crimea-fun.ru

 женские образы в прозе и. а

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ПРОЗЕ. Во все времена русские писатели поднимали в своем творчестве «вечные вопросы»: жизнь и смерть, любовь и разлука, истинное предназначение человека, уделяли пристальное внимание его внут­реннему миру, его нравственным исканиям. Творческим кредо пи­сателей XIX-XX веков было «углубленное и сущностное отражение жизни». К познанию и осмыслению индивидуального и националь­ного они шли от вечного, общечеловеческого.

Одной из таких вечных общечеловеческих ценностей является любовь - уникальное в своем роде состояние человека, когда в нем возникает ощущение целостности личности, согласия чувственно­го и духовного, тела и души, красоты и добра. И именно женщина, ощутив полноту бытия в любви, способна предъявить к жизни вы­сокие требования и ожидания.

В русской классической литературе женские образы не раз ста­новились воплощением лучших черт национального характера. Сре­ди них галерея колоритных женских типов, созданная А. Н. Остро­вским, Н. А. Некрасовым, JI. Н. Толстым; выразительные образы героинь многих произведений И. С. Тургенева; пленительные жен­ские портреты И. А. Гончарова. Достойное место в этом ряду зани­мают замечательные женские образы из рассказов И. А. Бунина. Не­смотря на безусловные различия в жизненных обстоятельствах, ге­роини произведений русских писателей обладают, несомненно, глав­ной общей чертой. Их отличает способность любить глубоко и само­забвенно, раскрываясь как личность с глубоким внутренним миром.

Вспомним Надежду, героиню рассказа, давшего название цик­лу «Темные аллеи». История ее любви, к сожалению, «пошлая», «обыкновенная»: бывшая крепостная, «бессердечно» и «оскорбитель­но» брошенная молодым барином. В юности она была «волшебно» красива, «прекрасна», «горяча», искренне влюблена в Николеньку, как она называла тогда Николая Алексеевича. Да и он, казалось, любил ее. Восхищался ее красотой и молодостью, ее стройным ста­ном, дивными очами, читал прекрасные стихи про «темные аллеи»… Она подарила ему и «свою красоту», и «свою горячку», а он предал ее, не пожелав пренебречь общественными нормами, женился на жен­щине своего круга. Вскоре после разлуки с любимым Надежда по­лучила вольную. При ее красоте, молодости, обретенной свободе она тоже могла выйти замуж, обзавестись детьми, прожить вполне сча­стливую жизнь, но не захотела.

Через всю свою жизнь она пронесла глубокое чувство первой любви. Жизненный путь Надежды не был легким, но она не пала духом, сохранила чувство собственного достоинства. Она содержит постоялый двор, «деньги в рост дает», «богатеет», но живет по сове­сти, строга и справедлива, за это люди ее уважают. Но осень жизни женщина встречает в одиночестве, с затаенной обидой и несбывши- мися надеждами на любовь, которая и поныне жива в ее сердце. Как в юности у нее не было никого дороже Николеньки, «так и потом не было», но Надежда не смогла простить, не смогла забыть нанесен­ную обиду. Случайная встреча после тридцатилетней разлуки да­рована Надежде самой судьбой как возможность понять и простить, потому что исправить ничего нельзя.

Понятно, что социальное неравенство героев - это только вне­шняя причина их несостоявшегося счастья. «С годами все прохо- дит, - утверждает герой. - Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать». «Что кому Бог дает, Николай Алексеевич, - спорит с ним Надежда. - Молодость у всякого про­ходит, а любовь - другое дело». Любовь остается в душе навсегда, говорит нам автор, потому что любовь - огромная сила, способная перевернуть всю жизнь и мироощущение человека. Любовь трагична и часто приносит страдания, но она же дарит и незабываемые ми­нуты счастья, возвышая человека, поднимая над миром житейской суеты и запоминаясь на всю жизнь. Сила любви - в духовной зна­чимости ее для человека.

В любви, в особенностях переживания этого чувства человеком Бунин видел проявление наиболее общих законов жизни, связь лич­ности с жизнью Вселенной. История юной гимназистки Оли Мещер­ской из рассказа «Легкое дыхание» вроде бы никак не связана с заявленными темами, но это только на первый взгляд. Уже в самом начале рассказа вырисовывается тема произведения - тема жизни и смерти, их неразрывной связи и непостижимой тайны: «На клад­бище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий… В самый же крест вделан довольно большой выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне - фото­графический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами». А дальше следует рассказ о главной героине, Оленьке Мещерской.

