crimea-fun.ru

Миланский собор. Собор Дуомо в Милане: о чем не расскажут стены

Миланский кафедральный собор - беломраморное здание в позднеготическом стиле, украшающее историческую часть города. Очертания его шпилей, словно пронзающих небо, пики колонн, многочисленных башенок и скульптур, искусно объединённые в монументальную композицию, известны каждому профессиональному путешественнику.

Собор, посвящённый Рождеству Девы Марии, или Дуомо, как называют его сами итальянцы, - настоящий символ Милана, по величине и вместимости он уступает всего двум европейским готическим храмам: севильскому кафедральному и ватиканскому (Святого Петра).

Своеобразным рекордсменом является он и по срокам строительства. Начатые в 1386 году работы окончательно завершились лишь в XХ веке (1965-й). Промежуточный этап, когда Наполеон утвердил проект фасадной части, приказал закончить оформление и открыть двери для прихожан, приходится на начало XIX века.

Таким образом, в судьбе храма приняли участи сразу несколько исторических личностей: Джан Галеаццо Висконти, во время правления которого произошла закладка первых блоков; Карло Амати - архитектор, разработавший дизайн внешней отделки собора; французский император Наполеон I Бонапарт и другие.

История возведения, XII-XV вв.

Во второй половине XII века власти города Милана решили всерьёз взяться за обустройство города, чтобы избавить его от следов сражений за территории, разворачивавшихся здесь не один век и оставивших после себя огромное количество разрушений. Едва ли не первым пунктом плана предписывалось очистить Соборную площадь от руин старинной зимней базилики и заложить на её месте основание для нового здания - большого, прочного и красивого.

Первый камень собора Рождества Девы Марии был установлен по распоряжению Антонио де Салуззи, миланского архиепископа, в 1386 году. Тогда же был утверждён и план строительства, но из-за грандиозности замысла его первичная реализация затянулась почти на три века и потребовала ряда кардинальных изменений. В конечном итоге, согласно обновлённому проекту, площадь постройки была увеличена, что потребовало сноса и второй - летней - базилики на площади.

Руководителем работ по воплощению проекта в жизнь был назначен зодчий Симоне де Орсениго. В качестве исполнителей под его началом трудились лучшие мастера Ломбардии. Для того чтобы хоть немного удешевить смету, при возведении каркаса использовались не новые материалы, а оставшиеся после сноса других построек, но обязательно в хорошем состоянии. На внешней же отделке было решено не экономить: архиепископ лично выбрал мраморную породу молочно-розового цвета и подписал все бумаги о её доставке из карьера в Пьемонте.

Процесс возведения собора - из-за масштабности задумки, её сложной и многовековой реализации - постепенно превратился для жителей Милана в некое общее дело, задачу, объединяющую и церковь, и государство, и простой народ. В XV веке глава города Джан Галеаццо Висконти, заметив эту положительную для укрепления итальянской монархии тенденцию, взял работы под личный контроль.

Параллельно в отношении глобальной стройки были введены и специфические послабления со стороны государства. В частности, материалы, предназначенные к доставке на площадку, снабжались маркировкой AUF («для целей строительства») и не облагались налогами.

Смешение архитектурных стилей и математика

Несмотря на то что собор Рождества Девы Марии выглядит гармонично и целостно, в его конструктивном исполнении и оформлении смешалось множество дизайнерских приёмов. Поскольку строительством в разное время руководили разные зодчие, каждый из них привнёс в образ Дуомо что-то своё, и изначально задуманное как здание с тремя нефами, в итоге оно стало пятинефным и получило декоративные элементы из разных течений готического стиля.

Чтобы монументальное строение было не только красивым, но и устойчивым и крепким, архитекторам помогали математики и инженеры. Так, Габриэле Сторналоко подсчитал оптимальную высоту для нефа по центру (не более 45 метров) и вывел идеальное расположение боковых нефов - плавно спускающееся книзу. А Жан Миньо разработал особую систему доставки тяжёлых стройматериалов на высоту.

Благодаря помощи государства и покровительству Джана Галеаццо Висконти к середине XV века Дуомо был завершён практически наполовину, в том числе в нём установили и освятили главный алтарь. Но из-за начавшихся проблем с финансированием и обострения политической обстановки в Италии последующие работы оказались замороженными на 40 лет.

История возведения, XVI-XVII вв.

XVI век в истории собора ознаменован завершением строительства его купольной части. Шпиль в виде стрелы (зодчий - Джульетто дель Амадео) снаружи и четыре ряда скульптурных фигур, изображающих святых и мучеников католической веры, сформировали поистине грандиозный, но гармоничный ансамбль в стиле ренессанса.

Наступивший вскоре период испанского господства (середина XVI века) затронул и «миланский долгострой». Так, новое правительство посчитало, что для открытия Дуомо не обязательно дожидаться окончания всех работ и главное - завершить основные этапы внутренней отделки.

Выделенных властями денег хватило на оборудование ряда алтарных пилястр, установку центрального органа, изваяния святого Варфоломея и огромного подсвечника. На этом финансирование завершилось, и двери храма для простых прихожан так и остались закрытыми. Совершать религиозные обряды в его стенах разрешалось, но лишь по особым поводам.

