crimea-fun.ru

Как ставить свечи в задний. Зачем и как ставить свечи в храме

Благодаря богатому кровоснабжению в прямой кишке есть все условия для эффективного всасывания лекарственных препаратов, применяемых местно. Поэтому для лечения разных заболеваний широко применяются ректальные свечи. Они пользуются популярностью у врачей и пациентов за удобство и простоту использования, быстрый результат и доступные цены. Однако не все знают, как правильно вставлять свечи в прямую кишку. Об этом рассказывают врачи при назначении препаратов, однако, как пользоваться лекарствами самостоятельно, должен знать каждый – вдруг пригодится.

О том, что такое суппозитории ректальные, известно практически всем. Эти лекарственные средства изготавливают из натурального или синтетического сырья, они отличаются по составу, названию, интенсивности и продолжительности воздействия. Что значит ректально – буквально, это введение свечей в задний проход.

Ректальные свечи находят применение в проктологии, гинекологии, урологии и других областях медицины, где нужен обезболивающий, противовоспалительный, кровоостанавливающий, антисептический, регенерирующий, послабляющий или другие эффекты в отдельности или совокупности.

Наибольшей популярностью пользуются суппозитории многокомпонентного состава, позволяющие справляться сразу со всеми основными симптомами заболевания. Они могут значительно облегчить жизнь больному, если их использовать по назначению врача, правильно вводить в прямую кишку и выполнять следующие требования:

  1. Всегда хранить суппозитории в холодильнике, брать по одной штуке в индивидуальной упаковке непосредственно перед употреблением.
  2. Ставить свечки в прямую кишку лучше на ночь, предварительно надо опорожнить кишечник, подмыться прохладной водой и вымыть руки с мылом. Если используете суппозитории утром, то после процедуры надо полежать на левом боку не менее 20 минут.
  3. Во избежание пачкания нижнего и постельного белья красящими веществами рекомендуется пользоваться в это время гигиеническими прокладками или салфетками.
  4. Применение лекарства необходимо начинать с изучения инструкции, не забывая при этом следовать рекомендациям врача.
  5. Пациентам с аллергическим анамнезом до начала лечения желательно провести кожную чувствительную пробу на внутренней поверхности локтя.

Особенности применения

Далеко не все знают, как использовать ректальные свечки грамотно, куда вставлять, как глубоко можно ввести суппозиторий. Если взять свечу и сразу вставить в задний проход, то она провалится в нижний ампулярный отдел прямой кишки и будет воздействовать только на слизистую данного участка. Так можно поступить, если требуется ректальное введение лекарства для общего воздействия на организм, например, с целью снижения температуры тела, обезболивания и т.д. Как вставлять свечи ректально при проктологических заболеваниях? Для этого нужно взять одну свечку, вытащить из индивидуальной упаковки, лечь на левую половину тела, расслабиться и аккуратно ввести суппозиторий в задний проход. При этом мышцы сфинктера начнут активно сопротивляться, в таком положении нужно удержать свечу в течение 35-40 секунд, чтобы она немного подтаяла, далее можно протолкнуть суппозиторий внутрь прямой кишки. Если ректальные свечи используются для лечения трещин слизистой анального канала, то суппозиторий лучше сначала согреть в руке для размягчения. В этом случае нельзя сразу проталкивать , надо задержать ее в заднем проходе на несколько минут.

Как вводить свечи ректально детям? Ребенка надо положить на левый бочок, смазать область ануса детским кремом и осторожно вставить суппозиторий внутрь прямой кишки, лучше это делать после того, как ребенок сходил в туалет. Если малышу нужна половина дозы взрослого, то свеча разрезается острым одноразовым лезвием вдоль. Грудничкам свечки можно ставить в положении лежа на спине с поднятыми кверху ножками, после введения ягодицы необходимо сжать на несколько секунд. Удерживать ребенка постарше в лежачей позе желательно не менее 15 минут. Во всех сомнительных случаях по поводу использования того или иного препарата лучше обратиться за консультацией к специалисту.

Из видео вы узнаете, что такое ректальные свечи:

Что значит ректальное применение свечей, алгоритм действий ? Ректальные свечки (по научном, суппозитории) используются в довольно широком медицинском диапазоне: при геморрое, в роли слабительного средства, для введения определенных медикаментов. Если раньше вам не приходилось пользоваться свечками, то на первый взгляд метод их применения кажется трудным и даже немного пугающим. В сегодняшней статье мы приведем довольно полезную информацию, которая «разложит все по полочкам», и ректальное введение уже не будет казаться вам сложной задачей.

