crimea-fun.ru

Биография баха. Карл Филипп Эммануил Бах: биография Детство и начало трудовой жизни

Родился (21) 31 марта 1685 года в городе Эйзенах. В маленьком Бахе изначально была заложена страсть к музыке, ведь его предки были профессиональными музыкантами.

Обучение музыке

В десятилетнем возрасте после смерти родителей, Иоганн Бах был взят на воспитание своим братом Иоганном Кристофом. Он обучал будущего композитора игре на клавире, органе.

В 15 лет Бах поступил учиться в вокальную школу Имени Святого Михаила, в городе Люнебург. Там он знакомится с творчеством современных музыкантов, всесторонне развивается. Во время 1700-1703 начинается музыкальная биография Иоганна Себастьяна Баха. Им была написана первая органная музыка.

На службе

После окончания учёбы Иоганн Себастьян был направлен к герцогу Эрнсту на должность музыканта при дворе. Неудовлетворённость от зависимого положения заставляет его поменять работу. В 1704 году Бах получает должность органиста Новой церкви в Арндштадте. Краткое содержание статьи не даёт возможности подробно остановиться на творчестве великого композитора, но именно в это время им было создано много талантливых произведений. Сотрудничество с поэтом Кристианом Фридрихом Хенрици, придворным музыкантом Телемахом обогащало музыку новыми мотивами. В 1707 Бах переезжает в Мюльхузен, продолжает работать церковным музыкантом и заниматься творчеством. Власти довольны его работой, композитор получает вознаграждение.

Личная жизнь

В 1707 году Бах женился на своей кузине Марии Барбаре. Он снова решил сменить работу, став на этот раз придворным органистом в Веймаре. В этом городе в семье музыканта рождаются шестеро детей. Трое умерли в младенчестве, а трое в будущем становятся известными музыкантами.

В 1720 году умерла жена Баха, но уже через год композитор снова женился, теперь на известной певице Анне Магдалине Вильгельм. Счастливая семья имела 13 детей.

Продолжение творческого пути

В 1717 году Баха переходит на службу к герцогу Анхальт – Кётенскому, высоко ценившему его талант. За период с 1717 по 1723 появились великолепные сюиты Баха (для оркестра, виолончели, клавиры).

В Кётене были написаны Бранденбургские концерты Баха, английская и французская сюиты.

В 1723 году музыкант получает место кантора и учителя музыки и латыни в церкви святого Фомы, затем становится музыкальным директором в Лейпциге. Широкий репертуар Иоганна Себастьяна Баха включал в себя как светскую, так и духовую музыку. За свою жизнь Иоганн Себастьян Бах успел побывать руководителем музыкальной коллегии. Несколько циклов композитора Баха использовали всевозможные инструменты («Музыкальное приношение», «Искусство фуги»)

Последние годы жизни

В последние годы жизни Бах быстро терял зрение. Музыку его тогда считали немодной, устаревшей. Несмотря на это, композитор продолжал работать. В 1747 году он создаёт цикл пьес под названием «Музыка приношения», посвящённый прусскому королю Фридриху Второму. Последней работой стал сборник произведений «Искусство фуги», включивший в себя 14 фуг и 4 канона.

Умер Иоганн Себастьян Бах 28 июля 1750 года в Лейпциге, но его музыкальное наследие остаётся бессмертным.

Краткая биография Баха не даёт полного представления о сложном жизненном пути композитора, о его личности. Подробно с его судьбой и творчеством можно познакомиться, прочитав книги Иоганна Форкеля, Роберта Франца, Альберта Швейцера.

Иоганн Себастьян Бах – величайшая фигура мировой культуры. Творчество музыканта-универсала, жившего в XVIII веке, жанрово всеохватно: немецкий композитор соединил и обобщил традиции протестантского хорала с традициями музыкальных школ Австрии, Италии и Франции.

Через 200 лет после смерти музыканта и композитора интерес к его творчеству и биографии не остыл, а современники используют произведения Баха в ХХ столетии, находя в них актуальность и глубину. Хоральная прелюдия композитора звучит в «Солярисе» . Музыка Иоганна Баха, как лучшее творение человечества, записана на Золотую пластинку Вояджера, прикрепленную к космическому аппарату, запущенному с Земли в 1977 году. По версии «Нью-Йорк Таймс» Иоганн Себастьян Бах – первый в десятке мировых композиторов, создавших шедевры, стоящие над временем.

Детство и юность

Иоганн Себастьян Бах родился 31 марта 1685 года в тюрингском городе Эйзенах, расположившемся между взгорьями Хайнигского национального парка и Тюрингенского Леса. Мальчик стал младшим и восьмым ребенком в семействе профессионального музыканта Иоганна Амброзиуса Баха.

В роду Бахов пять поколений музыкантов. Исследователи насчитали полсотни родственников Иоганна Себастьяна, связавших жизнь с музыкой. Среди них прапрадед композитора Фейт Бах, булочник, повсюду носивший цитру – щипковый музыкальный инструмент в виде ящика.


Глава семейства Амброзиус Бах играл в церквях на скрипке и организовывал светские концерты, поэтому первые уроки музыки младшему сыну преподал он. Иоганн Бах с малых лет пел в хоре и радовал отца способностями и жадностью к музыкальным познаниям.

В 9 лет умерла мама Иоганна Себастьяна – Элизабет Леммерхирт, а через год мальчик стал круглым сиротой. Младшего брата взял на попечение старший – Иоганн Кристоф, церковный органист и учитель музыки в соседнем городке Ордруф. Кристоф отправил Себастьяна в гимназию, где тот учил богословие, латынь, историю.

