crimea-fun.ru

На чем основывается самодурство дикого. Островский а

1. Реализм драмы “Гроза”.
2. Портрет Савела Прокофьевича Дикого.
3. Кабаниха – глава “темного царства”.
4. Завершение власти Самодурства и невежества в драме А. Н. Островского “Гроза”

Идея создания драмы “Гроза” появилась у Александра Николаевича Островского в 1859 году после длительного путешествия по волжским городам. Принято считать, что прототипом главной героини этой пьесы – Катерины Кабановой – стала реально существовавшая женщина, Александра Клыкова. История ее жизни была очень похожа на судьбу

Катерины.

Интерес вызывает тот факт, что Островский завершил свое произведение примерно за месяц до того, как Клыкова утопилась в Волге, не выдержав издевательств своих родственников. Данное обстоятельство, безусловно, свидетельствует о том, что автор очень ярко и реалистично показал в драме “Гроза” жесткий конфликт, происходящий между разными поколениями в одном купеческом семействе.
Самодурство и невежество в драме А. Н. Островского “Гроза” показаны автором при помощи двух очень ярких образов – Савела Прокофьевича Дикого и Марфы Игнатьевны Кабановой (“Кабанихи”), свекрови главной героини.
Дикой – один из типичных представителей провинциального богатого купечества. Это человек, имеющий определенные права в городе и считающий, что ему дозволено если не все, то многое. О данном обстоятельстве свидетельствует следующее его высказывание:
Кулигин. За что, сударь, Савел Прокофьевич, честного человека обижать изволите?
Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю…
Далее Островский указывает на то, что самодурство, недостойное поведение Дикого – вовсе не порочное качество, а природное свойство его “горячего своевольного сердца”. Беда Савела Прокофьевича в том, что он не предпринимает никаких попыток обуздать свой неукротимый нрав, и поэтому он безнаказанно творит все, что хочет.
Окружающие люди воспринимают Савела Прокофьевича неоднозначно. Например, Кулигин утверждает, что Дикому следует во всем уступать, чтобы не нарваться на грубость, но Кудряш вполне резонно возражает ему: “…кто ж ему угодит, если у него вся жизнь на ругательстве построена? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится…”.
Но никакой капитал, никакие средства не могут споспешествовать обогащению духовной жизни Дикого. Несмотря на непоколебимую убежденность в собственной правоте, он быстро поджимает хвост, сталкиваясь по воле случая с более значительной персоной. При этом ему вовсе не чужда самокритика: например, накричав во время великого поста на ни в чем не повинного крестьянина, который привез ему дрова, он публично извинился перед обиженным, чтобы не брать на душу греха.

Но этот “добрый” поступок – лишь очередная причуда богатого самодура, а не искреннее покаяние.
Жизнь Савела Прокофьевича построена вокруг денег, капитала – по его мнению, все хорошее можно купить, а отдавать деньги “просто так” следует только в исключительных случаях. Сам он прямо говорит об этом: “Я отдать отдам, а обругаю”.
В отличие от Дикого Марфа Игнатьевна Кабанова, которую окружающие именуют “Кабанихой”, придерживается устоявшихся норм старой морали, точнее, ее худшей стороны. Соблюдая правила и законы “Домостроя”, она скрупулезно отбирает только те, которые выгодны ей, не обращая внимания на остальные. К сожалению, она не соблюдает самый главный, ключевой закон – нельзя осуждать людей, случайно согрешивших, следует прежде всего подумать о собственных прегрешениях и позаботиться об этом.

Кабаниха же находит негативные стороны во всем – даже в момент прощания Катерины с мужем, уезжающим по делам на дне недели, недобрая свекровь находит повод для ехидного иысказывания: “Что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! 11е с любовником прощаешься! Он тебе муж, глава! Аль порядку не знаешь?

В ноги кланяйся!” При этом к сыну Марфа Игнатьевна относится слишком сурово, навязывая свои м. чгляды, не давая ему жить самостоятельно.
Возможно, подобный деспотизм, стремление к безграничной власти над домочадцами и не были основной чертой характера Кабановой. Она пыталась всеми силами поддерживать строгий Порядок в доме, руководить не только хозяйством, но и человеческими взаимоотношениями. К сожалению, в силу своего невежества она не в состоянии деликатно разрешать возникающие конфликты, своей диктатурой еще более усугубляя накалившуюся обстановку.

Мне-ние чужих людей для нее безразлично, на собственных ошибках учиться она не умеет.
Трагическая развязка драмы “Гроза” – самоубийство Катерины, уставшей от постоянного гнета свекрови, эмоционального напряжения, постоянных оправданий из-за выдуманных прегрешений и “неправильных” поступков. Это не просто уход из опостылевшей жизни, но прежде всего неосознанный вызов той силе Самодурство и невежество, которая правит окружающим миром, протест против навязываемой фальшивой “нравственности”. И даже забитый, подавленный матерью муж Катерины – Тихон – понимает это.

