crimea-fun.ru

Счастливая любовь в литературе. Мотив несчастной любви в русской литературе XIX века

Любовь - высокое, чистое, прекрасное чувство, которое люди воспевали еще с античных времен. Любовь, как говорится, не стареет.

Если возводить некий литературный пьедестал любви, то, несомненно, на первом месте окажется любовь Ромео и Джульетты. Это, пожалуй, самая красивая, самая романтичная, самая трагическая история, которую поведал читателю Шекспир. Двое влюбленных идут наперекор судьбе, несмотря на вражду между их семействами, несмотря ни на что. Ромео готов ради любви отказаться даже от своего имени, а Джульетта согласна умереть, лишь бы остаться верной Ромео и их высокому чувству. Они погибают во имя любви, умирают вместе, потому что не могут жить друг без друга:

Нет повести печальнее на свете,

Чем повесть о Ромео и Джульетте...

Впрочем, любовь бывает разной - страстной, нежной, расчетливой, жестокой, неразделенной...

Вспомним героев романа Тургенева «Отцы и дети» - Базарова и Одинцову. Столкнулись две одинаково сильные личности. Но способным любить по-настоящему оказался, как ни странно, Базаров. Любовь для него стала сильным потрясением, которого он не ожидал, и вообще до встречи с Одинцовой любовь в жизни этого героя не играла никакой роли. Все человеческие страдания, душевные переживания были для его мира неприемлемы. Базарову трудно признаться в своем чувстве в первую очередь себе.

А что же Одинцова?.. До тех пор, пока не были затронуты ее интересы, пока оставалось желание познать что-нибудь новое, ей был и интересен Базаров. Но как только темы для общих разговоров были исчерпаны, пропал и интерес. Одинцова живет в своем мире, в котором все идет по плану, и ничто не может нарушить покой в этом мире, даже любовь. Базаров для нее что-то вроде сквозняка, залетевшего в окно и тут же вылетевшего обратно. Такая любовь обречена.

Другой пример - герои произведения Булгакова «Мастер и Маргарита». Их любовь так же жертвенна, казалось бы, как и любовь Ромео и Джульетты. Правда, здесь жертвует собой ради любви Маргарита. Мастер испугался этого сильного чувства и в итоге оказался в сумасшедшем доме. Там он надеется, что Маргарита забудет его. Конечно, на героя повлияла и неудача, постигшая его роман. Мастер бежит от мира и прежде всего от самого себя.

Но Маргарита спасает их любовь, спасает от безумия Мастера. Ее чувство к герою преодолевает все препятствия, встающие на пути к счастью.

О любви писали и очень многие поэты. Мне очень нравится, например, так называемый панаевский цикл стихотворений Некрасова, которые он посвятил Авдотье Яковлевне Панаевой, страстно любимой им женщине. Достаточно вспомнить такие стихотворения из этого цикла, как «Тяжелый крест достался ей на долю...», «Я не люблю иронии твоей...», чтобы сказать, сколь сильно было чувство поэта к этой красивейшей женщине.

А вот строки из прекрасного стихотворения о любви Федора Ивановича Тютчева:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Ты говорил: она моя.

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя...

Год не прошел - спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

И, конечно, нельзя здесь не сказать о любовной лирике Пушкина.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

И снились милые черты...

Эти стихи Пушкин вручил Анне Петровне Керн 19 июля 1825 года в день ее отъезда из Тригорского, где она гостила у своей тетушки П. А. Осиповой и постоянно встречалась с поэтом.

Закончить свое сочинение я хочу опять же строками из еще одного стихотворения великого Пушкина:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

"Не верят в мире многие любви" (М. Ю. Лермонтов).

… Люблю - любить ввек буду.

Кляните страсть мою,

Безжалостные души,

Жестокие сердца!..

Н. М. Карамзин.

