crimea-fun.ru

Сочинение на тему: Эгоизм и равнодушие Печорина, другие черты характера героя (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

“Герой нашего времени” – история одной многогранной души. Это реалистический роман, в котором Михаил Юрьевич Лермонтов представляет жизнь типичного представителя общественности 30-х гг. XIX века. В образе главного героя, дворянина Печорина, сочетаются довольно разносторонние черты характера – любознательность, ум, сила воли, смелость и одновременно эгоизм, черствость, равнодушие, цинизм. Сосуществование в одной душе таких противоречивых качеств и описал в своем социально-психологическом романе М. Ю. Лермонтов.

На первый взгляд,

Молодой офицер Григорий Александрович Печорин предстает перед нами как абсолютно безнравственный человек. Уже в начале романа писатель характеризует героя из уст нескольких второстепенных персонажей, но понять всю глубину его характера удается лишь по мере развития событий. Благодаря монологам героя, в которых тот исповедывается перед самим собой, становится понятно, что душа Печорина намного глубже и сложнее, чем кажется. Автор дает читателю понять, что человека николаевской эпохи не стоит судить только лишь за его поступки. Писатель непрестанно напоминает о незаурядности героя, не давая читателю сформировать какое-то однозначное мнение о нем.

Светская жизнь в обществе тогдашней интеллигенции оказала сильное влияние на Печорина, пресытив и разбаловав его. Печорин оказался невостребованным в обществе, где главной целью в жизни считались развлечения. После подавления восстания декабристов в жизни российского общества действительно настала эпоха опустошенности. Любые смелые и новые идеи преследовались, общественная деятельность не поощрялась, попытки изменить что-либо строго пресекались, поэтому людям только и оставалось, что бездействовать. Но не всех устраивала бесцельная жизнь, проводимая в пороках. В образе Печорина писатель объединил и отобразил настроения образованных дворян того времени. Печорин получил достойное образование, воспитывался в кругах знати, у него был значительный потенциал, а значит, он мог бы сделать многое для общества. Но он ничего достойного не совершил. Всю свою энергию и жизненную силу, которая кипела в нем, Печорин потратил на достижение никому не нужных и бесполезных целей. Более того, поступки персонажа принесли много боли окружающим людям. Несмотря на эгоистичное поведение Григория, в душе он страдает. Для счастья ему нужно было обрести смысл жизни, который так сложно было найти в период застоя, ведь талантливые люди не были нужны описываемой эпохе.

Печорин мог бы служить обществу и творить, но обстоятельства сковывают ему руки, и он не находит своего места в жизни, ощущая себя лишним в ней. В результате мы получаем скрытного, озлобленного человека, который вызывает чувство сожаления. Стоит отметить, что писатель намекает на способность героя к искреннему сопереживанию, к бескорыстным отношениям. Через взаимоотношения с другими людьми автор раскрывает новые грани характера героя, обнажая трагические противоречия между потенциальными способностями Печорина и его поведением. Безысходность сделала Печорина эгоистом, но не его вина в том, что он оказался человеком не своей эпохи.

(2 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч – два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии. Максим...
  2. “Герой нашего времени” – первый реалистический социально-психо­логический роман в русской литературе, в котором внимание автора со­средоточено на раскрытии внутреннего мира...

«Самолюбие - это соль жизни», - утверждает Гончаров в своем романе «Обломов». Действительно, это чувство, которое очень часто путают с себялюбием, много значит для человека, для его судьбы. Чаще всего, для того, чтобы изменить свою жизнь, нам необходимы какие-то сильные эмоции, взрыв чувств, ураган. Но ведь и для повседневной жизни, для того, чтобы не потеряться в ее беспросветной серости, в лабиринтах ее однообразности, люди нуждаются в постоянном движении, в соревновании. И именно самолюбие подталкивает нас, заставляет постоянно меняться, незаметно, но достаточно ощутимо в сравнении с прошлым. Самолюбие не позволяет человеку превратиться в безвольное существо, которому ни до чего нет дела. Самолюбие, безусловно, помогает человеку в достижении цели, в самосовершенствовании.

