Усадьба архангельское кто там жил. Усадьба "Архангельское": как доехать? Где находится музей-усадьба "Архангельское"? Архитектурный ансамбль усадьбы
Наверное, многим из нас приходилось слышать о таком удивительном месте, как усадьба «Архангельское». «Как доехать туда?» - именно такой вопрос часто задают те, кому хотелось бы там побывать.
Данная статья поближе познакомит с чудесным парком, который непременно стоит посетить самостоятельно или в компании друзей. Даже детям здесь, как правило, нравится.
Читатели узнают об истории строительства, о некоторых основных достопримечательностях, о тайнах и о том, чем живет это место сегодня. Кроме этого, будет дана подробная информация о том, как доехать до усадьбы «Архангельское», и график работы парка.
Общее описание парка
Усадьба «Архангельское» представляет собой дворцово-парковый комплекс конца XVIII века, на площади которого находятся сразу три парка, соответствующих различным архитектурным стилям. Роскошные террасы итальянского оформлены мраморными балюстрадами, статуями и цветниками. В регулярном французском парке можно увидеть крытые галереи берсо и геометрически подстриженные деревья. Английский завораживает своей природой, здесь растут вековые деревья и причудливые кустарники.
Находится музей-усадьба в Подмосковье, недалеко от Красногорска. Именно поэтому вопросы типа «Где расположена усадьба «Архангельское»? Как доехать туда?» не требуют долгих объяснений.
На ее территории имеется множество памятников архитектуры:
- малый дворец «Каприз»;
- Большой дворец;
- храм Михаила-архангела;
- «Колоннада» (храм-усыпальница).
Эти места прекрасно подходят для семейного отдыха и романтических прогулок. В выходные дни сюда приезжают свадебные кортежи, проводятся свадебные съемки. Музей-усадьба «Архангельское» (фото имеются в статье) независимо от времени года оставит у вас множество впечатлений.
История музея-усадьбы
История усадьбы насчитывает почти пять столетий. Первые упоминания об этих местах относятся к 1537 году, когда имение принадлежало дворянину А. И. Уполоцкому и носило название Уполозье. На протяжении веков усадьба переходила от одного владельца к другому. В конце 40-х годов XVII века имение находилось во владении Ф. И.Шереметева, затем перешло князьям Одоевским. В период 1681-1703 гг. земли принадлежали князю М. Я. Черкасскому, а после - роду Голицыных (1703-1810 гг.).
Князь попавший в немилость к императрице Анне Иоанновне, был выслан в Москву и до ареста в 1736 году жил в Архангельском. В 1741 году усадьбу вернули сыну князя, Алексею Дмитриевичу, а после этого имение перешло к Николаю Алексеевичу Голицыну. Именно он положил начало строительству большого дворцово-паркового ансамбля. Архитекторами сооружений были француз Ш. Герн, итальянцы Джакомо Тромбаро и Джованни Петонди.
По проектам этих архитекторов были сооружены:
- террасы с балюстрадами из мрамора, украшенные цветниками, скульптурами и бюстами античных героев;
- ансамбль зданий «Каприз» с библиотекой, манежем и садом.
В 1810 году музей-усадьба «Архангельское» была приобретена известным коллекционером Н. Б. Юсуповым. Князь купил ее для хранения своих экспонатов, но война с Наполеоном заставила его перевести все в Астрахань. Само Архангельское впоследствии было разграблено.
После пожара в 1820 году имение заново отреставрировали, для чего были приглашены лучшие архитекторы из Москвы И. Жуков, Е. Тюрин, О. Бове и Джузеппе Артари. После появления нового парка усадьбу стали называть «подмосковным Версалем».
Сюда любили приезжать не только известные деятели русской культуры, но и члены царской династии. Вот именно в это время усадьба «Архангельское» начинает пользоваться популярностью, и туда массово устремляются посетители.
В начале XX века в усадьбе архитектором П. В. Харко был проведен ремонт помещений. Также в 1910 году художником И. И. Нивинским были отреставрированы росписи и гризайли основного дома. И в 1919 году имение получило статус историко-художественного музея. В период с 1934 по 1937 годы здесь построили корпуса военного санатория «Архангельское».
На протяжении 35 лет (1945-1980гг.) на территории усадьбы находился спортклуб ЦСКА.
Усадьба «Архангельское» - как доехать к месту назначения?
Как показывает практика, добраться до музея из Москвы можно без особых проблем. Например, на общественном транспорте, курсирующем от станции м. «Тушинская» (автобус. № 549, марш. такси № 151). При отсутствии пробок на дороге время в пути составит всего 30 минут.
Абсолютно разные категории граждан круглогодично привлекает к себе музей-усадьба «Архангельское». Как доехать туда тем, кто предпочитает комфорт или отдых на природе в компании маленьких детей? На автомобиле нужно проехать по Новорижскому шоссе, затем на развязке, в 3 км от МКАД, повернуть на Ильинскую трассу и ехать в сторону Ильинского еще примерно 3 км.
Время работы и цена
Чудесна усадьба «Архангельское»… Как доехать в этот удивительный парк, было подробно рассказано выше, однако для комфортного посещения этого, конечно же, будет мало. Во избежание досадных оплошностей необходимо обращать внимание и на время работы объекта.
В период с мая по октябрь парк ждет посетителей с 10.00 ч. до 21.00 ч., выставки открыты с 10.30 ч. до 17.00 ч. В выходные и праздничные дни - до 18.00 ч.
В период с октября по апрель парк открыт с 10.00 ч. до 18.00 ч., выставки - с 10.30 ч. до 16.00 ч. В выходные и праздничные дни - до 17.00 ч.
Нерабочие дни - пн., вт., последняя среда каждого месяца - санитарный день.