Что ценит в современном мире человек? Деньги, власть… Эти низменные цели преследу-ет общество. Произнося слово «любовь», подразумевают лишь животные инстинкты, физическую потребность. Люди стали роботами, и малейшее проявление чувств и эмоций кажется смешным и наивным. Умирают духовные ценности общества… Но есть всё же люди, которые не потеряли способности к высоким чувствам. И слава тем, кто любим или когда-либо любил, ведь любовь - это чувство, которое поднимает на вершины жизни, возвышает до небес…

Кто из героев повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» верит в настоящую любовь? Анна Николаевна? Нет, вряд ли. Она вышла замуж за очень богатого человека, родила двух детей… Но она терпеть не может своего мужа, презрительно его высмеивает и искренне рада, когда кто-либо отвлекает Гусилава Ивановича от неё. Анна не любит своего мужа, её просто устраивает собственное положение: красивая, богатая… Да и пофлиртовать может без особых последствий.

Или, например, брат Анны Николаевны, Николай. Он чуть не женился на одной богатой и красивой даме. Но «муж дамы не хотел давать ей развода». Скорее всего, Николай Николаевич не верил в настоящее чувство, ведь иначе он бы не стал разбивать семью. Николай Николаевич холоден и его отношение к Желткову, то, как он с ним обращается, доказывает, что Булаш-Тугомовский не способен понять высокое чувство.

В отличие от Николая, князь Василий Львович Шеин, муж Веры Николаевны, понимает и даже принимает любовь телеграфиста к его жене. Если сначала Василий Львович выслеживает проявление каких-либо чувств, то после встречи с Г. С. Ж., после того, как Шеин понял, что Желтков действительно по-настоящему, бескорыстно, самоотверженно любил Веру Николаевну, он начинает верить, что искреннее чувство существует: "… разве он виноват в любви, и разве можно управлять таким чувством, как любовь…"

Генерал Яков Михайлович Аносов был когда-то женат. Но сам он признаёт, что брак этот не был построен на настоящей любви. "…Люди в наше время разучились любить, - говорит он Вере Николаевне. - Не вижу настоящей любви. Да и в моё время не видел!" Ещё одна история из жизни генерала, которую он рассказывает, - про болгарочку. Как только они встретились, моментально вспыхнула страсть, и, как говорит сам генерал, он «влюбился сразу - пламенно и бесповоротно». А когда ему пришлось уехать из тех мест, они поклялись друг другу в «вечной взаимной любви». А была ли любовь? Нет, и Аносов этого не отрицает. Он говорит: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться». И, возможно, если бы Аносов по-настоящему любил болгарочку, он бы сделал всё, чтобы только остаться рядом с ней.

Аносов рассказал пару историй о чувстве, больше похожем на преданность, чем на настоящую любовь. И это лишь два случая «настоящей любви», которые узнал Аносов за всю свою долгую жизнь.

Он считает, что каждая женщина мечтает о «единой, всепрощающей, на всё готовой, скромной и самоотверженной» любви. И женщины совсем не виноваты в том, что «любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения».

Генерал Аносов считает, что женщины (наверное, как более сильные и романтические существа) способны, в отличие от мужчин, «к сильным желаниям, героическим поступ-кам, к нежности и обожанию перед любовью».

Судя по всему, княгиня вера Николаевна заблуждалась по поводу того, что есть настоящее чувство. Она уверена, что любит Василия как и прежде, но её «прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы». Это, несо-мненно, хорошее чувство, но это не настоящая любовь.

Единственный герой повести, который испытывает искреннее чувство, - Желтков. Его возлюбленная - высокая, с нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасная Вера Николаевна. Он любит княгиню бескорыстной, чистой, возможно, рабской любовью. Эта любовь настоящая. Она вечная: «Я знаю, - говорит Желтков, - что не в силах разлюбить её никогда…» Любовь его безнадёжная. «Меня не интересует в жизни ничего: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заколючается только в Вас», - пишет Желтков Вере Николаевне. Для Желткова нет никого прекрасней Шеиной.

Может быть, жизненный путь Веры пересекла любовь, о которой грезят женщины. Потеряв Желткова, княгиня поняла, что «та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё».

