crimea-fun.ru

Журналистское произведение как явление публицистики. Особенности речи средств массовой информации

Основные особенности публицистики определяются функцией воздействия. Публицистика не только сообщает, но и размышляет, анализирует, убеждает, агитирует. Воздействующая функция проявляется в языке публицистики глубоко и многообразно - на всех этапах коммуникативной цепочки: автор - речь - адресат. Володина М.Н. Язык средств массовой информации М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. - с. 457

Важнейшая стилеобразующая категория публицистического текста - автор. При этом следует иметь в виду не физические, психические и другие особенности конкретного автора (языковой личности), хотя они тоже имеют значение, но прежде всего те стороны понятия "автор", которые составляют его сущность (независимо от конкретной личности, выступающей как автор), т.е. родовые, типические черты категории "автор", создаваемые временем. Для каждой эпохи характерен свой тип автора. Там же.

Однако чтобы создавать тексты, которые так или иначе относятся к действительности, необходимо в первую очередь и понимание этой действительности, прежде всего социальной. Так же конечно же необходимо и умение создавать, оформлять публицистические тексты.

Понятие "публицистика" (от лат. publicus - общественный) подразумевает, что автор обязательно касается социальных вопросов или рассматривает частные проблемы, но непременно с социальных позиций. Иначе говоря, о чем бы ни писал публицист, он всегда выступает как человек социальный. Разумеется, эта важнейшая ипостась автора-публициста предполагает спектр разновидностей, многообразие проявлений, различные меру и степень социальности в подходе к действительности. Это может быть открытая, энергичная защита (или опровержение) каких-либо тезисов, положений, мнений с использованием многообразных средств интеллектуального или эмоционального воздействия или сдержанное, почти нейтральное изложение (рассуждение, анализ) и т.д. Володина М.Н. Язык средств массовой информации С. 458

Другая важнейшая категория автора - человек частный. Самая отличительная особенность публицистики, в которой производитель речи совпадает с ее субъектом выдвигает на первый план личность публициста, которая в большей или меньшей мере проявляется в тексте.

Выражая социальные или групповые партийные интересы, публицист в то же время говорит от собственного имени, проявляет себя как человек частный, т.е. имеющий такие же интересы, как и его читатель, погруженный в быт, не чурающийся земных потребностей и т.д. 2 .

Читатель в публицистике - это зеркало, в котором отражается автор. Моделируя образ читателя, автор моделирует и свой собственный образ, ставя себя на место читателя, но не отождествляя себя с ним полностью. "Если ты профессионал, - утверждает известный журналист, - ты должен уметь писать статьи по заказу редакции и говорить на языке того читателя, к которому обращена газета". Володина М.Н. Язык средств массовой информации С. 459

Если иметь в виду фонд знаний, когнитивный уровень, то отношения автор - читатель условно и упрощенно можно свести к трем разновидностям: автор = читатель, автор > читатель, автор < читатель.

Разумеется, наиболее перспективна и эффективна вторая разновидность. Хотя бы в одном каком-либо отношении фонд знаний автора должен быть больше читательского фонда. Володина М.Н. Язык средств массовой информации С. 460

Итак, две грани составляют сущность категории автора - человек социальный и человек частный. Данные не только не разделены абсолютно, но и напротив, они тесно взаимосвязаны, являются разными сторонами одной и той же личности: человек социальный всегда является и частным человеком. Речь может идти лишь о преобладании социальности или личностности.

Многообразие типов, разновидностей категории автора в публицистике неисчерпаемо. Но если в художественной литературе многообразные речевые маски рассказчиков, персонажей и т.п. отделены от автора, неотождествимы с ним (повествование может идти от имени человека, животного, даже неодушевленного предмета), то в публицистике все ипостаси автора - это разновидности самого автора - реальной, подлинной личности.

Специфика категории автора определяет во многом и характер речи. Важнейшая характеристика публицистической речи - модальность (отношение автора к содержанию речи), что проявляется в степени эмоциональности, образности, субъективности / объективности и т.д. Модальность - это общий тон речи, главное ее качество, своеобразная интонация письменной речи. Очень важно исследовать все средства, формирующие модальность, - типы речи (от 1, 2, 3-го лица), лексические, морфологические, синтаксические средства, концентрирующиеся вокруг личных местоимений, прежде всего вокруг местоимения Я. Володина М.Н. Язык средств массовой информации С. 461

Не будучи составной частью культуры, язык оказывает на нее несомненное влияние, но не непосредственное, а косвенное. Оно осуществляется благодаря совершенствованию форм и средств языка в той или иной области культуры - их специализации для выражения определенных концептов и понятий, трансформации языковых значений для передачи необходимых, часто тонких нюансов.

Язык СМИ с его практически неограниченной тематикой, включающей и культуру, вносит свой вклад в эти процессы, оказывая сильное воздействие на литературный язык, а через него и на культуру. Такие, например, качества его, как гибкость, богатство, многообразие функций, способствуют и развитию культуры.

Следует заметить, что в обществе языку СМИ отводится нередко негативная роль. Пишут и говорят, что газеты портят литературный язык, наводняя его канцеляризмами, иноязычными словами, жаргонизмами. Но это нефункциональный взгляд. Он сформировался из неправомерного и часто неосознанного сопоставления языка газет с художественной речью. Однако у них разные задачи и разная природа. Разумеется, есть основания для критики языка СМИ. Однако не меньшие основания могут быть для критики, например, языка художественной литературы.

Язык СМИ, публицистика обогащают русский литературный язык своими прагматической и когнитивной составляющими, насыщая речь оценочными оборотами, формируя отточенную речь мысли - язык политики, идеологии, развивая приемы и методы I дискуссии и полемики. Сила и преимущество публицистики, занимающей в языке СМИ важное место, - в прямом воздействии на адресата, аудиторию. Развивая литературный язык, язык СМИ способствует и развитию культуры.

Всем хорошо известно сильнейшее влияние языка СМИ на современное общество. Трудно назвать какое-либо другое средство или канал информации, которые обладали бы такой силой влияния, следствии чего СМИ и получили название четвертой власти.

Все это оказывает влияние и на развитие литературного языка, расширяя возможности его выражения, в частности увеличивая потенциал интеллектуально - и эмоционально-оценочных средств. Через сферу СМИ происходит обновление языка современности, языка социума. С течением времени совершенствуется техника речи, накапливается фонд экспрессивных формул, хотя он и очень подвижен; усложняются, становятся тоньше, изощреннее процессы развития оценочности, богаче - спектр оценочных окрасок. Все это дает основания сделать вывод о прогрессе в развитии газетного языка и речи. Володина М.Н. Язык средств массовой информации С. 461-466

Теория журналистики включает несколько разделов, посвященных различным областям функционирования журналистской деятельности и публицистического творчества. Необходимо, прежде всего, иметь четкое представление об основополагающих категориях в этой области. Речь идет о двух понятиях: «журналистика» и «публицистика».

Журналистика в самом общем понимании представляет род человеческой деятельности. Значит, при изучении журналистики исследуются закономерности функционирования, ее основное назначение и роль в обществе, в различных процессах, происходящих в нем. Публицистика же род особого, прежде всего, литературного творчества. Вот почему закономерно словосочетание «публицистические жанры».

Полемика вокруг содержания терминов «журналистика» и «публицистика» началась в далекие времена зарождения теории журналистики. С одной стороны, журналистика - понятие более узкое, чем понятие литература, ибо журналистика включает ту часть литературы, которая связана со средствами массовой информации, с каналами массовой коммуникации; с другой, термин «журналистика» употребляется в еще более узком смысле, когда имеется в виду литературно публицистическая деятельность журналистов. В этом случае он выступает как синоним термина «публицистика».

Чтобы более полно определиться с содержанием этих категорий, попытаемся ответить на вопросы:

Всякий ли публицист есть журналист?

Есть ли принципиальное творческое различие в процессе осуществления каждым из них своих обязанностей.

Исходя из заявленной позиции в понимании этих категорий, следует, очевидно, считать, что понятие «журналист»: обозначает людей, занятых журналистской деятельностью по сбору, обработке и подготовке общественно-значимой информации для публикации в печати или озвучивании в аудиовизуальных средствах коммуникации. «Журналистом» называют творческого работника, пишущего литературные (художественные, публицистические или научно-популярные) произведения для средств массовой информации, и любое должностное лицо в творческих организациях, связанное с подготовкой литературных произведений к публикации (редактор издательства, ответственный секретарь и т.п.), то есть всякого, кто связан со сбором и обработкой информации.

Гораздо шире понятия «публицистика». Публицистика часть литературы, опубликованной в средствах массовой информации, основой которой является объективная реальность. При этом основным творческим принципом отражения этой действительности выступает документальность.

Исследователь теории журналистики, долгое время работавший в Казахстане, Г.В.Колосов, анализируя дискуссию по поводу содержания этих терминов, приводит высказывание одного из первых толкователей данных понятий Е.Лазебника: «Публицистика (от слова публичный, общественный) - область литературы, имеющая своим предметом актуальные общественно политические и практические вопросы, разрешающая их с точки зрения определенных социальных сил (партий определенного класса) в целях непосредственного воздействия на общество и поэтому содержащая в себе ярко выраженную оценку, призыв» /16/.

