crimea-fun.ru

Особенности современной системы ценностей российского общества. Состояние базовых ценностей российского общества Ценности современного российского общества что входит

Ценности - это обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм. Они обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Она в свою очередь оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших мотиваторов социального действия, поведения индивидов. Таким образом, каждая ценность и системы ценностей имеют двуединое основание: в индивиде как самоценном субъекте и в обществе как социокультурной системе.

Типология ценностей

Имеется несколько оснований для типологии ценностей. Поскольку ценности влияют на поведение людей во всех сферах их жизнедеятельности, то простейшим основанием для их типологии является их конкретное пред

метное содержание. По этому основанию различают ценности социальные, культурные, экономические, политические, духовные и т.д. Специалисты насчитывают многие десятки, даже сотни таких ценностей. А если связывать ценности с качествами, способностями, чертами личности, то Олпорт и Одберт насчитали таких черт 18 (XXI. а Андерсон сумел сократить этот список сначала до 555. затем до 200 названий. Но наиболее общих, базовых ценностей, составляющих основание ценностного сознания людей и подспудно влияющих на их поступки в различных областях ЖИЗНИ. не так много Их число оказывается минимальным, если соотносить ценности с потребностями людей: Фрейд предложил ограничиться двумя. Маслоу пятью потребностями-ценностями. Муррей сформировал список из 28 ценностей. Рокич оценил число терминальных ценностей в полторы дюжины, а инструментальных - в пять-шесть дюжин, но эмпирически исследовал по 18 тех и других. Словом, речь идет о двух- четырех десятках базовых ценностей.

С учетом результатов эмпирических исследований, в том числе нашего, по этому основанию можно выделить четыре группы ценностей:

Ценности высшего статуса, «ядро» ценностной структуры;

Ценности среднего статуса, которые могут перемещаться в состав ядра или на периферию, поэтому их можно представить как «структурный резерв»;

Ценности ниже среднего, но не самого низкого статуса, или «периферию» - они также подвижны и могут перемещаться в «резерв» или в «хвост»;

Ценности низшего статуса, или упомянутый «хвост» ценностной структуры, состав которого малоподвижен.

Ценностное ядро можно охарактеризовать как доминирующую в общественном сознании группу ценностей, которые интегрируют общество или иную социальную общность в некоторое целое (по нашим данным, к ним относятся те ценности, которые одобряют свыше 60% населения).

Структурный резерв находится между доминированием и оппозицией, он служит той областью, где наиболее интенсивно проявляются ценностные конфликты между индивидами и социальными группами, а также внутриличностные конфликты (в среднем, такие ценности одобряют 45-60% населения).

Периферия включает в себя оппозиционные ценности (их одобряют примерно 30- 45% населения), разделяющие членов данной общности на приверженцев существенно разных, подчас несовместимых ценностей и потому вызывающие наиболее острые конфликты.

Наконец, в хвосте оказываются ценности явного меньшинства, отличающегося от остальных членов общности большей стабильностью своих ориентаций, унаследованных от прошлых пластов культуры (их одобряют менее 30% населения).

