crimea-fun.ru

Язык сентиментализма в литературе. Основные черты русского сентиментализма

1.Сентиментализм (фр. sentimentalisme, от англ. sentimental, фр. sentiment - чувство) - умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в этом жанре, основаны на чувствах читателя. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - с конца XVIII до начала XIX века.

Если классицизм - это разум, долг, то сентиментализм - это нечто более светлое, это чувства человека, его переживания.

Основная тематика сентиментализма - любовная.

Основные черты сентиментализма:

    Уход от прямолинейности

    Многогранные характеры персонажей, субъективность подхода к миру

    Культ чувства

    Культ природы

    Возрождение собственной чистоты

    Утверждение богатого духовного мира низких сословий

Основные жанры сентиментализма:

    Сентиментальная повесть

    Путешествия

    Идиллия или пастораль

    Письма личного характера

Идейная основа - протест против испорченности аристократического общества

Основное свойство сентиментализма - стремление представить человеческую личность в движении души, мысли, чувств, раскрытие внутреннего мира человека через состояние природы

В основе эстетики сентиментализма - подражание природе

Особенности русского сентиментализма:

    Сильная дидактическая установка

    Просветительский характер

    Активное совершенствование литературного языка посредством введения в него литературных форм

Представители сентиментализма:

    Лоренс Стен Ричардсон - Англия

    Жан Жак Руссо - Франция

    М.Н. Муравьев - Россия

    Н.М. Карамзин - Россия

    В.В. Капнист - Россия

    Н.А. Львов - Россия

Молодой В.А. Жуковский недолгое время был сентименталистом.

2.Биография Руссо

Самыми жгучими проблемами XVIII века были социально-политические. Человек интересовал мыслителей как существо общественное и нравственное, сознающее свою свободу, способное бороться за нее и достойную жизнь. Если прежде позволить себе философствовать могли преимущественно представители привилегированных социальных групп, то теперь все громче стали звучать голоса малообеспеченных и обездоленных людей, отвергающих сложившийся общественный порядок. Одним из них был Жан Жак Руссо. Преобладающая тема его произведений: происхождение социального неравенства и преодоление его. Жан Жак родился в Женеве, в семье часовщика. Музыкальные способности, жажда познания и стремление к славе привели его в 1741 году в Париж. Не имея систематического образования и влиятельных знакомств, он не сразу добился признания. Он принес в Парижскую академию новую систему записи нот, но его предложение было отвергнуто (позже он написал комическую оперу "Деревенский колдун"). Сотрудничая в знаменитой "Энциклопедии", обогатился знаниями и одновременно - в отличие от других просветителей - усомнился в том, что научно-технический прогресс несет людям лишь благо. Цивилизация, по его мнению, усугубляет неравенство между людьми. И наука, и техника хороши лишь в том случае, если опираются на высокую нравственность, благородные чувства и преклонение перед природой. За такую позицию Руссо резко критиковали "прогрессивисты". (Только в конце XX века стало ясно, насколько она верна.) При жизни его и восхваляли, и осуждали, подвергали гонениям. Некоторое время он скрывался в Швейцарии, а умер в уединении и бедности. Его крупные философские сочинения: "Рассуждения о науках и искусствах", "Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми", "Об общественном договоре, или Принципы политического права". Из философско-художественных произведений: "Юлия, или Новая Элоиза", "Исповедь". Для Руссо путь цивилизации - последовательное порабощение человека. С появлением частной собственности и стремления иметь как можно больше материальных благ "стал неизбежен труд, и обширные леса превратились в веселые нивы, которые нужно было поливать человеческим потом и на которых вскоре взошли и расцвели вместе с посевами рабство и нищета. Великий переворот этот произвело изобретение двух искусств: обработки металлов и земледелия. В глазах поэта - золото и серебро, в глазах философа - железо и хлеб цивилизовали людей и погубили род человеческий". С необычайной проницательностью, словно сторонний наблюдатель, он обратил внимание на два коренных порока цивилизации: создание все новых, необязательных для нормальной жизни потребностей и формирование искусственной личности, которая старается "казаться", а не "быть". В противоположность Гоббсу (и в соответствии с исторической правдой) Руссо полагал, что состояние раздора и войны в обществе усиливалось по мере возрастания имущественного неравенства, конкуренции и жажды обогатиться за счет других. Государственная власть, согласно общественному договору, должна была стать гарантом безопасности и справедливости. Но она создала новую форму зависимости между власть имущими и подчиненными. Если данная государственная система обманывает ожидания народа и не выполняет своих обязательств, то народ имеет право ее свергнуть. Мысли Руссо вдохновляли революционеров разных стран, прежде всего Франции. Его "Общественный договор" стал настольной книгой Робеспьера. В те годы мало кто обратил внимание на серьезное предупреждение философа: "Народы! Знайте раз и навсегда, что природа хотела оберечь вас от наук, подобно тому, как мать вырывает из рук своего ребенка опасное оружие. Все скрываемые ею тайны от вас являются злом".

3. Отношения с Вольтером

К этому присоединилась ссора с Вольтером и с правительственной партией в Женеве. Когда-то Руссо называл Вольтера «трогательным», но на самом деле не могло быть бо́льшего контраста, как между этими двумя писателями. Антагонизм между ними проявился в 1755 г., когда Вольтер, по случаю страшного лиссабонского землетрясения, отрёкся от оптимизма, а Руссо вступился за Провидение. Пресыщенный славой и живя в роскоши, Вольтер, по словам Руссо, видит на земле только горе; он же, безвестный и бедный, находит, что всё хорошо.

Отношения обострились, когда Руссо, в «Письме о зрелищах», сильно восстал против введения в Женеве театра. Вольтер, живший близ Женевы и развивавший посредством своего домашнего театра в Ферне вкус к драматическим представлениям среди женевцев, понял, что письмо направлено против него и против его влияния на Женеву. Не знавший меры в своём гневе, Вольтер возненавидел Руссо и то глумился над его идеями и сочинениями, то выставлял его сумасшедшим.

