crimea-fun.ru

История создания медного всадника кратко и интересно. Анализ «Медный всадник» Пушкин

Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» соединила в себе как историческую, так и социальную проблематику. Это размышление автора о Петре Великом как о реформаторе, собрание различных мнений и оценок о его действиях. Это поэма – одно из его совершенных сочинений, имеющих философский смысл. Предлагаем для ознакомления краткий анализ поэмы, материал может быть использован для работы на уроках литературы в 7 классе.

Краткий анализ

Год написания – 1833 г.

История создания – В период своей «золотой осени», когда Пушкин был вынужден находиться в Болдинском имении, у поэта был творческий подъем. В то «золотое» время автором было создано множество гениальных произведений, произведших большое впечатление как на публику, так и на критиков. Одним из таких произведений болдинского периода стала поэма «Медный всадник».

Тема – Правление Петра Первого, отношение общества к его реформам – главная тема «Медного всадника»

Композиция – Композиция состоит из большого вступления, его можно рассматривать как отдельное стихотворение, и двух частей, в которых идет речь о главном герое, разрушительном наводнении 1824 года, и о встрече героя с Медным всадником.

Жанр – Жанр «Медного всадника» – поэма.

Направление – Историческая поэма, описывающая действительные события, направление – реализм.

История создания

В самом начале истории создания поэмы писатель находился в Болдинском поместье. Он много размышлял об истории российского государства, об его правителях и самодержавной власти. В то время общество разделялось на два типа людей – одни полностью поддерживали политику Петра Великого, относились к нему с обожанием, а другой тип людей находил в великом императоре сходство с нечистой силой, считали его исчадием ада, и соответственно к нему относились.

Писатель прислушивался к разным мнениям о правлении Петра, итогом его размышлений и сбора различной информации, стала поэма «Медный всадник», завершившая его болдинский расцвет творчества, год написания поэмы – 1833.

Тема

В «Медном всаднике» анализ произведения отображает одну из главных тем – власть и маленький человек. Автор размышляет о правлении государства, о столкновении маленького человека с огромной махиной.

Сам смысл названия – «Медный всадник» – заключает в себе основную мысль поэтического произведения. Памятник Петру выполнен из бронзы, но автор предпочел другой эпитет, более тяжеловесный и мрачный. Так, посредством выразительных художественных средств, поэт обрисовывает мощную государственную машину, для которой безразличны проблемы маленьких людей, страдающих от власти самодержавного правления.

В данной поэме, конфликт маленького человека с властью не имеет своего продолжения, человек настолько мелок для государства, когда «лес рубят – щепки летят».

По – разному можно судить о роли одной личности в судьбе государства. В своем вступлении к поэме автор дает характеристику Петра Первого как человека поразительного ума, дальновидного и решительного. Находясь у власти, Петр смотрел далеко вперед, он думал о будущем России, о ее мощи и несокрушимости. О действиях Петра Великого можно судить по-разному, обвиняя его в деспотизме и тирании по отношению к простому народу. Нельзя оправдать действия правителя, строившего власть на костях людей.

Композиция

Гениальная идея Пушкина в особенностях композиции поэмы служит доказательством творческого мастерства поэта. Большое вступление, посвященное Петру Первому и возведенному им городу, может читаться как самостоятельное произведение.

Язык поэмы вобрал в себя все жанровое своеобразие, подчеркивая отношением автора к описываемым им событиям. В описании Петра и Петербурга язык пафосный, величавый, полностью гармонирующий с обликом императора, великого и могущественного.

Совершенно другим языком идет повествование о простом Евгении. Повествовательная речь о герое идет обычным языком, отражает суть «маленького человека».

Величайший гений Пушкина отчетливо виден в этой поэме, она вся написана одним стихотворным размером, но в разных местах произведения, звучит совершенно по-разному. Две части поэмы, следующие за вступлением, также могут считаться отдельным произведением. В этих частях рассказывается об обычном человеке, потерявшем любимую девушку в результате наводнения.

Евгений винит в этом памятник Петру, подразумевая в нем самого императора – самодержца. Человек, мечтающий о простом человеческом счастье, потерял смысл жизни, лишившись самого дорогого – потерял любимую девушку, свое будущее. Евгению кажется, что Медный всадник гонится за ним. Евгений понимает, что самодержец жесток и безжалостен. Раздавленный горем, молодой человек сходит с ума, а потом и умирает, оставшись без смысла жизни.

Можно прийти к выводу, что таким образом автор продолжает тему «маленького человека», развитую в то время в русской литературе. Этим он доказывает, насколько деспотично правление по отношению к простому народу.

Главные герои

Жанр

Произведение «Медный всадник» относится к жанру стихотворной поэмы с реалистическим направлением.

Поэма масштабна по своему глубокому содержанию, она включает в себя и историческую, и философскую проблематику. В поэме нет эпилога, и противоречия маленького человека и целого государства остаются открытыми.

Медный всадник - история создания

Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла. Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьен-Мориса Фальконе, работавшего в то время главным скульптором на фарфоровом заводе. «В нем бездна тонкого вкуса, ума и деликатности, и вместе с тем он неотесан, суров, ни во что не верит. .. Корысти не знает», - писал Дидро о Фальконе

Этьен-Морис Фальконе всегда мечтал о монументальном искусстве и получив предложение создать конную статую колоссального размера, не раздумывая согласился. 6 сентября 1766 года он подписал контракт, в котором вознаграждение за работу определялось в размере 200 тысяч ливров, что было достаточно скромной суммой - другие мастера просили значительно больше. 50-ти летний мастер приехал в Россию с 17-летней помощницей Мари-Анн Колло.

Мнения об облике будущей скульптуры были самые разные. Так, руководивший созданием памятника Президент Императорской Академии искусств Иван Иванович Бельской представлял скульптуру Петра I, стоявшего в полный рост с жезлом в руке. Екатерина II видела императора, восседающим на коне с жезлом или скипетром, а были и другие предложения. Так, Дидро задумал памятник в виде фонтана с аллегорическими фигурами, а статский советник Штелин направил Бельскому подробное описание своего проекта, согласно которому Петр I должен был предстать в окружении аллегорических статуй Благоразумия и Трудолюбия, Правосудия и Победы, которые подпирают ногами пороки Невежество и Леность, Обман и Зависть.


Фальконе отверг традиционный облик монарха-победителя и отказался от изображения аллегорий. «Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения Народа... Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как побе-дителя, хотя он, конечно, был и, тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям», - писал он Дидро.


Работа над памятником Петру I - Медный всадник

Фальконе создавал модель скульптуры на территории бывшего временного Зимнего Дворца Елизаветы Петровны с 1768 по 1770 годы. Из императорских конюшен были взяты две лошади Орловской породы Каприз и Бриллиант. Фальконе делал зарисовки, глядя как гвардейский офицер взлетал на лошади на помост и ставил ее на дыбы.



