crimea-fun.ru

Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней. Урок развития речи "Описание природы

Слушая инструментальные сочинения современных европейских композиторов, порой почти зрительно ощущаешь запечатленные в них картины природы.

Это, конечно, свидетельствует о невероятном таланте автора музыки. Но одновременно это – итог огромной эволюции, которую прошла европейская инструментальная музыка на протяжении трех веков. Зачастую в основе изображения пейзажа в музыке лежит звукопись.

Звукопись связана с имитацией различных звуков – пения птиц («Пасторальная симфония» Бетховена, «Снегурочка» Римского-Корсакова), раскатов грома («Фантастическая симфония» Берлиоза), звона колоколов («Борис Годунов» Мусоргского). А еще есть ассоциативная связь музыки со всевозможными явлениями в природе. К примеру, просвещенному слушателю не нужно объяснять, что в симфонической картине Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» отображается восход солнца, а в симфонической сюите Римского-Корсакова «Шехерезада» целые фрагменты посвящены изображению моря.

Сложнее воспринять картину, когда автор ставит перед собой более абстрактную цель. Тогда в качестве путеводителя в кругу ассоциаций выступают заглавия или словесные ремарки авторов. К примеру, у Листа есть этюды под названием «Вечерние гармонии» и «Метель», а у Дебюсси – пьесы «Лунный свет» и «Холмы Анакапри».

Музыкальное искусство всегда оперировало выразительными средствами, свойственными своей эпохе. Образы окружающего мира, которые казались представителям различных стилей достойным объектом искусства, выбирались, исходя из художественных вкусов своего времени. Но иногда представители различных музыкальных стилей, даже будучи современниками, становились на непримиримые позиции. За примерами далеко ходить не надо. Известно, что представители классицизма осуждали великого Генделя за его чрезмерную прямолинейность и грубость. Видная французская писательница, госпожа де Сталь (1776-1817) писала, что в своей оратории «Сотворение мира» он, изображая яркий свет, так яростно бил слушателей по ушам, что те их затыкали. Не менее жестко Петр Ильич Чайковский, отчитывая своих студентов по классу композиции, заявлял: «Вы что, опять принесли мне на урок всякую Равель?»…

Эпоха барокко

С конца XVI и до начала XVIII века одним из доминирующих направлений в европейском искусстве был стиль барокко. В этот период в обществе созревает представление о единстве, безграничности и многообразии мира, формируется интерес к окружающей человека природной стихии. Музыка стремилась к созданию «всеобщего языка», уничтожающего разрыв между образами мира и искусства. В музыкальной эстетике того времени ее язык доводится до столь конкретных цветозвуковых представлений, что появляются рекомендации, закрепляющие за каждым интервалом определенный цвет. Такие категории, как свет и мрак, движение и покой, становятся достоянием инструментального и вокального искусства. Одним из самых известных шедевров музыки барокко можно считать цикл из 4 инструментальных концертов «Времена года» Антонио Вивальди (1678-1741). Автор выступает здесь не только как великий имитатор природных явлений (в концерте «Лето» есть картина грозы), он демонстрирует миру и свое лирическое восприятие природы.

Совершенный классицизм

Параллельно с барокко в тот же период приобрел огромное распространение классицизм, в основе которого лежит убеждение в разумности бытия, в наличии единого, всеобщего порядка, управляющего ходом вещей в природе и в жизни. Эстетика классицизма строго нормативна. Ее важнейшее правило – равновесие красоты и истины, логической ясности замысла, стройности и законченности композиции. Ряд правил, таких как единство времени, места и действия в драматической литературе, строгая регламентация цветовой гаммы в живописных полотнах, предназначенная для изображения перспективы (коричневый цвет – для ближнего плана, зеленый – для среднего и голубой – для дальнего), коснулись и музыкального искусства. Его правила в области композиции, гармонии, соотношения мелодии и аккомпанемента сродни тем, что установлены в живописи. К тому же для музыки, как и для других жанров искусства, существовал единый эталон: «материализованная мечта о безупречном геометрическом совершенстве». Поскольку основной темой искусства этого периода являются жизненные коллизии героя, роль пейзажа более чем скромна. Однако такие великие пантеисты, как Йозеф Гайдн (1732-1809), сумели и в этом стиле прекрасно изображать восходы и закаты: образы медленных частей его сонат и симфоний погружают слушателя в атмосферу одухотворенного созерцания, где каждая фраза – образец такого совершенства, которое свойственно и сочинению в целом. Вершиной же классицизма в изображении природы, его признанным шедевром считается «Пасторальная симфония» Бетховена (1770-1827).

