crimea-fun.ru

Есть ли тема любви в повести Н. Гоголя «Шинель»? Обоснуйте свою точку зрения

В русской литературе часто встречаются несчастные и ничтожные персонажи. Они вызывают у читателей иронию и жалость. Жестокость по отношению к ним возмущает. Но прототипов этих героев не всегда узнают в реальной жизни и редко им сострадают. А ведь Девушкины, Башмачкины и станционные смотрители повсюду. Они живые. Образ маленького человека в повести «Шинель» - не сатирический персонаж и не сказочный призрак. Это герой поучительной истории о глупой бессердечности и злом равнодушии.

Гоголь: «отец» Башмачкина

Великая цель истинной литературы - создание образов и сюжетов, не теряющих актуальности никогда и нигде. Россия всегда была богата талантливыми литераторами, способными эту миссию выполнить. Одним из них был и Николай Гоголь. Образ маленького человека, созданный этим писателем, - яркое тому подтверждение.

Почти в каждом человеческом обществе присутствует личность безответная и слабая. Странный жалкий человек, неспособный постоять за себя, живущий в собственном, непонятном и закрытом мире. Окружающие подсознательно радуются тому, что они - другие и совсем не похожи на это жалкое существо. И чтобы доказать это себе и друг другу, всячески оскорбляют и унижают отщепенца. Причина непохожести этого человека, ставшего изгоем среди ему подобных, может быть какой угодно. Но чаще всего она кроется в невысоком Впервые эту проблему осветил Гоголь, использовав образ «маленького человека» в повести «Шинель».

Акакий Акакиевич

Невезение преследует его всю жизнь. Оно началось сразу же после рождения, когда Башмачкину досталось самое что ни на есть неблагозвучное имя. С таким именем и отчеством человек не может быть солидным и значительным. И Акакий Акакиевич во всем мал: и в росте, и в способностях, и в социальном статусе. Чиновники над ним потешаются и дразнят его, как малые дети, соревнуясь в канцелярском остроумии. Он в ответ способен лишь жалостливо вскрикнуть: «Оставьте меня!»

Гоголь создал почти случайно образ маленького человека. «Шинель» изначально задумывалась автором как небольшое сатирическое произведение, основанное на услышанной где-то анекдотической истории. Но после некоторой доработки вышла настоящая философская притча о несчастном человеке, который отомстить своим обидчикам смог лишь после смерти.

Все в его жизни маленькое и жалкое. И внешний облик, и должность. Работа его монотонна и неинтересна. Но он этого не замечает. Для Башмачкина нет более приятного занятия, чем переписывание документов. Жизнь его пуста, но размеренна. И пусть насмехаются над ним сослуживцы. Ему до них нет никакого дела. Он обитает в мире, где, кроме бумаг и чернил, нет ничего: ни развлечений, ни друзей, ни семьи. Он там пребывает давно и уже боится выбраться наружу. Образ маленького человека в повести «Шинель» служит подтверждением жестокости общества, в котором нет места слабым и безобидным.

Шинель

В жизни Акакия Акакиевича появляется сладостное стремление. Старая шинель совсем уж обтрепалась. Он решает заказать новую. К тому же морозы начались, и ожидается награждение к празднику. Теперь в его жизни увлекательное переписывание бумаг сменяется мечтами о новой шинели. Он думает о ней и днем и ночью, а иногда наведывается к портному, чтобы обсудить предстоящую обновку. И однажды, получая премию, он осуществляет мечту последних месяцев и становится обладателем новой чудной вещи. Для главного героя стала «приятной подругой дней» (как выразился Гоголь) шинель. Образ маленького человека вызывает особую жалость еще и от осознания того, насколько ничтожной является причина его безграничной радости.

Великая утрата

В департаменте шинелью восхищаются. Башмачкина поздравляют с приобретением. Счастье его рискует быть омраченным предложением сослуживцев устроить по такому важному событию праздничный вечер. Но взоры вдруг обращаются к теме предстоящего званого ужина.

Никогда он не был столь преисполнен счастьем, как в то недолгое время, когда его согревала новая шинель. Но счастье оборвалось внезапно, когда по дороге домой после праздничного ужина грабители сорвали с него дорогую сердцу вещь.

Напрасно пытался он ее вернуть. Все попытки были тщетны. Вдобавок злобный чиновник унизил его жестоко, дабы покрасоваться в глазах своего приятеля. Башмачкин вернулся домой в глубокой печали и внезапно умер. Образ маленького человека в повести «Шинель» приобретает сильный эффект оттого, что после смерти главный персонаж не исчезает. Душа Башмачкина еще долго бродит где-то по пустырю в поисках своей пропажи. И только встретив своего обидчика и сорвав с него шинель, пропадает навсегда.

Мистика

В конце повести Гоголь использует мистический мотив, так как только с помощью этого приема главный герой может стать хотя бы ненадолго сильным и страшным. Он словно мстит за себя и за всех оскорбленных. Событие, которое произошло с хамом-чиновником, неслучайно. Автор делает акцент на том, что после встречи с привидением этот стал смиреннее и тише.

