crimea-fun.ru

Оценивание эссе.

Если вы пишите эссе не по собственному желанию, а по заданию преподавателя, он обязательно будет его оценивать (о том, как правильно написать эссе, читайте в статье " Правила написания эссе "). Конечно, хочется получить самый высокий балл, а для этого необходимо знать, по каким критериям он будет проверять. Все это прекрасно знают наши авторы, которые день ото дня пишут такие работы. Мы даем гарантии качества и ручаемся за них, так как собственноручно их отбираем и аккредитуем. Кроме того, сами заказчики оставляют отзывы о работе авторов, из которых складывается рейтинг. Так что вы можете, опираясь на него, выбрать себе личного специалиста.

В любом случае, предлагаем вам познакомиться с некоторыми критериями, на которые опираются преподаватели при проверке эссе.

1. Степень осмысления теоретического материала

  • четкость рассматриваемых понятий, их полнота;
  • наличие соответствующих примеров;
  • все понятия должны быть строго по теме;
  • умеренная эмоциональность (не превращать эссе в дневниковые записи)

2. Аналитическая часть эссе

  • проводится грамотный анализ проблемы;
  • приемы анализа разнообразны (сравнение, обобщение и т.д.) и использованы правильно;
  • есть иная, альтернативная точка зрения на проблему;
  • присутствует личное отношение к проблеме.

3. Логика суждений

  • прослеживается логическая связь между тезисами;
  • доказательства четко вытекают из суждений;
  • изложение ясное и четкое;
  • все эссе должно быть выдержано в едином стиле.

Ваша работа должна быть уникальна. Постарайтесь найти такую деталь в проблеме, которую не замечал никто. Тогда такая работа точно заинтересует преподавателя, и он будет гораздо лояльней при оценке вашего эссе. Подробнее об этом вы можете прочитать в статье " Как писать эссе? "

После того, как написали работу, выполните небольшое упражнение. Посчитайте, сколько слов содержит каждый отдельный абзац. И подпишите их буквами «К» (короткий), «С» (средний), «Д» (длинный).

«К» - до 20 слов;

«С» - от 20 до 40 слов;

«Д» - более 40 слов.

Наиболее выигрышным вариантом будет примерно такая последовательность: С К С Д С К. При таком построении изложения, повествование становится наиболее динамичным. Неправильное эссе будет выглядеть, например, таким образом: К К К С Д Д Д .

Обычно при оценке эссе преподаватель руководствуется определенной методикой оценивания, которая подразумевает простановку оценки на основании набранного студентом количества баллов. Однако сами методики оценивания работы могут быть различными. В каких-то из них максимальное количество баллов, которые может набрать автор эссе, равно десяти, а в других это может быть и сто баллов. Важны в этом вопросе не столько баллы, сколько сами критерии, по которым эти баллы проставляются.

Критерии оценки

  1. Соответствие содержания эссе заявленной теме . Это очень тонкий момент, который требует глубокого понимания выбранной темы. Например, студенту нужно раскрыть тему о влиянии виртуальной реальности на студентов вузов. Вместо рассмотрения негативного или позитивного влияния, студент сводит работу к описанию самой виртуальной реальности или приводит в качестве аргументов случаи из жизни своих знакомых школьников.
  2. Полнота раскрытия темы . Оценивая работу по этому критерию, преподаватель выясняет, сумел ли студент осветить историю, теорию проблемы, четко сформулировать все необходимые термины; насколько проявил творческий подход при изложении своей позиции, приводил ли оригинальные примеры и метафоры.
  3. Наличие в работе позиции ее автора . Эссе - это не строгая научная работа, которая будет изобиловать открытиями и высказываниями известных деятелей. В эссе очень важен именно авторский взгляд на проблему, умение выразить свое отношение к ней, предложить неожиданное решение или усомниться в существующем порядке.
  4. Аргументированность выдвинутого тезиса работы . Хотя эссе допускает свободный стиль изложения и разговорную речь, аргументы в доказательство выбранной позиции должны быть четкими и по возможности научными. Преподаватель может снизить оценку за работу, если увидит в ней доказательства, сформулированные на бытовом уровне, в то время как студент мог привести по этому вопросу теоретические рассуждения с применением понятий в рамках изучаемого предмета.
  5. Четкость и логичность изложения . В эссе не должно быть никакого хаоса: скачков с одного вопроса на другой, оборванных мыслей, пространственных отступлений не по теме или путаницы в основных элементах работы.
  6. Эрудированность и информированность . Студент получит дополнительные баллы, если покажет свою осведомленность в последних событиях, происходящих в мире, а также блеснет широким кругозором, умением делать четкие и обоснованные выводы.
  7. Обоснованность выводов . В выводах должен быть подведен итог найденных решений, данных оценок, приведенных аргументов. При этом если вывод представляет собой оценку проблемы с теоретических позиций, то он оценивается выше, чем оценка, данная на бытовом уровне. За оригинальные суждения в выводах автор эссе также получает дополнительные баллы.
  8. Грамотное оформление . Работа должна быть безупречна не только в плане орфографических, грамматических и иных ошибок, но и оформлена в строгом соответствии с принятыми стандартами. В частности, при оформлении эссе следует руководствоваться ГОСТом 7.32-2001 и ГОСТом ГОСТ 7.1-2003, а также методическими рекомендациями своего учебного заведения.

