crimea-fun.ru

«Новые люди» в романе Г.Н. Чернышевского «Что делать? Сочинение на тему новые люди в романе что делать, чернышевский читать бесплатно

Самостоятельная работа №4.

Николай Гаврилович ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1828-1889) - один из самых ярких представителей когорты «разночинцев» - писателей, ученых, общественных деятелей 60-х го­дов XIX века, вышедших либо из полукрестьянской среды деревенско­го духовенства, либо из среды разорившихся помещиков, либо из ни­зов городского чиновничества. Это поколение отличала тяга к знаниям, вера в собственные силы, желание изменить не устраивавшие их об­щественные отношения в России любым путем, в том числе и насильст­венным, ради будущей социальной гармонии и равенства.

Еще будучи студентом Санкт-Петербургского университета, Чер­нышевский ставит целью своей жизни борьбу с бедностью, мечтая о том времени, когда все люди будут жить «по крайней мере так, как живут люди, получающие в год 15 - 20 000 руб. дохода» . Сначала он предполагал, что путь к этому материальному благополучию лежит через технический прогресс, даже одно время увлекался созданием вечного двигателя. Но затем, во многом под влиянием известного об­щественного деятеля Петрашевского, он склоняется к мысли о необ­ходимости насильственного свержения самодержавия. Ему приписы­вают авторство прокламации «Барским крестьянам от их доброжела­телей поклон», целью которой было призвать Русь «к топору». Он меч­тал «расколыхать народ», организовать волнения крестьян, «которые везде могут быть подавлены и, может быть, сделают многих несчаст­ными на время, но... это даст широкую опору всем восстаниям». «За злоумышление к ниспровержению существующего порядка, за при­нятие мер к возмущению и за сочинение возмутительного воззвания» Чернышевского арестовывают и приговаривают «лишить всех прав состояния и сослать в каторжную работу на рудниках на четырнадцать лет и затем поселить в Сибири навсегда» .

Но и на каторге он не прекращал активной революционной и общест­венной деятельности, благодаря которой формируется поколение раз­ночинцев 70 - 80-х годов, еще более радикально и непримиримо настро­енных по отношению к самодержавию, еще более решительно идущих на кровавые революционные жертвы - это революционеры-террори­сты, печально известные по делу Нечаева, Веры Фигнер, Александра Уль­янова, старшего брата будущего вождя большевиков.

Лишь за несколько месяцев до смерти, в 1889 году, Чернышев­ский смог вернуться домой, в Саратов, где успел некоторое время поработать учителем в гимназии.

Роман «Что делать?» - самое известное произведение Н.Г. Черны­шевского, написан в одиночной камере Петропавловской крепости, куда он был помещен после ареста, фактически за четыре с полови­ной месяца. Опубликован роман был в 1863 году, так как цензура не сразу разобралась в революционном смысле произведения. Это роман дидактический и утопический. Чернышевский мечтал о том, чтобы уже в процессе чтения обыкновенный человек стал челове­ком новым в том смысле, в котором понимает это слово сам автор, а некоторые из читателей решили бы стать на путь особенных лю­дей, о которых сам автор сказал: «Мало их, но ими расцветает жизнь. Они двигатели двигателей, соль соли земли».



Художественное своеобразие романа, помимо всего прочего, и заключается в двойном понимании положительного героя, через которого выражаются авторские идеалы.

В центре внимания - герои, которых Чернышевский называет «новыми» в силу их нетрадиционного отношения к социальным и моральным ценностям общества, в котором они и живут. Это Лопу­хов, Кирсанов, Вера Павловна, Катя Полозова, девушки из мастер­ской Веры Павловны, которых она сумела приобщить к тем взгля­дам, которых придерживалась сама. Это люди, для которых глав­ное - честность и порядочность в отношении друг к другу, равно­душное отношение к богатству, не заработанному честным собст­венным трудом, и в то же время желание жить достойно, не отка­зывая себе в мелких радостях бытия типа мягких козловых башмач­ков и кофе со сливками.

