crimea-fun.ru

Иван константинович айвазовский в феодосии. Добрый гений Феодосии

Сочинение по картине И. К. Айвазовского «Лунная ночь. Купальня в Феодосии»

Иван (Ованес) Константинович Айвазовский ро­дился в Феодосии 17 (30) июля 1817 года. Мальчик рано начал интересоваться искусством, особый инте­рес у него вызывали музыка и рисование. В 1833 году Айвазовский был зачислен в Академию художеств в Петербурге.

Иван Константинович Айвазовский по праву счи­тается выдающимся русским живописцем. Все произ­ведения этого великого художника известны во всём мире.

Многие картины Ивана Константиновича Айва­зовского посвящены морю. Художник подчёркивает характер морской стихии, так точно и реалистич­но передаёт всё, что связано с морем. Одной из самых знаменитых картин является «Лунная ночь. Купальня в Феодосии». Это произведение было созда­но в 1853 году. Картина была написана маслом на холсте.

Мы видим на этом полотне ночное море. Небо, облака, корабль. Свет полной луны освещает окрест­ности. И всё кажется несколько нереальным, эфе­мерным, даже мистическим. Вместе с тем мы можем различить самые мельчайшие детали, поэтому реаль­ность всего, что изображено на картине, несомненна.

На переднем плане картины мы видим тихое спо­койное море. Яркая лунная дорожка кажется такой загадочной и притягательной. Бескрайнее море ухо­дит за горизонт. С правой стороны лунной дорожки плавает девушка. Как ей не страшно здесь одной… Ведь море только выглядит таким спокойным и безмя­тежным. А на самом деле коварство морской стихии известно всем. Впрочем, может быть это русалка? И морская стихия для неё является родным домом. Сразу вспоминаются легенды об этих удивительно красивых обитателях моря. Может быть, они суще­ствуют на самом деле. И на картине изображена одна из них? Но тут же становится ясно, что это всего лишь мечты.

На берегу расположен домик купальни. Здесь дверь открыта, внутри светло. Мы видим девушку. Наверное, она ждёт свою подругу, которая плавает в море. Если внимательно приглядеться, то в правой стороне картины можно увидеть набережную. Её освещает яркий лунный свет. Чуть дальше находятся дома. Они скрыты в темноте, ни огонька не видно в окнах.

В центре картины мы видим парусники. Один из них ярко освещён лунным светом. У причала стоят корабли. Но их не так легко разглядеть, они скрыты ночной темнотой.

Небо кажется особенным, его ярко освещает лун­ный свет. Облака так отчётливо видны.

Они кажутся такими осязаемыми, как будто их можно коснуться рукой.

Красота ночного моря и неба удивительна. На эту картину хочется смотреть снова и снова. И всякий раз в ней удаётся увидеть что-то совсем новое.

В картине есть нечто необычное, мистическое. Здесь, с одной стороны, ощущается редкостное спо­койствие и гармония. Но с другой стороны, чувству­ется грозная сила моря, которое в любую минуту может из спокойного и безмятежного превратиться в грозное и опасное. И тогда разгул стихии заставит позабыть обо всём. Ведь человек беззащитен перед силой морской стихии. Но сейчас об этом не хочется думать. Море такое ласковое, спокойное. Создаёт­ся впечатление, что до нас доносится удивительная морская свежесть.

Данная картина входит в Крымский цикл, создан­ный художником. В настоящее время произведение находится в Таганрогском художественном музее.

29 июля 1817 года родился всемирно известный маринист Иван Константинович Айвазовский.

В самом центре городской набережной стоит памятник скульптора И. Я Гинцбурга. Великий художник изображен в момент творческого вдохновения, сидящим с палитрой и кистью в руках и смотрящим вдаль на море. Надпись на памятнике лаконичная – «Феодосия Айвазовскому». Так, благодарные жители города 85 лет назад увековечили память своему самому выдающемуся жителю. Конечно же, история не любит сослагательного наклонения. Тем не менее, вряд ли маленький уездный городишка пусть и с древней историей стал бы одним из красивейших и развитых городов северного Причерноморья, если бы не Он. На протяжении нескольких десятков лет Иван Айвазовский был самым настоящим Отцом города. Без его разрешения и указания, ничего не предпринималось. Что скажет Иван Константинович, так тому и быть. В его гостиной слагалось общественное мнение, а в его кабинете подвергались предварительному обсуждению все более или менее важные городские дела.

