crimea-fun.ru

Внушение народу определенных чувств с помощью искусства. Внушение народу средствами искусства

Внушающая функция (воздействие искусства на подсознание)

Важная и малоисследованная функция искусства - внушение определенного строя мыслей и чувств, своеобразное, почти гипнотическое воздействие художественного произведения на человеческую психику. Произведение нередко как бы завораживает. Такое психическое воздействие искусства - суггестия - особенно заметно в первобытном искусстве и фольклоре. Австралийские племена, например, в ночь перед битвой старались вызвать в себе прилив мужества песнями. Древнегреческое предание повествует о том, что, когда спартанцы, обессиленные долгой и трудной войной, обратились за помощью к афинянам, те в насмешку послали вместо воинов хромого и хилого музыканта Тиртея. Однако оказалось, что это и была самая действенная помощь: Тиртей своими песнями поднял боевой дух спартанцев, и они победили врагов.

Большую роль внушение играет в искусстве Индии, что отмечается индийскими исследователями. Некоторые из них, в частности К. К. Панди, считают, что произведение не будет принадлежать к искусству, если в нем не будет доминировать внушение.

Европейская храмовая архитектура внушала зрителю священный трепет перед божественными силами. Внушающая роль искусства отчетливо проявляется в маршах, призванных вселить бодрость в шагающие колонны бойцов. В фольклорных же произведениях - заговорах, заклинаниях, плачах и т. п.- внушение является ведущей художественно-социальной функцией.

В исторические часы жизни народа внушающее начало в художественных произведениях обретает особо важную роль. Так было в напряженнейший период Великой Отечественной войны. Один из первых зарубежных исполнителей Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича, С. Кусевицкий, заметил: "Со времен Бетховена еще не было композитора, который мог бы с такой силой внушения разговаривать с массами".

В поэзии Великой Отечественной войны стремление к действенности поэтического слова возрождает такие древние формы, как заклинание, проклятие, заповедь и т. д. Одна из популярных песен Отечественной войны, воспевающая храбрость, построена на характерном для заговоров повторяемом присловье, которое призвано убедить, заворожить слушателя, внушить ему смелость и презрение к смерти как норму поведения:

Смелого пуля боится, Смелого штык не берет * .

* (Сурков А. Избранные стихи. М. - Л., 1947, с. 264. )

Заклинания и проклятия в стихах включали в себя национальное представление о вещах. Таджикский поэт X. Юсуфи стремится слово превратить в действие, и те беды и кары, которые он накликает на врагов, весьма показательны:

Чтобы засох его арык и чтобы рухнул вражий дом * .

* (Поэты Советского Таджикистана. М., 1950, с. 110. )

Смысл такого проклятия был понятен воину-таджику, который в мирное время был земледельцем на поливных землях.

Установка на внушающее воздействие присуща и лирическим стихам этого периода. Таково, например, популярное стихотворение К. Симонова "Жди меня":

Жди меня, и я вернусь, Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет * .

* (Симонов К. Собр. соч. В 10-ти т. М., 1979, т. 1, с. 158. )

В двенадцати строках восемь раз как заклинание повторено слово "жди". Здесь дело в реальной магии внушения. Все смысловое значение повторяемости слова "жди", вся его внушающая сила формулируется в финале стихотворения:

Не попять не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня * .

* (Там же. )

Автором была выражена поэтическая мысль, важная для миллионов разлученных войной людей. Солдаты посылали эти стихи женам домой или носили их у сердца в кармане гимнастерки. Когда эту же мысль К. Симонов попытался выразить в киносценарии, то произведение получилось весьма посредственное, так как в нем, хотя и осталась та же актуальная тема, была утеряна нацеленность на внушающее воздействие искусства.

На этой же силе поэтического внушения построено и другое стихотворение Симонова - "Если дорог тебе твой дом", пронизанное смертельной ненавистью к фашистам.

Сколько раз увидишь его, Столько раз его и убей! *

* (Там же, с. 107. )

И. Г. Эренбург в беседе со студентами Литературного института в начале 1945 г. высказал мнение, что сущность поэзии - в заклинании. Это, конечно, сужение сферы поэзии и ее возможностей, но вместе с тем весьма характерное и исторически обусловленное заблуждение, продиктованное точным ощущением тенденции поэтического развития в данный период. Поэзия Отечественной войны стремилась к активно-действенному, немедленному вмешательству в духовную жизнь и потому опиралась на фольклорные, выработанные вековым художественным опытом народа формы.

