crimea-fun.ru

Тема вов. Сочинение: Тема великой отечественной войны в современной литературе

Тема Великой Отечественной войны в современной литературе

Примерный текст сочинения

Великая Отечественная война уже стала для нас историей. Мы узнаем о ней по книгам, фильмам, старым фотографиям, воспоминаниям тех, кому посчастливилось дожить до Победы. О ней писали участники и очевидцы тех трагических событий. И сейчас эта тема продолжает волновать писателей, которые открывают в ней новые аспекты и проблемы. К числу замечательных произведений о войне относятся повести Б. Васильева "А зори здесь тихие", "В списках не значился", роман Ю. Бондарева "Горячий снег" и многие другие.

Но я хочу обратиться к роману В. Гроссмана "Жизнь и судьба", который был написан в 1960 году, но только в конце 80-х стал известен широкому читателю. Поэтому он воспринимается как современное произведение о войне. В центре изображения находится Сталинградская битва, которая стала переломным событием в ходе Великой Отечественной войны. Однако роман Гроссмана поражает широтой охвата военной действительности, многообразием судеб и характеров, глубокими и интересными мыслями автора. Как полноправное действующее лицо входит в роман советское тоталитарное государство, с которым ведут жестокий поединок герои Гроссмана. Грозное, могучее, вездесущее, оно ломает и крушит человеческие судьбы, властно вмешивается в фронтовые будни, утверждая своим авторитетом культ насилия.

Когда читаешь роман, возникает впечатление, что советские воины и труженики тыла ведут изнурительную борьбу не только с фашизмом за освобождение России, но за свою личную свободу от тоталитарной мощи родного государства. Среди героических защитников Сталинграда особенно выделяется капитан Греков. Отчаянный смельчак, в котором живет неистребимое чувство свободы, уже взят на заметку как разносчик крамолы, опасный элемент. Капитан, собравший людей в осажденном доме "шесть дробь один", отбивший 30 атак, уничтоживший 8 танков, обвиняется в партизанщине. Политуправление фронта командирует боевого комиссара Крымова в окруженный дом, чтобы навести там большевистский порядок и в случае необходимости отстранить Грекова от командования. Да, он лихо воюет с немцами, презирая смерть, но его своевольное поведение недопустимо, ибо оно нарушает незыблемый порядок. Действительно, он может запросто нарушить беспроволочную связь с домом просто потому, что ему надоели строгие внушения командования, наотрез отказаться вести дневник боевых действий, дерзко отвечать комиссару на его допрос с пристрастием. В то время, как бойцы Грекова геройски воюют с врагом, комдива больше волнует вопрос о том, как ликвидировать это "государство в государстве", искоренить дух вольности, которым заразились бойцы. Но даже опытному комиссару Крымову не удалось справиться с этой ответственной задачей, ибо в доме "шесть дробь один" он столкнулся с людьми свободными, которые не пасуют перед посланцем партии. Они чувствуют себя сильными и уверенными, им не нужна моральная поддержка комиссара. В них достаточно мужества, чтобы смело смотреть смерти в глаза. Вместо почтительного внимания Крымов слышит насмешливые вопросы бойцов о том, когда ликвидируют колхозы, как будет осуществляться на практике принцип коммунизма: "Каждому по потребности". Когда рассерженный Крымов прямо говорит о своей цели - преодолеть недопустимую партизанщину, то Греков дерзко спрашивает: "А кто будет немцев преодолевать?" Смертельная схватка с фашизмом, как ни странно, дает людям ощущение бесстрашия, независимости, свободы, которое на протяжении нескольких десятилетий беспощадно подавлялось государством. И во время войны, этого всенародного бедствия, методы насаждения насилия остались прежними - доносы, обвиняющие человека в несуществующих грехах. От этого привычного финала Грекова спасает геройская смерть во время немецкого наступления.

Мужество требуется героям Гроссмана не только для борьбы с фашистами. Оно необходимо для того, чтобы взять на себя ответственность за верное гуманное решение, которое противоречит распоряжению свыше. Такой смелый поступок совершает командир танкового корпуса Новиков. Он своей волей продлевает на 8 минут артподготовку наперекор приказу командующего фронтом и самого Сталина. Новиков сделал это для того, чтобы как можно больше "нестриженых ребят из пополнения" осталось в живых. На войне убийство - обычное дело, но ведь можно четкими, продуманными решениями избежать лишних жертв. С точки зрения комиссара Гетманова, комкор совершил дерзкий и безрассудный поступок, о котором следует донести куда следует. Для Гетманова необходимость жертвовать людьми ради дела всегда казалась естественной и неоспоримой, причем не только во время войны. Гроссман затрагивает здесь проблему нравственного подвига, который выявляет высоту человеческого духа, обнаруживает могучие внутренние силы, скрытые часто за скромным, неприметным обликом.

Таким героем стал учитель Алесь Мороз из повести В. Быкова "Обелиск". Он погиб во время Великой Отечественной войны, но память о нем продолжает жить в сердцах людей. О нем вспоминают, говорят, спорят, не приходя к одному мнению, по-разному расценивая его последний поступок. Писатель предлагает читателю внимательно всмотреться в этого незаурядного человека, фигура которого постепенно приобретает в рассказе Ткачука все новые, реальные, зримые черты. Почему через много лет после войны личность Мороза продолжает так волновать старого партизана? Он знал Алеся Ивановича еще в мирное время, когда работал заведующим районо. И уже тогда он чувствовал неординарность этого скромного сельского учителя, его непохожесть на своих коллег. Алесь Иванович мог приютить у себя мальчика, с которым жестоко обращался его отец, не боясь скандала и вызова в суд, мог часами читать с ребятами Толстого, чтобы научить их слушать и понимать прекрасное, а не рассуждать о заблуждениях классиков, как рекомендовала школьная программа. Только теперь, спустя годы, Ткачук понимает, что для Мороза важнее всего был не багаж знаний, усвоенный учениками, а то, какими они станут людьми. Поэтому, когда началась война. Мороз не ушел, как многие, в партизанский отряд, а продолжал учить детей, вызывая косые взгляды и недобрые подозрения. Он сделал это для того, чтобы не допустить "расчеловечивания" фашистами этих ребят, ибо слишком много вложил в них. И действительно, он вырастил их патриотами, борцами с несправедливостью и злом. Не посвящая учителя в свои планы, они попытались убить местного полицая, но были схвачены гитлеровцами и приговорены к казни. Учителю удалось спастись, но он уходит из партизанского отряда, чтобы добровольно сдаться немцам. Зачем он совершил этот безрассудный поступок? Ведь не мог же он поверить гитлеровцам, обещавшим отпустить учеников, если учитель сам сдастся. Да, он действительно не смог спасти ребят. Их казнили гитлеровцы вместе с Морозом. Но в этой непростой ситуации поступить иначе он не мог, он просто должен был морально поддержать подростков в самые страшные минуты их жизни. Правда, одному из них, Павлику Миклашевичу, чудом удалось спастись. Но его здоровье было окончательно подорвано тем, что со сквозным ранением в грудь он пролежал в канаве с водой, пока его не обнаружили местные жители. Именно по его инициативе возле школы, в которой он работал учителем, был установлен скромный обелиск с фамилиями казненных гитлеровцами ребят. Сколько сил ему пришлось приложить, чтобы здесь появилась и фамилия Мороза; человека, совершившего великий нравственный подвиг, пожертвовавшего ради ребят своей жизнью.

