crimea-fun.ru

Презентация на тему "интересные факты о скрипке". Тайна трех мастеров Презентация о знаменитых итальянских скрипичных мастерах

Николо Амати, биография которого представлена в данной статье, родился в Кремоне. Он был выдающимся, одним из лучших в мире, скрипичным мастером. Его инструменты до сих пор ценятся очень высоко. У Николо было много учеников.

Основатель династии

Николо Амати был самым знаменитым представителем легендарной династии скрипичных мастеров, основателем которой был его дед - Андреа. Точно не известно, когда именно родился гений. Он унаследовал мастерскую своего деда, которую тот открывал в Кремоне вместе со своим братом. Семья Амати изготавливала не только скрипки, но также и другие Они являются разработчиками своих собственных технологий. Скрипки современного типа были изобретены именно этой династией. Николо усовершенствовал инструменты, изготовленные его предками: придал им новый внешний вид и сделал более красивым звук.

Николо

Как уже было сказано выше, более совершенной сделал скрипку Николо Амати. Инструменты, которые он создавал, приобрели сильный и яркий голос, звук их стал более полётным, при этом остался нежным и красивым.

Он увеличил сделал её более изящной и тонкой в талии. Изменил состав лака-покрытия, сделал его прозрачным и более блестящим, изменил его цвет - добавил в него разные тона.

Николо Амати создал школу, где сам обучал будущих скрипичных мастеров. В число бесплатных учеников, служивших ему подмастерьями, входил и сын гения - Джироламо. Многие мастера, которые впоследствии основали свои династии и открыли собственные школы, обучались у Н. Амати. Среди них были и А. Страдивари с А. Гварнери.

Самые знаменитые ученики-итальянцы

Самый лучший в мире Антони Страдивари - ученик Николо Амати. Точная дата его рождения не известна историкам и музыковедам.

Большая часть его инструментов сохранилась до наших дней в прекрасном рабочем состоянии. Обладателями скрипок, виолончелей, альтов и гитар этого мастера являются только виртуозы с мировым именем и коллекционеры. Сегодня начитывается около семисот двадцати инструментов А. Страдивари, среди них есть даже одна арфа.

Антонио, закончив обучение, открыл свою мастерскую. Антонио усовершенствовал скрипки, которые создал Н. Амати и превзошел своего учителя в мастерстве. До сих пор лучшими считаются инструменты именно А. Страдивари. В чём секрет потрясающего звучания его скрипок - неизвестно до сих пор.

Ещё один знаменитый ученик Николо Амати - Андреа Гварнери. Он впоследствии основал свою династию скрипичных мастеров. Его дело продолжили сыновья - Пьетро, Джованни Баттиста и Джузеппе. Последний из них стал самым знаменитым представителем семьи и был лучшим в своей династии, превзошёл по мастерству отца.

Ученик из Германии

Николо Амати обучал не только итальянцев. Были у него ученики и из других стран. Самым знаменитым из них является Якоб Штайнер из Тироли. О его происхождении и родителях ничего неизвестно. Личность эта довольно загадочна, в её биографии много пробелов и тайн, которые не разгаданы до сих пор. В церковных книгах нет упоминания о его рождении.

После обучения у Н. Амати Якоб на родине открыл свою мастерскую. Очень быстро он добился известности. При жизни Я. Штайнера был такой период, когда его скрипки ценились в Европе больше, чем шедевры А. Страдивари. Так дело обстояло до 18 века.

Его инструменты соотвестетствовали всем требованиям того времени. Они были камерными. Я. Штайнер уступил лидирующие позиции А. Страдивари и другим мастерам из Кремоны, когда к скрипкам были предъявлены новые требования, появилась необходимость в том, чтобы их звук был пригоден для выступлений в больших залах при скоплении немалого количества слушателей. Сегодня эксперты считают, что инструменты обоих этих мастеров равнозначны, не уступают друг другу по качеству звука, достойны называться лучшими.

