crimea-fun.ru

Литература для развития словарного запаса. Чтение вслух для развития речи

🔥 Для читателей нашего сайта промокод на книги Литрес. 👉 .

В этой образовательной подборке мы собрали лучшие книги для развития речи и словарного запаса, а также для интеллекта.

Радислав Гандапас. Камасутра для оратора. Десять глав о том, как получать и доставлять максимальное удовольствие, выступая публично

Книга рассказывает о том, как выстроить правильную структуру выступления, побороть волнение перед публикой, привлечь и удержать внимание аудитории. «Камасутра для оратора» предназначена для людей, которые занимаются презентациями, проводят семинары, участвуют в конференциях или реализуют себя в любых других публичных сферах деятельности. Дальше

Нора Галь. Слово живое и мертвое

Нора Галь — выдающийся отечественный литератор, основатель знаменитой школы художественного перевода. В книге «Слово живое и мертвое» автор описывает многочисленные проблемы и ошибки, связанные с использованием русского языка в наши дни и противопоставляет им яркие примеры живой русской речи. Дальше

Хорошее владение речью и своим голосом оказывает значительное влияние на умение донести свою точку зрения в переговорах любого уровня, поэтому изучение ораторского искусства становится все более популярным в деловой сфере. В книге описано множество примеров и упражнений, выполнение которых позволит читателю улучшить навыки владения своим голосом и разнообразит его речь. Дальше

Автор книги, всемирно известный писатель, ставший классиком еще при жизни, рассказывает читателю свое видение природы литературного ремесла. В своем фирменном ироничном стиле Рэй Брэдбери рассуждает о множестве факторов, влияющих на появление у человека идеи о создании будущих произведений. Дальше

Умение Ларри Кинга вести интересный диалог с любым гостем его шоу известно далеко за пределами его страны. В книге знаменитого телеведущего, желанного собеседника для многих видных деятелей политики и искусства, автор делится с читателем своими навыками и колоссальным опытом. Дальше

Книга рассказывает о навыках захвата внимания аудитории, возможностях перевести негативно складывающийся для вас разговор в позитивное русло и об умении подбирать в диалоге самые веские доводы. Автор предлагает советы, позволяющие в любом споре сохранить холодный рассудок и конструктивно вести диалог. Дальше

Ирина Левонтина – знаменитый российский лингвист и публицист, автор множества прекрасных статей на актуальные темы. Книга «Русский со словарем» составлена из нескольких увлекательных эссе, повествующих об особенностях сегодняшнего русского языка в различных социальных и возрастных слоях общества. Дальше

В последнее время ведется много разговоров о том, что русский язык переживает тяжелые времена. Язык, используемый для общения между людьми, сильно отличается от того, что принято считать «нормой». Автор книги заостряет внимание на том, что пришло время диалога между обществом и профессиональными лингвистами с целью найти компромисс по пониманию современного русского языка. Дальше

Книга составлена из примеров и упражнений, посвященных пониманию фонетически правильного построения фраз и предложений. Автор раскрывает секреты словообразования с совершенно новой стороны, а также рассказывает читателю о правилах употребления слов в тексте, которые помогут избежать множества стилистических ошибок. Дальше

От умения правильно вести переговоры зависит очень многое. Покупка квартиры, воспитание детей или переговоры с банком – необходимо постоянно договариваться с другими. Добиваться своего или идти на уступки. В книге собрано большое количество советов, помогающих читателю овладеть искусством ведения переговоров и умением настоять на своих интересах. Дальше

Книга посвящена классическим вопросам разговорного русского языка. Текст содержит множество примеров уникального словообразования и интересные рассуждения автора книги на счет тех или иных особенностей. Существует ли что-то общее между «катавасией» и котом Васей? У Полины Малысагиной есть ответ на этот вопрос. Дальше

Умение грамотно формулировать и излагать свои мысли является чрезвычайно важным навыком для человека, желающего построить успешную карьеру. Знаменитый коуч Билл Макгоуэн демонстрирует читателям, как овладеть искусством речи, научиться захватывать внимание собеседника и суметь успешно передать ему свою точку зрения. Дальше