Стоимость входа в парк - 100 рублей
Экскурсии: Большой дворец - 50 рублей; Колоннада - 80 рублей; Конторский флигель - 100 рублей; театр Гонзаго - 200 рублей (посещение только с экскурсионной группой). Фотосъемка в помещениях музея - 50 рублей.
Тайны усадьбы
Существует легенда, что в усадьбе обитает приведение дочери Н. Юсупова Татьяны, умершей от туберкулеза в юности. На ее могиле стоял памятник в виде ангела с расправленными крыльями, сделанный из После кончины князя эту статую для сохранности перенесли в помещение, но многие местные жители утверждают, что часто видят памятник на могиле девушки.
Усадьба сегодня
В наши дни усадьба имеет две территории, разделенные Ильинским шоссе. Одна из них сейчас огорожена и находится под охраной, вход на нее платный. Другая часть, включающая театр Гонзаго и Апполонову рощу, свободна для посещения. После открыты многие дворцовые и выставочные залы, проводятся концерты и фестивали.
Недалеко от усадьбы находится Музей техники Задорожного. А в 2005 г. рядом с усадьбой было решено начать строительство элитного жилого комплекса «Рублево-Архангельское».
Основные достопримечательности
Усадьба является уникальным памятником русской художественной культуры. В Большом дворце, созданном в 80-х гг. XVIII столетия, размещалась известная библиотека и картинная галерея князя Юсупова. В конце XVIII века по проекту Д. Тромбаро перед дворцом были сооружены террасы с балюстрадами, цветниками и скульптурами. Дворцовый ансамбль окружает парк.
В 60-х годах XVII века на месте церкви XVI века был построен храм Михаила Архангела. В театре Гонзаго, созданном в 1817-1818 гг., до сих пор сохранились работы художника П. Гонзаго. Усыпальница «Колоннада», не использовавшаяся по назначению, была сооружена в 1909-1916 гг. после гибели одного из князей Юсуповых.
В 1919 году на базе имения был создан музей-заповедник, в музейный фонд которого входят уникальные собрания живописи XVII-XIX вв. зарубежных и отечественных мастеров, литературы и декоративно-прикладного искусства.
Фестивали и праздники
Ежегодно здесь проводится фестиваль «Усадьба Jazz», который радует любителей джаза встречей с зарубежными и российскими музыкантами. Также в начале июня прошел первый фестиваль «Шедевры барокко», где звучала классическая музыка. Организаторы надеются, что такие концерты станут традицией.
Большой дворцово-парковый ансамбль усадьба Архангельское расположен недалеко от Красногорска.
На его территории находятся три прекрасных парка — итальянский с террасами, скульптурами и балюстрадами, регулярный французский с галереями берсо и подстриженными деревьями и пейзажный английский.
Большой дворец, малый дворец «Каприз», Колоннада-усыпальница, церковь Михаила-архангела, прекрасные виды — есть на что посмотреть и где погулять, это очень приятное и красивое место. В выходные тут полно молодоженов, приехавших сделать в музее усадьбе Архангельское фото на память о свадьбе.
В настоящее время (начало 2019 г.) в музее-усадьбе идут реставрационные работы.
Вид на Большой дворец и итальянский террасный парк.
Прекрасный фонтан, правда на тот момент он был без воды.
Одна из многочисленных скульптур.
Бюсты знаменитостей, выполненные в античном стиле.
Внутренний дворик Большого дворца.
Памятник Екатерине Второй. Императрица здесь представлена в виде Фемиды — богини правосудия, правда, почему-то без традиционной повязки на глазах и без весов. D.Ekaterina с латыни переводится как «божественная Екатерина» — владелец усадьбы князь Юсупов лично был знаком с императрицей и искренне восхищался ее талантами.
Пространства — прекрасный вид с высокого берега на поля, расположенные за старицей Москвы-реки.
Храм-усыпальница Юсуповых. Похоронить здесь никого не успели, так как здание было построено незадолго до революции.
Маленькая каменная церковь Михаила-Архангела, построенная в 17 веке.
Башня неподалеку от церкви. Можно было еще погулять по берегу реки, но тучи сгущались.
Владельцами Архангельского в разное время были Одоевские, Черкасские, Голицыны, но именно князь Юсупов превратил усадьбу в «подмосковный Версаль». В Москве таким же обширным регулярным парком со множеством скульптур может похвастаться только
- Малый дворец «Каприз»
- Театр Гонзага
- Памятник Екатерине II
- Храм Михаила-архангела
- Святые ворота
- Чайный домик
- Розовый фонтан
- Глинобитная ограда
- Конторский флигель
- Кладовая над оврагом
В наше время в бывшем имении Юсупова устроен музей Архангельское с собраниями произведений живописи и скульптуры, хранится большая коллекция редких старинных книг. Регулярно проводятся лекции, экскурсии, концерты и фестивали классической и джазовой музыки. Подробности можно узнать на официальном сайте.
Этот уголок Подмосковья — прекрасное место для прогулок в хороший летний день, так что приезжать лучше с утра. Есть еще один момент — на выезде из Москвы, особенно в выходные, можно попасть в пробку, поэтому стоит подумать о времени поездки заранее.
Как доехать до усадьбы Архангельское
На общественном транспорте: из Москвы — метро «Тушинская», автобусы 549 и 541, маршрутка 151; из Красногорска — автобусы 520 и 824. От ж/д станции Павшино ходят маршрутки 31 и 49.
На автомобиле: Красногорский район, 5-й километр Ильинского шоссе.
Часы работы
- территория парка: будни с 10-00 до 19-00, выходные и праздники — с 10-00 до 20-00
- экспозиции в зданиях: со среды по пятницу с 10-00 до 16-00, в выходные и праздничные дни с 10-00 до 17-00.
Парк открыт ежедневно.
