crimea-fun.ru

Музей Грунинге — лучшая художественная галерея Брюгге. Музей грунинге Картины в музее брюгге

Музей-галерея Сальвадора Дали размещен в здании вечевой башни Белфорт на Рыночной площади Брюгге. Выставка представляет обширную коллекцию акварелей, художественных произведений, выполненных Дали в различных техниках, всемирно известную серию графики и подлинных скульптур. Экспозиция действует постоянно, но собрание обновляется практически каждый год, достигая все большего разнообразия.

Дизайн выставочных залов выдержан в любимой стилистике Дали - сочетании зеркал, золота, перламутра и розового. Один из знаменитых экспонатов - скульптура, изображающая голову Дали на серебряном блюде с гарниром из ангельских крыльев и ракушек.

Для полного погружения в атмосферу харизмы художника в музее предлагают любимые блюда Сальвадора - шампанское и бельгийское пралине.

Время работы - ежедневно с 10.00 до 18.00. Стоимость билета € 10.

Музей Мемлинга

Музей Мемлинга расположился напротив церкви Нотр-Дам. Когда-то в здании музея находилась лечебница Святого Иоанна, которая была основана монахами-августинцами в XII веке. Данный госпиталь был приютом для большого количества людей, любой нуждающийся мог получить здесь пищу и ночлег.

Здание музея считается одним из самых старых сооружений Европы. В нем можно увидеть средневековую аптеку, лазарет, а также множество скульптур и картин, которые были собраны монахами за все существование госпиталя.

Несомненно, самой главной ценностью музея считаются 6 подлинных шедевров известного нидерландского художника Ганса Мемлинга. Согласно легенде, Ганс был тяжело ранен и случайно оказался в городе Брюгге, будучи солдатом герцога Карла Смелого. Еле дыша, он сумел добраться до ворот госпиталя, сестры-монахини выходили его, в благодарность Мемлинг подарил лечебнице некоторые свои работы.

Музей шоколада

Музей шоколада в Брюгге появился здесь не просто так. Бельгию и без того называют самой сладкой страной, признавая, что местные кондитеры готовят лучший в мире шоколад. Однако идея создания музея пришла вместе с ежегодным проведением фестиваля изделий из шоколада. Испробовать все невозможно, а расставаться с кондитерскими шедеврами просто непростительное расточительство, поэтому после мероприятия все сладкие «экспонаты» перемещаются в музей.

Музей шоколада располагается в замке, период постройки которого относится к XVII веку. Знакомство с «шоколадной» историей здесь начинается с попадания в мир Майя, а также Ацтеков из Мексики. Ведь именно здесь впервые научились добывать порошок какао, смешивать его со специями и водой, получая горький шоколад. После этого посетителям демонстрируют современную обработку какао-бобов.

В зале дегустации гости музея могут воочию увидеть, как работает кондитер, а за благодарное созерцание он не непременно угощает посетителей шоколадными лакомствами.

При музее открыт сувенирный магазин, в котором можно приобрести все, чего возжелает душа сладкоежки. Трудно поверить, но в продаже здесь есть даже лакомства для четвероногих любимцев.

Музей шоколада

Люди часто спрашивают: "Откуда пришел шоколад?", "Как он попал в Европу?", "В чем секрет превосходного вкуса шоколада?», «Почему шоколад используется в качестве лекарства?".

Музей шоколада Choco-Story отвечает на эти и многие другие вопросы, возрождая 2600-летнюю историю лакомства в словах, картинках и вкусах.

В музее вы с головой окунетесь в увлекательный мир шоколада и во всех смыслах будете путешествовать во времени, получая удовольствие не только глазами, но и носом, и языком.

Музей увлечет как молодых, так и пожилых сладкоежек, а также тех, кто только интересуется его историей.

Choco-Story разделен на три части. Первая из них посвящена истории и описывает путь какао-напитка с первого приготовления и до наших дней, а также его путь в Европу. Вторая показывает создание шоколада, а третья представляет собой уникальное собрание коллекционных плиток лакомства.

В выставочном центре посетители смогут раскрыть тайну происхождения наивкуснейшего шоколада, который тает во рту, смогут попробовать шоколадные изделия, которые готовятся в музее.

Музей является уникальным для своей коллекции и не имеет аналогов.

Музей картофеля фри" Брюгге

Музей картофеля фри располагается в Saaihalle, одном из старейших и хорошо сохранившихся зданий Брюгге, построенном в 1399 году. Музей был создан семьёй Сёдрик и Эдди Ван Белле.Музей картофеля фри в Бельгии является единственным в мире в своем роде.