Образ маленького человека в литературе встречается в разных вариациях. У Достоевского он благороден, беден, до глубины души оскорблен. Пушкинский станционный смотритель - человек, который в силу низкого социального положения не может противостоять цинизму и безнравственности. Уникальный гоголевский персонаж жалок и несчастен до такой степени, что сам этого не осознает. Но всех этих героев объединяет незащищенность перед жестокостью, которая преобладает в каждом обществе.

Проблема "маленького человека" в русской литературе впервые звучит в произведениях А. С. Пушкина "Станционный смотритель" и "Медный всадник". Вслед за этим Н. В. Гоголь написал свое произведение «Шинель», в котором очень ярко раскрыта эта тема. Он оказал большое влияние и на дальнейшее движение русской литературы. «Мы все вышли из шинели Гоголя», - писал Достоевский. Автор недоволен неравноправием знатных, богатых и простых, бедных людей. Более сильные обижают и издеваются над слабыми и не несут никакого наказания. Он считает это неправильным и высказывает свое возмущение в повести.

Давайте же сначала разберёмся, что означает выражение «маленький человек». Как правило, так в литературе обычно называют бедного, обездоленного и незнатного человека, ведущего скромный образ и жизни и подвергающегося постоянным оскорблениям со стороны сильных.

В повести «Шинель» таковым является главный герой - Башмачкин Акакий Акакиевич.

Он - человек робкий и угнетенный своим социальным положением, "забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев", как говорит автор. Работает Башмачкин в департаменте, занимается переписыванием документов. На работе его никто не уважает и не обращает внимания, ни начальник, ни сослуживцы, ни даже сторожа. «Они не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетала простая муха», - благодаря этой фразе Н. В. Гоголя, сразу становится понятно отношение к Акакию Акакиевичу. Жизнь героя очень скучна. Единственная радость в ней – переписка бумаг. Он любит выводить буквы и полностью погружается в работу, забывая обиды и нужду. Даже дома он думает лишь о том, «что бог пошлет переписывать завтра». Акакий Акакиевич ничего не хочет менять в своей жизни, даже кажется, что он не понимает, зачем живет.

Смыслом становится – новая шинель. Чтобы сшить вещь нужно собрать нужное количество денег. Герой полгода отказывает себе во всем. Наконец средства собраны. Шинель – настоящий праздник для Башмачкина. Но её кража оборачивается трагедией, «маленький человек» больше не хочет жить и ему ничего не остаётся делать, как умереть, так как его беду никто даже не попытался понять.

Благодаря концовке повести, мы понимаем, что нельзя обижать даже «маленьких людей», они всё же могут постоять за себя, в крайнем случае, после смерти, как в данном произведении. Но справедливость всё-таки настала, когда приведение стянуло пальто с плеч генерала. После этого оно успокоилось.

Повесть «Шинель» актуальна и сейчас, ведь и в наше время существует проблема «маленького человека». Она учит нас задумываться над своими поступками, ведь люди очень часто не думают, что делают и говорят, и из-за этого страдают другие. Надо помогать тем, кто в этом нуждается и не быть бессердечными.