Завораживающий импрессионизм

Во второй половине XIX века в обществе сформировался новый взгляд на мир. Достижения науки и философии перевернули представление о взаимосвязи человека и природы – она стала восприниматься как объект, в котором нет ничего застывшего и вечного. Некоторые художники пришли к выводу, что система выработанных веками выразительных средств непригодна для отражения новых образов. Обновление всех выразительных средств произошло и в музыке. Новый стиль живописи и музыки получил название «импрессионизм». Создателями его музыкального «словаря» становятся композиторы новой французской школы – Клод Дебюсси (1862-1918) и Морис Равель (1875-1937). Хорошо известны высказывания К. Дебюсси, характеризующие основополагающие моменты его мироощущения: «Я сделал религию из таинственной природы… Только музыканты имеют привилегию охвата поэзии ночи и дня, земли и неба, воссоздания атмосферы и ритма величественного трепета природы». Его оркестровая пьеса «Послеполуденный отдых фавна» становится своеобразным манифестом нового направления. К этому же направлению относятся и многие фортепианные пьесы Равеля, в том числе «Игра воды». Именно в творчестве Равеля фортепиано становится инструментом, «которому подвластны изображения бабочек в ночной мгле, пение птиц в знойном оцепенении летнего дня, безбрежные волны океана, предрассветное небо, в котором плывут звуки колоколов» (так выдающаяся пианистка XX века Журдан-Моран пишет о его цикле пьес под названием «Зеркала»).

Импрессионизм открыл новую концепцию в отношениях между художником и окружающим миром. Искусство, существовавшее под знаменем барокко, классицизма и романтизма, ставило в центр мироздания человека, расценивая его как главную ценность во Вселенной. Импрессионистское же мироощущение исходит из противоположной взаимосвязи: для него огромный, ослепительный мир и динамика его существования – главный объект искусства, а человек с его эмоциональной неустойчивостью – атом, затерянный в вечном водовороте природы.

Этот «сверхчеловеческий» взгляд привел к тому, что и сам импрессионизм стал «счастливым мгновением» в истории музыки. Мировые войны XX столетия снова сделали центральной фигурой искусства страдающую личность, побудив художников, переживших национальные трагедии, повернуться к проблемам добра и зла. И образы природы в музыке вновь отступили на второй план.

Однако в кинематографе, ставшем в XX веке одним из самых востребованных видов искусства, звуковые образы окружающего мира становятся важнейшими выразительными элементами фильма. А наиболее яркие музыкальные кинозарисовки впоследствии приобретают собственную жизнь – исполняются на концертах как самостоятельные оркестровые произведения. И как не вспомнить в этом контексте имена таких своеобразных и талантливых композиторов, как Микаэл Таривердиев и Эннио Морриконе.

Романтизм и панмузыкальность

Истоки нового отношения к природе, сформировавшегося в начале XIX века, принято находить в творчестве французского философа Жана-Жака Руссо (1712-1778). Его обостренно-личное, преувеличенно эмоциональное отношение к природе было подхвачено романтиками. Это мироощущение, основанное на психологической параллели между переживаниями личности и состоянием окружающей среды, нашло отражение в их творчестве. Нетронутая дикая природа воспринимается художниками как зеркало человеческой души. Изображение явлений природы психологизируется и служит великолепным фоном, на котором высвечиваются переживания гордого и независимого героя. Самые наглядные примеры музыкального романтизма можно найти в фортепианном творчестве Листа (1811-1886) и в симфонических полотнах Берлиоза (1803-1869).