Выставление оценки

Конкретная оценка за работу ставится в зависимости от того, скольким из рассматриваемых критериев удовлетворяет то или иное эссе. Отличная оценка далеко не всегда ставится в том случае, если учащийся набрал наибольшее количество баллов. В то же время отрицательная оценка ставится в том случае, если работа не удовлетворяет большей части критериев. Преподаватель имеет право и вовсе не принять работу, если обнаружит, что она списана у другого студента, позаимствована из Интернета или содержит поддельные сведения.

Сочинение-рассуждение по изученному произведению.

Письменный развернутый ответ на вопрос.

Составление плана эпического произведения или отрывка из эпического произведения.

Сочинение сказок, рассказов.

Письменный пересказ (изложение) – подробный, выборочный, сжатый и художественный – небольшого эпического произведения, в т. ч. с элементами описания (пейзаж, портрет).

Письменный ответ на вопрос и рассказ о литературном герое.

Составление плана, кадроплана небольшого эпического произведения или отрывка.

Сочинение рассказа.

Поэтические опыты.

Письмо литературного героя.

Страницы дневника литературного героя.

Письменный пересказ (изложение) художественных произведений или отрывков из них (подробный, краткий, выборочный, художественный, творческий) с элементами анализа.

Письменное сочинение-рассуждение: формулировка вопроса к изучаемому произведению, развернутый ответ на вопрос, проблемная характеристика (индивидуальная, сравнительная, групповая) героев произведения.

Письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, просмотренном кинофильме.

Сочинение в жанре рассказа, дневниковых записей, письма (о посещении выставки, музея, о трудовых делах класса, об архитектурных памятниках города и т.д.).

Составление плана (простого, сложного) прочитанного произведения и собственного высказывания.

Сочинение-рассуждение по изученному произведению: развернутый ответ на вопрос, проблемная характеристика (индивидуальная, сравнительная, групповая) героев произведения с учетом авторского отношения к ним.

Составление плана (простого и сложного) прочитанного произведения или собственного высказывания.

Письменный отзыв.

Сочинения различных жанров на литературную, публицистическую темы.

Конспект и план (в том числе тезисный) литературно-критической статьи.

Рецензии (или отзыв) на самостоятельно прочитанную книгу, просмотренную телепередачу, спектакль.

Доклад и реферат на литературную тему.

Конспект, план (тезисы) литературно-критических статей.

Рецензия.

Художественные зарисовки, рассказы, очерки, стихотворения.

Сочинение-рассуждение публицистического характера.

Очерк, публицистическая, литературно-критическая статья.

Рецензия.

План и его разновидности. Обучение составлению тезисов и конспектов литературно-критических статей

План – самая краткая запись, представляющая собой перечень названий отдельных частей (смысловых отрезков) текста.

Составление плана содействует не только лучшему усвоению содержания изучаемого произведения, но и выяснению его идейной направленности, его композиции. План организует логическое мышление учащихся и дает навык кратко, точно и целенаправленно формулировать свои мысли.

Планы классифицируются следующим образом.

По цели написания:

а) план произведения или его части;

б) план собственного устного или письменного высказывания;

в) план характеристики героя;

г) план литературно-критической статьи.

2. По степени сложности:

а) простые;

б) сложные.

3. По своей содержательной направленности (классификация
М. Рыбниковой в ее книге «Очерки по методике литературного чтения», с. 200–201):

а) сюжетные;

б) тематические;

в) идейные;

г) композиционные (сюжет в целом).

Формулировки пунктов плана могут быть в форме вопроса, цитаты из текста (цитатный план), повествовательных назывных или неполных предложений.

Методика обучения составлению плана заключается в формировании у учащихся умения делить текст на смысловые части, выделять главное в каждой смысловой части и формулировать ее название.

Для эффективности обучения старшеклассников сочинениям важен вопрос о классификации сочинений , которая поможет сориентироваться в отборе материала, способе изложения. Существуют различные классификации видов и типов сочинений в зависимости от принципов, положенных в основу.

Например: сочинения разделены методистами на 2 основные группы: сочинения литературные и сочинения, основанные на личных впечатлениях, жизненных наблюдениях, опыте учащихся. Сочинения на литературные темы классифицируются по тематическому и жанровому принципам.

Тематический принцип связан с формулировкой темы, отбором материала. О.Ю. Богданова : выделяет следующие виды:

1. Сочинения о литературных героях (индивидуальная, групповая, сравнительная характеристика), например: «Пугачев глазами Гринева».

