crimea-fun.ru

Методические рекомендации по подготовке сообщений, докладов, рефератов. Русская литература Как правильно писать сообщение по литературе

Литература имеет огромное значение в истории развития общества. Человек всегда стремился к тому, чтобы передавать знания и делиться своими чувствами с другими людьми. Появление письменности можно считать первым шагом на пути к литературе.

Выясним, что такое литература. Определение значения этого слова начнем с корня. "Littera" в переводе с латыни значит "буква", а "litteratura" – "написанное". Таким образом, литературу можно определить, как массив написанных текстов произвольного содержания.

Однако, говоря о литературе, большинство подразумевает художественную литературу. Рассмотрим, что такое художественная литература. Под художественной литературой понимают вид искусства, использующий в качестве средств только естественный язык.

Три рода художественной литературы

Литературоведение зародилось ещё в Древней Греции, где Аристотель размышлял о родах литературы, однако позже появилась теория о родах художественной литературы, которую поддерживал В.Г.Белинский. Если ссылаться на него, то можно выделить три рода художественной литературы:

  1. Эпос, то есть, повествование о событиях вне переживаний героя;
  2. Лирика, представляющая собой рассказ о чувствах героя;
  3. Драма, изображающая и события, и чувства героев, а также их взаимоотношения.

Виды и жанры литературы

Более мелкими единицами дробления литературы являются вид и жанр. В один вид объединяются литературные произведения, имеющие сходную форму подачи, а в один жанр – произведения одного вида, имеющие похожее содержание.

Таким образом, в качестве примеров видов литературы можно выделить:

  1. Роман – большая форма литературного произведения со значительным количеством героев и развитой системой взаимоотношений между ними. Внутри романа выделяют такие жанры, как приключенческий, социальный, философский, семейно-бытовой, исторический.
  2. Эпопея – одиночное произведение или серия произведений, освещающая целую эпоху истории или значительное событие в ней.
  3. Комедия – произведение, высмеивающее недостатки общества, акцентирующее внимание на нелепости и несуразности ситуаций.
  4. Песня является древнейшим видом поэзии и представляет собой стихотворение из куплетов и припева. В качестве жанров песни выделяют лирическую, народную, историческую, героическую и другие.
  5. Рассказ – форма литературного произведения небольшого объема, повествующая об одном событии из жизни героя.
  6. Лирическое стихотворение выражает эмоции и переживания автора в поэтической форме.
  7. Очерк – вид эпоса, достоверно рассказывающий о фактах реальности.
  8. Повесть – вид, сходный с рассказом, отличается только объемом. Повесть рассказывает о нескольких событиях из жизни героя.
  9. Мелодрама – драматургическое произведение с четким разделением героев на отрицательных и положительных.
  10. Трагедия – вид драмы, повествующий о тяжелой судьбе, зачастую о смерти персонажа.

Русская литература

Раскрывая вопрос о том, что такое литература, нельзя не затронуть тему русской литературы. Русские писатели и поэты оставили неизгладимый след в мировой литературе, внеся в неё богатство и широту русской души.

Рассмотрим, что такое русская литература, чем она отличается от всей остальной.

  1. С самых древних произведений в русской литературе уделяется внимание этической стороне, вопросам "Что такое хорошо и что такое плохо?".
  2. Большинство авторов уделяло значительно большее внимание содержанию произведения, а не его форме.
  3. За всю историю существования русской литературы найдется сравнительно немного произведений развлекательного характера.
  4. Герои произведений русской литературы чаще изображены в связи с другими людьми, индивидуальные переживания героев также носят социальный оттенок.
  5. Произведения русской литературы в большинстве своем трагичны, редко можно встретить счастливый конец.
  6. Из-за особенностей русского языка литература, написанная на нем, читается медленнее, чем на других языках. Ещё одной причиной более медленного чтения является богатство русской литературы описаниями и образами.

Роль литературы в современном мире

Доклад – небольшая научно-исследовательская работа, посвященная одной узкой теме. Он может быть сделан как в письменной, так и в устной форме. Скорее всего, студенту придется делать его в обеих формах.

Часто путают доклад с рефератом. В чем-то эти «жанры» близки друг другу, часто , но если вы не видите разницы, то рискуете проделать лишнюю работу и написать 30-40 страниц вместо 5-6.

Ключевое отличие доклада от реферата – в его цели. Доклад призван информировать аудиторию . Вы вправе просто подготовить план и, изучив информацию по теме, выступить перед своими сокурсниками и преподавателем. Ваше выступление может длиться 5-10 минут – большего обычно и не требуется.

Тем не менее, преподаватели нередко требуют студентов оформлять доклад в письменном виде. И с этим могут возникнуть проблемы. Со школьной скамьи мы привыкли к стандартной для небольших научных работ структуре:

— Титульный лист;
— Оглавление;
— Введение;
— Основная часть;
— Заключение;
— Список использованной литературы (библиография).

