crimea-fun.ru

Война и мир светская молодежь. Критическое изображение светского общества в романе "война и мир"

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой представляет нам различные типы людей, различные социальные слои, различные миры. Это и мир народа, мир простых солдат, партизан, с их простотой нравов, «скрытой теплотой патриотизма». Это и мир старого патриархального дворянства, с его неизменными жизненными ценностями, представленный в романе семьями Ростовых и Болконских. Это и мир высшего света, мир столичных аристократов, равнодушных к судьбам России и озабоченных лишь собственным благополучием, устройством личных дел, карьерой и развлечениями.

Одна из характерных картин жизни большого света, представленных в начале романа, — вечер у Анны Павловны Шерер. На этом вечере собирается вся знать Петербурга: князь Василий Курагин, его дочь Элен, сын Ипполит, аббат Морио, виконт Мортемар, княгиня Друбецкая, княгиня Болконская... О чем говорят эти люди, что составляет их интересы? Сплетни, пикантные истории, глупые анекдоты.

Толстой подчеркивает «обрядовый», церемониальный характер жизни аристократии — принятый в этом обществе культ пустых условностей подменяет настоящие человеческие отношения, чувства, настоящую человеческую жизнь. Устроительница вечера, Анна Павловна Шерер запускает его, словно большую машину, и следит далее, чтобы «все механизмы» в ней «работали» ровно и бесперебойно. Более всего Анна Павловна озабочена соблюдением регламента, необходимых условностей. Поэтому ее пугает слишком громкий, взволнованный разговор Пьера Безухова, его умный и наблюдательный взгляд, естественность поведения. Люди, собравшиеся в салоне Шерер, привыкли скрывать свои истинные мысли, пряча их под маской ровной, ни к чему не обязывающей любезности. Поэтому Пьер так разительно отличается от всех гостей Анны Павловны. Он не обладает светскими манерами, не может поддержать легкий разговор, не умеет «войти в салон».

Откровенно скучает на этом вечере и Андрей Болконский. Гостиные и балы ассоциируются у него с глупостью, тщеславием и ничтожеством. Разочарован Болконский и в светских женщинах: «Ежели бы ты только мог знать, что такое эти порядочные женщины...», — с горечью говорит он Пьеру.

Одной из таких «порядочных женщин» является в романе «энтузиастка» Анна Павловна Шерер. Она имеет в запасе много различных вариантов мимики, жестов, чтобы затем применить каждый из них в наиболее подходящем случае. Ей свойственна придворная ловкость и быстрота такта, она умеет поддержать легкий, светский, «приличный» разговор, умеет «вовремя войти в салон» и в «нужный момент незаметно выйти». Анна Павловна прекрасно понимает, с кем из гостей она может говорить насмешливо, с кем можно допустить снисходительный тон, с кем нужно быть подобострастной и почтительной. Почти по-родственному обращается она с князем Василием, предлагая свою помощь в устройстве судьбы его младшего сына Анатоля.

Другая «порядочная» женщина на вечере Шерер — княгиня Друбецкая. Она приехала на этот светский раут лишь затем, чтобы «выхлопотать определение в гвардию своему единственному сыну». Она мило улыбается окружающим, приветлива и любезна со всеми, заинтересованно слушает историю виконта, но все ее поведение — не более чем притворство. В действительности же Анна Михайловна думает лишь о своем деле. Когда же разговор с князем Василием состоялся, она возвращается к своему кружку в гостиной и делает вид, что слушает, «дожидаясь времени», когда можно уехать домой.

Манерность, «светский такт», преувеличенная любезность в беседах и совершенная противоположность в мыслях — таковы «нормы» поведения в этом обществе. Толстой все время подчеркивает искусственность светской жизни, ее фальшивость. Пустые, бессодержательные разговоры, интриги, сплетни, устройство личных дел — таковы основные занятия светских львов, важных чиновных князей, приближенных к императору особ.

