crimea-fun.ru

Скачать сообщение о художнике. В

Художник происходил из довольно древнего и богатого купеческого рода Шишкиных. Родился в Елабуге в 1832 году 13 (25) января. Его отец был довольно известным в городе зажиточным купцом. Он постарался дать сыну хорошее образование.

Образование

С 12 лет Шишкин обучался в Первой казанской гимназии, а в 20 лет поступил в Московское училище живописи. После его окончания (в 1857 году) продолжил обучение в Императорской Академии художеств в качестве ученика профессора С. М. Воробьёва. Уже в это время Шишкину нравилось рисовать пейзажи. Он много путешествовал по окрестностям Северной столицы, бывал на Валааме. Красота суровой северной природы будет вдохновлять его всю жизнь.

В 1861 году за счет Академии он отправился в поездку за границу и некоторое время обучался в Мюнхене, Цюрихе, Женеве, Дюссельдорфе. Там он познакомился с работами Бенно, Ф. Адамова, Ф. Диде, А. Калама. Поездка продолжалась до 1866 года. К этому времени на родине Шишкин за свое творчество уже получил звание академика.

Возвращение на родину и пик карьеры

Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Его репутация была безупречной. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание за картину «Лесная глушь»).

Семья

Вбиографии Шишкинасказано, что художник был дважды женат, причем первым браком на сестре художника Ф. А. Васильева, а вторым браком – на своей ученице, О. А. Лагоде. От двух браков у него было 4 детей, из которых до зрелого возраста дожили лишь две дочери: Лидия и Ксения.

Умер художник в 1898 году (внезапно). Сначала его похоронили на Смоленском кладбище, но потом прах и надгробие перенесли на кладбище Александро-Невской Лавры.

Другие варианты биографии

  • Год рождения художника точно не известен. Данные биографов разнятся (от 1831 до 1835 года). Но в официальных биографиях принято указывать 1832 год.
  • Художник великолепно рисовал карандашом и пером. Его работы, выполненные пером, очень нравились европейской публике. Многие из них хранятся в Художественной галерее в Дюссельдорфе.
  • Шишкин был отличным натуралистом. Именно поэтому его работы столь реалистичны, ель похожа на ель, а сосна на сосну. Он отлично знал русскую природу вообще и русский лес в частности.
  • Самая известная работа художника «Утро в сосновом бору» была создана в соавторстве с К. Савицким. Чуть раньше этой картины была написана другая, «Туман в сосновом бору», которая так понравилась авторам, что они решили переписать ее, включив некую жанровую сцену. Вдохновлялись мастера поездкой по девственным вологодским лесам.
  • Самая большая коллекция работ Шишкина хранится в Третьяковской галерее, чуть меньше – в Русском музее. Большое количество рисунков и сделанных художником гравюр находится в частных коллекциях. Интересно, что сборник фотографий гравюр Шишкина был выпущен

Васнецов Виктор Михайлович , русский живописец.

Учился в Петербурге в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867-68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868-75), действительным членом которой стал в 1893. С 1878 член Товарищества передвижников. Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Жил в Петербурге и Москве. В годы учёбы выполнял рисунки для журналов и дешёвых народных изделий (“Народная азбука” Столпянского, издавалась в 1867; “Тарас Бульба” Н. В. Гоголя, издавалась в 1874).

В 1870-е гг. выступил с небольшими жанровыми картинами, тщательно написанными преимущественно в серовато-коричневой цветовой гамме. В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян Васнецов с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества (“С квартиры на квартиру”, 1876, “Военная телеграмма”, 1878, – обе в Третьяковской галерее).

В 1880-е гг., оставив жанровую живопись, создавал произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок, посвятив им почти полностью всё своё дальнейшее творчество. Одним из первых русских художников обратившись к русскому фольклору, Васнецов стремился придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства.

Васнецов создал картины “После побоища Игоря Святославича с половцами” (1880), “Аленушка” (1881), проникнутая искренней поэтичностью, “Иван-царевич на сером волке” (1889), “Богатыри” (1881-98), исполненные веры в богатырские силы народа, “Царь Иван Васильевич Грозный” (1897, все в Третьяковской галерее).