Дерево и все необходимые материалы для изготовления своих инструментов Якоб Штайнер закупал в Венеции. Скрипка этого мастера отличалась более крутым сводом и искусно вырезанными головками львов на шейке. Его инструменты имели особое звучание - их голоса были более нежными, тонкими, пронзительными и звонкими, чем у итальянских мастеров. Якоб Штайнер считается отцом немецкой скрипки.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Дополнительный материал к урокам музыки Скрипичные мастера

Идея услаждать слух трением волос из лошадиного хвоста о высушенные, скрученные и натянутые на что-либо кишки животных возникла в незапамятные времена. Изобретение первого струнно-смычкового инструмента приписывается индийскому (по другой версии – цейлонскому) царю Раване, жившему примерно пять тысяч лет назад – вероятно, поэтому дальний предок скрипки назывался раванастрон. Он состоял из пустого цилиндра, сделанного из тутового дерева, одна сторона которого была обтянута кожей широкочешуйчатого водного удава. Палочка, прикрепленная к этому корпусу, служила грифом и шейкой, в ее верхнем конце находились отверстия для двух колков. Струны делались из кишок газели, а смычок, изогнутый дугой – из бамбукового дерева. (Раванострон сохранился и до настоящего времени у странствующих буддийских монахов).

Постепенно смычковые инструменты распространились в разных странах Востока, переправились с маврами на Пиренейский полуостров (территория нынешних Испании и Португалии), а с VIII века появились и в других местах Европы. В средние века существовало две их разновидности – ребеки, похожие на нынешние мандолины, и фидели.

Родоначальник школы скрипичных мастеров стал Андреа Амати из Кремона. Он принадлежал к одной из старинных фамилий города. Над скрипками начал работать ещё в детстве (сохранились инструменты с этикеткой 1546). Амати впервые установил тип скрипки как инструмента, приближающегося по своей выразительности к тембру человеческого голоса (сопрано). Делал скрипки преимущественно небольшие, с низкими боками и довольно высоким сводом дек. Головка крупная, мастерски вырезанная. Андреа Амати высоко поднял значение профессии скрипичного мастера. Созданный им классический тип скрипки остался в основном неизменным. В настоящее время инструменты Андреа Амати встречаются редко.

Общепризнано, что высшее совершенство инструменту придал ученик Амати - Антонио Страдивари, имя которого известно не только музыкантам, но и всякому культурному человеку. Страдивари родился в 1644 году и всю жизнь прожил, никуда не выезжая, в Кремоне. Уже в тринадцатилетнем возрасте начал заниматься скрипичным делом. К 1667 году он закончил учение у Амати (в 1666 году сделал без помощи наставника свою первую скрипку), но период творческих исканий, в течение которого Страдивари искал собственную модель, длился более 30 лет: его инструменты достигли безупречности формы и звука лишь в начале 1700-х годов.

Современником Страдивари и его соперником был Бартоломео Джузеппе Гварнери – внук родоначальника династии скрипичных мастеров Андреа Гварнери. Джузеппе Гварнери получил прозвище «дель Джезу», так как на этикетках своих инструментов он ставил значок, напоминавший эмблему монашеского ордена иезуитов. Инструменты Гварнери отличались от скрипок Страдивари более плоской формой деки и были покрыты лаками самого разнообразного оттенка, от золотисто-желтого до вишневого (у Страдивари после 1715 года лак всегда имел оранжево-коричневый оттенок).

Сегодня на самой вершине скрипичного Олимпа уверенно расположился лишь один мастер – Антонио Страдивари. Летящий, неземной звук его творений до сих пор никто не воспроизвел. Как он добился этого чуда – достоверно неизвестно. На его родине, в знаменитой Кремоне, традиции великого итальянца чтут по сей день – в городе работают около 500 скрипичных мастеров, плюс несколько сотен студентов со всего света посещают «Школу Страдивари». Но повторить шедевры мастера пока никому не удалось.

