crimea-fun.ru

Руководитель балетной труппы большого. Балет большого театра вместо филина возглавил главный балетмейстер ла скала

Опубликовано 26.10.15 15:50

В Большой театр пришел «жесткий» руководитель балета, который должен привнести "академизм и традиции классического танца".

Балет Большого театра возглавил главный балетмейстер Ла Скала. Махар Вазиев уже подписал договор и приступит к работе 18 марта 2016 года, то есть на следующий день после истечения срока контракта Сергея Филина, сообщил РСН гендиректор ГАБТ Владимир Урин.

Вазиев 13 лет руководил балетной труппой Мариинского театра. С 2009 года он работает директором балета оперного театра «Ла Скала» в Милане. Ради работы в Большом хореограф досрочно оставит должность в легендарном итальянском театре.

"Думаю, что не только в балетном, но и во инткббээ всем театральном мире представлять Махара Вазиева не нужно, - сказал ТАСС гендиректор ГАБТа. - Выпускник Вагановского училища, солист Мариинского театра, затем в течение тринадцати лет возглавлявший балетную труппу Мариинки и семь лет - балетную труппу Ла Скала".

По мнению Урина, "это были замечательные годы Мариинского театра, ознаменовавшиеся появлением выдающихся исполнителей, новых хореографов".

Гендиректор добавил, что "театр практически каждый год бывал в Москве, и любители балета имели возможность оценить качество той труппы, которой руководил Махар Вазиев". "Да и Ла Скала приезжал на гастроли в Москву, и мы могли видеть, сколько сил надо было приложить, чтобы поднять эту труппу на соответствующий профессиональный уровень", - отметил Урин.

"Я очень надеюсь, что нам предстоит совместная живая, интересная, творческая работа, - сказал гендиректор ГАБТа. - Вазиев будет приезжать при первой же возможности, и мы будем обсуждать с ним планы на ближайшие сезоны, решать организационные и творческие вопросы. Надеюсь, что все будет нормально. Мы согласовали все условия контакта, который уже подписан".

Урин подтвердил, что сделал предложение Филину остаться в Большом театре. "Предложение сделали, ведем переговоры о том, что бы это могло быть, - пояснил он. - До окончания контакта мы еще раз все обсудим, если мое предложение устроит Сергея - он останется в театре".

Махару Вазиеву 54 года. Он - советский и российский артист балета, балетмейстер и хореограф, заслуженный артист России. Вазиев - выпускник Вагановского училища, солист Мариинского театра, затем в течение тринадцати лет возглавлявший балетную труппу Мариинки и семь лет - балетную труппу Ла Скала.

«Известия» спросили у экс-худруков балета Большого театра, а также ведущих педагогов-репетиторов, чего они ожидают от работы с Махаром Вазиевым.

Махар Вазиев прошел хорошую школу Мариинского театра. Когда он начал руководить балетом Мариинки, он продолжал танцевать: Махар изнутри знает все тяготы балетной жизни. Под его руководством вышли в свет Анастасия Волочкова, Диана Вишнева, Ульяна Лопаткина — это уже говорит о том, что он хороший руководитель, напомнил экс-худрук балета Большого театра (1995-1997), народный артист СССР, худрук Московского областного государственного театра «Русский балет» Вячеслав Гордеев.

"Я сторонник того, чтобы в Большом театре руководили люди, которые работали именно в Большом театре. Все-таки Большой и Мариинский театр имеют разные школы: всегда была определенная конкуренция между Петербургом и Москвой. Но, принимая во внимание опыт Махара Вазиева, выбор в данной ситуации сделан правильно. Махар привнесет в Большой театр академизм и традиции классического танца", - заявил он.

Экс-худрук балета Большого театра (2009-2011), заслуженный артист России, солист балета, педагог и хореограф Юрий Бурлака уверен, что Махар Вазиев — профессионал с большим опытом и требовательный руководитель. "Я убежден, что Махар Хасанович будет поддерживать в Большом театре русские традиции, наши сюжетные спектакли. При нем на сцену Мариинского театра попадали лучшие западные спектакли. Уверен, этот процесс соединения русской классики и лучших спектаклей мирового репертуара продолжится и в Большом театре", - подчеркнул он.

БОЛЬШО́Й ТЕА́ТР России государственный академический (ГАБТ), один из старейших театров страны (Москва). С 1919 академический. История Большого театра восходит к 1776, когда князь П. В. Урусов получил правительственную привилегию «быть содержателем всех театральных в Москве представлений» с обязательством построить каменный театр, «чтобы городу он мог служить украшением, и сверх того, дом для публичных маскарадов, комедий и опер комических». В том же году Урусов привлёк к участию в расходах выходца из Англии М. Медокса. Спектакли шли в Оперном доме на Знаменке, находившемся во владении графа Р. И. Воронцова (в летнее время – в «воксале» во владении графа А. С. Строганова «под Андрониковым монастырём»). Оперные, балетные и драматические спектакли осуществлялись силами актёров и музыкантов, вышедших из театральной труппы Московского университета, крепостных трупп Н. С. Титова и П. В. Урусова.

После того, как в 1780 Оперный дом сгорел, в том же году на улице Петровке за 5 мес возведено театральное здание в стиле екатерининского классицизма – Петровский театр (архитектор Х. Розберг; см. Медокса театр ). С 1789 он находился в ведении Опекунского совета. В 1805 здание Петровского театра сгорело. В 1806 труппа перешла в ведение Дирекции московских императорских театров, продолжала выступать в разных помещениях. В 1816 принят проект перестройки Театральной площади архитектора О. И. Бове ; в 1821 императором Александром I утверждён проект нового театрального здания архитектора А. А. Михайлова. Т. н. Большой Петровский театр в стиле ампир построен Бове по этому проекту (с некоторыми изменениями и с использованием фундамента Петровского театра); открыт в 1825. В прямоугольный объём здания был вписан подковообразный зрительный зал, сценическое помещение по площади равнялось залу и имело большие кулуары. Главный фасад был акцентирован монументальным 8-колонным ионическим портиком с треугольным фронтоном, увенчанным скульптурной алебастровой группой «Квадрига Аполлона» (размещена на фоне полуциркульной ниши). Сооружение стало главной композиционной доминантой ансамбля Театральной площади.

После пожара 1853 Большой театр восстанавливался по проекту архитектора А. К. Кавоса (с заменой скульптурной группы работой в бронзе П. К. Клодта ), строительство завершено в 1856. Реконструкция значительно изменила его внешний облик, но сохранила планировку; архитектура Большого театра приобрела черты эклектизма . В таком виде он сохранился до 2005, за исключением небольших внутренних и внешних перестроек (зрительный зал вмещает св. 2000 чел.). В 1924–59 работал филиал Большого театра (в помещении бывшей Оперы С. И. Зимина на Большой Дмитровке). В 1920 в бывшем императорском фойе театра открылся концертный зал – т. н. Бетховенский (в 2012 ему возвращено историческое название «Императорское фойе»). В годы Великой Отечественной войны часть коллектива Большого театра находилась в эвакуации в Куйбышеве (1941–43), часть давала спектакли в помещении филиала. В 1961–89 некоторые спектакли Большого театра проходили на сцене Кремлёвского дворца съездов. Во время реконструкции основного здания театра (2005–11) спектакли шли только на Новой сцене в специально построенном здании (по проекту архитектора А. В. Маслова; функционирует с 2002). Основная (т. н. Историческая) сцена Большого театра открыта в 2011, с этого времени спектакли идут на двух сценах. В 2012 начались концерты в новом Бетховенском зале.