Одним из таких важных князей в романе является Василий Курагин. Как замечает М. Б. Храпченко, основное в этом герое — «устроительство», «постоянная жажда преуспевания», которая сделалась второй натурой его. «Князь Василий не обдумывал своих планов... У него постоянно, смотря по обстоятельствам, по сближению с людьми, составлялись различные планы и соображения, в которых он сам не отдавал себе хорошенько отчета, но которые составляли весь интерес его жизни... Что-то влекло его постоянно к людям сильнее или богаче его, и он одарен был редким искусством ловить именно ту минуту, когда надо и можно было пользоваться людьми».

Князя Василия влечет к людям не жажда человеческого общения, а обычная корысть. Здесь возникает тема Наполеона, с образом которого в романе соотносится практически каждый из персонажей. Князь Василий в своем поведении комически снижает, даже где-то опошляет образ «великого полководца». Подобно Наполеону, он умело маневрирует, строит планы, использует людей в своих целях. Однако цели эти, по Толстому, мелки, ничтожны, в основе их — та же «жажда преуспевания».

Так, в ближайших планах князя Василия — устройство судеб его детей. Красавицу Элен он выдает замуж за «богатого» Пьера, «беспокойного дурака» Анатоля мечтает женить на состоятельной княжне Болконской. Все это создает иллюзию заботливости героя по отношению к семье. Однако в действительности в отношении князя Василия к детям нет подлинной любви и сердечности — он просто не способен на это. Равнодушие его к людям распространяется и на семейные отношения. Так, со своей дочерью Элен он разговаривает «тем небрежным тоном привычной нежности, который усваивается родителями, с детства ласкающими своих детей, но который князем Василием был только угадан посредством подражания другим родителям».

1812 год совершенно не меняет образ жизни петербургской аристократии. Анна Павловна Шерер по-прежнему принимает гостей в своем шикарном салоне. Большим успехом пользуется и салон Элен Безуховой, претендующий на некую интеллектуальную элитарность. Французов здесь считают великой нацией и восхищаются Бонапартом.

Посетители и того и другого салона, в сущности, равнодушны к судьбе России. Жизнь их течет спокойно и неторопливо, и нашествие французов, похоже, не слишком заботит их. С горькой иронией Толстой отмечает это равнодушие, внутреннюю пустоту петербургской знати: «С 1805 года мы мирились и ссорились с Бонапартом, мы делали конституции и разделывали их, а салон Анны Павловны и салон Элен были точно такие же, какие они были один семь лет, другой пять лет тому назад».

Обитателям салонов, государственным мужам старшего поколения, вполне соответствует в романе и золотая молодежь, бесцельно прожигающая жизнь в карточных играх, сомнительных развлечениях, кутежах.

Среди этих людей и сын князя Василия, Анатоль, циничный, пустой и никчемный молодой человек. Именно Анатоль расстраивает брак Наташи с Андреем Болконским. В этом кругу и Дол охов. Он почти открыто ухаживает за женой Пьера, Элен, цинично рассказывает о своих победах. Он практически вынуждает Пьера устроить дуэль. Считая Николая Ростова своим счастливым соперником и желая отомстить, Долохов втягивает его в карточную игру, которая буквально разоряет Николая.

Таким образом, изображая в романе большой свет, Толстой обнажает фальшь и неестественность поведения аристократии, мелочность, узость интересов и «чаяний» этих людей, пошлость их образа жизни, деградацию их человеческих качеств и семейных отношений, их безразличие к судьбам России. Этому миру разобщенности, индивидуализма автор противопоставляет мир народной жизни, где в основе всего лежит человеческое единение и мир старого патриархального дворянства, где понятия «чести» и «благородства» не подменяются условностями.