Известно, что скрипка Антонио Страдивари была в коллекции князей Юсуповых, купивших ее в начале XIX века в Италии. Инструмент почти сто лет был семейной реликвией – на нем изредка играли члены княжеской фамилии. В начале ХХ века эта скрипка хранилась во дворце Юсуповых. В 1917 году скрипка исчезла, как и владельцы дворца. Однако она не была вывезена за границу, как полагали многие – в 1919 году, когда дворец Юсуповых был превращен в Дом учителя, она была обнаружена в одном из тайников. Оказалось, что эта скрипка, сделанная мастером всего за год до кончины – одна из лучших его инструментов!

Редкая возможность услышать настоящую скрипку Страдивари изредка предоставляется петербуржцам. В рамках фестиваля «Дворцы Петербурга» на короткие гастроли приезжали две скрипки – « Франческо» и «Императрица России» . История последней неразрывно связана с Петербургом: созданная в 1708 году, она была приобретена для российской императрицы Елизаветы Петровны, подарившей её своему секретарю. Впоследствии у инструмента часто менялись хозяева, а после революции она оказалась в фонде немецкой компании «Редкие скрипки Махольда». «Императрица» звучала также в декабре 1993 года в Царском селе.

Наверняка вы безошибочно отличите скрипку от любого другого инструмента и по голосу и по внешнему виду. В 17 веке говорили о ней: « Она в музыке является столь же необходимым инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный». Скрипку часто называют «Царицей музыки» или «Королевой музыкальных инструментов».

Работу выполнил ученик 6А класса НСШ №1 Абутьев Артур Спасибо за внимание


Слайд 2

Скрипка

  • Слайд 3

    Откуда появилась скрипка

    Невозможно точно установить, кто изобрёл скрипку, но доподлинно известно, что самые лучшие экземпляры этого удивительного по красоте звучания инструмента были изготовлены в XVII и XVIII веках. В Италии существовали целые знаменитые семьи создателей скрипок. Секреты изготовления скрипок тщательно оберегались и передавались по наследству.

    Слайд 4

    Мастера-создатели скрипки

    Самой известной семьёй мастеров – создателей скрипки была семья Амати из итальянского города Кремона. Долгое время считалось, что скрипки с такой удивительной и редкой мелодичностью и нежностью не способен создать больше никто.

    Слайд 5

    Антонио Страдивари

    Но у Николо Амати был талантливый ученик Антонио Страдивари его без преувеличения называли мастером мастеров. Он создал скрипку несколько большую по размеру и более плоскую, чем те, что существовали до него. Но самое главное, что ему удалось приблизить звук инструмента к тембру человеческого голоса.

    Слайд 6

    Известно, что Страдивари создал более 1000 инструментов. Многие из них назывались по имени музыкантов, которые играли на них. До наших времён сохранилось всего лишь 540 скрипок Страдивари, каждая из которых очень высоко ценится и считается выдающимся произведением искусства.

    Слайд 7

    Скрипка Антонио Страдивари

  • Слайд 8

    Николо Паганини

    История музыки знает много прославленных скрипачей. Непревзойдённым скрипачом всех времён был Николо Паганини, который жил в первой половине XIX века.

    Слайд 9

    Скрипка в симфоническом оркестре

    В симфоническом оркестре более трети музыкантов – скрипачи. Это объясняется тем, что скрипка занимает ведущее место в оркестре благодаря красоте и выразительности звучания.

    Слайд 10

  • Слайд 11

    Существует легенда, что Леонардо да Винчи распорядился, чтобы всё время, пока в его студии позирует Джоконда, там звучала музыка в исполнении струнных. Её улыбка была отражением звучавшей музыки.

    Слайд 12

    Норвежская скрипка хардингфеле

    Во многих странах на хороших скрипачей ополчалось духовенство – даже в тихой Норвегии их считали пособниками тёмных сил, норвежские народные скрипки жгли, как ведьм.

    Слайд 13

    Самая дорогая скрипка

    Скрипка, сделанная известным итальянским мастером Джузеппе Гварнери, была продана в июле 2010 на аукционе в Чикаго за $18 миллионов и является самым дорогим музыкальным инструментом в мире. Скрипка была сделана в 1741 году в XIX веке и принадлежала знаменитому скрипачу Анри Вьетану.

