crimea-fun.ru

"После бала": анализ рассказа, особенности композиции. Особенности композиции рассказа Л

Построение литературного произведения: расположение и взаимосвязь частей произведения, порядок изложения событий называется композицией (от лат.compositio – сложение, состав, соединение).

Художественное произведение не хаотическое собрание эпизодов описаний, монологов и диалогов. Каждая часть, каждый эпизод произведения, их расположение, их связь друг с другом способствуют раскрытию идеи писателя и помогают воспринять произведение как единое целое. Композиция состоит из таких сюжетных элементов: пролог, экспозиция, завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. Кроме этого автор может использовать некоторые композиционные приемы, которые помогают ярче обозначить идею произведения (повтор, противопоставление, гипербола и др.), а также внесюжетные элементы (эпиграф, посвящение, вставные эпизоды, обрамление лирические отступления). Они составляют особенности композиции. Остановимся на некоторых из них на примере рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

1) Художественное обрамление – сцены, которыми начинается и заканчивается произведение. Прямого отношения к действию они не имеют, но дополняют его. В рассказе Л.Н.Толстого «После бала» основное повествование ведется от имени Ивана Васильевича, пожилого человека, который вспоминает прошлое. Герой поведал историю, которая переменила всю его жизнь. В обрамлении же второй рассказчик, автор, сообщает, что Иван Васильевич уважаем всеми и обладает богатым жизненным опытом. От этого читатель с первых же страниц с уважением относится к главному герою и верит в его искренность.

2) Контрастное изображение двух эпизодов : бала у губернского предводителя и наказания солдата. С помощью этого автор развивает единую художественную идею. Без эпизода истязания солдата картина бала потеряла бы всякий смысл. И сцена истязания солдата не выглядела бы столь ужасной, а отчаяние молодого студента не было бы так глубоко объяснено. Контрастно противопоставляя две сцены, Л.Н.Толстой как бы срывает маски с внешне благополучной и нарядной действительности. Чем праздничнее и роскошнее мир, представляемый студентом, тем неожиданнее и трагичнее оказалось его прозрение.

В художественном произведении нет ничего случайного, все события и герои взаимосвязаны.

2. Как А.Т. Твардовский развивает мысль о преемственности поколений воинов вглаве «Два солдата»(поэма «Василий Теркин»)?

1) В главе «Два солдата» А.Т.Твардовский развивает мысль о преемственности поколений воинов. С первой строфы словами «Рвутся мины. Звук знакомый / отзывается в спине», – автор начинает рисовать (создавать) образ бывалого солдата. Старик по слуху определяет «перелет» и «недолет». Теперь у него не такая сноровка, но в душе он – настоящий солдат, умелый, мастеровитый. На каждое дело Теркина он говорит: «Вот что значит мы, солдаты…». Дед-солдат по достоинству оценил смекалку Теркина – умение чинить и пилу, и часы. Автор подчеркивает преемственность поколений в диалоге во время застолья: дед со знанием дела рассказывает, что в армии должны быть у солдат сапоги с суконными портянками, спрашивает, есть ли вошь у солдат. Дед уважает терпение и скромное мужество Теркина: «Ты – солдат, хотя и млад, а солдат солдату – брат». Оба они: и дед, и Теркин – спокойно реагируют на разорвавшийся вблизи снаряд. Преемственность поколений выражается в интонациях глубокого уважения молодого солдата Теркина к старому деду, а дед гордится званием солдата и тем, что ему на смену пришло поколение Теркиных.



2) Вспомним бытовые русские сказки о ловком, смекалистом солдате. А.Т.Твардовский подсказывает нам мысль о преемственности поколений: старик, воевавший в Первую мировую войну, преображается! Он не боится разрывов, продолжает свою работу, успокаивая старуху. Солдат Второй мировой – Василий Тёркин – достоин быть его преемником: он мастер на все руки, человек широкой души, любит хорошую, задушевную шутку.

Дед с гордостью повторяет: «Вот что значит мы, солдаты!» – и в полушутливом, полусерьёзном разговоре – испытании (фольклорная традиция) утверждается в главной мысли:

Ты – солдат, хотя и млад,
А солдат солдату – брат.

Некоторые строки этой главы звучат как поговорки, пословицы, которые говорят о духовной близости солдат, их общих народных корнях:

Поищи-ка, дед, разводку,
Мы ей сделаем развод.
Эх, яичница! Закуски
Нет полезней и прочней.
Это доктор на дорожку
Для здоровья выдал мне.

Произведение Льва Николаевича Толстого «После бала» было написано в девяностые годы, но посвящено оно событиям сороковых годов девятнадцатого века. Тем самым автор пытается решить творческую задачу изображения событий прошлого сквозь призму настоящего ему времени. На первый план входит проблема моральной ответственности людей за события, происходящие вокруг, а данная тема, как нам кажется, актуальна во все времена.

