crimea-fun.ru

Отец п и жемчуговой похоронен. Крепостная, актриса, графиня

Графский род Шереметевых — один из самых знатных и богатых в России XVIII века. Шереметевы были известны как государственные деятели, строители храмов, богатые меценаты, помогавшие бедным и больным, поощрявшие развитие национальных архитектуры, искусства, музыки. Их домашний театр считался лучшим частным театром империи, владельцы его не жалели ни денег, ни труда на постановку спектаклей и создание декораций. Шереметевский театр отличался не только профессиональными, образованными и талантливыми актёрами и певцами, но и до мелочей просчитанной планировкой зала, роскошными декорациями и прекрасной акустикой. Многие, кто в те времена побывал в Кусково, отмечали, что размах представлений и профессиональность актёров ничуть не уступали самому известному дворцовому театру в Эрмитаже.


Кусково

Шереметевы считали, что настоящих актёров надо растить, терпеливо обучая их с самого детства. Так, Параша Ковалёва (1768-1803), дочь крепостного кузнеца, попала вместе с другими детьми в графское поместье, когда ей едва исполнилось восемь лет. Её сразу же отдали на воспитание одинокой княгине Марфе Михайловне Долгорукой. У княгини девочка получила образование, была обучена вокалу, актёрскому мастерству, игре на арфе и клавесине, французскому и итальянскому языкам, литературе, грамоте и некоторым наукам. Для подготовки детей к театральной жизни в усадьбу приезжали известные мастера-актёры, певцы и учителя. Всё чаще они отмечали прекрасные способности маленькой Параши, прочили ей большое будущее.

Николай Иванович Аргунов

В это же время сын хозяина дома — Петра Борисовича Шереметева — Николай Петрович Шереметев (1751-1809) путешествовал по Европе в целях повышения образования. Набравшись царивших там революционных идей, он сразу же решил изменить жизнь Кусково и организовать её по европейским канонам. Первое, за что взялся молодой человек — это помещения отцовского театра, которые показались ему старыми и слишком тесными.

Именно тогда, наблюдая за ходом строительных работ, Николай Петрович увидел застенчивую десятилетнюю девочку с огромными глазами на бледном личике, а когда познакомится с ней ближе — почувствовал и необычайный талант маленькой крепостной.

В новом театре девочка дебютировала в роли служанки из оперы Гретри «Опыт дружбы». Восхитительным сопрано Параша покорила всех зрителей, не оставив равнодушным и сына хозяина. Николай был настолько доволен дебютом маленькой актрисы, что в следующей опере отдал ей главную роль и ни на миг не сомневался в успехе. Именно тогда на афишах впервые появился театральный псевдоним девочки — Жемчугова. С тех пор самые лучшие роли в шереметевском театре доставались только юной Параше.

Прасковья Ковалёва-Жемчугова в роли Элианы
Ш. де Шамиссо

К актёрам Шереметевы относились почтительно и с уважением. Их называли по имени и отчеству, граф Шереметев-младший давал своим актёрам новые фамилии по названиям драгоценных камней. Легенда гласит, что Жемчуговой Параша была названа в тот день, когда в пруду усадьбы была найдена маленькая жемчужина. Всем актёрам и музыкантам театра выплачивалось жалование, им запрещался любой физический труд, они питались тем же, что и хозяева усадьбы, а к заболевшим приглашались лучшие местные доктора. Всё это удивляло знатных посетителей Кусково, и долгое время порядки в «странной» семье являлись одной из самых интересных тем на светских вечерах столицы.

Кусково

Слухи о шереметевском театре расходились по всем поместьям, на каждое представление в Кусково съезжались знатные особы, а не попавшие на спектакль потом долго сокрушались и слушали яркие рассказы посмотревших очередную постановку.

Кусково

Старый граф решил построить новое здание театра, открытие которого должно было состояться 30 июня 1787 года, в тот день, когда поместье Шереметевых намеревалась посетить сама Екатерина II. Известный театр, а особенно игра и голос молодой актрисы Прасковьи Жемчуговой, настолько поразили царицу, что та решила преподнести девушке бриллиантовый перстень. Отныне юная крепостная Параша стала одной из самых известных актрис в России.

Дарья Юрская в роли Прасковьи Жемчуговой

30 октября 1788 года умер Пётр Борисович Шереметев. Все поместья с крепостными в двести тысяч душ достались его сыну — Николаю Петровичу. Тот после смерти отца забыл о театре, пил и бесчинствовал, пытаясь отвлечься от горя. Лишь Параша смогла утешить молодого графа и сочувствием и бесконечной добротой вывела его из загула. После этого Николай Петрович уже по-другому смотрел на девушку: в его сердце зародилось огромное, сильное чувство. Жемчугова же стала в театре вторым человеком, актёры теперь обращались к ней не иначе, как Прасковья Ивановна.

Вскоре влюблённые и вся труппа театра перебрались в новое имение графа — Останкино. Внезапно у Параши открылся туберкулёз, и врачи навсегда запретили ей петь. Нежная забота графа, его терпение и любовь помогли женщине пережить это горе, а 15 декабря 1798 года граф Шереметев дал вольную своей самой любимой крепостной актрисе. Этот смелый шаг вызвал недоумение и пересуды в знатных кругах, но граф не обращал внимания на наговоры. Он решил венчаться с любимой. Утром 6 ноября 1801 года в церкви св. Симеона Столпника, которая сейчас расположена в Москве на Новом Арбате, состоялось скандальное бракосочетание. Таинство совершалось в строжайшем секрете, на него были приглашены только четверо самых близких и верных друзей молодой пары.

Церковь Симеона Столпника

Два года длился этот брак в уважении, взаимопонимании и любви. Здоровье Параши ухудшалось с каждым днём. 3 февраля 1803 года Прасковья Ивановна родила сына. Роды были тяжёлыми и мучительными, а ослабленный чахоткой организм не давал женщине даже подняться с кровати. Смертельно больная, она умоляла показать ребёнка, но его сразу же отнесли от матери из опасения, что младенец заразится и умрёт. Около месяца угасала графиня. В бреду она умоляла, чтобы ей позволили услышать голос младенца, и когда его подносили к дверям спальни, Параша успокаивалась и забывалась тяжким сном.

Понимая, что кончина жены неизбежна, Николай Петрович решился открыть свою тайну и рассказать о браке с бывшей крепостной. Он обратился с письмом к императору Александру I, где умолял простить его и признать новорождённого наследником семьи Шереметевых. Император дал на это своё высочайшее согласие.

Александр I
Владимир Лукич Боровиковский

Любимая жена графа Шереметева скончалась в петербургском Фонтанном доме 23 февраля 1803 года, на двадцатый день от рождения её сына. Ей было всего тридцать четыре года. Из знати на похороны никто не пришёл — господа не пожелали признать покойную крепостную графиней. В последний путь Парашу провожали актёры, музыканты театра, слуги поместья, крепостные и поседевший от горя мужчина с младенцем на руках.

Николай Петрович Шереметев
Владимир Лукич Боровиковский

Ныне Прасковья Ивановна Жемчугова-Шереметева покоится в Александро-Невской лавре в фамильном склепе графов Шереметевых.

Все свои личные средства и драгоценности она завещала осиротевшим детям и бедным невестам на покупку приданого. Николай Петрович строго следил за выполнением завещания и сам до конца жизни постоянно помогал калекам и обездоленным. В своём московском дворце он основал знаменитую Шереметевскую больницу, которая в настоящее время больше известна, как Институт скорой помощи им. Склифосовского. Николай Петрович Шереметев скончался через шесть лет после супруги.

В «Завещательном письме» сыну граф написал о Прасковье Ивановне: «…Я питал к ней чувствования самые нежные… наблюдал я украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность. Сии качества… заставили меня попрать светское предубеждение в рассуждении знатности рода и избрать её моею супругою…»

Дмитрий Николаевич Шереметев
Орест Адамович Кипренский

Текст Анны Сардарян

Неравный брак. Прасковья Ковалева-Жемчугова и граф Николай Шереметев

В истории государства Российского графский род Шереметевых, один из самых знатных и богатых, известен со времен весьма отдаленных. Правда, графский титул Шереметевы получили лишь в 1706 году. Им был удостоен фельдмаршал Борис Петрович Шереметев за усмирение стрелецкого бунта в Астрахани. Надо особо отметить, что Борис Петрович был первым русским графом, так как прежде в России не было такого титула – до этого момента графским титулом наших аристократов жаловали иностранные государи.

Но не только ратными делами славились Шереметевы. Они были меценатами и оказывали помощь «сирым и убогим», на их средства возводили церкви и храмы, а еще Шереметевы покровительствовали искусству. Самый известный крепостной театр принадлежал этому роду, и знаменит он был не только великолепными актерами, но и продуманной планировкой, потрясающими декорациями и изумительной акустикой. Современники отмечали, что шереметевский театр в Кусково ни в чем не уступал дворцовому театру в Эрмитаже.

Именно с историей этого театра связана история любви и неравного брака графа Николая Петровича Шереметева и крепостной актрисы Прасковьи Ивановны Ковалевой, выступавшей под псевдонимом Жемчугова.

