crimea-fun.ru

Проблемы в пьесе гроза. Нравственные проблемы в пьесах А.Н

«Колумб Замоскворечья». А. Н. Островский хорошо знал купеческую среду и видел в ней средоточие национальной жизни. Здесь широко представлены, по мнению драматурга, все типы характеров. Написанию драмы «Гроза» предшест-вовала экспедиция А. Н. Островского по Верхней Волге в 1856-1857-х гг. «Волга дала Островскому обильную пищу, указала ему новые темы для драм и комедий и вдохновила его на те из них, которые составляют честь и гордость отече-ственной литературы» (Максимов С. В.). Сюжет драмы «Гроза» не стал следствием реальной истории семьи Клыко-вых из Костромы, как считали долгое время. Пьеса была на-писана раньше произошедшей в Костроме трагедии. Этот факт свидетельствует о типичности конфликта между ста-рым и новым, все громче заявлявшем о себе в купеческой среде. Проблематика пьесы достаточно многогранна.

Центральная проблема — противостояние личности и среды (и как частный случай — бесправное положение жен-щины, о котором Н. А. Добролюбов сказал: «… самый силь-ный протест бывает тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых»). Проблема противостоя-ния личности и среды раскрывается на основе центрального конфликта пьесы: происходит столкновение «горячего серд-ца» и мертвенного уклада жизни купеческого общества. Жи-вая натура Катерины Кабановой, романтичная, свободолю-бивая, горячая, не в состоянии терпеть «жестокие нравы» города Калинова, о которых в 3-м явл. 1-го действия повест-вует Кулигин: «А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать … Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; за-лучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных…» Все беззакония и жестокости совершаются под видом благочес-тия. Мириться с лицемерием и самодурством, среди которых возвышенная душа Катерины задыхается, героиня не в со-стоянии. И совершенно невозможен для молодой Кабано-вой, натуры честной и цельной, принцип «выживания» Вар-вары: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Противостояние «горячего сердца» косности и ханжеству, даже если платой за такой бунт станет жизнь, критик Н. А. Добро-любов назовет «лучом света в темном царстве».

Трагическое положение ума и прогресса в мире невеже-ства и самодурства. Этот сложный вопрос раскрывается в пьесе посредством введения образа Кулигина, заботящегося об общем благе и прогрессе, но наталкивающегося на непо-нимание со стороны Диких: «… я бы все деньги для общест-ва и употребил, для поддержки. Работы надо дать мещанст-ву-то. А то руки есть, а работать нечего». Но те, кто имеет деньги, например Дикой, не спешит с ними расставаться, да еще и расписывается в своей необразованности: «Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться». Невежество Феклуши находит глубокое «по-нимание» у Кабановой: «Вот у вас в этакой прекрасный ве-чер редко кто и за вороты-то выйдет посидеть; а в Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то индо грохот идет, стон стоит. Да чего, матушка Марфа Игнатьевна, ог-ненного змия стали запрягать: все, видишь, для-ради ско-рости».

Подмена жизни по благодатным христианским запове-дям на слепое, фанатичное, «домостроевское» православие, граничащее с мракобесием. Совершенно разной предстает ре-лигиозность натуры Катерины, с одной стороны, и набож-ность Кабанихи и Феклуши, с другой. Вера молодой Каба-новой несет в себе созидательное начало, исполнена радос-ти, света и бескорыстия: «А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют … Или рано утром в сад уйду. Еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и пла-чу, и сама не знаю, о чем плачу; так меня и найдут. И об чем молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не надоб-но, всего у меня было довольно». Жесткие религиозно-нрав-ственные постулаты и суровый аскетизм, столь чтимые Ка-банихой, помогают ей оправдывать свой деспотизм и жесто-кость.

Проблема греха. С религиозным вопросом тесно связа-на и тема греха, возникающая в пьесе не единожды. Супружеская измена становится непосильной ношей для совести Катерины, и потому женщина находит единственно для нее возможный выход — прилюдного покаяния. Но самой слож-ной проблемой становится решение вопроса о грехе. Большим грехом, чем самоубийство, Катерина считает жизнь среди «темного царства»: «Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…» Материал с сайта

Проблема человеческого достоинства. Решение этой проблемы напрямую связано с основной проблемой пьесы. Лишь главная героиня своим решением покинуть этот мир отстаивает собственное достоинство и право на уважение. Молодежь города Калинова решиться на протест не в со-стоянии. Их моральной «силы» хватает только на тайные «отдушины», которые каждый находит для себя сам: Варвара тайком уходит гулять с Кудряшом, Тихон пьянствует, как только выходит из-под бдительной материнской опеки. Да и у других персонажей выбор небольшой. «Достоинство» мо-жет позволить себе только тот, кто имеет солидный капитал и как следствие — власть, к остальным же можно отнести со-вет Кулигина: «Что ж делать, сударь! Надо стараться угож-дать как-нибудь!»

