crimea-fun.ru

Первые рассказы максима горького. Краткая биография максима горького

Если спросить: "Что вы думаете о творчестве Алексея Горького?", то мало кто сможет дать ответ на этот вопрос. И не потому, что эти люди не читают, а из-за того, что не все знают и помнят, что это всем известный писатель Максим Горький. А если вы решите ещё сильнее усложнить задачу, то спросите о произведениях Алексея Пешкова. Тут точно только единицы вспомнят, что это настоящая фамилия Алексея Горького. Это был не просто литератор, но и активный Как вы уже поняли, речь пойдёт о поистине народном писателе - Максиме Горьком.

Детские и юношеские годы

Годы жизни Горького (Пешкова) Алексея Максимовича - 1868-1936. Они пришлись на важную историческую эпоху. Биография Алексея Горького богата событиями, начиная с самого его детства. Родным городом писателя является Нижний Новгород. Его отец, работал управляющим пароходной компании, он умер, когда мальчику было всего 3 года. После смерти мужа мать Алёши повторно вышла замуж. Её не стало, когда ему было 11 лет. Дальнейшим воспитанием маленького Алексея занимался дед.

Будучи 11-летним мальчиком, будущий писатель уже "ходил в люди" - зарабатывал на хлеб сам. Кем он только ни работал: был пекарем, работал рассыльным в магазине, посудомойщиком в буфете. В отличие от сурового дедушки, бабушка была доброй и верующей женщиной и прекрасной рассказчицей. Именно она привила Максиму Горькому любовь к чтению.

В 1887 г. писатель попытается совершить самоубийство, которое он свяжет с тяжёлыми переживаниями, вызванными известиями о бабушкиной смерти. К счастью, он остался жив - пуля не попала в сердце, но повредила лёгкие, что стало причиной проблем с работой дыхательной системы.

Жизнь у будущего писателя была непростой, и он, не выдержав, сбежал из дома. Мальчик много бродил по стране, видел всю правду жизни, но удивительным образом смог сохранить веру в идеального Человека. Он опишет свои детские годы, жизнь в доме дедушки в "Детстве" - первой части своей автобиографичной трилогии.

В 1884 г. Алексей Горький пытается поступить в Казанский университет, но из-за своего финансового положения узнает, что это невозможно. В этот период будущий писатель начинает тяготеть к романтической философии, согласно которой, идеальный Человек не похож на Человека реального. Тогда же он знакомится с марксисткой теорией и становится сторонником новых идей.

Появление псевдонима

В 1888 г. писателя на небольшой промежуток времени арестовали за связь с марксистким кружком Н. Федосеева. В 1891 г. он решил начать странствие по России и в итоге смог дойти до Кавказа. Алексей Максимович постоянно занимался самообразованием, копил и расширял свои познания в разных областях. Соглашался он на любую работу и все свои впечатления бережно хранил, они потом появились в его самых первых рассказах. Впоследствии он назвал этот период "Моими университетами".

В 1892 г. Горький возвращается в родные места и делает первые шаги на литературном поприще как писатель в нескольких провинциальных изданиях. Впервые его псевдоним "Горький" появился в этом же году в газете "Тифлис", в которой был напечатан его рассказ "Макар Чудра".

Псевдоним был выбран не случайно: он намекал на "горькую" русскую жизнь и на то, что писатель будет писать только правду, какой бы горькой она ни была. Максим Горький видел жизнь простого народа и не мог со своим складом характера не замечать несправедливости, которая была со стороны богатых сословий.

Раннее творчество и успех

Алексей Горький активно занимался пропагандой, за что и находился под постоянным контролем органов полиции. С помощью В. Короленко в 1895 г. в крупнейшем российском журнале был напечатан его рассказ "Челкаш". Следом были напечатаны "Старуха Изергиль", "Песнь о Соколе", Они не были особенными с литературной точки зрения, но они удачно совпали с новыми политическими взглядами.

В 1898 г. вышел его сборник "Очерки и рассказы", который имел необыкновенный успех, и Максим Горький получает всероссийское признание. Пусть его рассказы не были высокохудожественными, но они изображали жизнь простого народа, начиная с самых его низов, что принесло Алексею Пешкову признание как единственного писателя, который пишет о низшем классе. В тот период он был популярен не меньше, чем Л. Н. Толстой и А. П. Чехов.

В период с 1904 по 1907 г. были написаны пьесы "Мещане", "На дне", "Дети солнца", "Дачники". Его самые ранние произведения не имели какой-либо социальной направленности, но персонажи имели свои типажи и особое отношение к жизни, что очень нравилось читателям.

Революционная деятельность

Писатель Алексей Горький был ярым сторонником марксисткой социал-демократии и в 1901 г. написал "Песнь о буревестнике", которая призывала к революции. За открытую пропаганду революционных действий он был арестован и выслан из Нижнего Новгорода. В 1902 г. Горький знакомится с Лениным, в этом же году его избрание в члены Императорской академии по разряду изящной словесности было отменено.

Писатель был и прекрасным организатором: с 1901 г. он был главой издательства "Знание", в котором печатались лучшие писатели того периода. Он поддержал революционное движение не только духовно, но и материально. Квартира писателя использовалась в качестве штаба для революционеров перед важными событиями. На его квартире в Петербурге даже выступал Ленин. После в 1905 г. Максим Горький из-за опасений ареста решил на время покинуть Россию.

Жизнь за границей

Алексей Горький отправился в Финляндию и уже оттуда - в Западную Европу и США, где собирал средства на борьбу большевиков. В самом начале его там встретили дружелюбно: писатель свёл знакомство с Теодором Рузвельтом и Марком Твеном. В Америке издаётся его известный роман "Мать". Однако позже американцы стали возмущаться его политическими акциями.

В период с 1906 по 1907 г. Горький жил на острове Капри, откуда продолжал поддерживать большевиков. В это же время он создаёт особую теорию "богостроительство". Смысл был в том, что нравственные и культурные ценности гораздо важнее политических. Эта теория легла в основу романа "Исповедь". Хотя Ленин отверг эти убеждения, писатель продолжал их придерживаться.

Возвращение в Россию

В 1913 г. Алексей Максимович возвращается на Родину. Во время Первой мировой войны он потерял веру в могущество Человека. В 1917 г. его отношения с революционерами ухудшаются, он разочаровывается в вождях революции.

Горький понимает, что все его попытки спасти интеллигенцию не встречают отклика у большевиков. Но после в 1918 г. признаёт свои убеждения ошибочными и возвращается к большевикам. В 1921 г., несмотря на личную встречу с Лениным, ему не удаётся спасти от расстрела своего друга, поэта Николая Гумилёва. После этого он покидает большевистскую Россию.