Родилась Прасковья в деревне Березники Юхотской волости Ярославской губернии 31 июля 1768 года. Ее отец, Иван Степанович Ковалев, был кузнецом у Шереметевых и слыл великим мастером и великим пьяницей.

Все графские крепостные знали о пристрастии своих хозяев к талантливым людям, знали и о том, что Шереметевы готовят актеров для своего театра с самого детства. А потому никто и не удивился, когда голосистую Парашу Ковалеву забрали в подмосковное имение Шереметевых – Кусково и отдали на воспитание одной из графских родственниц, княгине Марфе Михайловне Долгорукой. Параше было тогда восемь лет.

Когда Шереметевы давали оперу в своем театре в Кусково, они старались не увлекаться декорациями. Не любили они и всяческие театральные эффекты. И Петр Борисович, и Николай Петрович главными в театре почитали актеров.

Здесь нам хотелось бы сделать небольшое отступление и напомнить, что судьба актрис крепостного театра была достаточно тяжелой. Талантливые и трудолюбивые «тансерки», которые могли бы стать украшением любого знаменитого театра, зачастую оказывались самым вульгарным гаремом для барина. Прекрасные актрисы, отыграв спектакль, отправлялись услаждать пресыщенных гостей своего хозяина. Особо этим славился известный «театрал» той поры, директор императорских театров, Эрмитажа, владелец усадьбы Архангельское князь Николай Борисович Юсупов. Довольно часто во время спектакля танцовщицы его домашнего театра по знаку князя сбрасывали с себя одежды и танцевали нагими.

Шереметевы относились к своим актерам и актрисам совершенно по-другому. Здесь уважали, и даже почитали талант. За свои труды актеры получали жалованье. Кормили их при усадьбе (то есть ели они то же, что и хозяева), за здоровьем их присматривали лучшие доктора. Граф Шереметев не продавал и не покупал крепостных артистов и всегда обращался к своим актерам по имени и отчеству: так, например, Парашу не кликали Парашкой, а величали Прасковьей Ивановной. И сценические фамилии младший граф придумывал для них по названиям драгоценных камней: Гранатова, Алмазова, Жемчугова…

Никаких «шалостей и вольностей» в театре старший Шереметев не позволял не только себе, но и всем остальным. Мало того, за девушками, игравшими на сцене, велось особо «крепкое смотрение», «чтобы все было тихо и смирно». Однако на их свободу никто не посягал – актрисам разрешали «свободно гулять».

Естественно, столь же уважительно относились и к Параше Ковалевой. А псевдоним ей дали в знак маленькой жемчужины, которую однажды нашли в пруду усадьбы.

«Взращиванием» актеров у Шереметевых занимались специально приглашенные мастера. У этих первоклассных наставников крестьянская девочка быстро освоила музыкальную грамоту, вокал, игру на клавесине и арфе, выучила французский и итальянский языки. Параше еще не было и одиннадцати лет, когда она впервые вышла на сцену. Она пела в опере Андре Гретри «Опыт дружбы». И уже в столь юном возрасте ей предсказывали большое будущее. Особенно восторгался успехом юной крепостной певицы хозяин театра, вернее, «младший хозяин» – сын графа Петра Борисовича Шереметева, Николай Петрович, недавно прибывший из Европы.

Худенькая, с огромными глазами девочка сильно волновалась перед спектаклем и испуганно шептала: «Только бы не потерять от волнения голос! Только бы понравиться его сиятельству!»

Но едва она ступила на сцену, как волнение прошло. И вся она преобразилась. Угловатая крестьяночка стала воплощением грации и изящества.

Юная актриса и ее несомненный талант произвели на молодого графа большое впечатление. Он так уверился в Прасковье, что поручил ей главную партию в следующей постановке. Это была партия Луизы в опере Пьера Александра Монсиньи «Дезертир» (или «Беглый солдат»). Прасковья не обманула его надежд – ее выступление было поистине блестящим. Публика рукоплескала после каждого выхода Луизы-Параши, а когда она исполнила главную арию, зал буквально взорвался аплодисментами и восторженными криками, и на сцену полетели кошельки – так знатные зрители выражали свои бьющие через край чувства.

Затем последовала опера итальянского композитора Антонио Саккини «Колония, или Новое селение», и снова Шереметев поручил ей главную роль. Более опытные актеры восприняли новость с удивлением – они не были уверены, что эта девочка, пусть и талантливая, справится с ролью любящей и страдающей женщины, героини «Колонии». Многие ждали, что через день-два граф назначит другую актрису, однако Николай Петрович вел репетиции и своего решения менять не собирался. Было в этой девочке-подростке что-то такое, что буквально пленяло графа…

И вновь Прасковья не подвела. Ее исполнение влюбленной Белинды потрясло всех, в том числе и сомневающихся прежде актеров.

Неудивительно, что к талантливой девушке отношение было несколько особое – с ней больше занимались, о ней больше заботились, но все это внимание до поры до времени было исключительно опекой одаренной актрисы, в которой отец и сын Шереметевы видели будущую славу своего театра. Молодой граф, с отцовского согласия, перевел ее на положение первой актрисы театра.

Он даже возил Парашу в Москву – посмотреть город и, конечно же, спектакли в других театрах. Вообще обучение Прасковьи Ивановны доставляло Николаю Петровичу особенное удовольствие. У юной актрисы была замечательная память, и все трудности учебы давались ей легко. Она старалась не только повысить свое актерское мастерство, но и каждую свободную минуту читала, проводя много времени в графской библиотеке. А молодой граф любил играть с ней на клавесине в четыре руки и разучивать арии из разных опер.

Постепенно любовь к музыке и совместные занятия сблизили графа и крепостную актрису…

Николай Шереметев родился в 1751 году. Получив блестящее образование в России, он решил продолжить учение за границей. Николай Петрович много путешествовал по Европе, слушал лекции в Лейденском университете, изучал постановку театрального дела, повышал музыкальное образование, общался с выдающимися деятелями европейской культуры. Существуют свидетельства, что он встречался с Георгом Фридрихом Генделем (в бумагах графа был найден автограф знаменитого немецкого композитора), а также знал великого Моцарта и даже поддерживал его деньгами.

В Европе граф Николай Петрович не только «повысил образование», но и «набрался» свободолюбивых идей – что весьма способствовало его уважительному отношению к простым людям. Отцовское воспитание вкупе с европейским внушило ему, что истинный аристократ просто обязан нести в народ просвещение и культуру. Иначе им неоткуда будет взяться. И еще он осознал евангельскую истину, что все люди равны перед Богом. Правда, в те времена эта истина многими воспринималась почти революционным призывом к равенству.

И вот с таким образованием и таким настроем граф Николай Петрович вернулся в Россию. Первым делом он решил устроить по-новому всю жизнь в Кусково. В том числе и в театре. Вот тогда он и увидел впервые Прасковью…

Занимался молодой граф не только с Парашей, свои музыкальные и театральные знания, приобретенные в Европе, он старался передать всем актерам отцовского театра. Говорят, не все уроки проходили гладко – характер у него был непростой, вспыльчивый, и если кто вдруг оказывался нерадивым учеником, граф страшно сердился и, от греха подальше, вскакивал на коня и мчался во весь опор, чтобы «растрясти» свой гнев. (Недаром на гербе один из шереметевских львов был украшен надписью: «Не ярится, но неукротим!») Однако такое случалось редко, обычно молодой граф был заботлив и очень корректен в обращении с людьми.

А тем временем слухи об удивительной, талантливой актрисе передавались из уст в уста. И вот слава Прасковьи Жемчуговой дошла до самой императрицы Екатерины Второй.

Тридцатого июня 1787 года в поместье Шереметевых на открытие нового, перестроенного театра (еще одна затея молодого графа) прибыли царственные гости – императрица со своим двором. Изумительный голос Прасковьи и ее игра произвели на императрицу такое сильное впечатление, что Екатерина подарила крепостной актрисе бриллиантовый перстень… С этого мгновения Прасковья Жемчугова стала настоящей и признанной актрисой, причем одной из самых известных.

Граф Николай Петрович выбирал оперы специально для нее, учитывая особенности ее голоса, ее темперамент и талант. Среди прочих Прасковья пела партию Лоретты из одноименной оперы. Героиня, дочь солдата, прекрасная и чистая девушка, становится женой графа… Вряд ли Параша думала, что в ее жизни случится ровно то же самое.

По желанию Николая Петровича она пела партию Розетты в сентиментальной комедии «Добрая девка», партию Анюты в опере «Тщетная предосторожность»; партию Инфанты в опере «Инфанта Замеры». Такие разные образы, и так блистательно исполненные великолепной Жемчуговой!

Верные поклонники, от всей души восторгавшиеся изумительным талантом Прасковьи, называли ее «Жемчужиной кусковской сцены».

А Николай Петрович продолжал ставить на сцене своего прославленного на всю страну театра истории о том, как знатный и богатый вельможа влюбляется в простую, но прекрасную селянку. На репетициях он подыгрывал Прасковье, подавал реплики… Возможно, так он говорил с ней о своей любви. И любовь эта была высокой и верной – совсем как в тех историях, что он выбирал.

