crimea-fun.ru

Энциклопедия сказочных героев: "Соловей". «Я спою вам о добре и зле…» - истинные и ложные ценности в сказке Г.Х

Цели: 1. познакомить обучающихся с творчеством сказочника Х.К.Андерсена;

2. Научить детей вдумчивому чтению, формировать эстетический вкус читателей и развивать их творческую активность;

3. Формировать навык анализа текста, умение видеть и оценивать естественное и искусственное творчество;

4. Способствовать привитию любви к литературе.

Оборудование: портрет Х.К.Андерсена, персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Ход урока.

Организационный момент. Психологический настрой к уроку.

Сегодня у нас немного необычный урок, потому что в гостях ваши родители, самые дорогие вам люди. Давайте поработаем на уроке так хорошо, чтоб родители радовались каждому вашему ответу.

2.Проверка домашней работы.

Сначала проверим домашнюю работу, как выразительно, с интонацией научились читать стихотворение А. Майкова «Мать».

3. Обсуждение стихотворения:

Какими должны быть дети в отношении к своим родителям?

Какие пословицы вы знаете о маме?

Любите, уважайте, цените свою маму!

Работа над новой темой.

Сегодня на уроке мы обращаемся к творчеству великого сказочника Х.К.Андерсена, с произведениями которого вы знакомы с детства(слайд2)

Давайте сначала спросим у гостей.

Назовите, пожалуйста, какие сказки Андерсена вы помните? (Показываю картины сказкам Х.К.Андерсена. Родители должны отгадать)

Самые популярные сказки писателя: (Называют дети)


Дюймовочка

Снежная королева

Принцесса на горошине

Русалочка

Новый наряд короля

Гадкий утенок

Стойкий оловянный солдатик

Дикие лебеди

Девочка со спичками

Оле-Лукойе


2.Краткое жизнеописание Г. Х. Андерсена.

Выступление ученицы:(Показ презентации по выступлению)

« Андерсен родился в маленьком датском городке Оденсе в семье бедного сапожника и прачки. В доме его родителей часто не бывало хлеба, но всегда были книги. Одаренность мальчика окружающие заметили рано. Уже в четыре года Ханс научился читать, а побывав на Рождество в театре, начал сочинять пьесы и стихи.

Из – за отсутствия денег он не смог попасть в городскую школу и стал учиться в школе для бедных, где учили только письму, арифметике и закону божьему. После смерти отца в 1816 году Гансу пришлось зарабатывать на жизнь уроками. В 1819 году четырнадцатилетний Андерсен скопил немного денег и отправился на поиски своей судьбы в Копенгаген, столицу Дании.

Здесь он экстерном сдал при Копенгагенском университете экзамен на звание учителя.Должность позволила молодому писателю избавиться от нужды и резко изменила жизнь.Он стал много писать.

В 1838 году Андерсен публикует свой первый сборник, в который вошли ставшие всемирно известными сказки – «Огниво», «Русалочка», «Принцесса на горошине», «Соловей», «Новое платье короля». С тех пор новые сборники его сказок стали выходить регулярно.

Хотя Андерсен написал множество прекрасных произведений (собрание его сочинений составляет восемь объемистых томов), в мировую литературу он вошел именно как писатель - сказочник».

Обобщение учителя:(презентация)

«В 1958 году ЮНЕСКО учредила Международную Золотую медаль Андерсена, получившую название Малой Нобелевской премии. Один раз в два года она присуждается лучшему детскому писателю и художнику – иллюстратору детских книг.

День рождения Андерсена - второе апреля - объявлен Международным Днем детской книги».

Премия Андерсена и россияне

Совет по детской книге России входит в организацию Международный совет по детской книге с 1968 года.

Многие россияне - писатели, художники-иллюстраторы, переводчики - были награждены Почетными дипломами. Премия представительнице СССР была вручена лишь однажды - в 1976 году медаль была вручена Татьяне Алексеевне Мавриной, художнику-иллюстратору детской книги.

В 1974 году Международным жюри было особо отмечено творчество Сергея Михалкова, а в 1976 - Агнии Барто. Почётные дипломы были в разные годы вручены писателям Шаукату Галиеву за детскую татарскую книгу переведённую на русский язык «Заяц на зарядке» («Физзарядка ясый куян»), Анатолию Алексину за повесть «Действующие лица и исполнители», Валерию Медведеву за поэму «Фантазии Баранкина», Юрию Ковалю за книгу повестей и рассказов «Самая легкая лодка в мире», Эно Рауду за первую часть тетралогии повестей-сказок «Муфта, Полботинка и Моховая Борода» и другим; художникам-иллюстраторамЮрию Васнецову, Виктору Чижикову, Евгению Рачеву и др.; переводчикам Борису Заходеру, Ирине Токмаковой, Людмиле Брауде и др. В 2008 и 2010 году на премию был номинирован художник Николай Попов.

4.Анализ сказки «Соловей».

На прошлом уроке мы ознакомились с сказкой Х.К.Андерсена «Соловей». Давайте вспомним:

Вопросы учителя:

1-Где происходят события сказки?

(В Китае). Это сказочная, недостижимая страна, а действие сказок часто происходит именно в «некотором царстве, в некотором государстве». Кроме того, Древний Китай дал миру настоящие образцы искусства, шедевры: бумагу, порох, фарфор, шелк и др.)

2- Из чего сделан дворец китайского императора?(Найти из текса и зачитать)

(Из фарфора).

3. В чем особенность сада? (Чтение из текста.)

(Он был очень красивый и бесконечный).

4Что является продолжением сада? (Лес)

5- Чего император не знал о своей стране?

(Он не знал, что в его саду живет такая прекрасная птица – соловей).

А откуда он узнал о соловье? (своими словами)

Инсценирование фрагмента сказки.