Склонившись над телом утонувшей супруги, он говорит: “Хорошо тебе, Катя! А я – то зачем остался жить на свете да мучиться!” Он начинает понимать порочность и неискренность отношений, царящих в его семье, но его мягкий, безвольный характер не позволяет ему решиться па серьезный поступок, воспротивиться психологическому давлению.
Слова Тихона дают нам понять, что жизнь в “темном царстве”, где правят самодурство и невежество, хуже, чем смерть. Иначе, разве могут живые люди завидовать ушедшим, тем более самоубийцам (ведь по законам православной церкви, добровольное “бегство” из жизни – один из самых тяжких грехов)? И само существование этого порочного круга близится к завершению.

Нормальный человек не может существовать в атмосфере гнета, обид, невежества и фальшивой морали, значит, близится освобождение от власти Кабанихи и ей подобных.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Самодурство как социально-психологическое явление (по пьесе А.Н. Островского “Гроза”) I. Вступление Основная тема творчества Островского – жизнь “средних слоев”: мещанства, чиновничества, купечества. Для этой среды и характерно социально-психологическое явление самодурство. II. Главная часть 1. Сущность самодурства – в неограниченной власти, не­встречающей сопротивления и развращающей человека, имеющего эту власть. 2. В пьесе “Гроза” самодурство представлено в […]...
  2. Трагическая острота конфликта Катерины с “темным царством” в драме а. Н. Островского “Гроза” I. Соединение в пьесе Островского “Гроза” жанров драмы и трагедии. II. Хозяева и жертвы “темного царства”. 1. “Отсутствие всякого закона и логики – вот закон и логика этой жизни” (Добролюбов). 2. Дикой и Кабаниха как воплощение деспотизма, самодурства, невежества и ханжества. 3. […]...
  3. 1. Какой конфликт лежит в основе пьесы А. Н. Островского “Гроза”? В основе пьесы А. Н.Островского “Гроза” лежит трагический конфликт живого чувства Катерины и мертвых устоев “темного царства”. 2. Кто из персонажей пьесы А. Н. Островского “Гроза” относится к “темному царству”? Самодурами и деспотами являются Дикой и Кабаниха, которые и принадлежат “темному царству”. 3. Что […]...
  4. Сила с неправдою Не уживается… Н. Некрасов Драма А. Н. Островского “Гроза” – одно из самых значительных произведений не только в творчестве писателя, но и во всей русской драматургии. Центральный конфликт пьесы, задуманной как социально-бытовая драма, постепенно достигает истинного трагизма, чему способствует образ главной героини пьесы – Катерины. Герцен писал о “Грозе”: “В своей драме […]...
  5. Черты Катерины, сложившиеся в родительском доме: религиозность, поэтичность натуры, жизнерадостность, ощущение полноты жизни, любовь к природе. Катерина в доме Кабановых: ощущение подневольности, невыносимости однообразия и скуки жизни; сдержанность и терпение; неумение и нежелание лгать и скрывать свои проступки. Черты Катерины, раскрывшиеся в любви к Борису: сила и глубина чувства, проснувшаяся жажда любви, независимости, счастья; внутренний […]...
  6. Гроза – явление в природе очищающее и необходимое. Она приносит с собой свежесть и прохладу после изнурительной жары, живительную влагу после суши. Она несет очищающее, обновляющее действие. Таким “глотком свежего воздуха”, новым взглядом на жизнь стала в литературе середины XIX века пьеса А. Н. Островского “Гроза”. Великая русская река, самобытный народ, живущий на ней, дали […]...
  7. В “Грозе” А. Н. Островский показал нравы купеческого семейства и положение в нем молодой женщины. Становление Катерины происходило в иной семье: в родительском доме царили забота и любовь, поэтому девушка обладала чистой мечтательной душой. В христианстве она видела высшую правду и красоту. После замужества жизнь Катерины кардинально изменилась. Тихон привел молодую жену в дом матери […]...
  8. Существует два типа людей: одни – это люди, которые привыкли бороться за лучшую жизнь, люди решительные, сильные, другие же предпочитают подчиниться, приспосабливаться к окружающим условиям. В пьесе А. Н. Островского “Гроза” Катерину можно отнести к первому, а Варвару – ко второму типу. Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы. “Встану я, бывало, рано утром, […]...
  9. Имя Александра Николаевича Островского – одно из славнейших в истории русской литературы и русского театра. В. 1812 году великий русский писатель А. И. Гончаров, приветствуя Островского в день тридцатипятилетия его литературной деятельности, сказал: “Вы совершили все, что подобает совершить великому таланту. …После Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: “у нас есть свой русский национальный […]...
  10. Гроза – явление В Природе очищающее и необходимое. Она приносит с собой свежесть и прохладу после изнурительной жары, живительную влагу после суши. Она несет очищающее, обновляющее действие. Таким “глотком свежего воздуха”, новым взглядом на жизнь стала в литературе середины XIX века пьеса А. Н. Островского “Гроза”. Великая русская река, самобытный народ, живущий на ней, дали […]...
  11. Драма “Гроза” была написана во время поездки писателя в 1856 году по Волге. Драматург задумал написать цикл повестей, которые рассказывали бы о быте провинциального купечества. Было создано название этого цикла – “Ночи на Волге”. Но по определенным причинам цикл не получился, зато Островский написал одну из самых известнейших драм. Это, разумеется, “Гроза”, которая уже не […]...
  12. Пьеса А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году. В том же году она была поставлена в театрах Москвы и Петербурга и вот уже много лет не сходит со сцен всех театров мира. За это время пьеса претерпела множество трактовок, которые порой разительно отличались друг от друга. Это, как мне кажется, объясняется глубиной и […]...