Повесть Гоголя «Шинель» принадлежит к циклу произведений под названием «Петербургские повести». Этот цикл является новым шагом в развитии русского реализма. Продолжая тему «маленького человека», поднятую Пушкиным в «Станционном смотрителе», Гоголь описывает трагическую судьбу бедных, забитых людей. Вместе с тем в их жизни он находит много поэтического.
Повести петербургского цикла пронизаны гуманизмом, живым сочувствием писателя к маленьким обиженным людям. Судьба каждого из них - это или смешная, хотя и невеселая, комедия, или тяжелая драма. Смех и горькие слезы так слиты в повестях, что у читателя создается волнующее впечатление трагизма жизни «маленького человека», задавленного бюрократическим строем крепостнического государства.
Повесть «Шинель» - самое значительное произведение петербургского цикла. Сюжет повести возник из канцелярского анекдота о чиновнике, который утерял на охоте ружье, приобретенное неутомимыми трудами и лишениями.
Гоголь повествует о судьбе Акакия Акакиевича Башмачкина - маленького чиновника одного из петербургских департаментов. Вся жизнь Акакия Акакиевича - предмет постоянных унижений и насмешек. Необходимость тянуть бессмысленную канцелярскую лямку лишила его возможности развития, он не знал никаких привязанностей и развлечений, а придя со службы домой, думал лишь о том, что «Бог пошлет переписывать завтра». Даже внешность его в изображении Гоголя какая-то незначительная, незаметная: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». В департаменте, где он трудится, на него смотрят как на пустое место: «как будто бы через приемную пролетела простая муха». Он робко сносит все оскорбления и насмешки сослуживцев, потому что и сам чувствует себя смешным и недостойным уважения. Акакий Акакиевич обречен на переписывание скучных бумаг, ведь больше он ничего не умеет. На службу он ходит изо дня в день в одной и той же старой шинели, настолько старой и потрепанной, что ее нельзя уже починить. С этой шинели в жизни Башмачкина и начинаются сплошные неприятности. Портной посоветовал Акакию Акакиевичу сшить новую шинель, но на нее нужны деньги. В безрадостной жизни героя появляется цель - собрать деньги на покупку новой шинели. Баш- мачкин начинает экономить. Он не пьет по вечерам чай, не зажигает свечи, даже походка его меняется: теперь он ходит «почти на цыпочках», чтобы «не истереть подметок» раньше времени, почти перестает стирать белье, реже отдает его прачке. Гоголь не осуждает своего героя за это, наоборот, он его жалеет. «Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях свою вечную идею будущей шинели».
Однако изображенный Гоголем Акакий Акакиевич в нравственном отношении вовсе не ничтожное существо. Его человечность проявляется в доброжелательном расположении к людям, в трудолюбии, в сознании служебного долга. Не он повинен в том, что труд его бесплодный, а бюрократическая машина того времени. Гоголь не смеется над своим героем, а вызывает к нему сострадание как к обездоленному и униженному человеку. В этом смысл образа молодого человека, проникнувшегося жалостью к Башмачкину: «И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкой на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - ив этих проникающих словах звенели другие слова: "Я брат твой"».
Шинель сшита. С этой минуты в повести переплетаются фантастика и реальность, вымысел и действительность, а в жизни Башмачкина наступает трагический момент. Возвращаясь ночью домой, Акакий Акакиевич подвергся нападению грабителей, которые сняли с него шинель. «На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее». Баш- мачкин в поисках правды ходит по всем инстанциям: в полицию, к «значительному лицу», но никому нет дела до трагедии одинокого «маленького человека». Горе героя так велико, что он умирает. Но на службе даже не заметили этого. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное... но для которого все же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь».
Зато в жизни городка со смертью Башмачкина началось твориться неладное: ночью на улицах появляется призрак, который снимает с жителей шинели. Однажды этот призрак сорвал шинель с «значительного лица», напугав его тем самым так, что тот «даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка». После этого случая «значительное лицо» стало лучше относиться к людям.
В «Шинели» Гоголя показаны отрицательные черты крепостнического режима, бюрократическая волокита того времени, где нет места обыкновенному человеку. Гоголь создал жанр русской социальной повести, с характерным для нее изображением общественных контрастов. Автор подчеркнул и заострил существенные черты жизни в самом обыкновенном. Белинский объявил Гоголя самым ярким представителем реалистического направления в русской литературе, которое не выдумывает жизни, не идеализирует ее, а воспроизводит такой, какова она есть.

В повести Н. В. Гоголя "Шинель» идея сострадательного, гуманного отношения к "маленькому человеку» выражается прямо. Акакий Акакиевич Башмачкин - "вечный титулярный советник». Герой во всем обижен судьбой, но он не жалуется: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписывания бумаг, не поднялся чином выше, и все-таки смирен, кроток, лишен честолюбивых мечтаний. Нет у Башмачкина ни семьи, ни друзей, не ходит он ни в театр, ни в гости. Все его духовные потребности удовлетворяются переписыванием бумаг. За человека его никто не считает. Но Акакий не отвечает ни одного слова своим обидчикам.

Гоголь не скрывает не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя. Но на первый план выходит его кротость, безропотное терпение. Даже имя его несет это значение: Акакий − смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный.

Бессмысленная канцелярская служба убила в нем всякую живую мысль. Единственное наслаждение он находил в переписывании бумаг. Он любовно выводил ровным почерком буквы и полностью погружался в работу, забывая и обиды, причиняемые ему сослуживцами, и бедность, и заботы о хлебе насущном. Даже дома он думал лишь о том, что "что-то Бог пошлет переписывать завтра».

Но и в этом забитом чиновнике проснулся человек, когда появилась цель жизни - новая шинель. "Он даже сделался как-то живее, даже твер­же характером. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность... » Башмачкин не расстается со своей мечтой ни на один день. Он думает об этом, как иной человек о любви, о семье. Вот он заказывает себе новую шинель, и "...существование его сделалось как-то полнее...» . Описание жизни Акакия Акакиевича пронизано иронией, но в ней есть и жалость, и грусть. Вводя нас в духовный мир героя, описывая его чувства, мысли, мечты, радости и огорчения, автор дает понять, каким счастьем было для Башмачкина приобретение шинели и в какую катастрофу превращается ее пропажа.

Не было счастливее человека, чем Акакий Акакиевич, когда портной принес ему шинель. Но радость его была непродолжительной. Когда он возвращался ночью домой, его ограбили. И никто из окружающих не принимает участия в судьбе несчастного чиновника. Напрасно Башмачкин искал помощи у "значительного лица». Его даже обвинили в бунте против начальников и "высших» . Расстроенный Акакий Акакиевич заболевает и умирает.