С общей направленностью станковой живописи Васнецова 1880-1890-х гг. тесно связаны его работы для театра. Отличающиеся народнопоэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке “Снегурочка” А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова в 1886), исполненные по эскизам Васнецова, – пример творческой интерпретации подлинного археологического и этнографического материала, – оказали большое влияние на развитие русского театрально-декорационного искусства в конце 19 – начале 20 вв.

Пейзажные фоны произведений Васнецова на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической непосредственностью её восприятия (“Аленушка”), то эпические по характеру (“После побоища Игоря Святославича с половцами”), сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи.

В 1883-85 Васнецов выполнил монументальное панно “Каменный век” для Исторического музея в Москве, в 1885-96 – большую часть росписей Владимирского собора в Киеве. В росписях Владимирского собора Васнецов пытался внести духовное содержание и эмоциональность в традиционную систему церковной монументальной живописи, которая во 2-й половине 19 в. пришла в полный упадок.

Живопись Васнецова в зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-декоративному художественному языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший распространение в России стиль “модерн”. Васнецов исполнил также ряд портретов (А. М. Васнецова, 1878; Ивана Петрова, 1883; оба – в Третьяковской галерее), иллюстрации к “Песни о вещем Олеге” А. С. Пушкина (акварель, 1899, Литературный музей, Москва).

По его рисункам сооружены церковь и сказочная “Избушка на курьих ножках” в Абрамцеве (под Москвой; 1883), выстроен фасад Третьяковской галереи (1902). В советское время Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами (“Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем”, 1918; “Кащей Бессмертный”, 1917-26; обе картины – в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве).

Когда речь заходит о художниках, работавших над «оживлением» былин, сказок и легенд, одним из первых вспоминается именно Васнецов. Биография для детей традиционно будет начинаться с момента рождения талантливого мастера и его детства.

Как прошло детство будущего художника?

А родился Виктор Михайлович 15 мая 1848 г. в селе под названием Лопьял, близ Вятки. Его отец, Михаил Васильевич, был местным священником. После рождения сына он был вынужден переехать в другое место - село Рябово. Мама будущего художника, Аполлинария Ивановна, растила шестерых сыновей (сам Виктор был вторым).

Жизнь семьи Васнецовых нельзя было назвать особо богатой. В их доме одновременно присутствовали обычаи и уклады, характерные как для сельской, так и для городской жизни. После смерти жены за главного остался отец семейства, Михаил Васнецов. Биография для детей, рассказывающая об основных моментах жизни будущего художника, продолжается. Михаил Васильевич был умным и хорошо образованным человеком, поэтому постарался привить всем своим сыновьям пытливость, наблюдательность, дать им познания в самых разных областях. А вот рисовать детей учила бабушка. Несмотря на бедность, взрослые всегда находили средства на покупку интересных научных журналов, красок, кистей и других принадлежностей для творчества и учёбы. Виктор Васнецов уже в детстве проявил необычайную склонность к рисованию: на первых его зарисовках встречаются живописные деревенские пейзажи, а также сцены сельской жизни.

Других жителей деревни Виктор Васнецов воспринимал как своих добрых приятелей и с удовольствием слушал сказки и песни, которые те рассказывали во время посиделок при приглушенном свете и треске лучины.

Васнецов не представлял своей жизни без рисования ещё с ранних лет

Васнецов Виктор Михайлович, биография которого сегодня является темой нашей беседы, начал рисовать очень рано. Но в те времена было принято, чтобы сын шёл по стопам отца, поэтому он сначала пошёл учиться в духовное училище, а потом - в семинарию в Вятке. Будучи семинаристом, Васнецов постоянно изучал летописи, жития святых, хронографы, различные документы. А особое внимание привлекала древнерусская литература - она ещё больше укрепила любовь к русской старине, которой и без того отличался Васнецов. Биография для детей, посвященная этому удивительному художнику, должна упомянуть и о том, что именно в семинарии Васнецов получил глубокие знания в области православной символики, которые потом пригодились ему во время работы над

Обучение в семинарии не помешало Виктору Михайловичу усердно заняться изучением живописи. В 1866-1867 гг. из-под его руки вышли 75 чудесных рисунков, которые в итоге послужили иллюстрациями для «Собрания русских пословиц» Н. Трапицина.