Тридцатого октября 1788 года умер Петр Борисович Шереметев, оставив все свои богатства, восемьсот с лишним тысяч десятин земли и более двухсот тысяч крепостных душ сыну. Николай Петрович очень тяжело переживал смерть отца. Он ударился в пьяный загул, стараясь забыться, – и забыл обо всем. И о своем театре тоже. Но Прасковья, которая стала молодому графу близким другом, сумела утешить Николая Петровича, и он прекратил пьянствовать.

Совместные переживания помогли графу открыться любимой девушке. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Он никогда не был аскетом, но любовь к Прасковье была особенной, самой сильной за все тридцать семь прожитых им лет.

Конечно, его чувства были небезответны, Параша сама давно любила графа Николая Петровича. Да только ей ли – крепостной актрисе – было мечтать об одном из самых завидных женихов всей Российской империи.

Как бы то ни было, они полюбили друг друга и стали жить вместе – граф открыто поселил любимую женщину в своем доме. Николай Петрович оставил все холостяцкие развлечения и с упоением посвятил всего себя Прасковье и, конечно же, театру, ведь театр был делом жизни и Прасковьи Жемчуговой, и графа Шереметева.

Вместе со всем наследством Николаю Петровичу досталось и имение Останкино, бывшее частью приданого его матушки, урожденной княжны Варвары Алексеевны Черкасской. Именно здесь, в Останкино, он решил построить новый театр – своеобразный подарок любимой Параше. Этот дар любви был действительно прекрасен.

Строительство в Останкино длилось шесть лет и было окончательно завершено в 1798 году. Начинали строительство крепостные архитекторы Алексей Миронов и Григорий Дикушин, но затем понадобились советы и консультации более профессиональных зодчих, и граф обратился за помощью к Винченцо Бренна, Джакомо Кваренги, Ивану Старову и Елизвою Назарову. Завершал работы в Останкино сын крепостного художника Ивана Петровича Аргунова, архитектор Павел Аргунов. Он же занимался убранством и декорированием интерьеров Останкинского дворца.

Однако театр был построен на три года раньше, весной 1795 года. И как только новый театр был готов, граф с Прасковьей Ивановной и, конечно же, со всей театральной труппой перебрались в Останкинскую усадьбу, в так называемые «старые хоромы». Здесь влюбленным жилось намного спокойнее и лучше, чем в Кусково, где постоянно толклись всяческие родственники, недовольные связью вельможного графа с «крепостной девкой». Здесь же они дожидались окончания строительства дворца.

Пока велись строительные работы, граф, естественно, рассказывал о них Параше, и она имела некоторое представление о том, какими будут Останкинский театр и Останкинский дворец, но то, что она увидела, превзошло все ее ожидания. Вот как об этом рассказывается в одной статье: «В залах первого и второго этажа, украшенных статуями и вазами, все блестело золотом. Так было и в Кускове. Но здесь, в Останкине, роскошное убранство производило впечатление благородной простоты, изысканного вкуса и изящества. Начиная с искусно набранных из различных пород дерева паркетных полов и кончая великолепными расписными потолками – все являло собой искусство и служило искусству. Это был театр-дворец. Парадные залы, гостиные, комнаты, обставленные резной золоченой мебелью, предназначались для торжественного приема гостей, приглашаемых в театр. Для жилья отводились так называемые „старые хоромы“, расположенные близ церкви. У Прасковьи Ивановны была здесь уютная комната с большим венецианским окном. Окно выходило на балкон, внизу виднелись кусты белой и лиловой сирени. В комнате ничего лишнего: ниша с распашными завесами, где стояла кровать, туалетный столик, накрытый скатертью, зеркало в станке из красного дерева, а на полу темный ковер, затканный желтыми и белыми цветами. С одной стороны комната соединялась с покоями графа, а с другой примыкала к комнатам актрис, где жили Таня Шлыкова и другие близкие подруги Жемчуговой».

Более всего поражал новый театр. Свыше пяти лет, начиная с 1792 года, продолжались поиски наиболее совершенной формы зрительного зала. Сначала соорудили полукруглый зал с амфитеатром, генеральной ложей в центре бельэтажа и балконами по сторонам. Вскоре граф пожелал, чтобы, в случае необходимости, зал, после небольших перестановок, мог превращаться в «воксал», то есть служить местом для танцев и банкетов. С этой целью залу была придана овальная форма, планшет сцены поднялся вровень с несколько сниженным полом бельэтажа. Настил, закрывавший амфитеатр, делал из театрального помещения «воксал». Бельэтаж превратили в открытые ложи, установив вместо двух рядов лавок «ольховые, выкрашенные под красное дерево стулья». Генеральная ложа стала разборной, в бельэтаже появились колонны и резные балясины. Вместо боковых балконов соорудили верхнюю галерею – парадиз.

Не меньшее внимание уделялось и сцене. По своим размерам – 16 метров в ширину и 23 метра в глубину – она не уступала крупнейшим театрам. Перед ней находилась еще бо2льшая авансцена. Здесь, согласно театральной традиции, должны были появляться первые персонажи.

Трюм, верхнее машинное отделение, подъемники, блоки для подачи декораций, сложнейшие театральные машины – великолепное оборудование, в создание которого немало труда вложил талантливейший крепостной механик Федор Иванович Пряхин, позволяло осуществлять на останкинской сцене любые представления.

Открытие Останкинского театра почтил уже новый властитель России – Павел Первый, с которым Николай Петрович был дружен с юных лет. Императора приветствовали пением торжественной кантаты, что весьма польстило Павлу, ибо немногие вельможи искренне радовались при его появлении.

Граф Шереметев устроил своему императору и другу юности настолько потрясающий прием, что разговоры о нем еще долго ходили по Москве. Дошли они и до польского короля. Рассказы звучали так заманчиво и невероятно, что король Станислав сам попросил графа «пригласить его в гости». В Останкино он самолично убедился, что все слухи были совершенно правдивы…

Столь резкая перемена в жизни и такие «важные» гости не изменили Прасковью Ивановну. Она не зазналась и была по-прежнему простой и доброй девушкой, всем сердцем преданной театру. И по-прежнему она играла на сцене, и, как всегда, была восхитительна в каждой роли.

Николай Петрович не решался обвенчаться с Парашей, но все знали, что отношения у них самые серьезные и что эта актриса не очередная блажь вельможного барина. Она была хозяйкой в его доме, и с этим приходилось мириться всем желающим побывать на торжествах в Останкино. А однажды Николай Петрович привез Прасковью на любительский спектакль, который представляли сами господа – это была опера «Нина, или Сумасшедшая от любви».

Впервые Жемчугова сидела в зрительном зале среди особ высшего света, а на сцене играла княгиня Долгорукова и другие столь же знатные «актеры». Понятно, что Шереметев привез Прасковью не для того, чтобы она «перенимала опыт», – он хотел внушить своей любимой, что она достойна уважения и любви.

Прасковье нелегко дался этот визит, но она справилась и с этой ролью. Однако общество было шокировано. Особенно возмущались дамы – как, они, знатные и сиятельные, играли перед крепостной девкой!..

Правда, дальше возмущений (исключительно за спиной графа) дело не пошло. Все знали о вспыльчивости и обидчивости Николая Петровича, а также о том, что оскорблений он не прощает никому. Короче, повозмущавшись, общество ясно осознало, что граф Шереметев сделал свой выбор обдуманно и серьезно.

Однако слухов и сплетен меньше не стало. Чуть ли не на всех приемах и во всех гостиных Москвы, Санкт-Петербурга и окрестных усадеб на все лады обсуждали «неприличную» связь крепостной актрисы и графа Николая Петровича.

Граф относился ко всему этому абсолютно спокойно, пересуды нисколько его не тревожили, а вот Прасковья страдала. Она считала, что это по ее вине любимый человек стал предметом недоброжелательных разговоров и осуждения. И связь свою с Николаем Петровичем она считала греховной. Но сцену она, естественно, не оставляла.

В новом, Останкинском театре с невероятным успехом прошла героическая опера «Взятие Измаила». Либретто к опере написал один из участников штурма Измаила, а музыку – композитор Осип Антонович Козловский. Премьера состоялась 22 июля 1795 года. В этой романтической трагедии Жемчугова исполняла партию турчанки Зельмиры, влюбленной в российского офицера. С невероятной искренностью пела Прасковья арию плененной турчанки:

Оставить мне отца несносно, но, любя,

Все в свете позабыть хочу я для тебя.

Различность веры? Нет, и то не помешает,

Что бог один у всех, то разум мне вещает…

Все чувства, все слова своей героини Прасковья знала не понаслышке. И зрители понимали, что творится в душе актрисы, когда она пела:

Любовник, друг, и муж, и просветитель мой,

Жизнь новую приму, соединясь с тобой…

По окончании спектакля Жемчуговой устроили настоящую овацию и осыпали цветами. Как актриса Прасковья Ивановна восхищала всех, многие знатные господа преклонялись перед ее талантом. Но как невенчанная жена графа она вызывала ропот и недовольство. Больше всех, понятно, беспокоились родственники графа – их чрезвычайно волновала судьба огромного наследства, на которое после его смерти они так надеялись. Их беспокоили, а порой и возмущали непомерные траты Николая Петровича. Приезжая на очередной прием, господа родственники пытались сосчитать, сколько граф потратил на свой сказочный дворец, сколько на все эти спектакли-оперы и, главное, сколько на подарки своей «крепостной выскочке». Графские деньги не давали покоя, между прочим, не только бедным родственникам, но и весьма состоятельным, таким, например, как Разумовские.