Развертывая свою характеристику, Г.В.Колосов далее пишет: «Публицистика исторически слагается из суммы специфических произведений различных жанров, различных авторов в особый род литературы, рассматривающей все явления с социально-политических позиций, выступает как одна из форм общественного сознания, теснее всего связанная с общественным мнением, в то время как журналистика возникла и сложилась как род общественно-политической деятельности, направленной на духовно-познавательное (теоретическое, эстетическое, политическое) освоение мира, связанное с функционированием всех средств массовой коммуникации» 117/. Эта полемика долгое время развивалась вокруг соотношения публицистика - наука, публицистика - литература. В книге «Горизонты публицистики: опыт и проблемы» один из авторов отмечает: «В теоретических спорах есть довольно много схоластического. Так, когда кто-то из ученых утверждает, что публицистика стоит одной ногой в науке, а другой в литературе, а кто-то возражает, что если одна нога там, а другая здесь, то где же сама публицистика, и т.д., то этому спору, видно, нет конца, а пользы мало как для науки, так и для практики. Ведь дело по существу в том, чтобы отличать журналистику как вид литературного творчества с одной стороны, от художественной словесности и, с другой стороны, от литературы специально научной. Отличать, но не противопоставлять, ибо талантливое публицистическое произведение может быть и художественным, и глубоко научным одновременно» /18/.

1. Публицистика всегда есть явление тенденциозное.

2. Публицистика предполагает популярность формы, общедоступность, раскованность, яркость выражения.

3. Публицистика имеет содержание, которое может интересовать - живо заинтересовать - самые широкие круги читателей.

4. Публицистика содержит призывность, открыто пропагандистски-агитационное звучание, страстную напряженность материалов. /18. с.8/

Важным является также понимание того, что журналистика - один из социальных институтов общества, который играет важную роль в политической, экономической и социальной жизни государства. Социально направленная актуальность публикуемых материалов служит не только объектом внимания для чтения массовой аудитории, но и. своеобразным ориентиром в выборе курса развития всех сфер жизни общества.

Таким образом, подводя предварительный итог анализа полемики вокруг содержания двух фундаментальных категорий, можно привести замечательное высказывание профессора МГУ В.В.Ученовой из книги «Публицистика и политика»: «Журналистика включает в себя всю деятельность прессы как социального института. Публицистика составляет содержательное наполнение массовых периодических органов, письменно материализованную общественно-политическую мысль и оперативное воплощение текущей политической практики» /19. с.73/.

Своеобразие журналистики как социального института отмечено в учебниках московских ученых, например, Е.П.Прохорова и др. Это:

1) Журналистика вторгается во все социальные процессы, во все сферы действительности - от экономики до спорта, от экологии до отношений в семье. Если во времена советской журналистики все-таки оставались некие запретные темы или темы, которые, так сказать «не интересовали советского человека», то в связи с новыми формами издательской деятельности, открытостью информационных границ, распространением Интернета, таких тем в журналистике, по существу, нет. Это связано также еще и с законодательной отменой цензуры. Статья 2 Закона РК «О средствах массовой информации» провозглашает «Цензура запрещается».

2) Газеты, журналы, издательства, радио и телевизионные каналы организованно связаны с теми или иными партийными (речь идет о самых разных партиях), государственными, общественными, формальными и неформальными институтами или общественными группировками, слоями и т.д. /20/.

Это своеобразие журналистики, безусловно, остается актуальным и в современных условиях, однако требует уточнения. В связи с новыми формами издательской деятельности по Закону РК «О СМИ» учредителем издания сможет быть физическое лицо. На страницах таких газет автор, редактор и учредитель могут выражать интересы любых слоев общества. Например, в Алматы издается газета «Казахская правда», учредителем и редактором которой является один человек - А.Аимбетов. Организационно эта газета не связана ни с какой партией, однако она выражает интересы той общественной группы, к которой принадлежит автор и учредитель этого издания.

В разные исторические периоды развития общества журналистика переживала разные функциональные обязанности, возложенные на нее в связи с определением ее как социального института. Например, в период руководящей роли одной партии журналистика служила «идейным проводником идей» этой партии. Долгое время устойчивой была аббревиатура СМИП, в которой буква «П») обозначала «пропаганды». Это были средства массовой информации и пропаганды. Состоявшаяся в 1988 году Всесоюзная партийная конференция приняла резолюцию «О гласности», в которой провозглашалась гласность как действенный политический фактор перестройки и переходный этап к независимости средств информации.

В настоящее время активно используется понятие «массовые информационные потоки», основная идея которого, по мысли исследователя Г.Лазутиной, заключена в том, что «само по себе, в одиночку, журналистское произведение не живет... Обычно оно часть газетного номера, радио- или телевизионной программы. А номер или программа оказывается дискретной порцией информации, которая вливается в массовые информационные потоки, циркулирующие в обществе непрерывно» /21/.

Постоянное наполнение содержания информационных потоков требует сотрудничества представителей самых разных видов деятельности и информационного производства: от чиновников высокого уровня до передатчиков прогноза погоды. Организатором же такого сотрудничества, считает Г.Лазутина, является журналистика.

В обязанности журналистов входит:

Планировать массовые информационные потоки, привлекая к участию в них представителей самых разных областей жизни;

Редактировать полученные тексты, доводя их до принятых В обществе норм цивилизованного текстового общения;

Конструировать из этих текстов некоторое деинство, именуемое номером газеты или журнала, программой радиовещания или телевидения;

С определенной периодичностью выпускать такие «притоки потоков» в свет /21/.

ЖУРНАЛИСТИКА И ПУБЛИЦИСТИКА

Тема: Журналистика и публицистика – сходство и различия.

Особенности публицистики как творческого метода. Жанровые формы

публицистики.

План лекции

1.Факт в журналис тике и публицис тике.

2.Тенденциознос ть – особеннос ть публицис тики.

3.Признаки публицис тич еского с тиля.

4.Проблем а классификации публицис тич еских текс тов.

5.Четыре метод а публицис тическог о творчес тва.

6.Публицис тика как инс трумент влияния.

7.Публицис тика как исследование общес тва.

8.Публицис тика как исследование человека.

9.Публицис тика как с амовыражение; эссеис тика.

10.Публицис тика и политика.

Журналистика и публицистика базируются на общем фундаменте – реальном факте. Это обстоятельство позволяет некоторым теоретикам не замечать принципиальных различий журналистики и публицистики. К последней они могут причислить даже информационную заметку, если она обретет определенные свойства. Поясним на примере.

Типично информационная заметка (присвоим ей № 1):

Коммунальные службы вывели на улицы города всю снегоочистительную технику, которую успели отремонтировать к началу такой ранней зимы, как в этом году. К концу дня снег убрали с главных магистралей, остальные улицы, по заверению коммунальщиков, будут очищены в течение суток».



Можно ли трансформировать информацию в публицистику? Можно, утверждают теоретики, если… Если журналист напишет так:

«Вчера в городе М. выпал первый снег. Он шел всю ночь и еще полдня.

Снег выпал не только на улицы города, но и на головы коммунальных начальников, по обыкновению застав их врасплох. Наши коммунальщики как всегда забыли, что после лета бывает зима, и технику отремонтировать не успели. Естественно, очистить все улицы, заваленные снегом, они не смогли и к концу дня. Жизнь города М. была практически парализована. А что будет, если через день опять пойдет снег?»

В информационную заметку были добавлены: сарказм, ироничное устойчивое словосочетание («снег на голову»), типизация («как всегда»), гнев, осуждение, тревога, риторический вопрос.

Новая заметка (дадим ей № 2) действительно отличается от предыдущей.

Но это не публицистика. Это более талантливо написано. Журналист включил в текст публицистические элементы, в результате текст приобрел образность, экспрессивность, запоминаемость.

Публицистические элементы расширили информативность заметки, теперь мы знаем не только о том, что выпал первый снег, но и о том, что повторилась ежегодная безответственность в деятельности коммунальных служб и что жизнь большого города ими была парализована на целые сутки.

Рассмотренный пример показывает, насколько мощными средствами обладает публицистика, если даже заурядную заметку она способна приподнять, сделать более емкой, эмоционально насыщенной.

Журналист, владеющий публицистическими приемами, находится на профессиональном уровне, значительно превышающем уровень автора заметки номер 1. Сама собой напрашивается сентенция о необходимости овладения всеми журналистами приемов и методов публицистики. Чтобы вычленить и рассмотреть таковые, необходимо обратиться к «чисто»

публицистическим текстам.

Мы рассматриваем публицистику как специфическую форму творческой деятельности журналиста, писателя, критика, худо жника, оператора, оратора.

Публицист обладает особым взглядом на действительность – видит не единичный факт, а круговую панораму, сотканную из переплетенных между собой фактов. Публицист смотрит не только на поверхность жизни, но и в ее глубину, в ее историю.

Поиск фактов (новостей, событий, явлений) – главная цель журналистики.

Интерпретация и оценка фактов (новостей, событий, тенденций, явлений)

– непременное условие для зарождения публицистики в недрах журналистики.

Если журналист демонстративно дистанцируется от факта, подчеркивая его объективность, то публицист непременно дает факту толкование. Факт, пройдя сквозь публициста, обретает личностную окраску, общественную тенденцию.

Факт – самодостаточен в представлении журналиста. В представлении публициста факт сам по себе, без авторского осмысления, - неполноценен. На первый план в публицистике нередко выходит не факт, а личность публициста, что являет собой не что иное, как тот же факт. Факт под названием Личность.

Рассмотрим подробнее особенности публицистики как творческого метода отображения действительности.

В термине «публицистика» присутствует латинский корень «publicus», что значит – общественный. Публицистика – близкая родственница журналистики, литературы, других искусств.

Публицистика отображает актуальные общественно значимые проблемы – политические, экономические, философские, нравственные. Причем рассматривает их во взаимосвязи и взаимодействии. Предмет публицистики – вся жизнь, современная и прошлая, частная и общественная, реальная и отображенная в СМИ.

