crimea-fun.ru

Диагностические работы по литературе со спецификацией. Спецификация по литературе (6 класс) учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКАЦИЯ

итоговой диагностической работы по литературе

для учащихся 6-х классов Православной классической гимназии

1.Цель работы: Итоговая работа для обучающихся 6 классов проводится в конце учебного года и предназначена для диагностики индивидуальных достижений учениками 6-х классов планируемых результатов обучения, определения уровня подготовки и качества освоения материала по предмету «Литература» в рамках мониторинга введения ФГОС ООО.

Данная работа позволяет определить уровень сформированности у учащихся 6 класса следующих предметных и метапредметных умений:

Владение литературоведческой терминологией;

Определение познавательной цели (умение определять главную мысль и цель создания текста);

Извлечение необходимой информации из текста;

Установление причинно-следственных связей;

Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля;

Понимание и адекватная оценка языка художественных произведений;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

2. Документы, определяющие содержание и параметры диагностической работы

– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).

– Примерные программы основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.

– Программа по литературе Православной классической гимназии, составленная на основе Примерной программы основного общего образования по литературе и Стандарта Православного компонента основного общего образования, утвержденного решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27.07.2011 года.

– О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122).

3. Структура диагностической работы

Работа направлена на проверку знаний и умений, являющихся составной частью читательской компетенции, и составлена на основе Программы по литературе Православной классической гимназии, составленной на основе Примерной программы основного общего образования по литературе и Стандарта Православного компонента основного общего образования, утвержденного решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27.07.2011 года.

В работе используются задания базового и повышенного уровней сложности. Задания базового уровня сложности проверяют освоение основополагающих знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения. Задания повышенного уровня сложности помогают оценить потенциальные возможности обучающегося для успешного продолжения образования. Использование заданий различного уровня сложности позволяет дифференцировать учеников по уровню учебных достижений и оценить качество освоения планируемых результатов на двух уровнях сложности.

Содержание итоговой работы позволяет обеспечить полноту подготовки обучающихся на базовом уровне и возможность зафиксировать достижение учеников этого уровня. За счет включения заданий повышенного уровня сложности, также составленных на основе планируемых результатов, работа дает возможность осуществить более тонкую дифференциацию обучающихся по уровню подготовки и зафиксировать достижение пятиклассников обязательных для овладения планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне.

В работу по литературе включено 8 заданий с выбором ответа, 10 заданий с кратким ответом и мини-сочинение.

Итоговая работа по литературе состоит из 4-х частей.

Часть 1 (А1–А7) содержит задания с выбором ответа.

Часть 2 (В1–В5) содержит задания с кратким ответом – анализ фрагмента эпического произведения.

Часть 3 (А8, В6–В10) содержит задания с кратким ответом – анализ лирического произведения.

Часть 4 (С1) представляет собой мини-сочинение по предложенным вопросам.

4. Время выполнения работы

На выполнение всей диагностической работы отводится 60 минут. Предлагается после 40 минут, отведенных на выполнение заданий типа А и В, перед выполнение части 4 сделать перерыв на 10 мин. (в соответствии с рекомендациями СанПиН).

5. Условия проведения диагностической работы, включая дополнительные материалы и оборудование

Строгое соблюдение инструкции по проведению диагностической работы. Дополнительные материалы и оборудование не предусмотрены.

6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Все задания с выбором ответа и с кратким ответом оцениваются в 1 балл. Задание с развернутым ответом С1 оценивается в 4 балла. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 22 балла.

7. Распределение заданий диагностической работы по содержанию и проверяемым умениям

В таблице 1 приведено распределение заданий по темам курса литературы в 6 классе.

Распределение заданий диагностической работы по содержанию и проверяемым умениям

В таблице приведено распределение заданий по темам курса литературы в 6 классе.

Темы курса литературы

Число заданий

Малые жанры фольклора / Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта / Поговорка как образное выражение.

Темы природы, Родины, войны в русской литературе. Образы детства.

Литература как искусство словесного образа. Литература и мифология. Литература и фольклор.

Художественный образ. Персонаж. Литературный герой. Главные и второстепенные персонажи. Лирический герой.

Сюжет и композиция.

Тематика и проблематика. Идейно-эмоциональное содержание произведения. Возвышенное и низменное, трагическое и комическое в литературе. Юмор. Сатира.

Художественная речь. Поэзия и проза. Изобразительно-выразительные средства (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола, антитеза, аллегория). Художественная деталь. Стихотворные размеры. Ритм, рифма. Строфа.

Литературные роды и жанры.

Древнерусская литература, её жанры и формы, главные герои.