Открытый урок литературы, проведенный в 1 «Б» группе

Тема: «Светская аристократия и передовое дворянство. Контраст как основной художественный прием в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»»

Организационный момент
Вы имеете право определить свое отношение к тому, что будет сейчас происходить. Вы можете делать вид, что присутствуете на уроке, а можете принять, чего бы мне очень хотелось, участие в его организации. Итак, следуя нашей давней традиции, я приглашаю вас к диалогу:
- диалогу со мной;
- диалогу с самим собой;
- диалогу друг с другом
и к диалогу с Львов Николаевичем Толстым и его героями, о которых мы будем говорить на уроке.
А сейчас позвольте вопрос, который, на первый взгляд, не относится к теме. Трудно ли быть человеком? Были ли у вас в жизни минуты, когда хотелось быть кем-нибудь, но только не человеком?
(Ответы учеников)
А вот мнение одного поэта на этот счет:
(музыка Мелодия осени Шопен )

Человек не хочет быть цветком,
Даже если б светлая пчела
Из него умелым хоботком
Сладость для грядущего брала.
Паучок волшебно тянет нить,
Слышит волк все шорохи во мгле-
Человек никем не хочет быть,
Только человеком на земле.
Спрашивал цветы и пауков,
Спрашивал зверей, какие есть:
Кто из вас, живущие, готов
В человечью шкуру нашу влезть.
Все качали головой подряд:
Дескать, лучше в поле иль дупле.
Ведь чертовски трудно, говорят,
Зваться человеком на земле.

В чем трудность человеческого бытия?
(Ответы студентов)

Роман «Война и мир» - это гимн русскому народу, его доблести и чести, его беззаветной стойкости и преданности родине. Впервые в литературе Толстой изобразил героев мыслящих, ищущих ответа на сложнейшие вопросы человеческого существования, обладающих высоким интеллектом.
Целеполагание .

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке, исходя из вышесказанных мыслей, из темы урока? (ответы)

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о человеческих качествах, о том, как писатель характеризует жизнь высшего света и среднего дворянства, о смысле жизни, об основном художественном приеме, который использовал Толстой в произведении – о контрасте как основном худ. приеме романа

На доске записаны речевые обороты, которые помогут при ответах для выражения своего мнения : (напечатать)

    Мне кажется, я думаю, заметно, что, вероятно, с моей точки зрения, я понимаю, что….

    Из-за того что… потому что…несмотря на то что…с одной стороны…с другой стороны…таким образом…

Вы никогда не были в салоне? Л.Н. Толстой приглашает нас. Попытаемся узнать героев.

Опрос-викторина “Чье это лицо?”

Она поднялась с тою же неизменяющеюся улыбкой..., с которою она вошла в гостиную”.

(Элен)

Лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость”.

(Ипполит)

С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся…”

(князь Андрей)

“…светлое выражение плоского лица”.

(князь Василий)

Сдержанная улыбка, постоянно игравшая на лице…”

(Анна Павловна)

Перед нами лица или маски? Докажите.

Перед нами маски, так как в течение вечера их выражение не меняется. Л. Толстой передает это с помощью эпитетов “неизменяющаяся”, “неизменно”, “постоянно”.

Вы заранее разделились на группы, у каждого члена группы было свое домашнее задание

1 группа . Вечер в салоне Шерер.

Карточка №1В общественное положение

героев и их отношение друг к другу.

Карточка №1Б темы разговоров: насколько они интересны беседующим

Просмотр начала фильма.

Мы слышим героев, причем говорят они по-французски. Вас не смущает, что идет война с Наполеоном, а в Петербурге высшая знать говорит по-французски?

Зачем Л. Толстой вводит французскую речь?

Так было принято. Знание французского языка было обязательным для дворянина.

Итак, перед нами образованные люди. Можно предположить, что на французском языке мы услышим философские мысли о жизни, остроумные замечания, интересные беседы

О чем же идет речь?

Ролевое чтение диалога (на русском языке).

Это рождение сплетни об Ипполите-ловеласе, о его связи с княгиней Болконской, о незавидном положении “офицерика” князя Андрея.

-Докажите, что это сплетня (ложь).

-Князь Андрей позднее характеризует жену как редкую женщину, с которой можно быть спокойным за свою честь.

-Она отстранилась, когда Ипполит “забыл” убрать руки, подавая шаль.

-Она садится в карету, не придавая значения выкрикам Ипполита .

