crimea-fun.ru

Известный благотворитель нашего города. Благотворительность в россии на примере купцов морозовых

На 1-м Международном кинофестивале имени Саввы Морозова, который проходил в Москве с 20 по 27 сентября 2015 года в рамках цикла мастер-классов с докладом в Рогожском культурном центре выступил председатель Морозовского клуба, к.э.н. Столяров А.С.

На большем протяжении 20-го века понятие «благотворительности» в социалистической России ушло из повседневного лексикона. Поэтому статью о благотворительности не лишне будет начать с энциклопедических определений этого общественного явления.

1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И МЕЦЕНАТСТВА

  • Благотворительность - проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему. (Словарь Брокгауза и Эфрона, 1891 г.)
  • Благотворительность - действия и поступки безвозмездного характера, направленные на общественную пользу или на оказание материальной помощи неимущим. (Толковый словарь русского языка / Сост. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 1983).
  • Благотворительность - оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры и т. д.) (Большой энциклопедический словарь, 2000 г.)

Меценат Гай Цильнис, живший между 74 и 64 г. до н.э., был приближенным римского императора Августа. Он устраивал пиры и угощения для людей искусства, покровительствовал поэтам Вергилию и Горацию и поддерживал их материально.

Покровительство поэтам сделало имя Мецената нарицательным. Сейчас меценатством называется направление благотворительности, связанное с поддержкой культуры, искусства.

2. ИСТОРИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Первыми историческими свидетельствами о благотворительности в Древней Руси принято считать договоры князя Олега (911) и князя Игоря (945) с Византией о выкупе пленных, упоминаемые в «Повести временных лет».

Началом благотворительной деятельности в России можно считать 998 год – год крещения Руси. С принятием христианства в соответствии с одной из его основных заповедей «Возлюби ближнего своего, как самого себя» на Руси заговорили о призрении бедных, что находило свое отражение в раздаче милостыни.

Киевский князь Владимир Святославович Уставом 996г. официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц.

Оказывал щедрую помощь неимущим. На свои пиры созывал народ отовсюду, кормил, поил всех пришедших, заботясь о неспособных к передвижению, приказывал развозить еду на повозках.

Деятельность русских благотворителей и меценатов в XVIII-XIX в.в. предопределялась государственной политикой, философией помощи, существовавшей в русском обществе.

Петром I в 1712 году был обнародован указ «Об учреждении во всех губерниях гошпиталей», Основным источником финансирования всех учреждений при Петре были частные пожертвования: царь для примера сам жертвовал на эти цели до трети своего жалования.

По велению царицы Екатерины II в 1775г. была основана система государственной помощи, включая бедных, нищих и сирот. К концу XIX века в России уже насчитывалось более 1000 благотворительных учреждений и организаций.

Благотворительная деятельность государства создала основу и для частной инициативы благотворительного характера. Постепенно, по примеру царской семьи благотворительность в России стала весьма распространённым явлением среди богатых предприимчивых россиян.

Что касается частной благотворительности, то в России активными благотворителями были не аристократы и интеллигенция, как в Западной Европе. В России XIX века сложилась иная экономическая основа для благотворительности.

Дворяне после реформы 1861 года, сохранив своё богатство в форме недвижимости, не имели крупных денежных средств. Русская интеллигенция , проникнутая идеей милосердия, не могла реализовать её на практике, так как сама нуждалась в материальной помощи.

Поэтому история благотворительности в России тесно связана с предпринимательской деятельностью богатых людей, а именно купечества . Побудительным мотивом российского купечества был инстинкт практической помощи нуждающимся. Благотворительность воспринималась купцами как богоугодное дело. Особую роль сыграла повышенная религиозность купеческого сословия, которая формировала желание обрести благодать в жизни вечной через добродетель в жизни земной. Щедрость российского купечества на благотворительность поражала современников.

3. РАСЦВЕТ РОССИЙСКОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В XIX ВЕКЕ.

Говоря о благотворительности, надо понимать движущие силы этого явления. Мотивацию людей к занятию благотворительностью и меценатством можно определить четырьмя моментами:

1) Религиозный мотив , который проявляется в проявлении человеколюбия к убогим и обездоленным и возведении православных храмов.

На протяжении тысячелетней истории у русского народ формировалось отношение к богатству как следствию греховной жизни. Христос сказал: «Не собирайте себе сокровищ на земле…, но собирайте себе сокровища на небе…, ибо где сокровище ваше там и будет и сердце ваше». И это стало для православных духовной основой для нестяжательства.

Многие российские предприниматели строили храмы, в чём отражалась идея искупления за богатство, которое всегда связано с грехом.

2) Личностный мотив позволяет человеку, занимающемуся благотворительностью утвердить себя как личность.

3) Статусный мотив решает потребности человека продвижения себя в общественной иерархии. (Например, поощрения, награды, звания).

4) Мемориальный мотив подразумевает творение добра для сохранения доброй памяти о себе в поколениях потомков и сограждан.

Необходимо отметить, что в России частная благотворительность всегда являлась компенсацией неэффективной государственной модели. Благотворительность позволяла «штопать те социальные дыры», до которых у государства «не доходили руки». Понимая это, государство всегда поощряло благотворительную деятельность.

В 60-80-е годы XIX века было образовано 70 % благотворительных обществ дореволюционной России, которые помогали развитию российского народа в новых исторических условиях. Так, в 1861-1870 гг. в России было создано 580 благотворительных заведений, в 1871-1880 гг. - 809 и т.д.

С полным основанием можно сказать, что русские купцы и промышленники дали материальную основу для расцвета национальной культуры, который наблюдался в конце 19 – начале 20 века.

Возрождение национальных русских форм в искусстве в то время, когда господствовали западноевропейские понятия о прекрасном, связано с меценатской деятельностью купцов. Строительство церквей в русском стиле, возрождение русской духовной живописи, поощрение мастеров, создававших произведения в национальном духе, в значительной степени осуществлялось на деньги русских предпринимателей. Русское купечество выполняло функции, которые в других странах лежали преимущественно на интеллигенции и образованном слое.

4. КУПЕЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ МОРОЗОВЫХ – ЯРКИЙ ПРИМЕР БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И МЕЦЕНАТСТВА В ИСТОРИИ РОССИИ.

Передовые российские промышленники во второй половине XIX века стали комплексно подходить к организации деятельности своих предприятий. Невиданное до тех пор внимание стало уделяться созданию благоприятных условий жизни фабричных рабочих. Строились каменные казармы для проживания рабочих вместе с их семьями, возводились больницы, школы. Всё это было направлено на значительное улучшение труда и жизни работников промышленных предприятий. Такие разнообразные программы для персонала фабрик и их семей сейчас называют «социальной политикой». Но в то время этот термин не применялся, а сами предприниматели предпочитали называть созданные ими учреждения благотворительными.

С приходом к управлению «Товариществом Никольской мануфактуры» Саввы Тимофеевича Морозова в Орехово-Зуево начались социальные преобразования, которые позволили улучшить условия труда и жизни рабочих. Отношения между рабочими и предпринимателями после Морозовской стачки 1885 года стали перестраиваться. Это позволило на 20 лет сохранить социальное согласие и стабильную работу текстильных фабрик.

По настоянию Саввы Морозова на Никольской мануфактуре в условия труда рабочих были внесены значительные изменения:

  • отменена ночная работа женщин и детей до 12 лет;
  • дневной труд подростков с 12 лет ограничен 8 часами;
  • введена оплата отсутствия на работе беременных работниц до 40 дней и оплачиваемый отпуск после родов 15 дней;
  • для ухода за ребёнком работнице предоставлялись дополнительные часы отдыха в рабочее время;
  • вместо 12-часового рабочего дня введён 10-часовой (правление не согласилось с Саввой Морозовым, который требовал введения 8-часового рабочего дня);
  • введены пенсии по старости кадровым рабочим, проработавшим на фабрике 10 лет.

Другим направлением социальной политики Морозовых стало обеспечение бесплатным жильем своих рабочих и служащих. В начале ХХ в. Никольская мануфактура, которой руководил С.Т.Морозов, располагала 30 казармами, в которых проживало в общей сложности 14 441 человек (данные на 1906 г). При этом подавляющее большинство каморок отводилось для одной семьи (91,1%).

Построенная в Орехово-Зуеве и оборудованная по последнему слову медицинской техники больница (сейчас 1-я городская) была признана лучшей в Европе. Неработающие члены семейств получали здесь врачебную помощь безвозмездно наравне с рабочими. Все больные находились на бесплатном порционном питании. На особом счету находилось родильное отделение, которое получало усиленное питание.

В целях создания условий для здорового образа жизни рабочих и культурного их развития С.Т. Морозов организовал в Орехово-Зуево одно из первых в России общество трезвости, первый непрофессиональный оркестр, а также хор из рабочих и служащих, театральную труппу.