Русская литература XIX века. Изображение исторических событий, жизни русского дворянства и картин народной жизни. Нравственные искания героев русской литературы.

Итого:

В следующей таблице приведено распределение заданий по планируемым результатам обучения.

Планируемые результаты обучения

Число заданий

осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения

понимать тематику, проблематику, идею изученных произведений

различать стих и прозу как формы художественной речи, знать авторов лирических произведений (в пределах изученного)

находить в анализируемом тексте средства художественной выразительности (эпитет, метафора, олицетворение и пр.)

определять пафос произведения (в пределах изученного: героический, комический, трагический)

выделять элементы композиции и сюжета

различать произведения древнерусской и новой русской литературы

различать жанры древнерусской литературы (в пределах изученного)

правильно определять родовую природу художественных произведений (в пределах изученного)

правильно определять жанровую природу художественных произведений (в пределах изученных жанров)

уметь анализировать литературное произведение

Итого:

Приложение

План итоговой диагностической работы по литературе

для учащихся 6-х классов

Кодификатор контролируемых элементов содержания (КЭС) и планируемых результатов обучения (ПРО) по литературе

Обозначение задания в работе

Код

ПРО

Код

КЭС

Тип

задания

Примерное время на задание, мин.

Макс.

балл за задание

Часть 1

2.6.2

Сведения по теории и истории фольклора и литературы: 1.1, 1.2, 1.3, 2.0.1, 2.0.2, 11.1, 11.2, 11.3, 11.4, 11.5, 11.6.1, 11.8.1, 11.10.1, 11.12.1, 11.13.1

ВО

2.6.3

ВО

1.1.1

ВО

2.6.3, 2.9.3

ВО

2.9.3

ВО

2.6.1

ВО

2.1.8

ВО

Часть 2

2.9.3

эпические произведения: 4.1.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.4.2.1, 4.5.3.1

КО

2.6.3

КО

2.9.3

КО

2.1.7, 2.9.3

КО

2.1.2, 2.4.1

КО

Часть 3

2.1.1, 2.1.2

лирические произведения: 3.01, 4.4.1, 4.5.1, 5.11, 5.2.1, 5.4.1, 6.1.1.1,6.7.1, 11.7.1

ВО

2.9.3

КО

2.9.3

КО

2.1.5

КО

2.9.3

КО

В10

2.1.5

КО

Часть 4

2.3.1, 2.7.1

мини-сочинение

РО

ИТОГО:

ВО-8

КО-10

РО-1

балла

Диагностическая работа по литературе для учащихся 6 классов

Часть 1

А1. Что из перечисленного ниже не является родом литературы?

  1. эпос
  2. фантастика
  3. лирика
  4. драма

А2. Укажите жанр произведения, из которого взят отрывок:

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни -

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…

  1. элегия
  2. баллада
  3. поэма

А3. «Несмотря на то, что большая часть народных посвящена простейшим и привычным предметам домашнего обихода, а также домашним животным и природным явлениям, они раскрывают поэтическую сторону в этих предметах и явлениях, открывая полный простор для творческой фантазии народа. Для многих характерна иносказательная или метафорическая природа построения».

О каком жанре фольклора идёт речь в приведённом отрывке?

  1. прибаутка
  2. поговорка
  3. считалка
  4. загадка

А4. Назовите жанр произведения А.И.Куприна «Чудесный доктор»:

  1. рассказ
  2. очерк
  3. повесть
  4. предание

А5. Назовите жанры древнерусской литературы:

1) Патерик, житие, летопись

2) Ода, поэма, баллада

3) Повесть, роман, рассказ

4) Трагедия, дама, комедия

А6. Назовите имя русского баснописца:

  1. М.В.Ломоносов
  2. В.А.Жуковский
  3. И.И.Дмитриев
  4. А.П.Платонов

А7. Что из перечисленного ниже не является элементом сюжета художественного произведения?

  1. завязка
  2. кульминация
  3. абзац
  4. эпилог

Часть 2

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились... Длинный подбородок жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...

Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

Ну, полно! - поморщился толстый.- Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства - и к чему тут это чинопочитание!

Помилуйте... Что вы-с...- захихикал тонкий, еще более съёживаясь.- Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...

Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от Тонкого и подал ему на прощанье руку.

Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.

B1. Напишите фамилию автора произведения, из которого взят этот отрывок.

Ответ__________________________________________________

В2. Назовите жанр произведения, из которого взят этот отрывок.

В3. Как называется обмен репликами между персонажами?

Ответ___________________________________________________

В4. Определите одним словом, как называется использованный автором прием комического представления социальных явлений.