В финале "маленький» несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против этого мира. Умирая, он "сквернохульничает» , произносит самые страшные слова, следовавшие за словами "ваше превосходительство» . Это был бунт, хотя и в предсмертном бреду.
В одном из писем к сестре А. П. Чехов восклицал: "Боже мой, как богата Россия
хорошими людьми! » Зоркий глаз художника, подмечая пошлость, видел и другое - красоту "маленького человека» .


Акакий Акакиевич рассматривается как типичный «маленький человек», жертва бюрократической системы и равнодушия. Подчеркивая типичность судьбы «маленького человека», Гоголь говорит, что смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник. Таким образом, тема человека – жертвы общественной системы − доведена до логического конца.

Образ Акакия Акакиевича имеет две стороны. Первая − духовное и физическое убожество, что сознательно подчеркивается Гоголем и выводится на первый план. Вторая − произвол и бессердечие окружающих по отношению к главному герою. Соотношение первого и второго определяет гуманистический пафос произведения: даже такой человек, как Башмачкин, имеет право на существование и справедливое отношение к себе.

Составьте ассоциативный ряд к понятию «хлестаковщина». Аргументируйте свою позицию.

"Хлестаковщина" - это беззастенчивое и безудержное хвастовство и враньё, умение примерить на себе другой образ и убедить остальных в его подлинности. Быстро освоившись в обществе и поняв, что его принимают не за того, кем он является, Хлестаков в полной мере начал раскрывать черты своего характера. Хвастовство, глупость, лживость и жадность - всё это было в главном герое. Он был простодушный, "без царя в голове", заполняющий душевную пустоту богатствами своей фантазии, нескончаемыми мимолетными мечтаниями. Долгие эмоциональные рассказы Хлестакова о своей жизни захватывали дух чиновников, они безукоризненно верили каждому его слову, даже несмотря на то, какие оговорки он делал: "Как взбежишь по лестнице на четвертый этаж. Что ж я вру - я и позабыл, что живу в бельэтаже".Хлестаков не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь одной мысли". То он говорит о литературе, то вдруг о том, что у него суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа. Ему верят, и он этим пользуется. И вот, осмелев, Хлестаков начинает брать у чиновников деньги "взаймы". Жадность, предчувствие лёгкой наживы овладели им: с каждым разом он просит денег всё больше и больше, напрямую и без каких-либо уловок. "Денег нет у вас?" - говорит он Бобчинскому и Добчинскому, как только они к нему зашли. Не в одном Хлестаковом есть подобные черты. Городничий, замечтавшись о том, что его дочь удачно выйдет замуж, представляет как "славно быть генералом". Так ведь в каждом из нас есть частичка этой мечтательности и хвастовства. Во всех живет Хлестаков, и понятие "хлестаковщина" актуально вне времени и места.

Хлестаковщина – хвастовство, вранье, безответственность, трусливость, глупость, безнравственность, лживость, жадность.

О чем скорбит и кому сострадает Гоголь в своей повести?

Сия есть заповедь моя,

да любите друг друга,

яко аз возлюбил вы.

Эгоизм и хладнокровие - вот, пожалуй, характерные черты современного человека. Забота о себе и преступное равнодушие к своим близким, своим соотечественникам - явление беспрецедентное в истории России.

Такое общество исторически обречено; немало тому примеров можно увидеть в фактах гибели высокоразвитых цивилизаций, представители которых стали заботиться лишь только о полнейшем удовлетворении своих потребностей. Сегодня, как никогда, нам надо очнуться от той духовной спячки, в которую мы погрузились, став организованными потребителями и пользователями, осознать уровень той нравственной деградации, парализовавшей общество, и постараться всем миром Воскреснуть!

Ключи от Возрождения России - в бессмертной душе каждого из нас, в её еще не полностью утраченной способности верить, надеяться, сострадать, любить! Этому сегодня снова надо учиться, учиться с азов... Учиться в лоне Церкви, у святых отцов Православия, у наших русских классиков.

Творческое наследие Н.В. Гоголя, русского писателя-христианина, должно быть по-настоящему востребовано, прочитано, продумано. Сегодня его повесть «Шинель» должна стать нашей настольной книгой и научить нас сострадать и любить ближнего своего. Только братская любовь друг к другу поможет нам сохраниться и окрепнуть как нации...

1. Тема сострадания и любви в повести «Шинель»

1.1.Биография последней повести Н.В. Гоголя.

«Шинель» увидела свет в 1842 году. Первая мысль этой «чудной повести» возникла еще в тридцатые годы. Ей послужила одна история, похожая на анекдот, услышанная Гоголем на одной из петербургских вечеринок.

Речь шла об одном чиновнике, всю жизнь мечтавшем иметь ружье для охоты и копившем на него из своих скудных доходов. Купив же наконец желаемое и отправившись на первую охоту по Финскому заливу, он потерял свое сокровище: ружье было стянуто в воду густым тростником... Вернувшись домой, он слег и уже не встал: его мучила горячка. Лишь тогда, когда товарищи, собрав деньги, купили ему новое ружье, он был возращен к жизни. «Все смеялись анекдоту, имевшему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову», - пишет один из биографов Гоголя П.В.Анненков .