Эта структура подойдет и для доклада, и для реферата. Вот только в первом случае основная часть будет значительно короче (5-6 страниц против 30-40). Соответственно, нет смысла делать большие введение и заключение.

Как правильно написать доклад?

Подробнее о том, мы поговорим чуть позже. Сейчас – о самой работе, которую вам предстоит сделать. Условно можно поделить ее на четыре этапа:

Этап первый. Выбор темы

Здесь все просто. Если преподаватель дал список тем, выбирайте ту, что понравится больше всего. Если вам предложили придумать тему самостоятельно (например, в рамках определенной сферы), берите ту, что вам по душе. Даже в скучной дисциплине есть что-то интересное. И всегда можно связать одну дисциплину с другой. Например, любитель истории при подготовке доклада по юриспруденции, может рассмотреть историю развития права. А музыкант, ставший студентом медицинского вуза, может рассмотреть вопрос влияния музыки на здоровье. Вы вольны выбрать любую тему, если это позволяет преподаватель.

Этап второй. Поиск и изучение литературы

С интернетом поиск литературы по теме стал намного проще. Уже не нужно часами копаться в картотеке и перелопачивать сотни книг. Достаточно сделать запрос в поисковике. Увы, в сети много «булщита» (то есть абсолютно бесполезной, часто ложной информации). Однозначно не стоит пользоваться обычными сайтами, банками рефератов и докладов и другими подобными ресурсами. С «Википедией» нужно обращаться аккуратно, перепроверяя информацию. Наилучшим источником остаются научные труды. Найти их можно и в сети, например, с помощью Google Академии . Если выложены только ссылки на работы, вам придется идти в библиотеку.

Обязательно сохраните не только названия и данные авторов научных работ, но и год издания и название издательств, в которых опубликованы труды. Укажите страницы, если работа размещена в сборнике

Этап третий. Написание основной части

Этот этап поделим на три части.

Первая – подготовка тезисов. Если вы уже писали , вы знаете, как это делается. Достаточно одного тезиса – вокруг него будет строиться вся работа.

Обратите внимание! В тезисе, как и во всем докладе, не должно быть субъективного мнения – вашего или чужого. Это главное отличие доклада от эссе. Здесь важна именно объективность.

Вторая часть – подготовка плана (структуры) работы. Структура зависит от выбранной вами темы. Она может быть линейной или разветвленной, может идти от тезиса к аргументации и наоборот, может иметь описательный или аналитический характер.

Третья часть – собственно работа над текстом. Правил написания доклада совсем немного, о них поговорим ниже.

Этап четвертый. Работа над введением и заключением

Введение и заключение доклада типичны для любой студенческой работы. Во введении формулируем проблему (тезис), даем обоснование выбору темы (опционально), оцениваем актуальность, указываем цель и задачи доклада, характеризуем литературу, которую использовали.

В заключении делаем выводы, обобщаем изложенную в основной части информацию.

Вот, собственно, и все. Остается только оформить титульный лист и список литературы. Перед тем, как распечатать доклад, не поленитесь перечитать его еще раз, а лучше – проверить в сервисах на уникальность и ошибки.

Как написать доклад на «отлично»?

Доклад способен подготовить любой студент. Но не каждому поставят «отлично», и не каждого запомнят. Чтобы вашу работу отметили не только другие студенты, но и преподаватели, руководствуйтесь тремя правилами написания доклада:

  1. Уникальность. Не копируйте фразы или абзацы текста. Ни из интернета, ни из библиотечных книг. Проверить уникальность несложно, и обмануть даже молодого и неопытного преподавателя вы не сможете.
  2. Грамотность. Вас должны интересовать не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и ошибки фактические. Впрочем, таковых и не будет, если вы пользуетесь научной литературой и указываете ее в библиографии.
  3. Академический стиль. Практически все виды студенческих работ пишутся именно в академическом стиле. Вы вправе использовать сложноподчиненные предложения, деепричастные и причастные обороты, термины и многосложные слова. Однако важно, чтобы предложения были построены правильно, а термины употреблены к месту. Не усложняйте текст намеренно, если у вас нет опыта.

Ну и самое главное. Вы можете просто . Студлансер найдет литературу по теме, подготовит и оформит текст. В этом нет ничего криминального – основную часть работы (а именно, выступление перед аудиторией) вам в любом случае придется проделать самостоятельно. Обязательно подготовьте текст выступления. Заучивать не нужно – будет достаточно простого пересказа.