Сценарий отрывка.

Император сидит на троне и громко говорит:

Министры!

Министры, (быстро подбегая и подобострастно кланяясь):

Что пожелаете, наш господин?

Император:

Хочу, чтобы соловей сегодня же пел у меня во дворце!

1 министр:

Но как же нам его найти?

2 министр:

Да, трудная задача! Но я знаю, что делать. Нам поможет девочка, которая работает на кухне. Пойдем к ней.

(Министры отправились к девочке).

1 министр:

Девочка, покажи нам дорогу к соловью.

Он живет далеко, у самого синего моря. Но я с удовольствием провожу Вас туда.

Все отправляются к соловью. Девочка приглашает соловья спеть для самого императора.

Соловушка!... (Слайд с соловьем)

Мое пение гораздо лучше слушать в зеленом лесу, но я охотно спою и во дворце.

(Звучит фонограмма пения соловья.)

1 министр:

Соловей пел так дивно, что у императора выступили слезы на глазах и покатились по щекам.

2 министр:

Император был очень доволен.

Император:

Ты так прекрасно поешь, дорогой соловей, что я награждаю тебя золотой туфелькой.

Нет, мне не нужна эта награда. Я довольно вознагражден и без того.

Ребята, запишите: «В чем же состоит награда для соловья?»

(Самая большая награда – это слезы императора).

9. Где начал жить соловей после встречи с императором? (Зачитать)

10.Что же получил однажды император? (Искусственного соловья) чтение по цепочке.

11.Какое решение принял император, послушав искусственного соловья? (Чтоб они пели дуэтом)- своими словами.

12. Почему же не получилось петь дуэтом? (своими словами говорят дети)

13.как вы думаете, почему улетела настоящая птица? (своими словами)

14.как воспринял народ пение искусственного соловья? Почему? (Найти из текста.)

16. Расскажите своими словами. Как приближалась Смерть?

17. Чтение по ролям разговора Смерти и Соловья.

Выводы по прочитанному.

Подведение итогов:

Чему учит сказка?

Ценить людей не по внешнему виду, а по душевным качествам.

Уметь прощать.

Не оставлять никого в беде.

Уметь сострадать человеческому горю.

Почему соловей не остался у императора?

(Он не только хотел свободы, но и хотел петь о добре и зле для всех в мире.)

Учитель: Давайте посмотрим, какие различия между двумя соловьями вы смогли найти.

Ученики: На доске учениками и их родителями составляется таблица.

Посмотрите по сторонам. На стенах класса есть записи, которые помогут вам дать характеристику героев.


Маленькая серая птичка

Осыпанный драгоценными камнями

Пел, как шарманка

Пел так, что выступали слёзы

Невзрачный

Драгоценный

Дорогая игрушка

Живая птица

Искусственный

Механический

Настоящий

Жил на свободе

Жил на шёлковой подушке

Молчал в трудную минуту

Прогнал пением Смерть

Живой соловей

Искусственный соловей

Механизмы

Самая простая наружность

Осыпан бриллиантами, рубинами, сапфирами

Поет по-своему

Поет как заведенная шарманка

Нельзя заранее знать, что споет

Все известно наперед

Нельзя заставить

Заводят 33 раза


Выводы:

Искусственный соловей красив только внешне, внутри у него механизм, он – творение человеческих рук, подражание природе, истинному искусству.

Внешне не красив, а красив внутренне. Живой соловей – это творение природы, а живой голос – это настоящее искусство.

Очень часто и среди людей бывает так, внешне он очень красив, но часто совершают такие плохие поступки. Поэтому никогда не надо судить о людях по их внешности. Внешность бывает обманчива.

У человека должен быть красив внутренний мир. Его поступки. Будьте красивы внутренне, потом –наружно.

Домашняя работа:

Пересказать содержание сказки. Написать письмо Андерсену

о ваших мыслях по этой сказке.

Из 156 сказок Ганса Христиана Андерсена 56 заканчиваются смертью главного героя, в большинстве из них добрых и беззащитных персонажей автор заставляет проходить через страшные испытания. Такой сюжет характерен и для народных сказок, но нетипичным для них является то, что добрые герои Андерсена часто терпят поражение, а многие сказки имеют печальный финал. Психологи объясняют это невротическим типом личности писателя, который всю жизнь был одиноким и страдал от множества фобий.

Психологи утверждают, что Андерсен был невротиком и страдал различными фобиями. Отчасти это объясняется тяжелой наследственностью – его дед был психически больным, мать много пила и скончалась от белой горячки. Биографы характеризуют Андерсена как депрессивного, неуравновешенного, беспокойного и раздражительного человека, к тому же ипохондрика – он постоянно боялся заболеть и безосновательно находил у себя симптомы разных болезней.

У писателя действительно было множество фобий. Он боялся быть погребенным заживо и во время болезни всегда оставлял записку на столике у кровати, чтобы напомнить о том, что он на самом деле не мертв, даже если так может показаться. Писатель также боялся сгореть во время пожара и быть отравленным. С годами его подозрительность усилилась. Однажды поклонники его творчества передали ему коробку конфет. Он не стал их есть, опасаясь того, что конфеты отравлены, а угостил ими… соседских детей. Убедившись на следующее утро в том, что они выжили, попробовал конфеты сам.

В детстве Андерсен часто играл в куклы, был очень мягким и нерешительным. Позже он сам признавался в двойственности своей природы и отсутствии мужской твердости духа. В школе его дразнили мальчишки за то, что он постоянно рассказывал о себе придуманные истории. Андерсен признавался: «Часто уносился мечтами Бог весть куда, бессознательно глядя на увешанную картинами стену, и мне порядком доставалось за это от учителя. Очень любил я рассказывать другим мальчикам удивительные истории, в которых главным действующим лицом, являлся, конечно, я сам. Меня часто за это поднимали на смех».