Гоголь вернулся к этой истории спустя несколько лет, будучи за границей, в Италии, пережив венский кризис 1840 года, БУДУЧИ на грани жизни и смерти. Именно тогда он обратился к Богу с горячей молитвой, прося продлить его жизнь хотя бы на два года, чтобы завершить свое произведение.

В «Шинели» 1842 года мы видим нового Гоголя, ранее нам неизвестного. Автор «Миргорода» и «Ревизора», где он выступил беспощадным обличителем человеческих пороков, в своей новой повести глубоко сострадает главному герою. В этом произведении великого русского писателя живет скорбь, печаль о нравственном несовершенстве человека.

Ф.М.Достоевский ощутил в ней плач скорбящей души своего гениального учителя: «Он (Гоголь) из анекдота о пропавшей у человека шинели сделал ужаснейшую трагедию».

«Смех Гоголя 30-х годов преклонился на жалость, - пишет исследователь И.П. Золотусский, - эта последняя повесть Гоголя лежит на полпути от первого тома «Мертвых душ» ко второму и является узловой почтовой станцией на дороге русской литературы».

1.2. Образ Башмачкина и мотив пошлости в повести «Шинель».

О чем скорбит и кому сострадает Гоголь в своей повести?

Чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин служит в одном из департаментов Петербурга. Автор, рисуя его портрет, подчеркивает его ничем не примечательную внешность: «...низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат...». И этот человек самой скромной внешности занимает самую скромную должность: он переписывает деловые бумаги. Но как переписывает! «Мало сказать, он служит ревностно, - нет, он служит с любовью. Так в этом переписывании ему видится какой-то разнообразный и приятный мир», - пишет Гоголь. Мы видим, что для Акакия Акакиевича эта деятельность была источником наслаждения, радости, утешения, даже, можно сказать, вдохновения; она «является для него почти «религиозным» служением и доставляет едва ли не духовное утешение», - считает И. А. Виноградов в статье «Я брат твой...».

Примечательны детали портрета героя в момент «творческого акта»: «...некоторые буквы у него были фавориты, до которых, если добирался, был сам не свой: и посмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило его перо»

Вся жизнь, весь ее смысл, все силы души героя сосредотачиваются на его занятиях копииста - переписчика: «Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выведенные строки» .

«Эта почти религиозная сосредоточенность Башмачкина на своем ничтожном деле виделась Гоголю отнюдь не просто комической чертой характера, но осмыслялась куда серьезнее - как извращение присущей каждому человеку способности к самоуглублению, к творчеству», - пишет И. А. Виноградов .

Гоголя в «Петербургских повестях» интересует проблема таланта, его расцвета или гибели в душе человека. В «Шинели», рассматривая самоотверженную любовь героя к своему должностному занятию, Гоголь говорит нам о гибели в Акакие Акакиевиче таланта «художника» не в собственном значении этого слова, а в смысле способности человека к «искусству», самоотверженному служению в своей сфере деятельности.

Тема долга является ключевой для замысла «Шинели». «Долг - Святыня, - замечал Гоголь в отдельном наброске. - Человек счастлив, когда исполняет долг» . Сам Николай Васильевич с юности возгорелся ревностью к службе на благо Отечества. С этими благими мыслями он покидал Нежинский лицей и направлялся в северную столицу.

После долгих мытарств в поисках места службы юноша был принят в Департамент уделов, где, начиная с сентября 1829 года, он осваивает канцелярскую науку. Впечатления внимательного молодого человека от своих должностных занятий и общения с сослуживцами послужат ему тем бесценным материалом, на основании которого позднее будет сделан важнейший вывод о роли и значении деятельности государственного служащего.

В статье «Петербургская сцена в 1835 - 36 гг.», написанной в 1836 году, говоря о героях, заслуживающих обличения на русской сцене, Гоголь упоминает о чиновнике канцелярии, который вместо того, чтобы исполнять священную обязанность, наложенную на него должностью, думает только о том, чтобы красиво была написана бумага.

Таким образом, в «Шинели», как и в других творениях Гоголя, где речь идет «об оскудении и извращении души, о ничтожестве и пустоте ее движений при наличии других сил, могущих поднимать человека», сильным аккордом звучит мотив пошлости . «Всюду, где речь идет о пошлости, - пишет протопресвитер Василий Зеньковский, - слышится затаенная грусть автора, - если не настоящие «слезы сквозь смех», то скорбное чувство трагичности всего, к чему фактически сводится жизнь человека, из чего она слагается» .

И поэтому совсем неудивительно, что шинель, на которую долго копил Башмачкин, отказывая себе в необходимом и даже порой голодая, и которая после ее приобретения стала для него «приятной подругой жизни», «женой», стала единственной целью и тем «высоким» смыслом, озарившем столь жалкую, ограниченную, пошлую жизнь героя. Так родилась самая главная страсть в жизни Башмачкина - страсть к вещи, которая и определила название повести.