Вышедшие из среды разночинцев, учившиеся на «медные гроши», они самым главным в жизни считают достойный труд и желание бла­га ближнему. У них формируется так называемая «теория разумного эгоизма», суть которой заключается в том, что человеку может быть хорошо, только когда хорошо окружающим. Делая доброе дело дру­гим, даже ущемляя свои собственные права и возможности, человек становится счастлив от того, что счастливы близкие люди. Эту теорию персонажи проверяют своей жизнью. Когда Лопухов увидел, что Ве­рочку Розальскую необходимо спасти от ее собственной матери, ко­торая намеревается выдать ее замуж за богатого и безнравственного Сторешникова, он решает жениться на ней, хотя для этого приходит­ся бросить учебу и искать работу. Данные своих научных изысканий он передает совершенно бескорыстно своему другу Кирсанову, об­легчая ему путь к получению диплома. Вера Павловна заводит мастер­ские для бедных девушек, спасая их от панели и чахотки, а прибыль делит поровну. В случае замужества дает за девушкой солидное при­даное. Когда Вера Павловна полюбила Кирсанова, она сообщает об этом своему мужу, безгранично ему доверяя, а он инсценирует собст­венное самоубийство, освобождая Верочку от брачных уз.



В результате эта всеобщая самоотверженность приводит к все­общему счастью: Лопухов, разбогатев честным путем где-то в Аме­рике, находит любовь и взаимопонимание с подругой Веры Павлов­ны Катей Полозовой.

Рационализм, нормативность такого построения сюжета очевид­ны, да автор и не скрывает этого, выдавая желаемое за действитель­ное. Нравственность новых людей не опирается на религию. Что­бы представить новый способ отношений, писатель схематизирует человеческую природу.

Это замечание еще в большей степени касается «особенного чело­века» - дворянина Рахметова, отказавшегося от всех прав и благ сво­его сословия и даже личного счастья ради счастья всех людей. Рахметов закаляет себя в ожидании будущих испытаний и страданий, укрепляет себя физически и духовно: работает бурлаком на Волге, получив про­звище Никитушки Ломова, ограничивает себя в еде, не позволяя ника­ких деликатесов, даже если материальное положение позволяет (и эта мелочь отличает его от «новых людей!»), спит на войлоке, утыканном гвоздями, или вообще не спит по трое суток, закаляя свою волю, прово­дя время за чтением книг. «Дело», которому служит Рахметов, конкрет­но не показано по цензурным соображениям, но общая атмосфера 60-х годов XIX века позволяла сделать правильный вывод: он революцио­нер, как и сам автор, и его соратники.

Утопические взгляды Чернышевского наиболее полно выразились в 4-м сне Веры Павловны. С помощью этого условного приема, не сковы­вающего свободу фантазии, Чернышевский пытается заглянуть в буду­щее. Его представления о будущем оптимистичны, и это самое главное. Человечество, по мнению Чернышевского, осуществит свое право на свободу, труд, творчество и личное счастье. Другое дело, что само пони­мание Чернышевским счастья наивно и ограничено. В будущем Черны­шевского нет места личным чувствам и качествам, вернее, они рассмат­риваются как исключение из правил. Членам сообщества предоставле­ны бесплатно все условия для нормальной, вернее, нормативной жизни, но если потребности личности выходят за пределы нормы (захочется чего- то вкусного или особо красивых нарядов), то за это надо платить. Сами же формы оплаты за труд в будущем обществе не оговариваются. Нет семьи как ячейки общества, как самого крепкого человеческого сообще­ства, включающего в себя и личные, и альтруистические отношения.

Кое-что из предсказанного Чернышевским, едва начав сбывать­ся, превратилось в свою противоположность, например, активное изменение природы, переброска северных рек в пустыню, построй­ка каналов и т.д. привели к невосполнимым потерям экологическо­го равновесия планеты; алюминий как материал будущего устарел, человечество все больше и больше ценит природные, натуральные материалы. Люди все больше больше концентрируются в мегапо­лисах, а не в поселениях на лоне природы. Предсказывать будущее - сложное и неблагодарное дело, и Чернышевский не одинок в своих ошибках и заблуждениях.

