crimea-fun.ru

Горгоны. Медуза горгона - кто она, мифы и легенды Как выглядят сестры медузы горгоны



В мифах и легендах Древней Греции существовало несколько горгон. Некоторые поговаривают, что это были три сестры, дочери божества Форкия (Форкиса). Горгоной являлось существо, внешне похожее на женщину со змеями вместо волос.
Наиболее известной из всех трех чудовищ была Медуза Горгона. Она обладала способностью превращения человека в камень.

История о ее происхождении

Медуза родилась из братского смешения морского хтонического божества Форкия и его сестры Кето. Горгона обладала способностью к превращению предметов в камень с помощью своего взгляда, но была единственной смертной из всех трех существовавших горгон.

Согласно самой последней версии мифа, написанной древнеримским поэтом Овидием в работе «Метаморфозы», Горгона Медуза была девушкой с красивыми волосами. Бог морей и океанов Посейдон овладел Медузой в храме Афины. Здесь девушка искала защиты от преследователя. Но Афина не только отказала просящей о помощи Медузе, но и превратила ее волосы в «гнездо змей».

Миф о Медузе Горгоне, павшей от руки Персея


Жил когда-то молодой юноша по имени Персей, смертный сын бога Зевса. Рос он и ставал все красивее, сильнее и быстрее. Его любили практически все за красоту и любезность к окружающим. Ненавидел его только сам царь Полидект. Он очень злорадствовал, когда юноша пришел к нему с просьбой взять его единственную дочь Данаю в жены. Чтобы окончательно добить сердце молодого Персея, Полидект поручил ему принести голову Медузы Горгоны. Только тогда Персей сможет жениться на его дочери.

Парень знал, на какой опасный подвиг подвергает его царь. Народ поговаривал, что жила Медуза на самом крае земли, в царстве богинь ночи и бога смерти Таната. Тело ее было укрыто крепкой чешуей, а на голове вместо волос извивалось змеиное гнездо. Но помимо этого, убить Медузу Горгону можно было. Ведь из всех трех дочерей темного божества Форка, она единственная была смертной.

Не забывая о своей гордости, Персей дал обещание царю Полидекту, что вернется только тогда, когда в руке его будет голова чудовища. Боги наблюдали за всем происходящим и придумали, как помочь Персею, пока он еще не подался в путешествие. К нему явились Гермес с Афиной и подарили ему шлем для невидимости и блестящий щит, похожий на зеркало.

Добрался Персей к месту обитания Медузы, но на его пути встали три Граи. Имели Граи на троих один глаз, который быстрый Персей отобрал и обещал вернуть взамен на способ перейти реку мертвых, Стикс. Подарили женщины ему сандалии с крылышками, но предупредили о том, что взгляд Медузы превращает человека в камень.

Сандалии несли его над землей до тех пор, пока он не увидел скалу, сияющую напротив солнца, словно золотой слиток. Приземлился Персей здесь и увидел трех спящих горгон. Он не знал как выглядит Медуза Горгона и замешкался. Но тут ему на помощь пришла Афина, которая пропела своим голосом о том, что его цель лежит крайней от моря.

Смотря на щит, как в зеркало, Персей подошел к ней и быстрым движением отсек ее голову. Две оставшиеся сестры тут же проснулись, но юноши уже не было видно. Он надел шлем и убежал от них. Пески Ливии помогли ему избавиться от преследователей, хоть и поплатились за это. Ведь там, где капала кровь с отсеченной головы, появлялось множество змей.

Голова Медузы


На этом миф Древней Греции о Медузе Горгоне не был полностью окончен. С помощью отрубленной головы Персей смог сделать еще множество подвигов и одержать победу над Кето (матерью горгон).

Древнегреческий географ Павсаний утверждал, что голова горгоны покоится под землей Аргоса, где народ циклопов сотворили для нее целый храм.

Горгона Медуза – мифологическое чудовище с женским лицом и живыми ядовитыми змеями вместо волос. Взгляд этой жуткой женщины обращал человека в камень. В общем понимании горгона в древнегреческой мифологии означала змееволосую женщину, обладавшую магической силой. Всего горгон было три: Эвриала, Сфено и Медуза. Все они являлись дочерями бога бурного моря Форкия и его жены – богини морской пучины – Кето.

Из трёх горгон Сфено и Эвриала считались бессмертными, а вот младшая сестра Медуза была смертной. Согласно версии древнеримского поэта Овидия, вначале младшая сестра была обыкновенной красивой девушкой. В неё влюбился Посейдон, но предмет его страсти отверг все ухаживания.