  13. Мало кто знает, что в основу пьесы Островского “Гроза” легли эпизоды из его жизни и его судьбы. Если детально изучать биографию Александра Островского, никак нельзя упустить тот факт, что у него была безумная любовь с актрисой, которая также как и он имел семью, что не давало им возможности быть счастливыми вместе. А на создание этого […]...
  14. Произведение Островского “Гроза” с полной уверенностью можно назвать трагедией. Ведь жизнь его главной героини – Катерины – заканчивается трагично. Женщина кончает с собой, бросившись в Волгу. Что подтолкнуло ее к такому решению? Что привело Катерину на берег Волги? Можно сказать, что ее смерть – это единственный выход из тупика. Но что же это за тупик […]...
  15. В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником стола “для дел словесной расправы”. Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов, звучало все разноголосое богатство живого великорусского языка. Приходилось угадывать характер человека по его речевому складу, по особенностям интонации. Воспитывался и оттачивался талант будущего мастера речевой характеристики персонажей в своих пьесах. Островский в […]...
  16. Образ Катерины и средства его создания в драме А. Н. Островского “Гроза”. С большим интересом я прочитал драму А. Н. Островского “Гроза”. После ее про-чтения я хочу поделиться своими впечатлениями и размышлениями на вышеуказанную тему. В своем произведении Островский описывает вымышленный город Калинов на бе-регу Волги. Добролюбов в своих критических статьях называет этот город “темным […]...
  17. 1. Жизнь русского патриархального купечества. 2. “Темное царство” и его представители. 3. Молодое поколение в драме. 4. Противоречия между старшим и младшим поколением. А. Н. Островский показал жизнь русского купечества. В драме “Гроза” на обыденном фоне развертывается трагедия, погубившая жизнь молодой женщины. В чем причина гибели Катерины? Можно ли сказать, что именно конфликт поколений привел […]...
  18. В 1856 году Островский участвовал в “Литературной экспедиции”, организованной Морским министерством с целью изучения быта и нравов приволжских жителей, занимающихся рыболовством и судоходством. Островский взял на себя исследование быта жителей Верхней Волги. Материалы его наблюдений послужили основой для создания цикла произведений. Одна из этих пьес – драма ” Гроза “. “Гроза” была начата в июне […]...
  19. Пьеса А. Н. Островского “Гроза” вышла в свет в 1860 году, накануне отмены крепостного права. В это непростое время наблюдается кульминация революционной ситуации 60-х годов в России. Уже тогда рушились основы самодержавнокрепостнического строя, но еще не созрели новые, прогрессивные силы, способные сдвинуть страну с рутинных позиций. В драме Островского очень ярко и полно отразились общественные […]...
  20. Драма “Гроза” является одной из вершин творчества А. Н. Островского. В этом произведении драматургу удалось осветить неторопливую жизнь провинциального городка, раскрыть зрителю его тайны. Как и во многих других произведениях Островского, в “Гроза” присутствует очень широкая тематика и проблематика, автор проникает в самую суть противоречий и конфликтов. Изображение народного характера занимает особое место в произведениях […]...
  21. Гроза – стихия, неукротимая и непреодолимая, божья кара на головы грешников. Бросить ей вызов – все равно что противиться самой судьбе. Таковы были представления людей об этом явлении природы до его научного объяснения. Все боялись грозы, а многие, не­смотря на знание законов физики, боятся ее до сих пор – безотчетным, инстинктивным страхом перво­бытного человека. Может […]...
  22. Произвол, с одной стороны, и не-Достаток сознания прав своей личности – с другой; вот осно-Вания, на которых держится все безобразие отношений, развивае-Мых в большей части комедии Островского. Н. Л. Добролюбов Тема конфликта личности и общества в литературе является одной из вечных. На протяжении XIX-XX веков писатели раскрывают эту проблему в своих произведениях, стараясь довести докаждого […]...
  23. А. Н. Островский обладал высоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны. Добролюбов назвал мир, изображенный драматургом, “темным царством”. Так что же это за такое “темное царство”? Знакомясь с обстановкой и образом жизни обитателей Калинова уже с первых картин драмы мы можем судить о мещанстве города. “Жестокие нравы, […]...
  24. А. Н. Островского по праву считают отцом русской бытовой драмы, русского театра. Он открыл для русского театра новые горизонты, новых героев, новый тип отношений людей. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как “Бесприданница”, “Поздняя любовь”, “Лес”, “На всякого мудреца довольно простоты”, “Свои люди – сочтемся” и, конечно, “Гроза”. Пьеса “Гроза” […]...
  25. В Катерине видели мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца. Н. А. Добролюбов Пьеса Островского была написана в 1859 году, во время подъема революционного движения масс, в эпоху, когда личность вставала на борьбу за свое раскрепощение. “Гроза”, по мнению Н. А. Добролюбова, “самое решительное произведение Островского”, так как в ней показан […]...
  26. В драме Островского “Гроза” широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова драматург показал царящие там воистину жестокие нравы. Олицитворением этих нравов является дом Кабановых. Познакомимся с его представителями. Марфа Игнатьевна Кабанова – поборница старого мира. Уже само имя рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище “Кабаниха” дополняет эту неприятную картину. Кабаниха живет […]...
