crimea-fun.ru

Виды пейзажей. Презентация по ИЗО на тему: "Пейзаж

  • Развивать память, внимание и кругозор учащихся;
  • Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазию;
  • Развивать умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций, зрительное восприятие и пространственное мышление как основу овладения рисунком;
  • Обогащать словарный запас детей.

Воспитательные:

  • Способствовать эстетическому восприятию учебного материала;
  • Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать ее удивительные особенности;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый.

К концу урока дети должны знать:

Особенности изображения весенней композиции, способы и последовательность работы над композицией.

Уметь: выполнять законченную композицию, используя полученные ранее знания. Соблюдать последовательность выполнения работы, при необходимости используя инструкцию учителя (словесную или иллюстративную).

Оборудование, необходимое для урока:

  • Аудиозаписи с музыкальными произведениями (П.И.Чайковский «Времена года».Апрель, Вивальди «Времена года».Весна);
  • Оформление доски;
  • Проектор, интерактивная доска, документ-камера;
  • Репродукции с картин художников на тему весны.

Для учащихся:

  • Альбом или листы А4
  • Гуашь или акварель;
  • Кисти;
  • Баночка с водой;
  • Палитра.

Ход урока:

  1. Орг.момент - 2 мин .
  2. Основная часть:

Вступление (цель) - 3 мин.

Ознакомительная беседа с объяснением темы и проверкой пройденного материала - 5-6 мин.

Беседа о сюжете на заданную тему, о правилах построения рисунка - 4-5 мин.

Самостоятельная работа детей над темой и композицией весеннего сюжета (набросок сюжета и прорисовка деталей) - 20-25 мин.

Оформление работы в цвете.

Физ.минутка (1-2 мин. в процессе работы).

  1. Заключение.

Обобщение. Подведение итогов занятия, анализ удачных работ - 5-6 мин.

Домашнее задание.

Вступление.

Ребята, начнем наш урок творчества. Ведь творчество - это источник доброты, истины и красоты. Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните… выдохните свои обиды, беспокойство, раздражение. Забудьте о них. Вдохните в себя красоту весеннего утра, тепло солнечных лучей, синеву утреннего неба и свежесть весеннего воздуха… и все то прекрасное, что вы услышали и вдохнули, пусть согреет ваше сердце.

Сегодня, ребята, на уроке мы с вами постараемся разглядеть красоту весеннего дня, красоту живой природы весной. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получится прекрасной!

Но прежде, чем приступить к изучению новой темы давайте, ребята, вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках. (Показ презентации)

Говорили мы с вами об известных музеях изобразительных искусств (Слайд 1). Ваша задача, ребята, назвать правильно музеи (работа на интерактивной доске: ученик к изображению музея ставит нужное название).

А где, ребята, находятся эти музеи? (ученик на интерактивной доске пишет под каждым изображением музея город, в котором он находится).

Что же объединяет все эти музеи? Что мы в них можем увидеть? Правильно, произведения искусства.

И так мы с вами уже приступили к изучению картин, хранящихся в музеях, на прошлом уроке. Кто мне скажет, о каком жанре изобразительного искусства мы с вами говорили на прошлом уроке? (отвечают дети)

О натюрморте! Правильно, так что же такое натюрморт? Давайте, ребята расскажем нашим гостям.

Натюрморт это картины, героями которых являются различные предметы домашнего обихода, фрукты, цветы или снедь (Слайд 2).

- «Натюрморт» - слово французское, означает оно буквально «мертвая природа». Кто ответит, почему? (ответы детей)

Но если на картине изображено какое-либо живое существо, то натюрморт будет называться «тихая жизнь». Что за существа, ребят? (бабочка, птичка, гусеница, стрекоза и др.)

Давайте посмотрим на доску (Слайд 3) и вы определите, какие натюрморты вы назовете «тихая жизнь», а какие «мертвая природа», при этом объяснив свой выбор (ученик на интерактивной доске определяет название к соответствующим картинам).