Романтический взгляд на взаимоотношение природы и искусства достиг своеобразного апогея в романтической идее «панмузыкальности». Сторонники этого течения считали, что не только в музыке заключена сущность мира, но и в сущности мира заключена музыка. Очень хорошо этот взгляд отражен в строчках Байрона (1788-1824):

Слышна гармония в ручье из серебра,

Слышна гармония в затоне с камышами,

Во всем гармония, внемли – везде она,

И старая земля созвучьем сфер полна.

На русской почве одним из тех, кому в романтической манере удавалось блистательно передать картины природы, был Римский-Корсаков (1844-1908). Его симфонические зарисовки моря по силе воздействия сродни разве что великолепным полотнам Айвазовского (1817-1900).

В этот же период в России на почве русского романтизма восходит и звезда бессмертного музыкального гения – Александра Скрябина (1871-1915). Предчувствие мировых катаклизмов привело его не только к поэтическому, но и к символическому восприятию образа огня. В поздний период творчества пламя стало не только основным художественным образом его многочисленных фортепианных поэм, но и симфонического полотна «Прометей». Ко всему, это первое музыкальное произведение, в котором введена строчка, отражающая пожелание автора в сфере световых эффектов. Сочинения Скрябина, пронизанные чрезвычайной патетикой и обжигающими красками, сближают его творчество с важнейшим направлением искусства XX века – экспрессионизмом.

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

Антонио Вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

«Времена года» Й. Гайдна

Йозеф Гайдн

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – . Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 – финал

************************************************************************

«Времена года» П. И. Чайковского

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

************************************************************************

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

************************************************************************

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

************************************************************************

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

************************************************************************

Перечислить все , в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.

Ольга Чернодуб
«Музыкальные пейзажи». Музыкальное занятие в подготовительной группе

Тематическое музыкальное занятие

"Музыкальные пейзажи"

подготовительная группа.

Доминирующая образовательная область : художественно- эстетическое развитие. Согласно ФГОС ДО.

Вид деятельности детей : Игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, двигательная.

Методы и приемы : Наглядные (наглядно-слуховой и наглядно-зрительный, словесные (пояснения, краткие указания, поэтическое слово, беседа, вопросы, практические (игры, упражнения).

Организация среды для проведения занятия : фортепиано, музыкальный центр, ноутбук и монитор, презентация, мольберт и мелки, портрет композитора Э. Грига, музыкальные инструменты: колокольчики, треугольник, металлофоны, свистульки, атрибуты для танцевальной импровизации: крылья бабочек, ленты, цветы.

Предварительная работа : знакомство с понятием пейзаж: рассматривание репродукций картин И. Шишкина, И. Левитана, А. Саврасова, В. Поленова и других; чтение стихотворений И. Бунина, А. Фета, А. Пушкина; обобщение знаний по окружающему миру и экологии; знакомство с понятием «музыкальный пейзаж», слушание музыкальных произведений С. Раханинова «Весенние воды», Э. Григ «Утро», А. Вивальди «Весна»; разучивание пальчиковой игры с пением «Улитка», песни Е. Фроловой «Весенняя», ознакомление с музыкой для танцевальной импровизации Г. Гладкова «Добрая фея».

Цель : Создание условий для развития музыкальной отзывчивости и творческого воображения детей. Формирование положительного отношения к природе.

Задачи :

Побуждать детей определять творческий образ и замысел композитора, художника;

Вызвать желание участвовать в музыкально- творческом процессе;

Обеспечить развитие вокальных навыков и звуковысотного слуха, используя технологию кластерного пения;

Способствовать формированию музыкально- ритмических способностей детей, навыков ориентировки в пространстве

Психоэмоциональная разгрузка детей

Повышение уровня речевого развития

Конспект

1. Вводная часть. Введение в тему.

Звучит музыка Г. Гладков «О картинах», дети с воспитателем заходят в зал, становятся в круг.