Повторная эмиграция

В связи с усилением приступов туберкулёза и по Ленина Алексей Максимович уезжает из России в Италию, в город Сорренто. Там он и завершает свою автобиографическую трилогию. В эмиграции автор находится до 1928 г., но продолжает сохранять контакты с Советским Союзом.

Он не оставляет писательскую деятельность, но пишет уже в соответствии с новыми литературными веяниями. Вдали от Родины им был написан роман "Дело Артамоновых", рассказы. Было начато обширное произведение "Жизнь Клима Самгина", которое писатель не успел закончить. В связи со смертью Ленина Горький пишет книгу воспоминаний о вожде.

Возвращение на Родину и последние годы жизни

Алексей Горький несколько раз приезжал в Советский Союз, но там не оставался. В 1928 г. во время поездки по стране ему показали "парадную" сторону жизни. Восхищённый писатель написал очерки о Советском Союзе.

В 1931 г. по личному приглашению Сталина он возвращается в СССР навсегда. Алексей Максимович продолжает писать, но в своих произведениях он восхваляет образ Сталина и всего руководства, не упоминая про многочисленные репрессии. Конечно, такое положение вещей не устраивало писателя, но в то время заявлений, противоречащих власти, не терпели.

В 1934 г. умирает сын Горького, а 18 июня 1936 г. при невыясненных до конца обстоятельствах умирает Максим Горький. В последний путь народного писателя провожало всё руководство страны. Урна с его прахом была захоронена в Кремлёвской стене.

Особенности творчества Максима Горького

Его творчество уникально тем, что именно в период краха капитализма он смог очень ярко передать состояние общества через описание простых людей. Ведь никто до него не описывал с такой подробностью жизнь низших слоёв общества. Именно эта неприкрытая правда жизни рабочего класса снискала ему народную любовь.

Его вера в человека прослеживается в ранних его произведениях, он считал, что человек может с помощью своей духовной жизни совершить революцию. Максим Горький сумел сочетать горькую правду с верой в нравственные ценности. И именно это сочетание делало его произведения особенными, героев - запоминающимися, а самого Горького сделало писателем рабочих.

Родился 16 марта 1868 года в г. Нижний Новгород в небогатой семье столяра. Настоящее имя Максима Горького - Алексей Максимович Пешков. Родители его рано умерли, и маленький Алексей остался жить с дедом. Наставницей же в литературе стала его бабушка, которая и провела внука в мир народной поэзии. Он написал о ней кратко, но с большой нежностью: «В те годы я был наполнен стихами бабушки, как улей мёдом; кажется, я и думал в формах её стихов».

Детство Горького прошло в жестких, тяжелых условиях. С ранних лет будущий писатель был вынужден заниматься подработками, зарабатывая на жизнь чем только придется.

Обучение и начало литературной деятельности

В жизни Горького всего два года были посвящены учебе в Нижегородском училище. Затем из-за бедности он пошел работать, но постоянно занимался самообучением. 1887 год был одним из самых трудных в биографии Горького. Из-за навалившихся бед он пытался покончить с собой, тем не менее, выжил.

Путешествуя по стране, Горький пропагандировал революцию, за что был взят под надзор полиции, а затем впервые арестован в 1888 году.

Первый напечатанный рассказ Горького «Макар Чудра» вышел в 1892 году. Затем, опубликованные в 1898 году сочинения в двух томах «Очерки и рассказы», принесли писателю известность.

В 1900-1901 годах пишет роман «Трое», знакомится с Антоном Чеховым и Львом Толстым.

В 1902 году ему было присвоено звание члена Императорской академии наук, однако по приказу Николая II вскоре признано недействительным.

К известным произведениям Горького относятся: рассказ «Старуха Изергиль», пьесы «Мещане» и «На дне», повести «Детство» и «В людях», роман «Жизнь Клима Самгина», который автор так и не закончил, а также многие циклы рассказов.

Горький также писал сказки для детей. Среди них: «Сказка про Иванушку-дурачка», «Воробьишко», «Самовар», «Сказки об Италии» и другие. Вспоминая о своем трудном детстве, Горький уделял особое внимание детям, организовывал праздники для детей из бедных семей, выпускал детский журнал.

Эмиграции, возвращение на Родину

В 1906 году в биографии Максима Горького произошел переезд в США, затем в Италию, где он прожил до 1913 года. Даже там творчество Горького защищало революцию. Вернувшись в Россию, он останавливается в Петербурге. Тут Горький работает в издательствах, занимается общественной деятельностью. В 1921 году из-за обострившейся болезни, по настоянию Владимира Ленина и разногласий с властью вновь уезжает за границу. В СССР писатель окончательно возвращается в октябре 1932 года.

Последние годы

На родине он продолжает активно заниматься писательством, выпускает газеты и журналы.

Умер Максим Горький 18 июня 1936 года в поселке Горки при загадочных обстоятельствах. Ходили слухи, что причиной его смерти стало отравление и многие в этом обвиняли Сталина. Однако эта версия так и не подтвердилась.

Горький Максим, русский писатель, публицист, общественный деятель

В литературу ему помог войти В.Г. Короленко. В 1892 Горький впервые выступил в печати с рассказом «Макар Чудра». С этого момента начал систематически заниматься литературным трудом. Большой резонанс имел сборник «Очерки и рассказы». В романе «Мать» сочувственно показал нарастание революционного движения в России. В пьесе «На дне» поставил вопрос о свободе и назначении человека.

Многие произведения писателя становились литературной сенсацией: автобиографический триптих «Детство», «В людях», «Мои университеты»; пьеса «Егор Булычов и другие», незавершённый роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина».

За границей и после возвращения в Россию Горький оказывал большое влияние на формирование идейно-эстетических принципов советской литературы, в том числе теории социалистического реализма.

Максим Горький - выдающийся русский писатель, мыслитель, драматург и прозаик. Он также считался родоначальником советской литературы. Родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра. Довольно рано остался без родителей и был воспитан деспотичным по натуре дедом. Образование мальчика продлилось всего два года, после чего он должен был бросить учебу и пойти на заработки. Благодаря способности к самообразованию и блестящей памяти ему удалось все же приобрести знания в разных областях.

В 1884 году будущий писатель безуспешно пытался поступить в Казанский университет. Здесь же он познакомился с марксистским кружком и увлекся пропагандистской литературой. Через несколько лет он был арестован за связь с кружком, а затем направлен сторожем на железную дорогу. Про жизнь в этот период он позже напишет автобиографичный рассказ «Сторож».