H. А. Островский охватывает широкий круг нравствен-ных проблем, остро стоявших в современном ему купече-ском обществе, причем трактовка и осмысление их выходит за рамки конкретного исторического периода и получает об-щечеловеческое звучание.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

Александром Николаевичем была освещена важнейшая и особенно актуальная в то время проблема человеческого достоинства. В аргументы, позволяющие считать ее таковой, приводятся весьма убедительные. Автор доказывает, что его пьеса действительно важна хотя бы тем, что вопросы, затронутые в ней, продолжают волновать спустя много лет и нынешнее поколение. К драме обращаются, ее изучают и анализируют, а интерес к ней не ослабевает до сих пор.

В 50-60-е годы 19-го века особое внимание писателей и поэтов привлекали следующие три темы: появление разночинной интеллигенции, крепостное право и положение женщины в обществе и семье. Кроме того, была еще одна тема - тирания денег, самодурства и старозаветного авторитета в среде купечества, под гнетом которой находились все члены семей, а особенно женщины. А. Н. Островский в своей драме "Гроза" поставил задачу обличения духовной и экономической тирании в так называемом "темном царстве".

Кого можно считать носителем человеческого достоинства?

Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" - самая важная в этом произведении. Следует отметить, что в пьесе очень мало персонажей, о которых можно было бы говорить: "Это Большинство действующих лиц - либо безусловно отрицательные герои, либо невыразительные, нейтральные. Дикой и Кабаниха - истуканы, лишенные элементарных человеческих чувств; Борис и Тихон - бесхребетные, способные лишь подчиняться существа; Кудряш и Варвара - бесшабашные, тянущиеся к минутным удовольствиям люди, неспособные к серьезным переживаниям и размышлениям. Лишь Кулигин, чудаковатый изобретатель, и главная героиня Катерина выбиваются из данного ряда. Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" кратко может быть описана как противостояние этих двух героев обществу.

Изобретатель Кулигин

Кулигин - довольно привлекательный человек, обладающий немалыми талантами, острым умом, поэтической душой, стремлением бескорыстно служить людям. Он честен и добр. Не случайно именно ему Островский доверяет оценку отсталого, ограниченного, самодовольного калиновского общества, не признающего остальной мир. Однако Кулигин хотя и вызывает симпатию, все же неспособен постоять за себя, поэтому спокойно сносит грубость, бесконечные насмешки и оскорбления. Это образованный, просвещенный человек, но эти лучшие качества в Калинове считаются лишь блажью. Изобретателя пренебрежительно именуют алхимиком. Он жаждет всеобщего блага, хочет установить громоотвод, часы в городе, но косное общество не желает принимать никаких новшеств. Кабаниха, являющаяся воплощением патриархального мира, не сядет на поезд, даже если весь мир уже давно пользуется железной дорогой. Дикой никогда не поймет, что молния на самом деле - электричество. Он даже такого слова не знает. Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза", эпиграфом к которой может служить реплика Кулигина "Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!", благодаря введению этого персонажа получает более глубокое освещение.

Кулигин, видя все пороки общества, молчит. Протестует лишь Катерина. Несмотря на свою слабость, это все-таки сильная натура. Сюжетную основу пьесы составляет трагический конфликт между укладом жизни и настоящим чувством главной героини. Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" раскрывается на контрасте "темного царства" и "луча" - Катерины.

"Темное царство" и его жертвы

Обитатели Калинова разделены на две группы. Одну из них составляют представители "темного царства", олицетворяющие власть. Это Кабаниха и Дикой. К другой принадлежат Кулигин, Катерина, Кудряш, Тихон, Борис и Варвара. Они являются жертвами "темного царства", ощущающими его жестокую силу, но выражающие протест против нее по-разному. Через их действия или бездействие раскрывается проблема человеческого достоинства в драме "Гроза". План Островского был показать с разных сторон влияние "темного царства" с его удушающей атмосферой.

Характер Катерины

Интересами и сильно выделяется на фоне среды, в которой она невольно оказалась. Причина жизненной драмы заключается именно в ее особом, исключительном характере.

Эта девушка - натура мечтательная и поэтическая. Она воспитана матерью, которая ее баловала, любила. Ежедневные занятия героини в детстве составляли уход за цветами, посещение церкви, вышивание, прогулки, рассказы богомолок и странниц. Под влиянием этого образа жизни и сложился девушки. Иногда она погружалась в сны наяву, сказочные грезы. Речь Катерины эмоциональная, образная. И вот эта поэтически настроенная и впечатлительная девушка после замужества попадает в дом Кабановой, в атмосферу назойливой опеки и ханжества. Атмосфера этого мира холодная и бездушная. Естественно, конфликт между светлым миром Катерины и обстановкой этого "темного царства" завершается трагически.