Здравствуйте, друзья, я рада вас видеть. Сегодня к нам пришли гости. Давайте вместе поздороваемся и улыбнемся друг другу.

Валеологическая песня - распевка "Приветствие" .

В центр зала положить желтый обруч («солнце»)

Ребята, посмотрите, какое яркое солнышко появилось в нашем зале.

Психогимнастика «Зарядка для солнышка».

Солнышко утром проснулось и засветило все жарче. А чего ему не хватает? (лучиков). Я попрошу …. сконструировать солнышко

Дети выкладывают.

Мотивация деятельности.

Ребята, такой замечательный денек! Я хочу пригласить вас отправиться на прогулку в мастерскую художника. Согласны?

А что там можно увидеть?

С кем можно встретиться?

Давайте пойдем вокруг солнышка друг за другом, а как мы будем идти (медленно или быстро) нам подскажет музыка.

Ходьба с переходом на бег.

А теперь пойдем парами. Каждая пара станет около лучика. Найдите себе любой лучик. Мальчики будут стоять ближе к солнышку, охранять наших красивых девочек от горячих солнечных лучей.

Танцевальное упражнение «Дружные пары»

1 ч. Идут под музыку до следующего лучика и останавливаются, делая пружинку. (прошу напомнить пару детей)

2ч – боковой галоп парами. (прошу напомнить 2 пару детей)

Так хочется поиграть и с этим лучиком, и с тем. Давайте будем подходить к лучику и здороваться пружинкой.

(Воспитатель надевает шарф и берет)

Вот мы и пришли. Посмотрите, нас встречает Художник. Здравствуй, Художник. Мы пришли к тебе в гости и хотели бы посмотреть твои картины!

Художник: Здравствуйте, ребята. Я вам очень рад. К сожалению не все мои работы завершены. Я нарисовал весенние пейзажи, а вот названия к ним придумать не успел.

Ребята, может быть, мы с вами поможем?

Художник: Ну, что ж, проходите, присаживайтесь.

Слушание.

Давайте рассмотрим первый пейзаж. (слайд) «Ручей»

Что изображено на нем?

Как можно назвать этот пейзаж? (предложить художнику выбрать лучший вариант)

Композиторы тоже сочиняли музыкальные пейзажи. Как вы думаете, о чем рассказывали эти музыкальные произведения?

Актуализация ранее приобретенных знаний

Игра «Если бы вы были композиторами». Вопросы:

Какую музыку сочинили вы, глядя на этот пейзаж?

Какое у нее было бы настроение?

Она была бы медленная или быстрая?

Ее бы исполняли певцы или музыкальные инструменты? Какие?

Сообщение новых знаний.

Давайте послушаем музыкальное произведение, которое написал композитор Э. Григ и назвал его «Ручеек». Послушайте внимательно и скажите, как рассказывает музыка и какой музыкальный инструмент ее исполняет?

Анализ средств музыкальной выразительности (характер, темп, динамика)

Игра «Копилка» (взволнованная, стремительная, проворная, бурлящая, тревожная)

Посмотрите, как бежит ручей? По ровной дорожке или поворачивает, извивается?

Пожалуйста, нарисуй, как бежит ручеек (моделирование на мольберте).

Ребята, давайте, превратимся в веселый ручеек и придумаем ему танец.

Я под снегом долго спал,

От молчания устал.

Я проснулся и помчался,

и с Весною повстречался:

(В. Ланцетти)

Коммуникативная музыкально-ритмическая игра «Ручеек». Создание поисковой ситуации.

Игровой массаж «Ручеек»

Самостоятельная деятельность по закреплению знаний.

Посмотрите, кто еще появился на нашем пейзаже? (показ Пальчиковая кукла «Улитка»)

Пальчиковая игра с пением «Улитка» (ребенок – показ)

Ребенок показывает пальчиковую игру.

Ребята, а вы любите пускать кораблик в ручейках?

Кластерное пение «Кораблик»

Давайте рассмотрим еще один пейзаж. (слайд) Как можно его назвать? Ребята, чего здесь не хватает? (красок) Какие краски вы бы использовали? Раскрасить нам его поможет песенка.