В книге собрано большое количество коротких стихотворений и иллюстраций, посвященных самым распространенным ошибкам современного русского языка. Успех книги скрывается в уникальной игровой манере подачи информации. Больше 120 проиллюстрированных примеров ошибок помогут навсегда запомнить правильное написание или произношение в подобных случаях. Дальше

Книга содержит в себе основополагающие правила ораторского искусства, подкрепленные многочисленными примерами из современного применения русского языка в литературе и в социальной сфере. Отличное пособие для тех, кто стремится разнообразить свой словарный запас обогатить свою речь и достичь новых высот в ораторском мастерстве. Дальше

Книга составлена из многочисленных пословиц, поговорок и многих других примеров народного русского творчества. В.Н. Мокиенко, доктор филологических наук, сопроводил все примеры своими комментариями, разъясняющими читателям различные интересные нюансы. Книга предназначена для всех кто искренне любит и дорожит русским языком. Дальше

На страницах своей книги Ник Коленда пробует ответить на вопросы, связанные с моральной стороной искусства убеждения. Можно ли убедить другого человека выполнить любое поручение, не прибегая ко лжи и принуждению? Как научить детей правильному поведению, не прибегая к наказаниям? Книга отвечает на эти и многие другие вопросы, связанные с умением убеждать людей. Дальше

Для успешного ведения переговоров, в условиях стремительного темпа современного общества, надо обладать умением быстро захватывать внимание собеседника. Книга Сэма Хорна призвана объяснить читателям, как научиться ведению грамотного диалога и способности настоять на своих интересах. В тексте содержится масса примеров, из которых становится ясно насколько легким может быть процесс переговоров, если владеть нужными инструментами. Дальше

На этом у нас все, но, если вы знаете еще книги для развития речи и словарного запаса или для интеллекта, делитесь своими идеями в комментариях. Всегда рады. 😉

Поставленную грамотную речь многие считают талантом, который дается избранным и необходим лишь в некоторых сферах деятельности. На самом же деле задумываться над тем, как развить речь, стоит каждому. Ведь хорошая дикция заставляет прислушиваться к говорящему человеку и больше доверять его мнению. К тому же, подобное умение нередко способствует карьерному росту, в особенности, если для выполнения должностных обязанностей необходимо часто общаться с людьми.

Основные техники и упражнения для развития речи

Далее мы приведем наиболее эффективные упражнения, позволяющие улучшить дикцию. Четкая речь и хорошо поставленный голос – это результат долгой и упорной работы над собой. Поэтому выполнять данные упражнения необходимо регулярно, а не от случая к случаю, потому что только так вы добьетесь прогресса в развитии своей речи.

Разминка для артикуляционного аппарата

Настроить себя на четкость произношения перед выполнением любых упражнений, направленных на развитие дикции, помогут короткие разминки. Один из ее вариантов – крепко сжать зубами карандаш и произнести фразу, длиной приблизительно в 10-15 слов. После чего вынуть карандаш и эту же фразу произнести еще раз. Чтобы каждый раз не задумываться над выбором текста, при выполнении этого упражнения можно использовать любое стихотворение.

Помочь начать лучше говорить и укрепить мышцы органов, участвующих в речевом процессе, помогут также упражнения, направленные на улучшение их подвижности и точности. Ведь именно эти характеристики обязательны для развития дикции и качественного произношения звуков.

Как известно, наиболее подвижный орган артикуляции – это язык. Поэтому большая часть гимнастики связана именно с ним. Существует множество упражнений, регулярное выполнение которых избавит от необходимости задуматься над вопросом относительно того, как развить речь. Например, можно высунуть язык и пытаться дотянуться им вначале до подбородка, а потом до носа. Либо словно кистью плавными движениями рисовать линии от зубов к гортани.

Произнесение фраз с искусственно усложненной артикуляцией

Скороговорки для развития дикции считаются классическим вариантом тренировки. С их помощью можно в спокойной обстановке потренироваться в четкости произнесения разных согласных. Чтобы добиться отличных результатов, достаточно ежедневно выделять на занятия не меньше 5-10 минут. Однако для развития хорошей дикции есть одно важное правило: каждую фразу нужно произносить в медленном, среднем и очень быстром темпе.