В конце XVI века архиепископом Милана был избран Карл Борромео, который решил вернуть судьбу собора Рождества Девы Марии в руки итальянцев и поставил во главе строительства Пеллегрино Пеллегрини. По замыслу кардинала, внешний и внутренний облик здания должны были претерпеть ряд изменений, освободиться от влияния зарубежных стилей архитектуры и несколько смягчиться, приобретя черты ренессанса.

В 1577 году после ряда интерьерных преобразований, несмотря на то что общий строительный прогресс был по-прежнему далёк от завершения, Карл Борромео провёл церемонию освящения кафедрального собора. Вплоть до XVII столетия «ренессансный настрой», заложенный архиепископом, продолжал воплощаться в отделке Дуомо. Так продолжалось до смены главного зодчего, который в итоге вернул храму исторический - готический - облик.

Внешний облик миланского собора

Пресвятая Дева Мария - покровительница города, и именно поэтому главный собор назван в её честь. Центральная фигура святой размещена на вершине 102-метрового шпиля и прибавляет всей конструкции дополнительные четыре метра высоты. Золотое сияние статуи видно из любой точки Милана.

Монументальность, красота и величие Дуомо покорили сердце самого Наполеона Бонапарта, и он выбрал его в качестве площадки для своей коронации. На то, чтобы подготовить собор к столь важному празднику, потребовалось 7 лет. В обновлённом стиле органично сплелись поздняя и неоготика, и в конце мая 1805 года император торжественно взошёл на трон под мраморными сводами. Это событие также ознаменовалось установкой статуи полководца на одном из шпилей.

Завершение всех основных строительных этапов и официальное открытие собора состоялись только в XX столетии - в 1965-м, тогда же он впервые за свою долгую историю начал функционировать и принимать прихожан в полную силу. Окончательные работы по реконструкции закончились в 2009 году.

Сегодня собор Рождества Девы Марии - грандиозный памятник архитектуры и настоящий символ города Милана, вмещающий около 40 000 человек. Кроме религиозных событий, здесь регулярно проходят музыкальные концерты и другие важные для культурной жизни города мероприятия.

Кафедральный собор Милана с высоты и с земли

Форма церкви, если смотреть на неё сверху, - крестообразная: длина вертикальной линии составляет 158 м, горизонтальной - 92 м. Суммарная высота здания вместе со шпилем и статуей Девы Марии - 106 м. Однако настоящая красота Дуомо открывается с земли, при постепенном приближении к мраморному гиганту.

Так, сначала видны лишь белоснежные очертания и остроконечные силуэты колонн, затем становятся заметны отдельные элементы отделки, когда же габариты собора поглощают зрителя полностью, взгляду постепенно открываются все извивы позднеготической лепнины и чудеса оформления каждого из 135 шпилей.

Поражает и общее количество задействованных в декоре храма статуй - их насчитывается 3 400. По сюжетам и образам, запечатлённым в изваяниях, можно проследить историю Дуомо в целом и средневековой архитектуры в частности. Так, здесь есть изображения почти всех ключевых персонажей библии, мучеников и святых, разбавляют «компанию» Муссолини и прообраз американского символа свободы, а охраняют всю композицию многочисленные химеры и горгульи.

Ещё одна удивительная особенность здания - оно меняет оттенок своих стен в зависимости от времени суток и погоды. Молочно-розовый мрамор по-разному выглядит на рассвете и закате, в дождливую погоду и на ярком солнце. Немецкий же поэт Генрих Гейне писал, что особенно очарователен главный собор Милана при свете луны.

Переступая порог кафедрального собора, словно оказываешься в другом мире - который не трогают суета и мирские заботы, где время словно застыло в приглушённых отсветах разноцветных витражей, под сводами всегда царит прохлада, а атмосфера пропитана умиротворением и величественным спокойствием.

Центральное место храма занимает алтарь, а над ним, в подкупольном пространстве, хранится бесценная реликвия - гвоздь с того самого креста, на котором распяли Иисуса Христа. По преданию, святыня была подарена архиепископу Амвросию Медиоланскому императором Феодосием Великим, а он в свою очередь унаследовал её от своих предков.

Каждый год на праздник Воздвижения Креста Господня реликвию спускают вниз и у посетителей собора появляется возможность взглянуть на неё вблизи. Сначала она выставляется на всеобщее обозрение, на следующий день её проносят через весь храм, а ещё через день снова поднимают под купол. Все церемонии проходят очень торжественно, сопровождаются молитвами и песнопениями.

Если обратить внимание на пол Дуомо, в глаза бросается полоса из металла, проходящая через всё здание, начиная от самого входа. Вдоль неё нанесена разметка с рядом символов, чисел и изображений зодиакальных знаков. Это - солнечные часы-меридиан, установленные здесь в XVIII веке. С их помощью можно безошибочно определить, когда наступает полдень и какое созвездие покровительствует текущему месяцу.

Кроме этого, в процессе своей эксплуатации чудо-устройство оказалось полезным и с ещё одной, совершенно неожиданной стороны. В XX его показания начали регулярно сбиваться, и так специалисты поняли, что фундаментная основа здания пришла в движение и стала проседать. Были приняты соответствующие меры, сегодня целостности храма ничего не угрожает, а за часами ведётся пристальное наблюдение.