  27. Что сильнее в Катерине – веление сердца или веление нравственного долга? (По драме А. Н. Островского “Гроза”) Драма А. Н. Островского “Гроза” написана в 1859 году, почти полтора века назад. (Казалось бы, что нам сегодня до купеческой жены Катерины Кабановой, которая изменила мужу, сама во всем призналась и бросилась в Волгу? Почему же “Гроза” до […]...
  28. А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра, по праву считают “певцом купеческого быта”. И сидит он у входа в Малый театр, изваянный резцом скульптора Андреева, и напоминает нам о прошлом, о темном, смешном и страшном мире своих многочисленных героев: Глумовых, Большовых, Подхалюзиных, Диких и Кабаних. Изображение мира московского […]...
  29. Жестокие нравы, сударъ, в нашем городе, жестокие! А. Н. Островский В драме Островского “Гроза” широко по- ставлены проблемы нравственности. На при- мере, провинциального города Калинова драма- тург показал царящие там воистину жестокие нравы. Островский изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по “Домост- рою”, и новое поколение молодежи, отверга- ющее эти устои. Персонажи драмы делятся на […]...
  30. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще!.. Хороша тоже и Кабаниха. А. Островский. Гроза В своей драме “Гроза” А. Н. Островский ярко и живо изобразил “темное царство” российской провинции, подавляющее лучшие человеческие чувства и стремления. Автор не только первым ввел в литературу слово “самодур”, но и разработал в художественной форме само явление […]...
  31. Действие драмы А. Н. Островского “Гроза” заканчивается самоубийством главной героини – Катерины. Но был ли ее поступок проявлением протеста и “страшным вызовом самодурной силе”, как считает Н. А. Добролюбов? Или же он явился проявлением слабости, так как “воспитание и жизнь” не дали Катерине “ни твердого характера, ни развитого ума”, и темная женщина разрубила “затянувшиеся узлы […]...
  32. Наивысшим художественным достижени- ем А. Н. Островского в предреформенные го- ды стала драма “Гроза”. Автор переносит нас в провинциальный купеческий городок Кали- нов, жители которого упорно держатся за ве- ками сложившийся образ жизни. Но уже в начале пьесы становится ясно, что те обще- человеческие ценности, за которые ратует Домострой, давно уже потеряли свой смысл для […]...
  33. Мы познакомились с главной героиней драмы А. Н. Островского ” Гроза “, окунулись в волшебный мир ее воспоминаний о детстве и юности, узнали черты ее характера, духовный мир, с горечью наблюдали трагический финал… Что же заставило молодую красивую женщину броситься с обрыва в Волгу? Может быть, ее гибель была случайностью или ее можно было избежать? […]...
  34. Драма А. Н Островского “Гроза” показывает нам жизнь в городе Калинове, то и дело нарушаемую различными проявлениями грозы. Образ этого природного явления в драме весьма многогранен: это одновременно и действующее лицо пьесы, и ее идея. Одно из самых ярких проявлений образа грозы – это характеристика персонажей драмы. Например, мы с уверенностью можем сказать, что характер […]...
  35. Написав “Грозу”, А. Н. Островский как бы включил себя в ряд таких писателей, как Н. В. Гоголь и М. Ю. Лермонтов. Он создал еще одну, свою модель города, где царит традиционный уклад жизни. Но в отличие от гоголевского города Калинов показан Островским неоднозначно. С одной стороны, прекрасная природа (“Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется”), а с […]...
  36. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие. А. Островский Пьеса “Гроза” была написана в 1859 году. Это было время, когда русское общество жило напряженным ожиданием реформ. В образах Кабанихи и Дикого Островский показал, как “темное царство” самодурства и тирании начинает давать трещину и сами самодуры уже чувствуют страх перед непонятными им явлениями нового, перед надвигающимися […]...
  37. НАРОДНЫЕ ИСТОКИ ОБРАЗА КАТЕРИНЫ (по драме А. Н. Островского “Гроза”) “Гроза” А. Н. Островского – не только вершина его драматургии, это крупнейшее литературно-общественное событие русской жизни накануне реформы 1861 года. Открытие, совершенное Островским в пьесе, – открытие народного героического характера. В совершенстве владея всеми богатствами народного языка, Островский применяет в пьесе речевые средства изображения, исходя […]...
  38. Главная героини драмы А. Н. Островского “Гроза” – Катерина Кабанова – представляет собой “истинно русский образ женщины”, по выражению Аполлона Григорьева. Она глубоко религиозна, способна к самоотверженной любви, не приемлет компромисса со своей совестью. Народные начала проявляются и в языке героини, и в лиризме ее чувства. Катерина выросла в патриархальной обстановке, в купеческой среде, сохранившей […]...
  39. Существует версия, что Островский писал “Грозу”, будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любу Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее и сыграла. Однако актриса не ответила на пламенную любовь писателя – она любила другого, который позже довел ее до нищеты и ранней смерти. Но тогда, в 1859г, Любовь Павловна играла […]...
  40. Часто от столичных жителей можно услышать слово “провинция”. Произносят его нередко со снисхо­дительной усмешкой, даже с пренебрежением. Дейст­вительно ли так велика разница между людьми из большого города и обитателями маленького городка или поселка? В двадцатом веке у людей появились со­временные средства связи, транспорт, что стерло раз­личия между столицей и провинцией. Но раньше мно­гое обстояло совсем […]...