Начинать тренировки можно с наиболее простых предложений, которые учат четко произносить один или два звука. К примеру, это могут быть:

  • Все бобры добры для своих бобрят.
  • Тощий, немощный Кощей, тащит ящик овощей.
  • Колотил Клим в один блин клин.
  • Гроза грозна, грозна гроза.
  • Бороною боронили поле неборонованное.
  • Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.
  • На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора.
  • У села ли села лиса, у опушки ли леса.
  • Перепись переписала трижды переписанные результаты переписи.
  • Есть и более сложные фразы, которые помогают понять, как научиться говорить четко и быстро слова, в которых отрабатывается произношение двух и более звуков в непростых сочетаниях:

    • Говорил говорун говорунам: «говорил, не говори говоруну, что говорун заговорил», у говоруна говорилка говоривалка. Заговорил говорун, и глотка говоруна слегка заговорилась, и тут говорун говорит напоследок: «хватит говорить говорун говорилкин».
    • Говорил командир про полковника и про полковницу,про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
    • На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вмещает двор дров! Наверно, выдворим дрова с вашего двора обратно на дровяной двор.
    • Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, перевыкалпоковать, переколпаковать.
    • Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже - ужа ужица съест на ужин и скажет: «Начинай сначала».

    Произнесение скороговорок

    Существуют также специальные скороговорки для развития дикции и устранения проблем с произношением определенных звуков. Хороший способ разобраться, что именно нужно будет исправлять – послушать собственную речь со стороны. После того, как проблемы будут выявлены, можно приступать к работе над развитием дикции.

    Для начала нужно научиться произносить изолированный звук правильно. Потом необходимо добиться разграничения в речи похожих звуков, например, «с» и «ш» или «р» и «л». Существенной помощью в том, чтобы исправить свою речь, может стать произнесение специальных фраз, например:

    • Лара играла на лире.
    • Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, а две мыши поплоше нашли по два гроша.
    • Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
    • Казак с шашкой скакал к Сашке играть в шашки.
    • Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
    • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.
    • Был баран белокрыл, Всех баранов перебелокрылил.
    • Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

    Переходить к работе над следующим звуком стоит только после того, как добьетесь правильного произношения первого звука.

    Чтение вслух

    Кроме проговаривания скороговорок для развития дикции полезно также читать вслух. Хорошим стимулом может стать запись голоса на диктофон. Мало кто, услышав свою речь, не захочет ее улучшить. Читая отрезки из книг и делая аудиозапись можно отрабатывать произношение до тех пор, пока оно не станет практически идеальным.

    Как научиться говорить, чтобы вас действительно было приятно и интересно слушать? При чтении вслух не допускайте монотонности, и меняйте интонации. Кроме того стоит изменять громкость и скорость чтения, научиться выделять паузами наиболее важные моменты. Но при этом контролируйте свою речь, чтобы подобные паузы были уместными и не слишком затянутыми.

    Также не стоит упускать из виду, что окружающими лучше всего воспринимается спокойный и уверенный голос. Будет ли он таким, во многом зависит от настроения и внутреннего состояния человека, его умения контролировать эмоции. Однако, занимаясь развитием дикции, можно научиться говорить спокойно и убедительно. К примеру, почему бы не представить себя политиком и не рассказать о состоянии экономики в стране, сидя перед зеркалом?

    Пополнение словарного запаса

    Еще один важный аспект, который нужно учитывать – необходимость постоянного интеллектуального развития и пополнения словарного запаса. Хорошо развитый человек в любой ситуации может поддержать беседу и найти подходящие слова. Чтобы стать именно таким, стоит больше читать, чаще разгадывать кроссворды и посещать различные тренинги по .

    Если будете ежедневно уделять даже несколько минут для работы над улучшением дикции, уже через несколько месяцев вы начнете хорошо говорить, а сам голос преобразиться до неузнаваемости. При этом все приложенные усилия, несомненно, со временем будут вознаграждены.

    Тренировка диафрагмы

    В вопросе относительно того, как поставить речь, очень важным аспектом является умение контролировать дыхание. Без него текст может прерываться паузами и вдохами в тех местах, где это нарушает его смысл или ухудшает эмоциональность. В результате речь станет обрывистой, а смысл сказанного воспринимается хуже.