Значительную роль в истории Большого театра сыграла деятельность директоров императорских театров – И. А. Всеволожского (1881–99), князя С. М. Волконского (1899–1901), В. А. Теляковского (1901–17). В 1882 проведена реорганизация императорских театров, в Большом театре появились должности главного дирижёра (капельмейстера; им стал И. К. Альтани , 1882–1906), главного режиссёра (А. И. Барцал , 1882–1903) и главного хормейстера (У. И. Авранек , 1882–1929). Оформление спектаклей усложнялось и постепенно выходило за рамки простого украшения сцены; в качестве главного машиниста и декоратора прославился К. Ф. Вальц (1861–1910).

В дальнейшем музыкальными руководителями были: главные дирижёры – В. И. Сук (1906–33), А. Ф. Арендс (главный дирижёр балета, 1900–24), С. А. Самосуд (1936–43), А. М. Пазовский (1943–48), Н. С. Голованов (1948–53), А. Ш. Мелик-Пашаев (1953–63), Е. Ф. Светланов (1963–65), Г. Н. Рождественский (1965–70), Ю. И. Симонов (1970–85), А. Н. Лазарев (1987–95), художественный руководитель оркестра П. Феранец (1995–98), музыкальный руководитель Большого театра , художественный руководитель оркестра М. Ф. Эрмлер (1998–2000), художественный руководитель Г. Н. Рождественский (2000–01), музыкальный руководитель и главный дирижёр А. А. Ведерников (2001–09), музыкальный руководитель Л. А. Десятников (2009–10), музыкальные руководители и главные дирижёры – В. С. Синайский (2010–13), Т. Т. Сохиев (с 2014).

Главные режиссёры: В. А. Лосский (1920–28), Н. В. Смолич (1930–36), Б. А. Мордвинов (1936–40), Л. В. Баратов (1944–49), И. М. Туманов (1964–70), Б. А. Покровский (1952, 1955 – 63, 1970–82); руководитель режиссёрской группы Г. П. Ансимов (1995–2000).

Главные хормейстеры: В. П. Степанов (1926–36), М. А. Купер (1936–44), М. Г. Шорин (1944–58), А. В. Рыбнов (1958–88), С. М. Лыков (1988–95; в 1995–2003 художественный руководитель хора), В. В. Борисов (с 2003).

Главные художники: М. И. Курилко (1925–27), Ф. Ф. Федоровский (1927–29, 1947–53), В. В. Дмитриев (1930–41), П. В. Вильямс (1941–47), В. Ф. Рындин (1953–70), Н. Н. Золотарёв (1971–88), В. Я. Левенталь (1988–95), С. М. Бархин (1995–2000; также художественный руководитель, сценограф); руководитель службы художников – А. Ю. Пикалова (с 2000).

Художественный руководитель театра в 1995–2000 – В. В. Васильев . Генеральные директора – А. Г. Иксанов (2000– 13), В. Г. Урин (с 2013).

Художественные руководители оперной труппы: Б. А. Руденко (1995–99), В. П. Андропов (2000–02), М. Ф. Касрашвили (в 2002–14 возглавляла творческие коллективы оперной труппы ), Л. В. Таликова (с 2014, заведующая оперной труппой).

Опера в Большом театре

В 1779 на сцене Оперного дома на Знаменке появилась одна из первых русских опер «Мельник – колдун, обманщик и сват» (текст А. О. Аблесимова, музыка М. М. Соколовского). В Петровском театре поставлены аллегорический пролог «Странники» (текст Аблесимова, музыка Е. И. Фомина), исполненный в день открытия 30.12.1780 (10.1.1781), оперные спектакли «Несчастье от кареты» (1780), «Скупой» (1782), «Санкт-Петербургский гостиный двор» (1783) В. А. Пашкевича. Влияние на развитие оперного театра оказали гастроли итальянской (1780–82) и французской (1784–1785) трупп. В труппе Петровского театра состояли актёры и певцы Е. С. Сандунова , М. С. Синявская, А. Г. Ожогин, П. А. Плавильщиков, Я. Е. Шушерин и др. Большой Петровский театр открылся 6(18).1.1825 прологом «Торжество муз» А. А. Алябьева и А. Н. Верстовского. В оперном репертуаре с этого времени всё большее место занимали произведения отечественных авторов, главным образом оперы-водевили. Св. 30 лет работа оперной труппы была связана с деятельностью А. Н. Верстовского – инспектора Дирекции императорских театров и композитора, автора опер «Пан Твардовский» (1828), «Вадим, или Пробуждение 12 спящих дев» (1832), «Аскольдова могила» (1835), «Тоска по родине» (1839). В 1840-х гг. поставлены русские классические оперы «Жизнь за царя» (1842) и «Руслан и Людмила» (1846) М. И. Глинки. В 1856 вновь отстроенный Большой театр открылся оперой В. Беллини «Пуритане» в исполнении итальянской труппы. 1860-е гг. отмечены усилением западноевропейского влияния (новая Дирекция императорских театров благоволила к итальянской опере и музыкантам-иностранцам). Из отечественных опер поставлены «Юдифь» (1865) и «Рогнеда» (1868) А. Н. Серова, «Русалка» А. С. Даргомыжского (1859, 1865), с 1869 шли оперы П. И. Чайковского. Подъём русской музыкальной культуры в Большом театре связан с первой постановкой на большой оперной сцене «Евгения Онегина» (1881), а также других произведений Чайковского, опер петербургских композиторов – Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского. Одновременно ставились лучшие произведения зарубежных композиторов – В. А. Моцарта, Дж. Верди, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Р. Вагнера. Среди певцов кон. 19 – нач. 20 вв.: М. Г. Гукова, Е. П. Кадмина, Н. В. Салина , А. И. Барцал, И. В. Грызунов, В. Р. Петров , П. А. Хохлов. Этапной для театра стала дирижёрская деятельность С. В. Рахманинова (1904–06). Расцвет Большого театра в 1901–17 во многом связан с именами Ф. И. Шаляпина , Л. В. Собинова и А. В. Неждановой , К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко , К. А. Коровина и А. Я. Головина .

В 1906–33 фактическим главой Большого театра был В. И. Сук, продолживший работу над русской и зарубежной оперной классикой совместно с режиссёрами В. А. Лосским («Аида» Дж. Верди, 1922; «Лоэнгрин» Р. Вагнера, 1923; «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, 1927) и Л. В. Баратовым, художником Ф. Ф. Федоровским. В 1920–30-е гг. спектаклями дирижировали Н. С. Голованов, А. Ш. Мелик-Пашаев, А. М. Пазовский, С. А. Самосуд, Б. Э. Хайкин , на сцене пели В. В. Барсова , К. Г. Держинская , Е. Д. Кругликова, М. П. Максакова , Н. А. Обухова , Е. А. Степанова, А. И. Батурин, И. С. Козловский , С. Я. Лемешев , М. Д. Михайлов , П. М. Норцов, А. С. Пирогов. Состоялись премьеры советских опер: «Декабристы» В. А. Золотарёва (1925), «Сын солнца» С. Н. Василенко и «Тупейный художник» И. П. Шишова (обе 1929), «Алмаст» А. А. Спендиарова (1930); в 1935 поставлена опера «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича. В кон. 1940 поставлена «Валькирия» Вагнера (режиссёр С. М. Эйзенштейн ). Последняя предвоенная постановка – «Хованщина» Мусоргского (13.2.1941). В 1918–22 в Большом театре функционировала Оперная студия под руководством К. С. Станиславского .

