crimea-fun.ru

Анализ произведения раковый корпус солженицын. Раковый корпус А.Солженицын

К творчеству великого гения, лауреата Нобелевской премии, че­ ловека, о котором так много сказано, страшно прикасаться, но я не могу не написать о его повести «Раковый корпус» - произведении, которому он отдал пусть и небольшую, но часть своей жизни, кото-


рой его старались лишить долгие годы. Но он цеплялся за жизнь и вынес все тяготы концентрационных лагерей, весь их ужас; он вос­ питал в себе свои собственные взгляды на происходящее вокруг, не заимствованные ни у кого; эти взгляды он изложил в своей повес­ ти.

Одна из ее тем - это то, что, каков бы ни был человек, плохой или хороший, получивший высшее образование или, наоборот, не­ образованный; какую бы должность он ни занимал, когда его по­ стигает почти неизлечимая болезнь, он перестает быть высокопос­ тавленным чиновником, превращается в обыкновенного человека, который просто хочет жить. Солженицын описывал жизнь в рако­ вом корпусе, в самой страшной из больниц, где лежат люди, обре­ ченные на смерть. Наряду с описанием борьбы человека за жизнь, за желание просто сосуществовать без боли, без мук, Солженицын, всегда и при любых обстоятельствах отличающийся своей тягой к жизни, поднял множество проблем. Их круг достаточно широк: от смысла жизни, отношения между мужчиной и женщиной до назна­ чения литературы.

Солженицын сталкивает в одной из палат людей разных нацио­ нальностей, профессий, приверженных различным идеям. Одним из таких пациентов был Олег Костоглотов - ссыльный, бывший зек, а другим - Русанов, полная противоположность Костоглото­ву: партийный деятель, «ценный работник, заслуженный человек», преданный партии. Показав события повести вначале глазами Ру­санова, а затем через восприятие Костоглотова, Солженицын дал понять, что постепенно сменится власть, что перестанут существо­ вать Русановы с их «анкетным хозяйством», с их приемами раз­ личного предупреждения и будут жить Костоглотовы, которые не принимают такие понятия, как «остатки буржуазного сознания» и «соцпроисхождения». Солженицын писал повесть, пытаясь пока­ зать разные взгляды на жизнь: и с точки зрения Беги, и с точки зрения Аси, Демы, Вадима и многих других. В чем-то их взгляды схожи, в чем-то расходятся. Но в основном Солженицын хочет по­ казать неправоту тех, кто размышляет, как дочь Русанова, сам Ру­ санов. Они привыкли искать народ где-то обязательно внизу; ду­ мать только о себе, не задумываясь о других. Костоглотов - выра­зитель идей Солженицына; через споры Олега с палатой, через его разговоры в лагерях он раскрывает парадоксальность жизни, а точ­ нее, то, что не было никакого смысла в такой жизни, так же как и нет смысла в той литературе, которую превозносит Авиета. По ее понятиям искренность в литературе вредна. «Литература - чтобы развлечь нас, когда у нас настроение плохое*, - говорит Авиета, не понимая, что литература действительно учитель жизни. И если надо писать о том, что должно быть, то, значит, никогда не будет правды, так как никто не может точно сказать, что именно будет. А увидеть и описать то, что есть, может далеко не каждый, и вряд ли Авиета сможет представить хотя бы сотую долю того ужаса, когда женщина перестает быть женщиной, а становится рабочей лошадью, которая впоследствии не может иметь детей. Зоя раскры­ вает Костоглотову весь ужас гормонотерапии; и то, что его лишают права продолжать себя, ужасает его: «Сперва меня лишили моей


собственной жизни. Теперь лишают и права... продолжить себя. Кому и зачем я теперь буду?.. Худший из уродов! На милость?.. На милостыню?..» И сколько бы ни спорили о смысле жизни Ефрем, Вадим, Русанов, сколько бы о нем ни рассуждали, для всех он оста­ нется одним и тем же - оставить после себя кого-нибудь. Косто- глотов прошел через все, и это наложило свой отпечаток на его сис­ тему ценностей, на его понятие жизни.