Довольно часто окружающие не принимают и даже осуждают тех, кто верит в любовь. «Дураки, - говорят они, - зачем любить, страдать, переживать, если можно жить спокойно и беззаботно». Они считают, что тот, кто искренне любит, приносит себя в жертву. Возможно, эти люди правы. Но они никогда не испытают тех счастливых минут любви, так как они холодны и бесчувственны…

Введение. 3
1... Концепция любви в рассказах И.А. Бунина. 5
2. Философия любви в романе М.А. Булгакова “ Мастер и Маргарита” 8
Заключение. 10
Список использованной литературы.. 11

Введение В современном мире одной из самых актуальных тем является тема любви. Это прекрасное чувство воспевалось еще с древнейших времен, и к счастью, никогда не устареет. Любовь, какой бы она не была, одинаково волнует как взрослого, так и ребенка, многие готовы совершать подвиги ради любви, а некоторые даже не осознают всю красоту и силу этого чувства. Именно поэтому многие поэты и писатели стремились показать истинное место любви в человеческой жизни, человеческих отношениях, используя свои, присущие только им приемы, и, выражая в своих произведениях, свои взгляды на это прекрасное чувство. С вулканической энергией тема любви раскрывается в современной литературе: о ней пишут и поэты, и писатели, философы и журналисты, а также критики. За несколько последних десятилетий о любви пишется намного больше, чем за несколько веков. При этом литература отличается оригинальностью мышления и интенсивными поисками. Целью данной работы является раскрытие выбранной темы. Исходя из цели, можно выделить следующие задачу: выяснить на примере творчества двух писателей, какую роль все-таки занимает любовь в современной литературе. Конечно, невозможно в рамках одного реферата осветить всю сокровищницу русской любовной литературы, как и нельзя отдать предпочтение какому-либо автору, поэтому выбор поэтов и писателей в данном реферате, на примере творчества которых автор попытаться раскрыть выбранную тему, носит скорее личный характер. Каждый из выбранных автором писателей слова видел проблему любви по – своему, и разнообразие их взглядов позволяет максимально объективно раскрыть выбранную ими тему. В произведениях многих писателей сложились определенные особенности отношения к неувядающей никогда и возвышенной теме – любви. Любовь – это полное изменение нашей жизни, переключение организма в определенном направлении, более прекрасном, чем было раньше. В этом и заключается огромная нравственная сила любви, истребляющая эгоизм, и возрождающая человека в новом, нравственном качестве. В любви возрождается образ бога, то идеальное начало, которое связано с образом вечной красоты и женственности. Воплощение в индивидуальной жизни такого начала создает неизмеримое блаженство, то самое чувство радости, которое знакомо практически каждому человеку. В любви человек находит самого себя, свою личность. В ней отражается единая, истинная индивидуальность.