Старший брат научил младшего играть на клавире и органе, но пытливому мальчику этих уроков оказалось мало: втайне от Кристофа он доставал из шкафа тетрадь с произведениями известных композиторов и лунными ночами переписывал ноты. Но брат обнаружил Себастьяна за недозволенным занятием и отобрал записи.


В 15 лет Иоганн Бах стал самостоятельным: он устроился на работу в Люнебурге и блестяще окончил вокальную гимназию, открыв себе путь в университет. Но бедность и необходимость зарабатывать средства к существованию поставили на учебе точку.

В Люнебурге любознательность подтолкнула Баха к путешествиям: он побывал в Гамбурге, Целле и Любеке, где познакомился с творчеством именитых музыкантов Рейнкена и Георга Бема.

Музыка

В 1703 году, окончив гимназию в Люнебурге, Иоганн Бах устроился придворным музыкантом в капеллу веймарского герцога Иоганна Эрнста. Бах играл на скрипке полгода и приобрел первую популярность как исполнитель. Но вскоре Иоганну Себастьяну надоело ублажать слух господ игрой на скрипке – он мечтал развиваться и открывать новые горизонты в искусстве. Поэтому без раздумий согласился занять освободившуюся должность придворного органиста в церкви Святого Бонифация в Арнштадте, что в 200 километрах от Веймара.

Иоганн Бах работал три дня в неделю и получал высокое жалование. Церковный орган, настроенный по новой системе, расширял возможности молодого исполнителя и композитора: в Арнштадте Бах написал три десятка органных произведений, каприччио, кантат и сюит. Но напряженные отношения с властями подтолкнули Иоганна Баха покинуть город через три года.


Последней каплей, перевесившей чашу терпения церковного начальства, стало длительное отлучение музыканта из Арнштадта. Косные церковники, и без того недолюбливавшие музыканта за новаторский подход к исполнению культовых духовных произведений, устроили Баху унизительное разбирательство за поездку в Любек.

В городе жил и творил знаменитый органист Дитрих Букстехуде, чьи импровизации на органе Бах мечтал послушать с детства. Не имея денег на карету, Иоганн осенью 1705 года отправился в Любек пешком. Игра мэтра потрясла музыканта: вместо отпущенного месяца он пробыл в городе четыре.

После возвращения в Арнштадт и разбирательства с начальством Иоганн Бах оставил «насиженное место» и отправился в тюрингский город Мюльхаузен, где нашел работу органиста в церкви Святого Власия.


Власти города и церковное начальство благоволили талантливому музыканту, его заработок оказался выше, чем в Арнштадте. Иоганн Бах предложил экономный план реставрации старого органа, одобренный властями, и написал праздничную кантату «Господь – мой царь», посвященную инаугурации нового консула.

Но через год ветер странствий «снял» Иоганна Себастьяна с места и перенес в ранее покинутый Веймар. В 1708 году Бах занял место придворного органиста и поселился в доме рядом с герцогским дворцом.

«Веймарский период» биографии Иоганна Баха оказался плодотворным: композитор сочинил десятки клавирных и оркестровых произведений, познакомился с творчеством и Корелли, научился использовать динамичные ритмы и гармонические схемы. Общение с работодателем – наследным герцогом Иоганном Эрнстом, композитором и музыкантом, повлияло на творчество Баха. В 1713 году герцог привез из Италии ноты музыкальных произведений местных композиторов, открывших для Иоганна Баха новые горизонты в искусстве.

В Веймаре Иоганн Бах приступил к работе над «Органной книжечкой» – сборником хоральных прелюдий для органа, сочинил величественную органную «Токкату и фугу ре-минор», «Пассакалью до-минор» и 20 духовных кантат.

К концу службы в Веймаре Иоганн Себастьян Бах стал широко известным мастером клавесина и органистом. В 1717 году в Дрезден прибыл знаменитый французский клавесинист Луи Маршан. Концертмейстер Волюмье, наслышанный о таланте Баха, пригласил музыканта состязаться с Маршаном. Но в день соревнования Луи удрал из города, испугавшись провала.

Желание перемен позвало Баха в дорогу осенью 1717-го. Герцог отпустил любимого музыканта «с изъявлением немилости». Органиста нанял на должность капельмейстера князь Ангальт-Кетенский, хорошо разбиравшийся в музыке. Но приверженность князя кальвинизму не позволяла Баху сочинять утонченную музыку для богослужений, поэтому Иоганн Себастьян писал преимущественно светские произведения.

В «кетенский» период Иоганн Бах сочинил шесть сюит для виолончели, Французскую и Английскую клавирные сюиты, три сонаты для скрипичных соло. В Кетене появились знаменитые «Бранденбургские концерты» и цикл произведений, включающий 48 прелюдий и фуг, названный «Хорошо темперированный клавир». Тогда же Бах написал двухголосные и трехголосные инвенции, которые называл «симфониями».

В 1723 году Иоганн Бах устроился кантором хора Святого Фомы в церкви Лейпцига. В том же году публика услышала произведение композитора «Страсти по Иоанну». Вскоре Бах занял должность «музыкального директора» всех городских церквей. За 6 лет «лейпцигского периода» Иоганн Бах написал 5 годовых циклов кантат, два из которых утеряны.

Городской совет дал в распоряжение композитора 8 хоровых исполнителей, но этого количества было крайне мало, поэтому до 20 музыкантов Бах нанимал сам, что служило причиной частых стычек с властью.

В 1720 годах Иоганн Бах сочинял преимущественно кантаты для исполнения в церквях Лейпцига. Желая расширить репертуар, композитор писал светские произведения. Весной 1729 года музыканта назначили руководителем Музыкальной коллегии – светского ансамбля, основанного другом Баха Георгом Филиппом Телеманом. Ансамбль дважды в неделю на протяжении года устраивал двухчасовые концерты в кофейне Циммермана рядом с рыночной площадью.