Полемика между ними особенно разгорелась, когда Руссо был запрещён въезд в Женеву, что он приписывал влиянию Вольтера. Наконец, Вольтер издал анонимный памфлет, обвиняя Руссо в намерении ниспровергнуть женевскую конституцию и христианство и утверждая, будто он уморил мать Терезы.

Мирные сельчане Мотье взволновались; Руссо стал подвергаться оскорблениям и угрозам; местный пастор произнёс против него проповедь. В одну осеннюю ночь целый дождь камней обрушился на его домик.

Сентиментализм зародился в конце 20-х гг. 18 в. в Англии, оставаясь в 20-50-е гг. тесно связанным с просветительским классицизмом и с просветительским романом сентиментализма Ричардсона. Полного развития французский сентиментализм достигает в эпистолярном романе Ж. Ж. Руссо "Новая Элоиза". Субъективно-эмоциональный характер писем явился новаторством во французской литературе.

Роман "Юлия, или Новая Элоиза":

1) Тенденциозность произведения.

Изданный впервые в Голландии в 1761 году, роман "Юлия, или Новая Элоиза" имеет подзаголовок: "Письма двух любовников, живущих в маленьком городке у подножия Альп". И еще кое-что сказано на титульном листе: "Собраны и изданы Жан-Жаком Руссо". Цель этой нехитрой мистификации – создать иллюзию полной достоверности рассказа. Выдавая себя за издателя, а не за сочинителя, Руссо снабжает некоторые страницы подстрочными примечаниям (всего их 164), ими он спорит со своими героями, фиксируя их заблуждения вследствие бурных переживаний любви, исправляет их взгляды на вопросы морали, искусства, поэзии. В оболочке мягкой иронии верх объективности: автор якобы не имеет ничего общего с действующими лицами романа, он только наблюдатель, стоящий над ними беспристрастный судья. И в первое время Руссо добился своего: его спрашивали, действительно ли найдены эти письма, быль это иди выдумка, хотя сам же он выдал себя эпиграфом к роману и стиха Петрарки. "Новая Элоиза" состоит из 163-х писем, разделенных на шесть частей. Эпизодов в романе сравнительно немного по сравнению с громадной надстройкой, состоящей из пространных рассуждений на самые различные темы: о дуэли, о самоубийстве, о том, может ли состоятельная женщина помогать деньгами любимому мужчине, о домашнем хозяйстве и устройстве общества, о религии и помощи нищим, о воспитании детей, об опере и танцах. Роман Руссо наполнен сентенциями, поучительными афоризмами, и, кроме того, в нем слишком много слез и вздохов, поцелуев и объятий, ненужных жалоб и неуместных сочувствий. В XVIII веке это любили, по крайней мере, в определенной среде; нам это кажется сегодня старомодным и часто смешным. Чтобы прочитать от начала до конца "Новую Элоизу" со всеми отступлениями от сюжета, следует набраться изрядной дозы терпения, но книга Руссо отличается глубоким содержанием. "Новоя Элоиза" с неослабленным вниманием изучали такие требовательные мыслители и художники слова, как Н. Г. Чернышевский и Л. Н. Толстой. Толстой сказал о романе Руссо: "Эта прекрасная книга заставляет думать"

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (фр. Sentiment ) – направление в европейской литературе и искусстве второй половины 18 в., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений общества. Зародился в лирике и романе; позже, проникая в театральное искусство, дал толчок возникновению жанров «слезной комедии» и мещанской драмы. Сентиментализм в литературе. Философские истоки сентиментализма восходят к сенсуализму, выдвинувшего идею «естественного», «чувствительного» (познающего мир чувствами) человека. К началу 18 в. идеи сенсуализма проникают в литературу и искусство.

«Естественный» человек становится главным героем сентиментализма. Писатели-сентименталисты исходили из посылки, что человек, будучи творением природы, от рождения обладает задатками «естественной добродетели» и «чувствительности»; степень чувствительности определяет достоинство человека и значимость всех его действий. Достижение счастья как главной цели человеческого существования возможно при двух условиях: развитие естественных начал человека («воспитание чувств») и пребывание в естественной среде (природе); сливаясь с ней, он обретает внутреннюю гармонию. Цивилизация (город), наоборот, является враждебной ему средой: она искажает его естество. Чем более человек социален, тем более опустошен и одинок. Отсюда характерный для сентиментализма культ частной жизни, сельского существования и даже первобытности и дикарства. Сентименталисты не принимали идею прогресса, фундаментальную для энциклопедистов, с пессимизмом взирая на перспективы общественного развития. Понятия «история», «государство», «общество», «образование» имели для них негативное значение.

Сентименталистов, в отличие от классицистов, не интересовало историческое, героическое прошлое: они вдохновлялись повседневными впечатлениями. Место гиперболизированных страстей, пороков и добродетелей заняли знакомые всем человеческие чувства. Герой сентименталистской литературы – обычный человек. Преимущественно это выходец из третьего сословия, порой низкого положения (служанка) и даже изгой (разбойник), по богатству своего внутреннего мира и чистоте чувств не уступающий, а нередко и превосходящий представителей высшего сословия. Отрицание навязанных цивилизацией сословных и иных различий составляет демократический (эгалитаристский)

пафос сентиментализма.

Обращение к внутреннему миру человека позволило сентименталистам показать его неисчерпаемость и противоречивость. Они отказались от абсолютизации какой-либо одной черты характера и однозначности моральной трактовки персонажа, свойственных классицизму: сентименталистский герой может совершать как дурные, так и добрые поступки, испытывать как благородные, так и низкие чувства; порой его действия и влечения не поддаются односложной оценке. Поскольку в человеке от природы заложено доброе

начало и зло есть плод цивилизации, никто, не может стать законченным злодеем – у него всегда есть шанс вернуться к своему естеству. Сохраняя надежду на самосовершенствование человека, они оставались, при всем их пессимистическом отношении к прогрессу, в русле просветительской мысли. Отсюда дидактизм и порой ярко выраженная тенденциозность их произведений.