В сентябре 1943 Большой театр открыл сезон в Москве оперой «Иван Сусанин» М. И. Глинки. В 1940–50-е гг. ставился русский и европейский классический репертуар, а также оперы композиторов стран Восточной Европы – Б. Сметаны, С. Монюшко, Л. Яначека, Ф. Эркеля. С 1943 с театром связано имя режиссёра Б. А. Покровского, более 50 лет определявшего художественный уровень оперных спектаклей; эталонными считаются его постановки опер «Война и мир» (1959), «Семён Котко» (1970) и «Игрок» (1974) С. С. Прокофьева, «Руслан и Людмила» Глинки (1972), «Отелло» Дж. Верди (1978). В целом для оперного репертуара 1970-х – нач. 1980-х гг. характерно стилевое многообразие: от опер 18 в. («Юлий Цезарь» Г. Ф. Генделя, 1979; «Ифигения в Авлиде» К. В. Глюка, 1983), оперной классики 19 в. («Золото Рейна» Р. Вагнера, 1979) до советской оперы («Мёртвые души» Р. К. Щедрина, 1977; «Обручение в монастыре» Прокофьева, 1982). В лучших спектаклях 1950–70-х гг. пели И. К. Архипова , Г. П. Вишневская , М. Ф. Касрашвили, Т. А. Милашкина , Е. В. Образцова , Б. А. Руденко, Т. И. Синявская , В. А. Атлантов , А. А. Ведерников , А. Ф. Кривченя , С. Я. Лемешев, П. Г. Лисициан , Ю. А. Мазурок , Е. Е. Нестеренко , А. П. Огнивцев , И. И. Петров , М. О. Рейзен , З. Л. Соткилава , А. А. Эйзен , дирижировали Е. Ф. Светланов, Г. Н. Рождественский, К. А. Симеонов и др. С исключением должности главного режиссёра (1982) и уходом из театра Ю. И. Симонова начался период нестабильности; до 1988 осуществлено всего несколько оперных постановок: «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (режиссёр Р. И. Тихомиров) и «Сказка о царе Салтане» (режиссёр Г. П. Ансимов) Н. А. Римского-Корсакова, «Вертер» Ж. Массне (режиссёр Е. В. Образцова), «Мазепа» П. И. Чайковского (режиссёр С. Ф. Бондарчук ).

С кон. 1980-х гг. оперную репертуарную политику определяла ориентация на редко исполняемые произведения: «Прекрасная мельничиха» Дж. Паизиелло (1986, дирижёр В. Е. Вайс, режиссёр Г. М. Геловани), оперы Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» (1988, дирижёр Е. Ф. Светланов, режиссёр Г. П. Ансимов), «Млада» (1988, впервые на этой сцене; дирижёр А. Н. Лазарев, режиссёр Б. А. Покровский), «Ночь перед Рождеством» (1990, дирижёр Лазарев, режиссёр А. Б. Титель ), «Орлеанская дева» Чайковского (1990, впервые на этой сцене; дирижёр Лазарев, режиссёр Покровский), «Алеко» и «Скупой рыцарь» С. В. Рахманинова (обе 1994, дирижёр Лазарев, режиссёр Н. И. Кузнецов). Среди постановок – опера «Князь Игорь» А. П. Бородина (редакция Е. М. Левашёва; 1992, совместная постановка с театром «Карло Феличе» в Генуе; дирижёр Лазарев, режиссёр Покровский). В эти годы начался массовый отъезд певцов за рубеж, что (при отсутствии должности главного режиссёра) привело к снижению качества спектаклей.

В 1995–2000 основа репертуара – русские оперы 19 в., среди постановок: «Иван Сусанин» М. И. Глинки (возобновление постановки Л. В. Баратова 1945, режиссёр В. Г. Милков), «Иоланта» П. И. Чайковского (режиссёр Г. П. Ансимов; обе 1997), «Франческа да Римини» С. В. Рахманинова (1998, дирижёр А. Н. Чистяков, режиссёр Б. А. Покровский). С 1995 зарубежные оперы в Большом театре исполняются на языке оригинала. По инициативе Б. А. Руденко состоялось концертное исполнение опер «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти (дирижёр П. Феранец) и «Норма» В. Беллини (дирижёр Чистяков; обе 1998). Среди других опер: «Хованщина» М. П. Мусоргского (1995, дирижёр М. Л. Ростропович, режиссёр Б. А. Покровский), «Игроки» Д. Д. Шостаковича (1996, концертное исполнение, впервые на этой сцене, дирижёр Чистяков), наиболее удачная постановка этих лет – «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева (1997, режиссёр П. Устинов ).

В 2001 впервые в Большом театре поставлена опера «Набукко» Дж. Верди (дирижёр М. Ф. Эрмлер, режиссёр М. С. Кисляров), под руководством Г. Н. Рождественского состоялась премьера 1-й редакции оперы «Игрок» С. С. Прокофьева (режиссёр А. Б. Титель). Основы репертуарной и кадровой политики (с 2001): антрепризный принцип работы над спектаклем, приглашение исполнителей на контрактной основе (при постепенном сокращении основной труппы), прокат зарубежных спектаклей («Сила судьбы» Дж. Верди, 2001, аренда постановки театра «Сан-Карло», Неаполь); «Адриенна Лекуврёр» Ф. Чилеа (2002, впервые на этой сцене, в сценической версии театра «Ла Скала»), «Фальстаф» Верди (2005, аренда спектакля театра «Ла Скала», режиссёр Дж. Стрелер ). Из отечественных опер поставлены «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (с участием «исторических» инструментов в оркестре, дирижёр А. А. Ведерников, режиссёр В. М. Крамер; 2003), «Огненный ангел» С. С. Прокофьева (2004, впервые в Большом театре; дирижёр Ведерников, режиссёр Ф. Замбелло).

В 2002 открыта Новая сцена, первый спектакль – «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова (дирижёр Н. Г. Алексеев, режиссёр Д. В. Белов). Среди постановок: «Похождения повесы» И. Ф. Стравинского (2003, впервые в Большом театре; дирижёр А. В. Титов, режиссёр Д. Ф. Черняков), «Летучий Голландец» Р. Вагнера в 1-й редакции (2004, совместно с Баварской государственной оперой ; дирижёр А. А. Ведерников, режиссёр П. Конвичный). Тонкое минималистское сценическое решение отличало постановку оперы «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини (2005, режиссёр и художник Р. Уилсон ). Огромный опыт дирижёрской работы над музыкой П. И. Чайковского принёс М. В. Плетнёв в постановку «Пиковой дамы» (2007, режиссёр В. В. Фокин). К постановке «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского в редакции Д. Д. Шостаковича (2007) был приглашён режиссёр А. Н. Сокуров , для которого это был первый опыт работы в оперном театре. Среди постановок этих лет – оперы «Макбет» Дж. Верди (2003, дирижёр М. Панни, режиссёр Э. Некрошюс ), «Дети Розенталя» Л. А. Десятникова (2005, мировая премьера; дирижёр Ведерников, режиссёр Некрошюс), «Евгений Онегин» Чайковского (2006, дирижёр Ведерников, режиссёр Черняков), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова (2008, совместно с театром «Лирико» г. Кальяри, Италия; дирижёр Ведерников, режиссёр Некрошюс), «Воццек» А. Берга (2009, впервые в Москве; дирижёр Т. Курентзис , режиссёр и художник Черняков).