Зачем публицистике такая колоссальная забота? Только затем, чтобы открыто, не скрываясь, активно воздействовать на современное общественное мнение, на нравы общества и отдельного человека. Воздействовать не ради спортивного интереса, а с единственной целью – чтобы их изменить (если они отрицательны по своему свойству и воздействию на аудиторию) либо их укрепить (если они положительны).

Публицистика, не ставящая перед собой миссионерских целей, таковой не является по сути. Публицисту, стесняющемуся своей тенденциозности, надо сочинять художественные тексты, чтобы спрятаться за выдуманные образы. В таком случае он будет называться романистом. Впрочем, литература наполнена примерами, когда романисту становится тесно в им придуманном мире и он переходит на открытые публицистические оценки от собственного Я.

Свои воззрения публицист, как и романист, тоже выражает при помощи чужих судеб. Но эти судьбы в публицистике документальны, а не плод воображения публициста. Факты и судьбы – аргументы публициста, который через них проводит свою идею. Он – принципиальный судья действительности, ему дано право произнести приговор.

«Я обвиняю» - сказал Эмиль Золя президенту Франции в 1898 году в письме, представляющем собой образец публицистики. Письмо было написано в защиту капитана французского Генерального штаба Альфреда Дрейфуса, обвиненного в шпионаже и осужденного на пожизненную каторгу и ссылку.

Обвинения капитану были ложными, Золя добыл подтверждения этому и вступил в борьбу за истину, за человека. Писатель боролся как публицист. В конце концов он победил, хотя это стоило ему дорого: двух судов, где его признали виновным в оскорблении высших чинов государства. Знаменитый писатель был вынужден бежать в Англию.

Поговорим о феномене текста, который называют публицистическим.

Процитируем фрагмент письма Эмиля Золя французскому президенту:

«Я вновь повторяю то, во что верую пламенно: истина шествует и никакие препоны не в силах остановить ее. Лишь теперь начинается настоящее дело Дрейфуса, ибо лишь теперь обозначились окончательно позиции противоборствующих сил: с одной стороны, злодеи, всеми неправдами стремящиеся похоронить истину, с другой стороны, правдолюбцы, готовые пожертвовать жизнью ради торжества правосудия… Я обвиняю подполковника Дюпати де Клама в том, что он совершил тяжкий проступок, допустив – хочется верить, по неведению – судебную ошибку, и в течение трех лет упорствовал в сем пагубном заблуждении, пускаясь на самые нелепые и преступные ухищрения».

Выраженной особенностью публицистического стиля является прямая авторская речь. «Не могу молчать!» - написал однажды Лев Толстой, и сей нравственный императив стал девизом публицистики, определил тональность и стилистику публицистических текстов: тенденциозность, полемичность, эмоциональность, искренность, исповедальность, образность. Величайшие произведения публицистики, написанные Руссо и Толстым, так и называются

– «Исповедь».

Чтобы говорить так убежденно, чтобы обвинять и приговаривать, публицисту мало личного мужества, общественного темперамента и особенного чутья. Нужна доказательная база: факты, документы, свидетельства людей. Прежде чем эмоционально произнести итоговые сентенции, публицист собирает доказательства, строит жесткую документированную логическую систему, изучает специальную литературу, берет интервью, то есть выполняет типично журналистскую работу. Владимир Короленко занимался Мултанским делом несколько лет, отбросив прочие занятия.

Подготовительная журналистская работа не остается внутри публициста как только личный опыт. Она непременно делается достоянием читателя.

Читателя нужно убедить не эмоциями, а прежде всего аргументами. Без аргументов не возникнет коммуникации между публицистом и потребителем его продукции – читателем (слушателем, зрителем).

Вся до кументированная система доказательств должна быть доступна читателю и должна быть изложена четко и ясно, без излишней патетики и образности. Следовательно, произведения публицистики вбирают в себя и стиль делового документа, и стиль репортажа, и стиль специальной статьи, и стиль свидетельского показания, и стиль фельетона… Публицистика использует практически все газетно-журнальные жанры и их стилевые возможности: очерка, эссе, статьи, заметки, памфлета, открытого письма, интервью… Чтобы объединить разностилевые куски текста, публицист использует эмоционально-образны вставки-склейки, заметные в письме Золя. Перед тем как сказать «я обвиняю», публицист детально, как следователь, изложил подробности и перипетии дела Дрейфуса.

В умении соединить реальное и идеальное, современное и прошлое, фактическое и эмоционально-образное и состоит особый дар публициста. В основе такого дара – личность самого автора, который острее других современников чует общественные тенденции, умеет выказывать их словами, виртуозно используя для этого весь набор инструментария публициста.

Публицистика вырастает из журналисти ки не как самоцель, а как осознанная ответственность автора придать факту или явлению яркий образ действительности, обобщить его, типизировать, поразить им читателя.

Публицистику можно сравним с шармом у женщины. Женщина без шарма не имеет образа, не поражает.

Публицистику можно представить горячительным напитком, умело, в строго продуманных дозах вливаемым в статью, роман, кинофильм, картину, карикатуру.

В беззащитно-укоряющем тебя взгляде собаки, только что обиженной тобой, тоже присутствует публицистика, если ты, конечно, понял этот выразительный взгляд. Попробуй выразить его словами, имея в виду, что слишком много слов пойдет не на пользу, а во вред.

Не кажется ли тебе, что публицистике не помешало бы освободиться от многословия, словоохотливости, болтливости? Читай знаменитые публицистические тексты критическим взглядом. Почему бы тебе не попытаться создать некие «новые» тексты с учетом динамики 21 века, достижений видеопублицистики, зачастую не требующей комментария?

Кстати, только что использованные приемы (метафора, сравнение, провокация), привнесенные автором в традиционно образовательную лекцию, взяты из арсенала публицистики. Используя оные, лектор стремится доходчивее донести до читателя свои мысли и представления о публицистике.

Я не единожды убеждался, что лучше всего запоминается не мысль, а метафорический образ мысли.

Применяя в собственном творчестве все журналистские жанры, синтезируя их и преломляя через авторское Я, публицисты выработали и свои специфические жанры, наиболее свойственные публицистике. Это скорее не жанры, а формы, в которых публицистика в высшей степени жизнеспособна и действенна. Отметим основные, на наш взгляд, формы, обретая которые публицистика наиболее полно проявляет свои качества: очерк (путевой, портретный, судебный, проблемный), статья-исследование, эссе, памфлет.

В теории публицистики жанровый аспект не акцентируется, ибо публицистические формы как нигде более условны, подвижны, легко меняют очертания, перетекая одна из другой и обратно. Публицистика – это течение реки, а не ее берега. Каждая река имеет цель – достичь океана (если не самостоятельно, то слившись с другой рекой).

Публицистика свой желанный океан находит в душе, со-знании, эмоционально-чувственной сфере коммуникативного партнера – читателя. К читателю и направлен публицистический текст, представляющий собой специфически оформленный поток мыслей и чувств автора.

Обратим же внимание на суть – на текст, на течение реки, а не на ее оформление в двух обязательных берегах, всегда тесных и потому подмываемых течением.

Публицистический текст, безусловно, обладает всеми признаками исследовательского текста.

публицистика обязательно типизирует факты, журналистике это делать не обязательно; публицистика всегда стремится к глобализации проблемы, следовательно, подлинная публицистика – достояние человечества;

журналистика склонна к собирательству и неразборчивому накопительству фактов, публицистика такого позволить себе не имеет права, поэтому публицистические тексты зачастую выше, благороднее, качественнее журналистских;

В центре повествования находится система рассуждений публициста, он позволяет себе даже абстрагироваться от конкретики, от факта, побудившего его к размышлениям;

авторская мысль в публицистическом тексте движется очень сложными путями: то от частного к общему, то от общего к частному; читать публицистику – значит узнавать больше; одной из нескрываемых задач публицистики и является просвещение;

Публицист чаще, чем журналист, использует не только факты, наблюдаемые либо обнаруженные лично, но и факты, почерпнутые из работ других авторов; публицист не боится, что его обвинят в плагиате, чужие факты он использует осознанно, ибо дает им свою трактовку, добавляет их к собственным фактам, задает им более стремительный полет к читателю;

забота публициста – показать общественное явление, тенденцию, реального героя как непрерывное течение фактов, событий и при этом дать всему и вся собственную оценку, поставить все и вся в контекст действительности, современности, истории; в результате публицистический стиль нередко приобретает усложненные формы, доступные не всякому читателю; усваивать п ублицистические тексты - нелегкая работа, поэтому публицистика не является массовым чтением, хотя в истории есть примеры, когда публицистические тексты вызывали в обществе бурю массовых эмоций;

Цитирование в публицистических текстах – обычная практика; иногда автор строит свое произведение исключительно на цитировании или созвучных ему мыслей или противоположных; в таком случае собственно авторский текст обладает особой четкостью формулирово к, настойчиво повторяемых публицистом; двусмысленность здесь недопустима;

Публицист всегда предвидит будущую полемику по поводу своих оценок и высказываний, поэтому в публицистическом тексте нередко присутствует предвосхищаемый оппонент, к которому публицист обращается с вопросами и сам на них отвечает; оппонент существует как один из публицистических приемов;

Публицистика, используя исследовательский текст, насыщает его образными картинками, превращает в цветной движущийся мультфильм, в итоге обобщенная публицистом действительность выступает как художественный образ; публицистика имеет эстетическую ценность;

Художественный образ действительности как зримая мысль автора активно воздействует на аудиторию, обогащает ее, доказывает, что обыкновенная жизнь может стать эстетической категорией;

Психологический контакт повествователя и читателя, особенно усиливающийся, когда публицист (эссеист) занимается исповедальным исследованием собственной личности, продлевает жизнь публицистического текста, приближает публицистику к Библии.