Большинство светских произведений, сочиненных композитором с 1730 по 1750 годы, Иоганн Бах написал для исполнения в кофейне.

В их число входит шутливая «Кофейная кантата», комическая «Крестьянская кантата», клавирные пьесы и концерты для виолончели и клавесина. В эти годы написана знаменитая «Месса си минор», которую называют лучшим хоровым произведением всех времен.

Для духовного исполнения Бах создал «Высокую мессу си-минор» и «Страсти по Матфею», получив от двора в награду за творчество титул королевско-польского и саксонского придворного композитора.

В 1747 году Иоганн Бах побывал во дворе короля Пруссии Фридриха II. Вельможа предложил композитору музыкальную тему и попросил написать импровизацию. Бах – мастер импровизации – тут же сочинил трехголосную фугу. Вскоре он дополнил ее циклом вариаций на эту тему, назвал «Музыкальным приношением» и послал в подарок Фридриху II.


Другой большой цикл, названный «Искусство фуги», Иоганн Бах не дописал. Сыновья опубликовали цикл после смерти отца.

В последнее десятилетие слава композитора померкла: расцветал классицизм, современники считали стиль Баха старомодным. Но молодые композиторы, воспитанные на произведениях Иоганна Баха, почитали его. Творчество великого органиста любили и .

Всплеск интереса к музыке Иоганна Баха и возрождение славы композитора началось в 1829 году. В марте пианист и композитор Феликс Мендельсон организовал в Берлине концерт, где прозвучало произведение «Страсти по Матфею». Последовал неожиданно громкий резонанс, представление собрало тысячи зрителей. Мендельсон отправился с концертами в Дрезден, Кенигсберг и Франкфурт.

Произведение Иоганна Баха «Музыкальная шутка» и сегодня одно из любимых для тысяч исполнителей мира. Задорная, мелодичная, нежная музыка звучит в разных вариациях, адаптированных под игру на современных инструментах.

Популяризируют музыку Баха западные и российские музыканты. Вокальный ансамбль The Swingle Singers выпустил дебютный альбом Jazz Sebastian Bach, принесший коллективу из восьми вокалистов мировую славу и премию «Грэмми».

Обрабатывали музыку Иоганна Баха и джазовые музыканты Жак Лусье и Джоэль Шпигельман. Отдать должное гению попытался российский исполнитель .

Личная жизнь

В октябре 1707 года Иоганн Себастьян Бах женился на юной кузине из Арнштадта Марии Барбаре. У пары родилось семеро детей, но трое умерли в младенчестве. Трое сыновей – Вильгельм Фридеман, Карл Филипп Эммануил и Иоганн Христиан – пошли стопами отца и стали известными музыкантами и композиторами.


Летом 1720 года, когда Иоганн Бах с князем Ангальт-Кетенским находился за границей, Мария Барбара умерла, оставив четырех малышей.

Личная жизнь композитора наладилась через год: при дворе герцога Бах познакомился с молодой красавицей и талантливой певицей Анной Магдаленой Вильке. Иоганн женился на Анне в декабре 1721 года. У них родилось 13 детей, но пережили отца 9.


В преклонные годы семья для композитора оказалась единственной отрадой. Для жены и детей Иоганн Бах сочинял вокальные ансамбли, устраивал камерные концерты, наслаждаясь песнями жены (у Анны Бах было красивое сопрано) и игрой подросших сыновей.

Судьба жены и младшей дочери Иоганна Баха сложилась печально. Анна Магдалена умерла десять лет спустя в доме презрения для бедных, а младшая дочь Регина влачила полунищенское существование. В последние годы жизни женщине помог Людвиг ван Бетховен.

Смерть

В последние 5 лет зрение Иоганна Баха стремительно ухудшалось, но композитор сочинял музыку, диктуя произведения зятю.

В 1750 году в Лейпциг приехал британский офтальмолог Джон Тейлор. Репутацию доктора сложно назвать безупречной, но Бах цеплялся за соломинку и рискнул. После операции зрение не вернулось к музыканту. Тейлор вторично прооперировал композитора, но за кратковременным возвращением зрения наступило ухудшение. 18 июля 1750 года случился удар, а 28 июля 65-летний Иоганн Бах скончался.


Похоронили композитора в Лейпциге на церковном кладбище. Затерянную могилу и останки нашли в 1894 году и перезахоронили в каменном саркофаге в церкви Святого Иоанна, где музыкант прослужил 27 лет. Храм был разрушен бомбежкой во время Второй мировой войны, но прах Иоганна Баха нашли и в 1949 году перенесли, похоронив у алтаря церкви Святого Фомы.

В 1907 году в Эйзенахе, где родился композитор, открыли музей, а в 1985 году музей появился в Лейпциге.

  • Любимым занятием Иоганна Баха считалось посещение захолустных церквей в одежде бедного преподавателя.
  • Благодаря композитору в церковных хорах поют и мужчины, и женщины. Жена Иоганна Баха стала первой церковной хористкой.
  • Иоганн Бах не брал деньги за частные уроки.
  • Фамилия Бах переводится из немецкого, как «ручей».

  • Иоганн Бах просидел месяц в тюрьме за то, что постоянно просил отставку.
  • Георг Фридрих Гендель – современник Баха, но композиторы не встретились. Судьбы двух музыкантов похожи: оба ослепли в результате неудачной операции, сделанной врачом-шарлатаном Тейлором.
  • Полный каталог работ Иоганна Баха опубликован через 200 лет после смерти.
  • Немецкий вельможа заказал композитору написать произведение, прослушав которое он смог бы заснуть крепким сном. Иоганн Бах выполнил просьбу: знаменитые Гольдберг-вариации - и сейчас хорошее «снотворное».