Ну что ж, ребята, вы молодцы!

2. - Сейчас мы продолжим знакомство с картинами, хранящимися в музеях (включается аудиозапись песенки Гладкова «Если видишь на картине…»).

Конечно же, речь сегодня пойдет о пейзаже, еще одним из жанров изобразительного искусства.

Ребята, а кто мне скажет, что же такое пейзаж и что на картинах изображают художники? (отвечают дети)

Пейзаж - (с фр. - страна, местность) - это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является местность, естественная или преображенная человеком природа: городские и сельские ландшафты, виды городов, здания (Слайд 4).

Красота природы воспевается и художниками, и поэтами, и композиторами. Художник Васильев утверждал, что без любви к природе невозможно полное счастье и долг пейзажиста - помочь людям обрести это счастье, обогатить и возвысить его. Природа - это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж. Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открывать ее сокровенный смысл. Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко.

Уже лепестки распустились и отзвенела капель!

На яркой апрельской палитре разводит весну акварель! (Слайд 5)

Давайте, ребята, рассмотрим картины великих мастеров жанра пейзажа и поучимся у них в изображении весенней природы, с первозданной ее красотой.

А. Саврасов «Грачи прилетели». Типичный для России средней полосы пейзаж. В картине одновременно и печаль, и радость, и улыбка, и раздумье… На еще голых ветках покривившихся берез множество грачиных гнезд, вокруг которых суетятся сами хозяева птичьего поселка. До самого леса узкой лентой синеющей на горизонте раскинулись побуревшие поля с остатками снега. Прозрачный свежий весенний воздух чувствуется в высоких, нежно-голубеющих облаках. Поблескивает синевой освободившийся ото льда пруд. Он так написал весну, что мы слышим не только грачиный гомон, но и ощущаем движение, обновление жизни и запах весны. Картина написана в холодном колорите с преобладанием серых и серо-голубых тонов.

И.Левитан «Март» (Слайд 6)

Красота-то, какая! В голубом небе тоненькие веточки берез переливаются разными цветами. Их белые стволы словно светятся, а за ними темная зелень сосен. Высоко-высоко на березе темный скворечник ждет своих жильцов. Природа погружена еще в зимний сон, но снег на крыше крыльца подтаял, на дороге потемнел, стал рыхлым. А тени голубые - голубые! Сугробы потеряли свою белизну, осели… И все вокруг залито солнцем!

Вот так правдиво и точно художники передают красоту весенней природы, ее настроение. Казалось бы одно время года, а художники увидели ее по-разному, каждый передал свое настроение, один - грусть и печаль, а другой - улыбку и радость.

Чтобы написать пейзаж, художнику необходимо знать правила перспективы при изображении природы, чтобы пейзаж получился правдоподобным. Сейчас мы изучим их (Слайд 7).

Существует линейная и воздушная перспективы.

Линейная перспектива:

  • Чем дальше от нас находится предмет, тем он кажется меньше. Иными словами: ближе - больше, дальше - меньше. Рассмотрим фото с изображением пейзажа и картину, написанную художником. Использовал ли художник это правило перспективы? (ответы детей).
  • Параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и, в конце концов, сходятся в одной точке на линии горизонта (Слайд 8). Посмотрим фото с пейзажем и снова сравним с картинами художников. Удалось ли им воспользоваться этим правилом? (отвечают дети).

Воздушная перспектива:

  • Чем ближе предмет, тем больше подробностей; при удалении, детали предмета заметны меньше (Слайд 9).
  • Ближние предметы изображают ярко окрашенными, а удаленные - бледными. Давайте посмотрим на фото и картины. Все ли получилось у художников? (ответы детей).
  • Чем ближе облака к линии горизонта, тем они меньше. Чем дальше от линии горизонта, тем они больше (Слайд 10). И так посмотрим на фото и картины художников.

Посмотрите, ребята, как точно и удивительно реально художники передали красоту облаков.

А сейчас мы закрепим, полученные знания о перспективе, прежде, чем начнем работу над весенним пейзажем.