Савва построил в России три общедоступных театра, два из них в Орехово-Зуеве. Летний двухэтажный театр (не сохранился) располагался в парке народных гуляний (сейчас «Парк 1 мая») и пользовался большой популярностью у семей рабочих. В местечке Никольском были организованы две библиотеки: одна общественная, другая – в Никольском училище. Обе библиотеки предоставляли книги для чтения бесплатно.

Вся эта деятельность С.Т.Морозова заслужила высокую оценку современников. Владимирский жандармский полковник Н.И. Воронов в своих очерках писал: «Лучше других обставлена жизнь рабочих на фабриках Саввы Морозова. Рабочие пользуются здоровыми удобными квартирами, помещения устроены образцово, удовлетворяют необходимыми гигиеническими условиями, также и самые фабрики, где рабочие проводят полжизни».

Как меценат и филантроп С.Т.Морозов в полной мере проявил себя в столице России, Москве. Он помогал и отдельным лицам и организациям. Пожертвования были всегда значительными: несколько десятков тысяч рублей на строительство родильного приюта при Староекатерининской больнице, 10 тыс. рублей «на «дело призрения душевнобольных в Москве».

Культурные начинания Савва Морозов поддерживал исходя из своих взглядов. Так на Музей изящных искусств Морозов не пожертвовал ни копейки. Страстно любил театр и часто просил сохранять свои пожертвования в тайне. Так было в начале 90-х гг. 19 века, когда он предоставил средства Московскому частному театру. «Понимаете, - говорил он – коммерция руководствуется собственным катехизисом. И поэтому я буду просить Вас и Ваших товарищей ничего обо мне не говорить».

Всем известна помощь С.Т.Морозова Московскому художественному театру, которому он не только передал в общей сложности около полумиллиона рублей, но был и организатором и душой команды создателей этого театра. Решал многие производственные проблемы, отдавал во время строительства всё своё свободное время и даже жил в строящемся театре.

Широко известна среди современников своей благотворительностью была мать Саввы Морозова – М.Ф. Морозова (урожд. Симонова). Глубокая религиозность в сочетании с огромными финансовыми возможностями позволили Марии Фёдоровне Морозовой в течение десятилетий ежегодно раздавать сотни тысяч рублей на благотворительность. По свидетельству современников, «...в Москве нет ни одного общественно-просветительного или благотворительного учреждения, которое не пользовалось бы от нее крупными пожертвованиями». В своем доме в Трехсвятительском переулке она устроила храм во имя св. апостола Тимофея. Каждую субботу и воскресенье и в праздничные дни там совершались богослужения, на которых неукоснительно присутствовала Мария Федоровна.

Широта и щедрость М.Ф. Морозовой поражала даже известных московских купцов-меценатов. Так, например, после смерти Тимофея Саввича в память его она пожертвовала Рогожскому кладбищу 100 тысяч рублей (на колокольню, архиерейский дом, богадельню, училище, ремонт храма). Еще более значительные суммы М.Ф. Морозова передала на церковно-благотворительные цели по завещанию.

В день похорон Марии Федоровны, согласно ее предсмертной воле и в соответствии с православными обычаями, были сделаны благотворительные раздачи бедным денег и пищи, включая оплаченные обеды в день похорон на тысячу человек в двух московских бесплатных столовых. Деньги (приблизительно в размере дневного заработка) и «харчи на поминовение» получили более 26 тыс. рабочих морозовских фабрик...

Морозовы – миллионеры, меценаты, общественные деятели… Многие из них стали образцами активной благотворительной деятельности в самых разных областях культуры. Алексей Викулович создал Музей фарфора, Иван Абрамович собирал импрессионистов (ныне коллекция Пушкинского музея), Михаил Абрамович спонсировал Греческий зал ГМИИ, был директором Русского музыкального общества; Варвара Алексеевна создала библиотеку читальню им. Тургенева, Сергей Тимофеевич - музей кустарного искусства, Известны также многочисленные «морозовские» больницы и школы построенные в Москве, Орехово-Зуеве, Твери, Богородске.

5. СИТУАЦИЯ С БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЁ УЛУЧШЕНИЯ.

Настоящий современный этап развития благотворительности насчитывает не более 2-х десятков лет. Мы видим, что о восстановлении российской благотворительности в её традиционном для дореволюционной России виде говорить не приходится.

В основе традиционной благотворительности лежали эмоции – влечение сердца, сострадание, сознание греха, страх божьего суда и т.д. Сейчас многое из перечисленного в структуре личности современных людей или вычеркнуто, или значительно изменилось. Религиозный мотив, который ранее доминировал, в настоящее время часто является лишь внешним антуражем других мотивов. Он часто используется в ПР-политике для достижения определённого статуса.

В современной российской благотворительности именно статусный мотив занимает лидирующие позиции. «Благотворительная деятельность» становится обязательным условием прохождения во властные структуры. И здесь есть отличия от действия статусного мотива в дореволюционной России.

Рис. Мотивы занятия благотворительной деятельностью

Ранее благотворительной деятельностью занимался человек, уже достигший определённого социального статуса. Своими действиями он просто укреплял его и стремился реализовать мемориальный мотив. В настоящее время практичный россиянин использует благотворительность как инструмент для занятия статусной позиции и карьерного роста .

К сожалению, российское государство не смогло обеспечить справедливое распределение советского экономического наследия между гражданами страны. Поэтому оно должно создать экономические и политические предпосылки для добровольной мотивации имущих сословий на решение социальных проблем общества. Определённая работа в этом направлении ведётся.

По данным газеты «Государственная дума» около 2/3 коммерческих структур сейчас занимаются корпоративной благотворительностью. В основном это представители малого и среднего бизнеса, которые, по определению, ближе к народу. Но эффективным инструментом сглаживания чудовищного расслоения нашего общества корпоративная благотворительность ещё не стала.

Рис. 2. Формы благотворительности коммерческих предприятий.

Надо отметить, что законодательная база всех уровней власти не достаточно разработана, чтобы учитывать все мотивы участия граждан в благотворительной деятельности и мало поощряет к ней. В идеале надо стремиться к такой модели, при которой от оказания благотворительной помощи выигрывали бы все слои общества.

Рис. 3. Негативные условия для развития благотворительности в современной России

Таким образом, как показывает научное исследование, для эффективного развития благотворительности в стране существует несколько серьезных препятствий. Главные из них:

  1. неблагоприятная для благотворителей и благополучателей система налогообложения;
  2. недоверчивое, часто негативное отношение к благотворительности и ее представителям со стороны российского общества.

Для создания благоприятных условий для развития филантропии в России необходимо:

Совершенствование законодательной и нормативной базы в сфере благотворительности;

Введение благоприятного налогового режима для доноров и получателей благотворительных средств;

Обеспечение гарантий прав собственности и создание условий для развития предпринимательства;

Повышение открытости и прозрачности донорских структур для общества и власти

Формирование культуры благотворительности, этических стандартов, высокого профессионализма и ответственности доноров;

Формирование позитивного отношения к филантропической деятельности и институтам филантропии;

Формирование системы государственного поощрения.

Дата публикации или обновления 01.05.2017


Общественное призрение как проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему стало развиваться в европейских странах в XVI веке. До этого времени помощь бедным считалась обязанностью церкви. Следуя заповедям христианской религии, она щедро раздавала милостыню, побуждая к тому же и свою паству. В России помощь бедным оказывалась путём также церковной благотворительности. Однако церковь не преследовала цель искоренить нищенство и главной задачей считала спасение душ и подготовку верующих к загробной жизни, видя в милостыне средство, обеспечивающее добрым людям вечное блаженство; точно так же на милостыню смотрела и паства.

Русский историк В.О. Ключевский писал: «Древнерусский благотворитель, «христолюбец» менее помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благосостояния, чем о том, чтобы возвысить уровень собственного духовного совершенствования. Нищий был для благотворителя лучший богомолец, молитвенный ходатай, душевный благодетель». Под влиянием подобных воззрений помощь бедным оказывалась в широких размерах, но, вместе с тем, без всякого разбора.

Массовое нищенство и бродяжничество, возникшее в Московии в XVI - XVII вв. как результат войн, голодных лет и внутренних усобиц, побудило правительство подумать об организации государственного призрения бедных.