Культ чувства обусловил высокую степень субъективизма. Для этого направления характерно обращение к жанрам, с наибольшей полнотой позволяющих показать жизнь человеческого сердца, – элегия, роман в письмах, дневник путешествия, мемуары и пр., где рассказ ведется от первого лица. Сентименталисты отвергали принцип «объективного» дискурса , предполагающий отстранение автора от предмета изображения: авторская рефлексия по поводу описываемого становится у них важнейшим элементом повествования. Структура сочинения во многом определяется волей писателя: он не столь строго следует установленным литературным канонам, сковывающим воображение, достаточно произвольно строит композицию, щедр на лирические отступления.

Родившись на британских берегах в 1710-х, сентиментализм стал во вт. пол. 18 в. общеевропейским явлением. Наиболее ярко проявился в английской

, французской , немецкой и русской литературах . Сентиментализм в Англии. Раньше всего сентиментализм заявил о себе в лирике. Поэт пер. пол. 18 в. Джеймс Томсон отказался от традиционных для рационалистической поэзии урбанистических мотивов и сделал объектом изображения английскую природу. Тем не менее он не отходит полностью от классицистической традиции: использует жанр элегии, узаконенный теоретиком классицизма Никола Буало в его Поэтическом искусстве (1674), правда, заменяет рифмованные двустишия белым стихом, свойственным шекспировской эпохе.

Развитие лирики идет по пути усиления пессимистических мотивов, уже звучащих у Д.Томсона. Тема призрачности и тщеты земного существования торжествует у Эдварда Юнга , основателя « кладбищенской поэзии». Поэзия последователей Э.Юнга – шотландского пастора Роберта Блэра (1699–1746), автора мрачно-дидактической поэмы Могила (1743), и Томаса Грея , создателя (1749), – пронизана идеей равенства всех перед смертью.

С наибольшей полнотой сентиментализм выразил себя в жанре романа. Зачинателем его стал Сэмюэл Ричардсон , который, порвав с авантюрно-плутовской и приключенческой традицией, обратился к изображению мира человеческих чувств, что потребовало создания новой формы – романа в письмах. В 1750-х сентиментализм стал главным направлением английской просветительской литературы. Творчество Лоуренса Стерна , которого многие исследователи считают «отцом сентиментализма», знаменует окончательный отход от классицизма. (Сатирический роман Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена (1760–1767) и роман Сентиментальное путешествие по Франции и Италии мистера Йорика (1768), от которого пошло название художественного течения).

Критический английский сентиментализм достигает своего пика в творчестве Оливера Голдсмита.

В 1770-х наступает закат английского сентиментализма. Прекращает существование жанр сентиментального романа. В поэзии сентименталистская школа уступает место предромантической (Д.Макферсон, Т.Чаттертон). Сентиментализм во Франции. Во французской литературе сентиментализм выразил себя в классической форме. Пьер Карле де Шамблен де Мариво стоит у истоков сентиментальной прозы. (Жизнь Марианны , 1728–1741; и Крестьянин, вышедший в люди , 1735–1736). Антуан-Франсуа Прево д"Экзиль, или аббат Прево открыл для романа новую область чувств – непреодолимую страсть, ведущую героя к жизненной катастрофе.

Кульминационным моментом сентиментального романа стало творчество Жан-Жака Руссо

(1712–1778). Концепция природы и «естественного» человека определила содержание его художественных произведений (например, эпистолярный роман Жюли, или Новая Элоиза , 1761). Ж.-Ж.Руссо сделал природу самостоятельным (самоценным) объектом изображения. Его Исповедь (1766–1770) считается одной из наиболее откровенных автобиографий в мировой литературе, где он доводит до абсолюта субъективистскую установку сентиментализма (художественное произведение как способ выражения авторского «я»).

Анри Бернарден де Сен-Пьер (1737–1814), как и его учитель Ж.-Ж.Руссо, считал главной задачей художника утверждать истину – счастье состоит в том, чтобы жить в согласии с природой и добродетельно. Свою концепцию природы он излагает в трактате Этюды о природе (1784–1787). Эта тема получает художественное воплощение в романе Поль и Виржини (1787). Изображая далекие моря и тропические страны, Б.де Сен-Пьер вводит новую категорию – «экзотическое», которая будет востребована романтиками, в первую очередь Франсуа-Рене де Шатобрианом .

Жак-Себастьян Мерсье (1740–1814), следуя руссоистской традиции, делает центральным конфликтом романа Дикарь (1767) столкновение идеальной (первобытной) формы существования («золотого века») с разлагающей ее цивилизацией. В утопическом романе 2440 год, сон каких мало (1770), беря за основу Общественный договор Ж.-Ж.Руссо, он конструирует образ эгалитарной сельской общины, в которой люди живут в согласии с природой. Свой критический взгляд на «плоды цивилизации» С.Мерсье излагает и в публицистической форме – в очерке Картина Парижа (1781). Творчество Никола Ретифа де Ла-Бретонн (1734–1806), писателя-самоучки, автора двухсот томов сочинений, отмечено влиянием Ж.-Ж.Руссо. В романе Развращенный крестьянин, или Опасности города (1775) рассказывается история превращения, под воздействием городской среды, нравственно чистого юноши в преступника. Роман-утопия Южное открытие (1781) трактует ту же тему, что и 2440 год С.Мерсье. В Новом Эмиле, или Практическом воспитании (1776) Ретиф де Ла-Бретонн развивает педагогические идеи Ж.-Ж.Руссо, применяя их к женскому образованию, и полемизирует с ним. Исповедь Ж.-Ж.Руссо становится поводом для создания его автобиографического сочинения Господин Никола, или Разоблаченное человеческое сердце (1794–1797), где он превращает повествование в некий « физиологический очерк».

В 1790-е, в эпоху Великой Французской революции сентиментализм утрачивает свои позиции, уступая место революционному классицизму

. Сентиментализм в Германии. В Германии сентиментализм родился как национально-культурная реакция на французский классицизм, в его становлении определенную роль сыграло творчество английских и французских сентименталистов. Существенная заслуга в формировании нового взгляда на литературу принадлежит Г.Э.Лессингу . Истоки немецкого сентиментализма лежат в полемике начала 1740-х цюрихских профессоров И.Я.Бодмера (1698–1783) и И.Я.Брейтингера (1701–1776) с видным апологетом классицизма в Германии И.К.Готшедом (1700–1766); «швейцарцы» защищали право поэта на поэтическую фантазию. Первым крупным выразителем нового направления стал Фридрих Готлиб Клопшток , который нашел точки соприкосновения между сентиментализмом и германской средневековой традицией.