Перед непосредственным введением ректальная свечка должна быть прохладной, это намного упростит ее использование. Помимо прочего, многие действующие компоненты в составе суппозитория, требуют хранения в холоде.

Как подготовить ректальные свечи, куда вставлять ? Перед началом процедуры нужно тщательно вымыть руки с мылом и хорошо вытереть их полотенцем. Учтите, что руки тоже должны быть немного холодными, чтобы свечка не растаяла. Для введения суппозитория самыми удобными являются следующие позы:

    стоя, немного наклонившись; коленно-локтевая; лежа на боку (ноги при этом согнуть в коленях); лежа на спине, ноги высоко поднять; лежа на спине, приподнять таз либо подложить под крестец валик.

При любой из вышеописанных позиций мышцы ануса нужно полностью расслабить, поскольку при их излишнем напряжении вы будете чувствовать болевые ощущения. Запрещается вводить свечку силой, иначе это приведет к локальным повреждениям анальной слизистой. Чтобы облегчить введение можно смазать анус детским кремом, вазелином либо растительным маслом.

Интересное в сети:

Ректально — это куда вставлять, алгоритм непосредственного введения.

Все манипуляции должны выполняться достаточно быстро, чтобы суппозиторий не растаял в руках. Возьмите свечку одной рукой, второй разведите ягодицы. Острым концом введите свечку в прямую кишку, при этом минимальная глубина введения равна длине указательного пальца. Учтите, что суппозиторий должен пройти за мышечный сфинктер, только так он не будет выпадать и доставлять дискомфорт. После введения нужно свести ягодицы и несколько секунд удерживать их в таком положении.

После введения полежите минут 20 – 30, при этом желательно приподнять таз. Воздерживайтесь от дефекации (а при введении суппозитория ректально может возникнуть подобное желание), чтобы всосалось действующее вещество. Свечи иногда могут подтекать. Это объясняется основой, в которую вводится активное вещество. Основой свечи выступает мягкий белый парафин, жидкий парафин, жир, вазелиновое масло и прочие вещества. При воздействии человеческой температуры эти продукты становятся жидкими, они не полностью всасываются, а потому подтекают. Для предотвращения дискомфорта используйте одноразовые прокладки.

Как правильно вводить ректальные свечки детям?


Думаю, вы уже поняли, ректально — это как . Теперь стоит рассказать, как вводить ректальные суппозитории детям. Лучше всего вводить свечку детям во время сна, чтобы они не сопротивлялись процедуры. При этом суппозиторий должен быть комнатной температуры, ставится он после опорожнения кишечника (в противном случае он выйдет с детским калом).

Оптимальное положение малыша – лежа на боку с согнутыми коленями, это исключает болевые ощущения и дискомфорт. Одно рукой разведите спящему ребенку ягодицы, второй вставьте свечку острым концом в прямую кишку. Чтобы она легче прошла, воспользуйтесь детским кремом. Если суппозиторий выйдет через короткое время, то повторите процедуру.

Божием восходит к ветхозаветным временам, когда Сам Господь повелел Моисею зажечь светильник из семи лампад (Исх. 25: 31-37). В век электричества подобный обычай не только не ушёл в прошлое, но прочно укрепился в православной вере . Для чего в церкви ставят свечи современные прихожане? Какое значение имеет огонь перед святыми образами? Инструкция по установке свечей в доме Божием.

Первые века христианства - эпоха жестоких гонений. Верующие собирались для молитвы в катакомбах, и светильники зажигались скорее для освещения помещения. И сейчас существуют монастыри, в которых нет электричества и богослужения проходят при свечах. Одновременно этот свет имеет более глубокое символическое значение:

  • символ нашей свободной жертвы Богу и храму;
  • желание и способность человека к послушанию Богу;
  • стремление и готовность к святости, изменению, работе над своей душой;
  • свет Христов, просвещающий мир;
  • веру, молитву, теплоту и любовь человека к Богу, Царице Небесной, ангелам, святым;
  • защиту от злых сил.

Свет в православном понимании - это Божественное просвещение людей, которые поглощены мраком греха, а также это Сам Христос, чётко говоривший о Себе в Евангелии как о Свете (Ин. 9: 5). Свеча - это святыня, олицетворяющая добровольную жертву Господу, но принять её Творец может только от чистого, верующего сердца, с благоговением и трепетом входящего в дом Божий.