Побудительным импульсом публицистики служит глубочайшая озабоченность автора большой общественной проблемой, когда молчать больше нет сил, необходимо высказаться, привести веские аргументы своей озабоченности (тревоги, гнева, сарказма, разочарования), найти художественные средства для того, чтобы твои личные мысли и чувства соединились с мыслями и чувствами читателя.

Публицистика, таким образом, проходит три этапа: из личного опыта пишущего превращается в опыт общественный, чтобы затем стать личным опытом читающего. Подобный пример слияния интимного и общего демонстрирует нам разве что поэзия. Поведение человека (автора, а следом и читателя) определяет в публицистике и меру ее качества, и степень ее эффективности.

В связи с этим предлагаем классифицировать публицистику не по жанровым признакам, а по форме (методе) творческого поведения человека, в первую очередь человека сочиняющего, производящего публицистические тексты. Проанализировав произведения мировой публицистики и человеческие судьбы выдающихся публицистов, мы выделили четыре формы, где наиболее органично соединяются и текст, и реальная жизнь.

Предлагаем для изучения четыре метода публицистического творчества:

первый - публицистика как инструмент влияния;

второй – публицистика как исследование общества;

третий – публицистика как исследование человека;

четвертый – публицистика как самовыражение и самоисследование;

эссеистика.

Теперь поговорим подробнее о каждом из четырех творческих методов публицистики, обозначим круг изучаемых авторов, знакомство с которыми будет полезным начинающим журналистам и публицистам.

Публицистика как инструмент влияния.

Для авторов, представляющих это направление (творческий метод), публицистика не что иное как борьба – то ли политическая, то ли идеологическая, то ли философская, то ли религиозная. Публицистика этих сочинителей-борцов наступательная, воинственная, набатная, категоричная, зачастую лишенная полутонов. Стилистика речи близка к ораторской, экспрессивна. Четко очерчена логическая система доказательств.

Публицистика влияния берет начало в античности, в ораторских опытах Демосфена, Горгия, Лисия, Эсхина. Библейские пророки являют нам не только неисчерпаемый источник мудрости, но и образцы публицистики (Екклесиаст, Соломон, Михей…).

Прогрессивное, цивилизованное самосознание в России складывалось под мощным воздействием выдающихся публицистов: А.Герцена, В.Белинского, Н.Добролюбова, Д.Писарева, Ф.Достоевского.

Во время второй мировой войны «к штыку приравняли перо» публицисты:

А.Толстой, К.Симонов, И.Эренбург, Янка Купала. На войне (в Испании и в Африке) в звании публициста служил Э.Хемингуэй.

Среди воюющих за свои общественные убеждения публицистов разных эпох и народов находятся также Д.Дефо, Э.Золя, Я.Лёсик, В.Овечкин, Ю.Черниченко.

На войне, как на войне. Публицисты воевали своим оружием – публицистическим текстом, с публицистами тоже воевали: Даниэля Дефо власти присудили выстоять у позорного столба; публицистика Дидро была осуждена на сожжение; Александр Герцен вынужден был жить в изгнании;

Федора Достоевского отправили на каторгу; Льва Толстого отлучили от православной церкви (не возвратили до сих пор!); Петра Чаадаева объявили сумасшедшим, лишили права печататься; Александра Радищева признали клеветником и государственным преступником; Эмиля Золя дважды судили, вынудили бежать из страны; публицистику Валентина Овечкина цензурировал лично кровавый диктатор Сталин; Янку Купалу довели сначала до творческого холуйства, затем – до попытки самоубийства самурайским способом харакири; Язеп Лёсик умер в сталинской тюрьме, его публицистическое наследие полностью так и не разыскано… Публицистика как инструмент влияния зарождалась и существовала в двух ипостасях – в виде текста и в образе автора. Публицистическое творчество неотделимо от общественного поведения автора. Нравственные идеалы, над внедрением которых в жизнь бились «публицисты влияния», были прежде всего их личным кредо. На их фоне мельчает и тускнеет современная журналистика, переполненная расчетливостью и продажностью.

Публицистика как исследование общества.

К публицистам, стремящимся во что бы то ни стоило повлиять на современную (им) действительность, относятся так называемые «физиологи общества». Как врач скруп улезно изучает деятельность и функционирование отдельных органов и живого организма в целом, так публицист изучает общественный механизм, углубляясь в его закоулки, открывая новые тенденции и связи. Преуспели в этом публицисты-физиологи: Г.Успенский, В.Короленко, Н.Добролюбов, Г.Радов, Е.Дорош, В.Солоухин, Ф.Абрамов.

Физиологическая публицистика чаще всего использует очерковую форму, что позволяет публицисту укладывать свои наблюдения и мысли в занимательный сюжет, показывать в развитии, в конфликте реальных (или вымышленных, типизированных) героев.

Движителем сюжета нередко является сам автор, который легко и свободно перемещается в пространстве и времени (путевые очерки А.Чехова, В.Пескова, Г.Гейне, К.Чапека). Естественно, в пути автор имеет время покопаться в собственной душе, поэтому путевые очерки часто выходят лиричны, философичны, ироничны (М.Пришвин, Г.Гейне).

Физиологическую журналистику (и публицистику) в США в начале 20 века назвали «макрейкерством». Группу писателей и журналистов, которые дотошно исследовали проблему коррупции и злоупотреблений властью в США, критиковали современные устои, требовали немедленных реформ и со знанием дела предлагали таковые, и назвали «разгребателями грязи». Им приписывают огромную роль в продвижении американского общества к прогрессу.

К физиологической публицистике можно отнести публицистику популярных СМИ семидесятых и восьмидесятых годов двадцатого века:

«Ли тературной газеты», «Известий», Комсомольской правды», «Нового мира», «Нашего современника», «Дружбы народов». В условиях цензуры публицистам удавалось показывать (или откры то, или иносказательно) язвы и нежизнеспособность тоталитарной системы, вселять в современников надежду. А.Ваксберг, Ю.Щекочихин, А.Левиков, Е.Богат, Г.Бочаров, А.Аграновский, В. Аграновский, Т.Тэсс, В.Селюнин, Н.Шмелев – классики советской подцензурной публицистики, творческий опыт которых достоин профессионального изучения. В Беларуси их ряд продолжают В.Полторан, Я.Сипаков, В.Яковенко, И.Дубровский.

Советская действительность породила активный отряд деловых публицистов. Не имея возможности прямо говорить о кардинальной неэффективности общественной системы, они сосредоточились на отдельных технологических направлениях, зачастую подменяя собой специалистов.

Новые севообороты личными многолетними опытами испытывал и пропагандировал А.Иващенко. Безотвальную систему обработки земли с публицистическим напором внедрял в общественное экологическое сознание И.Филоненко. Новые сорта ржи и пшеницы сделал предметом публицистики Ю.Черниченко. За методы хозрасчета, за развитие индивидуальной заинтересованности работника боролись публицисты А.Аграновский, А.Левиков. Названные авторы не поднялись до больших обобщений, но они оставили нам творческое наследие мастеров публицистики.

Публицистика исследователей общества во многом потеряла актуальность, так как наступили иные времена. Однако их публицистические тексты интересны и полезны современным журналистам умением облекать проблему в сюжет, находить и использовать аргументы и факты.

Публицистика как исследование человека.

Проблемы общества проявляются прежде всего в поведении современника. Состояние среды (гражданское, нравственное, деловое) фокусируется в людях. Публицисту необходимо лишь отыскать такую личность, которая бы «светилась» проблемами ярче других. Уже в самом поиске и угадывании такой личности среди тысяч и миллионов современников заключается мастерство публициста, отличающегося от простых смертных зорким взглядом, чутким сердцем, общественным темпераментом.

В общественной среде публицист ищет себе подобного, ищет личностное подтверждение своим догадкам, прозрениям, мыслям. И документальный, и тем более типизированный герой публицистики всегда несет в себе некоторые черты публициста. В этом плане психология публицистического творчества ничем не отличается от психологии художественного творчества.

Прежде чем взять диктофон и опросить сотни американцев об их работе, американский публицист Стадс Тёркел знал, о чем они скажут. Знал по себе.

Это упреждающее знание называется творческим прозрением.

Светлана Алексиевич, опрашивая сотни чернобыльцев, знала, что наиважнейшая проблема не в самой чернобыльской трагедии, а в первичной трагедии под названием «коммунизм».

Человек как средоточие острых проблем своего времени, своей общественно-социальной системы – главный объект исследования таких публицистов, как С.Тёркел, Г.Радов, С.Алексиевич, М.Риффо, А.Стреляный, В.Песков, А.Козлович.

Названные авторы выбраны нами для курса именно потому, что их герои реальны, а не вымышлены (типизированы). Искусство публициста в данном случае ограничивается рамками этики, особой нравственной ответственностью перед своими современниками, ставшими предметом исследования и, в определенной мере, авторскими рупорами. Лишь мгновение остается до того момента, когда документальные герои могут стать авторскими марионетками. Талантливый публицист всегда балансирует на этой опасной грани, но никогда не переходит ее, ибо понимает, что он разведчик, первооткрыватель, а не конструктор проблем.

Своеобразный метод использования человека для выражения публицистической идеи придумали и блестяще применили на практике публицисты «Литературной газеты» в период ее расцвета (семидесятыевосьмидесятые годы). Творческому методу дали название «острый позитив».

