crimea-fun.ru

Дорисуй в правом верхнем углу каждой рамки. Игры на развитие пространственных представлений

Подготовительная группа – ориентировка на листе бумаги в клетку

    Знакомить с понятиями: лист, страница, тетрадь.

    Упражнение «Машина» (развитие умения различать правую и левую стороны листа).

Машина «едет» из дома в гараж. Свои действия дети сопровождают указанием направления движения: «слева направо».

    Упражнение «Фрукты»

У каждого из вас в руках картинка с изображением фрукта, назовите, у кого что нарисовано (какой фрукт). Положите картинку с изображением вверх тетради.

Покажите низ тетради. (Дети кладут картинки вниз).

Покажите середину тетради. (Дети кладут картинки в середину).

Что находится внутри тетради в середине? (Сгиб листов тетради, скобки)

Что находится снаружи закрытой тетради? (Обложка)

Где начинаем писать (рисовать) в тетради: сверху или снизу? (Сверху) (Показ)

С какой стороны начинаем писать (рисовать): справа или слева? (Слева) (Показ)

Покажите верхний левый угол первой страницы.

Обведите первую верхнюю клеточку в тетради.

Обведите еще три клеточки (По одной через клеточку)

Сколько всего клеточек обведено?

    Повторение названий сторон и углов листа и страницы

    Упражнение «Найди соседей» (приложение 1)

Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: педагог просит найти изображение какого-то предмета и определить:

Что изображено справа от него, - что нарисовано под ним, - что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Вариант 2: педагог просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:

В правом верхнем углу, - вдоль нижней стороны листа, - в центре листа, и т.п.

    Упражнение «Назови где находится фигура»

На листе располагаются фигуры (правый нижний угол – красный квадрат, правый верхний угол – синий прямоугольник, левый нижний угол красный прямоугольник, левый верхний угол синий квадрат, центр – желтый круг). Сопровождающие вопросы для детей: «Назови, где находится красный квадрат?» и т д..

    Изучение клеточного и строчного микропространства

1) Упражнение «Клетки»

Учить ориентироваться в клетке (центр клетки, углы, стороны)

Найти в клетке центр (выделение центра клетки на протяжении всей строки).

Найти левый верхний угол (выделение угла в клетки на протяжении всей строки).

Найти правый нижний угол (выделение угла в клетки на протяжении всей строки).

Найти стороны клетки (правую, левую)

Найти «пол и потолок» клетки.

Изобразить клетку полностью (нарисовать «домик» через одну клетку).

2) Упражнение «Найдите клеточку» (работа на строкой)

Ставлю детям в тетрадях крестик в клеточке, находящийся в верхнем левом углу страницы.

Найдите клеточку, которая находится, справа от крестика в ней сами нарисуйте крестик, затем ещё крестик в следующей клеточке справа и т д до конца строчки. Так дети знакомятся со строкой. Нарисовать кружок под первым крестиком.

Найдите клеточку, которая находится под кружком. И в ней сами нарисуйте кружок, затем ещё один кружок в следующей клеточке под нарисованным кружком и. т. д.

    Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе бумаги в клетку

    Упражнение «Дорисуй узор»

Детям предлагается лист бумаги в клетку на котором изображены узоры. Дети дорисовывают их.

    Упражнение «Дорисую фигуру»

Детям предлагается лист бумаги в клетку на котором изображены фигуры. Дети дорисовывают их.

    Рисование фигур по точкам

    Упражнение «Графический диктант. Слон»

Поставьте в верхнем левом углу точку. Это будет начало нашей картинки. Начиная от точки, проведи линии по клеточкам:

4 клетки вправо, 1 вниз, 5 вправо, 8 вниз, 3 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 3 влево, 4 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 вправо, 6 вверх.

    Упражнение «Графический диктант. Зайчик»

Отступи 5 клеточек справа и 3 сверху, поставь точку. Будем рисовать от этой точки. Нарисуй 1 клеточку вправо, 3 вниз, 2 вправо, 2 вниз, 1 влево, 2 вниз, 3 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 6 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 12 вверх.