То, что Солженицын долгое время провел в лагерях, тоже по­ влияло на его язык и стиль написания повести. Но от этого произ­ ведение только выигрывает, так как человеку становится доступ­ным все то, о чем он пишет, он как бы переносится в больницу и сам принимает участие во всем происходящем. Но вряд ли кто-ни­ будь из нас сможет до конца понять Костоглотова, который везде видит тюрьму, во всем старается найти и находит лагерный под­ ход, даже в зоопарке. Лагерь искалечил его жизнь, и он понимает, что вряд ли ему удастся начать прежнюю жизнь, что дорога назад ему закрыта. И еще миллионы таких же потерянных людей выбро­ шены на просторы страны, людей, которые, общаясь с теми, кто не касался лагеря, понимают, что между ними всегда будет стоять стена непонимания, подобно тому как не понимала Костоглотова Людмила Афанасьевна.

Мы скорбим о том, что эти люди, которых искалечила жизнь, изуродовал режим, которые проявили такую неуемную жажду жизни, пережили страшные страдания, теперь вынуждены терпеть отторжение общества. Им приходится отказаться от той жизни, к которой они так долго стремились, которую они заслужили.

Рецензия на книгу «Раковый корпус» – Александр Солженицын, написанная в рамках конкурса «Книжная полка #1».

До недавнего времени я старался обходить стороной отечественную литературу по необъяснимым даже для меня самого причинам, однако «Раковый корпус» был в моих планах уже давно и располагался на воображаемой «хочу прочитать-полке» в почетных первых рядах. Причиной этому являлось следующее…

В одном лишь названии повести Александра Солженицына сосредоточены необъятный страх, бесконечная боль и горечь, горечь за человека…

Поэтому я не мог пройти мимо. Лучшие книги выворачивают тебя наизнанку. И эта смогла, несмотря на мою готовность, несмотря на то, что я осознавал, как будет тяжело. Произведение Александра Исаевича стало первым, заставившим меня плакать. Усугубило же ситуацию то, что повесть во многом автобиографична. Солженицын — писатель, претерпевший в своей жизни множество тягот и лишений: начиная от войны, ареста, критики и изгнания из страны, и заканчивая онкологическим заболеванием, послужившим основой, не побоюсь этого слова, великого произведения. И именно здесь, в потрескавшихся стенах ракового корпуса, писатель и заключил все свои мысли и переживания, сопровождавшие его на протяжении долгого и тяжелого пути, пути к корпусу номер тринадцать.

«За эту осень я на себе узнал, что человек может переступить черту смерти, ещё когда тело его не умерло. Ещё что-то там в тебе кровообращается или пищеварится - а ты уже, психологически, прошёл всю подготовку к смерти. И пережил саму смерть.»

Именно с такими мыслями человек, однажды услышавший три страшных слова «у вас рак» , переступает порог онкологического отделения. И неважно, стар ты или молод, женщина или мужчина, примерный партиец – дитя системы или арестант, приговоренный к вечной ссылке – болезнь не станет выбирать.

И кажется мне, что весь ужас любой болезни – а уж тем более рака – заключен, несмотря на вышеуказанное смирение, в обычном человеческом неверии, в пресловутом «авось». Все мы, как герои повести Солженицына, пытаемся от нее отмахнуться, откреститься, убедить самих себя в том, что с нами ни при каких обстоятельствах не случится такого горя, которого кругом — кишмя кишит.

«…уж кислородную подушку сосет, уж глазами еле ворочает, а языком все доказывает: не умру! у меня не рак!»

А когда все-таки поверим, а главное примем болезнь – тогда, опять же, смирившись начинаем спрашивать, за что нам такая несправедливость, да роемся в своем прошлом, как в черной яме и пытаемся в потемках во имя оправдания найти не менее черную гниль, от которой на нас эта смертельная болячка и сошла. Вот только не находим ничего, потому что, повторюсь, болезни все равно. И мы ведь знаем это. Но, думается, такова наша человеческая натура – всему искать оправдание. Оправдание для себя одного, и плевать на остальных…

«Свои беды каждому досадней.»