Взаимоотношения Катерины и Тихона

Положение осложняется еще и тем, что она вышла замуж за человека, которого не могла любить и не знала, хотя изо всех сил стремилась стать Тихону верной и любящей женой. Попытки героини сблизиться с мужем разбиваются о его недалекость, рабскую приниженность и грубость. Он с детства привык подчиняться во всем матери, боится сказать ей слово поперек. Тихон безропотно переносит самодурство Кабанихи, не смея ей возражать и протестовать. Его единственное желание - хотя бы ненадолго вырваться из-под опеки этой женщины, загулять, запить. Этот безвольный мужчина, являясь одной из многочисленных жертв "темного царства", не только не мог хоть как-то помочь Катерине, но и просто по-человечески понять ее, поскольку внутренний мир героини слишком высок, сложен и недоступен для него. Он не мог предугадать драму, назревавшую в сердце его жены.

Катерина и Борис

Племянник Дикого, Борис, - это тоже жертва ханжеской, темной среды. По своим внутренним качествам он находится значительно выше "благодетелей", окружающих его. Полученное им в столице образование в коммерческой академии развило его культурные потребности и взгляды, поэтому данному персонажу трудно выжить в среде Диких и Кабановых. Проблема человеческого достоинства в пьесе "Гроза" встает и перед этим героем. Однако у него недостает характера, чтобы вырваться из-под их тирании. Он единственный, кто сумел понять Катерину, но был не в силах ей помочь: у него не хватает решимости сражаться за любовь девушки, поэтому он советует ей смириться, покориться судьбе и покидает ее, предчувствуя гибель Катерины. Неспособность бороться за счастье обрекла Бориса и Тихона на то, чтобы не жить, а мучиться. Лишь Катерина сумела бросить вызов этой тирании. Проблема человеческого достоинства в пьесе таким образом, это и проблема характера. Только сильные люди могут бросить вызов "темному царству". К ним относилась только главная героиня.

Мнение Добролюбова

Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" была раскрыта в статье Добролюбова, который назвал Катерину "лучом света в темном царстве". Смерть одаренной молодой женщины, сильной, страстной натуры осветила на миг спящее "царство", как луч солнца на фоне мрачных темных туч. Самоубийство Катерины Добролюбов рассматривает как вызов не только Диким и Кабановым, но и всему укладу жизни в мрачной, деспотической феодально-крепостной стране.

Неизбежный финал

Это был неизбежный финал, несмотря на то что главная героиня так чтила Бога. Катерине Кабановой было проще уйти из этой жизни, чем терпеть упреки свекрови, сплетни и угрызения совести. Она признала себя виновной прилюдно, поскольку не умела лгать. Самоубийство и публичное покаяние следует расценивать как поступки, которые возвысили ее человеческое достоинство.

Катерину могли презирать, унижать, даже бить, но она никогда не унижалась, не совершала недостойных, низких поступков, они лишь шли вразрез с моралью этого общества. Хотя какая может быть мораль у столь ограниченных, тупых людей? Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" - это проблема трагического выбора между тем, чтобы смириться или бросить вызов обществу. Протест при этом грозит тяжелыми последствиями, вплоть до необходимости лишиться жизни.

Методическая разработка открытого занятия

Тема:

Преподаватель: Иутинская Галина Ивановна

Тема учебного занятия Быть или не быть? Делать или не делать? Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Дидактическая цель : формирование навыка анализа художественного текста, работы с драматическими образами; расширение представлений об актуальности классических произведений.

Развивающая цель : совершенствование умения сопоставлять факты, логически рассуждать и выражать свои мысли, делать выводы; расширение словарного запаса; развитие языкового чутья и культуры речи; развитие творческих способностей.

Воспитательная цель : совершенствовать представления студентов о нравственных ценностях; формировать уважительное отношение студентов к чужому мнению.

: «Продвинутая лекция» (Технология развития критического мышления через чтение и письмо)

Методическая цель : показать комплекс подходов, приемов и средств, возможных при работе с художественным материалом

: раздаточный материал (макет «продвинутой лекции»; текст пьесы А.Н. Остросского «Гроза»); мультимедиапроектор + презентация.

Межпредметные связи

Внутрипредметные связи


Ход урока

Этап

занятия

Методы и принципы обучения

Деятельность преподавателя

I. Организационный этап занятия

Подготовка студентов к работе на занятии

Предъявление единых педагогических требований:

Приветствие;

Выявление отсутствующих на уроке;

Проверка внешнего вида (соответствие требованиям внутреннего распорядка колледжа).

Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке на занятие. Приводят в соответствие с требованиями внешний вид, рабочее место.

Психологическая установка на восприятие материала занятия

Организация внимания и готовности к уроку (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте).

Готовятся к восприятию темы занятия.

II. Этапы продвижения в проблеме.

Подготовка к основному этапу занятия.

Вызывать интерес к теме, актуализировать имеющиеся знания студентов и структурировать процесс дальнейшего изучения проблемы

Развитие критического мышления через чтение и письмо:

Прием «песочные часы»; аналитическая беседа

(предполагает индивидуальную работу студентов с материалом).

1) Аналитическая беседа .

