crimea-fun.ru

Оперная реформа Вагнера. Оперы «Лоэнгрин», «Тангейзер

Рихард Вагнер - одна из величайших фигур в истории развития музыкального искусства. Его монументальные идеи существенно дополнили мир культуры новыми концепциями. Он прославился как гениальный композитор, талантливый дирижер, поэт, драматург, публицист и знаток театрального жанра. Благодаря его титаническим усилиям, масштабному размаху творческой мысли и неимоверной воле, ему удалось не просто создать ряд величайших произведений, но и в значительной мере преобразовать мир искусства.

Обзор оперного творчества композитора

Творческое наследие немецкого гения поистине огромно. Композитор писал симфонические произведения, ансамбли для струнного квартета, духовых инструментов, скрипки с фортепиано, вокальные сочинения с сопровождение оркестра, а также без аккомпанемента, хоры, марши. Однако самым значительным пластом его творческого достояния считаются оперы.

  1. "Свадьба" (фрагменты).
  2. "Феи" - по сказке "Женщина-змея" Гоцци.
  3. "Запрет любви, или Послушница из Палермо" - по комедии Шекспира "Мера за меру".
  4. "Риенци, последний из трибунов" - по одноименному роману Э. Булвер-Литтона.
  5. "Летучий голландец" по новелле Г. Гейне "Мемуары господина фон Шнабелевопского" и по сказке Хауфа "Корабль призраков".
  6. "Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге" - по сюжетам средневековых легенд.
  7. "Лоэнгрин" - по сюжетам средневековых саг.
  8. Цикл ("Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид", "Гибель богов") - либретто на основе скандинавского эпоса "Эдда" и средне-верхненемецкого эпоса "Песнь о нибелунгах".
  9. "Тристан и Изольда" - по кельтской саге Готфрида Страсбургского.
  10. - по нюрнбергской хронике 16 века, использованы либретто опер "Ганс Сакс" и "Оружейник" Лорцинга.
  11. "Парсифаль" - опера-мистерия по средне-верхненемецкой эпической поэме Вольфрама фон Эшенбаха.

Суть оперной реформы композитора-новатора

Процесс воплощения оригинальных концепций осуществлялся последовательно, а эволюция искусства в творчестве Вагнера проходила постепенно. Преобразовывая привычное направление, композитор стремится создать универсальный жанр, сочетая драматическую постановку, вокальную составляющую и поэтическое содержание. Одной из идей вагнеровской реформы было достижение единства музыки и драмы.

Кроме того, основным замыслом Вагнера стало достижение непрерывного течения музыкального действия. Композиторы, создававшие оперы ранее, объединяли в одном произведении множество отдельных номеров: арий, дуэтов, танцев. По мнению Вагнера, в операх, написанных по такому принципу, отсутствовала цельность и непрерывность. Музыкальное полотно в его произведениях представляет собой непрерывное звучание, которое не прерывается отдельными вставками в виде арий, речитативов или реплик. Музыка непрестанно обновляется, не возвращаясь к уже пройденному. Дуэты композитор преобразовывает в диалоги, в которых не используется одновременное пение двух вокалистов.

Симфонизм Вагнера

Одной из основных идей композитора было глубокое и всестороннее раскрытие музыкального и драматического замысла произведения. Поэтому он применял различные методы художественной выразительности, расширяя существующие в те времена возможности. Принципы оперной реформы Вагнера отразились на характере оркестра.

Симфонический оркестр Рихарда Вагнера представляет собой одно из высочайших достижений музыки XIX века. Этого композитора поистине можно назвать прирожденным симфонистом. Он в значительной степени расширил возможности и тембровое разнообразие оркестра. По численности музыкантов оркестр Вагнера превосходит состав обычного в то время оркестра. Увеличилась группа медных инструментов и струнных инструментов. В некоторых операх появляется 4 тубы, басовая труба, контрабасовый тромбон, а также шесть арф. В таких монументальных произведениях, таких как цикл "Кольцо нибелунга", звучит восемь валторн.

Также Вагнер сделал огромный вклад в программный симфонизм. Его оркестр сравнивают с хором в период античности, который передавал глубокий таинственный смысл, комментируя происходящее на сцене.

Гармонические особенности

Радикальное переосмысление оперного жанра коснулось и гармонического наполнения. Вагнер также придает аккордовому содержанию огромное значение. Он берет за основу классическую гармонию, которую ввели представители венской школы и раннего романтизма, и расширяет ее возможности, дополняя хроматическими оттенками и ладовыми альтерациями. Эти нюансы существенно обогащают музыкальную палитру. К тому же он старается избегать прямого разрешения диссонирующих созвучий в консонансы, добавляет модуляционное развитие, которое придает напряженность, энергичность и стремительное движение к кульминационной точке.

В произведениях Вагнера появляется характерная лейтгармония, а именно тристан-аккорд f-h-dis 1 -gis 1 . Он звучит в опере "Тристан и Изольда", а также в теме судьбы в тетралогии "Кольо Нибелунга". В дальнейшем этот аккорд появляется и в творчестве других композиторов позднеромантического периода.

Лейтмотивная техника

Еще одна яркая характерная черта оперной реформы Вагнера - использование лейтмотива в драматических произведениях. Благодаря этому приему программные пьесы обретают новое проявление.

Лейтмотив - это музыкальный рисунок, иллюстрирующий определенного персонажа, явление, преобладающее настроение или драматическую сцену. Эта тема обрисовывает характер героя или события. Лейтмотив может повторяться в процессе звучания произведения, напоминая о том или ином персонаже.

Сам композитор не использовал термин "лейтмотив". Это название ввел немецкий музыковед Фридрих Вильгельм Йенс, исследуя оперы Вебера. В дальнейшем прием лейтмотива отобразился и в литературе. По аналогии с музыкой, при помощи этого художественного метода иллюстрируется некий персонаж или событие, повторно появляясь в ходе дальнейшего повествования.

Непрерывность музыки

Одной из основных идей композитора-новатора стало слияние лейтмотивных элементов в единое непрерывное музыкальное полотно. Создается впечатление непрекращающегося мелодического развития. Это достигается за счет отсутствия опоры на главных ступенях тональности, незавершенности каждого элемента, постепенного усиления эмоционального накала и плавного перехода от одной темы к другой.

Эта же идея оперной реформы Вагнера затронула и драматическую сторону. Стараясь максимально приблизить происходящее на сцене к подлинности событий реальной жизни, композитор придерживается сквозного развития, объединяя акты одного произведения.

Поэзия и музыка

Оперная реформа Вагнера коснулась и текстового наполнения вокальных драматических произведений. Одним из главных вопросов, волновавших композитора, было сочетание слов и музыкального сопровождения оперы. Этот жанр объединяет два направления: выстроенную по законам драматургии пьесу и произведение, подчиняющееся собственным принципам развития музыкальной формы.

Композиторы-предшественники рассматривали текст оперы как вспомогательное средство. Музыка всегда считалась преобладающим элементом оперы. В начале своего творческого пути Вагнер тоже считал, что текст оперы мешает музыкальному наполнению произведения. В своей статье "О сущности немецкой музыки" композитор утверждал:

Здесь, в сфере инструментальной музыки, композитор, свободный от всякого чуждого и сковывающего влияния, способен более всего приблизиться к идеалу искусства; здесь, где он поневоле обращается к средствам лишь своего искусства, он вынужден оставаться в его пределах.

Несмотря на то что Вагнер отдавал предпочтение главным образом инструментальной музыке, пределы, продиктованные законами этих жанров, значительно ограничивали масштабный размах его творческих устремлений. Композитор считал музыку высшим проявлением, но понимал необходимость создания нового направления, объединяющего достоинства всех видов искусства. На протяжении всей жизни Вагнер придерживался принципов художественной универсальности.

Подобно своему предшественнику, Кристофу Виллибальду Глюку, Вагнер уделял особое внимание либретто оперы. Он приступал к сочинению музыки лишь тогда, когда текстовое содержание было отшлифовано и доведено до безупречности.

Актуализация мифа

В своем оперном творчестве Вагнер практически никогда не использовал сюжеты повседневности и обыденности. Лучшим источником литературной подоплеки драматических произведений композитор считал мифы и легенды. Именно в них содержатся вечные идеи и общечеловеческие ценности. Более того, Вагнер совмещал несколько легенд в одной опере, создавая новое масштабное эпическое творение.

Философский труд "Опера и драма"

Помимо создания музыкальных произведений, Вагнер является автором 16 томов публицистических и литературных сочинений. Он внес существенный вклад не только в развитие оперного направления, но и философии, а также теории искусства.

Одной из самых значительных философско-эстетических работ Вагнера стала книга "Опера и драма". Основная идея книги сводится к следующему: основная ошибка оперы заключается в том, что музыка, которая должна быть вспомогательным средством, превратилась в цель. А драма отошла на второй план. По мере своего исторического развития оперный жанр превратился в сочетание разрозненных фрагментов: дуэтов, терцетов, арий и танцев. Вместо воплощения грандиозного замысла она превратилась в средство для развлечения скучающей аудитории.