Бунин не стал выстраивать историю жизни своей героини в хро­нологическом порядке. Он высветил лишь несколько эпизодов, в которых наиболее ярко проявляется ее сущность. Оля изображается на общем фоне жизни, постепенно из него выделяясь. Девочкой она ничем не отличалась от других «хорошеньких, богатых и счастли­вых» гимназисток. Так же, как и многие из них, была способна, шаловлива и беспечна к наставлениям классной дамы, но затем ста­ла «расцветать, развиваться не по дням, а по часам» и в пятнадцать лет уже слыла настоящей красавицей. «Без всяких ее забот и уси­лий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из всей гимназии, - изящество, нарядность, ловкость… » Обаяние Оленьки безотказно действует на окружающих. Ее любят первоклассницы, в нее влюблен гимназист Шеншин, ею очарованы и 56-летний Малютин, и молодой казачий офицер.

В гимназии же поступки Оли, ее «ветреное» поведение становят­ся предметом всеобщего обсуждения и осуждения. Никому не дает покоя ее неуемная жажда жизни, веселье, ясный блеск глаз. «Она совсем сошла с ума», - говорят о ней. Сама же Оля тяжело пере­живает свое неожиданное взросление. Да, Мещерская не слушает наставлений, не пытается жить сообразно с нормами, но ведь и нор­мы эти условны. Не случайно соблазнителем девушки оказывается «друг и сосед папы», брат начальницы гимназии.

Страничка из дневника, где Оля описывает вначале свою радость и счастье от общения с окружающим миром, а потом отвращение, после того как ее соблазнил немолодой уже человек, свидетельству­ет о том, что героиню ошеломляет открытие собственной сущности. «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..» Девушке кажет­ся, что жить далее невозможно, и ее смерть представляется не слу­чайной. Складывается впечатление, что она сама стремится навстре­чу своей гибели.

В финале произведения Оля рассказывает своей подруге о том, что в одной из папиных книг прочла, какой красотой должна обла­дать настоящая женщина: «Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь… но главное, знаешь ли что? - Легкое дыха­ние! А ведь оно у меня есть…» Оля Мещерская действительно обла­дала легким, естественным дыханием. Она словно готовилась к ка­кой-то особенной, неповторимой судьбе, которая достойна только избранных, но Олино «легкое дыхание», ее радостное и беспечное восприятие жизни оказывается несовместимым с самой жизнью: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облач­ном небе, в этом холодном весеннем ветре», стало его неотъемлемой частью.

Слово «снова» как бы подчеркивает быстротечность жизни, лег­кость исчезновения, и в то же время в нем чувствуется непобеди­мая вечность: молодость и красота обречены на гибель (смерть или старость), но они остаются жить вечно (в памяти, в новых проявле­ниях). Таким образом, противостояние жизни и смерти разрешает­ся в конце концов в пользу жизни, так как тяга к прекрасному, свет­лому, совершенному, воплощенная в образе Оли Мещерской, не ис­чезнет никогда.

Через все творчество Бунина проходит мотив тоски по уходяще­му прошлому и противостояния человека бездушной цивилизации нового времени. И если в большинстве его произведений единствен­ной спасительной силой выступает любовь, то единственная сила, достойная соперничать с любовью, - это сила веры, религии. Об­раз главной героини рассказа «Чистый понедельник» убедительно доказывает, что есть чувства не менее высокие и сильные, чем лю­бовь, но это тоже загадка, тайна, не подвластная человеческому ра­зуму.

Героиня рассказа «Чистый понедельник» молода, богата и нео­быкновенно хороша собой. Любуясь внешностью девушки, герой под­черкивает, что красота у нее была какая-то восточная - «индийс­кая, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как чер­ный соболиный мех, брови черные, как бархатный уголь, глаза…» В ее жизни есть все - комфорт, изящество, независимость, возмож­ность наслаждаться жизнью, но буквально с первых строк чувству­ется, что в ее душе нет счастья и покоя. Очевидна ее неудовлетво­ренность жизнью. «Похоже было на то, что ей ничто не нуждо, - поясняет герой, - ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и не­любимые, все книги, какие я ей привозил, она всегда прочитывала, …обедала и ужинала с московским пониманием дела», посещала балы и театры, ее явной слабостью была «хорошая одежда, бархат, шел­ка, дорогой мех».