Любовные истории в его жизни были такими же печальными, как в сказках. Андерсен был безответно влюблен в дочь своего покровителя, которую выдали замуж за более успешного поклонника – адвоката. Невзаимной оказалась и его любовь к знаменитой шведской певице и актрисе Йенни Линд. Он посвящал ей стихи и сказки («Соловей», «Снежная королева»), но она осталась равнодушной.

Всю жизнь Андерсен оставался холостым и, по утверждению биографов, он умер девственником. Один из них пишет: «Его потребность в женщинах была велика, но страх перед ними еще сильнее». Именно поэтому, по мнению психологов, в своих сказках он постоянно истязает женщин: то топит их, то оставляет на холоде, то сжигает в камине. Андерсена называли «грустным сказочником, убегающим от любви».

Андерсен умер в полном одиночестве после долгой болезни. Незадолго до смерти он сказал: «Я заплатил за свои сказки большую, непомерную цену. Отказался ради них от личного счастья и пропустил то время, когда воображение должно было уступить место действительности».

3. а) Чтение учителем текста

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

На свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением.

Учение с мучением - дело известное. Бродишь, бродишь по комнате и никак не заставишь себя сесть за стол и открыть книгу. Наконец откроешь, а в ней всё непонятно, всё скучно, всё неизвестно. Ну, ладно, сегодня кое-как выучишь урок. А завтра ведь опять садиться за учебники. Опять это мучение?

Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением? Какое это счастье - торопиться домой, чтобы скорее сесть за книгу? Какая радость браться за трудную задачу по физике, вертеть её так и этак, прикидывать - может, и получиться? Не-ет, не выходит. А если попробовать по- другому? Ура, просвет! Неужели просвет?

В душе что-то зажигается, предчувствие решения волнует, вы в нетерпении пригибаетесь к столу, и, если кто-нибудь окликнет вас в эту минуту, вы вздрогнете, оглянетесь в недоумении: «Что случилось? Разве в мире есть ещё что-нибудь, кроме этой задачи?» Просвет, просвет, предчувствие успеха,- а вот и сам успех, вот решение... Да такое неожиданное, такое простое и ловкое.

И на следующий день вы никак не дождётесь того часа, когда можно будет взяться за учебник или задачник. Жизнь получается хорошая, совсем счастливая. Учение с увлечением - счастливая жизнь. Таков закон.

(196 сл.) (В. Соловейчик)

б) Практическая работа

1) Составьте словосочетания со словами: по-другому, неожиданный, никак не, в недоумении.

2) К словам известный, счастливый, зажигаться, увлечение, ненавистно подберите однокоренные.

3) Разберите по составу слова: предчувствие, следующий.

4) Поставьте глаголы во 2-м лице множественного числа: вздрогнуть, оглянуться.

в) Особенности текста

Текст представляет собой своеобразное рассуждение, переходящее временами в описание (как с увлечением решаются задачи по физике).

Композиционно текст делится на две части. В первой раскрывается, что значит учение с мучением, во второй доказывается, что учиться с увлечением - большое счастье.

г) Задания к тексту

Расположите пункты плана в нужной последовательности. Подробно перескажите текст.

План

1) Просвет, предчувствие успеха.

2) Учение с увлечением - счастливая жизнь.

3) Учение с мучением.

5) Радость браться за трудную задачу.

«Я спою вам о добре и зле…» -

истинные и ложные ценности в сказке Г.Х. Андерсена «Соловей»

Учитель: Григорьева А.Д.

Класс: 5.

Цель – развитие аналитических умений учащихся 5 класса на уроке литературы:

1) образовательная: обучать анализу художественного произведения на примере сказки Г.Х. Андерсена «Соловей»;

2) развивающая: формировать на выки анализа текста, самостоятельной работы с текстом, составления сравнительной таблицы;

3) воспитывающая: формировать нравственно-эстетические представления учащихся: чувство прекрасного, видение истинной красоты в природе, любовь к искусству, чувство доброты, умение прощать и сострадать.

Формы, методы: устная и письменная коллективная работа, самостоятельная работа (составление сравнительной таблицы, сочинение-клише).

Тип урока: усвоение новых знаний.

Технологии: образовательные, информационные.

Оборудование: экран, ноутбук, мультимедийный проектор.

Ход урока

Леонид Сухоруков

Виктор Гюго

I . Эмоциональный настрой

Сегодня на уроке мы обращаемся к творчеству великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена, со сказками которого вы знакомы с детства. Какие сказки Андерсена вы можете назвать? («Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева», «Новое платье короля», «Оле-Лукойе», «Пастушка и трубочист», «Принцесса на горошине», «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Русалочка» и пр.). По-разному приходит Андерсен к вам, ребята. То он тихонько прокрадывается в комнату и навевает вам, словно добрый волшебник Оле-Лукойе, чудесные сны. То сказка приплывает вместе с Дюймовочкой на листе кувшинки. Вас навсегда пленит история стойкого оловянного солдатика. Но чаще всего сказка Андерсена смело врывается в мир вашего детства Снежной Королевой. А сегодня к нам на урок сказка прилетит на крыльях маленькой птицы, соловья. «Дело было давно, конечно, но потому-то и стоит послушать эту историю, пока она совсем не забудется!» - писал Андерсен.

Нам предстоит выяснить, почему для автора так важно, чтобы эта история не забылась, о каких вечных ценностях говорит Андерсен в сказке «Соловей», сравнивая настоящего и искусственного соловья. Давайте же с вами перенесемся в мир этой удивительной сказки.

II . Запись даты, темы

III . Выявление читательского восприятия

Понравилась ли вам сказка Г.Х. Андерсена «Соловей»? Как вы понимаете эпиграф сегодняшнего урока?