– Посмотрите на тему нашего урока: «Быть или не быть? Делать или не делать? Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского „Гроза”». Какие вопросы она у вас вызывает? Что вы хотели бы узнать по обозначенной проблеме? Ответы на эти вопросы запишите в верхней части «песочных часов».

– Какой литературный персонаж задавался вопросом «быть или не быть?» В чем сомневался он? Какой выбор герой делал? Можно ли считать этот вопрос началом нравственного конфликта Гамлета?

– Посмотрите на эпиграф к уроку: «. Как вы понимаете этот эпиграф? Согласны ли вы с приведенным высказыванием? Докажите свою точку зрения.

– Посмотрим, как понимали «нравственность» в разные времена. В «модели лекции» приведены определения нравственности. Подчеркните в них те слова, которые кажутся вам наиболее значимыми. Опираясь на приведенный материал и собственный опыт, дайте свое определение понятию «нравственность».

Работа с темой урока и «песочными часами» (макет «Продвинутой лекции»)

Работа с литературным контекстом, выявление круга актуальных для классической литературы и современного мира проблем.

Работа в макете лекции с определениями понятия «нравственность». Творческое осмысление данного понятия и поиск собственных смыслов.

2 Осмысление.

Обеспечение самоосмысления через постановку цели.

Развитие критического мышления через чтение и письмо: анализ художественного текста, заполнение сравнительной таблицы « Нравственные ценностей жителей города Калинова»

Работа с координатной плоскостью ценностей

Обсуждение полученных данных

1. Поиск новых знаний.

– Попробуем определить круг ценностей, которыми руководствуются в совей жизни представители города Калинова. При заполнении таблицы необходимо вспомнить, какое социальное сословие является подавляющим в пьесе, какой свод законов и правил регламентирует их жизнь. Обратите внимание на то, как персонажи относятся к церкви, как часто они говорят о Боге, о грехе; помогают ли они бедным, думают ли о семье. Ответьте на вопрос, о чем мечтает большинство героев пьесы.

– Можно ли сказать, что названные ценности являются общепринятыми, вечными, незыблемыми?

– Одинаково ли значимы перечисленные ценности для всех героев пьесы? Одинаково ли они воспринимают эти ценности?

– Конкретизируйте, как понимает нравственные ценности каждый герой.

1 группа: Катерина и Кабаниха;

2 группа: Дикой, Борис и Тихон;

3 группа: Варвара и Кудряш.

– Совместимы ли ценности во внутреннем мире каждого героя? Какие из этих ценностей вступают в конфликт? К чему ведет этот конфликт?

3) Аналитическая беседа.

– Расположите героев произведения в координатных плоскостях в кругу ценностей в «идеале» персонажей (в мире их представлений и желаний). Как меняется «положение» героев в кругу ценностей в финале пьесы (в художественной действительности).

– Почему вы расположили героев именно так? Докажите свое мнение. Какие нравственные нормы нарушает каждый из персонажей?

Обучающиеся осмысливают проблему. Анализируют текст (в малых группах).

Анализируют текст, доказывают свою точку зрения.

Рефлексия.

Формировать собственное отношение студентов к поставленной проблеме, художественному тексту, современной действительности

Развитие критического мышления через чтение и письмо: организация самостоятельной творческой работы (ответы на проблемные вопросы, синквейн)

– Поразмышляйте над такими вопросами:

· Нравственный конфликт – это конфликт внешний или внутренний?

· Какие нравственные проблемы затрагивает А.Н. Островский в пьесе «Гроза»?

· Можно ли сказать, что драматург в «Грозе» изображает «падение нравов»? Почему, по-вашему мнению, он делает это? Обоснуйте свой ответ.

Запишите свои мысли.

2) Синквейн.

(1 строка – 3 существительных-синонима к понятию «нравственность; 2 строка – 3 прилагательных, характеризующих рассматриваемое понятие, 3 строка – 3 глагола; 4 строка – синоним смысла понятия в одной фразе; 5 строка – синоним смысла в одной фразе).

Каждый студент приходит к индивидуальному осмыслению данной философской категории. Например:

Нравственность

Закон, доброта, душа

Откровенный, отзывчивый, искренний

Жить, чувствовать, быть лучше

Залог счастья Человека

Нравственность

Чистота, духовность, ограничение

Духовный, открытый людям, требовательный к себе

Жить, делать добро, думать

Жить в гармонии с собой

Гармоничная Личность

Нравственность

Честность, испытание, твердость

Сердечный, моральный, добродетельный

Наставляет, помогает, жертвует

Внутренний мир человека

3) Аналитическая беседа.

– Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как он соотносится с содержанием занятия?

– Проблемы нравственности поднимал в своих произведениях английский писатель У. Шекспир в XIV веке, французский писатель Л Вовенарг в XVIII веке, А.Н. Островский в XIX веке. Актуальны ли эти вопросы сейчас. В чем актуальность пьесы в наши дни? Запишите свои мысли, аргументируйте их.