Героиня мучительно ищет свое призвание, пытаясь соединить удовольствие от красивой одежды, вкусной еды, цветов, богемной жизни со стремлением к чистоте, строгости, аскетизму, свойствен­ным русской православной культуре. В ее жизни рядом сосуществу­ют и эротические романы нового времени (Пшибышевского, Тетмай- ера, Шницлера), и творчество современников - Андрея Белого, Ва­лерия Брюсова, Леонида Андреева с тяготением к древнерусской «допетровской» культуре, вылившейся в открытое сопоставление своей жизни с поэтичной «Повестью о Петре и Февронии Муромс­ких». Несмотря на то что героиня благосклонно принимает ухажи­вания влюбленного поклонника, сама она не любит, вернее, не мо­жет полюбить, не видя в осуществленной любви пути к осмыслен­ной жизни. Ее мечта о единственной, чистой и возвышенной любви, соединяющей супругов и после смерти, сосуществует с представле­нием о любящем ее человеке как дьявольском искушении, огнен­ном змие, который в людском обличии «зело прекрасен». Двойствен­ность натуры героини объясняется не только несовместимостью внешней бытовой жизни и глубинной внутренней работы (герой го­ворит, что она много читала, «все что-то думала, все как будто во что-то мысленно вникала»), но и пересечением в тогдашней Моск­ве, да и в России вообще, двух противоположных культур со взаи­моисключающими традициями. Отсюда и сосуществование взаи­моисключающих, на первый взгляд, обликов героини, истинной мос­ковской жительницы (скромной курсистки, светской львицы, «Ша­маханской царицы» и монахини), ее желаний и стремлений. Сама она томится, желая понять, прояснить единственно приемлемую для себя дорогу, но изначально не верит в возможность окончательного выбора: «А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что- нибудь в наших поступках? » Покоя ей не приносит даже столь нео­бычный выбор жизненного пути - служение Богу. Этот выбор ей и самой не кажется окончательным.

Ищущий взгляд в заключительной сцене говорит об отсутствии гармонии в душе молодой инокини, о незавершенности поиска.

Рассказ «Чистый понедельник» Бунин считал лучшим из всего, что им было написано. «Благодарю Бога, - говорил он, - что он дал нам возможность написать « Чистый понедельник ». За несложной фа­булой этого рассказа скрывается иносказательно, символически выра­женная мысль об историческом пути России. Загадочная героиня воп­лощает в себе не идею любви-страсти, а тоску по нравственному идеа­лу, потому так значимо в ней сочетание восточного и западного начал как отражение этого сочетания в жизни России.

Неожиданный уход героини в монастырь, так ошеломивший влюбленного в нее человека, символизирует особенный, «третий путь», который Бунин избрал для России. Это путь труда и смире­ния, обуздания страстей, в котором писатель видит возможность выйти за пределы западной и восточной обреченности, путь великих страданий, в которых Россия очистится и найдет свой, единственно верный, путь.

В данном учебном пособии собраны самые популярные сочинения по произведениям великих писателей и поэтов XX в. Эта книга поможет в короткие сроки ознакомиться с творчеством А. П. Чехова, И. Бунина, М. Горького, А. Блока, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, С. Есенина и других гениев русской литературы, а также окажет неоценимую услугу при подготовке к экзаменам. Данное пособие предназначено для школьников и студентов.

9. Женские образы в рассказах И. Бунина

Вряд ли кто-то будет спорить, что одни из лучших страниц бунинской прозы посвящены Женщине. Перед читателем предстают удивительные женские характеры, в свете которых меркнут мужские образы. Это особенно характерно для книги «Темные аллеи». Женщины играют здесь главную роль. Мужчины, как правило, – лишь фон, оттеняющий характеры и поступки героинь.

И. Бунин всегда стремился постичь чудо женственности, тайну неотразимого женского счастья. «Женщины кажутся мне чем-то загадочным. Чем более изучаю их, тем менее понимаю», – такую фразу выписывает он из дневника Флобера.