Что вас особенно взволновало в сказке? Что удивило? Что вызвало недоумение?

IV . Анализ сказки

а) Беседа и проверка д.з.

Почему сказка называется «Соловей», а не «Соловьи»? Ведь в произведении их два.

Что вы знаете об этой птице? (Соловей - п евчая птица из семейства дроздовых, с серым оперением, стройного сложения, отличающаяся необыкновенно красивым пением).

Послушаем, как поет соловей (звучит фонограмма). Правда, красиво?

- Посмотрим, как наши художники изобразили соловья из сказки Андерсена. Верно?

Где происходит действие сказки? (В Китае).

А что было самой главной достопримечательностью страны, описанной в сказке? (Дворец).

Совершим экскурсию по дворцу. Сегодня у нас в гостях путешественники, бывавшие в Китае, один из них расскажет о своих впечатлениях от посещения дворца (проверка д.з.). («В целом мире не нашлось бы дворца лучше императорского; он весь был из драгоценного фарфора, зато такой хрупкий, что страшно было до него дотронуться…»).

Что в сказке противопоставляется императорскому дворцу и саду? (Лес, в котором живет соловей). О жизни соловья в лесу расскажет 2 путешественник (проверка д.з.).

Знал ли император о существовании соловья? Откуда он узнал? Найдите цитату («Соловей? А я ведь и не знаю его! Как? В моем государстве и даже в моем собственном саду живет такая удивительная птица, а я ни разу и не слыхал о ней! Пришлось вычитать о ней из книг!») .

А кто во дворце знал об этом? (Бедная девочка-кухарка: «Господи! Как не знать соловья! Вот уж поет-то! … я каждый раз слышу пение соловья. Слезы так и потекут у меня из глаз, а на душе станет так радостно, словно матушка целует меня!..»).

Ребята, как же так получилось, что весь мир знал о соловье, о нем даже писали в книгах, а император не знал? Не кажется ли вам, что соловей и обитатели дворца живут в каких-то разных мирах? Давайте докажем это, составив таблицу.

б) Составление таблицы

(Ребятам предлагается таблица, которую они должны будут заполнить, пользуясь текстом сказки)

Соловей

Император и его придворные

Где живут?

Густой лес

Чудесный дворец

Что видят?

Глубокие озера, берег синего моря, корабли

Хрупкий дворец: стены и пол из драгоценного фарфора

Что слышат?

Шум моря, шелест листьев

Звон колокольчиков, привязанных к цветам

Давайте подведем итог. Чем отличается окружающий мир соловья от мира императора? (Перед нами – настоящий и ненастоящий мир. В мире императора всё придумано так, чтобы жить ненастоящим и видеть ненастоящее. Почему учёные описывали дворец и сад, а поэты слагали стихи в честь соловья? Это – жизнь разума и сердца. Во дворце всё подчинялось правилам («умно придумано», «сделано»). Пение соловья – это жизнь сердца, это живое, сама природа, естественная и потому прекрасная. Вот почему все говорили: «Но соловей лучше всего», «Господи, как хорошо!»).
(Ребята заполняют еще одну строку в таблице)

Вывод

Естественная красота живой природы

Искусственная красота дворца

Как в литературе называется противопоставление? (антитеза)

Вспомним, какие же чувства вызвало у императора пение живого соловья.

в) Выразительное чтение отрывка – с. 168

Ребята, в чем же состоит награда для соловья?

(Самая большая награда для соловья – это слезы императора).

Разве слезы могут быть наградой? В чем смысл этой фразы?

(Это аллегория – иносказание. Для артиста слезы зрителя могут быть показателем признания и понимания его творчества ).

Андерсен настойчиво обращается к образу слез. Слезы бывают разными, в сказке «Соловей» слезы – это символ чего? (Символ очищения души ).

г) Самостоятельная работа в парах - составление таблицы

Однажды императору доставили большой пакет с надписью «Соловей». Так в сказке появляется еще один соловей. Он был похож на настоящего, поэтому при дворе решили, что птицы должны петь дуэтом. Но дело не пошло на лад. Живой соловей улетел, император и его придворные стали восхищается пением искусственной птицы. Автор вновь прибегает к антитезе. Давайте сравним настоящего и искусственного соловья.

Настоящий соловей

Искусственный соловей

Внешний вид

Как поёт?

Какое впечатление от пения?

Кто заслушивался пением?

Какую пользу принёс?

На ваших столах карточки с характеристикой птиц, распределите их по колонкам.

Маленькая серенькая птичка

2) Нельзя знать заранее, что именно он будет петь

Пел, как заведенная шарманка

Нельзя заставить

3) Пение его так и хватало за сердце, а на глазах выступали слезы

4) Его заслушивался рыбак, забывая о своих заботах

5) О нем написали 25 томов самых мудреных китайских слов

Спас от смерти императора

Ребята, теперь давайте сравним, кто красивее? Кто лучше поет? Кто своим пением вызывает у людей настоящие чувства? Так чем же отличается живой соловей от искусственного?

(Ребята пишут вывод)

Внешне не красив, а красив внутренне. Живой соловей – это творение природы, а живой голос – это настоящее искусство.

Искусственный соловей красив только внешне, внутри у него механизм, он – творение человеческих рук, подражание природе, истинному искусству.

д) Физминутка

ж) Выводы по таблице

Вспомните эпиграф. Какую пословицу вы бы добавили? (Не все то золото, что блестит).

Значит, Андерсен, используя антитезу, задумывается о вечном, о проблеме истинного и ложного, об отношении к подлинному и искусственному.

Естественное и надуманное. О дружбе может идти речь? Докажите.

Почему искусственный соловей был удостоен больших почестей? Почему весь город наизусть знал каждую нотку в его песне? (Это было искусственное пение. В нём не было жизни, а значит не было и разнообразия. Его нетрудно было повторить).