    Поэтому одним из первых упражнений по развитию дикции должны стать тренировки для выработки правильного дыхания:

    • Расставьте ноги на ширине плеч, выпрямите позвоночник, одну руку положите на грудную клетку, а вторую на живот. Вдыхая носом, выдвигайте живот вперед. После чего спокойно выдыхайте воздух через небольшое отверстие в губах, возвращая грудную клетку и живот в исходное положение.
    • Чтобы со временем начать лучше говорить, можно усложнить упражнение. Для этого попробуйте поддерживать правильное дыхание и при этом ходить, заниматься бегом не месте, имитировать колку дров или подметание пола.
    • Улучшить развитие дикции можно и с помощью следующего упражнения. Для начала спокойно вдохните, а на выдохе как можно дольше тяните любую гласную букву. Когда продержать гласную сможете больше 25 секунд – пробуйте менять тональность голоса.

    Основные причины проблем с речью

    Невозможно добиться положительных результатов в развитии дикции, если не разобраться в причинах нарушений речи. Лишь изредка они связаны с проблемами со здоровьем и развиваются, к примеру, из-за аномального строения челюсти или короткой уздечки языка.

    У многих людей проблемы с речью спровоцированы неправильным произношением свистящих и шипящих звуков, а также отсутствием звуков «Л» или «Р», либо нарушением их произношения. Может быть причиной и ослабленный артикуляционный аппарат.

    Даже если человек умеет хорошо говорить, правильно произнося все звуки, в особо значимых ситуациях его речь может стать смазанной и нечеткой. Ведь при произношении слов артикуляционному аппарату необходимо очень быстро переключаться от одного движения к другому. Достигается же это только при активной и интенсивной работе мышц, которые необходимо тренировать, к примеру, регулярно проговаривая скороговорки для дикции.

    Однако главной причиной невнятной, тихой речи является застенчивость человека и отсутствие уверенности в собственных силах. В такой ситуации развитие дикции – проблема второстепенная. Прежде всего, необходима работа над собственным характером и борьба с комплексами.

    Способность человека адаптироваться в новой и неожиданной для него обстановке, быстрота обучения и применения новых знаний на практике - все это интеллект .

    Существует множество способов его повышения, и книги для считаются одним из самых эффективных - ведь именно они на протяжении многих веков были источником новых знаний. И хотя сегодня их уверенно вытесняет интернет, именно книги несут наиболее полную и подробную информацию о предмете, причем изложенную экспертами в интересующей области знаний.

    Не стоит думать, что любая книга способствует развитию интеллектуальных способностей и наполнению памяти полезной информацией. Большинство современного чтива, предлагаемого потребителю, составляют любовные и детективные романы, многочисленные бездарные фэнтези, мистика с элементами триллера и т. д. Чтение таких книг не приносит пользы ни памяти, ни вниманию.

    Развивающая ум литература должна содержать достаточно новой информации и быть подана в такой форме, чтобы читатель думал и в то же время не заскучал. Такими качествами обладают книги определенной направленности:

    • Научные и научно-популярные . Не стоит пугаться слова «научная» - сегодня в литературе достаточно таких работ, которые можно читать запоем даже не специалисту. Эти произведения проливают свет на законы окружающего мира и природу некоторых явлений, рассказывают о человеке и обществе, искусстве и культуре;
    • Философские . С греческого слово «философия» переводится как «любовь к мудрости». Произведения известных философов помогают понять фундаментальные принципы бытия и место человека в окружающем мире. Примерами таких книг являются и главные издания различных религий: Библия, Коран, Трипитака и др. В эту же категорию относятся произведения Омара Хайяма, Иммануила Канта, Фридриха Ницше, Спинозы и других философов;
    • Художественная классика . Это произведения, несущие серьезную психологическую, философскую, историческую нагрузку. Они отражают реально существующее положение вещей, заставляют читателя переосмысливать свои поступки в соответствии с жизнью героев. Такие книги написаны правильным литературным языком, учат грамотному письму и речи;
    • Исторические . Каждое значимое историческое событие на самом деле имеет несколько ракурсов освещения и множество интересных изложений. Для тех, кто любит докапываться до истины, систематизировать и анализировать факты, книги по истории могут стать более интересными, чем самые захватывающие детективы;
    • Поэзия . Вопреки распространенному мнению, что стихи - это легкий жанр, хорошая поэзия несет в себе серьезную эмоциональную и смысловую нагрузку, поэтому способна очень сильно влиять на расширение интеллектуальных возможностей. Произведения Ахматовой, Бродского, Шекспира, Пушкина, Байрона - классические образцы таких стихов.