Композитор пишет о том, что поэтический текст оперы не может стать совершенной драмой без должного музыкального оформления. Но не всякий сюжет сочетается с мелодией. Лучшей основой для поэтического наполнения драматических произведений он считает миф и народную фантазию. Именно такие истории, гармонично сочетающиеся с музыкой, оказывают самое сильное впечатление на слушателей. По мнению Вагнера, миф скрывает в себе вечные идеалы, лишенные всего случайного и преходящего.

Итоги замысла композитора

Результаты оперной реформы Вагнера существенно изменили мир музыки. Его идеи в дальнейшем плотно укоренились в творчестве последователей. Подытожив, можно назвать главные характерные черты преобразования этого направления:

  • преобладание речитатива;
  • развития симфонизма;
  • лейтмотив;
  • непрерывное течение музыки и отказ от отдельных завершенных номеров;
  • выражение философских концепций мистического символизма.

В процессе развития творчества задумки композитора осуществлялись последовательно. От одного произведения к другому постепенно реализовывались идеи оперной реформы Вагнера. На примере оперы "Лоэнгрин" отчетливо видно воплощение главных принципов, таких как непрерывное музыкальное развитие, переплетение лейтмотивов, единство драматического выражения, основы программного симфонизма.

Влияние Вагнера на дальнейшее развитие музыкального искусства

Влияние оперной реформы Вагнера в дальнейшем нашло свое отражение в творчестве других композиторов. Его принципы появляются в произведениях Клода Дебюсси, Рихарда Штрауса, Николая Римского-Корсакова. Что касается Чайковского, Верди и Рахманинова, отражение вагнеровских принципов в их произведениях остается спорным, так как эти представители романтизма стремились отстраниться от них. Тем не менее в некоторых моментах чувствуются параллели с идеями оперной реформы.

Вагнер вошел в историю музыки как реформатор оперного искусства, как создатель музыкальной драмы, резко отличающейся от обычной традиционной оперы. Настойчиво, с неиссякаемой энергией, с фанатической убежденностью в правоте дела Вагнер проводил в жизнь свои художественные идеи, ведя одновременно борьбу с той оперной рутиной, которая овладела современной ему итальянской и французской оперой. Вагнер восстал против диктатуры певца, не считающейся с драматическим смыслом, против пустой вокальной виртуозности, характерной для многих итальянских опер того времени, против жалкой роли в них оркестра; он восстал также против нагромождения внешних эффектов в «большой» французской (мейерберовской) опере. В критике Вагнером итальянской и французской опер было много одностороннего и несправедливого, но он был прав в борьбе с оперной рутиной, с угодливостью ряда композиторов перед требованиями певцов и дешевыми вкусами буржуазно-аристократической публики. Вагнер, прежде всего, вел борьбу за немецкое национальное искусство. Однако в силу многих сложных объективных и субъективных причин Вагнер пришел к противоположной крайности. В своем стремлении к органическому синтезу музыки и драмы он исходил из ложных идеалистических взглядов. Поэтому в его оперной реформе, в его теории музыкальной драмы было много уязвимого. Ведя борьбу против перевеса вокальной сферы в итальянской опере, Вагнер пришел к громадному перевесу инструментально-симфонической. На долю певцов зачастую остается выразительная речитативная декламация, накладываемая на роскошную симфонию оркестра. Лишь в моментах большого лирического воодушевления (например, в любовных сценах) и в песнях вокальные партии приобретают напевность. Имеются в виду оперы после «Лоэнгрина», в которых уже полностью осуществляются реформаторские идеи Вагнера. Оперы Вагнера изобилуют прекрасными, необычайно красивыми страницами программно-симфонической музыки; разнообразные поэтические картины природы, человеческие страсти, экстаз любви, подвиги героев – все это воплощено в музыке Вагнера с потрясающей силой выразительности.

Однако с точки зрения требований музыкального театра, имеющего свои исторически сложившиеся закономерности и жизненные традиции, в поздних операх Вагнера сценическое действие принесено в жертву музыкальной, симфонической стихии. Исключение составляют «Мейстерзингеры».

По этому поводу писал П. И. Чайковский: « .это прием чистейшего симфониста, влюбленного в оркестровые эффекты и жертвующего ради их и красотой человеческого голоса, и свойственною ему выразительностью. Случается так, что за превосходною, но шумной оркестровкой, певца, исполняющего искусственно приделанную к оркестру фразу, вовсе и не слышно».

Превращение оперы в грандиозную по масштабам драматизированную программную вокально-симфоническую музыку - таков результат оперной реформы Вагнера; разумеется, по этому пути послевагнеровская опера не пошла. Оперная реформа Вагнера оказалась наиболее ярким выражением сложных противоречий и кризисного состояния немецкого романтизма, поздним представителем которого был Вагнер.

Таким образом, оперная реформа Вагнера - это кризис музыкального театра, отрицание закономерной специфики оперного жанра. Но музыка Вагнера по художественной силе и выразительности имеет поистине непреходящее значение. «Надо быть глухим ко всякой красоте музыкальной, - писал А. Н. Серов, - чтобы, кроме блестящей и богатейшей палитры. оркестра, не чувствовать в его музыке дыхания чего-то нового в искусстве, чего-то поэтически уносящего вдаль, открывающего безвестные необъятные горизонты». Видный музыкальный деятель и композитор Эрнст Герман Майер писал: «Богатейшее наследие оставил нам Вагнер. Лучшие произведения этого выдающегося (хотя и глубоко противоречивого) художника увлекают благородством и силой образов национальной героики, вдохновенной страстностью выражения, замечательным мастерством». Действительно, искусство Вагнера глубоко национально и органически связано с национальными традициями немецкой художественной культуры, особенно с традициями Бетховена, Вебера и немецкого народнопоэтического и народно-музыкального творчества.

музыкальный культура опера вагнер

Как известно, основой содержания искусства эпохи романтизма была Лирика, т. е. выражение внутреннего мира человека во всем богатстве его чувств. Поэтому ведущими жанрами романтической музыки стали вокальные и инструментальные миниатюры : т. е. песни и фортепианные пьесы . Миниатюры могли запечатлеть изменчивые, «летучие» душевные движения мгновенно, непосредственно в момент их возникновения.

Как же в эпоху романтизма обстояли дела с такими крупными, масштабными жанрами, как симфония и опера? Оба эти жанра в творчестве композиторов-романтиков продолжают успешно развиваться. Однако они претерпевают серьезные изменения и с точки зрения содержания, и с точки зрения формы. Общая направленность изменений такова:

1) Изменения в содержании : и симфония, и опера в эпоху романтизма приобретают лирический характер. Несмотря на свои значительные масштабы, они, как и миниатюры, могут служить лирическим высказыванием автора, «исповедью души» (так называл свои симфонии Чайковский). Побудительный мотив для их создания часто автобиографичен – это уже не заказ со стороны богатого вельможи или придворного театра (как в 18 в.), а желание выразить себя и свое отношения к миру.

Значительность масштабов и традиционная серьезность (со времен классицизма) содержания симфоний и опер способствовали тому, что лирическое высказывание вырастало в них до степени философского обобщения. Жизнь и смерть, добро и зло, идеальное и реальное, личность и общество, любовь, творчество – все эти вечные темы воплотились в романтической музыке в симфониях и операх так же, как в литературе 19 в. они воплотились в поэмах и романах.

2) Изменения в форме : лирическая природа творчества романтиков привела их к идее свободы творческого выражения и, следовательно, свободы формы . Между тем, формы симфонии, и опера в предыдущую эпоху (классицизма) приобрели классическую определенность (например, симфония – обязательно в 4-х чч., в опере – обязательное чередование речитативов и арий). Романтики смело нарушали традиционные каноны, создавая индивидуальные варианты форм.



Симфония в эпоху романтизма развивалась двумя путями и представлена, соответственно, двумя типами: 1) непрограммные симфонии – в творчестве Шуберта, Брамса; 2) программные симфонии – в творчестве Берлиоза, Листа

Непрограммные симфонии внешне не отличались от симфоний классического типа. Также писались в 4-х частях с контрастом темпов (сонатное аллегро, медленная часть, скерцо, быстрый финал). Но изменения произошли изнутри, они касались содержания и существенных особенностей стиля.

Первая романтическая симфония, представляющая собой лирическое высказывание, была написана Шубертом в 1822 г. (это симфония № 8, которая вошла в историю как «Неоконченная», т. к. композитор завершил только 2 первые части, 1822 г.). Новым было то, что Шуберт использовал в ней песенный тематизм . Мелодии, развивающиеся во всех частях симфонии (в частности Главная партия и Побочная партия 1 части) напоминают песни, романсы, арии, речитативы, спетые не голосом, а инструментами. Это не лишает симфонию серьезности, глубины, драматизма. Наоборот, драматизм, присущий симфонии еще со времен Бетховена, у Шуберта еще усиливается и тяготеет к трагедийности. Но песенно-романсовый стиль музыки позволяет понять природу этих конфликтов: они протекают во внутреннем мире героя и возникают при столкновении его идеальных представлений с окружающей реальной действительностью.