В начале XX века произошло знакомство с Чеховым и Толстым, а также вышел в свет роман «Трое». В этот же период Горький увлекся драматургией. Вышли в свет пьесы «Мещане» и «На дне». В 1902 году его избирают в почетные академики Императорской АН. Наряду с литературной деятельностью до 1913 года он работает в издательстве «Знание». В 1906 году Горький выезжает за границу, где создает сатирические очерки о французской и американской буржуазии. На итальянском острове Капри писатель провел 7 лет для лечения развившегося туберкулеза. В этот период он написал «Исповедь», «Жизнь ненужного человека», «Сказки об Италии».

Второй отъезд за границу произошел в 1921 году. Он был связан с возобновлением болезни и с обострением разногласий с новой властью. На протяжении трех лет Горький жил в Германии, Чехии и Финляндии. С 1924 году переехал в Италию, где опубликовал свои воспоминания о Ленине. В 1928 году по приглашению Сталина писатель посещает родину. В 1932 году он окончательно возвращается в СССР. В этот же период он работает над романом «Жизнь Клима Самгина», который так и не был дописан. В мае 1934 года неожиданно умер сын писателя - Максим Пешков. Сам Горький пережил сына всего на два года. Он умер 18 июня 1936 года в Горках. Прах писателя был помещен в Кремлёвской стене.

Источники: all-biography.ru, citaty.su, homeworkapple.ucoz.org, www.sdamna5.ru, vsesochineniya.ru

Апата - богиня обмана

Религии античного мира

Ладья вечности. Загробный мир у Египтян.

Оборотни в современном мире

Александр Блок - биография

Сын юриста и профессора Варшавского университета А.Л. Блока и переводчицы А.А. Бекетовой. Ранние годы провел в доме деда и...

Санкт-Петербург - уникальный город

Санкт-Петербург считается самым романтичным городом России. Его история необычна, он воспет многими великими поэтами. Побывав там раз, непременно захочется вернуться снова. ...

Почему болит живот у вашего ребенка?

Жизнь современного человека настолько быстра, что порой не хватает времени на полноценное питание. Приходиться довольствоваться перекусами, и то, не всегда...

Одноколесный электровелосипед

Автопроизводитель Honda представил компактное транспортное средство U3-X. Уникальный одноколесный электровелосипед может перемещать человека в любом направлении: вперед, назад, вбок, ...

Падение Римской империи

Происходившее в 5-7 веке Великое переселение народов. сыграло огромнейшую роль в падении Римской Империи. С Китая на запад двинулись...

(Алексей Максимович Пешков) родился в марте 1868 г. в Нижнем Новгороде в семье столяра. Начальное образование он получил в Слободско-Кунавинском училище, которое окончил в 1878 г. С этого времени началась для Горького трудовая жизнь. В последующие годы он сменил множество профессий, объехал и обошел половину России. В сентябре 1892 г., когда Горький жил в Тифлисе, в газете«Кавказ» был опубликован его первый рассказ «Макар Чудра». Весной 1895 г. Горький, переехав в Самару, стал сотрудником «Самарской газеты», в которой вел отделы ежедневной хроники «Очерки и наброски» и «Между прочим» . В том же году появились такие его известные рассказы, как «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Однажды осенью», «Дело с застежками» и другие, а в одном из номеров «Самарской газеты» была напечатана знаменитая «Песня о Соколе». Фельетоны, очерки и рассказы Горького вскоре обратили на себя внимание. Его имя стало известно читателям, силу и легкость его пера оценили собратья-журналисты.


Переломный этап в судьбе писателя Горького

Переломным в судьбе Горького стал 1898 г., когда отдельным изданием вышли два тома его сочинений. Рассказы и очерки, печатавшиеся до этого в различных провинциальных газетах и журналах, впервые были собраны вместе и стали доступны массовому читателю. Издание имело чрезвычайный успех и мгновенно разошлось. В 1899 г. точно так же разошлось новое издание в трех томах. В следующем году начали печататься собрания сочинений Горького. В 1899 г. появилась его первая повесть «Фома Гордеев», также встреченная с необычайным воодушевлением. Это был настоящий бум. За считанные годы Горький превратился из никому неведомого писателя в живого классика, в звезду первой величины на небосклоне русской литературы. В Германии сразу шесть издательских фирм взялись переводить и издавать его сочинения. В 1901 г. появились роман «Трое» и «Песня о Буревестнике ». Последняя была немедленно запрещена цензурой, однако это нисколько не помешало ее распространению. По свидетельству современников, «Буревестника» перепечатывали в каждом городе на гектографе, на пишущих машинках, переписывали от руки, читали на вечерах среди молодежи и в рабочих кружках. Многие люди знали ее наизусть. Но подлинно мировая слава пришла к Горькому после того, как он обратился к театру . Первая его пьеса «Мещане» (1901), поставленная в 1902 г. Художественным театром, шла потом во многих городах. В декабре 1902 г. состоялась премьера новой пьесы «На дне », которая имела у зрителей совершенно фантастический, невероятный успех. Постановка ее МХАТом вызвала целую лавину восторженных откликов. В 1903 г. началось шествие пьесы по сценам театров Европы. С триумфальным успехом она шла в Англии, Италии, Австрии, Голландии, Норвегии, Болгарии и Японии. Горячо встретили «На дне» в Германии. Только театр Рейнгардта в Берлине при полном аншлаге сыграл ее более 500 раз!

Секрет успеха молодого Горького

Секрет исключительного успеха молодого Горького объяснялся прежде всего его особым мироощущением. Как и все великие писатели, он ставил и решал «проклятые» вопросы своего века, но делал это по-своему, не так, как другие. Главное различие заключалось даже не столько в содержании, сколь­ко в эмоциональной окраске его сочинений. Горький пришел в литературу в тот момент, когда обозначился кризис старого критического реализма и начали изживать себя темы и сюжеты великой литературы XIX в. Трагическая нота, всегда присутствовавшая в произведениях знаменитых русских классиков и придававшая их творчеству особый - скорбный, страдальческий привкус, уже не пробуждала в обществе прежнего подъема, а вызывала лишь пессимизм. Русскому (да и не только русскому) читателю приелось переходящее со страниц одного произведения в другое изображение Страдающего Человека, Униженного Человека, Человека, Которого Надо Жалеть. Ощущалась настоятельная потребность в новом положительном герое, и Горький был первым, кто откликнулся на нее - вывел на страницах своих рассказов, повестей и пьес Человека-Борца , Человека, способного Одолеть Зло Мира . Его бодрый, вселяющий надежду голос громко и уверенно зазвучал в спертой атмосфере российского безвременья и скуки, общую тональность которой определяли произведения вроде «Палаты № 6» Чехова или «Господ Головлевых» Салтыкова-Щедрина. Неудивительно, что героический пафос таких вещей, как «Старуха Изергиль» или «Песня о Буревестнике», был подобен для современников глотку свежего воздуха.