Афоризмы Баха

  • «Чтобы хорошо выспаться, следует ложиться не в тот же день, когда нужно просыпаться».
  • «Играть на клавишных просто: нужно только знать, какие клавиши нажимать».
  • «Цель музыки – трогать сердца».

Музыкальные произведения

  • «Аве Мария»
  • «Английская сюита N3»
  • «Брандербургский концерт N3»
  • «Итальянская инфлюенция»
  • «Концерт N5 F-Minor»
  • «Концерт N1»
  • «Концерт для виолончели и оркестра D-Minor»
  • «Концерт для флейты, виолончели и арфы»
  • «Соната N2»
  • «Соната N4»
  • «Соната N1»
  • «Сюита N2 B-Minor»
  • «Сюита N2»
  • «Сюита для оркестра N3 D-Major»
  • «Токката и фуга D-Minor»

(Bach) Карл Филипп Эмануэль (3 III 1714, Веймар - 14 XII 1788, Гамбург) - нем. композитор и клавесинист. Второй сын И. С. Баха ("берлинский", или "гамбургский" Б.). Изучал юриспруденцию сначала в Лейпцигском (1731), затем во Франкфуртском (на Одере) ун-тах (1734); обучался музыке у отца. С 1741 придв. чембалист Фридриха II в Берлине. Не пользовался расположением короля, что осложняло его пребывание при дворе. Для развития худож. кругозора Б. большое значение имело его общение с писателями Г. Э. Лессингом, К. В. Рамлером, И. В. Л. Глеймом, с муз. деятелями И. Г. Зульцером, К. Г. Краузе, И. Ф. Кирнбергером, братьями Граунами. С 1767 кантор 5 церквей и городской директор музыки в Гамбурге (преемник своего крёстного отца Г. Ф. Телемана). Здесь Б. развил интенсивную творч. и конц. деятельность как композитор и клавесинист. Встречи с поэтами Ф. Г. Клопштоком, Г. В. Герстенбергом, М. Клаудиусом и особенно с И. Г. Фоссом вызвали у Б. мысли о сближении поэзии и пения, о программной музыке. Б. - представитель исканий, родственных течению "Бури и натиска" в нем. лит-ре. Понимание музыки как "языка чувств" сближает его с сентиментализмом. Подобно В. Ф. Баху он тяготел к импровизационности, но умел сочетать её со строгостью формы, опираясь, как правило, на одну тему и её свободную трансформацию. Свои взгляды на принципы исполнения он изложил в книге "Опыт правильного способа игры на клавире" ("Versuch ьber die wahre Art das Klavier zu spielen", 1753-62, факс. изд. 1957). Вместе с трудами о принципах исполнения, написанными И. И. Кванцем и Л. Моцартом, эта книга длит. время служила основополагающим методич. пособием по вопросам исполнения; она позволяет судить о важных особенностях исполнит. практики того времени. Наивысшие творч. достижения Б. связаны с клавирной музыкой, но и в др. жанрах он создал ряд значительных произведений (симфонии для струнных инструментов, 1773; клавирные квинтеты, 1788; Оды и песни на слова X. Ф. Геллерта и др.).
Автор ораторий, "Страстей", магнификата, кантат, симфоний, концертов для клавира (ок. 50) и др. инструментов с оркестром, камерных произв. (в т. ч. произв. для клавира - 6 тетр. сонат, фантазий, рондо "Для знатоков и любителей", "Прусские" и "Вюртембергские" сонаты), произв. для органа, песен для голоса с клавиром и др.
Представители венской классич. школы испытали воздействие творчества Б. Учениками Б. были И. К. Бах, И. А. П. Шульц, К. Ф. К. Фаш, Ф. В. Руст.

Литература: Яловец Г., Юношеские произведения Бетховена и их мелодическая связь с Моцартом, Гайдном и Ф. Э. Бахом, в кн.: Проблемы бетховенского стиля, сб. ст., М., 1932; Юровский A., P. Э. Бах. вступит. ст. к изданию: Бах P. Эм., Избранные сочинения для фортепиано, М.-Л., 1947; Фишман Н., Эстетика Ф. Э. Баха, "СМ", 1964, No 8, с. 59-65; Bitter C. M., С. Ph. Em. Bach und W. Friedemann Bach und deren Brьder, Bd 1-2, В., 1868; его же, Die Sцhne Sebastian Bachs, Lpz., 1883; Schenker H., Ein Beitrag zur Ornamentik als Einfьhrung zu Ph. Em. Bachs Klavierwerken, W., 1902, W., 1930; Flueler M., Die norddeutsche Sinfonie zur Zeit Friedrich des GroЯen und besonders die Werke Ph. E. Bachs, В., 1908 (Diss.); Vrieslдnder О., Ph. Em. Bach als Theoretiker, в кн.: Von neuer Musik, Kцln, 1925, S. 222-279; Kahl W., Geschichte, Kritik und Aufgaben der C. Ph. Em. Bach-Forschung, в кн.: Beethoven Zentenarfeier, Internationaler musikhistorischer Kongress. Wien. 1927, W., 1927, S. 211-216; Wien-Сlaudi H., Zum Liedschaffen C. Ph. Em. Bachs, Reichenberg, 1928: Miesner H., Ph. Em. Bach in Hamburg, Lpz., 1929; Sсhmid E. F., С. Ph. Em. Bach und seine Kammermusik, Kassel, 1931; Сherbuliez A. E., C. Ph. Em. Bach, Z., 1940; Ph. E. Bach, в кн.: Kahl W., Selbstbiographien deutscher Musiker des XVIII. Jahrhunderts, Kцln-Krefeld, 1948, S. 27-45.