В обществе будущего нет опасений нужды или горя, но нет и воспоминаний. Это люди без прошлого. Иллюстрируется представ­ление Чернышевского о гармоническом человеке, в жизни которо­го сочетаются необременительный, приятный труд с песнями, раз­витие творческих способностей человека (хор, театр), отдых, весе­лье (танцы и песни), любовь и продолжение рода, забота о здоро­вье, уважение к старикам. Но эта разумность и гармония оказыва­ются неубедительными, так как не выделены проблемы личности в ее отношении к другим членам общества; в своем стремлении к лег­кой и беззаботной жизни люди будущего лишаются прошлого, ис­торической памяти, обходят стороной сложности бытия. Призыв «Любите будущее, приближайте его, переносите из него в настоя­щее все, что можете перенести» оказывается излишне публицисти­ческим, голословным и декларативным.

«Новые люди», о которых писал в своем романе Чернышевский, являлись представителями новой фазы развития общества того времени. Мир этих людей формировался в борьбе со старым режимом, изжившим себя, но продолжавшим господствовать. Герои романа почти на каждом шагу сталкивались с трудностями и невзгодами старого порядка и преодолевали их. «Новые люди» в произведении - разночинцы. Они были решительны, имели цель в жизни, знали, что им следует делать, были объединены общими идеями и стремлениями. «Главное их стремление - чтобы народ был свободен, счастлив, жил в довольстве». «Новые люди» верили в свой народ, видели его решительным, могучим, способным на борьбу. Но чтобы он добился своей цели, надо научить его, вдохновить и сплотить.

В разночинцах, которые являются героями романа Чернышевского, развито чувство собственного достоинства, гордость, способность постоять за себя. Автор пишет: «Каждый из них - человек отважный, не колеблющийся, не уступающий, умеющий взяться за дело, и если возьмется, то уже крепко хватающийся за него, так что оно не выскользнет из рук. Это одна сторона их свойств; с другой стороны, каждый из них человек безукоризненной честности, такой, что даже не приходит в голову вопрос, можно ли положиться на этого человека во всем, безусловно? Это ясно, как то, что он дышит грудью; пока дышит эта грудь, она горяча и неизменна, смело кладите на нее свою голову…» Чернышевский смог показать их общие, типичные черты, но и особенности каждого из них.

Лопухов и Кирсанов всегда надеялись только на себя, вместе трудились во имя высокой цели - развивать и совершенствовать науку, бескорыстные, помогают тем, кому нужна помощь, кто достоин ее. Они не искали выгоды в лечении больных. Но Дмитрий Сергеевич - более спокойный, Александр Матвеевич - эмоциональная и артистическая натура.

Вере Павловне трудно жилось в собственном доме из-за постоянных притеснений и попреков матери, но она не сломилась под гнетом, не сдалась на милость старым порядкам. Эта героиня была сильной по натуре, с раннего возраста имела собственные взгляды на жизнь, ей всегда хотелось свободы и жизни безо лжи. Не в ее привычке было кривить душой перед людьми и, главное, перед самой собой. Она не могла строить свое счастье на несчастье других, не терпела, когда с ней обращались, как с вещью. Вера Павловна пыталась понять разумное устройство общества, поэтому создала швейную мастерскую со справедливыми порядками и условиями. Деньги ее не интересуют, ей хочется увидеть сам процесс. Делая хорошо для себя, делает хорошо и для других. Вера Павловна, создавая мастерскую, задается целью воспитать «новых людей». Она считает, что хороших людей много, но им надо помочь, а они окажут помощь другим, «новых людей» станет больше. Вера Павловна - иной характер, чем Катерина Полозова.

Рахметов - особенный человек, из всех остальных он самый деятельный. Понимает, что борьба за новый мир будет не на жизнь, а на смерть. Всевозможными средствами готовит себя к ней. Этот герой - «соль соли земли, двигатель двигателей». Он отрекся от своих личных интересов ради одной цели. Обладает огромной энергией, выдержкой, ясностью мыслей и поведения. Как пишет Чернышевский: «Рахметов - натура кипучая, он был мастер вести дело, был великий психолог».