Ответ___________________________________________________

В5. Выпишите существительное, обозначающее причину поведения Тонкого в этом отрывке.

Ответ_____________________________________________________

Часть 3

УТЁС

1) Ночевала тучка золотая

2) На груди утёса-великана;

3) Утром в путь она умчалась рано,

4) По лазури весело играя;

5) Но остался влажный след в морщине

6) Старого утёса. Одиноко

7) Он стоит, задумался глубоко,

8) И тихонько плачет он в пустыне.

1841

А8. О чём это стихотворение? Обведите номер варианта ответа, который

не может быть верным для данного вопроса.

  1. о любви
  2. о смерти
  3. о счастье
  4. об одиночестве

В6. Напишите фамилию автора этого стихотворения.

В7. Определите размер этого стихотворения. Ответ запишите одним словом, без указания количества стоп.

Ответ_________________________________________

В8. Выпишите из текста олицетворения в порядке их следования в тексте, через запятую без пробела.

В9. Отметьте строки, в которых видны несовпадения ритмических и стихотворных пауз.

Запишите их номера через запятую без пробела.

Ответ__________________________________________

В10. Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («тучка золотая», «влажный след»)? Ответ запишите в форме множественного числа.

Ответ__________________________________________

Часть 4

С1. Какие произведения, в которых центральной является тема детства, вам известны? Назовите их. Какие из них вы читали? Какие из них вам понравились, а какие не понравились? Обоснуйте свою точку зрения по одному прочитанному произведению.

Напишите об этом небольшое сочинение (10–15 предложений) на отдельном подписанном листе.

Система оценивания результатов выполнения

диагностической работы. 6 класс

Задание с кратким ответом или с выбором ответа считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном. Оно оценивается в 1 балл. Задание с развернутым ответом оценивается экспертом (учителем) в соответствии с критериями оценивания. Баллы

Дан развернутый ответ в объёме не менее 10 предложений, речевых и фактических ошибок нет

Ответ дан, но неполно / текст содержит 1–2 речевые и/или фактические ошибки

Ответ дан, но неполно, фрагментарно / текст содержит 3 – 4 речевые и/или фактические ошибки / смысл высказывания затемнен / менее 10 предложений

Ответ дан в нескольких словах, не составляющих законченного предложения; имеется 5 или более речевых ошибок, затрудняющих понимание написанного

Ответа нет / не соотносится с вопросом

Таблица пересчета первичных баллов в школьные отметки

Образовательная организация может скорректировать представленную шкалу перевода баллов в школьные отметки с учетом контингента обучающихся.


Данилина Галина Олеговна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Учхозская СОШ» Краснослободского района Республики Мордовия

требований школьной программы базового уровня.

Сборник адресован учителям литературы.

Пояснительная записка

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Сборник итоговых контрольных работ для 5-11 классов поможет учителю проверить выполнение требований школьной программы базового уровня, а именно: текстуальное знание художественных произведений, уровень формирования читательских умений, развитие культуры устной и письменной речи, знание литературоведческих терминов и понятий.

Сборник строится с опорой на Программу среднего (полного) общего образования, сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника.

Задания сборника разработаны в соответствии со структурой ЕГЭ и отражают три уровня заданий: с выбором ответа (тесты), с кратким ответом (одно-два слова), с развернутым ответом (не более 2-3 предложений).

Время отводимое на выполнение заданий в 5-9 классах 40-45 минут, в 10-11 классах – до 90 минут.

за курс 5 класса

Часть 1.

Выберите верный ответ.

1. Фольклор – это …

а) устное народное творчество;

б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.

в) сказки, придуманные народом;

г) художественные произведения, созданные нашими предками.

2. Жанр древнерусской литературы, запись исторических событий по годам.

а) житие

б) летопись

в) мемуары

г) воспоминания

3. Русские народные сказки традиционно делятся на 3 группы. Найдите лишнюю.

а) волшебные

б) бытовые

в) исторические

г) о животных

4. Какой вид конфликта вы не встретите в русской народной сказке?

а) добро – зло;

б) жизнь – смерть;

в) дом – дорога;

г) природа – цивилизация.

5. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно…»

а) В.А. Жуковский «Спящая царевна»

б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

в) И.С. Тургенев «Муму»

г) Д.Б. Кедрин «Алёнушка»

Часть 2.

Кратко запишите ответ.

1. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее.

2. Поэт, который в 19 лет сбежал из дома и пешком дошёл из Архангельска до Москвы, чтобы учиться.

3. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. Назовите автора.

«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная».

Часть 3.

В чем заключается главное отличие древнерусской литературы от устного народного творчества.