В старом споре о Человеке и его месте в мире Горький выступил как горячий романтик. Никто в русской литературе до него не создавал такого страстного и возвышенного гимна во славу Человека. Ибо во Вселенной Горького совсем нет Бога, всю ее занимает Человек, разросшийся до кос­мических масштабов. Человек, по Горькому, это - Абсолютный дух, кото­рому следует поклоняться, в которого уходят и из которого берут начало все проявления бытия. («Человек - вот правда! - восклицает один из его героев. - ...Это огромно! В этом - все начала и концы... Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит... гордо!») Впрочем, изображая в ранних своих творениях «выламывающегося» Человека, Человека, порывающего с мещанской средой, Горький еще не до конца сознавал ко­нечную цель этого самоутверждения. Напряженно размышляя над смыслом жизни, он поначалу отдал дань учению Ницше с его прославлением «сильной личности», но ницшеанство не могло всерьез удовлетворить его. От прославления Человека Горький пришел к идее Человечества. Под этим он понимал не просто идеальное, благоустроенное общество, объединяю­щее всех людей Земли на пути к новым свершениям; Человечество представлялось ему как единое надличностное существо, как «коллективный разум», новое Божество, в котором окажутся интегрированы способности многих отдельных людей. Это была мечта о далеком будущем, начало которому надо было положить уже сегодня. Наиболее полное ее воплощение Горький нашел в социалистических теориях.

Увлечение Горького революцией

Увлечение Горького революцией логично вытекало как из его убеждений, так и из отношений его с российскими властями, которые не могли оставаться хорошими. Произведения Горького революционизировали общество силь­нее любых зажигательных прокламаций. Поэтому не удивительно, что у него было много недоразумений с полицией. События Кровавого воскресенья, происходившие на глазах писателя, побудили его написать гневное обраще­ние «Ко всем русским гражданам и общественному мнению европейских государств». «Мы заявляем, - говорилось в нем, - что далее подобный порядок не должен быть терпим, и приглашаем всех граждан России к немедленной и упорной борьбе с самодержавием». 11 января 1905 г. Горький был арестован, а на следующий день заключен в Петропавловскую крепость. Но известие об аресте писателя вызвало такую бурю протестов в России и за рубежом, что игнорировать их было никак нельзя. Через месяц Горького отпустили под крупный денежный залог. Осенью того же года он вступил в члены РСДРП, каковым оставался до 1917 г.

Горький в эмиграции

После подавления декабрьского вооруженного восстания, которому Горький открыто сочувствовал, ему пришлось эмигрировать из России. По заданию ЦК партии он отправился в Америку для сбора путем агитации денег в кассу большевиков. В США он закончил «Врагов» - самую революционную из своих пьес. Здесь же в основном был написан роман «Мать», задумывавшийся Горьким как своего рода Евангелие социализма. (Роман этот, имеющий центральной идеей воскресение из мрака человеческой души, наполнен христианской символикой: по ходу действия многократно обыгрывается аналогия между революционерами и апостолами первоначального христианства; друзья Павла Власова сливаются в грезах его матери в образ коллективного Христа, причем сын оказывается в центре, сам Павел ассоциируется с Христом, а Ниловна - с Богоматерью, которая жертвует сыном ради спасения мира. Центральный эпизод романа - первомайская демонстрация в глазах одного из героев превращается в «в крестный ход во имя Бога Нового, Бога света и правды, Бога разума и добра». Путь Павла, как известно, кончается крестной жертвой. Все эти моменты были глубоко продуманы Горьким. Он был уверен, что в приобщении народа к социалистическим идеям очень важен элемент веры (в статьях 1906 г. «О евреях» и «О Бунде» он прямо писал, что социализм - это «религия масс»). Один из важных моментов мировоззрения Горького состоял в том, что Бог создается людьми, придумывается, конструируется ими, чтобы заполнить пустоту сердца. Таким образом, старые боги, как это неоднократно бывало в мировой истории, могут умереть и уступить место новым, если народ поверит в них. Мотив богоискательства был повторен Горьким в написанной в 1908 г. повести «Исповедь». Ее герой, разочаровавшись в официальной религии, мучительно ищет Бога и находит его в слиянии с рабочим народом, который и оказывается, таким образом, истинным «коллективным Богом».

Из Америки Горький отправился в Италию и поселился на острове Капри. В годы эмиграции он написал «Лето» (1909), «Городок Окуров» (1909), «Жизнь Матвея Кожемякина» (1910), пьесу «Васса Железнова», «Сказки об Италии» (1911), «Хозяин» (1913), автобиографическую повесть «Детство» (1913).

Возвращение Горького в Россию

В конце декабря 1913 г., воспользовавшись всеобщей амнистией, объявленной по случаю 300-летия Романовых, Горький вернулся в Россию и поселился в Петербурге. В 1914 г. он основал свой журнал «Летопись» и издательство «Парус». Здесь в 1916 г. была опубликована его автобиографическая повесть «В людях» и цикл очерков «По Руси».

Февральскую революцию 1917 г. Горький принял всей душой, но к дальнейшим событиям, и в особенности к октябрьскому перевороту, его отношение было очень неоднозначным. Вообще мироощущение Горького после революции 1905 г. претерпело эволюцию и стало более скептическим. При всем том, что его вера в Человека и вера в социализм осталась неизменной, он испытывал сомнение в отношении того, что современный русский рабочий и современный русский крестьянин способны воспринять светлые социалистические идеи так, как должно. Уже в 1905 г. его поразил рев разбуженной народной стихии, вырвавшийся наружу сквозь все социальные запреты и грозивший потопить жалкие островки материальной культуры. Позже появилось несколько статей, определяющих отношение Горького к русскому народу. Большое впечатление на современников произвела его статья «Две души», появившаяся в «Летописях» в конце 1915 г. Отдавая в ней должное богатству души русского народа, Горький все же относился к его историческим возможностям с большим скепсисом. Русский народ, писал он, мечтателен, ленив, его бессильная душа может вспыхнуть красиво и ярко, но горит она недолго и быстро угасает. Посему русской нации обязательно необходим «внешний рычаг», способный сдвинуть ее с мертвой точки. Однажды роль «рычага» сыграл . Теперь пришла пора новых свершений, и роль «рычага» в них должна выполнить интеллигенция, прежде всего революционная, но также научно-техническая и творческая. Она должна принести в народ западную культуру и привить ему активность, которая убьет в его душе «ленивого азиата». Культура и наука были, по мысли Горького, как раз той силой (а интеллигенция - носителем этой силы), которая «позволит нам преодолеть мерзость жизни и неустанно, упрямо стремиться к справедливости, к красоте жизни, к свободе» .