Глубокий смысл горящей свечи олицетворяет собой и третье Лицо Пресвятой Троицы - Духа Святого, как огонь, опаляющий греховные страсти и наклонности человека, но и оживотворяющий, дающий силы, обновляющий естество.

Свеча, зажжённая перед святым образом, - наша молитва, прошение у сил небесных разрешения трудной жизненной ситуации или благодарение Богу и святым за оказанную помощь в повседневных делах. Господь видит сердце человека, поэтому приходить в храм Божий желательно с искренней верой, покаянным настроем, добрыми помыслами, иначе жертва будет напрасной или, ещё хуже, навлечёт гнев Создателя.

Во время богослужений, особенно праздничных, широко используются свечи и лампады, даже при ярком естественном освещении, как символ великой радости и горения души перед Богом. Светильники в руках духовенства знаменуют собой свет апостольской проповеди. Зажжённые свечи священство держит в руках в положенные по уставу моменты богослужений.

Духовная жизнь - дело серьёзное. И даже такое, казалось бы, обычное дело, как установка свечей, требует от верующего человека страха Божия, доброго расположения. Не существует жёстких канонических правил по зажиганию свечей в храме, но сложилась многовековая благочестивая традиция:

Важно! Запомните, самые дорогие свечи, поставленные в храме, никогда не избавят от греха и беззакония.

Поставив свечи в храме, не нужно ждать скорейшего исполнения своих прошений. Господь слышит все наши молитвы, но посылает каждому всё необходимое в своё время. Люди не могут знать, что полезно, а что нет, иногда мы сами того не понимая, просим вредного для нашей души. Поэтому важно доверить Богу свою жизнь и близких, а Он, как любящий отец, подаст всё благопотребное для спасения души и обретения жизни вечной. Верующему человеку нужно положиться на промысел Божий, регулярно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн, жить в согласии с законом Господним и собственной совестью.

Церковная свеча - великое достояние православного христианина. Один только горящий вид её способен вызвать глубочайшие размышления о жизни и смерти, грехе и покаянии, печали и радости. Для чего в церкви ставят свечиверующие люди? Единственно для выражения своей тёплой любви и огромной благодарности Богу, ангелам, святым угодникам Божиим за неусыпное попечение о душах наших.

Инструкция

После покупки ректальные свечи необходимо положить в холодильник, чтобы они не растаяли при комнатной температуре, а их основной компонент сохранил свои лечебные свойства. Кроме этого, застывшую прохладную свечу гораздо удобнее вводить в задний проход – к тому же так она будет таять несколько медленнее. Перед использованием ректальной свечи желательно подержать в пальцах что-нибудь холодной, чтобы она не растеклась в руках.

Чтобы ректальная свеча проскользнула в задний проход максимально легко, желательно смазать ее конец вазелином, детским кремом или растительным маслом, стараясь держать ее при этом за чистую часть, иначе она будет выскальзывать из рук при введении. Лучше всего класть ректальную свечу перед сном, предварительно опорожнив кишечник и проведя все традиционные гигиенические мероприятия. В нижнее белье при этом следует подложить ежедневную прокладку или кусочек ткани, сложенный в несколько раз – некоторые свечи имеют свойство растворяться и подтекать, оставляя на белье и постели пятна.

Перед использованием ректальной свечи необходимо тщательно вымыть руки и вытащить из холодильника саму свечу. Обертку нужно аккуратно разрезать ножницами и вытащить ее содержимое, стараясь не раскрошить его. Затем нужно взять свечу пальцами (можно использовать медицинские перчатки), увлажнить ее или анус вазелином и принять правильное положение – а именно, лечь на любой удобный для процедуры бок, полностью выпрямив нижнюю ногу и согнув верхнюю к животу.

После принятия нужного положения следует приоткрыть одной рукой ректальную область, оттянув в сторону верхнюю ягодицу. Затем нужно медленно ввести свечу в анус, пропихнув ее кончиком пальца за мышечный сфинктер на 2,5-5 сантиметров (у новорожденных и соответственно). После введения свечи ягодицы следует свести и удерживать их в таком положении на протяжении нескольких секунд. На боку нужно лежать еще 5 минут после процедуры, чтобы свеча не вышла наружу. Спустя указанное время можно встать, вымыть руки с мылом и надеть белье с одноразовой подкладкой.

Обратите внимание

При введении свечи в анус нужно максимально расслабиться, чтобы не повредить слизистую оболочку заднего прохода.

Полезный совет

Если требуется всего лишь половина свечи, следует разрезать ее вдоль (не поперек!) на две части с помощью чистого одноразового лезвия бритвы.