Выходные дни во Дворце — понедельник и вторник, последняя среда каждого месяца — санитарный день.
Стоимость билетов
- Вход в парк — 150 рублей, льготный — 50 рублей
- Дворец — 300 рублей, льготный — 200 рублей
- Единый входной билет для осмотра парка и экспозиций — 400 рублей, льготный — 250 рублей
Наиболее интересно посещать усадьбу в теплое время года. Дело в том, что на зиму многие памятники, установленные в усадьбе закрывают от непогоды в деревянные ящики. На мой вкус наиболее выигрышно Архангельское смотрится золотой осенью, но и в иное время года в усадьбе приятно погулять.
Вход в усадьбу не является свободным. Необходимо приобрести билеты на входе. Кроме того, обычно в понедельник и вторник парк не работает, а в иные дни парк открыт обычно с 10 до 20 часов. Последняя среда каждого месяца - санитарный день.
Данное место известно еще с начала 16 века как Уполозы, имение Алексея Ивановича Уполоцкого. Позднее имение приобрел боярин Федор Иванович Шереметев, а затем князь Одоевский. В 1660-х годах князьями Одоевкими деревянная церковь Архангела Михаила имения была перестроена в камне. Вместе с тем и село было переименовано по имени церкви - в Архангельское.
После Одоевских Архангельское с 1681 по 1703 года принадлежало князю Черкасскому, затем с 1703 до 1810 роду Голицыных, именно при них заложена современная планировка усадьбы, а с 1810 года владельцем усадьбы стал князь Николай Борисович Юсупов.
Род Юсуповых и владел Архангельским до прихода к власти большевиков. Именно при Юсуповых Архангельское приобрело известность и превратилось в одну из самых интересных усадеб московского региона. Последним из построенных Юсуповыми архитектурных сооружений стала Колоннада - усыпальница Юсуповых. Она была завершена к 1918 году, когда в связи со сменой власти потомкам Николая Борисовича Юсупова пришлось перебраться в эмиграцию за границу.
К счастью усадьба избежала участи многих иных дворянских поместий и не оказалась разрушенной. В 1919 здесь был устроен историко-художественный музей. А в 1934-1937 архитектором В. П. Апышковым здесь были построены корпуса Центрального военного клинического санатория «Архангельское» довольно удачно вписавшиеся а ансамбль Архангельского, хотя и существенно изменившие исторический облик усадьбы.
От корпусов санатория Архангельское открывается замечательный вид на старицу Москвы реки и на подмосковные луа и леса за ней.
А в противоположную сторну - вид на дворец.
Дворец в Архангельском начал строить ещё Н.А. Голицын. Проект дворца разработал французский архитектор де Герн. Когда Юсупов купил Архангельское - отделка дворца ещё не была завершена. К 1812 году ему удалось в целом доделать дворец, но тут пришли Наполеоновские ваойска. После того, как прогнали французов - дворец был восстановлен, но в 1820 году большой пожар уничтожил интерьеры дворца и отделку его пришлось начинать заново. В ноябре 1985 г. музей был закрыт на реставрацию, и она продолжается до сих пор. Некоторые залы дворца уже отреставрированы, в других ещё ведутся работы.
Отдельного внимания заслуживает лестница, позволяющая сспуститься с верхней террасы у дворца на нижнюю террасу. Разнообразие скульптур, выполненных в древнеримском стиле, расположенных как на террассах так и на лестнице придают Архангельскому особый шарм.
Центром композиции верхней террасы является скульптура «Геркулес и Антей»
По периметру верхней террасы и у стен дворца установлены и другие скульптуры, и люди...
На лестнице и ограде террасы - множество бюстов в античном стиле
Эта скульптура Амур, вырезающий лук из палицы Геракла ранее была установлена на нижней террасе парка, однако сейчас перенесена в хранилища музея для последующей установки в интерьеры дворца.
В парке находится и несколько памятников, посвящённых нашим историческим личностям. В первую очередь стоит отметить «Храм-памятник Екатерине II»
И, конечно, памятник Пушкину
Пушкин дважды посещал Архангельское в 1827 и в 1830 г. вместе с П.А.Вяземским. Год спустя, узнав о кончине старого князя, Пушкин в письме к П.А.Плетневу напишет с грустью: "Мой Юсупов умер".
Недалеко от Пушкина установлен Скорбящий гений...
Уже упоминавшаяся выше усыпальница Юсуповых - колоннада наводит на странные мысли: усыпальница это грустно - но усыпальница в которой никто не погребён - грустно ли это? Или это ещё грустнее...
Тем не менее усыпальница - любимое место свадебных фотографов, мучающих молодожёнов у колоннады)
Церковь Архангела Михаила находится на высоком берегу старицы Москвы реки по в левом углу усадьбы, если смотреть от дворца отделённая специальной оградой
Аллея ко входу на территорию храма начинается от Святых ворот
Схема дворцово-паркового ансамбля АрхангельскоеОгромный дворцово-парковый ансамбль располагается неподалеку от Красногорска. Усадьба «Архангельское» объединяет несколько великолепных парков – итальянский с многочисленными террасами и скульптурными композициями, французский с роскошными галереями и ухоженными растениями, а также пейзажный английский, впечатляющий своей неповторимой красотой.
Усадьба гармонично сочетает в себе отличительные черты сразу нескольких художественных стилей, имеющих общую классицистическую основу. Несмотря на свою длительную историю, все архитектурные сооружения и парковая среда отлично сохранились. На данный момент площадь комплекса разделена на две части, большая из которых находится под охраной и является платной для посещения. Остальная территория доступна для всех желающих абсолютно бесплатно.