О его умении открыть любую дверь в столице по уездной Феодосии ходили легенды. Для амбициозных муниципальных проектов (автором большинства которых был сам Айвазовский) нужны были большие связи и субсидии. И остается только догадываться, как старик их находил….
Но стоило ему вернуться в родной город и пройтись по набережной своею медленной, но бодрой походкой, как всякий обыватель считал за честь снять перед мэтром шляпу и низко поклонится.

Он был первым, кто решил многовековую проблему Феодосии.
В 1887 году Иван Константинович обратился в Городскую думу Феодосии с письмом: «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 000 ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника» .
Этот источник является началом реки Субаш, впадающей в Азовское море, и находился он на территории имения семьи Айвазовских Шах-Мамай (ныне село Айвазовское).

Через год состоялось торжественное открытие Субашского водопровода. Вода из имения художника пришла в Феодосию, пройдя 26-километровый путь по трубопроводу, построенному городом. Тогда же заработал и фонтан. Он был построен на средства Айвазовского и по его собственному проекту. Воду из фонтана можно было пить бесплатно, из специальной серебряной кружки, расположенной возле фонтанного крана. На кружке было написано: «За здравие его семьи» (то есть семьи Айвазовского). Водой из Субашского источника Феодосия обеспечивалась вплоть до пуска Северо-Крымского канала в 1970 году.

Да будет …порт!
В 1885 г. было принято решение о переводе главного коммерческого порта Крыма из Южной бухты Севастополя. Порт предполагалось перевести в Феодосию или в Стрелецкую бухту Севастополя. Для решения вопроса даже была создана специальная комиссия. Император Александр III предоставил комитету министров. В апреле-мае 1890 г. вопрос о коммерческом порте трижды обсуждался на заседаниях комитета министров. Сторонники Феодосии (среди которых, кстати был и царевич Николай - будущий император России) оказались в меньшинстве.

Однако их сторону принял Александр III , тем самым решив вопрос в пользу Феодосии. По слухам, севастопольский порт стал жертвой интриг армянского старика, который умело использовал все свое влияние и благосклонность Романовых. Разгневанные севастопольские газеты впоследствии еще не один год печатали карикатуры на известного феодосийца. Ну а сам Айвазовский в долгу перед императором не остался. Вскоре по его инициативе и на собранные художником пожертвования, в центре города был установлен памятник Александру III.

Железная дорога
Для дальнейшего развития порта была необходима железная дорога. И опять на помощь пришел Айвазовский. Он стал одним из главных акционеров Акционерного общества феодосийской железной дороги. Постройка этой дороги не только создала удобства для жителей Феодосии, но и в разы повысила оборот местного порта. Линию железной дороги тянули от станции Джанкой Лозово-Севастопольской железной дороги. Кое-где использовали железнодорожные сооружения 1857–1860 гг. Принимались во внимание местные условия: рельеф, освоенность земель. Был выбран наиболее оптимальный маршрут трассы. Железную дорогу вели к феодосийскому порту, кратчайший путь к которому с севера проходил по берегу моря.

В результате трассу проложили по искусственной насыпи у среза воды. В связи с возведением насыпей был полностью уничтожен участок песчаного пляжа. (Не одно поколение феодосийцев безосновательно обвиняет в его гибели И. К. Айвазовского. Ведь художник так мечтал, что ж\д ветка проходила прямо под его окнами. В августе 1892 г. после долгих лет ожидания и неудачных попыток была наконец открыта Джанкой-Феодосийская линия Лозово-Севастопольской железной дороги. Так в одночасье, Феодосия превратилась из провинциального, богом забытого захолустья в современный город.

Музей древностей
Что общего у двух приморских соседок Керчи и Феодосии? Конечно же богатейшая история. Ведь именно эти два города считались самыми древними в России. В 1835 г. по проекту одесского архитектора Георгия Торичелли в Керчи на горе Митридат было построено здание местного музея, в виде афинского храма Гефестиона. Роскошное белое здание сразу же стало новой визитной карточкой города. Но надо было знать характер Айвазовского. Как же так? Ведь Феодосийский музей древностей старше Керченского да и экспонатами побогаче. К тому же здесь есть свой холм Митридат. Айвазовский давно мечтал переместить в большое красивое здание местный музей. Однако денег в городской казне на столь грандиозный культурный проект не было.