Самодурство и деспотизм, подавляя проблески свободы, неизбежно порождают людей запуганных и забитых, не смеющих жить своим умом и волей. К таким жертвам «тёмного царства» относятся в пьесе Тихон и Борис. Тихон с детства во всём привык повиноваться своей матери, привык до того, что и в зрелом возрасте боится поступить не по её воле. Безропотно он переносит все издевательства Кабанихи, не смея протестовать. «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»- говорит он Кабановой и прибавляет потом: «Да я. маменька, и не хочу своей золей жить. Где уж мне своей волей жить!» Единственное заветное желание Тихона - это зарваться хотя бы ненадолго, из под опеки матери, запить, загулять, загулять так, чтобы на целый год отгуляться.

Тихон по своему любит жену. Будучи по природе добрым и мягким человеком, он от всей души жалеет её и желает облегчить её тяжёлое положение. Но человек он не только безвольный, но и ограниченный, простоватый. Душевный мир Катерины для него слишком высок и непонятен. «Не разберу я тебя. Катя! - говорит он ей.- То от тебя слова не добьёшься, не то что ласки; а то так сама лезешь».

Борис Григорьевич, племянник Дикого, по уровню своего развития стоит значительно выше окружающей его среды. Образование, полученное им в Москве, в коммерческой академии привило ему некоторые культурные взгляды и потребности. Ему трудно ужиться в среде диких и Кабановых. Но и у него не хватает характера, чтобы вырваться изпод их порабощающей власти. «Образование отняло у него силу делать пакость... но не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие»,- замечает Добролюбов.

Он искренно, по настоящему любит Катерину, готов пострадать за неё, облегчить её муки. Простыми словами выражает он своё глубокое чувство: «Делайте со мной, что хотите, только её не мучьте!»

Он единственный среди всех действительно понимает Катерину, но помочь ей он не в силах: у него недостаёт решимости бороться за свою любовь. Катерине он советует покориться судьбе, а сам скрепя сердце смиряется и уезжает по настоянию Дикого приказчиком в Кяхту, хотя и предчувствует, что любимая женщина без него погибнет.