В результате граф отстранил от себя почти всю родню. И это вызвало новый шквал осуждения и возмущения. Лишь в одном сходились Прасковья Ивановна и многочисленные графские родственники – и она, и они считали именно ее виновницей поведения графа.

В ответ на все это граф дал своей лучшей крепостной актрисе вольную. Это случилось 1 декабря 1798 года. Общество пребывало в недоумении – как можно разбрасываться такими ценностями? Или неугомонный граф еще что-то задумал?..

А театр, между тем, действовал. И Жемчугова продолжала с огромным успехом выступать в спектаклях. Возможности новой сцены словно придали свежих сил артистам шереметевского театра. Был восстановлен почти весь прежний репертуар и поставлено несколько новых спектаклей. Останкино стало одним из центров художественной жизни Москвы. Театр графа Шереметева по своему профессионализму превзошел почти все крепостные труппы. Лишь один театр мог сравниться с ним – театр графа Александра Романовича Воронцова.

Еще три года светились огни рампы и дворцовых окон, три года съезжались к Останкинскому дворцу золоченые кареты, целых три года блистал шереметевский театр – всего лишь три года, а потом…

Графа призвали в Санкт-Петербург – Павел Первый пожаловал своему доброму приятелю звание обергофмаршала императорского двора, что, естественно, требовало непременного присутствия при дворе. По дороге в северную столицу Николай Петрович с Прасковьей Ивановной остановились в Москве, где тайно венчались утром 6 ноября 1801 года. Разрешение на столь скандальный брак дал графу сам император. Венчание проходило в церкви Симеона Столпника на Арбате, и приглашены на него были лишь самые близкие и доверенные люди, в том числе давняя и верная подруга Параши – Татьяна Шлыкова, блистательная танцовщица шереметевского театра.

Семнадцать лет любви наконец завершились венчанием. Пятидесятилетний граф Шереметев мечтал о наследнике – законном наследнике, и родить его должна была любимая женщина. Однако долгожданное венчание, несмотря на дозволение императора Павла, сохранили в тайне, и официального объявления не последовало.

Из Москвы граф с молодой женой и «свитой» прибыли в Санкт-Петербург. Впервые Жемчугова вошла во дворец Шереметева как жена. Только радости ей это не принесло. В сыром климате северной столицы у Прасковьи открылась чахотка. Врачи запретили ей не только петь, но и вовсе выходить из дома. Привыкшая к вольной жизни в усадьбах, Жемчугова оказалась запертой в петербургском Фонтанном доме Николая Петровича. Она мучилась, оставшись без любимого дела, страдала от болезни и от того, что, как ей казалось, она стала обузой любимому мужу.

А граф был вынужден часто бывать в Зимнем дворце, присутствовать на балах и приемах, куда не мог привезти свою больную жену. Иногда он пытался избежать этих неприятных для него обязанностей и остаться дома с Прасковьей Ивановной, но Павел Первый скучал без своего приятеля и, случалось, сам являлся к графу – узнать, что же мешает Шереметеву прибыть в Зимний…

Надежд на выздоровление Прасковьи Ивановны с каждым днем становилось все меньше. Болезнь прогрессировала, но в эти последние годы жизни Бог отметил семью графа Шереметева рождением сына.

Прасковья Ивановна трудно носила ребенка, болезнь брала свое, но она была счастлива – беременность стала для нее знаком, что Господь простил ее жизнь во грехе, а главное, теперь и она могла осчастливить мечтающего о наследнике Николая Петровича.

Граф приказал своему крепостному художнику Ивану Аргунову написать портрет Прасковьи Ивановны. Это был не первый портрет Жемчуговой, который заказывал Шереметев, но беременной ее писал только Аргунов. Измученная туберкулезом, болезненно худая, с большим животом – и такой ее любил и хотел помнить граф Николай Петрович.

Рождение сына отняло у Параши последние силы. Мальчик, нареченный Дмитрием, появился на свет 3 февраля 1803 года, а через двадцать дней, 28 февраля, Прасковья Ивановна умерла. За эти двадцать последних дней ей не позволили даже взглянуть на ребенка – врачи опасались, что младенец может заразиться смертельной болезнью.

В день рождения Дмитрия граф Шереметев наконец объявил всему свету, что Прасковья Ивановна является его венчанной женой перед Богом и людьми.

Однако Прасковью это уже не интересовало, а общество… общество не пожелало признать крепостную девку графиней Шереметевой.

Похоронили Прасковью Ивановну в Петербурге, в Александро-Невской лавре, в фамильной усыпальнице графов Шереметевых. Провожали ее в последний путь друзья-актеры и вся челядь графа, уважавшие и любившие свою графиню-крестьянку. И, конечно же, сам убитый горем Шереметев с крошечным сыном на руках.

На могильной плите Прасковьи Ивановны Жемчуговой, в замужестве графини Шереметевой, выбиты стихи:

Не пышный мрамор сей, бесчувственный и бренный,

Супруги, матери, скрывает прах бесценный.

Храм добродетели душа ее была:

Мир благочестья, вера в ней жила.

Граф мучительно переживал смерть любимой. До конца своих дней он чтил память своей графини и, желая воспитать в сыне такое же отношение к матери, написал для него два важных документа: «Завещательное письмо» и «Жизнь и погребение графини Прасковьи Ивановны Шереметевой». Всю свою любовь, все свое восхищение, все свое уважение к этой чудесной женщине граф излил в этих произведениях. Он называет ее только по имени и отчеству и всегда именует графиней…

«Я питал к ней чувствования самые нежные, самые страстные… наблюдал я украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность. Сии качества… заставили меня попрать светское предубеждение в рассуждении знатности рода и избрать ее моею супругою… Постыдную любовь изгнала из сердца любовь постоянная, чистосердечная, нежная, коею навеки я обязан покойной моей супруге…»

Граф пережил «возлюбленную супругу» на шесть лет, которые посвятил воспитанию сына и исполнению последней воли Прасковьи Ивановны. А завещала она все свои личные средства и драгоценности отдать сиротам и бедным невестам-бесприданницам. Занятия благотворительностью помогали графу хоть как-то утешиться в его горе. Николай Петрович, продолжая дело жены, которая всегда помогала нищим, сиротам и больным, построил в Москве Странноприимный дом и знаменитую Шереметевскую больницу. Сейчас в этом здании располагается Институт скорой помощи имени Склифосовского.

Воспитанием сына Прасковьи Ивановны помимо самого графа занималась и лучшая подруга Параши – Татьяна Васильевна Шлыкова. Она тоже хранила память о Прасковье и старалась воспитать в Дмитрии Николаевиче любовь и уважение к умершей матери.

Это почтительное отношение передавалось из поколения в поколение. Вот что пишет в своих воспоминаниях Ксения Александровна Сабурова, дочь расстрелянного в 1918 году бывшего губернатора Петербурга А. А. Сабурова и Анны Сергеевны Шереметевой, праправнучка Прасковьи Ивановны: «Все в нашей семье относились к Прасковье Ивановне с величайшим почтением. Дед не разрешал называть ее Парашей. Я помню, что в Фонтанном доме стоял складень на аналое: изображение Прасковьи Ивановны в гробу, а в центре два ее портрета – один в чепце, с миниатюрой на груди, другой, последний, перед родами, в полосатом платье, с такой горькой складкой возле губ. Копии с картин Аргунова сделаны по приказу прапрадеда. Раскрывали складень лишь по великим праздникам и детей проводили мимо. А кто из младшего поколения проказил – лишался этой чести, и обычно „грешник“ горько плакал».

Память о Прасковье Ивановне хранят не только потомки, но и… работники музея в Останкино. Это один из удивительных московских музеев. «Украсив село мое Останкино, – писал граф Николай Петрович в завещании сыну Дмитрию, – и представив оное зрителям в виде очаровательном, думал я, что, совершив величайшее, достойное удивления и принятое с восхищением публикою дело, в коем видны мое знание и вкус, буду всегда наслаждаться покойно своим произведением». Теперь этим «делом» можем насладиться и мы – походить по музею-усадьбе, увидеть оставшиеся от знаменитого шереметевского театра предметы реквизита, ноты с пометками крепостных исполнителей, коллекцию инструментов. И в том числе – арфу, на которой играла Прасковья Жемчугова.

Она перебирала эти струны и пела… Звуки арфы и чудного голоса Параши отдавались в сердцах слушателей… И, конечно же, в любящем сердце Николая Петровича Шереметева.