Ответы 5 класс

Номер задания

Ключ ответа

Часть 1

Часть 2

А.С.Пушкин

М.В.Ломоносов

В.Астафьев «Васюткино озеро»

Итоговая контрольная работа по литературе

за курс 6 класса

Часть 1.

Выберите верный ответ.

1 .Какие жанры литературы относятся к эпосу:

а) роман, повесть, рассказ

б) стихотворение, поэма, ода

в) трагедия, комедия

2.Соотнесите термин с определением.

1.Миф-

2.Сказ-

3.Рассказ-

А. Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Б.Представление человека о мире, сказание о происхождении богов и людей.

В.Повествование, опирающееся на народные предания и легенды, содержащие зарисовки народного быта и нравов.

Часть 2.

Кратко запишите ответ.

1.Выпишите из стихотворения эпитеты:

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка.

2. Какое средство художественной выразительности использовал автор в описании бури?

Выпишите их.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко постучит.

Часть 3.

Письменно ответьте на вопросы (2-3 предложения):

1.Что такое летопись и зачем она нужна? Кто был первым летописцем?

2.Кто такой Иван Петрович Белкин? Где вы встречались с этим именем?

Ответы 6 класс

Итоговая контрольная работа по литературе

За курс 7 класса.

Часть 1.

Выберите верный ответ.

1. Какое из названных произведений является автобиографическим?

а) Н.В.Гоголь « Тарас Бульба»

б) А.П. Платонов « Юшка»

в) А.М. Горький « Детство»

г) Ю.П. Казаков « Тихое утро»

2. Какой художественный прием использовал Н.В.Гоголь, чтобы противопоставить Остапа Андрию в повести « Тарас Бульба»?

а) гипербола

б) метафора

в) олицетворение

г) антитеза

3. Какова основная идея стихотворения В. Маяковского « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

а) поэт и солнце - друзья

б) назначение поэта и поэзии

в) жалоба поэта на трудную жизнь

г) признание в любви

Часть 2.

Кратко запишите ответ.

« Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имена, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась».

2. Заполните таблицу

Роды литературы

Жанры

Роман

Стихотворения

Комедия

Повесть

Стихотворение в прозе

Трагедия

Рассказ

Басня

Драма

Эссе

Элегия

Поэма

Ода

Часть 3.

Письменно ответьте на вопрос (2-3 предложения):

Назовите основную проблему произведений писателей, изученных в 7 классе.

Ответы 7 класс

Номер задания

Ключ ответа

Часть 1

Часть 2

Л.Андреев «Кусака»

Эпос, лирика, драма.

Роды литературы

Эпос

Лирика

Драма

Жанры

Роман

Стихотворения

Комедия

Повесть

Стихотворение в прозе

Трагедия

Рассказ

Басня

Драма

Эссе

Поэма

Итоговая контрольная работа по литературе

за курс 8 класса.

Часть 1.

Выберите верный ответ.

1.Историзм- это

а) мысли об историческом прошлом

б) письма, дневники, заметки

в) принцип в литературе, помогающий представить героев, события на фоне большого исторического полотна

г) устное народное творчество

2. К какому литературному направлению принадлежит повесть Н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь»?

а) романтизм;

б) сентиментализм;

в) реализм;

в) есть черты и сентиментализма, и романтизма

3.Идейный кульминационный центр «Мцыри» - это…

а) эпизод борьбы Мцыри с барсом;

б) встреча с грузинкой

в) сон о золотой рыбке

в) три дня странствий

Часть 2.

Кратко запишите ответ.

1.Выпишите жанры лирики:

а) рассказ, б) эпос, в)ода, г)драма, д)стихотворение, е)повесть, ж) рассказ, з) комедия

2.Определите раздел литературы и жанр отрывка:

Мое сердце взволновалось,

Как на Волхове вода.

Вода на время устоится-

Мое сердце никогда.

По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы горючей

К ночи медленно сползали. (М. Лермонтов)

Часть 3.

Письменно ответьте на вопрос (2-3 предложения):

Охарактеризуйте типы литературных героев, представленных в произведениях писателей, изученных в 8 классе.

Ответы 8 класс

Номер задания

Ключ ответа

Часть 1

Часть 2

в, д

Устное народное творчество, частушка.

Эпитеты:

хмурые тучи, скалы горючей.

Олицетворения:

тучи блуждали, сползали. Метафора: грудь скалы.

Итоговая контрольная работа по литературе

За курс 9 класса.

Часть 1.

1. Определите название произведения и его автора.

а) Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

б) Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

2. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежат произведения русских писателей?

а) «Капитанская дочка» (А.С.Пушкин)

б) "Бедная Лиза" (Н. М. Карамзин).