  • 3.1. Восток как социокультурный и цивилизационный феномен
  • 3.2. Доосевые культуры Древнего Востока Уровень материальной цивилизации и генезис социальных связей
  • Раннее государство на Востоке
  • Мировосприятие и религиозные верования
  • Художественная культура
  • 3.3. Послеосевые культуры Древнего Востока Культура Древней Индии
  • Культура Древнего Китая
  • Контрольные вопросы
  • Библиография
  • Глава 4 античность – основа европейской цивилизации
  • 4.1. Общая характеристика и основные этапы развития
  • 4.2. Античный полис как уникальное явление
  • 4.3. Мировосприятие человека в античном обществе
  • 4.4. Художественная культура
  • Контрольные вопросы
  • Библиография
  • Глава 5 история и культура европейского средневековья
  • 5.1. Общая характеристика европейского средневековья
  • 5.2. Материальная культура, экономика и условия жизни в средние века
  • 5.3. Общественная и политическая системы средневековья
  • 5.4. Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека
  • 5.5. Художественная культура и искусство средних веков
  • Контрольные вопросы
  • Библиография
  • Глава 6 средневековый арабский восток
  • 6.1. Общая характеристика арабо-мусульманской цивилизации
  • 6.2. Развитие экономики
  • 6.3. Социально-политические отношения
  • 6.4. Особенности ислама как мировой религии
  • 6.5. Художественная культура
  • Контрольные вопросы
  • Библиография
  • Глава 7 византийская цивилизация
  • 7.1. Общая характеристика византийской цивилизации
  • 7.2. Общественная и политическая системы Византии
  • 7.3. Византийская картина мира. Система ценностей и идеал человека
  • 7.4. Художественная культура и искусство Византии
  • Контрольные вопросы
  • Библиография
  • Глава 8 русь в средние века
  • 8.1. Общая характеристика средневековой Руси
  • 8.2. Экономика. Социально-классовая структура
  • 8.3. Эволюция политической системы
  • 8.4. Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура
  • 8.5. Художественная культура и искусство
  • Контрольные вопросы
  • Библиография
  • Глава 9 возрождение и реформация
  • 9.1. Содержание понятия и периодизация эпохи
  • 9.2. Экономические, социальные и политические предпосылки европейского Возрождения
  • 9.3. Изменения в мировоззрении горожан
  • 9.4. Содержание эпохи Возрождения
  • 9.5. Гуманизм – идеология Ренессанса
  • 9.6. Титанизм и его «обратная» сторона
  • 9.7. Искусство эпохи Возрождения
  • Контрольные вопросы
  • Библиография
  • Глава 10 история и культура европы в новое время
  • 10.1. Общая характеристика Нового времени
  • 10.2. Образ жизни и материальная цивилизация Нового времени
  • 10.3. Социальная и политическая системы Нового времени
  • 10.4. Картины мира Нового времени
  • 10.5. Художественные стили в искусстве Нового времени
  • Контрольные вопросы
  • Библиография
  • Глава 11 россия в эпоху нового времени
  • 11.1. Общие сведения
  • 11.2. Характеристика основных этапов
  • 11.3. Экономика. Социальный состав. Эволюция политического строя
  • 11.4. Система ценностей российского общества
  • 11.5. Эволюция духовной культуры Создание системы социокультурных учреждений в эпоху Нового времени
  • Соотношение провинциальной и столичной культуры
  • Культура донского казачества
  • Развитие общественно-политической мысли и пробуждение гражданского самосознания
  • Возникновение охранительной, либеральной и социалистической традиций
  • Две линии в истории русской культуры XIX в.
  • Роль литературы в духовной жизни российского общества
  • 11.6. Художественная культура Нового времени
  • Контрольные вопросы
  • Библиография
  • Глава 12 история и культура россии в конце XIX–начале XX в.
  • 12.1. Общая характеристика периода
  • 12.2. Выбор пути общественного развития. Программы политических партий и движений Экономическая политика с.Ю. Витте и п.А. Столыпина
  • Либеральная альтернатива преобразования России
  • Социал-демократическая альтернатива преобразования России
  • 12.3. Переоценка традиционной системы ценностей в общественном сознании
  • 12.4. Серебряный век – ренессанс русской культуры
  • Контрольные вопросы
  • Библиография
  • Глава 13 цивилизация запада в XX веке
  • 13.1. Общая характеристика периода
  • 13.2. Эволюция системы ценностей в западной культуре XX в.
  • 13.3. Основные тенденции развития западного искусства
  • Контрольные вопросы
  • Библиография
  • Глава 14 советское общество и культура
  • 14.1. Проблемы истории советского общества и культуры
  • 14.2. Становление советской системы (1917-й–1930-е годы) Общая характеристика периода
  • Идеология. Политическая система
  • Экономика
  • Социальная структура. Общественное сознание
  • Культура
  • 14.3. Советское общество в годы войны и мира. Кризис и крах советской системы (40-80-е годы) Общая характеристика
  • Идеология. Политическая система
  • Экономическое развитие советского общества
  • Социальные отношения. Общественное сознание. Система ценностей
  • Культурная жизнь
  • Контрольные вопросы
  • Библиография
  • Глава 15 россия в 90-е годы
  • 15.1. Политическое и социально-экономическое развитие современной России
  • 15.2. Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития
  • 15.3. Развитие культуры
  • Контрольные вопросы
  • Библиография
  • Культурология
  • Порядок реализации курса
  • Приложение 2 программа курса «история и культурология»
  • Тема I. Основные школы, направления и теории в истории и культурологии
  • Тема II. Первобытное общество: рождение человека и культуры
  • Тема III. История и культура древних цивилизаций
  • Тема IV. История и культура средневековых цивилизаций (V–XV вв.)
  • Тема V. Русь в средние века
  • Тема VI. Возрождение и Реформация
  • Тема VII. История и культура Нового времени (XVII-XIX вв.)
  • Тема VIII. Начало нового периода русской истории и культуры
  • Тема IX. История и культура XX века
  • Тема X. Россия в XX веке
  • Демонстрационные материалы
  • Библиография к введению
  • К теме I
  • К теме II
  • К теме III
  • К теме IV
  • К теме V
  • К теме VI
  • К теме VII
  • К теме VIII
  • К темам IX и х
  • Предметный указатель
  • Именной указатель
  • Содержание
  • История и культурология
  • 105318, Москва, Измайловское ш., 4
  • 432601, Г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14
  • 11.4. Система ценностей российского общества

    Радикальные изменения во всех сферах жизни в эпоху Нового времени затронули и систему ценностей российского общества. Важнейшим фактором, повлиявшим на эти перемены, явилось становление техногенной цивилизации, буржуазных общественных отношений, рационалистического мышления.

    Несмотря на раскол, который произошел в российском обществе при Петре I между высшими и низшими сословиями, в нем сохранялись традиционные ценностные представления, образ жизни. Одна из главных таких ценностей в жизни высших и низших сословий – семья и семейные традиции. Авторитет семьи в российском обществе был необычайно высок. Человек, не желавший в зрелом возрасте заводить семью, вызывал подозрение. Только две причины могли оправдать такое решение – болезнь и желание уйти в монастырь. Русские пословицы и поговорки красноречиво говорят о значении семьи в жизни человека: «Не женат – не человек», «В семье и каша гуще», «Семье в куче не страшна и туча» и т.д. Семья была хранительницей и передатчицей из поколения в поколение жизненного опыта, нравственности, здесь проходило воспитание и обучение детей. Так, в дворянской усадьбе сберегали портреты дедов и прадедов, рассказы и предания о них, их вещи – любимое кресло дедушки, любимую чашку матушки и т.д. В русских романах эта особенность усадебного быта предстает как неотъемлемая его черта.