«И Лопухов, и Кирсанов, и Вера Павловна, и Полозова, и Рахметов - люди сильных страстей, больших переживаний, богатого темперамента. Но в то же время они могут управлять своими чувствами, подчинять их поведение великим задачам общего дела». «Новые люди» - люди высоких идеалов. Деятельность для них являлась осуществлением этих идеалов. Все «новые люди» жили по «теории разумного эгоизма». Совершая поступки для себя и во имя себя, они также приносят пользу окружающим. По мнению Чернышевского, «новые люди» во всех ситуациях ведут себя одинаково: остаются людьми при любых обстоятельствах. «Новые люди» - не двуличны. Герои романа Чернышевского уважают любимого человека, делают все, чтобы ему жилось лучше, и относятся на равных друг к другу. Вот почему любовь у них чиста и благородна.

“...Я хотел изобразить обыкновенных

порядочных людей нового поколения”.

Чернышевский Н. Г.

После отмены крепостного права в 1861 г. в русском обществе стали появляться люди невиданной ранее формации. Это были дети чиновников, священников, мелких дворян и промышленников, которые приезжали в Москву и Петербург и другие крупные города из различных уголков России, чтобы получить образование. Они охотно впитывали в университетских городах не только знания, но и культуру, привнося, в свою очередь, в жизнь демократические традиции своих небольших провинциальных городков и явную неудовлетворенность старыми дворянскими порядками,

Им суждено было начать новую эпоху развития русского общества. Это явление нашло свое отражение и в русской литературе 60-х гг. XIX столетия, как раз в это время Тургенев и Чернышевский написали романы о “новых людях”. Героями этих произведений были революционеры-разночинцы, которые главной целью своей жизни считали борьбу за счастливую жизнь всех людей в будущем. В подзаголовке романа “Что делать?” Н. Г. Чернышевского мы читаем: “Из рассказов о новых людях”.

Чернышевский “знает не только то, как думают и рассуждают новые люди, но и то, как они чувствуют, как любят и уважают друг друга, как устраивают свою семейную и повседневную жизнь и как горячо стремятся к тому времени и к тому порядку вещей, при которых можно было бы любить всех людей и доверчиво протягивать руку каждому”.

Главные герои романа - Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна - являются представителями людей нового типа Они, казалось бы, не делают ничего такого, что превышало бы обыкновенные человеческие возможности. Это обыкновенные люди, и такими людьми признает их сам автор; данное обстоятельство чрезвычайно важно, оно придает всему роману особенно глубокое значение.

Выдвигая в качестве главных героев Лопухова, Кирсанова и Веру Павловну, автор тем самым показывает читателям: вот такими могут быть обыкновенные люди, такими они и должны быть, если, конечно, хотят, чтобы их жизнь была полна счастья и наслаждения. Желая доказать читателям, что они действительно обыкновенные люди, автор выводит на сцену титаническую фигуру Рахметова, которого он сам признает необыкновенным и называет-“особенным”. Рахметов в действии романа не участвует, ведь такие люди, как он, только тогда и там бывают в своей сфере и на своем месте, когда и где они могут быть историческими деятелями. Их не удовлетворяют ни наука, ни семейное счастье.

Они любят всех людей, страдают от каждой совершающейся несправедливости, переживают в собственной душе великое горе миллионов и отдают на исцеление этого горя все, что могут отдать. Попытку Чернышевского представить читателям особенного человека можно назвать вполне удачной. До него брался за это дело Тургенев, но, к сожалению, совершенно безуспешно.

Герои романа - люди, вышедшие из разных слоев общества, в основном студенты, которые занимаются естественными науками и “рано привыкли пробивать себе дорогу своей грудью”.

В романе Чернышевского перед нами предстает целая группа единомышленников. Основой их деятельности является пропаганда Студенческий кружок Кирсанова - один из самых действенных. Здесь воспитываются молодые революционеры, здесь формируется личность “особенного человека”, революционера-профессионала. Чтобы стать особенным человеком, нужно, в первую очередь, иметь огромную силу воли, чтобы ради своего дела отказаться от всяких наслаждений и заглушать в себе все малейшие желания.