Многие лекарственные препараты для снижения температуры, повышения иммунитета, лечения геморроя выпускаются в форме ректальных суппозиториев. Они просты в применении и могут использоваться в разных возрастных группах. Для достижения эффекта необходимо правильно использовать .

Инструкция

При использовании ректальных свечей нередко возникает спазм в и позыв к дефекации, поэтому перед процедурой выполните очистительную клизму или опорожните естественным путем. В противном случае свеча может не успеть раствориться, в результате чего эффект от лекарства будет равен нулю. Исключение составляют слабительные . Перед их использованием не требуются никаких дополнительных манипуляций.

Тщательно вымойте руки с мылом. Процедура должна проводиться в полной чистоте. Заранее приготовьте влажные салфетки или носовой платок, смоченный в воде.

Лягте на бок, прижав колени к животу. Для проведения процедуры эта поза наиболее удобна, так как позволяет свести к минимуму неприятные ощущения.

Извлеките свечу из и протолкните ее пальцем в анальное отверстие на глубину 2-3 см. Проводите процедуру осторожно, не оказывая лишнего давления. Несмотря на то что суппозиторий имеет обтекаемую форму, при неосторожном использовании можно травмировать слизистую оболочку.

Не вставайте с постели около 20 минут, именно столько времени нужно, чтобы суппозиторий под воздействием тепла

(21 голос : 4.62 из 5 )

По благословению Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II

Как возник обычай возжигать свечи и лампады

Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера. Но не в греческих церквях возник этот обычай.

Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами – одно из первых, данных Моисею Господом ().

В ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом (). В храме Иерусалимском одновременно с ежедневной утренней жертвой, совершаемой во дворе храма, в святилище первосвященник безмолвно, благоговейно совершал приготовление светильников для вечернего возжигания, а вечером, после вечерней жертвы – возжигал светильники на всю ночь.

Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. «Ты, Господи, светильник мой», – восклицает царь Давид (). «Слово Твое – светильник ноге моей», – говорит он в другом месте ().

Из храма в дома ветхозаветных верующих перешло употребление светильников при субботних и других праздничных вечерях, особенно же на Пасху. Так как Господь Иисус Христос «в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот и спасение», тоже совершил Пасху, то можно предполагать, что и в горнице Сионской, которая представляет собой первообраз православных храмов, при первом совершении Святейшей Евхаристии, также горели светильники.

Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Об этом прямо сказано в книге Деяний святых апостолов: «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников « ().

В первые века христианства при богослужении всегда возжигали свечи

С одной стороны, в этом была и необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще всего совершали по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но по другой, – и главной причине, освещение имело духовное значение. «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, – говорил учитель Церкви , – но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме «.

В конце второго века в Иерусалимской Церкви Бог сотворил чудо: когда на Пасху в храме не оказалось елея для лампад, то епископ Наркис велел налить в лампады колодезную воду – и они горели всю Пасху, как будто были заправлены самым лучшим маслом. Когда на Христову прекратились гонения. и настал мир, обычай возжигать светильники и свечи остался.

Ни одно богослужение, ни одно священное действие не совершалось, как и теперь не совершается, без светильников.

В ветхозаветные времена пред книгой закона Моисеева горела неугасимая лампада, знаменуя, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни. А так как в новозаветные времена Закон Божий содержится в Евангелии, то в Иерусалимской Церкви приняли за правило перед выносом Евангелия нести горящую свечу, а во время чтения Евангелия зажигать все свечи, знаменуя, что свет Евангельский просвещает всякого человека.

Этот обычай перешел и к другим поместным Церквям. Впоследствии стали ставить свечи и зажигать лампады не только перед Евангелием, но и перед другими священными предметами, перед гробами мучеников, перед иконами святых, в ознаменование своего благоволения к святыне. Иероним в послании против Вигилянция свидетельствует: «во всех Церквах Востока, Когда чтется Евангелие, возжигаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости, дабы под образом чувственного света показать свет оный… Иные же сие творят в честь мучеников «.

«Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники «, – говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский (VII век). Святые отцы VII Вселенского Собора определяют, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечей. Блаженный (XV век) пишет, что «возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире… «

Символическое значение свечей, подсвечников, лампад и света в храме

Свет в православном храме – это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.