С 2009 в Большом театре начала работать Молодёжная оперная программа, участники которой стажируются в течение 2 лет и принимают участие в спектаклях театра. С 2010 во всех постановках обязательно присутствуют зарубежные постановщики и исполнители. В 2010 поставлены оперетта «Летучая мышь» И. Штрауса (впервые на этой сцене), опера «Дон Жуан» В. А. Моцарта (совместно с Международным фестивалем в Экс-ан-Провансе, театром «Реал» в Мадриде и Канадским оперным театром в Торонто; дирижёр Курентзис, режиссёр и художник Черняков), в 2011 – опера «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова (дирижёр В. С. Синайский, режиссёр К. С. Серебренников).

Первая постановка на Основной (Исторической) сцене, открытой после реконструкции в 2011, – «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (дирижёр В. М. Юровский , режиссёр и художник Д. Ф. Черняков) – из-за шокирующего сценического решения оперы сопровождалась скандалом. В «противовес» ей в том же году возобновлена постановка «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского в редакции Н. А. Римского-Корсакова (1948, режиссёр Л.В. Баратов). В 2012 осуществлена первая в Москве постановка оперы «Кавалер розы» Р. Штрауса (дирижёр В. С. Синайский, режиссёр С. Лоулесс), первое в Большом театре сценическое исполнение оперы «Дитя и волшебство» М. Равеля (дирижёр А. А. Соловьев, режиссёр и художник Э. Макдональд), вновь поставлен «Князь Игорь» А. П. Бородина (в новой редакции П. В. Карманова, консультант В. И. Мартынов , дирижёр Синайски, режиссёр Ю . П. Любимов ), а также «Чародейка» П. И. Чайковского, «Сомнамбула» В. Беллини и др. В 2013 осуществлена постановка оперы «Дон Карлос» Дж. Верди (дирижёр Р. Тревиньо, режиссёр Э. Ноубл), в 2014 – «Царская невеста» Римского-Корсакова (дирижёр Г. Н. Рождественский, поставлена по мотивам сценографии Ф. Ф. Федоровского, 1955), «Орлеанская дева» П. И. Чайковского (концертное исполнение, дирижёр Т. Т. Сохиев), впервые в Большом театре – «История Кая и Герды» С. П. Баневича. В числе постановок последних лет – «Роделинда» Г. Ф. Генделя (2015, впервые в Москве, совместно с Английской национальной оперой ; дирижёр К. Мулдс, режиссёр Р. Джонс), «Манон Леско» Дж. Пуччини (впервые в Большом театре; дирижёр Я. Биньямини, режиссёр А. Я. Шапиро), «Билли Бадд» Б. Бриттена (впервые в Большом театре совместно с Английской национальной оперой и Немецкой оперой в Берлине ; дирижёр У. Лейси, режиссёр Д. Олден; обе 2016).

Балет Большого театра

В 1784 в труппу Петровского театра вошли ученики балетного класса, открытого в 1773 в Воспитательном доме. Первыми хореографами были итальянцы и французы (Л. Парадиз, Ф. и К. Морелли, П. Пинюччи, Дж. Соломони ). Репертуар включал их собственные постановки и перенесённые спектакли Ж. Ж. Новерра , жанровые комедийные балеты.

В развитии балетного искусства Большого театра 1-й трети 19 в. наибольшее значение имела деятельность А. П. Глушковского , возглавлявшего балетную труппу в 1812–39. Он ставил спектакли различных жанров, в т. ч. на сюжеты А. С. Пушкина («Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» Ф. Е. Шольца, 1821; «Чёрная шаль, или Наказанная неверность» на сборную музыку, 1831), а также перенёс на московскую сцену многие петербургские работы Ш. Л. Дидло . Романтизм утвердился на сцене Большого театра благодаря хореографу Ф. Гюллень-Сор , работавшей здесь в 1823–39 и перенёсшей из Парижа ряд балетов («Сильфида» Ж. Шнейцхоффера, хореография Ф. Тальони, 1837, и др.). Среди её учеников и наиболее известных исполнителей: Е. А. Санковская , Т. И. Глушковская, Д. С. Лопухина, А. И. Воронина-Иванова, И. Н. Никитин. Особое значение имели выступления в 1850 австрийской танцовщицы Ф. Эльслер , благодаря которой в репертуар вошли балеты Ж. Ж. Перро («Эсмеральда» Ч. Пуньи, и др.).

С сер. 19 в. романтические балеты стали терять своё значение, несмотря на то что в труппе сохранялись тяготевшие к ним артисты: П. П. Лебедева, О. Н. Николаева, в 1870-х гг. – А. И. Собещанская. На протяжении 1860–90-х гг. в Большом театре сменилось несколько балетмейстеров, руководивших труппой или ставивших отдельные спектакли. В 1861–63 в нём работал К. Блазис , получивший известность лишь как педагог. Наиболее репертуарными в 1860-х гг. были балеты А. Сен-Леона , перенёсшего из Санкт-Петербурга спектакль «Конёк-Горбунок» Ч. Пуньи (1866). Значительное достижение театра – балет «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса, поставленный М. И. Петипа в 1869. В 1867–69 осуществил несколько постановок С. П. Соколов («Папоротник, или Ночь на Ивана Купалу» Ю. Г. Гербера, и др.). В 1877 приехавший из Германии известный балетмейстер В. Рейзингер стал постановщиком 1-й (малоудачной) редакции «Лебединого озера» П. И. Чайковского. В 1880–90-х гг. хореографами в Большом театре были Й. Хансен, Х. Мендес, А. Н. Богданов, И. Н. Хлюстин . К кон. 19 в., несмотря на наличие в труппе сильных танцовщиков (Л. Н. Гейтен, Л. А. Рославлева, Н. Ф. Манохин, Н. П. Домашёв), балет Большого театра переживал кризис: Москва не видела балетов П. И. Чайковского (только в 1899 балет «Спящая красавица» был перенесён в Большой театр А. А. Горским), лучших постановок Петипа и Л. И. Иванова . Ставился даже вопрос о ликвидации труппы, в 1882 сокращённой вдвое. Причиной этого были отчасти малое внимание Дирекции императорских театров к труппе (считавшейся тогда провинциальной), неталантливые руководители, игнорировавшие традиции московского балета, обновление которого стало возможным в эпоху реформ в русском искусстве нач. 20 в.