Историческая справка
Первые упоминания об усадьбе «Архангельское» датируются XVI веком – тогда она являлась имением Алексея Ивановича Уполоцкого и располагалась в недавно образовавшемся селе Уполозы. Немного позднее тут возвели деревянную церковь Архангела Михаила, которая затем была перестроена в камне. Именем святилища впоследствии начали называть поместье и само селение. Спустя два столетия имение перешло во владение семьи Голицыных – именно они инициировали строительство дворца и обустройство парковой зоны. Князь Юсупов, являвшийся следующим владельцем роскошного здания, сделал это место центром проведения торжественных приемов. Сюда приходили развлечься императоры, представители дворянства, известные деятели культуры. Среди наиболее именитых гостей – российские правители XIX века, Александр Пушкин, Петр Вяземский, Александр Герцен.
Юсуповы являлись владельцами усадьбы «Архангельское» до начала Октябрьской революции. После смены власти в стране дворцовый комплекс стал собственностью большевиков, принявших решение открыть на его месте исторический художественный музей. К счастью, поместье не постигла участь большинства дворянских имений царских времен, которые систематически уничтожались коммунистами. В здании реконструировали интерьер, восстановили библиотеку и разместили ценные произведения изобразительного искусства. В 1937 году тут открыли несколько отделений военного санатория.
Большой партер АрхангельскогоОсновные достопримечательности
Большой дворец, расположенный в центральной части усадьбы «Архангельское», спроектирован французским архитектором Шарлем де Герном. В 1780 году он начал разрабатывать проект здания, однако его план был существенно изменен непосредственно во время строительства. Готовое сооружение относится к зрелому классицизму – оно имеет симметричное оформление, которое подчеркнуто бельведером и центральным четырехколонным портиком ионического ордера. Южная сторона здания обращена к парку и украшена величественными колоннами.
Церковь Михаила Архангела считается древнейшим строением в пределах усадьбы. Изначально сооружение построили из дерева, в 1667 году его реставрировали на средства боярина Одоевского. Отличительные черты храма – непривычное диагональное размещение приделов и оригинальная конструкция сводов на двух столпах.
Малый дворец «Каприз», построенный в конце XVIII века, сначала был одноэтажным павильоном. Через некоторое время его дополнили еще одним этажом. Во времена правления князя Юсупова тут располагалась выставка картин, потомки владельца из-за финансовых проблем вынуждены были сдавать здание в аренду. Перед «Капризом» находилось множество статуй, бюстов и ваз. В средине XIX века эти изделия перенесли на верхнюю террасу.
Храм-усыпальница Юсуповых – один из наиболее изящных образцов архитектуры в усадьбе «Архангельское». Его создали после печального происшествия в княжеской семье – в 1908 году на дуэли погиб сын владельца поместья. Из-за высокого цоколя создается впечатление, что здание будто парит над землей и устремляется вверх. К портику ведут широкие лестницы, крупные колонны поддерживают фронтон, конструкцию дополняет купол, установленный на массивном барабане. В усыпальнице никто не похоронен, поскольку после революционных событий потомки знаменитого рода предпочли эмигрировать. Раньше внутри проходили выставки произведений искусства, а сейчас организовываются концерты.
Храм-усыпальница Юсуповых («Колоннада»)
Храм-памятник Екатерине II был возведен в западной стороне парка в 1819 году, согласно проекту архитектора Евграфа Тюрина и скульптора Жана-Доминика Рашетта. Известная российская правительница предстает в образе древнеримской Фемиды. На стене позади фигуры Екатерины II приведена цитата поэта эпохи Ренессанса Торквато Тассо: «Ты, которой послало небо и даровала судьба желать справедливо и достигнуть желаемого».
Театр Гонзага появился в усадьбе «Архангельское» в 1817-1818 годах. Начало строительных работ инициировал князь Юсупов, а план здания разработал архитектор и живописец из Италии Пьетро ди Готтардо Гонзага. Он также сделал несколько комплектов декораций, четыре из которых сохранились до нашего времени.
«Фарфоровое заведение» было открыто Юсуповым в 1818 году. Основывая данное предприятие, князь вовсе не желал обогатиться за счет продажи посуды – он преподносил изысканные сервизы и различные оригинальные вещицы в качестве подарков близким людям. В современном мире фарфоровые безделушки, выпущенные здесь, представляют огромную ценность для коллекционеров.
Розовый фонтан – беседка, построенная в середине XIX века. Она состоит из четырех колонн, выполненных с использованием нежно-розового мрамора, из-за чего получила свое название. Сооружение накрыто небольшим куполом с причудливым оформлением. В центре архитектурной композиции расположена скульптура «Амур с лебедем» работы неизвестного мастера второй половины XVIII века.
Кладовая над оврагом возведена в конце XVIII столетия и представляет собой сооружение из двух этажей с арочным проемом. В 1816 году над ним достроили башню из дерева. Сегодня тут организовываются лекции, концерты, выставки и прочие мероприятия.
Сведения для туристов
Администрация усадьбы «Архангельское» проводит увлекательные и познавательные экскурсии для жителей и гостей столицы. Посетив данное место, вы сможете ознакомиться с выдающимися образцами культуры прошлых веков. Во время осмотра паркового комплекса посетители имеют возможность оценить архитектурные сооружения, насладиться ландшафтным оформлением, увидеть работы западноевропейских и российских деятелей искусства, живших пару столетий назад. Некоторые помещения арендуют для представления работ современных художников. Специально для учащихся общеобразовательных заведений была создана интересная программа, рассказывающая о детских годах знаменитого русского поэта Александра Пушкина.
Вид на остров ЛохинВ усадьбе «Архангельское» собрана уникальная коллекция редчайших книг – всего их насчитывается около 16 тысяч. Помимо фолиантов тут хранятся древние рукописи, исторические бумаги и снимки. Поражает количество скульптур, картин, гравюр и прочих предметов декоративно-прикладного искусства. Ценные вещи были собраны разными владельцами поместья – Одоевским, Голицыным, Юсуповым.