Что ж, образование, знание иностранных языков не всегда признак интеллигентности, порядочности, внутренней культуры. Может быть, Л. Толстой вводит французскую речь, чтобы показать, что за внешним лоском некоторых героев скрыта внутренняя пустота.

Карточка № поведение Пьера и отношение к нему хозяйки

Карточка № выделите сравнения, используемые автором, о чем они свидетельствуют?

Мы почти не видим искренних, живых людей. Писатель говорит об отсутствии духовности у большинства гостей и у самой хозяйки. Таков высший свет. А что представляет собой среднее передовое дворянство?

2 группа: (также по карточкам) Пьер Безухов в гостях у князя Андрея

Карточка № Андрей на вечере у Шерер. Опишите портрет, манеру говорить и вести себя в обществе. Какие черты выражаются в его внешности?

Карточка № Лиза Болконская на вечере у Шерер

Карточка № отношение Андрея и Пьера друг к другу (отрывок фильма)

Карточка № монолог Андрея о Бонопарте. Как вы его поняли?

3 группа Развлечения светской молодежи:

Поведение Долохова

Анатоль Курагин в характеристике его отца, в поведении на вечере

Забава с медведем и ее последствия (отрывок фильма)

Отношение к такому времяпрепровождению Андрея Болконского и графа Ростова

Хотели бы вы продолжить общение с такими представителями аристократии, как Василий Курагин, Долохов и др.? Нет?Почему? Тогда покидаем салон.

4 группа Именины у Ростовых

Отношение графа и графини Ростовых к гостям и друг к другу

Поведение и интересы детей в доме Ростовых

Обстановка во время именинного обеда (тема разговоров, насколько они интересны беседующим, общая атмосфера) (отрывок фильма)

5 группа События в доме графа Безухова

Поведение князя Василия Курагина, его интересы

Поведение Анны Михайловны Друбецкой, его причины

Борис Друбецкой и Пьер Безухов в этой ситуации

6 группа Семья Болконских в Лысых Горах

- прошлое старого князя

- занятия и интересы поместного дворянина

- княжна Марья Болконская

- взаимоотношения между отцом и детьми

Итог: роман пос троен на контрастах. В рассмотренных эпизодах показаны основные слои русского общества, намечаются основные сюжетные линии, отражающие сложность и многообразие жизни. Высший свет лицемерный и чопорный, среднее дворянство является полной противоположностью: гостеприимно и радушно, все здесь искренне и человечно

Итог (о нравственности в обществе)

Рефлексия:

    о чем я задумалась особенно серьезно, пока работала над эпизодами…

    Меня удивило…

    Мне особенно было важно понять…

Учитель: Да, для поисков некоторых ответов может понадобиться вся жизнь

Вопросы по роману "Война и мир" 1.Кто из героев романа "Война и мир" является носителем теории непротивленчества?

2.Кто из семьи Ростовых в романе "Война и мир" хотел отдать подводы для раненых?
3.С чем сравнивает автор вечер в салоне Анны Павловны Шерер в романе "Война и мир"?
4.Кто входит в состав семьи князя Василия Курагина в романе "Война и мир"?
5.Вернувшись домой из плена, князь Андрей приходит к мысли, что «счастие есть только отсутствие этих двух зол».Каких именно?

Сочинение.Изображение войны 1812 года в романе война и мир. по плану типо(в роли критиков) 1)вступление(почему

называется война и мир.взгляды толстого о войне.(3предложения приблизительно)

2)осн.часть(изображ.войны 1812г основное,мысли героев,война и природа,участие в войне главных героев(Ростова,Безухова,Болконского),роль полководцев в войне,как армия себя ведёт.

3)заключение,вывод.

Пожалуйста помогите,просто я давно читала,а сейчас времени не было чтобы прочитать. ПРОШУ ПОМОГИТЕ

СРОЧНОО!!!