Своя беда и своя дорога приводят в тринадцатый корпус каждого из героев «солженицынской» повести. Поражает, до чего же разных людей может в один прекрасный (или не очень) день свести судьба. В такие моменты действительно начинаешь в нее верить. Так встречаются здесь, в раковом корпусе, Русанов и Костоглотов – два разных выходца одной мощнейшей системы. Павел Николаевич Русанов – ее адепт, ярый приверженец. Олег Костоглотов – жертва, человек, вынужденный волочить свое существование в ссылках и лагерях (до чего же говорящая фамилия!). Но главное не то, где они встречаются (раковый корпус здесь выступает лишь в качестве декораций, если позволите). Важнее здесь, конечно же, когда ! 50-ые годы – переломный момент в истории Союза, и, что существеннее, в истории двух конкретных людей – Русанова и Костоглотова. Смерть Сталина, зарождающиеся разговоры о разоблачении культа личности, смена власти – все это ярко выражено в их реакциях: что для одного – неминуемый крах, едва ли не конец жизни, а для другого – долгожданный путь к освобождению.

И когда посреди палаты безнадежно больных разгораются бесполезные распри о режиме, ломающем судьбы, когда один готов донести властям на другого «если бы только они были в другом месте», когда согласный с тобой одновременно желает и спорить – тогда так правильно и своевременно, хоть и через силу, звучит хриплый голос соседа Ефрема:

«Для чего люди живы?»

И, несмотря на нелюбовь и конфликты, объединившись перед лицом смерти, каждый ответит на вопрос по-своему, если, конечно, вообще сможет ответить. Одни скажут – продовольствием продуктовым да вещевым, другой – тот, что самый молодой, Дёмка – воздухом да водой, кто-то – квалификацией или Родиной, Русанов – общественным благом да идейностью. А правильный ответ ты навряд ли найдешь. Его и не стоит искать. Я думаю, он сам однажды найдет тебя.

Тяжело. Мне искренне тяжело осознавать то, как человек, находясь на пороге смерти, может хоть на минуту задуматься о смысле жизни. И так со всей повестью: и читается легко, и неспешно плывешь по строкам, и хочется читать, читать, читать, а как представишь больного, взглянешь в его пустые глаза, прислушаешься к словам, окунешься в омут его беспорядочных, может быть, неправильных, но до безумия сильных мыслей – так слезы и наворачиваются, и останавливаешься, словно опасаясь продолжать.

Но есть маленькая нить, протянувшаяся до самого финала повести, которая, кажется, и создана для того, чтобы спасти. Конечно же, речь о любви. О любви простой и настоящей, без прикрас, о любви несчастной и противоречивой, но необыкновенно теплой, о любви горькой и недосказанной, но все-таки спасительной.

И потому хочется сказать, что жизнь побеждает, и хочется преисполниться великой надеждой, а потом перед глазами смертельно больной человек, его толстая история болезни, метастазы и справка с надписью tumor cordis, casus inoperabilis (опухоль сердца, случай, не поддающийся операции). И слезы.

В завершении, уже покинув раковый корпус, хочу сказать, что я благодарен Александру Исаевичу за одну бережно поднесенную мысль, в которой я разглядел свое отношение к литературе, но, к счастью, не к людям. Ее я обязан переварить.

— А что такое идолы театра?

— Ох, как это часто!

— А иногда — что и сам пережил, но удобнее верить не себе.

— И таких я видел…

— Ещё идолы театра — это неумеренность в согласии с доводами науки. Одним словом, это — добровольное принимаемые заблуждения других.

Не могу не добавить, что испытывал перед книгой и писателем неискоренимое чувство стыда во время перерывов в чтении. «Раковый корпус» — тяжелая повесть, именно поэтому покидать ее и возвращаться в реальный «легкий» мир было неловко, повторюсь, стыдно, но это нужно было делать по понятным причинам.

Раковый корпус – это то место, в которое, увы, излеченные люди часто возвращаются. К книге же я, скорее всего, не вернусь. Не смогу. И не каждому посоветую ее читать. Но знакомство с Александром Исаевичем Солженицыным, пожалуй, продолжу. Позже.

Сочинение

В «Раковом корпусе» на примере одной больничной палаты Солженицын изображает жизнь целого государства. Автору удается передать социально – психологическую ситуацию эпохи, ее своеобразие на таком малом, казалось бы, материале, как изображение жизни нескольких раковых больных, волею судьбы оказавшихся в одном больничном корпусе. Все герои - это не просто разные люди с разными характерами; каждый из них является носителем определённых типов сознания, порожденных эпохой тоталитаризма. Важно и то, что все герои предельно искренни в выражении своих чувств и отстаивании своих убеждений, так как находятся перед лицом смерти.