Собери пейзаж по правилам перспективы (Слайд 11). На интерактивной доске вам, ребята, необходимо расположить элементы пейзажа на фон, по правилам перспективы.

Ты справился, молодец!

Ну что ж, ребята, основные правила построения пейзажа вы усвоили и пора приступить к созданию весеннего пейзажа в своих альбомах. Сейчас мы с вами рассмотрим основные этапы рисунка (Слайд 12). 1- фон, 2- лес на линии горизонта и река на переднем плане, 3- проталины, 4- солнце и облака, 5- деревья.

За работу ребята, смелее! Удачи вам.

Самостоятельная работа учащихся над весенним пейзажем красками, без предварительного рисунка карандашом. После первого этапа работы физ. минутка (тема весны - упражнения для глаз в сопровождении музыки «Веснушки»).

И снова, ребята, за работу! С новыми силами и прекрасным настроением заканчивайте свою работу.

И так, ребята, работа завершена и сейчас мы устроим маленький вернисаж (через документ - камеру удачные работы учащихся проецируются на интерактивную доску, идет обсуждение рисунков).

Урок заканчивается и мне хотелось бы услышать, ребята, что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке (Слайд 13) (термины: пейзаж, линейная и воздушная перспектива).

Молодцы, ребята, вы сегодня постарались и все у вас получилось. Спасибо вам всем за внимание и активную работу на уроке.

Домашнее задание: любоваться весенней природой и картинами известных художников, в которых со всем великолепием передается красота весны.

Просмотр содержимого документа
«презентация к уроку "Картина - пейзаж" »

Тема урока: «Картина - пейзаж»

Разработала: учитель изобразительного искусства -

Макарова Эльвира Юрьевна

МОУ «Лицей № 4», г.Саранск, Республика Мордовия.


  • Эрмитаж
  • Музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи
  • Третьяковская галерея

Натюрморт – это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь.

«Натюрморт» - слово французское, означает оно буквально «мертвая природа».

Но если на картине изображено какое-либо живое существо, то натюрморт будет называться «тихая жизнь».


  • «тихая жизнь»
  • «мертвая природа»


Уже лепестки распустились и отзвенела капель!

На яркой апрельской палитре разводит весна акварель!

Типичный для России средней полосы пейзаж. В картине одновременно и печаль, и радость, и улыбка, и раздумье… На еще голых ветках покривившихся берез множество грачиных гнезд, вокруг которых суетятся сами хозяева птичьего поселка. Прозрачный свежий воздух чувствуется в высоких, нежно-голубеющих облаках. Поблескивает синевой освободившийся ото льда пруд. Художник так написал весну, что мы слышим не только грачиный гомон, но и ощущаем движение, обновление жизни и запах весны. Картина написана в холодном колорите с преобладанием серых и серо-голубых тонов.

А.Саврасов «Грачи прилетели»


Красота-то, какая! В голубом небе тоненькие веточки берез переливаются разными цветами. Их белые стволы словно светятся, а за ними темная зелень сосен. Высоко-высоко на березе темный скворечник ждет своих жильцов. Природа погружена еще в зимний сон, но снег на крыше крыльца подтаял, на дороге потемнел, стал рыхлым. А тени голубые-голубые! Сугробы потеряли свою белизну, осели… И все вокруг залито солнцем!

И. Левитан "Март"


Перспектива в пейзаже

Линейная перспектива:

  • чем дальше от нас находится предмет, тем он кажется меньше. Иными словами: ближе – больше, дальше – меньше.

И. Шишкин. «Рожь»


И.Курицин. «Дорога к дому»

И.Левитан. «Владимирка»


Воздушная перспектива:

  • чем ближе предмет, тем больше подробностей; при удалении детали предмета заметны меньше.
  • ближние предметы изображают ярко окрашенными, а удаленные – бледными.

