crimea-fun.ru

Нравственный выбор в пьесе островского гроза. Сочинение «Проблемы пьесы «Гроза» Островского

«Колумб Замоскворечья». А. Н. Островский хорошо знал купеческую среду и видел в ней средоточие национальной жизни. Здесь широко представлены, по мнению драматурга, все типы характеров. Написанию драмы «Гроза» предшест-вовала экспедиция А. Н. Островского по Верхней Волге в 1856-1857-х гг. «Волга дала Островскому обильную пищу, указала ему новые темы для драм и комедий и вдохновила его на те из них, которые составляют честь и гордость отече-ственной литературы» (Максимов С. В.). Сюжет драмы «Гроза» не стал следствием реальной истории семьи Клыко-вых из Костромы, как считали долгое время. Пьеса была на-писана раньше произошедшей в Костроме трагедии. Этот факт свидетельствует о типичности конфликта между ста-рым и новым, все громче заявлявшем о себе в купеческой среде. Проблематика пьесы достаточно многогранна.

Центральная проблема — противостояние личности и среды (и как частный случай — бесправное положение жен-щины, о котором Н. А. Добролюбов сказал: «… самый силь-ный протест бывает тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых»). Проблема противостоя-ния личности и среды раскрывается на основе центрального конфликта пьесы: происходит столкновение «горячего серд-ца» и мертвенного уклада жизни купеческого общества. Жи-вая натура Катерины Кабановой, романтичная, свободолю-бивая, горячая, не в состоянии терпеть «жестокие нравы» города Калинова, о которых в 3-м явл. 1-го действия повест-вует Кулигин: «А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать … Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; за-лучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных…» Все беззакония и жестокости совершаются под видом благочес-тия. Мириться с лицемерием и самодурством, среди которых возвышенная душа Катерины задыхается, героиня не в со-стоянии. И совершенно невозможен для молодой Кабано-вой, натуры честной и цельной, принцип «выживания» Вар-вары: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Противостояние «горячего сердца» косности и ханжеству, даже если платой за такой бунт станет жизнь, критик Н. А. Добро-любов назовет «лучом света в темном царстве».

Трагическое положение ума и прогресса в мире невеже-ства и самодурства. Этот сложный вопрос раскрывается в пьесе посредством введения образа Кулигина, заботящегося об общем благе и прогрессе, но наталкивающегося на непо-нимание со стороны Диких: «… я бы все деньги для общест-ва и употребил, для поддержки. Работы надо дать мещанст-ву-то. А то руки есть, а работать нечего». Но те, кто имеет деньги, например Дикой, не спешит с ними расставаться, да еще и расписывается в своей необразованности: «Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться». Невежество Феклуши находит глубокое «по-нимание» у Кабановой: «Вот у вас в этакой прекрасный ве-чер редко кто и за вороты-то выйдет посидеть; а в Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то индо грохот идет, стон стоит. Да чего, матушка Марфа Игнатьевна, ог-ненного змия стали запрягать: все, видишь, для-ради ско-рости».

Подмена жизни по благодатным христианским запове-дям на слепое, фанатичное, «домостроевское» православие, граничащее с мракобесием. Совершенно разной предстает ре-лигиозность натуры Катерины, с одной стороны, и набож-ность Кабанихи и Феклуши, с другой. Вера молодой Каба-новой несет в себе созидательное начало, исполнена радос-ти, света и бескорыстия: «А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют … Или рано утром в сад уйду. Еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и пла-чу, и сама не знаю, о чем плачу; так меня и найдут. И об чем молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не надоб-но, всего у меня было довольно». Жесткие религиозно-нрав-ственные постулаты и суровый аскетизм, столь чтимые Ка-банихой, помогают ей оправдывать свой деспотизм и жесто-кость.