Посетив собор Рождества Девы Марии, можно увидеть и мемориальные захоронения известных деятелей прошлых эпох. В частности, в тумбе из камня с причудливым крестообразным орнаментом покоится тело архиепископа Альберто де Интимьяно, саркофаги образца XIV века хранят останки архиепископов Оттоне и Джованни Висконти.

Здесь же возведён и мавзолей Джана Джакомо Медичи, чьё убранство поражает великолепием и искусностью отделки. Статуи и колонны изготовлены на таком уровне профессионализма, что долгое время создателем комплекса считали самого Микеланджело. В XX веке после ряда экспертиз было установлено, что автор этого архитектурного чуда - Леоне Леони - талантливый скульптор и золотых дел мастер Италии, живший в XIV столетии.

Мемориал Медичи - захоронение внутри собора, сооружённое под его сводами одним из последних. С конца XVI века останки умерших, вне зависимости от заслуг и знатности человека при жизни, в стенах храма хоронить запретили. Причина - чтобы избежать распространения эпидемий, в том числе чумных, среди прихожан и служителей.

Обязательно следует побывать в миланском соборе осенью и в начале зимы. Каждый год с ноября по декабрь здесь проходит традиционная выставка, посвящённая Карлу Борромео. В экспозицию входят 54 картины, сюжеты которых изображают разные стороны жизни святого реформатора католической церкви. Полотна написаны известными художниками Италии XVII века специально для Дуомо.

В качестве отдельной достопримечательности нужно отметить и обзорную площадку, обустроенную на крыше собора, а точнее открывающийся с неё вид. Посетить этот «уголок» храма стоит обязательно, тем более что подниматься по лестницам не придётся. В здании функционирует лифт, который быстро довезёт до самого верха. Оказавшись на крыше, можно не только насладиться панорамой Милана, но и поближе рассмотреть элементы мраморной отделки Дуомо и сделать отличные фотографии.

Найти собор Рождества Девы Марии в Милане не составит труда: кроме чисто визуального ориентирования на шпиль на Соборной площади (Piazza Duomo), следует запомнить, что сюда ведут первая и третья линии метрополитена. Нужная станция носит одноимённое название - Duomo.

Официальный сайт: www.duomomilano.it

Адрес: Piazza del Duomo, 20122 Милан, Италия.

Метро: MISSORI, DUOMO M3, DUOMO M1.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.


Санта-Мария Нашенте.
Полное название миланского Собора звучит как "Санта-Мария Нашенте", но иначе как домский или миланский его мало кто называет. Собор - самый знаменитый архитектурный памятник и символ Милана. Он расположен в центре города и представляет собой грандиознейшее и сложнейшее сооружение готической архитектуры. Облицованный белым мрамором, украшенный по верху многочисленными башенками и шпилями, резными карнизами, собор кажется невесомым, кружевным.


В истории есть неоднократные примеры того, что оформление фасада готического собора заканчивается в последнюю очередь, обычно после того, как здание уже начало выполнять свои религиозные функции.





Работа над Дуомо велась долго, и только благодаря Наполеону, мечтавшему провести свою коронацию как итальянского монарха именно в этом соборе, строительство в конце концов завершилось. Но и после коронации работа над внутренними помещениями велась еще в течение 150 лет: устанавливались бронзовые двери и витражи, выполненные по оригинальным рисункам XV века.


Его строительство продолжалось с 1386 года до середины XIX века, да и сейчас время от времени собор подновляют, поэтому эта "вечная стройка" вошла у итальянцев в поговорку. Помимо итальянских архитекторов, в его строении принимали участие немецкие и французские мастера.


По своим размерам миланский Собор является третьим по величине в мире. Высота здания достигает 157 метров, а его внутренняя площадь 11700 м2. Самый высокий шпиль, на котором установлена статуя мадонны, достигает 108,5 метров высоты.
Всего миланский Собор имеет 135 шпилей. По бокам сооружено 2245 мраморных статуй.
Легенда утверждает, что собор был сооружён в знак признательности миланцев Мадонне за то, что она избавила женщин города от бесплодия. Это было не совсем бесплодие, просто в Милане рождались одни девочки. Плохого в этом ничего не было, но во времена средневековья женщин не очень-то жаловали. Вот миланцы впали в отчаяние.

Знаменитая позолоченная Мадонна на шпиле миланского собора.


Мадонне они стали молиться потому, что, во-первых, итальянцы очень ее почитают, а во-вторых - ведь она-то родила сына. Поэтому, когда после долгих молитв, обращённых к Мадонне, начали, наконец, появляться долгожданные сыновья, то миланцы решили в знак благодарности возвести собор необыкновенной красоты, поставив на верхушку позолоченную Мадонну. Во время Второй Мировой войны весь Милан очень сильно пострадал от фашистских бомбардировок. Почти 60% городских построек было разрушено. Но Домский собор оказался в числе нетронутых зданий. Опять Милану помогла Мадонна.
Готический стиль предполагал украшение собора скульптурами. В их изготовление было вложено много сил, поэтому только они уже представляют огромный интерес. Самой колоритной культурной композицией можно назвать пару женских фигур на центральном балконе фасада. Их считают прототипом американской статуи Свободы. К тому же, автор статуи Свободы, Огюст Вартольди, не раз бывал в Милане.


