Те же черты будут присущи симфониям Брамса. В своей последней, 4-ой симфонии (1885 г.) он впервые в истории жанра сделал итоговую, финальную часть откровенно трагедийной. Песенно-романсовая природа большинства мелодий симфонии свидетельствует о субъективном характере переживания. Однако концептуальность самого жанра симфонии способствует пониманию, что авторское трагическое ощущение мира носит обобщающий, философский характер.

Программные симфонии имеют ярко выраженные внешние отличия. Программными они называются потому, что, являясь инструментальными произведениями, имеют словесное объяснение (программу) своего содержания . Это словесное объяснение содержится как минимум в названии произведения (не просто Симфония № 5 или 8, а симфония «Гарольд в Италии» - у Берлиоза, «Фауст» и «Данте» - у Листа). Чаще всего это название отсылает к известному публике литературному произведению, но автор мог написать и опубликовать литературную программу сам.

Программность музыки – важнейшая эстетическая идея композиторов-романтиков, одно из проявлений их концепции синтеза искусств. В желании выразить свои мысли и чувства максимально сильно и ярко и пробудить ответные эмоции слушателей, романтики не ограничивались средствами одного вида искусства, они смело смешивали выразительные возможности музыки и литературы (тем более, что многие молодые люди романтической эпохи пробовали себя и в сочинении музыки, и в сочинении литературных текстов). Для инструментальной музыки введение литературной программы было особенно важно. Большинство публики со времен эпохи классицизма привыкло видеть в симфониях и сонатах изысканное развлечение, не более. Композиторы-романтики, вкладывавшие в свои симфонии глубоко прочувствованные мысли о человеке и мире, подтверждали литературными программами или ссылками на литературные шедевры, что музыка не меньше, чем литература способна выражать философские идеи.

Программное содержание влекло за собой существенное обновление формы . Форма программной симфонии ориентировалась теперь не только на традиционные каноны, но и на логику литературного сюжета. Прежде всего, могло изменяться количество частей: в симфонии Листа «Фауст» не 4, а 3 части («Фауст», «Маргарита», «Мефистофель»), в симфонии «Данте» (по «Божественной комедии») – 2 части («Ад» и «Чистилище»). Программность существенно повлияла не только на форму, но на обновление всего музыкального языка.

Одним из самых смелых и дерзких новаторов романтической музыки (вообще богатой на открытия) был французский композитор Гектор Берлиоз (1803-1869. В 1829 г. он написал «Фантастическую симфонию» - первую программную симфонию эпохи романтизма. Ее программа авторская. Она основана на автобиографической истории разочарования в возлюбленной, которое вырастает в тотальное разочарование в жизни, в идеале, в Боге. (Герой решает покончить с собой, отравляется опиумом. В наркотическом опьянении ему, как навязчивая идея, является возлюбленная. Он видит первую встречу на балу, вспоминает измену, ему кажется, что они убил возлюбленную и его казнят, он видит себя в аду, где возлюбленная превращается в ведьму). Личное переживание, таким образом, оказывается созвучным настроениям эпохи – романтизм начался с разочарования целого поколения молодых людей в идеалах прошлого.

Главные нововведения в «Фантастической симфонии»:

1) Свобода формы: 5 частей, каждая из которых напоминает театральную сценку со своим местом действия (2ч. - «Бал», 3 ч. – «Сцена в полях», 4 ч. – «Шествие на казнь», 5 ч. – «Сцена в ночь шабаша»).

2) Использование (впервые в музыке!) лейтмотива. Это узнаваемая мелодия, которая в разных вариантах повторяется во всех пяти частях. Лейтмотив символизирует Возлюбленную, которая, как «навязчивая идея» возникает в видениях героя в разных ситуациях.

3) Использование мелодии церковного песнопения Dies irae в пародийном ключе («Дьявол служит мессу» в 5 ч.) – вызвало неудовольствие церкви. После Берлиоза эта мелодия в музыке стала использоваться как символ смерти.

4) Разнообразные нововведения в оркестре, особенно в 5 ч. - например, колокола, бьющие полночь, визгливый кларнет пикколо, изображающий Возлюбленную в облике ведьмы и т. п.

Следующие симфонии Берлиоза явились развитием его нововведений. Их программы отсылают к любимым романтиками литературным сочинениям: симфония «Гарольд в Италии» (по Байрону) в 4 ч., но с солирующим альтом (как голос Гарольда), драматическая симфония «Ромео и Юлия» (по Шекспиру) в 7 ч. , с пением (солисты и хор) и т. п.

Под влиянием Берлиоза Лист не только написал свои программные симфонии «Фауст» (3 ч.) и «Данте» (2 ч.), но и изобрел новый жанр – симфоническая поэма. Это программное произведение для оркестра в 1 ч. (симфония, ужатая до одной части). В центре содержания – образ романтического героя, исключительной личности. Программы – из классической литературы («Гамлет», «Прометей», «Орфей», «Тассо»).

Опера в эпоху романтизма также развивалась двумя путями – путем развития и обновления традиций (Верди в Италии, Бизе во Франции) и путем реформы (Вагнер в Германии):

Оперы Верди и Бизе обобщили лучшие достижения итальянской и французской оперы, существенно обновив их содержание. Главное – новые герои. Это не мифологические персонажи и исторические деятели, а простые люди, нередко – «униженные и оскорбленные». Шут в «Риголетто», куртизанка в «Травиате» Верди, работница табачной фабрики и солдат в «Кармен» Бизе. Но именно их жизненные истории становятся основой сюжета, именно их чувствам и страстям сопереживает слушатель. При этом характеры героев раскрываются в условиях остро драматических, даже трагедийных.

Все новое в музыке Верди и Бизе возникает из необходимости раскрыть эти характеры. Это, прежде всего, применение свободных форм : сольные сцены строятся индивидуально, исходя из индивидуальности героя (Кармен охарактеризована не ариями, а песнями в испанском духе – хабанера, сегидилья), из логики данной конкретной ситуации (ария Риголетто, пытающегося забрать дочь у насильника-Герцога, к концу замедляется и затихает, т. к. герой обессилел и плачет). Дуэты редко являются совместным пением, в основном это дуэты-поединки с чередованием контрастных реплик героев (сцена Виолетты и Жермона – отца ее возлюбленного, где героиня в конце концов соглашается отказаться от любви к Альфреду ради репутации семьи).

Оперы Верди и Бизе являются образцами психологической лирики в музыке, и объединяют черты романтического и реалистического искусства.

Вагнер – крупнейшая фигура в истории музыки 19 в. Его личность и творчество вызвало бурные дискуссии, которые продолжаются едва ли не до сих пор.

Оперная реформа Вагнера. Вагнер был композитором и дирижером, драматургом и поэтом, философом и мыслителем, автором теории музыкальной драмы. Вся его жизнь была сосредоточена на одном деле – создании того, что сам он называл «Произведение искусства будущего ».

«Произведение искусства будущего» должно было выражать некую философскую идею - важную для автора и актуальную для общества. Для этого писался не философский трактат (который воздействует только на ум), а художественное произведение (которое воздействует на и на ум, и на чувства). Это произведение должно было быть синтетическим, т. е. объединять силу всех видов искусства – литературы, театра, живописи, пластического движения, музыки. Цель такого синтеза– максимально воздействовать на человека, способствовать его духовному совершенствованию.

Вагнер понимал, что его идея утопична, но не потому, что он не мог ее осуществить (он был уверен в себе), а из-за неготовности публики ее воспринять (публика ждала от искусства развлечения). Поэтому композитор называл свою идею «Произведение искусства Будущего». Это не мешало ему последовательно реализовывать свои идеи, добившись на этом пути впечатляющих результатов. Результатми явились: осуществление оперной реформы и создание нового типа оперы – «музыкальная драма Вагнера»).

Принципы оперной реформы Вагнера (сформулированы им самим в многочисленных теоретических трудах, например, «Опера и драма»):

1) Процесс сочинения начинается с формулирования художественной идеи.

2) Композитор и драматург – одно лицо. Ему принадлежит идея, он сам пишет и текст, и музыку своей оперы. Это полностью его сочинение.

3) В основе сюжета – мифы и легенды. Именно в них можно найти вечные, прошедшие многовековую проверку временем, а значит, всегда актуальные идеи.

4) Композитор вырабатывает музыкальный язык, который стал бы «чувственным выражением мысли». Слушатель не просто наслаждается красивыми созвучиями, но прочитывает музыку, как текст. Для этого используется система лейтмотивов . Лейтмотив (т. е. повторяющаяся тема) может символизировать чувство (любовь, страдание), понятие (искушение, судьба, смерть,), предмет (волшебный меч, кольцо власти), явление природы (буря). Выстраивая эти лейтмотивы в разнообразные последовательности, повторяя и изменяя их, композитор направляет мысль слушателя.