2. Сочинения, основанные на анализе произведения в целом:

а) оценка всего произведения: «Дубровский» Пушкина как романтическое произведение» ;

б) рассмотрение проблем: «Рок, судьба и человеческая воля в романе Лермонтова» ;

в) анализ художественной формы: «Композиционное своеобразие романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» .

3. Разбор отдельных эпизодов и частей произведения: «Мои любимые страницы …», «Гоголь – мастер художественного портрета» ;



4. Литературные обзоры: «Личность и государство в литературе 20 века», «Тема мещанства в творчестве Чехова и Зощенко» ;

5. Рассуждения-размышления от отношении литературы к жизни: «Почему русскую литературу 19 века можно назвать литературой вопросов» ;

6. Сочинения-исследования: «Революционер ли Базаров», «Смешен или страшен Молчалин».

Если говорить о жанровой классификации, то традиционно выделяются 3 вида: повествование, описание, рассуждение. В последнее время выдвинулись другие жанры: сочинение – характеристика, литературный портрет, этюд, эссе, отзыв, рецензия, обозрение, очерк, дневник, письмо, исповедь, интервью, репортаж, стихотворение и др.

Понятно, что такие жанровые разновидности рассчитаны на авторскую индивидуальность ученика.

Особенности сочинений различных жанров.

Сочинение-характеристика. Один из самых распространенных жанров. Он требует глубокого раздумья не только над системой образов, но и над отдельным героем. Сочинение должно быть размышлением о его нравственных идеалах, поступках, действиях, взаимоотношениях с окружающими людьми. Необходимо проследить эволюцию характера в сюжетном развитии произведения, выделить то индивидуальное, неповторимое, что характеризует личность этого героя.

В этом жанре можно выделить сравнительную характеристику и характеристику лирического героя (для поэтического произведения): «Неужто ты влюблен в меньшую? – А что? – Я выбрал бы другую» (сравнительная характеристика сестер Лариных); «Женские образы в романе Лермонтова «Герой наго времени» .

Сочинение – литературный портрет. Один из творческих жанров, он предполагает свободное раскрытие «портрета» человека. Эмоциональность изложения материала в этом жанре усиливается. Здесь не обязательны ссылки пишущего на критику, авторитетные источники. Автор не должен стремиться к строгой последовательности в раскрытии портрета, а дать свое видение, понимание, значение этого человека для себя, своей жизни. Например: «Пушкин последних лет»; «Так что за человек, этот Печорин?»; «Я пролетарского происхождения» (по «Собачьему сердцу» Булгакова).

Сочинение – этюд. Этюд – это небольшое произведение критического и другого характера, посвященнае какому-либо отдельному вопросу. Что может стать отдельным вопросом для такого сочинения? Например: «Танец и песня в жизни Наташи Ростовой», «Что значит «наука страсти нежной» по роману Пушкина «Евгений Онегин», «Первая и последняя любовь Лермонтова»; «Мой Пушкин»; «А он, мятежный…» (о Лермонтове).

Сочинение должно стать лирическим монологом пишущего о том значительном, что составляет суть картины, события, раздумья.

Сочинение-эссе. Сочинение небольшого объема и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендующие на определенную и исчерпывающую трактовку предмета. Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику. Например: «Я читаю В. Набокова…»; «Вечный Достоевский»; «Любимый писатель нашего поколения»;»Русская классика на сцене и в кино» .

Система аргументации основана на личном читательском опыте, вкусе и предпочтениях. Литературные герои, как правило, рассматриваются как человеческие характеры, типы; дается оценка с морально-этических, нравственных позиций, взаимоотношений персонажей. Вывод отражает жизненную позицию автора сочинения, его личностные качества, отношение к тем или иным сторонам жизни, нашедшем воплощение в литературном произведении.

Сочинение – рецензия. Развернутое критическое суждение о произведении искусства, в основе которого – анализ художественного произведения в единстве его содержания и формы с целью дать аргументированное истолкование и оценку идейно-художественного своеобразия произведения.

В рецензии преобладает не эмоционально-субъективная, а объективная оценка. Читатель выступает как критик и исследователь. Предметом исследования является произведение как художественный текст, поэтика автора, его позиция и средства ее выражения (проблематика, конфликт, сюжетно-композиционное своеобразие, система образов и т.д.).

Рецензия не претендует на полноту исследования, она должна выявить наиболее яркие и значимые стороны произведения, его особенности. По стилю рецензия может быть публицистична, носить полемический характер, а может тяготеть к жанру литературоведческой статьи. Например: «Я прочитала роман Достоевского «Идиот»;

Сочинение – обозрение. Здесь уместны обращения к различным произведениям одного или нескольких писателей или поэтов, краткий комментарий к ним. Например: «Что нового покажет мне Москва?» (обозрение по «Горе от ума»); «Их главная тема – тема Родины (по творчеству А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского)»;

Сочинение – очерк. Отличительная черта – публицистичность изложения, т.е. обращение к читателю с размышлениями о своих переживаниях, чувствах, вызванных прочитанным произведением. Очерк предполагает глубокое знание фактического материала, требует искусства раскрытия темы в динамике (будь то рассказ о герое, событии или явлении). Очерк должен подвести читателя к выводу об общественной значимости того, о чем рассказывается в нем. Например: «Почему герои Гоголя кажутся нам знакомыми незнакомцами?».