Произведения о Великой Отечественной войне, рассказывая о грозных, трагических событиях, заставляют нас понять, какой дорогой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости. Книги о войне - это нерукотворный памятник советским воинам, в жестокой схватке с врагом победившим фашизм.

Имя Александра Трифоновича Твардовского, крупнейшего советского поэта, лауреата Ленинской и Государственных премий, пользуется в нашей стране широкой известностью.

Свобода, юмор, правдивость, удаль, естественность погружения в стихию народной жизни и народной речи покоряли и покоряют читателей Твардовского.

Его стихи входят в сознание читателя с детства: “Страна Муравия”, “Тёркин на том свете”, “Дом у дороги”, “За далью даль”, лирика и др.

Александр Твардовский - одна из самых драматических фигур в литературе и советской действительности середины 20 века, большой национальный поэт.

Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на одном из хуторов Смоленщины, в крестьянской семье. Для формирования личности будущего поэта имела значение и относительная начитанность его отца, любовь к книге, которую он воспитывал в своих детях. “Целые зимние вечера, - пишет Твардовский в своей автобиографии,- у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги. Первое мое знакомство с «Полтавой» и «Дубровским» Пушкина, «Тарасом Бульбой» Гоголя, популярнейшими стихотворениями Лермонтова, Некрасова, А.К. Толстого, Никитина произошло таким именно образом”.

В 1938 году в жизни Твардовского произошло важное событие – он вступил в ряды Коммунистической партии. Осенью 1939 года, сразу после окончания Московского института истории, философии и литературы (ИФЛИ), поэт участвовал в освободительном походе Советской Армии в Западную Белоруссию (в качестве специального корреспондента военной газеты). Первая встреча с героическим народом в военной обстановке имела большое значение для поэта. По словам Твардовского, полученные тогда впечатления предваряли те более глубокие и сильные, которые нахлынули на него в годы ВОВ. Художники рисовали занятные картинки, изображающие необычные фронтовые приключения бывалого солдата Васи Теркина, и поэты составляли к этим картинкам текст. Вася Теркин – лубочный персонаж, совершавший сверхъестественные, головокружительные подвиги: он добывал языка, притворившись снежным комом, накрывал врагов пустыми бочками и закуривал, сидя на одной из них, “он врага на штык берет, как снопы на вилы”. Этот Теркин и его однофамилец – герой одноименной поэмы Твардовского, приобретшего всенародную известность, - несравнимы.

Для некоторых недогадливых читателей Твардовский впоследствии специально намекнет на глубокое различие, существующее между подленным героем и его однофамильцем:

Заключить теперь нельзя ли,

Что, мол горе не беда,

Что ребята встали, взяли

Деревушку без труда?

Что с удачей постоянной

Теркин подвиг совершил:

Русской ложкой деревянной

Восемь фрицев уложил!

Первое утро Великой Отечественной войны застало Твардовского в Подмосковье, в деревне Грязи Звенигородского района, в самом начале отпуска. Вечером того же дни он был в Москве, а сутки спустя - направлен в штаб Юго-Западного фронта, где ему предстояло работать во фронтовой газете “Красная Армия”.

Некоторый свет на жизнь поэта во время войны проливают его прозаические очерки “Родина и чужбина~, а также воспоминания Е. Долматовского, В. Мурадяна, Е. Воробьева, 0. Верейского, знавших Твардовского в те годы, В. Лакшина и В. Дементьева, которым впоследствии Александр Трифонович немало рассказывал о своей жизни. Так, В. Лакшину он рассказал, что “в 1941 году под Киевом... едва вышел из окружения. Редакция газеты Юго-Западного фронта, в которой он работал, размещалась в Киеве. Приказано было не покидать город до последнего часа... Армейские части уже отошли за Днепр, а редакция все еще работала... Твардовский спасся чудом: его взял к себе в машину полковой комиссар, и они едва выскочили из смыкавшегося кольца немецкого окружения”. Весной 1942 года он вторично попал в окружение - на этот раз под Каневом, из которого, по словам И. С Маршака, вышел опять-таки “чудом” . В середине 1942 года Твардовский был перемещен с Юго-Западного фронта на Западный, и теперь до самого конца войны его родным домом стала редакция фронтовой газеты “Красноармейская правда”. Стала она родным домом и легендарного Тёркина.

В годы войны создана А.Твардовским и самая знаменитая его поэма "Василий Теркин". Его герой стал символом русского солдата, его образ - предельно обобщенный, собирательный, народный характер в лучших его проявлениях. И вместе с тем Теркин - это не абстрактный идеал, а живой человек, веселый и лукавый собеседник. В его образе соединились и богатейшие литературные и фольклорные традиции, и современность, и автобиографические черты, роднящие его с автором (недаром он смоленский, да и в памятнике Теркину, который нынче решено поставить на смоленской земле, совсем не случайно решено обозначить портретное сходство героя и его создателя).

Говорят, что собирались поставить или уже поставили памятник бойцу Василию Теркину. Памятник литературному герою - вещь вообще редкая, а в нашей стране в особенности. Но мне кажется, что герой Твардовского заслужил эту честь по праву. Ведь вместе с ним памятник получают и миллионы тех, кто так или иначе походил на Василия, кто любил свою страну и не жалел своей крови, кто находил выход из трудного положения и умел шуткой скрасить фронтовые трудности, кто любил поиграть на гармони и послушать музыку на привале. Многие из них не обрели даже своей могилы. Пусть же памятник Василию Теркину будет памятником и им.

Если бы меня спросили, почему Василий Теркин стал одним из моих самых любимых литературных героев, я бы сказал: "Мне нравится его жизнелюбие." Смотрите, он на фронте, где каждый день смерть, где никто "не заколдован от осколка-дурака, от любой дурацкой пули". Порой мерзнет или голодает, не имеет вести от родных. А он не унывает. Живет и радуется жизни:

"Ведь он в кухне - с места,

С места - в бой,

Курит, ест и пьет со смаком

На позиции любой".