Из книги Соратники Петра автора Павленко Николай Иванович

Борис Петрович Шереметев

Из книги Голоса времен. (Электронный вариант) автора Амосов Николай Михайлович

5. Отец. Сельский кооператив. Брак. Война. Плен. Возвращение. Череповец - служба. Попойки. Распад семьи. Другой брак. Болезнь. Теперь об отце можно всё говорить: никто не обидится, все умерли. Мама его всегда хвалила: "был прекрасный человек". Не знаю (мне даже папой его называть

Из книги Сентиментальные прогулки по Москве автора Фолиянц Каринэ

Графиня-крестьянка из Останкино Граф Николай Шереметев и и Прасковья

Из книги О людях, которых я рисовал автора Игин Иосиф Ильич

Неравный брак В 1958–1959 годах мы со Светловым работали над книгой шаржей и эпиграмм «Музей друзей».Юрист издательства, составляя договор, написал в графе «Авторы»: «И. Игин и М. Светлов с солидарной ответственностью». Это означало, что Светлов не может сдать текст без

Из книги Двор и царствование Павла I. Портреты, воспоминания автора Головкин Фёдор Гавриилович

V. Граф Николай Салтыков Граф Николай Салтыков никогда ни к чему открыто не стремился, но всегда добивался того, чего ему втайне хотелось. Это был человек небольшого роста, с желтым лицом, очень живыми глазами, вежливыми манерами и притворным подергиванием лицевых

Из книги Не только Бродский автора Довлатов Сергей

Рита РАЙТ-КОВАЛЕВА Когда-то я был секретарем Веры Пановой. Однажды Вера Федоровна спросила:- У кого, по-вашему, самый лучший русский язык?Наверное, я должен был ответить - у вас. Но я сказал:- У Риты Ковалевой.- Что за Ковалева?- Райт.- Переводчица Фолкнера, что

Из книги Пушкин и 113 женщин поэта. Все любовные связи великого повесы автора Щеголев Павел Елисеевич

Осипова Прасковья Александровна Прасковья Александровна Осипова (1781–1859) - владелица села Тригорское, которое она, внучка коменданта Шлиссельбургской крепости М. Д. Вындомского, унаследовала от отца А. М. Вындомского. Ей также принадлежали село Малинники, деревни

Из книги Стартует мужество автора Кожевников Анатолий Леонидович

Неравный бой Летчики шли на аэродром вереницей, по узкой тропинке, скрипя промерзшим за ночь снегом. По полю, укатанному катками и гладилками, прохаживался новый командир дивизии Немцевич. На нем как-то особенно ладно сидело авиационное обмундирование, а черная кубанка

Из книги Сталинским курсом автора Ильяшук Михаил Игнатьевич

Глава XCV Неравный брак Итак, мы вынуждены были искать себе пристанище на другой квартире. К счастью, в Предивной квартирного кризиса не было. У большинства проживавших здесь ссыльных укоренилось твердое убеждение, что они обречены здесь жить до конца своей жизни, так как

Из книги Генерал-фельдмаршалы в истории России автора Рубцов Юрий Викторович

Граф Борис Петрович Шереметев (1652–1719) Русская и шведская армии сошлись у Полтавы 27 июня 1709 г. Одетый в мундир гвардейского полковника Петр I крестообразно осенил полки обнаженной шпагой и произнес, обращаясь к Шереметеву:- Господин фельдмаршал! Поручаю вам армию мою и

Из книги Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве автора Мудрова Ирина Анатольевна

Шереметев и Жемчугова Николай Петрович Шереметев - российский граф из рода Шереметевых. Его дедом был фельдмаршал Петра I Борис Шереметев, его отец Петр Борисович с детства рос и воспитывался вместе с будущим императором Петром II. Петр Борисович был женат на княжне

Из книги Марк Бернес в воспоминаниях современников автора Коллектив авторов

«Прасковья». Возрождение великой песни НАТАЛЬЯ КРЫМОВА{90} Куда ж теперь идти солдату? …С памятью о войне в государстве происходили и удивительные вещи… Запрещалось говорить о жертвах, о количестве погибших, о горе народа. Народную трагедию надлежало преобразовать в

Из книги Артем автора Могилевский Борис Львович

Неравный бой С каждым часом, называя пароль, на завод прибывало все больше и больше вооруженных людей. Пришли боевики, обвешанные бомбами, санитарки с Сабуровой дачи во главе с Дашей Базловой. Развертывался перевязочный пункт. Устанавливались огневые точки для

Из книги 100 историй великой любви автора Костина-Кассанелли Наталия Николаевна

Николай Шереметьев и Прасковья Жемчугова Историю любви крепостной Прасковьи и ее хозяина, сиятельного графа Шереметьева, не зря называют самой трогательной историей XVIII века, и это действительно так. Прасковья Жемчугова. Николай АргуновПрасковья Ковалева родилась в

Из книги Гумилев без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Неравный брак Николай Степанович Гумилев. Из письма В. Я. Брюсову. Киев, 21 апреля (4 мая) 1910 г.:Дорогой Валерий Яковлевич,пишу Вам, как Вы можете видеть по штемпелю, из Киева, куда я приехал, чтобы жениться. Женюсь я на А. А. Горенко, которой посвящены «Романтические

Из книги Голубые дали Азии автора Ян Василий Григорьевич

6. «Шутка» генерала Ковалева Когда в конце 1902 года, в связи с назначением на Дальний Восток, Суботич был экстренно вызван в Петербург, то временно за начальника области оставался генерал В. И. Ковалев. Его имя вскоре скандально прогремело на всю Россию, показав, каковы были

Прасковья Ивановна Жемчугова 1768-1803

Мало кто знает, что появление на Сухаревской площади в Москве огромного здания, в котором теперь располагается институт скорой помощиимени Склифосовского, обязано замечательной крепостной актрисе графаНиколая Петровича Шереметева — Параше Жемчуговой.


У графов Шереметевых был самый лучший крепостной театр своеговремени. Любительскими спектаклями Шереметевы увлекались давно.«Представился покойному отцу моему случай завести начально маленькийтеатр, — вспоминал Николай Петрович Шереметев, — к чему способствовала уже довольно заведенная прежде музыкальная капель. Набраны былииз служащих в доме способнейшие люди, приучены к театральным действиям и играны сперва небольшие пьесы».


1 февраля 1765 года для Екатерины II в «Фонтанном доме» Шереметевых в Петербурге был дан любительский спектакль — французская комедия «Женившийся философ, или Стыдливый муж», сочиненная Нерико деТуша, и другая малая комедия прозой — «Нравы веков».


В 1768 году после смерти жены П. Б. Шереметев переехал в Москву в усадьбу Кусково. Совершенно особое место в Кускове занимали театры, их было несколько: «домашний» — в хоромах, «турецкий киоск» и «воздушный театр» — в парке, «закрытый» или «старый театр» — в одном из красивейших уголков парка — Гае. На их сценеиграли дворовые крепостные актеры и музыканты. Устроителем спектаклей был сын крепостного графского управителя Василий Вороблевский.


П. Б. Шереметев так распоряжался по поводу обучения актеров: "Открыв нового тенора с отличным голосом, который бы представлял актера,учить петь у итальянца, играть у русского, кланяться и руками прилично".


Для обучения театральному искусству П. Б. Шереметев отбирал из крепостных наиболее способных мальчиков и девочек. Родственнице Шереметевых княгине Марфе Михайловне Долгорукой было поручено обучение будущих актрис.


Среди девочек, предназначенных для обучения, оказалась и семилетняя Параша Ковалева, у которой были утонченные, не крестьянские манеры. Девочек обучали грамоте, пению, танцам, «умению держать себя». Отец Параши —Иван Степанович Ковалев — был крепостным кузнецом и крепко «зашибал», имя его встречается в списке наказанных «за неисправность и вино».


29 июня 1779 года Параша впервые появилась на сцене усадебного театра. Ей еще не исполнилось 11 лет. Первой ролью Параши была выходная роль служанки в опере Гретри «Испытание дружбы». В то время она продолжала жить с отцом, занималась домашними работами и всячески развивала свой голос, не только в театре, но и в поле и в сельском хороводе.


В 1780 году Параше впервые поручили главную роль в опере Саккини «Колония, или Новое селение». Она спела партию Белинды. Сюжет оперы был посвящен любовной теме. Губернатор Фонтальб и Белинда полюбили друг друга, но Фонтальбу сообщили, что возлюбленная изменила ему. Возмущенный Фонтальб решает жениться на садовнице Марине. А оклеветанная Белинда в отчаянии решает покинуть остров на лодке. Но в самый последний момент выясняется, что Белинда не виновата. Фонтальб возвращает ее, и все заканчивается всеобщим примирением.


Параша превосходно исполнила эту роль, покорив зрителей прекрасным лирическим сопрано и умением держать себя на сцене. Хотя трудно себе представить, как в действительности двенадцатилетняя девочка справилась с ролью любящей и страдающей героини. Однако, по свидетельству современников, Параша Ковалева имела огромный успех.


Именно тогда Параша впервые вышла на сцену под фамилией Жемчугова. Шереметев решил дать своим актрисам новые, «не мужицкие», более благозвучные фамилии, по названиям драгоценных камней. Таким образом на сцене появились Изумрудовы, Яхонтовы, Бирюзовы.


Возможно, в ее сценическом успехе сыграл свою роль и тот факт, что юная Параша уже была влюблена и, кажется, по-настоящему. В это время к ней сватался сын аптекаря Иван Ушаков. Его отец Егор Иванович Ушаков был земляком отца Параши и часто бывал в их доме. Скорее всего, И. С. Ковалев не возражал против этого брака, но... Но сердце Параши уже принадлежало другому. Она полюбила молодого графа—Николая Петровича Шереметева. Однако у него уже была фаворитка—обладательница сопрано, красивая и талантливая крепостная актриса Анна Буянова-Изумрудова.