Главный портал "Житие Девы Марии".




Главный портал "Житие Девы Марии".







Главный портал "Житие Девы Марии".


За импозантным фасадом скрываются замечательные шедевры искусства, встреча с которыми сулит множество впечатлений. Войдя в собор через правый боковой портал (1) (центральный вход чаще всего закрыт), вы первым делом видите гробницу Ариберто да Интимиано (2) с драгоценным распятием (оригинал находится в Музее собора). Ариберто, бывший с 1018 по 1045 г. архиепископом Милана, оказал сильное влияние на политику немецких кайзеров Генриха II и Конрада II в отношении Италии: поначалу он поддерживал их, а позднее вёл с ними ожесточённую борьбу.

Гробница архиепископа Ариберто да Интимиано


На полу видна латунная полоска (3) , которая тянется вдоль всей передней стены. Ближе к полудню посетители сразу поймут, что она обозначает: это меридиан, на который в астрономический полдень падает солнечный луч. Это явление можно наблюдать благодаря проделанному в крыше собора отверстию.
Рядом с порталом находится спуск, ведущий к останкам раннехристианской базилики Санта Текла (Basilica Santa Tecla) (4) , церкви-предшественницы нынешнего храма. Здесь в 387 году святой Амвросий, покровитель и епископ Милана, крестил отца церкви Августина. Этот епископ, очень почитаемый в народе, создал ряд трудов, посвящённых толкованию библии и догматике, а также первую христианскую этику. В комплекс базилики входили отдельный баптистерий и епископский дворец.

В мраморном полу XVI века воплотились фантазии Пеллегрино Тибальди. Плиты белого мрамора из Кандольи инкрустированы затейливыми барочными узорами из красного и чёрного мрамора, привезённого из Тессина и Варенны. Строительная мастерская собора регулярно проводит реставрацию, следя за сохранением рисунка узоров.



Оригинально выглядит купель (5) в северном боковом продольном нефе, изготовленная из римской порфировой чаши. В эпоху поздней античности и в ранний византийский период этот ценный материал держался в запасе для создания императорских статуй и сооружений.

Порфировая египетская ванна IV в., которую используют как крестильную купель.


Собор прославился своими искусно выполненными витражами. Один из самых красивых и старых витражей (1470–1475 гг.) изображает житие Христа (6) . К вершинам этого вида искусства относится и витраж над малой часовней Креста с изображением матери императора Константина I Великого: «Обретение истинного креста святой Еленой» (7) (1570–1577 гг.).






Примечательная особенность Миланского собора – опоясывающие кольца высотой примерно 6 м на пилястрах вместо обычных капителей. Вверху они украшены монументальными фигурами святых.

Самая знаменитая гробница в соборе – мавзолей Джана Джакомо Медичи (8) по прозванию Медегино (Medeghino) . В 1563 году его брат, Папа Римский Пий IV, заказал создание этой усыпальницы скульптору Леоне Леони. На ней Джан Джакомо Медичи (1495–1555) изображён между двумя аллегорическими женскими фигурами Войны и Мира и бронзовыми рельефами речных богов Адды и Тессина. Сам он одет как полководец и закутан в широкий плащ, чтобы скрыть изувеченную левую ногу.




Tomba del Medeghino.Надгробие Джан-Джакомо Медичи,Медегино


В южном поперечном нефе стоит статуя святого Варфоломея (9) (1562 г.), покровителя рыбаков. По преданию, с этого святого заживо содрали кожу. Именно такой вид он имеет в Миланском соборе. Скульптор был очень горд своим произведением искусства, поэтому написал на постаменте «Не Пракситель меня создал, но Марко д"Аграте». Это произведение по натуралистичности напоминает анатомическую модель.

От первого этапа строительства собора, когда ведущим архитектором был Джан Галеаццо Висконти, сохранились ещё и цокольные рельефы на портале южной ризницы (10) (1393 г.) работы рейнского мастера Ганса фон Фернаха.
В крипте (11) собора хранятся замечательные сокровища, а также гроб св. Карло Борромео (1538–1584) из горного хрусталя (в восьмиугольной часовне). Этот кардинал из дворянского рода Борромео вёл решительную борьбу с протестантизмом, а в 1565 году стал архиепископом Милана.



San Carlo Borromeo"s crypt in the Milan Duomo.


Главный алтарь (12) на хорах собора (куда могут входить только священники) создал Пеллегрино Тибальди. Работу над этим творением из мрамора и бронзы он начал в 1581 году, но завершена она была только в 1927 году архитектором Дзакки из Чезены. Над алтарём находится дарохранительница – святилище, состоящее из восьми позолоченных бронзовых колонн и купола с фигурой торжествующего Христа. Это произведение выполнил Пеллицони по эскизу Тибальди. Позади главного алтаря в 1560 году появился балдахин в форме храма, который покоится на 12 колоннах, символизирующих 12 апостолов. Здесь на рельефе показаны сцены из жития Христа.


Деревянные хоры состоят из верхнего и нижнего рядов (13) . Места в верхнем ряду предназначались для каноников. Картины Джузеппе Меда, Камило Прокаччини и Амброзиуса Фиджини изображают эпизоды из жития святого Амвросия. Прекрасная резьба по дереву на хорах принадлежит братьям Тауринам из Руана, а также Паоло де Гаццису и Вирджилио дель Конте.