Для раскрытия данного замысла Л.Н. Толстой использует особую композицию - «рассказ в рассказе», что придает повествованию большую достоверность. Толстой сразу в начале произведения обращается к рассуждению о морально-нравственных ценностях, об условиях «среди которых живут люди», размышлению «что хорошо, что дурно». Но эти рассуждения заканчиваются внезапно, не содержат каких-либо выводов. Роль данного вступления следующая - настроить читателя на восприятие дальнейших событий. После этого читатель знакомится с основным рассказчиком - Иваном Васильевичем, который повествует нам о событиях своей жизни, имеющих перекличку с современностью автора. Композиционно рассказ Ивана Васильевича также можно разделить на две части: сцена бала и картина наказания. Название рассказа, как читатель может понять, явно указывает, что в идейном плане вторая часть более ценная, раскрывает замысел Л.Н. Толстого. Обе эти части противопоставлены друг другу, прием антитезы прослеживается на нескольких уровнях.

Например, говоря о празднике, повествователь отмечает, что «бал прекрасный», а сцена наказания - «неестественная». «Музыканты знаменитые» из первой части противопоставлены звучащей, «неприятной, визгливой мелодии». Антитеза представлена и на уровне портрета: «разрумянившееся с ямочками лицо» Вареньки противопоставлено «сморщенному от страдания лицу» наказываемого солдата, а белое платье, перчатки и башмачки девушки контрастируют с «чем-то большим, черным…» с «черными людьми», солдатами в черных мундирах. Такое сочетание контрастных цветов усиливается и лексическими повторами.

Портрет другого героя - Петра Владиславовича также построен с помощью приема контраста: в сцене бала он красивый, свежий, с сияющим лицом и радостной улыбкой, а в сцене наказания пред читателем предстает руководящий наказанием высокий военный в форме. Рассказчик изумлением говорит нам о том, что отец Вареньки без малейшего колебания «своей сильной рукой в замшевой перчатке» бьет худого и бессильного солдата, испуганного до смерти.

Возможно, показывая полковника в различных жизненных ситуациях, обращая внимание читателей на искренность его поведения в обеих ситуациях, Л.Н. Толстой акцентирует внимание читателей на зависимости человека от выполняемых действий. Петр Владиславович не притворяется, не играет роль доброго отца или сурового военного, он такой на самом деле. Именно эта противоречивость и ставит в тупик Ивана Васильевича, состояние которого также показано с использованием приема антитезы: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью» - таково настроение Ивана Васильевича на балу, но после уже «Вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища… Мне было до такой степени стыдно…».

Стыд, который испытал рассказчик, изменил весь его жизненный путь, но не раскрыл все противоречия жизни. Возможно, по этой причине Толстой отказывается от каких-либо выводов в конце рассказа, читатель должен сам задуматься над противоречивостью изображаемых явлений, актуальных во все времена. Прием антитезы, лежащий в основе композиции, полностью помогает раскрыть идейный замысел произведения.

Цели урока:

  • Обучение навыкам композиционного анализа текста, закрепление основных понятий теории литературы: тема, проблема, идея художественного произведения, композиция, элементы композиции.
  • Развитие нравственного самосознания, воспитание активной жизненной позиции.

I. Введение в тему урока.

Тема нашего урока – “Роль композиции в раскрытии идеи рассказа Л.Н. Толстого “После бала”.

Что же такое композиция художественного произведения?

Композиция – от латинского “compozitio” ?составление, соединение? - последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения.

Дайте определение идеи художественного произведения.

Идея – главная мысль художественного произведения (вариант решения главной проблемы).

Что же, в таком случае, становится целью нашего урока?

Запись цели урока.

Цель урока: через анализ композиции определить идею произведения Л.Н. Толстого “После бала”.

II. Работа по теме урока.

Прежде чем говорить о композиции произведения, попробуем определить его тему. О чем этот рассказ?

О событии, которое резко изменило жизнь человека.

Попробуем определить, что же представляет собой композиция рассказа. Какие его части сразу бросаются в глаза?

Произведение Толстого построено как рассказ в рассказе, то есть, рассказ с обрамлением.

Чем вы можете подтвердить, что рассказ имеет именно такую структуру?

В произведении присутствуют два рассказчика.

Что мы узнает об этих рассказчиках из текста? Кто они такие? Подтвердите свои рассуждения текстом.

Первый рассказчик – молодой человек (говорит от лица своего поколения “мы”; “разговор шел между нами”, второй рассказчик – Иван Васильевич – человек пожилой, по отношению к слушателям он употребляет обращение “вы, нынешняя молодежь”).

Какова же функция первого рассказчика в тексте? Для чего он нужен?

Его роль – ввести читателя в атмосферу, в которой прозвучал рассказ, создать ощущение достоверности повествования, познакомить нас со вторым повествователем, объяснить, что послужило поводом для рассказа Ивана Васильевича.

Что же мы узнаем от первого повествователя об Иване Васильевиче?

Иван Васильевич – человек уже немолодой, “всеми уважаемый”. Недаром один из слушателей говорит о нем: “Ну это мы знаем, как вы никуда не годились… Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было”. Очевидно, Иван Васильевич – человек, сделавший на протяжении своей жизни немало хорошего другим людям. Одновременно он является и героем собственного рассказа.