в) "Властителям и судиям" (Г. Р. Державин).

г) "Мцыри" (М. Ю. Лермонтов).

3. Определите, какие средства выразительности используются в следующих строчках.

Блистая взорами, Евгений

Стоит подобно грозной тени,

И, как огнем обожжена,

Остановилась она.

а) сравнение

б) гиперболу

в) олицетворение

г) эпитет

Часть 2.

Кратко запишите ответ.

1. О каком произведении В. Г. Белинский сказал, что это "прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения"?

2. Какого русского писателя XVIII века Екатерина II назвала "бунтовщиком хуже Пугачева"?

Часть 3.

Письменно ответьте на вопрос (2-3 предложения):

Отметьте особенность стихотворений о родине, изученных в 9 классе.

Ответы 9 класс

Номер задания

Ключ ответа

Часть 1

а - М.Ломоносов «Ода на день восшествия на престол Государыни императрицы Елисаветы Петровны»

б - А.Грибоедов «Горе от ума»

а - реализм

б - сентиментализм

в - классицизм

г - романтизм

а, г

Часть 2

Слово о полку Игореве

А.Радищева

Итоговая контрольная работа по литературе

за курс 10 класса.

Часть1

А1.В качестве эпиграфа к пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор» использована пословица, выберите верную:

А) «по платью видят, кто таков идет»

Б) «сколько веревку ни вить, а концу быть»

В) «на зеркало неча пенять, коли рожа крива»

Г) «береги честь смолоду»

А2. Кому посвятил И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»?

А) А.С.Пушкину

Б) В.Г.Белинскому

В) Н.В.Гоголю

Г) Н.А.Некрасову

А3. О ком в «Мертвых душах» сказано: « прореха на человечестве»?

А) о капитане Копейкине

Б) о Плюшкине

В) о Коробочке

Г) о Чичикове

А4. Кому принадлежат следующие слова: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его, а душа теперь не ваша!»?

А) Катерине

Б) Кулигину

В) Тихону

Г) Кабанихе

А5. Реализм – это

А) изображение типических характеров в типических обстоятельств

Б) правдивое изображение действительности

В) направление в литературе, проникнутое оптимизмом и стремление показать высокое предназначении человека

Г) художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв.

Часть 2.

В1. А.С.Грибоедов писал: « В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека..» Кого писатель имел в виду?

В2. К какому эстетическому направлению в литературе 18 – 19 века принадлежит поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?

В3 .Назовите жанр лирического произведения, написанного возвышенным стилем и воспевающего кого – либо или какое – либо торжественное событие?

В4 . Эпиграфом какого произведения является пословица «Береги честь смолоду»?

В5. По какому принципу вводятся в роман образы Обломова и Штольца?

Часть 3.

Выскажите свое мнение по поводу высказывания в форме развернутого ответа. Рассуждайте. Приводите доводы.

Прочитанные мною произведения в курсе литературы 10 класса удивили меня необычными сюжетными линиями, перепитиями судеб персонажей. А самое главное, герои произведений русской литературы XIX века личности сильные, неординарные, но зачастую вступающие в противоречие с обществом.

Ответы. 10 класс

Чацкий

романтизм

ода

А.Пушкин

«Капитанская дочка»

антитеза

Итоговая контрольная работа по литературе

за курс 11 класса.

Часть 1. Прочитайте текст. Выполните задания.

Немецкий передний край проскакивал меж двух дзотов. Из блиндажа автоматчики выскочили, и я нарочно сбавил ход, чтобы они видели, что майор едет. Но они крик подняли, руками махают, мол, туда ехать нельзя, а я будто не понимаю, подкинул газку и пошел на все восемьдесят. Пока они опомнились и начали бить из пулеметов по машине, а я уже на ничьей земле между воронками петляю не хуже зайца.

Тут немцы сзади бьют, а тут свои очертели, из автоматов мне навстречу строчат. В четырех местах ветровое стекло пробили, радиатор пропороли пулями... Но вот уже лесок над озером, наши бегут к машине, а я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем...

Молодой парнишка, на гимнастерке у него защитные погоны, каких я еще в глаза не видал, первым подбегает ко мне, зубы скалит: «Ага, чертов фриц, заблудился?» Рванул я с себя немецкий мундир, пилотку под ноги кинул и говорю ему: «Милый ты мой губошлеп! Сынок дорогой!