Витражи в апсиде, созданные в XIX веке братьями Бертини, – это, пожалуй, самые большие из всех известных Средневековые витражей. Они изображают сцены из Ветхого Завета (14) , Апокалипсиса (15) и Нового Завета (16) .


"Ветхий Завет"



"Новый Завет"


Портал северной ризницы (17) , завершённой в 1389 году, украшает картина «Христос наш Господь и Судия».

Перед алтарём «Мадонны с деревом» в стиле рококо работы Лелио Буцци возвышается знаменитый чёрный подсвечник Тривульцио (18) , романский бронзовый семисвечник 5-метровой высоты (XII век). Автором этого шедевра считают лотарингского мастера Никола да Вердуна. Бронзовую ножку канделябра украшают библейские персонажи из Ветхого и Нового Завета (среди них три волхва перед Марией с младенцем, сидящей на троне) и аллегорические фигуры (в том числе кардинальских добродетелей и искусств). Центром композиции служат четыре дракона, на которых опирается подсвечник. Своё название он получил в честь Джованни Баттиста Тривульцио, принесшего его в дар собору в 1562 году.




В Миланском соборе находится один из гвоздей, которыми по преданию прибили к кресту Иисуса Христа. Всего в истории встречалось три гвоздя. Все они были найдены святой Еленой, которая передала их своему сыну, императору Константину. Первый гвоздь был брошен в море, чтобы усмирить стихию, второй находится в соборе в Монце, третьим крепилась подкова на Константиновой лошади. Последний гвоздь потерялся на некоторое время, а потом его нашел святой Амвросий в одной из кузен, выкупил за небольшую плату и положил в драгоценную дарохранительницу. Для нее специально была оставлена ниша в апсиде при возведении собора. Гвоздь можно увидеть всего два дня в году, в другие дни вместо него на стене виден лишь красный луч. Чтобы достать сам гвоздь, используется специальное устройство, изобретенное еще Леонардо, при помощи которого миланский епископ взбирается к нише.




Rodwell, G. F. “South by East Notes of Travel in Southern Europe” (1877)

Одним из самых известных памятников Италии является Миланский собор. Величавое здание, расположенное в самом центре одноименного города, поражает изяществом форм и фундаментальностью одновременно. С историей собора связано множество интересных фактов.

Место и сроки возведения постройки

Миланский строился в течение 4 веков, такими солидными временными затратами может похвастаться не каждый мировой памятник архитектуры. Официальной датой начала работ стал далекий 1386 год. В первой половине XIX века все основные мероприятия были завершены, однако отдельные работы продолжали вестись и в более позднее время. Так, в 1965 были воплощены в жизнь последние нововведения. С этого времени строительство собора было завершено в полной мере.

Место для возведения собора было выбрано особое. На протяжении нескольких веков здесь возводились различные святилища, храмы и церкви. Самой первой местной постройкой принято считать кельтское сооружение, а через несколько веков римляне возвели на этом же месте храм Минервы.

Причина возведения собора

Четырнадцатый век — время для Италии и Европы непростое. потонул в войнах, голоде и Строительство такого крупного собора стало в своем роде символом, подтверждающим силу, власть и крепость города Милана и его жителей, которым не страшны были даже самые жуткие мировые беды. Базилика, построенная в честь пресвятой Богородицы, позволяла жителям неустанно молиться своей покровительнице, не терять надежду на лучшее. Считается, что в городе не разрешено строить здания, превышающие самую высокую точку собора. Горожане по сей день свято чтут образ Божей Матери и часто приходят в Дуомо помолиться ей.

Миланский собор в лицах

Распоряжение о начала строительство крупнейшего городского собора отдал герцог Джангалеаццо Висконти. Первоначальный проект был разработан местным архитектором Симоне де Орсениго, затем в работу включились европейские специалисты из Франции и Германии, что было довольно редко для строительства тех времен. Итальянцы считали выходцев из варварами, которые ничего не смыслят в искусстве. Более 10 известнейших архитекторов и такое же количество помощников курировали постройку за все время ее возведения. Для строительства собора был выбран не только редкий в те времена стиль, но и необычный материал - белый мрамор. Правда, изначально для возведения собора планировали использовать кирпич, но позже от этой идеи было принято решение отказаться.


Большое влияние на постройку Миланского Дуомо оказал Наполеон, благодаря его стараниям строительные работы значительно ускорились. Возможно, именно поэтому статуя знаменитого императора также украсила один из шпилей.

Особенности внешнего убранства

Миланский собор гармонично впитал в себя множество разнообразных архитектурных направлений, основным из них является готический стиль. Постройка украшена огромным количеством деталей, здесь встречается и резьба, и скульптуры, и утонченные шпили, поднимающиеся в итальянское небо. Одной из наиболее примечательных статуй является прекрасная Мадонна, именно в ее честь и было начато строительство. Фигура высотой 4 метра и весом около тонны выполнена из бронзы и покрыта позолотой. Узнаваемым элементом собора является и центральная крыша с бесконечным количеством шпилей, возведенная еще в 1404 году и отлично сохранившаяся до наших дней.