В это время входят в поэзию и такие древние формы, как наказы, обеты, видения, сны, разговоры с мертвыми, обращения к рекам, городам, странам. Но в чем же здесь дело? Почему, например, П. Тычина в стихотворении "Похороны друга" пишет о представшем перед ним видении похорон друга, погибшего в бою? Е. Долматовский разговаривает с Днепром, и здесь помимо обычной поэтической вольности, поэтического приема есть и тот общий дух, который проявляется в словах благословения у М. Исаковского ("Наказ сыну"), в заповедях и обетах у А. Суркова ("Над лесным ручьем он дал обет беспощадно, яростно казнить тех убийц, что рвутся на восток").

Вся эта лексика обетов и благословений, эти анахронизмы обрядовых оборотов речи были буквальным стилистическим выражением народного, отечественного характера войны против фашистских захватчиков.

Идет война народная, Священная война!

* (Лебедев-Кумам В. И. Песни и стихотворения. М., 1960, с. 141. )

Простые и проникновенные строки песни В. И. Лебедева-Кумача точно выразили особенность войны и суть ее поэтического восприятия. Сквозь слова, воскрешенные из прошлого народа, светилась его история, а ощущение истории было необходимо для углубления чувства любви к Родине.

Внушение - функция искусства, близкая к воспитательной, но не совпадающая с ней. Магическая сила поэтического слова в разные периоды истории играет большую, иногда даже ведущую роль в общей системе функций искусства.

Презентация на тему: «Внушение народу определенных чувств и мыслей средствами искусства»ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ:
«ВНУШЕНИЕ НАРОДУ
ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЧУВСТВ И МЫСЛЕЙ
СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА»
Подготовила
Ученица 9 класса
МБОУ «ООШ п.Шатурторф»
Бычкова Елена

Что же такое искусство?

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Искусство – это образ мира и человека, переработанный в сознании
художника и выраженный им в звуках, красках, образах и формах. В
художественных образах отражается не только действительность, но и
мировоззрение культурных эпох.
Рафаэль Санти «Афинская школа»
Леонардо да Винчи «Джоконда»

Методы внушения

МЕТОДЫ ВНУШЕНИЯ
В наше время существует огромное количество
методов внушения человеку определенных чувств и
мыслей. Самым распространенным методом является
- искусство.
Функции искусства:
эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по
законам красоты, формирует эстетический вкус;
социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает
идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым
социальную реальность;
психологическая функция позволяет восстановить душевное
равновесие, решить психологические проблемы
гедонистическая функция отражает способность искусства
приносить удовольствие человеку;
познавательная функция позволяет познавать действительность и
анализировать ее при помощи художественных образов;
воспитательная функция проявляется в способности произведений
искусства формировать личность человека.

Виды искусства:

ВИДЫ ИСКУССТВА:
Литература использует словесно-письменные средства для
построения образов. Имеются три основных рода литературы
- драма, эпос и лирика и многочисленные жанры.
Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на
вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную.
Живопись отображает реальность на плоскости средствами
цвета. Жанры живописи - портрет, натюрморт, пейзаж, а
также бытовой и исторический.
Архитектура формирует пространственную среду в виде
сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую и
общественную.
Скульптура создает художественные произведения,
имеющие объем и трехмерную форму.
Театр организует особое сценическое действие
посредством игры актеров. Театр может быть
драматическим, оперным, кукольным и т.д.

Литературный образ и его внушение

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБРАЗ И ЕГО ВНУШЕНИЕ
Литературные образы - это не только
отражение действительности, но и ее
обобщение. Автор не только показывает то,
как он видит настоящую реальность, он
создает свой, новый вымышленный мир. С
помощью образов художник изображает
свое личное представление о реальной
жизни, восприятие закономерных событий.

Как создается художественный образ?

КАК СОЗДАЕТСЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ?
В литературе образ героя формируется с помощью использования автором
некоторых средств, которые помогают внушить и понять человеку плохой ли этот
персонаж или наоборот:
1. У персонажа должны быть имя, фамилия и отчество. Также
весьма распространены говорящие имена и фамилии,
особенно у классиков. Например, госпожа Простакова и
Митрофан из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
2. Портрет героя. Автор описывает характер, внешность или
какие-то детали, характеризующие персонажа.
Например, развернутый портрет Чичикова представляет
нам Н. В. Гоголь в своей поэме «Мёртвые души».
3. Интерьер, характеризующий персонажа. В романе И. А.
Гончарова «Обломов» автор дает нам описание квартиры,
в которой живет главный герой.
4. Поступки персонажа, отражающие его сущность.
5. Художественные детали. В романе «Обломов» это
изношенный халат героя и его большие домашние тапки. А
в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети» такой
деталью становятся обветренные руки Базарова без
перчаток.