Тогда художник решил построить здание сам. На вырученные деньги от его столичных выставок. В 1871 году феодосийские музейщики переехали в новое здание, построенное на холме Митридата. В нем также хранились и те экспонаты, которые были найдены Айвазовским лично. Да, именно. Велики й художник в перерывах между работой занимался археологией. А началом этого хобби послужили найденные им в 1853 году золотые серьги. Вместе с археологом Сибирским Айвазовский вел раскопки курганов на мысе Ильи. Они открыли женское погребение IV века до н. э, как писал сам художник, «золотая женская головка, самой изящной работы, и несколько золотых украшений, а также куски прекрасной этрусской вазы. Эта находка дает надежду, что древняя Феодосия была на этом же месте. Я в восхищении от Феодосии!» Айвазовский отправил драгоценные находки в Петербург, и ныне они находятся в коллекции Государственного Эрмитажа.
К сожалению, здание музея не сохранилось. Также как и его брат-близнец – здание Керченского музея древностей, оно было уничтожено в годы войны.

Всю свою прибыль Иван Константинович тратил на благотворительность. Он также построил, классическую гимназию, городскую библиотеку, храмы и даже помогал с приданым бедным горожанкам. Городу он оставил и свое главное сокровище – картинную галерею с бесценными полотнами. Поэтому проститься с великим Мастером вышел весь город. Это были самые массовые похороны за всю историю Таврической губернии. Многотысячная траурная процессия прошла через весь город. Дорога к древнему армянскому храму Святого Сергия, в котором Айвазовский был крещен и венчался и во дворе которого его похоронили, была усыпана цветами.На его могильной плите на армянском языке высекли надпись: «Родился смертным, оставил по себе бессмертную память».

Вопрос открыт 10.03.2018 в 22:35

Набережная Феодосии, крошечного городка Крымского
полуострова, была полна гуляющих. Лето 1897 года выдалось жарким,
впрочем, в этом благословенном краю климат редко разочаровывал
любителей морских купаний и солнечных ванн. Суетясь и хлопоча, как
группы чаек, это многоязыкое, по-курортному яркое, весёлое и
беспокойное течение медленно плыло по набережной вдоль моря,
перетекало через переезд у вокзала и вливалось в городские улочки.
По набережной медленным, неторопливым шагом двигался старик
лет восьмидесяти, с тростью в смуглой руке, в белом просторном
костюме и соломенной шляпе. Время от времени его узнавали и вежливо
приветствовали. Среди прочих участников южного дефиле старик
выделялся тем, что не спешил деловито занять лежанки у воды.
Горбоносое лицо его с восточными чертами дышало суровой гордостью.
Старик, прищурившись, глядел на полосу прибоя. Море начиналось сразу
за мощёной набережной, и старик с жадностью смотрел на него, будто
никогда не видел.
Айвазовский, знаменитейший маринист, вырвался из светской
петербургской круговерти и возвратился сюда, в город своего детства.
Здесь и песок, и камни помогают работать. Ни с чем не сравнимое
наслаждение творчества!
Давно позади разочарование столичной публики, узнавшей, что
мастер, которым восхищается вся Европа, в самом расцвете сил и славы
бросил столицу и уехал «на край света». Откуда им знать, что для него
жить – значит работать. Да и побольше хотелось сделать для Феодосии.
Один лишь положительный момент в утомительной славе –
достаток. На свои средства Иван Константинович выстроил несколько
зданий, благоустроил родную Феодосию, обзавёлся домом-мастерской,
она же картинная галерея. Помог постройке порта и вот этой железной
дороги, идущей вдоль набережной. Это он настоял, чтобы рядом с морем
вырос низенький уютный вокзал, чтобы море широко, до самого
горизонта заливало окна поезда с левой стороны, обещая прохладу и
удовольствие приехавшему северянину. Чтобы в двух шагах от вагонного
окна с правой стороны проплывали заросли южной зелени, крыши
огнедышащих закусочных, уходили назад невысокие южные домики.
Чтобы можно было немедленно выскочить из тамбура, подбежать к морю
и окунуться в зеленоватую морскую волну, насладиться её прохладным
шелестом. А затем броситься на гальку и со счастливым, блаженным
вздохом втянуть в лёгкие весь благословенный южный воздух,
пропитанный запахами кофе, жареного мяса, рыбы, моря н нагретого
камня.
Айвазовский удовлетворённо улыбнулся. Он отблагодарил свою
Феодосию, где появился на свет Ованесом Гайвазовским (уже взрослым
он узнал, что фамилия их предков была Айвазян), а стал первейшим
маринистом Иваном Константиновичем Айвазовским.
Художник отвернулся от слепящей полосы прибоя и медленным
шагом направился к стоящему неподалёку дому, по пути отмечая, до чего
же этот пёстрый, разноязычный городок колоритен: красно-коралловые
черепичные крыши, островки изумрудной зелени, серый пористый
камень старинных крепостей, кусочки синего моря, переходящего в небо,
кобальтовые тени среди охры старых двухэтажных домиков, живописные
трещины старых стен, дворы с босоногой ребятнёй, пёстрая толпа,
матросы с внешностью пиратов. Тут поневоле станешь художником,
когда Феодосия сама просится на кончик кисти.
(442 слова) По Л. Караваевой
Творческое задание
Напишите подробное изложение.
Опишите своё любимое произведение живописи, включив в рассказ
несколько фактов биографии художника.