Экспозиция музея посвящена истории картофеля с начала его культивации до первых фри. Весь музей содержит около 400 древних предметов. Начиная с доколумбового периода, с инков, с ваз наполненных различными видами картофеля, заканчивая фритюрницами.На первом этаже посетители узнают об истории картофеля, которая возникла в Перу и Чили 15 000 лет назад, и с историей фри, и как они пришли в Бельгию.

На втором этаже посетителей музея познакомят не только с историей появления картофеля фри в Европе, но и расскажут о рецептах его приготовления и советы, как сделать лучший фри и описывают различные типы соусов, который можно подавать с картофелем фри.Посетители смогут увидеть интересную коллекцию машин, используемых для выращивания, сбора урожая, сортировки и жарки картофеля.А после посещения экспозиции, в средневековом подвальчике можно попробовать настоящий бельгийский картофель фри с вкуснейшим соусом.

Городской музей изящных искусств Гронинге

Городской музей изящных искусств в Брюгге носит также название музей Гронинге.

Второе название музея связано как с проходящей рядом улицей Гронинге, так и, в большей степени, с полями Гронинге в месте Кортрейк, где произошла знаменитая битва "Золотых шпор". 11 июля 1302 года фламандскому народному ополчению удалось разбить конную армию французского короля.

Коллекция городского музея начала формироваться с XVIII века. Стоит отметить, что в музей попадали работы только тех мастеров, кто жил и работал в Брюгге. Эта традиция сохраняется и по сей день.

Музей образовался и действовал до XIX века в рамках Академии художеств Брюгге.

В музее представлены различные направления живописи: раннее Возрождение, барокко, неоклассика, реализм, символизм, бельгийский импрессионизм. Особое место занимает творчество Ван Эйка, Босха и Гуго ван дер Гуса.

Музей изящных искусств в Брюгге

Музей изящных искусств в Брюгге является одной из крупнейших художественных галерей Бельгии. Музей был открыт в 1903 году к столетию независимости государства. И сегодня музей изящных искусств радует своих посетителей множеством уникальных полотен, в том числе средневекового периода.

В музее представлены работы таких художников, как Ганс Мемлинг, Герард Давид, Ланселот Блондель и многих других, а жемчужиной коллекции является шедевр Гуго ван дер Гуса "Успение Богоматери". Именно здесь вы можете прикоснуться к высокой красоте классического искусства и ощутить атмосферу той эпохи.

Архитектура здания музея не может не удивить посетителя: она утончённа, продумана до мелочей и отвечает всем требованиям художественной галереи. Специально для лучшего восприятия коллекции окна были сделаны на крыше для лучшей световой гаммы в залах музея.

Музей Груутхус

Музей Груутхус является самым уникальным историческим сооружением города Брюгге. Еще в древние времена род Груутхус имел большие богатства благодаря продажам приправ для изготовления пива.

Но популярен дом Груутхус стал лишь в 1470 году во время войны Алой и Белой Розы. В те времена английский король Эдуард IV Йорк бежал из Англии, опасаясь за свою жизнь. Во Фландрии убежище ему предоставила самая богатая семья Грутхус, короля поселили в знаменитый дом.

Особняк был построен в прекрасном дворике и украшен башенками. Также, несомненно, следует отметить расположенную на втором этаже домовую капеллу, которая выходит к примыкающей к дому церкви Нотр-Дам. Поэтому семья Груутхус имела возможность участвовать в богослужениях, не выходя из собственного дома.

От самых первых владельцев был сохранен не только внешний вид дома, но и некоторые детали оригинального интерьера. Например, главным предметом кухни является камин XV века, который дошел до нашего времени в идеальном состоянии. В коллекцию музея также включены древние скульптуры, образцы мебели и, конечно же, кабинет музыкальных инструментов.

Музей Грутхус

Музей Грутхус расположен в Брюгге. Музей является олицетворением архитектуры позднего Средневековья.

В то время в доме проживала семья Грутхус, которой принадлежала монополия на продажу

gruut - сложной смеси приправ, которые использовались при приготовлении пива. Прославился дом Грутхус в 1470 году, во время войны Алой и Белой Розы, когда английский король Эдуард IV бежал из Англии, убежище ему предоставила семья Грутхус.

Сегодня здание является музеем быта Средневековья и Нового века. От первых владельцев сохранился внешний вид здания и некоторые предметы обстановки. Например, камин 15 века, который дошел до нас в полной неприкосновенности. В коллекцию музея также входит мебель 17-18 веков,

скульптуры 16-17 веков, нумизматическая коллекция, кабинет старинных музыкальных инструментов. В одном из залов находится гильотина.

Музей работает каждый день кроме вторника.