Героинь поздней прозы И. Бунина отличают прямота характера, яркая индивидуальность и мягкая грусть. Незабываем образ Надежды из рассказа «Темные аллеи». Простая русская девушка смогла беззаветно и сильно полюбить героя, даже годы не стерли его облик. Встретившись через 30 лет, она гордо возражает бывшему возлюбленному: «Что кому Бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело… Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот…» Только сильная и благородная натура способна на такое безграничное чувство. И. Бунин как бы поднимается над героями рассказа, сожалея, что не встретила Надежда человека, сумевшего оценить, понять ее прекрасную душу. Но поздно о чем-либо сожалеть. Безвозвратно прошли лучшие годы.

Но нет несчастной любви, как утверждают герои другого замечательного рассказа – «Натали». Здесь роковая случайность разлучает влюбленных, еще слишком юных и неопытных, воспринимающих нелепость за катастрофу. Однако жизнь гораздо многообразнее и щедрее, чем можно представить. Судьба вновь сводит влюбленных уже в зрелые годы, когда многое понято и осмыслено. Кажется, судьба повернулась благосклонной стороной к Натали. Она по-прежнему любит и любима. Безграничное счастье заполняет души героев, но ненадолго: в декабре Натали «умерла на Женевском озере в преждевременных родах».

Что же происходит, почему героям невозможно насладиться земным счастьем? Мудрый художник и человек, И. Бунин слишком мало видел счастья и радости в реальной жизни. Находясь в эмиграции, вдали от России, писатель не мог представить безмятежного и полного счастья вдали от родины. Вероятно, поэтому его героини лишь на миг ощущают блаженство любви и теряют его.

В книге «Темные аллеи» много других обаятельнейших женских образов: милая сероглазая Таня, «простая душа», преданная любимому, готовая ради него на любые жертвы («Таня»); высокая статная красавица Катерина Николаевна, дочь своего века, которая может показаться слишком смелой и экстравагантной («Антигона»); простодушная, наивная Поля, сохранившая детскую чистоту души, несмотря на свою профессию («Мадрид»), и т. д.

Судьбы большинства героинь Бунина складываются трагически. Внезапно и скоро обрывается счастье Ольги Александровны, офицерской жены, которая вынуждена служить официанткой («В Париже»), расстается с любимым Руся («Руся»), умирает от родов Натали («Натали»).

Вереница обаятельнейших женских образов в новеллах Бунина нескончаема. Но, говоря о женской красоте, запечатленной на страницах его произведений, нельзя не упомянуть об Оле Мещерской, героине рассказа «Легкое дыхание». Какая это была удивительная девушка! Вот как описывает ее автор: «В четырнадцать лет у нее, при тонкой талии и стройных ножках, уже хорошо обрисовывались груди и все те формы, очарование которых еще никогда не выразило человеческое слово; в пятнадцать она слыла уже красавицей». Но главная суть очарования Оли Мещерской была не в этом. Всем, наверное, приходилось видеть очень красивые лица, на которые надоедает смотреть уже через минуту. Оля была прежде всего веселым, «живым» человеком. В ней нет ни капли чопорности, жеманства или самодовольного любования своей красотой: «А она ничего не боялась – ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена». Девушка словно излучает энергию, радость жизни. Однако «чем прекраснее роза, тем быстрее она отцветает». Финал этого рассказа, как и других бунинских новелл, трагичен: Оля погибает. Однако обаяние ее образа так велико, что и сейчас в него продолжают влюбляться романтики. Вот как пишет об этом К. Г. Паустовский: «О, если бы я знал! И если бы я мог! Я бы усыпал эту могилу всеми цветами, какие только цветут на земле. Я уже любил эту девушку. Я содрогался от непоправимости ее судьбы. Я… наивно успокаивал себя тем, что Оля Мещерская – это бунинский вымысел, что только склонность к романтическому восприятию мира заставляет меня страдать из-за внезапной любви к погибшей девушке». К. Г. Паустовский же назвал рассказ «Легкое дыхание» печальным и спокойным размышлением, эпитафией девичьей красоте.

Словно художник и ваятель, Бунин воссоздал гармонию красок, линий и форм прекрасного женского тела, воспел красоту, воплотившуюся в женщине.