Изложения об И.К. Айвазовском

Текст № 1

Изложение: Он был, о море, твой певец!** - Экзаменационные изложения и пересказы для 9 класса по русскому языку

В мировой живописи нет более прославленного певца моря, чем Иван Константинович Айвазовский. Айвазовский никогда не изменял теме - он писал только море.

День художника был пунктуально размерен: он вставал на рассвете и вскоре после завтрака садился за работу, писал до обеда, потом совершал неболь­шую прогулку и снова писал до вечера. Обыкновен­но, начиная писать, он доставал папку со сделанны­ми ранее рисунками, выбирал из них наиболее по­нравившийся и на его основе создавал живописную композицию. На самом берегу построил он мастерс­кую; во время бури соленые брызги обдавали терра­су, где обычно сидел художник, любуясь разбушевав­шейся стихией. Жадно смотрел он в черную даль, откуда свирепо неслись седые валы.

Его кистью двигало горячее, неуемное желание подарить миру новые поэмы о величественной борьбе человека со стихией, о неизведанной красоте луче­зарного царства моря, о родных просторах и дале­ких побережьях. Им руководило великое чувство ху­дожника-патриота. (151)

В. Осокин.

https://slovo.ws/dikt/rus/09/174.html

Текст № 2

Он всегда начинал встречать рассвет на берегу моря. Так началось и это утро. Айвазовский сидел на берегу. Художник думал о картине, которая стояла неоконченная в мастерской. Он побудет тут еще немного и вернется к полотну. Начнется обычный день, полный радостного труда. А пока что он насладится этим дивным утром. Солнце только что взошло. Как празднично вокруг! Много лет он видит все это, но каждый раз восхищается и удивляется синему с прозеленью морю, прозрачно-голубому воздуху над холмами за Феодосией...
Айвазовский подавляет в себе невольный вздох, так хочется побыть еще здесь, но не менее властно и другое желание - скорее вернуться к краскам, кистям. Это второе желание побеждает, и Иван Константинович медленно направляется к дому.
Но вдруг поднялся ветер, на спокойное море набежала рябь, и волны со стоном устремились к берегу. Айвазовский вернулся к морю. Набежавшие волны с тревожным шумом легли у его ног. Потом опять все стихло.
Айвазовский взволнован. Ему кажется, что море не отпускает его, что оно хочет поведать ему еще одну тайну. Художник снова садится на большой камень у самой воды и задумывается.
Море... Здесь он родился, сюда он вернулся после окончания Академии художеств и пребывания в чужих краях. Здесь он будет жить до конца дней своих, потому что любит родной город и море у его берегов.
Айвазовский не только художник моря, но и его летописец. Каждый день оно открывает ему свои тайны. Когда тучи заволакивают небо и приближается буря, воображение художника уносится в открытое море.