В 1902 балетную труппу возглавил А. А. Горский. Его деятельность способствовала возрождению и расцвету балета Большого театра. Хореограф стремился наполнить балет драматическим содержанием, добивался логики и стройности действия, точности национального колорита, исторической достоверности. Свою балетмейстерскую работу в Москве Горский начал с переработок чужих балетов [«Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса (по мотивам петербургской постановки М. И. Петипа), 1900; «Лебединое озеро» (по петербургскому спектаклю Петипа и Л. И. Иванова, 1901]. В этих постановках во многом сохранялись структурные формы академического балета (вариации, малые ансамбли, кордебалетные номера), а в «Лебедином озере» – и петербургская хореография. Наиболее полное воплощение идеи Горского получили в мимодраме «Дочь Гудулы» А. Ю. Симона (1902). Лучшими оригинальными постановками Горского стали «Саламбо» А. Ф. Арендса (1910), «Любовь быстра!» на музыку Э. Грига (1913). Большое значение имели также переделки классических балетов. Однако находки в области режиссуры и характерного танца, новаторские рисунки массовых номеров, нарушавшие традиционную симметрию, порой сопровождались в них неоправданным умалением прав классического танца, немотивированными изменениями хореографии предшественников, эклектическим сочетанием приёмов, идущих от различных художественных течений первых десятилетий 20 в. Единомышленниками Горского были ведущие танцовщики театра М. М. Мордкин , В. А. Каралли , А. М. Балашова, С. В. Фёдорова, мастера пантомимы В. А. Рябцев, И. Е. Сидоров. С ним работали также Е. В. Гельцер и В. Д. Тихомиров , танцовщики А. Е. Волинин, Л. Л. Новиков, но в целом Горский не стремился к тесному сотрудничеству с артистами академического направления. К концу его творческой деятельности труппа Большого театра, последовательно перестраивавшаяся под его влиянием, во многом утратила навыки исполнения больших спектаклей старого репертуара.

В 1920–30-х гг. наметилась тенденция возвращения к классике. Руководство балетом в это время фактически (а с 1925 по должности) осуществлял В. Д. Тихомиров. Он вернул хореографию М. И. Петипа в 3-й акт «Баядерки» Л. Ф. Минкуса (1923), возобновил в собственных редакциях, приближенных к классическим петербургским, балеты «Спящая красавица» (1924), «Эсмеральда» (1926, новая музыкальная редакция Р. М. Глиэра).

1920-е гг. в России – время поисков новых форм во всех видах искусства, в т. ч. и в танцевальном. Однако хореографы-новаторы редко допускались в Большой театр. В 1925 К. Я. Голейзовский поставил на сцене филиала театра балет «Иосиф Прекрасный» С. Н. Василенко, содержавший немало новшеств в отборе и сочетании танцевальных движений и построении групп, с конструктивистским оформлением Б. Р. Эрдмана . Официально признанным достижением считалась постановка В. Д. Тихомирова и Л. А. Лащилина «Красный мак» на музыку Р. М. Глиэра (1927), где злободневное содержание было облечено в традиционную форму (балетный «сон», каноническое па-де-де, элементы феерии). Традиции творчества А. А. Горского продолжил в это время И. А. Моисеев , поставивший балеты В. А. Оранского «Футболист» (1930, совместно с Лащилиным) и «Три толстяка» (1935), а также новую версию «Саламбо» А. Ф. Арендса (1932).

С кон. 1920-х гг. роль Большого театра – теперь столичного, «главного» театра страны – возрастает. В 1930-х гг. сюда перевели из Ленинграда балетмейстеров, педагогов и артистов, перенесли лучшие спектакли. М. Т. Семёнова и А. Н. Ермолаев стали ведущими исполнителями наряду с москвичами О. В. Лепешинской , А. М. Мессерером , М. М. Габовичем . В театр и школу пришли ленинградские педагоги Е. П. Гердт , А. М. Монахов, В. А. Семёнов, балетмейстер А. И. Чекрыгин. Это способствовало повышению технического мастерства московского балета, сценической культуры его спектаклей, но в то же время в какой-то мере вело к утрате собственного московского исполнительского стиля и постановочных традиций.

В 1930 – 40-е гг. в репертуар включены балеты «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева в хореографии В. И. Вайнонена и шедевры драмбалета – «Бахчисарайский фонтан» Асафьева в хореографии Р. В. Захарова и «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева в хореографии Л. М. Лавровского (перенесён в Москву в 1946, после того как в 1944 в Большой театр перешла Г. С. Уланова ), а также работы балетмейстеров, продолжавших в своём творчестве традиции русского академизма: Вайнонена («Щелкунчик» П. И. Чайковского) Ф. В. Лопухова («Светлый ручей» Д. Д. Шостаковича), В. М. Чабукиани («Лауренсия» А. А. Крейна). В 1944 занявший пост главного балетмейстера Лавровский поставил в Большом театре «Жизель» А. Адана.

Начиная с 1930-х гг. и до сер. 1950-х гг. основной тенденцией развития балета было его сближение с реалистическим драматическим театром. К сер. 1950-х гг. жанр драмбалета изжил себя. Появилась группа молодых хореографов, стремившихся к преобразованиям, возвращению хореографическому спектаклю его специфики, раскрытию образов и конфликтов средствами танца. В 1959 в Большой театр перенесён один из первенцев нового направления – балет «Каменный цветок» С. С. Прокофьева в хореографии Ю. Н. Григоровича и оформлении С. Б. Вирсаладзе (премьера состоялась в 1957 в ленинградском ГАТОБ). В нач . 1960-х гг. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв поставили в Большом театре одноактные балеты Н. Н. Каретникова («Ванина Ванини», 1962; «Геологи», 1964), И. Ф. Стравинского («Весна священная», 1965).

С кон. 1950-х гг. балетная труппа Большого театра начала регулярно выступать за рубежом, где приобрела широчайшую популярность. Последующие два десятилетия – период расцвета театра , богатого яркими индивидуальностями, демонстрировавшего во всём мире свой постановочный и исполнительский стиль, который ориентировался на широкого и притом интернационального зрителя. Показанные на гастролях постановки повлияли на зарубежные редакции классики, а также на оригинальное творчество европейских балетмейстеров К. Макмиллана , Дж. Кранко и др.

