crimea-fun.ru

Трагедия героев пьесы на дне. Герои пьесы "На дне" Горького: характеристика, образы и судьбы

Социально-философская драма “На дне”, написанная М. Горьким в начале ХХ века, затронула важнейшие проблемы общества, показала жизнь самых низких слоев населения России.

Герои пьесы – отчаявшиеся люди, ставшие завсегдатаями похожей на пещеру ночлежки. Это место является для них приютом и вместе с тем – тюрьмой, поскольку каждый знает, что уже не выберется с этого “дна”. Постояльцы осознают бедственное положение, между ними и миром лежит пропасть, оборваны все связи: семейные, духовные, социальные. У каждого имеется собственная жизненная драма, ставшая причиной падения.

Обитателям ночлежки не чужды обычные чувства, они любят и ненавидят, мечтают, разочаровываются и главное – мыслят.

Нередко они делают интересные умозаключения, отражающие внутренние переживания. К примеру, Барон видит утешение в том, что “все уже было! Прошло-кончено!”, он больше ничего не ждет от жизни. Для картузника Бубнова смысл нынешнего бытия заключен в горькой: “Вот я выпил – и рад”. Но истинным философским талантом обладает бывший телеграфный служащий Сатин, рассуждающий

о предназначении человека. Фраза героя “Человек – это звучит гордо!” стала общеизвестной.

Действующие лица живут грезами и воспоминаниями, но абсолютно ничего не предпринимают к изменению ситуации. Причины попадания на “дно” у всех разные, но внутреннее состояние схоже. Проведенные в ночлежке годы наложили отпечаток на характеры обитателей: сердца ожесточились, души огрубели. Они успели смириться с обстоятельствами и стали равнодушны к своим судьбам.

Привычная жизнь меняется с появлением в ночлежке странника Луки. Этот персонаж успокаивает каждого, дает ложную надежду на лучшую жизнь. Однако вместе с исчезновением Луки пропадает и позитивный настрой ночлежников.

Таким образом, автор раскрывает перед читателем настоящую социальную трагедию. Он показывает, что живущие прошлым люди, не готовые проявлять твердость и меняться, обречены на прозябание. В отсутствии внутреннего стержня и постоянных думах о былом и заключена внутренняя драма обездоленных героев пьесы.


Другие работы по этой теме:

  1. Пьеса Максима Горького “На дне” – социально-философская драма. “Дно” – это прообраз всей России, ведь герои пьесы выходцы из различных сословий. Бубнов в прошлом владел...
  2. Над пьесой “На дне” Максим Горький работал в 1902 году. Начало ХХ века было сложным для России временем: повсюду царили бедность, бесправие и безысходность, человеческая...
  3. Максиму Горькому пришлось раздумывать над заглавием для своей социальной пьесы. Изначально у него было несколько вариантов: “Ночлежка”, “Без солнца”, “Дно”, “На дне жизни” и все...
  4. ­Мое отношение к Луке Социально-философское произведение “На дне” Максима Горького является одним из лучших его творений. Написанное в 1901-1902 гг., оно блестяще отражало переходный период...
  5. Спор о возможностях человека и о смысле его жизни лежит в основе пьесы “На дне” Максима Горького. Действие пьесы происходит в месте, оторванном от мира...
  6. ­Опыт и ошибки Пьеса Максима Горького “На дне” была написана в непростое для России время, в так называемый переходный период. Первоначально автор называл ее “Ночлежка”,...
  7. Пьеса “На дне” была написана М. Горьким в 1902 году. Она имела большой успех и была поставлена на сценах многих театров, российских и зарубежных, –...