Посмотрите и угадайте, какая песенка нам поможет?

Мнемотаблица.

Можно ли назвать эту песню музыкальным пейзажем? Какие слова встречаются в песне, которые говорят о природе?

Какое настроение должно быть у песни?

Давайте возьмем инструменты и наполним этот прекрасный весенний пейзаж красками, звуками и посмотрим, что у нас получится.

Песня с игрой на детских музыкальных инструментах

Е. Фролова «Весенняя»

Художник: Спасибо, ребята, вы мне очень помогли. Теперь все смогут любоваться чудесными пейзажами.

Скажи Художник, у тебя остались еще пейзажи?

Только этот…

Ребята, здесь что то не так! Я не могу понять! Здесь лишь пустая рамка! А давайте сами создадим свой весенний пейзаж, который будет называться «На весенней поляне»! Что на нем будет изображено? (цветы, радуга, бабочки, птицы)

Танцевальная импровизация с предметами.

Анализ и самоанализ деятельности детей.

Наша встреча пошла к концу.

Ребята, вам понравилось в мастерской художника?

Вам было интересно? И мне.

Какой вам пейзаж запомнился больше всего?

Я прощаюсь с вами.

Дальнейшая разработка темы.

Воспитатель: А я приглашаю вас в свою студию нарисовать весенние пейзажи.

Рисование под музыку.

Публикации по теме:

Доминантное музыкальное занятие по слушанию музыки в подготовительной группе «Петя и волк» Задачи: предоставлять возможность для актуализации знаний о симфонической музы-ке; обогатить представление о тембрах инструментов симфонического.

Интегрированное музыкальное занятие в подготовительной группе «Белая книга зимы» Цель: Привлечь внимание к красоте зимних звуков природы. Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление,.

Цель: Продолжение знакомства детей с пейзажной живописью. Задачи: Образовательные: Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование.

Конспект НОД "Африканские пейзажи".Рисование в подготовительной к школе группе. Программные задачи: Продолжать учить детей создавать фон.

Музыка и природа

«На музыкальном языке живописать – значит звуками будить в нашем сердце те или иные воспоминания, а в нашем уме те или иные образы» (О.Бальзак).

Трудно назвать композитора, который не отразил бы в музыке своё восхищение образами природы. Шум дождя, птичье пение, переливы искрящихся на солнце водных струй… Все эти звуки природы вдохновляли композиторов к созданию музыкальных произведений.

Послушай, музыка вокруг…

Она во всём – в самой природе.

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук.

Ей служат ветер, плеск волны,

Раскаты грома, звук капели,

Птиц несмолкаемые трели

Среди зелёной тишины.

И дятла дробь, и поездов гудки,

Чуть слышные в дремоте,

И ливень - песенкой без слов

Всё на одной весёлой ноте…

(М. Ивенсен)

Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины природы. Природа и искусство неразделимы одно от другого, потому что природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека.

Если вчитываясь в книги, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку, мы будем обращать внимание в них на всё, что связано с природой, мы, может быть, даже удивимся тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему у любого человека любовь к искусству и любовь к природе – очень близкие и родственные чувства.

Человек неразрывно связан с природой, он часть ее. И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, своим идеалам, всегда было источником творчества писателей, композиторов, художников.

Музыканты, художники и поэты всегда стремились передать удивительную красоту мира в своих произведениях. На полотнах художников природа никогда не выглядит мёртвой и молчаливой. Вглядываясь в живописный пейзаж, мы обязательно услышим навеянные живой природой звуки.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые композиторы умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Какой океан звуков окружает нас! Пение птиц и шелест деревьев, шум ветра и шорох дождя, раскаты грома, рокот волн. Услышать музыку в природе, вслушаться в музыку дождя, ветра, шороха листьев, морского прибоя, определить, громкая она, быстрая или едва слышная, струящаяся.

Все эти звуковые явления природы музыка может изобразить, а мы, слушатели, представлять. Каким образом музыка «изображает звуки природы»?