Ю. Н. Григорович, руководивший балетной труппой в 1964–95, начал свою деятельность с переноса «Легенды о любви» А. Д. Меликова (1965), ранее поставленной им в Ленинграде и Новосибирске (оба 1961). В последующие 20 лет появился ряд оригинальных постановок, созданных в сотрудничестве с С. Б. Вирсаладзе: «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1966), «Спартак» А. И. Хачатуряна (1968), «Иван Грозный» на музыку С. С. Прокофьева (1975), «Ангара» А. Я. Эшпая (1976), «Ромео и Джульетта» Прокофьева (1979). В 1982 Григорович поставил в Большом театре свой последний оригинальный балет – «Золотой век» Д. Д. Шостаковича. Эти масштабные спектакли с большими массовыми сценами требовали особого стиля исполнения – экспрессивного, героического, подчас высокопарного. Наряду с сочинением собственных спектаклей, Григорович активно занимался редактурой классического наследия. Две его постановки «Спящей красавицы» (1963 и 1973) опирались на оригинал М. И. Петипа. Григоровичем были существенно переосмыслены «Лебединое озеро» Чайковского (1969), «Раймонда» А. К. Глазунова (1984). Постановка «Баядерки» Л. Ф. Минкуса (1991, по редакции ГАТОБ) вернула в репертуар спектакль, долгие годы не шедший на московской сцене. Менее принципиальным изменениям подверглись «Жизель» (1987) и «Корсар» (1994, по осуществлённой в 1992 в Большом театре редакции К. М. , Ю. К. Владимиров , А. Б. Годунов и др. Однако преобладание постановок Григоровича имело и оборотную сторону – привело к однообразию репертуара. Ориентация исключительно на классический танец и в его рамках – на лексику героического плана (большие прыжки и позы адажио, акробатические поддержки) при почти полном исключении из постановок характерных, историко-бытовых, гротескных номеров и пантомимных сцен сузили творческие возможности труппы. В новых постановках и редакциях балетов наследия практически не задействовались характерные танцовщики и мимисты, что закономерно привело к упадку искусства характерного танца и пантомимы. Старые балеты и спектакли др. хореографов исполнялись всё реже, традиционные в прошлом для Москвы комедийные балеты исчезли со сцены Большого театра. За годы руководства Григоровича со сцены были сняты не потерявшие своей художественной ценности постановки Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва («Весна священная» И. Ф. Стравинского), В. И. Вайнонена («Пламя Парижа» Б. В. Асафьева), А. Алонсо («Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. К. Щедрина), А.И. Радунского («Конёк-Горбунок» Щедрина), Л. М. Лавровского («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева), исчезли также составлявшие гордость труппы старомосковские редакции «Лебединого озера» Чайковского и «Дон Кихота» Минкуса. До сер. 1990-х гг. в Большом театре не работали крупные современные балетмейстеры. Отдельные спектакли ставили В. В. Васильев, М. М. Плисецкая, А. Б. Аштона Тщетная предосторожность» Ф. (Л. Ф.) Герольда, 2002], Дж. Ноймайера («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона и Д. Лигети, 2004). Специально для Большого театра сочиняли балеты крупнейшие французские балетмейстеры П. Лакотт («Дочь фараона» Ч. Пуньи, по мотивам спектакля М. И. Петипа, 2000) и Р. Пети («Пиковая дама» на музыку П. И. Чайковского, 2001). Из классики 19–20 вв. в эти годы были восстановлены «Ромео и Джульетта» Л. М. Лавровского, старомосковская редакция «Дон Кихота». Собственные редакции классических спектаклей («Лебединое озеро», 1996; «Жизель», 1997) подготовил В. В. Васильев (художественный руководитель – директор театра в 1995–2000). В сер. 2000-х гг. в репертуаре появились новые постановки балетов С. С. Прокофьева («Ромео и Джульетта» Р. Поклитару и Д. Доннеллана, 2003;«Золушка» Ю. М. Посохова и Ю. О. Борисова, 2006) и Д. Д. Шостаковича («Светлый ручей», 2003; «Болт», 2005; оба – в постановке А. О. Ратманского ), осуществлённые с использованием современных выразительных средств хореографии.

Значительное место в репертуаре первых лет 21 в. занимали работы Ратманского (в 2004–09 художественный руководитель балета Большого театра). Кроме перечисленных выше, он поставил и перенёс на московскую сцену свои спектакли: «Леа» на музыку Л. Бернстайна (2004), «Игра в карты» И. Ф. Стравинского (2005), «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева (2008, с использованием фрагментов хореографии В. И. Вайнонена), «Русские сезоны» на музыку Л. А. Десятникова (2008).

С 2007 Большой театр начал работу по восстановлению классических балетов на основе исторических материалов. Особенно активно она велась в 2009–11, когда художественным руководителем труппы был знаток старинной хореографии Ю. П. Бурлака: «Корсар» А. Адана (2007, постановщики А. О. Ратманский и Бурлака по М. И. Петипа), Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Ф. Минкуса (2008, постановщик Бурлака по Петипа), «Коппелия» Л. Делиба (2009, постановщик С. Г. Вихарев по Петипа), «Эсмеральда» Ч. Пуньи (2009, постановщики Бурлака и В. М. Медведев по Петипа), «Петрушка» И. Ф. Стравинского (2010, постановщик Вихарев на основе редакции МАЛЕГОТа).

В 2009 в Большой театр на пост балетмейстера вернулся Ю. Н. Григорович, он возобновил несколько своих спектаклей («Ромео и Джульетта», 2010; «Иван Грозный», 2012; «Легенда о любви», 2014; «Золотой век», 2016 ), подготовил новую редакцию «Спящей красавицы» (2011).

С конца 2000-х гг. в области современного репертуара наметился поворот в сторону больших сюжетных спектаклей («Утраченные иллюзии» Л. А. Десятникова в хореографии А. О. Ратманского, 2011; «Онегин» на музыку П. И. Чайковского в хореографии Дж. Кранко, 2013; «Марко Спада, или Дочь бандита» Д. Обера в хореографии П. Лакотта, 2013; «Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена в хореографии Дж. Ноймайера, 2014; «Укрощение строптивой» на музыку Д. Д. Шостаковича в хореографии Ж. К. Майо, 2014; «Герой нашего времени» И. А. Демуцкого в хореографии Ю. М. Посохова, 2015; «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева в хореографии Ратманского, 2017; 2-й (2007) и 1-й (2013) степеней, орденом Святого апостола Андрея Первозванного (2017).

Махар Вазиев возглавит балет главного театра страны

В фойе Большого театра состоялся короткий брифинг на котором и наконец-то представили преемника Сергея Филина на посту руководителя балета Большого театра. Им стал Махар Вазиев — сроком на пять лет. Он возглавит труппу в марте-апреле 2016 года, закончив свои дела в качестве руководителя балета Ла Скала.

Эта эпопея с назначением длится уже примерно год с того самого момента, как гендиректор Вдадимир Урин пообещал, что все сделает цивилизованно, как это принято во всех мировых театрах. Но получилось не совсем так, как хотели. Сначала балетную общественность мурыжили вопросом — продлят ли вообще контракт с Филиным? Однако в конце июля объявили, что все-таки не продлят и более того упразднили пост худрука.

Балетная общественность стала ломать голову, кого назначат взамен Филина, но уже на новую должность — балетного директора: а этот пост не во всем аналогичен прежнему с существенно урезанными полномочиями. Но Урин хранил молчание, даже после того как прошли все сроки (первоначально планировалось объявить о приемнике еще в конце сентября), Но ажиотаж вокруг назначения нарастал, слухи множились — один невероятней другого… Видимо, что-то не срасталось. Был, например, такой: будто Вазиев еще 30 сентября приезжал в Москву на переговоры, но тогда окончательно договориться не удалось. И вот сегодня, наконец, свершилось…

Из досье «МК» : Махар Вазиев окончил Ленинградское хореографическое училище у педагога Ю.И.Умрихина и был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова в 1979-м году. Через некоторое время, благодаря своей фактурности и сценичности, стал исполнителем первых партий, премьером театра, а затем партнёром примы-балерины Ольги Ченчиковой, своей жены. Махар Вазиев заступил на должность заведующего балетной труппой Мариинского (бывшего Кировского) театра, 13 лет им руководил, (с января 1995-го) и в марте 2008 года, оставив свой пост, переехал в Италию и стал с января 2009 года главным балетмейстером Театра Ла Скала (Милан).