Олег Костоглотов, бывший зек, самостоятельно пришел к отрицанию постулатов официальной идеологии. Шулубин, русский интеллигент, участник Октябрьской революции, сдался, внешне приняв общественную мораль, и обрек себя на четверть века душевных терзаний. Русанов предстает как «мировождь» номенклатурного режима. Но, всегда че��ко следуя линии партии, он зачастую пользуется данной ему властью в личных целях, путая их с общественными интересами. Убеждения этих героев уже вполне сформировались и неоднократно проверяются в ходе дискуссий. Остальные герои в основном являются представителями пассивного большинства, принявшего официальную мораль, но они либо равнодушны к ней, либо отстаивают ее не так рьяно. Все произведение представляет собой некий диалог сознании, отражающий почти весь спектр жизненных представлений, характерных для эпохи. Внешнее благополучие системы не означает, что она лишена внутренних противоречий. Именно в этом диалоге автор видит потенциальную возможность излечения той раковой опухоли, которая поразила все общество.

У Рожденные одной эпохой, герои повести делают разный жизненный выбор. Правда, не все они осознают, что выбор уже сделан. Ефрем Поддуев, проживший жизнь так, как он хотел, понимает вдруг, обратившись к книгам Толстого, всю пустоту своего существования. Но это прозрение героя слишком запоздалое. В сущности, проблема выбора встает перед каждым человеком ежесекундно, но из множества вариантов решения лишь один верен, из всех жизненных дорог лишь одна по сердцу. Необходимость выбора осознает Демка, подросток на жизненном перепутье. В школе он впитал официальную идеологию, но в палате он ощутил ее неоднозначность, услышав весьма противоречивые, порой исключающие друг друга высказывания своих соседей. Столкновение позиций разных героев происходит в бесконечных спорах, затрагивающих как бытовые, так и бытийные проблемы. Костоглотов - боец, он неутомим, он буквально набрасывается на своих противников, высказывая все то, что наболело за годы вынужденного молчания. Олег легко парирует любые возражения, так как его доводы выстраданы им самим, а мысли его оппонентов чаще всего внушены господствующей идеологией. Олег не принимает даже робкой попытки компромисса со стороны Русанова. А Павел Николаевич и его единомышленники оказываются неспособны возразить Костоглотову, ибо они не готовы сами защищать свои убеждения. Это за них всегда делало государство.

Русанову не хватает аргументов: он привык сознавать собственную правоту, опираясь на поддержку системы и личную власть, а здесь все равны перед лицом неминуемой и близкой смерти и друг перед другом. Преимущество Костоглотова в этих спорах определяется еще и тем, что он говорит с позиции живого человека, а Русанов отстаивает точку зрения бездушной системы. Шулубин лишь изредка высказывает свои мысли, отстаивая идеи «нравственного социализма». Именно к вопросу о нравственности существующего строя и стягиваются в конечном итоге все споры в палате. Из беседы Шулубина с Вадимом Зацырко, талантливым молодым ученым, мы узнаем, что, по мнению Вадима, наука ответственна лишь за создание материальных благ, а нравственный аспект ученого не должен волновать.Разговор Демки с Асей раскрывает сущность системы образования: с детства учеников приучают думать и действовать «как все». Государство с помощью школы учит неискренности, прививает школьникам искаженные представления о морали и нравственности. В уста Авиэтты, дочери Русанова, начинающей поэтессы, автор вкладывает официальные представления о задачах литературы: литература должна воплотить образ «счастливого завтра», в котором реализуются все надежды сегодняшнего дня. Талант и писательское мастерство, естественно, не идут ни в какое сравнение с идеологическим требованием. Главное для писателя - отсутствие «идеологических вывихов», поэтому литература становится ремеслом, обслуживающим примитивные вкусы масс. Идеология системы не предполагает создание нравственных ценностей, по которым тоскует Шулубин, предавший свои убеждения, но не разуверившийся в них. Он понимает, что система со смещенной шкалой жизненных ценностей нежизнеспособна. Твердолобая самоуверенность Русанова, глубокие сомнения Шулубина, непримиримость Костоглотова - разные уровни развития личности при тоталитаризме. Все эти жизненные позиции продиктованы условиями системы, которая таким образом не только формирует из людей железную опору для себя, но и создает условия для потенциального саморазрушения.