Поскольку остро критиковать советскую действительность не дозволялось, публицисты решили остро (подчеркнуто) славить людей, которые вопреки трудностям, создаваемым руководящей и направляющей партией, добивались высоких трудовых результатов, совершали подвиги, показывали неограниченные моральные и духовные возможности современника (героические очерки Г.Бочарова). На фоне острого позитива советская действительность представлялась особенно серой, нежизнеспособной, бесчеловечной.

Публицистика как самовыражение и самоисследование; эссеистика.

Наверно, перед каждым публицистом однажды встает проблема, которую мы назовем: «теснота документальности». Реальному герою далеко не всегда вложишь в уста то, что глубоко продумал сам. Реальный конфликт завершается и тухнет, уходит в песок, однако публицист предвидит его продолжение, еще более острое и трагическое, в недалеком будущем.

Документальность нередко упрощает знания публициста о человеке, о среде, сдерживает его творческие прозрения. Дописывать реальную жизнь ответственный публицист не имеет права. Остается два пути: либо сочинять классический рассказ, либо типизированные очерки Бурсы, записки охотника, не отличающиеся от рассказов, либо глубоко-глубоко заглядывать в себя и предельно откровенно рассказывать читателю об увиденном. К счастью для читателей, публицисты часто объектом исследования выбирают собственную личность. Публицистика в таком случае превращается в самовыражение и самоисследование, жанровая форма этого интимного процесса у прохожих на виду называется: эссе.

Эссе – это значит, что я сам рассказываю о себе для самого себя, но надеюсь, что все это представляет интерес для других, ибо содержит информацию не только обо мне, но и о каждом из нас, твореньях Всевышнего, а потому в духовном, в сущностном похожих друг на друга. Каждый из нас хотел бы написать эссе о себе самом, но загвоздка в том, что далеко не всякому из нас хватит смелости, честности, понимания самого себя, умения видеть себя. Да и точных слов не каждый найдет, чтобы выразить еле уловимое в себе.

Процесс познания самого себя в эссе накладывается на процесс познания мира. Типизация Я-автора, обобщение своей личности, похожесть ее на других, восторг читателя от узнавания такой похожести – все это делает эссе познавательным, воспитывающим, общечеловеческим.

Стилистике эссе характерны: разговорность языка и лексики, доверительная интонация, откровенность, свободная композиция, отсутствие всяческих литературных канонов, свободное передвижение от общего к интимному и обратно, новизна взгляда на обычные вещи и явления.

Классиками эссеистики считаются М.Монтень, Д.Дидро, Г.Гейне, Р.Роллан, А.Моруа, Л.Толстой, М.Пришвин, К.Паустовский.

Заметим, жанр эссе в русской литературе и публицистике не так популярен и употребителен, как на западе. Чем это объясняется? Видимо, особенностями исторического развития стран, народов, общественных систем и национальных ценностей. Допустим, в белорусских текстах редко встречаются классические эссе, за исключением отдельных произведений Я.Брыля, В.Короткевича, М.Лужанина. Видимо, это связано с тем, что белорусская литература – молодая литература, прошла ускоренный путь становления и развития, минуя фазы, обязательные для более «старых»

мировых литератур (например, период сентиментализма). Возможно, белорусской душе не позволили вылиться в эссе ее зажатость, скованность, скромность, самоуничижение?

Оставим, молодые коллеги, сей важный вопрос для обсуждения. А сами попробуем создать эссе, то есть ярко выразить и прочно позиционировать в мире себя и, следовательно, Беларусь.

Публицистика, как и журналистика, есть способ организации сбора и передачи информации. Но если в журналистике допускается передавать информацию «в никуда» (деятельность информагентств) или во всемирную «паутину» (Интернет), то безадресное информирование для публицистики – нонсенс.

Журналисты любят декларировать свою объективность, но за ней нередко скрывается целенаправленный подбор фактов с одновременным замалчиванием фактов «ненужных». Публицистам играть в объективность противопоказано по определению.

Публицист тенденциозен, следовательно, его информация носит либо просветительский, либо откровенно пропагандистский характер, предусматривает определенную аудиторию, настроенную на обратную связь.

Вот читательское письмо, адресованное вашему покорному слуге-лектору, по совместительству публицисту: «Это редко и удивительно, когда твои выстраданные и спрятанные глубоко внутри мысли и переживания вдруг получают форму в простых словах, и ты уже не думаешь, что выпадаешь из этой безумной жизни, понимаешь, что твои переживания – это нормально для нормального человека. Я о «Хрониках Анатолия Козловича». Спасибо Вам за душевное родство».

Публицистика – чрезвычайно эффективный информационный продукт.

Осознавая это, публицистами часто становятся политики, когда безудержно устремлены к цели и стремятся заразить этой целью как можно больше людей.

Ярчайший пример – Ленин.

Публицисты превращаются в политиков, когда им становится тесно в жанре и профессии, когда личностные установки меняют адрес «публицистика» на адрес «власть». Недавний пример – В.Гавел.

Оба примера симбиоза публицистики и политики не вызывают у нас профессионального интереса, так как идеология не является предметом нашего курса. Политическая публицистика – это расчетливое сожительство, методологию которого рассматривает политология. К сожалению, современная публицистика Беларуси политизирована до такой степени, что … потеряла признаки собственно публицистики. О причинах и следствиях этого печального для публицистов и читателей процесса мы поговорим в

Понятие "публицистическое произведение" не в чести у теоретиков и практиков, связанных со СМИ. В обиходе используются "нейтральные" термины: "текст", "материал", "публикация", реже – в качестве обобщающих понятий – "заметка", "статья", "выступление". Между тем, публицистика – это вид творческой деятельности, создающей представление о закономерностях процессов, протекающих в обществе, с помощью понятийно-образных средств, побуждающих аудиторию к активному восприятию реального мира.

Предметная область публицистики – социальные ситуации, заслуживающие общественного внимания. Важнейшая функция публицистики – познание, постижение закономерностей развития социально-нравственного бытия общества. Главный метод исследования – образно-понятийный анализ, помогающий дать представление как о целостной картине жизни людей, так и о ее отдельных фрагментах. Содержанием публицистики является воспроизведение фактов, проблем, характеров в их оценке конкретным субъектом высказывания. По своей форме публицистика представляет корпус произведений, эстетически организованных субъектом высказывания в зависимости от тех задач, которые он ставит перед собой.

Публицистика – составная часть журналистики, под которой понимается род профессиональной деятельности, связанной с получением, обработкой и передачей информации по каналам СМИ. В совокупности своей журналистика и публицистика способствуют формированию, формулированию и выражению общественного сознания, представляя собой единый механизм информационного взаимодействия с обществом, помогая возникновению определенных отношений, взглядов и интересов, активизирующих процессы, протекающие в обществе.

Соподчинение журналистики и публицистики благоприятно влияет на взаимодействие СМИ и СМК в пределах информационно-коммуникативного пространства. Результатом этого взаимодействия является непрерывный процесс обновления инструментов обработки жизненного материала и его поступления к аудитории. В качестве продукта такой обработки выступает публицистическое произведение.

Концепция понятия "публицистическое произведение" формируется следующим образом. Мысль, упакованная в слово, обретает статус текста, в данном случае – текста публицистического. Публицистический текст – это связный знаковый комплекс, заключающий в себе законченный смысл и сориентированный на воздействие на аудиторию в процессе передачи по каналам СМИ общественно значимой информации. Μ. М. Бахтин писал: "Событие жизни текста, то есть его подлинная сущность, всегда развивается на рубеже двух сознаний, двух субъектов. То есть существует событие, о котором идет речь, и событие самого рассказывания" . Сказанное в полной мере относится и к публицистическому тексту. Следует добавить, что в публицистике, как ни в каком другом виде творчества, возникает не только событие рассказывания, но и событие восприятия текста аудиторией. Восприятие в значительной степени зависит от характера изложения события, в том числе от его эстетической обработки.

Текст, упакованный в жанр, обретает статус произведения. Свои информационно-коммуникативные ресурсы публицистический текст реализует в конкретных жанрах. Жанр – тип эстетической организации жизненного материала, обладающий рядом устойчивых признаков и выявляющий отношение автора к реальной действительности (подробнее см. в параграфе 4.2). Жанр призван максимально полно воздействовать на аудиторию. Его сверхзадача – пригласить аудиторию к со-размышлеиию, к со-творчеству. Публицистический текст существует только в конкретной жанровой оболочке. Но обретая статус конкретного жанра, публицистический текст одновременно становится обладателем более высокого творческого "титула" – публицистическое произведение.

Велик соблазн объявить эти понятия синонимами. Однако, как бы ни были близки в повседневном обиходе эти понятия, между ними есть серьезные различия. В определении текста отсутствует эстетическая составляющая. Его основа – сообщение, окропленное мыслью автора. В определении жанра акцент делается на характере эстетической обработки сообщения. В определении понятия "публицистическое произведение" важны равновелико и суть сообщения, и его эстетическая обработка, и личность автора как субъекта высказывания.

Понятно, что все эти концепты – сообщение, эстетическая организация материала, автор – присутствуют в каждом из названных понятий, но доля их значимости в каждом из определений различна. Именно признание статуса публицистического произведения способствует превращению сообщения в со-ообщснис адресанта и адресата. Именно признание статуса публицистического произведения превращает творца сообщения и потребителя его соответственно в автора и со-автора, творчество одного – в со-творчество аудитории. Именно признание статуса публицистического произведения дает возможность ощутить за пересказом и анализом события со-бытие и объединить субъекта высказывания и субъекта потребления сообщения в целостную нравственно-эстетическую категорию – человек размышляющий, человек думающий.