Внутренняя драма заключается в том, что все герои очень одинокие отчаявшиеся люди, живущие в ночлежке. Ее Обители осознают свое бедственное положение, но они всё равно остались обычными людьми, которые могут страдать, мечтать, любить, мыслить. Часто герои пьесы говорят фразы, которые отражают их внутреннюю драму. Например, Сатин имел истинный талант к философствованию. Он рассуждал о назначении человека и своей собственной трагедии, говорил, что человек – это звучит гордо. Бубнов говорил о том, что выпил и рад. Барон находил утешение в том, что ничего не ждал. Лука считал, что человек всё сможет, если захочет. Настя и Актёр тешили себя мечтами. Актёр говорил, что яма ему это будет могилой. Клещ - рабочий человек. Он живет в ночлежке всего полгода, но ему уже кажется, что 6 лет. Говорит, что он человек рабочий, сможет заработать. Но все деньги уходят на похороны. Внутренняя драма Пепла заключается в том, что он хочет вырваться, но не может. Пепел с детства получил прозвище «сын вора». Был влюблен в Наташу, хотел с ней уехать в Сибирь и начать новую жизнь. Но во время драки с случайно убил человека, и его посадили в тюрьму в Сибири. Судьба Насти тоже трагична. Девушка мечтает о том, что когда-нибудь за ней придет такой же герой, о котором она читает в книгах. В этом и заключается ее драма: в другую жизнь она не может вырваться. Внутренняя драма актёры заключается в том, что он хотел вылечиться и продолжить свою карьеру. Лука рассказала ему про больницу с мраморным полом, но не сказал адрес. Актер повесился. У него не было другой цели в жизни. Больно читать о судьбе Анны. Она рассказывала Луке, что в своей жизни тряслась за каждый кусочек хлеба, ей было очень тяжело жить. Лука успокаивал, что она умрет и всё будет хорошо. Но Анна говорила, что раз ей так будет хорошо, то пусть еще немного поживет в этом жестоком мире. Все герои пьесы за время, которое они провели ночлежки, очерствели. Грубо разговаривают друг с другом, не слышат никого, кроме себя. Никто им не нужен. Это всё можно увидеть у мужа Анны. Он не заботится о своей больной жене. О ней вообще никто не заботится, кроме Актёра. Таким образом, автор раскрывает перед читателем настоящую социальную трагедию. Он показывает, что живущие прошлым люди, не готовые проявлять твердость и меняться, обречены на прозябание. В отсутствии внутреннего стержня и постоянных думах о былом и заключена внутренняя драма обездоленных героев пьесы.

24.1. В чём заключается внутренняя драма героев (Горький Максим) Социально-философская драма «На дне», написанная М.Горьким в начале ХХ века, затронула важнейшие проблемы общества, показала жизнь самых низких слоев населения России. Герои пьесы – отчаявшиеся люди, ставшие завсегдатаями похожей на пещеру ночлежки. Это место является для них приютом и вместе с тем – тюрьмой, поскольку каждый знает, что уже не выберется с этого «дна». Постояльцы осознают бедственное положение, между ними и миром лежит пропасть, оборваны все связи: семейные, духовные, социальные. У каждого имеется собственная жизненная драма, ставшая причиной падения. Обитателям ночлежки не чужды обычные чувства, они любят и ненавидят, мечтают, разочаровываются и главное – мыслят. Нередко они делают интересные умозаключения, отражающие внутренние переживания. К примеру, Барон видит утешение в том, что «все уже было! Прошло-кончено!», он больше ничего не ждет от жизни. Для картузника Бубнова смысл нынешнего бытия заключен в горькой: «Вот я выпил – и рад». Но истинным философским талантом обладает бывший телеграфный служащий Сатин, рассуждающий о предназначении человека. Фраза героя «Человек – это звучит гордо!» стала общеизвестной. Действующие лица живут грезами и воспоминаниями, но абсолютно ничего не предпринимают к изменению ситуации. Причины попадания на «дно» у всех разные, но внутреннее состояние схоже. Проведенные в ночлежке годы наложили отпечаток на характеры обитателей: сердца ожесточились, души огрубели. Они успели смириться с обстоятельствами и стали равнодушны к своим судьбам. Привычная жизнь меняется с появлением в ночлежке странника Луки. Этот персонаж успокаивает каждого, дает ложную надежду на лучшую жизнь. Однако вместе с исчезновением Луки пропадает и позитивный настрой ночлежников. Таким образом, автор раскрывает перед читателем настоящую социальную трагедию. Он показывает, что живущие прошлым люди, не готовые проявлять твердость и меняться, обречены на прозябание. В отсутствии внутреннего стержня и постоянных думах о былом и заключена внутренняя драма обездоленных героев пьесы.