Сочинение – дневник. Это один из тех жанров, который помогает учителю увидеть внутренний мир ученика. В основе дневника, как литературно формы изложения мыслей, должны быть положены личные наблюдения от увиденного, размышления о прочитанном, суждения о творчестве писателя. Большое место отводится творческой фантазии и воображению. В композиции дневника преобладают отрывочные записи, датированные определенным числом, месяцем, годом, вставные эпизоды, встречи с людьми (героями книг), размышления о событиях, фактах. От автора сочинения требуется соблюдение композиционных особенностей дневника, а также искренность при изложении материала.

Например: «Лучшие минуты в жизни Андрея Болконского»;

Сочинение – путевые заметки. Жизнь некоторых писателей и поэтов полна впечатлениями от пребывания в различных уголках России; есть также художественные произведения, композиция которых связана с путешествием. Сочинение этого жанра включает в себя элементы описания местности, рассуждения автора об «увиденном на станциях (остановках)» маршрута следования, лирические отступления пишущего сочинение как обращение к читателю, портретные зарисовки, впечатления, даже диалоги с теми, кого встретил в пути. Например: «Я взглянул окрест себя…» (по «Путешествию из Петербурга в Москву» А. Радищева); «Вслед за Чичиковым к мертвым душам» (по поэме Гоголя «Мертвые души»); «Остров Сахалин» Чехова».

Сочинение – письмо. Это обращениек одному или группе лиц. Оно может включать рекомендацию о прочитанном (письмо к другу), выражать просьбу или советы в разрешении каких-то проблем. Может быть глубоким раздумьем о судьбе какого-то героя через восприятие тех, кто его знает (письмо Аркадия отцу о встрече с Базаровым и от отношения к нему, о восприятии нигилизма в целом).

Обязательным условием является запись адреса, обращение к адресату, подпись пишущего со словами прощания.

Сочинение – интервью. Воспитывает искусство общения. Автор сочинения должен четко знать, о чем он будет писать (какие вопросы задавать и что на них отвечать), уметь пользоваться диалогической речью, глубоко знать ту проблему, которую он высвечивает в сочинении-интервью. Такое сочинение предполагает свободное владение учеником темой разговора, глубокое погружение в творческую лабораторию писателя – автор сочинения отвечает за всех, дающих интервью.

Сочинение – репортаж. Рассказ с места события. Автор сочинения сам является свидетелем, он должен сам все увидеть и услышать, лично встретиться с непосредственными участниками события; нарисовать зримую картину действительности, воспроизвести происходящее со всей наглядностью, чтобы читатель живо и образно представил его себе. Всегда эмоционально ярко выражено и передает интонации устной речи. Например: «Две дуэли («Евгений Онегин» и «Герой нашего времени»)

Сочинение – исповедь. Повествование идет от первого лица вслед за автором, поэтому сочинение логически выстраивает всю жизнь героя в художественной манере, близкой авторской. Рассказывая о своей жизни, герой размышляет о многом, и в этих размышлениях должны занять место все проблемы произведения.

Если ученик пишет на свободную тему, то исповедь – это крик его души, откровенный, искренний, глубокий.

Например: «Я себя убил, а не старушонку…» (по «Преступлению и наказанию»); «Исповедь Маргариты» (по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»;

Требования, критерии оценки сочинения.

Требования к ученическому сочинению:

1. Соответствие содержания сочинения заданной теме.

3. Доказательность высказанной мысли, аргументированность защищаемых положений.

4. Логичность и последовательность в изложении материала: умение выдвигать предположение, развивать мысль, делать вывод, аргументировать его.

5. Самостоятельность в подходе к теме.

6. Единство стиля изложения, ясность, точность, доступность, образность языка сочинения.

7. Точность в использовании эпиграфа и цитат, активность использования литературного и фактического материала.

8. Рациональное сочетание материала художественного произведения, литературной критики с собственными рассуждениями автора работы.

9. Отсутствие фактических ошибок и неточностей.

10. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.

Типичные ошибки при написании сочинения:

1. Неполное или неправильное раскрытие темы:

Поверхностное раскрытие темы,

Ее неоправданное расширение, сужение,

Одностороннее раскрытие,

Непонимание темы,

Обращение к фактам, не имеющим отношения к теме.

2. Ложная идея сочинения; неверная оценка авторской позиции, идеи (смысла) художественного произведения; отсутствие четко сформулированной идеи.

3. Нарушение логики и последовательности в изложении материала.

4. Слабая аргументация своих рассуждений.