Композиторы используют свои музыкальные средства выразительности, которые помогают ярко изобразить образ или действие. Их сравнивают с красками художников. «Краски музыки» - это

мелодия (музыкальная мысль),

темп (скорость звучания),

лад (мажор, минор, пентатоника и др. – настроение музыки)

высота звука (регистр),

динамика (громкость звука),

ритм (чередование различных длительностей),

гармония (последовательность аккордов).

Если композиторы имеют свои музыкальные краски, то их произведения можно назвать музыкальными картинами. Что такое музыкальная картина? Музыкальная картина – это произведение, которое очень ярко и доступно передаёт впечатление композитора от картин природы, событий, явлений.

Живописная музыка - это красочная, яркая, богатая, насыщенная музыкальными голосами – тембрами, выразительная музыка. Слушая её, легко представить определенную картину. Это изобразительная музыка, где передана удивительная красота мира с помощью музыкальных средств выразительности.

В изобразительном искусстве есть жанр живописи, изображающей картины природы - пейзаж. В музыке тоже есть пейзажи, за которыми мы будем наблюдать. Музыкальный пейзаж – это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка. Большую изобразительную роль в музыке играют гармония и тембры музыкальных инструментов.

Одна из самых ярких и величественных музыкальных картин создана Бетховеном. В четвертой части своей симфонии («Пасторальной») композитор звуками «нарисовал» картину летней грозы. (Эта часть так и называется «Гроза»). Слушая могучие звуки усиливающегося ливня, частые раскаты грома, вой ветра, изображенные в музыке, мы представляем себе летнюю грозу.

Мастерски использует оркестр для создания таинственного пейзажа русский композитор А.К. Лядов. Лядов писал: «Дайте мне сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив». Своей музыкальной сказке «Кикимора» композитор предпослал литературный текст, заимствованный из народных сказок. «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Вырастает Кикимора. Зло на уме держит она на весь люд честной». Когда читаешь эти строки, воображение начинает рисовать и сумрачный пейзаж «у кудесника в каменных горах», и пушистого кота-Баюна, и мерцание в лунных лучах «хрустальной колыбельки».

Низкий регистр духовых инструментов и виолончели с контрабасами композитор использует для изображения каменных гор, потонувших в ночном мраке, а прозрачный, светлый высокий звук флейт, скрипок – для изображения «хрустальной колыбельки» и мерцание ночных звезд. Сказочность тридевятого царства изображена виолончелью и контрабасом, тревожный рокот литавр создает атмосферу тайны, ведут в загадочную страну. Неожиданно в эту музыку врывается короткая, ядовитая колкая тема Кикиморы. Затем в высоком прозрачном регистре возникают волшебные, небесные звуки челесты и флейты, как звон «хрустальной колыбельки». Вся звучность оркестра словно высветляется. Музыка будто возносит нас из мрака каменных гор к прозрачному небу с холодным загадочным мерцанием далеких звезд.

Музыкальный пейзаж «Волшебного озера» напоминает акварель. Те же легкие прозрачные краски. Музыка дышит тишиной и покоем. О пейзаже, изображенном в пьесе, Лядов рассказывал: «Вот как было у меня с озером. Знал я одно такое – ну, простое, лесное русское озеро и в своей незаметности и тишине особенно красивое. Надо было почувствовать, сколько жизней и сколько изменений красок, светотеней, воздуха происходило в непрестанно изменчивой тиши и в кажущейся неподвижности!». И в музыке слышны звучащая лесная тишина и плеск потаённого озера.

Творческую фантазию композитора Римского-Корсакова пробудила «Сказка о царе Салтане» Пушкина. В ней есть такие необыкновенные эпизоды, что «ни в сказке сказать, ни пером описать!». И только музыке оказалось под силу воссоздать чудесный мир пушкинской сказки. Композитор эти чудеса описал в звуковых картинах симфонической картины «Три чуда». Мы живо представим себе волшебный город Леденец с теремами и садами, а в нем - Белку, что «при всех золотой грызет орех», прекрасную Царевну-Лебедь и могучих богатырей. Как будто по-настоящему слышим и видим перед собой картину моря – спокойного и бурно вздымающегося, ярко-синего и мрачно-серого. Нужно обратить внимание на авторское определение - «картина». Оно заимствовано из изобразительного искусства - живописи.