Древние византийско-русские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак, сумрак в храме даже в самый яркий день. Но это не тьма, не полное отсутствие света. Это означает земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха и неведения, в котором, однако, светит свет веры, свет Божий: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (). Сумрак в храме является образом того мысленного духовного сумрака, покрова, которым вообще окружены тайны Божий. Небольшие узкие окна древних храмов, символизирующие источники света Божественного, создавали поэтому в храмах такую обстановку, которая в точности соответствовала приведенным словам Евангелия и правильно отображала природу вещей в духовной области жизни.

Внешний свет допускался внутрь храма лишь как образ света невещественного, и в очень ограниченном количестве. Светом в собственном смысле для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божием. Этим определяется и характер внутреннего освещения храма. Оно никогда не назначалось для того, чтобы было светло. Светильники храма всегда имели духовно-символическое значение. Они возжигаются и днем, во время дневных служб, когда света из* окон достаточно для общего освещения. В уставных случаях церковные светильники во время вечерних и ночных богослужений могут возжигаться в очень небольшом количестве, а при чтении шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить все свечи, кроме свечи в середине храма, где стоит чтец, пред иконами Христа, Богоматери и храма в иконостасе. Сумрак в храме становится очень густым. Но полного мрака не бывает никогда: «Свет во тьме светит». Зато при праздничных и воскресных богослужениях по чину возжигаются все светильники, в том числе и верхние – паникадило и поликандила, создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным в Царстве Небесном и содержится уже в духовном значении празднуемого события. Символический характер света в церкви свидетельствуется также устройством и составом горящих свечей и лампад. Воск и елей в древности были приношениями верующих ко храму в качестве добровольных жертв. Литургист XV века, блаженный Симеон, архиепископ Солунский, объясняя символическое значение воска, говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу подобно мягкости и податливости воска. Как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу как бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как превращение воска в огонь, означает обожение, превращение земного человека в новую тварь действием огня и теплоты Божественной любви и благодати.

Елей, как и воск, означает тоже чистоту и искренность человека в его поклонении Богу. Но елей имеет и свои особенные значения. Елей – это масло плодов оливковых деревьев, маслин. Еще в Ветхом Завете Господь повелел Моисею, чтобы в жертву Богу был приносим чистый без осадка елей (). Свидетельствуя чистоту человеческих отношений к Богу, елей является знамением милости Божией к людям: он смягчает раны, оказывает целебное действие, одобряет пищу.

Большое богослужебное и таинственное значение имеют Лампады и свечи. Они горят в алтаре за престолом в особом светильнике (семисвечник), лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре.

В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по нескольку лампад; кроме того, ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе – за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди. Самого Христа, как Света от Света, Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами «Свет Христов просвещает всех». Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях. Во время каждения храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской свечой, которая знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему к людям. Зажженные свечи в руках священников находятся в предусмотренных Уставом случаях богослужения. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами. В центральной части храма из купола книзу ниспускается большой светильник с множеством огней, возжигаемых в положенных случаях, – паникадило или паникандило. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликандилами. Поликандила имеют от семи до двенадцати светильников, паникадила – более двенадцати.

Церковные светильники бывают разные. Подсвечники всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру. Паникадило (многосвечники, в переводе с греческого), ниспускающееся сверху в центральную часть храма, иполикандила, находящиеся в боковых приделах, множеством своих огней означают собственно Небесную как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу, пребывающих неразлучно вкупе в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак – таков смысл висящих паникадил и поликандил.

На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висят одна или несколько лампад, стоят подсвечники с горящими свечами. «Светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества – престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники горящие и светящиеся всему миру своею верою и добродетелями… « (св. прав. ).

«Свечи пред иконами Спасителя означают, что Он Свет истинный, просвещающий всякого человека грядущаго в мир (), и вместе Огнь поядающий или оживотворяющий души, телеса наши; свечи пред иконами Божией Матери означают, что Она Матерь неприступного Света, и вместе пламенную любовь к роду человеческому; что Она в чреве носила огнь Божества и неопалима и вечно носит в Себе вселившийся в Нее огнь Божества; свечи пред иконами святых означают пламенную любовь святых к Богу, ради Которого они пожертвовали всем, что бывает дорого для человека в жизни… означают, что они светильники, нам горящие и светящие своею жизнью, своими добродетелями и наши горячие молитвенники пред Богом, день и ночь о нас молящиеся; горящие свечи означают и наше горячее усердие к ним и жертву сердечную… «

Лампада, висящая перед иконой, символизирует древний огненный столб, который в нощи вывел Израиль.

Свечи, горящие на подсвечнике, поставленные вокруг лампады, напоминают молящемуся о купине, о терновом кусте, который горел, но не сгорал, и в котором Бог явился Моисею. Горящая, но не сгорающая купина особенно прообразовала Матерь Божию.