    Лучшие книги, развивающие интеллект

    Некоторые составляют списки книг, которые могут помочь в развитии определенных направлений . Иногда такие списки имеют возрастные ограничения (для студентов, школьников), иногда составляются с определенной профессиональной направленностью.

    Если вы стремитесь повысить свой общий уровень умственных возможностей , то стоит прочитать следующие книги, развивающие интеллект:

    • «Мозг. Инструкция по применению. Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок» Д. Рок . Автор дает свои рекомендации на основании проведенных исследований и рассказывает, как оптимально использовать мыслительные процессы и усовершенствовать свое мышление;
    • «Супертренинг для мозга» С. Вуттон, Т. Хорн . Руководство предлагает множество методик и тренингов по , развитию мышления на различных уровнях, причем для самых разных категорий читателей. Полученные навыки помогут в реальной жизни добиться заметных позитивных изменений;
    • . Автор предлагает ряд популярных мнемотических методик, помогающих развить память, причем материал изложен в доступной и увлекательной форме;
    • . Авторы знакомят читателя с эффективными способами повышения концентрации вниманий, развития умения быстрого принятия решений, расширения возможностей памяти;
    • «Развитие мозга» Р. Сайп . В работе излагаются методы подготовки мозга к продуктивной деятельности и способы повышения ее эффективности: приемы быстрого запоминания информации, ускоренного чтения, расстановки приоритетов и принятия правильных решений.

    Полезными будут также следующие труды: «Правила мозга» Д. Медина, «Помнить все» А. Думчев, «Как люди думают» Д. Чернышев, «Японская система развития интеллекта и памяти» Р. Кавашима и т. д.

    Тем, кто никогда не увлекался чтением, можно сделать его приятной привычкой с помощью нескольких простых рекомендаций:

    • Вначале читайте только то, что нравится. Позже, выработав новую привычку получения информации, можно попробовать что-то «потяжелее»;
    • Постоянно держите книгу на виду;
    • Читайте хотя бы 5 минут перед сном;
    • Составьте список обязательных к прочтению книг - на неделю, месяц, год;
    • Обсуждайте прочитанное с друзьями и близкими;
    • Не подгоняйте себя - в тяжелую для восприятия книгу нужно «втянуться».

    Книги для общего развития интеллекта - один из самых эффективных и приятных методов расширения кругозора, повышения когнитивных способностей и перехода на новый уровень самосознания.

    Миланья Антонова

    Окончила Педагогический институт имени В. Г. Белинского. После чего 4 года работала психологом в детском саду. С 2017 года является тренером по скорочтению и развитию памяти для взрослых и детей.

    Тут конечно много ответов =)

    И все тут говорят про "прочитать" и "читать". Знаете ли, богатый словарный запас - это часто большая проблема при выступлениях на публике. Вспомните, как ваши эрудированные отличники - одноклассники/сокурсники выступают - много терминов, сложная речь, все непонятно, заумно, зеваешь, спишь! То бишь, словарный запас-то у ни есть, а хорошее выступление не получается! Почему так?

    Потому что выступления (не важно, вы маме что-то рассказываете или же ведете конференцию на 1000 человек) - это не про чтение. Это про ваш опыт общения, про умение слушать аудиторию, управлять ей, держать внимание, манипулировать, вести за собой! Это и есть основа хороших выступлений, а не ваш замысловатый "слог" и словарный запас.

    Для запоминающегося и хорошего выступления есть небольшой рецепт:

    1. Вы должны знать, про что рассказываете .

    Пример: на втором курсе я писал курсовую по генерации электрических зарядов в атмосфере. Я написал работу от и до - сам . Почему делаю акцент на "писал сам" - потому что пока я ее писал, в голове у меня структурно все складывалось по полочкам. Я не люблю физику (да и не знаю ее), но в ходе детального, глубокого анализа всех электрических процессов в атмосфере я все это познал, мне явилось прозрение, че же такое гроза, гром, молния и как оно появляется. Это оказалось невероятно интересно и увлекательно.