Впервые об этом заговорил Иван Грозный : на Стоглавом соборе 1551 года он призывал в каждом городе строить богадельни и больницы. Спустя столетие, в царствование Алексея Михайловича , было принято «Соборное уложение» (1649 г.), куда вошли статьи об общественном призрении. Его сын, Фёдор Алексеевич, своим указом предписал «разобрать» в Москве увечных людей от притворных нищих, причём, первых - поместить в «двух шпитальных», а здоровым лентяям - дать работу. На церковном соборе 1681 года царь предложил патриарху и архиереям по примеру Москвы устроить убежище для нищих и в провинциальных городах. К этой же цели стремился и Пётр I , который в 1705 году указал рассылать по Москве подьячих с солдатами и приставами, чтобы ловить бродячих нищих («ленивых прошаков») и наказывать: деньги у них отбирать, милостыни им не подавать, а подающих хватать и подвергать очень высокому штрафу - пять и десять рублей. Благотворители же должны были доставлять свои подаяния в богадельни, приюты для принятия «зазорных детей», существовавшие при церквах.

Более систематической (и успешной) оказалась филантропическая деятельность Екатерины II . Уже в 1763 году она учредила воспитательный дом.

Позднее императрица предписала принять меры к «пристройству безумных» и открытию в каждой из 26 епархий по одной богадельне. Всё предпринятое Екатериной II в начале правления явилось подготовительными шагами для организации в России общественного призрения, основание которому положил высочайший указ 7 ноября 1775 года. Согласно ему, во всех губерниях были учреждены приказы общественного призрения, которым поручалось устройство всевозможного рода благотворительных заведений, а именно: народных школ, сиротских домов, больниц, убежищ для неизлечимых, домов для умалишённых, богаделен, работных и смирительных домов.

Эти приказы функционировали до введения в 1864 году земских учреждений, а во внеземских губерниях - до советского времени. Организованы они были на основе самостоятельности местных благотворительных учреждений, управления представителями местного населения (избранных обществом), обеспечения достаточными денежными средствами. Но именно последнее оказалось проблематичным, поскольку Приказам были отпущены ничтожные средства. Поэтому, кроме государственного финансирования, подведомственные Приказам учреждения разрешалось содержать на штрафные деньги с купцов, мещан, а также на частные пожертвования. Последнее прописывалось особо в 392 статье: «Частным людям, обществам и селениям не возбраняется учреждать от себя благотворительные заведения или к учреждённым уже что-либо прибавлять».

В развитие действовавшего указа Екатерины при её внуке Александре 4 января 1816 года был издан закон «О не принятии от порочных людей пожертвований и не награждении их за оные». Он ограничивал приём пожертвований только от «лиц благонадёжных» и предусматривал проверку личности жертвователя Министерством внутренних дел: какого он поведения, не был ли под судом или следствием.

Однако не только слабая финансовая база, но и плохая организация деятельности этих учреждений привели к тому, что в России призрение бедных продолжало, в большей степени, оставаться сферой частной благотворительности. Её корни уходили в давнее прошлое нашей страны. Перелистывая страницы истории, можно обнаружить яркие образы людей, для которых «делать добро» являлось девизом всей жизни. Например, в XVI веке известно имя Ульяны Осорьиной - вдовы зажиточного нижегородского дворянина. Она прославилась в веках своим «нищелюбием», опекая сирых и убогих, которые обращались к ней за помощью: кормила, обшивала, подавала милостыню.

В голодные годы она раздавала свои запасы, а в случае их нехватки продавала имущество и на вырученные деньги покупала хлеб голодающим. Бездонной кружкой, куда Осорьина прятала свои сбережения, стали для неё бедные, в числе которых оказалась и она в конце жизни. Но она не роптала на судьбу и, как отмечали современники, всегда была весела, оставаясь верной своему личному христианскому призванию служения миру и деятельной христианской любви. Достойным последователем Ульяны Осорьиной в XVII веке стал дворецкий царя Алексея Михайловича Ф.М. Ртищев, который в своей частной жизни главной задачей поставил служение страждущему. На личные средства он выкупал из крымского плена христиан, основал амбулаторный приют, богадельню , первую больницу в Москве для престарелых, слепых и калек.

Перед смертью Ртищев завещал дочери и зятю: «В память по мне будьте добры к моим мужикам, владейте ими льготно, не требуйте от них работ свыше силы и возможности потому, что они нам братья».

Как один из виднейших благотворителей известен Прокопий Акинфиевич Демидов (1710 - 1786 гг.) - представитель династии уральских горнозаводчиков. Получив громадные богатства по семейному разделу (четыре завода, десять тысяч душ крестьян, более десяти сёл и деревень, несколько домов), он в 1771 году передал 200 тыс. рублей на устройство «Родильного института» при Воспитательном доме.

Спустя год П.А. Демидов подарил этому учреждению собственный большой каменный дом на Донской улице, в приходе церкви Ризоположения. На его деньги в Москве были также возведены Коммерческое училище - первое в Европе, первый публичный ботанический сад (Нескучный сад с дворцом), в котором находилось около 2 тыс. сортов редких ботанических растений, собранных дарителем. По данным исследователей, П.А. Демидов за свою жизнь пожертвовал около полутора миллиона рублей на разные благотворительные цели.

Но, пожалуй, самым продуктивным, в плане благотворительности, был XIX век. И в этом немалая заслуга русского купечества, его лучших представителей: Морозовых, Третьяковых, Солдатенковых, Щукиных, Найдёновых, Хлудовых, чьи благие дела общеизвестны. Историк М.П. Погодин в 1856 году в Москве, на торжественном обеде, посвященном героическим защитникам Севастополя, сказал в адрес московских купцов слова, которые можно отнести ко всему российскому купечеству: «Московское купечество служит верно Отечеству своими трудами и приносит на алтарь его беспрерывные жертвы. Но наши купцы не охотники ещё до истории: они не считают своих пожертвований и лишают народную летопись прекрасных страниц. Если бы счесть все их пожертвования за нынешнее только столетие, то они составили бы такую цифру, которой должна бы поклониться Европа».

Столь же щедры на добрые дела были провинциальные купцы. Свою лепту в развитие благосостояния земляков внесло и коломенское купечество, представители его знаменитых фамилий: Кисловых, Шераповых, Шевлягиных, Щукиных, Ротиных, Тулиновых, Тупицыных, Рыжиковых и многих других. Именно о них и пойдёт наше повествование. О тех, кто, не помышляя о наградах, прославлял делами себя и свой край, заслужив тем почётное имя «благотворитель» (от исконно русского - «творящий благо»), слова полузабытого, к сожалению, в современном обществе. Наш сегодняшний интерес к ним - запоздалое признание потомками материальной и нравственной значимости их благих деяний.


С использованием материалов из книги «Коломенские благотворители», Л.Н. Рябкова, Издательский дом «Лига» , Коломна, 2009.

Правильная ссылка на статью:

Кеня И.А. — Женская благотворительность как особый элемент российской благотворительности в XIX - н. XX // Genesis: исторические исследования. - 2014. - № 5. - С. 53 - 77. DOI: 10.7256/2306-420X.2014.5.12462 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=12462

Женская благотворительность как особый элемент российской благотворительности в XIX - н. XX

Другие публикации этого автора

Аннотация.

Предметом исследования являются мотивы, особенности, основные направления женской благотворительной деятельности в России в XIX - н. XX вв. Деятельность женских благотворительных обществ изучена на примере благотворительных обществ императрицы Марии Федоровны и деятельности общества "Дамского призрения бедных" С.С.Щербатовой. Приведены примеры благотворительной деятельности жен губернаторов, купцов, предпринимателей. Рассмотрена благотворительная деятельность графини А.Д.Блудовой и С.В.Паниной. Особое место в статье уделено благотворительной, просветительской и меценатской деятельности княгини М.К.Тенишевой. Использованы методы исследования: сравнительно-исторический, анализа и синтеза, индукции и дедукции. С помощью методов психологии определены мотивы женской и мужской благотворительности. Научная новизна исследования заключается в выявлении ценностных установок и синтезе мотивов женской благотворительности в России в XIX - н. XX вв. Выявлена разница мотивов и проявлений женской и мужской благотворительности. Одним из выводов является представление женской благотворительности как самореализации духовного мира женщины. Этот вывод подтвержден конкретными примерами деятельности известных благотворительниц С.В.Паниной, М.К.Тенишевой и др.


Ключевые слова: благотворительность, мотивы, особенности, благотворительные общества, история, ценностные установки, женская благотворительность, Тенишева, Панина, Вяльцева

10.7256/2306-420X.2014.5.12462


Дата направления в редакцию:

25-06-2014

Дата рецензирования:

26-06-2014

Дата публикации:

06-11-2014

Abstract.

Object of research are motives, features, the main directions of female charity in Russia in XIX - N of the XX centuries. Activity of women"s charitable societies is studied on the example of charitable societies of the empress Maria Fiodorovna and activity of society "Ladies" contempt poor" S. S. Shcherbatova. Examples of charity of wives of governors, merchants, businessmen are given. Charity of the countess A.D.Bludova and S.V.Panina is considered. In article it is featured charitable, educational and philanthropic activity of the princess M.K.Tenisheva. Research methods are used: comparative-historical, analysis and synthesis, induction and deduction. Motives of female and man"s charity are defined by methods of psychology. Scientific novelty of research consists in identification of valuable installations and synthesis of motives of female charity in Russia in XIX - N of the XX centuries. The difference of motives and manifestations of female and man"s charity is revealed. One of conclusions is representation of female charity as self-realization of an inner world of the woman. This conclusion is confirmed with concrete examples of activity of famous philanthropists of S.V.Panina, M. K. Tenisheva, etc.