ЕСЛИ КТО ЗАБЫЛ КАК СОСТАВЛЯЕТСЯ СИНКВЕЙН

1) заголовок, в которое вносится ключевое слово

2) 2 прилагательных

3) 3 глагола

4) фраза, несущая определенный смысл

5) резюме, вывод

ПРИМЕР:

СИНКВЕЙН ПО ВСЕМУ РОМАНУ "ВОЙНА И МИР"

1.роман-эпопея

2.исторический, мировой

3. убеждает, учит, повествует

4. извлекла много уроков (я)

5, энциклопедия жизни

Помогите пожалуйста! Война и мир! Ответить на вопросы по Шенграбенскому сражению:

1. Проследить контраст между поведением Долохова и Тимохина в бою. В чем разница? (ч.2, гл.20-21)
2. Расскажите о поведении офицера Жеркова в бою? (гл.19)
3. Расскажите о батарее Тушина. Какова ее роль в бою? (гл.20-21)
4. С проблемой героизма соотнесено и имя князя Андрея. Вспомните, с какими мыслями он шел на войну? Как они изменились? (ч.2, гл.3,12,20-21).

1) Нравятся ли Л.Н.Толстому персонажи, представленные в салоне Шерер?

2) В чем смысл сравнения салона А.П. Шерер с прядильной мастерской (гл. 2)? Какими словами вы бы определили общение хозяйки и ее гостей? Можно ли по них сказать: «они все разные и все одинаковые»? Почему?
3) Перечитайте портретную характеристику Ипполита Курагина (гл. 3). Как заметил один из исследователей, «его кретинизм в романе не случаен» (А.А. Сабуров «Война и мир Л.Толстого»). Как вы думаете почему? В чем смысл поразительного сходства Ипполита и Элен?
4) Чем выделялись среди гостей салона Пьер и А. Болконский? Можно ли сказать, что речь Пьера в защиту Наполеона и французской революции, отчасти поддержанная Болконским, создает в салоне А.П. Шерер ситуацию «горя от ума» (А.А. Сабуров)?
5) Эпизод «Салон А.П. Шерер» «сцеплен» (употребляя слово самого Толстого, обозначающее внутреннюю связь отдельных картин) с описанием (гл. 6) развлечений петербургской «золотой» молодежи. Ее «совместное буйство» - «салонная чопорность навыворот». Согласны ли вы с этой оценкой?
6) Эпизод «Салон А.П. Шерер» сцеплен по контрасту (характерный композиционный прием в романе) с эпизодом «Именины у Ростовых».
7) И эпизод «Салон А.П. Шерер», и эпизод «Именины у Ростовых» в свою очередь сцеплены с главами, рисующими семейное гнездо Болконских.
8) Вы можете назвать цели прихода в салон разных посетителей?
9) Но в то же время в салоне обнаруживается чужеродный элемент. Кто-то явно не хочет быть безликим «веретеном»? Кто же это?
10) Что мы узнаем о Пьере Безухове и Андрее Болконском, едва переступив порог салона фрейлины ее величества А.П.Шерер?
11) Свои ли они в великосветской гостиной, если судить только по портретам и манере поведения героев?
12) Сопоставьте портрет Пьера и князя Василия и их манеру поведения.
13) Назовите детали, раскрывающие духовную близость Пьера Безухова и Андрея Болконского.

» - история на все времена, которая не теряет своей актуальности и сегодня. Отношения отцов и детей, любовь и предательство, роль личности в истории и истории в жизни простого человека, пропасть между теми, кто устраивает войны, и теми, кто в них участвует... Все эти темы из книги не раз обсуждались в больших исследованиях и простых школьных сочинениях.

Мы нашли в «Войне и мире» и другие доказательства того, что люди за последние два столетия ничуть не изменились.

«Золотая молодежь» без границ

Современные отпрыски влиятельных семей гоняют на машинах, нарушая все правила дорожного движения, оставаясь при этом безнаказанными. На этом их фантазия, как правило, заканчивается. То ли дело «золотая молодежь» из «Войны и мира»! В романе есть недвусмысленный намек на то, что Элен и Анатоля Курагиных связывает нечто большее, чем любовь брата и сестры.