Тогда коварный сластолюбец превратился в птицу. В этом образе он начал везде преследовать Медузу. Та, спасаясь от навязчивого влюблённого, попыталась спрятаться в храме Афины. Но Посейдон только этого и ждал. Он настиг бедную девушку и овладел ею прямо возле священного алтаря. Афина никак не помогла бедняжке. Наоборот, она посчитала, что та осквернила божественные стены её храма и превратила волосы обесчещенной девушки в ядовитых змей. С тех пор Медуза стала горгоной и присоединилась к своим старшим сёстрам.

Столь неприглядные факты могут вызвать чувство глубокого возмущения у читателей, но таковы были нравы той далёкой эпохи, и не нам их осуждать. Но вернёмся к горгонам. Тела этих дам покрывала блестящая чешуя. Она была крепче стали, и ни одни меч не мог её разрубить. Руки были из меди, а пальцы венчали острые стальные когти. Во рту находились острые, как кинжалы, клыки. Красные глаза источали ярость и злобу. Имелись также крылья из золотых перьев. С их помощью жуткие женщины стремительно передвигались по воздуху. Встретив человека, они разрывали его своими медными руками и жадно пили тёплую кровь.

Сёстры горгоны, всего их было трое

Не только люди превращались в камень, посмотрев на горгон, но даже вода трансформировалась в лёд. Они периодически появлялись на севере Древней Греции, неся с собой снежные бури и холодные зимы. Но главная функция женщин-чудовищ заключалась в охране Омфала. Представлял он собой монолитную глыбу и считался пупом Земли. Хранился он в Дельфах, в храме, посвящённом Аполлону.

Смерть горгоны Медузы

Мы знаем, что ничто не вечно под Луной. Не вечной оказалась и горгона Медуза. В конце концов, её настигла смерть, но это должно было случиться в любом случае, так как женщина-чудовище относилась к когорте смертных. Виновником же столь печального конца стал Персей. Это сын Зевса и Данаи. Он прославился тем, что убивал монстров, а горгоны как раз относились к этой категории. Его покровителями считались Афина и Гермес. Именно они поручили Персею убить Медузу.

Но сын Зевса и Данаи понимал, что это чрезвычайно сложное задание, и выполнить его без специальной подготовки не представлялось возможным. Поэтому вначале он отравился к сёстрам Грай, которые приходились сёстрами горгонам. Три сестры Дейно, Пемфредо и Энио олицетворяли старость. Они были такими древними, что имели один глаз и один зуб на троих. Пользовались они этими необходимыми биологическими атрибутами по очереди. Персей воспользовался моментом и выкрал глаз и зуб у беспомощных старух.

После этого он пообещал вернуть украденное, но за выкуп. Он попросил крылатые сандалии, шапку-невидимку и волшебный мешок. Что оставалось делать несчастным старушкам, попавшим под безжалостный прессинг вымогателя. Они снабдили Персея всем необходимым и показали путь к горгонам. Тут же появился Гермес, который подарил решительно настроенному герою острый и кривой нож.

Персей, одев крылатые сандалии, помчался указанной дорогой и вскоре увидел горгону Медузу, спящую в пещере. Та, почувствовав чужака, проснулась и бросилась на пришельца, сверля его взглядом. Но отважный воин не смотрел на горгону: он смотрел на свой отполированный до зеркального блеска медный щит. В нём прекрасно отображалась Медуза, но её отражение не могло превратить Персея в камень. Тот взмахнул своим острым кривым ножом и отрубил горгоне голову.

Персей смотрит на щит, в котором отражается горгона Медуза

Женщина-чудовище погибла, но остались две её сестры. Они бросились на убийцу, но тот спрятал отрубленную голову в волшебный мешок, натянул на голову шапку-невидимку, взмыл высоко в воздух с помощью крылатых сандалий и был таков.

Следует заметить, что во время поединка с Персеем у горгоны Медузы в чреве находилась двойня, зачатая от Посейдона. Когда тело оказалось обезглавленным, то из него хлынула кровь. Вместе с кровью вышли и дети: великан Хрисаор и крылатый конь Пегас. А те капли крови, которые упали на землю, превратились в ядовитых змей.

У мёртвой головы осталось свойство превращать людей в камень. И Персей начал использовать голову в своих сражениях с монстрами и великанами. Он превратил в камень могучего Атланта, поддерживающего небесный свод. Атлант трансформировался в гору, которую впоследствии назвали Атлас. После этого греческий герой появился перед морским драконом Кето и тоже превратил его в камень. Он спас свою мать Данаю от преследования царя Полидекта и его слуг. Все они превратились в каменные статуи.