Публицистическое произведение – это эстетически самоценный текст, выявляющий в понятийно-образной форме конкретного жанра надличностный смысл авторского высказывания и способствующий дальнейшему самопорождению текста. Понятие "публицистическое произведение" вбирает в себя понятия "публицистический текст" и "публицистический жанр", придавая сущностный смысл вводимому термину.

Закрепление права авторского высказывания именоваться публицистическим произведением дает основание увидеть его затекстовое пространство – контекст и подтест. В коммуникативистике и лингвистике эти понятия давно и прочно связаны с собственно текстуальной основой любого сообщения. В публицистике, когда говорят о специфике хронотопа, заключенного в конкретную жанровую публикацию, употребляют привычный слоган "Здесь и сейчас", подчеркивая тем самым оперативность и злободневность авторского обращения к аудитории. Концептуальные возможности публицистического произведения позволяют сменить привычный слоган на иной – "Всегда и везде".

Смысловые, пространственные и временны́е пределы восприятия сообщения, заключенного в публицистическом произведении, расширены благодаря тому, что текст обладает ретроспективной памятью и перспективными отношениями. Эту особенность текста легко проследить, изучая природу и судьбу публицистических жанров. Жанр – в искусстве, литературе, публицистике – всегда появляется ко времени. И так же со временем исчезает.

Фельетон появился во французской газете "Журналь де Деба" 28 января 1900 года – сначала как рубрика, а позже как жанр – не случайно. Редакция хотела привлечь к своему изданию более широкую, более демократичную аудиторию в лице третьего сословия. Новым читателям предложили информацию, которую публиковали под чертой – в нижних колонках газеты. В этих колонках не было политики – только культурнопросветительские материалы. "Журденам", которые сорок лет говорили прозой, не подозревая об этом, эти материалы были интересны. Дабы усилить воздействие на аудиторию такого рода материалов, появился автор, объединяющий своей точкой зрения разрозненные материалы, идущие под чертой "фельетона". И появился новый жанр – непринужденный разговор на темы, близкие аудитории.

Сегодня таким же образом формируется жанр колонки. Первоначально он выглядел как особое оформление материала на газетной полосе. Затем превратился в авторскую рубрику. Сегодня колонка превращается в самостоятельный жанр.

Почему так происходит? Потому что в мировой публицистике наступает эра эссеизма, создается электронная публицистика – сообщения, передаваемые, как говорится, из уха в ухо. Мобильные средства информации сориентированы на индивидуальное обслуживание аудитории, которая, страдая или не страдая от одиночества, стремится тем не менее к самопознанию.

Формат публицистического произведения удобен современной аудитории, поскольку позволяет соотнести настоящее и прошлое, настоящее и будущее. Публицистическое произведение способствует возникновению со-авторства, в качестве которого сегодня заявляет о себе блогерство. Но дело не только в широком распространении блогинга. Благодаря наличию затекстового пространства, в котором функционирует публицистическое произведение, оно позволяет аудитории выявить свои собственные смыслы, основываясь на авторских высказываниях. Публицисту, естественно, хочется вести за собой аудиторию, но не менее ответственна и другая задача – побудить аудиторию к со-размышлению.

Говорить о природе публицистического произведения – это значит учитывать, что его сущностная особенность – приращение смыслов, рождаемых в процессе освоения аудиторией идей, заложенных в текст автором. Именно поэтому публицистическое произведение знает больше, чем текст, лежащий в его основе. Ведь произведение – это точка пересечения двух воль, двух сознаний – передающего сознания автора и воспринимающего сознания аудитории. В этом знании заключен огромный ресурс авторского высказывания, содержащегося в произведении и составляющего его смысловую основу. Любое произведение несет в себе личностный и надличностный смыслы – оно одновременно продукт творческой деятельности личности творца и продукт восприятия и воспроизведения смысла, открытого в тексте многоликой аудиторией. Отсюда вечная неисчерпаемость произведения искусства и продолжительность восприятия публицистического текста постоянно обновляющейся аудиторией.

Публицистическое произведение выполняет ряд функций:

  • – публицистическое произведение на своем статусном уровне расширяет пределы восприятия смысла авторского высказывания, актуализирует внимание аудитории к точке зрения субъекта высказывания;
  • – подчеркивает значимость аксиологического потенциала авторского высказывания;
  • – повышает роль образных средств воздействия на аудиторию;
  • – повышает значимость авторского высказывания, активизирует его диалоговую сущность.

Выдающийся философ культуры М. С. Каган подчеркивал, что процесс восприятия художественного произведения изоморфен (равновелик) процессу его восприятия . Метод постижения смысла авторского высказывания в публицистике подобен художественному. Автор-публицист постигает действительность – аудитория постигает модель этой действительности. Автор предлагает систему понятий и образов, из которых складывается определенная картина мира, – аудитория соотносит эту картину со своим представлением, принимая или не принимая точку зрения автора. Автор создает модель мира – аудитория, вглядываясь (вчитываясь) в эту модель, создаст не просто модель – она творит себя. Творчество – акт самотворения личности. Это относится и к самотворению мира автора, и к самотворению аудитории. Восприятие публицистического произведения есть акт со-творчества. Событие превращается в со-бытие.

Однако со-бытие не обязательно означает единомыслие. Порождение новых смыслов, возникающих у аудитории в ходе освоения публицистического произведения, может привести и к разномыслию. Тут дело не в одной лишь неубедительности авторских резонов; возможно, сама обсуждаемая проблема не может быть решена однозначно. Автор публицистического произведения вариативен в своих выводах. Нельзя требовать от публициста провозглашения истины в последней инстанции. Задача публициста состоит в отыскании оптимального варианта взаимоотношений с аудиторией, в идеальном случае – в побуждении к самостоятельному поиску возможного решения проблемы. Публицистика учит думать. Раздумья аудитории – один из вариантов побуждения к действию.

Самотворение личности – акт двунаправленный. Миры источника информации и ее потребителя работают в режиме резонанса. Недаром повседневно появляются отклики аудитории на выступления публицистов, на радио и телевидении работают СМС-порталы, печатные издания оглашают мнения читателей, используют практику публичных ответов на вопросы аудитории. События реального мира трансформируются в события отдельной личности. Сочувствие порождают со-чувствие.

Вовлечение аудитории в процесс самотворения – это не игра с читателем, зрителем, слушателем, это форма активного воздействия на адресат для достижения поставленной цели. Другое дело, что у этой цели есть очевидный коммерческий интерес: аудитория, следующая в фарватере СМИ, – это потенциальный потребитель рекламы, поддерживающий жизнедеятельность издания. Современная отечественная публицистика не свободна от рекламы и PR и в собственно авторских выступлениях. Понятно, однако, что природообразующими признаками публицистического произведения не являются элементы рекламы и PR. Его основополагающими свойствами являются метареферентность, антиэнтропийность, релятивность, дискурсивность, диалоговость, интертекстуальность, конвенционность, нарративность.

Метареферентность произведения – это способность произведения быть включенным в определенную коммуникативную ситуацию. Публицистическое высказывание уместно в конкретной ситуации, характерной для данного уровня общественных отношений. Эта уместность определяется не субъективным стремлением автора высказывания, а потребностью привлечь внимание аудитории к ситуации и проблемам, требующим общественного внимания, являющимся закономерными (или помогающими понять закономерность). Процесс со-творчества идет тем активнее, чем глубже исследование реального мира, предпринятое автором, чем выразительнее выглядит виртуальная картина мира, созданная воображением творца.

Антиэнтропийность произведения – это способность текста существовать в "отрицательном" времени, т.е. не утрачивать актуальность смысла продолжительное время, своеобразная способность актуализировать авторское высказывание, способность восстанавливать разорванную "связь времен". К факторам, продлевающим жизнь произведения, относятся качество авторского высказывания (перекличка во времени идей и проблем), эстетические качества текста (система образов, характер повествования), авторитет имени публициста (вневременная значимость субъекта высказывания). Антиэнтропийность текста активно поддерживается его затекстовыми составляющими – под текстом и затекстом.

Релятивность произведения – это способность вступать в отношение с внешней действительностью. Воспроизводящее сознание субъекта высказывания не просто активизирует воспринимающее сознание аудитории. Факты и проблемы, зафиксированные автором, требуют объяснения. Это объяснение не всегда может содержаться в тексте произведения, но оно естественно возникает в процессе дальнейшего исследования случившегося. Вопрос "почему?", о значимости которого для публицистики говорилось выше, требует поиска ответа.

20 августа 2012 г. Мадонна опоздала на собственный концерт в Москве натри часа. Первые отклики: Мадонна может себе такое позволить. Отклики следующего дня, сформулированные на "Маяке": концерт Мадонны для широкой публики дач певице 4 миллиона долларов, концерт, устроенный для группы олигархов, принес ей 7 миллионов. Естественно, вопрос из плоскости материальной заинтересованности певицы перетекает в чисто этическую плоскость: чем измеряется достоинство художника – персональным его мастерством или его взаимоотношениями с сильными мира сего? Какова цена сильных мира сего в нравственном измерении?

Вопросы не обязательно поднимать создателю произведения – они порождаются аудиторией, извлекшей из авторского высказывания повод для возникновения самостоятельного потока сознания. Чем полнее и разнообразнее опыт аудитории, тем основательнее выглядят со-размышления аудитории.