    В крестьянской жизни, также пронизанной поэзией традиций, само понятие дома имело в первую очередь значение глубинных связей, а не просто жилплощади: отчий дом, родной дом. Отсюда уважение ко всему, что дом составляет. Традицией предусматривались даже разные типы поведения в различных частях дома (что можно у печки, того нельзя в красном углу и т.д.), сохранение памяти о старших – также крестьянская традиция. От стариков переходили к молодому поколению иконы, вещи и книги. Такое крестьянско-дворянское восприятие жизни не обходилось без некоторой идеализации – ведь память всюду сохраняла самое лучшее. Обрядовые традиции, связанные с церковными и календарными праздниками, повторялись практически без изменений в различных социальных слоях российского общества. Не только к Лариным можно было отнести слова:

    Они хранили в жизни мирной

    Привычки мирной старины;

    У них на масленице жирной

    Водились русские блины.

    Русская семья оставалась патриархальной, еще долгое время руководствуясь «Домостроем» – старинным сводом житейских правил и наставлений.

    Таким образом, высшие и низшие сословия, оторванные в своем историческом существовании друг от друга, тем не менее имели одинаковые нравственные ценности.

    Между тем происходившие в России важнейшие социально-экономические преобразования, характеризовавшиеся установлением конкуренции в экономике, либерализма в политической жизни, утверждением идей свободомыслия и просвещения, способствовали распространению новых европейских социокультурных ценностей, которые по сути не укоренились в массах – ими смогла овладеть только элита.

    Трудящиеся массы (так называемая «почва») придерживались традиций допетровской старины. Они оберегали изначальные идеологические догматы, связанные с православием и самодержавием, глубоко укорененные традиции, политические и социальные установления. Такие ценности не могли способствовать модернизации или даже интенсивной социодинамике страны. Определяющей чертой общественного сознания в «почвенных» слоях оставался коллективизм. Он был главной нравственной ценностью в крестьянской, городской посадской и казачьей общинах. Коллективизм помогал сообща перенести испытания трудных времен, являлся главным фактором социальной защиты. Так, жизнь казаков была основана на общинной организации и принципах военной демократии: коллективное принятие решений на казачьем круге, выборность атаманов, коллективные формы собственности*. Суровые и жестокие условия существования казаков способствовали созданию определенной системыценностей.

    * В составе Российской империи было 12 казачьих областей. Российский феномен казачества отличается неоднозначностью, наличием спорных вопросов. Казаки жили на вновь осваиваемых территориях России, на ее окраинах. В допетровскую эпоху они самостоятельно боролись с могущественной Османской империей, Крымским ханством и Польским королевством, охраняя русские границы от разорительных набегов. Впоследствии казаки участвовали в войнах Российской империи.

    Дореволюционный историк Е. Савельев, описавший историю донских казаков, обращал внимание на то, что «казаки были народ прямолинейный и рыцарски гордый, лишних слов не любили и дела в Кругу решали скоро и справедливо». Хитрость и ум, стойкость и способность переносить тяжелые лишения, беспощадная месть врагу, веселость нрава отличали казаков. Они твердо стояли друг за друга – «все за одного и один за всех», за свое казачье братство; были неподкупны; предательства, трусости, воровства не прощали. В походах, пограничных городках и на кордонах казаки вели холостой образ жизни и строго соблюдали целомудрие. Хрестоматийным примером является Степан Разин, который велел бросить в Волгу казака и бабу за нарушение целомудрия, а когда ему самому напомнили о том же, то он бросил в воду плененную персидскую княжну. Именно высокие нравственные качества способствовали постоянно высокой боевой готовности казачьего войска.

    Из высказанных суждений о системе ценностей в «почвенном» укладе российского общества видно, как народное мироощущение мало было затронуто грандиозными переменами, которые в Новую эпоху происходили в государстве. В гораздо большей мере изменения коснулись грамотной и активной части населения России, которую В. Ключевский назвал «цивилизацией». Здесь формировались новые классы общества, развивалось предпринимательство и складывались рыночные отношения, появлялась профессиональная интеллигенция. Интеллигенция была представлена духовенством и дворянством, разночинцами и крепостными (актерами, музыкантами, архитекторами и т.д.). В рядах интеллигенции как стиль мышления утверждались рационализм, оптимистическое мироощущение, вера в возможность совершенствования мира. Мировоззрение освобождалось от духовной власти церкви.

    Петр I отменил патриаршество и поставил во главе церкви синод, по сути коллегию чиновников, тем самым подчинив церковь государству. Дальнейшее ослабление церкви произошло в 60-е годы XVIII в., когда Екатерина II, укреплявшая устои светского абсолютистского государства, конфисковала большую часть земельных владений, принадлежавших церкви и монастырям. Из 954 существовавших тогда монастырей секуляризацию пережили только 385.

    Разрушение замкнутого православного мира во многом происходило благодаря русскому просвещению. Ф. Прокопович, В. Татищев, А. Кантемир, М. Ломоносов, Д. Аничков, С. Десницкий, А. Радищев развивали идеи о независимости природы и человека от божественного предопределения, о необходимости разделения сфер влияния религии и науки и т.д. В XIX в. идеи свободомыслия, резкой критики религии выдвигали многие декабристы, а также революционеры-демократы В. Белинский, А. Герцен, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов. Они пытались создать общую атеистическую концепцию, освещающую происхождение религии, ее социальных функций, в особенности православия.