Поднимая социальные проблемы, драма “На дне” одновременно ставит и решает философские вопросы: что есть правда? нужна ли она людям? можно ли обрести счастье в реальной жизни? В пьесе можно обнаружить два конфликта. Первый - социальный: между хозяевами ночлежки и босяками, второй - философский, затрагивающий основные вопросы бытия, - разворачивается между обитателями ночлежки. Он-то и является основным.

Мир ночлежки - это мир “бывших людей”. Раньше они принадлежали к разным слоям общества: здесь и барон, и проститутка, и слесарь, и актер, и картузник, и торговка, и вор. Они примеряют к себе различные ситуации, пытаясь “всплыть” на поверхность. Каждый из них хочет вернуться в мир “настоящих людей”. Герои полны иллюзий о временности своего положения. И лишь Бубнов и Сатин понимают, что выхода “со дна” нет - это удел лишь сильных. Слабым же людям нужен самообман. И все равно в этом страшном мире отверженных эти люди ведут поиск истины, стараются решать вечные проблемы. Как вынести тяжесть жизни? Что противопоставить страшной силе обстоятельств - открытый бунт, терпение, основанное на сладкой лжи, или смириться? Вот это три основные позиции, которых придерживаются персонажи пьесы.

Самый мрачный мыслитель в ночлежке - Бубнов. Он неприятен Горькому, потому что в его репликах отражена циничная правда факта. Жизнь в оценке Бубнова лишена всякого смысла. Она однообразна и течет по законам, которые человек не может изменить. “Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру, и ты. Чего жалеть?” Мечты для него - стремление человека казаться лучше или, как сказал Барон, “у всех людей - души серенькие, все подрумяниться желают”. Философия Бубнова - философия безысходности, царящей “на дне”.

С появлением Луки атмосфера в ночлежке меняется. Странник Лука, по-моему, самый сложный и интересный персонаж в пьесе. Старик с каждым находит верный тон: Анну утешает небесным счастьем после смерти, толкует, что в загробной жизни она обретет покой, которого не чувствовала до сих пор. Ваську Пепла уговаривает уехать в Сибирь: там найдется место для сильных и целеустремленных людей. Настю успокаивает, притворяясь, будто верит в ее рассказы о неземной любви. Актеру обещает исцеление от алкоголизма в некой специальной клинике. Самое поразительное во всем этом то, что Лука лжет бескорыстно. Он жалеет людей, старается дать им надежду как стимул к жизни. Изначально его идеи основаны на неверии в возможности человека: для него все люди слабы, мелки, а потому нуждаются в сострадании и утешении. Лука полагает, что правда может быть “обухом” для слабого. Иногда лучше обмануть человека вымыслом и вселить в него веру в будущее. Но это философия рабской покорности, недаром Сатин называет ложь “религией рабов и хозяев”: “одних она поддерживает, другие - прикрываются ею”.

Советы странника никому не помогли: Васька убивает Костылева и попадает в тюрьму, актер кончает жизнь самоубийством. Прямой вины Луки в этом, конечно, нет, просто обстоятельства оказались сильнее людей. Но косвенно он виноват, точнее, не он, а его идеи: они внесли изменения в жизнь ночлежников и в их мировоззрения, после которых поверившие ему уже не могли нормально продолжать жить. Против этой вредоносной лжи выступает Сатин. В его финальном монологе звучит требование свободы и гуманного отношения к человеку: “Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью... уважать надо!” Герой убежден в следующем: необходимо не примирить человека с действительностью, а заставить эту действительность работать на человека. “Все - в человеке, все - для человека”. Сатин, несомненно, симпатичен автору. В отличие от большинства ночлежников он в прошлом совершил решительный поступок, за что и поплатился: четыре года провел в тюрьме. Но он не жалеет об этом: “Человек - свободен, он за все платит сам”. Таким образом, писатель утверждает, что человек способен изменить обстоятельства, а не подстраиваться под них.

Кажется, устами Сатина автор осуждает Луку, опровергает соглашательскую философию странника. Но Горький не так прост и прямолинеен; он дает возможность читателям и зрителям самим решить: нужны ли подобные “примиряющие” философы в реальной жизни или они несут зло. Поразительно, как с годами менялось отношение общества к этому персонажу. Если в период создания пьесы “На дне” Лука с его безграничной жалостливостью к людям был почти отрицательным героем, поскольку “потакал” их слабости, то в наше жестокое время, когда человек чувствует свое одиночество и ненужность окружающим, странник получил “вторую жизнь” и воспринимается как истинно добрый персонаж. Он жалеет живущих рядом людей, пусть машинально, не тратя на это все свои душевные силы, но находит время выслушать страждущих, вселяет в них надежду, а это уже немало. Пьеса “На дне” относится к тем произведениям, которые не стареют, и каждое поколение открывает в них мысли, созвучные своему времени, взглядам, жизненным ситуациям. В этом великая сила дарования драматурга, его умение заглянуть в будущее.