    Слайд 14

    Самые маленькие скрипки

    В 1973 году Эрик Майсснер изготовил скрипку высотой всего 4,1см. Несмотря на маленький размер, скрипка издаёт приятные звуки.

    Слайд 15

    Скрипка высотой 1,5 см

    Дэвид Эдвардс, который когда-то играл на скрипке в шотландском национальном оркестре, сделал скрипку высотой 1,5 сантиметра, наименьшую в мире.

    Слайд 16

    Скрипка-холст

    Скрипки иногда служат художникам в качестве своеобразного холста. Джулия Борден уже несколько лет занимается росписью скрипок и виолончелей.

    Слайд 17

    Перед тем, как расписать скрипку, художнице нужно снять струны и подготовить поверхность к нанесению рисунка. Удивительные, причудливые, яркие творения Джулии Борден неповторимы и притягивают взгляды зрителей.

    Слайд 18

    Скрипка как скульптура

    Шведский скульптор Ларс Виденфалк сконструировал скрипку «Чёрный дрозд» из камня. Она сделана по рисункам Страдивари, а материалом послужил чёрный диабаз. Скрипка звучит не хуже многих деревянных и весит всего 2 кг, так как толщина каменных стенок резонаторного ящика не более 2,5 мм. Стоит заметить, что «Чёрный дрозд» не единственный подобный инструмент в мире - скрипки из мрамора делает чех Ян Рериха.

    Слайд 19

    Среди произведений Моцарта есть необычный дуэт для двух скрипок. Музыканты должны встать друг к другу лицом и положить страницу с нотами между собой. Каждая скрипка играет свою партию, но обе партии записаны на одной и той же странице. Скрипачи начинают читать ноты с разных концов листа, затем встречаются в середине и снова удаляются друг от друга, а в целом получается красивая мелодия.

    Слайд 20

    Эйнштейн любил играть на скрипке и однажды принял участие в благотворительном концерте в Германии. Восхищённый его игрой местный журналист узнал имя «артиста» и на следующий день опубликовал в газете заметку о выступлении великого музыканта, несравненного виртуоза-скрипача, Альберта Эйнштейна. Тот сохранил эту заметку себе и с гордостью показывал её знакомым, говоря, что он на самом деле знаменитый скрипач, а не учёный.

    Слайд 21

    Один из лучших скрипачей американец Джошуа Белл 12 января 2007 года согласился принять участие в эксперименте - утром на протяжении 45 минут он играл в вестибюле станции метро под видом обычного уличного музыканта. Из тысячи прошедших мимо людей только семеро заинтересовались музыкой.

    Слайд 22

    Посмотреть все слайды

    Амати, Страдивари, Гварнери. Три титана скрипичного дела. И на всех троих - одна, сводящая с ума, тайна: в чем секрет их инструментов? Что они знали, умели, делали такого, что их успех невозможно повторить? Даже сейчас, когда к услугам скрипичных дел мастеров не только передовые технологии, но и наука, ни один из них не может создать ничего подобного тем смычковым, что выходили из мастерских Кремоны на протяжении двухсот лет...

    Загадочный секрет, который должен пролить свет на природу гениальности инструментов Амати, Страдивари и Гварнери, ищут уже давно. Примерно раз в два-три года все газеты словно бы заболевают, по цепочке передавая «бациллу»: «Раскрыта тайна Страдивари!» И всякий раз сенсация оказывается дутой. Старые мастера даже сейчас, в XXI веке, продолжают свято чтить цеховые традиции своего времени: секрет мастерства - только старшему сыну, а если того нет, то – в могилу... Но на старших сыновей, да и на сыновей вообще, к сожалению, не всегда удается положиться: на детях гениев природа отдыхает. Выручают внуки, но рано или поздно любая династия прекращает свое существование, унося с собой те осколки знаний, что сумела постичь сама.