И.Куинджи. «Березовая роща»

И.Шишкин. «Утро в сосновом бору»


А.Рылов. «В голубом просторе»

А.Адамов. «Простор»

Я. Зяблов. «Вода и небо»



Основные этапы выполнения рисунка


  • Что же нового и интересного вы, ребята, узнали на уроке?
  • Какие затруднения вы испытывали при выполнении самостоятельной работы?
  • Все ли вам удалось?

Слайд 2

Картины и рисунки, на которых изображена природа.

Слайд 3

Пейзажи в русской живописи

  • И.Шишкин «Старые липы»
  • И.Шишкин «Ивы освещенные солнцем»
  • И.Шишкин «Лес перед грозой»
  • И.Левитан «Над вечерним покоем»
  • И.Левитан «Золота осень»
  • И.Левитан «Золота осень. Слобода»
  • Слайд 4

    Пейзажи в графике

    Воспроизводить окружающую жизнь в графике можно по-разному. Самыми доступными и простыми считаются графические техники, как акватипия, монотипия и диотипия. Эти техники имеют общие черты: конечным результатом работы является отпечаток.

  • Слайд 5

    Графические техники

    • Акватипия: акварель
    • Монотипия: гуашь, масло

    Последовательность выполнения работы акватипия и монотипия

    • Эскиз бумаге
    • На стекло нанеси краски
    • Положи бумагу на стекло
    • Переведи рисунок на бумагу
  • Слайд 6

    Последовательность выполнения работы диотипия

    • Краску нанести на пластину
    • Наложи влажную чистую бумагу
    • Наложи подготовленный рисунок
    • Передави рисунок ручкой
  • Слайд 7

    Пейзажи в живописи

    • Прекрасные русские пейзажи создавались с начала XIX века, художники сумели передать родные пейзажи. Тонкое лирическое переживание природы характерно для творчества русских пейзажистов. Главным в нем стал знакомый каждому уголок родной природы.
    • Рисование пейзажей наиболее целесообразно начинать с небольших набросков с натуры и по памяти.
    • Быстрые наброски карандашом, красками или другими материалами развивают умение точно улавливать и сразу воспроизводить в пейзаже настроение, цветовое единство и гармоничность элементов изображения.
    • Но рисовать его необходимо в одно и тоже время суток и при одинаковой погоде.
  • Слайд 8

    Живописные техники

    • Последовательность выполнения работы акварелью
    • Определи общие контуры горизонта Прорисуй детали
    • Дальнего. Второго и переднего плана
    • В цвете работу веди сразу по всей плоскости листа
    • Деревья и другие элементы пейзажа можно рисовать по прописанному фону
    • Законченная работа
  • Слайд 9

    Последовательность выполнения работы гуашью

    • Выполни рисунок композиции пейзажа. Используй краски в зависимости с колоритом картины
    • Нанеси основные цвета неба, деревьев, воды. Следы за соответствии тональных и цветовых отношений
    • Прорисуй детали, обобщи и заверши колористическое единство пейзажа.
  • Слайд 10

    Последовательность выполнения работы пастелью

    • Наметьте основные точки вдали, на среднем и переднем плане
    • Нанеси подобранные цвета, теплые на переднем плане, холодные вдали
    • Смешайте цвета на небе, дороге. Проведите вертикальные полоски и смажьте пальцем
    • Прорисуй дерево, строение. Добавь пятна света на дальнем плане
  • Слайд 11

    Пейзажи в декоративно-прикладном искусстве

    • Последовательность выполнения росписи «батик»
    • Сделайте рисунок соответственно эскизу
    • Закрепите контуры рисунка резервной массой
    • Раскрашиваем красками весь рисунок
    • Законченную работу прогладьте утюгом
  • Слайд 12

    Последовательность выполнения росписи «палехская миниатюра»

    • Сначала делают тонкий и плавный рисунок пейзажа на преимущественно черном фоне;
    • Прорабатывают детали «золотой штриховкой»;
    • Композиция обрамляется изысканным орнаментом.
    • Живопись покрывают шестью слоями светлого лака.
  • Слайд 13

    • И несмотря на то, что ты пока не художник, а только учишься, у тебя получилось маленькое произведение искусства.
    • Ты показал свой мир, таким, каким его видишь ты.
    • Не бойся выражать себя, делись с окружающими своими впечатлениями
  • Посмотреть все слайды

    в литературе, музыке, живописи.