Интересно, что каждая из реформаторских опер Вагнера, при всей обобщенности мифологического содержания и общезначимости философских идей, вызвана к жизни глубоко личными переживаниями, т. е. основана на автобиографических мотивах. И это выдает в нем типичного художника-романтика.

Примеры: идея первой реформаторской оперы «Летучий голландец», 1842 г. (о капитане корабля-призрака) - «сквозь бури жизни – тоска о покое». Писалась в период скитаний Вагнера по Европе в поисках работы.

Опера «Тангейзер», 1845 г. (рыцарская легенда времен борьбы христианства и язычества) ставит проблему выбора жизненного пути, в частности, выбора между духовными и материальными ценностями. Вагнер писал ее, став руководителем оперного театра в Дрездене, когда выбирал между успехом, который обеспечивали ему традиционные оперы, и непониманием, которое грозило ему как реформатору.

Опера «Лоэнгрин», 1848 г. (легенда о рыцаре-спасителе из братства Святого Грааля) ставит проблему Художника и Общества. Лоэнгрин приходит к жителям королевства Брабант, чтобы помочь им в драматический момент (борьба за королевский трон). Взамен он просит только одного – доверия. Люди не должны спрашивать, откуда он пришел и как его зовут. Но даже самые светлые души (спасенная им от казни принцесса Эльза) начинают сомневаться в нем и задают роковой вопрос, в результате чего Лоэнгрин вынужден уйти. Это трагедия и для него, и для людей, которые на самом деле нуждаются в помощи. Вагнер уподоблял себя Лоэнгрину, а непонимавшую его публику – жителям королевства Брабант. Опера писалась в Дрездене, накануне революционного восстания, в котором Вагнер принял активное участие.

Опера «Тристан и Изольда» (средневековая легенда о любви рыцаря к жене его короля) писалась в годы швейцарского изгнания. Вагнер был влюблен в графиню Матильду Везендонк, жену своего мецената и покровителя. Любовь была взаимной, но влюбленные не позволили себе быть вместе из-за уважения к графу. Вагнер тяжело переживал разлуку и думал о смерти. Опера известна необычным музыкальным приемом – «бесконечная мелодия». Мелодия развивается, опираясь на неустойчивые аккорды и мучительно долго не приходя к завершению, что символизирует невозможность героев соединиться друг с другом. Разрешение напряженности происходит в самом конце, когда героев объединяет смерть. (Вступление к опере стало саундтреком к фильму Л. фон Триера «Меланхолия»).

Самый грандиозный проект Вагнера – оперная тетралогия «Кольцо Нибелунга» (объединяет 4 оперы – «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов»). Сюжет из средневековых германских и скандинавских мифов (впоследствие они же использованы Толкином во «Властелине колец»). Грандиозная эпопея рисует картину мироздания, которым правят две силы – Любовь и Золото, дающее власть над миром путем отречения от любви. Главный герой пытается спасти мир от власти золота, но, в конце концов, гибнет сам вместе с несовершенным миром. В опере больше 100 лейтмотивов.

Рихард Вагнер (1813 -1883) - один из наиболее выдающихся немецких композиторов, музыкант гениальной одаренности, творчество которого оставило глубочайший след в истории европейского музыкального искусства. Можно даже сказать, что в немецкой музыке послебетховенского времени не было композитора с таким размахом, такими смелыми дерзаниями, титаническими новаторскими замыслами, с такой настойчивостью в борьбе за их осуществление, как Вагнер. И вместе с тем в истории мирового музыкального искусства едва ли найдется творческая фигура более противоречивая, чем Вагнер. Противоречия Вагнера отражали противоречия немецкого романтизма, вступившего в позднюю стадию развития.

Вокруг Вагнера и его музыкальной драмы шла ожесточенная борьба. С одной стороны, Вагнер имел многочисленных приверженцев, безраздельно преклонявшихся перед ним не только как перед музыкантом, но и как перед поэтом-драматургом, мыслителем, философом-теоретиком искусства и считавших, что Вагнер, и только он один, повел искусство по истинному пути; с другой стороны, не было недостатка в противниках Вагнера, не только не разделявших его оперно-реформаторских идей, но даже отказывавших ему в композиторском таланте. Конечно, и те и другие были неправы. Наиболее правильную позицию занимали те, которые, воздавая должное гениальному дарованию и мастерству Вагнера, оценивая по достоинству его музыку, видели идейно-художественные противоречия Вагнера и подвергали принципиальной критике его заблуждения в мировоззрении и творчестве.

Вагнер вошел в историю музыки как реформатор оперного искусства, как создатель музыкальной драмы резко отличающейся от обычной традиционной оперы. Настойчиво, с неиссякаемой энергией, с фанатической убежденностью в правоте дела Вагнер проводил в жизнь свои художественные идеи, ведя одновременно борьбу с той оперной рутиной, которая овладела современной ему итальянской и французской оперой. Вагнер восстал против диктатуры певца, не считающейся с драматическим смыслом, против пустой вокальной виртуозности, характерной для многих итальянских опер того времени, против жалкой роли в них оркестра; он восстал также против нагромождения внешних эффектов в «большой» французской (мейерберовской) опере. В критике Вагнером итальянской и французской опер было много одностороннего и несправедливого, но он был прав в борьбе с оперной рутиной, с угодливостью ряда композиторов перед требованиями певцов и дешевыми вкусами буржуазно-аристократической публики. Вагнер, прежде всего, вел борьбу за немецкое национальное искусство. Однако в силу многих сложных объективных и субъективных причин Вагнер пришел к противоположной крайности. В своем стремлении к органическому синтезу музыки и драмы он исходил из ложных идеалистических взглядов. Поэтому в его оперной реформе, в его теории музыкальной драмы было много уязвимого. Ведя борьбу против перевеса вокальной сферы в итальянской опере, Вагнер пришел к громадному перевесу инструментально-симфонической. На долю певцов зачастую остается выразительная речитативная декламация, накладываемая на роскошную симфонию оркестра. Лишь в моментах большого лирического воодушевления (например, в любовных сценах) и в песнях вокальные партии приобретают напевность.

Оперы Вагнера изобилуют прекрасными, необычайно красивыми страницами программно-симфонической музыки; разнообразные поэтические картины природы, человеческие страсти, экстаз любви, подвиги героев - все это воплощено в музыке Вагнера с потрясающей силой выразительности. Римский-Корсаков в неоконченной работе «Вагнер и Даргомыжский» писал: «Звукоподражания его художественны, звуковоспроизведения по аналогии в высшей степени остроумны и наглядны. Его полет Валькирий, вход медведя, ковка меча, шелест леса, вой бури, плесканье дочерей Рейна, сияние золота в «Нибелунгах», охотничьи рога за сценой, наигрыш пастухов и т. п. изображения полны образности и осязательности благодаря остроумному применению вышеназванных приемов музыкальной пластики и чудной, несравненной оркестровке».

Превращение оперы в грандиозную по масштабам драматизированную программную вокально-симфоническую музыку - таков результат оперной реформы Вагнера; разумеется, по этому пути послевагнеровская опера не пошла. Оперная реформа Вагнера оказалась наиболее ярким выражением сложных противоречий и кризисного состояния немецкого романтизма, поздним представителем которого был Вагнер.

Рихард Вагнер родился в Лейпциге 22 мая 1813 года семье полицейского чиновника. Через несколько месяцев после рождения отец его умер, и мать вскоре вышла замуж за актера Людвига Гейера; последний перевез семью в Дрезден, где он работал в драматическом театре. Маленький Рихард уже в раннем детстве был окружен атмосферой театра, вовлечен в жизнь театральных кулис, что сказалось на всем дальнейшем пути его деятельности как драматурга и оперного композитора. Вагнер чрезвычайно увлекался литературой, поэзией, театром, историей античного мира. Гомер и Шекспир были его кумирами. Под влиянием трагедий Шекспира он написал в возрасте 14-15 лет большую пятиактную трагедию «Лейбальд и Аделаида», что свидетельствует о рано пробудившейся у Вагнера склонности к драматическому творчеству.

Оперы «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин».

Годы «швейцарского изгнания». Начало работы над тетралогией «Кольцо нибелунга». Опера «Тристан и Изольда». Последний байрейтский период жизни и творчества. Опера «Парсифаль».

Теоретические труды Вагнера («Искусство и революция», «Художественное произведение будущего», «Опера и драма»).

«Опера и драма». Самым большим философско-эстетическим трудом Вагнера является «Опера и драма». В ней развивается и углубляется идея синтеза искусств в «драме будущего», как называл Вагнер свою музыкальную драму. Основное содержание книги сводится к следующему: заблуждение оперы в том, что музыка, которая должна быть в опере средством выражении, стала целью, а драма, которая должна быть целью, стала средством. Поэтому опера в своем историческом развитии превратилась в ряд арий, дуэтов, танцев, разрывающих драму на мелкие части, наводнилась бессодержательной (в драматическом смысле) мелодией и стала средством развлечения скучающей публики. Особенно Вагнер критикует в этом отношения итальянскую (Россини) и французскую оперу (Обер и Мейербер).