Сильное впечатление на Васнецова произвело знакомство с Э. Андриоли - польским художником, находившимся в ссылке. Андриоли рассказывает своему юному другу про академию художеств, что в Санкт-Петербурге. Васнецов тут же загорелся желанием поступить туда. Отец художника не возражал, но сразу предупредил, что материально помогать не сможет.

Начало самостоятельной жизни в Петербурге

Впрочем, без поддержки Васнецов не остался. Андриоли и его знакомый епископ Адам Красинский поговорили с губернатором Кампанейщиковым, и тот помог им продать картины «Молочница» и «Жница», которые нарисовал Васнецов. Биография для детей должна включать в себя ещё несколько интересных моментов, связанных с этим. За проданные картины Васнецов получил 60 рублей, и с этой суммой отправился в Петербург. Скромность и неуверенность юноши не позволили ему даже взглянуть на список зачисленных в академию после сдачи экзаменов. Виктор через знакомых смог устроиться рисовальщиком, чтобы заработать себе на прожитьё. Позднее Васнецов находит себе занятие по душе и начинает рисовать иллюстрации для журналов и книг. Тогда же он поступает в школу Общества поощрения художников, где знакомится с И. Крамским, которому ещё предстоит сыграть в жизни молодого художника важную роль.

Обучение в Академии художеств и дальнейшая жизнь художника

В 1868 г. Васнецов вновь делает попытку поступить в академию Петербурга. И узнаёт, что в прошлый раз ему всё-таки удалось успешно сдать экзамены.

Время обучения в академии подарило Виктору Михайловичу множество новых интересных знакомств. Здесь он сближается и начинает дружить с Репиным, Поленовым, Куинджи, Суриковым, Максимовым, братьями Праховыми, Антокольским, Чистяковым.

Уже в течение первого года учёбы Васнецов получает серебряную медаль, а затем - ещё две малые медали за этюд с натуры и рисунок «Два обнажённых натурщика». Ещё через два года преподаватели наградили его за рисунок «Христос и Пилат перед народом», на сей раз - большой серебряной медалью.

Период этот стал для Васнецова весьма непростым. В 1870 г. скончался отец художника, и тот стал заботиться своём дяде по материнской линии, который тоже грезит о славе талантливого художника и ищет возможность заработать. Начиная с 1871 г. Васнецов всё реже появляется в академии, в основном из-за нехватки времени и ухудшившегося здоровья. Однако он по-прежнему плодотворно трудился: за это время выполнил более 200 иллюстраций к «Солдатской азбуке», «Народной азбуке», «Русской азбуке для детей» (Водовозов). Художник занимается иллюстрированием сказок «Жар-птица», «Конек-горбунок» и некоторых других. Успевает Васнецов рисовать и для себя - как правило, это были рисунки на бытовую тематику.

1875 г. стал годом кардинальных перемен в жизни Виктора Михайловича. Он покидает академию из-за того, что необходимость зарабатывать деньги становится для него на первое место, а кроме того, потому, что он желает самостоятельно развивать свой талант. На выставке передвижников появляется его картина «Чаепитие в трактире», также заканчивается работа над «Нищими певцами». В 1876 г. он представляет картины «Книжная лавочка» и «С квартиры на квартиру».

В том же году Васнецову представляется возможность посетить Париж. Визит во Францию поражает воображение художника, и под впечатлением от него он пишет знаменитые «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877).

Год спустя художник возвращается на родину, венчается с Александрой Рязанцевой и перебирается с новоиспечённой супругой в Москву.

Роспись Владимирского собора в Киеве - важнейшая работа в жизни Васнецова

В 1885 г. А. Прахов приглашает Васнецова поучаствовать в росписи недавно возведённого Подумав, художник соглашается. Минимальный опыт он уже получил, работая над абрамцевской церковью Спаса и эпическими полотнами. Будучи человеком глубоко верующим, именно в росписи церквей Васнецов начинает видеть своё настоящее призвание.