У каждого народа или нации, страны или местности - своя культурная история. Большой сегмент культурных традиций и памятников составляет литература - искусство слова. Именно в ней отражается быт и жизненные особенности любого народа, по которым можно понять, чем жили эти люди в прошлые столетия и даже тысячелетия. Поэтому, наверное, ученые считают литературу важнейшим памятником истории и культуры.

литературы

Не исключение, а скорее, подтверждение вышесказанного - русский народ. История русской литературы насчитывает многовековую историю. С момента появления прошло больше тысячи лет. Исследователи и ученые многих стран изучают ее, как феномен и ярчайший пример словесного творчества - народного и авторского. Некоторые иностранцы даже специально изучают русский язык, а ведь он считается не самым легким в мире!

Периодизация

Традиционно история русской литературы подразделяется на несколько основных периодов. Некоторые из них довольно протяженные по времени. Некоторые - более кратки. Давайте рассмотрим их поподробнее.

Долитературный период

До принятия христианства (Ольгой в 957, Владимиром в 988) на Руси не существовало письменности. Как правило, если было необходимо, использовалась греческая, латынь, еврейская. Точнее, своя была, даже во времена язычества, но в виде черточек или насечек на деревянных бирках или палках (называлась: черты, резы), но литературных памятников на ней не сохранилось. песни, былины - в основном) передавались в устной форме.

Древнерусская

Этот период проходил с 11 по 17 век - довольно длительное время. История русской литературы данного периода включает религиозные и светские (исторические) тексты Киевской, а затем - Московской Руси. Яркие примеры литературного творчества: «Житие Бориса и Глеба», «Повесть временных лет» (11-12 века), «Слово о полку Игореве», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина» - описывающие период ига, и многие другие.

18 век

Данный период историками называем - «русское просвещение». Основу классической поэзии и прозы закладывают такие великие творцы и просветители, как Ломоносов, Фонвизин, Державин и Карамзин. Как правило, их творчество многогранно, и не ограничивается одной литературой, а распространяется и на науку, и на другие виды искусства. Литературный язык этого периода немного сложен для восприятия, так как использует устарелые формы обращения. Но это не мешает воспринимать образы и мысли великих просветителей своего времени. Так Ломоносов постоянно стремился реформировать язык литературы, сделать его языком философии и науки, ратовал за сближение литературной и народной языковых форм.

История русской литературы 19 века

Данный период в литературе России - «золотой век». В это время литература, история, русский язык выходят на мировую арену. Все это произошло, благодаря реформаторскому гению Пушкина, который фактически ввел в литературный обиход тот русский язык, каким мы его привыкли воспринимать. Грибоедов и Лермонтов, Гоголь и Тургенев, Толстой и Чехов, Достоевский и многие другие писатели составили эту золотую обойму. А литературные произведения, созданные ими, навечно вошли в классику мирового искусства слова.

Серебряный век

Данный период довольно непродолжителен по времени - всего-то с 1890 по 1921 годы. Но в это бурное время войн и революций происходит мощный расцвет русской поэзии, возникают смелые эксперименты в искусстве в целом. Блок и Брюсов, Гумилев и Ахматова, Цветаева и Маяковский, Есенин и Горький, Бунин и Куприн - наиболее яркие представители.

Временем распада СССР, 1991-м годом датируется окончание советского периода. А с 1991 по наши дни - новейший период, который уже дал русской литературе новые интересные произведения, но об этом с большей точностью, наверное, рассудят потомки.