Проблема греха. С религиозным вопросом тесно связа-на и тема греха, возникающая в пьесе не единожды. Супружеская измена становится непосильной ношей для совести Катерины, и потому женщина находит единственно для нее возможный выход — прилюдного покаяния. Но самой слож-ной проблемой становится решение вопроса о грехе. Большим грехом, чем самоубийство, Катерина считает жизнь среди «темного царства»: «Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…» Материал с сайта

Проблема человеческого достоинства. Решение этой проблемы напрямую связано с основной проблемой пьесы. Лишь главная героиня своим решением покинуть этот мир отстаивает собственное достоинство и право на уважение. Молодежь города Калинова решиться на протест не в со-стоянии. Их моральной «силы» хватает только на тайные «отдушины», которые каждый находит для себя сам: Варвара тайком уходит гулять с Кудряшом, Тихон пьянствует, как только выходит из-под бдительной материнской опеки. Да и у других персонажей выбор небольшой. «Достоинство» мо-жет позволить себе только тот, кто имеет солидный капитал и как следствие — власть, к остальным же можно отнести со-вет Кулигина: «Что ж делать, сударь! Надо стараться угож-дать как-нибудь!»

H. А. Островский охватывает широкий круг нравствен-ных проблем, остро стоявших в современном ему купече-ском обществе, причем трактовка и осмысление их выходит за рамки конкретного исторического периода и получает об-щечеловеческое звучание.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

Тип урока : обобщение и систематизация знаний и способов деятельности учащихся

Вид урока: урок- размышление

Используемые технологии : обучение в сотрудничестве, развитие критического мышления

Цели урока:

Обучающие:

Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы урока;

Раскрыть жизненные позиции главной героини произведения, оказавшейся в ситуации нравственного выбора.

Развивающие:

Развитие способности к высказыванию собственного мнения по обсуждаемым вопросам, готовности учащихся к самоопределению, принятию решения и выбору личностной позиции;

Развитие умения самостоятельно подбирать материал к заданной теме;

Развитие умения работать в команде, формулировать и отстаивать свою точку зрения;

Развитие творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

- формирование у школьников нравственных ориентиров;

Формирование умения распознавать истинные и ложные ценности;

Формирование уважения к праву каждого человека иметь свою позицию, точку зрения;

Привитие интереса к изучению художественных произведений.

Оснащение урока : портрет А.Н. Островского, драма А.Н.Островского «Гроза», критические статьи, словарь С.И.Ожегова, мультимедийный проектор, компьютер, «Инструментальная пьеса» М.Таривердиева, репродукции картин, театральная афиша, доклады учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока

Мотивация познавательной деятельности. (2 мин.)

1. Вступительная беседа.

Ребята, вы, как и многие из нас, бывали в театре.

Какие пьесы вы смотрели? (разные: комедии, трагедии).

Если обратиться к афише театра, можно заметить, что в репертуаре довольно часто встречаются произведения классиков: Шекспира, Чехова, Гоголя, Островского. (Обратим внимание на театральные афиши, репертуар самарских театров).

Чем вызван интерес современных зрителей к классической литературе? (сюжет, тема, проблема). То есть тематика произведений актуальна и в наше время.

II. Актуализация проблемы. (2 мин.)

1. Определение цели и задачи урока.

На предыдущих уроках мы познакомились с биографией Островского, героями его пьес, проблемами, которые драматург поднимает и решает в произведениях. В драме «Гроза» он показывает героиню, которая вступает в конфликт с хозяевами «темного царства» и погибает, но не изменяет себе, поскольку считает, что «нет на свете печальней измены, чем измена себе самому».

2. Постановка проблемной задачи.

Сегодня на уроке мы поразмышляем над финалом пьесы. Давайте попытаемся ответить на вопрос: «Был ли у Катерины иной путь?».

Цель нашей работы - раскрыть жизненные позиции главной героини, понять причины ее гибели.

III. Повторение и обобщение знаний и способов деятельности учащихся. (31 мин.)

1.«В зеркале действий...» (10 мин.)

Построение ситуации, носящей проблемно - ценностный характер и требующей от учеников понимания ее смысла. (Работа с текстом, заполнение таблицы «Судьба Катерины»).