Борис - добрый, мягкий человек. Но прав Добролюбов, отмечая, что Катерина полюбила его «больше на безлюдьи», т. е. за отсутствием в окружающей среде более достойного человека. Катерину толкнуло к Борису в сущности её стремление порвать с той обстановкой, в которой она задыхалась. Ока ошиблась, и ошибка эта стоила ей жизни.

Оба они - и Тихон, и Борис - не сумели защитить и спасти Катерину. И обоих «тёмное царство», превратившее их в безвольных, забитых людей, не способных бороться за своё счастье, обрекло на то, чтобы «жить на свете да мучиться».

1.в чём проявляется самодурство Дикого? что даёт нам основание сказать о Диком словами русской пословицы "Молодец проти и получил лучший ответ

Ответ от GERA[гуру]
В пьесе выступают две группы обитателей города. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «тёмного царства» . Это Дикой и Кабаниха, угнетатели и враги всего живого и нового. К другой группе относятся Катерина, Кулигин. Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «тёмного царства» , угнетённые, одинаково ощущающие грубую силу «тёмного царства» , но по-разному выражающие свой протест против этой силы. Образ Дикого: В чужом пиру похмелье» так определяется значение слова самодур: «Самодур - это называется, коли вот человек никого не слушает: ты ему хоть кол на голове теши, а он всё своё… Это - дикий, властный человек, крутой сердцем» .
Таким самодуром, поведением которого руководят только необузданный произвол и тупое упрямство, является Савёл Прокофьич Дикой. Дикой требует беспрекословного повиновения окружающих, которые идут на что угодно, лишь бы какнибудь не прогневить его. Особенно тяжко приходится его домашним: дома Дикой распоясывается без всякого удержу, и члены семьи, спасаясь от его ярости, целыми днями прячутся на чердаках да в чуланах. Вконец затравил Дикой племянника! Бориса Григорьевича, зная, что тот находится от него в полной материальной зависимости.
Нисколько не стесняется Дикой и с посторонними, над которыми можно безнаказанно «покуражиться» . Благодаря деньгам он держит в своих руках всю бесправную массу обывателей и издевается над ними. Особенно ярко черты самодурства проявляются у него в разгозоре с Кулигиным.
Дикой чувствует свою силу и власть - власть капитала. «Толстосумы» почитались тогда «именитыми людьми» , перед которыми бедняки вынуждены были заискивать и пресмыкаться. Деньги - это его страсть. Расстаться с ними, если уж они попали в его карман, для Дикого мучительно.
Пасует Дикой лишь перед теми, кто способен дать ему отпор. Раз на перевозе, на Волге, он не посмел связаться с проезжим гусаром, а после опять-таки выместил свою обиду дома, разогнав всех по чердакам да чуланам. Сдерживает он свой нрав и перед Кабанихой, видя в ней ровню себе.
Власть денег была, однако, не единственной причиной, создававшей почву для необузданного произвола. Другой причиной, помогавшей процветанию самодурства, было невежество. Невежество Дикого особенно наглядно проявляется в сцене его разговора с Кулигиным относительно устройства громоотвода.
Язык человека, манера говорить и самая интонация речи обычно соответствуют характеру человека. Это в полной мере находит подтверждение в языке Дикого. Речь его всегда груба и насыщена бранными, оскорбительными выражениями и эпитетами: разбойник, червяк, дармоед, дурак, проклятый и т. п. А искажение им иностранных слов (езуит, елестричество) только подчёркивает его невежество.
Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость - вот те черты, которые характеризуют образ самодура Дикого, типичного представителя «тёмного царства» .

Ответ от Кристина Демидова [новичек]
Для того, чтобы понять, что даёт нам основание сказать о Диком словами русской пословицы: "Молодец против овец, против молодца сам овца", необходимо выяснить значение самой поговорки. В ней говорится о человеке, который самоуверенно ведёт себя среди слабых, но в действительности совсем не силён. Другими словами эта пословица характеризует того, кто дерзок, смел и самоуверен только среди тех, кто слабее его в чем-то. Здесь он "молодец" и демонстрирует свою силу и напор. Но как только противник будет превосходить его в силе или чем-то другом, то такой "молодец" превращается в запуганную "овцу".
Теперь когда мы выяснили значение пословицы обратимся к самому герою. Савел Прокофьевич Дикой является одним из отрицательных персонажей пьесы "Гроза" А. Н. Островского. Из произведения мы знаем, что это зажиточный купец и влиятельное лицо в городе Калинов. Дикого боятся все. Он постоянно ругает и бранит родных, знакомых, работников: "Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет... ", "Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве?.. ","А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам... ". Однако, Савел Прокофьевич никогда не ругается с более сильными людьми. Он всегда обижает только слабых. В доказательство этому утверждению можно привести следующие цитаты из текста: "А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!.. ",
"А и честь-то не велика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами... ".