Вместе с детьми разберите какие получились фигурки. К каждой фигурке можно придумать небольшие стишки или присказки.

Надежда Лукьяненко
Развитие графических навыков письма у дошкольников

Развитие графических навыков письма у дошкольников

На первом этапе обучения в школе дети часто испытывают затруднения с письмом : быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается «зеркальное письмо » ; ребенок не различает понятия «лево» , «право» , «лист» , «страница» , «строка» , не укладывается в общий темп работы.

Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в ДОУ специальной системы работы, целью которой является подготовка руки ребенка к систематическому письму , формирование элементарных специфических графических навыков письма .

Такие занятия, сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития , я провожу с детьми регулярно. Выработалась определенная система упражнений.

Учитывая возрастные особенности старших дошкольников (6лет, в том числе особенности зрительного восприятия, занятия провожу в тетрадях с крупной и мелкой клеткой. Клетка дает большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма , так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создает благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве.

Существует несколько мнений по поводу того, какую тетрадь брать для занятий, в крупную или мелкую клетку. Я практикую так. На первых занятиях, когда дети учатся ориентироваться в тетради и на рабочей строке, даю детям листы тетради в крупную клетку. А потом мы работаем карандашом в тетради в мелкую клетку.

Система работы включает восемь разделов, которые реализуются в следующем порядке.

1. Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.

2. Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них.

3. Радуга : теплые и холодные тона.

5. Печатание цифр по клеткам.

7. Печатание букв по клеткам.

Упражнения усложняю постепенно. Знакомя детей с новым упражнением, опираюсь на ранее усвоенные им умения и навыки .

Примерные упражнения по разделам

1. Знакомство с тетрадью. Загадать детям загадку. То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка! Можешь и нарисовать. Называюсь я… (тетрадь) .

Рассмотреть тетрадь. Она состоит из обложки и листов. На обложке обычно пишут фамилию и имя человека, которому принадлежит тетрадь, и некоторые другие сведения. У каждого листа две стороны – две страницы. На них пишут, чертят, рисуют. Заполнять листы рисунками и орнаментами нужно по порядку.

Рассмотреть страницу. На ней начерчены прямые линии сверху вниз и слева направо, которые образуют одинаковые квадраты – клетки. Предложить детям провести указательным пальцем правой руки по линиям сверху вниз и слева направо.

Предложите детям такие задания :

Покажи нижнюю часть тетрадного листа, верхнюю, правую, левую сторону.

На листе тетради есть четыре угла : два верхних, два нижних. Соответственно – верхний правый угол, нижний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол.

Покажите пальчиком верхний правый угол, верхний левый угол, нижний правый угол, нижний левый угол, середину страницы.

А сейчас мы будем с вами на странице тетради создавать картинку (на столах у детей лежат картинки : подсолнух, домик, солнышко, тучка, бабочка).

Положите в правый нижний угол картинку подсолнуха. В левый нижний угол картинку домика. В правом верхнем углу будет солнышко. В левом верхнем углу – тучка. Посредине разместите бабочку. Вот такая картинка получилась.

Загадываю ещё одну загадку.

Если ты его отточишь, нарисуешь всё, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж… Что же это? Карандаш.

А сейчас поработаем карандашом. Но сначала сделаем массаж. (Массаж руки гранённым карандашом со словами) :

Мы, как древние индейцы,

Добываем огонёк.

Сильно палочку покрутим

И огонь себе добудем.

(Проверить, правильно ли держат дети карандаш) .

– Не забывайте, что карандаш, также и ручка удерживается большим, указательным и средним пальцами. Похлопайте указательным пальчиком по карандашику… Вот так.

Возьмите карандаш и в правом верхнем углу обведите клеточку.

(Так дети обводят клеточки во всех четырёх углах и посредине страницы) .

Послушайте ещё одну загадку.

Жмутся в узеньком домишке

Разноцветные детишки.

Только выпустишь на волю –

Где была пустота,

Там глядишь – красота! (Цветные карандаши) .

А затем закрашивают их цветными карандашами.

Рабочая строка. Цель : учить ориентироваться на рабочей строке.