Но и это пустяки. Пьер Безухов с товарищами «достали где-то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина со спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем». Что интересно, все участники инцидента избежали каких-либо серьезных наказаний благодаря своим родителям со связями в высших кругах. К ответу призвали только Долохова, мать которого, несмотря на благородное происхождение, покровителями не обладала.

Яжематери

Наташа Ростова - одна из самых любимых героинь Толстого и, безусловно, один из важнейших персонажей русской классики. Вот только сегодня она точно бы оказалась в рядах тех, кого презрительно называют овуляшками или яжематерями.

Лев Толстой

«Она дорожила обществом тех людей, к которым она, растрепанная, в халате, могла выйти большими шагами из детской с радостным лицом и показать пеленку с желтым вместо зеленого пятна, и выслушать утешения о том, что теперь ребенку гораздо лучше. Наташа до такой степени опустилась, что ее костюмы, ее прическа, ее невпопад сказанные слова, ее ревность - она ревновала к Соне, к гувернантке, ко всякой красивой и некрасивой женщине - были обычным предметом шуток всех ее близких. Общее мнение было то, что Пьер был под башмаком своей жены, и действительно это было так».

Вообще описание семейной жизни Наташи и Пьера из эпилога «Войны и мира» может нагнать тоску на многих современных женщин. Но это как раз тот случай, когда каждая счастливая семья счастлива по-своему.

Диванные аналитики

В XIX веке не было интернета и фейсбука, где можно было бы, не вставая с дивана, блеснуть своими познаниями в области политики и военного дела. Зато были светские салоны, где происходило примерно все то же самое. А участники дискуссий, с умным видом рассуждавшие об играх престолов, были так же далеки от происходящего, как и многие современные комментаторы, имеющие свое авторитетное мнение по любой из острых тем.

Лев Толстой

И хотя в салон Анны Павловны Шерер были вхожи и те, кто непосредственно принимал участие в военных кампаниях и дипломатических переговорах, активнее всего обсуждали повестку дня как раз светские трутни.

«У Анны Павловны 26-го августа, в самый день Бородинского сражения, был вечер, цветком которого должно было быть чтение письма преосвященного, написанного при посылке государю образа преподобного угодника Сергия. Письмо это почиталось образцом патриотического духовного красноречия. Прочесть его должен был сам князь Василий, славившийся своим искусством чтения...»

Перечитайте первую главу четвертого тома «Войны и мира», и праведный гнев в адрес диванных аналитиков всех мастей вам обеспечен.

Селфи

Главная антигероиня «Войны и мира» Элен Курагина каждый миг в обществе ведет себя так, будто на нее направлен с десяток-другой объективов. Достаточно вспомнить сцену в театре, где Курагины знакомятся с Наташей Ростовой. Элен не интересуется личностью собеседника, темой разговора или же происходящим на сцене, ведь куда важнее ее образ светской львицы и красавицы, который она щедро презентует окружающим. В наше время она точно бы оказалась в числе тех, кто выкладывает селфи с каждого статусного мероприятия.

Хипстеры в деревне (дауншифтеры)

После ряда жизненных разочарований и Пьер Безухов, и Андрей Болконский пытаются найти себя, сбежав от светской суеты. Пьер отправляется осмотреть свои имения в Киевской губернии и мечтает о реформах, которые сделают жизнь простых людей лучше. А князь Андрей после Аустерлица и смерти жены решает посвятить себя сыну, спрятавшись в семейном гнезде в Лысых горах. На выходе Пьера откровенно дурит собственный управляющий, а жизнь его людей становится только хуже. А вот более практичный и деятельный Андрей добивается серьезных успехов. Он даже переводит триста душ в вольные хлебопашцы и организует обучение грамоте для крестьянских детей.

Их путем следуют современные молодые горожане из тех, кого принято называть хипстерами. У них, конечно, нет имений и крепостных крестьян. Зато есть все то же вечное желание разобраться в себе и изменить жизнь к лучшему. Кто-то устраивается работать сельским учителем, кто-то пытается организовать производство в деревне или создать мини-ферму. И, как двести лет назад, чьи-то порывы так и остаются порывами, а кто-то добивается реальных успехов.