Работа во имя революции становится единственным, всецело поглощающим делом.

В становлении убеждений Рахметова решающее значение имел разговор с Кирсановым, во время которого “он посылает проклятие тому, что должно умереть и т. д.”. После него началось перерождение Рахметова в “особенного человека”. О силе воздействия этого кружка на молодежь говорит уже то, что у “новых людей” есть последователи (стипендиаты Рахметова).

Чернышевский дал в своем романе и образ “новой женщины”. Вера Павловна, которую Лопухов “вывел” из “подвала мещанской жизни”, - всесторонне развитый человек, она стремится к совершенству: решает стать врачом, чтобы приносить еще большую пользу людям. Вырвавшись из родительского дома, Вера Павловна освобождает и других женщин. Она создает мастерскую, где помогает бедным девушкам найти свое место в жизни.

Вся деятельность Лопухова, Кирсанова, Веры Павловны одухотворена верой в наступление светлого будущего. Они уже не одиноки, хотя еще узок круг их единомышленников. Но именно такие люди, как Кирсанов, Лопухов, Вера Павловна и другие, были необходимы в то время России. Их образы послужили примером для формирования мировоззрения революционного поколения. Автор осознавал, что описанные в его романе люди - это его мечта. Но мечта эта в то же время оказалась и пророчеством. “Пройдут года, - говорит автор романа о типе нового человека, - и он возродится в более многочисленных людях”.

Лучше всего о “новых людях” и о их роли в жизни других людей написал в своем романе сам Чернышевский: “Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли”.

Без таких людей невозможна жизнь, ведь она должна постоянно меняться, преображаться из года в год. В наши дни тоже есть место новым людям, которые вносят коренные перемены в жизнь. И в этом отношении роман Чернышевского “Что делать?” ценен и актуален для современного читателя. Он помогает вызвать подъем в душе человека, стремление к борьбе за общественное благо. Тема романа будет всегда современна и необходима для развития общества.


Чернышевский написал свой роман «Что делать?» в довольно сложное время. Это был 1863 год, когда за любое неправильное слово могли осудить и приговорить к длительному заключению. Так что в первую очередь стоить отметить мастерство писателя. Он так оформил произведение, что оно пошло проверку, но каждый читатель смог увидеть истинное послание автора.

Одной из главных особенностей романа является критический реализм и революционный романтизм.

Они соединились и представили совершенно новый стиль. Чернышевский показал реальную картину мира. Он предсказал революцию. Однако роман состоит не из одной социалистической идеи, хотя последняя и занимает в нем центральное место. Кроме утопических мечтаний о будущем, в романе присутствует и довольно серьезный анализ настоящего.

Роман по большей части посвящен «новым людям». Так как автор заботится именно о них. На противоположной стороне стоят «старые люди». На протяжении всех страниц писатель сталкивает их между собой, сравнивает их цели, видение, жизненные позиции. Есть и выводы автора. Но важно то, что и мы сами можем сделать свои собственные выводы.

В чем главный конфликт? Молодежь всегда готова что-то менять, а старики не хотят уходить с насиженных мест.

Здесь сложно переоценить актуальность темы.

Анализируя эти две группы людей, мы начнем с вопроса счастья. Поколение отцов заботится только о себе. Им не свойственно беспокоиться об окружающих. Чужие поражения не затрагивают их сердца. Счастье нового поколения совсем в другом. Они понимают суть общества, понимают, насколько важно быть вместе, помогать другим. В этом их сила. Прежние уставы не дают им нормально раскрыться.

Чернышевский полностью согласен с новыми людьми.

Чернышевский никогда не защищал эгоизма в его буквальном смысле.

«Разумный эгоизм» героев Чернышевского не имеет ничего общего с себялюбием, своекорыстием, индивидуализмом. Его цель – благо всего общества. Яркими примерами людей, который двигаются по этому принципу, можно назвать Мерцаловых, Кирсанова, Лопухова и т.д.