И когда в результате известного трагического случая шинель исчезает, это событие становится вполне объяснимой причиной его смерти, ибо справедливы слова Спасителя во все времена: «Где сокровища ваши, там и сердце ваше» (Мф. 6, 21).

В 1847 году, при жизни Белинского, увидевшего в образе Башмачкина тип социально-угнетенного «маленького» человека, критик Аполлон Григорьев в своем труде «Гоголь и его последняя книга» писал: «...в образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеления Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя до того, что шинель делается трагическим fatum в жизни существа, созданного по образу и подобию Вечного...» .

Так в середине 19 века было заявлено о религиозном уровне осмысления повести, но голос критика почти не был услышан. В наше время М.М.Дунаев в своей книге «Православие и русская литература» пишет, что пошлость для Гоголя есть «понятие религиозное», и многих своих персонажей Гоголь судит, сопоставляя их поступки с откровениями Священного Писания.

Гоголевские герои нарушают евангельские заповеди любви, милосердия, снисхождения к ближнему. Нарушая заповеди, они совершают богоотступничество, в результате чего мертвеют их души, а жизнь оказывается пустой и бессмысленной. Душа человека становится беззащитной перед силами зла и может подвергаться различным плачевным состояниям: от животного страха до смертельного уныния, в отличие от души высокой и твердой, которая, по выражению преподобного Серафима Саровского Чудотворца, «не отчаивается ни при каких несчастьях ».

1.3.Евангелийские истины в произведении Н.В. Гоголя.

Но выносит ли Гоголь своему герою суровый и беспощадный приговор?

Что же лежит в основе такого сострадания? «Ключ ко всему, - пишет М. М. Дунаев, - в том знаменитом месте, о котором говорили слишком много, но слишком простой заключенной в нем истины, кажется, так и не обнаружили» . Гоголь, повествуя об атмосфере совершенно бесчеловечного отношения чиновников, сослуживцев к Акакию Акакиевичу, упоминает об одном молодом человеке, который, по примеру других, позволил было посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный , и с тех пор все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных светских людей, и долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысиной на лбу, со своими пронизывающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой» .

Я брат твой... «Понятие братства», как пишет М. М. Дунаев, не имеет смысла без понятия об отцовстве. Речь идет о духовном родстве: «Акакий Акакиевич Башмачкин брат каждому из нас, поскольку у нас с ним единый Отец Небесный. Гоголь сострадает не жертве социального угнетения, но творению Божию, не сумевшему проявить в своей любви образ и подобие Отца, в нем, в творении, заключенного» .

Я брат твой... В этих знаменитых, ключевых словах, заключается не только мольба о снисхождении к слабому, беззащитному человеку, сострадании к его тяжкому положению, но и прямой призыв к помощи погибающему таланту. Свидетельством тому служит отношение самого автора к своему герою не как к безнадежному «идиоту» и «уроду», но как к «возможно полноценному и даже гениально одаренному человеку».

Я брат твой... Здесь Гоголь опирается на Евангельские истины: «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? И мы имеем от него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 11-12, 19-21).

Любовь к ближнему, заповеданная Христом Спасителем, является высшей добродетелью христианина. «...О человеке, как о брате твоем... едином с тобой веры, единого Бога и Отца именующем, сожалей и соболезнуй», - наставлял святитель Тихон Задонский . Очень интересны и важны высказывания святителя о состоянии сердца человеческого, которое праздно быть не может: «Если любовь в сердце живет, то и плоды являются любезные... и благородные, людям приятные. Если враждой занято, то приносит ссоры, злословия... клевету, осуждение, презрение, насмешки и прочее....»[ 13, 494].

Вот этой атмосферой враждебности к человеку, царящей в Департаменте, и был поражен молодой человек. Страшным словом «содрогнулся» (ибо душа ужаснулась при виде беззакония) Гоголь выносит беспощадный приговор всякому унижению человека, созданного по образу и подобию Божию.

1.4. Н.В. Гоголь о смысле сострадания и любви к ближнему.

Человек, «брат твой», может оказаться в очень затрудненном положении, попасть в беду, оказаться на грани голодной смерти. Титулярный советник Башмачкин, находясь в изрядном возрасте («Акакию Акакиевичу забралось за пятьдесят») в полном одиночестве, пережил страшные минуты отчаяния в случившемся с ним несчастье. Но никто не помог страждущему, никто не протянул руку помощи, ни от кого он не услышал даже простого доброго слова, способного, по мнению святителя Тихона Задонского, «скорбящего утешить». А Митрополит Московский Макарий в письме своей духовной дочери утверждал, что «любить ближнего нужно не языком, а делом» [ 14, 25]. Он же пишет: «Какой бы лед не был в сердцах людских, любовь, как солнце, все растопит».

Гоголь, по воспоминаниям товарищей по Нежинской гимназии, с большим вниманием относился к бедности, очень переживал, встречаясь с нею, всегда подавал милостыню, проходя мимо нищих, отказывая себе в покупке любимых лакомств.