Бездонному, спокойному, ночному Мерцанью звезд подобна ты порой! И. А. Бунин Иван Алексеевич Бунин – тонкий лирик и знаток человеческой души. Он умел очень точно и полно передать сложнейшие переживания, переплетения человеческих судеб. Бунина можно назвать и знатоком женского характера. Героинь его поздней прозы отличает прямота характера, яркая индивидуальность и мягкая грусть. Незабываем образ Надежды из рассказа “Темные аллеи”. Простая русская девушка смогла беззаветно и сильно полюбить героя, даже годы не стерли его облик. Встретившись

Через тридцать лет, она гордо возражает бывшему возлюбленному: “Что кому Бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело… Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот…” Только сильная и благородная натура способна на такое безграничное чувство. Бунин как бы поднимается над героями рассказа, сожалея, что не встретила Надежда человека, сумевшего бы оценить, понять ее прекрасную душу. Но поздно, поздно о чем-либо сожалеть. Прошли безвозвратно лучшие годы. Но нет несчастной любви, утверждают герои другого замечательного рассказа, “Натали”. Здесь роковая случайность разлучает влюбленных, еще слишком юных и неопытных, воспринимающих нелепость за катастрофу. Но жизнь гораздо многообразнее и щедрее, чем можно представить. Судьба вновь сводит влюбленных уже в зрелые годы, когда многое понято и осмыслено. Кажется, жизнь повернулась благосклонной стороной к Натали. Она по-прежнему любит и любима. Безграничное счастье заполняет души героев, но ненадолго: в декабре Натали “умерла на Женевском озере в преждевременных родах”. Что же происходит, почему героям невозможно насладиться земным счастьем? Мудрый художник и человек – Бунин слишком мало видел счастья и радости в реальной жизни. Живя в эмиграции, вдали от России, писатель не мог представить безмятежного и полного счастья вдали от Родины. Вероятно, поэтому его героини лишь на миг ощущают блаженство любви и теряют его. В суровое время жил и творил писатель, его не могли окружать беззаботные и счастливые люди. Будучи честным художником, Бунин не мог отразить в своем творчестве того, чего не видел в реальной жизни.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Иван Алексеевич Бунин – тонкий лирик и знаток человеческой души. Он умел очень точно и полно передать сложнейшие переживания, переплетения людских судеб. Бунина можно назвать и знатоком женского характера. Героинь его поздней прозы отличают прямота характера, яркая индивидуальность и мягкая Read More ......
  2. Иван Алексеевич Бунин – тонкий лирик и знаток человеческой души. Он умел очень точно и полно передать сложнейшие переживания, переплетения человеческих судеб. Бунина можно назвать и знатоком женского характера. Героинь его поздней прозы отличает прямота характера, яркая индивидуальность и мягкая Read More ......
  3. И. А. Бунина принято считать продолжателем чеховского реализма. Для его творчества характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм человеческого существования, насыщенность повествования деталями. Реализм Бунина отличается от чеховского предельной чувственностью, живописностью и в то же время строгостью. Как и Read More ......
  4. В своих произведениях Бунин, с одной стороны, показывал картину своего времени (рабство одних, непомерное господство других), а с другой – раскрывал таинства человеческой души, обличая дурные качества внешне порядочных людей и показывая положительные – негодяев и безнадежных с точки зрения Read More ......
  5. Рассказ “Чистый понедельник” входит в цикл рассказов Бунина “Темные аллеи”. Этот цикл был последним в жизни автора и занял восемь лет творчества. Время создания цикла пришлось на период Второй мировой войны. Мир рушился, а великий русский писатель Бунин писал о Read More ......
  6. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Ф. Тютчев Очень необычным мне кажется рассказ И. А. Бунина “Легкое дыхание”. Он действительно легок и прозрачен, словно вся жизнь Оли Мещерской – главной героини рас­сказа, о которой мы с самого начала Read More ......
  7. Творчество Блока пришлось на начало двадцатого века – время больших перемен и многих трагических событий в жизни страны. Но, возможно, только такая эпоха могла взрастить такого великого поэта, как А. А. Блок. В своем творчестве Блок обращался к различным темам, Read More ......
  8. Изображение идеала женщины у Лескова насквозь пронизано духовностью. В этом причина восхищенного удивления, которое вызывают у читателя замечательные образы обаятельных женщин, воссозданных Лесковым, таких полных душевной красоты характеров, в ряду которых Наталья Николаевна Туберозова (“Соборяне”), Марфа Плодмасова (“Старые годы в Read More ......
Женские образы поздней бунинской прозы
  1. Особенности творчества Бунина.
  2. Галерея женских образов в творчестве Бунина.
  3. Философское осмысление темы любви и смерти.