Свечи, поставленные правильными кругами, обозначают колесницу, восхитившую Илию, а сами круги изображают как бы колеса этой колесницы.

«Огонь горящих… свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного – Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. – Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного» (св. прав. ).

Правило возжигания свечей в храме

Возжигание свечей в храме – это особое действо, тесно связанное с песнопением и священнодействиями служб.

В богослужения будничные, когда почти во всех молитвах выражается одно: покаяние, сокрушение и скорбь о грехах, и освещение бывает самое малое: кое-где теплится одинокая свечка или лампада. В дни праздничные, – как например в воскресные дни, когда воспоминается победа Христа Спасителя над смертью и диаволом, или, например, когда прославляются особенно угодившие Богу люди, – церковь выражает свое торжество большим светом. Тут уже возжигаются поликандила , или как у нас говорят паникадила , что, с греческого языка, значит многосвещники. В величайший из христианских праздников – в светлое Христово Воскресение не только освещается вся церковь, но и все православные стоят с зажженными свечами.

Итак, чем радостнее и торжественнее совершается в Храме Богослужение, тем больше бывает света. Церковный Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать свечей более, и при менее торжественных, или же печальных, постных – менее. Поэтому на повечерии, полунощнице, часах горит меньше светильников, чем на вечерне, утрене, литургии.

Во время чтения шестопсалмия свечи в храме гасятся. Это делается для того, чтобы псалмы, выражающие сознание своего греховного состояния, изображающие множество врагов, ищущих погубить душу и тело, слушались со вниманием и страхом, и, как писали святые Отцы, чтобы каждый, стоя в темноте, мог вздохнуть и прослезиться.

Темнота во время чтения шестопсалмия особенно способствует сосредоточенности и обращению внутрь своей души.

В середине шестопсалмия священник, как бы принимая на себя звание Ходатая и Искупителя всего рода человеческого, выходит на амвон и пред царскими дверьми, как пред затворенным раем, приносит Богу молитву о всех людях, читая тайно молитвы светильничные. Одно из объяснений светильничных молитв указывает, что они называются так потому, что содержат благодарение Богу за ночной свет, даруемый нам в свечах, и моление, чтобы Господь, под видом вещественного света, наставил нас и научил нас ходить в истине. О таком благодарении и молении пишет : «Отцам нашим заблагорассудилось не с молчанием принимать благодать вечернего света, но благодарить, как только он явится «. В пророческом стихе «Бог Господь и явися нам» прославляются два пришествия Христова: первое как бы утреннее, бывшее во плоти и в нищете, и второе во славе, которое произойдет как бы ночью, в конце мира.

Во время провозглашения мирной ектении зажигаются все свечи в храме, знаменуя, что их осияла слава Господня. На литургии, как на самом торжественном Богослужении, во все дни года (то есть будничные и праздничные), зажигается более свечей, чем на других службах. Первую свечу возжигают на том месте, где начинается Богослужение – на жертвеннике. Затем возжигают свечи на престоле. «Горящие свечи на престоле изображают несозданный троический Свет, ибо Господь живет в свете неприступном (), и огнь Божества, попаляющий нечестие и грехи наши» (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Эти свечи возжигает диакон или сам священник. После этого горящие свечи устанавливаются пред иконами Спасителя, Божией Матери, храмовой и святых.

При начале же чтения св. Евангелия, свечи, как и в древние времена, возжигаются во всем храме, в изображение того, что свет Христов просвещает всю землю.

Возжигание свечей в храме – это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя и нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу, или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.

Если хотите поставить свечку – приходите до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты Богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.

Если кто опоздал на службу – пусть дождется окончания Богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.

Свечи и лампады возжигают не только в Храме, но и в домах благочестивых христиан. Преподобный Серафим, великий ходатай пред Богом за живых и усопших, так пояснил великое значение свеч и лампад: «Я имею… много особ, усердствующих ко мне и благотворящих мельничным сиротам моим. Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот, когда я читаю правило свое, той поминаю их сначала единожды. А так как, по множеству имен, я не смогу повторять их на каждом месте правила, где следует, тогда и времени мне не достало бы на совершение моего правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их, говорю: «Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз убогий, сии свещи и кандила (то есть лампады) «. А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое мое усердие, ни на чем Божественном не основанное, то приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшему к нему: «Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в ноши: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть». Так вот… почему святая Церковь Божия прияла в обычай возжигать в святых храмах и в домах верных христиан кандилы, или лампады, пред святыми иконами Господа, Божией Матери, святых ангелов и святых человек. Богу благоугодивших «.