Бельгия является чрезвычайно интересной страной для туриста, который ищет не только новых впечатлений, но и знаний. Бельгия богата на достопримечательности, живописные пейзажи и целые улицы, застроенные уникальными архитектурными сооружениями.

Одним из таких сооружения является музей Грунинге, который представляет интерес не только снаружи, но и внутри. Из числа самых интересных художественных музеев в Бельгии музей Грунинге по праву может считаться лучшим, ведь в нем собраны уникальные произведения. Сам музей располагается в южной части Большой площади, на улице Dijver в .

История музея

Музей Грунинге получил свое необычное название по тому району, в котором он располагается. Часть города, которая имеет одноименное название Грунинге, впервые была упомянута в тринадцатом веке. Такое название район получил благодаря своим живописным видам, а точнее благодаря тому, что здесь росло множество деревьев и разной зелени.

Сам музей был выстроен здесь всего за год в период 1929-1930 годов. Еще тогда музей Грунинге занимал территорию, которая принадлежала древнему аббатству. Изначально, здание музея возводилось только с целью собрания нескольких разрозненных художественных произведений, которые планировалось централизовать в одну коллекцию, чтобы получилась городская галерея с соответствующими условиями хранения.

Первыми жителями данного музея стали известные и ценнейшие работы фламандских мастеров, которые творили в жанре примитивизма. Коллекция постепенно собиралась и сейчас в музее Грунинге хранятся очень ценные экземпляры.

Централизованное собирание коллекции в музее началось еще в восемнадцатом веке. Примерно в 1898 году коллекцию пришлось разделить на две неравные части.

Groeningemuseum Brugge

Музей изящных искусств Брюгге, известный чаще под названием Музей Гронинге, одна из тех редких общественных художественных коллекций в Бельгии, чья история восходит к началу XVIII столетия. Он образовался в недрах Академии художеств , где и оставался до конца XIX века. В 1716 году Иос ван де Керкхове, Ян Херрегоут, Марк Дювенде и Иос Арсхоот, любители искусства и художники, основали независимую Академию - «Свободное братство рисунка и живописи». Практически они преследовали цель освободить профессию художника из-под ярма Корпорации художников и шорников, в которой каждый художник обязан был состоять, чтобы иметь возможность работать в городе Брюгге.

С благословения городского магистрата эта Академия поместилась в 1720 году в части здания Поортерслоге, где размещались также другие общества. Ныне в этом строении на улице Академии находится Государственный архив. В статуте Академии, одобренном магистратом, можно было прочесть следующие весьма интересные положения: «Все художники и рисовальщики, так же как и иностранные, живущие в этом городе, продавая свои произведения в нем, обязаны сделать дар этому братству в виде произведения их собственной работы, которое постоянно будет украшать помещение этого братства» Это правило не осталось написанным только лишь на бумаге. В конце XVIII века Академия обладала уже большим числом подаренных художниками картин. Она просуществовала с некоторым перерывом до 1755 года, когда при пожаре погибло почти все ее имущество. Однако Академия пользовалась расположением художников, и дары возобновились. В основном коллекция состояла из работ современников. После захвата Бельгии французами началась конфискация художественных ценностей в церквях и монастырях. В 1794 году замечательные памятники искусства, среди которых находились , Яна ван Эйка, Ганса Мемлинга, «Суд Камбиза» Герарда Давида, были отправлены в Париж. Эти шедевры возвратились в Брюгге морем на корабле 3 января 1816 года. Их прибытие стало настоящим праздником в городе. Под звон всех колоколов Брюгге и огромном стечении народа их доставили в ратушу. «Мадонна» Микеланджело была водружена на прежнее место , а «Богоматерь каноника ван дер Пале» ван Эйка и «Триптих Мореля» Мемлинга были переданы Академии. Еще в 1808 году Академия получила ценнейший дар.

Старейшина Корпорации художников и шорников Питер ван Леде, в течение многих лет спасая от притязаний французов драгоценную собственность, купленную им у Корпорации, передал Академии портрет Маргареты ван Эйк работы Яна ван Эйка. В 1828 году сюда же поступили произведения, до той поры хранившиеся в ратуше: Гуго ван дер Гуса, две картины «Суд Камбиза» Герарда Давида и «Страшный суд» Яна Провоста. Произведения были объединены в стенах Академии не только для того, чтобы помочь формированию талантов молодых художников, обучавшихся в Академии, но и с целью основать музей в современном смысле слова, чьи коллекции были бы доступны обозрению широкой публики. В течение всего века музей Академии пополнялся произведениями искусства, подаренными отдельными лицами или купленными городскими властями. Самым большим вкладом была коллекция Шарля ван Леде, содержавшая сорок пять работ, полученных музеем Академии в 1875 году. Сама же свободная Академия к этому времени прекратила свое существование. Так как помещения Поортерслоге пришли в упадок, то Музей был переведен в 1885 году в школу Богарде на улице св. Екатерины. Все, чем обладала Академия, стало достоянием города: архивы, учебные материалы, мебель и произведения искусства. По инвентарю этого времени в музее находилось сто девяносто три картины. В 1898 году в Брюгге был создан Музей современного искусства, расположившийся в бывшем коллеже иезуитов на улице Красильщиков. Часть дара ван Леде была там выставлена.