5. Подмена анализа пересказом художественного или критического текста.

6. Несоразмерность композиции, отсутствие отдельных частей сочинения.

7. Фактические ошибки, искажение цитатного материала; слабое владение фактическим материалом.

8. Недостаточное и неуместное цитирование.

9. Отсутствие выводов и обобщений.

10. Орфографические, стилистические, пунктуационные ошибки. Бедность словарного запаса.

Критерии оценки сочинения:

Оценка «5» ставится за сочинение, глубоко и аргументировано раскрывающее тему, демонстрирующее отличное знание текста литературного произведения и необходимых для раскрытия темы дополнительных материалов, построенное логично и последовательно точки зрения изложения мыслей, написанное в соответствии с нормами литературного языка и выдержано в стиле, соответствующем выбранной теме. Цитирование должно быть исчерпывающем и уместным. Фактические ошибки отсутствуют. Допускается наличие 1-2 речевых недочетов.

Оценка «4» ставится за сочинение, достаточно полно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала, хорошо построенное композиционно, логично и последовательно в изложении, написанное в соответствии с нормами литературного языка и выдержано в стиле, соответствующем выбранной теме. Цитирование должно быть полным и правильным. Могут отмечаться незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей. Допускаются 1-2 неточности по содержанию, не боле 2 речевых недочетов и 2 орфографических, пунктуационных или стилистических ошибок.

Оценка «3» ставится за сочинение, раскрывающее тему в целом, но обнаруживающее при этом неполноту, односторонность ее раскрытия или некоторые отклонения от темы, а также неточности в изложении фактического материала. Может отмечаться недостаточность цитирования, слабость аргументирования. Словарь беден и не отличается разнообразием, речь недостаточно выразительна. Допускается не более 4 орфографических, 4 пунктуационных и 3-4 стилистических ошибок. Также учитываются речевые недочеты.

Оценка «2» ставится за сочинение, в котором тема не раскрыта или не соответствует вынесенной в заглавие, обнаруживается незнание художественного текста и дополнительного критического материала. В основе сочинения лежит пересказ, а не анализ. Нарушается последовательность изложения мыслей. Допущено много фактических неточностей. Написано сочинение без соблюдения норм литературного языка, с использованием бедного словаря и упрощенного синтаксиса. Сочинение, в котором имеется более 8-9 орфографических и пунктуационных ошибок, даже в том случае, если тема раскрыта, оценивается на «2».

Если на письменном экзамене обнаруживаются два и более идентичных работ, все они оцениваются на «2».

Литература:

1. Карнаух Н.Л. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. – М., 2003.

2. Методика преподавания литературы / Под ред. О.Ю. Богдановой. – М., 1999.

3. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» (7-8 кл.) / Сост. Т.А. Ладыженская и Т.С. Зепалова. – М., 1977.

4. Мещерякова М.И. Сочинение: Секреты успеха. – М., 2000.

5. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе. – М., 1971.

6. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М., 1985.

На сегодняшний день существую разнообразные классификации школьных сочинений. Сочинения классифицируются:

По целям обучения:

– обучающие;

– контрольные.

По месту выполнения:

– классные;

– домашние;

– классно-домашние.

По форме изложения материала:

– письменные;

– устные.

По жанрам литературного творчества:

– сочинения в жанрах художественной литературы;

– сочинения в литературно-критических жанрах;

– сочинения в жанрах научно-исследовательской литературы;

– сочинения в жанрах публицистики.

На жанровой классификации школьных сочинений остановимся более подробно. Вначале дадим развернутую классификацию в виде таблицы, а затем рассмотрим методику обучения наиболее распространенным жанрам сочинений.

Жанры сочинений Классы
I Жанры художественной литературы 1. Сказка. 2. Рассказ. 3. Басня. 4. Стихотворение. 5. Письмо литературного героя. 6. Дневник литературного героя. 7. Художественные зарисовки. 8. Драматические сценки. 9. Сценарий. 10. Легенда. 5,6 5–11 5–11 5–11 7–11 6, 10–11 7–9
II Литературно-критические жанры 1. Литературно-критическая статья: а) анализ эпизода; б) характеристика героя; в) сравнительная характеристика героев; г) групповая характеристика героев; д) рассуждение на историко- или теоретико-литературную тему; ж) рассуждение об общей проблематике или одной из ведущих тем произведения; з) обобщающее рассуждение по нескольким произведениям. 2. Отзыв. 3. Литературные раздумья (эссе). 4. Предисловие к сборнику стихов. 5. Критический этюд (эссе). 6. Литературный портрет. 7. Режиссерский комментарий. 6–11 (6)7–11 8–11 8–11 8, 9 9–11 7–10
III Научно-исследовательские жанры 1. Рецензия. 2. Реферат. 3. Доклад. 4. Аннотация. 9–11 9–11 9–11
IV Публицистические жанры 1. Письмо. 2. Дневниковые записи. 3. Публицистическая статья. 4. Очерк: – портретный; – путевой; – проблемный; – эссе. 5. Репортаж. 6. Интервью. 5–11 6–11 5–11