Мотивы, особенности, направления женской благотворительной деятельности

Благотворительность - состоявшееся явление в жизни российского общества, особого расцвета она достигла во второй половине XIX в., когда беспрецедентная поддержка российским предпринимательством деятелей искусства и науки стала нравственным украшением истории культуры дореволюционной России. Одной из особенностей в развитии благотворительности этого периода является тот факт, что благотворительность становится одной из немногих разрешенных государством сфер проявления общественной активности граждан. Личное участие в деятельности благотворительных организаций и пожертвование крупных сумм на больницы, школы и богадельни способствовало повышению социального статуса предпринимателей, к тому же социально-экономические условия развития страны располагали к активной предпринимательской деятельности.

Благотворительность - этическая и социальная норма. Каноны мировых религий включают ее в число основных заповедей. Поэтому одним из мотивов пожертвований является их обусловленность христианскими побуждениями. Среди мотивов благотворительной деятельности оказались и особенности российского менталитета: милосердие, сострадание, помощь ближнему.

Женская благотворительность одна из мало изученных проблем в российской истории. Еще С.М.Соловьев выделял такие типичные черты русской женщины как трудолюбие, послушание, религиозность и милосердие. О женском милосердии говорили Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, В.В.Розанов. Мужская благотворительность рационально обоснована, ее базовые мотивы - гражданский долг, необходимость социальных изменений. Женская благотворительность более эмоциональна, а ее основным базовым мотивом является милосердие.

Женская благотворительность в России отличалась вариативностью, многоаспектностью и разноплановостью. На ценностные установки женщин влияли экономические и социальные обстоятельства. Для женщин долгое время был ограничен доступ к профессиональной реализации, поэтому их активность находила выход в социальной сфере. Наибольшую благотворительную активность проявляли представительницы элитарных групп и слоев российского общества. Благотворительность женщин данной социальной группы обуславливалась синтезом духовных, рациональных, религиозных, социально-статусных мотивов. Исследователи женского участия в благотворительной деятельности отмечали, что церковь всегда поощряла людей, подающих милостыню, но для глубоко набожных и благочестивых женщин подача милостыни считалась недостаточной. В любом российском регионе мы найдем примеры, когда женщины на свои средства строили церкви. Так Д.И.Голенищева-Кутузова строит Никольскую церковь в Матюшкине Псковской губернии, помещица В.Н. Безобразова строит церковь Преображения в селе Творишичи Брянского уезда Орловской губернии.

В мотивах благотворительной деятельности у российских женщин доминировали духовно-нравственные ценности, желание не просто жертвовать имея на это возможность, но и заниматься просвещением народа, а материальная поддержка нуждающихся строилась, прежде всего, на мотивах сострадания. Участие женщин в благотворительности, если они не принадлежали к высшему слою общества измерялось не тем, сколько они пожертвовали на благотворительность, а тем, сколько времени они потратили на заботу об обездоленных. Следует отметить тот факт, что женская благотворительность в своей основе была гуманной и представляла собой самореализацию богатого духовного мира женщины.

Можно выделить два основных направления женской благотворительной деятельности: общественная, осуществляемая через женские благотворительные организации и частная (индивидуальная).

Женские благотворительные общества

Женские благотворительные общества учитывали интересы и потребности женского населения России. Их деятельность была разноплановой, но в основном это была социально-реабилитационная помощь нуждающимся слоям населения (пособия, бесплатное питание, уход за больными) и нравственно-просветительская деятельность, связанная с распространением среди женщин полезных знаний. Женские благотворительные общества подвергались строгой правовой регламентации.

Яркий пример женской общественной благотворительности представляет благотворительное общество императрицы Марии Федоровны. Деятельность которого начавшись с попечения о воспитательных домах и институтах благородных девиц, распространилась на нуждающихся всех видов: детей, стариков, калек. Помощь осуществлялась предоставлением пропитания, проживания, обучения или денежного пособия. Помощь детям становится приоритетным направлением этого общества. К 1901 г. общее число всех детских приютов, принадлежавших ведомству Марии Федоровны, составило 428, из них в Москве и Петербурге 219. Помимо воспитательных домов и детских приютов, Мария Федоровна много внимания уделяла развитию женского образования, особенно специальным средним учебных заведений для девушек из небогатых семей. Эти заведения должны были давать одновременно общее и профессиональное образование. Такие учреждения получили название Мариинские училища и к концу XIX в. их в Российской империи было более 70. Мария Федоровна сама подавала пример подданным, жертвуя в пользу ряда учреждений из собственных средств, оплачивала обучение учениц, лишившихся отцов, поддерживала материально вдов. Главную цель в своей благотворительной деятельности видела в следовании христианской заповеди - помочь ближнему, оказавшемуся в тяжелых жизненных условиях.

Мария Федоровна учредила целый ряд стипендий. Стипендия на содержание учениц в школе для бедных девочек в Павловске, для беднейших выпускников Императорской Академии художеств. Благодаря денежной помощи императрицы 102 человека смогли обучаться в таких престижных заведениях как: Царскосельское женское училище духовного ведомства, Александровский лицей, Училище правоведения, Гатчинский сиротский институт, гимназии и начальные училища в Петербурге и Москве. Как меценат, она поддерживала науку и культуру: выделяла пособия нуждающимся ученым, литераторам и публицистам. Ежегодная помощь оказывалась общинам сестер милосердия, больницам, лечебницам, родильным приютам.

В годы Первой мировой войны Марии Федоровны стала вдохновителем организации общественной помощи. На средства ее благотворительного общества содержались одиннадцать военно-санитарных заведений: госпитали, лазареты, санаторий, лечебница. Высокая нравственная репутация императрицы объединила вокруг ее личности активистов российской благотворительности. Многие филантропические учреждения стремились попасть под ее патронат. Мария Федоровна никогда не отказывала тем, кто нуждался в милосердии: к 1916 г. под ее покровительством состояли 134 благотворительных общества и заведения по всей России. Мария Федоровна, занимаясь благотворительностью как общественной, так и частной, внесла огромный вклад в дело гуманизации общественной жизни в России. Благодаря ее неутомимой энергии сфера благотворительности в Российской империи в пореформенный период достигла расцвета и стала выражением гражданского самосознания.

Еще одно из старейших женских благотворительных обществ - «Дамское призрение бедных» было создано в Москве. У его истоков стояла известная московская благотворительница София Степановна Щербатова. Цель этого общества она видела в том, чтобы «открывать людей, которые поистине нуждаются в помощи, стесняются просить подаяние, и оказывать им по возможности такой помощи, которые приносили бы им существенную пользу». Собрав вокруг себя многих дам московского общества, С. С. Щербатова развернула активную деятельность. В ведении общества находились Мариинское училище для девушек, школ, приютов, богаделен, два приюта - для неизлечимо больных и для слепых детей, больницы, ясли и Александровский дом престарелых классных дам. Конец XIX века стал временем бурного развития женской инициативы во всех сферах жизни, в том числе и на ниве благотворительности. К началу XX века только в Москве и Санкт-Петербурге насчитывалось более 40 женских благотворительных организаций.

Благотворительность по статусу и состоянию души

Частная женская благотворительность проявлялось в деятельности представительниц высокопоставленных групп и слоев российского общества, это, прежде всего, благотворительность жен губернаторов, князей, графов, купеческих и предпринимательских жен.

Жена московского генерал-губернатора Голицына, - Татьяна Васильевна завоевала народную любовь своей благотворительной деятельностью. Сначала Голицына загорелась идеей женского образования. Системы общеобразовательных школ еще не существовало, а Смольный институт был рассчитан на очень небольшое число воспитанниц. По ее инициативе в 1825 году в Москве появляется Дом трудолюбия, который был преобразован в Елизаветинский институт благородных девиц. Позднее Татьяна Васильевна Голицына основывает Благотворительное общество, которое занимается устройством школ рукоделия для девочек по всей Москве. Княгиня считала, что каждая девочка должна не только обеспечивать своим мастерством собственную семью, но и иметь гарантированный приработок. Та же мысль побуждает Голицыну организовать в своем родовом имении Большие Вяземы кустарный промысел плетения корзин ракитника

Супруга купца Т.С.Морозова Марья Федоровна пожертвовала г. Москве более 150 тысяч рублей. В перечне ее пожертвований, такие общественные учреждения как: МГУ, Строгановское училище, Общество поощрения трудолюбия, Иверская община сестер милосердия, богадельни. Она единственная среди российских купчих была награждена Мариинским знаком отличия за 25 лет беспорочной службы в благотворительных заведениях.