На первом этапе, который называется «В зеркале действий...», мы будем работать в группах. Используя текст, каждой группе необходимо подготовить сообщение об определенном этапе жизненного пути Катерины и сделать вывод.

(На экране репродукция картины И. Левитана «Вечер. Золотой плес», звучит музыка М. Таривердиева «Инструментальная пьеса»).

I гр. - жизнь в родительском доме

2 гр. - замужество

3 гр. - выбор Катерины

2. Усиление понимания учащимися исходной проблемной ситуации.

(4 мин.).

Составление схемы «Причины гибели Катерины».

Построение визуально - ассоциативного ряда (картины, образы).

Словарная работа над понятиями «гpex», «покаяние».

(Вывод записывается на доске. Нa экране иллюстрации для каждого этапа жизненного пути).

Детство-рай гармония души

замужество семья - клетка

грех - падение покаяние - гроза

гибель «Луч света...»

3. Выявление «веера» возможных позиций учащихся по отношению к проблемной ситуации. (5 мин.).

Вывод: Катерина погибает, но не идет на компромисс со своей совестью. Н.А.Добролюбов называет ее «лучом света в темном царстве».

Согласны ли вы с мнением Н.Добролюбова?

Как вы оцениваете ее поступок?

Сила это или слабость?

Случайность или закономерность?

(Сила, так как она одерживает победу над Кабанихой, предпочитает умереть, но не идет на компромисс со своей совестью. Слабость, потому что гибель - это отказ от действий, преодоления трудностей)

Можно ли было избежать трагического финала?

(Нет, так как Катерина не могла, не хотела лгать, фальшивить, изворачиваться).

Осуждаете вы ее или оправдываете?

(аргументируйте свой ответ)

Итак, мнения высказаны. Катерина свой выбор сделала.

4. Интерпретации пьесы современниками (9 мин.).

Переходим к следующему этапу работы - «Сквозь призму времени».

Оглянемся вокруг. Мы уже успели шагнуть в XXI век, но среди нас по-прежнему живут и здравствуют такие, как Кабанова, Дикой, Молчалин, Чичиков, Хлестаков.

Перенесем действие пьесы в современность и попытаемся изменить ход событий таким образом, чтобы избежать трагического финала. Вам было дано задание предложить свой вариант развития событий и вступить в диалог с героями пьесы. 1-ой группе было предложено задание: Катерине изменить себя. Я-Я.

Составить диалог, используя фразу Катерины: «Куда теперь? Домой?...»

2-ой группе изменить взаимоотношения со свекровью. Я - ОНА

Начало диалога фраза Кабановой: «Приказывай жене-то, как жить без тебя...».

3-ей группе - изменить Бориса. Я - ОН.

Составить диалог, начиная с фразы Бориса: «Трудно мне в этом городе...».

Организация групповой работы (каждой группе выдаются листы с началом реплики героини (героя).

Сообщение 1-ой группы.

Сообщение 2-ой группы.

Сообщение 3-ей группы.

Выполнение заданий учащимися. Инсценировка эпизода.

5. Вывод (3 мин.): «Сквозь призму времени» мы видим, что многие проблемы характерны для современников. «Современная» Катерина также оказывается перед выбором. Для того чтобы сохранить чувство собственного достоинства, быть рядом с любимым человеком иной путь может быть найден.

Ситуаций, когда мы стоим перед проблемой выбора, великое множество.

За неумение выбирать человеку приходится расплачиваться собственными страданиями или страданием близких людей. Выбирать – это значит анализировать, что для меня сейчас важнее: говорить или молчать, взять инициативу в свои руки или уйти от ответственности, вступить в конфликт или спрятаться от него, любить или позволять себя любить.

Пьеса А.Н.Островского помогает современному читателю понять, что нравственные ценности вечны, так как вне зависимости от времени каждый из нас делает свой выбор. Об этом говорит в своем стихотворении

Ю. Левитанский (текст на экране)

IV. Подведение итогов. (3 мин.)

1. Рефлексия.

Чему научил вас сегодняшний урок?

(каждый должен учиться делать выбор, иметь представление о нравственных ценностях)

2. Выставление оценок.