Все три героя - жертвы системы, так как она лишила Русанова способности самостоятельно мыслить, заставила Шулубина отказаться от своих убеждений, отняла свободу у Костоглотова. Всякий строй, угнетающий личность, уродует души всех своих подданных, даже тех, кто служит ему верой и правдой. 3. Таким образом, судьба человека, по мысли Солженицына, зависит от того выбора, который делает сам человек. Тоталитаризм существует не только благодаря тиранам, но и благодаря пассивному и равнодушному ко всему большинству, «толпе». Только выбор истинных ценностей может привести к победе над этой чудовищной тоталитарной системой. И возможность для такого выбора есть у каждого.

Роман «Раковый корпус» был написан в 60-х годах прошлого века. Но в те годы опубликовать произведение было невозможно из-за цензуры, поэтому роман расходился среди читателей в самиздатовских вариантах, а еще был издан за рубежом. И только в 1990-м году впервые был опубликован на страницах «Нового мира» в СССР. Этот роман, хотя автор предпочитал называть произведение повестью, дал толчок для присвоения писателю Нобелевской премии.

Название романа, которое автор отстоял при публикации, символично, это понимаешь сразу, начиная читать его. События происходят в тринадцатом корпусе больницы в Ташкенте. Именно этот корпус содержит пациентов, больных раком. А знакомясь с героями, сразу осознаешь, что «раковую болезнь» автор избрал для осмысления того, что происходит в обществе: раковая опухоль коммунистического общества породила такое страшное чудовище, как система лагерей.

Своим произведением Солженицын дает предупреждение, предостерегает от страшных последствий этой раковой опухоли общества. Нужно ее убрать в корне, постепенно излечивая метастазы, иначе она приведет к полной гибели общества. В раковой опухоли автор символизирует как коммунистическое общество в целом, так и систему лагерей, порожденную им. За словами автора страна не может быть здоровой, имея такую опухоль.

Мы можем назвать это произведение историческим повествованием, ибо на его страницах отражены исторические события страны, описаны нравы и быт советского общества.

Большинство героев произведения тесно связаны с миром лагерей, через которые они прошли. В раковом корпусе собрались совершенно разные люди с разными взглядами, судьбами и характерами. Но всех их объединяет одна болезнь – рак. Из этой болезни они выходят по-разному – у одних наступает улучшение, а других выписывают умирать домой, ибо они неизлечимы. На примере одной больничной палаты Солженицын изобразил жизнь целого государства.

Находясь в больнице, пациенты, имея много свободного времени, проводят его в рассуждениях и спорах о жизни и смерти, о политике и идеологии.

Большинство героев произведения связаны с лагерями. Одни отбывали там срок, другие работали на лагеря. Поэтому у них разное мнение о системе, породившей этот ужас. Но все они жертвы системы и перед лицом смерти оказываются беспомощными.

Читая «Раковый корпус» мы все задумываемся о сущности бытия и смысле жизни, о добре и зле.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Князя Святослава из Слово о полку Игореве сочинение

    Святослав Всеволодович – прославленный князь Киева, мудрый и умиротворенный. Положение вещей в стране его сильно задевает, ведь Святослав мыслит старыми принципами

  • Тема и идея поэмы Мцыри Лермонтова сочинение
  • Любовная лирика Есенина сочинение

    Сергею Есенину и его творчеству отводится особое место в русской литературе. Большую часть своего творчества он отводил теме родного края, ведь родился великий поэт в селе, которое находится в Рязанской области – Константиново.

  • Сочинение Весенний дождь 4, 5, 6 класс

    Любое явление, связанное с весенним периодом, вызывает праздник на душе. Ведь именно в эту пору пробуждается все живое вокруг, мир преображается во всех своих проявлениях.

  • Народные песни являются превосходным свидетельством огромного таланта людей, которые проживают на определенной территории. Они отражают исторические события, содержимое легенд и сказок.