Произведения И. А. Бунина не могут оставить равнодушным никого - ни юного читателя, ни умудренного жизненным опытом человека. Они печальны и возвышенны, полны размышлений и кажутся такими правдивыми, что невольно становится грустно. Бунин не преувеличивает, когда говорит об одиночестве, о печалях, о бедах, которые преследуют человека на протяжении всей жизни.

Тема любви в творчестве Бунина занимает ведущее место. Она так или иначе прослеживается в самых разных рассказах и повестях. И мы понимаем, что хотел сказать писатель, когда показывал, насколько близки в нашей жизни смерть и любовь. Столь прекрасное чувство, как любовь, возвышает человека, заставляет его на мгновенье почувствовать себя счастливым. Однако в земной жизни каждому надлежит столкнуться со страданием. И поэтому долгое счастье невозможно.

Бунин создает целую галерею женских образов. Они все заслуживают пристального нашего внимания. Бунин - великолепный психолог, подмечает все особенности человеческой натуры. Его героини удивительно гармоничны, естественны, вызывают подлинное восхищение и сочувствие. Мы проникаемся их судьбой, и с такой горестью наблюдаем за их страданиями. Бунин не щадит читателя, обрушивая на него суровую правду жизни. Достойные простого человеческого счастья герои его произведений оказываются глубоко несчастными. Но, узнав об этом, мы не сетуем на несправедливость жизни. Мы понимаем истинную мудрость писателя, стремящегося донести до нас простую истину: жизнь многогранна, в ней есть место всему. Человек живет и знает, что на каждом шагу его могут подстерегать беды, страдания, а иногда даже смерть. Но это не должно мешать наслаждаться каждой минутой бытия.

Бунин дает нам возможность узнать о самых разных женщинах. И каждая из них вызывает в нашей душе живой отклик. Например, мы с горечью узнаем о душевных терзаниях простой деревенской девчонки из рассказа «Таня». Она была соблазнена и брошена молодым барином. Ее чувства просты и безыскусны, она готова отдать всю себя, ничего не требуя взамен.

В рассказе «Легкое дыхание» избалованная девочка играет любовью. Играет так неосторожно, что это привело ее к гибели. Но ее образ в нашем восприятии остается незапятнанным, она выглядит как ангел, а не как куртизанка, несмотря на привязанность к земным утехам.

Любовь и страдание, любовь и смерть. В творчестве Бунина все это так тесно переплетается. В рассказе «Чистый понедельник» главная героиня уходит в монас-тырь. Тем самым она как бы умирает для мира, разрывает свои отношения с суетной жизнью, которая была для нее чем-то неестественным. В рассказе «Галя Ганская» главная героиня гибнет, ее любви оказалось слишком много, чтобы продолжать жить. Безусловно, мы не всегда понимаем женщин, о которых говорит писатель. Но ведь истинная мудрость человека совсем не в том, чтобы понимать все, что происходит вокруг. Главным является умение чувствовать, принимать мир, не позволить душе ожесточаться. Наша жизнь так непрочна, что древнее высказывание «МетеШо тоге» оказывается нашим постоянным спутником. «Помни о смерти», но продолжая жить. И любимые герои Бунина живут в соответствии с этим постулатом.

Рассказ «Темные аллеи», который открывает сборник с одноименным названием, снова напоминает нам о том, насколько несчастливой может быть любовь. Чувство любви - это одно из испытаний, которые должен вынести человек во время своего пребывания на Земле. Главная героиня рассказа сохранила в себе любовь на всю жизнь. «Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело»... - так говорит она уже в зрелом возрасте. Ее возлюбленный с трудом понимает ее. Истинный трагизм произведений Бунина в том, что любовь всегда несчастна. Она не может и не должна быть счастливой. Именно такая любовь-испытание является истинной, она наделяется огромным смыслом. В рассказе «Темные аллеи» главный герой также несчастлив, его жизнь преподнесла его множество неприятных сюрпризов, сын вырос непорядочным человеком, жена бросила. Но по сравнению с Надеждой, он более прост, его приземленная натура не в состоянии осознать всей жертвы, которую принесла на алтарь любви его бывшая возлюбленная.