Как мы видим, церковная свеча – священное достояние православия. Она символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью.

Свеча напоминает нам о нашем крещении. Три свечи ставятся на самой) купели, в знамении Св. Троицы, во имя которой бывает крещение. Наши восприемники, произнеся за нас обеты отречения от сатаны и сочетания со Христом, со свечами в руках стояли у этой купели. Свечи, которые они держали в руках, показывали веру в то, что это таинство дает душе крещаемого просвещение, что крещаемый идет от тьмы к свету и становится сыном света, почему и само крещение называется просвещением.

Свеча напоминает нам о нашем бракосочетании. Свечи даются обручающимся и венчающимся. Взожженные свечи в руках сочетающихся браком свидетельствуют о чистоте их жизни. Посредством свечей, зажигаемых новобрачными, как бы сияет чистота брака. Со свечами происходит и таинство соборования. Около лампады или другого сосуда с вином и елеем зажигают семь свечей во образ семи даров Святаго Духа, а все предстоящие держат в руках зажженные свечи в знак своей пламенной молитвы.

Со свечами происходит обряд погребения, и свеча напоминает нам, что и мы будем лежать в гробу, окруженные четырьмя подсвечниками с горящими свечами, символизирующими крест, а наши родные и близкие будут во время панихиды держать в руках горящие свечи, изображая Божественный свет, и которым был просвещен христианин в крещении.

Один вид церковной свечи может вызвать в душе православного человека глубочайшие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о скорби и радости. Много, много говорит церковная свеча и чувству, и уму верующего.

Духовное значение церковной свечи – нашей жертвы Богу

Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.

Горящая свеча – это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь благоволения к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.

К несчастью, это происходит нередко, слишком нередко. Многие, кто ставят свечи «о здравии «, «об упокоении «, об успехе какого-либо дела, не только не любят тех, кому ставят эти свечи, но даже не знают, кому ставят эти свечи.

Принято ставить свечи своему Ангелу, то есть святому, имя которого носят А многие ли знают житие своего святого? А не зная, можно ли его любить?

Некоторые из нас вспоминают о Боге, о Богоматери, о святых лишь зайдя в церковь, и то на несколько минут, и думают, что достаточно поставить перед иконой свечу, и молитва наша исполнится – как будто Богу, Богородице и святым нужны свечи!

Часто живя как неверующие, как язычники, или еще хуже, не зная Закона Божия, мы думаем, что, поставив свечу, выполнили свой долг, сделались чистыми и праведными – точно свеча может умолить и умилостивить за нас Бога!

Бывает и хуже. Некоторые не только не считают грехом обмануть, притеснить, ограбить другого, но еще и радуются, когда это удается сделать. И затем думают, что если в праздник расставили свечи в церкви или засветили лампаду дома перед иконой, то Бог не взыщет с них за ложь, за обман, за обиду людям.

Как страшно заблуждаются эти люди! Без любви к Богу, без любви к ближнему, как самому себе, без исполнения Заповедей Господних – не нужны наши свечи. Никто не требует их от нас. Бог требует, чтобы мы любили Его всем сердцем, чтили всей душой, неуклонно исполняли Его святые заповеди и всей жизнью прославляли Его. Его святым угодникам – угодно, чтобы мы подражатели им были, как и они были подражателями Христу , чтобы мы подобно им были и со всем старанием, со всей заботливостью следовали тем, которые живут по образу угодивших Богу, и не следовали врагам креста Христова, им же кончина погибель, им же Бог чрево, и слава в студе их, еже земная мудрствуют . Если мы живем так, если в душе нашей свет Божий, в сердце – огонь любви к Нему и к угодившим Ему и ревность подражать им, – в таком случае будем ставить свечи и зажигать лампады перед образами их: то и другое, как видимое выражение нашего внутреннего света и огня, будет угодно им.