Какой же я тебе фриц, когда я природный воронежец? В плену я был, понятно? А сейчас отвяжите этого борова, какой в машине сидит, возьмите его портфель и ведите меня к вашему командиру». Сдал я им пистолет и пошел из рук в руки, а к вечеру очутился уже у полковника – командира дивизии. К этому времени меня и накормили, и в баню сводили, и допросили, и обмундирование выдали, так что явился я в блиндаж к полковнику, как и полагается, душой и телом чистый, и в полной форме. Полковник встал из-за стола, пошел мне навстречу. При всех офицерах обнял и говорит: «Спасибо тебе, солдат, за дорогой гостинец, какой привез от немцев. Твой майор с его портфелем нам дороже двадцати "языков". Буду ходатайствовать перед командованием о представлении тебя к правительственной награде». А я от этих слов его, от ласки, сильно волнуюсь, губы дрожат, не повинуются, только и мог из себя выдавить: «Прошу, товарищ полковник, зачислить меня в стрелковую часть».

Но полковник засмеялся, похлопал меня по плечу: «Какой из тебя вояка, если ты на ногах еле держишься? Сегодня же отправлю тебя в госпиталь. Подлечат тебя там, подкормят, после этого домой к семье на месяц в отпуск съездишь, а когда вернешься к нам, посмотрим, куда тебя определить».

И полковник, и все офицеры, какие у него в блиндаже были, душевно попрощались со мной за руку, и я вышел окончательно разволнованный, потому что за два года отвык от человеческого обращения.

М.А. Шолохов, «Судьба человека»

А1. Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину ХIХ века и традиции которого нашли свое отражение в «Судьбе человека».

А2. Укажите жанр, к которому принадлежит названное произведение М.А. Шолохова

А3. «Судьбу человека» называют «свернутым эпическим полотном». Назовите шолоховский четырехтомный роман-эпопею, представляющий собой «большой» эпос и также отображающий судьбу человека в Истории

А4. Эпизод встречи героя с командиром дивизии своеобразно перекликается со сценой у лагерфюрера Мюллера, назвавшего Андрея «настоящим русским солдатом». Как называется резкое противопоставление различных ситуаций, явлений в художественном произведении?

А5. Как называется способ отображения внутренних, душевных переживаний героев в произведении («упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем», «губы дрожат, не повинуются» и т.п.)?

Часть 2. Прочитайте текст. Выполните задания.

ВЕЧЕР

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном, –

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

А.А. Фет

В1. «Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река...»

Как называется художественное описание природы в литературном произведении?

В2. К какому приему прибегает поэт в строке: «Разлетелись, как дым облака»?

В3. Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор, упоминая о «вздохах дня» в «дыханье ночном»?

В 4. Как называется сочетание строк в стихотворении, обладающих определённым метрическим, ритмическим, интонационно-синтаксическим строением и объединяемых рифмовкой.

В5. Каким размером написано стихотворение А.А. Фета «Вечер»?

Часть 3.

Напишите ответ на вопрос: « В чем, по –вашему мнению, особенности прозы о Великой Отечественной войне?» (Перечислите основные проблемы, типы героев и т.д.)

Ответы. 11 класс

реализм

пейзаж

рассказ

сравнение

Тихий Дон

метафора

контраст

рифма

психологизм

анапест

Использованная литература.

  1. КИМ ЕГЭ по литературе 2010-2013 гг. Москва «Просвещение».
  2. Журнал «Русский язык в школе». Москва. 2011-2012 гг.
  3. Журнал « Русский язык и литература. Всё для учителя! . Новосибирск. 2013 г.
  4. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: ВАКО, 2006 г.
  5. Кузанова О.А. «Литература. Государственная итоговая аттестация.9 класс» М., «Экзамен», 2011г.

5.Кто из героев романа «Герой нашего времени» задает себе вопрос: «…зачем я жил? для какой цели я родился?..»

А) Грушницкий Б) Печорин В) Вернер

6.Каким образом в бабушка в произведении Достоевского «Белые ночи» удерживала Настеньку дома?

А) запирала в комнате Б) привязывала к лавке В) пришпиливала платье булавкой

7. О ком из героев «Мёртвых душ» эти слова «Он ему на этот раз показался похожим на средней величины медведя...

для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями

он ступал и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги»:А) Плюшкин Б) Манилов В) Собакевич

Г) Ноздрев

8. Жанровое своеобразие произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума» выражено в определении жанра:

1) Комедия 2) Трагедия 3) Трагикомедия

9.Укажите, к какому литературному направлению относится роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

а) классицизм б) сентиментализмв) реализм г) романтизм

10.Какой художественный прием использует А.С.Пушкинв строчках :

«Куда, куда вы удалились/ Весны моей златые дни?»