Рядом с усадьбой «Архангельское» находится оздоровительный санаторий, который идеально подойдет для людей, нуждающихся в свежем воздухе и чистой природе. Здесь есть возможность восстановить здоровье и замечательно отдохнуть в комфортных условиях. Из окон корпусов открывается потрясающий вид на Москву-реку. Летом отдыхающие наслаждаются воздушными и солнечными ваннами на специально обустроенном пляже. Стоимость номера составляет от 3000 рублей в сутки. Отменное качество предоставляемых услуг, приемлемые цены и вежливый персонал привлекают сюда не только россиян, но и граждан из соседних стран.
Если вам не интересны экскурсии, можно самостоятельно пройтись по парку, прочувствовать атмосферу старины и сделать любительские снимки. Около входа размещена схема усадьбы, также имеются указатели расположения основных достопримечательностей. Ценители спокойного времяпровождения на природе могут неспешно прогуляться по широким аллеям, спуститься к реке и устроить небольшой пикник. Рекомендуется посещать усадьбу в начале недели – в понедельник и вторник музеи закрыты, поэтому посетителей намного меньше, чем в остальные дни. Чтобы успеть обойти всю территорию и вдоволь насладиться природой, приезжайте сюда ранним утром. На территории комплекса имеется только одно кафе, поэтому о провизии рекомендуется позаботиться заблаговременно. В летнее время в усадьбе «Архангельское» часто проводятся концерты классической и джазовой музыки под открытым небом.
Павильон "Чайный домик"Чтобы добраться до усадьбы, воспользуйтесь личным автомобилем или общественным транспортом. От станции метро «Тушинская» сюда ездят автобусы №151, №549 и №54. Если вы едете на машине, сверните на Новорижское или Волоколамское шоссе, откуда можно будет попасть на Ильинское шоссе. «Архангельское» расположено на 5 км этой трассы.
С апреля по ноябрь парк разрешается посещать с 10.00 до 21.00 в любой день недели. Выставки и музеи на территории усадьбы «Архангельское» в это время доступны с 10.30 до 17.00 в рабочие дни кроме понедельника и вторника, до 18.00 в субботу и воскресенье. В зимний период усадьба открыта для осмотра с 10.00 до 18.00 в будние дни и на час дольше в выходные. Музеи работают с 10.00 до 16.00 со среды по пятницу, с 10.00 до 17.00 – в субботу и воскресенье. Доступ к экспозициям ограничивается в течение получаса до закрытия. Последняя среда месяца является санитарным днем.
Ввиду большой популярности данного места лучше заказывать экскурсии заранее. Для этого необходимо связаться с администрацией усадьбы «Архангельское» по телефону или электронной почте. Экскурсии для сборных групп проводятся при наличии более 10 человек и свободного экскурсовода.
Единый входной билет для осмотра парка и экспозиций стоит 500 рублей, льготный – 300 рублей. Желающим просто войти в платную часть парка необходимо внести 150 рублей, на льготных условиях – 50 рублей. Профессиональная фотосъемка в пределах усадьбы проводится только по предварительному согласованию с администрацией – чтобы получить разрешение, нужно будет заплатить 3000 рублей.
December 20th, 2015
Среди множества памятников культуры Подмосковья усадьба в селе Архангельском занимает особое место. Ее история - это чередование периодов расцвета, упадка и полного забвения. В лучшие свои времена она служила для увеселения и сменила двух владельцев, имена которых были знакомы каждому россиянину тогда и не забыты теперь. Ни один из хозяев не жалел средств на ее украшение, и Архангельское, впитав в себя достижения западноевропейского искусства, стало, как ни странно, образцом чисто русской культуры.
Усадьба Архангельское известна по письменным источникам со времен Ивана Грозного. В течение трёх столетий её владельцами являлись князья Одоевские, Голицыны, Юсуповы.
На рубеже XVIII-XIX вв. возник архитектурно-парковый ансамбль в стиле классицизма. Архангельское осталось единственным в Подмосковье цельным архитектурно-парковым ансамблем, сохранившим все основные элементы планировки и застройки.
Вход на территорию музея-усадьбы платный, но не обременительный.
История усадьбы длинна и невероятно насыщена фамилиями, деталями, отсылками к текущей историко-политической обстановке. Имение неоднократно переходило из рук в руки, но основных владельцев было действительно двое. Если предельно кратко описать дела давно минувших дней, то получится так:
Прежде Архангельское носило название Уполозы, по фамилии одного из владельцев — Алексея Ивановича Уполоцкого. Впервые упомянуто в 1537 году в «разъезжей грамоте» звенигородских писцов, определявшей границы поместных земель. В 1646 году здесь во владении Федора Ивановича Шереметева значилось имение и в нем деревянная церковь. В XVII веке его владельцами стали князья Одоевские. С 1681 года по 1703 год вотчина принадлежала князю М. Я. Черкасскому. Последний, если верить летописцам, приобрел усадьбу уже с новой каменной церковью Михаила Архангела, которая заменила ветхую деревянную заботами Якова Никитича Одоевского. Будучи постройкой значительной для своего времени и места, она дала название селу, с той поры (приблизительно с 1646 года) именовавшемуся не иначе как Архангельским.
С 1703 до 1810 годы усадьба оставалась в роду Голицыных. С 1703 года усадьба перешла к князю Дмитрию Михайловичу Голицыну, который при императрице Анне Иоанновне был обвинён «в преступных намерениях» лишить государыню власти. Высланный в Москву, он большей частью жил в Архангельском — до 1736 года, когда был арестован. Однако в 1741 году усадьба была возвращена его сыну, Алексею Дмитриевичу, после которого перешла к Николаю Алексеевичу Голицыну. Последний начал возводить новый дворец по проекту французского архитектора Ш. Герна. В 1790-х годах по проекту итальянца Джакомо Тромбаро (Giacomo Trombaro) перед дворцом были устроены две террасы с мраморными балюстрадами. На террасах разбиты цветники, балюстрады украшены вазами, статуями, бюстами античных богов, героев и философов.