Но, к сожалению, часто случается так, что человек, какими бы благородными ни были его намерения, из самолюбия забывает о ближних. И тогда такое важное и порой необходимое чувство тратиться лишь на мелкие пошлости жизни, на ничего не стоящие глупости, да мало ли еще способов рассыпать соль. Но и не это самое страшное. Гораздо хуже, когда ко всему прочему прибавляется эгоизм. Именно это низкое, отвратительное чувство является следствием себялюбия, растраченного самолюбия.

«Если ты ее не любишь, то зачем же ее преследовать, тревожить, волновать ее воображение?.. О, я тебя хорошо знаю!» - говорит княжна Вера Печорину в повести М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Она действительно прекрасно знала этого человека, до крайности эгоистичного, самовлюбленного и себялюбивого. И она вновь доказывает это в своем прощальном письме: «Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразно».

Печорин не может любить, это человек, все действия которого направлены лишь на удовлетворение собственных потребностей. Никто не поспорит с тем, что он личность необыкновенная и сильная. Но нужна ли эта сила, когда она лишь для себя и ни кому дарить ее он не желает?

«В твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так истинно привлекательно», - продолжает изобличать своего возлюбленного княжна. Да, слова эти из ее уст равносильны признанию в любви, но от этого не теряют они своей правдивости. Человек, в ком столько противоречий, ненависти к окружающим, не может быть великодушным, хотя бы потому что у него нет времени думать о ком-то, кроме себя. Такие люди и любить-то не умеют, потому что, любовь - это, прежде всего, самопожертвование, которое возможно лишь при великодушии.

Жизнь его сосредоточена на себе самом, на анализе собственных поступков и самосовершенствовании. Нередко Печорин наблюдает и за другими людьми. Но делая выводы из своих «опытов», этот человек лишь каждый раз убеждает себя, что мало на земле людей достойных. Он не утруждает себя вопросами нравственности. Зачем? Ведь все можно подчинить все разуму и подробному анализу.«Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно… если можете… Прощайте…» –пишет доктор Вернер в последней своей записке Печорину после убийства Грушницкого. А «героя» нисколько не беспокоит тот факт, что он лишил человека жизни. По крайней мере, на страницах дневника это не находит отражения. Эгоизм его простирается настолько, что, боясь, побеспокоить свою совесть, он вполне спокойно закрывает глаза на свой грех. Без сомнений грех, пусть даже это и была дуэль.

Описывая встречу Печорина и Максима Максимыча, Лермонтов не только показывает нам сущность его «героя», но также и то, на что эгоизм этот способен: «Он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку. Штабс-капитан на минуту остолбенел, но потом жадно схватил его руку обеими руками: он еще не мог говорить».

«Мы простились довольно сухо. Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном! И отчего? Оттого, что Печорин в рассеянности или от другой причины протянул ему руку, когда тот хотел кинуться ему на шею… Поневоле сердце очерствеет и душа закроется».

А ведь при встрече со старым другом необходимо было не столько великодушие, сколько человеческая любовь и понимание, тепло души. Нет, Печорин не способен на такие чувства. Его эгоизм убил в нем все это.

«Герой нашего времени» - это повесть о крайне эгоистичном человеке, не способном на нечто человеческое. Печорин изучает людей, словно подопытных животных. И смеется над их слабостями, не понимая, что они-то и есть их главное оружие.

«Я давно уж живу не сердцем, а головою, Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия - пишет Печорин в своем дневника. И возможно, в этом и заключается причина его жесткости и неумения любить и сострадать людям. Человек, не испытывающий элементарного сочувствия к самому себе, не может быть великодушным к другим, потому что себя нисколько не жалеет.

«А право, жаль, что он дурно кончит… да и нельзя иначе!..» пророчествует Максим Максимыч. Действительно, эгоизм Печорина не оставляет ему надежды ни на понимание других людей, ни на снисхождение судьбы к его грехам. Он другим не прощал великодушно, ему также не простят.

    Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является итоговым произведением творчества писателя. В нем нашли отражения проблемы, глубоко волновавшие автора, а также его современников. Их спектр крайне широк, это обстоятельство определило глубокую и...

    В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму - все живое, малейшие проявления свободомыслия...

    И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Эти лермонтовские строки как нельзя лучше характеризуют «героя своего времени» - Печорина. В...