Спасибо за участие на уроке, актерское мастерство и творчество.

Заполненные таблицы, листы рефлексии передайте учителю.

V. Домашнее задание. (2 мин.)

Дифференцировано по уровням:

Задание №1 на оценку «3-4»

Задание №2 на оценку «4 -5»

Задание №3 на оценку «5»

Задание №1. Подготовить сообщение «Как сложится жизнь Бориса, Тихона после гибели Катерины?», «Что изменилось в городе Калинове после гибели Катерины?»

Задание №2. Написать эссе «Был ли иной путь у Катерины?», «Оправдываю или осуждаю поступок Катерины?»

Задание №3. Сравните нравственный выбор героинь А.С. Пушкина,

И.С. Тургенева, А.Н. Островского


  1. Проблема отцов и детей
  2. Проблема самореализации
  3. Проблема власти
  4. Проблема любви
  5. Конфликт старого и нового

Проблематикой произведения в литературоведении называют круг проблем, которые так или иначе затрагиваются в тексте. Это может быть один или несколько аспектов, на которых акцентирует внимание автор. В этой работе речь пойдёт о проблемах «Грозы» Островского . А. Н. Островский получил литературное призвание уже после первой опубликованной пьесы. «Бедность не порок», «Бесприданница», « Доходное место» - эти и многие другие произведения посвящены на социально-бытовым темам, однако вопрос о проблематике пьесы «Гроза » нужно рассмотреть отдельно.

Пьеса была неоднозначно воспринята критиками. Добролюбов видел в Катерине надежду на новую жизнь, Ап. Григорьев подметил намечающийся протест против существующих порядков, а Л. Толстой и вовсе не принял пьесу. Фабула «Грозы», на первый взгляд, достаточно проста: всё основано на любовной коллизии. Катерина тайно встречается с молодым человеком, пока её муж уехал в другой город по делам. Не сумев справиться с муками совести, девушка признаётся в измене, после чего бросается в Волгу.
Однако за всем этим житейским, бытовым, кроется куда более масштабные вещи, которые грозятся разрастить до масштабов космоса. «Тёмным царством» Добролюбов называет ту обстановку, которая описана в тексте. Атмосфера лжи и предательства. В Калинове люди настолько привыкли к моральной грязи, что их безропотное согласие лишь усугубляет ситуацию. Страшно становится от осознания того, что это не место сделало людей таким, это люди самостоятельно превратили город в некое скопление пороков. И теперь уже «тёмное царство» начинает влиять на жителей. После детального ознакомления с текстом можно заметить насколько широко разработана проблематика произведения «Гроза». Проблемы в «Грозе» Островского разноплановые, но при этом не имеют иерархии. Каждая отдельно взятая проблема важна сама по себе.

Проблема отцов и детей

Здесь речь идёт не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В пьесе показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жёны и дочери были практически лишены прав. Во главе семьи стоит Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчётливая женщина. Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им поступать так, как хочет она. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Её сын, Тихон, слабый и бесхарактерный человек. Мать, кажется, таким и хотела его видеть, ведь в таком случае человеком легче управлять. Тихон боится сказать что-либо, выразить своё мнение; в одной из сцен он признаётся, что своей точки зрения у него и вовсе нет. Тихон не может защитить от истерик и жестокости матери ни себя, ни свою жену. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни. Она легко врёт матери, девушка даже сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшом.
Тихон не способен ни на какой бунт, Варвара же в финале пьесы сбегает из родительского дома с возлюбленным.

Проблема самореализации

При разговоре о проблематике «Грозы» нельзя не упомянуть и этот аспект. Проблема реализована в образе Кулигина. Этот изобретатель-самоучка мечтает о том, чтобы сделать что-то полезное для всех жителей города. В его планы входит собрать перпету-мобиле, построить громоотвод, получать электричество. Но всему этому тёмному, полуязыческому миру не нужен ни свет, ни просвещение. Дикой смеётся над планами Кулигина найти честный заработок, открыто издевается над ним. Борис после разговора с Кулигиным понимает, что изобретатель так никогда и не изобретёт ни одной вещи. Возможно, это понимает и сам Кулигин. Его можно было бы назвать наивным, но ведь он знает, какие нравы царят в Калинове, что происходит за закрытыми дверями, что представляют собой те, в чьих руках сосредоточена власть. Кулигин научился жить в этом мире, не потеряв себя. Но он не способен так остро ощущать конфликт между реальностью и мечтами, как это делала Катерина.