Почему такое пение нравилось? («Они сами могли теперь подпевать птице»).

з) Заключительная беседа

Но сказка не заканчивается на этом. Автору ещё важно было показать болезнь императора. Как вы думаете, зачем? (Показать, на что способно истинное искусство, ведь механический соловей сломался, и император заболел. А живой соловей своей песней спас его от смерти).

А мог ли искусственный соловей сделать это? (Нет, потому что только настоящее пение живого соловья способно победить смерть и даже те злые силы, которые живут в душе человека. Настоящее искусство делает человека лучше, чище, красивее).

Почему соловей вернулся?

Как изменился император? (Он позволил соловью жить в лесу, позволил прилетать и петь песни, только тогда, когда сам соловей этого пожелает).

Как вы понимаете концовку сказки? Какой смысл автор вложил в слова императора «Здравствуйте! С Добрым утром!»? (Последние слова сказки – это возвращение к миру подлинных человеческих чувств и взаимоотношений).

V . Итоги – сочинение-клише

Вот и закончилась сказка. Соловей спас от смерти императора, пообещал прилетать к нему и рассказывать о той настоящей живой жизни, которую не увидеть из стен дворца и которую не заменят никакие цветы с хрустальными колокольчиками. Подводя итог, давайте еще раз поразмышляем, почему Андерсен просил нас не забывать эту сказку?

(Сказка Г.Х. Андерсена «Соловей» очень интересна и поучительна . Через противопоставление живого соловья и искусственного красота живой природы человека, добрая душа, бескорыстная помощь и сопереживание важнее внешней красоты. Бессмертно только настоящее, подлинное, естественное ).

VI . Домашнее задание

2) Нарисовать обложку к сказке «Соловей».

Опорный лист

Шестнадцатое мая

_____________________________________________________________________________

Вершина любого искусства – его естественность.

Л. Сухоруков

Никакая внешняя красота не может быть полной,

если она не оживлена красотой внутренней.

В. Гюго

1. Заполни таблицу

Соловей

Император и его придворные

Где живут?

Что видят?

Что слышат?

Вывод

2. Распредели карточки с характеристикой птиц по колонкам (устно)

3. Сравнив 2 птиц, запиши вывод

Живой соловей

Искусственный соловей

Вывод

4. Запиши, как понимаешь пословицу «Не всё то золото, что блестит»

5. Вставь подходящие по смыслу слова (сочинение-клише)

Сказка Г.Х. Андерсена «Соловей» очень интересна и ____________ . Через противопоставление _________ соловья и ________________ автор доказывает, что в жизни __________ живой природы, ________ душа, _____________ помощь и _____________ важнее __________ красоты. Настоящее, __________ _, ____________ всегда бессмертно.

6. Д.з.

2) Нарисовать обложку к сказке «Соловей» (по желанию).

Приложение

Самая простая наружность

Весь обсыпанный бриллиантами, рубинами и сапфирами

Маленькая серенькая птичка

Хвостик его отливал золотом и серебром

Нельзя знать заранее, что именно он будет петь

Пел, как заведенная шарманка

Нельзя заставить

33 раза пропел одно и то же и не устал

Пение его так и хватало за сердце, а на глазах выступали слезы

Недурно, но все-таки не то, чего-то не хватает в его пении

Его заслушивался рыбак, забывая о своих заботах

Народ послушал его и был доволен, как будто вдоволь напился чаю

О нем написали 25 томов самых мудреных китайских слов

Спас от смерти императора

Используемая литература

Конспект урока по литературе (5 класс) «“Соловей ” Ханса Кристиана Андерсена. Истинные и мнимые ценности». Урок изучения нового материала (анализ произведения). [Электронный ресурс] / – Режим доступа: .

«Я спою вам о добре и зле…» -

истинные и ложные ценности в сказке Г.Х. Андерсена «Соловей»

Учитель: Григорьева А.Д.

Класс: 5.

Цель – развитие аналитических умений учащихся 5 класса на уроке литературы:

1) образовательная: обучать анализу художественного произведения на примере сказки Г.Х. Андерсена «Соловей»;

2) развивающая: формировать навыки анализа текста, самостоятельной работы с текстом, составления сравнительной таблицы;

3) воспитывающая: формировать нравственно-эстетические представления учащихся: чувство прекрасного, видение истинной красоты в природе, любовь к искусству, чувство доброты, умение прощать и сострадать.

Формы, методы: устная и письменная коллективная работа, самостоятельная работа (составление сравнительной таблицы, сочинение-клише).

Тип урока: усвоение новых знаний.

Технологии: образовательные, информационные.

Оборудование: экран, ноутбук, мультимедийный проектор.

Ход урока

Леонид Сухоруков

Виктор Гюго

I. Эмоциональный настрой

Сегодня на уроке мы обращаемся к творчеству великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена, со сказками которого вы знакомы с детства. Какие сказки Андерсена вы можете назвать? («Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева», «Новое платье короля», «Оле-Лукойе», «Пастушка и трубочист», «Принцесса на горошине», «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Русалочка» и пр.). По-разному приходит Андерсен к вам, ребята. То он тихонько прокрадывается в комнату и навевает вам, словно добрый волшебник Оле-Лукойе, чудесные сны. То сказка приплывает вместе с Дюймовочкой на листе кувшинки. Вас навсегда пленит история стойкого оловянного солдатика. Но чаще всего сказка Андерсена смело врывается в мир вашего детства Снежной Королевой. А сегодня к нам на урок сказка прилетит на крыльях маленькой птицы, соловья. «Дело было давно, конечно, но потому-то и стоит послушать эту историю, пока она совсем не забудется!» - писал Андерсен.