После совершённых подвигов Персей передал голову горгоны Медузы богине Афине. Та закрепила её у себя на доспехах, над правой ключицей. В таком виде Афину часто изображали древние мастера. Впоследствии голову закопали в землю, а циклопы изготовили мраморную копию и установили её в Аргосе. В настоящее время горгона Медуза является символом феминисток, борющихся за равноправие женщин. Она олицетворяет гнев слабого пола, томящегося под властью мужчин .

.
.
Горгоны - согласно греческой мифологии «Вместо волос у горгон - шевелящиеся змеи, все тело покрыто блестящей чешуей. У горгон медные руки с острыми стальными когтями, крылья со сверкающим золотым опереньем. От взгляда горгон все живое превращается в камень» - так в своей знаменитой поэме «Теогония» («Происхождение богов») описывает горгон древнегреческий поэт Гесидор (около 700 года до н. э).

Горгоны - чудовищные порождения морских божеств Форкия и Кето, внучки земли Геи и моря Понта . Горгоны - три сестры: Сфено, Эвриала и Медуза. Старшие - бессмертные, младшая (Медуза) - смертная. Горгоны обитают на крайнем западе у берегов реки Океан, рядом с граями и Гесперидами . Отличаются ужасным видом: крылатые, покрытые чешуёй, со змеями вместо волос, с клыками, со взором, превращающим всё живое в камень. Персей обезглавил спящую Горгону Медузу, глядя в медный щит на её отражение (Apollod. II 4,2); из крови Медузы появился крылатый Пегас - плод её связи с Посейдоном (Неs. Theog. 270-286). В мифе о Горгонах отразилась тема борьбы олимпийских богов и их героического потомства с хтоническими силами.
Гомер упоминает лишь одну гону, а Гесиод говорит о трех - сестры Стено, Эвриала и Медуза. Стено и Эвриала бессмертны, и лишь Медуза смертна.
В одном из позднейшем мифе о происхождении горгон сказано следующее.
"В незапамятные времена сестры Стено, Эвриала и Медуза были красными морскими девами. Увидел однажды горгону Медузу владыка морей Посейдон и полюбил ее. Не понравилось это олимпийцам - слишком красива и горда была Медуза, а соперничество с богами непростительно для простых смертных. Беспечность Медузы и ее счастливый смех вызвали гнев в душе богини-воительницы Афины . Жестоко покарала Афина Медузу и ее сестер, обратив их в крылатых чудовищ.
Укрылись сестры - горгоны на отдаленном острове, затерянном в океане. И люди рассказывали друг другу страшные истории о жестоких и кровожадных горгонах. Все быстро позабыли о былой красоте горгон и с нетерпением ждали, когда же явится герой, который избавит мир от отвратительной Медузы, под взглядом которой все живое становится камнем. Ибо такова была воля Афины.
Победить Медузу выпало герою Персею , сыну Зевса . Боги помогли Персею, оснастив его в дорогу крылатыми сандалиями, шлемом-невидимкой и сумкой, принимавшей размеры и форму предмета, который в нее клали. Афина же одарила героя блестящим круглым щитом.
Стремительно, как птица, полетел Персей над океаном. И вот перед ним скалистый остров, омываемый свинцовыми водами. Мирно спят сестры, не ведая об опасности. Снится им, что снова вольными морскими девами плещутся они в ласковых волнах. Улыбаются во сне горгоны. Сверкают на солнце их золотые перья и чешуя. Шевелятся на головах змеи. Кружится над островом Персей. Как сразить ему Медузу, если нельзя встречаться с ней взглядом?
И вдруг взгляд героя упал на блестящий щит - подарок Афины. Как зеркало, отражал щит и море, и скалы. Возрадовался Персей. Теперь он сможет сразиться с горгонами. Ринулся юноша вниз. Сверкнул меч, и голова Медузы оказалась в руках Персея. Из шеи обезглавленной Медузы хлынул поток алой крови, и из него - о чудо! - появился крылатый, ослепительно белый конь Пегас и вслед за ним - Хрисаор (Золотой Лук). Взмыли они в синее нес скрылись из виду. Герой бросил голову Медузы в свою сумку и полетел прочь. Проснулись горгоны Стено и Эвриала. Увидели они обезглавленное тело младшей сестры и поняли, что довершила свою месть суровая Афина. С воплем ужаса взмыли горгоны над островом. Они хотели мстить убийце, растерзать его стальными когтями. Но поздно.
Персей, невидимый в своей волшебной шапке, улетел прочь от острова, унося в сумке боевой трофей. Вскоре сама воительница Афина прикрепила голову Медузы к своему щиту (

Медуза была одной из трех сестер, родившихся от Phorcys и Ceto, известных как Горгоны. Согласно Теогонии Гесиода, Горгоны были сестрами Грайай и жили в предельном месте к ночи Гесперидами за Океаном. Более поздние авторы, такие как Геродот и Паусаниас, размещают обитель Горгонов в Ливии. Сестры Горгоны были Штенно, Эврией и Медузой; Медуза была смертной, а ее сестры были бессмертными.