Рабочая строка состоит из ряда клеток, расположенных слева направо, и имеет верхнюю и нижнюю границы. В первых упражнениях педагог сам чертит верхнюю и нижнюю границы рабочей строки. Дети рассматривают рабочую строку (она состоит из ряда клеток, закрашивают ее синим карандашом. «Строка – это река с заповедными берегами. На берег выходить нельзя. Писать можно только на рабочей строке».

Дети закрашивают рабочую строку синим или голубым карандашами, как будто бы это река.

Дети ставят точки на рабочей строке : в центре клетки, на середине боковой стороны клетки. На пересечении линий.

2. Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинация из них.

Цель : развивать ориентирование на рабочей строке (сверху вниз, слева направо) ; зрительно – двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма , зрительное внимание.

Это могут быть вертикальные и горизонтальные прямые линии разной длины и с разными интервалами, в различных комбинациях, в том числе квадраты, прямоугольники небольших размеров, которые дети штрихуют слева направо или сверху вниз, раскрашивают. Упражнения выполняют строго по клеткам.

Длительность графических операций не должна превышать 5-7минут. Следует отметить : не торопите детей. У каждого ребёнка свой темп письма .

На рабочеё строке нарисуйте прямые линии сверху вниз. Обращаю ваше внимание, что прямые линии мы рисуем сверху вниз. Овалы – против часовой стрелки. Полуовалы можно рисовать как по часовой стрелке. Так и против неё.

3. Радуга. Цель : закреплять знания о теплых и холодных цветах, укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки.

Педагог чертит радугу, дети закрашивают ее по порядку в цвета : красный, оранжевый, желтый – это теплые цвета, как солнышко, как огонек; зеленый, голубой, синий, фиолетовый – это холодные цвета, как небо, как река, море. В дальнейшем при раскрашивании фигур дети самостоятельно подбирают теплый или холодный цвет по указанию педагога.

4. Наклонные прямые линии и комбинации из них. Цель : развивать ориентирование на рабочей строке и в микропространстве (правый верхний и левый нижний углы, слева направо и т. д.) ; зрительно- двигательную координацию, навыки безотрывного письма , зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки.

Это могут быть наклонные прямые линии с различными интервалами и комбинации из них, треугольники разной формы и штриховки их прямыми наклонными линиями, закрашивание их в теплые или холодные цвета по указанию педагога.

5. Печатание цифр по клеткам. Цель : развивать ориентирование в микропространстве, зрительно-двигательную координацию, зрительное внимание.

Цифры печатаем такими, как печатают индекс на почтовых конвертах. Далее можно предложить детям сравнить : что одинаковое и что разное в паре цифр : 2 и 7, 6 и 9.

6. Дуги, волнистые линии, круги, овалы. Цель : развивать зрительно- двигательную координацию, умение чертить плавно закругленные линии, ориентировку в микропространстве.

Дуги желательно чертить высотой в одну клетку и шириной в одну, затем в две клетки. Круги вписывать в квадрат – клетку, в квадрат со стороной в две клетки, затем в воображаемый квадрат. Овалы чертить в прямоугольнике шириной в одну клетку, высотой в две клетки, затем в таком же воображаемом прямоугольнике. Перед тем, как рисовать дуги в тетради, попробуйте нарисовать их в воздухе.

7. Печатание букв по клеткам. Цель : развивать внимание , зрительно-двигательную координацию, закреплять элементарные графические умения и навыки письма .

Буквы печатаем высотой в две клетки, шириной в одну клетку. Исключение составляют буквы Ж, Ф, Ш, Щ, Ы. Их печатают шириной в полторы клетки. В конце каждого занятия дети сравнивают по признакам сходства или различия некоторые буквы : Б – В, И – Н, С - Э, О – Ю, Ц – Щ и др.

8. Рисование по клеткам предметов сложной формы. Цель : развивать зрительный анализ и синтез восприятия предметов сложной формы, ориентирование в пространстве; закреплять навыки счета и измерения условной меткой – клеткой.