А) олицетворение В) эпитетБ) инверсия Г) аллегория

11.Определите, кому из героев одного из произведений А.С.Пушкина соответствуют эти характеристики:

«Молодой повеса», «он умён и очень мил», «мог он лицемерить», «не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить»,

«как женщин, он оставил книги», «русская хандра им овладела понемногу».

12.Назовите имя, фамилию главного героя рассказа «Судьба человека».

13. Назовите фамилию ещё одного помещика из «Мёртвых душ»: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Плюшкин.

14.Организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения – это… .

15. Почему роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни. Прокомментируйте свой ответ.

Вариант 3.

1. Поэт, подаривший Пушкинусвой портрет с надписью «Победителю – ученику от побежденного учителя»:

А) Жуковский Б) Державин В) Фонвизин Г) Ломоносов

2. О ком из героев романа идёт рассказ:«Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь,

например, в дождик, в холод целый день на охоте, все иззябнут, устанут –а ему ничего. А другой раз сидит у себя в

комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана

один на один, бывало, по целым часам слова не добьёшься, зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики

надорвёшь от смеха… Да- с, с большими был странностями…»

3. Печорина из романа «Герой нашего времени» звали: 1) Максим Максимыч 2 ) Григорий Александрович

3) Сергей Александрович 4 )Александр Григорьевич

4. О ком из героев комедии «Горе от ума» эти слова: «И золотой мешок, и метит в генералы»?

А) Скалозуб Б) Фамусов В) Молчалин Г) Чацкий

5.О ком из героев «Мёртвых душ» говорится «...Набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки,

размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий

четвертачки...»: А) Плюшкин Б) Манилов В) Собакевич Г) Коробочка

6.Кто впервые в русской литературе написал стихотворение «Памятник» по тексту произведения Горация

Стартовый контроль по литературе в 11 классе

I вариант.

    Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19 века?

а) романтизм

б) классицизм

в) сентиментализм

г) реализм

2. Кого из русских писателей называли «Колумбом Замоскворечья»?

а) И.С.Тургенева

б) А.Н.Островского

в) Л.Н.Толстого

г) Ф.М.Достоевского

3. Героиню пьесы Островского «Гроза», Кабаниху, звали:

а) Анна Петровна

б) Марфа Игнатьевна

в) Катерина Львовна

г) Анастасия Семеновна

4. Укажите, какой художественный прием использует А.А.Фет в выделенных словосочетаниях?

Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет .

а) олицетворение

б) инверсия

в) эпитет

г) аллегория

5. Герой какого произведения при рождении был обещан Богу, «много раз погибал и не погиб»?

а) Л.Н.Толстой, «Война и мир», князь Андрей

б) А.Н.Островский, «Гроза», Катерина Кабанова

в) И.С.Тургенев, «Отцы и дети», Базаров

г) Н.С.Лесков, «Очарованный странник», Иван Северьянович Флягин

6. В каком произведении русской литературы второй половины 19 века появляется герой-нигилист?

а) А.Н.Островский, «Лес»

б) И.С.Тургенев, «Отцы и дети»

в) Ф.М.Достоевский, «Преступление и наказание»

г) И.А.Гончаров, «Обломов»

7. Назовите основной конфликт в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

а) столкновение либерально-консервативных и демократических идей (Павел Петрович – Базаров)

б) конфликт между аристократкой Одинцовой и плебеем Базаровым (любовный конфликт)

в) конфликт между старшим и младшим поколениями (родители Базарова – Базаров)

г) внутренний конфликт в душе главного героя Базарова (несоответствие целей и возможностей)

а) А.Н.Островский

б) Ф.М.Достоевский

в) М.Е.Салтыков-Щедрин

г) Л.Н.Толстой

9. Кто из героев романа «Война и мир» предложил М.Кутузову план партизанской войны?

а) Ф.Долохов

б) В.Денисов

в) А.Болконский

г) Б.Друбецкой

10. Какому герою «Войны и мира» принадлежит высказывание «Шахматы расставлены. Игра начнется завтра»?

а) князю Андрею

б) императору Александру I

в) Наполеону

г) М.И.Кутузову

11. Какого героя романа «Преступление и наказание» Д.Разумихин характеризует следующими словами: «Угрюм, мрачен, надменен и горд…»?

а) Порфирия Петровича

б) Зосимова

в) Раскольникова

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый и ясный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье,- и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

а) А.К.Толстой

б) А.А.Фет

в) Н.А.Некрасов

г) Ф.И.Тютчев

13. Укажите, с чем связаны изменения в характере Д.И.Старцева (А.П.Чехов, «Ионыч»).