За рождением Горгоны мало упоминается о Горгонах как о группе, но у Медузы есть несколько мифов о ее жизни и смерти. Самый известный из этих мифов касается ее смерти и смерти. В Теогонии Гесиода он рассказывает о том, как Персей отрезал голову Медузы, и из ее крови вырвались Chrysaor и Pegasus, Chrysaor - золотой гигант, а Пегас - знаменитая белая крылатая лошадь.

PERSEUS & MEDUSA
Миф о Персее и Медузе, по словам Пиндара и Аполлодора, начинался с квеста. Персей был сыном Данаи и Зевса, который пришел в Данаю в виде золотой весны. Было предсказано отцу Данаэ, Арисию, королю Аргоса, что сын Данаэ убьет его. Итак, Акрисий запер свою дочь в бронзовой камере, но Зевс превратился в ливень из золота и пропитал ее в любом случае. Акрисий, не желая спровоцировать Зевса, швырнул свою дочь и внука в деревянный сундук в море. Мать и сын были спасены Диктисом на острове Серифос. Именно Диктис поднял Персея к мужественности, но это был брат Диктиса Полидектес, король, который отправил бы его в опасный для жизни квест.

Полидеткт влюбился в мать Персея и хотел жениться на ней, но Персей защищал свою мать, так как считал Полидектес бесчестным. Полидекты ухитрились уловить Персея; он держал большой банкет под предлогом сбора взносов за брак Гипподиамии, который приручил лошадей. Он попросил, чтобы его гости приносили лошадей за свои дары, но у Персея их не было. Когда Персей признался, что у него нет подарка, он предложил любой дар, который назвал бы царь. Полидектс воспользовался своей возможностью позорить и даже избавиться от Персея и попросил главу единственного смертного Горгона: Медузы.

Медуза был грозным врагом, так как ее отвратительный вид мог превратить любого зрителя в камень. В некоторых вариациях мифа Медуза родилась монстром, как ее сестры, которые были опоясаны змеями, вибрируя языки, скрежеща зубами, с крыльями, наглыми когтями и огромными зубами. В более поздних мифах (в основном в Овидии) Медуза был единственным горгоном, обладающим замками змей, потому что они были наказанием от Афины. Соответственно, Овид рассказывает, что однажды прекрасная смертная была наказана Афиной отвратительным видом и отвратительными змеями для волос за то, что они были изнасилованы в храме Афины Посейдоном.

Персей, с помощью божественных даров, нашел пещеру Горгонов и убил Медузу, обезглавив ее. Большинство авторов утверждают, что Персей смог обезглавить Медузу с отражающим бронзовым щитом, который Афина дал ему, пока Горгона спала. При обезглавливании Медузы из ее отрубленной шеи выпрыгнули Пегас и Хрисаор (Посейдон и ее дети). Одновременно с рождением этих детей сестры Медузы Эвриал и Стэнно преследовали Персея. Однако подарок, подаренный ему Аидом, шлем тьмы, предоставил ему невидимость. Непонятно, как Персей взял Пегаса с собой в его приключениях, или если он продолжил использовать крылатые сандалии, которые дал ему Гермес. Приключения Пегаса с героем Персеем и Беллерофоном - классические сказки из греческой мифологии.

Персей теперь летел (либо Пегасом, либо крылатыми сандалиями) с головой Медузы, надежно упакованной, когда-либо мощной с каменным взглядом. Персей в своем путешествии домой остановился в Эфиопии, где царство царя Цефея и королевы Кассиопеи мучило морское чудовище Посейдона, Цет. месть Посейдона была быть взыскана на царстве для высокомерной претензии Кассиопеи, что ее дочь Андромеды (или она сам) была равна по красоте нереидам. Персей убил зверя и выиграл руку Андромеды. Тем не менее Андромеда была обручена, что вызвало оспаривание, что привело к тому, что Персей использовал голову Медузы, чтобы превратить ее предыдущего помолвленного в камень.

Перед возвращением в свой дом Серифоса Персей встретил титанов Алты, которые он повернулся к камню с головой Медузы после некоторых резких слов, создав таким образом Атласские горы Северной Африки. Также во время путешествия домой, голова Медузы пролила кровь на земле, которая сформировалась в ливийские гадюки, которые убили Аргонавт-Мосс.