    Амати

    На долю Андреа Амати выпала участь первопроходца: с его именем прочно связывают не только возникновение кремонской скрипичной школы как таковой, но и само появление скрипки. Ведь до нее бал правила виола, которая не собиралась уступать свое место под солнцем.

    Но лавры создателя скрипки неправомочно приписывать Амати: первые подобные инструменты появились в Кремоне еще лет за 30 до того, как Андреа открыл свою школу. Но он улучшил форму скрипки, сделал ее легкой, изящной. Войдя в мастерскую Амати угловатой «девочкой-подростком», она вышла из нее прекрасной «женщиной» с особым характером и неповторимым голосом – чувственным, страстным и в то же время нежным, бархатистым, почти ангельским. (Будете смеяться, но этот ангелоподобный голос скрипки однажды - уже в наши дни - вызвал к жизни невероятную версию: якобы кремонские инструменты потому так хороши, что сделаны из остатков Ноева ковчега!) За этот-то дивный голос музыканты простили скрипке необходимость переучиваться, а композиторы - необходимость переписывать свои произведения.

    Виола ушла с подмостков, и на сцене воцарилась скрипка: почти не изменившаяся со времен Амати. И сейчас, когда цены на инструменты с клеймом прославленного мастера стоят баснословных денег, невозможно поверить, что были времена, когда играть на скрипке запрещалось под страхом смерти!

    Ни один из двух сыновей Адреа, как ни старался, не сумел повторить успех своего отца, хотя, безусловно, им-то он открыл все свои секреты. Да, они овладели искусством лютерии (скрипичным делом) в совершенстве. И все же старый мастер печалился: продолжать дело некому. Так и ушел 80-летний старик – с болью в сердце. Лишь через 16 лет после его смерти на свет появился Николо Амати – человек, который не только превзошел своего великого деда, но и выучил сразу трех выдающихся скрипичных дел мастеров. Это Якоб Штайнер, Андреа Гварнери и Антонио Страдивари. О первом широкой публике почти ничего не известно – хотя вплоть до XVIII столетия его скрипки ценились выше всех. Он умер в 1683 году, в австрийском Инсбруке, помешавшись из-за преследований инквизиции. До наших дней дошли около 20-ти его инструментов – и все они шедевры. Но на Страдивари и Гварнери с Амати теперь спрос выше. Потому к ним и вернемся.

    У Николо Амати был только один сын Джироламо, но искусство лютерии не давалось ему. Видно еще и поэтому Николо охотно брал учеников. К тому же заказов в мастерской было невпроворот, а эти мальчишки готовы работать бесплатно – лишь бы овладеть ремеслом. Скрипичных дел мастера хорошо зарабатывали, но рекомендация «ученик Амати» в десятки раз повышала стоимость их услуг.

    Гварнери

    В подмастерья в школу Николо Амати брали только тех, кто прежде обучился столярному делу. Отец Гварнери был резчиком по дереву, так что мальчик с юных лет знал все премудрости этого ремесла. Когда ему было всего 15 лет, он напросился в ученики к Николо. И еще 15 провел в его мастерской, работая за знания и еду, прилежно клеймя свои скрипки незамысловатым текстом: «Allumnis Nicolai Amati» - «ученик Николо Амати». К слову, иные посетители школы Амати так до конца жизни и оставались только «учениками», безликими работниками мастерской. Но Гварнери предпочел отправиться в самостоятельное плавание. В 1655 году он впервые сделал скрипку, гордо помеченную клеймом: «ex Allumnis Nicolai Amati» - «ех», то есть бывший ученик!

    Высот, подобных тем, на которые поднялся учитель, он не достиг. Да, в финансовом отношении все было прекрасно: мастерская процветала. Но только за счет спроса на не слишком дорогие инструменты престижного – кремонского – происхождения. Гварнери убеждал себя, что это только «пока» - ведь сейчас у него другая задача: надо укрепить производство, поднять на ноги семью, а уж потом браться за высокое искусство. И если не он сам, то его сыновья точно сделают скрипки, которые запоют так, что старый Андреа Амати перевернется в могиле от зависти. Безусловно, это был искусный мастер. Но лучшие из его скрипок все-таки появились благодаря Николо Амати: когда последний был слишком занят и не мог сам взяться за индивидуальный заказ, он отправлял к Гварнери богатого посетителя, готового раскошелься на штучный товар.