Подражание звукам и голосам природы - самый распространенный прием изобразительности в музыке. Один из самых излюбленных приемов - подражание голосам птиц. Остроумное «трио» соловья, кукушки и перепела мы слышим в «Сцене у ручья» - 2 части Пасторальной симфонии Бетховена. Птичьи голоса звучат в пьесах для клавесина «Перекличка птиц», «Кукушка», в фортепьянной пьесе «Песня жаворонка» из цикла П. И. Чайковского «Времена года», в прологе оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» и во многих других произедениях.

Другой прием существует для изображения не звуков, а движений людей, птиц, зверей. Рисуя в музыке птичку, кошку, утку и других персонажей, С.С.Прокофьев («Петя и волк») изобразил их характерные движения, повадки, да так искусно, что можно воочию представить себе каждого из них в движении: летящую птичку, крадущуюся кошку, прыгающего волка. Здесь основными изобразительными средствами стали ритм и темп.

Ведь движения любого живого существа происходят в определенном ритме и темпе, и они очень точно могут быть отражены в музыке. Кроме того, характер движений бывает разный: плавные, летящие, скользящие или, наоборот, резкие, неуклюжие. Музыкальный язык чутко откликается и на это.

Изображение природы в искусстве никогда не было простым копированием. Как бы ни прекрасны были леса, луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь – все эти образы, будучи запечатлёнными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава, она такова, какой видит её человек.

Пейзаж в инструментальной музыке

Слушая инструментальные сочинения современных европейских композиторов, порой почти зрительно ощущаешь запечатленные в них картины природы. Это, конечно, свидетельствует о невероятном таланте автора музыки. Зачастую в основе изображения пейзажа в музыке лежит звукопись. Звукопись связана с имитацией различных звуков – пения птиц («Пасторальная симфония» Бетховена, «Снегурочка» Римского-Корсакова),

раскатов грома («Фантастическая симфония» Берлиоза), звона колоколов («Борис Годунов» Мусоргского). А еще есть ассоциативная связь музыки со всевозможными явлениями в природе. К примеру, просвещенному слушателю не нужно объяснять, что в симфонической картине Мусоргского

«Рассвет на Москве-реке» отображается восход солнца, а в симфонической сюите Римского-Корсакова «Шехерезада» целые фрагменты посвящены изображению моря.

Сложнее воспринять картину, когда автор ставит перед собой более абстрактную цель. Тогда в качестве путеводителя в кругу ассоциаций выступают заглавия или словесные ремарки авторов. К примеру, у Листа есть этюды под названием «Вечерние гармонии» и «Метель», а у Дебюсси – пьесы «Лунный свет» и «Холмы Анакапри».

Музыкальное искусство всегда оперировало выразительными средствами, свойственными своей эпохе. Образы окружающего мира, которые казались представителям различных стилей достойным объектом искусства, выбирались, исходя из художественных вкусов своего времени.

Одним из самых известных шедевров музыки барокко можно считать цикл из 4 инструментальных концертов «Времена года» Антонио Вивальди (1678-1741). Автор выступает здесь не только как великий имитатор природных явлений (в концерте «Лето» есть картина грозы), он демонстрирует миру и свое лирическое восприятие природы.

В эпоху классицизма роль пейзажа более чем скромна. Однако такие великие пантеисты, как Йозеф Гайдн (1732-1809), сумели и в этом стиле прекрасно изображать восходы и закаты: образы медленных частей его сонат и симфоний погружают слушателя в атмосферу одухотворенного созерцания. Вершиной же классицизма в изображении природы, его признанным шедевром считается «Пасторальная симфония» Бетховена (1770-1827).