    В системе ценностей российского общества большую роль играли изменения в личной и общественной жизни сословий. По оценке Д.С. Лихачева, при Петре I «осознание перехода заставило сменить систему знаков»: надеть европейское платье, новые мундиры, «скоблить» бороды, реформировать всю государственную терминологию на европейский лад, признать европейское .

    Одной из особенностей личности дворянина стала способность к общению, предполагавшая для него широкие дружеские связи. Немалое значение при этом имели ассамблеи, светские клубы (Английский и др.), которые ввели в общественную жизнь России женщину. После «теремного», замкнутого мира, в котором жила даже высокопоставленная женщина в эпоху средневековья, появился новый тип женщины – образованной, следующей европейским нормам жизни. XVIII и XIX вв. дают много таких примеров: Е. Дашкова – первый президент первой Российской академии наук, Е. Растопчина – писательница, М. Волконская и другие жены декабристов.

    Вбыт дворянства обязательно входили обеды и балы, чтение книг и музицирование, наслаждение произведениями искусства. Ежедневная прогулка по парку вошла в дворянский быт не только деревни, но и города*. В конце XVIII в. возник такой социокультурный феномен, как дворянская усадьба, с которой связан обширный пласт отечественной культуры, выходящей за рамки ее дворянской части.

    * Цит. по: Поликарпов В.С. История нравов в России. Ростов-н/Д.: Феникс, 1995. С. 196.

    Противоречивость эпохи проявлялась в «возвышенных» достижениях дворянской «усадебной культуры» и наличии крепостнических нравов. Гуманность и благородство уживались с помещичьим «жестокосердием». Однако в целом для русских дворян XVIII–XIX вв. характерным было неприятие помещичьего произвола, жестокости, сословной спеси, надменности. В этой среде возник блестящий и просвещенный слой интеллигенции. Входящие в него вели замкнутый образ жизни, соблюдая определенную нравственную дистанцию по отношению к губернским и уездным администрациям, политике притеснения простого народа.

    Это поколение интеллигенции оказало огромное влияние на развитие отечественной культуры. Именно тогда образование, талант ученых и литературные успехи стали главными критериями чести и достоинства дворянина. «Образованные кружки представляли у нас тогда посреди русского народа оазисы, в которых сосредоточивались лучшие умственные и культурные силы,– искусственные центры, со своей особой атмосферой, в которой вырабатывались изящные, глубоко просвещенные и нравственные личности»,– писал К.Д. Кавелин*.

    * Цит. по: Русское общество 30-х годовXIXв. Люди и идеи. Мемуары современников. М., 1989. С. 145.

    Здесь проповедовались чувства гражданственности, любви к Отечеству, необходимость совершенствования человека (улучшения породы). Считалось, что улучшению нравов будет способствовать любовь к знаниям, науке, театру. Важнейшее значение в формировании системы ценностей русской интеллигенции играла литература. Она выполняла роль моделей и образцов, форм жизненного поведения личности. А.С. Пушкин, Н.И. Тургенев, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и многие другие писатели и поэты создавали образы – зеркала, позволяющие соизмерять с ними собственные поступки и действия. Интересно, что русская бюрократия, являясь важным фактором государственной жизни, почти не оставила следа в духовной жизни России: она не создала ни своей культуры, ни своей этики, ни даже своей идеологии. Система ценностей этой части российского общества была точно выражена Капнистом в комедии «Ябеда»:

    Бери, большой тут нет науки;

    Бери, что только можно взять.

    На что ж привешены нам руки,

    Как не на то, чтоб брать?

    Передовую интеллигенцию объединяло неприятие российской действительности, ее деспотических нравов, произвола, беззакония. В XIX в. появилась радикально настроенная интеллигенция, провозгласившая необходимость изменения общественного строя России. Эту часть интеллигенции отличало наличие идей социального переустройства, обостренное чувство ответственности за судьбу народа. В выделении особого культурно-исторического и психологического типа дворянского революционера важную роль играли резкость и прямота их суждений, «неприличная» с точки зрения светских норм; энергия, предприимчивость, твердость, направленные на практические перемены; искренность и честность; культ пламенной дружбы и братства; ответственность перед историей; поэтизация свободы. Двойное поведение, неискренность в отношениях с политическими противниками, насилие как способ жизни революционера появились позже (в 60-80-е годы XIX в.). Так, для революционеров-народников жизнь в двойном мире стала нормой.

    Члены организации «Народная воля» А. Желябов, С. Перовская, Н. Кибальчич и другие стали сторонниками террористической деятельности. В еще большей мере насилие утвердилось среди интеллигентов-марксистов, которые связывали с насильственным внедрением социализма прогресс человечества, воплощение в жизнь вековых чаяний народа о равенстве и справедливости.

    В среде новой российской буржуазии утверждались ценностные установки буржуазного образа жизни. Здесь появилось стремление к европейскому образованию, воспитанию, меценатству и благотворительности, что совершенно не соответствовало нравам купечества, колоритно описанным А. Островским в его пьесах. Династии Демидовых, Щукиных, Третьяковых, Морозовых, Солдатенковых оказывали огромное влияние на культурную жизнь России. Крупные фабриканты и коммерсанты проявляли большой интерес к городской жизни и помогали ей значительными пожертвованиями. Примерами такого образованного купечества в Ростове-на-Дону являлись Гайробетовы, Садомцевы, Ященко, Литвиновы, Кречетовы и др. Театр развивался здесь благодаря купцам Гайробетову, Асмолову. Строительство одного из самых красивых зданий города – Александро-Невского храма стало делом жизни купца Ильина. Не меньшее значение имела купеческая благотворительность в области здравоохранения, социального призрения.