– Вернемся к «песочным часам». Заполните нижний треугольник: напишите, какие результаты вы получили, что узнали.

Индивидуальные письменные ответы на проблемные вопросы

Обсуждение результатов Синквейна

Индивидуальные письменные ответы на поставленную проблему об актуальности нравственных ценностей в нашей жизни

Домашнее задание.

Обеспечение понимания цели домашнего задания. Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания.

Посмотреть видеозапись спектакля «Гроза» (Магнитогорский драматический театр им. А. С. Пушкина). Сравнить замысел А.Н. Островского и авторское решение режиссера-постановщика спектакля.

Самоосмысление способов выполнения домашнего задания.


Ф.И.О. студента

Быть или не быть? Делать или не делать?

Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»


Люк Вовенарг

Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. («).

Нравственность Википедия ).

Нравственность «Психология» В. Старковского ).

Нравственность – это вечная попытка примирения наших личных потребностей. (И. Гёте) .

Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений. (П. Гольбах).

Нравственно только то, что совпадает с вашим чувством красоты и идеалом, в котором вы ее воплощаете. (Ф.М. Достоевский).

В конечном счете, основой всех человеческих ценностей служит нравственность . (А. Эйнштейн) .

Пользуясь словарными статьями, высказываниями известных людей, эпиграфом к уроку, опираясь на собственный опыт, дайте определение понятию «нравственность».

Нравственность

________________________________________________________________________

Нравственные ценностей жителей города Калинова

Катерина

Кабаниха

Дикой

Борис

Тихон

Варя, Кудряш

Общий круг ценностей горожан

Круг ценностей персонажа


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Актуальность пьесы А.Н. Островского «Гроза» в современном мире заключается в том, что_______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема учебного занятия Быть или не быть? Делать или не делать? Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Дидактическая цель : формирование навыка анализа художественного текста, работы с драматическими образами; расширение представлений об актуальности классических произведений.

Развивающая цель : совершенствование умения сопоставлять факты, логически рассуждать и выражать свои мысли, делать выводы; расширение словарного запаса; развитие языкового чутья и культуры речи; развитие творческих способностей.

Воспитательная цель : совершенствовать представления студентов о нравственных ценностях; формировать уважительное отношение студентов к чужому мнению.

Организационная форма проведения занятия : «Продвинутая лекция» (Технология развития критического мышления через чтение и письмо)

Методическая цель : показать комплекс подходов, приемов и средств, возможных при работе с художественным материалом

Методическое обеспечение урока : раздаточный материал (макет «продвинутой лекции»; текст пьесы А.Н. Остросского «Гроза»); мультимедиапроектор + презентация.

Межпредметные связи

Внутрипредметные связи

Ход урока

Этап

занятия

Дидактические задачи этапа занятия

Методы и принципы обучения

Деятельность преподавателя

Рефлексивная деятельность студентов

I. Организационный этап занятия

Подготовка студентов к работе на занятии

Предъявление единых педагогических требований:

Приветствие;

Выявление отсутствующих на уроке;

Проверка внешнего вида (соответствие требованиям внутреннего распорядка колледжа).

Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке на занятие. Приводят в соответствие с требованиями внешний вид, рабочее место.

Психологическая установка на восприятие материала занятия

Организация внимания и готовности к уроку (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте).

Готовятся к восприятию темы занятия.

II . Этапы продвижения в проблеме.

Подготовка к основному этапу занятия.

  1. Вызов

Вызывать интерес к теме, актуализировать имеющиеся знания студентов и структурировать процесс дальнейшего изучения проблемы

Развитие критического мышления через чтение и письмо:

Прием «песочные часы»; аналитическая беседа

1. Выдвижение цели лектором и слушателями (предполагает индивидуальную работу студентов с материалом) .

1) Аналитическая беседа .

– Посмотрите на тему нашего урока: «Быть или не быть? Делать или не делать? Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского „Гроза”». Какие вопросы она у вас вызывает? Что вы хотели бы узнать по обозначенной проблеме? Ответы на эти вопросы запишите в верхней части «песочных часов».

2) Определение контекста понимания проблемы, темы, понятия.

Репродуктивная беседа (актуализация опорных знаний + создание ситуации успеха).

– Какой литературный персонаж задавался вопросом «быть или не быть?» В чем сомневался он? Какой выбор герой делал? Можно ли считать этот вопрос началом нравственного конфликта Гамлета?

– Посмотрите на эпиграф к уроку: « Правила нравственности, как и люди, меняются с каждым поколением: они подсказаны то добродетелью, то пороком» (Люк Вовенарг, французский писатель 1715 – 1747 гг.) . Как вы понимаете этот эпиграф? Согласны ли вы с приведенным высказыванием? Докажите свою точку зрения.

3) Построение гипотезы своего понимания.

– Посмотрим, как понимали «нравственность» в разные времена. В «модели лекции» приведены определения нравственности. Подчеркните в них те слова, которые кажутся вам наиболее значимыми. Опираясь на приведенный материал и собственный опыт, дайте свое определение понятию «нравственность».