В 1810 году Архангельское приобрёл князь Н. Б. Юсупов, известный коллекционер и любитель искусств. Усадьба понадобилась ему для размещения ценных коллекций (в числе скульптур был и «Поцелуй» Кановы). Но началась война с Наполеоном и коллекции пришлось спешно эвакуировать в далекую Астрахань. Усадьба была разграблена. К тому же в 1820 году усадьба пострадала от пожара. Для восстановления были приглашены лучшие московские архитекторы Жуков, О. Бове, Е. Тюрин; Джузеппе Артари были заново расписаны стены столовой (Египетский зал), парадные и другие комнаты. Достойным обрамлением дворцового комплекса стал парк, благодаря которому усадьбу называют «подмосковным Версалем» (к слову, "русским Версалем" именовали еще один шедевр дворцово-парковой архитектуры - усадьбу Кусково, принадлежавшую Шереметевым; не говоря уж о Петергофе) . В начале XX века в усадьбе проводились масштабные реставрационные работы.
После революции усадьба была реквизирована, в 1919 году усадьба превращена в историко-художественный музей. Позднее, в 1934—1937 годах, на месте прежних оранжерей над Москвой-рекой появились корпуса Центрального военного клинического санатория «Архангельское» (архитектор В. П. Апышков), изменившие вид на долину Москвы-реки.
Проект Большого дома принадлежал французскому архитектору Ш. Герну. Строительные работы во дворце велись в той или иной степени более сорока лет. Обилие застекленных дверей и окон свидетельствует, что это летний дворец. Характерной особенностью является наличие многочисленных колонн. Они имеются на всех фасадах, придавая достаточно монументальному зданию легкость и изящество. Еще одной особенностью дворца является разная высота его этажей. На первом, более высоком, размещались парадные залы, а на втором - жилые комнаты и библиотека.
Как и во многих подмосковных и московских усадьбах в Архангельском проводят выездные регистрации брака. Мы были на прогулке в пятницу в конце августа - более свадебно-насыщенными бывают только субботы:)
Свадебные процессии встречали ряженые казаки. Обратите внимание на жениха справа. Вся безысходность и безнадежность в его фигуре))
Колоннады из четырнадцати пар тосканских колонн организуют переходы от северного фасада дома к флигелям.
Боковой фасад Дворца. Полагаю, что в деревянных будках парковые скульптуры, укрытые для сохранности.
Один из красивейших зеленых арочных тоннелей.
Кирюше тоже понравился;)
Место для разбивки парка было выбрано очень удачно и во многом облегчило задачу садового архитектора. Парк Архангельского рождался одновременно со строительством Большого дома, а после приобретения усадьбы Н.Б.Юсуповым постоянно совершенствовался. По своей композиции и гармонической красоте он почти безупречен и отражает вкусы разных эпох, влияние различных традиций. При этом перед нами - одно из лучших произведений садово-паркового искусства России конца XVIII - начала XIX столетий.
Холм, на котором стоит дворец, еще в конце XVIII в. был превращен архитектором Джакомо Тромбаро в серию террас, подобных тем, что устраивали в итальянских садах XVI века. Основная же часть парка - это сеть аллей и проспектов со стрижеными деревьями на боскетах и в шпалерах, многочисленные мраморные изваяния, оттеняющие своей белизной зелень живой архитектуры. Все это характерные черты сада в регулярном, или французском, стиле.
Верхняя терраса, лежащая перед Большим домом со стороны парка, по своей композиции напоминает Парадный двор, но по отделке ближе дворцовому интерьеру. В центре террасы - скульптурная группа «Геркулес и Антей», произведение мастера XVIII в., замыслом восходящее к Микеланджело. Ее динамичные формы контрастируют с холодной статикой герм.
На балюстраде Верхней террасы расставлены мраморные вазы. Отсюда открывается живописный вид на Большой партер и Нижнюю террасу парка, охватывающую Верхнюю с трех сторон. Лестница, спускающаяся к Нижней террасе, имеет скульптурное оформление в виде женских фигур, львов и собак. Она приводит к небольшому фонтану «Амур с дельфинами» итальянского мастера Д.Джиромелло.
При взгляде с Верхней террасы особенно ясно прочитывается композиция садово-паркового ансамбля: симметричное расположение газонов и аллей, удивительная гармония архитектурных объемов.
Маленькие нюансы старинной усадьбы: утраченные фрагменты каменной балюстрады заменены...деревянными.
Парковая скульптура в Архангельском, выполненная в кон. XVIII - нач. XIX вв., насчитывает около 200 произведений и является уникальным собранием, равное которому трудно найти в нашей стране. Эта коллекция на редкость многообразна: мастерские копии известных античных памятников, декоративные садовые фигуры середины XVIII в. с заметным влиянием барочных традиций, строгие по композиции скульптуры эпохи классицизма. Многие произведения созданы из мрамора, заказанного Н.Б.Юсуповым в Карраре, в московских мастерских С.П.Кампиони и братьев Трискорни в Санкт-Петербурге.
Правда, Кирюша похожа на первоклассницу? ;) Я не люблю банты, но очень люблю ленты и с удовольствием вплетаю их в косички.
Великолепен скульптурный декор монументальной подпорной стены (ее длина составляет 150 м) Нижней террасы: кажется, что многочисленные бюсты римских императоров, полководцев и мифологических героев повествуют о древности рода владельцев имения.