В начале XX века музей Академии переживает период расцвета. В 1902 году в нем открылась большая выставка «фламандских примитивов» (как тогда называли художников XV столетия) , которая сыграла огромную роль в пробуждении интереса не только к искусству той эпохи, но к обоим музеям. Начиная с этого года необычайно возросли их приобретения при помощи государства и провинции. Основанное в 1903 году «Общество друзей музея» проявило значительную активность за десять лет своего существования, обогатив музей сорока картинами как старых, так и современных художников, в числе которых триптих . Настало время думать о строительстве нового здания музея, так как ни одно старинное сооружение Брюгге не в состоянии было вместить накопившиеся коллекции и выполнять музейные функции. В 1907 году был найден земельный участок по улице Гронинге для постройки будущего Музея, но дело затянулось до первой мировой войны, положившей конец предпринятым усилиям. Проект музея был разработан архитектором Жозефом Вирином только к концу 20-х годов, так как в Брюгге решили открыть музей к столетию провозглашения независимости Бельгии, то есть к 1930 году.
Первый камень был заложен 9 мая 1929 года. Открытие музея состоялось 6 июня 1930 года. По названию улицы, где он находится, его обычно называют Музей Гронинге. В нем объединились коллекции бывшей свободной Академии и Музея современного искусства с улицы Красильщиков. При сооружении здания были предусмотрены необходимые меры для нормальной его эксплуатации как музейного хранилища. Рассеянный свет падает сверху таким образом, чтобы не возникали блики, мешающие смотреть картины. В 1956 году было создано устройство для кондиционирования воздуха и поддержания постоянной температуры и влажности, необходимых для нормального хранения произведений живописи.

Коллекции Музея Гронинге беспрерывно продолжают расти. Государство купило для музея диптих Мемлинга «Благовещение» из прежней коллекции Рендерса. В свою очередь, Брюгге приобрел на аукционе 1956 года в Париже «Портрет Пауля де Нигро» работы А. Изенбранта, нидерландского мастера начала XVI века. Необходимо также упомянуть о ценной коллекции барона Хоутгара, подаренной городу, содержащей изделия из фаянса, старинные рукописи и картины, которую музей получил в 1954 году от городских властей. Из Археологического общества, находившегося в Музее Грютхусе и прекратившего свое существование в 1955 году, городские власти передали Музею Гронинге много интересных работ, в числе которых «Семейный портрет» Николаса Маса, ученика Рембрандта. В 1958 году возродилось вновь «Общество друзей музея», которое приобрело четыре створки алтаря - главную работу Мастера легенды о св. Урсуле (XV век) , принадлежавшую монастырю черных сестер в Брюгге. Кроме живописи Музей Гронинге обладает большими графическими коллекциями, среди которых необходимо выделить собрание рисунков, акварелей и гравюр замечательного английского художника XX века Фрэнка Бренгвина. В настоящее время Музей Гронинге владеет коллекциями из тысячи памятников искусства, многие из которых были созданы мастерами Брюгге.
Наиболее ценной частью музея следует признать знаменитую коллекцию «фламандских примитивов». Она располагается в пяти небольших залах в строго хронологическом порядке. Сотрудники музея предприняли много усилий, чтобы сделать эту часть музейной экспозиции наиболее красивой. Четыре зала обиты стального цвета бархатом.

Одна из привлекательнейших черт Брюгге – обилие разнообразнейших музеев: от живописи Северного Возрождения до современного искусства, от классических изящных искусств до археологических находок, мебели, серебра, фольклора… Одним словом, каждый найдет в Брюгге музей по своему вкусу!