Романтики впервые проводят параллели между переживаниями личности и состоянием окружающей среды. Изображение явлений природы служит великолепным фоном, на котором высвечиваются переживания гордого и независимого героя. Самые наглядные примеры музыкального романтизма можно найти в фортепианном творчестве Листа и в симфонических полотнах Берлиоза. На русской почве одним из тех, кому в романтической манере удавалось блистательно передать картины природы, был Римский-Корсаков. Его симфонические зарисовки моря по силе воздействия сродни разве что великолепным полотнам Айвазовского.

Во второй половине XIX века появляется новый стиль живописи и музыки - «импрессионизм». Создателями его музыкального «словаря» становятся композиторы новой французской школы – Клод Дебюсси (1862-1918) и Морис Равель (1875-1937). Хорошо известны высказывания К. Дебюсси, характеризующие основные моменты его мироощущения: «Я сделал религию из таинственной природы… Только музыканты имеют привилегию охвата поэзии ночи и дня, земли и неба, воссоздания атмосферы и ритма величественного трепета природы».

К этому же направлению относятся и многие фортепианные пьесы Равеля, в том числе «Игра воды». Именно в творчестве Равеля фортепиано становится инструментом, «которому подвластны изображения бабочек в ночной мгле, пение птиц в знойном оцепенении летнего дня, безбрежные волны океана, предрассветное небо, в котором плывут звуки колоколов» (так выдающаяся пианистка XX века Журдан-Моран пишет о его цикле пьес под названием «Зеркала»).

Музыка и живопись

Примеры взаимосвязи звука и цвета многочисленны как в музыке, так и в живописи. Так, В. Кандинский (1866–1944) соотносил с определенным цветом тот или иной музыкальный тембр, а известный живописец М. Сарьян (1880–1972) писал: «Если ты проводишь черту, то она должна звучать, как струна скрипки: или печально, или радостно. А если она не звучит – это мертвая линия. И цвет то же самое, и все в искусстве так».

Выдающиеся русские композиторы Н. Римский-Корсаков и А. Скрябин также обладали так называемым «цветным слухом». Каждая тональность представлялась им окрашенной в определенный цвет и в связи с этим имела тот или иной эмоциональный колорит. «Цветной слух» присущ и творческим индивидуальностям многих современных композиторов. К примеру, Э. Денисову (1929–1996) – некоторые его сочинения вдохновлены переливами цвета, игрой света в воздухе и на воде.

Особенно ясно параллели между музыкальными опусами и живописными работами просматриваются во французском и русском искусствах. Искусствоведы пристально изучают взаимосвязь между живописью рококо и творчеством клависинистов XVIII века, между романтическими образами Э. Делакруа и Г. Берлиоза, между полотнами импрессионистов и сочинениями К. Дебюсси. На русской почве они регулярно подчеркивают параллели между полотнами В. Сурикова и народными драмами М. Мусоргского, находят аналогию в изображении природы у П. Чайковского и И. Левитана, сказочных персонажей у Н. Римского-Корсакова и В. Васнецова, символических образов у А. Скрябина и М. Врубеля.

Между тем о подлинном сплаве художественного и музыкального видения мира можно говорить, только познакомившись с творчеством М. Чюрлениса (1875-1911) – выдающегося литовского художника и композитора. Наиболее известные его картины «Сонаты» (состоящие из полотен Allegro, Andante, Scherzo, Finale) и «Прелюдии и фуги» несут на себе отпечаток музыкального восприятия автором окружающей действительности. Из музыкального наследия М. Чюрлениса, в котором живописное начало проявляется наиболее оригинально, выделяются его симфонические поэмы («В лесу», «Море») и фортепианные пьесы.

Среди музыкальных произведений, рожденных под впечатлением от всевозможных картин и скульптур, особый интерес у исполнителей вызывают: «Обручение» по картине Рафаэля и «Мыслитель» по скульптуре Микеланджело Ф. Листа, а также «Картинки с выставки», созданные М. Мусоргским под впечатлением рисунков В. Гартмана.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25

Загрузка...