«Мы должны строить Россию нравственную – или уж никакую, тогда и все равно».
«Только вера в человека и дает надежду».
А. И. Солженицын

Александр Исаевич Солженицын (1918–2008) – Нобелевский лауреат по литературе (1970), мощная политическая фигура, человек, на долю которого выпало столько испытаний и потерь, что хватило бы на несколько жизней. Он был студентом, солдатом, зэком, школьным учителем, изгнанником в своем Отечестве. Всегда был неудобен и неугоден власти, жесткая борьба с которой окончилась полным выдворением его из страны. В 1969 году Солженицын был исключен из Союза писателей СССР. Одним из первых поднял тему «сталинских лагерей». Всю жизнь служил русской литературе, а душа его непрестанно болела за русский народ. Даже в эмиграции он мучился вопросами духовного оздоровления российского общества: как нам научиться «жить не по лжи» и при этом не потерять себя.

В творчестве Александра Исаевича, по мысли Н. А. Струве, отразилось одно из самых глубоких христианских откровений – возвышение личности через ее добровольное самоумаление. Мысль по Солженицыну: через самоутверждение человек теряет себя, через самоограничение – вновь обретает. В своем творчестве Солженицын возвеличил способность личности, прошедшей через все ужасы XX столетия, обрести и сохранить себя.

Повесть «Раковый корпус», написанная в 1963–1966 годах, вышла на русском языке в 1968 году в Германии и Франции. И в этом же году в декабре Солженицыну была присуждена французская премия «За лучший иностранный роман». На родине повесть была опубликована только в 1990 году в журнале «Новый мир» (№6–8).

В основу произведения положены переживания, связанные с болезнью, которую диагностировали у писателя в 1952 году. Прогноз врачей был неутешителен, ему оставалось жить всего несколько недель. Боль, страх, отчаяние, невероятная тяжесть собственного бремени, и тоскливое ожидание конца – все эти чувства испытал Солженицын в те дни. В повести автор пытается понять: за что даются такие страдания, которые вынести невозможно. Через тему болезни писатель раскрыл в повести общественно-социальные проблемы тоталитарного государства. У героев возникает идея построить такое общество, отношения в котором будут вытекать из нравственности. Люди в таком обществе научатся сопротивляться физическому нездоровью, ведь если человек духовно целен и крепок, недуг к нему не пристанет. А полное излечение от болезни есть результат чистой совести. Если человек найдет в себе силы для раскаяния в своих неблаговидных поступках, тогда и болезнь от него отступит. Вот такая простая и вместе с тем сложная философия существования. По сути, это христианская философия.

События повести происходят в больничном корпусе № 13, где лежат пациенты со страшным диагнозом «рак». Они сопротивляются болезни по-разному. Одного из героев романа Павла Русанова мучают угрызения совести, ему снятся жертвы его прежних доносов. Другого же - Ефрема Поддуева не оставляют воспоминания о том, как он издевался над рабочими, заставляя их гнуть спину на трескучем морозе. Симпатичный автору Олег Костоглотов, которого еле живого доставили в больницу, все про себя понял, его отчаянное сопротивление болезни дает положительные результаты.

Жизнь, которая сближает людей в палате ракового корпуса, заставляет их задуматься и понять наивысшее предназначение человека, ответить на самый главный вопрос: «Чем человек жив?». А жив он любовью, в самом глобальном понимании этого слова.

Очень трогательно описаны взаимоотношения врача и больного, открытость и душевность врачей, их преданность своему делу, пациентам.

Хочется отметить особенный язык повести Александра Исаевича. Еще в 90-е годы была попытка анализа его авторского словаря. Приведём примеры некоторых слов и выражений: «дела проредились» (сделались), «вомлел в нее глазами» (пристально смотрел), «частокол вопросов», «раковое истомление», «тоску с души сплеснуть» (сбросить), «растеплился он очень» (расчувствовался). Восхищает такое мастерское владение словом и такое бережное и тонкое отношение к чувствам своих героев.

Финал повести пронизан ощущением торжества жизни перед смертью. Герой выходит из больницы и радуется новому дню, весне, любви. В нем живет надежда на окончательное исцеление и на новую жизнь.

Чем сегодняшнего читателя может заинтересовать творчество Солженицына? Искренностью и откровенностью писателя. Александр Исаевич показал в человеке то ценное и незыблемое, что никакое зло не в состоянии разрушить.

Хочется надеяться на то, что, размышляя, мы еще долго будем открывать для себя все новые и новые смыслы в талантливых строках прозаика.

Загрузка...