Дискурсивность произведения – это способность текста демонстрировать авторское целеполагание в процессе контактов субъекта высказывания с аудиторией. Одним из первых о феномене дискурсивности заговорил американский ученый Харрис в 1952 г. Идею подхватили политологи, социологи, философы, литературоведы, и появились понятия "политический дискурс", "социальный дискурс", "экономический дискурс", "юридический дискурс" и др. "Дискурс, – пишет Н. Д. Арутюнова, – это связный текст в совокупности с экстралингвистическими – прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие; как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах)" .

Соответственно феномен дискурсивности в публицистическом произведении отчетливо проявляется в том, что оно всегда содержит некое авторское целеполагание, определяемое конкретной ситуацией (актуальностью момента, злобой дня, интересами автора высказывания, редакционной политикой и пр.). Публицистическое произведение существует только в определенном пространстве, характеризующемся системой политических, идеологических, социокультурных и иных отношений. Оно очевидным образом вписано в контекст событийных и пространственно-временны́х координат, значимых для общества.

Ситуативность – первая специфическая особенность дискурсивности публицистического произведения. Вторая особенность публицистического дискурса – актуализация отношений автора и аудитории. Функционируя в пространстве информационно-коммуникативной системы, публицистическое произведение нацелено на то, чтобы быть воспринятым. Рост числа источников информации породил ожесточенную борьбу за аудиторию. В результате аудитория отчетливо сегментируется. Сегодня в цене не пресса для всех, а пресса, сориентированная на конкретную аудиторию. И с определенной целью.

Дискурсивность увеличивает диалоговые ресурсы публицистического произведения как преднамеренного высказывания. Ориентация субъекта высказывания на определенную аудиторию позволяет публицисту добиться максимально понимания со стороны аудитории даже в тех случаях, когда автор старается выглядеть нарочито бесстрастным. Характерна в этом смысле заметка

Очередная группа кубинцев нелегально покинула остров Свободы, добравшись до американских берегов на самолете сельскохозяйственной авиации АН-2. В минувший понедельник в аэропорту Гинардель Рио пилот взял на борт восьмерых пассажиров и доставил их во Флориду. Обстоятельства побега не ясны. Пилот, сообщает агентство Ассошиэйтед Пресс, слывет верным сторонником кубинского режима, и его несанкционированный перелет в США вызвал удивление его родных. В Гаване случившееся рассматривают как акт воздушного пиратства и требуют, чтобы власти США вернули самолет и находившихся на его борту людей. По американским законам любой кубинский беглец получает право на постоянное жительство.

Анонимный журналист-известинец подчеркнуто объективен. Но публицистический текст не может не демонстрировать авторской точки зрения. Поэтому в тексте заметки появляются слова "нелегально", "кубинский режим", "остров Свободы". Разве остров Свободы покидают нелегально? Да еще в очередной раз? Да еще на самолете советского производства (в подтексте: это Советский Союз долгие годы помогал режиму Кастро, а теперь от него демонстративно дистанцируется)? Газета аккуратно дистанцируется от коммунистического режима, хотя и блюдет дипломатический этикет: побег нелегалов назван "несанкционированным перелетом", "актом воздушного пиратства". Но тут же – "кубинский режим". "Остров Свободы" и "режим" в одном тексте сочетаются плохо.

Дискурсивность расширяет смысловое пространство публицистического произведения, побуждая аудиторию к со-размышлению, к возникновению дополнительных смыслов, укрытых в авторском высказывании. Но дискурсивность не антитеза интерпретации. Эти качества текста взаимодополняют друг друга. Дискурс, как резонно замечает Сергей Дацюк, есть порядок и правила коммуникативного пространства коммуникативного действия . Это позволяет видеть в дискурсивности публицистического произведения существенный ресурс воздействия на аудиторию.

Публицистическое произведение как текст, обладающий дискурсивностью, направляет слово сразу по нескольким смысловым направлениям: слово, характеризующее автора; слово, воспринимаемое аудиторией; слово, закрепленное в жанре. Дискурсивность, укрепляя значимость произнесенного слова, продлевает творческую жизнь публицистического произведения, поскольку, как уже было сказано, мысль, зафиксированная в слове, обновляется в процессе контактов с новой аудиторией.

Диалоговостъ произведения – это способность автора поддерживать коммуникативные отношения с аудиторией. Смысл этих коммуникативных отношений не в том, чтобы передать некое сообщение от адресанта к адресату, а в том, чтобы авторское высказывание порождало адекватную реакцию воспринимающего сознания. Публицистическое произведение предполагает двустороннее движение мысли, несмотря на свой кажущийся монологизм. Коммуникативная основа СМИ – это диалог передающего и воспринимающего сознаний. Энергия диалога между двумя этими сознаниями поддерживается стремлением каждой из сторон понять друг друга.

Диалог в публицистическом произведении – это своеобразное испытание идеи. Поскольку любой публицистический текст предполагает перекличку мнений субъекта высказывания (в пределах текста) и субъекта восприятия (осмысление сказанного), то именно эта перекличка способствует поиску совместного решения автором и аудиторией. Диалог превращает публицистическое произведение в своеобразный оптический прибор, дающий автору возможность увидеть (представить себе) аудиторию, а аудитории – почувствовать (понять), что собой представляет автор. "Понимание текста, – писал Т. А. Ван Дейк, – предполагает не только знание языка, но и понимание мира" . Это понимание сущности происходящего рождается в процессе диалога автора (от "своего" к "чужому" и обратно) с прагматически мыслящей аудиторией. Позиция критически мыслящей аудитории – "только свое". Склонная к интерпретации аудитория склонна к форме "чужое плюс свое". Пассивно настроенная аудитория воспринимает "чужое как свое".

У каждого жанра свои возможности диалога. Заметка и реплика открывают возможность узнать (это их господствующая функция). Интервью дает возможность услышать, репортаж – возможность увидеть, статья – возможность понять, эссе – возможность задуматься, рецензия, комментарий – возможность оценить, очерк – возможность почувствовать характер, корреспонденция – возможность воспроизвести конкретную ситуацию, комические жанры публицистики – возможность насмешкой разрушить претензию на значимость.

Выделяют следующие типы диалоговых состояний в публицистике: макродиалог (разные тексты и разные авторы вступают в диалог друг с другом), непосредственный диалог (в условиях прямого контакта субъектов высказывания), внутренний диалог (поиск истины отдельным субъектом сознания – спор с самим собой).

К сожалению, из сегодняшнего отечественного информационно-коммуникативного пространства вымывается активно думающий адресант, и не видно ориентации на столь же активного думающего адресата. Снижается смысловой уровень диалога. Паритетность, свойственная диалоговым отношениям внутри произведения, формально сохраняется, но ее уровень все время снижается: матричный источник информации формирует матричную аудиторию, пассивно потребляющую информацию, распространяемую по каналам СМИ. "Пипл все схавает" – распространенная формула взаимоотношений автора и аудитории, с которой СМИ работают на уровне популярного ныне иифотейнмента ("информировать развлекая").

На место серьезного разговора приходит его имитация. Это именуется борьбой за аудиторию. Новостные программы ТВ начинаются с криминальной информации, и запуганная аудитория легко теряет социальные ориентиры. Обсуждение острых конфликтов взаимоотношений власти и общества подменяется пересказом псевдоконфликтов, возникающих в мире знаковых фигур – политиков, олигархов, звезд культуры, спортивных звезд. Знаковые фигуры не возражают: скандальный пиар – тоже пиар. Еще один распространенный прием имитации диалога автора и аудитории – постфактумный (от лат. post factum – "после случившегося") характер так называемых исследований резонансных дел.

Забыты простые и ясные правила профессиональной организации диалога:

  • – оперативность и значимость передаваемой информации;
  • – соответствие передаваемой информации интересам общества в целом (а не только интересам отдельных его сегментов);
  • – декодируемость передаваемого сообщения;
  • – раскрытие жанровых возможностей произведения;
  • – авторитетность субъекта высказывания;
  • – неуклонная апелляция к разумности воспринимающего сознания (уважение аудитории, признание за ней права на интеллект).

Современное отечественное информационно-коммуникативное пространство заполнено произведениями, диалог в которых ведется на ином уровне. Например, "Аргументы и факты" сообщили, что, оказывается, в трехлетием возрасте, т.е. в 1873 г., Володя Ульянов на три дня исчез из реального мира, а потом возник, молчаливый и сосредоточенный, и произнес загадочную фразу: "Через семьдесят пять лет возродится Израиль" . Что заставило почтенное издание (некогда "АиФ" был органом Общества "Знание") публиковать эту галиматью? Борьба за аудиторию, заигрывание с ней. "Аргументам и фактам" не нужны ни аргументы, ни факты, так получается. Хотя еженедельно издание публикует, например, оригинальные политические комментарии Вячеслава Костикова и других квалифицированных аналитиков. "В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань"? Оказывается, можно.

Серьезный диалог подменяется папараццизмом – информационным глумлением над здравым смыслом, над профессиональной этикой информационного сообщества. Когда под Ярославлем разбился самолет с хоккейной командой "Локомотив", по многим телевизионным каналам шел ролик: чудом спасшийся член экипажа в полуобморочном состоянии бредет по колена в воде, а с берега ему кричат: "Иди сюда! Здесь не глубоко!" И никто – ни сотрудник МЧС, ни операторы ТВ – не торопился ему на помощь. Тут нет ни боли, ни сострадания. Только интерес к картинке в кадре. Зато аудитория видит подлинную картинку происходящего.