Расцвет сентиментализма в Германии приходится на 1770–1780-е и связан с движением «Бури и натиска», названного по одноименной драме

Sturm und Drang Ф.М.Клингера (1752–1831). Его участники ставили своей задачей создание самобытной национальной немецкой литературы; от Ж.-Ж. Руссо они усвоили критическое отношение к цивилизации и культ естественного. Теоретик «Бури и натиска» философ Иоганн Готфрид Гердер критиковал «хвастливое и бесплодное образование» эпохи Просвещения, обрушивался на механическое использование классицистических правил, доказывая, что истинная поэзия – это язык чувств, первых сильных впечатлений, фантазии и страсти, такой язык универсален. «Бурные гении» обличали тиранию, протестовали против иерархичности современного общества и его морали (Гробница королей К.Ф.Шубарта, К свободе Ф.Л.Штольберга и др.); их главным героем была свободолюбивая сильная личность – Прометей или Фауст – движимая страстями и не знающая никаких преград.

В молодые годы к направлению «Бури и натиска» принадлежал Иоганн Вольфганг Гете . Его роман Страдания молодого Вертера (1774) стал знаковым произведением немецкого сентиментализма, определив окончание «провинциальной стадии» немецкой литературы и ее вхождение в общеевропейскую.

Духом «Бури и натиска» отмечены драмы Иоганна Фридриха Шиллера

. Сентиментализм в России. В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов Вертера И.В.Гете, Памелы , Клариссы и Грандисона С.Ричардсона, Новой Элоизы Ж.-Ж. Руссо, Поля и Виржини Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин Письмами русского путешественника (1791–1792). Его роман Бедная Лиза (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.

Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились Бедная Маша А.Е.Измайлова (1801), Путешествие к Полуденную Россию

(1802), Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением И.Свечинского (1802), многочисленные повести Г.П.Каменева (История бедной Марьи ; Несчастная Маргарита ; Прекрасная Татьяна) и пр.

Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, выступавшей за создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокопарного слога и изживших себя жанров.

Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Публикация в 1802 перевода Элегии, написанной на сельском кладбище Э.Грея стала явлением в художественной жизни России, ибо он перевел поэму

«на язык сентиментализма вообще, перевел жанр элегии, а не индивидуальное произведение английского поэта, имеющее свой особый индивидуальный стиль» (Е.Г.Эткинд). В 1809 Жуковский написал сентиментальную повесть Марьина роща в духе Н.М.Карамзина.

Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.

Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму

. Евгения Кривушина Сентиментализм в театре (франц. sentiment – чувство) – направление в европейском театральном искусстве второй половины 18 в.

Развитие сентиментализма в театре связано с кризисом эстетики классицизма , провозглашавшей строгий рационалистический канон драматургии и ее сценического воплощения. На смену умозрительным построениям классицистской драматургии приходит стремление приблизить театр к реальной действительности. Это сказывается практически во всех компонентах театрального действа: в тематике пьес (отражение частной жизни, разработка семейно

- психологических сюжетов); в языке (классицистская пафосная стихотворная речь сменяется прозаической, приближенной к разговорной интонации); в социальной принадлежности персонажей (героями театральных произведений становятся представители третьего сословия ) ; в определении мест действия (дворцовые интерьеры сменяются «природными» и сельскими видами).

«Слезная комедия» – ранний жанр сентиментализма – появился в Англии в творчестве драматургов Колли Сиббера (Последняя уловка любви,

1696; Беззаботный супруг , 170 4 и др.), Джозефа Аддисона ( Безбожник , 1714; Барабанщик , 1715), Ричарда Стила ( Похороны, или Модная печаль , 1701; Любовник-лжец , 1703; Совестливые влюбленные, 1722 и др.). Это были нравоучительные произведения, где комическое начало последовательно подменялось сентиментально-патетическими сценами, морально-дидактическими сентенциями. Нравственный заряд «слезной комедии» основывается не на осмеянии пороков, но на воспевании добродетели, пробуждающей к исправлению недостатков – как отдельных героев, так и общества в целом.

Те же нравственные и эстетические принципы были положены в основу французской «слезной комедии». Ее наиболее яркими представителями были Филипп Детуш (Женатый философ

, 1727; Гордец , 1732; Расточитель , 1736) и Пьер Нивель де Лашоссе (Меланида , 1741; Школа матерей , 1744; Гувернантка , 1747 и др.). Некоторая критика общественных пороков преподносилась драматургами как временные заблуждения героев, к концу пьесы успешно преодолеваемые ими. Сентиментализм нашел свое отражение и в творчестве одного из самых известных французских драматургов того времени – Пьера Карле Мариво ( Игра любви и случая , 1730; Торжество любви , 1732; Наследство , 1736; Чистосердечные , 1739, и др.). Мариво, оставаясь верным последователем салонной комедии, в то же время постоянно вносит в нее черты чувствительной сентиментальности и моральной дидактики.