Модель головы Петра I Фальконе переделывал несколько раз, но так и не добился одобрения Екатерины II и в результате голову Медного всадника успешно вылепила Мари-Анн Колло.


Портрет Мари Анн Колло. Худ. Пьер Этьен Фальконе (сын Этьена Мориса Фальконе)

Лицо Петра I получилось мужественным и волевым, с широко открытыми глазами и озаренным глубокой мыслью. За эту работу девушку приняли в члены Российской Академии художеств и Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров. Змею под ногами коня выполнил русский скульптор Федор Гордеев.


Гипсовая модель Медного всадника была изготовлена к 1778 году и мнения о работе были неоднозначными. Если Дидро остался доволен, то Екатерине II не понравился самовольно выбранный облик памятника.

Отливка Медного всадника

Скульптура была задумана колоссальных размеров и литейщики не брались за эту сложную работу. Иностранные мастера за литье требовали огромные деньги, а некоторые откровенно говорили, что отливка не удастся. Наконец, нашелся литейщик, пушечных дел мастер Емельян Хайлов, взявшийся за литье Медного всадника. Вместе с Фальконе они подбирали состав сплава и делали пробы. Сложность состояла в том, что скульптура имела три точки опоры и поэтому толщина стенок передней части статуи должна была быть небольшой - не более одного сантиметра.


Этьенн Морис Фальконе 1 декабря 1716 (Париж, Королевство Франция) -4 января 1791 (74 года Париж, Сена, Иль-де-Франс, Франция)

Во время первой отливки труба, по которой заливалась бронза, лопнула. В отчаянии Фальконе выбежал из мастерской, но мастер Хайлов не растерялся, снял свой армяк и намочил его водой, обмазал глиной и приложил как заплату к трубе. Рискуя своей жизнью, он предотвратил пожар, хотя сам получил ожоги рук и частично повредил зрение.

Такой смелостью Фальконе тронутый по окончании дела бросился к нему и от всего сердца целовал и дарил его от себя деньгами


В феврале 1767 года Канцелярия строения домов и садов распорядилась о разборке Временного Зимнего дворца на Невском проспекте. Место освобождалось для мастерских Фальконе. Мастерских строилось две: одна для предварительных работ, вторая, значительно большего размера, для создания модели в натуральную величину. Бывшую дворцовую кухню переоборудовали в жилье скульптора.

В истории жизни Фальконе сквозит нечто, являющееся общим для биографий многих художников, работавших в России, но приехавших из других стран. Это и оба Растрелли, и Винченцо Бренна, и Джакомо Кваренги, и Чарльз Камерон, а несколько позже и Огюст Монферран. Все эти талантливейшие люди попали в Россию отнюдь не с детства, да и приглашены они были уже как опытные, проверенные творчеством мастера, однако наивысшие их достижения относятся именно к тем годам, когда они отдавали свой талант России.

Как правильно отлить конную статую из бронзы

Отлить в металле статую — дело не из простых. Можно представить, как это делают сейчас, но гораздо интереснее — понять, как скульпторы справлялись с такой задачей в XIII веке. Серия гравюр Робера Бенара из «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел» Дидро и Аламбера, на которых показана пошаговая технология отливки бронзовой фигуры всадника.



Это разборная форма из блоков. Внутри — вылепленная скульптором мастер-модель. Кирпичи состыковываются подобно кусочкам паззла:


Расплавленный металл подавался через трубки, обозначенные как «1», а через «2» отводился газ и пар:


Технология была очень сложна. Толщина передних стенок обязательно должна была быть меньше толщины задних. При этом задняя часть становилась тяжелее, что придавало устойчивость статуе, опирающейся всего на три точки опоры.

. Такой смелостью Фальконе тронутый по окончании дела бросился к нему и от всего сердца целовал и дарил его от себя деньгами».

Установка Медного всадника

Фальконе хотел установить памятник на постаменте в виде волны, выточенном из естественного куска скалы. Найти нужную глыбу высотой в 11,2 метров было очень трудно и поэтому в газете «Санкт-Петербургские новости» было опубликовано обращение к частным лицам, желающим найти подходящий кусок скалы. И вскоре откликнулся крестьянин Семен Вишняков, давно приметивший подходящую глыбу около деревни Лахта и сообщивший об этом руководителю поисковых работ.

Осматривать скалу поехал сам Фальконе и то, что увидел, горячо одобрил. Вишняков получил 100 рублей.


В 1768 году поблизости от Лахты была найдена расколотая молнией гранитная скала, называемая «Гром-камнем»

Камень был огромным. Кратчайший же путь до берега Финского залива, где его можно было погрузить на баржу, проходил большей частью по сырой низине. И пока что, откопав камень со всех сторон, его лишь осматривали, прикидывая, с чего начинать, командир сводного полка капитан Палибин готовил рабочую силу. Солдат и крестьян под начало капитана к зиме было собрано около полутысячи. Вдоль уже размеченной будущей просеки к берегу залива стали расти избы и казармы.


Яма вокруг камня, когда окрест него все расчистили от деревьев и кустов, а сам камень окопали, получилась глубиной сажени в две. Но глаз страшится, а руки делают: от камня отскребли мох и по трещине, оставленной молнией, забивая в щель железные клинья, отъединили огромный осколок. Однако и без отколотой части камень казался громадным. Размеры его в переводе на метры были примерно таковы: 13,5 на 6,7 на 8,2.


"Гром-камень"

Что же это за камень? Нет ли других ему подобных?

Миллионы миллионов подобных "Гром-камню" глыб разбросано почти по всей территории европейской части России. Особенно много их в Карелии. И особенно хорошо они видны с самолета.

Камни эти - валуны. Их передвинул гигантский ледник, некогда покрывавший огромные пространства нашей страны. В Карелии валунные поля чередуются с озерами, вытянутыми с северо-запада на юго-восток. В этом направлении и двигался ледник, перекатывая гигантские валуны. Размеры его были таковы, что не только эти, но и другие, еще больших размеров глыбы он перемещал как пушинки.

24.

Сейчас такой ледник покоится в Антарктиде. Толщина его достигает там местами 4-5 километров! Положите на такой пласт даже самый большой валун, и он окажется ничтожно малым по сравнению со всей массой льда.


Морским путем двинулись только осенью — дожидались подходящих ветров и строили «по учиненному чертежу» известного корабельного мастера Григория Корчебникова грузовое судно — прам. С величайшей осторожностью погрузили камень на прам, и два парусных судна, при попутном ветре, потянули его в Питер. Руководителем всех работ по перевозке «Гром-камня» был опытный такелажный мастер Матвей Михайлов. Привел суда к невской набережной капитан-лейтенант Яков Лавров.

На предложение наилучшего способа доставки камня на Сенатскую площадь объявлен был конкурс. Проект транспортировки столь огромного монолита привлек всеобщее внимание, вызвав изумление по всей Европе. Победителем в конкурсе стал грек Мартьен Карбури (он же Ласкари, он же Деласкари), предложивший передвигать платформу с погруженною на нее скалой на бронзовых шарах, катящихся по желобам. Ходили упорные слухи, что Карбури проект этот у кого-то ловко и за гроши перекупил, но так или иначе, а награда в семь тысяч рублей досталась именно ему.