Высший свет… Само значение этих слов подразумевает что-то лучшее, элитное, избранное. Высшее положение, происхождение подразумевает и высшее образование и воспитание, высшую степень развития. Что же представляет собой верхушка русского общества первой четверти ХIХ столетия, какой ее видел Л. Н. Толстой, работая над страницами «Войны и мира»?

Салон Анны Шерер, гостиная в доме Ростовых, кабинет Болконского, уединившегося в своих Лысых Горах, дом умирающего графа Безухова, холостяцкая квартира Долохова, где происходит пирушка

«золотой молодежи», приемная главнокомандующего под Аустерлицем, яркие образы, картины, ситуации, как капли воды, из которых складывается океан, характеризуют высший свет, а главное - показывают нам мнение о нем Л. Н. Толстого. Салон Анны Шерер, где собрались вроде бы близкие друзья хозяйки, автор дважды сравнивает с ткацкой мастерской: хозяйка следит за «равномерным жужжанием станков» - непрерывной беседой, организуя гостей в кружки около рассказчика. Сюда являются по делу: князь Курагин - подыскать богатых невест для своих беспутных сыновей, Анна Михайловна - добиться протекции и пристроить адъютантом сына. Здесь красавица Элен, не имея своего мнения, копирует выражение лица хозяйки, словно надевает маску, и слывет умной; маленькая княгиня повторяет заученные фразы и считается обаятельной; искренние, умные рассуждения Пьера принимаются окружающими за нелепую выходку, а глупый анекдот, рассказанный князем Ипполитом на плохом русском языке, вызывает всеобщее одобрение; князь Андрей настолько чужой здесь, что его замкнутость кажется высокомерием.

Поражает атмосфера в доме умирающего графа Безухова: разговоры присутствующих на тему, кто из них ближе умирающему, драка за портфель с завещанием, преувеличенное внимание к Пьеру, ставшему вдруг единственным наследником титула и состояния, из незаконного сына - миллионером. Крайне безнравственным выглядит стремление князя Василия женить Пьера на красивой, бездушной Элен, особенно последний вечер, когда захлопывается ловушка: Пьера поздравляют с не имевшим места объяснением в любви, зная, что он из врожденной порядочности не станет опровергать эти слова.

А забавы «золотой молодежи», прекрасно знающей, что родители замнут издевательства над квартальным. Люди этого кружка словно не знакомы с элементарными понятиями о чести: Долохов, получив рану, хвастается ею перед начальством, будто не выполнял свой долг в сражении, а старался вернуть утраченные привилегии; Анатоль Курагин со смехом спрашивает у отца, при каком полку он числится. Более того, для Долохова не существует искренней дружеской привязанности, пользуясь деньгами и расположением Пьера, он компрометирует его жену и пытается по-хамски вести себя с самим Пьером. Получив отказ от Сони, он бездушно, расчетливо обыгрывает в карты «счастливого соперника» Николая Ростова, зная, что этот проигрыш для того разорителен.

Штабные офицеры под Аустерлицем позволяют себе презрительно смеяться при виде генерала Мака - командира разбитой армии союзников. Их ставит на место только гневное вмешательство князя Андрея: «Мы или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху, и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела». За время Шенграбенского сражения никто из штабных офицеров не смог передать капитану Тушину приказ об отступлении, потому что побоялись добраться до места боевых действий, предпочитая находиться на глазах у командующего. Лишь Андрей Болконский не только передал приказ, но и помог вывезти уцелевшие орудия батареи, а потом заступился на военном совете за капитана, высказав свое мнение о решающей роли Тушина в ходе сражения.

Даже женитьба для многих из них - ступенька к карьере. Борис Друбецкой, собираясь жениться на богатой невесте - некрасивой и неприятной ему Жюли Карагиной - «убеждает себя, что всегда сможет устроиться, чтобы как можно реже видеть ее». Возможность зря потерять «месяц меланхолической службы при Жюли» заставляет его ускорить события и, наконец, объясниться. Жюли, зная, что за ее «нижегородские имения и пензенские леса» она заслуживает этого, заставит его произнести хоть неискренние, но все положенные по таком случаю слова.