а) влияние его невесты

б) воздействие родителей Д.И.Старцева

в) влияние среды

г) профессия врача

14. Укажите, к какому литературному направлению следует отнести роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир».

а) романтизм

б) сентиментализм

в) классицизм

г) реализм

15. Какая мелодия (из какого музыкального произведения) сопровождает зарождение любовного чувства в романе И.А.Гончарова «Обломов»?

а) «Casta Diva», опера В. Беллини «Норма»

б) «Размышления», опера Ж. Массне «Таис»

в) «Утро», из музыки Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»

г) «Монтекки и Капулетти», балет С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»

16. Героем какого произведения А. Н. Островского является Несчастливцев?

а) «Волки и овцы»

б) «Не в свои сани не садись»

в) «Гроза»

17. Кого из героев романа «Преступление и наказание» тревожат сновидения?

а) Лебезятников б) Соня в) Лужин г) Свидригайлов

II вариант.

    Укажите писателей второй половины 19 века, в названии произведений которых есть противопоставление (имеются в виду произведе6ния, изученные в школьном курсе).

а) А.Н.Островский, И.С.Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин

б) И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой

в) И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов

г) Л.Н.Толстой, Н.С.Лесков, И.С.Тургенев

а) А.Н.Островский «Бешеные деньги»

в) Л.Н.Толстой «Живой труп»

г) Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

    Определите, из какого произведения взят следующий отрывок.

Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…

а) Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»

б) Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

в) И.А.Гончаров «Обломов»

г) И.С.Тургенев «Отцы и дети»

Блажен незлобливый поэт,

В ком мало желчи, много чувства:

Ему так искренен привет

Друзей спокойного искусства…

Но нет пощады у судьбы

Тому, чей благородный гений

Стал обличителем толпы,

Ее страстей и заблуждений.

а) аллегория

б) антитеза

в) метафора

г) гипербола

    Назовите основные критерии оценки личности в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

а) гордость и самолюбие

б) благородство и доброта

в) естественность и нравственность

г) щедрость и мужество

    Кто из русских писателей был осужден на каторжные работы?

а) М.Е. Салтыков-Щедрин

б) Ф.М.Достоевский

в) А.И.Герцен

г) Н.А.Некрасов

7. Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А.Н.Островский, «Гроза»)?

а) тип «маленького человека»

б) тип «лишнего человека»

в) самодур

г) романтический герой

а) И.А.Гончаров

б) Н.А.Некрасов

в) М.Е. Салтыков-Щедрин

г) А.П.Чехов

Еду ли ночью по улице темной,

Бури заслушаюсь в пасмурный день, -

Друг беззащитный, больной и бездомный,

Вдруг промелькнет твоя тень!

а) Ф.И.Тютчев

б) А.А.Фет

в) Н.А.Некрасов

г) И.С.Тургенев

    Укажите, какую позицию занимает в романе-эпопее «Война и мир» автор.

а) участник происходящих событий

б) человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события

в) бесстрастный наблюдатель

г) повествователь, прерывающий рассказ, чтобы поведать читателю о себе

    Укажите название полка, в котором служил Николай Ростов (Л.Н.Толстой, «Война и мир»).

а) Преображенский

б) Павлоградский

в) Измайловский

г) Семеновский

    Какой род литературы стал господствующим во второй половине 19 века?

а) лирика

г) лиро-эпика

13. Укажите произведение А. П. Чехова, которое является лирической комедией.

а) «Человек в футляре»

б) «Чайка»

в) «Медведь»

г) «Дама с собачкой»

14. Укажите, кому из русских писателей принадлежит высказывание «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

а) М. Е. Салтыков – Щедрин

б) Л. Н. Толстой

в) Ф. М. Достоевский

г) А. П. Чехов

15. Укажите, где происходит основное действие романа И. А. Гончаров «Обломов».

а) Петербург

б) Москва

в) город NN

г) тульское имение И. И. Обломова

16. Кому посвящены следующие строки?

Его преследуют хулы:

Он ловит звуки одобренья

Не в сладком ропоте хвалы

А в диких криках озлобленья…

а) Н. Г. Чернышевский

б) В. Г. Белинский

в) Н. Г. Гоголь

г) А. С. Пушкин

Ответы к заданиям по литературе в 11 классе (стартовый контроль)

Вариант 1.

Ответы.

1г, 2б, 3б, 4в, 5г, 6б, 7а, 8в, 9б, 10б, 11б, 12в, 13в, 14г, 15а, 16г, 17г.

Вариант2 .

Ответы.

1б, 2б, 3г, 4б, 5в, 6б, 7в, 8в, 9в, 10б, 11б, 12в, 13б, 14б, 15а, 16в,

Загрузка...