Далее Вагнер рассуждает: одна поэзия не может стать совершенной драмой; она должна вступить в союз с музыкой. Но не всякая поэзия, то есть не всякий логический сюжет, может сочетаться с музыкой: поэтической основой музыкальной драмы является миф, созданный народной фантазией. Миф, говорит Вагнер,- это начало и конец истории; лишенный всего случайного, он выражает вечное и неумирающее и потому полнее всего, органичнее всего сочетается с музыкой.

Художественное произведение, в котором музыка и драматическая поэзия сольются в единое целое, уже не будет, согласно теории Вагнера, оперой в старом смысле этого слова; оно будет искусством будущего. В драме будущего, в которой музыкальное и драматическое действия будут представлять собой сплошной поток, не прерываемый отдельными номерами, основным средством выражения, по Вагнеру, должен быть оркестр. Оркестр призван выразить то, что слово выразить бессильно, - углубить и пояснить жест, осветить внутренний мир переживаний и страстей героев драмы, дать зрителю предчувствие будущего действия. Мелодическое содержание симфонической оркестровой ткани должны составить, повторяющиеся и возвращающиеся много раз мотивы (так называемые лейтмотивы, но сам Вагнер термином «лейтмотив» не пользуется), характеризующие действующих лиц драмы, явления природы, предметы, человеческие страсти. Такое непрерывное симфоническое развитие, основанное на чередованиях, преобразованиях, одновременных сочетаниях многочисленных коротких лейтмотивов, составляет вагнеровскую так называемую «бесконечную мелодию».

Оркестр Вагнера представляет собой одно из величайших завоеваний в музыкальном искусстве XIX века. Прирожденный симфонист, Вагнер чрезвычайно расширил и обогатил выразительные и изобразительные возможности оркестра, звучность которого отличается поразительной красотой, богатством красок, тембровым разнообразием и бархатной мягкостью, даже в самых оглушительных fortissimo. Оркестр в музыкальных драмах Вагнера намного превосходит состав обычного в то время оперного оркестра, особенно за счет увеличения медной духовой группы. Наибольший состав оркестра - в «Кольце нибелунга», что соответствует грандиозному замыслу тетралогии; Вагнер использует здесь четверной состав оркестра, вводит квартет специально сконструированных туб (получивших название «вагнеровских туб»), басовую трубу, контрабасовый тромбон, восемь валторн, шесть арф, соответственно увеличивает струнную группу. Каждая из групп этого небывалого по своему составу оперного оркестра составляет как бы самостоятельный, внутренний «оркестр в оркестре», достаточно обширный по диапазону и богатый выразительными возможностями, которыми широко, разнообразно и мастерски пользуется Вагнер. Обычно тот или иной лейтмотив получает определенную, более или менее постоянную тембровую окраску, всегда связанную с драматической функцией этого лейтмотива и с данной конкретной драматической ситуацией. Таким образом, оркестровая звучность является активным элементом в музыкально-драматическом целом.

Р. Вагнер - крупнейший немецкий композитор XIX столетия, который оказал значительное влияние на развитие не только музыки европейской традиции, но и мировой художественной культуры в целом. Вагнер не получил систематического музыкального образования и в своем становлении как мастера музыки в решающей мере обязан самому себе. Сравнительно рано обозначились интересы композитора, всецело сосредоточенные на жанре оперы. Начиная с ранней работы - романтической оперы «Феи » (1834) и вплоть до музыкальной драмы-мистерии «Парсифаль » (1882), Вагнер оставался неуклонным приверженцем серьезного музыкального театра, который его усилиями был преобразован и обновлен.

Вначале Вагнер не помышлял реформировать оперу - он следовал сложившимся традициям музыкального спектакля, стремился освоить завоевания своих предшественников. Если в «Феях» образцом для подражания стала немецкая романтическая опера, столь блистательно представленная «Волшебным стрелком » К. М. Вебера, то в опере «Запрет любви » (1836) он более ориентировался на традиции французской комической оперы. Однако эти ранние работы не принесли ему признания - Вагнер вел в те годы тяжелую жизнь театрального музыканта, скитавшегося по разным городам Европы. Некоторое время он работал в России, в немецком театре города Риги (1837-39). Но Вагнера... как и многих его современников, манила культурная столица тогдашней Европы, какой тогда повсеместно был признан Париж . Радужные надежды молодого композитора поблекли, когда он вплотную столкнулся с неприглядной действительностью и вынужден был вести жизнь бедного музыканта-иностранца, перебивавшегося случайными заработками. Перемена к лучшему наступила в 1842 г., когда он был приглашен на должность капельмейстера в прославленный оперный театр столицы Саксонии - Дрездена. Вагнер наконец получил возможность познакомить театральную публику со своими сочинениями, и его третья опера «Риенци » (1840) завоевала прочное признание. И это неудивительно, поскольку моделью произведения послужила французская большая опера, виднейшими представителями которой были признанные мастера Г. Спонтини и Дж. Мейербер. К тому же композитор располагал исполнительскими силами высочайшего ранга - в его театре выступали такие вокалисты, как тенор Й. Тихачек и великая певица-актриса В. Шрёдер-Девриент , прославившаяся в свое время в роли Леоноры единственной оперы Л. Бетховена «Фиделио ».

3 оперы, примыкающие к дрезденскому периоду, связывает немало общего. Так, в завершенном накануне переезда в Дрезден «Летучем голландце » (1841) оживает старинная легенда о проклятом за прежние злодеяния моряке-скитальце, спасти которого может только преданная и чистая любовь. В опере «Тангейзер » (1845) композитор обратился к средневековому сказанию о певце-миннезингере, снискавшем благосклонность языческой богини Венеры, но заслужившего за это проклятие римской церкви. И наконец, в «Лоэнгрине » (1848) - возможно, самой популярной из вагнеровских опер - предстает светлый рыцарь, сошедший на землю из небесной обители - святого Грааля, во имя борьбы со злом, клеветой и несправедливостью.

В этих операх композитор еще тесно связан с традициями романтизма - его героев раздирают противоречивые побуждения, когда непорочность и чистота противостоят греховности земных страстей, безграничное доверие - коварству и измене. С романтизмом связаны и неспешность повествования, когда важны не столько сами события, сколько те чувства, которые они пробуждают в душе лирического героя. Отсюда проистекает и столь важная роль развернутых монологов и диалогов действующих лиц, обнажающих внутреннюю борьбу их стремлений и побуждений, своего рода «диалектику души» незаурядной человеческой личности.

Но еще в годы работы на придворной службе у Вагнера зрели новые замыслы. Толчком к их осуществлению послужила революция, разразившаяся в ряде стран Европы в 1848 г. и не миновавшая Саксонию. Именно в Дрездене вспыхнуло вооруженное восстание, направленное против реакционного монархического режима, которое возглавил друг Вагнера, русский анархист М. Бакунин. С присущей ему страстностью Вагнер принял активное участие в этом восстании и после его поражения был вынужден бежать в Швейцарию. Начался тяжелый период в жизни композитора, но весьма плодотворный для его творчества.

Вагнер заново продумал и осмыслил свои художественные позиции, более того, сформулировал основные задачи, которые, по его мнению, стояли перед искусством, в ряде теоретических работ (среди них особенно важен трактат «Опера и драма» - 1851). Свои идеи он воплотил в монументальной тетралогии «Кольцо нибелунга » - главном труде всей его жизни.

Основу грандиозного творения, которое в полном объеме занимает 4 театральных вечера подряд, составили сказания и легенды, восходящие к языческой древности - германская «Песнь о нибелунгах», скандинавские саги, входящие в Старшую и Младшую Эдду. Но языческая мифология с ее богами и героями стала для композитора средством познания и художественного анализа проблем и противоречий современной ему буржуазной действительности.

Содержание тетралогии, включающей музыкальные драмы «Золото Рейна » (1854), «Валькирия » (1856), «Зигфрид » (1871) и «Гибель богов » (1874), весьма многопланово - в операх действуют многочисленные персонажи, вступающие друг с другом в сложные отношения, порой даже в жестокую, непримиримую борьбу. Среди них злобный карлик-нибелунг Альберих, похищающий золотой клад у дочерей Рейна; обладателю клада, сумевшему сковать из него кольцо, обещана власть над миром. Альбериху противостоит светлый бог Вотан, чье всемогущество призрачно - он раб заключенных им же самим договоров, на которых зиждется его владычество. Отняв золотое кольцо у нибелунга, он навлекает на себя и свой род страшное проклятие, от которого его может избавить лишь смертный герой, ничем ему не обязанный. Таким героем становится его же собственный внук - простодушный и бесстрашный Зигфрид. Он побеждает чудовищного дракона Фафнера, завладевает заветным кольцом, пробуждает спящую деву-воительницу Брунхильду, окруженную огненным морем, но погибает, сраженный подлостью и коварством. Вместе с ним гибнет и старый мир, где царствовали обман, корысть и несправедливость.