Хитрый грек был хорошо известен петербургской полиции под именем Ласкари или Деласкари как жулик и пройдоха, приехавший в Россию, чтобы любыми средствами нажить себе приличное состояние. Не верится, чтобы такой человек мог что-то изобрести! Не на то у него мозги настроены! По мнению многих современников, Карбури купил у безымянного русского кузнеца «способ передвижения камня» и чужую славу за 20 рублей.

12 марта 1769 года с помощью воротов и рычагов солдаты и крестьяне подняли скалу из котлована и поставили на бревенчатую платформу, под которой были обитые медью бревна-катки. И пока одна часть людей занималась подъемом камня и установкой его на платформу, другая уже рубила просеку к берегу Финского залива.


20 января 1770 года посмотреть на передвижение «Гром-камня» приезжала Екатерина II

Однако попытка начать передвижение платформы немедленно показала всю опасность такой поспешности. Уже начались оттепели, а до берега было больше восьми верст. Места же впереди лежали низменные, участками и болотистые. Ничего не оставалось, как ждать морозов. Все лето дорогу укрепляли. Засыпали ямы, срезали бугры, с полосы убирали траву, опавшие листья и мох, чтобы с холодами грунт быстрее и глубже промерз. От больших деревьев по бокам дороги оставляли пни для веревок от воротов. Там, где не было деревьев, с теми же целями через каждую сотню саженей вбивали сваи. Наконец, наступили холода, пробы показали, что грунт промерз на четыре фута, и 15 ноября платформу с камнем стронули с места. Движение началось.

В январе 1770 года увидеть своими глазами передвижения «Гром-камня» прибыла в Лахту Екатерина II. Увиденным императрица осталась удовлетворена. В честь происходящего велено было отчеканить медаль с надписью: «Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770».


Медаль «Дерзновению подобно» на перевозку монолита под памятник Петру I. 1770

Надпись относилась к тем, кто передвигал скалу. Но подобные же слова императрицы могли быть адресованы и другому сгустку событий тех дней. Именно в эти дни через Гибралтарский пролив в Средиземное море эскадра за эскадрой входил российский Балтийский флот. Приближался решающий этап Архипелагской экспедиции, важнейший из этапов Русско-турецкой войны 1768-1774 годов.

Если допустить, что одновременность начала транспортировки «Гром-камня» с началом движения русской эскадры по Средиземному морю была простым совпадением, придется признать и то, что для гениальных режиссеров и реальная жизнь умеет выстроиться, как театр.

КАВАЛЕРИСТ ДОЛЖЕН БЫЛ, ВЗЛЕТЕВ НА ПОМОСТ, ПОСТАВИТЬ КОНЯ НА ДЫБЫ.
ФАЛЬКОНЕ У ОТКРЫТОГО ОКНА НАБРАСЫВАЛ СХВАЧЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ…

«Когда я задумал вылепить его, как он завершает свой галоп, вставая на дыбы, - писал Фальконе, - этого не было в моей памяти, еще меньше в моем воображении, чтобы я мог на него полагаться. Чтобы создать точную модель, я советовался с природой. Для этого я велел построить площадку, которой я придал тот же наклон, который должен был иметь мой постамент. Несколько дюймов больше или меньше в наклоне произвели бы значительные изменения в движении животного. Я заставил скакать всадника не один раз, а более ста различными приемами на разных лошадях» .

target="_blank">http://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/wp-content/uploads/2015/09/П.И.Мелиссино-211x300.jpg 211w, http://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/wp-content/uploads/2015/09/П.И.Мелиссино.jpg 765w" width="719" />

Скульптору позировал полковник, впоследствии генерал Петр Мелиссино (1726-1797), известный своим удивительным сходством с Петром Великим

Кавалерист (чаще всего эту роль исполнял полковник Петр Мелиссино , внешностью и комплекцией сходный с Петром I) должен был, взлетев на помост, поставить коня на дыбы. Фальконе у открытого окна набрасывал схваченное движение… Затем знаком просил повторить увиденное только что

.
Самый большой камень, справа на снимке, с ровным срезом, так и называется - "Большой камень". Тут неподалеку написано для немногочисленных туристов, что это действительно осколок Гром-камня.

О весе камня источники сообщают разное. Как наивысший указывается - 2400 тонн, как наименьший - 1500. И еще множество раз повторяется, что это якобы самый тяжелый камень-монолит, когда-либо подвергавшийся транспортировке. Ни подтверждая, ни опровергая сказанное, призываем тем не менее помнить, что описанное происходило два с половиной века назад, когда не было еще ни плавучих подъемных кранов, ни электросварки, ни гидравлических домкратов. До паровой машины Уатта оставалось лет пятнадцать. И были лишь веревки, блоки, врожденное понятие о плече рычага да умелая хватка бывалых мужиков.

Прам двигался по Финскому заливу при помощи силы 300 гребцов. Он проплыл по Малой Неве между Васильевским и Санктпетербургским островами затем вошёл в Большую Неву. 22 сентября, в годовщину коронации Екатерины II, прам находился напротив Зимнего дворца.

ЛЮБОЙ ПОДДАННЫЙ ДОЛЖЕН БЫЛ УЗНАТЬ, ЧТО НОВАЯ ГОСУДАРЫНЯ
- ТЕПЕРЬ УЖЕ ЕКАТЕРИНА II - И ЕСТЬ ПРОДОЛЖАТЕЛЬ ДЕЛ ПЕТРА I, ЗАВОЕВАНИЯ И СВЕРШЕНИЯ КОТОРОГО ДЛЯ НЕЕ СВЯТЫ

Появление «Гром-камня» перед Зимним дворцом в годовщину ее коронации и в дни грандиозных успехов в самой судьбоносной из русско-турецких войн - один из таких спектаклей.

Огромная светло-серая скала, которую уже увидел весь Петербург, играла свою очередную, но все еще промежуточную роль в задуманной Екатериной пьесе. Камень плыл к тому месту, где определено ему было навсегда встать, - между Адмиралтейством и Сенатом. Камень прибывал вовремя и совершенно рассчитанно. На следующий день, 23 сентября, праздновался еще один праздник - день святого Петра.


Сгрузить скалу у Сенатской площади так же, как ее погружали, было здесь невозможно из-за большой глубины Невы, и потому в месте выгрузки в дно пришлось забивать сваи. Их вбили заранее, в шесть рядов, потом обпилили на глубине восьми футов. Теперь, когда баржу с камнем заполнили водой, она опустилась на эти обпиленные сваи. И с нее, уже устойчиво вставшей, скалу стали медленно вытягивать блоками… Скопление желавших увидеть небывалое зрелище было огромным.