    Таким образом, под влиянием западноевропейских идей формировались новое миропонимание, стиль жизни, нравы, изменившие систему ценностей русской элиты. Однако в результате всех трансформаций в эпоху Нового времени Россия не стала Европой, она, по образному выражению Г.В. Плеханова, «имела европейскую голову и азиатское туловище». Соединение европейских и традиционных ценностей привело к возникновению проблемы «интеллигенция и народ» – вечной российской проблемы.

    Сегодняшнее состояние общественного развития России объективно требует от философии осмысления проблемы ценностей в стране и обществе. Эта тема является значимой и для будущих юристов, которые прямо и опосредованно обязаны усвоить ряд положений. Например, что есть благо для общества и личности в современной России? Что должен защищать каждый гражданин общества, к каким целям он и общество обязаны стремиться? Какие блага должны быть закреплены в законах страны и как их можно и нужно отстаивать в суде?

    Наша страна, как и другие государства мира, накопила огромный потенциал ценностей, которые отражены и закреплены в традициях, обычаях, укладе жизни многих этносов, народностей и наций. Вместе с тем грандиозные преобразования, которые происходят в обществе, предопределили становление и функционирование новых для наших граждан ценностей, которые утверждают государственная власть, социальные институты. Вследствие этого необходимо с философской позиции осмыслить, проанализировать новые ценности, их взаимосвязь с традиционными и вновь утверждаемыми в жизни нашего общества и наших граждан, выявить их позитивное и негативное воздействие на познавательно-преобразовательную деятельность граждан.

    Результаты исследований, которые проводились Институтом современного развития (ИНСОР), а также другими научными учреждениями нашей страны, их выводы позволяют говорить о том, что в обобщенном виде основные ценности , на которые обязаны ориентироваться наши граждане и которые по логике должны содержаться в "Концепции социально- экономического развития до 2020 года", не сформулированы. Нет в этом документе и конкретной идеологии развития страны и общества, ибо она должна базироваться на системе ценностей и приоритетов. В связи с этим между общим замыслом государственной концепции развития страны и общества и реальными потребностями бытия граждан страны нет "соединительного мостика". Отсутствует "язык" объединения устремлений государственной власти и граждан. Следовательно, необходимо осмыслить данную ситуацию и с учетом того, что, несмотря на все фундаментальные изменения, которые произошли в конце XX и начале XXI в., граждане страны, Россия сохранили свои основные черты, свою социально-культурную "консервативность", сформулировать политические, экономические, социальные и духовные ценности, необходимые не только для оптимально сосуществования самих себя, но и для позитивного развития общества, которое можно было бы назвать социальным прогрессом.

    Например, государственная власть и народ раньше имели реальную связь, которой можно было дать с определенной долей формализации название патернализм. Сейчас в стране произошел поворот от патернализма к либерализму. Сегодня Россия, "что ни говори" - это самое "либертарианское государство". Если какой-нибудь патернализм и присутствует, то только в определенных политических группах российского общества. Всем остальным дан сигнал, как выражается директор Института экономики Российской академии наук Р. Гринберг, "спасайся, кто может".

    Очевидно, что такая ценность бытия нашего общества не способна консолидировать государственную власть и граждан страны. Более того, чтобы придать импульс развитию человека и общества, необходимо, чтобы новая ценностная ориентация более действенно мотивировала людей па творческий и изобретательский труд. Либерализм наших граждан на этот "подвиг" не мотивирует.

    Важнейшей является и проблема осмысления вновь утверждающихся в обществе ценностей рыночной экономики, которая приобрела в нашей стране уникальные формы. В ней сочетаются не просто ценности рыночных отношений, но и интересы кланов, мафиозных способов и форм хозяйствования. При этом ценностные изменения в сфере экономических отношений существенно изменили систему социальных отношений. Изменились образ жизни людей, мотивации поведения граждан страны и весь процесс социализации личности. Поскольку смысл рыночной экономики заключен не в конкуренции, а в прибыли, то, с одной стороны, эго, бесспорно, пробуждает инициативу, активность, энергию людей, расширяет возможности для развития способностей и творчества личности, а с другой - развитие экономического либерализма и конкуренции приводит к таким последствиям, как двойная мораль, всеобщее отчуждение, психические фрустрации, неврозы и т.д.

    Для человека ценности, которые как бы пропускаются через "призму" рынка, реально приобретают характер ценностей, не включаемых во внутренний мир. Вследствие этого не только материальная, но и духовная жизнь начинает формироваться по принципу определенного отчуждения внутреннего и внешнего бытия человека и общества. В таких условиях человек теряет ориентацию в системе личностных ценностей, не может определить, где приоритеты, ради которых следует жить. Бытие становится бессмысленным, ибо включение человека в процесс самоутверждения лишает его личной свободы, превращает в "раба" установок, навязываемых ему этой динамикой социально-экономического бытия. Государственные и негосударственные структуры, в первую очередь СМИ, продолжают оповещать всех о том, что единственная социально-личностная ценность каждого из нас - это деньги и личное благополучие.