    • Пейза́ж - это жанр изобразительного искусства , в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.





    Пейзаж в литературе.


    • В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж.
    • Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения с самыми разными целями.
    • Но пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев.
    • Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему..

    Пейзаж в музыке.

    • Слушая музыку композиторов,
    • порой почти зрительно ощущаешь запечатленные в них картины природы.




    Пейзаж в живописи.

    • Появление пейзажной живописи как жанра изобразительного искусства отражает интерес художников к природе и способам ее изображения. Древние наскальные изображения имели культовое значение в жизни доисторических людей.


    До этого времени пейзажная живопись практически не существовала, природа могла изображаться лишь условно – как фон для сюжетов из жизни святых или персонажей Евангелия.

    В эпоху Возрождения художники стали сами выбирать сюжеты для своих картин.


    Для изображения глубины пространства художники стали использовать перспективу, и это позволило создавать peaлистичные и достоверны пейзажи.

    В импрессионизме и последующих направлениях живописи пейзаж, как никакой другой жанр, позволял экспериментировать – опробовать новые технические приемы и сочетании цветов.


    Еськова И.В.

    Учитель искусства

    МБОУ «Обоянская СОШ»

    «Пейзажи художников» - Пейзажи появились в далёком Китае. Пейзажи русских художников. Брахмапутра. Веда-проповедник. Виды искусства. Пейзажи. Виды пейзажей. Горные пейзажи. Исаак Ильич Левитан. Песнь Шамбалы. Пейзаж. Алексей Кондратьевич Саврасов. Красота гор. Великан. Жанр пейзажа. Отношение художника к миру природы. Картина Ивана Ивановича Шишкина.

    «Рисование пейзажа» - Фиксируем пастель. Проверяем композицию. Вносим новые тона. «Золотая осень». Картины «Московский дворик» и «Заросший пруд» наполнены воздухом. Василий Дмитриевич Поленов. Поэтапное рисование пейзажа. Добавляем темные тона. Обозначаем язычки пламени. Лист акварельной бумаги. Высокая этическая основа искусства Поленова.

    «Уроки пейзажа» - Подведение итогов. Написать эссе по теме: «Я рисую пейзаж». Распредели картины в соответствии со стилем. Развитие пейзажа в живописи. Форма проведения урока: Экскурсия. Картинные галереи. Воспитательные: развитие духовного мира, нравственности и творческого начала у обучающихся. Какие чувства передает пейзаж.

    «Пейзаж в искусстве» - Пейзаж. Презентация по изобразительному искусству. Графический пейзаж. Живописный пейзаж. Также часто в пейзаже изображаются виды городов и сельской местности. Художественная фотография. Исторический пейзаж изображает, как выглядели города, парки, селения в прошлом. Найди лишнюю картину. Пейзаж может иметь различную тематику: городской пейзаж, сельский, морской и т.д.

    «Русский пейзаж» - Венецианов и его ученики. В развитии русского пейзажа немаловажное значение имели работы западноевропейских мастеров. Пейзаж с рекой и рыбаком Сосновый бор. Венецианов. Над вечным покоем. Уже с детских лет проявилось стремление Айвазовского отразить на полотне всю красоту мира природы. Корабельная роща.

    «Пейзажи маслом» - Противоположности. Путь к живописи. Живопись на тонированной грунтовке. Техника по сырому. Пастозная техника живописи. Приемы наложения цветов. Цвета. Пейзажная живопись маслом. Техника Алла Прима. Стили живописи. Элементы пейзажной живописи. Техники живописи. Разделы курса. Фламандская техника. Пуантализм.

    Всего в теме 11 презентаций

    Загрузка...