Нам предстоит выяснить, почему для автора так важно, чтобы эта история не забылась, о каких вечных ценностях говорит Андерсен в сказке «Соловей», сравнивая настоящего и искусственного соловья. Давайте же с вами перенесемся в мир этой удивительной сказки.

II. Запись даты, темы

III. Выявление читательского восприятия

Понравилась ли вам сказка Г.Х. Андерсена «Соловей»? Как вы понимаете эпиграф сегодняшнего урока?

Что вас особенно взволновало в сказке? Что удивило? Что вызвало недоумение?

IV. Анализ сказки

а) Беседа и проверка д.з.

Почему сказка называется «Соловей», а не «Соловьи»? Ведь в произведении их два.

Что вы знаете об этой птице? (Соловей - певчая птица из семейства дроздовых, с серым оперением, стройного сложения, отличающаяся необыкновенно красивым пением).

Послушаем, как поет соловей (звучит фонограмма). Правда, красиво?

- Посмотрим, как наши художники изобразили соловья из сказки Андерсена. Верно?

Где происходит действие сказки? (В Китае).

А что было самой главной достопримечательностью страны, описанной в сказке? (Дворец).

Совершим экскурсию по дворцу. Сегодня у нас в гостях путешественники, бывавшие в Китае, один из них расскажет о своих впечатлениях от посещения дворца (проверка д.з.). («В целом мире не нашлось бы дворца лучше императорского; он весь был из драгоценного фарфора, зато такой хрупкий, что страшно было до него дотронуться…»).

Что в сказке противопоставляется императорскому дворцу и саду? (Лес, в котором живет соловей). О жизни соловья в лесу расскажет 2 путешественник (проверка д.з.).

Знал ли император о существовании соловья? Откуда он узнал? Найдите цитату («Соловей? А я ведь и не знаю его! Как? В моем государстве и даже в моем собственном саду живет такая удивительная птица, а я ни разу и не слыхал о ней! Пришлось вычитать о ней из книг!») .

А кто во дворце знал об этом? (Бедная девочка-кухарка: «Господи! Как не знать соловья! Вот уж поет-то! … я каждый раз слышу пение соловья. Слезы так и потекут у меня из глаз, а на душе станет так радостно, словно матушка целует меня!..»).

Ребята, как же так получилось, что весь мир знал о соловье, о нем даже писали в книгах, а император не знал? Не кажется ли вам, что соловей и обитатели дворца живут в каких-то разных мирах? Давайте докажем это, составив таблицу.

б) Составление таблицы

(Ребятам предлагается таблица, которую они должны будут заполнить, пользуясь текстом сказки)

Давайте подведем итог. Чем отличается окружающий мир соловья от мира императора? (Перед нами – настоящий и ненастоящий мир. В мире императора всё придумано так, чтобы жить ненастоящим и видеть ненастоящее. Почему учёные описывали дворец и сад, а поэты слагали стихи в честь соловья? Это – жизнь разума и сердца. Во дворце всё подчинялось правилам («умно придумано», «сделано»). Пение соловья – это жизнь сердца, это живое, сама природа, естественная и потому прекрасная. Вот почему все говорили: «Но соловей лучше всего», «Господи, как хорошо!»).
(Ребята заполняют еще одну строку в таблице)

Вывод

Естественная красота живой природы

Искусственная красота дворца

Как в литературе называется противопоставление? (антитеза)

Вспомним, какие же чувства вызвало у императора пение живого соловья.

в) Выразительное чтение отрывка – с. 168

Ребята, в чем же состоит награда для соловья?

(Самая большая награда для соловья – это слезы императора).

Разве слезы могут быть наградой? В чем смысл этой фразы?

(Это аллегория – иносказание. Для артиста слезы зрителя могут быть показателем признания и понимания его творчества).

Андерсен настойчиво обращается к образу слез. Слезы бывают разными, в сказке «Соловей» слезы – это символ чего? (Символ очищения души).

г) Самостоятельная работа в парах - составление таблицы

Однажды императору доставили большой пакет с надписью «Соловей». Так в сказке появляется еще один соловей. Он был похож на настоящего, поэтому при дворе решили, что птицы должны петь дуэтом. Но дело не пошло на лад. Живой соловей улетел, император и его придворные стали восхищается пением искусственной птицы. Автор вновь прибегает к антитезе. Давайте сравним настоящего и искусственного соловья.

Настоящий соловей

Искусственный соловей

Внешний вид

Как поёт?

Какое впечатление от пения?

Кто заслушивался пением?

Какую пользу принёс?

На ваших столах карточки с характеристикой птиц, распределите их по колонкам.

Маленькая серенькая птичка

2) Нельзя знать заранее, что именно он будет петь

Пел, как заведенная шарманка

Нельзя заставить

3) Пение его так и хватало за сердце, а на глазах выступали слезы

4) Его заслушивался рыбак, забывая о своих заботах

5) О нем написали 25 томов самых мудреных китайских слов

Спас от смерти императора

Ребята, теперь давайте сравним, кто красивее? Кто лучше поет? Кто своим пением вызывает у людей настоящие чувства? Так чем же отличается живой соловей от искусственного?

(Ребята пишут вывод)

д) Физминутка

ж) Выводы по таблице

Вспомните, в какой сказке и какого автора мы уже приходили к подобному выводу? (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).

Вспомните эпиграф. Какую пословицу вы бы добавили? (Не все то золото, что блестит).

Значит, Андерсен, используя антитезу, задумывается о вечном, о проблеме истинного и ложного, об отношении к подлинному и искусственному.

Естественное и надуманное. О дружбе может идти речь? Докажите.

Почему искусственный соловей был удостоен больших почестей? Почему весь город наизусть знал каждую нотку в его песне? (Это было искусственное пение. В нём не было жизни, а значит не было и разнообразия. Его нетрудно было повторить).

Почему такое пение нравилось? («Они сами могли теперь подпевать птице»).