С крыши Миланского собора открывается изумительный вид на окрестности города. Поднявшись на верхнюю площадку сооружения по лестнице или на лифте, вы сможете оценить галерею имени Виктора Эммануила Второго, известную на весь мир оперу Ла Скала, полюбоваться на изумительные крыши миланских домов.

Особенности внутреннего убранства

Миланский собор знаменит не только великолепным внешним, но и не менее прекрасным внутренним убранством. Базилика отличается значительными размерами, ее принято считать второй по величине в Италии. Одновременно в соборе может находиться порядка 40 тысяч человек, самая высокая точка достигает отметки в сто шесть с половиной метров, длина же постройки равна 158 метрам. Убранство собора поражает фундаментальностью и символизмом. Внутри расположено 52 колонны, по количеству недель в году. Особое место среди предметов базилики занимает одна неприметная, казалось бы, статуя. в Миланском соборе почитаем и любим миллионами католиков. Этот великий мученик жестоко пострадал за веру, с него еще живого была содрана кожа.

Миланский собор в Италии обладает еще одной мировой реликвией. Возле алтаря находится гвоздь, который, по преданию, был вколочен в ладонь Иисуса Христа. К сожалению, на его обозрение широкой публике дается только один день в году, 14 сентября. Также туристы довольно часто осматривают египетскую ванную, в которой проводится обряд крещения, многочисленные красочные хоры и мавзолей-усыпальницу Д. Д. Медичи.

Дуомо - Миланский собор - имеет и еще одну особенность. Возле его центрального входа расположены в виде металлической ленты.

В чем заключается уникальность Миланского собора?

Миланский собор уникален во многом, вот лишь несколько фактов, по которым можно судить о его необычности:

  • белый мрамор, из которого построен собор, не использовался для строительства каких-либо других религиозных сооружений в Европе;
  • первым был запланирован и воплощен в уникальном архитектурном направлении пламенеющей готики;
  • является одним из самых крупных на территории Италии и Европы;
  • строительство проводилось не на деньги церкви, а на пожертвования знати, что было довольно необычно в те времена;
  • участие в разработке проекта и строительстве принимали архитекторы со всей Европы;
  • длительный срок строительства;
  • ежегодно более 700 тысяч человек приезжает в Милан, чтобы полюбоваться необычной красотой кафедрального городского собора. Историческая эпоха навсегда оставила свой след в величественной архитектуре Дуомо, который впитал в себя всю историю Италии и Милана.

На главной площади Милана возвышается главная достопримечательность города – Дуомо (Дуомо ди Милано) или Кафедральный Собор. Этот Собор знаменит во всем мире и является четвертым по размеру в Европе. Миланский Дуомо действительно грандиозен: отделан белым мрамором, украшен сотней башенок, статуями и резными карнизами.
Миланский кафедральный собор одновременно огромный, величественный и кружевной, парящий. Рекомендую обязательно подняться на крышу Дуомо, потому что с нее открывается великолепный вид на Милан, а также с нее можно рассмотреть элементы архитектуры Собора.

Как добраться до миланского Собора (Миланского Дуомо)

Миланский Собор находится в исторической части Милана, в двух шагах от станции метро Duomo. До этой станции метро можно доехать по желтой ветке М3 (удобно по прямой добраться от Центрального железнодорожного вокзала Милана – Milano Centrale) или по красной ветке М1 (удобно по прямой доехать от другой станции жд Cadorna station). От Garibaldi station нужно ехать по зеленой ветке М2 и сделать пересадку на станции Cadorna на красную ветку М1, доехать до станции Duomo.

Часы работы миланского Собора и стоимость входа, подъема на крышу

Собор открыт ежедневно с 7:00 до 19:00

Вход в Собор свободный, фотосъемка 2 евро.

Подъем на крышу возможен с 9:00 до 19:00

На крышу Собора можно подняться на лифте (12 евро) или пешком по лестнице (67 евро).

Вот здесь более подробная информация ( на официальном сайте ).

Карта миланского Собора

Скачать карту


История и архитектура миланского Собора

Как и большинство значимых Соборов Европы, миланский Дуомо был построен не «в чистом поле», а на месте разрушенной базилики (а до нее здесь были кельтское, римские святилища). Строительство нового Собора начали в 1386 году после сильного пожара в базилике, и закончили только в 1880. Несколько веков стройки не могли не отразиться на архитектурном облике Собора: от готики до элементов, присущих возрождению, классицизму, модерну. Но все же, стиль Дуомо принято называть пламенеющей готикой.


Готическая архитектура возникла во Франции благодаря развитию экономики, в результате чего общественно-политические веяния вышли на первый план.

Первый пример элементов готики можно увидеть в церкви, начиная с периода романского зрелости, это реконструкция (ок. 1140) из церкви аббатства Сен-Дени, по заказу Suger Эббот. Вскоре, готический стиль Иль-де-Франс распространилась по всей Франции, Германии и Чехии, а затем в Англии и Испании. В Италии, готика появилась в центральных районах почти век спустя, в основном, в Тоскане и Умбрии, но в более сбалансированном виде и с упором на декоративное отображение предметов, которые выглядели менее драматично.

Строительство Дуомо в Милане было всамом разгаре, когда появилась мода на готику, его строили в соответствии с стилистическими особенностями ломбардийской готики.