    Когда пишешь сам работу - в голове автоматически прокладывается определенный путь, вся структура и логика повествования. И она врезается в голову. Потом, когда я выступал, я не пользовался даже планом. Я начал рассказывать и, благодаря тому, что сам написал свою работу, а не скопипастил ее, речь моя была складная и уверенная. Это касательно ваших знаний. Едем дальше =)

    2. Как вы это все рассказываете.

    Вы должны рассказывать аудитории топик на ИХ языке (том-менеджменту компании один стиль, электорату другой, студентам на конференции - третий). Почему это важно?

    Когда вы оказываетесь перед публикой впервые, вас сразу же оценивают по системе "свой\чужой". Это и сленг, и одежда, и манера передвижения на сцене.

    Вот еще пример из моей жизни : на третьем курсе в Праге перед преподом я выступал с научной работой об "Экологическом праве в РФ". Я ни слова не сказал о теории, я рассказал конкретный кейс - как федеральные власти намеренно сняли с Красной Поляны статус заказника, разрешили там с\х деятельность и начали стройку олимпийских объектов. Что погубило экосистему огромной лесопарковой территории просто в щЕбеня. Я очень живо про это рассказывал, задавал вопросы аудитории (мои сокашникам), общался с ними и был максимально активным. Им было реально интересно. Но - преподу не понравилось (она была тру чешкой, русофобкой и привереженцем классических совковых выступлений - чтений рефератов). Мне поставили "удовлетворительно", хотя мое выступление было самым ярким и запоминающимся. Это все про то, что нужно помнить - кому и как вы рассказываете материал, какие от вас ожидания.

    3. Третий важный пункт

    Сюда я отнесу все вторичные вещи, которые придут к вам с наработанным опытом:

    Заранее продуманные активности с участниками

    Крутая презентация/раздаточные материалы

    Уникальные примеры из жизни, которые подтверждают ваши слова

    Точные данные, цифры, знание источников

    Видео\аудио\свето - сопровождение выступления

    Ну и много чего еще, на самом деле =)

    Надеюсь, мой #длиннопост будет полезным начинающим ораторам и тем, кто хочет научиться работать с аудиторией. Всем пис =)

    Интересно и грамотно - необязательно быть филологом или лингвистом. Иногда достаточно читать время от времени хорошую художественную литературу, которая сама по себе прививает навыки красивой и богатой речи. Впрочем, это процесс медленный и должен быть регулярным, а читать большое количество книг не всегда получается. Так что если хочется устроить самой себе «интенсив-курс» по прокачиванию речевых навыков и не заскучать при этом, то можно обратиться к специализированным книгам. Вот бы школьные учебники были бы такими же познавательными и разнообразными.

    1. «Слово живое и мертвое» — Нора Галь

    Книга переводчицы Норы Галь написана более 40 лет назад, однако за последний десяток лет переиздавалась как раз десяток раз. Она ничуть не устарела и даже обрела новое дыхание с приходом интернета, потому что все принципы «живого слова» стали снова актуальными.

    Чтобы стать хорошим переводчиком, недостаточно хорошо знать иностранный язык, нужно так же блестяще чувствовать все тонкости родного. Нора Галь - великолепная переводчица, так что все ее советы по обогащению собственной речи и бесценны и 40 лет назад, и сейчас, да и через 40 лет тоже пригодятся (если мы все не начнем говорить по-китайски).

    2. «От адамова яблока до яблока раздора» — Вадим Храппа

    Этимология изучает происхождение слов и выражений, и читать обычный этимологический словарь довольно скучно. Вадим Храппа любезно изучил его вместо нас и написал множество интересных заметок о том, как появились самые непонятные и заковыристые устойчивые выражения и фразеологизмы. Кроме того, немало времени он уделяет тому, чтобы рассказать, как их правильно употреблять и какие ошибки можно допустить. Изменишь случайно предлог или окончание - и ляпнешь что-то совершенно другое.