Проблема власти

В городе Калинове власть находится не в руках соответствующих органов, а у тех, у кого есть деньги. Доказательством этого служит диалог купца Дикого и городничего. Городничий говорит купцу о том, что на последнего поступают жалобы. На это Савл Прокофьевич отвечает грубо. Дикой не скрывает, что обсчитывает простых мужиков, он говорит об обмане как о нормальном явлении: если купцы друг у друга воруют, то и у обычных жителей воровать можно. В Калинове номинальная власть не решает абсолютно ничего, и это в корне неверно. Ведь получается, что без денег в таком городе просто невозможно прожить. Дикой мнит себя чуть ли не батюшкой-царём, решая кому давать деньги в долг, а кому нет. «Так что знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю» - так отвечает Дикой Кулигину.

Проблема любви

В «Грозе» проблема любви реализуется в парах Катерина - Тихон и Катерина - Борис. Девушка вынуждена жить со своим мужем, хоть никаких чувств кроме жалости она к нему не испытывает. Катя бросается из крайности в крайность: она думает между вариантом остаться с мужем и научиться его любить или уйти от Тихона. Чувства к Борису у Кати вспыхивают мгновенно. Эта страсть толкает девушку на решительный шаг: Катя идёт наперекор общественному мнению и христианской морали. Её чувства оказались взаимны, но для Бориса эта любовь значила гораздо меньше. Катя полагал, что Борис так же, как она, не способен жить в застывшем городе и лгать ради выгоды. Катерина часто сравнивала себя с птицей, ей хотелось улететь, вырваться из той метафорической клетки, а в Борисе Катя увидела тот воздух, ту свободу, которой ей так не хватало. К сожалению, девушка ошиблась в Борисе. Молодой человек оказался таким же, как и жители Калинова. Он хотел наладить отношения с Диким ради получения денег, говорил с Варварой о том, что чувства к Кате лучше сохранять втайне как можно дольше.

Конфликт старого и нового

Речь идёт о сопротивлении патриархального уклада жизни с новым порядком, который предполагает равенство и свободу. Эта тему была очень актуальной. Напомним, что пьеса была написана в 1859 году, а крепостное рабство отменено в 1861. Социальные противоречия достигали своего апогея. Автор хотел показать к чему может привести отсутствие реформ и решительных действий. Подтверждением тому являются финальные слова Тихона. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» В таком мире живые завидуют мёртвым.

Сильней всего это противоречие отразилось на главной героине пьесы. Катерина не может понять, как можно жить во лжи и животном смирении. Девушка задыхалась в той атмосфере, которая создавалась жителями Калинова долгое время. Она честна и чиста, поэтому единственное её желание было так мало и так велико одновременно. Катя просто хотела быть собой, жить так, как её воспитали. Катерина видит, что всё совсем не так, как она представляла себе до замужества. Она даже не может позволить себе искренний порыв - обнять мужа - Кабаниха контролировала и пресекала любые попытки Кати быть искренней. Варвара поддерживает Катю, но не может её понять. Катерина остаётся одна в этом мире обмана и грязи. Девушка не смогла вынести такого давления, она находит спасение в смерти. Смерть освобождает Катю от бремени земной жизни, превращая её душу в нечто лёгкое, способное улететь из «тёмного царства».

Можно сделать вывод о том, что проблемы в драме «Гроза» затронуты значительные и актуальные и по сегодняшний день. Это нерешённые вопросы человеческого бытия, которые будут волновать человека во все времена. Именно благодаря такой постановке вопроса пьесу «Гроза» можно назвать произведением вне времени.