    Из трех сыновей Андреа двое стали скрипичными мастерами. Но со старшим – Пьетро – отношения не заладились, он покинул отцовский дом и уехал в Мантую. Младший Джузеппе стал достойным продолжателем дела Гварнери: он превзошел отца. Но истинный гений семейства родился в августе 1698-го – в год смерти основателя династии Гварнери. По иронии судьбы, в своей собственной семье Бартоломео Джузеппе Антонио Гварнери по прозвищу дель Джезу считался паршивой овцой. Гуляка праздный, повеса, пропойца. Из фамильной мастерской его выгнали с позором. То-то удивились все Гварнери, когда узнали, что их непутевого Бартоломео взял к себе в ученики не кто-нибудь, а сам Страдивари!

    Страдивари

    Страдивари было всего 11 лет, когда он пришел к Амати. Тот едва взглянул на Антонио и распорядился взять его посыльным. Несколько лет Страдивари пробегал по Кремоне – от поставщика дерева к мяснику, от мясника к молочнику, а потом обратно в мастерскую. Когда он первый раз пришел в мясную лавку с запиской от Амати, то очень удивился: вместо мяса ему вручили сверток с какими-то отвратительными кишками. И в еще большем изумлении принес он своему учителю старые деревяшки – они уже и деревом-то не пахли, на что они могли сгодиться?

    Первым серьезным делом, которое поручили Страдивари, стало изготовление струн. Их делали как раз из тех кишок, некогда вызывавших отвращение мальчика. А теперь он безропотно вымачивал жилы ягнят в щелочном растворе и прилежно мотал на ус науку. Более всего для струн подходят жилы 7-8-месячных ягнят, причем лишь тех, что выросли в Центральной и Южной Италии. Ведь качество струн зависит и от района пастбища, на котором паслись ягнята, и от свойств воды, которую они пили, и от времени их убоя, и еще от массы факторов. Словом, сама природа участвует в создании скрипки! А без того, чтобы научиться слышать и чувствовать природу, искусство лютерии безжизненно. Антонио Страдивари – один из немногих, кто понял это. Отныне он, как и его учитель, заставлял петь дерево до того, как превратить его в инструмент. Его любимицами стали ели, выросшие в швейцарских Альпах: скрипки, сделанные из них, звучали так нежно, и в то же время так мощно...

    В учениках Амати Страдивари проходил до 36 лет и только в 1680 году открыл свою собственную мастерскую. Женился, завел пятерых детей – благо, заказы на его скрипки поступали со всей Италии. Правда, все они были калькой с работ учителя – те же изящные формы, тот же желтый лак, тот же чарующий голос. Но заказчикам, казалось, того и надо было. Все шло хорошо, пока чума, пришедшая в Кремону, не отобрала у Страдивари и жену, и всех детей. На тот момент ему было 54 года: по меркам XVII века – уже старик. Да и по современным – не мальчик. Он заперся в своей мастерской и целые дни просиживал в одиночестве, не притрагиваясь к скрипкам.

    Но однажды к нему пришел плачущий ученик: чума унесла жизни его родителей и теперь он сам должен зарабатывать себе на хлеб, потому не может продолжить обучение. Антонио пожалел ребенка – и оставил у себя. Увы, разочаруем читателей: в нечто выдающееся он не превратился, более того – даже имя его неизвестно. Но его визит пробудил Страдивари от забытья. Он взялся за работу с удвоенной силой. И именно теперь, разменяв шестой десяток, едва оправившись от страшной потери, он сумел превзойти своего учителя! Через 20 лет после того, как он покинул школу Амати, его скрипки, скрипки Страдивари, наконец, обрели свое «Я», у них появился свой голос, даже свой цвет – красный...