1. Концепция любви в рассказах И.А. Бунина И.А. Бунин всегда имел весьма своеобразный, отличный от большинства других писателей того времени взгляд на любовные отношения. Образ любви в его творчестве – это особое взаимодействие духа и плоти. Дух, по мнению Бунина, нельзя постичь, не познав плоти. Именно поэтому отстаивал в своих произведениях чистое отношение к телесному и плотскому. Любовь в его видении означало загадочное влечение двух полов друг к другу, чем и отличались его произведения от творчества других авторов. Одну из самых лучших книг рассказов о любви И. Бунина “Темные аллеи» не зря называют энциклопедией любовных драм, в ней писатель смог объединить и трагичность, и нежность, и красоту, связанные с прекрасным чувством любви. Герои “Темных аллей” не препятствуют природе, их поступки всегда противоречат общепринятой морали. Любовь всегда преступает норме, выходит за рамки обыденности. А аморальность для писателя является неким признаком подлинности любви, так как обыкновенная мораль оказывается привычной схемой, в которую не укладывается стихия современной жизни. При описании подробностей, связанных с риском и телом, когда автор становится беспристрастным, дабы не перейти тонкую грань, которая отделяет его искусство от порнографии, Бунин наоборот всегда много волнуется – до спазма в горле, до страстной дрожи, так как для него все, что связано с взаимоотношениями полов, овеяно тайнами и святостью. Как правило, за счастьем любви в “Темных аллеях” обязательно следует расставание или даже смерть. Герои упиваются близостью друг друга, но приводит она, к нашему сожалению, к разлуке, смерти или убийству. Счастье не всегда может быть вечным: Натали умирает в преждевременных родах, Галя Ганская отравилась, рассказе “Руся” влюбленных разлучает истеричная мать Руси. И. Бунин позволил каждому герою только насладиться прекрасным чувством, после чего лишает их возможности быть счастливыми даже жизни. Герой рассказа “Натали” полюбил сразу двоих, но семейного счастья не смог найти ни с одной. В рассказе “Генрих” очень много женских образов на любой вкус, но главный герой предпочел одиночество и свободу от “жен человеческих”. Любовь в рассказах Бунина никогда не заканчивается счастливым браком, он сам лишает своих героев личного счастья, потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере чувств. Любовь по привычке не может стать лучше, чем любовь внезапная, но искренняя. Герой рассказа “Темные аллеи” никак не может связать себя узами брака с крестьянкой Надеждой, но женившись на женщине своего круга, не обретает семейного счастья. Однако, несмотря на краткость, любовь все-таки остается вечной в памяти героя именно потому, что было мимолетной. Отличительной особенностью любви в понимании является сочетание не совсем сочетаемых вещей. Эта странная связь любви и смерти постоянно фигурирует у Бунина, именно поэтому название сборника “Темные аллеи” вовсе не означает “темные”, а просто запутанные и трагические лабиринты любви. Любовь, какой бы она не была является великим счастьем, даже если она завершается трагически. К такому выводу, пускай поздно, но приходят большинство бунинских героев, потерявших или разрушивших свою любовь. В этаком позднем раскаянии, запоздалом просветлении героев таится та самая особенность, которая позволяет нам говорить и о несовершенстве людей, которые не научились жить, осознавать и дорожить своими чувствами, и о несовершенстве самой жизни и тех обстоятельств, которые очень часто препятствуют истинным человеческим взаимоотношениям, а самое важное – о тех высоких эмоциях, которые оставляют неугасающий след духовной красоты и преданности.

2. Философия любви в романе М.А. Булгакова “ Мастер и Маргарита” Книгой жизни можно назвать фантастический, философский и исторический роман Булгакова «Мастер и Маргарита», который занимает особое место в русской литературе и дает читателям возможность понять мировоззрения и поиски автора. Один из главных принципов романа связана с “вечной любовью” Мастера и Маргариты. Возможно, в их глазах горел никому непонятный огонек, по другому никак не объяснишь ту любовь, которая “пробежала” перед ними и поразила обоих. Благодаря такой внезапной любви, мы могли ожидать пылкий, страстный, бурный роман, но все было тихо, мирно, по-домашнему. Маргарита каждый день посещала подвальную квартирку Мастера, “ надевала фартук...зажигала керосинку и готовила завтрак...когда шли майские грозы и мимо подслеповатых окон шумно катилась в подворотне вода...влюбленные растапливали печку и пекли в ней картофель...В подвальчике слышался смех, деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти. Когда кончились грозы и пришло душное лето, в вазе появились долгожданные и обоими любимые розы...”. Вот как бережно и умиротворенно продвигались их отношения. Не погасили любовь ни несчастные дни, когда роман Мастера был оскорблен критиками и жизнь для влюбленных была приостановлена, ни тяжелая болезнь Мастера, ни его ничем не предвещаемое исчезновение на многие месяцы. Маргарита не могла расстаться с ним ни на секунду, она могла только мысленно просить его, чтобы он освободил ее от чувств. Чувства Мастера и Маргариты будут вечными только потому, что один из них будет бороться за чувства двоих. Маргарита пожертвует собой ради любви Маргарита, а Мастер, испугавшись такого сильного чувства, в итоге попадет в сумасшедший дом, в душе надеясь, что Маргарита забудет его навсегда. Но, разве что-либо может заставить отказаться от своих чувств? Можно сказать «нет». Но в романе именно трусость Мастера помогла ему бежать от любви, от всего мира и от самого себя. Но Маргарита еще раз доказывает, что ради любви она готова на любое испытание, даже стать ведьмой, чтобы найти возлюбленного. Когда читаешь посвященные Маргарите эпизоды, приходит соблазн назвать их поэмой Булгакова во славу своей собственной любви, с которой каждый из нас готов был совершить свой «последний полет». Наверно, отчасти так оно и есть. Во всех выходках Маргариты – и во время полета, и в гостях у Воланда – ее сопровождает любящий взгляд автора произведения, в котором и нежность, и ласка и гордость за нее – за настоящее королевское достоинство, благодарность за Мастера, которого она своей любовью спасла от безумия и возвратила в жизнь. Все события и явления отражаются в светлых водах этого ручья любви. Счастливой развязки в романе Булгаков придумывать не хотел. Только для Мастера и Маргариты писатель приберег отдельный счастливый финал: их ожидает вечный покой. Булгаков в своем произведении показал ту силу любви, ради которой любой человек сможет преодолеть любые преграды и трудности, а так же достичь счастья и покоя.