По приезде в Петербург в конце 1829 года он сам испытал сильную нужду из-за столичной дороговизны и зимней стужи. В письмах к матери он скорбел о высоких ценах за квартиру, на одежду; в одном из писем была упомянута шинель, которую необходимо было переделать, заменить воротник. «Эти впечатления явились тем бытовым, житейским материалом, который был использован Гоголем при изображении тяжелого материального положения своего героя», - пишет И. А. Виноградов в статье «Я брат твой» .

Позже, уже будучи известным писателем и продолжая испытывать финансовые затруднения, в 1844 году он выделил деньги, вырученные от продажи «Сочинений», бедным студентам Петербургского и Московского университетов. Оставшееся после смерти Гоголя личное его имущество состояло из нескольких десятков рублей серебром, книг и старых вещей, а между тем созданный им фонд «на вспоможение бедным молодым людям, занимающимся наукой и искусством», составлял более двух с половиной тысяч рублей.

В духовной зрелости Гоголь, изучая творения святых отцов Церкви, приходит к пониманию, что одной внешней помощи человеку бывает недостаточно. «Любовь... велит нам гораздо больше любить ближнего и брата, чем мы любим, она велит нам оказывать не только одну вещественную помощь, но и душевную, не только заботиться о его теле, но и душе...» ,- пишет Гоголь в «Правиле жития в мире».

Комментируя эти высказывания, И.А.Виноградов пишет: «Проблему оказания душевной помощи современнику - проблему возрождения его мертвой души Гоголь непосредственно связывал со служением Отечеству - на конкретной должностном месте каждого...» В конечном счете исполнение служебных обязанностей - в их подлинном, не подмененном мертвой бумажной перепиской, - решило бы, по Гоголю, и проблему шинели, проблему материального достатка» .

Представитель революционно - демократической критики, Н.Г.Чернышевский в статье «Не начало ли перемены?», оправдывая Акакия Акакиевича, писал: «...вся беда его приписывается бесчувствию, грубости людей,от которых зависит его судьба».

Но позиция Гоголя, человека глубоко верующего, воцерковленного, «идущего и в жизни, и в творчестве самым трудным, самым сложным путем - путем очищения, восстановления в себе образа Божия» , совсем не совпадает с мнением радикального критика. Неблагополучие социальной среды - якобы единственной виновницы в произрастании «современных идиотов» - Гоголь объяснил не влиянием... злонамеренных лиц, но видел в этом проявление присущей каждому человеку общей греховности человеческой природы - неблагополучного состояния души каждого из членов этой среды. «Утопическим упованиям на социальные реформы и революции Гоголь противопоставлял трезвое понимание необходимого духовного воспитания каждого члена общества» , - делает важнейшие выводы И.А.Виноградов, раскрывая подлинный смысл повести «Шинель» каждому читающему и думающему современнику. «Нет уже старого самодержавия, а самовластие по-прежнему царит на Руси, по-прежнему нет уважения к человеку, к человеческому достоинству, к человеческим правам»,-рассуждает философ Н.А. Бердяев в статье «Духи русской революции» .

Сколько пережила Россия революций и социальных реформ, сколько видела и великого человеческого горя и страдания, переживает она и сейчас совсем не простое время.

И сегодня, как никогда, актуальны проблемы, поднятые Гоголем в своей последней повести, потому что не исчезает «неблагополучное состояние среды» из-за состояния души каждого из нас и нашего отношения к своим должностным обязанностям. С особой, набатной силой звучат сегодня, в эпоху глубокого нравственного кризиса в России, слова Н.В. Гоголя: «Нужно вспомнить человеку, что он высокий гражданин высокого небесного гражданства. Покуда он сколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданства, до тех пор не придет в порядок и земное гражданство» .

Человек, просветленный Божественной истиной и осознавший смысл своей земной жизни, дорожит сокровищами своей души, среди которых любовь к Богу и ближнему своему и жертвенное служение Отечеству.

Позднее в «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголь задаст насущный вопрос: «Но как полюбить братьев, как полюбить людей? - Душа хочет любить одно прекрасное, а бедные люди так несовершенны и так в них мало прекрасного!» . Любовь - это огонь, это пламя, охватившее сердце человеческое, и рождается она из первой искры - сострадания. Сострадания к России, ее мукам, ее бедам, ее крестному пути. А Россия - это прежде всего люди, разделяющие с ней ее необыкновенную судьбу. «Беда Башмачкина - одна из частных бед народа», - пишет М.М. Дунаев и цитирует отрывок из статьи Н.В. Гоголя «Нужно любить Россию»: «Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть вся Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой люби нас ведет теперь Сам Бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней сострадания. А сострадание есть уже начало любви» .

Таким образом, великий смысл «Шинели» открывается нам в «Выбранных местах из переписи с друзьями», шедевре духовной прозы Гоголя. Здесь, в важнейшем итоговом произведении зрелого мастера, находят свое завершение магистральные направления творчества писателя, начало которых положено во всей его художественной прозе. Здесь сделаны окончательные выводы, здесь душа художника успокаивается в открытых ей самим Богом истинах.

Проблема отчуждённости в повести «Шинель» и современное состояние общества в России.