Методика обучения сочинениям в жанрах художественной литературы. Методика обучения сочинениям в разных жанрах сложна, требует больших усилий от учащихся. Дети должны научиться продумывать темы, находить в теме ключевые слова, сопоставлять факты, уметь рассуждать. Основные приёмы работы – составление плана, обсуждение заранее подготовленных планов, выбор жанра сочинения, подбор эпиграфов, текстового материала, написание черновых вариантов сочинений и т.д. Этапы обучения сочинениям в жанрах художественной литературы схожи, но подготовка к таким сочинениям довольно сложна, имеет некоторые особенности. Остановимся на методике обучения написанию некоторых сочинений в жанрах художественной литературы. Так, при знакомстве со сказкой , учащиеся усваивают определение «сказки»; знакомятся с видами сказок, её признаками, композиционными и лингвистическими особенностями, а также главными героями. Используют следующие упражнения: продолжите сказку; придумайте начало (конец) сказки; подберите эпитеты к тому или иному герою; использование сказочного героя на уроке; к какому виду относится данная сказка и др. При работе над сочинением сказки учащиеся:

1) выбирают тему и название сказки;

2) определяют вид сказки;

3) придумывают действующих героев, их характеры, сюжет;

4) обдумывают композиционные части;

5) непосредственно пишут сказку;

6) читают её вслух.

При работе с рассказом учащиеся знакомятся с жанровыми признаками, композицией рассказа, озаглавливают рассказ, учатся обнаруживать композиционные особенности в тексте, восстанавливать текст, анализируют лингвистические особенности рассказа, а затем создают рассказы различных видов по следующей схеме:

1) придумывание сюжета, героев;

2) продумывание композиции;

3) выбор типа речи;

4) определяют место диалогов и монологов, портретных характеристик, пейзажа;

5) составление плана;

6) написание рассказа.

В 6 классе дети получают представление о жанре басни , усваивают понятие «иносказание», выявляют типичных героев басни. Можно использовать следующие упражнения: дописать концовку басни, охарактеризуйте то или иное животное, выявите мораль басни, назовите языковые особенности басни. Методика обучения написанию басни может содержать следующие этапы работы и задания:

1) сформулируйте основную мысль басни, вывод, отражающий мораль;

2) придумайте героев басни и их действия;

3) определите композиционные части;

4) продумайте язык басни: используйте слова разговорного стиля и слова, выражающие отношение автора, а также звукоподражания;

5) напишите басню.

Наибольшую сложность представляет сочинение в жанре стихотворения , где учащиеся пытаются выразить свои мысли и чувства, соблюдая размер и рифмы, что очень непривычно для них. Дети придумывают названия стихотворений, подбирают рифмы, дописывают стихотворения и т.д. При написании стихотворения можно предложить учащимся выбрать тему стихотворения, название; подобрать опорные слова, эпитеты и другие языковые средства; продумать рифму и размер; выполнить черновые наброски; откорректировать их; написать беловой вариант.

Проследить динамику мыслей и чувств героя помогает дневник литературного героя , который дети пытаются составить в 6 классе на примере Алёши из «Детства» М. Горького по следующим заданиям учителя:

1) обратить внимание на яркие эпизоды из жизни героя;

2) показать возможное начало дневниковой записи;

3) самонаблюдение: что замечает герой за собой?

4) самооценка и самоанализ: как оценивает своё поведение?

5) самосовершенствование: что предпринимает для исправления?

Остановимся также на часто встречающемся жанре сочинений – литературно-критической статье и менее распространённых – очерке, эссе, репортаже, интервью. Затем определим такие жанры, как отзыв, рецензия, реферат, доклад.

Сочинения в жанре литературно-критической статьи тематически могут представлять собой:

– рассуждения на историко- или теоретико-литературную тему;

– характеристику героя;

– сравнительную характеристику героев;

– групповую характеристику героев;

– рассуждение об общей проблематике или одной из ведущих тем произведения;

– обобщающее рассуждение по нескольким произведениям.

Рассуждение – это изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Структуру рассуждения можно представить в виде следующей формулы: Рассуждение = тезис (суждение, основная идея сочинения) + доказательство (тезисы + аргументы, тезисы + аргументы...) + выводы.

Главная часть рассуждения – доказательство. Однако это может быть не только доказательство, но и опровержение, доказательство и опровержение вместе, простая мотивировка (т.е. простое деление целого на части). Чаще используется именно доказательство. Доказательство – это установление истинности какого-либо суждения с помощью других суждений, истинность которых была доказана раньше, или настолько очевидных, что не требует доказательства. Доказательство может строится дедуктивно: тезис + аргумент, и индуктивно: аргумент + тезис.