Во второй половине 18 в. «слезная комедия», оставаясь в рамках сентиментализма, постепенно вытесняется жанром мещанской драмы. Здесь элементы комедии окончательно исчезают; основой сюжетов становятся трагические ситуации повседневной жизни третьего сословия. Однако проблематика остается той же, что и в «слезной комедии»: торжество добродетели, превозмогающей все испытания и невзгоды. В этом едином направлении мещанская драма развивается во всех странах Европы: Англии (Дж.Лилло ,

Лондонский купец, или История Джорджа Барнуэлла; Э.Мур, Игрок ); Франции (Д.Дидро , Побочный сын, или Испытание добродетели; М.Седен, Философ, сам того не зная ); Германии (Г.Э.Лессинг , Мисс Сара Сампсон, Эмилия Галотти). Из теоретических разработок и драматургии Лессинга, получившей определение «мещанской трагедии», возникло эстетическое течение «Бури и натиска» (Ф.М.Клингер, Я.Ленц, Л.Вагнер, И.В.Гёте и др.), достигшее пика своего развития в творчестве Фридриха Шиллера ( Разбойники , 1780; Коварство и любовь , 1784). Широкое распространение театральный сентиментализм получил и в России. Впервые проявившись в творчестве Михаила Хераскова ( Друг несчастных , 1774; Гонимые , 1775), эстетические принципы сентиментализма были продолжены Михаилом Веревкиным (Так и должно , Именинники , Точь-в-точь), Владимиром Лукиным (Мот, любовью исправленный ), Петром Плавильщиковым (Бобыль , Сиделец и др.).

Сентиментализм дал новый импульс актерскому искусству, развитие которого в определенном смысле было заторможено классицизмом. Эстетика классицистского исполнения ролей требовала строго соблюдения условного канона всей совокупности средств актерской выразительности, совершенствование актерского мастерства шло скорее по чисто формальной линии. Сентиментализм дал актерам возможность обратиться к внутреннему миру своих персонажей, к динамике развития образа, поиску психологической убедительности и многогранности характеров.

К середине 19 в. популярность сентиментализма сошла на нет, жанр мещанской драмы практически прекратил свое существование. Однако эстетические принципы сентиментализма легли в основу формирования одного из самых молодых театральных жанров – мелодрамы

. Татьяна Шабалина ЛИТЕРАТУРА Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978
Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо . М., 1980
Атарова К.Н. Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие» . М., 1988
Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991
Лотман Ю.М. Руссо и русская культура XVIII – начала XIX века. – В кн.: Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 тт, т. 2. Таллинн, 1992
Кочеткова И.Д. Литература русского сентиментализма. СПб, 1994
Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина. Опыт прочтения. М., 1995
Бент М. «Вертер, мученик мятежный...». Биография одной книги. Челябинск, 1997
Курилов А.С. Классицизм, романтизм и сентиментализм (К вопросу о концепциях и хронологии литературно-художественного развития) . – Филологические науки. 2001, № 6
Зыкова Е.П. Эпистолярная культура XVIII в. и романы Ричардсона . – Мировое древо. 2001, № 7
Забабурова Н.В. Поэтическое как возвышенное: аббат Прево – переводчик «Клариссы» Ричардсона . В кн.: – XVIII в.: судьбы поэзии в эпоху прозы. М., 2001
Западно-европейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX–XX вв. Очерки. М., 2001
Кривушина Е.С. Союз рационального и иррационального в прозе Ж.-Ж.Руссо . В кн.: – Кривушина Е.С. Французская литература XVII–XX вв.: Поэтика текста. Иваново, 2002
Краснощекова Е.А. «Письма русского путешественника»: Проблематика жнра ( Н.М.Карамзин и Лоренс Стерн). – Русская литература. 2003, № 2

Культура и Образование

Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978
Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо . М., 1980
Атарова К.Н. Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие» . М., 1988
Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991
Лотман Ю.М. Руссо и русская культура XVIII – начала XIX века. – В кн.: Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 тт, т. 2. Таллинн, 1992
Кочеткова И.Д. ЛИТЕРАТУРА русского сентиментализма. СПб, 1994
Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина. Опыт прочтения. М., 1995
Бент М. «Вертер, мученик мятежный...». Биография одной книги. Челябинск, 1997
Курилов А.С. Классицизм, романтизм и сентиментализм (К вопросу о концепциях и хронологии литературно-художественного развития) . – Филологические науки. 2001, № 6
Зыкова Е.П. Эпистолярная культура XVIII в. и романы Ричардсона . – Мировое древо. 2001, № 7
Забабурова Н.В. Поэтическое как возвышенное: аббат Прево – переводчик «Клариссы» Ричардсона . В кн.: – XVIII в.: судьбы поэзии в эпоху прозы. М., 2001
Западно-европейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX–XX вв. Очерки. М., 2001
Кривушина Е.С. Союз рационального и иррационального в прозе Ж.-Ж.Руссо . В кн.: – Кривушина Е.С. Французская литература XVII–XX вв.: Поэтика текста. Иваново, 2002
Краснощекова Е.А. «Письма русского путешественника»: Проблематика жнра (Н.М.Карамзин и Лоренс Стерн ). – Русская литература. 2003, № 2

Найти "СЕНТИМЕНТАЛИЗМ " на

Черты сентиментализма как нового направления заметны в европейских литературах ЗО-50-х годов XVIII века. Сентименталистские тенденции наблюдаются в литературе Англии (поэзия Дж. Томсона, Э. Юнга, Т. Грея), Франции (романы Г. Мариво и А. Прево, «слезливая комедия» П. Лашоссе), Германии («серьезная комедия» X . В. Геллерта, отчасти «Мессиада» Ф. Клопштока). Но как отдельное литературное направление сентиментализм оформляется в 1760-е годы. Наиболее яркими писателями-сентименталистами были С Ричардсон («Памела», «Кларисса»), О. Голдсмит («Векфильдський священник»), Л. Стерн («Жизнь и мнения ТристрамюШенди», «Сентиментальное путешествие») в Англии; И. В. Гете («Страдания юного Вертера»), Ф. Шиллер («Разбойники»), Жан Поль («Зибенкез») в Германии; Ж.-Ж. Руссо («Юлия, или Новая Элоиза», «Исповедь»), Д. Дидро («Жак-фаталист», «Монахиня»), Б. де Сен-Пьер («Поль и Виргиния») во Франции; М. Карамзин («Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»), А. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву») в России. Сказалось направление сентиментализма и на других европейских литературах: венгерской (И. Карман), польской (К. Бродзинський, Ю. Немцевичем), сербской (Д. Обрадович).