Жена крупнейшего текстильного фабриканта И.А.Лямина Елизавета Семеновна в память о своем супруге сделала несколько больших пожертвований: 1895 г - украсила южный придел храма Николая в Пыжах, пожертвовала 600 тысяч рублей на создание приюта для неизлечимо больных им. митрополита Сергия.

Еще одной известной благотворительницей была певица Анастасия Дмитриевна Вяльцева. Родилась она в 1871 г. в слободе Алтухово Орловской губернии. Став известной певицей, она ступила стезю благотворительницы, когда началась русско-японская война часть денег от своих выступлений она отдает в пользу раненых. Узнав, что царское правительство отказало в помощи лейтенанту Седову, организовавшему экспедицию к Северному полюсу, Вяльцева вместе с Шаляпиным и Собиновым организовала ряд благотворительных концертов в пользу экспедиции и способствовала началу всероссийского сбора пожертвований для этой цели. Не забывала она и о своей малой Родине, в Алтухово на свои средства Анастасия Дмитриевна оборудовала приют для рожениц. В Виленской губернии восстановила две сгоревшие деревни. В Петербургском университете несколько талантливых студентов учились на ее средства. В 1907 г. Всероссийское братское общество избрало ее своим почетным членом, Вяльцева активно участвовала в его работе, жертвовала средства для пострадавших. В своем завещании она жертвовала Петербургу два собственных дома с обстановкой на набережной реки Карповки д. 22 и 24, с прилегающими земельными наделами. Просила в одном организовать женскую больницу для малоимущих а в другом - приют для детей, которых оставили родители. Населению Петербурга Вяльцева завещала 567 636 тыс. рублей. Особенностью феномена благотворительности Вяльцевой было ее простое происхождение, отсутствие богатого мужа и необходимость самой зарабатывать на жизнь и щедро делиться заработанным.

Графини благотворительницы

Графиня Антонина Дмитриевна Блудова (1812-1891 гг.) вошла в историю российской благотворительности как создательница общества взаимопомощи Кирилло-Мефодиевского братства в Остроге. На строительство церкви святых Кирилла и Мефодия большие пожертвования кроме нее внесли императрица Мария Александровна, графиня А.Г.Шереметева и княгиня Д.А.Голицына. При братстве была открыта начальная школа и женское высшее училище. Главная цель училища - научить быть человеком, следуя христианским заповедям. При братстве была небольшая библиотека, а вскоре еще и открылся крестьянский пансион для мальчиков, лечебница и странноприимный дом. На протяжении 10 лет все школы братства содержались на личные деньги графини Блудовой. Примеры её единомышленниц - Н.Д. Протасовой, Н.Б. Шаховской, М.С. Сабининой, П.А. Соболевой, М.М. Киселёвой, А.Ф. Аксаковой (Тютчевой) - показывают нам впечатляющую картину женской благотворительности России XIX столетия. Каждый из этих примеров достоин нашей благодарной памяти.

Другой яркий пример женской благотворительности графиня - Софья Владимировна Панина (1871-1957 гг.), внучка С.И.Мальцова. Усвоенные с раннего детства от матери Анастасии Сергеевны демократические убеждения, составляли основные жизненные принципы этой замечательной русской женщины. Войдя в среду, где смысл жизни искали в идеалах служения народу, Софья воспитывалась в самой что ни есть спартанской обстановке и с детства была приучена бегать "по мужицким избам берегов Волги". В 1890 г. по настоянию бабушки единственная наследница несметного состояния, молодая графиня выходит замуж. По этому случаю, бабушка невесты решила преподнести ей подарок и уговорила родственников мужа продать имение Гаспра в Крыму. После недолгого замужества и развода, не имея ни детей, ни иных прямых наследников, Софья Владимировна значительную долю своих капиталов отдает на благотворительные учреждения.

Получив прекрасное образование в привилегированном Екатерининском институте, графиня Софья в девятнадцать лет познакомилась с Александрой Пошехоновой, школьной учительницей из рабочего района, пришедшей просить ее о бесплатной столовой для нуждающихся учеников. В 1890 г. вместе с учительницей А.В.Пошехоновой в Александро-Невском районе Санкт-Петербурга на свои средства Софья Владимировна организовала столовую и библиотеку, затем детский сад для малышей. Позднее появились ремесленные и рукодельные классы для подростков, общеобразовательные для их родителей.

4 апреля 1903 года состоялось торжественное открытие Лиговского Народного Дома графини С.В.Паниной, ставшего известным на всю Россию. В нем были мастерские для мальчиков, читальня, библиотека, зоологический музей, ресторан, театр с превосходной труппой, гастролировавшей в летнее время с большим успехом по всей России. В актовом зале проводились научно-популярные лекции, был создан первый в стране подвижной музей учебных пособий, первая в стране общественная обсерватория. Вслед за Лиговским народным домом Панина открывает народные дома в г. Валуйки Воронежской губернии с ботанической станцией и в с. Марьино Московской губернии. Софья Владимировна оказывает поддержку многим высшим и специальным учебным заведениям, особенно женским и учреждает множество стипендий. Главное направление в ее деятельности - принести пользу народу, нести просвещение в народ. В 1901 году, городская Дума официально засвидетельствовала графине глубокую признательность «за труды и пожертвования на пользу народного образования в Петербурге».

В 1912 году Народный дом графини Паниной стал методическим центром для всех подобных домов России, а их к тому времени было 316. В 1914 году, с началом войны, большую часть Народного дома на улице Тамбовской занимает лазарет, тут же происходит распределение помощи семьям мобилизованных. В 1917 году начинается ее политическая карьера: Софья Владимировна избирается в число гласных Петроградской думы, в мае становится товарищем министра государственного призрения, а в августе - товарищем министра народного просвещения, на этом посту и застала ее Октябрьская революция. Вынужденная эмигрировать из России, находясь вдали от Родины она продолжает заниматься благотворительной деятельностью.

Мария Тенишева: благотворительница, просветительница и меценат

Особое имя в женскую благотворительность вписала Мария Клавдиевна Тенишева, деятельность которой охватывала Россию, Италию, Францию, Смоленский и Брянский края, Москву и Петербург. Круг ее деятельности с течением времени расширялся, включая в себя просвещение, искусство и искусствоведение, науку, продвижение российской культуры за границей. Как меценат она не только вкладывала свои материальные средства в поддержку творческой элиты России, создание и развитие социокультурных учреждений и музеев, одновременно она занималась пропагандой русского искусства и культуры за рубежом, вкладывая в этот процесс свои духовные силы. Широта души, желание принести пользу своему Отечеству, продемонстрировать Европе лучшие достижения российской культуры, вот, что двигало Марией Тенишевой в ее устремлениях.

В ее благотворительности не было ничего показного, рассчитанного на внешние эффекты, все шло от сердца. Щедрость и жертвенность - ее главные жизненные постулаты. «Русскими Афинами» назовут современники Талашкино, имение князей Тенишевых под Смоленском, а саму княгиню Марию Клавдиевну — «Периклом русских крестьян», ведь строила она свои «Афины» для простых людей. Судьба не дарила ей легких путей, ей много раз приходилось начинать все сначала, что стоило ей многих душевных и физических сил, но она никогда не предавала своих идеалов, в них ее вера была безгранична, ибо основана на знании сердца.

Благотворительная деятельность Марии Клавдиевны началась на Смоленской земле, задолго до того, как она стала княгиней Тенишевой. Марию Николаеву смоленское общество знало как оперную певицу, обладательницу прекрасного голоса, благотворительные концерты которой пользовались большим успехом. «Директор Смоленского отделения Императорского русского музыкального общества господин Кротков и певица госпожа Николаева отправляются на днях в Париж, где предполагают дать концерт в пользу фонда школы имени М. И. Глинки», - писал журнал «Баян» в 1888 году.

После второго замужества Тенишева с 1892 по 1896 гг. прожила в Бежице, где находились заводы ее мужа князя Вячеслава Николаевича Тенишева. Бежица стала для нее поистине «местом боевого крещения». Ее поразило тяжелое положение рабочих, их беспросветная нужда, полное бесправие, темнота и безграмотность. Она стремится улучшить их жизнь, организовала народную столовую с обедами за умеренную плату, хлопотала о выделении для рабочих во временное пользование пустующих земель, учредила благотворительное общество для оказания помощи сиротам и вдовам.

Тенишеву интересовала и проблема досуга рабочих, она организовывает в Бежице театр, открывает Дом общественного собрания с театральным и читальным залом, комнатами для кружковой работы. В парке были оборудованы площадки для тенниса, эстрада для концертов.