В «Грозе» есть типичный образ самодура в лице Дикого. Богатый купец Дикой также, как и Кабанова, не терпит никаких противоречий. К посторонним людям и членам своей семьи Дикой относится весьма грубо.

Механик-самоучка Кулигин предлагает Дикому устроить солнечные часы на бульваре и просит десять рублей. Дикой сердится и подозревает Кулигина в обмане и называет его разбойником. «Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других - ты честный человек, а я думаю, что ты - разбойник, вот и все!» Жадность к деньгам у Дикого так велика, что он или совсем не платит рабочим, или обсчитывает их. «У нас о жалованьи никто и пикнуть не смей, - говорит живущий у него Кудряш, - наругает на чем свет стоит. Ты, говорит, почем знаешь, что я на уме держу? Нешто ты мою душу можешь знать? А может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам». Дикой сам признается Кабановой, что никому доб¬ром денег отдать не может, хотя и понимает, что должен платить. «Только заикнись мне о деньгах, - говорит он, - у меня всю нутренную разжигать станет; ну, в те поры ни за что обругаю человека».


Дикой - это законченный тип купца-самодура.
В одной из своих комедий [«В чужом пиру похмелье»] Островский так определяет значение слова «самодур»: «Самодур - это называется, коли вот человек никого не слушает; ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое. Топнет ногой, скажет: кто я? Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежат, а то беда... Это - дикий, властный человек, крутой сердцем».


Таким, самодуром, основой поведения которого служат необузданный произвол и тупое упрямство, является Савел Прокофьич Дикой. Он привык к беспрекословному повиновению окружающих, которые идут на что угодно, лишь бы как-нибудь не прогневить его. Особенно тяжко приходится домашним: дома Дикой распоясывается без всякого удержу, и члены семьи, спасаясь от его ярости, целыми днями прячутся на чердаках да в чуланах. Вконец затравил Дикой племянника, Бориса Григорьевича, зная, что тот находится от него в полной материальной зависимости.
Нисколько не стесняется Дикой и с посторонними, над которыми можно безнаказанно «покуражиться». Благодаря деньгам он держит в своих руках всю бесправную массу обывателей и издевается над ними. Особенно ярко черты самодурства проявляются у него в разговоре с Кулигиным. Кулигин обратился однажды к Дикому с просьбой дать десять рублей на устройство солнечных часов для города.
«Дикой. А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает!..
Кулигин. За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?
Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать? Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что же ты, судиться, что ли, со мной будешь! Так ты знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю».


Дикой чувствует свою силу и власть, власть капитала. «Толстосумы» почитались тогда «именитыми людьми», перед которыми бедняки вынуждены были заискивать и пресмыкаться. Выйти в люди - значило «сколотить» себе капитал. Хороши были любые средства, лишь бы только разбогатеть. Тот же Кулигин говорит об этом так: «А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить».


Ради денег Дикой готов пойти на какое угодно мошенничество и обман. Вот один из его приемов: «Много у меня в год-то народу перебывает... не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Жалобы обиженных не достигают цели. Да и что бедняки могут сделать с самодуром, когда он даже городничего фамильярно хлопает по плечу?
Деньги - это его страсть. Расстаться с ними, если уж они попали в его карман, для Дикого мучительно. «У него в доме никто и пикнуть не смей о жалованье: изругает на чем свет стоит». Лучше всего говорит об этом сам же Дикой: «...да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь, уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу! Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека». «Пронзительный мужик», - так характеризует Дикого за его грубость и ругательства Кудряш.


Пасует Дикой лишь перед теми, кто способен дать ему отпор. Раз на перевозе, на Волге, он не посмел связаться с проезжим гусаром, а после опять-таки выместил свою обиду дома, разогнав всех по чердакам да чуланам. Сдерживает он свой нрав и перед Кабанихой, видя в ней ровню себе.
Власть денег была, однако, не единственной причиной, создававшей почву для необузданного произвола. Другой причиной, помогавшей процветанию самодурства, было невежество.
Речь Дикого пестрит грубыми, оскорбительными выражениями и эпитетами (разбойник, червяк, дурак, дармоед проклятый и т. п.).


Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость - вот те черты «жестоких нравов», которые характеризуют образ самодура Дикого, типичного представителя «темного царства».