Но больше все мне нравится то, что они не утрачивают свою уникальность. Они яркие личности, несмотря на то, что двигаются идеями на благо общества. Они трудятся над тем, чтобы преодолевать свои недостатки. И чем сложнее эта работа, тем потом они счастливее. «Разумный эгоизм» – это тоже забота о себе, но она не причиняет никому вреда, а только помогает людям становиться лучше.

Нельзя упустить женский вопрос. Его суть здесь в понимании роли женщины в обществе и семье. Чернышевский подчеркивает силу женщины, ее ум. Она может быть успешной не только в семье, но и на работе.

Теперь она имеет право на индивидуальность, образование, мечты и успех. Чернышевский пересматривает место женщины и в обществе, и в семье.

«Что делать?» - это вечный вопрос для многих людей. Чернышевский преподнес нам не просто художественную историю со смыслом. Это серьезное философское, психологическое и социальное произведение. В нем открывается внутренний мир людей. Я думаю, что не каждый великий психолог или философ смог бы так ярко и правдиво показать реалии наших дней.

Обновлено: 2017-01-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Новые люди

Роман «Что делать?» был написан Н. Г. Чернышевским в 1862-1863-х годах в стенах Петропавловской крепости. В нем он представил целый ряд «новых» личностей, которые могли прийти на смену привычному обществу и стать социальным ядром того времени. Социально-политическая подоплека романа не сразу была замечена цензорами, поэтому его работа легко прошла в печать. Основной линией сюжета считалась тема любви. Уже через год текст распространился по всей стране. Однако, со временем, стало понятно, что автор хотел ознакомить читателей с «новыми людьми» своего романа. Мир этих людей формировался в борьбе со старым режимом, который давно изжил себя, но продолжал господствовать.

Так, например, мать главной героини - Марья Алексеевна интересуется исключительно вопросами выгоды и наживы. Эта ростовщица мечтает выдать свою дочь за богатого господина и велит ей быть обходительной с сыном хозяина. Вера Павловна - полная противоположность своей матери. Это разумная, здравомыслящая и зрелая духом девушка, которая прекрасно понимает, чего добивается этот богатый ловелас. Со временем пребывание в родном доме для Веры становится совсем невыносимым и ей берется помогать юный студент медицинской академии - Дмитрий Лопухов . Он хоть и сын помещика, но свой путь всегда прокладывал сам. Так, постепенно, вокруг Веры Павловны и Лопухова формируется новый круг людей.

Эти люди молоды, энергичны, интересны, полны сил и новых идей. Они часто бывают в доме Лопуховых, заключивших фиктивный брак ради спасения Веры. Это и интеллигентный Кирсанов , и отчаянный Рахметов , и другие молодые студенты петербуржских и заграничных учебных заведений. Решившись открыть швейную мастерскую, Вера Павловна приглашает туда на работу девушек, оказавшихся в таком же затруднительном положении, в котором когда-то была и она. Эти девушки работают теперь не по найму, а на равных правах с Верой Павловной. Они вместе не только работают, но и отдыхают в свободное время, устраивая пикники, чаепития и светские беседы. Всех разночинцев, задействованных в романе, объединяет обостренное чувство долга и достоинства.

«Новые люли» Чернышевского полны надежд на светлое будущее. Для них на первом месте честность и порядочность. Они точно знают, что на несчастье другого личного счастья не построить. Не последнее место в романе занимает самоанализ и психология поведения каждой отдельно взятой личности. Самый большой резонанс в обществе был вызван главой «Особенный человек» про неординарного студента Рахметова, в котором автор видел идеального революционера. Пожалуй, это самый деятельный человек из всех «новых людей». Он борется за «новый мир» не на жизнь, а на смерть и ради этого готов прибегнуть к всевозможным средствам. Этот молодой человек закалял в себе силу характера через физический труд и материальные лишения. Именно таким виделся автору «новый человек», способный внести коренные изменения в общество и развить его.

Загрузка...