— Люди, знакомые с театром и знающие, что такое балет, это имя хорошо знают – сказал гендиректор Владимир Урин. – Он руководил балетом Мариинского театра, и, с моей точки зрения, это был один из лучших периодов этого театра с появлением замечательных танцовщиков, с интересным репертуаром театра. Официально должность будет называться директор балета. Вы понимаете, что в театре ничего отделить нельзя. Нельзя сказать, что это ваш круг обязанностей, а это — нет. Для меня принципиально важно, чтобы он сосредоточился на организационных вопросах состояния балетной труппы, пополнение молодыми солистами, умение организовать работу таким образом, чтобы и выпуск спектаклей и текущий репертуар, все имело четкую спланированную работу. И человек с опытом господина Вазиева мне представляется очень важным. Но представить себе, что директор балета не будет тем человеком, который вместе с руководством театра не будет определять в том числе и репертуарную политику, невозможно. Это было предметом дискуссии в СМИ, поэтому я это объясняю.

Поблагодарив за приглашение, Вазиев не стал распространяться о своих планах в Большом театре.

— Было бы забавно, если б я стал что-то рассказывать сейчас о каких то перспективах, — сказал новый балетный руководитель.

Поблагодарив Мариинский театр и Ла Скала («если я что-то могу делать, то это благодаря Мариинскому театру и Ла Скала»), Вазиев отметил, что это уже не первое приглашение в театр. Если быть точным, оно второе, а первым его приглашал предыдущий гендиректор (Анатолий Иксанов — «МК») и выразил надежду, что сможет с пользой поработать.

Особо Махар Вазиев остановился и на своих полномочиях, которые по слухам должны быть ограничены.

— На самом деле это общемировая практика, директор включает в себя практически все. Говорить, что это я не решаю, это я не решаю. И сегодня я все обсуждаю с генеральным директором Ла Скала, поскольку в конце концов он подписывает. Это нормальная процедура.

Помнится, тогда в 2008-ом когда Вазиев уходил из Мариинки («МК» сообщила о его намерениях первым) в труппе говорили, что он жесткий руководитель, зажимает, не дает работать… Но вот он ушел, и через очень небольшое время эти же люди стали поминать его добрым словом: ведь балет Мариинки начал потихоньку хиреть, а Ла Скала — набирать очки. В этом месяце там состоялась премьера балета «Спящая Красавица», реконструированного Алексеем Ратманским, Одни критики опять захлебываются в восторге, другие негодуют. Но так было всегда — это и есть живая жизнь театра.

Павел Ященков

Сергей Юрьевич Филин – знаменитый российский артист балета, солист и художественный руководитель Большого театра. Помимо многочисленных выступлений на престижных сценах мира, Филин печально известен, как жертва страшного покушения в 2013 году.

Сергей родился и вырос в Москве, в семье, которая не имела никакого отношения ни к искусству в целом, ни к балету в частности. Зато и Сергей, и младшая сестра Елена Филина, пройдя сложный творческий путь, стали популярными фигурами в российской классической хореографии.

Заниматься танцами Сережа начал в 7 лет в Ансамбле песни и пляски имени Владимира Локтева, причем это вышло несколько случайно. Дело в том, что в детстве мальчик имел страсть к подвижным играм, а также несколько опасное хобби – разводить костры во дворе дома. Устав от постоянных жалоб соседей, мама решила направить энергию сына в полезное русло и повела мальчика в секцию плавания. Но как раз в тот день бассейн оказался закрыт, поэтому записала Сережу в танцевальный кружок.

Через 2 года у Филина был шанс изменить направление деятельности – мальчика пригласили на съемки детского кинофильма «Солнце в авоське», где Сергей сотрудничал со звездами советской эстрады – клоуном , фокусником , актрисами и . Но юный танцовщик не поддался искушению и продолжил основательные занятия балетом.


После школы Сергей Филин поступил в Московское хореографическое училище, по окончании которого в 1988 году моментально был принят в балетную труппу Большого театра. Уже тогда в молодом танцоре руководители увидели перспективы мировой звезды. По собственному выражению Сергея, музыка входит в душу, а выходит через ноги.

Балет

Профессиональную карьеру Сергей Филин начал в составе кордебалета, а первые сольные партии в больших спектаклях «Жизель», «Баядерка» и «Лебединое озеро» исполнил только через 5 лет. Большим прорывом стал для Сергея творческий союз с прима-балериной Галиной Степаненко. Совместная партия танцовщиков в балете «Сильфида» и дуэт в «Спящей красавице» произвели фурор далеко за пределами Москвы.


За партию принца Дезире в последнем балете Сергей Филин был удостоен приза «Бенуа де ля данс», который стал первой, но далеко не последней наградой. За творческой биографией молодого танцовщика стали пристально следить поклонники балета. Позднее Филина награждали «Золотой маской», а итальянский журнал «La Danza» признавал Сергея лучшим танцовщиком года.

За танцевальную карьеру Филин исполнил ведущие партии в знаменитых спектаклях, включая «Ромео и Джульетту», «Щелкунчика», «Сны о Японии», «Светлый ручей», «Раймонду» и гротескную «Моцартиану». Помимо балерины Галины Степаненко, партнершами Филина были прославленные звезды балета – прима-балерина Мариинского театра , ведущая балерина Большого театра Нина Ананиашвили, танцовщицы Нина Капцова и , артистка театра им. и В. И. Немировича-Данченко Наталья Ледовская.


В 2001 году, в юбилейный для Большого театра год, Сергею Филину было присвоено звание «Народный артист Российской Федерации», что стало для танцовщика заслуженной наградой за вклад в российское и мировое искусство.

За время балетной карьеры знаменитый артист балета выходил на сцены не только российских театров, но и самые известные мировые подмостки. С гастролями в составе группы артистов Большого театра Сергей Филин объездил большинство стран мира – от Англии до США, от Бразилии до Японии и даже выступал в театрах таких экзотических мест, как Бермудские острова.

В 2002 году талант артиста был отмечен театральными критиками журнала «Балет», которые присудили танцовщику приз «Душа танца» в номинации «Звезда танца». Неоднократно спектакли с участием Сергея Филина транслировались по телеканалу «Культура».


В 2008 году Филин закончил карьеру танцовщика и принял приглашение Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко занять пост художественного руководителя. На этой должности Сергей Юрьевич трудился 3 года, после чего в марте 2011 года вернулся в родной Большой театр и стал художественным руководителем балетной труппы театрального коллектива.

Покушение

17 января 2013 года на Сергея Филина во дворе дома было совершено нападение. Преступник облил балетмейстера кислотой, которая нанесла непоправимый ущерб тканям лица и глазам. В ходе лечения в Германии Сергей перенес свыше 20-ти операций. Правый глаз ослеп совсем, а левый видит на 10 процентов, что видно на многочисленных фото того периода.

По факту нападения на худрука балетной труппы Большого театра было возбуждено уголовное дело, по которому проходило немалое количество сотрудников театрального коллектива, так как с самого начала следствие установило, что мотивом преступления было желание сместить Филина с должности руководителя балета.