Что же явилось поводом для рассказа Ивана Васильевича?

Разговор между молодыми людьми о том, что “для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди”, рассуждения о том, что “человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно”. Таким образом, Иван Васильевич вступает в своеобразный спор с молодыми людьми.

Отсюда мы можем вывести и проблемы произведения.

Запись в тетради.

Проблемы произведения:

1) может ли человек самостоятельно понять, что хорошо, что дурно;

2) в какой мере среда влияет на формирование взглядов человека.

Можем ли мы сказать, что законы “рамки” (рассказа с обрамлением) строго соблюдены в произведении и между повествованием первого и второго рассказчиков есть четкая граница?

Нет. Во второй рассказ то и дело вторгаются реплики слушателей, выражающих отношение к тому, о чем говорится в нем, то есть, первое и второе повествования проникают друг в друга.

О чем говорится в той части рассказа, которая прерывается слушателями?

В ней Иван Васильевич говорит о себе, своей молодости и о предмете своей любви – Вареньке Б. В этой же части мы встречаем портрет Вареньки и узнаем о временной дистанции между описываемыми событиями и рассказом о них (около 35 лет).

В какой момент и почему рассказ Ивана Васильевича перестает прерываться чужими замечаниями?

Когда герой начинает рассказ о своих чувствах к любимой девушке. Очевидно, эта часть повествования более важна для понимания смысла рассказа.

Какова же роль этой части рассказа Ивана Васильевича?

Она становится экспозицией последующего повествования.

Но если не любовь героя-рассказчика к Вареньке является главной в произведении, что же тогда занимает центральное место в рассказе?

События, которые произошли на балу и после него.

Какое событие становится завязкой рассказа Ивана Васильевича?

Собственно действие начинается с диалога героя с Варенькой и с просьбы хозяйки бала к Вареньке уговорить отца танцевать.

На предыдущем уроке вы получили задание проанализировать две сцены в рассказе – сцену бала и сцену на плацу после бала. Результаты наблюдений вы должны были отразить в сопоставительной таблице по определенному плану: 1) время действия; 2) место действия; 3) цветовая гамма; 4) музыка, сопровождающая эпизод; 5) описание центральных персонажей – Вареньки, солдата; 6) описание полковника; 7) чувства героя. Давайте обратимся к результатам ваших наблюдений и сделанным вами выводам.

Эпизод бала.

2. Место действия – великолепно убранная зала в доме предводителя дворянства.

3. В цветовой гамме преобладают светлые, радостные краски.

4. Музыка веселая, создает атмосферу счастья.

5. Описывая Вареньку, герой возвышает ее в своих местах, относится к ней как к неземному существу.

6. Отец Вареньки изображается добрым и ласковым. Любовь к девушке и восхищение ею в сознании героя переносятся на ее отца – он соединяет отца и дочь в одном нежном умиленном чувстве.

7. Герой в этом эпизоде испытывает счастье и любовь ко всему миру.

Сцена на плацу.

1. Время действия – первый день Великого Поста, когда человек готовит себя к церковному покаянию, душевному очищению.

2. Описание улицы нарочито сниженное, в нем подчеркивается обычность, будничность происходящего.

3. Цветовая гамма темная, мрачная.

4. Музыка неприятная, тревожная.

5. Солдат описан так, что наше внимание сосредоточивается на его страданиях. В центре описания – измученное, истерзанное человеческое тело – окровавленная плоть. Это описание внушает ужас и отвращение.

6. В описании полковника подчеркиваются жестокость, сила, властность, отсутствие сомнений в правильности происходящего.

7. Герой испытывает жгучий стыд и доходящее до тошноты физическое отвращение к увиденному.

Выводы записываем в тетради.

1. Описание бала передает атмосферу довольства, радости, царящей в зале, и объясняет нам психологическое состояние героя – состояние счастья и любви ко всему миру, то состояние, в котором он пребывал до случая, перевернувшего всю его жизнь.

2. Сцена на плацу позволяет читателю понять чувства героя, проникнуться ужасом происходящего, заставляет задуматься о причине описанного явления.

Как мы видим, эпизод бала очень важен для понимания рассказа. Почему же Толстой называет свое произведение “После бала”?

События, произошедшие после праздника, оказались для героя самыми важными, определившими всю его дальнейшую жизнь.

Сравните выводы, сделанные в ходе анализа двух эпизодов, и скажите, какой композиционный и одновременно художественный прием использовал автор в описании сцен на балу и после бала.

Прием противопоставления – антитезы.

Сцена бала ярче оттеняет ужас произошедшего после нее. Если бы не было этой сцены, герой, возможно, возмутился бы увиденным, его бы потрясла жестокость происходящего, но вряд ли он задумался бы над главным вопросом, который мучит его: как в одном человеке могут уживаться одновременно доброта и жестокость? Почему отец Вареньки, который любит, чтобы “все было по закону”, не сомневается в правильности происходящего?

Вывод записываем в тетради.

Прием противопоставления важен для постижения идеи рассказа, так как позволяет показать перелом, произошедший в душе героя.