Актерское мастерство

АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО
Почти все актеры, восприимчивы к действиям внушения. Каждый актер
старается играть уверенно и правдиво. Есть актеры, которые даже дома
репетируют в костюмах. Костюм внушает им их роль, сосредоточивает
их сознание на роли. Еще больше влияет в этом смысле среда,
декорации и т. д.СОВЕТСКИЕ АГИТАЦИОННЫЕ ПЛАКАТЫ КАК
СРЕДСТВО ВНУШЕНИЯ
В дореволюционной России листовки и другие
печатные носители, в том числе и плакаты,
официальными властями использовались редко.
Зато в первые годы Советской власти этот вид
пропаганды приобрел особое значение, получил
бурное развитие и даже стал отдельным
футуристического искусства. Народу следовало
обрисовать радостные перспективы нового мира,
создать впечатление о закономерности
происходящих перемен и внушить идею неизбежной
и тяжелой кровопролитной борьбы. Требовались
яркие и смелые краски, необычные подходы к
оформлению этих произведений искусства.
Советские агитационные плакаты тех лет отличаются
выразительностью и революционностью не только
содержания, но и формы. Они призывают
записываться добровольцами в Красную Армию,
бить буржуев, сдавать хлеб пролетарским
продотрядам и не пить сырой воды. К созданию этих
шедевров приложили руку знаменитые художники и
поэты (Денни, Маяковский и другие), чем и
объясняются их высокие художественные
достоинства. Но такие плакаты не всегда несли за
собой положительные призывы.

Страница 10 из 13

9. Внушающая функция (искусство как суггестия)

Искусство – внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику. Часто произведение буквально завораживает. Суггестия (внушающее воздействие) была присуща уже первобытному искусству. Австралийские племена в ночь перед битвой вызывали в себе прилив мужества песнями и танцами. Древнегреческое предание повествует: спартанцы, обессиленные долгой войной, обратились за помощью к афинянам, те в насмешку послали вместо подкрепления хромого и хилого музыканта Тиртея. Однако оказалось, что это и была самая действенная помощь: Тиртей своими песнями поднял боевой дух спартанцев, и они победили врагов.

Осмысляя опыт художественной культуры своей страны, индийский исследователь К.К. Панди утверждает, что в искусстве всегда доминирует внушение. Главное воздействие фольклорных заговоров, заклинаний, плачей – внушение.

Готическая храмовая архитектура внушает зрителю священный трепет перед божественным величием.

Внушающая роль искусства отчетливо проявляется в маршах, призванных вселять бодрость в шагающие колонны бойцов. В "час мужества" (Ахматова) в жизни народа внушающая функция искусства обретает особенно важную роль. Так было в период Великой Отечественной войны. Один из первых зарубежных исполнителей Седьмой симфонии Шостаковича, Кусевицкий, заметил: "Со времен Бетховена еще не было композитора, который мог бы с такой силой внушения разговаривать с массами". Установка на внушающее воздействие присуща и лирике этого периода. Таково, например, популярное стихотворение Симонова "Жди меня":

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

В двенадцати строках восемь раз повторяется как заклинание слово "жди". Все смысловое значение этого повтора, вся его внушающая магия формулируются в финале стихотворения:

Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.

(Симонов. 1979. С. 158).

Здесь выражена поэтическая мысль, важная для миллионов разлученных войной людей. Солдаты посылали эти стихи домой или носили их у сердца в кармане гимнастерки. Когда эту же мысль Симонов выразил в киносценарии, то получилось посредственное произведение: в нем звучала та же актуальная тема, но была утрачена магия внушения.

Помню, как Эренбург в беседе со студентами Литературного института в 1945 г. высказал мнение, что сущность поэзии – в заклинании. Это, конечно, сужение возможностей поэзии. Однако это характерное заблуждение, продиктованное точным ощущением тенденции развития военной поэзии, которая стремилась к немедленному действенному вмешательству в духовную жизнь и потому опиралась на выработанные вековым художественным опытом народа фольклорные формы, такие как наказы, обеты, видения, сны, разго-воры с мертвыми, обращения к рекам, городам. Лексика заклинаний, обетов, благословений, анахронизмы обрядовых оборотов речи звучат в военных стихах Тычины, Долматовского, Исаковского, Суркова. Таким образом в поэтическом стиле проявлялся народный, отечественный характера войны против захватчиков.