    Следует признать, что внедрение в сознание значительной части наших граждан этой ценности происходит небезуспешно, тем более, что данное действие не вызывает озабоченности и противодействия как со стороны руководства страны, так и со стороны "совести нации" - интеллигенции. В результате такое положение дел становится уже опасным как для каждого отдельного человека, так и для сообществ в целом. Логика процесса такова. Человек - это существо социальное. Значит, для того чтобы родившемуся поколению стать людьми, необходимо находиться в сообществе людей. Только в сообществе, только в социальной среде возможно становление и развитие отдельного представителя сообщества - человека, личности. Если же на первое место поставить личное благополучие, то размывается и исчезает стержень самой жизни, самого человечества. Утверждение, что многие страны уже давно так живут, требует не слепого подражания, а осмысления причин, почему в этих государствах люди могут так жить и в каком направлении идет их развитие. Один из очевидных ответов состоит в том, что ряд стран живут за счет эксплуатации ресурсов других народов, направляя их потенциал и энергию, силы и результаты их жизнедеятельности только на свое личное удовлетворение.

    Следует, видимо, обратить внимание и на такой аспект нашей действительности, как "наполнение" многих ценностей бытия граждан страны совсем другим содержанием, по сравнению с тем, которое в них "вкладывалось" ранее. Например, значимую ценность в развитии человека, общества, государства - свободу - стали трактовать как возможность человека проявлять себя так, как ему желается, как допустимость неограниченно проявить свою волю, "быть самому себе хозяином".

    Что касается такой политической ценности, как демократия , то ей придали следующее содержательное звучание. Демократично все, что соответствует: а) повышению уровня жизни человека; б) исключает социальные ограничения для человека; в) раскрывает человеку чувство жизненной перспективы; г) обеспечивает карьерный рост и т.д. Таким образом, политическое содержание данной ценности заменяется социально-экономическим.

    Значительные изменения претерпела и такая ценность, как трудолюбие. Можно даже утверждать, что данная ценность - это уже не ценность для человека и общества, а проблема. Быть успешным - это не значит быть трудолюбивым, это значит иметь быстрый успех в карьере, получать высокую зарплату, владеть "престижным" имуществом и т.д.

    При этом СМИ, утверждая эти "ценности", "упаковывают" их в социальную оболочку: семья, единство, вера, патриотизм и т.д.

    Появилась еще одна ценность - игра в правовое государство. При этом она трактуется достаточно неоднозначно. Смысл понятия "правовое государство" сводится к утверждению принципа соблюдения верховенства закона. Не только граждане, но и представители законодательной власти нс представляют содержания диалектики права и закона, не могут четко

    представить, какой нормативный акт есть подлинно правовой, как, руководствуясь имеющимися в стране нормативными актами, правоохранительные органы будут обеспечивать права человека и гражданина, как включить национальные особенности культуры наших граждан в нормативные акты.

    Что касается духовных ценностей, то они наличествуют в "недрах" нашего общества. К ним можно отнести добро , честь , долг, справедливость и т.д. В свое время Василий Шукшин выразил это применительно к нашему народу следующим образом: "Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту... Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами. Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание - не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком".

    Конечно, в России не только русский народ отбирал и сохранял эти ценности. Все народы нашей страны эти ценности утверждали и сохраняли, передавали из поколения в поколение, несмотря на национальные отличия. Такова особенность нашей государственной общности, где живут разные нации, но утверждалась единая система духовных ценностей, которые сегодня "размываются". Характерным стало следующее явление: значительная часть граждан вопросы ценностей, ценностные аспекты нашего бытия выносят за пределы актуального для них значения. С одной стороны, многие не способны и не имеют возможностей из-за своего реального бытия эти темы исследовать. С другой стороны, причину такого положения дел следует видеть и в том, что у нас отсутствует государственная идеология. Реально же сформировавшийся в обществе тип социально-экономического развития не инициирует поиск и утверждение системы ценностей, которая детерминировала бы деятельность людей на создание позитивного развития страны. Природа рыночной экономики в таком обсуждении не заинтересована.

    К такой ситуации следует присовокупить и гот факт, что даже активная часть граждан, в пределах 26 лет, уже не может определиться с приоритетами в ценностях. Результаты исследований Института социологии Российской академии наук свидетельствуют о том, что в стране со значительным перевесом доминируют те, кто признается в невозможности самостоятельного определения своей судьбы. При этом многие приходят к мысли, что их роль в жизни страны незначительна, что несправедливость доминирует и нужно приспосабливаться, ибо ничего не изменишь.

    Очевидно, для того чтобы наша страна, люди могли позитивно развиваться, необходимо уметь предотвращать, минимизировать и исключать негативные ценности, используя меры своеобразного очищения общества от них. В качестве этих мер могут выступить принципы, нормы и правила жизнедеятельности общества и личности, которые основаны на объективных законах развития человека и общества. Сюда же следует отнести следующее:

    идею формирования и развития личности в российском социуме, а также позитивного развития общностей и общества в целом;

    - реальную профессиограмму современной личности, те свойства и черты как личностные ценности, которые способны обеспечить ей осуществление созидательного творческого труда;

    систему образования и воспитания , соответствующую требованиям позитивного развития человека и общества;

    • - систему социальной работы , адекватную конкретной социально- политической и экономической ситуации в стране;
    • - систему исследования , анализа и оценки ценностей общества, а также соответствующие средства контроля их распространения в обществе.

    Действенным можно было бы также считать изменение политических и экономических приоритетов, утверждение идеологических ориентиров на социальную справедливость, взаимоответственность личности и общества, гарантии всестороннего развития каждому человеку. Этому могли бы способствовать изменения в системе образования, включая воспитание, ориентация его на позитивно-прогрессивное развитие человека с высокими идеалами и ценностями. Существенный вклад в данный процесс внесло бы и утверждение в экономической сфере приоритета различных форм собственности с переориентацией их потом на государственную и общественную.