Персей вернулся домой к своей матери, в безопасности от достижений короля Полидетекса, но Персей был в ярости от обмана Полидетекса. Персей отомстил за то, что повернул Полидектеса и его суд в камень с головой Медузы. Затем он отдал царство Диктису. После того, как Персей закончил голову Горгоны, он отдал ее Афине, которая украсила ее щит и нагрудник.

ЭТИМОЛОГИЯ
Слово Горгон происходит от древнегреческого слова «γοργός», что означает «жестокий, страшный и мрачный». Каждый из названий Горгонов имеет особое значение, которое помогает описать их чудовищность. Стэнно из древнегреческого «Σθεννω» переводится как «сила, сила или сила», поскольку он связан с греческим словом: σθένος. Euryale - от древнегреческого «Ευρυαλη», что означает «широкая, широкая степпинг, широкая молотьба»; однако ее имя также может означать «из широкого морского моря». Это было бы подходящим названием, поскольку она является дочерью древних морских божеств, Phorcys и Ceto. Имя Медузы происходит от древнегреческого глагола «μέδω», который переводится как «охранять или защищать». Имя Медузы очень подходит, поскольку оно является синонимом того, что голова Горгоны стала представителем на щите Афины.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В АРТ
Изображение Горгоны появляется в нескольких художественных и архитектурных сооружениях, включая фронтоны Храма Артемиды (приблизительно 580 г. до н. Э.) В Корча (Корфу), в середине 6-го века до нашей эры, статуя мрамора более крупного размера (то есть теперь в археологическом музее Парос) и знаменитый кубок Дуриса. Горгон стал популярным дизайном щитов в древности наряду с тем, что он был апотропным (отвратительным злым) устройством. Богиню Афину и Зевс часто изображали щитом (или эгидой), изображающим главу Горгоны, которая, как правило, считается Медузой.

Есть также несколько археологических примеров, которыми лицо Горгоны используется на нагрудниках, в мозаиках и даже в виде бронзовых торцевых частей на пучках кораблей в римский период. Возможно, самым известным примером Медузы в искусстве в древности была статуя Афины Парфенос из Парфенона, которая была сделана Фидиасом и описана Паусаниасом. Эта статуя Афины изображает лицо Горгоны на нагруднике богини. В греческой мифологии есть также описание Гесиода щита Геркулеса, в котором описываются события Персея и Медузы.

Имя «Горгона» известно с глубокой древности. Задолго до Гомера греки называли «горгонейоном» маску талисман, которую изображали на одежде, предметах обихода, оружия, инструментах, украшениях, монетах и фасадах зданий.

Уже в те древние времена мифы о Горгоне и Медузе тесно переплелись и эти имена практически стали синонимами. Горгона наделена невероятно коварной красотой, завораживающей любого, кто взглянет на нее. В зависимости от обстоятельств ее жертва окаменевает, теряет дар речи, лишается чувств или умирает. Силу Медузы можно обратить против нее самой или использовать в борьбе с другими противниками.

Согласно различным, зачастую противоречивым, источникам, Медуза - женское существо. Легенда о Медузе Горгоне окончательно сформировалась к VIII веку до н. э. В эпоху Гомера Горгона была настолько известным персонажем, что он просто упоминает о ней в своих поэмах, не излагая ее истории, которая, как, видимо, он считает, прекрасно известна грекам. Зевс вселял ужас в своих врагов щитом Афины - эгидой, на котором была изображена голова Горгоны.

Ни один из античных авторов не упоминает о том, каким образом она обрела свои незаурядные способности. В гомеровские времена изображения Медузы были распространены повсеместно: их можно увидеть на монетах, бокалах для вина, хлебных формах, над входной дверью и у домашнего очага во многих афинских домах. Считалось, что капли ее крови в амулете предохраняют владельца от несчастий.

После Гомера значительный вклад в развитие образа Медузы сделал Гесиод (конец VIII-VII век до н. э.). В поэмах «Теогония» и «щит» упоминаются две из пяти сестер Горгоны - Стено и Эвриала - чудовища, живущие на краю мира, а также описывается смерть Горгоны от руки Персея. По сравнению с беглыми упоминаниями и намеками Гомера это уже огромная информация. Эсхил (525-456 годы до н. э.) добавляет к ней еще несколько деталей.

В «Прикованном Прометее» он говорит о сестрах Медузы - крылатых женщинах со змеями вместо волос и смертоносным взглядом. В двух других трагедиях Эсхила образ Медузы олицетворяет отвратительность зла и безжалостность человека.

Однако особенно интересные поправки к истории о Горгоне делает в «Двенадцатой пифийской оде» Пиндар. В отрывке о происхождении флейты он говорит, что инструмент был создан Афиной, впечатленной криками сестер Горгоны в день ее смерти. Пиндар описывает красоту и привлекательность Медузы, вдохновлявшую поэтов романтиков на протяжении многих столетий. От него же исходят сведения о том, что жертвы Горгоны окаменевают от ее взгляда.