Во второй половине 1387 г., князь Джан Галеаццо Висконти решил лично курировать проект, потому что Дуомо должен был стать символом его правления, подать пример остальным церквям Европы.

В течение примерно двадцати лет, сотни и сотни иностранцев присоединились к местным работникам, внося предложения, исходя из своего опыта. Вот как и возник уникальный готический стиль собора.

Дуомо стал местом, где различные европейские культуры смешаны вместе.

В те годы происходила массовая иммиграция тысяч рабочих с севера на юг, чтобы привнести свой вклад в строительство миланский Собор, который по этой причине можно считать самым европейским из всех готических соборов.

Существует легенда о том, что миланский Собор был построен в честь Мадонны, которая помогла избавить женщин Милана от бесплодия. А если сказать точнее, то от повального рождения девочек.

Подъем на крышу миланского Собора


Несмотря на то, что у нас было в Милане всего несколько часов для прогулки, я твердо решила подняться на крышу Собора.


На крышу можно поднять пешком, а можно схалявить и прокатиться на лифте. Для того, чтобы найти вход в лифт, надо начать обходить Собор от центрального фасада по левой или правой сторонам (если стоять к нему лицом). Буквально за углом увидите вход с кассой. Если хотите подняться пешком, то надо идти по правой стороне от главного фасада (скачать карту)

Крыша миланского Дуомо – это огромное, несколько ярусное пространство, поэтому выделяйте на нее не менее 40 минут.

Очень здорово ходить вдоль кружевных башенок Собора, вблизи рассматривать скульптуры.



Химеры на Соборе просто прекрасны

Адрес: Италия, Милан
Начало строительства: 1386 год
Начало строительства: 1965 год
Координаты: 45°27"51.4"N 9°11"29.9"E

Duomo di Milano - символ Милана, посвященный рождению Девы Марии

Грандиозный, ошеломляющий, великолепный, неподражаемый, роскошный, восхитительный… - какими только высокопарными эпитетами не награждают Duomo di Milano - собор, расположенный на главной (одноименной с ним) площади Милана!

Вид Миланского собора с высоты птичьего полёта

Но даже они не в силах передать те чувства и впечатления, которые испытывают впервые увидевшие его люди.

Гигантский беломраморный собор, выполненный в витиеватом стиле пламенеющей готики (поздней готической архитектуры), стал символом Милана и одним из известнейших сооружений в мире. Официальное название собора - Santa Maria Nascente, он посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы, но чаще его называют просто Миланским собором .

Начиная рассказывать о нем, гиды прежде всего упоминают следующие факты: Дуомо ди Милано является самым крупным готическим и 4-м по величине католическим собором в мире после Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Ямусукро (Кот д"Ивуар), соборов Св. Петра в Риме и Св. Павла в Лондоне . По своей вместимости среди католических уступает лишь собору Св. Петра (Рим), среди готических - собору Мария-де-ла-Седе (Севилья). Общая площадь этого сооружения - 11,3 тыс. кв. м, высота - 106,5 м. В ясную погоду с крыши собора видны вершины Альпийских гор.

Более подробное знакомство с Миланским собором может затянуться надолго, поскольку его внушительные размеры - это далеко не единственное его достоинство.

Фасад собора

История строительства собора - дорога длиною в… 5 столетий

Первый камень будущего собора был заложен архиепископом Антонио ди Салуццо в 1386 г. В предшествующие этому событию времена на том же месте уже успели побывать кельтское поселение, храм Минервы, церкви Санта-Текла и Санта-Мария-Маджоре. Последнюю из них снесли, расчищая участок для Duomo di Milano.

Строилось это великое сооружение из лучшего мрамора, добываемого в карьерах Кандолья, расположенных близ городка Мергоццо в Пьемонте. Используемый в благих целях, этот очень ценный строительный материал по распоряжению пришедшего тогда к власти герцога Джана Галеаццо Висконти не подлежал обложению налогом. Тем не менее, несмотря на просто огромный народный и правительственный энтузиазм, которым сопровождалось строительство собора, оно растянулось на долгие годы, десятилетия и даже века.

Первоначальная разработка архитектурного проекта принадлежала итальянскому архитектору Симоне де Орсениго. Строить собор пригласили мастеров из других стран (Германии , Франции), поскольку сложные готические фасады были более характерны для Франции, нежели для Италии . Спустя 3 года архитектора итальянца заменили на француза - Николя де Бонавентура. Еще через 10 лет его сменил другой француз - Жан Миньо.

Вид собора с площади Милана

Всего в сооружении Миланского собора до 1470 г., в котором строительство возглавил Джунифорте Солари, успело поучаствовать более десятка известных европейских архитекторов . За это время собор из 3-нефного сооружения превратился в 5-нефное, из проекта исчезли часовни, вносились другие значительные и незначительные изменения. Солари и его консультанты Донато Браманте и Леонардо да Винчи внесли в создание архитектурного облика собора весьма значительную лепту: они приняли решение осовременить готику, разбавив ее отдельными ренессансными элементами. Так возник знаменитый 8-угольный купол.