Внушение – функция искусства, близкая к воспитательной, но не совпадающая с ней: воспитание – длительный процесс, внушение – одномоментный. Суггестивная функция в напряженные периоды истории играет большую, иногда даже ведущую роль в общей системе функций искусства.

«Внушение как фактор заслуживает самого внимательного изучения для историка и социолога, иначе целый ряд исторических и социальных явлений получает неполное, недостаточное и, быть может, даже несоответствующее объяснение» В. М. Бехтерев

чувства, которые испытывают отдельные лица, нарастают до необычайной степени напряжения, делая толпу существом могучим, сила которого растет вместе с возвышением чувств отдельных ее членов. Только этим путем, путем взаимо внушения, и можно себе объяснить успех тех знаменательных исторических событий, когда нестройные толпы народа, воодушевленные одной общей идеей, заставляли уступать хорошо вооруженные и дисциплинированные войска, действовавшие без достаточного воодушевления.

Одним из примеров таких исторических подвигов народных масс, воодушевленных одной общей идеей, может служить взятие Бастилии и отпор на границах Франции европейских войск, окруживших последнюю в период Великой революции. Без сомнения, та же самая сила внушения действует и в войсках, ведя их к блестящим победам. Нельзя, конечно, оспаривать того, что дисциплина и сознание долга создают из войск одно могучее, колоссальное тело, но последнее, для того чтобы проявить свою мощь, нуждается еще в одухотворяющей силе, и эта сила заключается во внешней той идее, которая находит живой отклик в сердцах воюющих. Этой же силой внушения объясняются героические подвиги и самоотвержение войск под влиянием одного возбуждающего слова своего любимого военачальника, когда, казалось бы, не было уже никакой надежды на успех. Очевидно, что сила внушения в этих случаях берет верх над убеждением и сознанием невозможности достигнуть цели и ведет к результатам, которых еще за минуту нельзя было ни предвидеть, ни ожидать.

многие крупные исторические личности, как Жанна д"Арк, Магомет, Петр Великий, Наполеон Первый, окружались благодаря народной вере в силу их гения таким ореолом, который нередко действовал на окружающих лиц подобно внушению, невольно увлекая за ними массы народов, чем, без сомнения, в значительной мере облегчалось и осуществление принадлежащей им исторической миссии. Известно далее, что даже одного ободряющего слова любимого полководца достаточно, чтобы люди пошли на верную смерть, нередко не отдавая, в том даже ясного отчета.

важное значение внушения, как условия, содействующего объединению отдельных лиц в большие общества. Но кроме этой объединяющей силы, внушение и взаимовнушение, как мы видели, усиливает чувства и стремления, поднимая до необычайной степени активность народных масс. И в этом другое важное значение внушения в социальной жизни народов. Не подлежит никакому сомнению, что этот психический микроб в известных случаях оказывается не менее губительным, нежели физический микроб, побуждая народы время от времени к опустошительным войнам и взаимоистреблению, возбуждая религиозные эпидемий и вызывая, с другой стороны, жесточайшие гонения против новых эпидемически распространяющихся учений.

Заключение В заключение: избранная мною тема не могла быть исчерпана в короткой беседе, так как она всеобъемлюща, но те несколько штрихов, которые вы, быть может, уловили речи, дают по крайней мере для размышления о том значении, которое имеет внушение в социальной жизни народов, и в той роли, какую оно должно было играть в моменты важнейших исторических событий древних и новых времен

воодушевленных одной общей идеей, может служить взятие Бастилии и отпор на границах Франции европейских войск, окруживших последнюю в период Великой революции. Без сомнения, та же самая сила внушения действует и в войсках, ведя их к блестящим победам. Нельзя, конечно, оспаривать того, что дисциплина и сознание долга создают из войск одно могучее, колоссальное тело, но последнее, для того чтобы проявить свою мощь, нуждается еще в одухотворяющей силе, и эта сила заключается во внешней той идее, которая находит живой отклик в сердцах воюющих. Этой же силой внушения объясняются героические подвиги и самоотвержение войск под влиянием одного возбуждающего слова своего любимого военачальника, когда, казалось бы, не было уже никакой надежды на успех. Очевидно, что сила внушения в этих случаях берет верх над убеждением и сознанием невозможности достигнуть цели и ведет к результатам, которых еще за минуту нельзя было ни предвидеть, ни ожидать.

Загрузка...