Повесть «Шинель» интересна сегодня для нас еще одной проблемой - проблемой отчужденности. Суть понятия изложена в книге священника Андрея Горбунова «За всех и за вся»: «Отчужденность не является естественным состоянием людей, она противоречит богозданной природе человека. Отчужденность - это внутреннее непризнание личности в другом... т.е. внутреннее убийство другого. Вот почему в Священном Писании сказано: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» .

Непризнание в герое повести «Шинель» личности, отсутствие элементарного человеческого отношения к нему со стороны сослуживцев и «должностного лица», неспособность помочь человеку в беде - все это следствие отчужденности, которое «явилось следствием грехопадения людей...» .

Утрата любви ведет к смерти: «... и Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто в нем его никогда и не было». Авторский комментарий к этому событию значителен и заставляет читателя глубоко задуматься: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не нужное». А в подтексте утверждение: «каждое человеческое существо должно быть защищено, кому-то дорого и интересно» .

Повесть Н В Гоголя «Шинель» является поистине пророческим произведением русской классической литературы, а проблема отчужденности сегодня - самая насущная наша проблема. При высочайшем уровне разнообразнейших технологий, при господствующем культе наслаждения как смысле жизни и стремление современного человека к полнейшему удовлетворению всех потребностей в современном мире наблюдается катастрофический уровень падения нравственности и разрыва связей между людьми - родственных, дружеских, братских.

В результате такого состояния общества в современной России официально насчитывается более полумиллиона сирот, огромное количество старых и больных людей, умирающих нередко без всякого попечения, а также молодых, погибающих от алкоголя и наркотиков.

Страшный грех - грех безразличия и немилосердия, словно проказа, поразил наши души. Отказываясь от сострадания и любви друг к другу, мы рискуем потерять свое «самостоянье» и исчезнуть как народ.

И как спасительно сегодня возвращение к своим духовным корням, к бесценному литературному классическому наследию, достойное место в котором занимает творчество Н.В.Гоголя, истинного патриота, безгранично любившего Россию и завещавшего эту любовь нам: «Мне кажется, что все, о чем хлопочем и спорим, есть просто суета, и только об одной любви надо нам заботится... О, да поможет нам Бог, и тебе, и мне взрастить эту любовь в сердцах наших» .

Истинное Возрождение России начнётся с возрождения души каждого человека, в котом должна возгореться любовь к Богу и ближнему своему, тогда Господь наш Иисус Христос не оставит нас и никто не сможет отлучить нас от любви Божией.

Гоголь учился любви у святых, которые заботились не только о своем Небесном Отечестве. «Кто носит в себе Духа Святого,- свидетельствует преподобный Силуан Афонский, - тот скорбит о всем народе день и ночь, и сердце его жалеет всякое создание Божие...» . Великий чудотворец и подвижник, игумен Земли Русской, преподобный Сергий Радонежский завещал всем своим чадам: «Взирая на единство Святой Троицы, побеждать ненавистное разделение мира сего...».

Достойный ученик своих великих учителей, Гоголь подвигом своей жизни и творчества сумел повернуть русскую литературу от «эстетики к религии», тем самым освятив ее вечными Евангельскими истинами. Повесть «Шинель» обозначила новое направление в развитии словесного искусства, призвала его на путь воспитания в обществе таких основных христианских добродетелей, как сострадание и любовь к ближнему. Это в высшей мере оценил Ф.М.Достоевский, когда сказал: «Мы все вышли из гоголевской «Шинели».

Литература

Священное Писание Ветхого и Нового Завета.

1. Анненков П.В. Н.В. Гоголь в Риме летом 1841г. Русская литература 19 века. Первая половина. М., - 1981

2. Бердяев Н.А. Духи русской революции. Литературная учеба. Книга вторая. - 1990

3. Виноградов И.А. «Я брат твой». О повести Н.В. Гоголя «Шинель». В сб.: Евангельский текст в русской литературе 19-20 веков. Петрозаводск. - 2001

4. Воропаев В.А. Малоизвестная часть творческого наследия Н.В. Гоголя. В сб.: Евангельский текст в русской литературе 19-20 веков. Петрозаводск. - 2001

5. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 2х томах. Том 1. Москва-Киев-Париж.- 2002

6. Гоголь Н.В. Нужно любить Россию. Санкт-Петербург. - 2007

7. Гоголь Н.В. Из писем. «Что может доставить пользу душе». М. - 2007

8. Данильцева З.М. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Литература в школе. -2004 №4

9. Дунаев М.М. Православие и литература. Том 2. М. -1996

10. Золотусский И.П. Гоголь М. - 1984

11. Священник Андрей Горбунов «За всех и за вся» М. - 2006

12. Православная энциклопедия, т 11 М. - 2006

13. Творения святителя Тихона Задонского, Том 1. М. - 2004

14 Митрополит Московский Макарий «Письма к духовной дочери»,М. 2006

Щелкунова Светлана Александровна , учитель литературы школы №22 (г.Сергиев Посад)

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам.

Загрузка...