Происходило это 26 сентября 1770 года. «Гром-камень» стоял на берегу. А еще через две недели, 11 октября, камень был переставлен на то место, где находится и сейчас. Перемещение скалы весом в 1600 тонн было наконец закончено. Вокруг скалы поставили леса. И началась ее обработка.

Ссора скульптора и императрицы.

Несмотря на то, что Екатерина была в восторге от проекта Фальконе, затянувшаяся работа по отливке статуи рассорила ее со скульптором.

Скульптору, несколько раз называвшему Екатерине сроки завершения работ, раз за разом не удавалось выполнить своих обещаний.

Императрице же все трудней давалось то величавое спокойствие, с которым она когда-то призывала Фальконе не обращать внимания на чужие мнения. По Европе третий год разъезжала самозванка, выдавая себя за княжну Тараканову - дочь императрицы Елизаветы и Алексея Разумовского.

Фальконе же был чрезвычайно раним… И тем не менее, несмотря на все ухудшающееся отношение к нему как императрицы, так и чиновников, он нашел в Петербурге талантливых помощников, и в конце концов вторая заливка прошла успешно. Но терпение императрицы, очевидно, уже истощилось. В помощь Фальконе был направлен А. Сандоц, часовых дел мастер, одной из работ которого до того было восстановление после пожара часов на колокольне Петропавловского собора. Сандоц тщательно отчеканил поверхность памятника, фактически выполнив работу скульптора, а на место Деласкари были назначены архитектор Юрий Фельтен и асессор К. Крок.

Юрий Фельтен. Портрет работы С. С. Щукина. Около 1797 г.

В 1778 году в своем последнем письме к Екатерине II Фальконе наконец докладывал об окончании работ. Здесь же он опровергал толки о недостаточной устойчивости скульптуры. Но на это письмо императрица уже не ответила. Вернуть себе расположение императрицы Фальконе суждено не было. Без этого же дальнейшее пребывание в Петербурге представлялось ему бессмысленным и тягостным. И в начале сентября 1778 года, уничтожив малую модель памятника, Фальконе вместе с Мари Анн Колло покинул город. Памятник Петру был последней из скульптур, созданных мастером.


Под руководством Фельтена пьедесталу была придана окончательная форма. Установкой "Медного всадника" на постамент руководил архитектор Ф. Г. Гордеев. После этого к скульптуре приделали голову всадника, под ноги коня посместили выполненную Гордеевым змею.


Под копытами скакуна раздавлена огромная змея (выполнена Федором Гордеевым) , ставшая символом победы Петра Первого над противниками его реформ и врагами по оружию, а также являющаяся искусно выполненной третьей точкой опоры скакуна.


Всадник на вздыбленном коне и змей под его копытами — персонажи сюжета русской иконописи, известного под названием «Чудо святого Георгия о змии» .

Как прежде, вьется змей твой медный,
Над змеем стынет медный конь...
И не сожрет тебя победный
Всеочищающий огонь.


По повелению Екатерины II на постаменте были сделаны надписи на латинском и русском языках:



ПЕРЬВОМУ - ВТОРАЯ. Таким вот образом императрица, без сомнения, подчеркнула приверженность петровским реформам.

Открытие памятника Петру I, приуроченное к столетию вступления Петра на престол, состоялось 7 августа 1782 года.

Многолюдство было великим, хотя с самого утра шел дождь, и полотна с картинами гор и утесов, которыми памятник был задрапирован, насквозь промокли. К полудню небо прояснилось, выстроились полки лейб-гвардии. Екатерина прибыла к Сенатской площади на шлюпке в четвертом часу и, поднявшись на балкон здания Сената, дала знак к открытию памятника.


Щиты упали - и открылся могучий всадник на вздыбленном коне. Загрохотали пушки Петропавловской крепости, Адмиралтейства и кораблей на Неве. Стоявшие на площади полки под барабанную дробь торжественным маршем двинулись по набережной Невы. Императрица в короне и порфире взирала на происходящее с балкона.


Открытие памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Гравюра А.К. Мельникова

По случаю открытия монумента императрица издала манифест о прощении всех приговорённых к смертной казни и телесному наказанию, прекращении всех уголовных дел, продолжавшихся более 10 лет, освобождении всех содержащихся под стражей более 10 лет за казённые и частные долги. Из долговой тюрьмы тогда был освобождён откупщик И. И. Голиков, который дал себе зарок собрать материалы для истории Петра Великого. Так после многолетних поисков появилась 30-томная работа "Деяния Петра Великого".


По случаю открытия памятника, на которое Фальконе не был приглашен, была выпущена медаль. Две таких медали с изображением памятника - золотую и серебряную - Екатерина послала Фальконе. Вручил их скульптору князь Дмитрий Голицын . Фальконе не мог сдержать слез.

Фальконе. Бюст работы Мари Анн Колло

Происходило это за полгода до того, как с ним случился апоплексический удар. Разбитый параличом, последние восемь лет жизни Фальконе провел в постели. За ним ухаживала Мари Анн Колло, ставшая женой его сына. В 1791 году жизнь замечательного художника оборвалась. Смерть его тогда мало кто заметил. По Франции катились волны Великой французской революции. Россия опять, уже четвертый раз за это столетие, воевала с Турцией.

Сразу после появления на Сенатской площади "Медного всадника" площадь была названа Петровской. Таковой она именовалась в официальных документах. Но на словах горожане часто продолжали называть площадь по старому - Сенатской.


Многими петербуржцами памятник Петру I был сразу принят весьма положительно. Князь Трубецкой писал своей дочери:

"Монумент Пётр Великий украшение городу великое сделал, и я уже третий раз, как объезжаю его и не могу ещё наудовольствоваться. Ездил нарочно на Васильевский остров, смотреть и оттудова - совершенно хорошо"

Не смогли победить памятник ни ветра ни страшные наводнения.

"Медным всадником" скульптуру в своей одноимённой поэме назвал А. С. Пушкин. Между тем, на самом деле она выполнена из бронзы. Но выражение "Медный всадник" стало настолько популярным, что стало практически официальным. А сам памятник Петру I стал одним из символов Санкт-Петербурга.

Вес "Медного всадника" - 8 тонн, высота - более 5 метров.



У памятника был учреждён особый воинский пост дежурства солдат. Он сохранялся на Сенатской площади до той поры, пока был в военно-морском ведомстве. С переводом поста в 1866 году в городское ведомство его упразднили.


Моделями для скульптуры коня были Бриллиант и Каприз - из конюшни Екатерины II

Вокруг монумента была установлена ограда. Несколько позже по углам расставили четыре канделябра. Два из них в 1874 году по указанию Городской думы были перенесены на Казанскую площадь.


Медный Всадник до революции (начало XX века)

Кстати, до 1900-го года вокруг памятника была высокая (под 2 метра) ограда.