Одна из самых отвратительных фигур высшего общества признанная красавица Элен, бездушная, холодная, жадная и лживая. «Где вы - там разврат, зло!» - бросает ей в лицо Пьер, защищая уже не себя (ему легче было освободиться от ее присутствия, выдав доверенность на управление половиной имений), а близких. При живом муже она советуется, за кого из высокопоставленных вельмож ей лучше сначала выйти замуж, с легкостью меняет веру, когда ей это нужно.

Даже такой всенародный подъем России, как Отечественная война, не может изменить этих низких, лживых, бездушных людей. Первое чувство Бориса Друбецкого, случайно узнавшего раньше других о вторжении Наполеона на нашу территорию, - не возмущение и гнев патриота, а радость от сознания того, что он может показать другим, будто ему известно больше, чем остальным. Смешит «патриотическое» желание Жюли Карагиной говорить только по-русски и ее полное галлицизмов письмо подруге, штраф за каждое французское слово в салоне Анны Шерер. С какой иронией упоминает Лев Толстой руку, унизанную кольцами, что прикрывает маленькую кучку корпии - вклад знатной дамы в помощь госпиталю! Как противен и мерзостен Берг, покупающий во время всеобщего отступления из Москвы по дешевке «шифоньерку и туалет» и искренне не понимающий, почему Ростовы не разделяют радость его приобретения и не дают ему подводы.

С каким светлым чувством радости от того, что есть и другие представители высшего света, лучшие люди России, показывает нам Лев Толстой своих любимых героев. Во-первых, в отличие от московских и петербургских салонов, мы слышим в их гостиных русскую речь, видим истинно русское желание помочь ближнему, гордость, достоинство, нежелание преклоняться перед богатством и знатностью других, самодостаточность души.

Мы видим старого князя Болконского, пожелавшего, чтоб его сын начал службу с низших чинов, проводившего его на войну с пожеланием беречь честь больше жизни. При вторжении Наполеона в его родные края он не спешит эвакуироваться, а, надев свой генеральский мундир со всеми наградами, собирается организовать народное ополчение. Последние слова князя, умирающего от горя, вызвавшего апоплексический удар: «Душа болит». Душа болит за Россию и у княжны Марьи. И поэтому она, с гневом отвергнув предложение компаньонки прибегнуть к покровительству французов, безвозмездно предлагает крестьянам открыть амбары с хлебом. «Я смоленский» - отвечает на вопрос о своем участии в отступлении и потерях, которые были понесены во время него, князь Андрей, и как эти его слова похожи на слова простого солдата! Болконский, прежде столько внимания уделявший стратегии и тактике, перед Бородинским сражением отдает преимущество не расчету, а патриотическому чувству гнева, оскорбления, обиды, желания защищать родину до последнего - тому, «что есть во мне, в Тимонине, в каждом русском солдате».

Душа болит за отечество - у Пьера он не только снаряжает на свои средства целый полк, но и, решив, что спасти родину может только «русский Безухов», остается в Москве, чтобы убить Наполеона. Уходит на войну и погибает в сражении юный Петя Ростов. Создает в тылу врага партизанский отряд Василий Денисов. С возмущенным криком: «Что мы - немцы какие-то?» - заставляет родителей сгрузить имущество и отдать подводы раненым Наташа Ростова. Дело не в разорении или в сохранении вещей - дело в сохранении богатства души.

Именно перед ними - лучшими представителями высшего света встанет вопрос о преобразованиях российского государства, они не смогут мириться с крепостничеством. Потому что недавно бок о бок с простыми крестьянами защищали Отечество от общего врага. Они станут у истоков декабристских обществ России и выступят против оплота самодержавия и крепостничества, против друбецких и курагиных, бергов и жерковых - тех, кто кичится высоким положением и состоянием, но низок чувствами и беден душою.

(1 votes, average: 5.00 out of 5)

Загрузка...