Теркин - душа солдатской компании. Недаром товарищи любят слушать его то шутливые, а то и серьезные рассказы. Вот они лежат в болотах, где перемокшая пехота мечтает уже даже о том, чтобы "хоть бы смерть, да на сухом". Сыплет дождик. И даже покурить нельзя: размокли спички. Солдаты все клянут, и кажется им, "хуже нет уже беды". А Теркин усмехается и начинает длинное рассуждение. Говорит он о том, что пока солдат чувствует локоть товарища, он силен. За ним батальон, полк, дивизия. А то и фронт. Да что там: вся Россия! Вот в прошлом году, когда немец, рвался к Москве и пел "Москва моя", тогда и нужно было кручиниться. А нынче немец совсем не тот, "этой песней прошлогодней нынче немец не певец". А мы про себя думаем, что ведь и в прошлом году, когда совсем тошно было, находил Василий слова, которые помогали товарищам. Такой уж у него талант. Такой талант, что, лежа в мокром болоте, засмеялись товарищи: легче стало на душе. Но больше всего мне нравится глава "Смерть и воин", в которой раненый герой замерзает и чудится ему, что пришла к нему смерть. И стало трудно спорить ему с ней, потому что истекал он кровью и хотел покоя. И чего уж, казалось, держаться за эту жизнь, где вся радость-то в том, что или замерзнуть, или рыть окопы, или бояться, что убьют тебя... Но не таков Василий, чтобы легко сдаться Косой.

"Буду пикать, выть от боли,

Гибнуть в поле без следа,

Но тебе по доброй воле

Я не сдамся никогда",

Шепчет он. И воин побеждает смерть.

"Книга про бойца" была очень нужной на фронте, она поднимала дух солдат, побуждала сражаться за Родину до последней капли крови.

Теркин - это и боец, герой, совершающий фантастические подвиги, описанные с присущей фольклорному типу повествования гиперболичностью (так, в главе "Кто стрелял?" он из винтовки сбивает вражеский самолет), и человек необычайной стойкости - в главе "Переправа" рассказано о подвиге - Теркин переплывает ледяную реку, чтобы доложить, что взвод на правом берегу,- и умелец, мастер на все руки. Написана поэма с той удивительной классической простотой, которую сам автор обозначил, как творческую задачу:

"Пусть читатель вероятный

Скажет с книжкою в руке:

- Вот стихи, а все понятно,

Все на русском языке".

Теркин воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. Герой по имени Василий Теркин сначала фигурирует в стихотворных фельетонах Твардовского периода советско-финской войны (1939-1940).Слова героя поэмы:

«Я вторую, брат, войну

На веку воюю»

Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Теркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. Судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни. Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с наступающими подразделениями; Теркин в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной артиллерии; по дороге на фронт Теркин оказывается в доме старых крестьян, помогает им по хозяйству; Теркин ступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом, одолевая, берет его в плен. Неожиданно для себя Теркин из винтовки сбивает немецкий штурмовик; завидующего ему сержанту Теркин успокаивает:

«Не горюй, у немца этот

Не последний самолет»

Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивают командира, и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. Лежа раненным в поле, Теркин беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов, его обнаруживают бойцы, и он говорит им:

«Уберите эту бабу,

Я солдат еще живой»

В образе Василия Теркина объединены лучшие нравственные качества русского народа: патриотизм, готовность к подвигу, любовь к труду.

Черты характера героя и трактуются поэтом как черты образа собирательного: Теркин неотделим и неотъемлем от воинствующего народа. Интересно, что всем бойцам - независимо от их возраста, вкусов, воинского опыта – хорошо с Василием; где бы он не появился – в бою, на отдыхе, в пути, - между ним и бойцами мгновенно устанавливается контакт, дружелюбие, взаимное расположение. Об этом говорит буквально каждая сцена. Бойцы прислушиваются к шутливым пререканиям Теркина с поваром при первом же появлении героя:

И усевшись под сосной,

Кашу ест, ссутулясь.

“Свой?” – бойцы между собой,-

“Свой!” – переглянулись.

Мне не надо, братцы, ордена,

Мне слава не нужна.

В поле зрения А.Т.Твардовского в поэме «Василий Теркин» находится не только фронт, но и те, кто трудятся в тылу ради победы: женщины и старики. Персонажи поэмы не только воюют – они смеются, любят, беседуют друг с другом, а самое главное – мечтают о мирной жизни. Реальность войны объединяет то, что обычно несовместимо: трагедию и юмор, мужество и страх, жизнь и смерть.

Поэма «Василий Теркин» отличается своеобразным историзмом. Условно ее можно разделить на три части, совпадающие с началом, серединой и концом войны. Поэтическое осмысление этапов войны создает из хроники лирическую летопись событий. Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу – вторую, радость освобождения Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы. Это объясняется тем, что А.Т.Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941-1945г.

Глубоко и полно раскрыта тема войны в произведениях великого писателя 20 века Михаила Шолохова.

Михаил Шолохов, каждый открывает его по-своему. Каждому нравится свой герой рассказов Шолохова. Это и понятно. Ведь судьбы героев, проблемы, поднятые Шолоховым, созвучны нашему времени.

Но мой Шолохов не только автор произведений. Он, прежде всего, человек интересной, яркой судьбы. Посудите сами: в шестнадцатилетнем возрасте юный Шолохов чудом уцелел, попав в руки к властолюбивому Нестору Махно, в тридцать седьмом не раз выручал своих друзей от гонений и репрессий. Его обвиняли в плагиате, симпатиях белому движению, пытались отравить, убить. Да, много испытаний выпало на долю этого писателя. Но он не уподобился траве, которая “растёт, покорно клонясь под гибельным дыханием житейских бурь”. Несмотря ни на что, Шолохов остался прямолинейным, честным, правдивым человеком. В творчестве Шолохов выразил своё отношение к войне, явившейся трагедией народа. Она губительна для обеих сторон, приносит невосполнимые потери, калечит души. Писатель прав: недопустимо, когда люди, разумные существа, приходят к варварству и самоистреблению.

В самый разгар Великой Отечественной войны Шолохов " приступил к работе над романом «Они сражались за Родину». С 1943 года начинают печататься в газетах первые главы, а потом вышли отдельным изданием. В опубликованных главах рассказывается о драматичном периоде отступления русских войск под натиском превосходящих сил противника. С тяже­лыми боями отходили русские воины, а потом насмерть сто­яли под Сталинградом.

В романе просто и правдиво воспроизводится героизм со­ветских солдат, фронтовой быт, товарищеские беседы, скреп­ленная кровью нерушимая дружба. Читатель близко узнал и полюбил рабочего-шахтера Петра Лопахина, комбайнера Ива­на Звягинцева, агронома Николая Стрельцова, сибиряка-бро­небойщика Акима Борзых, ефрейтора Кочетыгова.

