаем музыку. (Звучит бетховенская Largo Appassionato .)

    Почему Желтков «заставил» Веру слушать именно это бетховенское произведение?

    Почему слова, которые слагались в ее уме, оказались столь со­звучны настроению, выраженному в бетховенской музыке?

    (Учитель читает фрагмент текста под звуки музыки.)

    Вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим свою душу и жизнь ей. Как вы думаете, состоялось ли ответное чувство любви в душе Веры?

(Да. Ответное чувство Веры состоялось, пусть на мгновение, но наве­ки пробудив в ней жажду прекрасного, поклонение духовной гармонии.)

    В чем, по-вашему, состоит сила любви? (В преображении души)

    Показал ли это Куприн в рассказе? Докажите свое мнение.

(Восприятие Верой музыки: «Княгиня Вера обняла ствол акации,

прижалась к нему и плакала...».)

    О чем говорят слезы Веры?

(Это слезы, очищающие, возвышающие душу.)

    Почему Куприн дал рассказу название «Гранатовый браслет»?

    Понравилось ли вам это произведение? Обоснуйте свой ответ.

Постарайтесь высказать свои мысли, чувства, впечатления по поводу прочитанного. Какое высказывание вы выбрали бы в качестве эпиграфа к нашему уроку? (Заслушиваются мнения ребят.)

Домашнее задание.

Подготовиться к сочинению на одну из предложенных тем.

    «... что это было: любовь или сумасшествие?» (По рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет».)

Загрузка...