Это могут быть различные предметы, нарисованные по клеткам, орнаменты из геометрических фигур. Сначала дети рассматривают образец, зрительно расчленяя его на простые геометрические фигуры, определяя их величину, считая клетки в каждой стороне и определяя их взаимное положение, затем рисуют по образцу, раскрашивают. На следующем этапе работы дети рисуют предметы или орнаменты из геометрических фигур по замыслу, раскрашивают их.

Письмо требует особых умений, точного изображения букв, плавных, ритмичных движений. Что может помочь в написании букв, а сначала только лишь их элементов? Та деятельность, где ритм выражен особенно ярко, музыка. Музыку можно записать не только с помощью нот, но и с помощью палочек, крючочков, петелек.

Удары бубна.

Послушайте размеренные, отрывистые удары бубна. Передайте эти удары на бумаге с помощью карандаша. Это может выгладеть так :. .. . .

При ускорении темпа -. .. ..

Попробуйте передать эти удары, не отрывая руку от бумаги. Возможно, это получится ломаная линия.

Сейчас я пропою на одной ноте песенку «ля-ля-ля» в умеренном темпе. А вы запишите мелодию непрерывным движением в рабочей строке. (Даю образец непрерывных полукругов) .

Сейчас я пропою «ля-ля-ля» в более быстром темпе (образец на доске) .

Сейчас я пропою «ля-ля-ля» в медленном темпе (образец) .

Выполните танцевальное движение – притопывание ножкой на сильные доли : «там-там-там» . (Мелодия песни «Во поле берёза стояла» ). Изобразите это движение непрерывной линией. (Образец) .

Сделайте лёгкие полуприседания – «пружинки» (два образца) .

А теперь глубокие приседания. Нарисуйте.

Закройте глаза и послушайте эту спокойную музыку. (Вальс) . Подумайте, что под эту музыку можно делать, что под неё хочется делать?

Под эту музыку хочется кружиться (образец узора) .

Игра «Переводчики»

Водящий ударяет в бубен умеренно и быстро. Дети записывают «мелодию» в тетради, «переводят» звуковые образы в двигательные.

Пропоем сейчас простую и знакомую детям песенку. (Мелодия песни «Жили у бабуси» ). Во время пения дети выполняют «графическую мелодию » .

Будем надеяться, что детям будет интересно одновременно слушать мелодии, писать. А иногда и танцевать.

Зарисовывание песенок и ритмов поможет сформировать важные для письма умения : умение видеть рабочую строку и при письме не выходить за её границы; умение правильно держать карандаш; а главное – подчинять свои движения карандашом определённому ритму, приучать руку к уверенному безотрывному письму . Заодно дети освоят написание некоторых элементов букв рукописного шрифта.

Примерный план занятия (или части занятия) по развитию элементарных графических навыков письма

1. Сообщение детям темы занятия.

2. Рассматривание образца упражнения, объяснение способа его выполнения.

3. Показ способа выполнения задания на доске или в тетради с одновременным пояснением : «Поставим ручку в правый верхний угол клетки, проведем прямую в левый нижний угол и т. д.»

4. Проговаривание детьми способа выполнения задания.

5. Выполнение задания.

6. Контроль со стороны педагога за точностью выполнения задания детьми.

7. Привлечение ребенка к анализу качества выполненной работы.

Особо обратим внимание на некоторые тонкости интерпретации рисунков по первой позиции. Обследуемый может превратить точку в центральной смысловой элемент рисунка, но занять по отношению к ней пассивную позицию (например, нарисовать человека, который рассматривает ее через подзорную трубу). Такой тип рисунка встречается часто у лиц с психастеническими чертами характера. Они тщательнейшим образом стремятся каждый элемент окружающего мира, но являются крайне нерешительными и тревожными, не верят в свои силы, что и приводит к детальной, но чисто созерцательной и пассивной ориентировке.

В другом варианте обследуемый может как бы «замаскировать» точку (например, нарисовать массу снежинок, капель дождя, звезд и т.п. в виде точек). Такие рисунки обычно встречаются у людей, которые стремятся к получению максимально полной информации о среде, преувеличивая ее значение. Для них не бывает ненужной информации, «мелочей», поэтому они собирают об окружающих любые сведения. Эту информацию они тщательно анализируют, накапливают и используют при социальном взаимодействии.