Важным моментом для пишущего сочинение является осмысление темы. Темы сочинений по формулировке можно свести к трем видам:

– тема-суждение (в формулировке прямо выражена идея рассуждения («Молчалины блаженствуют на свете!»);

– тема-вопрос («Каково ваше мнение о Молчалине?»);

– тема-понятие («Образ Молчалина в комедии»).

Рассуждения на историко- или теоретико-литературную тему достаточно сложны для учащихся, т.к. требуют умения рассуждать о произведении на уровне обобщения, осмысливая жанр, композицию, принадлежность к определенному литературному направлению.

Характеристика литературного героя – наиболее распространенный вид литературно-критической статьи. В доказательстве используем компоненты характеристики героя: портрет, речь, пейзаж, отношения с другими персонажами, поступки и т.д. Заканчивается такой анализ краткой характеристикой героя, назначение которой состоит в том, чтобы все качества героя собрать воедино. Таким образом, автор сочинения идёт индуктивным путём, опираясь на художественный текст, он выявляет черты характера героя.

Сравнительная характеристика героев требует умения сравнивать по сходству и различию, учитывая индивидуальные черты характера каждого из героев. Исходной позицией всякого сравнения должна быть точка зрения, с которой рассматриваются сравниваемые предметы. Эта общая точка зрения называется основанием сравнения. Если невозможно найти основание сравнения, значит нельзя сравнивать. Главная часть сочинения-сравнения состоит из двух частей: черты сходства и черты различия. Такая работа требует знания текста и умения использовать синонимы и антонимы.

Литературно-критическая статья, представляющая собой групповую характеристику героев, тоже достаточно часто используемый вид сочинения. Наиболее легко составить групповую характеристику на основе индивидуальных. Основные логические операции рассуждения – отвлечение и обобщение.

Порядок работы над групповой характеристикой таков:

1. Отбор материала для рассуждения (назвать всех героев, которые войдут в характеристику);

2. Определить содержание темы (основной вопрос темы, отвлечение и обобщение, ответ на вопрос темы, формулировка главной мысли). Аргументы подбираются в процессе отвлечения и обобщения.

Определить содержание групповой характеристики гораздо сложнее, чем обыкновенного доказательства. Прежде чем дать точный ответ на вопрос темы, надо вспомнить каждого героя (из отобранных для групповой характеристики) во всей совокупнности его черт характера, поступков и т.д.; затем выбрать (отвлечь) из этих индивидуальных характеристик только то, что является общим для всех, и соединить (обобщить) черты, свойства, особенности каждого героя в одну характеристику. Опираясь на неё, можно дать прямой ответ на вопрос темы, а из него сформулировать основную идею (тезис) рассуждения; аргументами будут те общие черты, которые мы выявили в процессе отвлечения и обобщения. В процессе обобщения отбрасываются все частные, индивидуальные черты характера, а выявляются те, которые роднят его с другими персонажами. Однако надо показать те индивидуальные формы, в которых та или иная общая черта проявляется у каждого из героев.

Рассуждение об общей проблематике или одной из центральных тем произведения требует умения осмысливать произведение на уровне его проблематики, выявлять авторскую позицию, выражать и аргументировать собственное мнение, а обобщающее рассуждение по нескольким произведениям требует осмысления литературных произведений в контексте творчества одного писателя или различных писателей.

Отзыв – это мнение о прочитанном, это впечатление, которое осталось после прочтения произведения, в нем отмечается авторская идея, выделяются главные герои, даётся оценка их поступков. В отзывах, как правило, отсутствует детальный разбор произведения.

Жанрово-стилевые границы отзыва трудно определить. Отзыв может быт написан в форме письма к другу, к автору книги, в форме заметки в газету и т.п. Пишущий отзыв сам определяет стиль, жанровую форму. По способу изложения отзывы представляют собой рассуждение о прочитанной книге, просмотренном спектакле, кинофильме и т.д., где используются элементы описания (портрет, пейзаж и т.д.) и повествования (сюжет).

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Самарский медицинский колледж им.Н. Ляпиной» Филиал «Борский»

Борское

2015

Разработчик: Жабина Ольга Владимировна, преподаватель русского языка и литературы.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………

1.Особенности эссе…………………………

2. Разновидности эссе ………………………

3. Требования, предъявляемые к эссе ………

4. Структура эссе ……………………………

5. Клише ………………………………………

6. Памятка при написании эссе ……… ……

7. Алгоритм написания эссе …… …………

8. Требования к оформлению … … ……

9. Критерии оценивания эссе………………

10.Список литературы………………………

Приложение……………………………………

Введение.

Эссе - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. (Словарь Ожегова)

Создание эссе − чрезвычайно интересное и полезное занятие. Жанр эссе предполагает свободу творчества: позволяет автору в свободной форме излагать мысли, выражать свою точку зрения, субъективно оценивать, оригинально освещать материал; это размышление по поводу когда-то нами услышанного, прочитанного или пережитого, часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность. Уникальность этого жанра в том, что оно может быть написано на любую тему и в любом стиле. На первом плане эссе − личность автора, его мысли, чувства, отношение к миру. Это главная установка сочинения. Однако надо помнить, что, несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе совсем нелегко, так как надо найти оригинальную идею (даже на традиционном материале), нестандартный взгляд на какую-либо проблему. Для грамотного, интересного эссе необходимо соблюдение некоторых правил и рекомендаций.