Эту тему Горький развил в 1917-1918 гг. в своей газете «Новая жизнь», в которой опубликовал около 80 статей, объединенных потом в две книги «Революция и культура» и «Несвоевременные мысли». Суть его взглядов заключалась в том, что революция (разумное преобразование общества) должна в корне отличаться от «русского бунта» (бессмысленно его разрушающего). Горький был убежден, что страна сейчас не готова к созидательной социалистической революции, что сначала народ «должен быть прокален и очищен от рабства, вскормленного в нем, медленным огнем культуры».

Отношение Горького к революции 1917 года

Когда Временное правительство все-таки было свергнуто, Горький резко выступает против большевиков. В первые месяцы после октябрьского переворота, когда разнузданная толпа громила дворцовые погреба, когда совершались налеты и грабежи, Горький с гневом писал о разгуле анархии, об уничтожении культуры, о жестокости террора. В эти трудные месяцы отношения его с обострились до крайности. Последовавшие затем кровавые ужасы Гражданской войны произвели на Горького угнетающее впечатление и избавили его от последних иллюзий по отношению к русскому мужику. В книгу «О русском крестьянстве» (1922), вышедшую в Берлине, Горький включил много горьких, но трезвых и ценных наблюдений над отрицательными сторонами русского характера. Глядя правде в глаза, он писал: «Жестокость форм революции я объясняю исключительно жестокостью русского народа». Но из всех социальных слоев русского общества наиболее повинным в ней он считал крестьянство. Именно в крестьянстве писатель увидел источник всех исторических бед России.

Отъезд Горького на Капри

Между тем переутомление и дурной климат вызвали у Горького обострение туберкулеза. Летом 1921 г. он принужден был вновь уехать на Капри. Следующие годы были заполнены для него напряженным трудом. Горький пишет завершающую часть автобиографической трилогии «Мои Университеты» (1923), роман «Дело Артамоновых» (1925), несколько рассказов и первые два тома эпопеи «Жизнь Клима Самгина» (1927-1928) - поразительной по своему охвату картины интеллектуальной и социальной жизни России последних десятилетий перед революцией 1917 г.

Принятие Горьким социалистической действительности

В мае 1928 г. Горький вернулся в Советский Союз. Страна поразила его. На одном из собраний он признался: «Мне так кажется, что я в России не был не шесть лет, а по крайней мере двадцать». Он жадно стремился узнать эту незнакомую ему страну и тотчас начал ездить по Советскому Союзу. Итогом этих путешествий стала серия очерков «По Союзу Советов».

Работоспособность Горького в эти годы была поразительна. Кроме многосторонней редакторской и общественной работы, он много времени отдает публицистике (за последние восемь лет жизни им опубликовано около 300 статей) и пишет новые художественные произведения. В 1930 г. Горький задумал драматическую трилогию о революции 1917 г. Закончить он успел только две пьесы: «Егор Булычев и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933). Также неоконченным остался четвертый том «Самгина» (третий вышел в 1931 г.), над которым Горький работал в последние годы. Роман этот важен тем, что Горький прощается в нем со своими иллюзиями по отношению к русской интеллигенции. Жизненная катастрофа Самгина - это катастрофа всей русской интеллигенции, которая в переломный момент русской истории оказалась не готовой к тому, чтобы стать во главе народа и сделаться организующей силой нации. В более общем, философском, смысле это означало поражение Разума перед темной стихией Масс. Справедливое социалистическое общество, увы, не развилось (и не могло развиться - в этом Горький теперь был уверен) само собой из старого русского общества, так же как из старого Московского царства не могла родиться Российская империя. Для торжества идеалов социализма следовало применить насилие . Поэтому нужен был новый Петр.

Надо думать, сознание этих истин во многом примирило Горького с социалистической действительностью. Известно, что ему не очень нравился - с гораздо большей симпатией он относился к Бухарину и Каменеву . Однако отношения его с генсеком оставались ровными до самой смерти и не были омрачены ни одной крупной ссорой. Более того, Горький поставил на службу сталинскому режиму свой огромный авторитет. В 1929 г. вместе с некоторыми другими писателями он объехал сталинские лагеря, посетил и самый страшный из них на Соловках. Итогом этой поездки стала книга, впервые в истории русской литературы прославившая подневольный труд. Горький без колебания приветствовал коллективизацию и писал в 1930 г. Сталину: «...социалистическая революция принимает подлинно социалистический характер. Это - переворот почти геологический и это больше, неизмеримо больше и глубже всего, что было сделано партией. Уничтожается строй жизни, существовавший тысячелетия, строй, который создал человека крайне уродливо своеобразного и способного ужаснуть своим животным консерватизмом, своим инстинктом собственника ». В 1931 г. под впечатлением процесса «Промпартии» Горький пишет пьесу «Сомов и другие», в которой выводит инженеров-вредителей.

Надо, впрочем, помнить, что в последние годы жизни Горький был тяжело болен и многого из того, что творилось в стране, он не знал. Начиная с 1935 г. под предлогом болезни к Горькому не пускали неудобных людей, не передавали ему их письма, специально для него печатали номера газет, в которых отсутствовали наиболее одиозные материалы. Горький тяготился этой опекой и говорил, что «его обложили», но ничего поделать уже не мог. Умер он 18 июня 1936 г.

Имя Максима Горького известно, пожалуй, каждому. Несколько поколений изучали и изучают его творчество с детских лет. О Горьком сложились определенные представления-стереотипы. Его воспринимают как основоположника литературы социалистического реализма, «буревестника революции», литературного критика и публициста, инициатора создания и первого председателя Союза писателей СССР. О его детских и юношеских годах мы знаем из автобиографических повестей «Детство», «В людях», «Мои университеты». Однако в последние годы появилось много публикаций, которые показывают несколько другого Горького.

Сообщение учащегося о биографии Горького

Детство

Будущий писатель родился в Нижнем Новгороде. В три года потерял отца, а в десять – мать. Детство прошло в доме деда, в мещанской среде с грубыми и жестокими нравами. Улица по воскресеньям нередко оглашалась радостными криками мальчишек: «У Кашириных опять дерутся!» . Жизнь мальчика скрашивала бабушка, прекрасный портрет которой Горький оставит в автобиографической повести «Детство» (1914). Учился он всего два года. Получив похвальную грамоту, вынужден был по бедности (дед к тому времени разорился) оставить учебу и пойти «в люди» на заработки в качестве ученика, подмастерья, прислуги.