П. А. Вульфиус.


Смотреть значение Бах К. Ф. Э. в других словарях

Бах — междом., звукоподраж. 1. О низком и сильном отрывистом звуке. Где-то далеко слышатся выстрелы: бах! бах! 2. Употр. в знач. сказуемого: бахнул (в 3 знач.; простореч.). Он бахнул мальчишку по физиономии.
Толковый словарь Ушакова

Бах — межд. Разг.
1. Употр. для обозначения отрывистого сильного и низкого звука, напоминающего грохот от удара, выстрела, падения и т.п. Бах! - рухнула на пол стопка книг.
2.........
Толковый словарь Кузнецова

Бах — семья немецких музыкантов из Тюрингии, выдвинувшая в 16 - нач. 19вв. выдающихся деятелей искусства, в т. ч. И. С. а и его сыновей: 1)Вильгельм Фридеман (1710-84), "галльский" , композитор........

Бах-лийманд — (Bach-Liimand) Айно (1901-80) - эстонский график, народныйхудожник Эстонии (1961). Лирические портреты, жанровые сцены, иллюстрации("Спящий ребенок", гравюра).
Большой энциклопедический словарь

Бах Алексей Николаевич — (1857-1946). Выдающийся биохимик, получивший международное признание. Начиная с 1870-х годов - революционный противник царизма. Член группы народовольцев. Был сослан на три........
Исторический словарь

Бах Константин Константинович — Бах, Константин Константинович, родился в С.-Петербурге, в 1855 году. Композитор и музыкальный педагог. Свое музыкальное образование получил в с.-петербургской консерватории,........
Исторический словарь

Бах Николай Романович — Бах (Николай Романович) - сын скульптора Р.И. Баха, признан (1884) академиком скульптуры за статую "Пиеия".
Исторический словарь

Бах Роберт Робертович — Бах, Роберт Робертович, скульптор, родился в 1859 году в Петербурге, учился у своего отца и в Академии Художеств. Главные произведения: памятник Императора Александра........
Исторический словарь

Бах, Aлексей Николаевич — - Выдающийся биохимик, получивший международное признание, и революционный противник царизма начиная с 1870-х годов. Член группы народовольцев, он был сослан на три года........
Исторический словарь

Бах-зелевски, Эрих Фон — (Bach-Zelewski), (1899-1972), один из старших офицеров войск СС. Родился 1 марта 1899 в Лауэнбурге, Померания. Профессиональный военный, участник 1-й мировой войны. В 1930 вступил........
Исторический словарь

Бах, Авраам (александр Николаевич) — - участник революционного движения в России. Вступив на революционный путь в пору своей ранней молодости, Бах в 1878 году был отправлен в административную ссылку в Сибирь.........

Бах, Алексей Николаевич — Бах. А. Н.
[(1857-1946). С 1929 г. академик АН СССР. Автобиография написана 1 марта 1926 г. в Москве.] - Я родился в гор. Золотоноше Полтавской губ. 5 (17) марта 1857 г. Отец мой был техник........
Большая биографическая энциклопедия

Бах, Константин Константинович Фон — - род. 1855 в СПб. Музыкальное образование получил в СПб. консерватории, курс которой окончил в 1888 (по классу теории музыки ученик Иогансена и Соловьева). Б. написал кантату........
Большая биографическая энциклопедия

Бах, Николай Романович — скульптор, академик Имп. академ. худ.; р. 1853, † 1885 г. 18
Большая биографическая энциклопедия

Бах, Николай Романович (или Генрихович) — - сын скульптора Роберта Ивановича Баха, академик скульптуры, род. 27 января 1853 г. в Петербурге, ум. в июне 1885 г. Учился первоначально под руководством своего отца скульптора;........
Большая биографическая энциклопедия

1. Введение.

2.

3.

4. .

5. Список литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Тема: « Карл Филипп Эммануил Бах – новатор классического фортепианного стиля.

Орлова Елена Константиновна

Преподаватель, концертмейстер

Высшей квалификационной категории

ГОАУ ДОД «Областная детская

Школа искусств» г.Ульяновска.

Г. Ульяновск 2012г.

  1. Введение.
  1. Филипп Эммануил Бах – новатор классического фортепианного стиля. (Биографические сведения и главные периоды творчества).
  1. Средства выразительности в творчестве Филиппа Эммануила Баха.
  1. Система орнаментики Филиппа Эммануила Баха. Заключение .
  1. Список литературы

Введение.

Клавирное творчество Филиппа Эммануила Баха, третьего сына Иоганна Себастьяна, в настоящее время почти целиком забыто. Лишь немногие его сочинения удержались в концертном и педагогическом репертуаре.

В подавляющем большинстве сочинения Ф.Э.Баха, вышедшие в свет при его жизни, больше не переиздавались впоследствии. По подсчёту биографа Ф. Э.Баха – Биттера, он сочинил для клавира всего 412 пьес, из которых при его жизни было издано 256.

Между тем современники восторженно отзывались о Филиппе Эммануиле (Бахе), почитали его больше, нежели Иоганна Себастьяна, произведения которого тогда казались суховатыми и надуманными.

Известный в своё время немецкий критик и композитор Йоган Рейхард сонаты Ф.Э.Баха, сочинённые в 28-летнем возрасте, характеризовал, как сочетание богатой и логичной гармонии со столь благородным тематическим развитием, пропорциональностью и красотой с такой оригинальностью формы.

Забвение сочинений Ф.Э.Баха представляется тем более несправедливым, ведь велико было его влияние на творчество последующих крупных композиторов. Творчество Ф.Э.Баха импонировало Й.Гайдну, В.А.Моцарту, Л.Бетховену. Его современники, известный английский историк Бёрней и композитор Рейхардт пишут о стилях Ф.Э.Баха и Й.Гайдна, как об одном и том же стиле.