Заключение
Подводя итоги, хочется отметить, что литература на протяжении многих лет обращалась к теме любви, пытаясь объяснить ее нравственный и философский смысл. В этой традиции любовь понимается широко и многозначно, прежде всего, как путь к творчеству, к нравственному совершенствованию, а также моральной отзывчивости. Концепция любви предполагает единство философии и понятия любви, и потому она так тесно связана с миром литературных образов. На примере произведений литературы XIX – XX веков рассмотренных в реферате, автор попытался раскрыть тему любви, используя взгляд на нее разных писателей. Любовь в произведениях И.А. Бунина проявляется как прекрасное чувство, глубоко-нравственное, как великое счастье, даже если оно завершается трагически. В произведении “Мастер и Маргарита” М. Булгаков показывает, что каждый любящий человек способен на жертву ради счастья и спокойствия любимого человека. И при этом и он также остается счастливым. Времена меняются, но проблемы остаются такими же: “в чем смысл жизни”, “что есть добро и что такое зло”, “что такое любовь и в чем ее смысл”. Автор поддерживает точку зрения многих, что тема любви будет звучать вечно и согласен с мнением выбранных писателей и поэтов о том, что чувство любви бывает разное, глубокое и бесконечно нежное. Любовь делает человека благородным, мягким и милосердным. Она выявляет в каждом из нас все самое хорошее, делает нашу жизнь прекрасней.

Список использованной литературы 1. Агеносов В. В. "Трижды романтический мастер": Проза Михаила Булгакова // Агеносов В. В. и др. Литература народов России XIX–XX веков. М., 1995 – 45 с. . 2. А.А. Ивкин “Философия любви”, М. 2006 г. - 235 с. 3. Бабарынкин Ф.Г. “Михаил Булгаков”, Просвещение, М. 1991. г. – 150 с. 4. Белкова Н.М. «Русский Эрос, или Философия любви в России», «Просвещение», М. 2001 г. – 260 с. 5. Бунин И.А. Избранное, “Максла”, Рига, 1985 г – 210 с. 6. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита // Москва. 1966. № 11; 1967. № 1. (Первая публикация романа). 7. Галинская И.Л. Загадки известных книг. М., 2006. – 230 с. 8. Казаркин А. П. Истолкование литературного произведения. Кемерово. - 2008 г. - 145 с. 9. Каплан И.Е., Н.Т. Пинаев. Хрестоматия историко-литературных материалов. , “Просвещение”, М. 1999 г. – 250 с. 10. Ларионов М.Ю. Художественная литература. М. 1999 г. – 140 с.