«В людях»

Подростком будущий писатель полюбил книги и пользовался каждой свободной минутой, чтобы читать запоем все, что попадалось под руку. Это беспорядочное чтение, при необыкновенной природной памяти, определило многое в его взгляде на человека и общество.

В Казани, куда он отправился летом 1884 года, надеясь поступить в университет, тоже пришлось перебиваться случайными заработками, а самообразование продолжилось в народнических и марксистских кружках. «Физически я родился в Нижнем Новгороде. Но духовно – в Казани. Казань – любимейший из моих «университетов» , – говорил писатель впоследствии.

«Мои университеты»

Начало литературной деятельности

В конце 80-х – начале 90-х годов Алеша Пешков странствует по просторам России: Моздокской степи, Поволжью, Донским степям, Украине, Крыму, Кавказу. Он уже сам занимается агитацией среди рабочих, попадет под негласное наблюдение полиции, становится «неблагонадежным». В эти же годы он начинает печататься – под псевдонимом Максим Горький. В 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» появляется рассказ «Макар Чудра», а в 1895-м был напечатан рассказ «Старуха Изергиль» Горького сразу же заметили, в печати появились восторженные отклики.

В 1900 году Горький познакомится с Львом Толстым, и тот запишет в дневнике «…он мне понравился. Настоящий человек из народа» . И писателям, и читателям импонировало то, что в литературу вошел новый человек – не из «верхних», образованных, слоев, а «снизу», из народа. К народу – в первую очередь крестьянству – давно было привлечено внимание русского общества. А тут народ как бы сам в лице Горького вошел в гостиные богатых домов, да еще держа в руке собственные необычные сочинения. Разумеется, его встретили с восторженным интересом.

Истоки горьковской прозы

Непосредственной предшественницей горьковской прозы были произведения Чехова. Но если у Чехова герои жалуются, что «надорвались», то у Горького фигуры «дна» общества довольствуются тем, что есть. У них своеобразная «босяцкая» философия с привкусом модного тогда ницшеанства.

Босяк – человек без определенного места жительства, не связанный постоянным трудом, семьей, не владеющий какой-либо собственностью и потому не заинтересованный в сохранении мира и спокойствия в обществе.

Мимо влияния Ницше трудно было пройти в России конца XIX – начала XX века. И у Горького уже в 90-е годы отмечали новые для русской литературы мотивы: жадность к жизни, жажда и культ силы, страстное стремление выйти за привычные, «мещанские» рамки существования. Поэтому писатель отказывается от привычных прозаических жанров и пишет сказки («Старуха Изергиль», 1895), песни («Песня о Соколе», 1895), поэмы в прозе («Человек, 1904).

Начиная с 1889 года за революционную деятельность среди рабочих Горький несколько раз подвергается арестам. Чем более известным он становится, тем большее возмущение вызывает каждое его заключение под стражу. За писателя хлопочут самые известные люди России, среди которых Лев Толстой. Во время одного из арестов (1901) Горький в Нижегородской тюрьме пишет «Песню о Буревестнике», текст которой быстро распространился по всей стране. Клич «Пусть сильнее грянет буря!» не оставлял вариантов в выборе пути развития России, особенно для молодежи.

В том же году его высылают в Арзамас, но, учитывая плохое состояние здоровья, разрешают полгода прожить в Крыму. Там Горький часто встречается с Чеховым и Толстым. Популярность писателя во всех слоях общества в те годы огромна. В феврале 1903 года его избирают почетным академиком по разряду изящной словесности. Николай II, узнав об этом, написал министру просвещения: «…такого человека, в теперешнее смутное время, Академия наук позволяет себе избрать в свою среду. Я глубоко возмущен…» .

После этого письма императорская Академия наук признала выборы недействительными. В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания почетных академиков.

В 1900-х годах Горький, благодаря своему огромному литературному успеху, уже состоятельный человек и может помогать революционному движению материально. И он нанимает столичных адвокатов для арестованных сормовских и нижегородских участников рабочих демонстраций, дает крупные суммы на издание выходившей в Женеве ленинской газеты «Вперед».

В группе большевиков Горький участвует в шествии рабочих 9 января 1905 года. После расстрела демонстрации властями он пишет воззвание, в котором призывает «всех граждан России к немедленной, упорной и дружной борьбе с самодержавием» . Вскоре после этого писатель в очередной раз был арестован, обвинен в государственном преступлении и заключен в Петропавловскую крепость.

Горький был возмущен тем, что в крепости ему в течение девяти суток «не давали никаких вестей о положении М.Ф.» (Мария Федоровна Андреева, его близкий друг, находилась тогда в больнице), что было несколько похоже на пытку…

Через месяц его освободили под залог, а условия содержания в крепости позволили написать там пьесу «Дети солнца». В этой пьесе автор сетует на вялость интеллигенции.

Подобно большинству людей, живущих в России начала века, Горький просто не мог себе представить, что в результате революции, возглавляемой большевиками, множество литераторов, философов, ученых окажется в тюрьмах, но только там им уже не разрешат писать, они годами не будут иметь известий о судьбе своих малолетних детей, их, безвинных, будут пытать и убивать…

Писатель деятельно участвует в революции 1905 года, вступает в социал-демократическую партию, во время уличных боев в Москве снабжает оружием рабочие дружины. На авторском чтении «Детей солнца» с каждого присутствующего берут определенную сумму денег – на оружие для восставших.

Темперамент борца, бойца, глашатая уводит Горького все дальше от собственно художественных задач.

Поездка в Америку и Европу

В январе 1906 года партия большевиков отправляет Горького в Америку – для сбора денег на подпольную работу. Сбор этот в задуманном масштабе не удался; зато в Америке был написан роман «Мать» – о пробуждении в пролетарской среде «классового сознания».

Критика отмечает, что Горький не выдержал «мажорного тона», с которым входил в литературу. Талант Горького не увеличился. Взамен романтического босяка у него выросла явно придуманная, серая фигура «сознательного рабочего».

Покинув Америку, Горький остался за границей: на родине его ждал арест. Осенью 1906 года он поселился в Италии, на острове Капри. Писатель смог вернуться в Россию только в 1913 году, когда в связи с трехсотлетием Дома Романовых была объявлена амнистия политическим эмигрантам.

Талант Горького, вопреки приговорам критики, еще далеко не исчерпал своих возможностей. Писатель без конца изучает и описывает русский национальный характер. Теперь его интересуют не столько «босяки», сколько чудаки, неудачники.