    Приходило ли вам в голову, анализируя характер и поступки Григория Александровича Печорина, героя своего времени, взглянуть на женские образы романа не как на фон, делающий образ главного героя ярче и полнее, а как на самостоятельное явление, на героинь...

Когда был написан роман?

Роман был написан в 1839-1840 гг. События совершаются во времена завоевания Кавказа.

Где происходили события романа «Герой нашего времени»?

Приключения Печорина происходят в таких городах, как: Пятигорск, Тамань, Кисловодск, в крепости N на Кавказе и в казачьей станице.

Каким хочет показать Печорина Лермонтов?

Лермонтов представляет читателям Печорина как человека, наделенного большим количеством негативных качеств, как аморального и безнравственного человека.

Как представлен образ Печорина?

Печорин представляется как человек «лишний» в обществе. В те годы он не может найти себе место, куда можно было бы направить свои силы и умения, а потому, он обречен на одиночество.

Какой был характер у Печорина?

У Печорина сердце жило в разлад с разумом. С одной стороны – он скептик, который живет постигая собственное любопытство, однако с другой стороны – он безудержный романтик, который все же втайне надеется на то, что искренние чувства имеют место быть в его жизни.

В кого втайне влюблен Печорин?

Он втайне влюблен в женщину по имени Веру.

Как можно назвать Печорина?

Его можно назвать – игрок чужими судьбами. Он мешает жизни контрабандистам, меняет Бэлу на коня (но когда он ее добился, тот час забывает и старается вычеркнуть из своей жизни), ухаживает за Мэри (однако, так же, как только дело начинает идти к женитьбе – сразу сбегает).

Зачем Печорин рискует своей жизнью?

Печорин любит получать адреналин и бросать вызов своей судьбе. Он рисковал жизнью много раз и каждый раз вряд ли можно назвать этот риск оправданным. Сперва он ловит пьяного казака, который убил Вулича и данная ситуация начинает угрожать уже его собственной жизни. После этого, он идет на свидание с контрабандисткой, которая пыталась его убить. Далее он участвует в дуэли с Грушницким.

Можно ли назвать Печорина счастливым?

Григорий Печорин на самом деле далеко несчастный человек, это он подчеркнул так:

«…у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причина несчастья других – то я и сам несчастлив…»

Считает ли Вера Печорина несчастным человеком?

Да. Вера считала, что Печорин слишком часто убеждает себя в том, что он счастлив и этим обманывал сам себя.

Можно ли назвать Печорина эгоистом?

Да, безусловно он эгоист. Печорин не умеет жертвовать ничем ради других людей. Подтверждением этого – его поступки. Печорин слишком часто оставлял неисправимый след в судьбах других только ради своей забавы.

Почему Печорин считает себя нравственным инвалидом?

Печорин сам подчеркивает то, что постоянное нахождение в обществе заставляет его скрывать свои истинные чувства и эмоции и научило его лицемерию и притворству. Иногда даже Григорий не мог понять, что он на самом деле хочет от жизни и как истинно относится к людям, он просто перестал искренне испытывать чувства.

Были ли друзья у Печорина?

У Печорина нет друзей. Он считал, что дружба – это на самом деле форма скрытого рабства. Печорину легче было считать, что дружбу можно заменить лакеями и деньгами.

Какие отношения у Печорина и Грушницкого?

Печорин его презирает за лживость, слабость и подлость. Хотя на публике они играли роли приятелей.

Какие отношения у Печорина и доктора Вернера?

Печорин считает доктора равным себе по нравственному и умственному развитию, поэтому он уважает Вернера.

Как относится Печорин к Вуличу?

Печорин называет Вулича «особенным существом» только лишь из-за его загадочного внешнего вида, который отличается от других:

«…вся его внешность будто согласовывалась для того, чтобы придать ему вид существа особенного, не способного делиться мыслями и рассуждениями с теми, которых судьба дала ему в товарищи…»

Какая причина гибели Печорина?

Поскольку нарушен порядок глав в романе, то о смерти Печорина читатели узнают уже в середине романа. Причину смерти автор не указывает, подчеркивается лишь то, что он умирает по дороге из Персии в Россию.