В отличие от многих других литературных направлений, эстетические принципы сентиментализма не находят оконченного выражения в теории. Сентименталисты не создавали каких-либо литературных манифестов, не выдвигали своих идеологов и теоретиков, какими были, в частности, Н. Буало для классицизма, Ф. Шлегель для романтизма, Э. Золя для натурализма. Нельзя сказать, что сентиментализм разработал и собственный творческий метод. Правильнее было бы рассматривать сентиментализм как определенное умонастроение с характерными признаками: чувство как основная человеческая ценность и измерение, меланхолическая мечтательность, пессимизм, чувственность.

Сентиментализм зарождается внутри просветительской идеологии. Он становится отрицательной реакцией на просветительский рационализм. Культу ума, господствовавшему как в классицизме, так и в просвещении, сентиментализм противопоставил культ чувства. На смену знаменитому высказыванию философа-рационалиста Рене Декарта: «Cogito, ergosum» («Я мыслю, следовательно, существую») приходят слова Жан-Жака Руссо: «Я чувствую, следовательно, существую». Художники-сентименталисты решительно отвергают однобокость рационализма Декарта, который воплотился в нормативности и строгой регламентации в классицизме. Сентиментализм опирается на философию агностицизма английского Мыслителя Дэвида Юма. Агностицизм был полемически направлен против рационализма просветителей. Он подвергал сомнению веру в безграничные возможности разума. По Д. Юму, все представления человека о мире могут быть ложными, а нравственные оценки людей - основаны не на советах ума, а на эмоциях или «активных чувствованиях». «Разум, - считает английский философ, - никогда не имеет перед собой никаких вещей, кроме восприятий.

.. “Согласно этому недостатки и добродетели являются категориями субъективными. «Когда вы признаете какой-то поступок или характер ложным, - утверждает Д. Юм, - вы имеете в виду под этим лишь то, что в силу особой организации вашей природы вы испытываете при его созерцании …» Философскую почву для сентиментализма подготовили два других английских философа - Фрэнсис Бэкон и Джон Локк. Они отдавали первоочередную роль в познании мира именно чувству. «Разум может ошибаться, чувство - никогда», - это выражение Ж. Руссо можно считать общим философским и эстетическим кредо сентиментализма.

Сентиментальный культ чувства предопределяет более широкий, чем в классицизме, интерес к внутреннему миру человека, к его психологии. Мир же внешний, отмечает известный российский исследователь П. Берков, для сентименталистов “является ценным лишь постольку, поскольку он дает возможность писателю найти богатство своих внутренних переживаний … Для сентименталиста важно самораскрытие, обнажение сложной психической жизни, что происходит в нем ». Писатель-сентименталист выбирает из ряда жизненных явлений и событий именно такие, которые способны растрогать читателя, заставить волноваться. Авторы сентименталистских произведений обращаются к тем, кто способен сопереживать героям, они описывают страдания одинокого человека, несчастную любовь, а нередко и смерть героев. Писатель-сентименталист всегда стремится вызвать сочувствие к судьбе персонажей. Так российский сентименталист А. Клущин призывает читателя посочувствовать герою, который из-за невозможности соединить свою судьбу с любимой девушкой кончает жизнь самоубийством: «Чувствительное, непорочное сердце! Пролей слезы сожаления о несчастной любви самоубийцы; помолись об нем - Берегись любви! - Берегись сего тирана чувств наших! Стрелы его ужасные, раны неисцелимы, терзания ни с чем несравненны ».

Герой сентименталистов демократизируется. Это уже не царь или полководец классицистов, который действует в исключительных, экстраординарных условиях, на фоне исторических событий. Герой сентиментализма - вполне ординарная личность, как правило, представитель низших слоев населения, человек чувствительный, скромный, с глубокими чувствами. События в произведениях сентименталистов происходят на фоне повседневной, вполне прозаической жизни. Нередко оно замыкается в середине семейного быта. Такая личная, частная жизнь обычного человека противостоит экстраординарным, неправдоподобным событиям в жизни аристократического героя классицизма. Кстати, простой человек у сентименталистов иногда страдает от произвола дворян, но он способен также и «позитивно влиять» на них. Так, служанку Памелу с одноимённого романа С. Ричардсона преследует и пытается соблазнить ее хозяин - сквайр. Однако Памела является образцом добропорядочности - она отклоняет все ухаживания. Это обусловило изменение отношения дворянина к служанке. Убедившись в ее добродетели, он начинает уважать Памелу и по-настоящему влюбляется в нее, а в конце романа - женится на ней.

Чувствительные герои сентиментализма зачастую являются чудаками, людьми крайне непрактичными, неприспособленными к жизни. Особенно эта черта присуща героям английских сентименталистов. Они не умеют и не хотят жить «как все», жить «по уму». Персонажи романов Голдсмита и Стерна имеют свои собственные увлечения, которые воспринимаются как чудацкие: пастор Примроз из романа О. Голдсмита пишет трактаты о единобрачие духовенства. Тоби Шенди из романа Стерна строит игрушечные крепости, которые сам и берет в осаду. Герои произведений сентиментализма имеют своего «конька». Стерн, который и изобрел это слово, писал: «Конек - это веселое, переменчивое создание, светлячок, бабочка, картинка, мелочь, что-нибудь, за что цепляется человек, чтобы уйти от обычного течения жизни, оставить на часок жизненные тревоги и заботы ».

Вообще, поиски своеобразия в каждом человеке обуславливают яркость и разнообразие характеров в литературе сентиментализма. Авторы сентименталистских произведений не противопоставляют резко «положительных» и «отрицательных» героев. Так, Руссо характеризует замысел своей «Исповеди» как желание показать «одного человека во всей правде его природы». Герой «сентиментального путешествия» Йорик совершает поступки как благородные, так и низкие, а порой оказывается в таких сложных ситуациях, когда однозначно оценить его действия невозможно.