Грандиозный замысел Вагнера потребовал совершенно новых, ранее неслыханных средств воплощения, новой оперной реформы. Композитор почти полностью отказался от дотоле привычной номерной структуры - от законченных арий, хоров, ансамблей. Взамен них зазвучали протяженные монологи и диалоги действующих лиц, развернутые в бесконечную мелодию. Широкая распевность слилась в них с декламационностью в вокальных партиях нового типа, в которых непостижимо объединились певучая кантилена и броская речевая характерность.

Главное свойство вагнеровской оперной реформы связано с особой ролью оркестра. Он не ограничивается лишь поддержкой вокальной мелодии, но ведет свою собственную линию, порой даже выступая на передний план. Более того, оркестр становится носителем смысла действия - именно в нем чаще всего звучат основные музыкальные темы - лейтмотивы , которые становятся символами персонажей, ситуаций, и даже отвлеченных идей. Лейтмотивы плавно переходят друг в друга, сочетаются в одновременном звучании, постоянно видоизменяются, но каждый раз они узнаются слушателем, прочно усвоившим закрепленное за нами смысловое значение. В более крупном масштабе вагнеровские музыкальные драмы разделяются на развернутые, относительно законченные сцены, где возникают широкие волны эмоциональных подъемов и спадов, нарастаний напряжения и его разрядки.

Вагнер приступил к осуществлению своего великого замысла еще в годы швейцарской эмиграции. Но полная невозможность увидеть на сцене плоды своей титанической, поистине беспримерной по мощи и неустанности работы сломила даже такого великого труженика - сочинение тетралогии было прервано на долгие годы. И только нежданный поворот судьбы - поддержка молодого баварского короля Людвига вдохнула в композитора новые силы и помогла ему завершить, возможно, самое монументальное из творений искусства музыки, которое стало результатом усилий одного человека. Для постановки тетралогии был построен в баварском городе Байрёйте, где и была впервые исполнена в 1876 г. вся тетралогия именно так, как задумал ее Вагнер.

Помимо «Кольца нибелунга» Вагнер создал во второй половине XIX в. еще 3 капитальных произведения. Это опера «Тристан и Изольда » (1859) - восторженный гимн вечной любви, воспетой в средневековых сказаниях, окрашенной тревожными предчувствиями, пронизанной ощущением неизбежности рокового исхода. И наряду с таким погруженным во тьму сочинением ослепительный свет народного празднества, увенчавшего оперу «Нюрнбергские мейстерзингеры » (1867), где в открытом состязании певцов побеждает достойнейший, отмеченный истинным даром, и посрамляется самодовольная и тупо-педантичная посредственность. И наконец, последнее творение мастера - «Парсифаль » (1882) - попытка музыкально и сценически представить утопию всеобщего братства, где повержена столь с виду несокрушимая власть зла и воцарилась мудрость, справедливость и чистота.

Вагнер занял совершенно исключительное положение в европейской музыке XIX столетия - трудно назвать композитора, который не испытал бы его влияния. Открытия Вагнера сказались на развитии музыкального театра в XX в. - композиторы извлекли из них уроки, но двинулись затем разными путями, в том числе и противоположными тем, какие наметил великий немецкий музыкант.

М. Тараканов

Значение Вагнера в истории мировой музыкальной культуры. Его идейный и творческий облик

Вагнер принадлежит к числу тех великих художников, творчество которых оказало большое влияние на развитие мировой культуры. Гений его был универсален: Вагнер прославился не только в качестве автора выдающихся музыкальных творений, но и как замечательный дирижер, являвшийся, наряду с Берлиозом, основоположником современного искусства дирижирования; он был талантливым поэтом-драматургом - создателем либретто своих опер - и одаренным публицистом, теоретиком музыкального театра. Такая разносторонняя деятельность в сочетании с кипучей энергией и титанической волей в утверждении своих художественных принципов привлекла к личности и музыке Вагнера всеобщее внимание: его идейно-творческие достижения вызвали горячие споры и при жизни композитора и после его смерти. Они не утихли и по сей день.

«Как композитор,- говорил П. И. Чайковский,- Вагнер несомненно одна из самых замечательных личностей во второй половине этого (то есть XIX. - М. Д. ) столетия, и его влияние на музыку огромно». Это влияние было многосторонним: оно распространилось не только на музыкальный театр, где более всего работал Вагнер как автор тринадцати опер, но и на выразительные средства музыкального искусства; значителен также вклад Вагнера в область программного симфонизма.

«...Он велик как оперный композитор»,- утверждал Н. А. Римский-Корсаков. «Оперы его,- писал А. Н. Серов,-...вошли в народ германский, сделались национальным достоянием в своем роде, никак не меньше, чем оперы Вебера или творения Гёте или Шиллера». «Он был одарен великим даром поэзии, могучего творчества, его воображение было громадно, инициатива сильна, его художественное мастерство велико...» - так характеризовал В. В. Стасов лучшие стороны гения Вагнера. Музыка этого замечательного композитора, по мысли Серова, открыла в искусстве «безвестные, необъятные горизонты».

Отдавая должное гению Вагнера, его дерзновенной смелости художника-новатора, передовые деятели русской музыки (в первую очередь Чайковский, Римский-Корсаков, Стасов) критиковали некоторые тенденции его творчества, отвлекавшие от задач реального изображения жизни. Особенно ожесточенной критике подвергались общехудожественные принципы Вагнера, его эстетические взгляды в применении к музыкальному театру. Об этом кратко и метко сказал Чайковский: «Восхищаясь композитором, я питаю мало симпатии к тому, что является культом вагнеровских теорий». Оспаривались также излюбленные Вагнером идеи, образы его оперного творчества, методы их музыкального воплощения.

Однако наряду с меткими критическими замечаниями острая борьба за утверждение национальной самобытности русского музыкального театра, столь отличного от немецкого оперного искусства, порой вызывала и необъективные суждения. В этой связи М. П. Мусоргский очень верно заметил: «Мы Вагнера часто ругаем, а Вагнер силен и силен тем, что щупает искусство и теребит его...».

Еще более ожесточенная борьба возникла вокруг имени и дела Вагнера в зарубежных странах. Наряду с восторженными поклонниками, полагавшими, что отныне театр должен развиваться только по вагнеровскому пути, были и такие музыканты, которые начисто отвергали идейно-художественную ценность творений Вагнера, усматривали в его влиянии лишь пагубные последствия для эволюции музыкального искусства. Вагнерианцы и их противники стояли на непримиримо враждебных позициях. Высказывая подчас справедливые мысли и наблюдения, они своими пристрастными оценками скорее запутывали эти вопросы, нежели помогали их разрешению. Такие крайние точки зрения не разделялись крупнейшими зарубежными композиторами второй половины XIX века - Верди, Бизе, Брамсом,- но и они, признавая гениальную одаренность Вагнера, не все принимали в его музыке.

Творчество Вагнера давало основание для разноречивых оценок, ибо не только его многогранная деятельность, но и сама личность композитора была раздираема жесточайшими противоречиями. Однобоко выпячивая какую-либо одну из сторон сложного облика творца и человека, апологеты, равно как и хулители Вагнера, давали искаженное представление о его значении в истории мировой культуры. Чтобы верно определить это значение, надо понять личность и дело жизни Вагнера во всей их сложности.

Двойной узел противоречий характеризует Вагнера. С одной стороны, это противоречия между мировоззрением и творчеством. Конечно, нельзя отрицать связей, существовавших между ними, но деятельность композитора Вагнера далеко не совпадала с деятельностью Вагнера - плодовитого писателя-публициста , высказывавшего по вопросам политики и религии немало реакционных мыслей, особенно в последний период жизни. С другой стороны, и его эстетические и социально-политические взгляды остро противоречивы. Мятежный бунтарь, Вагнер уже к революции 1848-1849 годов пришел с крайне путаным мировоззрением. Оно осталось таковым и в годы поражения революции, когда реакционная идеология отравляла сознание композитора ядом пессимизма, порождала субъективистские настроения, приводила к утверждению национал-шовинистических или клерикальных идей. Все это не могло не отразиться на противоречивом складе его идейно-художественных исканий.

Но Вагнер истинно велик в том, что, несмотря на субъективные реакционные взгляды, вопреки своей идейной неустойчивости, объективно отражал в художественном творчестве существенные стороны действительности, вскрывал - в иносказательной, образной форме - противоречия жизни, обличал капиталистический мир лжи и обмана, обнажал драму больших духовных стремлений, могучих порывов к счастью и несвершенных героических деяний, сломленных надежд. Ни один композитор послебетховенского периода в зарубежных странах XIX века не сумел поднять такой большой комплекс жгучих вопросов современности, как Вагнер. Поэтому он стал «властителем дум» ряда поколений, а творчество его вобрало в себя большую, волнующую проблематику современной культуры.