з) Заключительная беседа

Но сказка не заканчивается на этом. Автору ещё важно было показать болезнь императора. Как вы думаете, зачем? (Показать, на что способно истинное искусство, ведь механический соловей сломался, и император заболел. А живой соловей своей песней спас его от смерти).

А мог ли искусственный соловей сделать это? (Нет, потому что только настоящее пение живого соловья способно победить смерть и даже те злые силы, которые живут в душе человека. Настоящее искусство делает человека лучше, чище, красивее).

Почему соловей вернулся?

Как изменился император? (Он позволил соловью жить в лесу, позволил прилетать и петь песни, только тогда, когда сам соловей этого пожелает).

Как вы понимаете концовку сказки? Какой смысл автор вложил в слова императора «Здравствуйте! С Добрым утром!»? (Последние слова сказки – это возвращение к миру подлинных человеческих чувств и взаимоотношений).

V. Итоги – сочинение-клише

Вот и закончилась сказка. Соловей спас от смерти императора, пообещал прилетать к нему и рассказывать о той настоящей живой жизни, которую не увидеть из стен дворца и которую не заменят никакие цветы с хрустальными колокольчиками. Подводя итог, давайте еще раз поразмышляем, почему Андерсен просил нас не забывать эту сказку?

(Сказка Г.Х. Андерсена «Соловей» очень интересна и поучительна . Через противопоставление живого соловья и искусственного красота живой природы человека, добрая душа, бескорыстная помощь и сопереживание важнее внешней красоты. Бессмертно только настоящее, подлинное, естественное ).

VI. Домашнее задание

2) Нарисовать обложку к сказке «Соловей».

Опорный лист

Шестнадцатое мая

_____________________________________________________________________________

Вершина любого искусства – его естественность.

Л. Сухоруков

Никакая внешняя красота не может быть полной,

Если она не оживлена красотой внутренней.

В. Гюго

№1. Заполни таблицу

№2. Распредели карточки с характеристикой птиц по колонкам (устно)

№3. Сравнив 2 птиц, запиши вывод

№4. Запиши, как понимаешь пословицу «Не всё то золото, что блестит»

№5. Вставь подходящие по смыслу слова (сочинение-клише)

Сказка Г.Х. Андерсена «Соловей» очень интересна и ____________ . Через противопоставление _________ соловья и ________________ автор доказывает, что в жизни __________ живой природы, ________ душа, _____________ помощь и _____________ важнее __________ красоты. Настоящее, __________ _, ____________ всегда бессмертно.

№6. Д.з.

2) Нарисовать обложку к сказке «Соловей» (по желанию).

Приложение

Самая простая наружность

Весь обсыпанный бриллиантами, рубинами и сапфирами

Маленькая серенькая птичка

Хвостик его отливал золотом и серебром

Нельзя знать заранее, что именно он будет петь

Пел, как заведенная шарманка

Нельзя заставить

33 раза пропел одно и то же и не устал

Пение его так и хватало за сердце, а на глазах выступали слезы

Недурно, но все-таки не то, чего-то не хватает в его пении

Его заслушивался рыбак, забывая о своих заботах

Народ послушал его и был доволен, как будто вдоволь напился чаю

О нем написали 25 томов самых мудреных китайских слов

Спас от смерти императора

Используемая литература

Конспект урока по литературе (5 класс) «“Соловей ” Ханса Кристиана Андерсена. Истинные и мнимые ценности». Урок изучения нового материала (анализ произведения). [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:GBJli0z197IJ:obrazbase.ru/attachments/article/1224/%25D0%259A%25D0%25BE%25D0%25BD%25D1%2581%25D0%25BF%25D0%25B5%25D0%25BA%25D1%2582%2520%25D1%2583%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25BA%25D0%25B0.doc+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru .


Главные герои сказки «Соловей» — китайский император и лесной соловей. Император жил в необыкновенном фарфоровом дворце, окруженном чудесным садом. А в лесу, который располагался между императорским садом и морем, жил соловей. Соловей радовал своими песнями всех, кто появлялся в этом лесу.

Многочисленные путешественники, которые приезжали полюбоваться красотой императорского дворца, часто слушали песни лесного соловья. Позднее путешественники описывали свои впечатления о Китае в книгах. Одна из таких книг дошла до китайского императора, и он был удивлен тем, что ничего не знает о чудесном соловье, живущем неподалеку.

По приказанию императора соловья пригласили во дворец, и маленькая невзрачная птица исполнила для него свои песни. Когда император слушал соловья, в его глазах стояли слезы. Эти слезы были лучшей наградой для соловья.

По настоянию императора соловей остался жить во дворце и часто радовал своими песнями его обитателей. Но жизнь во дворце была не по душе лесной птице. К ногам соловья были привязаны шелковые ленты, которые держали несколько слуг. Свобода соловья была ограничена, и это не могло ему нравиться.

Однажды китайскому императору прислали из Японии подарок – механического соловья. Он пел почти так же красиво, как настоящий соловей, но при этом сам был украшен драгоценными камнями. Императору и придворным очень понравился подарок, и они с увлечением стали слушать, как поет механический соловей и восхищаться его внешним видом. А лесной соловей, пользуясь тем, что на него никто не обращает внимания, покинул дворец и вернулся в свой лес. Когда император узнал об этом, он приказал изгнать соловья из своего государства.

Механический соловей долго радовал своим пением обитателей императорского дворца, но однажды он сломался. И хотя мастер сумел починить механизм, слушать песню искусственного соловья можно было только раз в году.