Михаил Юрьевич Лермонтов не думал о своем герое как об образце для подражания.

Он подчеркивал, что Печорина - собирательный образ, а не конкретный человек.

Это определенный тип, отразивший характерные особенности молодого поколения начала позапрошлого столетия.

Каким видит Печорина читатель?

В «Герое нашего времени» представлен молодой мужчина, испытывающий душевные муки из-за неприкаянности, в глубоком одиночестве ищущий смысл собственного существования и свое предназначение. Печорин не желает выбирать проторенные тропы, свойственные молодежи высшего света.

Он офицер, который служит, а не пытается выслужиться. Не музицирует, не интересуется философскими учениями, не изучает военное искусство. При этом, читателю очевидно, что он хорошо образован, не лишен талантов, энергичен и смел.

Печорин наделен такими отрицательными качествами, как эгоизм, равнодушие к окружающим людям, неспособность искренне любить и дружить. При этом он по своему привлекателен: в нем кипит жизнь, герой жаждет ее, стремится к лучшему, объективно, даже с долей здоровой самокритики, оценивает самого себя. Но его действия мелки и ничтожны, он приносит страдания всем окружающим, что не вызывает симпатий читателя, но и сам герой мучается от этих недостатков. Он крайне противоречивая личность.

Печорин умеет быть закрытым и честолюбивым, долго помнит причиненное зло. Утверждает, что стал нравственным калекой. Не только пушкинского Онегина, но и лермонтовского персонажа можно смело назвать «эгоистом поневоле» (В. Г. Белинский).

Противоречивость характера главного героя

Печорин непрестанно ощущает свою раздвоенность. В социальной и политической ситуации, сложившейся первой половине XIX столетия, он не может реализовать себя. Тратит свою жизнь на бессмысленные приключения, отправляется на Кавказ, испытывая судьбу участием в войне, совершает попытки забыть о своих бедах рядом с красивыми женщинами. Но все, что он делает, не приносит результата, становясь лишь способом отвлечься от проблем.

За ним неотрывно следует хандра и понимание, что такая жизнь не стоит ничего. В течение всего повествования Печорин рассматривает страдания и трагедии окружающих как возможность поддержать собственные душевные силы, только это позволяет ему на время забыть о непрестанной тоске, заполнить пустоту бессмысленной жизни. При этом, главный герой произведения - богато одаренная личность.

У Печорина аналитический склад ума, он абсолютно верно оценивает людей, их действия и мотивы; он умеет критически оценивать не только свое окружение, но и себя. Его дневниковые записи - настоящее саморазоблачение.

Печорин способен на сильные чувства (например, после смерти Белы или во время встречи с Верой), скрывает глубокие эмоциональные потрясения под личиной равнодушия и черствости, которую носит как защиту. Он способен действовать, будучи волевым человеком, но его решения и поступки приносят лишь разрушения.

Сходство Печорина с героем поэмы «Демон»

Разрушительный характер поступков Печорина делает его похожим на героя поэмы «Демон», также написанной Лермонтовым. Даже в его внешности видится нечто демоническое и таинственное.

Печорин предстает как истинный разрушитель, который играет с судьбами окружающих людей: смерть красавицы-черкешенки Белы, разочарование Максима Максимовича, боль Мэри и Веры, трагическая гибель Грушницкого и офицера Вулича, даже контрабандисты по его вине оставляют свой дом.

В. Г. Белинский полагал, что у героя «переходное состояние духа», когда старое уже полностью потеряно, а новое не появилось. Человек обладает только вероятностью получить нечто подлинное в отдаленном будущем.

М. Ю. Лермонтов начал работу над своим произведением еще в 1838 году. Два года спустя вышла первая публикация романа, в котором он уже не фантазировал о том, что такое жизнь, и какая она. Михаил Лермонтов описал ее такой, какой увидел в реальности.