На мой взгляд, рассказ оставляет тяжелое впечатление. Однажды появившись в жизни, любовь делает невозможным дальнейшее счастье главной героини. Она познала радость «волшебных минут» любви, а потом ничего более достойного в ее жизни не было. Но философичность этого рассказа доходит до нашего сознания немного позже. Мы начинаем по-другому смотреть на истинное и мнимое. Истинным является незаурядность человеческой натуры. Ведь женщина, которая не смогла простить своего возлюбленного, но пронесла свое чувство через всю жизнь, является уникальной. Таких очень мало, поэтому неразделенная любовь, о которой говорит Бунин, заслуживает внимания. Мы можем жалеть или восхищаться главной героиней, но не можем отрицать, что ее никак нельзя назвать обыкновенной.

В произведениях Бунина любовь не обещает счастья, она только манит за собой, дарит призрачный свет радости. Но она существует, и это уже дает ей право быть такой, какова она есть на самом деле - неуловимой, загадочной, непонятной и странной. Ведь истинный смысл не в том, что любовь должна делать человека счастливым, а в том, что она просто должна быть... Как одна из величайших загадок мира, недоступных человеческому сознанию. Только в этом случае человек получает право считаться возвышенным существом, думающим не только о материальных ценностях.

Все женские образы в творчестве Бунина заставляют задуматься о сложности человеческой жизни, о противоречиях в человеческом характере. Бунин - один из немногих писателей, чье творчество будет актуальным во все времена.

Творчество И. А. Бунина - крупное явление в русской литературе XX века. Его проза отмечена лиричностью, глубоким психологизмом, а также философичностью. Писатель создал целый ряд запоминающихся женских образов.

Женщина в рассказах И. А. Бунина - прежде всего любящая. Писатель воспевает материнскую любовь. Этому чувству, утверждает он, не дано погаснуть ни при каких обстоятельствах. Оно не знает страха смерти, одолевает тяжкие недуги и подчас обращает обычную человеческую жизнь в подвиг. Больная Анисья в рассказе «Веселый двор» идет в дальнюю деревню, чтобы увидеть своего сына, давно покинувшего родной дом.

Мать дошла до жалкой избушки одинокого сына и, не найдя его там, умерла. За смертью матери последовало самоубийство отчаявшегося от бестолковой жизни сына. Редкостные по эмоциональной силе, трагичности страницы рассказа, однако, укрепляют веру в жизнь, потому что, говоря о материнской любви, возвышают человеческую душу.

Женщина в бунинской прозе воплощает в себе подлинную жизнь в ее органичности и естественности.

Характерный пример - рассказ «Чаша жизни», который всем содержанием раскрывает смысл своего заглавия. Просто физическое существование, каким бы длительным оно ни было, не имеет цены, «чаша жизни» - это ее одухотворенность, любовь прежде всего. Трогателен образ женщины, чей внутренний мир наполнен радостным и святым чувством, безобразен Горизонтов с его расчетливостью всех поступков. Его «философия» состояла в том, что все силы человека должны быть потрачены на продление его физического существования.

Александра Васильевна уверена, что ничего бы не пожалела за одно - пусть последнее - свидание с любимым. И. А. Бунин не скрывает своего сострадания к женщине, в сердце которой сохранилась «далекая, еще Не истлевшая любовь».

Именно женщина проникает в подлинную природу любовного чувства, постигает его трагичность и красоту. Например, героиня рассказа «Натали» говорит: «Разве бывает несчастная любовь?.. Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?»

В рассказах И. А. Бунина именно женщина сохраняет любовь живой и нетленной, проносит ее через все испытания жизни. Такова, например, Надежда в рассказе «Темные аллеи». Полюбив однажды, она тридцать лет жила этой любовью и, встретив случайно своего возлюбленного, говорит ему: «Как не было у меня ничего дороже вас в ту пору, так и потом не было». Вряд ли героям суждена новая встреча. Однако Надежда понимает, что любовь навсегда останется в памяти: «Все проходит, да не все забывается». В этих словах - и прощение, и светлая грусть.

Любовь и разлука, жизнь и смерть - вечные темы, проникновенно звучащие в прозаическом творчестве И. А. Бунина. Все эти темы связаны с образом женщины, трогательно и просветленно воссозданным писателем.

Загрузка...