Сентиментализм меняет жанровую систему современной ему литературы. Он отвергает классицистическую иерархию жанров: у сентименталистов уже нет жанров «высоких» и «низких», все они равноправны. Жанры, которые доминировали в литературе классицизма (ода, трагедия, героическая поэма), уступают место новым жанрам. Изменения происходят во всех родах литературы. В эпосе господствуют жанры путевых заметок («Сентиментальное путешествие» Стерна, «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева), эпистолярного романа («Страдания юного Вертера» Гете, романы Ричардсона), появляется семейно- бытовая повесть («Бедная Лиза» Карамзина). В эпических произведениях сентиментализма важную роль играют элементы исповеди («Исповедь» Руссо) и воспоминаний («Монахиня» Дидро), что дает возможность для более глубокого раскрытия внутреннего мира персонажей, их чувств и переживаний. Жанры лирики, - элегии, идиллии, послания, - имеют целью психологический анализ, раскрытие субъективного мира лирического героя. Выдающимися лириками сентиментализма были английские поэты (Дж. Томсон, Е. Юнг, Т. Грей, О. Голдсмит). Мрачные мотивы в их произведениях обусловили возникновение названия «кладбищенская поэзия». Поэтическим произведением сентиментализма становится «Элегия, написанная на сельском кладбище» Т. Грея. Пишут сентименталисты и в жанре драмы. Среди них - так называемые «мещанская драма», «серьезная комедия», «слезливая комедия». В драматургии сентиментализма отменяются «три единства» классицистов, синтезируются элементы трагедии и комедии. Справедливость жанрового смещения был вынужден признать Вольтер. Он подчеркивал, что оно вызвано и оправдано самой жизнью, поскольку «в одной комнате смеются с того, что служит предметом волнения в другой, и то же лицо иногда переходит на протяжении какого-то четверти часа от смеха до слез от одного и того же поводу ».

Отвергает сентиментализм и классицистические каноны композиции. Произведение строится теперь не по правилам строгой логичности и соразмерности, а достаточно свободно. В произведениях сентименталистов распространяются лирические отступления. Нередко отсутствуют в них классические пять элементов сюжета. Усиливается в сентиментализме и роль пейзажа, который выступает средством выражения переживаний и настроений персонажей. Пейзажи у сентименталистов в основном сельские, они изображают сельские кладбища, руины, живописные уголки, которые должны вызывать меланхоличные настроения.

Наиболее эксцентричным по форме произведением сентиментализма является роман Стерна «Жизнь и мнения ТристрамаШенди, джентльмена». Именно фамилия главного героя означает «нерассудительный». Такой же «безрассудным» кажется и вся структура произведения Стерна.

В нем много лирических отступлений, всевозможных остроумных замечаний, начатых, но не оконченных новелл. Автор постоянно отступает от темы, рассказывая о каком-то событии, он обещает дальше вернуться к ней, но этого не делает. Нарушен в романе хронологически последовательное изложение событий. Некоторые разделы произведения напечатаны не по порядку их нумерации. Иногда Л. Стерн вообще оставляет пустые страницы, предисловие же и посвящение к роману располагаются не на традиционном месте, а внутри первого тома. В основу «Жизни и мнений» Стерн положил не логический, а эмоциональный принцип построения. Для Стерна важна не внешняя рациональная логика и последовательность событий, а изображения внутреннего мира человека, постепенная смена настроений и душевных движений.

Сентиментализм (франц. Sentiment - чувство, чувственность) - литературное направление второй половины XVIII - начала XIX в. Его название происходит от романа английского писателя Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии". Особенности сентиментализма проявились в европейской литературе 30-50-х годов XVIII в., В частности в произведениях Дж. Томсона, Э. Юнга, Т. Грея (Англия), А. Прево, П. Лашоссе (Франция), Х.В. Ґеллерта, Ф. Клоп штока (Германия).

В основе сентиментализма - преувеличена роль чувств (крайняя чувствительность). Сентиментализм был отрицанием классицизма, его поэтика противоположная классицистической. Сентименталисты отвергли рационализм Декарта, на первый план поставили чувства. Вместо знаменитой тезисы Декарта "Я мыслю, следовательно существую", пришла тезис Жан Жака Руссо: «Я чувствую, следовательно существую". Сентименталисты за философскую основу взяли агностицизм английского ученого Давида Юма. Он сомневался в безграничных возможностях ума, замечал, что умственные представления могут быть ложными, а нравственные оценки людей базируются на эмоциях. В утверждении сентиментализма ведущую роль сыграла философия Фрэнсиса Бэкона и Джона Локка. Эстетическим кредо сентиментализма можно считать высказывание Ж.Ж. Руссо: «Разум может ошибаться, чувство - никогда".

Руссо призывал изображать обычную простого человека, добропорядочную, нравственную, трудолюбивой, отказаться от излишней патетики, отстаивал простоту, ясность, прозрачность стиля, искренность повествования. Культ сердца в теории Руссо сочетался с культом природы, так как только на лоне природы чувства развиваются свободно и естественно. Эта мысль - тезис его романа "Юлия или Новая Элоиза». Руссо считал, что правда - учитель человека, советчик в сердечных делах. Идеалом художника была благородный человек, живущий напряженной духовной жизнью в согласии с природой, противостоит пагубному влиянию цивилизации, прислушивается к голосу сердца, отличается высокой культурой чувств.

Сентименталисты видели свою задачу в том, чтобы растрогать читателя, они описывали несчастной любви, страдания благородного человека, притеснения и преследования. Страдая от жестокости дворян, сентиментальный герой положительно влияет на своих обидчиков. Героиня романа Ричардсона "Памела" простая служанка отклоняет ухаживания распутного господина, впоследствии он меняет отношение к ней, влюбляется и женится.

Сентиментализм способствовал демократизации литературы. Главный герой сентименталистов - человек среднего сословия, способна на благородные поступки и глубокие переживания. Она не приспособлена к жизни, непрактична, не умеет жить "по законам разума", живет по законам сердца, в мире зла и несправедливости является наивным чудаком. Герой сентименталистов пассивный, злые люди делают его несчастным, он, по словам М. Бахтина, "даже не погибает, его приводят к гибели" 1. Пастор Примроз из романа А. Ґолдемита "Векфильський священник" пишет никому не нужны трактаты о единобрачии духовенства. Вальтер Шенди ("Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» Л. Стерна) увлекается красноречием и постоянно произносит речи, цитируя античных авторов. Его брат Тебе строит Игрушечные крепости и сам берет их в осаду.