    3. «Русский язык на грани нервного срыва» — Максим Кронгауз

    Максим Кронгауз, будучи лингвистом, пристально следит за изменениями в русском языке и пытается примирить интернет-язык и грамотную речь по всем правилам. К сожалению, его книга «Самоучитель олбанского» несколько запоздала. Ее издали тогда, когда олбанский сленг уже остался в истории. Зато «Русский язык на грани нервного срыва» долгое время останется актуальным, так как рассказывает о принципиальных изменениях в современном языке, о самых частых ошибках, которые появляются уже даже в СМИ, а также о том, как не допустить оскудения словарного запаса в эпоху упрощения и быстроты подачи информации.

    4. «Живой как жизнь» — Корней Чуковский

    Советский писатель Корней Иванович Чуковский писал не только знаменитые стихотворные сказки для детей, но и «популярный нон фикшн», хотя сам бы он этот термин осудил. «Живой как жизнь» появился в то время, когда в русском языке начал господствовать канцелярит (язык бюрократических разговоров и бумаг), а иностранные слова начали активно заменять русские аналоги. Сейчас ситуация с иностранными словами точно такая же, а канцелярит и заученные фразы до сих пор преподают в школе. Так что книга Чуковского даже будучи в возрасте поможет избавиться от плохих привычек в языке.

    5. «Русский со словарем» — Ирина Левонтина

    Ирина Левонтина несколько лет писала свои наблюдения по поводу изменений в русском языке в форме отдельных статей, а потом издала их отдельным сборником. Книга сразу же стала библиографическим раритетом и лишь переиздание можно приобрести по доступной цене. Уже только это может говорить о качестве и необходимости подобных заметок. Ирина с юмором и даже некоторой радостью приветствует то, что язык не стоит на месте, а живет и изменяется. В отличие от лингвистов старой закалки, которые печалятся и каждый год утверждают, что язык становится беднее, Ирина Левонтина убеждена в обратном. Главное, понимать, как нужно употреблять все эти новые слова и обороты, утверждает она, тогда и речь будет оставаться живой и богатой.

    6. «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно» — Ларри Кинг

    Это книга не про русский язык и не про речь, как лингвистическое явление. И даже не про технику речи или ораторское искусство. Это уникальный опыт человека, который хочет научить нас говорить, а не молчать, не стесняться и не тушеваться - при этом говорить красиво, разумно и хорошо. Для русского читателя примеры из книги несколько американизированы, однако многое можно взять на вооружение и использовать в повседневном общении.

    7. «Знаем ли мы русский язык?» — Мария Аксенова

    На самом деле у Марии Аксеновой целая серия из трех книг под заглавием «Знаем ли мы русский язык?», но если вам понравится первая, то на остальные две вы и сами обратите внимание. Автор берет с миру по нитке и пишет обо всех интересных вещах из лингвистики, филологии, орфоэпии и даже журналистики, которые связаны с правильным или неправильным употреблением норм языка. Как можно понять из названия, основной акцент сделан на ошибках, причем на ошибках чаще всего смешных или неожиданных. Единственный минус, который часто приписывают автору, - обилие восклицательных знаков. Что поделать, на ошибки в любимом родном языке она реагирует весьма эмоционально.

    8. «Странности нашего языка» — Найджел Браун

    Книга называется «Странности нашего языка» и написал ее англоязычный автор, однако речь идет вовсе не об английском. Впрочем, и не о русском тоже. Найджел Браун исследует появление заимствованных слов в других языках, а они практически всегда совпадают и в русском, и в английском. Так что в «Странностях нашего языка» мы выступаем гражданами мира, а заодно узнаем, откуда взялось огромное количество слов и изменили ли они со временем свое значение.

    9. «Слово о словах» — Лев Успенский

    Лев Успенский писал популярные лингвистические книги для детей и подростков, но взрослые тоже могут его читать без чувства неловкости и несоответствия возрасту. «Слово о словах» не единственная его познавательная книга, так что если она вас заинтересует, то можете также обратить внимание на его труды, в которых он изучает появление названий улиц, городов и национальностей, где рассказывает об именах и фамилиях - то есть, о необычных словечках. Этот же труд можно принять за универсальный, так как он берет понемногу из разных сфер и дает наиболее широкую картину.

    Загрузка...