Свою лепту в развитие мифов о Медузе внес Еврипид (V век до н. э.) в «Ионе». Героиня этой поэмы Креза описывает два небольших полых амулета, доставшихся ей от отца - Эрихтония, который, в свою очередь, получил их от Афины. Каждый из амулетов содержит каплю крови Медузы. Одна из капель - благотворная, обладающая целительными свойствами, другая - яд из змеиного тела.

Здесь, как и у Пиндара, Медуза - существо двойственное. Наиболее известное, полное и значительное по своему воздействию на европейскую мифологию описание Горгоны сделано Овидием в четвертой и пятой книгах «Метаморфоз». В его истории главным персонажем становится смелый, дерзкий и жестокий герой Персей.

Для того чтобы подчеркнуть значимость победы Персея над Медузой, Овидий подробно говорит о происхождении и чудовищных способностях его змее волосой соперницы. Именно описанию Овидия в своем большинстве следовали писатели и художники последующих столетий.

Под пером Овидия история Медузы превратилась в легенду. Дочь Форция, сына моря и суши, и Цето, Медуза принадлежит к младшей тройне сестер Горгон (по Овидию, старших сестер Горгон - Грей - было две, они родились уже старыми, с одним глазом на двоих и с одним зубом в общем рту). Хотя у всех трех младших Горгон вместо волос змеи, только Медуза обладает чудесным даром завораживать людей взглядом (и в положительном, и в отрицательном смысле этого выражения) и только она одна из трех сестер смертна. Персей избегает ее прямого взгляда и отрубает спящей Медузе голову, глядя в ее отражение на своем отполированном щите. Из крови, хлынувшей из раны, «как из материнского чрева», появляются сыновья Медузы - Пегас и Хризаор. Их отцом, видимо, следует считать Персея. Персей прячет отрубленную голову в сумку, подаренную ему для этой цели Афиной. Сила Горгоны не действует, пока ее голова в этой сумке. На обратном пути в Эфиопию Персей трижды вынимает голову поверженной соперницы. В первый раз, в пустыне, он несет голову перед собой.

Из тех мест, куда капает кровь Горгоны, выползают змеи. Во второй раз Персей направляет взгляд Горгоны на ливийского царя Атласа, который не поверил рассказу воина о своих подвигах и отказал ему в гостеприимстве. За это Атлас был превращен в каменистую гору. Наконец, в третий раз Персей вынимает голову из сумки при встрече со своей возлюбленной Андромедой. Он кладет голову лицом вниз «среди папоротников и водорослей», и магический взгляд Медузы превращает водоросли в кораллы. Это превращение - самый чудесный эпизод в истории о Медузе. Овидий уже не упоминает об опасности, которую представляет голова Горгоны.

В завершение героического рассказа Овидий еще раз излагает родословную Медузы и упоминает о проклятии, наложенном на нее ревнивой и завистливой Афиной. Он рассказывает о том, что в юности Горгона была очень красивой и волосы были ее главной гордостью. Однако все изменилось после того, как Посейдон насильно овладел ею в храме Афины. Разгневанная осквернением своего святилища (а может быть, и из зависти к красоте Медузы), Афина направила на нее свой щит и, превратив роскошные волосы в змей, изгнала ее из своего храма на вечные времена. С тех пор на щите Афины изображена голова Медузы, устрашающая врагов. После Овидия единственным из классических продолжателей истории Медузы был Аполлодор. В «Библиотеке» он скрупулезно излагает все известные ему варианты легенды.

И хотя большинство последующих исследователей и писателей ссылались не на него, а на Пиндара, Овидия и даже на невразумительные упоминания Гомера, именно Аполлодор был лучшим комментатором истории о Медузе и сделал больше других для того, чтобы она стала известной последующим поколениям. Упоминания о Медузе можно также найти в «Симпозиуме» Ксенофана и в «Пантеоне» Лукиана.

Вопрос о том, можно ли связывать возникновение мифа о Медузе с универсальным поверьем о «дурном глазе», как это делали ранние исследователи, остается открытым. Среди мифов народов Скандинавии, Индии, австралийских аборигенов, американских индейцев и эскимосов немало таких, в которых говорится о людях, обращенных в камень «дурным взглядом». В бразильских преданиях фигурирует птица, способная обращать в камень всякого, кто видит ее; некоему охотнику удалось обезглавить такую птицу, не глядя на нее, и затем использовать ее голову против своих врагов. Как видим, история Горгоны не ограничивается циклом легенд о Персее.