Вспоминая о годах, проведенных в Бежице, в книге «Впечатления моей жизни» Тенишева называла ее местом своего крещения, где ей «удалось стяжать славу, развернуться, выполнить все заветные мечты».

Тенишева живо отзывалась на все события, происходившие в России. В 1904 году во время русско-японской войны Тенишева и ее подруга Святополк-Четвертинская открыли в Талашкино первый лазарет. Во время Первой мировой войны лазарет был открыт уже в Смоленске, по оснащению и уровню медицинского обслуживания он не имел себе равных в городе. Мария Клавдиевна сама заведовала лазаретом, на свои средства оборудовала его всем необходимым вплоть до рентгеновского аппарата.

20 ноября 1914 года лазарет посетил Император Николай II. Тенишева писала: «Оставшись им (лазаретом) очень доволен, он (Император) благодарил меня, милостиво обласкал и наградил медалями моих раненых». Это только большие дела, а сколько было «малых»: пожертвований учебным заведениям, музеям и издательствам. Да просто участие в каждой конкретной судьбе: от крестьянского сироты до художника и ученого.

Высоко оценили деятельность Тенишевой ее соратники. Рерих писал: «Оглядываюсь с чувством радости на деятельность Марии Клавдиевны. Вспомним все школы, мастерские, заботы о просвещении, воодушевляющие спектакли, сказочные малютинские теремки, выставки, и в России, и за границей… Большой человек - настоящая Марфа Посадница. И теперь я вижу признательную память народа около имени Марии Клавдиевны. Много легенд сложится на Тенишевской улице, и имя княгини Тенишевой запечатлеется среди имен истинных созидателей».

Поражают масштабы общественной деятельности М. К. Тенишевой, в которой ведущим началом было просветительство: ею было создано ремесленное училище в Бежице, носившее имя своей основательницы; открыто несколько начальных народных школ в Петербурге и Смоленске, совместно с Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей; и, наконец, здесь, в Талашкино создан центр русского народного искусства и народных промыслов, о чем образно писал Н. К. Рерих: «В Кривичах Смоленских на великом пути в Греки этот родник. Там многое своеобычно. Дело широко открыто всему одаренному, всем хорошим поискам».

В 1911 году Смоленск стал обладателем уникального музея «Русская старина», созданного на средства княгини Тенишевой и насчитывающего почти 12000 единиц хранения. Первый в России общедоступный музея русского народного искусства обладал чрезвычайно ценной коллекцией предметов, отражающих историю, культуру, быт и искусство русского народа. Стоимость коллекции музея согласно официальным документам составляла 3 000 000 рублей. На базе музея был открыт филиал Московского археологического института. Тенишева финансировала институт, собирала книги для библиотеки, учредила стипендии. На торжествах по поводу передачи княгиней Тенишевой музея «Русская старина» в дар Московскому археологическому институту его директор Александр Иванович Успенский закончил свою речь словами: «Если музей есть гордость Смоленска, то женщина, проявившая такую любовь к просвещению, - есть гордость всей России». В благодарственном адресе от имени Смоленской Думы выражена признательность за великодушный дар, признание факта как великого события в истории города Смоленска и характеристика дарительницы как «воплощения русской женщины в самом лучшем значении слова, интеллигентной работницы, отдавшей свою несокрушимую энергию, любовь и знание отечественной старины на пользу дорогой родины...». 18 августа 1911 г. по повелению императора Николая II Тенишевой было присвоено звание Почетной гражданина г. Смоленска «за пожертвование Московскому археологическому институту музея древностей, с тем, чтобы музей оставался на вечные времена в г. Смоленске.». А улица на которой он находился получила название Тенишевской. 28 сентября 1911 г. в Петербурге нотариусом был заверен акт передачи музея Смоленску.

Важной областью ее благотворительной деятельности была деятельность в сфере народного образования. Еще в 1887 г. она предприняла первую попытку создания школы в Смоленской губернии, в Талашкино, совместно со своей подругой Е. К. Святополк-Четвертинской.

В Бежице в 1892 г. Тенишева открыла при заводе ремесленное училище на 60 человек в здании бывшего детского сада. В короткие сроки было куплено необходимое оборудование, открыты вечерние классы черчения. Для престижа учебного заведения были приглашены лучшие преподаватели из Смоленска. М. К. Тенишева выхлопотала в Петербурге в акционерном обществе завода 100 тысяч рублей на материальные нужды училища, а князь В.Н. Тенишев выделил 200 тысяч рублей для строительства здания. Новое двухэтажное здание было построено в короткий срок; машины и станки выписывались из Англии и Америки; электричество, водопровод - все было по последнему слову техники. Князь В.Н. Тенишев всячески поддерживал данное начинание, так как идея жены вполне отвечала его устремлению видеть рабочего более грамотного, приобщенного к технике, а это способствовало росту производительности труда на заводе. После того, как было построено новое двухэтажное здание училища, на первый курс уже было принято не 60, а 200 учащихся. Княгиня М.К. Тенишева с директором школы А.М. Смирновым разработали программу и устав училища, которое потом было преобразовано в школу ремесленных учеников с 3-х летним курсом обучения. По настоянию родителей и учеников училище стало носить имя М. К. Тенишевой. После окончания школы ученики поступали на Брянский завод.

Впоследствии она вспоминала: «главное, что удовлетворяло мое самолюбие, - это сознание того, что, придя туда последнею, после двадцатилетнего существования завода, мне удалось создать то, что уже давно должно было сделать». Появились индивидуальности, личный вкус, заговорили человеческие потребности в уютной, чистой обстановке. В этом проявились истинные пружины меценатства Марии Клавдиевны: сделать максимум возможного именно для того, чтобы «заговорили человеческие потребности». Просветительская и общественная деятельность приносила огромное удовлетворение самой Тенишевой.

В мае 1896 года учебное заведение отпраздновало первый выпуск. В этом же году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде «детище» Тенишевой ремесленная школа в Бежице удостоена высочайшей благодарности императора Николая II. Высокие знания выпускников Бежицкой школы ремесленных учеников были оценены быстро. Из разных уголков Российской империи посыпались заявки на знающих своё дело мастеров.

Деятельность княгини М. К. Тенишевой в создании школы ремесленных учеников сыграла важную роль в становлении низшего технического образования в Бежице. Поставив перед собой задачу по подготовке специалистов - практиков, на которых возлагалась задача повышения эффективности различных отраслей производства, М. К. Тенишева заложила основы профессионально-технического обучения рабочих, что является ярким примером богатого опыта подготовки молодых кадров дореволюционной России. Кроме ремесленной школы М.К. Тенишева оставила шесть благоустроенных школьных зданий, в которых обучалось тысяча двести ребят. Таким образом, заметная часть детского населения поселка получала образование. Все школы создавались и содержались на капиталы Тенишевых, а Мария Клавдиевна являлась их попечительницей. В селе Хотылево, где она часто бывала в своем имении, она также создала школу для сельских детей.

Фамилия и княжеский титул, состояние, которое ей принес брак с Тенишевым расширили возможности приложения сил и знаний. Оттолкнувшись от опыта, полученного при создании ремесленного училища в Бежице, Тенишева приступила к формированию собственной педагогической системы.

Талашкинская сельскохозяйственная школа под Смоленском реализовывала план М.К. Тенишевой по организации разумного образовательного процесса. В школу принимались ученики всех сословий, дети-сироты и бесприютные принимались на полное обеспечение княгини. Здесь не просто получали знания, все было направлено на облагораживание души маленького человека, развитие в нем скрытых дарований и талантов.

В учебных целях были устроены опытное поле, лаборатория, метеорологическая станция, сад с огородом и образцовая пасека. Таким образом, в образовательных учреждениях изучались технологии, которые могли пригодиться ученикам в будущем.

В 1894 году Тенишевы покупают соседний с Талашкиным хутор Фленово и переводят сюда школу из Талашкина, которая предназначалось в первую очередь для сиротских и крестьянских детей. Программа школы целиком отражала уклад крестьянской жизни, помимо общей грамотности, дети получали образование по сельскохозяйственным наукам и ремесленным дисциплинам. Школа стала своеобразным экспериментом, моделью государственного устройства страны с колоссальными земельными ресурсами. Одновременно школа стала культурным центром для всех местных крестьян и с точки зрения сельскохозяйственных знаний, и с позиции устройства быта. Творческое развитие детей осуществлялось и через участие в театральной деятельности. Организатором театра и режиссером многих спектаклей стала сама княгиня.

Уникальным проектом Марии Клавдиевны стали учебные художественные мастерские в Талашкине: столярная, резьбы и росписи по дереву, чеканки по металлу, керамическая, окраски тканей и вышивания, в которых возрождались русские ремесла. Все эти традиционные народные ремесла входили в программу школьного обучения. В мастерских ученики работали рядом с С. Малютиным, И. Барщевским, Н. Рерихом. Ученики выполняли изделия по эскизам художников, многие вещи были разработаны самой Марией Клавдиевной. Изготовленные в мастерских изделия выставлялись на различных выставках.