Белкова Н.М. «Русский Эрос, или Философия любви в России», «Просвещение», М. 2001 г. – с. 147.
Белкова Н.М. «Русский Эрос, или Философия любви в России», «Просвещение», М. 2001 г. – с. 182.
Казаркин А. П. Истолкование литературного произведения. Кемерово. - 2008 г. - с. 34.
Каплан И.Е., Н.Т. Пинаев. Хрестоматия историко-литературных материалов. , “Просвещение”, М. 1999 г. – с. 115.

Тема любви всегда играла первостепенную роль в творчестве писателей и поэтов. Восхищаясь красотой и изяществом, своих муз, из-под перьев талантливых творцов выходили стихотворения, баллады и поэмы, рассказы и повести, целые романы.

Русская литература пропитана этим возвышенным чувством – любовью, порою трагической и печальной, но полной самозабвенной преданности и нежности.

Великие поэты и прозаики – Пушкин и Лермонтов, в большинстве своем говорили языком любви. Поэма А.С.Пушкина «Евгений Онегин» – полон любви неразделенной и погасшей – главные герои Евгений и Татьяна, чьи сердца так и не соединились, столкнулись с реалиями жестокого мира, непонятые друг другом, в конце концов, отвернулись от прошлого и постарались забыть.

Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» рассказывает о неземной любви, пылкой страсти демона к земной девушке, милой и нежной, невинной Тамаре. Но любовь эта невозможная и неестественная, была погублена самим демоном, жестоким и отверженным, который так и не смог отбросить зов своей природы и злые умыслы, мучавшие его душу.

Эти литературные творения кажутся мне весьма драматическими и угнетающими, и все-таки светлое чувство любви, в которое верят творцы поистине многолико.

Пусть мимолетны мгновения любви, но счастливы. Недолго существует идиллия, так как ей угрожают завистники, роковые обстоятельства. Любовь, по мнению писателей, тяжелый труд и талант, дарованный не каждому. Упустить птицу Любовь из рук легко, вернуть непросто.

Произведения Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет») Бунина («Темные Аллеи») также трагичны и оканчиваются победой жестокой реальности и крахом мечтаний и надежд.

Необычно и пронзительно правдиво стихотворение В. Маяковского «Лиличка!» – лирический герой полон безумной, одержимой и исступленной любви к женщине. Слова словно, выточенные из камня пронзают, пробивают броню, «режут» по сердцу.

Также по душе мне стихотворение А. Ахматовой «Сероглазый король», повествующей о боле и печали утраты тайного возлюбленного, любви всей жизни лирической героини.

Н. Гумилев в воем стихотворении «Она» рисуют возлюбленную женщину, простую и в то же время загадочную, непостижимую и яркую.

Поэзия и проза творит во имя любви, именно этого высоконравственного и глубокого чувства, и я уверена, что пока живо человечество, будет писаться и слагаться любовная лирика.

Тема любви в русской литературе

Любовь выскочила перед нами, как убийца выскакивает из-за угла,

и мгновенно поразила нас сразу обоих...

М. Булгаков

Любовь - высокое, чистое, прекрасное чувство, которое люди воспевали еще с античных времен. Любовь, как говорится, не стареет.

Если возводить некий литературный пьедестал любви, то, несомненно, на первом месте окажется любовь Ромео и Джульетты. Это, пожалуй, самая красивая, самая романтичная, самая трагическая история, которую поведал читателю Шекспир. Двое влюбленных идут наперекор судьбе, несмотря на вражду между их семействами, несмотря ни на что. Ромео готов ради любви отказаться даже от своего имени, а Джульетта согласна умереть, лишь бы остаться верной Ромео и их высокому чувству. Они погибают во имя любви, умирают вместе, потому что не могут жить друг без друга:

Нет повести печальнее на свете,

Чем повесть о Ромео и Джульетте...

Впрочем, любовь бывает разной - страстной, нежной, расчетливой, жестокой, неразделенной...