Что же становится для героя поворотной точкой в его сознании? Какой момент мы можем считать кульминацией рассказа?

Момент, когда герой видит страшную, неестественную спину татарина – нечто, совсем непохожее на тело человека.

Испытывал ли кто-нибудь из наблюдателей этой сцены чувства, схожие с тем, что переживал герой рассказа?

Для окружающих и участников этой сцены происходящее – явление совершенно обычное, никто не сомневается в его правильности.

Почему же Иван Васильевич не вмешался в происходящее, не защитил татарина?

Он не может представить, чтобы дурное, отвратительное дело вершилось с такой легкостью и уверенностью без серьезных оснований.

К какому же выводу приходит герой в ходе своих сомнений?

“Очевидно он [полковник] что-то знает такое, чего я не знаю… Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня”.

“Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал”.

О чем же случай с солдатом заставляет задуматься Ивана Васильевича? О чем он “старался узнать” всю свою жизнь?

Герою важно узнать, каковы моральные принципы общества, в котором он живет, каковы в нем критерии оценки добра и зла. Он хочет знать, на чем держится армия, офицером которой он собирался стать, на каких моральных нормах стоит государство, которому он собирается служить. Иначе говоря, он пытается узнать, что хорошо и что плохо в том обществе, в котором он живет.

Смог ли герой найти оправдание увиденному и примириться с ним? Почему?

По своей натуре это человек честный и благородный, в душе он не может согласиться с тем, что какие-либо законы и интересы государства могут оправдать то, что он увидел.

Что же явилось следствием несогласия героя с устройством общества, в котором он жил?

Он отказывается от карьеры военного, о которой когда-то мечтал, и вообще нигде не служил. Он выбирает пассивный протест, отказываясь служить обществу и государству, которые оправдывают жестокость, насилие, избирает неучастие во всеобщем зле.

Можем ли мы тогда утверждать, что герой смог самостоятельно решить для себя, что хорошо и что дурно, смог преодолеть мораль, внушаемую ему обществом?

Он смог это сделать, иначе его жизнь не изменилась бы.

Представьте, если бы не было описанного в рассказе случая, смог ли бы Иван Васильевич стать военным и выполнять свой долг так, как предписывало государство? Смог бы он, подобно полковнику, наказывать солдат за провинности?

Мы можем усомниться в этом, так как это очень мягкий, добрый и совестливый по натуре человек с обостренным чувством справедливости.

Давайте вновь обратимся к сформулированным нами проблемам рассказа. (Может ли человек сам решить, что хорошо и что дурно, в какой мере среда влияет на формирование взглядов человека?) Разрешились ли эти вопросы для Ивана Васильевича?

Разрешились.

Ответив на основные проблемные вопросы, мы можем определить и идею самого произведения. Так что же решает судьбу человека: общество, случай или он сам?

Запись вывода в тетради.

Идея произведения. Человек должен сам делать свой нравственный выбор и нести моральную ответственность за происходящее вокруг него, не оправдывая свое примирение со злом, с обстоятельствами.

Что же помогло нам прийти к раскрытию главной мысли произведения Л.Н. Толстого?

Анализ композиции произведения.

Таким образом, сегодня мы убедились, что одним из путей успешного раскрытия идейного содержания произведения может стать анализ композиции художественного произведения.

III. Домашнее задание.

Давайте вспомним еще раз о герое рассказа Иване Васильевиче и о том, что он выбирает в жизни неучастие во всеобщем зле, однако активного протеста против существующих порядков не высказывает. Попробуйте в домашнем сочинении порассуждать над вопросом: “Неучастие в жестокости, во лжи – это форма протеста или способ выживания?” . Свои размышления вы должны подкрепить примерами из художественной литературы или из жизни.

IV. Подведение итогов, выставление оценок.

Особенности композиции и её роль в раскрытии идейного содержания рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

Цели урока:

Ближе познакомиться с рассказом Л.Н.Толстого «После бала»;

Подготовиться к работе над сочинением;

Выявить особенности композиции рассказа;

Анализируя произведение, понять его основную идею;

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Мы проводим очередной урок, посвященный изучению рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Тема урока:

«Особенности композиции и её роль в раскрытии идейно- художественного содержания рассказа Л.Н.Толстого «После бала». На этом уроке, ребята, вы должны быть предельно внимательны, так как и знания, и сведения, полученные сегодня, пригодятся вам при написании сочинения по произведению.

Как и для чего мы будем исследовать композицию рассказа? В этом нам поможет тема нашего урока. Внимательно посмотрите на неё и попробуйте определить путь, по которому мы будем идти сегодня.

КОМПОЗИЦИЯ- ОСОБЕННОСТИ - ИДЕЯ - РОЛЬ КОМПОЗИЦИИ

Для чего это нам нужно? – чтобы прийти к пониманию идеи худ. пр-я

  1. Для оценки вашей работы на уроке мне нужны 2 помощника. Они будут отмечать количество и качество ваших ответов. Предложу взять на себя эту ответственную миссию Алене и Саше Мотавкину.
  2. Вступительное слово учителя.