А если в нашей душе тьма беспроглядная; если наша жизнь – грех и беззаконие, что ж тут наши свечки и лампадки? Ровно ничего! Да еще и хорошо было бы, если бы только – ничего. Нет, они оскорбляют Господа Бога и святых Его и возбуждают не любовь и милость, а гнев и наказание. Ведь представь себе: кто обманом и беззаконием награбил миллионы рублей и думает потом, что десятком свечей он не только закроет все свои беззаконные дела, но еще и милость заслужит от Бога, – что он хочет и надеется сделать? Обмануть Господа Бога, подкупить Его святое правосудие? Да, страшно подумать и сказать, но это так. Иначе, зачем в руках его свечки? Свидетельство ли они того, что он любит Бога? Если бы он любил Бога, так и жил бы по-Божьему; а не живет по Божьим заповедям, значит не любит и не знает Его. Что ж тут свечи? Ложь и обман,- как ложь и обман все его слова; как ложь и обман все его клятвы; как ложь и обман все его действия. Но слова, клятвы и действия относятся к людям; а свечи предлагаются Богу и Его угодникам… И вот чем думают угодить Господу Богу, Который видит каждое наше дело, каждое слово и каждую мысль! И странно, до чего может человек ослепить себя. Какой честный человек примет что-нибудь от вора и грабителя? Не только не примет, но еще сочтет оскорблением, если такой осмелится явиться к нему с чем-либо. А тут из добытого обманом и всяческими неправдами, что тоже воровство и. тот же грабеж, ставят свечи. За кого же они считают Бога? Иль они в самом деле думают, что Богу угодно и приятно то, что оскорбило бы всякого честного человека? Погибельное заблуждение! Тем больше погибельное, что они совершенно успокаиваются на своих свечах и убеждены, что поставив свечи, могут и далее бесстрашно и безнаказанно продолжать делать беззаконие.

Нет, не так. Послушайте, что Господь говорил еще евреям, которые, точно также, провождая нечестивую и беззаконную жизнь, думали, что если приносят какие-нибудь жертвы Богу, то уж за них и чисты перед ним и угодны Ему.

«К чему мне множество жертв ваших? Вы приходите являться пред лице Мое; но кто требует этого от рук ваших, чтобы вы топтали двор мой. Впредь не носите мне пустых даров. Курение ваше отвратительно для Меня. Новомесячия ваши, посты и праздничные собрания ненавидит душа Моя. Они мне бремя, и не стерплю больше беззаконий ваших. Когда прострете ко Мне руки ваши, – Я отвращу от вас очи Мои. И сколько бы ни молились, – не послушаю вас». Вот приговор Самого Господа Бога над всеми жертвами, которые приносятся Ему, – значит над свечами, – когда приносящие их не заботятся о важнейшем – об угождении Ему своею жизнью! Если бы и теперь явился пророк Божий среди нас, то как многим-многим он сказал бы от имени Господа Бога: свечи ваши – мерзость Ми есть; постов и праздников ваших ненавидит душа моя. И кто требовал этого от вас? Измыйтеся прежде от нечестий ваших; отьимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших, научитеся добре творити, взыщите суда (будьте справедливы и честны) и уже потом являйтесь сюда со своими свечами. Иначе, егда прострете руки ваша ко Мне, – отвращу очи Мои от вас; аще умножите моление, – не услышу вас.

Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым поставь перед образом свечку, засвети лампадку дома,- они будут угодны Ему и святым Его. И будь твоя свечка наименьшая из всех свечей в церкви, она будет угоднее Ему толстых свечей тех, о которых сказано выше. Но, повторяем, свечи и лампады, сами по себе, без веры и усердия нашего, ничего не значат; никогда не забывайте этого. Не возлагайте на них никаких надежд: они не спасут вас, если сами не заботитесь и не стараетесь об этом; они не принесут милостей от Бога, если вы не любите Его всей душой. Не забывайте также, что все ваши молитвы, все ваши жертвы Господу Богу будут отвергнуты Им, если вы в своем сердце имеете зло против кого-нибудь или находитесь во вражде с ближними. Вот что сказал Спаситель наш: если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде помирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой . Так и должно быть. Вы приходите в церковь засвидетельствовать Господу Богу свою любовь, свое благоговение; но: можно ли истинно любить Господа Бога, не любя своих близких? Нет. Аще кто речет яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, – ложь есть; ибо любяй, брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего.

По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, – то напрасна и жертва твоя Богу «. И последнее. Свечи надо приобретать только в том Храме, куда вы пришли молиться. Приносить с собой свечи, купленные пусть даже в благочестивом месте, но за стенами Храма, и ставить эти свечи перед иконами – нельзя.

Свеча, приобретенная в Храме, для верующего – предмет почтения, она предназначена служить жертвою Богу, в воню благоухания духовного. Свеча, купленная вами за стенами Храма и затем принесенная в Храм – это не жертва.

________________________________________

Наставление православному христианину о церковной свече.- М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; «Новая книга», 1996 – 32 с.

Загрузка...