Каждая повесть романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» самостоятельна, опирается на определенную литературную традицию, однако, объединенные авторским замыслом, повести стали единым целым - исследованием духовного мира современного героя, личность и судьба которого цементирует все повествование.
Роман «Герой нашего времени» создавался Михаилом Юрьевичем Лермонтовым с 1837 по 1840 год. Трагические 30-е годы XIX века - время жесточайшей реакции. Судьбу поколения 30-х годов и отразил Лермонтов в своем романе.
Реалистически изобразив своего героя со всеми его противоречиями и «пороками», писатель в то же время отметил в нем и те задатки подлинно героической личности, которые позволяют говорить о романтико-реалистическом воплощении в этом образе идеалов, вынашивавшихся поэтом со времен его романтической юности до конца жизни. В основу психологического портрета своего героя Лермонтов положил «теорию страстей» Фурье, согласно которой не нашедшие выхода в положительном деле душевные силы искажают в целом хорошую природу человека, его характер. Именно из понимания противоречий между потребностями внутреннего мира и императивами мира внешнего возникли такие определения Печорина, как «эгоист поневоле», «романтик поневоле».
В начале романа о Печорине рассказывают два героя: молодой офицер и Максим Максимыч (повести «Бэла», «Максим Максимыч»), Но ни тот, ни другой не в состоянии понять Печорина. Поэтому характер его раскрывается полностью лишь в процессе самоанализа, в монологе-исповеди (повести «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист»), Первой в «Журнале Печорина» является повесть «Тамань». Здесь уже намечены основные мотивы: стремление героя к активным действиям, любопытство, толкающее его ставить «эксперименты» над собой и окружающими, вмешиваться в чужие дела, его безрассудная храбрость и романтическое мироощущение.
Лермонтовский герой стремится понять, что движет людьми, выявить мотивы их поступков, постичь их психологию. В повести «Княжна Мери» автор представляет почти ежедневный отчет о жизни главного героя. Причем он почти не пишет о событиях в стране, о Пятигорске, его прежде всего волнуют мысли, чувства, поступки. В этой повести герой показан в типичной для него дворянской среде, представители которой вызывают его насмешку, иронию, презрение. Печорин превосходно понимает лживость и лицемерие «водяного общества» и высшего света, он видит, что жизнь здесь - это или пошлая комедия, или дешевая драма, где все участники играют какие-то роли. На фоне этого общества особенно выделяются ум и искренность Печорина, его образованность, богатство духовного мира. Стремление к чему-то светлому живет в душе его, видимо порождая в нем такую привлекательную особенность, как любовь к природе.
Спокойное созерцание красоты и гармонии природы приносит ему ощущение счастья, но Печорин - натура активная, и он не может удовольствоваться этим. В стремлении к «бурям и битвам» чувствуется желание независимости и свободы, неумение довольствоваться тем, что представляет жизнь герою. Как бы ни был счастлив герой в общении с природой, ему необходимо участие в жизни общества. Во взаимоотношениях с разными людьми раскрываются все новые и новые грани характера Печорина, все глубже обнажается трагическое противоречие между внутренними возможностями героя и его поведением. Холодность, душевная опустошенность, эгоизм, равнодушие к людям - все эти черты несомненны в Печорине.
И все-таки нельзя не заметить, что он способен к искреннему сочувствию, к бескорыстной любви. (Душа Печорина - «не каменистая пустыня».) Герой устал от одиночества, но признается в этом только самому себе, да и то редко. Он не знает цели, но чувствует, что родился не для того, чтобы скучать в жизни. Он сожалеет, что не угадал своего назначения и «утратил навеки пыл благородных стремлений». «Силы необъятные» не находят настоящего применения, и человек мельчает. Сознание несоответствия своих поступков подлинному характеру ведет к раздвоению личности. В душе Печорина давно живут два человека: один действует, а другой судит его поступки. Герой уже не может полно ощутить радость и счастье, потому что сделал из себя постоянный объект для наблюдения. Такой постоянный самоанализ мешает ему отдаться целиком не только чувству, но и действию, хотя в характере его одним из ведущих качеств является активность. Не получив настоящего развития, это качество постепенно угасло, и Печорин, в ком так сильна была жажда действия и борьбы, едет в Персию с надеждой умереть «где-нибудь по дороге».
Рассказывая «историю души человеческой», Лермонтов с исключительной глубиной и проникновенностью сумел донести до сознания и сердца читателя трагедию духовной ее опустошенности, которая завершается бессмысленной смертью.

Загрузка...