Неизвестно, когда возник обычай наносить на боевые щиты устрашающие рисунки, психологически воздействующие на противника и потому будто бы делающие его более уязвимым. Такие изображения зачастую служили и «средством» против «дурного глаза». Их можно было видеть на носу кораблей, зданиях, медальонах для детей и домашних животных. Хотя миф о Горгоне не был ни причиной, ни следствием поверья о «дурном глазе», именно благодаря ему в обиход вошли амулеты горгонейоны.

Изображения Медузы встречаются не только в древнегреческом и римском, но и в древневосточном искусстве. Один из хорошо сохранившихся примеров - предметов с таким изображением - знаменитая мраморная маска, датируемая V веком до н. э. и хранящаяся в художественном музее Монако. В отличие от большинства античных горгонейоно маска отражает негативные черты образа Горгоны, доведенные до карикатурного вида. С другой стороны, лик монакской Медузы без преувеличения можно назвать прекрасным - практически круглое, гладкое женское лицо с немного опущенными веками. Под ее подбородком сплелись две змеи. Именно эта Медуза привела в восхищение Гете, увидевшего ее во дворце Ронданини в Риме. «Изображение прекрасного лица, объятого предсмертной агонией, в благородной полупрозрачности желтого камня неописуемо удачно», - писал Гете/ Эту маску иногда называют Медузой Ронданини. Хорошо сохранившиеся изображения Медузы можно увидеть на древнегреческих амфорах. На ранних из них преобладают черты Медузы чудовища, гротескной воительницы, обезглавливаемой Персеем. Позднее, когда образ Горгоны перестал восприниматься однозначно негативно, интерес к сцене обезглавливания упал: стоило только Горгоне заслужить некоторую долю симпатий, публика перестала получать удовольствие от сцен ее смерти.

Медуза стала жертвой, красивой и трогательной в своей гибели. Медуза Горгона - одна из самых известных фигур греческой и римской мифологии. Яркость ее описаний в европейской литературе и изображений в искусстве в значительной мере зависит от того, насколько близки творения позднейших писателей, художников к античным источникам.

Доступ к таким источникам после падения римской цивилизации оказался довольно затрудненным. Образ Медузы продолжал жить в сказаниях и легендах, но только в средневековье вернулся в литературу и изобразительное искусство. Типичным для средневекового восприятия Горгоны можно считать отрывок из девятой песни «Ада» Данте. Ее образ в интерпретации христианина Данте выступает как сочетание красоты и ужаса; Медуза - олицетворение противоречивых желаний, ей противопоставлен образ добродетельной Мательды.

Медуза последнее, самое сильное искушение Данте, путешествующего по аду. Он добивается искупления грехов, избегнув взгляда Медузы благодаря своему проводнику Вергилию, прикрывшему его глаза рукой. Как это ни странно, Медуза Данте выглядит совершенно непривлекательной на иллюстрациях к «Аду» такого крупного мастера, как английский художник Уильям Блейк (1757-1827): она смотрит на ворота города Дис невыразительным каменным взглядом, пока нечетко выписанный на рисунке Данте проходит мимо нее в сопровождении Вергилия.

Как и многие другие, эта иллюстрации Блейка имеет мало общего с содержанием произведения Данте, изобразившего «чудесный» ад, в котором чудовища превратились в ручных животных, а пламя не обжигает. Большинство средневековых упоминаний о Медузе содержат негативную оценку ее образа. Авторы часто противопоставляют ее Афине как символ зла и добра, пророка и добродетели, похоти и целомудрия. Изображенная на щите Афины Медуза в эту эпоху становится олицетворением беспорядка, ярости, сумасшествия и смерти.

Петрарка называет свою любовь к Лауре «грехом идолопоклонства» и сравнивает свою возлюбленную с Медузой: «Медуза и мой грех меня окаменили». Позднее, в «Триумфе целомудрия», Петрарка вводит образ, ставший популярным в любовной лирике эпохи Возрождения, - Лауры Афины - олицетворения добродетели и целомудрия, обороняющейся щитом с изображением Горгоны. Этот сюжет можно встретить у таких крупных поэтов средневековья, как Дю Белле (в поэмах, адресованных Маргарите де Валуа), Спенсер (в «Эпиталамионе», «Чудесной королеве»), Мильтон (в «Комусе»).

На бронзовой скульптуре Персея работы Челлини (1553) герой держит за волосы голову Горгоны (по которой одной только и можно догадаться, что изображен именно Персей). Горгона совсем не выглядит опасной. Более того, ее лицо - копия лица Персея: тонкие брови, чувственные губы, правильной формы нос и немного прикрытые глаза. Даже их волосы похожи на голове Медузы не змеи, а мелкие кудри.