Этьен-Морис Фальконе задумывал "Медный всадник" без ограды. Но она всё же была создана, до наших дней не сохранилась. "Благодаря" вандалам, оставляющим на гром-камне и самой скульптуре свои автографы, вскоре может быть реализована идея восстановления ограды.

Здания Сената и Синода (все на той же площади Декабристов) возведены много позже памятника - в 1829-1834 гг., по проекту К.И. Росси.

Руководил постройкой А.Е.Шауберт.

Над аркой скульптура "Правосудие и Благочестие" В.И.Демут-Малиновского.

Те что ниже и с крыльями - "Гении держащие закон". Еще ниже и белые - Вера, Мудрость, Истина и т.д. (16 штук).





http://walkspb.ru/pam/medn_vsad.html

http://www.enlight.ru/camera/324/

и т.д.

Поэма «Медный Всадник» - это одна из самых емких, загадочных и сложных поэм Пушкина. Ее он написал осенью 1833 года в знаменитом Болдине. Это место и время дарили необычайное вдохновение Александру Сергеевичу. Идея «Медного Всадника» Пушкина явственно перекликается с произведениями писателей, живших много позже и посвятивших свои творения, во-первых, теме Петербурга, а во-вторых, теме столкновения большой державной идеи и интересов «маленького человека». В поэме есть два противостоящих друг другу героя и неразрешимый конфликт между ними.

«Медный Всадник»: история создания поэмы

Над поэмой Пушкин работал интенсивно и закончил ее очень быстро - всего за двадцать пять октябрьских дней. В период творчества Александр Сергеевич работал также над «Пиковой дамой», написанной им в прозе, и над стихотворной повестью «Анджело». Сюда органично вписался и потрясающий «Медный Всадник», история создания которого тесно связана не только с реалистическими мотивами и документами эпохи, но и с мифологией, сложившейся вокруг великого человека и города, возникшего по его высочайшей воле.

Цензурные ограничения и споры вокруг поэмы

«Петербургскую повесть», так обозначил автор ее жанр, подверглась цензуре самого императора Николая Первого, который вернул рукопись с девятью карандашными пометками. Раздосадованный поэт напечатал текст вступления к поэме «Медный Всадник» (история создания стихотворной повести омрачена этим фактом) с красноречивыми пустотами на месте царевых пометок. Позже Пушкин все же переписал эти места, но так, чтобы смысл, вложенный в них, не изменился. Скрепя сердце государь разрешил публикацию поэмы «Медный всадник». История создания произведения связана и с горячей полемикой, разгоревшейся вокруг поэмы после ее выхода в свет.

Точки зрения литературоведов

Споры не утихают и по сей день. Традиционно принято говорить о трех группах толкователей поэмы. К первой относятся исследователи, утверждающие «государственный» аспект, которым блещет поэма «Медный Всадник». Эта группа литературоведов во главе с выдвинула версию о том, что Пушкин в поэме обосновал право совершать судьбоносные для страны дела, жертвуя интересами и самой жизнью простого незаметного человека.

Гуманистическое толкование

Представители другой группы, возглавляемой поэтом Валерием Брюсовым, профессором Макагоненко и другими авторами, всецело приняли сторону другого персонажа - Евгения, утверждая, что гибель даже одного самого ничтожного с точки зрения державной идеи человека не может быть оправдана большими свершениями. Эту точку зрения называют гуманистической. Многие литературоведы склонны именно так оценивать повесть «Медный Всадник», история поэмы, в основу сюжета которой положена личная трагедия «маленького» человека, страдающего от результатов волевого решения власти, тому подтверждение.

Вечный конфликт

Представители третьей группы исследователей высказывают систему взглядов о трагической неразрешимости Они считают, что Пушкин дал объективную картину в повести «Медный Всадник». История же сама рассудила вечный конфликт между «строителем чудотворным» Петром Первым и «бедным» Евгением - заурядным горожанином с его скромными запросами и мечтами. Две правды - простого человека и государственного деятеля - остаются равновеликими, и ни одна не уступает другой.

Страшные события и поэма «Медный Всадник»

История создания поэмы, безусловно, прочно вписывается в культурно-исторический контекст того времени, когда она создавалась. То были времена споров о месте личности в истории и влиянии великих преобразований на судьбы обычных людей. Эта тема волновала Пушкина с конца 1820 годов. Взяв за основу документальные сведения о наводнении, случившемся в Петербурге 7 ноября 1824 года, о коем печатали газеты, гениальный поэт и мыслитель приходит к крупным философским и социальным обобщениям. Личность великого и блестящего реформатора Петра, «поставившего Россию на дыбы» предстает в контексте личной трагедии незначительного чиновника Евгения с его узко-мещанскими мечтами о своем маленьком счастье, не такой безоговорочно великой и достойной воспевания. Поэма «Медный Всадник» Пушкина поэтому и не исчерпывается одическим восхвалением преобразователя, открывшего «окно в Европу».

Контрастный Петербург

Северная столица возникла благодаря волевому решению царя Петра Великого после победы над шведами. Ее основание было призвано утвердить эту победу, показать силу и мощь России, а также открыть пути свободного культурного и торгового обмена с европейскими странами. Город, в котором ощущалось величие человеческого духа, явленного в строгом и стройном архитектурном облике, говорящей символике скульптур и монументов, предстает перед нами в повести «Медный Всадник». История создания Петербурга зиждется, однако, не только на величии. Построенный на «топи блат», в которую легли кости тысяч безвестных строителей, город охвачен зловещей и загадочной атмосферой. Гнетущая нищета, высокая смертность, первенство по болезням и числу самоубийств - такова другая сторона пышной венценосной столицы во времена, о которых писал Александр Пушкин. Два лика города, проступающих один сквозь другой, усиливают мифологическую составляющую поэмы. «Прозрачный сумрак» бледного городского освещения рождает у обитателей ощущение, что они живут в неком таинственно-символическом месте, в котором могут оживать и со зловещей решимостью двигаться памятники и статуи. И с этим тоже в немалой степени сопряжена история создания «Медного Всадника». Пушкина, как поэта, не могла не занимать подобная трансформация, ставшая кульминацией в сюжете. В повести ожил гулко скачущий по пустынной мостовой холодный бронзовый памятник, преследующий обезумевшего от горя после потери возлюбленной и краха всех надежд Евгения.

Идея вступления

Но прежде чем мы услышим, как содрогается земля под копытом железного коня, нам предстоит пережить печальные и жестокие события, случившиеся в жизни несчастного Евгения, который обвинит великого Строителя за то, что тот поставил город на землях, подверженных разрушительному наводнению, а также осознать яркое и величественное вступление, которым открывается поэма «Медный Всадник».