Проблематика «Грозы» Островского – описание проблем для сочинения по теме |

«Гроза»

«Гроза» была написана во второй половине 50-х годов XIX в., когда страна стояла на пороге общественно-политических и социальных перемен. Естественно, что Александр Николаевич Островский не мог не отреагировать на эти сдвиги. В этот сложный период, кроме «Грозы», драматург написал пьесы «Бесприданница», «Доходное место» и другие, в которых отразил свой взгляд на происходящее.

В «Грозе» А. Н. Островский поднимает не столько социальные, сколько нравственные проблемы. Драматург показывает нам, как в личности вдруг просыпаются еще не известные до этого чувства и как меняется ее отношение к окружающей действительности.

Конфликт между Катериной и «темным царством», показанный драматургом, - это противостояние законов Домостроя и стремления к свободе и счастью. Гроза в пьесе не просто природное явление, а символ душевного состояния героини. Катерина выросла и сформировалась как личность в страшных условиях Домостроя, но это не помешало ей противостоять калиновскому обществу. Для Островского было важно показать, что там, где губят любое проявление свободы, возможно появление сильного характера, стремящегося к своему счастью. Катерина всем сердцем стремится на волю. Особенно ярко это видно благодаря ее рассказу Варваре о своем детстве, когда она жила в атмосфере любви и понимания. Но Катерина еще не до конца понимает того нового отношения к миру, которое и приведет ее к трагическому концу: «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю». Полюбив Бориса, она считает свои чувства греховными. Катерина видит в этом нравственное преступление и говорит, что душу «уже погубила». Но где-то внутри она понимает, что нет ничего безнравственного в стремлении к счастью и любви.

на этот поступок?

С детства Катерина была независимой, свободолюбивой натурой. В доме матери жила она словно птичка на воле. Но вот она попадает в дом мужа, где царит совсем иная атмосфера. Она говорит: «Да Здесь все как будто из-под неволи». На словах свекровь стремится к соблюдению моральных устоев, а на самом деле «домашних заела совсем». Кабаниха не признает ничего нового, не дает Тихону жить своим умом, притесняет невестку. Ей не важно, что на душе у Катерины, были бы соблюдены обычаи. «Она странная, сумасбродная, с точки зрения окружающих, но это потому, что она никак не может принять в себя их воззрений и наклонностей», - писал о Катерине Добролюбов в своей статье «Лучик света в темном царстве». Тихон тоже не понимает душу Катерины. Это безвольный человек, который находится в полном подчинении у своей матери. Единственная его радость - вырваться из дома и погулять несколько дней. Дочь Кабановой Варвара не спорит с матерью, но обманывает ее, убегая по ночам гулять с Кудряшом.

«Жестокие нравы в нашем городе», - говорит Кулигин.

отчаяния Катерины, когда она, полюбив Бориса, бросается к нему, к Тихону, просит взять ее с собой. Тихон отталкивает жену, мечтая погулять на свободе, и Катерина остается одна. В ней в происходит мучительная нравственная борьба. Воспитанная в религиозной семье, она считает великим грехом изменять мужу. Но желание жить полной жизнью, стремление самой решать свою судьбу, быть счастливой берут верх над моральными принципами. Однако с приездом Тихона начинаются нравственные страдания Катерины. Нет, она не раскаивается в том, что полюбила, она страдает, что вынуждена лгать. Ложь противна ее честной, искренней натуре. Еще раньше она признается Варваре: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Именно поэтому признается она Кабанихе и Тихону в своей любви к Борису.

Но нравственная проблема не решена. Катерина остается в доме мужа, но для нее это равносильно смерти: «Что домой, что в могилу- все равно... В могиле лучше». Борис, оказавшийся слабым человеком, подчиненным своему дяде Дикому, отказывается взять ее с собой в Сибирь. Жизнь ее становится невыносимой.