Работа с темой урока и «песочными часами» (макет «Продвинутой лекции»)

Работа с литературным контекстом, выявление круга актуальных для классической литературы и современного мира проблем.

Работа в макете лекции с определениями понятия «нравственность». Творческое осмысление данного понятия и поиск собственных смыслов.

2 Осмысление.

Обеспечение самоосмысления через постановку цели.

Развитие критического мышления через чтение и письмо: анализ художественного текста, заполнение сравнительной таблицы « Нравственные ценностей жителей города Калинова»

Работа с координатной плоскостью ценностей

Обсуждение полученных данных

1. Поиск новых знаний.

1) Аналитическая беседа с заполнением первой строки таблицы «Нравственные ценности жителей города Калинова».

– Попробуем определить круг ценностей, которыми руководствуются в совей жизни представители города Калинова. При заполнении таблицы необходимо вспомнить, какое социальное сословие является подавляющим в пьесе, какой свод законов и правил регламентирует их жизнь. Обратите внимание на то, как персонажи относятся к церкви, как часто они говорят о Боге, о грехе; помогают ли они бедным, думают ли о семье. Ответьте на вопрос, о чем мечтает большинство героев пьесы.

– Можно ли сказать, что названные ценности являются общепринятыми, вечными, незыблемыми?

– Одинаково ли значимы перечисленные ценности для всех героев пьесы? Одинаково ли они воспринимают эти ценности?

2) Самостоятельная работа студентов в группах (заполнение второй строки таблицы).

– Конкретизируйте, как понимает нравственные ценности каждый герой.

1 группа: Катерина и Кабаниха;

2 группа: Дикой, Борис и Тихон;

3 группа: Варвара и Кудряш.

– Совместимы ли ценности во внутреннем мире каждого героя? Какие из этих ценностей вступают в конфликт? К чему ведет этот конфликт?

3) Аналитическая беседа.

– Расположите героев произведения в координатных плоскостях в кругу ценностей в «идеале» персонажей (в мире их представлений и желаний). Как меняется «положение» героев в кругу ценностей в финале пьесы (в художественной действительности).

– Почему вы расположили героев именно так? Докажите свое мнение. Какие нравственные нормы нарушает каждый из персонажей?

2. Обогащение представлений о качественных характеристиках понятия, проблемы.

Обучающиеся осмысливают проблему. Анализируют текст (в малых группах).

Анализируют текст, доказывают свою точку зрения.

Рефлексия.

Формировать собственное отношение студентов к поставленной проблеме, художественному тексту, современной действительности

Развитие критического мышления через чтение и письмо: организация самостоятельной творческой работы (ответы на проблемные вопросы, синквейн)

1) Индивидуальное письменное осмысление проблемы, поднимаемой А.Н. Островским. Проблемная беседа

– Поразмышляйте над такими вопросами:

  • Нравственный конфликт – это конфликт внешний или внутренний?
  • Какие нравственные проблемы затрагивает А.Н. Островский в пьесе «Гроза»?
  • Можно ли сказать, что драматург в «Грозе» изображает «падение нравов»? Почему, по-вашему мнению, он делает это? Обоснуйте свой ответ.

Запишите свои мысли.

2) Синквейн.

Студентам предлагается написать пятистрочие к понятию «нравственность» (1 строка – 3 существительных-синонима к понятию «нравственность; 2 строка – 3 прилагательных, характеризующих рассматриваемое понятие, 3 строка – 3 глагола; 4 строка – синоним смысла понятия в одной фразе; 5 строка – синоним смысла в одной фразе).

Каждый студент приходит к индивидуальному осмыслению данной философской категории. Например:

Нравственность

Закон, доброта, душа

Откровенный, отзывчивый, искренний

Жить, чувствовать, быть лучше

Залог счастья Человека

Счастье

Нравственность

Чистота, духовность, ограничение

Духовный, открытый людям, требовательный к себе

Жить, делать добро, думать

Жить в гармонии с собой

Гармоничная Личность

Нравственность

Честность, испытание, твердость

Сердечный, моральный, добродетельный

Наставляет, помогает, жертвует

Внутренний мир человека

Жизнь

3) Аналитическая беседа.

– Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как он соотносится с содержанием занятия?

Письменное осмысление проблемы.

– Проблемы нравственности поднимал в своих произведениях английский писатель У. Шекспир в XIV веке, французский писатель Л Вовенарг в XVIII веке, А.Н. Островский в XIX веке. Актуальны ли эти вопросы сейчас. В чем актуальность пьесы в наши дни? Запишите свои мысли, аргументируйте их.

– Вернемся к «песочным часам». Заполните нижний треугольник: напишите, какие результаты вы получили, что узнали.

(В финале урока «модели лекций» собираются преподавателем и анализируются. Каждый студент получает оценку).