Петр стоит на берегу дикой реки, на волнах которой качается утлая лодочка, а вокруг шумят дремучие кое-где торчат убогие избы «чухонцев». Но мысленным взором основатель северной столицы уже видит «дивный город», вознесшийся «горделиво» и «пышно» над одетой в гранит Невой, город, связанный с будущими государственными успехами и великими свершениями. Пушкин не называет имени Петра - император здесь упомянут при помощи местоимения «он», и это подчеркивает неоднозначность одической структуры вступления. Размышляя о том, как когда-нибудь «отсель» Россия будет «грозить шведу», великий деятель совсем не видит сегодняшнего «финского рыболова», который бросал в воду «ветхий» свой невод. Государь прозревает будущее, в котором устремлены корабли к богатым пристаням со всех концов земли, но не замечает тех, кто плывет в одиноком челне и ютится в редких хижинах на берегу. Создавая государство, властитель забывает о тех, ради кого оно создается. И это мучительное несоответствие питает идею поэмы «Медный Всадник». Пушкин, история для которого была не просто собранием архивных документов, но мостиком, перекинутым в настоящее и будущее, особенно остро чувствует и выразительно передает этот конфликт.

Почему бронзовый всадник оказался в устах поэта медным?

Дело, конечно, не только в том, что литераторы 19 века не видели существенной смысловой разницы между бронзой и медью. Глубоко символично то, что это именно медный Всадник. История написания поэмы в данном случае смыкается с библейской аллегорией. Не случайно поэт именует изваяние Петра «истуканом» и «кумиром» - точно такими же словами говорят авторы Библии, повествуя о которым вместо Живого Бога поклонялись иудеи. Здесь истукан даже не золотой, а всего лишь медный - так автор снижает блеск и величие образа, сверкающего внешней ослепительной роскошью, но таящей внутри отнюдь не драгоценное содержание. Вот какими подтекстами дышит история создания «Медного Всадника».

Пушкина невозможно заподозрить в безоговорочной симпатии к державной идее. Неоднозначно, однако, его отношение и к выдуманной идиллии, сконструированной в мечтаниях Евгения. Надежды и планы «маленького человека» далеки от глубоких духовных исканий, и в этом Пушкин видит их ограниченность.

Кульминация и развязка сюжета

После красочного вступления и признания в любви к городу Пушкин предупреждает, что дальше речь пойдет о событиях «ужасных». Через сто лет после происходящего на берегу Финского залива петербургский чиновник Евгений возвращается после службы домой и мечтает о своей невесте Параше. С ней ему уже не суждено увидеться, поскольку ее, как и ее скромный домик, унесут «остервенелые» воды «взбесившейся» Невы. Когда стихия умолкнет, Евгений кинется на поиски возлюбленной и убедится в том, что той уже нет в живых. Его сознание не выдерживает удара, и молодой человек сходит с ума. Он скитается по неприютному городу, становится мишенью для насмешек местной ребятни, напрочь забывает дорогу домой. В своих бедах Евгений винит Петра, возведшего город на неподходящем месте и тем самым подвергшего людей смертельной опасности. В отчаянии безумец грозит бронзовому истукану: «Ужо тебе!..» Вслед за тем воспаленным сознанием он слышит тяжелое и звонкое «скаканье» по камням мостовой и видит мчащегося за ним Всадника с простертою рукой. Через некоторое время Евгения находят мертвым у порога его дома и хоронят. Так заканчивается поэма.

Стихия как полноправный герой

Какую роль играет здесь стихия, которая не зависит от человеческой воли и способна разрушить все до основания? Исследователи повести убеждены, что, разделяя людей, она связывает времена некой метафорической причинно-следственной цепью. Ею объединены два сюжета повести - внешний и внутренний - событийный и символический. словно бы пробуждает энергию стихии, которая во внешнем плане рушит судьбы и препятствует счастью человека. Разрешение этого конфликта таится в том, чтобы пропасть между величием державных замыслов и духовным пространством личности простого человека была преодолена, сомкнута. Таковы проблематика произведения Пушкина «Медный Всадник», история создания поэмы и начало мистической череды «петербургских» повестей и романов, которыми насытят русскую словесность творцы девятнадцатого и двадцатого веков.

Поэма и памятник

Открытие памятника Петру Великому на в Санкт-Петербурге состоялось в конце лета 1782 года. Монумент, впечатляющий грацией и величием, был поставлен Екатериной Второй. Над созданием конной статуи трудились французские скульпторы Мари Анн Колло и русский мастер Федор Гордеев, изваявший бронзовую змею под неистовым копытом Петрова скакуна. В подножие статуи установили монолит, прозванный гром-камнем, вес его был немногим меньше двух с половиной тонн (весь памятник весит около 22 тонн). С места, где глыба была обнаружена и признана подходящей для монумента, камень бережно везли около четырех месяцев.

После выхода в свет поэмы Александра Пушкина, героем которой поэт сделал именно этот памятник, скульптуру нарекли Медным Всадником. У жителей и гостей Петербурга есть великолепная возможность лицезреть этот монумент, который без преувеличения можно именовать символом города, почти в первозданном архитектурном ансамбле.

Французский скульптор Э. М. Фальконе прибыл в Россию по приглашению Екатерины II осенью 1766 г. Вместе с Фальконе прибыла его ученица Мари-Анн Колло. Фальконе заранее продумал программу монумента "благодетелю, преобразователю и законодателю" России, выполненного в новаторской для своего времени, предельно лаконичной и глобокой по символическому значению форме. Работа над конной скульптурой продолжалась 12 лет. В создании статуи Петра I принимала участие М.-А. Колло, выполнившая портрет императора. Одновременно решался вопрос о выборе места для установки памятника, велись поиски исполинского камня для постамента. Так называемый "гром-камень" удалось найти в окрестностях поселка Лахта. Для перевозки камня весом более 1000 тонн были использованы оригинальные конструкции, приспособления, построенны специальная баржа и корабли.

Под руководством и при участии Фальконе отливку конной статуи в бронзе осуществлял мастер-литейщик Е. М. Хайлов. В августе 1775 г. состоялась первая, не совсем удачная отливка скульптуры. Из-за прорыва литейной формы и пожара в мастерской пострадала верхняя часть бронзовой отливки, и она была "срезана". Окончательная отливка недостающей верхней части статуи выполнена Фальконе в 1777 г. Летом 1778 г. полностью завершены работы по отливке и чеканке скульптуры. В память об этом автор выгравировал на складке плаща всадника надпись по латыни, которая в переводе гласит: "Лепил и отливал Этьен Фальконе, парижанин, 1778". В сентябре того же года скульптор покинул Петербург. В создании памятника принял участие скульптор Ф. Г. Гордеев, по модели которого отлита змея под копытами коня. Наблюдение за ходом работ по сооружению монумента после отъезда Э. Фальконе из России вел архитектор Ю. М. Фельтен.

В 1872 г. по инициативе петербургской городской Думы по случаю празднования 200-летия со дня рождения Петра I у памятника установлены 4 фонарных столба с канделябрами, исполненные на заводе Шопена.