    Значимым было бы и изменение деятельности социальных организаций и учреждений, ориентированных на отечественные, проверенные временем, духовные ценности, которые служат каждому человеку, каждой личности. Сегодня мы находимся в ситуации формирования новой системы ценностей в России. Можно ли уже сегодня сказать, какой она будет? В полной мере нет, по очевидно, что эта новая система ценностей должна учитывать особенности исторического развития народов России. Конечно, отсутствие готовых способов формирования ценностей, необходимость поиска, создание новых способов связи ценностей разных поколений и разных культур - это определенная трудность. Вместе с тем в сегодняшней ситуации есть условия проявления творчества, выявления потенциала позитивного развития в самом человеке и в стране.


    Вернуться назад на

    На протяжении многих лет важнейшей ценностью общества считалось материальное богатство, а в качестве одного из основных целевых показателей развития общества выступал экономический рост.

    Считалось, что достижение экономического роста автоматически влечет за собой прогресс в развитии человека и всего общества, а увеличение совокупного объема производства (например, рост ВВП на душу населения) уменьшает масштабы нищеты и повышает общее благосостояние населения.

    В основе такого предположения лежало мнение о том, что производство порождает доходы, а более высокие доходы в свою очередь, повышают материальное, или экономическое благосостояние.

    Связь между ростом производства и сокращением масштабов нищеты считалась настолько сильной, что многие экономисты полагали достаточным сосредоточить внимание на росте как таковом, чтобы достичь цели развития. Экономический рост стал не просто средством обеспечения развития, а целью самого развития.

    Осознание того, что экономический рост не является синонимом человеческого развития, приходило с нарастанием социально-политической нестабильности и бедности населения. Практика некоторых развивающихся стран показала, что положение людей может ухудшаться и при развитии производства.

    В восьмидесятых годах двадцатого века идеи о том, что люди и их развитие являются важнейшей целью общественного прогресса, стали получать все более широкую поддержку в экономических исследованиях, разработке национальных программ развития и проектов международного сотрудничества.

    Комитет ООН по планированию развития принял решение посвятить свой доклад гуманитарным аспектам структурной перестройки экономики. Результаты исследований, проведенных при подготовке этого доклада под руководством Махбуба уль-Хака, а также К. Гриффина и Дж. Найта, легли в основу концептуального подхода к человеческому развитию.

    «Основная цель развития общества – создать среду, благоприятствующую тому, чтобы люди могли наслаждаться долгой, здоровой и созидательной жизнью» – писал Махбуб уль-Хак в первом «Докладе о развитии человека».

    Подлинное богатство народов - люди. Эту простую истину иногда забывают. Зачарованные подъемами и спадами национального дохода, измеряемого величиной ВВП. Люди стремятся поставить знак равенства между человеческим благополучием и материальным благосостоянием. Разумеется, нельзя недооценивать важность экономической стабильности и роста ВВП (они имеют фундаментальное значение для устойчивого прогресса человечества – это видно на примере многих стран, которые страдают от их отсутствия), однако самым надежным критерием прогресса служит качество жизни людей.

    Как полагал Аристотель, «…богатство, очевидно, не является тем, к чему мы стремимся, потому что оно просто получено и служит чему-то другому». Этим «чем-то другим» является возможность людей реализовать свой потенциал человеческого существа. Для раскрытия своего потенциала люди должны иметь возможность принимать решения, которые способствуют их самореализации, творчеству и удовлетворенности.

    Материальное богатство, на увеличение которого были ориентированы предшествующие концепции развития, действительно играет огромную роль в жизни людей.

    Эту роль, однако, не следует преувеличивать, так как:

    Богатство не является непременным условием демократии, равноправия мужчин и женщин, сохранения и развития культурного наследия;
    - богатство само по себе не гарантирует правопорядок и социальный мир;
    - человеческие потребности не сводятся к материальному обогащению: долгая и здоровая жизнь, приобщение к культуре и науке, творческая и общественная активность, сохранение природной среды и жизнь в согласии с нею для многих были, остаются или становятся значимыми ценностями, причем для некоторых - более важными, чем преумножение богатства.

    Главный принцип, на основе которого разрешаются противоречия между максимизацией богатства и человеческим развитием, формулируется следующим образом: «Национальное богатство может расширить возможности выбора для людей. Этого, однако, может и не произойти. Определяющим здесь является не само по себе богатство, а то, как его используют разные страны. И до тех пор, пока общество не осознает, что основное его богатство - это люди, излишняя озабоченность производством материальных благ будет заслонять конечные цели обогащения жизни людей».

    В настоящее время Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) является глобальной сетью ООН в области развития, содействующей позитивным изменениям в жизни людей путем предоставления странам-участницам доступа к источникам знаний, опыта и ресурсов. ПРООН на территории 166 стран, оказывает им помощь в поиске решений глобальных и национальных проблем в области развития, в основе которой лежит концептуальный подход к человеческому развитию.

    Мировые лидеры взяли на себя обязательства по достижению Целей в области развития на рубеже тысячелетия, направленных, в первую очередь на снижение наполовину уровня нищеты.

    ПРООН координирует глобальные и национальные усилия по достижению этих целей: «Наша работа ведется по таким основным направлениям как помощь странам в вопросах демократического управления, борьбы с бедностью, предотвращения кризисов и восстановления, энергетики и окружающей среды, ВИЧ/СПИДа. В контексте всех направлений нашей деятельности мы оказываем содействие странам в области защиты прав человека и расширения возможностей женщин».