Одна из наиболее значительных частей парка - Большой партер. Масштаб этой пейзажной картины достоин быть сочинением лучших садовых архитекторов школы Ленотра. Огромный прямоугольник (240x70 м), окруженный зелеными шпалерами, огибными аллеями и ритмично чередующимися мраморными статуями (в реставрации), образует свободное пространство, удивительное по благородству и мощи.
По сторонам от Большого партера раскинулась сеть боскетов - небольших рощиц из зеленых газонов, обсаженных рядами лип. Подстриженные в форме овала или прямоугольника, эти липы то мерно чередуются, то срастаются кронами, увлекая гуляющих по саду посетителей разнообразием композиций.
:)
Неотъемлемой частью ансамбля являлись павильоны, беседки, памятные колонны. Из пяти мемориальных колонн, хранивших до середины XX в. память о визитах в усадьбу российских государей, сохранились три: в честь императоров Александра I, Николая I и Александра III. Стоявшие на оси Большого партера колонны Александра 11 и Николая II разрушены в 1930-е годы.
От декорации голицынского периода по краям подпорной стены сохранились небольшие руинные арки из «дикого камня», напоминающие о бренности мира, представленного «мраморными героями».
Западная часть парка богата архитектурными памятниками. Среди них - павильон «Каприз» и небольшое здание «Чайный домик» (часть бывшей библиотеки), составлявшие когда-то своеобразный ансамбль в духе излюбленных в XVIII в. «эрмитажей». Для «деревянной общекатуренной Библиотеки» архитектор Ф.И. Петонди создал изысканный павильон с ротондой в центре, украшенной лепным потолком и колоннами. Два зала располагались в боковых крыльях строения. Высокие окна, лепные медальоны на стенах залов делали павильон изящным и легким. В 1829 г. крылья сооружения сгорели, книги перенесли на второй этаж Большого дома, а сохранившаяся часть павильона обрела новое название - «Чайный домик»: летом сквозные двери маленького зала открывали, и он превращался в беседку для отдыха.
В «Капризе» располагались гостиная, бильярдная, девичья и кухня. Несмотря на это, интерьеры залов первого и второго этажей носили дворцовый характер: их украшали картины, скульптура, зеркала и китайский фарфор. В бильярдной было размещено около 30 женских «головок» кисти известного итальянского художника XVIII в. Пьетро Ротари. Всего здесь хранилось около 70 полотен западноевропейских мастеров.
Нам с Кирой очень понравилось гулять по боскетам. Последуйте нашему совету: приезжайте в Архангельское в будни. В выходные всё будет заполнено народом (хотя территория усадьбы огромна), а в субботы из-под каждого куста будет торчать невеста;)
Нет ничего лучше уединенных аллей. Весной, когда все эти липы цветут, в парке должно быть одуряюще ароматно.
За неимением детских развлечений Кира сама себе придумывала забавы. Например, кидаться листьями.
Уютные арки и тоннели.
Как будто гирляндами увешаны своды тоннеля - такую иллюзию дают солнечные зайчики, проникающие сквозь листву покрова.
Южную границу Большого партера определяют две статуи «боргезских бойцов» (копии с античных оригиналов) - они сейчас в стеклянных "чехлах". До середины 1930-х гг. на площадке позади партера находился цветник с фонтаном и двумя огромными статуями Геркулеса и Флоры, позже перенесенными на другое место.
Самый классический вид на Большой дворец.
Большое оранжерейное хозяйство в Архангельском включало Лавровую и Лимонную оранжереи на высоком холме у Москвы-реки. Они были разрушены во время строительства корпусов санатория в 1930-е гг. Сейчас Центральный военный клинический санаторий «Архангельское» - известная здравница.
На клумбе как раз выложено слово "санаторий" :)
Отдыхающие имеют перед глазами прекрасный вид на партер и Большой дворец.
Смотровая площадка.
Вид на Москву-реку.
Лестница вниз. В будках - статуи.
Спустились вниз по боковой лесенке.
Полное ощущение советского санатория.
А внизу - буйство зелени.
Набережная не облагорожена, но дорожка вдоль нее есть.
Кирюша скормила свои баранки уточкам. Утки были рады))
Кира как настоящая барышня сменила наряд, и мы пошли дальше.
Вперед, в лес!
В середине XIX в, среди боскетов к востоку от Большого партера появился оригинальный Розовый фонтан - маленькая ротонда из колонн розового мрамора с изящными цветочными букетами, нарисованными внутри легкого деревянного купола. В ее центре размещался скульптурный фонтан «Мальчик с гусем».
К сожалению, мрамор не вечен. Для сохранности скульптуры ее поместили в стеклянный короб. И спасибо, что не в деревянный (не всем скульптурам усадьбы так повезло).
Стреловидные окна дома для приезжающих поддерживают тему псевдоготики в усадьбе Архангельское. В Архангельском любили гостить знаменитые люди своего времени, кроме уже упомянутых императоров Российских, здесь, при Юсуповых, гостил Отто фон Бисмарк. Конечно такие высокие гости вряд ли соизволили бы жить в этом домике. Здесь останавливались приезжавшие в усадьбу по делам архитекторы, живописцы и прочие мастера. Современное отреставрированное состояние не дает представления о том, как выглядел дом раньше. Сравните сами:
Храм-усыпальница "Колоннада". Это здание поразило меня.
Замысел величественного мемориального сооружения в Архангельском возник в связи с трагическим событием в семье владельцев усадьбы - гибелью на дуэли старшего сына Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича - Николая Феликсовича Юсупова (1883 - 1908). Молодой князь был влюблен в Марину Гейден, родители не одобрили выбор сына и не дали разрешения на брак и Марина вышла замуж за другого, но продолжала любить и поддерживать отношения с Юсуповым. Муж Марины не мог стерпеть позора и вызвал Юсупова на дуэль.