Между понятиями "картинка" и "картина" – дистанция огромного размера. Суть этой дистанции – отсутствие принципиального вопроса "почему?". Кто виноват в том, что произошла катастрофа? Техногенная катастрофа? Человеческий фактор? Природные условия? Спустя месяцы в СМИ промелькнуло сообщение, что следствие возобновлено: прежние объяснения катастрофы (летчики виноваты) его не устраивает. Папараццизм – имитация профессиональной любознательности. Это заигрывание с аудиторией, а не диалог с ней. И как результат – ремесло отменяет творчество. Выступление автора перестает быть произведением.

Интертекстуальность публицистического произведения – это его способность вступать во взаимодействие с другими произведениями (как в пределах данного издания, так и за его пределами). Принцип дополнительности, характерный для всех форм познания мира, свойствен и публицистическому выступлению: жанровая классификация в публицистике такова, что она служит взаимодействию отдельных текстов друг с другом, создавая целостную картину мира. Номер как единое целое – понятие, рожденное способностью публицистического творчества собирать воедино разножанровые материалы, создавая тем самым представительную картину событий и проблем, характерных для данного периода времени. Понятно, что эта картина должна объективно отражать сущность происходящего, а не быть исполненным заданием издателей данного СМИ.

Нарративность (лат. narrare – "рассказывать") – это способность публицистического произведения привлечь внимание аудитории способом организации повествования в пределах избранной эстетической обработки материала. В публицистическом произведении "сбываются" тематические ожидания аудитории, ее жанровые ожидания, ее персональные ожидания (встреча с определенным автором). В своем стремлении воздействовать на аудиторию автор прибегает к эстетическому оформлению сообщения, делая его привлекательным и удобным для восприятия. С этой целью автор использует нарративную стратегию повествования. Суть этой стратегии заключается, во-первых, в вводе особого субъекта высказывания (автор – участник событий; автор – активный комментатор событий; автор – нейтральный наблюдатель происходящего); во-вторых, в характере изложения материала (уровень экспрессивности высказывания); в-третьих, в характере кодирования смысла (использование рассуждений или обращение к системе образов).

Конвенционность публицистического произведения – это способность реализовать особого типа сговор между автором высказывания и адресатом этого высказывания.

Поскольку публицистическое произведение антиэнтропийно, очень важно, чтобы потребителю информации были понятны не только те коды и обстоятельства функционирования текста, которые действуют в момент его восприятия, но и те смыслы, которые в свое время породили данный текст. Публицистическое произведение существует в пространстве постоянного обновления его смыслов, а это обновление возможно только в условиях постоянного обновления аудитории – участницы диалога.

Иными словами, "вчерашний" текст остается публицистическим произведением и сегодня, если его коды воспринимаются современной аудиторией. Важно, что в условном пакте восприятии произведения есть пункт: не отказываясь от принципа равноправия сторон в диалоге, публицист тем не менее за аудиторией не идет, а ведет ее за собой, воздействуя на нее имеющимся у него арсеналом рациональных и эмоциональных способов воздействия. В основе конвенции лежит четко ощущаемое доверие сторон друг к другу.

Толстой В. НЛО похищав... Ленина? // Аргументы и факты. 2011. 19–25 сент.

Публицистика стремится удовлетворить как интеллектуальные, так и эстетические потребности. Выдающийся французский лингвист Ш. Балли писал, что "научный язык - это язык идей, а художественная речь - язык чувств".К этому можно добавить, что публицистика - язык и мыслей, и чувств. Важность тем, освещаемых средствами массовой информации, требует основательных размышлений и соответствующих средств логического изложения мысли, а выражение авторского отношения к событиям невозможно без использования эмоциональных средств языка. Особенностью публицистического стиля в средствах массовой информации является широкий охват лексики литературного языка: от научных и технических терминов до слов обыденной разговорной речи. Иногда публицист выходит за рамки литературного языка, используя в своей речи жаргонные слова. В ходе исследования мы выявили, что не все тексты, размещённые в средствах массовой информации принадлежат к публицистическому стилю. Так, например, в «Российской газете» публикуются тексты законов, указов, постановлений. Они относятся к официально – деловому стилю. В «Независимой газете » печатаются научные статьи, написанные учёными – специалистами. Эти статьи относятся к научному стилю. По радио нередко читают романы, повести, рассказы – эти произведения относятся к художественной речи. Всё это характеризует не публицистический стиль, а общественные функции средств массовой информации (СМИ). Когда же журналист в газетной статье рассказывает о научных исследованиях по генетике и при этом употребляет научные термины или сообщает о запуске космического корабля, учениях спасателей, открытии авиасалона и включает в свою речь технические термины в таких случаях иностилевые элементы (слова и обороты речи) включаются в состав выразительных средств публицистического стиля и входят в язык массовой информации. Такие случаи можно считать взаимодействием разностилевых единиц в рамках газетно – публицистического стиля. Это взаимодействие так же является одной из особенностей публицистического стиля в СМИ.

В ходе анализа различных газет («Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Вести», «Аргументы и факты», «Альтернативная газета» - выпуск в городе Купавна, «Богородские вести») и газетных заголовков мы убедились в тематической необозримости и широте публицистики. Конкретно касаясь заголовков, то достаточно открыть номер какой-либо газеты и мы сразу получаем своеобразный конспект, моментальную фотографию содержания газеты. Газета может писать о политике, о дипломатии, о спорте, об искусстве, общественных движениях, экономике, строительстве, проблемах дня и т. д. Темы газетных публикаций трудно исчерпать, настолько они своеобразны. Публицистический стиль, одну из разновидностей которого и составляет газетная речь, оказывается весьма сложным явлением из-за неоднородности условий его задач и общения.

Особенностью публицистического стиля в современных СМИ так же является оценочность. Это его универсальная черта. Она не ограничивается пределами лексической системы данного стиля, а пронизывает все ярусы публицистических текстов. Оценочность как один из основных стилеобразующий факторов публицистических материалов начинает играть свою роль уже на самой ранней стадии создания текста. Оценочность проявляется в отборе и классификации фактов и явлений действительности, в их описании под определенным углом зрения, в соотношении негативных и позитивных деталей, в специфических лингвистических средствах. Именно такую преобразованную информацию и потребляет читатель. Оценочность бывает открытой и скрытой. Отличительной чертой новейшей журналистики стал отказ от открытой пропаганды. На смену пропаганде пришло умело завуалированное манипулирование массовым сознанием. Образцы открытой пропаганды можно найти в основном в оппозиционных изданиях, ориентирующихся на консервацию советской риторической традиции. Большинство современных средств массовой коммуникации отошло от прямого идеологического давления на адресата, используя скрытые языковые механизмы формирования оценки. Оценка может быть имплицитной, т.е. заложенной в значение слова, и эксплицитной, присущей не конкретному слову, а его употреблению. В роли метафор выступают ставшие оценочными исторические номинации «смутное время», «серый кардинал», «империя», дающие негативную окраску явлению и формирующие его социальную оценку, сближаясь по своей цели с политическим ярлыком. Именно оценочная метафора часто становится обобщающим, ключевым словом, которое ложится в основу номинации и окрашивает окружающий его контекст. Например, таким ключевым словом стало существительное «дом » в названии политической партии «Наш дом – Россия», которое было призвано закрепить в сознании граждан положительный образ, ассоциирующийся с конкретной партией и проводимой ею политикой. Ключевое слово несет в себе мощный оценочный заряд, именно оно организует текст для выражения положительной или отрицательной оценки. В публицистическом стиле, в современных СМИ, ярко проявляется и такая особенность, как идеологема . Идеологема предполагает целенаправленное воздействие со стороны адресанта (отправителя речи) на сознание адресата (получателя речи) с помощью заранее заданной идеи. Такая идея носит обобщенный характер и ориентирует массовое сознание в заданном направлении. Поскольку «политические взгляды есть неизбежный элемент культуры, то утверждение в СМИ определенных идеологем, соотнесенных с политической установкой издания, закономерно.

Идеологемы носят личностный или социальный характер. Личностные идеологемы складываются, например, вокруг руководителя государства, начиная с образа «царя-батюшки» и заканчивая образом президента. Подобные идеологемы укореняются в массовом сознании с помощью стереотипов, тиражируемых СМИ, например: «вождь мирового пролетариата» (о Ленине), «гениальный вождь и учитель» (о Сталине), «генеральный конструктор» (о Хрущеве), «верный ленинец» (о Брежневе), «архитектор перестройки» (о Горбачеве) и т.п. Знаки оценки данных стереотипных номинаций зависят от шкалы ценностей, принятой в каждом конкретном издании. Социальные идеологемы отражают установки и ориентиры общества на конкретном отрезке его развития. Так, советские социально-политические стереотипы задавались лозунгами: «Мы придем к победе коммунизма», «нерушимая дружба братских народов», «бескризисная плановая экономика» и т.п. Нет строя, который мог бы обходиться без идеологии. Поэтому идеологемы представляются константами, универсалиями публицистического стиля.

В ходе изучения основной темы работы, нами была выявлена обширность отличительных черт публицистического стиля. В конкретный исторический период на первый план выдвигаются одни характерные особенности рассматриваемой функциональной разновидности языка, в то время как другие остаются в тени. Так нами были выявлены следующие черты, характерные для публицистического языка современных СМИ: «американизация» языка СМИ, следование речевой моде, сознательный отход от литературно-языковой нормы. Но все же ведущими чертами современного языка публицистики, на наш взгляд, стали интертекстуальность, ирония, языковая игра, что свидетельствует в целом о возросшей экспрессивности данного стиля, в котором реализуется установка современного автора-публициста на творчество, а не стереотип.

Загрузка...