По замыслу Э. Фальконе ограды вокруг монумента не предусматривалось. В письме к Д. Дидро скульптор писла на этот счет следующее: "Кругом Петра Великого не будет никакой решетки, зачем сажать его в клетку?". Вопреки идеи автора к открытию памятника ограда, исполненная мастером Стефаном Вебером, была установлена. В 1903 г. в связи с 200-летием основания Петербурга ограда, как искажающая первоначальный авторский замысел, была снята, "благодаря чему монумент, в идею которого вложена мысль о безудержном движении вперед, впервые предстал во всей красоте".

В 1908 г. Академией художеств создана специальная комиссия по изучению состояния памятника, а в следующем - 1909 г. - памятник впервые подвергся серьезной реставрации, включая вскрытие люка в крупе коня, когда было удалено свыше 150 ведер воды, проникшей внутрь через многочисленные трещины. Под руководством скульптора И. В. Крестовского в 1935-1936 гг. проведены исследовательские и реставрационные работы в памятнике.

Современные исследования памятника и комплекс реставрационных работ осуществлены Государственнным музеем городской скульптуры в 1976 году. К этому времени серьезные опасения вызывали трещины на опорных ногах коня, причину которых предстояло выяснить. Впервые в истории монумента была разработана и выполнена обширная программа исследований по составу бронзы, состоянию защитной окисной пленки - патины, по прочности внутреннего каркаса конной статуи. В исследовании принимали участие ученые Политехнического института, лабораторий Кировского и Ижорского заводов, НИИ им. Ефремова и других предприятий. С помощью специальной аппаратуры проведено гаммаграфирование, вследствие чего выяснилось, что причиной трещин стал "пережог" металла, когда для повторной отливки верха скульптуры Фальконе разогрел ее низ до высокой температуры. Определен состав бронзы, в котором более 90 процентов меди. Трещины были заделаны вставками, отлитыми из специально выплавенной бронзы. Обследован и усилен опорный каркас. Исследования дали полную картину конструктивных особенностей памятника. Высота скульптуры - 5, 35 м, высота постамента - 5, 1 м, длина постамента - 8, 5 м.

В 1782 году столетие вступления на российский престол Петра I было отмечено в Петербурге открытием памятника царю работы скульптора Этьена Мориса Фальконе. Памятник стали называть Медным всадником благодаря А.С.Пушкину.

Памятник Петру I («Медный всадник») расположен в центре Сенатской площади. Автор скульптуры — французский скульптор Этьен-Морис Фальконе.

Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив «Медный всадник» ближе к Неве.

По приказу Екатерины II Фальконе пригласил в Санкт-Петербург князь Голицын. Советовали обратиться именно к этому мастеру профессора Парижской академии живописи Дидро и Вольтер, вкусу которых Екатерина II доверяла.

Фальконе было уже пятьдесят лет. Он работал на фарфоровом заводе, но мечтал о большом и монументальном искусстве. Когда поступило приглашение о возведении в России памятника, Фальконе не раздумывая 6 сентября 1766 года подписал контракт. Его условия определяли: памятник Петру должен состоять из «главным образом конной статуи колоссального размера». Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше.

В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло.

Видение памятника Петру I автором скульптуры разительно отличалось от желания императрицы и большинства русской знати. Екатерина II ожидала увидеть Петра I с жезлом или скипетром в руке, восседающим на коне подобно римскому императору. Статский советник Штелин видел фигуру Петра в окружении аллегорий Благоразумия, Трудолюбия, Правосудия и Победы. И.И. Бецкой, руководивший работами по сооружению памятника, представлял его фигурой во весь рост, с удерживаемым в руке полководческим жезлом. Фальконе советовали направить правый глаз императора на Адмиралтейство, а левый — на здание Двенадцати коллегий. Посетивший в 1773 году Санкт-Петербург Дидро задумывал памятник в виде фонтана, украшенного аллегорическими фигурами.

Фальконе же задумал совсем иное. Он оказался упрям и настойчив. Скульптор писал:
«Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом,— это эмблема побеждённых им трудностей».

Отстаивая право на своё мнение относительно облика памятника Фальконе писал И.И. Бецкому:
«Могли ли Вы себе представить, чтобы скульптор, избранный для создания столь значительного памятника, был бы лишён способности думать и чтобы движениями его рук управляла чужая голова, а не его собственная?»

Споры возникали и вокруг одежды Петра I. Скульптор писал Дидро:
«Вы знаете, что я не одену его по-римски, точно так же, как не одел бы Юлия Цезаря или Сципиона по-русски».

Над моделью памятника в натуральную величину Фальконе работал три года. Работа над «Медным всадником» велась на участке бывшего временного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. В 1769 году прохожие могли здесь наблюдать, как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы. Так продолжалось по несколько часов в день. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Кони для работы над памятником были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз. Скульптор избрал для памятника русскую «орловскую» породу.

Ученица Фальконе Мари-Анн Колло вылепила голову «Медного всадника». Сам скульптор трижды брался за эту работу, но каждый раз Екатерина II советовала переделать модель. Мари сама предложила свой эскиз, который оказался принят императрицей. За свою работу девушка была принята в члены Российской Академии художеств, Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10000 ливров.

Змею под ногой коня изваял русский скульптор Ф.Г. Гордеев.

Подготовка гипсовой модели памятника в натуральную величину заняла целых двенадцать лет, она была готова к 1778 году. Модель была открыта для всеобщего обозрения в мастерской на углу Кирпичного переулка и Большой Морской улицы. Мнения высказывались самые разные. Обер прокурор Синода проект решительно не принял. Дидро увиденным оказался доволен. Екатерина II же оказалась равнодушной к модели памятника — ей не понравилось самовольство Фальконе в выборе облика монумента.

Долгое время никто не хотел браться за отливку статуи. Иностранные мастера требовали слишком большую сумму, а местных умельцев пугал её размер и сложность работы. По расчётам скульптора для сохранения равновесия монумента передние стенки памятника должны были быть выполнены очень тонкими — не более сантиметра. От такой работы отказался даже специально приглашённый литейщик из Франции. Он называл Фальконе сумасшедшим и говорил, что в мире не существует подобного примера отливки, что она не удастся.

Наконец нашёлся литейщик — пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Вместе с ним Фальконе подбирал сплав, делал пробы. За три года скульптор в совершенстве овладел литьём. Начали отливать «Медного всадника» в 1774 году.

Технология была очень сложна. Толщина передних стенок обязательно должна была быть меньше толщины задних. При этом задняя часть становилась тяжелее, что придавало устойчивость статуе, опирающейся всего на три точки опоры.

Одной заливкой статуи дело не обошлось. Во время первой лопнула труба, по которой в форму поступала раскалённая бронза. Была испорчена верхняя часть скульптуры. Пришлось её срубить и ещё три года готовиться ко второй заливке. На этот раз работа удалась. В память о ней на одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».