    Трансформация российского общества не могла не затронуть систему ценностей и ценностных установок россиян. Сегодня много говорится и пишется о разрушении традиционной для русской культуры системы ценностей, вестернизации общественного сознания.

    Именно ценности обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях.

    Нынешняя молодежь в возрасте от 15 до 17 лет – это дети, рожденные в период радикальных социально-политических и экономических перемен («дети перемен»). Период их воспитания в жизни родителей совпал с жестко продиктованными реальностью требованиями выработать новые жизненные стратегии для приспособления, а подчас и выживания в динамично меняющейся жизненной реальности. Базовыми считаются ценности, составляющие основание ценностного сознания человека и подспудно влияющие на его поступки в различных областях жизни. Они формируются в период так называемой первичной социализации индивида к 18-20 годам, а затем остаются достаточно стабильными, претерпевая изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды.

    Чем же характеризуется ценностное сознание современных «детей перемен»? Было предложено назвать пять наиболее значимых для них жизненных ценностей. В группу предпочитаемых ценностей вошли следующие критерии: здоровье (87,3%), семья (69,7%), общение с друзьями (65,8), деньги, материальные блага (64,9%) и любовь (42,4%). Уровень ниже среднего (разделяют от 20 до 40% респондентов) образовали такие ценности, как независимость, свобода, работа по душе, самореализация. Низший статус (менее 20%) получили такие ценности, как личная безопасность, престиж, слава, творчество, общение с природой.

    В то же время молодежь понимает, что в современных условиях положение человека в обществе определяют именно личные достижения человека в образовании, профессиональной деятельности (38,1% респондентов), а также его личные качества – ум, сила, привлекательность и т.д. (29% респондентов). А такие качества как социальное положение семьи, владение материальными средствами не имеют большого значения.

    Структура базовых ценностей наших респондентов вполне согласуется с их представлениями об основных критериях жизненного успеха. Так среди трех наиболее значимых критериев выделяют: наличие семьи, детей (71,5%), надежные друзья (78,7%), интересная работа (53,7%), такие показатели как наличие престижной собственности, богатство, высокая должность не так важны для современной молодежи. И к сожалению, приходится констатировать сокращение значимости в глазах молодых людей такой социально ориентированной цели как «честно прожитая жизнь».

    В первую очередь под влиянием СМИ, по мнению молодежи, происходит формирование таких качеств как гражданина и патриота (22,3%), пропаганда денег (31,7%), насилие (15,5%), справедливость (16,9%), веры в бога (8,3%), ценности семьи (9,7%).

    Весьма важным представляется ответ молодых респондентов на вопрос о том, что они считают главным в воспитании подростков в современных условиях. Как видно из проведенного опроса, современная молодежь демонстрирует достаточно широкую палитру воспитательных ориентаций, среди которых упоминается необходимость дать детям хорошее образование, привить организованность, самодисциплину и трудолюбие, воспитать честность и доброту, а также стойкость и умственные способности.

    Таким образом, в воспитательных ориентациях современных молодых людей наблюдается сочетание так называемых «хлебных» моментов (образование, обучение профессии, которая «прокормит») и необходимости нравственного совершенствования и воспитания детей (развитие честности, доброты, трудолюбия, самодисциплины).

    Примечательно, что личностные качества, связанные отношением к другим людям также имеют у молодежи направленность на традиционные нравственные ориентации. Представляет интерес в этой связи ответ о наиболее важных человеческих качествах, которые больше всего ценятся в людях. Так, наиболее высокую оценку получили такие качества, как отзывчивость (82,4%), надежность (92,8%), честность (74,9%), гостеприимность (58,2%), скромность (25,6%). предприимчивость (57,8%).

    Одной из традиционных базовых ценностей российского общества является любовь к своей Родине.

    Ценности семьи являются главенствующими во все времена. Последнее время на западе выделяют около сотни различных браков. 61,9% респондентов считают это нормальным явлением. Но при ответе на вопрос: «Как Вы относитесь к рождению детей вне брака?», мы выявили полную противоположность предыдущему ответу. Так, 56,5% считают, что это просто недопустимо в их жизни.

    В структуре ценностных ориентаций молодежи наблюдается неустойчивое равновесие между традиционными ценностями и новой прагматичной «моралью успеха», стремление к сочетанию ценностей, обеспечивающих успешность деятельности, и сохранению традиционно ценных отношений к человеку, семье, коллективу. Возможно, что в дальнейшем это выразится в становлении новой моральной системы.

    Такие неотъемлемые для демократического общества ценности, как свобода и собственность, еще не достаточно актуализировались в сознании россиян. Соответственно, идеи свободы и политической демократии не пользуются особой популярностью. Действительно, прежние идеи и ценности претерпели изменения и потеряли свой прежний бытийный смысл. Но ценностная система, свойственная современным обществам, еще не сформировалась. В этом и заключается ценностный конфликт. Отчасти это происходит из-за непоследовательной деятельности власти. Тяжелое психо-эмоциональное состояние россиян накладывается на их убеждение в том, что представители власти сами не соблюдают никаких законов и именно за счет этого в России царит правовой беспредел. Такое положение приводит, с одной стороны, к распространению правового нигилизма и ощущения вседозволенности, а с другой, провоцирует высокий спрос на законность как простейшую потребность.

    Загрузка...