Над росписью во Владимирском соборе Васнецов трудился больше десяти (!) лет. Ведь ему было поручено расписать и главный неф, и апсиду. Художник умело изобразил важные сюжеты из Нового и русских святых, облагородил своды с помощью изумительных орнаментов. В истории искусства всего XIX столетия масштабы проведённой работы не имеют равных. Ведь за это время Виктор Михайлович создал свыше четырехсот эскизов, а общая площадь росписи занимает более 2 тыс. кв. м.!

Работа была интересной, но и очень сложной. Ведь В. М. Васнецов, биография которого является темой нашей беседы, тщательно изучал ту тему, с которой ему предстояло работать. С этой целью он ознакомился с памятниками раннего христианства, сохранившимися в Италии, фресками и мозаиками, существовавшими в киевском Софиевском соборе, росписью Михайловского и Кирилловского монастырей. Пристальное внимание Васнецов уделял и изучению смежных областей искусства: народного творчества, древнерусской книжной миниатюры. Во многом при работе он ориентировался на московские А кроме того, Васнецов всегда проверял, достаточно ли согласуются его работы с духом Церкви. Многие эскизы художник был вынужден отбрасывать из-за того, что сам считал свои работы недостаточно церковными, или потому, что согласие на них не давал церковный Совет.

Сам Васнецов считал, что его работа в соборе - это его личный «путь к свету», к осмыслению великих ценностей. Иногда ему было очень трудно из-за того, что не получалось изобразить тот или иной сюжет именно так, как он видел его в мыслях.

Одним из самых любимых образов стала Богоматерь Васнецова, впервые изображённая «с теплотой, смелостью и искренностью». Во многих российских домах конца XIX-начала ХХ вв. можно было встретить ее репродукции.

Работы завершились в 1896 г., и в присутствии семьи царя собор был торжественно освящён. Роспись Васнецова имела огромный успех, и уже в том же году со всех сторон на художника посыпалось множество предложений по оформлению петербургских, варшавских, дармштадских и других храмов. Вершиной творчества Васнецова в качестве монументалиста-декоратора стало его полотно «Страшный суд».

Васнецов - экспериментатор, сочетающий в своём творчестве вековые традиции и живую силу

Расписывая киевский собор, Васнецов в свободное время не прекращает работать в других жанрах. В частности, в это время он создал целый цикл историко-былинных картин.

Некоторое время Виктор Михайлович посвятил созданию театральных декораций.

В 1875-1883 гг. Васнецову поручают нарисовать нетипичную для него картину «Каменный век», которая должна была украсить открывающийся вскоре Исторический музей Москвы.

А вот над одной из самых известных своих картин - «Богатыри» - художник трудился несколько десятилетий, а закончил свою работу в 1898 г. Сам Васнецов называл эту картину своим «обязательством перед родным народом». А в апреле того же года с радостью забрал эту картину, чтобы она навсегда стала одним из самых ярких экспонатов в его галерее.

Картины Васнецова никогда не оставляли людей равнодушными, хотя вокруг них часто развивались яростные споры. Кто-то преклонялся и восхищался ими, кто-то - критиковал. Но удивительные, «живые» и имеющие свою душу работы никак не могли остаться незамеченными.

Умер Васнецов 23 июля 1926 года в возрасте 79 лет из-за проблем с сердцем. Однако традиции, которым он положил начало, продолжали и продолжают жить и в работах художников следующих поколений.

— это один из основных видов изобразительного искусства; представляет собой художественное изображение предметного мира цветными красками на поверхности. Живопись подразделяют на: станковую, монументальную и декоративную.

— в основном представлена работами, выполненными масляными красками на холсте (картоне, деревянных досках или оголите). Представляет собой самый массовый вид живописи. Именно этот вид обычно и применяют к термину "живопись ".

— это техника рисования на стенах при оформлении зданий и архитектурных элементов в зданиях. Особенно распространена в Европе фреска - монументальная живопись по сырой штукатурке водорастворимыми красками. Эта техника рисования хорошо известна ещё со времён античности. Позже, такая техника использована при оформлении многих христианских религиозных храмов и их сводов.

Декоративная живопись — (от латинского слова от decoro - украшать) это способ рисования и нанесения изображений на предметы и детали интерьера, стены, мебель и другие декоративные предметы. Относится к декоративно-прикладному искусству.