    Самые лучшие инструменты он создал в период с 1698 по 1725 гг. Но наилучшие – те, из-за которых потом совершались кражи века, сходили с ума, и оставались без гроша в кармане, – были сделаны в 1715 году. Всего один год из 93-летней жизни отпустил Господь на создание шедевров.

    Он снова женился, у него опять появились дети. Двое сыновей Франческо и Омобоно трудились подмастерьями у Антонио. Но как бы они ни старались, из их рук выходили «глухие» инструменты, прекрасные и безжизненные. Он оглядывался на других своих учеников – и понимал: некому продолжать традицию...

    И тут ему в починку принесли скрипку – Страдивари внимательно осмотрел ее и увидел клеймо: «IHS», что значит «Иисус Христос Спаситель». Так подписывал свои работы Джузеппе Гварнери, которого Антонио недолюбливал: что это за скрипичный мастер, который больше времени проводит в таверне, чем в мастерской. Инструмент был грубоват и неказист, но, Господи, как же он звучал!

    Сыновья роптали: зачем отцу понадобилось тащить пропойцу к себе в мастерскую? И только Антонио знал ответ: потому что он, Джузеппе Гварнери, как скрипичных дел мастер выше прославленного Страдивари! И ему есть чему поучиться у этого гуляки. Потому что на нем печать таланта, наложенная самим Творцом, не иначе...

    Конечно, Джузеппе не изменился – как и прежде прогуливал все деньги, полученные за скрипки, пропадал на несколько дней. Но протрезвев – возвращался и принимался за работу. Страдивари снабжал его заказами: не из жалости, нет. Как можно жалеть того, кем восхищаешься, кому даже немного завидуешь? Просто упертый старик был уверен, что Джузеппе не имеет права простаивать: он обязан делать скрипки.

    Со смертью Страдивари Гварнери лишился последнего союзника. Да еще и местный священник строчил на него донос за доносом: «Богохульник подписывает свои негодные инструменты именем Христа!» В конце концов, бедолагу арестовали. В тюрьме он и умер. И с его смертью закатилась слава кремонской школы...

    Код ДНК

    Этот подробный рассказ потребовался нам лишь для того, чтобы читатель сам мог сделать вывод: нет никакого секрета скрипок Амати-Страдивари-Гварнери. Лак, которым покрывали мастера свои скрипки, по своему составу практически ничем не отличался от мебельного лака кремонских краснодеревщиков. Плотность древесины тоже не играла особой роли. Судите сами. В руках сыновей Николо Амати и Антонио Страдивари были те же самые ели и клены, выросшие в особенно холодные для Европы 1570-1630 годы. Им – по праву рождения – были открыты все тонкости, все таинства искусства лютерии, однако это нисколько не помогло им! После смерти отца, Джироламо Амати закрыл знаменитую школу, просуществовавшую 150 лет. А сыновья Страдивари продержались еще некоторое время лишь на славе своего отца, а потом вынуждены были свернуть семейное дело. Печальная участь Гварнери вам уже известна.

    Если где и искать разгадку кремонских скрипок, то в промысле Божием, отмечающих своим талантом избранных. Или – коли вам непременно требуется научно-обоснованная гипотеза – в природе ДНК. Возможно, «тайну Страдивари» откроют именно генетики, разгадав тот самый код, который превращает человека в гения.


    Скрипка или акустическая скрипка (итал. violino, фр. violon, нем. Violine или Geige) смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Имеет четыре струны.


    Формы скрипки установились к XVI веку. К этому веку и началу XVII века относятся известные изготовители скрипок семейство Амати. Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Вообще Италия славилась производством скрипок, среди которых скрипки Страдивари и Гварнери в настоящее время ценятся чрезвычайно высоко.