Характеристика героев «На дне» помогает составить общий портрет людей, находящихся на «дне жизни»: бездействие, смиренность, нежелание и неспособность изменить собственную жизнь.

Костылевы

Владелец ночлежки, в которой проживают главные герои пьесы «На дне», и его жена Василиса - злые и порочные люди. Данные персонажи «На дне» считали себя «хозяевами жизни», не понимая, что нравственно они оказываются хуже тех, кому не повезло в жизни.

Актер

Это бывший актер, организм которого теперь «отравлен алкоголем». М. Горький не наделяет своего героя даже именем, чтобы показать нахождение его на «дне жизни», его безволие и бездействие.

Сатин

Сатин попал в ночлежку после тюремного заключения за убийство человека. Герой понимал, что его жизнь кончена, поэтому он не старался изменить ее. Сатин является своеобразным философом, который рассуждает на многие вечные вопросы. М. Горький особое внимание уделяет описанию данного образа, так как он во многом выражает авторскую позицию.

Настя

Это молодая девушка, которая мечтает об искренней любви, несмотря на то что сама она является девушкой легкого поведения.

Васька Пепел

Васька является вором, который мечтает о честной жизни в Сибири рядом со своей возлюбленной Наташей. Однако мечтам Пепла не суждено сбыться: желая защитить Наташу, он убивает Костылева и оказывается в тюрьме.

Наташа

Это сестра Василисы, которая вечно терпит издевательства и даже побои от Костылевых.

Лука

Это пожилой странник, взгляды которого воздействуют на жителей ночлежки. Лука сострадает окружающим людям, утешает их, считая, что ложь во спасение способна замотивировать человека на конкретные действия.

Роль Луки в жизни жителей ночлежки велика, однако помощь героя неоднозначна, что отражает следующая таблица:

Клещ

По профессии Клещ является слесарем. Он честно и упорно работает, чтобы выбраться из ночлежки. Постепенно его старания прекращаются, так как он понимает, что он ничем не отличается от находящихся рядом с ним людей, которых ранее он презирал. Клещ злится на собственную судьбу, уже прекратив стараться изменить жизнь к лучшему.

Анна

Жена Клеща, которая находится при смерти. Она понимает, что абсолютно никому не нужна, даже собственному мужу, который считает, что ее смерть пойдет на пользу им обоим.

Бубнов

Раньше герой владел красильной мастерской, но окружающая среда сломала Бубнова, когда его жена сбежала от него к мастеру. Находясь на «дне жизни», Бубнов не стремится к улучшению жизни, он фактически плывет по течению, не думая о будущем.

Барон

Барон является человеком, который не думает о хорошем будущем, он живет в прошлом, которое для него было хорошим.

Квашня

Героиня произведения является торговкой пельменями. Это сильная женщина, которая привыкла зарабатывать на жизнь собственным трудом. Жизнь не озлобила ее, она привыкла помогать другим людям.

Медведев

Это полицейский, который посещает ночлежку для сохранения порядка. На протяжении всего повествования ухаживает за Квашней, в итоге женщина соглашается на отношения с ним.

Алешка

Это молодой сапожник, пьянство которого привело его на «дно жизни». Он не стремится исправить себя, сделаться лучше, он доволен тем, что имеет.

Татарин

Татарин является ключником, считавшим, что каждый человек должен жить честной жизнью, несмотря на различные обстоятельства.

Кривой Зоб

Это еще один ключник, который оправдывал свой нечестный образ жизни тем, что честные люди не смогут выжить в этом мире.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Характеристика героев «На дне»», даст краткие сведения о персонажах пьесы М. Горького.

Тест по произведению

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

С17.2. Какое место в ро­ма­не Л. Н. Тол­сто­го «Война и мир» за­ни­ма­ет образ Пла­то­на Каратаева?