Музей Грунинге

Музей Грунинге также называют Городским музеем изящных искусств . Работы начали поступать в коллекцию музея в начале XVIII столетия, однако само здание более новое и датируется 1929-1930 годами. Название музей получил благодаря близлежащей Groeninge straat (улице Грунинге). Произведения искусства, составляющие коллекцию музея, охватывают несколько веков (с XIV по XX век) и принадлежат, как правило, художникам, жившим и творившим в Брюгге.
Роскошная и чрезвычайно ценная коллекция фламандских мастеров – гордость музея Грунинге. В первую очередь стоит выделить хранящиеся тут две работы Яна ван Эйка «Мадонна с младенцем и каноник Йорис» и портрет жены художника «Маргарета ван Эйк».
В музее представлены и другие работы художников XV века: «Успение Девы Марии» Хуго ван дер Гуса, «Алтарь Святого Кристфера» Ганса Мемлинга, «Суд Камбиса» и «Крещение Христа» Давида Герарда. Перечисленные выше картины – всего лишь малая толика полной коллекции, в которую также входят работы анонимных мастеров из Брюгге.

Музей Груутхузе

Музей Груутхузе (Gruuthuse) расположен за Церковью Богоматери . Этот впечатляющий особняк когда-то принадлежал одной из богатейших семей средневекового Брюгге. Теперь же здание стало археологическим и историческим музеем Брюгге .
Сама фамилия «Gruuthuse» уже объясняет, почему эта семья занимала такое важное положение. Старое фламандское слово «gruut» означает «очищенный ячмень или пшеница» – основные ингредиенты, использовавшиеся в пивоварении в средние века. У лордов Брюгге была монополия на продажу этих ценных продуктов.
Луи Груутхузе – самый важный из членов семьи. Статуя Луи Груутхузе на коне украшает нижний передний фасад здания. Под статуей начертан девиз «Plus est en Vous» (в вас есть больше). Эта часть здания была построена при жизни Луи, а точнее, в 1465 году. В 1628 году бывший дворец Груутхузе превратился в ломбард. После реставрационных работ, полностью восстановивших дом Груутхузе в период с 1883 по 1898 года, весь дом стал городским музеем «Gruuthusemuseum» с огромным количеством работ из разных областей (кружева, гобелены, картины, мебель и т.д.).

Музей Брэнгвина

Музей Брэнгвина – великолепный городской особняк конца XVIII века, расположенный напротив каретного сарая у входа в великолепный сад.
В каретном сарае выставлены старые повозки и кареты. На первом этаже Музея Брэнгвина находится Музей кружев, в котором представлена обширнейшая и разнообразнейшая коллекция старинный кружев.
Большая часть экспонатов была произведена во фламандских кружевных центрах: Брюгге, Брюсселе и Мехелене, однако в коллекции также встречаются кружева из Франции и Венеции.
Ряд великолепных картин иллюстрируют использование кружев в качестве украшений для костюмов в разные периоды. На втором этаже здания выставлены работы Франк Брэнгвина (1867-1956 гг.) – разностороннего мастера британского происхождения, который, тем не менее, родился в Брюгге. Его ковры, гончарные изделия и мебель в стиле "ар нуво" и "ар деко" сгруппированы по тематическому принципу. Картины, гравировки, акварели и наброски Брэнгвина также рассортированы по тематикам.

Музей бриллиантов

Расположенный в стильном, современном здании, Музей бриллиантов познакомит вас с историей обработки бриллиантов, начиная со средних веков, когда Брюгге был одним из немногих мировых центров обработки этих драгоценных камней. Среди примечательных экспонатов Музея бриллиантов стоит выделить две бриллиантовые «скульптуры», которые настолько малы, что их невозможно рассмотреть без помощи увеличительного стекла. Также вниманию посетителей представят демонстрацию процесса обработки бриллиантов, которая всегда собирает немалое число зрителей.

Музей шоколада «Choco-Story»

Музей шоколада «Choco-Story» расположен в историческом здании Maison de Croon на Sint-Jansplein в центре Брюгге. В прошлом в здании располагалась винная таверна (1500-е), кондитерская (1700-е) и мастерские по изготовлению мебели (1900-е). Посетители Музея шоколада «Choco-Story» могут стать непосредственными свидетелями приготовления шоколадных изделий. Экспозиции музея посвящены истории какао и шоколада, а также пользе шоколада для здоровья.
Посетив Музей шоколада «Choco-Story», вы узнаете больше о мире древних Майя и Ацтеков, для которых шоколад был напитком богов, а бобы какао – деньгами.

Оба музея стоят того, чтобы остаться там надолго. В эту поездку я выбрала Брюгге, чтобы гулять там поздно вечером, а еще - чтобы никуда не спешить и бродить по залам этих двух музеев, потому что это встреча с любимым XV веком. И гармоничная живопись раннего Северного Возрождения. Зачитывалась книгой Татьяны Седовой "Художественные музеи Бельгии", её и буду цитировать, потому что это неспешное путешествие по самым удивительным картинам, после которого нельзя не обращать внимание на детали и аллегории.