Николай Шереметев четыре года учился и путешествовал за границей. Он был очень высокообразованным молодым человеком, знакомым с трудами Монтескье, Дидро, Руссо. В последние годы жизни библиотека Николая Петровича Шереметева насчитывала более 16 000 томов, и значительную часть составляли книги о музыке и театре. Вернувшись из-за границы, Николай Шереметев сразу получил должность директора Московского банка.


Театральные увлечения отца казались Николаю Шереметеву отстав шими от времени, и он лично принялся за переустройство театрального дела в Кусково.


Вскоре после премьеры спектакля «Колония, или Новое селение» Парашу Жемчугову переселили в специальный флигель, где жили все лицедеи шереметевского театра. Ей назначили «верховную дачу» — питание с барского стола.


Николай Шереметев угадал в девочке большое дарование и стал уделять ей много времени: играл ей на клавикордах, аккомпанируя, и часто беседовал. Однако молодой граф по-прежнему был увлечен Анной Изумрудовой.


Параша Жемчугова была окружена всяческой заботой. Для обучения ее были приглашены лучшие русские и иностранные учителя. Знаменитый арфист Кордон обучал ее игре на арфе. (В XVII и начале XIX века арфа была весьма распространенным в дворянских семьях музыкальным инструментом, и опытными арфистами были непременно мужчины.) Итальянскому языку Парашу обучал сеньор Торелли, французскому—мадам Дюврин и Шевалье, пению—Барборини и Олимпий. Для преподавания драматического искусства пригласили Марию Степановну Синявскую, которая очень хорошо исполняла роли добродетельных и страдающих героинь. Уроки пения давала певица Е. С. Сандунова. Обучал Парашу и знаменитый актер Иван Афанасьевич Дмитревский.


Параша прилежно училась и в отличие от многих своих сверстниц много читала, преимущественно на французском языке, которым она хорошо владела, — библиотека Шереметевых состояла главным образом из книг французских авторов.


В 1781 году в театре Шереметевых была поставлена комическая опера Монсиньи «Беглый солдат» («Дезертир»), в которой были не только музыкальные номера, но и разговорные диалоги. Оперу «Беглый солдат» уже ставили многие театры Европы. Николай Шереметев выписал из Парижа все иллюстрации к этой опере, приобрел органчик, один из валиков которого исполнял увертюру к опере. Параша Жемчугова в этой опере создала образ любящей женщины, исполненной отчаяния, страха и отваги в борьбе за жизнь любимого человека.


Сюжет оперы довольно прост. Солдат Алексей влюблен в Луизу. Он узнает, что невеста изменяла ему, и в отчаянии бежит из королевской армии. Его ловят и приговаривают к расстрелу. Выясняется, что рассказы о неверности Луизы — козни злобной герцогини. Луиза верна Алексею и совершает невозможное: добивается аудиенции у короля и просит его пощадить жениха. В последний момент король, тронутый мольбами Луизы, прощает солдата Алексея. За несколько минут до приведения приговора в исполнение Луиза прибегает в тюрьму. Она приносит приказ о помиловании. Опера заканчивается воссоединением влюбленных.


Позабудем огорченья,


Днесь настали дни утех,


Нам любовь была мученья,


Но милей стала для всех.


Главной героиней в опере была простая девушка Луиза. Исполняя эту роль, Параша как бы рассказывала о самой себе, о своем чувстве. Однако играть ей было весьма нелегко. Публика с предубеждением относилась к «крепостной девке», которая осмелилась изображать глубокие человеческие чувства. Многие знатные гости Шереметевых считали, что чувства доступны только людям «благородного сословия». К тому же посетители знали, что у молодого графа «роман» с Парашей.


А Николай Шереметев все больше убеждался, что любит Парашу и вырвать ее из своего сердца он не в силах.


Слухи о превосходной игре Жемчуговой распространились среди московских любителей театра. И молодой граф по праву гордился своим детищем — юной Парашей.


Вскоре он начал строить новое здание театра. Его открытие было приурочено к посещению подмосковного имения Шереметевых Екатериной II, которая прибыла в Кусково 30 июня 1787 года. Во всей увеселительной программе центральное место отводилось театру. Екатерине II показали лучшую постановку шереметевского театра — оперу Гретри «Браки самнитян».


Опера по-своему характеру героическая, хотя сюжет ее строится вокруг любовной коллизии. Юная самнитянка Элиана полюбила храброго воина Парменона. Но по законам страны у нее нет и малейшей надежды на брак: самнитским девушкам и юношам женихов и невест подбирают старейшины. Элиана готова расстаться с жизнью, лишь бы быть с любимым:


Разите боги мя, боязни в сердце нет,


Ударов ваших ожидаю,


Пойду к нему, презря все тучи бед...


Подруги говорят девушке, что она идет против закона. Элиана отвечает: «Закон мой, боги и все должности состоят в том, чтобы любить...»


В спектакле показано, как между римлянами и самнитянами началась война. Войску самнитян грозит разгром. Но в критический момент, когда войско готово дрогнуть, на поле появляется переодетая воином Элиана и вдохновляет воинов. Самнитяне одержали победу, под звуки марша они возвращаются, неся оружие и знамена врагов. На боевой колеснице с копьем в руке въезжает на сцену и храбрый воин, вдохновивший всех на победу. Все узнают в нем Элиану, которую осыпают цветами. Жрецы и старейшины возносят жертвоприношения богам. А Элиана завоевала себе право на свободный выбор жениха.


На новой сцене, глубина которой была 24 метра, можно было эффектно представлять массовые картины. Выписанные из Парижа театральные машины позволяли производить быстрые, почти бесшумные перемены. В новом театре все было не хуже, а, возможно, даже лучше, чем на придворной сцене Эрмитажа. Но главное впечатление на императрицу произвела вдохновенная игра Параши Жемчуговой, которой после окончания спектакля Екатерина II подарила свой бриллиантовый перстень.


30 октября 1788 года умирает старый граф Петр Борисович Шереметев, все его бессчетные богатства и имения переходят к сыну — Николаю Петровичу, который становится наследником 210 тысяч душ крепостных.


После похорон отца Николай Шереметев несколько месяцев «на радостях» беспробудно пьянствует и всячески веселится. Театр забыт. Крепостные актеры томятся в неизвестности: что с ними будет? Что станется с шереметевскими театрами? Но одна девушка смогла остановить пьянство графа, несмотря на свой юный возраст и многочисленных графских любовниц. Это была Параша Жемчугова.


Театр стал оживать. Служебная карьера не увлекала Николая Шереметева. Хотя он и числился главным директором Московского дворянского банка, стал сенатором и обер-камергером, душа его была привязана к театру. Часто Николая Шереметева можно было видеть в оркестре среди своих 1 крепостных музыкантов, где он играл на виолончели. Николай Петрович I Шереметев стал выдающимся виолончелистом-любителем и вошел в исто- I рию музыкального искусства.


Теперь в театре появился не только хозяин, но и хозяйка — Прасковья Ивановна, как стали называть Парашу все музыканты и актеры. Для себя и Параши граф выстроил новый дом и реконструировал театр. Но Парашу не могло не угнетать зависимое положение при графе, хотя она любила всем сердцем. Да и Николай Шереметев души не чаял в ней, не отходил от Параши ни на шаг. Однако слухи и сплетни о чрезмерной привязанности Шереметева разошлись по всей Москве. Родные и близкие были весьма недовольны этой продолжительной связью графа. «Дворовой девке» Параше отовсюду грозили всяческим мщением. Положение осложнялось тем, что Николай Шереметев был сказочно богат и... холост. Многие знатные семьи мечтали выдать своих дочерей за него, но у графа уже была его единственная любовь — крепостная актриса Параша Жемчугова.


В1795 году в шереметевском театре была поставлена патриотическая опера «Взятие Измаила» (турецкая крепость Измаил пала в 1792 году). Либретто оперы сочинил участник штурма крепости Павел Потемкин, музыку написал популярный композитор Осип Антонович Козловский, известный своими величавыми полонезами. Его «Гром победы раздавайся» стал официальным русским гимном. Сюжет оперы был посвящен не столько патриотическому событию, сколько любви, которая, несмотря на запреты и всяческие козни, завоевала себе право на жизнь.


Русский полковник Смелой (фамилия которого, согласно поэтике классицизма, раскрывала его сущность) попадает в плен к туркам. Смелой влюбляется в дочь коменданта Измаила Османа—Зельмиру. Но воинский долг продолжать борьбу с врагом вынуждает его бежать из плена. Зелъмира тоже полюбила Смелона. Мелодраматическую ситуацию Жемчугова подняла до уровня подлинной трагедии. Узнав, что возлюбленный собирается бежать, Зельмира просит увезти ее с собой (несмотря на различие веры). Но Смелой все же покидает Зельмиру, чтобы возглавить русское войско. Скоро он вступает в крепость победителем. Смелой благодарит Османа за гуманное обращение во время пребывания в плену. А, увидев Зельмиру, поет:


Прекрасная Зелъмира! Владычица всех чувств и всей души моей! Упав к ногам твоим, я к радости своей. Не знаю, как сказать, что сердце ощущает, Присутствие твое меня так восхищает, Что разум мой смущен, и сам я вне себя...