Возможности живописного искусства особенно ярко раскрывает станковая живопись с 15 века, с момента массового использования масляных красок. Именно в ней доступно особое многообразие содержания и глубокой разработанности формы. В основе живописных художественных средств лежат цвета (возможности красок), в неразрывном единстве со светотенью, и линия; цвет и светотень разработаны и развиты техниками живописи с полнотой и яркостью, недоступной другим видам искусства. Этим обусловлено присущее реалистической живописи совершенство объёмной и пространственной моделировки, живая и точная передача действительности, возможности реализации задуманных художником сюжетов (и способов построения композиций) и другие изобразительные достоинства.

Ещё одним отличием в различиях видов живописи является техники исполнения по разновидностям красок. Не всегда достаточно общих признаков для определения. Границу между живописью и графикой в каждом отдельном случае: например, произведения, выполненные акварелью или пастелью, могут относиться и к той и к другой области, в зависимости от подхода художника и поставленных им задач. Хотя рисунки на бумаге и относятся к графике, применение различных техник рисования красками иногда стирает различия между живописью и графикой.

Необходимо учитывать, что сам семантический термин "живопись" является словом русского языка. Оно взято для использования как термин в период формирования в России изобразительного искусства в эпоху барокко . Использование слова "живопись" в то время применялось только к определённому виду реалистичного изображения красками. Но изначально оно происходит от церковной техники рисования икон, в которой использовано слово "писать" (относящееся к письменности) потому, что это слово является переводом значения в греческих текстах (вот такие "трудности перевода"). Развитие в России собственной художественной школы и наследование европейских академических знаний в области искусства, развило область применения русского слова "живопись", вписав его в образовательную терминологию и литературный язык. Но в русском языке так и образовалась особенность значения глагола "писать" в отношении письменности и рисования картин.

Жанры живописи

В ходе развития изобразительного искусства сформировались несколько классических жанров картин, которые обрели свои особенности и правила.

Портрет — это реалистичное изображение человека, в котором художник пытается добиться сходства с оригиналом. Один из самых популярных жанров живописи. Большинство заказчиков использовали талант художников, чтобы увековечить собственное изображение или, желая получить изображение близкого человека, родственника и т.п. Заказчики стремились получить портретное сходство (или даже приукрасить его) оставив в истории зрительное воплощение. Портреты различных стилей являются самой массовой частью экспозиции большинства художественных музеев и частных коллекций. Данный жанр включает в себя и такую разновидность портрета, как автопортрет — изображение самого художника, написанное им самим.

Пейзаж — один из популярных живописных жанров, в котором художник стремится отобразить природу, её красоту или особенность. Различные виды природы (настроение времени года и погоды) оказывают яркое эмоциональное влияние на любого зрителя - это психологическая особенность человека. Стремление получить эмоциональное впечатление от пейзажей сделало этот жанр одним из самых популярных в художественном творчестве.

— этот жанр во многом похож на пейзаж, но имеет ключевую особенность: на картинах изображаются пейзажи с участием архитектурных объектов, зданий или городов. Особое направление - уличные виды городов, передающие атмосферу места. Ещё одним направлением этого жанра является изображение красоты архитектуры конкретного здания - его внешнего вида или изображения его интерьеров.

— жанр, в котором основным сюжетом картин является историческое событие или его интерпретация художником. Что интересно - к этому жанру относится огромное количество картин на библейскую тему. Так как в средневековье библейские сюжеты считались "историческим" событиями и основными заказчиками этих картин была церковь. "Исторические" библейские сюжеты присутствуют в творчестве большинства художников. Второе рождение исторической живописи происходит во времена неоклассицизма, когда художники обращаются к известным историческим сюжетам, событиям из времён античности или национальным легендам.

— отражает сцены войн и сражений. Особенностью является не только желание отразить историческое событие, но и донести зрителю эмоциональное возвышение подвига и героизма. В последующем, этот жанр становится ещё и политическим, позволяя художнику доносить зрителю свой взгляд (своё отношение) на происходящее. Подобный эффект политического акцента и силу таланта художника мы можем видеть в творчестве В. Верещагина .