Во второй позиции теста выявляется наличие у человека агрессивных тенденций, что очень важно для криминологического исследования. В представлении людей крокодил обычно ассоциируется с такой чертой, как агрессия. Поэтому его рисунок является проекцией агрессивных черт характера, установок, злопамятности, подозрительности. При анализе рисунка необходимо обратить внимание на наличие прямых символов агрессии: открытой пасти, зубов, когтей, агрессивной позы (особенно показательно, когда крокодил что-то или кого-нибудь поедает. О наличии агрессии будут также свидетельствовать заостренные элементы рисунка и большие размеры нарисованного крокодила. Тщательное вырисовывание крокодила, по сравнению с другими рисунками, также свидетельствует о наличии актуальной агрессии. Глаза в этом рисунке имеют информативное значение, их вырисовка говорит о повышенной восприимчивости, подозрительности и поиске проявления агрессии со стороны окружающих. Хвост символизирует наличие такой черты, как злопамятность. Чем более он выражен в рисунке, тем сильнее проявляется эта черта. Иногда встречаются рисунки, в которых крокодил как бы маскируется (плывет в воде, скрывается в зарослях и т.п.), что свидетельствует о наличии латентной агрессии. Обычно это встречается, когда она по тем или иным причинам не может быть открыто реализована

Возможен и такой вариант рисунка: крокодил нарисован крайне агрессивным (открытая пасть, множество зубов и т.п.), а в словесной характеристике обследуемый описывает его как доброго, мягкого, ленивого. Это встречается у людей, которые декларируют свое доброжелательное отношение к окружающим, скрывая наличие агрессии. Такое впечатление иного производят осужденные за насильственные преступления.

В третьей позиции теста выявляются особенности поведения человека в социальной группе и то, в какой степени он придерживается конвенциальных норм. Бесспорно, такая информация имеет значение для прогнозирования поведения осужденного в ИТУ. Если рисунок слона выходит за рамки прямоугольника, как бы разрывает его, то обычно это свидетельствует о тенденции к нарушению норм. Объясняется это тем, что сам по себе прямоугольник является ограничением, символизирующим действием норм. Естественно, что пренебрежение эти ограничением, несмотря на инструкцию, которая также является моделью императивного действия норм, свидетельствует о неспособности или нежелании человека придерживаться в своем поведении нормативных предписаний. Изучение преступников с помощью АРТ позволило предположить, что в этой позиции выявляется тенденция человека к нарушению не каких-то конкретных видов норм (правовых, нравственных и т.д.), а скорее психологическая переносимость любых внешних ограничений поведения, формальных и неформальных. Чаще всего, как показали наши исследования, рисунок слона выходит за рамки прямоугольника у преступников, которые, находясь в местах лишения свободы, являются злостными и активными нарушителями режима.

Поскольку слона большинство людей представляют как животное не одинокое, а живущее в группе, именно поэтому автором теста он был выбран в качестве и стимульного материала для опосредованного выявления особенностей поведения человека в группе. Кроме того, на наш взгляд, имеет значение и тот факт, что для европейца слон является достаточно нейтральным понятием, не вызывающим личных эмоций или ассоциаций, связанных с прошлым опытом взаимодействия, в отличие, например, от лошади, коровы и других стадных животных.

Таким образом, рисунок слона является прямым аналогом поведения человека в группе. Агрессивное поведение в группе проявляется в тех случаях, когда у слона рисуются бивни, слон находится в угрожающей позе. Значение такой детали, как уши,- прямые: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Люди, у которых особенно выражена эта черта, рисуют слона с поднятыми ушами, слон как бы прислушивается. По другим деталям определяется, предпринимает ли обследуемый какие-либо действия для завоевания признания окружающих. Поднятый хобот - стремление привлечь к себе окружение, быть в центре внимания. Глаза - интерпретируются так же, как в рисунке крокодила. Ресницы - признак наличия истероидно-демонстративных черт (если встречаются у мужчин, то свидетельствует о наличии «женских» манер поведения). Хвост символизирует отношение к себе, к собственным действиям, самооценку. Поднятый хвост - положительная оценка себя, своих действий в группе. Опущенный вниз - недовольство собой, своими социальными действиями, положением в группе.