Очень разные по характерам, они связаны на фронте мужской дружбой и безгра­ничной преданностью Родине.

Николай Стрельцов угнетен отступлением своего полка и личным горем: перед войной ушла жена, детей оставил у старой матери. Это не мешает ему героически сражаться. В бою он был контужен и оглох, но убегает из госпиталя в полк, в кото­ром после боев осталось всего двадцать семь человек: «Кровь из ушей у меня перестала идти, тошноты почти прекратились. Чего ради я там валялся бы... А потом, я просто не мог там ос­таваться. Полк был в очень тяжелом положении, вас осталось немного... Как я мог не прийти? Драться рядом с товарищами ведь можно и глухому, верно Петя?»

Петру Лопахину «... хотелось обнять и расцеловать Стрель­цова, но горло внезапно сжала горячая спазма...».

Иван Звягинцев, до войны комбайнер, богатырь, простодуш­ный человек, стремится утешить Стрельцова, жалуется ему сам на свою якобы неудачную семейную жизнь. Шолохов эту исто­рию описывает с юмором.

Слова командира дивизии Марченко - «пусть враг времен­но торжествует, но победа будет за нами» - отразили оптимис­тическую идею романа, его глав, опубликованных в 1949 году.

Встреча Шолохова с генералом Лукиным привела к появле­нию в романе нового героя - генерала Стрельцова, брата Ни­колая Стрельцова. В 1936 году Лукин был репрессирован, в 1941-м освобожден, восстановлен в чине и направлен в армию. 19-я армия Лукина приняла на себя удар 3-й танковой группы Гота и части дивизий 9-й армии Штрауса западнее Вязьмы. В те­чение недели армия Лукина сдерживала наступление немцев. Генерал Лукин был тяжело ранен и во время боя взят в плен. Он мужественно вытерпел все невзгоды плена.

В романе генерал Стрельцов, возвратившийся из «мест не столь отдаленных» в дом брата, отдыхает. Неожиданно он был вызван в Москву: «Вспомнил обо мне Георгий Константинович Жуков! Что же, послужим Родине и нашей Коммунистической партии!»

Сильное эмоциональное воздействие производят все баталь­ные эпизоды. Вот мы видим, как «сто семнадцать бойцов и ко­мандиров - остатки жестоко потрепанного в последних боях полка - шли сомкнутой колонной», как воины сохранили пол­ковое знамя.

Лопахин тяжело переживает гибель героически сражавшего­ся лейтенанта Голощекова. Старшина Поприщенко сказал на могиле Голощекова: «Может, и вы, товарищ лейтенант, еще ус­лышите нашу походку...» С восхищением Лопахин говорит о Кочетыгове: «А как он танк поджег? Танк его уже задавил, за­сыпал до половины, грудь ему всю измял. У него кровь изо рта хлестала, я сам видел, а он приподнялся в окопе, мертвый, при­поднялся, на последнем вздохе! И кинул бутылку... И зажег!»

Теплые чувства вызывает повар Лисиченко, который ис­пользует каждую возможность оказаться на переднем крае. Ло­пахин спрашивает его: «... где кухня и что мы сегодня будем жрать по твоей милости?» Лисиченко поясняет, что заправку котла щами он сделал и оставил двух раненых за щами присмат­ривать. «Вот повоюю немножко, поддержу вас, а придет время обедать - уползу в лес, и горячая пища по возможности будет доставлена!»

Лопахин во время боя подбил танк и сбил тяжелый бомбар­дировщик.

Стрельцов при отступлении переживает: «...какими глазами провожают нас жители...» Лопахин тоже переживает это, но от­вечает: «Бьют нас? Значит, поделом бьют. Воюйте лучше, суки­ны сыны!»

Комбайнер Звягинцев впервые видит горящий спелый хлеб на степном просторе. Душа его «затосковала». Он говорит с ко­лосом: «Милый ты мой, до чего же ты прокоптился! Дымом-то от тебя воняет,- как от цыгана... Вот что с тобою проклятый немец, окостенелая его душа, сделал».

Описания природы в романе увязаны с военной обстановкой. Например, перед глазами Стрельцова стоит убитый юный пуле­метчик, упавший между цветущих подсолнухов: «Может быть, это было красиво, но на войне внешняя красота выглядит ко­щунственно...»

Уместно вспомнить об одной встрече Шолохова со Стали­ным, состоявшейся 21 мая 1942 года, когда Шолохов приехал с фронта, чтобы отметить день рождения. Сталин пригласил Шо­лохова к себе и посоветовал создать роман, в котором бы «правдиво и ярко... были изображены и герои солдаты, и гени­альные полководцы, участники нынешней страшной войны...». В 1951 году Шолохов признается, что «образ великого полко­водца не получается».

По роману «Они сражались за Родину» С. Бондарчук поста­вил фильм, одобренный самим Шолоховым.

В романе «Они сражались за Родину» глубоко раскрыт русский национальный характер, ярко проявившийся в дни тяжелых испытаний. Героизм русских людей в романе лишен внешне блестящего проявления и предстает перед нами в скромном одеянии обыденного, повседневного быта, боев, пе­реходов. Такое изображение войны приводит читателя к выво­ду, что героическое не в отдельных подвигах, хотя и очень ярких, зовущих за собой, а вся фронтовая жизнь - подвиг.

Михаил Александрович Шолохов - замечательный мастер слова, сумевший создать монументальные полотна народной жизни, проникнуть в душевный мир человека, он ведет серь­езный разговор с читателем «без малейшей утайки, без малей­шей фальши».

Во время Великой Отечественной войны перед писателем встала задача: поразить своим полным жгучей ненависти словом врага, укреплять любовь к Родине у советских людей. Ранней весной 1946г., т.е. в первую послевоенную весну, встретил случайно Шолохов на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет вынашивал писатель замысел произведения, события уходили в прошлое, а потребность высказаться все увеличивалась. И вот в 1956 году за несколько дней был завершен рассказ-эпопея "Судьба человека". Это рассказ о великих страданиях и великой стойкости простого советского человека. В главном герое Андрее Соколове с любовью воплощены черты русского характера, обогащенные советским образом жизни: стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства, слившееся с чувством советского патриотизма, с великой отзывчивостью на чужую беду, с чувством коллективной спайки.