В последующие века храм медленно, но верно продолжал расти, достраиваться и декорироваться. 106-метровый центральный шпиль с 4-метровой статуей Мадонны, выполненной из бронзы с позолотой, был установлен, например, только в 1769 году. (Шпиль разработал Франческо Кроче, статуя работы Джузеппе Перего). Тогда же, кстати, был издан указ с запретом строительства в Милане зданий, заслоняющих его святую покровительницу (увы, современность уже начала вносить в него свои коррективы - первым исключением стал небоскреб «Пирелли», крышу которого украсили точной копией статуи Мадонны).

Так и получилось, что начались работы по созданию этого беломраморного шедевра архитектуры в 1386 г., а завершились (и то не полностью) лишь в 19 веке, когда архитекторы Карл Амати и Джузеппе Занойя по личному распоряжению Наполеона срочно закончили оформление фасада. Главный алтарь Дуомо ди Милано, когда он не был еще даже достроен, в 1417 г., освятил папа Мартин V.

Для прихожан храм открыл свои двери в 1572 г., торжественное открытие провел кардинал Карл Борромео, ставший позднее святым католической церкви.

Оставшиеся строительные и отделочные работы доделывались в здании собора вплоть до 2-й половины прошлого века. Все это время собор достраивался, на его роскошном готическом фасаде находили место все новые и новые декоративные элементы и витражи, были построены главные врата. И только в 1965 г. строительство храма было официально завершено. Тем не менее, даже сейчас еще остались отдельные блоки фасада, которым еще только предстоит превратиться в скульптуры.

Фрагмент фасада собора

Несмотря на частую смену архитекторов, каждый из которых стремился внести в сооружение что-то свое, Миланский собор все же является абсолютно целостным произведением искусства, имеющим при этом совершенно уникальный облик. С одной стороны, он обладает ярко выраженным готическим стилем, который не спутаешь ни с каким другим. С другой стороны, в его фасаде чувствуется североитальянское, а еще точнее, ломбардское влияние, благодаря которому собор приобрел некоторую «приземленность» и тяжеловесность.

Восьмое чудо света и его достопримечательности

Позднеготическое здание Миланского собора отличается огромным количеством изящных шпилей (135 мраморных игл), остроконечных башенок и колонн , соединенных множеством парящих опор, изысканностью фасадов и изобилием скульптур, которых снаружи и внутри собора более 3 тысяч. Здесь присутствуют статуи библейских персонажей, химер, исторических личностей (Наполеона, Муссолини и др.). С крыши собора открываются потрясающие панорамные виды Милана, подняться сюда рекомендуется каждому посетителю, желающему получить полноценное представление об этом архитектурном шедевре в частности и о Милане в целом. Осуществить подъем можно как по лестнице от северной стены храма, так и на специальном лифте.

На крыши собора

Поразить воображение Дуомо ди Милано способен не только внешним обликом, но и внутренним убранством: характерный для позднеготического стиля интерьер, полные величия мавзолеи, уникальные деревянные хоры 16 века (работа Франческо Брамбильи), высочайшие крестовые своды, огромные арочные окна с невероятными цветными витражами, некоторые из которых сохранились еще с 15 века, и многое другое. Храм выглядит огромным и очень торжественным.

Внутреннее пространство храма, способного одновременно вместить до 40 тыс. человек, состоит из 5-ти нефов, разделенных между собой сорока 25-метровыми колоннами. Перед алтарем стоит 5-метровый бронзовый подсвечник Тривульцио с весьма изящным основанием из бронзовой виноградной лозы, изготовленный в 12 веке Николя Вердюном. А над алтарем, под самым куполом хранится главная святыня собора - священный гвоздь, который по преданиям взят непосредственно со Святого Распятия (с креста Спасителя). Каждый год, в ближайшую к 14 сентября субботу, гвоздь подлежит торжественному снятию - это действие выполняется архиепископом, который поднимается к гвоздю на подъемнике, сконструированном, как гласит предание, самим Леонардо да Винчи.

В соборе также располагаются саркофаги нескольких архиепископов Милана, относящиеся к 14-18 векам и выполненные известнейшими итальянскими мастерами. Заметной отличительной чертой собора является на первый взгляд неисчислимое количество статуй: только интерьер 8-угольного купола располагает статуями в 4 ряда по 15 штук в каждом! Самая известная в соборе - статуя Св. Варфоломея, созданная Марко д"Аграте в 1562 г. Обращают на себя внимание скульптуры Джан Джакомо Медичи (Леоне Леони, 16 век), Мартина V (Якопино да Традате,15 век), Владимира Мономаха.

Среди прочих достопримечательностей храма стоит отметить «Меридиан» - солнечные часы со знаками Зодиака (на знак, соответствующий текущему месяцу ровно в полдень безошибочно указывает солнечный луч); два больших органа; три уникальных алтаря работы Пеллегрино Пеллегрини; египетскую ванну 6 века, использующуюся в качестве крестильной купели, и другие произведения искусства.

Миланский собор в 21 веке

Несколько лет в начале нашего века (до 2009 года) - Миланский собор был закрыт на реконструкцию. До этого момента реставрационные работы в нем проводились лишь однажды - после 2 мировой войны, когда здание храма пострадало от воздушных налетов. Сейчас все работы завершены, и фасад здания вновь предстал перед жителями и многочисленными гостями Милана во всей своей могучей красе.

Загрузка...