Большое информативное значение имеет расположение слона в прямоугольнике. Если рисунок занимает весь прямоугольник, слону как бы «тесно» в нем, это свидетельствует о стремлении к доминированию в группе. Незначительные размеры рисунка - отсутствие тенденции к доминированию, заниженная оценка своего социального статуса. Чаще слон изображается с боку, но встречаются и другие варианты: он нарисован анфас или сзади. Вид с боку не имеет особой информативной нагрузки. Изображение его анфас интерпретируется как эгоцентризм взаимодействиях. Изображение сзади - пренебрежительное отношение к социальной группе. Иногда это может быть защитной реакцией или отражать реакцию ухода от социальных контактов.

Особый интерес вызывают рисунки, когда слон изображается в границах прямоугольника, но из самого прямоугольника делается картина, фотография, литография и т.п. Такие рисунки чаще встречаются у лиц, воспринимающих социальную среду (или свою группу) как нечто неизменное, застывшее, привычное. При социальном взаимодействии они пассивны и не стремится к изменению своей социально-психологической позиции, и при этом их поведение стресотипно, его составляют одни и те же формы. Достаточно часто такие рисунки встречаются у лиц, которых не принимает социальная группа или они сами обычно не совсем обоснованно считают, что группа их не принимает. Но в любом случае поведение такого рода лиц будет состоять из определенных социальных штампов, являющихся защитными реакциями.

Наиболее типично подобное поведение для шизоидных личностей, которые стремятся к психологической изоляции от социальной среды. Такое поведение характерно и для многих осужденных, плохо адаптированных в ИТУ. Их поведение в группе лишено естественности, они замкнуты и стараются избегать любых обязательств и ответственности. Преступники, отбывающие наказание в ИТК, часто рисуют слона как бы за решеткой, тем самым от ражая в своих рисунках невозможность желаемого социального поведения, проблемы отрыва от привычного окружения, социальную изоляцию.

Четвертая позиция теста предназначена для выявления особенности общения. Люди, придерживающиеся формализованного и регламентированного общения, обычно ставят свою подпись не в центре квадрата. Если подпись расположена в верхней части квадрата, то это интерпретируется как стремление подчеркнуть свой социальный (а иногда и социально-психологический) статус. Подпись, сделанная в нижней части, встречается у людей, строго придерживающихся социально-ролевого общения. Общительные люди, легко устанавливающие контакты, ставят свою подпись в середине квадрата, наличие в подписи начальных букв имени и отчества свидетельствует о выраженной тенденции к самоутверждению. Чрезмерное увлечение длинны подписи по сравнению с количеством букв, составляющих фамилию, имеет аналогичное значение и встречается у людей, страдающих от недостатка социального признания. Например, у лиц, которые совершили преступление по мотивам преодоления дистанции с референтной группой. Подпись может служить также и предметом для графологического почерка.

В пятой позиции теста являются особенности субъективного восприятия и оценки действительности. Поскольку пятая позиция содержит реальное противоречие (луна и солнце), то рисунок в ней является моделью субъективного отношения человека к неоднозначности жизненных ситуаций. Возможны несколько основных вариантов такого рода отношений. Есть люди, восприятие которых полностью определяется полярными оценками (хорошее - плохое; доброе - злое; светлое - темное и т.д.), и в их рисунках также присутствует такое деление. Они, например, проводят линию, делящую пополам пространство пятой позиции по принципу: день - ночь или аналогичному.

Противоположенный тип оценки и отношения к ситуации встречается у людей, которые стремятся в своих рисунках объединить или примирить это противоречие. Например, они рисуют состояние природы, которое бывает вечером или ранним утром, когда можно на себе увидеть одновременно и солнце и луну. Такие люди обладают гибкой системой оценок, не стремятся однозначно определить ситуацию (хорошее - плохое), их не смущает имеющиеся противоречие, и они воспринимают жизнь такой, какая она существует в реальности, независимо от их субъективного отношения.