Судьба Соколова, главного героя этого рассказа, полна таких тяжких испытаний, таких страшных потерь, что, кажется, невозможно человеку вынести все это и не сломиться, не пасть духом. Не случайно поэтому этот человек взят и показан в предельном напряжении душевных сил. Перед нами проходит вся жизнь героя. Он ровесник века. С детства узнал, почем "фунт лиха", в гражданскую войну сражался против врагов Советской власти. Затем он уезжает из родной воронежской деревни на Кубань. Возвращается домой, работал плотником слесарем, шофером, создал любимую семью. Война сломала все надежды и мечты. Он уходит на фронт. С начала войны, с первых ее месяцев он был дважды ранен, контужен, и, наконец, самое страшное попал в плен. Герою пришлось испытать нечеловеческие физические и душевные муки, тяготы, терзания. Два года испытывает Соколов ужасы фашистского плена. При этом он умудрился сохранить активность позиции. Он пытается бежать, но неудачно, расправляется с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира. С большой наглядностью чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка раскрылись в нравственном поединке Соколова с Мюллером. Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик коменданта концлагеря. Андрею все же удается бежать, он снова становится солдатом. Но беды не оставляют его: разрушен родной дом, от фашистской бомбы погибли жена и дочь. Одним словом живет теперь Соколов - надеждой на встречу с сыном. И встреча эта состоялась. В последний раз стоит герой у могилы сына, погибшего в последние дни войны. Казалось бы, все кончено, однако жизнь "исказила" человека, но не смогла сломить и убить в нем живую душу. Послевоенная судьба Соколова нелегка, но он стойко и мужественно преодолевает свое горе, одиночество, несмотря на то, что его душа полна постоянным ощущением горя. Эта внутренняя трагедия требует большого напряжения сил и воли героя. Соколов ведет непрерывную борьбу с собой и выходит из нее победителем, он дает радость маленькому человеку, усыновляя такого же, как он, сироту, Ванюшу, мальчишку со "светлыми, как небушко, глазами". Найден смысл жизни, побеждено горе, торжествует жизнь. "И хотелось бы думать, - пишет Шолохов, - что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина".

Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ Шолохова. При этом заглавие его символично, ибо это не просто судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о судьбе человека, о народной судьбе. Писатель сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее. Всем этим обусловлена выдающаяся роль этого небольшого рассказа. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, посмотрите этот фильм", - писала одна английская газета о фильме "Судьба человека", а значит и о самом рассказе.

Вспомним время, в которое создавались произведения Твардовского и Шолохова. В стране уже торжествовала бесчеловечная сталинская политика, всеобщий страх и подозрительность проникли во все слои общества, коллективизация и ее последствия разрушили вековое сельское хозяйство и подорвали лучшие силы народа. Все это накладывало отпечаток и на литературу. Поэтому большинство произведений довоенной литературы изображали русский народ темным и забитым. Всякие проявления живых чувств считались крамолой.

Но грянула Великая Отечественная война, которая потребовала от страны напряжения всех физических и духовных сил. Руководство страны понимало, что без народного подъема войны не выиграть. Да и сам народ, чувствуя смертельную угрозу не только своей свободе, но и самому существованию русской земли, с первых дней войны проявил чудеса стойкости и героизма.

Это проявление народного характера было замечено военной литературой. В фронтовых газетах появляются произведения И. Эренбурга, А. Толстого, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, М. Шолохова, в которых простой русский человек изображается с теплотой и сочувствием, авторы с уважением и любовью относятся к мужеству своих героев. В этом ряду стоят герои произведений Твардовского и Шолохова - Василий Теркин и Андрей Соколов. С первого взгляда они кажутся фигурами полностью противоположными. Действительно, Теркин - весельчак, о таких говорят, "что за красным словцом в карман не полезет". Соколов же - фигура трагическая, каждое его слово выстрадано, несет груз житейских страданий. Но, несмотря на кажущееся различие, есть нечто, объединяющее этих героев. Оба они - представители народа, яркие носители его самобытной индивидуальности, тех черт, которые присущи характеру всего народа. Эти черты - общие в Теркине и Соколове.

Главная из этих черт - любовь и привязанность к родной стране. Герои обоих писателей все время вспоминают о родных местах, о Родине. В этих героях привлекает милосердие, величие души. Они попали на войну не из-за воинственного инстинкта, а "ради жизни на земле". Поверженный враг вызывает у них только чувство жалости (обращение Теркина к немцу).

Другая немаловажная черта героев - скромность. Теркин, хоть и может иногда прихвастнуть, говорит друзьям о том, что ему не нужен орден, он "согласен на медаль". В Соколове же об этой же черте говорит явное нежелание, с которым он начинал горький рассказ о своей жизни. Ведь ему нечего стыдиться! В молодости он совершал ошибки, но та самоотверженность, которую он проявил в годы испытаний, должна бы стократ искупить его грехи.

Герои Шолохова и Твардовского обладают такими обаятельными чертами, как житейская сметка, насмешливое отношение к врагам и любым трудностям. Теркин - самый характерный выразитель этих качеств. Вспомним его шутливое обращение к Смерти. Следующей чертой является героизм. Вспомним поведение Андрея Соколова в плену, героизм Теркина на фронте, когда ему пришлось в ноябре дважды переплывать Днепр, чтобы спасти своих и просить о подкреплении.

Все вышеизложенное подводит нас к важному выводу о великой жизненной силе героев, силе народного характера. Здесь Шолохов и Твардовский продолжают традицию, начатую в русской литературе еще произведениями Пушкина, Гоголя, Толстого, Лескова и других писателей, в которых простой русский человек - средоточие силы и жизненной стойкости народа. Поступки Теркина и Соколова приводят читателя к осознанию величия русского человека, опровергают догмы ходульной литературы "классового подхода".

  1. Культура в годы Великой Отечественной войны

    Реферат >> Культура и искусство

    ... Великая Отечественная война была временем мощного подъема во всех областях художественного творчества ... центральных тем в творчестве художника. Тем не менее... поэты: К.М. Симонов, А.Н. Толстой, М.И. Шолохов , А.Т Твардовский , А.А. Фадеев, Б.Л. Горбатов и многие...

  2. Тема войны в современной литературе

    Реферат >> Литература и русский язык

    Же, все же…» (А.Т.Твардовский ) Введение. В одном из... время этой страшной Великой Отечественной войны! .. Тема войны до сих пор... совести. В чем глубина творчества писателя Быкова? В том, ... М.Шолохов писал: «Меня интересует участь простых людей в минувшей войне …» ...

  3. Отечественная история от начала до конца ХХ века

    Шпаргалка >> История

    Были напуганы тем патриотическим... с ним связано творчество Тургенева, Некрасова, ... Толстой, Гете, Шекспир, Шолохов , Горький, Пастернак, А. ... мая 1945 гг.) Великой Отечественной войны . Военные действия в... во главе с А.Т.Твардовским . Опубликовали некот. произв...

Мы поговорим о поэтических произведениях, в которых нашла свое отражение тема Великой Отечественной войны. В XX веке произошла страшная мировая война. Она началась в 1939 году, а закончилась в 1945. Главный ее отрезок - это Великая Отечественная война, которая началась 22 июня 1941 г., а закончилась 9 мая 1945 г. За эти годы было создано множество выдающихся произведений русской поэзии. Самую известную книгу, «Василий Теркин», написал человек, не участвовавший в войне, но бывший ее свидетелем, - Александр Твардовский (см. рис. 1).