— это жанр живописи с композициями из неодушевлённых предметов, с использованием цветов, продуктов, посуды. Этот жанр один из самых поздних и сформировался в голландской школе живописи. Возможно, его появление вызвано особенностью голландской школы. Экономический расцвет 17 века в Голландии привёл к стремлению к доступной роскоши (картинам) у значительного количества населения. Эта ситуация привлекла в Голландию большое количество художников, вызвав острую конкуренцию среди них. Бедным художникам были недоступны модели и мастерские (люди в соответствующих одеждах). Рисуя картины на продажу, они использовали подручные средства (предметы) для композиций картин. Эта ситуация в истории голландской школы является причиной развития жанровой живописи.

Жанровая живопись — сюжетом картин являются бытовые сцены повседневной жизни или праздников, обычно - с участием простых людей. Так же как и натюрморт, получает распространение у художников Голландии в 17 веке. В период романтизма и неоклассицизма этот жанр обретает новое рождение, картины стремятся не столько отразить повседневный быт, сколько романтизировать его, внести в сюжет определённый смысл или мораль.

Марина — вид пейзажа, в котором изображаются морские виды, прибрежные пейзажи с видом на море, восходы и закаты на море, корабли или даже морские сражения. Хотя существует и отдельный батальный жанр, но морские сражения всё равно относятся к жанру "марина". Развитие и популяризация этого жанра также можно отнести к голландской школе 17 века. Пользовался популярностью в России благодаря творчеству Айвазовского .

— особенностью этого жанра является создание реалистичных картин, изображающих красоту животных и птиц. Одной из интересных особенностей этого жанра является наличие картин, изображающих несуществующих или мифических животных. Художники, которые специализирующиеся на изображениях животных называются анималистами .

История живописи

Потребность в реалистичном изображении существовала с древнейших времён, но имела ряд недостатков из-за отсутствия технологий, систематизированной школы и образования. В древности чаще можно встретить примеры прикладной и монументальной живописи с техникой рисования по штукатурке. Во времена античности, большее значение придавалось таланту исполнителя, художники были ограничены в технологии изготовления красок и возможности получить систематизированное образование. Но уже в античности сформировались специализированные знания и труды (Витрувий), которые будут основой нового расцвета европейского искусства в эпоху Возрождения. Декоративная живопись получала существенное развитие во времена греческой и римской античности (школа утеряна в средние века) уровень которой был, достигнут только после 15 века.

Роспись римской фрески (Помпеи I век до н.э.), пример уровня техники античной живописи:

"Тёмные века" средневековья, воинствующее христианство и инквизиция приводят к запретам на изучение художественного наследия античности. Огромный опыт античных мастеров, знания в области пропорций, композиции, архитектуры и скульптуры оказываются под запретом, а многие художественные ценности уничтожаются из-за их посвящения античным божествам. Возвращение к ценностям искусства и науки в Европе происходит только в период Ренессанса (возрождения).

Художникам раннего Ренессанса (возрождения) приходится навёрстывать и возрождать достижения и уровень античных художников. То, чем мы восхищаемся в работах художников раннего Возрождения, было уровнем мастеров Рима. Наглядный пример потери нескольких веков развития европейского искусства (и цивилизации) в период "тёмных веков" средневековья, воинствующего христианство и инквизиции - разница между этими картинами 14 веков!

Возникновение и распространение технологии изготовления масляных красок и техники рисования ими в 15 веке порождает развитие станковой живописи и особый вид продукции художников - цветные картины масляными красками на грунтованном холсте или дереве.

Огромный скачок в качественном развитии живопись получает в эпоху Ренессанса , во многом благодаря труду Леона Баттиста Альберти (1404-1472 гг.). Он впервые изложил основы перспективы в живописи (трактат "О живописи" 1436 г.). Ему (его трудам по систематизации научных знаний) европейская художественная школа обязана появлению (возрождению) реалистичной перспективы и естественности пропорций в картинах художников. Знаменитый и знакомый многим рисунок Леонардо да Винчи "Витрувианский человек " (пропорции человека) 1493 года, посвящённый систематизации античных знаний Витрувия о пропорциях и композиции, был создан Леонардо на полвека позже трактата Альберти "О живописи". И труд Леонардо является продолжением развития европейской (итальянской) художественной школы Эпохи Ренессанса.