Кратко:
1. Музей Ганса Мемлинга в бывшем госпитале святого Иоанна
(Sint-Janshospitaal Brugge)
Адрес: Memling in Sint-Jan, Mariastraat 38, Brugge
2. Музей изящных искусств Брюгге или музей Гронинге
(Groeningemuseum Brugge)
Адрес: Dijver 12, Brugge
Открыты: вторник-воскресенье с 9.30 до 17.00
Билет: €8

МУЗЕЙ ГАНСА МЕМЛИНГА

Ганс Мемлинг "Поклонение волхвов"

Небольшой трехстворчатый алтарь "Поклонение волхвов" был подарен госпиталю святого Иоанна в 1479 году и с той поры никогда не покидал его стен: фигуру дарителя можно видеть в центральной сцене слева, в амбразуре окна. В композиции чувствуются отголоски некоторых приемов и решений Рогира (ван дер Вейдена, учителя Мемлинга - прим.). Однако Мемлинг предлагает совершенно иное образное содержание. Ему чужды драматизм чувств и графическая экспрессия его учителя. Лирическая настроенность, умиротворенность, доброе, ласковое приятие мира становятся основным эмоциональным лейтмотивом. Мемлинг ищет нежной поэтической гармонии во всем, что его окружает.

Ганс Мемлинг "Обручение святой Екатерины"

Другой алтарь, принадлежащий госпиталю, "Обручение святой Екатерины", гораздо большего формата, высотой в 176 см, был закончен в 1479 году, о чем свидетельствует старинная надпись на раме, и находился первоначально в капелле госпиталя.
На внешних створках находятся портреты донаторов со своими святыми покровителями. Главная створка открытого алтаря - "Обручение святой Екатерины" - представляет собой широко распространенную в ту эпоху в Италии и на Севере композицию, известную под названием sacre conversazione, святое собеседование. В центре на троне сидит Мария, держа на коленях младенца Христа. По сторонам трона стоят Иоанн Креститель (слева) и Иоанн Евангелист (справа) - святые патроны госпиталя. Маленькие ангелы в иссиня-черных одеждах держат над Богоматерью золотую узорную корону. Слева около трона сидит святая Екатерина, у ног которой видны атрибуты её казни - меч и колесо. Младенец надевает на палец святой кольцо, совершая тем самым таинство мистического обручения. Справа святая Варвара читает книгу. За её спиной - башня, напоминающая о её заточении. Один из ангелов у трона играет на органе, другой держит перед Богоматерью раскрытую книгу. Необычайно празднично нарядны и ярки узоры ковра, балдахина, парчовых одежд святой Екатерины и ангела. Нарядность костюмов соседствует с простотой одеяний, нежная улыбка - с серьезностью и печалью, душевная наивность - с мудростью: картина кажется построенной на тончайших нюансах.
Лица всех присутствующих сосредоточенны. Каждый погружен в размышление. Эта эмоциональная настроенность объединяет всех и рождает особую атмосферу близости, родственности человеческих душ. Тонкая стройная фигурка святой Екатерины пленительно грациозна в парчовом роскошном платье, накинутом поверх другого, пламенно-красного цвета, изнутри отороченного белой тканью. Длинные рукава закрывают руки до пальцев. Один из них она отогнула, чтобы легче было младенцу надеть кольцо, - трогательная и неожиданная деталь в торжественной сцене.
Слева за фигурой Иоанна Крестителя даны сцены из его жизни, которые составляют содержание левой створки. Справа за фигурой Иоанна Евангелиста, между колоннами, видна фигура в черном по традиции признаваемая всеми за автопортрет Ганса Мемлинга. В глубине за ним изображены эпизоды из легенды об Иоанне Евангелисте, продолженные на правой створке алтаря.

Ганс Мемлинг "Богоматерь с младенцем и донатор Мартин Ниувенхове"