«…Русь изобилует неудавшимися людьми… они всегда, с таинственной силой магнита. Притягивали мое внимание. Они казались интереснее, лучше густой массы обычных уездных людей, которые живут для работы и ради еды…».

В цикле рассказов «Жалобы» (1912) Горький рисует «безысходную, бестолковую тоску русской жизни». В книгу «По Руси» вошли очерки увиденного в былых скитаниях по бескрайней стране. Горький словно задался целью создать реестр российских характеров – бесконечно разнообразных, но в чем-то похожих друг на друга.

«Детство»

В 1913 году в печати появились первые главы из повести «Детство». Она написана на документальном материале.

«Хотя в “Детстве” изображается столько убийств и мерзостей, это, в сущности, веселая книга, – писал Корней Чуковский. – Меньше всего Горький хнычет и жалуется… И написано “Детство” весело, веселыми красками» .

При советской власти, когда будет невозможно любовно писать о «хорошем» дореволюционном детстве, книга Горького станет образцом для подражания, наглядной иллюстрацией того, как нужно уметь увидеть в минувшем дореволюционном времени главным образом «свинцовые мерзости».

Лучшие рассказы 1922–1926 гг. («Отшельник», «Рассказ о безответной любви», «Рассказ о герое», «Рассказ о необыкновенном», «Убийцы»), посвященные его неизменной теме – российским характерам, тоже в значительной мере документальны. А выше всего наиболее квалифицированная критика середины 20-х годов оценит короткие «Заметки из дневника. Воспоминания» (1923–1924): в них Горький пишет преимущественно о реальных людях под их настоящими именами (например, очерк «А.А.Блок»).

«Несвоевременные мысли»

Октябрьские и послеоктябрьские события 1917 года Горький, много лет, числивший себя в социалистах, воспринял трагически. В связи с этим он не стал проходить перерегистрацию в РСДРП и формально остался вне партии. «Буревестник революции» понимает, что она оказывается гибельной для тех «сознательных рабочих», на которых он возлагал свои надежды.

«…Пролетариат не победил, по всей стране идет междоусобная бойня, убивают друг друга сотни и тысячи людей. …Но больше всего меня и поражает, и пугает то, что революция не несет в себе признаков духовного возрождения человека, не делает людей честнее, прямодушнее, не повышает их самооценки и моральной оценки их труда».

Так писал Горький вскоре после революции в газете «Новая жизнь», где печатались его резкие публицистические статьи под общим названием «Несвоевременные мысли». На какой-то период они развели писателя с большевиками.

Полгода спустя он, как ему кажется, находит выход: пролетариату нужно объединиться «со свежими силами рабоче-крестьянской интеллигенции».

«Покрыв всю стану сетью культурно-просветительных обществ, собрав в них все духовные силы страны, мы зажжем повсюду костры огня, который даст стране и свет, и тепло, поможет ей оздоровить и встать на ноги бодрой, сильной и способной к строительству и творчеству… Только так и только этим путем мы выйдем к действительной культуре и свободе» .

Рождается новая утопия – всеобщая грамотность как путь к свободе. Отныне и до конца его жизни она будет руководить действиями писателя. Он верит в объединение сил интеллигенции и разумных рабочих. Крестьянство же считает темной, «антиреволюционной» стихией. Трагедию русского крестьянства на рубеже 20–30-х годов он так и не разглядел.

Деятельность Горького в первые послереволюционные годы

В первые послереволюционные годы Горький постоянно хлопочет за несчастных, которым грозит расстрел, весьма похожий на самосуд.

«Владимир Ильич! – пишет он Ленину осенью 1919 года. – …Арестовано несколько десятков виднейших русских ученых… Очевидно – у нас нет надежды победить и нет мужества с честью погибнуть, если мы прибегаем к такому варварскому и позорному приему, каким я считаю истребление научных сил страны… Знаю, что вы скажете обычные слова: “политическая борьба”, “кто не с нами – тот против нас”, “нейтральные люди – опасны” и прочее… Для меня стало ясно, что “красные” такие же враги народа, как и “белые”. Лично я, разумеется, предпочитаю быть уничтоженным “белыми”, но “красные”, тоже не товарищи мне».

Стараясь спасти от голодной смерти остатки интеллигенции, Горький организует частные издательства, комиссию по улучшению быта ученых, везде встречая яростное сопротивление советских чиновников. В сентябре 1920 года писатель вынужден уйти из всех созданных им учреждений, о чем, и объявляет Ленину: «Иначе я поступить не могу. Я устал от бестолковщины» .

В 1921 году Горький пытается отправить на лечение за границу умирающего Блока, но советская власть отказывает в этом. Не удается спасти от расстрела арестованных по так называемому делу Таганцева, в том числе Николая Гумилева. Созданный по инициативе Горького Комитет помощи голодающим через несколько недель был разогнан.

Лечение заграницей

В 1921 году писатель покинул Россию. Он лечился в Германии и Чехословакии, а с 1924 года снова поселился в Италии, в Сорренто. Но на этот раз не в качестве эмигранта. Прошли годы, и постепенно отношение Горького к советской власти изменилось: она стала казаться ему народной, рабочей властью. В СССР в те годы, опираясь на ленинскую оценку, «Мать» сделали школьным учебником, убеждая всех, что это и есть образцовая литература. Именем Горького называют улицы, театры, самолет. Власть делает все, чтобы привлечь писателя на свою сторону. Он нужен ей – как ширма.

Возвращение в Москву, последние годы жизни

В 1928 году Горький возвращается в Москву. Его встречают толпы новых читателей. Писатель погружается в литературную и общественную работу: основывает и возглавляет новые журналы и книжные серии, принимает участие в писательских судьбах, кому-то помогает преодолевать цензурные запреты (например, Михаилу Булгакову), кому-то уехать за границу (Евгению Замятину), а кому-то, напротив, мешает печататься (например, Андрею Платонову).

Сам Горький продолжает начатое еще в Италии многотомное сочинение «Жизнь Клима Самгина» – хронику русской жизни предреволюционных десятилетий. Огромное число персонажей, немалое количество верных деталей эпохи, и за всем этим одна задача – показать двоящееся, трусливое, предательское лицо прежней русской интеллигенции.

Он сближается со Сталиным и наркомом внутренних дел Ягодой, и это все больше заслоняет от него кровавый смысл происходящего в стране. Как многие деятели культуры, Горький не видит, что установившийся в СССР политический режим в своих целях (подобно гитлеровскому в Германии) манипулирует культурой, искажает самый смысл просвещения, подчиняя его бесчеловечным целям. В статьях Горький клеймит жертв судебных процессов 28–30-х гг. При всем своем знании жизни он не хочет понять, что показания, которые дают «враги народа», могут быть получены только под пытками.