Сентименталисты разрушают классицистическую иерархию жанров. Вместо трагедий, героических поэм, от появляются жанры путевых заметок («Сентиментальное путешествие» Стерна, "Путешествие из Петербурга в Москву" А. Радишева), эпистолярного романа ("Страдания юного Вертера" Гете), семейно-бытовая повесть ("Бедная Лиза" Карамзина). Романы и повести имели формы исповеди, воспоминаний, дневников, переписки ("Исповедь" Ж. Ж. Руссо, "Монахиня" Дидро). Такие формы способствовали более глубокому раскрытию внутреннего мира героев, воспроизводству сложных человеческих чувств.

Любимыми лирическими жанрами сентименталистов были элегия, идиллия, послание, мадригал. Поэзию английских сентименталистов представляют Дж. Томсон, Э. Юнг, Т. Грей, А. Ґолдемит. Печальные мотивы в их произведениях породили название "кладбищенская поэзия". Известным произведением сентиментализма является "Элегия, написанная на сельском кладбище" Т. Грея. Сентименталисты реже обращались к драматических жанров ("мещанская драма", "серьезная комедия", "слезливая комедия"). Они отказались от строгих правил построения произведений. В эпических произведениях сентименталистов часто встречаются лирические отступления, их авторы нередко отказываются от элементов сюжета (завязка, развитие, действия, кульминация, развязка). Особое место в их произведениях занимает пейзаж как средство раскрытия внутреннего состояния персонажа. Он вызывает в основном меланхолические переживания. Л. Стерн в романе "Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена" сосредоточивает внимание не на последовательности изображения событий, а на изображении внутреннего мира человека, на раскрытии ее переживаний и настроений.

Сюжеты и образы сентименталисты часто заимствуют из фольклора. Они берут из народного языка нежные, ласковые слова и обороты. В повести Квитки-Основьяненко читаем: "Наум видит, что Маруся совсем изменилась в лице: стала себе румьяненька, как Зоренька перед восходом солнца, глаза как душеньки играют; веселенькая и от нее как сияет". Сентименталисты прибегали к нежно-уменьшительно лексики, чтобы растрогать, растрогать читателя.

Достижения литературы сентиментализма связанные с творчеством С. Ричардсона ("Памела", "Кларисса"), О. Ґолдемита ("Векфильський священник"), Л. Стерна ("Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена", "Сентиментальное путешествие") в Англии; Й.В.Ф. Гете ("Страдания юного Вертера"), Ф. Шиллера («Разбойники») в Германии; Ж.Ж. Руссо ("Юлия, или Новая Элоиза", "Исповедь"), Д. Дидро ("Жак-фаталист", "Монахиня") во Франции; Карамзина ("Бедная Лиза", "Письма русского путешественника"), А. Радищева ("Путешествие из Петербурга в Москву") в России.

Проблема существования сентиментализма в украинской литературе остается дискуссионной, Д. Чижевский считал, что в украинской литературе "нет необходимости создавать из нескольких произведений Цветки и одного произведения Котляревского отдельного литературного направления" ".

Иного мнения придерживается И. Лимборский. В "Истории украинской литературы XIX в." (К., 1995. - - Кн. 1. - С. 212-239) - - он проблемам Украинской сентиментализма посвятил целый раздел. В. Пахаренко предлагает рассматривать сентиментализм как течение классицизма "так этому стилю свойственно классически просветительское мировоззрение". В произведениях Г. Квитки "Основьяненко" Пархимове завтрак "," Пидбрехач "," Маруся "," Бедная Оксана "," Истинная любовь ", по его мнению, доминирует чувствительный элемент, однако нет сентименталистской стиля, а именно: суб " объективного проявления чувства автора (напр., криков "ох!", "горе мне!" и т.д.); нет элементов "передроманистичнои мрачности", отсутствует "перифрастичний" манера, которая была столь характерной для русской Карамзинского школы (вместо "солнце" - " дневной свет ", вместо" лошадь "-" это благородное животное "и т.д.); нет детальных и ироничных описаний. Рассказ Цветки течет текущего, образы скруглены, выражение точное (хотя и немного примитивный), все это вполне в традиции собственно классицистической прозы. То же самое можно сказать и о пьесе Котляревского ".

Зеров называет сентиментализм течению. П. Волынский, М. Яценко, Е. Нахлик рассматривают сентиментализм как отдельное направление. Некоторые исследователи трактуют сентиментализм как недостаток, связывая его с влиянием творчества М. Карамзина. А.И. Гончар, пытаясь найти какой-то компромисс, акцент на сентиментально-реалистических признакам прозы Г. Квитки-Основьяненко.

По мнению Ярославы Вильны, нельзя противопоставлять сентиментализм другим стилям. В произведениях Г. Квитки-Основьяненко она находит, кроме элементов сентиментализма, реалистичные, классицистические и романтические ("Историко-литературный феномен критической интерпретации творчества Г. Квитки-Основьяненко", 2005). Это мнение разделяет Ю. Кузнецов: "сентиментализм в украинской литературе имел благоприятные условия для развития, часто сочетался с элементами просветительского реализма, классицизма. Примененный И. Котляревскому (" Наталка Полтавка "), сентиментализм ярко воплощен в творчестве Г. Квитки-Основьяненко ("Бедная Оксана", "Бой-девка", "Искренняя любовь" и др.), где изображены благородные, мечтательные, душевные, нравственные персонажи, воплощали идеал простонародья ». И. Лимборский считает, что на развитие украинского сентиментализма заметное влияние имел "кордоцентричнои характер украинской философской мысли".

Украинский сентиментализм ярко проявился в жанрах элегии, песни, сонета, баллады, повести, рассказы, этнографически бытовой драмы. Определенный вклад в развитие этих жанров сделали С. Писаревский ("За Нет-мань иду", "Моя судьба"), Л. Боровиковский ("Женщина"), М. Петренко ("Родительская могила"), О. Шпигоцкий ("Только тебя усмотрела, мой милый, любимый "), С. Климовский (" Ехал казак за Дунай »). Украинский сентиментализм имел крестьянский характер.

Загрузка...