Рис. 1. Александр Трифонович Твардовский

Книга складывалась быстро, поэт написал ее почти мгновенно. Большие поэтические книги так не пишутся, но война произвела такой переворот в его сознании, что талант Твардовского сконцентрировался и дал на выходе гениальную книгу на все времена. Эта книга не про генералов и сражения, она про бойца, про рядового, который вынес на своих плечах грандиозную и страшную войну. Настроение, которое Твардовский должен был поддержать в своем читателе, не могло быть трагическим. Книга писалась и вышла во время войны. Поэт поддерживал читателя благодаря неунывающему характеру своего героя.

Василий Теркин - человек, который не отделяет себя от народа, является его частью и его глазами смотрит на все происходящее:

- Нет, ребята, я не гордый.

Не загадывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

На медаль. И то не к спеху.

Вот закончили б войну,

Вот бы в отпуск я приехал

На родную сторону.

Буду ль жив еще? - Едва ли.

Тут воюй, а не гадай.

Но скажу насчет медали:

Мне ее тогда подай.

Обеспечь, раз я достоин.

И понять вы все должны:

Дело самое простое -

Человек пришел с войны.

Вот пришел я с полустанка

В свой родимый сельсовет.

Я пришел, а тут гулянка.

Нет гулянки? Ладно, нет.

Я в другой колхоз и в третий--

Вся округа на виду.

Где-нибудь я в сельсовете

На гулянку попаду. И сидел бы я, ребята,

Там как раз, друзья мои,

Где мальцом под лавку прятал

Ноги босые свои.

Ритм произведения задорный. Представьте первых читателей. Война. Поле битвы. Потеряны друзья. Приходят похоронки. И светлый луч надежды, который содержится в тоне поэмы, воздействует на читателя. Простота слога позволяет читать книгу всем: профессорам и рабочим, генералам и шахтерам, маршалам и домохозяйкам. Редко бывает в литературе, чтобы книга была сразу для всех. Александру Твардовскому удалось создать книгу про бойца, которую читают все и принимают как свою.

Произведения, которые посвящены народной войне, сами порой становятся народными. Так случилось со стихотворением «Журавли» поэта Расула Гамзатова (см. рис. 2).

Рис. 2. Расул Гамзатович Гамзатов

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю эту полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Это стихотворение, положенное на музыку, стало песней. Оно звучит так, как звучат народные произведения. Никто не помнит автора, но все знают слова и музыку. Народная война, отраженная в литературе, превращает литературу в народную.

Выдающийся лирик поздней советской эпохи Булат Окуджава (см. рис. 3). Он писал песни на свои слова. Такое творчество называется поэзией бардов.

Бард - певец или поэт, как правило, одиночный исполнитель песен собственного сочинения.

Рис. 3. Булат Шалвович Окуджава

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли,

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли за солдатом солдат...

До свидания, мальчики! Мальчики,

постарайтесь вернуться назад (см. рис. 4)

Рис. 4. Кадр хроники Великой Отечественной войны

Не случайно, что произведения о войне связаны с песенной стихией. Книга Твардовского не положена на музыку, но и она звучит как баллада, былина. Как будто внутри текста есть музыкальный настрой. Стихи Расула Гамзатова предназначены стать песней. А стихи Булата Окуджавы так и написаны, чтобы их можно было исполнять под гитару и тихо петь, проживая каждый раз заново ту Великую войну. В этом заключено одно из чудес литературы: она способна возвращать нас мысленно и сердечно к событиям, которые ушли навсегда.

Прочитайте поэму Василий Теркин.

Предлагаем посмотреть моноспектакль по поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин».

Послушайте песню Булата Окуджавы «Ах, война, что ж ты сделала, подлая».

Прочитайте повесть Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр».

Послушайте песню «Журавли» на стихи Р. Гамзатова в исполнении М. Бернеса.

После революционной эпохи 1917-1921 гг. Великая Отечественная война явилась самым крупным и значи-тельным историческим событием, оставившим глубо-чайший, неизгладимый след в памяти и психологии на-рода, в его литературе.

В первые же дни войны писатели откликнулись на тра-гические события. Вначале война отражалась в опе-ративных малых жанрах — очерке и рассказе, запе-чатлевались отдельные факты, случаи, отдельные уча-стники боев. Затем пришло более глубокое понимание событий и стало возможным их полнее изображать. Это обусловило появление повестей.

Первые повести «Радуга» В. Василевской, «Непокоренные» Б. Гор-батова строились на контрасте: советская Родина — фашистская Германия, справедливый, гуманный советский человек — убийца, захватчик фашист.

Два чувства владели писателями — любовь и ненависть. Образ советского народа представал как собирательный, нерасчлененный, в единстве лучших народных качеств. Советский человек, сражающийся за свободу Родины, рисовался в романтическом свете как возвышенная героическая личность, без пороков и недостатков. Несмотря на страшную реальность войны, уже пер-вые повести были наполнены уверенностью в победе, опти-мизмом. Романтическая линия изображения подвига советских людей нашла позже свое продолжение в романе А. Фадеева «Мо-лодая гвардия».

Постепенно углубляется представление о войне, о ее быте, о пе всегда героическом поведении человека в трудных военных ус-ловиях. Это позволило более объективно и реалистически отразить поенное время. Одним из лучших произведений, объективно и правдиво воссоздающих суровые будни войны, был роман В. Некрасова «В окопах Сталинграда», написанный в 1947 г. Война в нем предстает во всем своем трагическом величии и грязных кровавых буднях. Впервые она показана не «человеком со стороны», а через восприятие непосредственного участника событий, для которого отсутствие мыла может быть более важно, чем наличие стратеги-ческого плана где-то в штабе. В. Некрасов показывает человека во всех его проявлениях — в величии подвига и низменности жела-ний, в самопожертвовании и малодушном предательстве. Человек на войне не только боевая единица, но главным образом живое, со слабостями и достоинствами, страстно жаждущее жить сущест-во. В романе В. Некрасов отразил быт войны, поведение представи-телей армии на разных уровнях.