Зелъмира отвечает ему:


Смелон! Мой нежный друг! Ах, точно ль зрю тебя!


Смелон у ног моих? Могу ль глазам поверить?..


Всю свою любовь к графу Шереметеву Жемчугова вложила в созданный ею театральный образ, заставив публику дышать единым с ней дыханием.


Постановка оперы была осуществлена с большой пышностью: были написаны превосходные декорации, заказаны специальные русские и турецкие костюмы, украшенные дорогими мехами, парчой, бусами и самоцветными камнями.


Однако через несколько лет Кусково превратилось в «злобное» место. Жемчугову не переставали преследовать со всех сторон. Однажды она пошла в церковь.


—Сударыня, не можете ли вы указать, где здесь кузница? — услышала она голос.


Перед ней стоял дерзкий молодой человек, который прекрасно знал, с кем говорит. За его спиной — любопытные лица его спутниц, московских мещанок.


—А кто здесь кузнец? — продолжал он спрашивать.


—Обратитесь к сторожу, он вам покажет, — ответил Жемчугова и повернулась назад, к дому. Вдогонку ей слышалось:


— А дети есть у кузнеца? — кричала одна из женщин. Вбежав в кабинет графа, Жемчугова упала на диван в истерике. Николай Шереметев решил переехать в другое имение — Останкино.


Прасковья Жемчугова и Николай Шереметев, а также весь штат актеров, музыкантов и работников сцены вскоре перебрались в новую усадьбу.


В Останкино Жемчугова была счастлива. Здесь не было пересудов и молвы, и ничто ей не напоминало, что она является всего лишь подневольной крепостной актрисой. Шереметев построил для нее здесь новый театр.


Но счастье было недолгим. Вскоре она тяжело заболела туберкулезом и навсегда потеряла возможность петь, только неустанная забота графа помогла ей подняться на ноги.


В декабре 1798 года граф решил дать вольную Прасковье Жемчуговой, а также всей семье Ковалевых. За солидные деньги крепостной человек Шереметевых, стряпчий Никита Сворочаев, подобрал из архивов необходимые документы, из которых следовало, что весь род Ковалевых принадлежит к древней дворянской фамилии Ковалевских, а предок Ковалевых — Якуб оказался в 1667 году в русском плену и якобы его потомки нашли себе приют в доме Шереметевых. «А по сему, — писал Н. П. Шереметев, — даю семье Ковалевских вечную свободу в уверение благородного их происхождения, чтобы они могли выбрать род жизни, приличный их званию». Был даже найден «живой и наличный» шляхтич Ковалевский, который «удочерил» Парашу. С него срочно были написаны портреты и маленькая миниатюра, которую Параша носила на цепочке.


6 ноября 1801 года граф тайно от всех обвенчался с Парашей в маленькой церкви Симеона Столпника, что на Поварской улице в Москве.


Жемчугову «всеми силами души» ненавидела сестра Николая Шереметева, в замужестве В. П. Разумовская. Она была оставлена своим мужем, который, как и Николай Шереметев, связал свою жизнь с простой женщиной — дочерью слуги М. М. Соболевской. В. П. Разумовская делала все возможное и невозможное, чтобы помешать браку своего брата, в надежде получить его наследство.


В феврале 1803 года Прасковья Ковалева-Жемчугова родила сына. Брак с графом по-прежнему оставался в тайне. И мать и отец очень боялись, что ребенка, который являлся единственным наследником графского состояния, похитят. Для охраны наследника было установлено специальное неусыпное круглосуточное дежурство.


«При специальных дверях снаружи, — писал Н. П. Шереметев, — быть посменно и безотлучно по два человека из разночинцев. Изнутри двери спальни должны быть всегда заперты ключом... Назначенным к дверям разночинцам в ночное время, переменяясь, спать в той комнате, где они при дверях назначены, и наблюдать, чтобы двое отнюдь не спали, а двое отдыхали...»


После родов ребенка сразу отняли от матери, опасаясь, чтобы он не заразился туберкулезом. Здоровье Прасковьи Жемчуговой продолжало стремительно ухудшаться. Через двадцать дней после родов Прасковья Ивановна умерла.


Только на следующий день после смерти граф всем объявил, что он женат. Возмущению в высшем свете не было предела, но император Александр I признал этот брак законным.


Похоронили Прасковью Жемчугову в Петербурге. За гробом усопшей, который везли на кладбище Александро-Невской лавры, шли только крепостные люди: артисты, художники, мастеровые. Среди них был великий зодчий Джакомо Кваренги, который видел Жемчугову на сцене и был почитателем ее таланта.


В память о своей горячо любимой жене Шереметев в 1803 году решил построить в Москве благотворительный «Странноприимный дом». В нем должны были «дать бесприютным ночлег, голодным хлеб и ста бедным невестам приданое». Архитектор Д. Кваренги принял участие в проектировании этого дома.


И, как вечная память об актрисе Прасковье Жемчуговой, строгое классическое здание на Сухаревской площади, в котором ныне размещен институт скорой помощи имени Склифосовского, и сегодня украшает Москву.



Из книги " Самые знаменитые артисты России"

Жемчугова, Прасковья Ивановна

Прасковья Жемчугова
Основная информация
Полное имя

Прасковья Ивановна Ковалёва

Дата рождения
Дата смерти
Страна

Российская империя

Профессии

оперная певица

Певческий голос

Праско́вья (Пара́ша) Ива́новна Ковалёва-Жемчуго́ва, графиня Шереме́тева (31 июля , деревня Березники Ярославской губернии - 23 февраля , Санкт-Петербург) - русская актриса и певица, крепостная графов Шереметевых .

Биография

«Вечор поздно из лесочку»

Прасковье Жемчуговой традиционно приписывается авторство песни «Вечор поздно из лесочку/ Я коров домой гнала…», сюжет которой автобиографичен и в романтизированной форме повествует о первой встрече героини с будущим мужем, графом Н. П. Шереметевым . Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона даже называет Прасковью Ивановну «первой русской поэтессой из крестьянства». Песня, впервые опубликованная спустя 15 лет после смерти Прасковьи Жемчуговой (в сборнике «Новейший российский песенник», СПб., 1818), была чрезвычайно популярна в XIX веке , включалась во многие песенники и сборники фольклора на протяжении двух веков. До настоящего времени входит в репертуар популярных исполнителей как народная.

Роли в театре

Прасковья Жемчугова в роли Элианы

  • Юбер, «Опыт дружбы» Андре Гретри
  • Белинда, «Колония, или Новое селение» Антонио Саккини
  • Луиза, «Дезертир, или Беглый солдат » Монсиньи
  • Лоретта, «Лоретта» Демеро-Де-Малзевилля
  • Розетта, «Добрая дочка» Никколо Пиччини
  • Анюта, «Тщетная предосторожность, или Перевозчик Кусковский» Колычёва
  • Миловида, «Разлука, или Отъезд псовой охоты из Кускова»
  • Роза, «Роза и Кола» Монсиньи
  • Нина, «Нина, или Безумная от любви» Паизиелло
  • Блондино, «Инфанта Дзаморы» Паизиелло
  • Люсиль, «Ричард - Львиное Сердце» Гретри
  • Колетта, «Деревенский колдун» Руссо
  • Элиана, «Браки Самнитян» Гретри
  • Алина, «Царица Голкондская» Монсиньи
  • Зельмира, «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила» О. А. Козловского

Память о Жемчуговой

Топонимика

В честь П. И. Жемчуговой названа улица на востоке Москвы, в районе Вешняки Восточного административного округа - Аллея Жемчуговой .

Литература

  • Безсонов П. Прасковья Ивановна графиня Шереметева, ее народная песня и родное село Кусково. - М., 1872. 92 с.
  • Языков Д. Графиня Прасковья Ивановна Шереметева. - М., 1903. - 28 с.
  • Елизарова Н. Крепостная актриса П. И. Ковалева-Жемчугова - М., 1952. - 32 с. (2-е изд. - 1969).
  • Маринчик П. Недопетая песня: Необычайная жизнь П. И. Жемчуговой. - Л.; М., 1965. - 148 с.
  • Жемчугова (Ковалева) Прасковья Ивановна// Театральная энциклопедия. Том 2. - М., 1963. - С. 671-672.
  • Жемчугова (Ковалева) Прасковья Ивановна// Музыкальная энциклопедия. Том 2. - М., 1974. - С. 390-391.
  • Исторический лексикон. Том 8. XVIII век. - М., 1996. - С. 301-307.
  • Douglas Smith. The Pearl. A True Tale of Forbidden Love in Catherine the Great’s Russia. - New Haven: Yale University Press, 2008.

Примечания

Ссылки

  • Кузнецова-Горбунова в Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона
  • Жемчугова Прасковья Ивановна в Энциклопедии «Кругосвет»

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Музыканты по алфавиту
  • Родившиеся 31 июля
  • Родившиеся в 1768 году
  • Умершие 23 февраля
  • Умершие в 1803 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Шереметевы
  • Актрисы Российской империи
  • Певцы и певицы Российской империи
  • Оперные певцы и певицы Российской империи
  • Сопрано
  • Родившиеся в Ярославской губернии
  • Родившиеся в Большесельском районе
  • Российские актрисы XVIII века
  • Освобождённые крепостные
  • Похороненные на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры

Wikimedia Foundation . 2010 .

Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (сцен. псевд.; наст. фам. Ковалева; по мужу графиня Шереметева) арт. оперы (лирико драм. сопрано) и драмы. Род. в семье крепостного кузнеца, в семилетнем возрасте была… … Большая биографическая энциклопедия

Параша Жемчугова Имя при рождении: Прасковья Ивановна Ковалёва Дата рождения: 31 июля 1768 Место рождения … Википедия

- (настоящая фамилия Ковалёва) (1768, деревня Березина Ярославской губернии — 1803, Петербург), актриса и певица домашнего крепостного театра графов П.Б. и Н.П. Шереметевых. Родилась в семье дворового кузнеца, с 7 лет жила и воспитывалась в… … Москва (энциклопедия)

Настоящая фамилия Ковалёва (1768 1803), русская актриса, певица (сопрано). До 1798 крепостная. С 1779 выступала в театре Шереметевых. С 1801 жена графа Н. П. Шереметева … Энциклопедический словарь

- (наст. фам. Ковалева; 1768–1803) – рус. актриса, певица. Крепостная певица, Ж. только в 1798 получила вольную. В 1801 стала законной женой графа Н.П. Шереметева. В обширном репертуаре Ж. выделились партии трагедийного жанра. Участв. в исполнении… … Энциклопедический словарь псевдонимов

- (1768 1803), актриса крепостного театра графов Шереметевых. Дочь кузнеца из подмосковного села Кусково, принадлежавшего Шереметевым. В семь лет была взята в барский дом и воспитывалась там среди других детей, определенных к театру. Обладая редким … Русская история


Каждый из нас хотя бы один раз в жизни побывал в театре, соприкоснулся с прекрасным искусством перевоплощения, где жесты, мимика, голос, музыка, танец, декорации — всё гармонично сливается в единое целое и рождается неповторимое магическое действие, способное тронуть человеческую душу. Театр не может оставить равнодушным никого! Вспомните свои чувства и ощущения, когда вы впервые переступили порог этого храма искусства и окунулись в происходящее на сцене.

Для героев нашей истории театр — это вся их жизнь, где добрая сказка о Золушке и Принце плавно с театральных подмостков перешла в реальную жизнь, навеки объединив две судьбы в одну. Золушка — крепостная актриса Прасковья Ивановна Ковалёва-Жемчугова. Принц — граф Николай Петрович Шереметьев.

Прасковья Ковалёва родилась по одним данным 20 по другим 31 июля в 1768 году в деревне Березники Юхотской волости Ярославской губернии (ныне — Большесельский район Ярославская область) в многодетной семье крепостного кузнеца Шереметьевых.
Род Шереметьевых был одним из самых знатных и богатых в Царской России. Николай Петрович Шереметьев — сын графа Петра Борисовича Шереметьева и княгини Варвары Алексеевны Черкасской. Они владели огромным состоянием, им принадлежало много земельных угодьев и крепостных душ.

Одним из увлечений графа Петра Шереметьева было театральное искусство. В родовом поместье Кусково он воплотил свою мечту о театре. Благодаря французскому архитектору Шарлью де Вальи в саду было построено великолепное здание в итальянском стиле, к сожалению не сохранившееся в наши дни. Актеров на главные роли и роли второго плана граф сам лично отбирал из своих крепостных, в числе которых оказалась и талантливая 6-летняя девочка Паша. Её взяли в дворянскую усадьбу для обучения театральному мастерству. У девочки были необычайные вокальные данные, да и внешне она была очень мила. В это время вернувшийся из Европы сын Петра Борисовича Шереметьева, граф Николай, который разделял увлечение своего отца к театру, обратил внимание на юное дарование. Впервые услышав очаровательный голос Прасковьи, он навеки проник в сердце графа, который в одном из своих писем писал: «Если бы ангел сошел с небес, если гром и молния ударили разом, я был бы менее поражен…».
Дебютировала будущая великая русская актриса в одиннадцатилетнем возрасте в маленькой роли служанки в комической опере А.Э. Грети «Испытание дружбы», после чего получила свою первую главную роль Белинды в опере А. Саккини «Колония, или новое поселение» и новую фамилию Жемчугова, которую ей подарил молодой граф за её жемчужный голос. В 16 лет Прасковья заслуженно стала примой театра, покорив зрителя своим актерским мастерством и вокальными данными, легко исполняя роли от беззаботной болтушки до глубоко трагедийной героини, а в 19 лет к ней пришел настоящий триумф славы со знаменитой ролью возлюбленной в опере «Самнитские браки», которая не сходила с театральной сцены на протяжении 12 лет.

Слава о крепостном театре Шереметьевых гремела по всей России и даже далеко за её пределами. На спектаклях, где в главной роли играла Прасковья Жемчугова, побывал высший свет России и Европы, в числе которых император Павел I и императрица Екатерина II, польский король Станислав II, шведский король Густав III и многие другие знатные особы.
Прасковья Ковалёва-Жемчугова по образованию и манерам ни чем не устала самым знатным дамам России. Она была обучена музыкальной грамоте, хорошо играла на арфе, владела иностранными языками. Прасковья легко могла стать хорошей парой для графа Николая Шереметьева, если бы только не почти пожизненное её клеймо крепостной. Наблюдая за развитием театральной карьеры молодой крепостной-актрисы, всячески помогая ей и поддерживая, граф сам не заметил, как в любился в эту прекрасную Золушку. По всем законам того времени их брак был просто не возможен. Николай Шереметьев несмотря ни на что, любил Прасковью, заботился о ней, был её ангелом-хранителем на театральном небосклоне.
В 1788 году умер отец Николая, Петр Борисович Шереметьев. Потрясенный событием молодой граф забросил все отцовские дела и пустился во все грешные. И только Прасковья смогла вернуть его к прежней жизни и не дала погибнуть театру, тем самым заимев над Николаем Шереметьевым ещё большую силу, не только силу любви, но и доверия, опоры в трудную минуту жизни. Граф стал делиться с ней своими мыслями и тайнами, а она знала, что рано или поздно, ему придется жениться на девушке с дворянским происхождением и только молилась, прося у Бога благодати и милости, которые по заслугам получила. Николай Шереметьев сделал свой выбор и принял решение жениться на Прасковье Жемчуговой.
Злые языки не умолкали, и тогда Николай Шереметьев, чтоб уберечь любимую женщину от многочисленных сплетен и разговоров, построил для неё в подарок дворец-театр в Останкино, который был открыт в 1795 году оперой «Взятие Измаила», где главную роль турчанки Зельмиры исполняла Прасковья.

В 1797 году графу Шереметьеву император пожаловал почетное звание обергоф-маршала. Это событие потребовало отъезда в Петербург, куда граф забрал лучших актеров своей труппы. Переезд в императорскую столицу с сырым климатом неблагоприятно повлиял на здоровье Прасковьи Жемчуговой (обострился наследственный туберкулез), в результате чего она потеряла голос. В связи с этим Николай Шереметьев окончательно распустил свой театр, назначив, по просьбе Прасковье, актрисам приданное.
Прежде чем вступить в брак, граф хотел просить разрешения на него у императора, который был его другом детства, но, опасаясь отказа, передумал, решившись на обман. Он подделал документы, свидетельствующие о знатном происхождении Прасковьи из польского дворянского рода Ковалевских. Из них следовало, что один из её предков XVII века попал к русским в плен и стал крепостным. Затем граф дал вольную ей и всей её семье. После этого митрополит Платон благословил брак графа Николая Шереметьева с Прасковьей Жемчуговой, и они тайно обвенчались в ноябре 1801 года в храме Симеона Столпника в Москве. В феврале 1803 года Прасковья Жемчугова подарила мужу сына, которого назвала в честь своего любимого святого Дмитрия Ростовского, и в это самое время было объявлено об их браке с Николаем Шереметьевым. Несмотря на признание брака императором Александром I, родственники графа и высшее общество так и не признали его.
Всего двадцать дней материнства было отведено судьбой графине Шереметьевой. 23 февраля 1803 года Прасковьи Жемчуговой-Шереметьевой не стало. Она умерла после родовых осложнений и внезапно обострившегося туберкулёза.

Свою супругу граф Николай Шереметьев пережил всего на шесть лет, которые он посвятил воспитанию сына и исполнению предсмертного завещания жены — помогать бедным людям. В память о своей жене Николай Петрович построил Странноприимный дом на 100 мест для нуждающихся, в наше время известен как Научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н.В.Склифосовского.
Графа Николая Шереметьева похоронили рядом с женой в простом гробу без всяких почестей подобаемых его чину, а всё его состояние, по воле покойного, раздали бедным. В завещании благородного графа Николая Шереметьева написано: «В жизни у меня было всё. Слава, богатство, роскошь. Но ни в чём этом не нашёл я упокоения. Помни же, что жизнь быстротечна, и лишь благие дела сможем мы взять с собой за двери гроба».

Загрузка...