Но яркое и массовое развитие живопись получила, начиная с 16-17 веков, когда стала распространенной техника масляной живописи, появились различные технологии изготовления красок и сформировались школы живописи. Именно система знаний и художественного образования (техника рисования), в сочетании со спросом на произведения искусства у аристократии и монархов приводит к бурному расцвету изобразительного искусства в Европе (период барокко).

Неограниченные финансовые возможности европейских монархий, аристократии и предпринимателей стали прекрасной почвой для дальнейшего развития живописи в 17-19 веках. А ослабление влияния церкви и светский образ жизни (помноженные на развитие протестантизма) позволили родиться множеству сюжетов, стилей и направлений в живописи (барокко и рококо).

В ходе развития изобразительного искусства, художниками сформировано множество стилей и техник, которые приводят к высочайшему уровню реализма в произведениях. К концу 19 века (с приходом модернистских течений) в живописи начинаются интересные трансформации. Доступность художественного образования, массовая конкуренция и высокие требования к мастерству художников у публики (и покупателей) порождают новые направления в способах выражения. Изобразительное искусство уже не ограничено только уровнем техники исполнения, художники стремятся внести в произведения особые значения, способы "взгляда" и философию. Что часто идёт в ущерб уровню исполнения, становится спекуляцией или способом эпатажа. Разнообразие возникающих стилей, оживлённые обсуждения и даже скандалы порождают развитие интереса к новым формам живописи.

Современные компьютерные (цифровые) технологии рисования относятся к графике и не могут называться живописью, хотя многие компьютерные программы и оборудование позволяют полностью повторять любые техники рисования красками.

Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году 15 мая в селе со смешным названием Лопьял. Отец Васнецова был священником, также как и его дед и прадед. В 1850 году Михаил Васильевич увез семью в село Рябово. Это было связано с его службой. У Виктора Васнецова было 5 братьев, один из которых также стал знаменитым художников, звали его Аполлинарий.

Талант Васнецова проявился с детства, но крайне неудачное денежное положение в семье не оставило вариантов, как отдать Виктора в Вятское духовное училище в 1858 году. Уже в 14-летнем возрасте Виктор Васнецов учился в Вятской духовной семинарии. Детей священников туда брали бесплатно.

Так и не окончив семинарию, в 1867 году Васнецов отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Денег у него было совсем мало, и Виктор выставил на «аукцион» 2 свои картины – «Молочница» и «Жница». До отъезда он так и не получил за них денег. 60 рублей за эти две картины он получил спустя несколько месяцев уже в Петербурге. Прибыв в столицу, у молодого художника было всего 10 рублей.

Васнецов отлично справился с экзаменом по рисованию и сразу был зачислен в Академию. Около года он занимался в Рисовальной школе, где и познакомился со своим учителем – .

К занятиям в Академии художеств Васнецов приступил в 1868 году. В это время он сдружился с , и даже одно время они жили на одной квартире.

Хоть Васнецову и нравилось в Академии, но он ее не закончил, уехав в в 1876 году, где прожил больше года. В это время там же находился и Репин в командировке. Они также поддерживали дружеские отношения.

После возвращения в Москву Васнецова сразу приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. К этому времени стиль рисования художника значительно меняется, да и не только стиль, сам Васнецов перебирается жить в Москву, где сближается с Третьяковым и Мамонтовым. Именно в Москве Васнецов раскрылся. Ему нравилось находиться в этом городе, он чувствовал себя легко и выполнял различные творческие работы.

Более 10 лет Васнецов оформлял Владимирский собор в Киеве. В этом ему помогал М. Нестеров. Именно после окончания этой работы, Васнецова можно по праву назвать великим русским иконописцем.

1899 год стал пиком популярности художника. На своей выставке Васнецов представил публике .

После революции Васнецов стал жить уже не в России, а в СССР, что его серьезно угнетало. Люди уничтожали его картины, относились неуважительно к художнику. Но до конца своей жизни Виктор Михайлович был верен своему делу – он рисовал. Умер он 23 июля 1926 года в Москве, так и не закончив портрет своего друга и ученика М. Нестерова.

Загрузка...