"Богоматерь с младенцем и донатор Мартин Ниувенхове", хранимый в госпитале святого Иоанна, - единственный дошедший до нас нерасчлененным диптих XV века, чрезвычайно распространенный в ту эпоху тип религиозной композиции. К сожалению, было время, когда створки безжалостно расторгались и оказывались в разных коллекциях, тогда как для понимания идейного замысла художника необходимо их совместное рассмотрение, ибо обе створки представляют собой всегда нерасторжимое единство.
Диптих был создан мастером в 1487 году по заказу Мартина Ниувенхове, который родился в Брюгге в 1463 году и стал в 1497 году бургомистром. Судя по его быстрой карьере, он был явно человеком незаурядным и принадлежал, несомненно, к богатому бюргерскому роду. На раме диптиха написано, что заказчику тогда было двадцать три года.
На левой створке представлена Мария с младенцем, на правой - Мартин Ниувенхове. На первый взгляд кажется, что они находятся в разных интерьерах, но, приглядевшись, вы замечаете их фигуры, отраженные в зеркале (за правым плечом Марии - прим.) и понимаете, что они находятся в одной комнате. Таким образом, Мемлинг стремится объединить обе створки в нерасторжимое целое, создать ощущение единой среды и развить представление о пространстве навстречу зрителю.
Богоматерь сидит на низком табурете за столом, покрытом ковром, поддерживая правой рукой сына, а левой - протягивая ему красное спелое яблоко. Справа от нее раскрыта на пюпитре книга, но мы обнаруживаем эти предметы только отраженными в зеркале.
Мария облачена в голубое платье, рукава которого оторочены беличьим мехом. Целомудренный строгий образ идеален, величав и женствен. Он подчиняет себе интерьер, все окружение, господствует над видимым через окна ландшафтом.
Мартин ван Ниувенхове стоит на коленях, молитвенно сложив руки. Перед ним на подставке лежит раскрытый часослов с золотым обрезом и застежками. Мы видим Мартина Ниувенхове в расцвете сил и душевных способностей, преображенным и очарованным от приобщения к миру высокого совершенства. Не случайно Мемлинг рисует не просто отдельную фигуру его святого покровителя, а целую сцену на витраже, где святой Мартин совершает благородное деяние, отрезая кусок плаща, дабы нищий смог прикрыть свое убогое тело (за левым плечом персонажа - прим.). Тем самым художник создает атмосферу особого идеального мира, возвышающегося над обыденным, и включает в него реального человека, своего современника. Если цвет одежд Марии ровен, кажется как бы застывшим и своей чистотой и определенностью выполняет духовно-эстетическую функцию, постановка фигуры строго фронтальна, композиция предельно устойчива, то в правой створке срез по диагонали интерьера, колеблющиеся страницы раскрытого часослова, переливающиеся тона одежды Мартина (коричнево-сиреневые, голубовато-бежевые) вносят движение подлинной жизни.

МУЗЕЙ ГРОНИНГЕ

Ян ван Эйк "Богоматерь каноника ван дер Пале"

До сих пор "Богоматерь каноника ван дер Пале" остается самым достойным украшением музея. Картина была заказана художнику каноником церкви святого Донациана Георгом ван дер Пале и была начата в 1434 году, как об этом свидетельствует надпись на раме. Рама картины, возможно, была выполнена самим художником, по углам ее украшают родовые гербы старого каноника и его матери. Известно, что ван Эйк вставлял доску в ранее заготовленную раму, укреплял их, грунтовал их вместе и расписывал. Из надписи видно, что работа была закончена в 1436 году и помещена в одной из двух капелл хора церкви святого Донациана, основанных каноником ван дер Пале. Хотя церковь не сохранилась до наших дней.
Строго отмечая середину картины, на двуступенчатом возвышении стоит трон под балдахином из зеленой ткани, расшитой цветами. С подножья трона спускается роскошный восточный ковер, край которого упирается в нижнюю раму картины. Мария оказывается и удаленной и вместе с тем близкой. Этой же иллюзии ван Эйк достигает, окутывая её фигуру большим плащом, который падает на ступени и расстилается, как бы увеличиваясь на глазах. Его звучный красный цвет придает необыкновенный пафос образу Богоматери, не нарушая вместе с тем его скромной простоты. Трон украшен скульптурными группами "Убийство Каином Авеля" и "Борьба Самсона со львом", а также статуэтками Адама и Евы в маленьких нишах. Богоматерь с младенцем представляет собой центр и смысл всей композиции. Младенец держит правой рукой попугая, а левой протягивает букет цветов, который Богоматерь изящно берет своими гибкими тонкими пальцами. Мать и ребенок благожелательно смотрят на старого каноника, опустившегося на колени. Его святой покровитель Георгий из Каппадокии, приподымая правой рукой шлем, указывает на каноника святому Донациану, патрону церкви, который, в свою очередь, смотрит на них. Таким образом осуществляется внутренняя связь персонажей композиции. Подражание Мемлинга в картине "Обручение святой Екатерины" композиции ван Эйка бросается в глаза с первого взгляда, хотя подражание это имеет достаточно внешний характер.
Образ Богоматери у ван Эйка наделен идеальными чертами. Чистое округлое лицо с высоким лбом и мягким маленьким подбородком обрамлено волнистыми прядями золотистых волос. Голову украшает скромная диадема. Святой Георгий одет с головы до ног в рыцарские доспехи редкой красоты и изящества, созданные скорее руками ювелира, нежели оружейных дел мастера. На шлеме заметно отражение Богоматери, а на щите за его спиной - мужской фигуры, в которой видят самого художника. Святой Донациан облачен в роскошную епископскую ризу из синего бархата, тканного по золотой парчовой основе. Его митра украшена драгоценными камнями так же, как и крест в левой руке. В правой он держит свой атрибут - колесо с зажженными свечами, свет которых заставляет сверкать камни и золото. Его суровое лицо бесстрастно.
Старый каноник стоит на коленях, держа в руках молитвенник и очки. Его губы плотно сомкнуты, брови сдвинуты в переносице, взгляд обращен к святому Донациану, но вместе с тем выражает напряженную работу мысли. Старость избороздила его лицо морщинами, складками, о чем ван Эйк свидетельствует с объективной точностью, кажущейся беспощадной. Но сильный дух сурового каноника торжествует, что невольно вызывает чувство почтительного уважения к человеку с таким огромным жизненным опытом, обладающему столь сильным интеллектом и упорством воли.