Уже в старческом возрасте Й.Гайдн рассказывает, как, будучи 16летним юношей, впервые, познакомился с сочинениями Ф.Э.Баха и, не мог, оторваться от инструмента пока не проиграл их до конца. Говорил, что когда он в унынии и его угнетают заботы, после игры сочинений Ф.Э.Баха приходит бодрое и хорошее настроение.

В.А.Моцарт, уже в молодые годы, играл сонаты Ф.Э.Баха. По его словам «он (Ф.Э.) – наш отец, а мы его дети. И если кто- либо из нас знает что- либо дельное, то он научился этому у Ф.Э.Баха ».

С полной правотой некоторые историки сравнивают Ф.Э.Баха с Л.Бетховеном, указывая на близость патетического стиля Баха Бетховенской стихии. Этому есть и биографические объяснения: учитель Л.Бетховена Нэфе был почитателем Ф.Э.Баха. Л.Бетховен писал, что имеет всего несколько фортепианных пьес Ф.Э.Баха, которые не только доставляют художнику глубокое удовлетворение, но и служат материалом для обучения. Когда Черни был учеником Бетховена, сначала получал для разучивания пьесы Ф.Э.Баха, а потом лишь пьесы Бетховена.

И всё же Ф.Э.Бах, композитор, вызывавший восхищение и подражание Й.Гайдна, В.А.Моцарта, Л.Бетховена, способствовавший чрезвычайному расцвету музыки, оказался оттесненным на задний план музыкально- исторических явлений.

Можно ли, однако, предположить, что не будь Й.Гайдна, В.Моцарта и Л.Бетховена, заслонивших собою Ф.Э.Баха, то его творчество сейчас находилось бы в центре внимания, как творчество великих классиков? Вряд ли это было бы так! Ведь не заслонил же Бетховен славу Моцарта, и не вытеснил Моцарт из нашей памяти Гайдна, хотя их бессмертные творения, в сущности, последовательные звенья исторического прогресса, в котором принимал участие Ф.Э.Бах.

Истинную причину забвения следует искать не в бедности фактуры его сочинений, а скорее в круге его идей, чувств и связанных с ними средствами музыкальной выразительности, актуальных для его современности. Но поблекших в связи с изменением форм и содержания восприятия для последующих поколений.

Таким образом, долговечной оказалась не слава замечательного художника, основоположника нового стиля, а слава композиторов, которым он указал дорогу и которые в своих достижениях оказались значительнее его.

Ф.Э.Бах – новатор классического фортепианного стиля. (Биографические сведения и главные периоды творчества).

Карл Филипп Эммануил Бах родился в Веймаре в 1714 году, от первого брака Иоганна Себастьяна Баха с Марией Варварой Бах.

После окончания Лейпцигской школы Святого Фомы, он изучал юридические науки в Лейпциге, далее во Франкфурте на Одере.

Какую же цель преследовали занятия Ф.Э.Баха юридическими науками?

Одни историки высказывают мнение, что обычаем времени было всестороннее образование и что Иоганн Себастьян всё равно, обнаружив талант сына, готовил его к музыкальной деятельности.

Но, гораздо правдоподобнее другое мнение: т.к. юридическое образование было очень дорогостоящим, отец (Иоганн Себастьян) вряд ли мог придать ему второстепенное значение. И, очень сомнительно, также, что Иоганн Себастьян симпатизировал новому музыкальному направлению Филиппа Эммануила, противоречившему традиционному и доведённому им до высочайшего развития полифоническому стилю. (С этой точки зрения Иоганн Себастьян на своего старшего сына смотрел как на более способного музыканта, продолжателя своего дела).

Тем не менее, направленное твёрдой рукой отца, музыкальное образование Филиппа Эммануила далеко выходило за рамки домашнего музицирования, и было высоко профессиональным.

Филипп Эммануил писал: « В сочинениях и игре на клавире у меня не было другого учителя, кроме моего отца».

Поэтому было бы не правильным игнорировать влияние И.С.Баха на творчество Филиппа Эммануила, где мелодическое начало столь прекрасно сочетается со строгим, унаследованным от отца, безупречным голосоведением. Важным моментом является ещё и то, что Филипп Эммануил имел возможность в отцовском доме слушать самую разнообразную музыку, т.к. редко какой-либо музыкант, проезжающий через Лейпциг, не заезжал бы к ним в дом, чтобы познакомиться с Иоганном Себастьяном Бахом и поиграть ему.

Так вот, после окончания юридического обучения в университете, Филипп Эммануил полностью отдаётся музыкальной профессии, приняв должность придворного клавесиниста в Берлине. При Берлинском дворе чрезвычайно выгодным было сочетание симпатий к итальянскому оперному стилю (хотя оперы там не ставились) со старыми классическими традициями (большим вниманием пользовалась также музыка И.С.Баха).

Началом выдающейся композиторской деятельности Филиппа Эммануила следует считать Берлинский период (с 1738 по 1767г.г.). К этому времени относится большинство его наиболее ярких сочинений. Такие как: « Прусские» и «Вюртенбергские» сонаты, «Собрание сонат, рондо и свободных фантазий для профессионалов и любителей». Здесь, в ранних сонатах заметны следы полифонической школы Иоганна Себастьяна Баха, но пробиваются в них уже и элементы более позднего стиля Филиппа Эммануила – чувствительная мелодия, свободная, но органичная форма, капризный ритм, выразительная артикуляция, богатство гармонических красок. В течение Берлинского периода Филиппом Эммануилом сочинены его лучшие, проникновенные, патетические «Адажио» - предшественники «Адажио» В.А.Моцарта и Л.В.Бетховена. (Адажио из «Прусской» сонаты A-dur (1740г.))