Сообщение по литературе и получил лучший ответ

Ответ от Елена К[активный]
Пущин Иван Иванович (1798--1859) -- лицейский товарищ Пушкина, один из самых близких его друзей, видный участник декабристского движения с ранних его этапов до самого 14 декабря, отнесенный Верховным уголовным судом к "первому разряду" государственных преступников и осужденный на 20 лет каторги.
Смерть Пушкина его "первый" и "бесценный" друг пережил как потерю личную и общественную. "Мы здесь очень скоро узнали о смерти Пушкина, --писал он Е. А. Энгельгардту 4 декабря 1837 г. , --и в Сибири даже, кого могла, она поразила, как потеря общественная" (Пущин, с. 119). И еще через несколько лет потеря ощущалась как только что пережитая: "...Последняя могила Пушкина! Кажется, если бы при мне должна была случиться несчастная его история.. , то роковая пуля встретила бы мою грудь: я бы нашел средство сохранить поэта -- товарища, достояние России, хотя не всем его стихам поклоняюсь; ты догадываешься, про что я хочу сказать; он минугно забывал свое назначение, и все это после нашей разлуки" (письмо к И. В. Малиновскому от 14 июня 1840 г. --Пущин, с. 152). Последняя фраза говорит о влиянии Пущина на поэта. Общение Пушкина с другом, несомненно, способствовало формированию и созреванию его политических взглядов. Существует свидетельство Н. И. Лорера о письме Пущина к Пушкину из Москвы в декабре 1825 г. , где тот "извещает Пушкина, что едет в Петербург и очень желал бы увидеться с Александром Сергеевичем" (см. статьи М. В. Нечкиной в журн. "Каторга и ссылка", 1930, No 4 и "Историк-марксист", 1937, No 1, а также ее "Движение декабристов", т. II, с. 104). М. В. Нечкина объясняет это письмо как вызов, посланный Пушкину перед восстанием. К доводам, высказанным против этого предположения (см. П. Итоги и проблемы, с. 176--177) можно прибавить еще один -- характер Пущина-революционера, опытного конспиратора, в высшей мере наделенного чувством ответственности (за восемь лет пребывания в Обществе Пущин принял в него только одного человека -- Рылеева) . Возможно, такое письмо было, и Пущин выражал в нем надежду на свидание с другом, но это не был "вызов", ведь и сам Пушкин после смерти Александра I надеялся на возвращение из ссылки.
Записки Пущина написаны в 1858 году по настоянию Е. И. Якушкина, сына декабриста, который еще в Сибири в 1853 г. записывал устные рассказы Пущина (некоторые из них см. : Пущин, с. 381--382). Поводом к их написанию было появление в 1855 г. "Материалов" Анненкова, где политические взгляды поэта и его связи с декабристским движением почти не освещались, как по цензурным условиям, так и по свойственному Анненкову убеждению, что эти связи были случайными. .."Я приступил к нему (Пущину) прямо с выговором, --писал Якушкин, --что он до сих пор не написал замечаний на биографию, составленную Анненковым" (Пущин, с. 380). Записки Пущина, благодаря своей точности и правдивости, принадлежат к числу важнейших источников для биографии поэта. Пущин пишет только о том, что он видел и наблюдал сам. Кроме фактических данных, в его записках дано такое тонкое и
452
проникновенное понимание характера поэта, которое не было свойственно, пожалуй, никому из его современников. Это пристальный и пристрастный взгляд друга. Он видит не только внешние проявления характера и темперамента (как, например, Комовский) , но проникает в глубины души поэта, преданной дружбе и ранимой, замечает не только резкость, порывистость, но и склонность к самоанализу. Подмеченные Пущиным черты юноши-Пушкина будут сопутствовать ему всю жизнь. Это абсолютное понимание, по-видимому, и заставило поэта перед смертью вспомнить о своем лицейском друге.
Впервые с цензурными изъятиями записки Пущина опубликованы в журнале "Атеней" (1859, т. VIII, ч. 2, с. 500--537). Полностью подготовлены и напечатаны Е. И. Якушкиным ("Пущин и записки о Пушкине". СПб. , 1907). Несколько раз переизданы под редакцией С. Я. Штрайха.

Сообщение это краткое изложение, при этом в ёмкой форме, передающее ясную и чёткую суть информации. Пишется в форме краткого доклада и не имеет излишних художественных оборотов и словосочетаний. Основная задача сообщения донести определенную информацию не выходя из рамок заданной темы.

Структура сообщения

Никогда данный тип сочинения не бывает громоздким. В отличие от классических сочинений, такой текст не допускает длинных сообщений с красивыми, яркими эпитетами.

Пишем правильно

Оформляя сообщение, нужно помнить о следующем:

  • можно использовать для приложения рисунки и схемы, если они относятся к теме;
  • выделите главную информацию, и проследите, чтобы текст имел четкую тематику;
  • не используйте терминов и слов, которые вам не понятны.

При этом очень важно хорошо изучить заданную тему, прочитать учебную или методическую литературу. Желательно использовать для работы сразу несколько источников - это позволит сделать сообщение полноценным и полным.

Порядок работы:

  • изучение темы, подбор литературы;
  • тщательное изучение материалов для того, чтобы не делать элементарных ошибок;
  • выделите самое главное, что относится к заданной тематике;
  • составьте подробный поэтапный план сообщения;
  • напишите по пунктам плана сам текст.

Если тема совершенно незнакома, то, возможно, будет актуальным проконсультироваться с учителем или родителями. Если потом придется читать сообщение в классе у доски вслух, то нужно хорошо подготовиться, и постараться не просто прочитать с листа, а по памяти пересказать основную суть текста, используя активно для подчеркивания основных данных или цифр заранее выписанные на доску данные.

План сообщения обычно достаточно прост в силу природы данного типа текста:

  • вступление, где рассказывается основная мысль по теме;
  • основной текст с размышлением или официальными изученными данными;
  • заключительная часть с выводами после написания работы.

По завершении работы над сообщением нужно его перечитать, чтобы избавиться от лишних эпитетов, сложных словосочетаний и оборотов. Это как раз тот случай, когда можно писать кратко и по сути, без дополнительных описаний и красивых слов!

Загрузка...