Ганс Мемлинг "Триптих Мореля"

Большой алтарный складень Мемлинга обычно называют "Триптих Мореля", по имени заказчика Виллема Мореля, бывшего в то время бургомистром Брюгге. Центральная часть представляет трех святых: святого Христофора, согласно легенде, перенесшего младенца Христа через реку, святого Маврикия с посохом и святого Жиля с ланью. На левой створке преклонил колена Виллем Морель, сопровождаемый своим святым покровителем Вильгельмом де Малеваль и пятью сыновьями. На правой створке перед скамьей с молитвенником стоит на коленях его жена с одиннадцатью дочерьми и святой Варварой. На внешних створках алтаря изображены Иоанн Креститель с агнцем и святой Георгий, убивающий дракона.

Иероним Босх "Страшный суд"

Долгое время учеными оспаривалась подлинность триптиха Иеронима Босха "Страшный суд", принадлежащего музею. Некоторые полагали, что он создан в его мастерской. После реставрации 1959 года главный хранитель музея Анри Паувелс пришел к обоснованному выводу, что работа выполнена самим Босхом. Центральная часть алтаря посвящена изображению Христа в ореоле и в окружении ангелов и апостолов, появляющегося на небе, чтобы судить людей. На земле же кишит всяческая нечисть, причудливые фантастические формы, означающие грехи, пороки и заблуждения людей. Слева изображены рай, куда на корабле приплывают души праведных, на заднем плане в виде декоративной башни представлен источник жизни. Справа - ворота ада, за которыми пылает огнем сама преисподняя. Фантастические образы Босха не порождены больным воображением или страхом. В его картинах всегда наличествуют сильный элемент интеллектуального начала, страстная язвительная ирония и содержатся намеки и аллегории, которые были понятны его современникам, но далеко еще не все расшифрованы в наше время.

Рогир ван дер Вейден "Святой Лука, рисующий Мадонну" (копия)

Удивительная встреча в музее Гронинге, сначала даже не поверила своим глазам, потому что привыкла видеть эту картину в Эрмитаже - копия работы Рогира ван дер Вейдена "Святой Лука, рисующий Мадонну".
По преданию, евангелист Лука не мог изобразить Деву Марию по памяти. Тогда Богоматерь явилась ему, и дело пошло на лад. Так была написана первая икона, а апостол Лука стал первым иконописцем и покровителем художников. Картина, раскрывающая этот сюжет, была написана Рогиром ван дер Вейденом в XV веке как алтарный образ для часовни живописцев. Судя по количеству повторений и копий, она снискала огромную популярность у современников.
Этот шедевр Северного Возрождения - одна из самых загадочных картин Эрмитажа. "Святой Лука, рисующий Мадонну" создавался учеником Яна ван Эйка - Рогиром ван дер Вейденом. В XIX веке картина оказалась в Санкт-Петербурге в виде двух разрозненных частей. Сначала в 1850 году был приобретен Святой Лука, прибывший в город на Неве в составе коллекции голландского короля Вильяма Второго. Спустя 34 года из Франции приехала Богоматерь с младенцем, пребывавшая долгое время в одном из испанских монастырей.
Большая удача, что обе части полотна оказались в Эрмитаже. Ведь они могли очутиться в разных собраниях и в разных странах. Почему и когда произошло это варварское разделение неизвестно. Вероятнее всего, продать каждую часть по отдельности было значительно проще.
Кроме Брюгге копии картины есть в Мюнхене и Бостоне. Ван дер Вейден многократно копировал свой шедевр.

Загрузка...