Перед вами, ребята, портрет Л.Н.Толстого, выполненный в 1887 году. Представьте себе поздний вечер… комната погружена в полумрак… Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступной всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Свечи ярко освещают лицо писателя, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности. На рубеже двух эпох Толстой создал ряд произведений, одно из которых - рассказ «После бала», написанный в 1903 году.

  1. Эвристическая беседа.

Сюжетной основой рассказа «После бала» явилось действительное событие, которое произошло со старшим братом писателя, Сергеем Николаевичем Толстым. Варвара Андреевна Корейшн была дочерью воинского начальника в Казани. Сам писатель знал и её и отца. Чувство Сергея Николаевича к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на балу мазурку, на другое утро увидел, как её отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот, без сомнения, тогда стал известен Льву Николаевичу. Но в дневнике от 18 июня 1903 года Толстой, определяя сюжет рассказа, делает запись от первого лица: «Веселый бал в Казани, влюблен в Корейшу… танцую с ней; её красавец – отец ласково берет её и идет мазурку. И наутро после влюбленной бессонной ночи, звуки барабана и сквозь строй гонит татарина, и воинский начальник велит больней бить». 9 августа 1903 года Толстой отметил в дневнике: «Написал в один день «Дочь и отец». Не дурно». До 20 августа писатель исправлял, совершенствовал текст рассказа. Известно, что Толстой читал его друзьям и близким, и в его чтении слышалось сочувствие молодому Ивану Васильевичу. Впервые рассказ «После бала» был опубликован лишь после смерти писателя.

С рассказом вы уже познакомились. Первый вариант названия был «А вы говорите».

А почему, на ваш взгляд, Толстой изменил название рассказа?

(уже хотел подтолкнуть читателя к поиску идеи)

Естественно, вторая часть, хоть и маленькая по объему, несет большую смысловую нагрузку.

Экзекуция - так называлось страшное наказание, распространенное в первой половине девятнадцатого века в армии во время царствования Николая первого. Солдата прогоняли сквозь строй и били палками или прутьями. «Недели не проходило, чтобы не забивали насмерть человека или двух из полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило. Палки! Палки! У нас и солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай Павлыч, а они говорят Николай Палкин. Так и пошло ему прозвище»,- вспоминает старый 95-летний солдат, герой статьи Толстого «Николай Палкин». В 1866 году недалеко от Ясной Поляны, имения Толстого, был казнен солдат, ударивший офицера, издевавшегося над ним. Толстой взял на себя защиту солдата перед судом, но ничего не смог добиться. Суд над солдатом и казнь произвели на писателя тяжелейшее впечатление. «Случай этот», - писал впоследствии Толстой, - имел на всю мою жизнь гораздо более влияния, чем все кажущиеся более важными события жизни». Писателя всю жизнь мучила мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом о реформировании армии, где выступал против варварского наказания - «прогнания сквозь строй».

Что вы можете сказать о личности Толстого на основе услышанного?

Какое впечатление произвел на вас этот рассказ? Какие эпизоды вам особенно запомнились и почему?

О чем вы задумались, читая это произведение?

Создавая художественное произведение, писатель продумывает его композицию. Давайте вспомним, что называется композицией художественного произведения? (Композиция- построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий).

В чём особенность построения рассказа? Выделите основные части рассказа:

В рассказе выделяются следующие основные части: вступление, бал, после бала, заключение.

Выявить особенности композиции рассказа – это одна из целей нашего урока.

Запишем в тетради- «Особенности композиции рассказа ЛНТ «После бала» и приступим к работе.

От чьего лица ведется повествование? Почему?

Зачитаем начало рассказа. Скажите, кто является рассказчиком?

(их двое)

Кто они? (один – тот, кто знакомит читателя с Иваном Васильевичем, по- видимому, это молодой человек из компании молодых людей, к которым обращается и с которыми спорит Иван Васильевич; другой - сам Иван Васильевич).

Перед нами по существу своеобразный « Рассказ в рассказе ». Это одна из особенностей композиции рассказа.(запись)

О чем беседуют люди, окружающие Ивана Васильевича, каков предмет их разговора?

А теперь вернемся к концу рассказа (читаю), автор вновь возвращает нас к разговору о среде, о том, что хорошо, что дурно. «…если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал…) Такой художественный прием называется обрамлением . Это еще одна из особенностей композиции этого произведения. Попробуйте дать определение обрамления. Запишите в тетради: «Обрамление это…().»

Как сочетаются разговор- беседа, обрамляющая произведение, с темой и содержанием рассказа Ивана Васильевича о событиях на балу и после бала?

«Вечные» нравственные проблемы добра и зла, совести и ответственности, справедливости и человеческого счастья разрешаются Л.Н.Толстым во многих его сочинениях, разных по тематике и жанру. Позже вы познакомитесь с другими его произведениями: «Севастопольские рассказы», «Война и мир», «Анна Каренина» и другими. (внимание на выставку книг).

Почему эти проблемы называются «вечными»?