В 1960-е годы в литературу пришли писатели так называемого «лейтенантского» призыва, создавшие большой пласт военной прозы. В их произведениях война изображалась изнутри, виде-лась глазами рядового воина. Более трезвым и объективным был подход к образам советских людей. Оказалось, что это вовсе не однородная масса, охваченная единым порывом, что советские люди ведут себя по-разному в одних и тех же обстоятельствах, что война отнюдь не уничтожала, а только приглушала естест-венные желания, затушевывала одни и резко выявляла другие качества характера. Проза о войне 1960-1970-х годов впервые поставила в центр произведения проблему выбора. Помещая сво-его героя в экстремальные обстоятельства, писатели заставили его делать моральный выбор. Таковы повести «Горячий снег», «Берег», «Выбор» Ю. Бондарева, «Сотников», «Пойти и не вер-нуться» В. Быкова, «Сашка» В. Кондратьева. Писатели исследо-вали психологическую природу героического, делали акцент не на социальные мотивы поведения, а на внутренние, обуслов-ленные психологией воюющего человека.

В лучших повестях 1960-1970-х годов изображаются не круп-номасштабные, панорамные события войны, а локальные слу-чаи, которые, казалось бы, не могут коренным образом повли-ять на исход войны. Но именно из таких «частных» случаев скла-дывалась общая картина военного времени, именно трагизм от-дельных ситуаций дает представление о тех немыслимых испытаниях, которые выпали на долю народа в целом.

Литература 1960-1970-х годов о войне раздвигала представле-ние о героическом. Подвиг мог совершаться не только в бою. В. Бы-ков в повести «Сотников» показал героизм как умение сопротив-ляться «грозной силе обстоятельств», сохранить человеческое дос-тоинство перед лицом смерти. Повесть построена на контрасте внеш-него и внутреннего, физического облика и духовного мира. Кон-трастны главные герои произведения, в которых даны два вариан-та поведения в экстраординарных обстоятельствах.

Рыбак — опытный партизан, всегда удачливый в бою, физи-чески сильный и выносливый. Он особо не задумывается над какими-то моральными принципами. То, что для него само со-бой разумеющееся, совершенно невозможно для Сотникова. Вначале проскальзывает отдельными штрихами разница в их отношении к вещам, казалось бы, непринципиальным. В мороз Сотников идет на задание в пилотке, и Рыбак спрашивает, по-чему же он шапку у какого-нибудь мужика в деревне не взял. Сотников же считает аморальным обирать тех мужиков, кото-рых он должен защищать.

Попав в плен, оба партизана стараются найти какой-то вы-ход. Сотникова мучает, что он оставил отряд без продуктов; Рыбака волнует только собственная жизнь. Истинная суть каж-дого проявляется в экстраординарной ситуации, перед угрозой смерти. Сотников не идет ни на какие уступки врагу. Его нравст-венные принципы не позволяют ему отступать перед фашиста-ми ни на шаг. И на казнь он идет без страха, испытывая мучения только за то, что не смог выполнить задание, что стал причи-ной гибели других людей. Даже на пороге смерти совесть, ответ-ственность перед другими не оставляют Сотникова. В. Быков соз-дает образ героической личности, не совершающей очевидного подвига. Он показывает, что нравственный максимализм, неже-лание поступаться своими принципами даже перед угрозой смер-ти равносильны героизму.

Иначе ведет себя Рыбак. Не враг по убеждениям, не трус в бою, он оказывается малодушным, столкнувшись лицом к лицу с врагом. Отсутствие совести как высшего мерила поступков за-ставляет его сделать первый шаг к предательству. Рыбак еще сам не осознает, то путь, на который он ступил, необратим. Он убеж-дает себя в том, что, спасшись, убежав от фашистов, он сможет еще бороться с ними, отомстить им, что смерть его нецелесооб-разна. Но Быков показывает, что это иллюзия. Сделав один шаг на пути предательства, Рыбак вынужден идти и дальше. Когда казнят Сотникова, Рыбак, по сути, становится его палачом. Ры-баку нет прощения. Даже смерть, которой он так боялся прежде и которой жаждет теперь, чтобы искупить свой грех, отступает-ся от него.

Физически слабый Сотников оказался духовно выше силь-ного Рыбака. В последний миг перед смертью глаза героя встре-чают в толпе согнанных на казнь крестьян взгляд мальчика в буденовке. И этот мальчик — продолжение жизненных принци-пов, бескомпромиссной позиции Сотникова, залог победы.

В 1960-1970-е годы военная проза развивается по нескольким направлениям. Тенденция к масштабному изображению войны выpажалась в трилогии К. Симонова «Живые и мертвые». В ней охвачено время от первых часов военных действий до лета 1944 г. — периода Белорусской операции. Главные герои — политрук Син-цов, командир полка Серпилин, Таня Овсянникова проходят че-рез все повествование. В трилогии К. Симонов прослеживает, как абсолютно штатский человек Синцов становится солдатом, как он мужает, закаляется на войне, как изменяется его духовный мир. Нравственно зрелым, сложившимся человеком показан Серпилин. Это умный, думающий командир, прошедший гражданскую вой-ну, академию. Он бережет людей, не хочет бросать в бессмыслен-ный бой только ради того, чтобы отчитаться перед командовани-ем о своевременном, т. е. по Штабному плану, взятии точки. В его судьбе отразилась трагическая судьба всей страны.

«Окопная» точка зрения на войну и ее события расширяется и дополняется взглядом военачальника, объективируется автор-ским анализом. Война в трилогии предстает как эпическое со-бытие, историческое по значению и всенародное по размаху сопротивления.

В военной прозе 1970-х годов углубился психологический ана-лиз характеров, поставленных в экстремальные условия, обост-рился интерес к нравственным проблемам. Усиление реалисти-ческих тенденций дополняется возрождением романтического пафоса. Реализм и романтика тесно переплелись в повести «А зори здесь тихие…» Б. Васильева, «Пастух и пастушка» В. Ас-тафьева. Высокий героический пафос пронизывает страшное в своей обнаженной правде произведение Б. Васильева «В списках не значился». Материал с сайта

Николай Плужников прибыл в Брестский гарнизон вечером накануне войны. Его еще не успели занести в списки личного со-става, и когда началась война, он мог бы уйти вместе с беженцами. Но Плужников сражается даже тогда, когда погибают все защит-ники крепости. Несколько месяцев этот мужественный юноша не давал фашистам спокойно жить: взрывал, стрелял, появлялся в самых неожиданных местах и убивал врагов. И когда лишенный пищи, воды, боеприпасов, он вышел из подземных казематов на свет, то перед врагами предстал седой, ослепший старик. А в этот день Коле исполнилось 20 лет. Даже фашисты преклонились перед мужеством советского солдата, отдав ему воинскую честь.

Николай Плужников умер непокоренным, смертью смерть по-прав. Б. Васильев не задается вопросом, почему так упорно, зная, что один в поле не воин, сражается с врагом Николай Плужни-ков — совсем еще юный, не успевший пожить человек. Он рисует сам факт героического поведения, не видя ему альтернативы. Все защитники Брестской крепости сражаются героически. Б. Ва-сильев продолжил в 1970-е годы ту героико-романтическую линию, которая зародилась в военной прозе в первые годы войны («Радуга» В. Василевской, «Непокоренные» Б. Горбатова).