Выяснилось, что заказчиком покушения был солист Большого театра Павел Дмитриченко, который нанял соседа по даче. Ранее уже судимый Юрий Заруцкий и стал вершителем страшной кары. Оба виновных понесли заслуженную уголовную ответственность и приговорены к лишению свободы в колонии строгого режима.

Сам же Сергей Филин после многократных операций и продолжительного лечения вернулся к исполнению собственных обязанностей в Большом театре.

Личная жизнь

Первой супругой Сергея Филина стала коллега по балету Большого театра Инна Петрова, с которой танцовщик многократно выходил на одну сцену в спектаклях «Сны о Японии», «Ромео и Джульетта», «Урок». В этом браке в 1995 году у Сергея родился сын Даниил.

Вторая жена Филина Мария Прорвич также балерина. У супругов есть двое сыновей, Александр и Сергей. Старший из них в 2016 году стал участником детского вокального шоу «Голос. Дети», где попал в команду и дошел до финала.


Вопреки творческой профессии, Сергей Филин самостоятельно следит за состоянием квартиры, где живет, способен собственными руками починить сломанную технику и даже сделать ремонт.

В 2015-м году о балетмейстере был снят фильм «Большой Вавилон». Центральной темой картины Марка Франкетти стала попытка объективно рассказать об инциденте, связанном с покушением на Сергея Филина.

Сергей Филин сейчас

В 2016 году генеральный директор ГАБТа Владимир Урин отказал Сергею Филину в продлении контракта художественного руководителя балетной труппы. Сергей Филин воспринял новость спокойно, по словам артиста, он не держит обиды на нынешнее руководство театра.

В 2017 году танцовщик вывел в свет собственную племянницу Наталью Филину, которая в 2015 году стала артисткой балетной труппы Большого театра после окончания Московской государственной академии хореографии. Несмотря на то, что Сергей с детства помогал Наталье на творческом пути, девушка самостоятельно прошла кастинг в Большой. По словам Филина, о зарождении балетной династии говорить еще рано, но танцовщик надеется, что племянница и сыновья с достоинством продолжат дело, начатое им.


В середине лета Сергей побывал на ежегодной выставке цветов в ГУМе. Оказалось, что танцовщик занимается разведением элитных сортов роз. В нынешнем году Сергей задался целью приобрести и привить на собственном участке новый сорт роз, который называется «Большой». На цветочном фестивале компанию Филину составили , .

Также Сергей Юрьевич посетил торжественное мероприятие в честь открытия в Москве итальянского бутика Il Gufo, где присутствовали также и . Сейчас Сергей Филин побывал на московской премьере кинофильма «Матильда», который состоялся в кинотеатре «Каро» 11 октября.

Награды

  • 1994 – премия «Бенуа танца»
  • 2001 – народный артист России
  • 2002 – приз «Душа танца» в номинации «Звезда танца»

ТАСС-ДОСЬЕ /Павел Дурягин/. С момента распада СССР балетную труппу Государственного академического Большого театра (ГАБТ) возглавляли девять человек. 30 июля 2015 г. генеральный директор ГАБТ Владимир Урин сообщил, что контракт с действующим руководителем труппы Сергеем Филиным, истекающий в марте 2016 г., не будет продлен. С 2016 г. должность художественного руководителя будет упразднена, вместо нее будет учрежден пост директора балетной труппы.

Юрий Николаевич Григорович (род. 1927) руководил балетной труппой Большого театра в 1964-1995 гг. (до 1988 г. должность называлась "главный балетмейстер"). Народный артист СССР (1973). Был солистом Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, там же работал балетмейстером в 1961-1964 гг. На сцене Большого театра поставил 8 оригинальных балетов, а также 7 редакций классических. С 2008 г. - штатный хореограф балетной труппы ГАБТ.

Вячеслав Михайлович Гордеев (род. 1948) занимал пост руководителя балетной труппы в 1995-1997 гг. Народный артист СССР (1984). Танцевал в составе труппы ГАБТ в 1968-1989 гг. На посту руководителя балетной труппы Большого театра, возобновил балет "Ромео и Джульетта" в постановке Леонида Лавровского; поставил одноактный балет "Последнее танго" на музыку Астора Пьяццоллы. С 2008 г. (а также в 1984-1995 и 1997-2007 гг.) - художественный руководитель Московского государственного областного театра "Русский балет".

Александр Юрьевич Богатырев (1949-1998) был исполняющим обязанности художественного руководителя Большого театра в 1997-1998 гг. Народный артист РСФСР (1981). В 1969-1989 - солист Большого театра. С 1986 г. преподавал в Государственном институте театрального искусства им. Луначарского (ныне - Российский университет театрального искусства - ГИТИС), а также за рубежом. В 1995-197 гг. был управляющим балетной труппой ГАБТ.

Алексей Николаевич Фадеечев /род. 1960/ занимал пост художественного руководителя балетной труппы Большого театра в 1998-2000 гг. Осуществил в ГАБТ постановку балета "Дон Кихот" в собственной редакции. Заслуженный артист РСФСР (1987). В труппе Большого театра выступал с 1978 г. до 1990-х гг.

Борис Борисович Акимов /род. 1946/ был художественным руководителем балетной труппы Большого театра в 2000-2003 гг. Народный артист СССР (1989). Выступал в Большом театре в 1965-1989 гг. С 1989 г. - педагог-балетмейстер. В 2013 г. стал председателем художественного совета балетной труппы ГАБТ, ныне - заместитель председателя худсовета.

Алексей Осипович Ратманский /род. 1968/ занимал пост художественного руководителя балета Большого театра в 2004-2009 гг. Заслуженный артист Украины (1993). Поставил в ГАБТ балеты "Светлый ручей" и "Болт" Дмитрия Шостаковича, "Игра в карты" Игоря Стравинского и др. В разное время был солистом Национального академического театра оперы и балета Украины им. Тараса Шевченко, Королевского Виннипегского балета (Канада) и Королевского датского балета. С 2009 г. - хореограф Американского театра балета.

Юрий Петрович Бурлака (род. 1968) был художественным руководителем балетной труппы Большого театра в 2009-2011 гг. Заслуженный артист России. С 1986 г. был ведущим солистом Московского государственного областного театра "Русский балет". В Большом театре осуществил постановки балетов в хореографии Мариуса Петипа: "Корсар" Адольфа Адана (совместно с Алексеем Ратманским; 2007), "Эсмеральда" Цезаря Пуни (совместно с Василием Медведевым; 2009) и др. С 2003 г. преподает в Московской государственной академии хореографии.

Сергей Юрьевич Филин (род. 1970) занимает пост художественного руководителя балетной труппы Большого театра с 2011 г. Народный артист России (2001). Солист ГАБТ в 1988-2008 гг. В 2008-2011 гг. был художественным руководителем балета Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича- Данченко.

Галина Олеговна Степаненко (род. 1966) исполняла обязанности художественного руководителя балетной труппы в 2013 г., пока Сергей Филин находился на лечении после совершенного на него 17 января 2013 г. нападения. Народная артистка России (1996). Выступала в ансамбле "Московский классический балет", труппах театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и Большого театра. С 2013 г. - заведующая балетной труппой ГАБТ.

Загрузка...