  1. А сейчас я бы хотела дать задание для двух небольших групп. Пока мы анализируем эпизоды, я предлагаю девочкам сравнить два варианта концовки рассказа и ответить на вопрос: почему, на ваш взгляд, Толстой изменил концовку рассказа? А Тане: подготовить эмоциональный пересказ от третьего лица фрагмент сцены наказания показать в учебнике).
  2. Анализ эпизодов в форме диалога.

Обратимся к тексту, сопоставим две сцены: «бал» и «после бала». В ходе анализа мы будем выписывать ключевые слова, поэтому разделите тетрадь на две части: «Бал» и «После бала»

С чего начинается сцена бала? (Описание хозяев бала)

Прочитайте, выделите ключевые слова. Если мы говорим об описании, то какой частью речи должны быть ключевые слова? Какие слова вам непонятны?

Пюсовое - (устар.) темно-коричневое.

Фероньерка – женское украшение с драгоценными камнями, надеваемое на лоб.

А теперь найдите и прочитайте описание людей в сцене «После бала». Какое слово повторяет рассказчик и для чего?

Прочитайте описание зала. Выпишите ключевые слова в тетрадь. Какое изобразительно-выразительное средство использует автор? Какова их роль в произведении?

Где происходит действие в сцене «После бала»? Прочитайте описание улицы. Назовите ключевые слова.

Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала.

? Какие чувства охватывают молодого Ивана Васильевича на балу? Что переживает герой, расставшись с Варенькой? Какие слова наиболее емко характеризуют психологическое состояние героя во время счастливого бала?

Какие чувства овладели героем после увиденного жестокого наказания татарина? Выпишите слова, которые передают состояние Ивана Васильевича как свидетеля наказания.

Примерная запись, сделанная в ходе анализа.

Бал

После бала

Хозяева: добродушные, хлебосол, брильянтовый

Солдаты: черные

Зала: прекрасная, бал чудесный, великолепный

Улица: пустынный переулок

Варенька: Белое платье, милые глаза, сияющее, разрумянившееся лицо, плавные движения

Наказываемый: оголенный по пояс, спина - что-то мокрое, красное, неестественное, двигаясь всем телом, то опрокидываясь назад, то падая вперед.

Полковник: красивый, статный, высокий, свежий, с блестящими глазами, радостной улыбкой, красивые и быстрые па

Полковник: в военной шинели, твердая, подрагивающая походка

Иван Васильевич: доволен, счастлив, блажен, добр, восторженное умиление, нежное чувство

Иван Васильевич: физическая, доходившая до тошноты тоска, ужас от зрелища, досада

В душе у меня все время пело, и слышался мотив мазурки

Другая, жесткая, нехорошая музыка. Повторяли неприятную, визгливую мелодию.

Спасибо. А теперь послушаем Алешу.

Какие выводы можно сделать на основании наших наблюдений? (Сцены противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий - это основа композиции рассказа). (запись)С какой целью Толстой использует в рассказе контрастное изображение?

Итак, мы выявили композиционные особенности рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Как вы думаете, ребята, почему полковник, как будто любящий и внимательный отец, оказался жестоким по отношению к солдатам? Был ли он двуличным человеком, лицемером? Попробуем поработать следующим образом: первая колонка защищает полковника, третья – осуждает его. Вторая- делает выводы.

Как участник Крымской войны, писатель яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату.

  1. Индивидуальная работа.

Сравнить одну из первых редакций и последнюю редакцию концовки рассказа и ответить на вопрос: почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?

Черновой вариант

Окончательный вариант

Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое сознание своего долга (я так называл его),- как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости я понял весь ужас того, что я видел, и что сам делал».

Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что я видел, было - дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признанием всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - думал я и старался узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу и никуда, как видите, не годился».

Ответ: в окончательной редакции сильнее выражено чувство рассказчика за несправедливость, царящую в мире)? Согласны ли вы, ребята, с таким мнением?

О чем заставил задуматься Ивана Васильевича случай с солдатом?

О чем он старался узнать?

На ваш взгляд, какую роль играет среда в жизни человека?

В начале он гов, что дело в случае. Сам не понял до сих пор, что произошло.

(На вопрос, могут ли условия жизни повлиять на взгляды человека, мы прямого ответа не получили. Но зато мы можем сделать очень важный вывод: человек не может и не должен быть равнодушным к жизни близких, да и вообще к жизни людей: он должен чувствовать свою личную ответственность за всё, что совершается в жизни).

Как вы считаете, прав ли Иван Васильевич, посчитавший и Вареньку причастной к злу, совершенному её отцом?

Какова же идея произведения?

Какую роль в постижении идеи произведения играет композиция этого рассказа?

Значение рассказа огромно. Писатель своим произведением выразил отношение к обращению с солдатами, он ставил, как мы видим, глубокие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство? Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему в 1900-е годы Толстой вспомнил случай, происшедший в далекие годы юности. И положил его в основу рассказа. Пером писателя водило не столько желание восстановить в памяти минувшее, сколько стремление обратить внимание современников на незаживающие раны настоящего. Замысел этот воплощается в композиции и идее рассказа.