С17.3. В чём за­клю­ча­ет­ся внут­рен­няя драма ге­ро­ев пьесы М. Горь­ко­го «На дне»?

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

С17.1. Ка­ко­во от­но­ше­ние ав­то­ра «Слова о полку Игореве» к опи­сы­ва­е­мым им событиям?

Существует мно­же­ство пред­по­ло­же­ний о том, кто был ав­то­ром «Слова о полку Игореве». Им мог быть монах, так как в то время са­мы­ми об­ра­зо­ван­ны­ми лю­дь­ми были монахи, или при­бли­жен­ным князя. Ав­то­ром мог быть храб­рый дружинник, по­то­му что так ярко и точно может опи­сать сра­же­ния толь­ко тот, кто сам при­ни­мал уча­стие на них. С тон­ким зна­ни­ем дела опи­сы­ва­ет он кар­ти­ны сражений, ярко ри­су­ет об­ра­зы кня­зей и дружинников, но с не мень­шей силой и сим­па­ти­ей рас­ска­зы­ва­ет он о том, как во вре­ме­на кня­же­ских меж­до­усо­биц «ретко ра­та­е­ве кикахуть», вот по­че­му нель­зя не от­ме­тить едва ли не самую важ­ную черту ав­то­ра «Слова» -патриотизм, не­под­дель­ную обес­по­ко­ен­ность судь­бой своей Родины. Кроме того, автор пред­ста­ет перед нами как тон­кий психолог: он точно пе­ре­да­ет пе­ре­жи­ва­ния лю­бя­щей жены в плаче Ярославны, со­мне­ния князя Игоря перед побегом. С уве­рен­но­стью можно утвер­ждать лишь одно: кем бы ни был автор «Слова о полку Игореве», мо­на­хом или сме­лым воином, он, безусловно, яв­лял­ся вы­да­ю­щим­ся че­ло­ве­ком сво­е­го времени.

C17.2. Какое место в ро­ма­не Л. Н. Тол­сто­го «Война и мир» за­ни­ма­ет образ Пла­то­на Каратаева?

В об­ра­зе Пла­то­на Ка­ра­та­е­ва Тол­стой изоб­ра­зил мирное, доброе, ду­хов­ное начало, пре­дель­но усилил, укре­пил в нем черты про­сто­го рус­ско­го человека, сде­лал его оли­це­тво­ре­ни­ем всего доброго, русского, круглого. В Пла­то­не Ка­ра­та­е­ве мы видим гар­мо­нию внут­рен­ней жизни, ко­то­рая да­ет­ся без­гра­нич­ной верой в волю Бога на все про­ис­хо­дя­щее на Земле, верой в то, что все равно в конце кон­цов по­бе­дят добро и справедливость, от­сю­да его не­про­тив­ле­ние злу на­си­ли­ем и при­ня­тие всего, что бы ни происходило. Важно еще то, что «жизнь его, как он сам смот­рел на нее, не имела смыс­ла как от­дель­ная жизнь. Она имела смысл толь­ко как ча­сти­ца целого, ко­то­рое он по­сто­ян­но чувствовал». Пла­тон Ка­ра­та­ев во­пло­ща­ет собой тот ми­ро­вой закон, к по­сти­же­нию ко­то­ро­го стре­мят­ся лю­би­мые герои Толстого. Не­смот­ря на то, что в огром­ном романе-эпопее этот герой за­ни­ма­ет срав­ни­тель­но не­мно­го места, зна­че­ние его очень велико. Он важен нам и сам по себе, и осо­бен­но по той роли, ко­то­рую он сыг­рал в судь­бе Пьера Безухова. Пла­тон Ка­ра­та­ев помог ему по­нять смысл жизни, об­ре­сти со­гла­сие и мир с самим собой и людьми.

C17.3. В чём за­клю­ча­ет­ся внут­рен­няя драма ге­ро­ев пьесы М. Горь­ко­го «На дне»?