«мужняя жена», по законам общества она не имеет права сама решать свою судьбу. Выхода для нее нет. И она решается на страшный шаг. «А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь», - ранее говорит Катерина Варваре. Так произошло, она не выдержала того гнета и притеснений в доме Кабанихи. По христианским законам самоубийство - страшный грех. Но, по мнению Катерины, еще больший грех-жить во лжи и притворстве. Кулигин, потрясенный гибелью Катерины, бросает в лицо ее угнетателям: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!» В этих словах - оправдание ее самоубийства. Бог будет милосерднее к несчастной женщине, потому что во всем происшедшем виновата не она, а несправедливое, безнравственное устройство общества.

Душа Катерины чиста и безгрешна. Перед смертью она думает лишь о своей любви - единственной радости в ее горькой жизни. И поэтому, несмотря на трагический финал, в «Грозе», по словам Добролюбова, «есть что-то освежающее и ободряющее», и самый характер Катерины «веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели», недаром критик назвал ее «лучиком света в темном царстве».

А.Н. Островского поднимаются нравственные проблемы маленького провинциального города Калинова, в котором люди живут по закону «Домостроя», где свирепствует тирания, домашнее беззаконие.

«Домострой» - это свод правил духовной, мирской и семейной жизни. В самом своде правил нет ничего плохого. По его законам, отношения в семье должны строиться на любви и взаимопомощи. Семья должна быть местом, где человек может отдохнуть, там нет места злу. Но так было не везде и не всегда.

В своей пьесе Островский показывает нам, что в маленьком городке нравственные устои определяются старожилами, они управляют не только в городе, но и в своих семьях. Такими отрицательными героями в пьесе являются Дикой и Кабаниха. По своей сути это жестокие и невежественные самодуры, и жизнь под руководством таких людей нельзя назвать добропорядочной. Невестка Кабанихи Катерина изменяет мужу с Борисом, дочь Варвара тайно встречается с Кудряшом, родной сын Тихон пьет. А на людях все должно выглядеть добропорядочно. Это для жителей городка Калинов самое главное правило. Доводит этих людей до греха жестокость и самодурство Дикого и Кабанихи. Но являясь старожилами и поборниками «Домостроя», Дикой и Кабаниха не замечают упадка патриархального уклада жизни по причине замкнутости маленького городка, где нет прогрессивных веяний, где ханжество заменило истинную мораль.

Нравственность героев драмы показана в их поступках. Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова обладают из-за своего богатства высоким положением. Жители города на себе чувствуют силу их влияния. Дикой не встречает ни в ком противоречия. Даже свою семью он держит перед собой в трепете. Его жена просит окружающих, чтобы его никто не рассердил. Племянника Бориса он тоже нагло ограбил, присвоив наследство.

Для Марфы Игнатьевны Кабановой стремление ее детей и невестки к воле казалось преступным, потому что они могли перестать ее бояться, а этого она не могла допустить. У нее о нравственности свое понятие, себя она считает непогрешимой.

Дикие и Кабановы опираются на «порядки» и «старину», но они уже не могут остановить развивающиеся молодые силы, что приходят в жизнь и вытесняют старые изжившие нормы и мораль.

Молодое поколение пьесы – это , Борис. У Кабанихи с ее невесткой есть общие понятия о нравственности - это почитание старших младшими, что было традиционно для русских семей. Но все другие представление об их нравственности сильно отличаются.

Катерина была воспитана в купеческой семье в любви и заботе друг о друге. У нее характер и любящий, и созидательный. И встретив в семье своего мужа суровое бездушие свекрови, Катерина попадает в «темное царство», которое ее угнетает и мучает, но нрав деспотичной Кабанихи не убивает в ней желания воли.

К Борису ее чувство было безудержным. Любовь и страсть управляют молодой женщиной. Она думала, что Борис не такой как все. Она видела его таким, каким сама себе придумала. Но, так как она не могла принимать ложь и притворство, будучи порядочным человеком, она не могла простить сама себе свой грех, измену пусть и нелюбимому, но мужу. Муки совести привели ее к публичному признанию.

А.Н. Островский с помощью пьесы показал людям, что не надо цепляться за старое, а следует думать о лучшем будущем.

Загрузка...