  1. Подведение итогов урока. (Достигли ли целей)
  2. Собрать листочки с оценками. Выставление и комментирование оценок.
  3. Домашнее задание: выбрать тему и подготовиться к классному сочинению.

В чем хотел убедить нас, читателей, Толстой?

  1. Спасибо всем за работу.

Тема 1. УТРО,ИЗМЕНИВШЕЕ ЖИЗНЬ.

Примерный план.

  1. Жизненные источники рассказа «После бала».
  2. Герой рассказа.
  3. Композиция и её роль.
  4. Утро как крушение любви и самой жизни.
  5. Связки между частями.
  6. Цвета и звуки.
  7. Синтаксические средства.
  8. Чувства героя.
  9. Последствия страшного утра.
  10. «Все дело в случае».

Тема 2. Полковник на балу и после бала.

Примерный план.

  1. Представление героя.
  2. Внешность полковника.
  3. Детали.
  4. Полковник на балу.
  5. Восторженно- нежное чувство героя к полковнику.
  6. Полковник после бала.
  7. Чувства героев.
  8. Последствия увиденного.
  9. Рассуждение: был ли полковник двуличным человеком, лицемером?

Тема 3. Что такое честь, долг, совесть в моем понимании.

Примерный план.

  1. Определение понятий (с использованием толкового словаря)
  2. Связь этих понятий.
  3. Примеры из литературы (н-р, «Капитанская дочка», «После бала»).
  4. Примеры из собственной жизни. Рассуждение: не устарели ли эти понятия?

Пушиной Д.В.

Конспект урока литературы в 8 классе.

Тема : Рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Особенности композиции рассказа.

Цели:

Образовательная – познакомить учеников с новым произведением, расширить их представление о биографии писателя, его жизненной позиции.

Развивающая – развивать навыки анализа текста, пересказа; работа над навыком выделения художественных средств, особенностей композиции.

Воспитательная - формировать нравственную позицию учащихся через раскрытие гуманистического пафоса рассказа.

Оборудование: проектор, раздаточный материал: шаблоны таблицы для заполнения учениками.

Ход урока:

Слайд 1.

Ранее вы уже знакомились с творчеством Л.Н.Толстого. Вспомните, какие произведения писателя вы читали?

Ответ: Басни, рассказы «Лев и собачка», «Косточка», «Детство», «Отрочество», «Севастопольские рассказы».

Назовите главную особенность «Севастопольских рассказов», повестей «Детство», «Отрочество».

Ответ: Автобиографичность.

История написания рассказа «После бала» косвенно относится к биографии писателя. В основе рассказа лежат события, произошедшие со старшим братом Льва Толстого - Сергеем. Упоминаемый в рассказе «девический институт» - это (теперь Суворовское училище), располагавшийся тогда на окраине города. Вы будете немало удивлены, узнав, что место, где «гоняли татарина за побег», сегодня является улицей Льва Толстого. Таким образом, можно сказать, что поздний рассказ Толстого, наряду с его автобиографической трилогией, во многом связан с казанскими воспоминаниями писателя.

Прежде чем мы перейти к анализу рассказа, прослушаем два музыкальных отрывка. Слушайте внимательно, затем я дам вам задание. Слайд 2.

1. (Звучит марш). Запишите, пожалуйста, в тетрадях, какие чувства у вас вызывает эта музыка.

Заполните таблицу. Опишите настроение музыки и то, в какие цвета она окрашена. Запишите в соответствующий первый столбик таблицы. Слайд 3. Опрос учеников.

2. (Звучит мазурка). Ученики заполняют вторую колонку. Слайд 4 (таблица, обозначено, какой столбик заполнять), 5 (муз.отрывок). Опрос учеников.

Слайд 6 – изображение общей заполненной талицы.

Понаблюдаем, что у нас получилось? Что вы можете сказать о содержании первой и второй колонок?

Ответ: 1 и 2 колонка противопоставлены друг другу.

Как называется подобный приём в художественном произведении?

Ответ: антитеза.

Дайте определение антитезы.

Ответ: Антитеза – это противопоставление.

Ответ: рассказ состоит из двух частей: «Бал» и «После бала».

Да, предлагаю озаглавить шапку таблицы. Первый столбик – «После бала», второй – «На балу».

Давайте рассмотрим название. В чем его смысл? Почему Толстой назвал свой рассказ именно так, а не иначе?

Ответ: он хотел подчеркнуть события, произошедшие именно после бала.

Ответ: герой-резонер // композиция рассказа // прием антитезы.

Что такое композиция? Дайте определение.

Композиция – построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом.

Толстой в рассказе использует кольцевую композицию. Запишем определение.

Кольцевая композиция – это такое построение текста произведения, при котором последний эпизод обращается к первому или повторяет его. Т.о. текст как бы «закольцовывается».

Теперь с помощью текста рассказа докажем что композиция действительно кольцевая. Давайте вместе зачитаем начало рассказа и его финал. Ученики зачитывают отрывки. Что вы заметили?