Об этих событиях Санкт-Петербургские ведомости писали:
«24 августа 1775 года Фальконе вылил здесь статую Петра Великого на коне. Литьё удалось кроме местах в двух фута на два вверху. Сия сожалительная неудача произошла через случай, который предвидеть, а значит, и предотвратить возможности вовсе не было. Вышеупомянутый случай казался столь страшен, что опасались, дабы всё здание не занялось пожаром, а, следовательно, всё бы дело не провалилось. Хайлов остался неподвижен и проводил расплавленный металл в форму, не теряя бодрости своей нимало при предоставляющейся ему опасности для жизни. Такой смелостью Фальконе тронутый по окончании дела бросился к нему и от всего сердца целовал и дарил его от себя деньгами».

По замыслу скульптора основанием памятника служит естественная скала в виде волны. Форма волны служит напоминанием о том, что именно Пётр I вывел Россию к морю. Поиском камня-монолита Академия художеств занялась когда ещё не была даже готова модель памятника. Нужен был камень, высота которого составила бы 11,2 метра.

Гранитный монолит был найден в районе Лахты, в двенадцати верстах от Санкт-Петербурга. Когда-то по местным преданиям в скалу попала молния, образовав в ней трещину. Среди местных жителей скалу называли «Гром-камень». Так и стали потом называть её, когда установили на берегу Невы под знаменитым памятником.

Первоначальный вес монолита — около 2000 тонн. Екатерина II объявила награду в 7000 рублей тому, кто придумает самый эффективный способ доставить скалу на Сенатскую площадь. Из множества проектов был выбран способ, предложенным некто Карбури. Ходили слухи, что этот проект им был перекуплен у какого-то русского купца.

От места нахождения камня до берега залива прорубили просеку, укрепили грунт. Скалу освободили от лишних наслоений, она сразу полегчала на 600 тонн. Гром-камень рычагами водрузили на деревянную платформу, опиравшуюся на медные шары. Эти шары передвигались по деревянным желобчатым рельсам, обитым медью. Просека была извилистой. Работы по перевозке скалы продолжались и в мороз и в жару. Работали сотни людей. На это действо приезжали смотреть многие петербуржцы. Некоторые из наблюдателей собирали осколки камня и заказывали себе из них набалдашники на трость или запонки. В честь необыкновенной транспортной операции Екатерина II повелела отчеканить медаль, на которой написано «Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770».

Поэт Василий Рубин в этом же году написал:
Нерукотворная здесь Росская гора,
Вняв гласу Божию из уст Екатерины,
Прешла во град Петров чрез Невския пучины
И пала под стопы Великого Петра.

К моменту установки памятника Петру I отношения скульптора и императорского двора окончательно испортились. Дошло до того, что Фальконе стали приписывать только техническое отношение к памятнику. Оскорблённый мастер так и не дождался открытия монумента, в сентябре 1778 года вместе с Мари-Анн Колло уехал в Париж.

Установкой «Медного всадника» на постамент руководил архитектор Ф.Г. Гордеев.

Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 года (по старому стилю). Скульптура была закрыта от глаз наблюдателей полотняной оградой с изображением горных пейзажей. С утра шёл дождь, но он не помешал собраться на Сенатской площади значительному количеству людей. К полудню облака рассеялись. На площадь вступила гвардия. Военным парадом управлял князь А.М. Голицын. В четвёртом часу на шлюпке прибыла сама императрица Екатерина II. Она поднялась на балкон здания Сената в короне и порфире и дала знак к открытию памятника. Ограда упала, под барабанную дробь полки двинулись по невской набережной.

По повелению Екатерины II на постаменте начертано: «Екатерина II Петру I». Таким образом, императрица подчеркнула приверженность петровским реформам.

Сразу после появления на Сенатской площади «Медного всадника» площадь была названа Петровской.

«Медным всадником» скульптуру в своей одноимённой поэме назвал А.С. Пушкин. Это выражение стало настолько популярным, что стало практически официальным. А сам памятник Петру I стал одним из символов Санкт-Петербурга.

Вес «Медного всадника» — 8 тонн, высота — более 5 метров.

Легенда о Медном всаднике

самого дня установки он стал предметом для множества мифов и легенд. Противники самого Петра и его реформ предупреждали, что памятник изображает "всадника Апокалипсиса", несущего городу и всей России смерть и страдания. Сторонники Петра говорили, что монумент символизирует собой величие и славу Российской империи, и что Россия останется таковой, пока всадник не сойдет со своего пьедестала.

Кстати, о пьедестале Медного всадника тоже ходят легенды. По замыслу скульптора Фальконе, он должен был быть выполнен в форме волны. Подходящий камень был найден неподалеку от поселка Лахта: якобы на камень указал местный юродивый. Некоторые историки находят возможным, что это - именно тот камень, на который не раз взбирался Петр в ходе Северной войны, дабы лучше видеть расположение войск.

Слава о Медном всаднике разносилась далеко за пределами Петербурга. В одном из отдаленных поселений возникла своя версия возникновения памятника. Версия заключалась в том, что однажды Петр Первый развлекался тем, что перепрыгивал на своем коне с одного берега Невы на другой. В первый раз он воскликнул: "Все Божье и мое!", и перепрыгнул через реку. Во второй раз повторил: "Все Божье и мое!", и снова прыжок оказался удачным. Однако в третий раз император перепутал слова, и сказал: "Все мое и Божье!" В этот момент его настигла Божья кара: он окаменел и навечно остался памятником самому себе.

Легенда о майоре Батурине

Во время Отечественной войны 1812 года в результате отступления русских войск возникла угроза захвата Санкт-Петербурга французскими войсками. Обеспокоенный такой перспективой, Александр I приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства. В частности, статс-секретарю Молчанову было поручено вывезти в Вологодскую губернию памятник Петру I, и на это было отпущено несколько тысяч рублей. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, — говорит ему Петр Великий, — но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкое скаканье». Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Памятник остался на месте.

Есть предположение, что легенда о майоре Батурине легла в основу сюжета поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник». Есть также предположение, что легенда о майоре Батурине стала причиной того, что в годы Великой Отечественной войны памятник остался на месте и не был, подобно другим скульптурам, спрятан.

Во время блокады Ленинграда «Медный всадник» был укрыт мешками с землёй и песком, обшит брёвнами и досками.

Реставрации памятника проходили в 1909 и в 1976 годах. При последней из них проводили исследование скульптуры при помощи гамма-лучей. Для этого пространство вокруг памятника оградили мешками с песком и бетонными блоками. Управление кобальтовой пушкой осуществляли из находящегося рядом автобуса. Благодаря этому исследованию оказалось, что каркас памятника может служить ещё долгие годы. Внутрь фигуры была заложена капсула с запиской о реставрации и о её участниках, газету от 3 сентября 1976 года.

В настоящее время «Медный всадник» является популярным местом для молодожёнов.

Этьен-Морис Фальконе задумывал «Медный всадник» без ограды. Но она всё же была создана, до наших дней не сохранилась. «Благодаря» вандалам, оставляющим на гром-камне и самой скульптуре свои автографы, вскоре может быть реализована идея восстановления ограды.

Загрузка...