Тенишевские школы решали задачу сохранения и продолжения национальных традиций в земледелии, народном искусстве при воспитании в учениках «национального духовного характера». Спасение России Мария Тенишева видела в сохранении целостности русской деревни как ядра национального уклада, православного миропонимания и духовного здоровья. Она не мыслила народной культуры без православных традиций, именно поэтому тенишевские школы становились живым и притягательным центром.

Педагогическую деятельность М.К.Тенишевой разделял с ней ее муж Вячеслав Николаевич. Вместе им удалось создать стройную педагогическую систему, которая была воплощена в программах самых различных учебных заведений, открытых в Петербурге, Брянске, Смоленске. Анализ сохранившихся архивных документов от Устава и расписания уроков до бухгалтерских и педагогических отчётов, даёт возможность выделить четыре основных принципа педагогической системы князей Тенишевых: жизнь человека богатой и счастливой может сделать только хорошее образование; индивидуальный характер образования проявляется в учете личных способностей и интересов ученика, выявлении его природного таланта; любое знание должно носить прикладной характер; образование должно быть доступно любому человеку, желающему учиться.Учебные заведения, устроенные ими, являлись передовыми для своего времени.

Мария Клавдиевна создает художественную студию для подготовки будущих студентов к поступлению в Академию художеств и отдает под студию свою мастерскую в доме на Английской набережной в Петербурге. Обучение в студии было бесплатным, покупалось все необходимое для занятий, устраивались бесплатные чаи, приобретались студенческие работы. Среди учеников тенишевской студии были И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, З.Е. Серебрякова, Е.В. Честняков и многие другие прославившиеся в будущем художники.

Образовательные проекты М.К. Тенишевой остаются примером реализации педагогических идей на практике и для современной России. Основа просветительской и меценатской деятельности Тенишевой «природный талант, блестящие организаторские способности, огромное желание внести лепту в просвещение своего народа и капиталы мужа.»

Благотворительность князей Тенишевых приносила фамилии известность, почетное положение в обществе и, можно сказать, европейское признание. Чета Тенишевых занималась благотворительностью по разным направлениям, имея разную программу, разные методы и принципы. Усилия Марии Клавдиевны в чем-то можно сопоставить с деятельностью С. И. Мамонтова, С. П. Дягилева: она осуществлялась в определенных, уже выработанных и опробованных культурой рамках. Тенишева отдавала свои силы коллекционированию, образованию и просвещению народа, поддержке начинающих художников, финансировала археологические изыскания и журнал «Мир искусства». Творческие силы и духовные запросы княгини реализовались в особом подходе к общественной и благотворительной деятельности, умении придать традиционным вещам новый оригинальный оттенок, довести развитие проблем до какой-то новой точки, открывающей в жизни уже другие перспективы и более высокие духовные цели. Энергия князя была направлена на практические, реальные задачи, связанные с воспитанием молодого поколения, сумевшего достойно применить свои знания в практической деятельности.

Пережив горечь разочарований и утрат, Тенишева напишет: «Я сказала себе, что храмы, музеи, памятники строятся не для современников, которые большей частью их не понимают. Они строятся для будущих поколений, для их развития и пользы». Устремленность в будущее, умение опередить свое время - характерная черта Марии Клавдиевны Тенишевой, оставившей нам в наследство коллекции и музеи, которыми мы восхищаемся до сих пор.

Яркие и социально активные женщины, занимавшиеся благотворительностью по зову сердца и велению души - неотъемлемая, но к сожалению почти неизвестная часть нашего исторического и культурного наследия. Историческая справедливость требует восстановить имена русских женщин - общественных деятельниц на ниве меценатства, благотворительности и просвещения как достойного примера для нынешних поколений. Нравственный завет М.К.Тенишевой для потомков «Придите и владейте, мудрые! И созидайте на благо России!» - очень актуален в наши дни.

Библиография

.

Соловьев С.М. Сочинения в 18 кн. – М., 1988,-Кн. 2 т. 3 с. 605

.

Ульянова Г.Н. Благотворительность в Российской империи. XIX – начало XX века. М., 2005. С.210.

.

Ульянова Г.Н. Императрица Мария Федоровна в российской благотворительности: материнское попечение о страждущих // Императрица Мария Федоровна. Жизнь и судьба. СПб., 2006. С.104.

.

ЦГИАМ Ф. 357 Оп. 1 Д. 11 Л. 175-176

.

Предпринимательство и городская культура в России 1861-1914 гг. М., 2002 с. 92

.

Жинжикова И.Н., Кеня И.А. Сергей Мальцов – благотворитель земли брянской. Брянск, 2010 С. 17

.

Кеня И.А. Лупоядова Л.А. М.К.Тенишева: Созидание на благо России. Брянск, 2013 С. 5

.

М.Заблоцкая. Я люблю свой народ. К 150-летию со дня рождения М.К.Тенишевой// http://www.newacropol.ru/activity/center/exibitions/maria-tenisheva/tenisheva-150/

.

Талашкино. Сборник документов. Смоленск, 1995. С. 23

.

М.К. Тенишева Впечатления моей жизни. М., 2006. С. 148

.

Смоленские ведомости. 1914. № 184.

.

Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. М., 2006. С. 385.

.

Рерих Н.К. Памяти М.К.Тенишевой // Н.К.Рерих. Из литературного наследия. М., 1974. С. 17.

.

Рерих Н.К.. Записные листки художника. Талашкино. //Весы,1904.№ 9. С.36

.

РГИА. Ф. 472. Оп.43. Д. 137. Л. 57

.

Смоленские ведомости. 1911. № 118.

.

РГИА Ф. 1288 Оп. 5-1-1911. Д. 1А Л. 190

.

РГИА Ф.225. Оп.11. Д.796. Л.1-3

.

Тенишева М.К. Ук.соч. С. 140.

.

Тенишева М.К. Ук.соч. С. 148.

.

Смоленский вестник. 1896. № 270.

.

Городков А.В., Дубровский А.М., Кеня И.А. Мария Тенишева: духовное наследие в Брянском крае. Брянск, 2008. С.20.

.

Пономарева Н. Становление школ традиционной культуры в Талашкино и СПб// Край Смоленский. 2013. № 6. С. 85.

.

Дубровский А.М., Исаченко Т.В., Кеня И.А. В.Тенишев – предприниматель, ученый, меценат. Б., 2011. С.10

.

Склеенова В.И. История музея «Русская старина». Смоленск, 2012 С. 6

.

Тенишева М.К. Ук.соч. С. 257.

.

Кеня И.А. Благотворительность в России: традиции и современность // NB: Культуры и искусства.-2012.-1.-C. 258-275. URL: http://www..html

Милосердие, благотворение, добрые дела на протяжении столетий были свойственны русскому народу и составляли коренную черту его быта, характера, жизни.

Милосердие, благотворение, добрые дела на протяжении столетий были свойственны русскому народу и составляли коренную черту его быта, характера, жизни. Один из самых проникновенных русских историков Василий Осипович Ключевский даже написал целую монографию на эту тему, назвав ее "Добрые люди Древней Руси", в которой утверждал, что благотворительность есть как "вспомогательное средство общественного благоустройства", так и "необходимое условие личного нравственного здоровья".

Благотворительность или призрение, как говорили раньше, вызывалась разными мотивами. Здесь и простое человеческое сострадание к ближнему, и сознание гражданской солидарности между членами общества, и нравственными воззрениями, и патриотизмом, и желанием получить признание со стороны общества и государства. Нищелюбию учили еще великие киевские князья, русские цари приветствовали и поощряли благотворительность. С незапамятных пор существовала церковная благотворительность в создании при храмах и монастырях "убогих домов", "божьих домов", богаделен и "скудельниц", приютов для "зазорных" (незаконнорожденных) детей. С 1775 года с созданием в губерниях приказов общественного призрения складывается государственная система благотворительности. С введением в стране земских учреждений в 1860-1870-е гг. развивается земская и городская благотворительность.

Но особенно большой размах в России получила частная благотворительность. Зародившись во второй половине восемнадцатого столетия, в следующем веке, особенно в конце XIX-начале XX в., она развилась в мощное общественное движение, на небосклоне которого блистали самобытные личности, снискавшие уважение современников и вошедшие в историю России.

Среди этих незабываемых имен много москвичей. Благотворительность в Москве приобрела особенно яркий характер, так как в городе были сосредоточены огромные промышленные и финансовые капиталы и их владельцы имели возможность щедро жертвовать на общественные нужды. Они строили больницы, родильные дома, дома призрения, сиротские приюты, детские сады, вдовьи дома, учебные заведения, библиотеки; учреждали стипендии гимназистам и студентам; заводили бесплатные столовые и бани; выдавали приданое бедным невестам.