Вспомним героев романа Тургенева “Отцы и дети” - Базарова и Одинцову. Столкнулись две одинаково сильные личности. Но способным любить по-настоящему оказался, как ни странно, Базаров. Любовь для него стала сильным потрясением, которого он не ожидал, и вообще до встречи с Одинцовой любовь в жизни этого героя не играла никакой роли. Все человеческие страдания, душевные переживания были для его мира неприемлемы. Базарову трудно признаться в своем чувстве в первую очередь себе.

А что же Одинцова?.. До тех пор, пока не были затронуты ее интересы, пока оставалось желание познать что-нибудь новое, ей был и интересен Базаров. Но как только темы для общих разговоров были исчерпаны, пропал и интерес. Одинцова живет в своем мире, в котором все идет по плану, и ничто не может нарушить покой в этом мире, даже любовь. Базаров для нее что-то вроде сквозняка, залетевшего в окно и тут же вылетевшего обратно. Такая любовь обречена.

Другой пример - герои произведения Булгакова “Мастер и Маргарита”. Их любовь так же жертвенна, казалось бы, как и любовь Ромео и Джульетты. Правда, здесь жертвует собой ради любви Маргарита. Мастер испугался этого сильного чувства и в итоге оказался в сумасшедшем доме. Там он надеется, что Маргарита забудет его. Конечно, на героя повлияла и неудача, постигшая его роман. Мастер бежит от мира и прежде всего от самого себя.

Но Маргарита спасает их любовь, спасает от безумия Мастера. Ее чувство к герою преодолевает все препятствия, встающие на пути к счастью.

О любви писали и очень многие поэты.

Мне очень нравится, например, так называемый панаевский цикл стихотворений Некрасова, которые он посвятил Авдотье Яковлевне Панаевой, страстно любимой им женщине. Достаточно вспомнить такие стихотворения из этого цикла, как “Тяжелый крест достался ей на долю...”, “Я не люблю иронии твоей...”, чтобы сказать, сколь сильно было чувство поэта к этой красивейшей женщине.

А вот строки из прекрасного стихотворения о любви Федора Ивановича Тютчева:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя...

Год не прошел - спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

И, конечно, нельзя здесь не сказать о любовной лирике Пушкина.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

И снились милые черты...

Эти стихи Пушкин вручил Анне Петровне Керн 19 июля 1825 года в день ее отъезда из Тригорского, где она гостила у своей тетушки П. А. Осиповой и постоянно встречалась с поэтом.

Закончить свое сочинение я хочу опять же строками из еще одного стихотворения великого Пушкина:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Настроение сейчас - карашо

Тема любви – вечная, как само чувство, ее породившее, одухотворяла искусство всех времен и народов. Но в каждую эпоху выражала какие-то особые нравственно-эстетические ценности. В русской литературе XX в. эта тема приобрела новое звучание, поскольку проникновение в диссонансы человеческой души вызвало мечту о ее полной «переплавке». Вполне можно утверждать, что целостную концепцию жизни художники во многом определяли через постижение сущности любви.

К истолкованию этого дара как могучей, преобразующей силы сначала пришла философская мысль. Соловьев выделил «половую любовь» - между мужчиной и женщиной – среди других видов этого чувства (братского, родительски-сыновнего и пр.) и развенчал взгляд на нее некоторых создателей классической философии, в частности А.Шопенгауэра. Неприятие вызвало признание «половой любви» «за средство родового инстинкта, или за орудие размножения», равно и за «обольщение, употребляемое природой или мировой волей для достижения ее особых целей». Для Соловьева чисто плотское влечение (данность реального существования) ничего общего не имело с любовью. Но он не отрицал, напротив, всемерно укрупнял значение телесной страсти. Именно ее горение дает «высший расцвет» индивидуальности. Более того, «половая любовь» спасает людей от одиночества и эгоизма: она важна «как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое», как «действительное и неразрывное соединение двух жизней в одну». Но и такими достижениями не ограничил Соловьев открывшихся перед страстно любящей личностью возможностей. Тяготение к идеальному образу приводит к творчеству – к преобразованию «по этому истинному образцу не соответствующей ему действительности». Не принимая христианского призыва к аскетизму, подавлению якобы греховной плоти, философ поклонялся созидательному началу любви: «Ложная духовность есть отрицание плоти, истинная духовность есть ее перерождение, спасение, воскресение». Раскрыл Соловьев и венец этих метаморфоз: «… путь высшей любви, совершенно соединяющей мужское с женским, духовное с телесным, есть соединение или взаимодействие божеского с человеческим…».