«Аллегро» некоторых сонат, по слаженности формы, целеустремлённости тематического развития напоминают сонатное allegro композиторов классиков.(«Собрание сонат» 1 и 3 томов Соната f-moll, Соната A-dur).

Возвращаясь к биографии Филиппа Эммануила Баха, так сложилось, что при всей ответственности работы придворного клавесиниста (а в те времена клавесинист должен был быть одновременно солистом, аккомпаниатором, композитором, дирижёром, педагогом; владеть оркестровкой, генерал басом) у Филиппа Эммануила было чрезмерно низкое жалование. Король не сумел понять то, что Филипп Эммануил был гением, по сравнению с которым все остальные, даже известные тогда музыканты, являлись второстепенными величинами. Об ухудшении отношений между королём и Филиппом Эммануилом историки пишут, что Филипп Эммануил почитал короля, но не признавал за ним права диктатуры в отношении искусства. Основной причиной покинуть Берлин, было стремление освободиться от рамок придворной службы, обязывающей композитора ко многому, что противоречило его художественным убеждениям.

С 1767 года начинается Гамбургский период творчества Филиппа Эммануила Баха, где он занял место музыкального директора при церкви Святого Михаила.

Характерной чертой этого периода является преобладание настроений грустно-лирических, либо весёлого юмора – взамен драматического колорита Берлинских сочинений. Здесь вышли в свет шесть томов «Собрание сонат, рондо и свободных фантазий» (с 1779 по 1786 гг.). Однако вошедшие в них пьесы относятся к различным периодам жизни автора (от 1758 по 1786 гг.). И только 5 и 6 тома состоят из произведений, сочинённых в сроки, близкие к датам их издания.

Подводя итог, можно отметить, что на первых этапах творчества Филипп Эммануил был близок школе Иоганна Себастьяна Баха, но в дальнейшем он всё более отходит от контрапунктического стиля И.С.Баха.

Смелый новатор, гениально указавший путь в будущее, Филипп Эммануил Бах по заслугам назван отцом классического фортепианного стиля.

Но было бы несправедливо отдать пальму первенства единственно Филиппу Эммануилу. В действительности, скрещение старой контрапунктики с новой гомофонией свойственно ещё французской клавесинной музыке (предшественнице Филиппа Эммануила), характерно для творчества Рамо и Куперена.

Заслуга Филиппа Эммануила, скорее всего, заключается в демократизации мелодики, бывшей у Куперена и Рамо, ещё скованной несамостоятельностью в полифоническом контексте. Мелодика же Филиппа Эммануила уже в ранних произведениях развивается свободно от окружающей её иногда ещё полифонической музыкальной ткани. Приобретая выразительность, опираясь на природные и естественные свойства пения.

Средства выразительности в творчестве Филиппа Эммануила Баха.

Эффект выразительности достигался Филиппом Эммануилом, помимо мелодических средств, также другими, оригинальными для его времени музыкальными средствами.

На первом месте, в их числе, стоит форма его произведений.

Органичность формы Филиппа Эммануила основана на единстве идеи, всегда положенной в основу тематического развития пьес. Это качество новое для того времени, приобретает особое значение для последующего процесса развития сонатной формы, доведённого до конца в классический период.

Почти все сонаты Филиппа Эммануила написаны в трёхчастной форме. Дифференцирование частей на основе эмоционального контрастирования, что дало основу для процесса развития сонатной формы. Филипп Эммануил далёк, конечно, от классиков в отношении строгого формального равновесия частей, составляющих сонатную форму, тем не менее, незаконченность сонатной концепции компенсируется логикой развития и эмоциональной убедительностью тем. Новостью в композиторской технике явилось также введение Филиппом Эммануилом видоизменённой сонатной репризы, варьированной с помощью искуснейшей модуляционной техники, ритмических видоизменений. А его сонатные «Адажио» и «Анданте» были предшественниками будущим «Адажио» В.А.Моцарта и Л.В.Бетховена.

Рондовая форма впервые появляется у Филиппа и Эммануила во втором томе «Собрания сонат, рондо и свободных фантазий». Рондо Филиппа Эммануила менее схематичны, более свободны, чем у Куперена, носят уже импровизированный характер. Это новое качество для того времени. (Рондо 3часть сонаты h-moll (1774г.)).

Гармоническая техника Филиппа Эммануила Баха представлялась его современниками смелым новаторством. Поразительна для того времени модуляционная техника Филиппа Эммануила, которая никогда не является только формальным переходом из одной тональности в другую, а всегда является функцией мотивообразования. К любимым гармоническим эффектам композитора относятся частые хроматизмы, сопоставление далёких тональностей, чрезвычайно яркие и резкие смены мажора и минора. (Соната d-moll 1часть Аллегро).

Нельзя не упомянуть о своеобразной ритмике Филиппа Эммануила Баха, как об активном элементе его выразительного стиля. Разнообразный и капризный ритм, частая и, притом резкая смена темпов, изобилие фермат и остановок, пересадка вступления мелодии с сильной доли такта на слабую долю и наоборот - таковы особенности Баховской ритмической фактуры.

Система орнаментики Филиппа Эммануила Баха.

Филипп Эммануил Бах подвергает подробному и исчерпывающему анализу далеко не все применяемые им украшения, а только форшлаг, трель, мордент, группетто, аншлаг.

Форшлаг , по утверждению Филиппа Эммануила, является одной из наиболее необходимых манер. Они улучшают как мелодию, так и гармонию. Бах разделяет короткий и долгий форшлаг.

Долгий форшлаг исполняется со свойственной ему выразительной артикуляцией. С подчёркиванием расстояния между двумя нотами и всей возможной мелодической выразительной артикуляцией.