В городе насчитывались сотни различных благотворительных заведений и обществ. Выходили десятки специальных журналов, посвященных этой теме. В 1885-1894 гг., например, протоиерей Г.П.Смирнов-Платонов издавал журнал "Детская помощь: журнал для всех, интересующихся общественной благотворительностью". Ведомство учреждений императрицы Марии в 1897-1902 гг. имело свой "Вестник благотворительности: Журнал, посвященный всем вопросам, относящимся до благотворительности и общественного призрения". Попечительство о домах трудолюбия и работ в 1897-1917 гг. содержало журнал "Трудовая помощь". В 1914 г. Всероссийский союз учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению учредило журнал "Призрение и благотворительность в России".

В 1909 году открылся Всероссийский союз учредителей обществ и деятелей по общественному и частному призрению, поставивший задачу упорядочить и объединить благотворительную деятельность в России. В 1910 и 1914 годах прошли его съезды.

Благотворительность как форма общественного служения стала государственным, т.е. общенародным делом после 1917 года. Теперь Россия возвращается к глубинным традициям народной жизни. Благотворительность должна стать нормой жизни для современных предпринимателей. Из глубины забвения возвращаются имена благотворителей старой Москвы. Наша память воздает им заслуги за добрые дела, а заодно может и поучить: не грех перенять все полезное из прошлого опыта.

Русская Цивилизация

Благотворительность и меценатство

Российских предпринимателей ......................................................................3

Глава 2: XIX - начала XX в.в .................6 Глава 3:

Первопричины развития благотворительности………………………..12

3.1.Высокая нравственность, осознание общественного

долга предпринимателей благотворителей……………………………….13

3.2. Религиозные побуждения ……………………………………………...14

3.3. Патриотизм русских деловых людей………………………………….15

3.4. Стремление к социальным льготам, привилегиям…………………17

3.5. Интересы предпринимательского дела……………………………….18

Глава 4:

Меценатами не рождаются………………………………………………..…19

Заключение.........................................................................................................21 Список литературы...........................................................................................23

Введение.

Сложные времена, переживаемые сегодня Россией, характеризуются рядом процессов и тенденций. В бедственном положении оказалась культура, без которой действительное возрождение страны просто невозможно. «Горят» театры и библиотеки, остро нуждаются в поддержке музеи, даже самые солидные и авторитетные. Как объективную реальность надо признать последовательное сокращение числа читающих и объема читаемой литературы.

В Москве, как и Руси вообще, благотворительность как организованная общественная система стала складываться с принятием христианства, с появлением монастырей. Показательно, что именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы в Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, до наших дней сохранились здания восемнадцатого века, в которых когда-то находились лечебницы.

Анализ сферы благотворительности в дореволюционной России позволяет связать сущность благотворительности с еще одним известным феноменом-милосердием. Масштабы, этапы и тенденции благотворительности добрых, милосердных дел отчетливо прослеживаются на примере истории Москвы. Нельзя не согласиться со справедливыми выводами П.В.Власова: «Дореволюционная столица представлялась нам городом с «сорока сороками церквей», многочисленными усадьбами, доходными домами и заводами. Теперь она предстает перед нами как обитель милосердия… Представители разных сословий - имущие и бедные - отдавали нуждающимся то, что имели: одни - состояние, другие - силы и время. Это были подвижники, получавшие удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему отечеству через человеколюбие».

1. Благотворительность и меценатство Российских предпринимателей

Термин «меценат» является производным от имени вельможи, жившего в Риме в I в. до н. э., Гая Цильния Мецената - знатного и щедрого покровителя наук и искусств. Дословный смысл слова – благотворительность - творить благо,добро. Благотворительность - добровольное выделение материальных средств в помощь нуждающимся, или на какие-либо общественные нужды с ней связанные.

Ведущее место в истории благотворительности и меценатства России занимали отечественные предприниматели – обладатели значительных капиталов. Они не только развивали торговлю, промышленность, банковское дело, насыщали рынок товарами, заботились об экономическом процветании, но и внесли неоценимый вклад в развитие общества, науки и культуры страны, оставив нам в наследство больницы, учебные заведения, театры, картинные галереи, библиотеки. Филантропическое предпринимательство в дореволюционной России, благотворительность были неотъемлемой чертой, особенностью отечественных деловых людей. Во многом это качество определялось отношением предпринимателей к своему делу, которое в России всегда было особенным. Для российского предпринимателя быть благотворителем значило нечто большее, чем быть просто щедрым или иметь возможность получать привилегии и выбиваться в высшие слои общества, - это во многом было национальной чертой россиян и имело религиозную основу. В отличие от Запада, в России не существовало культа богатых людей. Про богатство на Руси говорили: Бог дал его человеку в пользование и потребует по нему отчёта. Эту истину приняли и пронесли сквозь века многие представители отечественного делового мира, и благотворительность стала в определённом смысле исторической традицией российских предпринимателей. Истоки благотворительности российских деловых людей уходят в глубь веков и связаны с подвижничеством первых русских купцов, которые в своей деятельности всегда руководствовались известными словами из «Поучения Владимира Мономаха»: «Всего более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильному губить человека». В первой половине XIX века проводниками благотворительности были преимущественно дворяне. Строительство частных больниц, богаделен, солидные денежные пожертвования на «помощь бедным» объяснялись как патриотическим порывом, так и стремлением богатой дворянской знати «отличиться» в глазах светского общества своей щедростью, благородством, поразить современников оригинальностью даров. Именно последним обстоятельством объясняется тот факт, что иногда благотворительные заведения возводились в виде великолепных дворцов. К числу уникальных образцов благотворительных учреждений дворцового типа относятся Шереметевский Странноприимный дом, построенный в Москве известными архитекторами Дж.Кваренги и Е.Назаровым, Вдовий дом (архитектор И.Жилярди), Голицынская больница (архитектор М.Казаков) и многие другие.

Со второй половины XIX века с развитием капитализма ведущее место в российской благотворительности перешло к буржуазии (промышленникам, фабрикантам, банкирам), как правило, выходцам из состоятельного купечества, обуржуазившихся дворян и предприимчивых крестьян – к третьему или четвёртому поколению предпринимателей, начавших свою деятельность в конце XVIII– в начале XIX века. К концу XIX столетия это уже были в массе своей люди интеллигентные и высоконравственные. Многие из них обладали тонким художественным вкусом и высокими художественными запросами. Они прекрасно осознавали, что для процветания страны и собственного бизнеса в условиях рыночной конкуренции необходимо активное участие в социальной жизни общества, в развитии науки и культуры, поэтому использовали накопленные средства не только на развитие бизнеса и личного потребления, но и на благотворительность, помогая решать многие общественные проблемы. В частности, в условиях крайней поляризации богатства и бедности в дореволюционной России филантропическое предпринимательство становилось своего рода «регулятором» социального равновесия, определённым средством устранения общественной несправедливости. Конечно, нищету и отсталость благотворительностью ликвидировать было невозможно, и это прекрасно сознавали предприниматели, но они стремились хоть как-то помочь «ближнему своему» и таким образом «облегчить душу себе».

В результате широкой и разносторонней деятельности отечественных предпринимателей в стране родились целые династии, на протяжении нескольких поколений сохранявшие репутацию видных благотворителей: Крестовниковы, Боевы, Тарасовы, Колесовы, Поповы и другие. Исследователь С.Мартынов называет имя самого щедрого русского благотворителя, крупного предпринимателя конца XIX века Гаврилы Гавриловича Солодовникова, который из общей суммы наследства в 21 млн.руб. свыше 20 млн. руб. завещал на общественные нужды (для сравнения: пожертвования всего дворянства, включая царскую семью, за 20 лет не достигли 100 тыс.руб.).

При этом благотворительность предпринимателей в дореволюционной России имела свои особенности. На протяжении многих веков деловые люди традиционно вкладывали средства преимущественно в строительство церквей. Церкви продолжали строить и в XIX , и в начале XX века, но с конца прошлого столетия главное соперничество между богатыми предпринимателями проходило в социальной сфере под девизом: «Кто больше для народа сделает».

Рассмотрим подробно наиболее известных меценатов России.

2. Наиболее выдающиеся меценаты конца XIX - начала XX в.в.

Меценатство Саввы Ивановича Мамонтова (1841-1918) было особого рода: он приглашал своих друзей-художников в Абрамцево, зачастую вместе с семьями, удобно располагал в основном доме и флигелях. Все приезжавшие под предводительством хозяина отправлялись на природу, на этюды. Все это весьма далеко от привычных примеров благотворительности, когда меценат ограничивает себя передачей определенной суммы на доброе дело. Многие работы членов кружка Мамонтов приобретал сам, для других находил заказчиков.

Загрузка...