Вагнер не дал четкого ответа на поставленные им жизненные вопросы, но историческая его заслуга состоит в том, что он их так остро поставил. Он смог это сделать потому, что всю деятельность свою пронизал страстной, непримиримой ненавистью к капиталистическому угнетению. Что бы он ни высказывал в теоретических статьях, какие бы реакционные политические взгляды ни отстаивал, Вагнер в своем музыкальном творчестве всегда был на стороне тех, кто искал активного применения своих сил в утверждении возвышенного и гуманного начала в жизни, против тех, кто погряз в болоте мещанского благополучия и своекорыстия. И, быть может, никому другому не удалось с такой художественной убедительностью и силой показать трагедию современной жизни, отравленной буржуазной цивилизацией.

Резко выраженная антикапиталистическая направленность придает творчеству Вагнера огромное прогрессивное значение, хотя он и не сумел разобраться во всей сложности изображенных им явлений.

Вагнер - последний крупнейший художник-романтик XIX века. Романтические идеи, темы, образы закрепились в его творчестве еще в предреволюционные годы; они разрабатывались им и позже. После революции 1848 года многие виднейшие композиторы под воздействием новых общественных условий, в результате более резкого обнажения классовых противоречий, переключились на иные темы, перешли в их освещении на реалистические позиции (наиболее яркий тому пример - Верди). Но Вагнер оставался романтиком, хотя свойственная ему противоречивость сказывалась и в том, что на разных этапах деятельности у него активнее проступали то черты реализма, то, наоборот, реакционного романтизма.

Эта приверженность к романтической тематике и средствам ее выражения ставила его в особое положение среди многих современников. Сказывались и индивидуальные свойства личности Вагнера, вечно неудовлетворенного, мятущегося.

Его жизнь полна необычных взлетов и падений, страстных увлечений и периодов безграничного отчаяния. Приходилось преодолевать неисчислимые препятствия для продвижения своих новаторских идей. Годы, подчас десятилетия проходили, прежде чем ему удавалось услышать партитуры собственных сочинений. Надо было обладать неистребимой жаждой творчества, чтобы в этих тяжелых условиях работать так, как работал Вагнер. Служение искусству было главным стимулом его жизни. («Я существую не для того, чтобы деньги зарабатывать, но чтобы творить»,- с гордостью заявлял Вагнер). Именно поэтому, несмотря на жестокие идейные ошибки и срывы, опираясь на прогрессивные традиции немецкой музыки, он добился таких выдающихся художественных результатов: вслед за Бетховеном воспел героику человеческих дерзаний, подобно Баху, с поразительным богатством оттенков раскрыл мир душевных переживаний человека и, идя по пути Вебера, воплотил в музыке образы немецких народных легенд и сказаний, создал великолепные картины природы. Такое разнообразие идейно-художественных решений и совершение мастерство свойственны лучшим произведениям Рихарда Вагнера.

Темы, образы и сюжеты вагнеровских опер. Принципы музыкальной драматургии. Особенности музыкального языка

Вагнер как художник сложился в условиях общественного подъема предреволюционной Германии. В эти годы он не только оформил свои эстетические взгляды и наметил пути преобразования музыкального театра, но и определил близкий себе круг образов и сюжетов. Именно в 40-е годы, одновременно с «Тангейзером» и «Лоэнгрином», Вагнер обдумал планы всех опер, над которыми работал в последующие десятилетия (Исключение составляют «Тристан» и «Парсифаль», замысел которых созрел в годы поражения революции; этим объясняется более сильное, чем в других сочинениях, воздействие пессимистических настроений.) . Материал для этих произведений он преимущественно черпал из народных легенд и сказаний. Их содержание, однако, служило ему исходной точкой для самостоятельного творчества, а не конечной целью. В стремлении подчеркнуть близкие современности мысли и настроения Вагнер подвергал народно-поэтические источники свободной обработке, модернизировал их, ибо, говорил он, каждое историческое поколение может обнаружить в мифе свою тему. Чувство художественной меры и такта изменяло ему, когда субъективистские идеи брали верх над объективным смыслом народных преданий, но во многих случаях при модернизации сюжетов и образов композитору удавалось сохранить жизненную правду народной поэзии. В смешении таких разных тенденций заключается одна из характернейших особенностей вагнеровской драматургии, как ее сильные, так и слабые стороны. Однако, обращаясь к эпическим сюжетам и образам, Вагнер тяготел к их сугубо психологической трактовке - это, в свою очередь, порождало остро противоречивую борьбу «зигфридовского» и «тристановского» начал в его творчестве.

Вагнер обращался к старинным легендам и легендарным образам потому, что находил в них большие трагические сюжеты. Он меньше интересовался реальной обстановкой далекой старины или исторического прошлого, хотя и здесь добивался многого, особенно в «Нюрнбергских мейстерзингерах», в которых сильнее проявились реалистические тенденции. Но прежде всего Вагнер стремился показать душевную драму сильных характеров. Современную эпопею борьбы за счастье он последовательно воплощал в различных образах и сюжетах своих опер. Это гонимый судьбой, мучимый совестью Летучий голландец, страстно мечтающий о покое; это и Тангейзер, раздираемый противоречивой страстью к чувственному наслаждению и к нравственной, суровой жизни; это и Лоэнгрин, отринутый, не понятый людьми.

Жизненная борьба в представлении Вагнера полна трагизма. Страсть сжигает Тристана и Изольду; Эльза (в «Лоэнгрине») гибнет, преступив запрет любимого. Трагична бездеятельная фигура Вотана, ложью и коварством добившегося призрачной власти, которая принесла людям горе. Но трагична судьба и наиболее жизнедеятельного героя Вагнера - Зигмунда; и даже Зигфрид, далекий от бурь жизненных драм, это наивное, могучее дитя природы, обречен на трагическую гибель. Всюду и везде - мучительные поиски счастья, стремление к свершению героических деяний, но не дано им осуществиться - ложь и обман, насилие и коварство опутали жизнь.

По мысли Вагнера, спасенье от страданий, вызванных страстным стремлением к счастью, - в самоотверженной любви: в ней высшее проявление человеческого начала. Но любовь не должна быть пассивной - жизнь утверждается в подвиге. Так, призвание Лоэнгрина - защитника безвинно обвиненной Эльзы - борьба за права добродетели; подвиг является жизненным идеалом Зигфрида, любовь к Брунгильде призывает его к новым героическим деяниям.

Все оперы Вагнера, начиная с зрелых произведений 40-х годов, обладают чертами идейной общности и единства музыкально-драматургической концепции. Революция 1848-1849 годов обозначила важный рубеж в идейно-художественной эволюции композитора, усилив противоречивость творчества. Но в основном осталась неизменной сущность исканий средств воплощения определенного, устойчивого круга идей, тем, образов.

Вагнер пронизал свои оперы единством драматического выражения , для чего разворачивал действие непрерывным, сплошным потоком. Усиление психологического начала, стремление к правдивой передаче процессов душевной жизни вызывали необходимость в такой непрерывности. Вагнер был не одинок в подобных исканиях. Этого же добивались, каждый по-своему, лучшие представители оперного искусства XIX века - русские классики, Верди, Бизе, Сметана. Но Вагнер, продолжая то, что наметил его непосредственный предшественник в немецкой музыке Вебер, наиболее последовательно разрабатывал принципы сквозного развития в музыкально-драматургическом жанре. Отдельные оперные эпизоды, сцены, даже картины он сливал воедино в свободно развивающемся действии. Вагнер обогатил средства оперной выразительности формами монолога, диалога, крупными симфоническими построениями. Но уделяя все большее внимание изображению внутреннего мира героев за счет обрисовки внешне-сценических, действенных моментов, он привнес в свою музыку черты субъективизма, психологической усложненности, что в свою очередь породило многословие, разрушало форму, делая ее рыхлой, аморфной. Все это обостряло противоречивость вагнеровской драматургии.

Одним из важных средств ее выразительности является лейтмотивная система. Не Вагнер изобрел ее: музыкальные мотивы, вызывавшие определенные ассоциации с конкретными жизненными явлениями или психологическими процессами, применялись, и композиторами французской революции конца XVIII века, и Вебером, и Мейербером, а в области симфонической музыки - Берлиозом, Листом и другими. Но Вагнер отличается от своих предшественников и современников более широким, более последовательным использованием данной системы (Изрядно напутали в изучении этого вопроса фанатичные вагнерианцы, пытавшиеся каждой теме, даже интонационному обороту придать лейтмотивное значение и все лейтмотивы, как бы они ни были кратки, наделить чуть ли не всеобъемлющим содержанием.) .

Любая зрелая опера Вагнера содержит двадцать пять - тридцать лейтмотивов, пронизывающих ткань партитуры (Однако в операх 40-х годов количество лейтмотивов не превышает десяти.) . Сочинение оперы он начинал с выработки музыкального тематизма. Так, например, в первых же эскизах «Кольца нибелунга» запечатлен траурный марш из «Гибели богов», в котором, как сказано, содержится комплекс важнейших героических тем тетралогии; к «Мейстерзингерам» была прежде всего написана увертюра - в ней закреплен основной тематизм оперы и т. д.