В пьесе «На дне» Горь­кий по­ка­зы­ва­ет людей, слом­лен­ных жизнью, об­ре­чен­ных на гибель. Про­бле­ма­ти­ка про­из­ве­де­ния рас­кры­ва­ет­ся не столь­ко в дей­ствии (мир ноч­леж­ки как бы застыл, со­бы­тий про­ис­хо­дит не так уж много), сколь­ко в раз­го­во­рах персонажей. Ос­нов­ной фи­ло­соф­ской про­бле­мой яв­ля­ет­ся спор о правде. Эти споры ве­дут­ся между оби­та­те­ля­ми ноч­леж­ки на про­тя­же­нии всей пьесы и, пре­жде всего, между Лукой и Сатиным. На­пря­мую Лука и Сатин не сталкиваются, но всей ло­ги­кой раз­ви­тия сю­же­та стал­ки­ва­ют­ся их мировоззрения. Фи­ло­со­фия Луки ос­но­ва­на на том, что вера может и часто долж­на за­ме­нить ре­аль­ную правду, так как по­мо­га­ет че­ло­ве­ку уйти от страш­ной ре­аль­но­сти в мир пре­крас­ных иллюзий. Вроде бы, ис­ти­на на его стороне, и про­бле­ма решена: лучше ро­зо­вые очки, чем страш­ная реальность. Но в самый важ­ный мо­мент для оби­та­те­лей ночлежки, когда у мно­гих за­ро­ди­лась вера во что-то лучшее, ста­рик исчезает. Раз­бу­жен­ные Лукой люди всту­па­ют в кон­фликт с внеш­ним миром и из­ме­нить свое пла­чев­ное по­ло­же­ние не могут: Актер - повесился, Пепел - в тюрьме, Анна - умерла.

Этим тра­гич­ным фи­на­лом Горь­кий показывает, что Лука был не прав. Ро­зо­вые очки раз­би­ва­ют­ся при встре­че со страш­ной реальностью, и та ка­жет­ся еще страшнее, по­сколь­ку ухо­дит вера. Фи­ло­со­фию Луки от­вер­га­ет Сатин: «Ложь - ре­ли­гия рабов и хозяев. Прав­да - бог сво­бод­но­го человека!» В одном Сатин со­гла­сен со странником: «Человек - вот правда!» Но не при­ем­лет его жалости, по­сколь­ку та уни­жа­ет личность. Рас­суж­дая о зна­че­нии человека, герой утверждает, что судь­ба - дело рук и мозга каждого.

Трагедия не­сбы­точ­но­сти на­дежд от­ра­же­на в каж­дом герое. Бремя об­ще­го бес­си­лия тащит «на дно» всех пер­со­на­жей Горького. Про­бле­ма су­ро­вой прав­ды и спа­си­тель­ной лжи в про­из­ве­де­нии не решена, она лишь поставлена, как это свой­ствен­но мно­гим про­из­ве­де­ни­ям рус­ской литературы, ста­вя­щей во­про­сы и пред­ла­га­ю­щей чи­та­те­лям самим ис­кать ответы.

С17.4. Нравы чиновничества на страницах русской литературы (на примере двух-трёх произведений).

В русской литературе и XIX и XX века чиновничество предстаёт не в самом выгодном для себя цвете, являя в своих рядах образцы подлости, лицемерия, чинопоклонства.

О нравах в России начала 30-х годов прошлого века пишет Н. В. Гоголь в комедии «Ревизор». Всевозможные злоупотребления властью, казнокрадство и взяточничество, произвол и пренебрежительное отношение к народу были характерными, укоренившимися чертами тогдашнего чиновничества. Именно такими Гоголь и показывает в своей комедии правителей уездного города.

Все чиновники нарисованы Гоголем, как живые, каждый из них своеобразен. Но в то же время все они создают суммарный облик чиновничества, управляющего страной, раскрывают гнилостность общественно-политического строя крепостнической России.

Очень похожи на чиновников из «Ревизора» чиновники гоголевских «Мёртвых душ», чиновники из «Горя от ума» Грибоедова, «слуги народа» советской эпохи из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Чиновники из романа «Мастер и Маргарита» - существа в высшей степени бессовестные, погрязшие в собственнических интересах. Степан Лиходеев - опустившийся тип, пьёт, гуляет, не задумываясь, пускает в варьете сомнительных артистов. «Чиновники от литературы», являясь властью для «рядовых» писателей, истинных художников, творцов, подчиняются директивам сверху и одним росчерком пера запрещают творить, не задумываясь, что, лишая возможности писать, они лишают настоящего мастера жизни.

Загрузка...