Еще одна тенденция в изображении Великой Отечественной войны связана с художественно-документальной прозой, кото-рая основывается на магнитофонных записях и рассказах оче-видцев. Такая — «магнитофонная» — проза зародилась в Белару-си. Первым произведением ее была книга «Я из огненной дерев-ни» А. Адамовича, И. Брыля, В. Колесникова, воссоздающая тра-гедию Хатыни. Страшные годы ленинградской блокады во всей неприкрытой жестокости и натурализме, позволяющие понять, как это было, что чувствовал, когда еще мог чувствовать, голодный человек, встали на страницах «Блокадной книги» А. Адамови-ча и Д. Гранина. Война, прошедшая через судьбу страны, не поща-дила ни мужчин, ни женщин. О женских судьбах — книга С. Алек-сиевич «У войны не женское лицо».

Проза о Великой Отечественной войне — самая мощная и крупная тематическая ветвь русской и советской литературы. От внешнего изображения войны она пришла к постижению глу-боких внутренних процессов, происходивших в сознании и пси-хологии человека, поставленного в экстремальные военные об-стоятельства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • изображения войны в литературе сочинение
  • вов в литературе 20 века план
  • сочинение на тему великая отечественная война 20 века по произведению платонова
  • сочинения на тему великая отечественная война в русской литературе 20 века
  • война и народ литературы 20в

Тема Великой Отечественной войны

Тема Великой Отечественной войны стала на долгие годы одной из главных тем литературы XX века. Причин тому много. Это и непреходящее осознание тех ничем не восполнимых потерь, которые принесла война, и острота нравственных коллизий, которые возможны лишь в экстремальной ситуации (а события войны это именно такие события), и то, что из советской литературы надолго было изгнано всякое правдивое слово о современности тема войны оставалась порой единственным островком подлинности в потоке надуманной, фальшивой прозы, где все конфликты, согласно указаниям "свыше", должны были отражать борьбу хорошего с лучшим. Но и правда о войне пробивалась нелегко, что-то мешало сказать ее до конца.

Сегодня ясно, что невозможно понять события тех лет, человеческие характеры, если не учитывать, что 1941 году предшествовал страшный 1929 год "великого перелома", когда за ликвидацией "кулачества как класса" не заметили, как ликвидировано было все лучшее в крестьянстве, и 1937 год.

Одной из первых попыток сказать правду о войне стала повесть писателя В.Быкова "Знак беды". Повесть эта стала этапной в творчестве белорусского писателя. Ей предшествовали его произведения о войне, ставшие уже классикой литературы XX века: "Обелиск", "Сотников", "Дожить до рассвета" и другие. После "Знака беды" творчество писателя обретает новое дыхание, углубляется в историзм, прежде всего в таких произведениях, как "В тумане", "Облава".

В центре повести "Знак беды" человек на войне. Не всегда человек идет на войну, она сама порой приходит в его дом, как это случилось с двумя белорусскими стариками, крестьянами Степанидой и Петраком Богатько. Хутор, на котором они живут, оккупирован. В усадьбу являются полицаи, а за ними немцы. Они не показаны В.Быковым как намеренно зверствующие, просто они приходят в чужой дом и располагаются там как хозяева, следуя идее своего фюрера, что всякий, кто не ариец, не человек, в его доме можно учинить полный разор, а самих обитателей дома воспринимать как рабочую скотину. И поэтому так неожиданно для них то, что Степанида не готова подчиниться им беспрекословно. Не позволить себя унижать вот исток сопротивления этой немолодой женщины в такой драматической ситуации. Степанидаа сильный характер. Человеческое достоинство вот главное, что движет ее поступками. "За свою трудную жизнь она все-таки познала правду и по крохам обрела свое человеческое достоинство. А тот, кто однажды почувствовал себя человеком, никогда уже не станет скотом", так пишет В.Быков о своей героине. При этом писатель не просто рисует нам этот характер, он размышляет о его истоках. Необходимо задуматься о смысле названия повести "Знак беды". Это цитата из стихотворения А.Твардовского, написанного в 1945 году: "Перед войной, как будто в знак беды..." То, что творилось еще до войны в деревне, стало тем "знаком беды", о котором пишет В.Быков.

Степанида Богатько, которая "шесть лет, не жалея себя, надрывалась в батрачках", поверила в новую жизнь, одной из первых записалась в колхоз недаром называют ее сельской активисткой. Но вскоре она поняла, что нет той правды, которую она искала и ждала, в этой новой жизни. Когда требуют новых раскулачиваний, опасаясь подозрения в потворстве классовому врагу, именно она, Степанида, бросает гневные слова незнакомому мужчине в черной кожанке: "А справедливость не нужна? Вы, умные люди, разве не видите, что делается?" Не раз еще пытается вмешаться Степанида в ход дела, заступиться за арестованного по ложному доносу Левона, отправить Петрока в Минск с прошением к самому председателю ЦИК. И всякий раз ее сопротивление неправде натыкается на глухую стену. Не в силах изменить ситуацию в одиночку, Степанида находит возможность сохранить себя, свое внутреннее чувство справедливости, отойти от того, что творится вокруг: "Делайте что хотите. Но без меня". В предвоенных годах источник характера Степаниды, и не в том, что она была колхозницей-активисткой, а в том, что сумела не поддаться всеобщему упоению обманом, словами о новой жизни, страху, сумела пойти за собой, за своим врожденным чувством правды и сохранить в себе человеческое начало. И в годы войны оно определило ее поведение. В финале повести Степанида погибает, но погибает, не смирившись с судьбой, сопротивляется ей до последнего. Один из критиков заметил иронически, что "был велик урон, нанесенный Степанидой армии врага". Да, видимый материальный урон не велик. Но бесконечно важно другое: Степанида своей гибелью доказывает, что она человек, а не рабочая скотина, которую можно покорить, унизить, заставить подчиниться. В сопротивлении насилию проявляется та сила характера героини, которая как бы опровергает смерть, показывает читателю, как много может человек, даже если он один, даже если он в безвыходной ситуации.

Рядом со Степанвдой Петрок показан как характер если не противоположный ей, то, во всяком случае, совсем иной, не активный, а скорее робкий и мирный, готовый пойти на компромисс.

Бесконечное терпение Петрока основано на глубоком убеждении, что можно с людьми поговорить добром. И лишь в конце повести этот мирный человек, исчерпав весь запас своего терпения, решается на протест, открытый отпор. Насилие побудило его к непокорности. Такие глубины души раскрывает необычная, экстремальная ситуация в этом человеке. Народная трагедия, показанная в повести В.Быкова "Знак беды", раскрывает истоки подлинных человеческих характеров.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/

Загрузка...