Ответ: Рассказ начинается и заканчивается одной и той же фразой: «А вы говорите…» / «Вот вы говорите…»

Слайд 7. Проблемный вопрос: Как вы думаете, может ли случай изменить жизнь человека?

Ответы учащихся.

Действительно, это достаточно спорный вопрос и сегодня мы с вами рассмотрим, с помощью каких средств и приемов на него отвечает Л.Н. Толстой.

Слайд 8. Тема урока.

Итак, ранее мы сказали о двух частях рассказа. Какие основные события в этих частях вы выделите?

Ответ: танец полковника с дочерью и сцена наказания татарина.

Противопоставляются ли два эти события друг другу?

Ответ: да.

Хорошо, предлагаю доказать это с помощью работы с текстом. Слайд 9.

Групповая работа: разделить класс на 3 варианта.

1 вариант ищет слова и словосочетания, описывающие чувства героя на балу, в первой части рассказа и после него, во второй части.

2 вариант ищет характерные эпитеты в 1 и 2 частях.

3 вариант ищет детали (вещи персонажей, характерные атрибуты) там и там.

4 вариант ищет звуки. Это будет не только звуки музыки, но и может звуки голосов, интонация, возгласы.

Слайд 10. (показано, как заполнять таблицу)

На это задание вам дается 4 минуты.

Проверка задания: устные ответы с места.

Слайд 11.

Теперь сравните данные двух таблиц, которые мы составили. Что вы видите?

Ответ: они совпадают / почти совпадают / по сути своей одинаковые. Каждая из таблиц основана на противопоставлении, контрасте, антитезе.

С помощью чего Толстой создает свой прием антитезы (контраста)? (Что в рассказе передает настроение героя, выражает авторскую точку зрения, противопоставляется?)

Ответ: музыка, цвет; какие-то значимые детали.

Доп.вопросы по схожим деталям:

Определите роль белого цвета в обеих частях рассказа.

Ответ: в первой части это цвет радости, а вот во второй он скорее оттеняет ужас происходящего, контрастирует с ним, контрастно подчеркивает красный и черный цвета.

Здесь есть деталь, которая присутствует в обоих частях рассказа.

Ответ: замшевая перчатка полковника.

Какова ее роль в рассказе?

Ответ: эта деталь связывает между собой две части. В первой части полковник надевает замшевую перчатку перед танцем с дочерью и говорит: «Надо все по закону». Во второй части рукой в это же перчатке бьет по лицу «испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина». Таким образом, фраза, сказанная на балу, приобретает зловещий смысл.

Также мы с вами поставили в начале урока проблемный вопрос: может ли случай изменить жизнь человека? Как отвечает на него писатель?

Ответ: Толстой думает, что случай может изменить жизнь человека. Об этом прямо говорит его герой. Доказывает это и кольцевая композиция рассказа.

Есть ли еще что-то в композиции, доказывающее это?

Ответ: название рассказа. После бала – это не только события с избиением татарина, но и вообще вся жизнь героя, полностью изменившаяся после этого случая.

Итак, в завершение нашего урока снова обратимся к таблице, сделаем вывод, опираясь на следующие вопросы:

Сравните, пожалуйста, 2 столбца: на балу и после бала. Представляют ли они контраст? Противопоставляются ли друг другу? Какой вывод о композиции рассказа мы можем сделать?

Вывод (делает ученик, затем учитель повторяет) Слайд 12 : два эпизода в рассказе противопоставлены друг другу с помощью приема антитезы и это отражается сразу на нескольких уровнях произведения. Толстой для достижения нужного эффекта не только констатирует полярные чувства своего героя, не только использует изобразительные средства, но и использует детали, цвет, музыкальные мотивы в произведении.

Д/з: Слайд 13 . Задание также комментируется и поясняется учителем.

Приложение.

Образец раздаточного материала – шаблона таблицы.

Список литературы:

    Л. Н. Толстой. Собрание сочинений в 22 т. М.: Художественная литература, 1985. Т. 14. С. 7-16.

    Шпилевая Г.А. «Язык бала» и «музыка жизни» в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина» // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2014. № 2 (28). С. 142-150.

    Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 / авт.-сост. Г.С. Меркин. – 6-е изд. – М.: 2010. – 384 с.

    Литература. 8 класс. Поурочные планы по учебникам Коровиной В.Я., Курдюмовой Т.Ф., Беленького Г.И. М.: 2012. - 508 с.

    Поурочные разработки по литературе. 8 кл.: методические рекомендации / И. В. Золотарева, Т. А. Крысова. - М. : ВАКО, 2003. - 335 с.

  1. . Методическая разработка урока литературы в 8-м классе «Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого "После бала"» [Электронный ресурс] / Л.А. Мальцева. – Режим доступа:

  2. Фокина Т.Н. Методическая разработка урока литературы в 8-м классе "Гуманизм в рассказе Л.Н. Толстого "После бала"» [Электронный ресурс] / Т.Н.Фокина. – Режим доступа: , свободный. – Проверено: 06.03.15.

  3. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: свободная универсальная интернет-энциклопедия. – Электрон. данные. – Режим доступа: , свободный. – Проверено: 15.05.12.

Загрузка...