В отличие от него, короткий форшлаг Филипп Эммануил рекомендует исполнять так коротко, чтобы почти нельзя было заметить, что следующая за ним крупная нота сколько нибудь теряет в своей продолжительности. Он обозначает короткие форшлаги шестнадцатыми, тридцать вторыми нотами.

Схематично можно представить следующим образом:

Короткий форшлаг очень тесно примкнут к «главной» ноте.

Долгий форшлаг - подчёркивается расстояние между нотами, с выразительной артикуляцией.

Трель , по описанию Филиппа Эммануила Баха, самое трудное из всех украшений, её исполнение удаётся не всем. Биение трели должно быть равномерным и быстрым. Быструю трель во всех случаях следует предпочесть медленной трели, хотя в грустных пьесах трель может исполняться несколько медленнее. По примеру Куперена, Филипп Эммануил настаивает на исполнении начала трели с верхней вспомогательной ноты. Формируя это правило, Филипп Эммануил не имел в виду короткую трель, которая играется с «главной» ноты. Наличность перед короткой трелью связанного мелодического хода на нисходящую секунду, образующую задержание, создает особо благоприятные условия для исполнения трели, начиная с главной ноты.

Также Филипп Эммануил разрешал исполнение трелей с «главной» ноты еще в двух случаях:

Короткие трели на отрывистых нотах

Короткие трели с нахшлагами (т.е. трельными заключениями, назывались «ускоренными группетто»)

Морденты:

Филипп Эммануил Бах различает долгие () и короткие () морденты. Дифференцированное обозначение долгих и коротких мордентов является прогрессом по сравнению с французской школой, обозначавшей и те и другие морденты одним и тем же знаком().

Аншлаги:

Филипп Эммануил Бах различает две основные формы:

Подъем снизу

Как опевание

Первая форма имеет незначительное применение. А вторая используется Филиппом Эммануилом, представляя комбинацию нижнего и верхнего форшлагов. И что характерно (это историки называют единственной непоследовательностью в его системе) Филипп Эммануил в отношении аншлага, отменил ударение на первой ноте украшения:

«главная» нота, оттесняемая нотками украшения сильной части такта на слабую часть, по Филиппу Эммануилу, должна ударяться сильнее, чем нотки украшения.

Группетто:

Классификация Филиппа Эммануила дает следующие формы группетто:

- «группетто над нотой» (когда исполняется с верхней вспомогательной ноты)

Формы группетто, исполняющихся с «главной» ноты (это в случаях наличия задержания, предшествующего украшению).

- «группетто снизу» (Филипп Эммануил называет эту фигуру «трёхнотным шлейфером». Это украшение переносит как очень быстрое, так и очень медленное исполнение, т.е. требующее более выразительного исполнения).

Значение орнаментики Филиппа Эммануила Баха велико и в творчестве последующих поколений композиторов. Его труд «Опыт правильного метода игры на клавире», особенно в части орнаментики, долго еще после Филиппа Эммануила являлся основным теоретическим пособием. По этой книге учились Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен.

Й.Гайдн говорил, что это самый лучший, основательный и полезный из всех, когда бы то ни было появлявшихся учебников.

Список литературы:

  1. Мураталиева С. Формирование характерных черт жанра фортепианной сонаты в творчестве К.Ф.Э.Баха./ М.1980г.
  1. Носина В. Проявление принципов в клавирных сонатах К.Ф.Э.Баха./ МПИ.1989г.
  1. Розанов И. Предисловие к сонатам для фортепиано К.Ф.Э.Баха(тетради 1 и 2)./ 1988; 1989г.
  1. Юровский А. Предисловие к «Избранным фортепианным сонатам Ф.Э.Баха»./ М.1947г.
  1. Юшкевич Е. «К.Ф.Э.Бах. Опыт истинного искусства клавирной игры»./ С-П.2005г.

08 марта 1714 - 14 декабря 1788

немецкий композитор и музыкант, второй из 5 сыновей Иоганна Себастьяна Баха и Марии Барбары Бах

Жизнь и творчество

Карл Филипп Эммануил Бах родился в Веймаре . В возрасте 10 лет был отдан в лейпцигскую школу Святого Фомы (в 1723 году его отец стал кантором школы и хора Святого Фомы). После школы Карл Филипп Эммануил изучал юриспруденцию в университетах Лейпцига (1731) и Франкфурта-на-Одере (1735). В 1738 году, в возрасте 24 лет, он получил степень, но сразу же оставил карьеру юриста и посвятил себя музыке.

Через несколько месяцев он по рекомендации Сильвиуса Леопольда Вайса поступил на службу к Фридриху II Прусскому , тогда кронпринцу, и после его восшествия на престол стал членом королевского двора. К этому времени Карл Филипп стал одним из известнейших клавирных исполнителей, а среди его сочинений (начиная с 1731 года) было уже более 30 клавирных сонат и концертных произведений. Карл Филипп Эммануил написал два цикла сонат, посвятив их Фридриху и герцогу Вюртембергскому. Эти произведения помогли ему в получении должности придворного музыканта.

В XIX веке его имя было постепенно забыто; Роберт Шуман , например, говорил, что «в своём творчестве он остаётся далеко позади отца». В то же время Иоганнес Брамс высоко ставил его произведения и даже издал некоторые из них. Новая жизнь творений Карла Филиппа Эммануила началась в 1960-х годах, когда Гельмут Кох изучил и записал его симфонии, а Гуго Руф записал его клавирные сонаты. В настоящее время Миклошем Шпаньи и шведской звукозаписывающей компанией BIS предпринимается попытка выпустить полное собрание записей его произведений.

Загрузка...