Медуза Челлини - непревзойденное изображение этого сложного и противоречивого образа в искусстве, как и Медуза Овидия в литературе. Все последующие творцы не смогли выйти из тени этой прекрасной статуи. Глуповатый Персей у Караваджо, похоже, больше обеспокоен тем, чтобы змеи с головы Медузы не укусили в нос его самого. Столь же мало впечатляет фигура Персея в звездном атласе Яна Гевелиуса (1687): герой тащит за собой по небесному пространству голову Горгоны с полным, плоским лицом размером едва ли не с торс Персея.

Любопытное описание Медузы содержится в «Истории четвероногих зверей» Эдварда Топселла (1607). По характеристике автора, Медуза - существо с драконьим хребтом, зубами дикого кабана, ядовитой гривой, крыльями, человеческими руками и смертельным дыханием. По Топселлу, Медуза живет в Африке, в Ливии. Вопреки традиции, он утверждает, что Горгона - не человек и, более того, существо мужского пола, имеющее размер, средний между теленком и быком. Впрочем, это не единственное свидетельство о Горгоне как о «мужском существе». В таком же качестве она появляется в трагедии Шекспира: с Медузой разгневанная Клеопатра сравнивает Антония.

Возникновение нерационалистического течения в искусстве, начавшегося с «доромантиков» Руссо и Гете, вдохнуло в образ Медузы новую жизнь. Никогда еще с античных времен ей не уделяли столь пристального внимания. Романтики видели в ней не просто мифологическую Горгону по имени Медуза, а образ мрачной женщины, наделенной непреодолимо опасной красотой, истинное имя которой - Смерть. Восхищение поэтов и художников возвело ее в ранг музы. Она вдохновляла Эдгара По, Бодлера, Колриджа, Китса, Шелли, Россетти д"Аннунцио и других.

Шелли впечатлила картина из галереи Уффицы во Флоренции, которую ошибочно приписывали Леонардо да Винчи, на самом деле принадлежащая кисти неизвестного фламандского живописца. На ней голова Медузы окружена дымкой, в которой угадываются силуэты змей, летучих мышей и других зловещих существ. Ее полуоткрытый рот извергает ядовитое облако. В конце XIX века Медузе примерили новую маску. Созданное в 1895 году бельгийцем Фернандом Кнопффом полотно «Кровь Медузы» вошло в число классических произведений символизма. На нем нет крови, но запечатлено загадочное женское лицо с тонкими чертами.

Взгляд женщины направлен вперед. Ее зрачки расположены необычно близко к уголкам прозрачных глаз. Небольшая змея с открытой пастью, в которой виден ядовитый зуб, выползает из за высокого воротника платья женщины. Две другие змеи преданно расположились около ее висков.

На известной иллюстрации английского графика Бердсли к «Саломее» Оскара Уайльда «Награда танцовщицы» (1894) Саломея держит за волосы голову не Иоанна Крестителя, а Медузы. Две женщины, танцовщица и ее муза - Горгона, смотрят друг на друга в восхищении.

Новый взгляд на историю Медузы, сложившийся к началу XX века, нашел воплощение в скульптуре ученицы Родена Камиллы Клодель «Персей и голова Медузы» (1898 - 1902). Отразилось в ней и то, что незадолго до того, как к ней пришел замысел скульптуры, ваятельница поссорилась со своим учителем. Ее Горгона не выглядит ужасным существом. Но и не прекрасной женщиной. Изогнув левую руку, Персей держит ее голову над своей. Морщины на обвисших щеках Медузы подчеркивают контраст между нею и юным Персеем. Скульптура Клодель скорее изображает достойную зрелую женщину, в результате трагических недоразумений попавшую под власть молодого, глуповатого победителя.

Среди современных литературных интерпретаций мифа о Медузе Горгоне, безусловно, заслуживает внимания пьеса Эмилио Карбаллидо «Медуза» (1958). Карбаллидо превращает древнюю легенду в экзистенциальную аллегорию. Персей получает задание убить чудовище - Медузу. В какой то момент герой понимает, что он - не меньшее чудовище, чем сама Медуза. Он пытается разобраться в себе и оправдать необходимость убийства, но в результате все больше отделяется от привычного ему общественного порядка. Медуза становится у Карбаллидо символом избавления от иллюзий. Она помогает юноше - герою пьесы уйти от стереотипного взгляда на несовместимость добра и зла.

Со времен Пиндара Медуза Горгона совмещает в себе одновременно ужас и очарование. Она олицетворяет слияние в человеке хаоса и порядка, свободы и самоограничения, сознания и подсознания. Кое кто может предположить, что мифы - отражение заблуждений древности. Скорее они - зеркало человеческой души.

Загрузка...