Ему рисуются отважные корабли среди волн. В такие минуты все его думы с ними - неведомыми моряками. Не раз бывало, что он вслух ободрял их... Вот и теперь ему кажется, что море неспроста заставило его вернуться, чтобы предупредить о приближающейся буре. Айвазовский долго еще так грезил, но вдруг услышал - кто-то громко окликает его. Айвазовский оборачивается. Перед ним стоит феодосийский почтмейстер.
- Иван Константинович, - говорит тот, - извините, что помешал вашим размышлениям... Но я знаю, с каким нетерпением вы дожидаетесь писем из Италии. Вчера поздно вечером на ваше имя пришло письмо из Рима. Вот я и поспешил обрадовать вас посланием от друзей.
Айвазовский сидит у себя в мастерской и перечитывает долгожданное письмо из Рима. Ему писали, что Векки, товарищ его юности, сражается за свободу Италии, что он присоединился к Джузеппе Гарибальди и стал его адъютантом. Айвазовский горячо сочувствовал делу, которому посвятили себя Векки и его друзья, он тревожился за их участь. Еще в молодые годы познакомился Айвазовский с неаполитанцем
Веккн. Он был из числа восторженных поклонником таланта художника. Им доводилось достаточно часто встречаться, пока Айвазовский жил и работал в Италии. Прошло время, а дружба не померкла, опасение за судьбу Бекки не покидало знаменитого художника. Оно стало еще острее после возвращения художника из чужих краев на родину, в Россию.
И вот теперь пришла весть о том, что Веккн встал рядом с Гарибальди и борется за свободу Италии на баррикадах. (463)
По И. Григорович

http://scicenter.online/russkiy-yazyik/pevets-morya-73647.html

Текст № 3

Море всегда притягивало художников с неведомой силой. У одних море становилось темой этюдов, но среди живописцев русской школы, пожалуй, только Иван Айвазовский целиком посвятил свой талант морской стихии. Родившийся на черноморском побережье, он был пленен морем навсегда и сохранил эту любовь до конца жизни.

Восточный Крым, Феодосия. С этим городом связана история великого множества народов: греков и турок, татар и итальянцев, армян и русских; там перемешались народы, культуры и традиции, но все их объединила удивительная природа и бескрайнее море.

В 1817 году в семье небогатого армянского торговца Гайвазяна, происходившего из старого дворянского рода, родился сын Иван (Ованес Гайвазян). Еще только перебравшись в Феодосию, отец сменил фамилию на Гайвазовский, а в 1841 году сам Иван изменил ее на более звучную – Айвазовский. С детства он мечтал о подвигах народных героев. В своих воспоминаниях Иван Константинович писал: «Первые картины, виденные мною, когда во мне разгоралась искра пламенной любви к живописи, были литографии, изображающие подвиги героев на исходе двадцатых годов, сражающихся с турками за освобождение Греции. Впоследствии я узнал, что сочувствие грекам, свергающим турецкое иго, высказывали тогда все поэты Европы: Байрон , Пушкин , Гюго , Ламартин . Мысль об этой великой стране часто посещала меня в виде битв на суше и на море».

Однажды отец восьмилетнего Ивана рассказал ему, что есть такие места, где одна только земля, а моря нет. Мальчик страшно удивился: «А как же тогда корабли? Ведь они только по воде могут плавать». Мир не может быть без моря, считал он, как мир не может быть без старинных крепостей, древних развалин, без церквей и мечетей, без генуэзских крепостей.

Ивану было восемь лет, когда он начал рисовать углем на белых стенах домов. Отец подарил ему несколько листов пожелтевшей плотной бумаги, и с того дня судьба мальчика была решена. Когда закончилась бумага, он начал рисовать на книгах. Случился грандиозный скандал - шторм и бушующее море перекочевали с рисунков в дом: отец очень дорожил библиотекой.

Талант мальчика довольно рано заметил градоначальник Александр Иванович Казначеев. Вместе с рисунками Ивана он отправил в Петербург прошение о приеме молодого художника в Академию художеств пенсионером его величества, и его приняли. Практически сразу он был зачислен в мастерскую профессора Максима Воробьева , благодаря которому Айвазовский из юного провинциала вырос в просвещенного художника. Очень скоро в петербургских салонах заговорили о талантливом академисте, о его удивительных способностях и об уникальной художественной памяти. По окончании Академии Айвазовский был удостоен золотой медали и направлен в Крым для самостоятельных работ. Высочайшее распоряжение удивительным образом совпало со стремлениями самого художника. В одном из писем Айвазовский писал: «Зиму я охотно провожу в Петербурге, но чуть повеет весной, и на меня нападает тоска по родине. Меня тянет в Феодосию, к Черному морю».