Творческая фантазия Вагнера неисчерпаема в изобретении замечательных по красоте и пластичности тем, в которых отражены и обобщены многие существенные явления жизни. Нередко в этих темах дается органическое сочетание выразительного» и изобразительного начал, что так помогает конкретизации музыкального образа. В операх 40-х годов мелодии протяженны: в ведущих темах-образах обрисовываются разные грани явлений. Такой метод музыкальной характеристики сохраняется и в позднейших произведениях, но пристрастие Вагнера к туманному философствованию порой рождает безличные лейтмотивы, которые призваны выразить отвлеченные понятия. Эти мотивы кратки, лишены тепла человеческого дыхания, не способны к развитию, не имеют между собой внутренней связи. Так наряду с темами-образами возникают темы-символы .

В отличие от последних лучшие темы вагнеровских опер не живут на протяжении произведения обособленно, не представляют неизменные, разрозненные образования. Скорее наоборот. В ведущих мотивах присутствуют черты общности, а в совокупности они образуют определенные тематические комплексы, выражающие оттенки и градации чувств или подробности единой картины. Вагнер сближает разные темы и мотивы путем еле заметных изменений, сопоставлений или сочетаний их в одновременности. «Композиторская работа над этими мотивами поистине удивительная», - писал Римский-Корсаков.

Драматургический метод Вагнера, его принципы симфонизации оперной партитуры оказали несомненное влияние на искусство последующего времени. Крупнейшие композиторы музыкального театра во второй половине XIX и в XX веке воспользовались в той или иной мере художественными завоеваниями вагнеровской лейтмотивной системы, хотя и не принимали ее крайностей (например, Сметана и Римский-Корсаков, Пуччини и Прокофьев).

Своеобразием отмечена и трактовка вокального начала в операх Вагнера.

Борясь против поверхностной, нехарактерной в драматическом смысле мелодики, он утверждал, что вокальная музыка должна основываться на воспроизведении интонаций, или, как говорил Вагнер, акцентов речи. «Драматическая мелодия,- писал он, - находит опору в стихе и языке». В этом утверждении нет принципиально новых моментов. На протяжении XVIII-XIX веков многие композиторы обращались к воплощению речевых интонаций в музыке в целях обновления интонационного строя своих произведений (например, Глюк, Мусоргский). Возвышенная вагнеровская декламация внесла много нового в музыку XIX века. Отныне был невозможен возврат к старым шаблонам оперной мелодики. Небывало новые творческие задачи встали и перед певцами - исполнителями опер Вагнера. Но, исходя из своих отвлеченно-умозрительных концепций, он иногда односторонне выпячивал декламационные элементы в ущерб песенным, подчинял развитие вокального начала симфоническому развитию.

Конечно, многие страницы вагнеровских опер насыщены полнокровным, разнообразным вокальным мелодизмом, передающим тончайшие оттенки выразительности. Богаты таким мелодизмом оперы 40-х годов, среди которых «Летучий голландец» выделяется народно-песенным складом музыки, а «Лоэнгрин» - напевностью, сердечной теплотой. Но и в последующих произведениях, особенно в «Валькирии» и «Мейстерзингерах», вокальная партия наделена большой содержательностью, приобретает ведущее значение. Можно напомнить «весеннюю песню» Зигмунда, монолог о мече Нотунге, любовный дуэт, диалог Брунгильды и Зигмунда, прощание Вотана; в «Мейстерзингерах» - песни Вальтера, монологи Сакса, его песни о Еве и ангеле-башмачнике, квинтет, народные хоры; помимо того - песни ковки меча (в опере «Зигфрид»); рассказ Зигфрида на охоте, предсмертный монолог Брунгильды («Гибель богов») и т. д. Но встречаются также страницы партитуры, где вокальная партия то приобретает преувеличенно напыщенный склад, то, наоборот, низводится на роль необязательного придатка к партии оркестра. Подобное нарушение художественного равновесия между вокальным и инструментальным началами характерно для внутренней противоречивости вагнеровской музыкальной драматургии.

Бесспорны достижения Вагнера как симфониста, в своем творчестве последовательно утверждавшего принципы программности. Его увертюры и оркестровые вступления (Вагнер создал четыре оперные увертюры (к операм «Риенци», «Летучий голландец», «Тангейзер», «Мейстерзингеры») и три архитектонически завершенных оркестровых вступления («Лоэнгрин», «Тристан», «Парсифаль»).) , симфонические антракты и многочисленные живописные картины давали, по словам Римского-Корсакова, «богатейший материал для изобразительной музыки, и там, где фактура Вагнера оказывалась подходящей для данного момента, там он оказывался, действительно, велик и могуч силой пластичности своих изображений, благодаря несравненной, гениальной своей инструментовке и экспрессии». Чайковский столь же высоко расценивал симфоническую музыку Вагнера, отмечая в ней «небывало красивую инструментовку», «поразительное богатство гармонической и полифонической ткани». В. Стасов, подобно Чайковскому или Римскому-Корсакову за многое осуждавший оперное творчество Вагнера, писал, что его оркестр «нов, богат, часто ослепителен по колориту, по поэзии и очарованию самых сильных, но также и самых нежных и чувственно обаятельных красок...».

Уже в ранних произведениях 40-х годов Вагнер добился блеска, полноты и сочности оркестрового звучания; ввел тройной состав (в «Кольце нибелунга» - четверной); шире использовал диапазон струнных, особенно за счет верхнего регистра (излюбленный им прием - высокое расположение аккордов струнных divisi); придал мелодическое назначение медным духовым инструментам (таков мощный унисон трех труб и трёх тромбонов в репризе увертюры «Тангейзер» или унисоны меди на подвижном гармоническом фоне струнных в «Полете валькирий» и «Заклинании огня» и т. д.). Смешивая звучание трех основных групп оркестра (струнные, дерево, медь), Вагнер добивался гибкой, пластичной изменчивости симфонической ткани. Высокое контрапунктическое мастерство помогло ему в этом. Причем оркестр его не только красочен, но и характеристичен, чутко реагирует на развитие драматических чувств и ситуаций.

Новатором предстает Вагнер и в области гармонии. В поисках сильнейших выразительных эффектов он усиливал напряженность музыкальной речи, насыщал ее хроматизмами, альтерациями, сложными аккордовыми комплексами, создавал «многослойную» полифоническую фактуру, использовал смелые, необычайные модуляции. Эти искания подчас рождали изысканную напряженность стиля, но никогда не приобретали характера художественно неоправданных экспериментов.

Вагнер резко выступал против поисков «музыкальных комбинаций ради них самих, только ради присущей им остроты». Обращаясь к молодым композиторам, он заклинал их «никогда не превращать в самоцель гармонические и оркестровые эффекты». Вагнер являлся противником беспочвенных дерзаний, он боролся за правдивое выражение глубоко человечных чувств и мыслей и в этом отношении сохранил связь с прогрессивными традициями немецкой музыки, став одним из наиболее выдающихся ее представителей. Но на протяжении своей большой и сложной жизни в искусстве он иногда увлекался ложными идеями, отклонялся от верного пути.

Не прощая Вагнеру его заблуждений, отмечая существенные противоречия его воззрений и творчества, отвергая в них реакционные черты, мы высоко ценим гениального немецкого художника, принципиально и убежденно отстаивавшего свои идеалы, обогатившего мировую культуру замечательными музыкальными творениями.

М. Друскин

Если мы захотим составить список персонажей, сцен, костюмов, предметов, изобилующих в операх Вагнера, перед нами предстанет сказочный мир. Драконы, карлики, гиганты, боги и полубоги, копья, шлемы, мечи, трубы, кольца, рожки, арфы, знамёна, бури, радуги, лебеди, голуби, озёра, реки, горы, пожары, моря и корабли на них, чудесные явления и исчезновения, чаши с ядом и волшебными напитками, переодевания, летающие кони, заколдованные замки, крепости, поединки, неприступные вершины, заоблачные выси, подводные и земные бездны, цветущие сады, волшебницы, юные герои, отвратительные злобные существа, непорочные и вечно юные красавицы, жрецы и рыцари, страстные любовники, хитрые мудрецы, могучие властители и властители, страждущие от ужасных чар... Можно не говорить о том, что повсюду царит магия, колдовство, а неизменный фон всего составляет борьба между добром и злом, грехом и спасением, мраком и светом. Чтобы описать всё это, музыка должна быть великолепной, облачённой в роскошные одежды, полной мелких подробностей, как большой реалистический роман, окрылённый фантазией, питающей приключенческие и рыцарские романы, в которых всё может произойти. Даже когда Вагнер повествует об обычных событиях, соразмерных с обычными людьми, он всегда старается уйти от повседневности: изобразить любовь, её чары, презрение к опасностям, неограниченную личную свободу. Все приключения возникают у него спонтанно, а музыка получается естественной, льющейся так, словно на её пути нет преград: в ней есть сила, бесстрастно обнимающая всю возможную жизнь и превращающая её в чудо. Она легко и внешне беспечно переходит от педантичного подражания музыке до XIX века к самым потрясающим новшествам, к музыке будущего.

Загрузка...