Индивидуальные письменные ответы на проблемные вопросы

Обсуждение результатов Синквейна

Индивидуальные письменные ответы на поставленную проблему об актуальности нравственных ценностей в нашей жизни

Домашнее задание.

Обеспечение понимания цели домашнего задания. Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания.

Посмотреть видеозапись спектакля «Гроза» (Магнитогорский драматический театр им. А. С. Пушкина). Сравнить замысел А.Н. Островского и авторское решение режиссера-постановщика спектакля.

Самоосмысление способов выполнения домашнего задания.

Ф.И.О. студента

Быть или не быть? Делать или не делать?

Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Правила нравственности, как и люди, меняются с каждым поколением: они подсказаны то добродетелью, то пороком

Люк Вовенарг

Прочитайте предложенные определения понятия «нравственность», подчеркните в них ключевые слова.

Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. (« Толковый словарь» С. И. Ожегова ).

Нравственность – это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле (Википедия ).

Нравственность – самый тонкий, сугубо личный поведенческий кодекс, определяемый мерой самокритичности и совестливости человека, основанный на нравственной ответственности перед самим собой («Психология» В. Старковского ).

Нравственность – это вечная попытка примирения наших личных потребностей. (И. Гёте) .

Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений. (П. Гольбах).

Нравственно только то, что совпадает с вашим чувством красоты и идеалом, в котором вы ее воплощаете. (Ф.М. Достоевский).

В конечном счете, основой всех человеческих ценностей служит нравственность . (А. Эйнштейн) .

Пользуясь словарными статьями, высказываниями известных людей, эпиграфом к уроку, опираясь на собственный опыт, дайте определение понятию «нравственность».

Нравственность – это _____________________________________________________________________

+ + + +

- - - -

Нравственный конфликт – это конфликт внешний или внутренний? Какие нравственные проблемы затрагивает А.Н. Островский в своей пьесе? Можно ли сказать, что он изображает «падение нравов», исчезновение нравственности? Как вы думаете, с какой целью драматург это делает?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Актуальность пьесы А.Н. Островского «Гроза» в современном мире заключается в том, что_______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Художественное произведение лишь тогда становиться актуальным и близким, если полно и ярко отражает проблемы действительности. Таковы пьесы А.Н.Островского. Характеры его героев целостны и реалистичны, их поступки не спонтанны, они становятся следствием жизненных обстоятельств. Основой для интриги многих пьес драматурга стало противостояние «правильного и неправильного». Что есть добродетель, а что грех? Где граница между свободой выбора и попранием общественных норм?

Человек, по Островскому, живет как бы в двух измерениях: быт, семья,

Где его не видят посторонние, и общественная жизнь, где создаются иллюзии.

Таков уклад быта Кабанихи (пьеса «Гроза»). Тирания черствой фанатички, которая твердо держит в своих руках судьбы всех домочадцев, не знает предела. Старые устои (а они призваны блюсти нравственность!) лишь душат молодое поколение. Мать постоянными нравоучениями делает жизнь сына тусклой и несчастной. Дочь сознательно идет на нарушение норм морали, не чувствуя угрызений совести.

Мать из пьесы «Бесприданница» любит броскую, веселую жизнь. Она торгует своими дочерьми, пытаясь выгодно выдать их замуж, ничуть не заботясь о чувствах.

Помещица

Раиса Гурмыжская (пьеса «Лес»), стараясь соблюдать внешние приличия, ведет аморальный образ жизни: тратит состояние на любовников, но при этом черства и скупа в отношении родственников.

А что же новое поколение? Куда ведет его протест против отживших норм? В «Грозе» Катерина погибает. Что это – наказание за прелюбодеяние или неготовность общества принять новые веяния? В данном контексте остро стоит проблема греха. Душа Катерины, свободолюбивая, творческая, неудержимая не может жить в неволе. Она стремиться к запретному счастью, чувствуя и понимая неправильность своего поступка. Как жить, казня себя за измену, видя порицание окружающих? И разве можно построить счастье на несчастье того же Тихона?

А вот Карандышев (пьеса «Бесприданница») не стесняется самоутверждаться за счет других. Его чувства лишены тепла, они разрушительны, поскольку зиждутся на выгоде. Бесприданница Лариса, запутавшаяся в своем стремлении выйти замуж по любви, но любящая красивую жизнь, как и Катерина, погибает.

Что же общего у всех этих людей: таких разных в своих порывах? Объединяет их эпоха с ее ложными идеалами, устаревшими правилами, изжившими себя устоями. И судьба запутавшегося человека, пытающегося жить в ладу с общественными нормами, своими желаниями и собственной совестью. Поднятые А.Островским общечеловеческие проблемы делают его пьесы острыми и актуальными даже в наши дни.

Размышления о нравственной грани проблемы взаимоотношений между поколениями (по драме А.Н. Островского «Гроза»).

Нравственность - это те правила, которые определяют по­ведение людей. Поведение (действие) выражает внутреннее состояние человека, проявляющееся через его духовность (ин­теллект, развитость мысли) и жизнь души (чувство).