Однажды император серьезно заболел. Все придворные уже считали, что он скоро умрет, и перестали его посещать. Император хотел послушать песню механического соловья, чтобы она придала ему сил, но некому было завести игрушку. В какой-то момент император увидел, что его посетила сама Смерть. И тут он услышал за окном чудесное пение. Это прилетел лесной соловей. Он узнал, что император болен, и решил навестить его и поддержать своим пением. Соловей пел так чудесно, что кровь быстрее побежала по жилам императора, а Смерть, зачарованная пением соловья, ушла прочь.

Благодарный император был готов отдать соловью что угодно за свое выздоровление, но соловей отказался от подарков. Лучшей наградой для него были слезы императора в тот день, когда тот впервые услышал песню соловья. Соловей сказал императору, что хочет жить на свободе и петь для всех людей. Он обещал, что будет прилетать во дворец, петь для императора и рассказывать ему о том, как живут люди вне императорского дворца.

А когда придворные пришли посмотреть, не умер ли император, они увидели, что он жив и здоров.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Соловей» заключается в том, что никакие технические диковинки не заменят живую природу, живое пение.

Сказка Г.Х.Андерсена учит ценить свободу, так необходимую для творческих и одаренных людей. Соловей понимал, что для его певческого дара необходима свобода, и он отказался жить во дворце императора, в этой огромной золотой клетке.

В сказке мне понравился соловей. Он обладает уникальным певческим даром, которым щедро делится с окружающим миром, он не злопамятен. Соловей не делает различий между обитателями императорского дворца и простыми жителями китайских деревень. Он поет для всех, и его замечательные песни способны даже прогнать смерть.

Какие пословицы подходят к сказке «Соловей»?

Сказка Андерсена "Соловей"

Жанр: сказка-легенда

Главные герои сказки "Соловей" и их характеристика

  1. Соловей, маленькая, свободолюбивая птичка, обладающая волшебной красоты голосом. Ценил только искренность.
  2. Император, любил все красивое, но не понимал, что живой соловей лучше искусственного
  3. Смерть, на первый взгляд жестокая, но оказалась сентиментальной, услышав пение соловья
План пересказа сказки "Соловей"
  1. Прекрасный сад возле дворца
  2. Книги о соловье
  3. Поиски соловья во дворце
  4. Маленькая девочка на кухне
  5. Придворные в лесу
  6. Соловей дает концерт во дворце
  7. Соловей живет во дворце
  8. Искусственный соловей из Японии
  9. Побег соловья
  10. Поломка искусственного соловья
  11. Болезнь императора
  12. Смерть и злые дела
  13. Возвращение соловья
  14. Обещание императора
Кратчайшее содержание сказки "Соловей" для читательского дневника в 6 предложений
  1. В лесу за императорским садом жил соловей, чьим пением восхищались все иностранные гости и писали о нем в своих книгах
  2. Император читает книгу и приказывает доставить во дворец соловья
  3. В поисках соловья помогает маленькая девочка и придворные поражены голосом соловья
  4. Соловей дает концерт перед императором и император плачет
  5. Искусственный соловей заменяет настоящего, но скоро ломается
  6. Император болен, но возвращается соловей и прогоняет смерть.
Главная мысль сказки "Соловей"
Притворное восхищение не стоит ничего, а настоящие эмоции ценнее всего на свете.

Чему учит сказка "Соловей"
Сказка эта учит нас любить и ценить красоту природы, учит понимать прекрасное, учит тому, что никогда никакая совершенная машина, сделанная руками человека, не заменит произведения природы. Учит эта сказка и благодарности.

Отзыв на сказку "Соловей"
Мне эта сказка очень нравится. В ней рассказывается о торжестве настоящего соловья, пение которого всегда было разным, над механической игрушкой, которая могла петь только одну мелодию, и которая могла сломаться. Император Китая понял свою ошибку, он мог испытывать искренние чувства и потому соловей простил его и помог, ему когда тот заболел. Это очень красивая сказочная история.

Пословицы к сказке "Соловей"
Мал соловей, да голос велик.
Мал золотник, да дорог
Домашний теленок лучше заморской коровы.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Соловей"
В далеком Китае возле императорского дворца стоял чудесный сад, в котором росли волшебные колокольчики. Сад был очень большим и даже садовник не знал где его конец. А за садом в лесу жил соловей. И все иностранцы, которые приходили в сад удивлялись красоте голоса соловья.
Они возвращались домой и писали книги о Китае, в которых говорили, что самое лучшее, что там есть - это соловей.
Однажды император прочитал одну книгу и удивился, ведь он никогда не слышал про соловья. Он приказал министру доставить ему соловья, чтобы послушать его пение.
Министр и придворные оббегали весь дворец, но никто не слышал про соловья. И только маленькая девочка на кухне сказала, что знает, где живет соловей.
Она повела придворных в лес, и те принимали за соловьиное пение мычание коров и кваканье лягушек. Но вот они услышали пение соловья и были поражены. Они пригласили соловья во дворец, спеть императору, и соловей согласился.
Он спел императору и тот был поражен, он даже заплакал, и соловей сказал, что эти слезы для него лучшая награда.
Соловей стал жить во дворце и придворные следили, чтобы он не улетел. И весь народ полюбил соловья.
Но однажды из Японии привезли искусственного соловья, который пел только одну песню. Настоящий соловей улетел, но никто этому не опечалился. Все во дворце полюбили искусственного соловья.
Но вскоре искусственный соловей сломался.Часовщик починил его, но теперь соловья разрешали заводить только раз в год.
Прошло 5 лет и император заболел. Все считали, что он умер, а он просто лежал холодный и больной на своем ложе.
Император увидел смерть и свои дела - злые и добрые. Он умолял искусственного соловья спеть ему, но того надо было завести. И тут прилетел настоящий соловей. Он спел свою песню и смерть отступила. Соловей пообещал, что будет прилетать к императору и петь ему свои песни, ведь он видел слезы на глазах императора.
А император выздоровел и приветствовал ошеломленных придворных.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Соловей"

Загрузка...