Российский император увидел в художнике певца морских сражений, стихии боя во славу русского флота. Айвазовский и в самом деле стал общепризнанным летописцем побед и поражений российского флота. Его глазами современники видели историю главных морских сражений. Вернувшись в Крым, он, наконец, снова был среди кораблей, парусов и морской стихии, которой ему так не хватало в душном Петербурге. Художник вернулся в родные места в то время, когда предстояла нелегкая оборона Севастополя. Именно в Севастополе он и открыл выставку своих картин. Адмирал Нахимов , посетивший экспозицию, обратился к автору: «Иван Константинович, удивляюсь Вашему гению. Столько лет знаю Вас, но не могу постичь, как можно, не будучи на месте, так верно все изобразить». Стоит отметить, что Айвазовский никогда не писал с натуры. Все его картины рождались по памяти. «Движение живых стихий неуловимо для кисти. Писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры», - утверждал он.

В 1840 году художник отправился в Италию уже сложившимся мастером-маринистом. «Поверхность моря, на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искр или множеством металлических блесток на мантии великого царя. Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня. Восторг овладел мной. Искусство твое высоко и могущественно, потому что тебя вдохновляет гений» - так приветствовал Айвазовского известнейший английский художник Джозеф Тернер. Успех сопутствовал Айвазовскому во всем, однако он вернулся в Россию в 1844 году – на два года раньше намеченного срока. Море, пространство, небо, воздух, небесные светила, пронизывающий мрак и свет огня. – эти мотивы вновь влекли его в Феодосию. Свой дом на берегу Черного моря художник придумал, нарисовал и построил сам. Лучшие его картины были написаны там. Первыми их видели земляки – жители Феодосии, и только потом их путь лежал в Третьяковскую галерею, в Эрмитаж, в Париж, Лондон, Рим, Константинополь, Нью-Йорк.

Айвазовский прожил долгую жизнь, пережив два поколения художников, создав около шести тысяч полотен. Начав с произведений, насыщенных яркими романтическими образами, к концу жизни художник пришел к проникновенному, глубоко реалистическому и героическому образу морской стихии. До последнего дня он сохранил не только внимательный взгляд, но и глубокую веру в свое искусство. Он был избран членом пяти Академий художеств, а его адмиралтейский мундир был усыпан почетными орденами многих стран. Многие факты из жизни Айвазовского дошли до нас в причудливом смешении реальности с мифами и легендами. Рассказывают даже, что великий Глинка с удовольствием слушал игру на скрипке молодого академиста Айвазовского и даже использовал несколько исполненных им мелодий в «Руслане и Людмиле». Друзья Айвазовского утверждали, что если бы он не был живописцем, он стал бы выдающимся музыкантом. Но ему суждено было посвятить жизнь поэзии морской стихии. На надгробии художника написано по-армянски: «Рожденный смертным, он оставил о себе бессмертную память».

Феодосия отмечает юбилей человека, имя которого навсегда связано с городом — 200 лет со дня рождения великого мариниста Ивана Айвазовского. На днях в городе открыли памятный знак, посвящённый знаменитому художнику: ещё одна благодарность от потомков.

Все награды не поместились на сюртуке

Знаете ли вы, что Айвазовский был самым «орденоносным» художником Российской империи? К нему — что нечасто случается - признание, почести и слава пришли при жизни. Часть наград известного мариниста можно увидеть в Феодосийской картинной галерее имени Айвазовского.

«Божию милостью Мы, Александр III, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский… Тайному советнику Ивану Айвазовскому… Во внимание к ревностной службе Вашей и заботам о процветании Феодосии, коим Вы посвятили себя одновременно со стяжанием Вам всемирной известности художественных трудов Ваших… пожаловали Мы Вас кавалером Императорского и Царского ордена нашего Белого Орла…»

Портрет Айвазовского с орденами и звездами. Фото:

До наших дней дошел один из парадных портретов Ивана Константиновича, с наградами. Конечно, Айвазовский все ордена не надел, они просто не поместились бы на сюртуке — ведь он имел все высшие награды России, того же «Белого Орла», «Александра Невского», не говоря уже о «Владимирах» и «Аннах». Орден св. Александра Невского, серебряная звезда с вензелем и надписью «За труды и Отечество», как бы символизирует всю жизнь Айвазовского. И трудам он отдавался самозабвенно — по его собственному утверждению, создал за свою жизнь шесть тысяч картин; и отечеству на благо служил — стоит вспомнить его картины, воспевающие русский флот.