Марфа Игнатьевна Кабанова появляется на сцене в пятом явлении, но прежде мы слышим рассказ Кулигина о правах калиновцев, где в купеческих домах, за высокими заборами, за тяжелыми замками льются слезы, творятся темные дела. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» - говорит Кулигин Борису.
Действительно, Кабаниха прежде всего ханжа, прикрывающая и оправдывающая все свои действия идеалами патриархальной, церковной, домостроевской старины, обычаи и порядки которой она строго соблюдает. Кабаниха требует, например, чтобы Катерина при расставании с мужем обязательно «выла», и чтобы не обнимала его, а кланялась мужу в ноги.
Новые порядки кажутся ей нелепыми и даже смешными. Кабаниха хочет заставить всех жить по старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления «своей воли», своей инициативы: «Молодость-то что значит?… Что будет, как старшие перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Как истинная блюстительница старины, Марфа Игнатьевна суеверна, но у нее показное благочестие. Она не пропускает ни одного церковного богослужения, оделяет деньгами нищих, принимает в своем доме странниц, но ее деспотизм в домашнем быту еще тяжелее, чем деспотизм Дикого. Этот «жестокий ругатель», «пронзительный мужик» внешне очень грозен. Его жена каждое утро со слезами умоляет окружающих: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!». Но Савел Прокофьевич и сам не знает, в какое расположение он может прийти через минуту. Однако Дикой покричит, поругается, сгоряча даже побьет, да и остынет. А Кабаниха издевается над своими жертвами систематически, изо дня в день, истязая их хладнокровно, назойливо, подтачивая, «как ржа железо». Своим бездушием она доводит семью до полного развала: Катерина погибает, Варвара уходит из дома, а Тихон, в сущности добрый, хотя и безвольный человек, теряет всякую способность думать и жить самостоятельно. Семья, по выражению Тихона, «врозь расшиблась».
Кабаниха так же консервативна, как и Дикой. Если Дикой не может понять, что нет никакого греха в громоотводе, то Кабаниха не может примириться с тем, что «для ради скорости» люди выдумали «огненного змея» - паровоз. «А меня хоть ты золотом осыпь, так я не пойду», -решительно заявляет она в ответ на сообщение Феклуши о «машине».
Неумолимый враг всего нового, Кабаниха, впрочем, уже предчувствует, что старине приходит неизбежный конец, что наступают тяжелые для нее времена. «Нам бы только не дожить до этого», - говорит Феклуша боязливо, указывая, что «за грехи» людей уже и дни делаются все короче и короче. «Можжет, и доживем», - с мрачным озлоблением заявляет Марфа Игнатьевна.
Кабаниха типична как представительница деспотического уклада «темного царства». И в то же время она не во всем похожа на Дикого. Это более сложная натура. Прежде всего, она умнее Дикого. В то время как Савел Прокофьевич действует больше «нутром», как грубая физическая и денежная сила, Кабаниха выступает как своеобразный теоретик старого уклада, фанатически защищая домостроевщину. В отличие от необузданного, дикого в своих выходках и не владеющего собой Дикого она сдержанна, внешне бесстрастна и сурова.
Это единственный человек в городе, с которым как-то считается Дикой. Он не смеет ругать Кабаниху, так как с первых же слов получает отпор и быстро сдается:
Дикой: Ты еще что ту? Какого еще тут черта водяного?
Кабанова: Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога! Ступай своей дорогой, куда шея!...
Дикой: Постой кума, постой! Не сердись!...
Оказывается, «прекратить» Дикого не так уж трудно: он смиряется при малейшем сопротивлении. Вся беда в том, что сопротивления он почти не встречает.
Также язык Кабанихи богаче и сложнее, чем язык Дикого. В нем тоже проскальзывают иногда грубые выражения, но не они характерны для ее речи. Властность Марфы Игнатьевны сказывается не в ругательствах, а в повелительном тоне ее речи: «В ноги, в ноги!». Заметный отпечаток на ее речь наложила та атмосфера «благочестия» и старинной обрядовости, какую она поддерживает в своем доме. Странницы и нищие устанавливают постоянную связь Кабанихи с народным говором, поэтому в ее речи встречаются и пословицы, и образные обороты народной речи. Все это делает язык Марфы Игнатьевны своеобразно колоритным, хотя и не смягчает общий облик этой властной, суровой, непреклонной блюстительницы устоев «темного царства».
Выше уже было сказано, что Кабаниха отличается от Дикого. Однако у них есть общие черты, позволяющие говорить о их самодурстве. Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость, ханжество, бездушная защита отживших свой век порядков и обычаев – таковы черты внутреннего облика Кабанихи и Дикого, которые характеризуют этих персонажей как типичных представителей «темного царства».

Загрузка...