С 1933 года Горького лишают возможности выезжать на зиму за границу, встречаться с теми, кого он хотел бы видеть. Сталин уже не может допустить даже эпизодического, не предусмотренного им самим участия писателя в каких бы то ни было литературно-общественных делах. Горький фактически оказывается под домашним арестом и в этом положении при неясных обстоятельствах умирает накануне новой волны массовых репрессий.

Литература

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

Русский советский писатель, драматург, публицист и общественный деятель, основоположник социалистического реализма.

Алексей Максимович Пешков родился 16 (28) марта 1868 года в в семье столяра-краснодеревщика Максима Савватьевича Пешкова (1839-1871). Рано осиротев, будущий писатель провел детские годы в доме своего деда по матери Василия Васильевича Каширина (ум. 1887).

В 1877-1879 годах А. М. Пешков учится в Нижегородском Слободском Кунавинском начальном училище. После смерти матери и разорения деда он был вынужден оставить учебу и идти «в люди». В 1879-1884 годах был учеником сапожника, затем - в чертежной мастерской, после - в иконописной. Служил на пароходе, ходившем по Волге.

В 1884 году А. М. Пешков предпринял попытку поступить в Казанский университет, закончившуюся неудачей из-за недостатка средств. Сблизился с революционным подпольем, участвовал в нелегальных народнических кружках, вел пропаганду среди рабочих и крестьян. Одновременно занимался самообразованием. В декабре 1887 года полоса жизненных неудач едва не привела будущего писателя к самоубийству.

1888-1891 годы А. М. Пешков провел в странствиях по в поисках работы и впечатлений. Он изъездил Поволжье, Дон, Украину, Крым, Южную Бессарабию, Кавказ, успел побывать батраком в деревне и мойщиком посуды, поработать на рыбных, соляных промыслах, сторожем на железной дороге и работником в ремонтных мастерских. Столкновения с полицией заработали ему репутацию «неблагонадежного». Одновременно ему удалось завязать первые контакты с творческой средой (в частности, с писателем В. Г. Короленко).

12 сентября 1892 года в тифлисской газете «Кавказ» был напечатан рассказ А. М. Пешкова «Макар Чудра», подписанный псевдонимом «Максим Горький».

Становление А. М. Горького как писателя проходило при активном участии В. Г. Короленко, который рекомендовал нового автора в издательства, правил его рукописи. В 1893-1895 годах в приволжской прессе был опубликован ряд рассказов писателя - «Челкаш», «Месть», «Старуха Изергиль», «Емельян Пиляй», «Вывод», «Песня о соколе» и др.

В 1895-1896 годах А. М. Горький был сотрудником «Самарской газеты», где ежедневно писал фельетоны в рубрике «Между прочим», подписываясь псевдонимом «Иегудиил Хламида». В 1896 - 1897 годах он работал в газете «Нижегородский листок».

В 1898 году вышел в свет первый сборник произведений Максима Горького «Очерки и рассказы» в двух томах. Он был признан критиками событием в русской и европейской литературе. В 1899 году писатель приступил к работе над романом «Фома Гордеев».

А. М. Горький быстро стал одним из популярнейших русских литераторов. Он познакомился с , . Вокруг А. М. Горького начали сплачиваться писатели-неореалисты ( , Л. Н. Андреев).

В начале ХХ века А. М. Горький обратился к драматургии. В 1902 году в Московском Художественном театре были поставлены его пьесы «На дне» и «Мещане». Постановки имели исключительный успех и сопровождались антиправительственными выступлениями публики.

В 1902 году А. М. Горький был избран почетным академиком Императорской Академии наук по разряду изящной словесности, однако по личному распоряжению результаты выборов были аннулированы. В знак протеста от своих званий почетных академиков отказались и В. Г. Короленко.

А. М. Горький не раз арестовывался за общественно-политическую деятельность. Писатель принял активное участие в событиях Революции 1905-1907 годов. За прокламацию 9 (22) января 1905 года с призывом свергнуть самодержавие он был заключен в Петропавловскую крепость (освобожден под давлением мировой общественности). Летом 1905 года А. М. Горький вступил в РСДРП, в ноябре того же года в на заседании ЦК РСДРП познакомился с . Большой резонанс получил его роман «Мать» (1906), в котором писатель изобразил процесс рождения «нового человека» в ходе революционной борьбы пролетариата.

В 1906-1913 годах А. М. Горький жил в эмиграции. Большую часть времени он провел на итальянском острове Капри. Здесь им было написано множество произведений: пьесы «Последние», «Васса Железнова», повести «Лето», «Городок Окуров», роман «Жизнь Матвея Кожемякина». В апреле 1907 года писатель был делегатом V (Лондонского) съезда РСДРП. На Капри А. М. Горького посещал .

В 1913 году А. М. Горький вернулся в . В 1913-1915 годах им были написаны автобиографические романы «Детство» и «В людях», с 1915 года писатель издавал журнал «Летопись». В эти годы писатель сотрудничал в большевистских газетах «Звезда» и «Правда», а также в журнале «Просвещение».

А. М. Горький приветствовал Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года. Он начал работать в издательстве «Всемирная литература», основал газету «Новая жизнь». Однако его расхождения во взглядах с новой властью постепенно нарастали. Публицистический цикл А. М. Горького «Несвоевременные мысли» (1917-1918) вызвал резкую критику .

В 1921 году А. М. Горький выехал из Советской на лечение за границу. В 1921-1924 годах писатель жил в Германии и Чехословакии. Его публицистическая деятельность в эти годы была направлена на объединение русских деятелей искусства за рубежом. В 1923 году им был написан роман «Мои университеты». С 1924 года писатель жил в Сорренто (Италия). В 1925 году им была начата работа над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина», который остался незавершенным.

В 1928 и 1929 годах А. М. Горький посещал СССР по приглашению советского правительства и лично . Его впечатления от поездок по стране отразились в книгах «По Союзу Советов» (1929). В 1931 году писатель окончательно вернулся на родину и развернул широкую литературно-общественную деятельность. По его инициативе создавались литературные журналы и книжные издательства, выходили в свет книжные серии («Жизнь замечательных людей», «Библиотека поэта» и др.)

В 1934 году А. М. Горький выступил в качестве организатора и председателя I Всесоюзного съезда советских писателей. В 1934-1936 годах он возглавлял Союз писателей СССР.

А. М. Горький скончался 18 июня 1936 года на даче в под (ныне в ). Писатель похоронен в Кремлевской стене за Мавзолеем на Красной площади.

В СССР А. М. Горький считался основоположником литературы социалистического реализма и родоначальником советской литературы.

Загрузка...