Первым из иностранных художников Айвазовский был награжден орденом Почетного легиона — такое сильное впечатление произвела на французов его выставка в Лувре. Картину «Хаос» — одну из двух, написанных Айвазовским в нетипичном для него мистическом жанре, приобрел Ватикан, а папа Григорий XVI наградил художника золотой медалью. Перечислять все награды Ивана Константиновича — дело долгое. Хотя были и такие, о которых он вспоминать не любил. В 1857 году Айвазовский побывал в Константинополе, и подарил одну из своих картин соотечественнику. А тот, в свою очередь, преподнес ее султану, ценившему живопись. Турецкий владыка до того впечатлился полотном, что в Феодосию отослал заказ: несколько видов Босфора работы Айвазовского. Сорок работ написал художник для султана, и, между прочим, мирный договор между Турцией и Россией по окончании русско-турецкой войны подписывался в зале, украшенном картинами Айвазовского. Высшая турецкая награда — Орден Османа — была пожалована живописцу. А через несколько десятков лет он выбросил ее вместе с другими турецкими наградами в море — после чудовищной резни армян, устроенной в Турции новым ее правителем. О том, как он поступил с наградами, Айвазовский даже счел необходимым уведомить турецкого консула, добавив, что султан может точно так же поступить с его картинами.

Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского

В музее хранят так называемые «адреса» — художественно выполненные и украшенные серебром папки, которые преподносили к юбилеям и торжественным датам. Есть тут и личные вещи Айвазовского — изящный походный альбом, который Айвазовский носил с собой, крошечная, с почтовую марку, миниатюра с морским видом: это… брошка. Иван Константинович такими безделушками собственной работы одаривал друзей и знакомых.

Добрый гений Феодосии

Ордена и звезды Ивана Айвазовского. Фото: Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского

Была у Ивана Константиновича такая черта: он легко увлекался, легко переходил от слов к делу и обычно добивался успеха. Вот пример: в 1853-1856 годах Айвазовский увлёкся археологией. И по-своему решил принять участие в учёной дискуссии историков о том, где именно находилась античная Феодосия. Он-то был уверен, что большей частью — на территории существующего города. И, собственно, зачем дискутировать — копать надо! Со свойственной ему энергией, Айвазовский получил средства из казны и приступил к раскопкам курганов в окрестностях города.

Вот как сообщал о первых результатах хранитель Музея древностей Евгений Францевич де Вильнёв: «Вскрыто 22 кургана... В большинстве из них найдены лишь разбитые амфоры, пепел, уголь и жженые кости. В четырех курганах обнаружены следующие предметы: золотые ожерелья, серьги, женская головка, цепочка со сфинксом, сфинкс с женской головой, головка быка, пластины; серебряные браслеты; глиняные статуэтки, медальоны, сосуды и саркофаг; серебряная и бронзовая монеты». Но затем в одном из курганов, на самой южной возвышенной точке мыса Ильи, вскрыли женское погребение. Украшения красноречиво свидетельствовали о том, что женщина принадлежала к «сливкам общества»: они были не просто золотыми, но и искусно изготовленными. Именно они и попали в Эрмитаж.

При жизни великого мариниста ни одно значимое событие для города не проходило без его участия. Сюда, в Феодосию, летом съезжались начинающие художники из разных уголков России. Постройка концертного зала, библиотеки, новое здание для Феодосийского музея древностей — это всё, как бы сказали сегодня, его проекты. А как он ратовал за постройку железнодорожной линии от Джанкоя до Феодосии! Она появилась в 1892 году.

В Крыму вода всегда была в дефиците, а Восточный Крым регулярно страдал от засухи. В 1887 году Айвазовский обратился к городской думе с предложением: «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тыс. ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника». В том же году были начаты работы по прокладке водовода — и через несколько лет в городе появился фонтан с питьевой водой в восточном стиле.

Феодосийцы Айвазовского вспоминают не просто как великого художника, человека необычайного таланта и трудоспособности. Для них он был добрым гением родного города.

Загрузка...