Безутешные родители решают построить усыпальницу. Строительство неоклассического храма по проекту архитектора Клейна началось в 1909 году и было закончено за 3 года. Но отделка интерьеров храма продолжалась вплоть до революции. Здание храма-усыпальницы, наиболее позднее по времени создания, умело включено в ансамбль, складывавшийся более двухсот лет. Оно является композиционной доминантой восточной части усадьбы.
Завершающий этап работ по созданию храма-усыпальницы был прерван первой мировой войной и революционными событиями в России.
Усыпальница не использовалась по прямому назначению (не потому, что была чем-то нехороша или не удовлетворяла высоким запросам. Просто никто из Юсуповых не успел умереть до осени 1917 года, когда, не дожидаясь залпа «Авроры», семейство в полном составе покинуло Отечество, унеся с собой лютую ненависть к большевикам и чудом уцелевшее состояние - разумеется, движимую его часть.). В 1960-е -1970-е гг. в «Колоннаде» проходили выставки произведений искусства из фондов музея-усадьбы «Архангельское», а в наши дни в связи с реставрацией дворца здесь хранятся монументальные живописные полотна из юсуповского собрания. Уникальная акустика залов в сочетании с неповторимой красотой здания неизменно привлекают ценителей искусства на проходящие летом концерты классической музыки.
Галереи просто потрясающие.
Пока я восторгалась, Кира как-то умудрилась вскарабкаться на колонну.
За "наскальную живопись" в таком месте порола бы розгами, честное слово!
Над скульптурным декором здания - лепными деталями и барельефами барабана купола - работал ученик и ассистент Клейна Г.Б.Бархин.
Кладовая над оврагом. Проектировал ее один из лучших архитекторов того времени — Осип Бове. Тот самый, что проектировал Манеж, Большой театр и Триумфальную арку в Москве. Возможно, что это одна из немногих хозяйственных построек его авторства. Кладовая была построена в 1813 году, в процессе восстановления усадьбы после Наполеоновского разорения. Конечно, Осип Бове был слишком занят, чтобы лично контролировать процесс постройки. Фактическим строителем усадьбы в те времена был крепостной архитектор Василий Стрижаков. Юсупов своего крепостного не баловал, архитектор работал фактически за еду.
Святые ворота. Построенные в 1824 году, они ведут нас в самую древнюю часть усадьбы.
Пройдя по аллее мы подходим к глинобитной стене, которая ограждает храм Архангела Михаила - который и дал название всему селу и усадьбе.
Стена завершается по краям деревянными башенками со шпилями, что придает ограждению несколько необычный, сказочный вид. Авторство башенок тоже приписывают Бове.
О непосредственном строителе храма сведений не имеется, но им, скорее всего, является Павел Сидорович Потехин - крепостной зодчий, незадолго до этого украсивший подобным произведением село Николо-Урюпино, коим владели Черкасские, родичи его хозяев Одоевских.
Невысокая, простая по конструкции церковь в Архангельском была лишена пышного декора, зато радовала взор прекрасными пропорциями. Ее отличала едва заметная наивность облика, характерная для провинциальной архитектуры. Еще одной оригинальной чертой послужила асимметричная композиция: одноглавый четверик в центре и такие же, четырехгранные в плане, приделы, стоявшие не на одной линии, как полагалось, а по диагонали. Необычной была и конструкция сводов, каждый из которых опирался на 2 столпа вместо привычных 4.
Среднюю часть храма венчала живописная пирамида из кокошников с венцом в виде луковичной главки. Световой барабан центрального купола смотрел на прихожан узкими прорезями окон и опирался на распалубку, благодаря чему небольшое здание казалось выше снаружи и просторнее внутри. Своеобразным украшением служили окна в круглых апсидах - узкие, окаймленные скромными наличниками и забранные решетками, они позволяли солнечным лучам свободно проходить в зал, где не было ни росписей, ни богатого иконостаса, которых, впрочем, нет и сейчас. Все убранство церкви до сих пор составляют чисто выбеленные стены, черно-белый плиточный пол и отнюдь не драгоценная утварь - подношения часто сменявших друга друга вотчинников.
Храм несколько раз перестраивали, возводили и отдельную колокольню (которую впоследствии снесли).
К сегодняшнему дню вблизи храма сформировалось маленькое кладбище. Среди разнородных, хотя и одинаково ухоженных могил внимание чаще привлекает надгробная плита у южной стены. Под ней покоится княжна Татьяна Николаевна Юсупова, дочь одного из последних владельцев усадьбы, умершая от тифа в 1888 году.
Стены храма очень похожи для меня на один из храмов Новоспасского монастыря.
В настоящее время храм действующий, в нём возобновлены богослужения (по выходным).
Очень своеобразные башни.
На территории храма очень уютно, тихо и благостно.
Храм отгородила от мира глинобитная ограда, украшенная в модернистском духе мелкой галькой.
Выйдя из святых ворот мы увидим два здания в классическом стиле.
Левее — конторский флигель. Кроме заботы о престарелых дворовых князь Борис Николаевич Юсупов увлекался «экономическими затеями». При нем в усадьбе работало несколько заводиков, включая хрустальный и фарфоровой, а также прядильная фабрика. В усадьбе пряли изделия их козьего пуха. Впрочем, все эти затеи не покрывали расходов на содержание усадьбы. Однако князь не унывал:
- Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная и для веселья, а не для прибыли, то стараться…то заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других.
На этом общепознавательную часть прогулки я бы закончила. Но покажу буквально несколько еще фотографий, вы просто полюбуйтесь.
Приезжайте в Архангельское, друзья! Только делайте это в будни. И народу будет меньше, и есть шанс запарковаться. Ибо своей парковки у усадьбы нет, и нужно как-то втискиваться прямо на Ильинском шоссе.