Нравственность в жизни старшего и младшего поколений связана с извечным законом преемственности. Молодые пере­нимают у стариков жизненный опыт и традиции, а мудрые старшие учат молодых жизненным правилам - «уму-разуму». Однако молодым свойственны смелость мысли, непредвзятый, без ссылок на устоявшееся мнение взгляд на вещи. Именно из-за этого часто между ними возникают конфликты, несоединение мнений.

Поступки и жизненные оценки героев драмы А.Н. Остров­ского «Гроза» (1859) отражают их нравственность.

Представители купеческого сословия Дикой и Кабанова - те люди, чьё богатство и значимость среди жителей города Калинова определяют их высокое положение. Окружающие чувствуют на себе силу их влияния, и эта сила способна сло­мать волю зависимых людей, унизить несчастных, осознать собственную ничтожность в сравнении с «сильными мира сего». Поэтому Савёл Прокофьевич Дикой, «значительное лицо в го­роде», ни в ком не встречает противоречия. Он держит в трепете семью, которая в дни его гнева «по чердакам да по чуланам» прячется; любит нагнать страху на людей, которые «пикнуть» не смеют о жалованье; держит в чёрном теле племянника Бориса, ограбив их с сестрой, нагло присвоив их наследство; обличать, оскорбляя, смирного Кулигина.

Марфа Игнатьевна Кабанова, известная в городе набожно­стью и богатством, тоже имеет свои понятия о нравственности. Для неё стремление младшего поколения к «воле» преступно, потому что чего доброго и молодая жена сына, да и дочь, «девка», перестанут «бояться» и Тихона, и саму её, всесильную и непогрешимую. «Ничего не знают, никакого порядка», - гне­вается старуха. «Порядок» и «старина» - та основа, на которую опираются Дикие и Кабановы. Но их самодурство теряет уве­ренность в себе, оно не способно остановить развитие моло­дых сил. Новые понятия и отношения неотвратимо приходят в жизнь и теснят старые силы, изживающие себя нормы жизни и устоявшуюся мораль. Вот и Кулигин, наивный человек, хо­чет облагородить Калинов, построив громоотвод и солнечные часы. И смеет же он, дерзкий, читать стихи Державина, про­славляющие «ум», пред «его степенством», всесильным купцом, который на дружеской ноге с самим городничим, главой города. И молодая невестка Марфы Игнатьевны при прощании «кида­ется на шею мужу». А положено в ноги кланяться. Да и не хочет «выть» на крыльце - «людей смешить». И безропотный Тихон обвинит мать в смерти жены.

Самодурство, как утверждает критик Добролюбов, «враж­дебно естественным требованиям человечества… потому что в торжестве их видит приближение своей неминуемой гибели». «Дикие и Кабановы съёживаются и сокращаются» - это неиз­бежно.

Молодое поколение - это Тихон, Катерина, Варвара Каба­новы, это племянник Дикого Борис. У Катерины и её свекрови похожие понятия о нравственности младших членов семьи: они должны быть богобоязненными и почитать старших - это в традициях русской семьи. Но далее представления той и дру­гой о жизни, в их нравственных оценках, резко отличаются.

Воспитанная в обстановке патриархального купеческого дома, в условиях родительской любви, заботы и достатка, мо­лодая Кабанова имеет характер, «любящий, созидающий, иде­альный». Но в семье мужа пред ней встаёт грозное запрещение «своей волей жить», которое исходит от суровой и бездушной свекрови. Вот тогда требования «натуры», живого, естествен­ного чувства, приобретают над молодой женщиной непреодо­лимую власть. «Такая уж я зародилась, горячая», - говорит она о себе. Нравственность Катерины не руководствуется, по До­бролюбову, логикой и разумом. «Она странная, сумасбродная, с точки зрения окружающих», и, к счастью, гнёт свекрови с её деспотическим нравом не убил в героине желания «воли».

Воля - это и стихийный порыв («Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»), и желание кататься по Волге с пес­нями, обнявшись, и горячие молитвы, если душа просит обще­ния с богом, и даже потребность «в окно выброситься, в Волгу кинуться», если ей «опостынет» неволя.

Её чувство к Борису безудержно. Катериной управляют лю­бовь (он не такой, как все, - лучший!) и страсть («Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»). Но героиня, женщина с цельным, сильным характером, не приемлет ложь, и раздвоение чувств, притворство, она считает даже большим грехом, чем её собственное падение.

Чистота нравственного чувства и муки совести приводят её к раскаянию, публичному признанию и, как следствие, к са­моубийству.

Конфликт между поколениями из-за различных нравствен­ных оценок приобретает трагические черты, если заканчива­ется гибелью людей.

Здесь искали:

  • нравственные проблемы в пьесе островского гроза
  • Нравственная проблематика пьесы гроза
  • разум и чувства в пьесе гроза
Загрузка...