Некоторые религиозные мыслители младшего поколения (В.Розанов, Н.Бердяев, Л.Карсавин) по-своему развивали положение труда Соловьева «Смысл любви»; другие (С.Булгаков, С.Франк) не соглашались с признанием в «половой любви» высшего типа человеческого чувства. Но все видели в нем источник духовного обновления.

Н.Бердяев убежденно писал: «Эрос, о котором так таинственно учил Христос, которым хотел соединить людей в Боге, - не родовая любовь, а личная и соборная, не природная любовь, а сверх-природная, не дробящая индивидуальность во времени, а утверждающая ее в вечности». С.Франк, указывая на «трагическую иллюзорность эротической любви» (разновидности ложного идолопоклонства), не сомневался в том, что «любовь есть вообще драгоценное благо, счастье и утешение человеческой жизни – более того, единственная подлинная ее основа.

В словесном искусстве были прямые последователи гуманистической философии В.Соловьева – символисты; группа А.Белого так и называла себя – «соловьевцами». Помимо непосредственного влияния, создатели поэзии и прозы неоднородной эстетической направленности самостоятельно, следуя логике своего жизненного и литературного опыта, пришли к раскрытию даже тягостных испытаний несчастной любви как величайшего стимула человеческого преображения. Поэтому любовные муки по-разному сближались с муками творчества, чаще – художественного.

Измена женщины воспринимается лирическим героем Н.Гумилева (сборник «Жемчуга») утратой самой дорогой способности души – «уменья летать». Однако в страданиях рождается страстное желание «заворожить садов мучительную даль», в смерти найти «острова совершенного счастья». Безответная любовь (сборник «Костер») все-таки влечет «сердце к высоте», «рассыпая звезды и цветы». А в радостном сближении с любимой обретается новая прекрасная страна мечты (сборник «Огненный столп»):

Там, где все сверканье, все движенье,
Пенье все, - мы там с тобой живем;
Здесь же только наше отраженье
Полонил гниющий водоем.

А.Ахматова восприняла свои горькие разочарования, потери источником вдохновения: «легче стало без любви» - «одной надеждой меньше стало, / Одною песней больше будет». Из пепла сожженного чувства возрождается, как птица Феникс, самоотреченная тяга к поэзии:

Тяжела ты, любовная память!
Мне в дыму твоем петь и гореть,
А другим – это только пламя,
Чтоб остывшую душу греть.

Интимные переживания донесены всюду, нередко средствами конкретных, «вещных» деталей. Тем не менее, образ идеала оттеснен воплощение того или иного смысла любви: торжества мечты, взлета духа, победы певческого дара… Высокое чувство становится исходом самосознании личности, раздумий о сущности бытия.

В прозе А.Куприна, И.Бунина, других крупных художников эпохи своеобразно выразилось сходное устремление. Писателей привлекала не столько история отношений любящей пары или развитие ее психологического поединка, сколько влияние пережитого на постижение героем себя и всего мира. Либо на первый план повествования выдвигалось авторское осмысление тех же процессов. Потому событийная канва была предельно упрощена, а внимание сосредоточено на мгновениях прозрения, поворотных внутренних состояниях персонажа.

Беспредельные духовные возможности человека и его же неспособность их реализовать – вот, что волновало Куприна, и было запечатлено уже в ранних его рассказах. В заметке «Фольклор и литература» он расшифровал свое представление о причинах этой двойственности: извечно подстерегает людей борьба «силы духа» и «силы тела». Писатель, однако, верил в преодоление низменных плотских влечений высокими запросами.

Загрузка...