Особенности эссе:

    Наличие конкретной темы или вопроса;

    Личностный характер восприятия проблемы и её осмысления;

    Небольшой объём;

    Свободная композиция;

    Непринуждённость повествования;

    Внутреннее смысловое единство;

    Афористичность, эмоциональность речи.

Разновидности эссе:

С точки зрения содержания, эссе бывают философскими, литературно-критическими, историческими, художественными, художественно-публицистическими, духовно-религиозными и др. По литературной форме эссе предстают в виде рецензии, лирической миниатюры, заметки, странички из дневника, письма, слова и др. Различают также эссе описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и др. Наконец, предложена классификация эссе на две большие группы: личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.

Требования, предъявляемые к эссе:

1. Объем эссе не должен превышать 1–2 страниц.

2. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

3. Необходимо писать коротко и ясно. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

4. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.

5. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

6. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

7. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

Структура эссе:

1. Введение - определение основного вопроса эссе, актуальность. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своей творческой работы. При написании актуальности могут помочь ответы на следующие вопросы:

«Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?»,

«Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?»,

«Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».

2. Основная часть - ответ на поставленный вопрос. Один параграф содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, подвывод, являющийся частично ответом на поставленный вопрос.

3. Заключение - суммирование уже сделанных подвыводов и окончательный ответ на вопрос эссе.

Отметим наиболее приемлемую технику доказательства приведенных в эссе высказываний. Доказательство - это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.

Структура любого доказательства включает по меньшей мере три составляющие: тезис, аргументы, вывод или оценочные суждения.

    Тезис - это сужение, которое надо доказать.

    Аргументы - это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса.

    Вывод - это мнение, основанное на анализе фактов.

    Оценочные суждения - это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.

Клише, которые можно использовать при написании эссе:

1. Введение.

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…

Выбор данной темы продиктован следующими соображениями…

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание

Для меня эта фраза является ключом к пониманию…

2. Основная часть.

Во-первых,… Во-вторых,… В-третьих,…

Рассмотрим несколько подходов… Например, …

Проиллюстрируем это положение следующим примером…

С одной стороны, … С другой стороны, …

3. Заключение.

Подведем общий итог рассуждениям.

К какому же выводу мы пришли…

Таким образом,…

Итак, ..

Приветствуется использование:

    Эпиграфа, который должен согласовываться с темой эссе (проблемой, заключенной в афоризме); дополнять, углублять лейтмотив (основную мысль), логику рассуждения вашего эссе. Пословиц, поговорок, афоризмов других авторов, также подкрепляющих вашу точку зрения, мнение, логику рассуждения.

    Мнений других мыслителей, ученых, общественных и политических деятелей.

    Риторические вопросы.

    Непринужденность изложения.

Памятка при написании эссе:

Прежде чем приступить к написанию эссе:

    изучите теоретический материал;

    уясните особенности заявленной темы эссе;

    продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;

    выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;

    определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции;

    составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.

    При написании эссе:

    напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;

    проанализируйте содержание написанного;

    проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного;

    внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.

Алгоритм написания эссе:

1. Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

2. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:

    она интересна вам;

    вы понимаете смысл этого высказывания;

    по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.).

3. Определите смысл высказывания (проблему).

4. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания:

    для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта, литературных произведений;

    распределите подобранные аргументы в последовательности;

    придумайте вступление к рассуждению;

    изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.

5. Сформулируйте общий вывод работы.

Требования к оформлению:

    Титульный лист.

    Текст эссе.

    Формат листов-А4. Шрифт- Times New Roman , размер-14, расстояние между строк- интерлиньяж полуторный, абзацный отступ- 1,25см., поля-30мм(слева), 20мм (снизу),20мм (сверху), 20мм (справа). Страницы нумеруются снизу по центру. Титульный лист считается, но не нумеруется.

Критерии оценивания эссе:

    Раскрытие смысла высказывания – 1 балл

    Представление и пояснение собственной позиции обучающего – 1 балл

    Характер и уровень приводимых суждений и аргументов – 3 балла

    Максимальный балл 5

Список литературы

    Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Рус. яз., 2011.

    Самостоятельная работа студентов: методические указания / сост. А.С. Зенкин, В.М. Кирдяев, Ф.П. Пильгаев, А.П. Лащ. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. – 35 с.

    Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное ре- дактирование научных произведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк, 2004.

    Титова Г.Ю. О технологии организации самостоятельной ра- боты студентов // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2010. – Вып. 1 (91). – С. 123-126.

Загрузка...