    Первые пращуры скрипки появились в Европе приблизительно в 10 веке н.э. Это были фидель и ребеккака,Они ещё совсем далеки от вида нашей современной скрипки, похожие на коротеньких толстячков с толстой шейкой и пузатым корпусом. Фидель был похож формой на грушу, Ребек был похож на него своим таким же грушевидным корпусом, так что его частенько тоже кликали фиделем. Количество струн было от 2 до 5, и на обоих инструментах играли смычком, который в то время не был известен Европе. Смычки их имели дугообразную форму со свободным креплением конского волоса. Во время игры инструменты держали в вертикальном положении, опирая на колено. Но, иногда музыканты держали инструмент, опирая его на плечо или грудь. Эти восточные инструменты так полюбили в Европе, что в веках без них не обходились ни народные, ни церковные, ни придворные музыканты.


    От ребеккакаа произошёл пашет, который получил своё название от того, что учителя танцев носили его в кармане (по-французски Pochette – карман). Ведь он был такой маленький, всего см, но имел громкий, резкий звук. Играли на нём, оперев инструмент в плечо, это было очень удобно - можно было одновременно показывать танцевальные фигуры ученикам из благородных аристократических семей. Фидель и ребеккака – это европейские дедушки скрипки. пашет


    Всевозможные их модификации к концу 15 века породили виолу, которая также отличалась огромным разнообразием форм и размеров. Как и на ребеккакае, на ней играли в вертикальном положении, дугообразный смычок держали по- прежнему ладонью вверх, но форма виолы, приближенная к формам гитары, уже напоминала маленький контрабас. Её изображение часто встречается на картинах художников Возрождения, потому что вплоть до 18 века её обожали в аристократических салонах за мягкий, нежный, матовый звук. В скрипке соединились форма фиалы, размеры фиделя и ребеккакаа и резкий звук пашета.


    Аристократам она казалась простоватой, если не сказать вульгарной. Она звучала в среде простых горожан, ремесленников и крестьян. Но начиная с 17 века скрипка стала соперничать с виолой. И в конечном итоге в 18 веке, когда в городах Европы у молодой буржуазии стали популярны концерты в больших залах, скрипка полностью и бесповоротно вытеснила из европейской культуры салонную виолу. Презренная простушка завоёвывает аристократический мир…


    Великие мастера Страдивари, Гварнери, Амати, которые создали классическую конструкцию скрипки и прямой смычок, с жёстким креплением волоса, который держат ладонью вниз, что дало невиданную свободу виртуозности. Они умножили силу и полётность её звука, но убрали его резковатость, скрипучесть (не зря славяне назвали её скрипкой), превратив его в идеал неземной, волшебной красоты. Это и гениальные композиторы - скрипачи Корелли и Вивальди, написавшие для скрипки прекрасную нестареющую музыку, с каждым веком становящуюся всё прекрасней и современней. Последним, кто поставил в этой истории точку, вернее, большой восклицательный знак, был великий Паганини. Антонио ВИВАЛЬДИ Николо Паганини Скрипка Амати Арканджело Корелли


    Анто́нио Страдива́ри или Страдива́риус (итал. Antonio Stradivari; декабря 1737) знаменитый мастер струнных инструментов, ученик Амати. Сохранилось около 650 инструментов его работы.


    Легендарное звучание скрипок германского мастера вызвано обработкой дерева против жучков. Клен, который использовали знаменитые мастера XVIII века, вероятно, для сохранности дерева, что и повлияло на теплоту и силу звука легендарных инструментов. Лак тоже имеет немалое значение. «Сложность химического процесса и тонкий помол минерального порошка, который содержится в лаковом покрытии, заставляют предполагать, что местные химики или аптекари были мастерами своего дела. Возможно, я святотатствую, но, по моему мнению, у Страдивари не было собственной формулы, и все вещества и способ изготовления лака он заимствовал у местного аптекаря», - говорит Нагивари.


    Уходя к истокам создания первых скрипок, хочется отметить, что современное производство смычковых струнных инструментов не идет ни в какое сравнение с тем, как мастер «рожал» свою каждую скрипку еще в начале 16-го века. Самое интересное, что каждая скрипка имела свой «голос» и была уникальным творением рук человеческих. Сегодня купить скрипку такого уровня можно лишь на аукционе или выкупить из частной коллекции

  • Загрузка...