В этой позиции встречаются также рисунки, которые никак не связаны со стимульным материалом, т.е. исходное противоречие как бы не замечается. Такой рисунок, как показали наши исследования, встречается у людей с несформированным подходом к реальности, пассивных и не стремящихся к пониманию и осмыслению того, что происходит вокруг них.

Эгоцентризм, оценка и анализ реальности только с позиций собственных потребностей и желаний находить проявление в рисунке в виде субъективного объединения исходного стимульного материала. Например:, рисуется дом, в котором с утра до вечера происходят какие-либо события, или рисуется собственное времяпрепровождение (например, «днем я загораю под солнцем», «вечером иду на свидание»).

При анализе рисунков по пятой позиции необходимо также учитывать, что в них могут быть спроецированы личные проблемы обследуемого, его желания и стремления. В этом случае интерпретация может также и наличие конкретной актуальной ситуации, ее субъективное значение для обследуемого.

Шестая позиция теста направлена на выполнение актуальной личной ситуации обследуемого в сфере отношений с лицами противоположного пола. Понятно, что информация такого рода важна для понимания половых преступлений или иные насильственных действий, имеющих сексуальный подтекст. В этой позиции исходный стимульный материал выражает собой как бы две противоположные стихии: максимальную стабильность (земля, берег) и максимальную нестабильность (вода, море, река). Поэтому вода символизирует собой, как правило, эмоционально-чувственный аспект отношений, постоянно меняющийся во времени и по степени интенсивности, а берег олицетворяет стабильность, определенность, ограниченность, что можно соотнести условно со стабильностью семейных отношений. Как стимульный материал дерево, растущее на берегу, направлено на выявление наличия тенденций бытового оформления взаимоотношений. Эти условные значения являются исходными для интерпретации рисунков по шестой позиции. Но особое значение здесь имеет описание рисунка обследуемым. Как показал наш опыт, в рисунках этой позиции, особенно в их описании, действительно отражаются проблемы и особенности взаимоотношений с лицами противоположного пола. Ниже проводится интерпретация наиболее часто встречающихся элементов рисунка.

Иногда обследуемый воспринимает изображение воды как твердую почву (поле, песок, пашня). Обычно это связано с отсутствием эмоционально-чувственного опыта взаимоотношений либо с крайней неудовлетворенностью ими. Изображение птиц, особенно летающими над волнами чаек, имеет значение надежды, мечтаний и т.п. Корабль, лодка, парусник предполагают наличие актуальной проблемы, которая решается тем или иным способом в зависимости от направления движения судна. Если корабль движется к берегу, то это означает стремление к максимальной стабильности отношений: если от берега, - то это имеет противоположный смысл. Очевидно «корабль» приобретает такое значение потому, что это единственное средство передвижения в такой нестабильной стихии, как вода. И поэтому если возникает необходимость в смене эмоционально-чувственного аспекта отношений (в сторону стабильности или, наоборот, нестабильности и неустойчивости, а также в случае нереализованного стремления в этой сфере), то в рисунке это можно передать с помощью корабля или какого-либо другого судна, поскольку исходным стимульным материалом является вода. В случае отсутствия проблем и трудностей в эмоционально-чувственном аспекте отношений, у обследуемого не возникает необходимости в смене личной ситуации. Корабль или какие-либо другие плавающие судна не рисуются, и актуальная ситуация полностью передается в описании рисунка.

Такие дополнительные детали рисунка, как листва на дереве, кустарник на берегу и т.п. встречаются у людей, придающих большое значение бытовому оформлению личных отношений. О напряженности влечений в сфере отношений с противоположным полом у мужчин, например, свидетельствуют рисунки с агрессивными проявлениями (самолет, пикирующий на цель, пиратский или военный корабль и т.п.). Показательно, что такие рисунки чаше всего встречаются у лиц, длительное время находящихся в условиях изоляции от общества. Большое информативное значение имеет рисунок человека в этой позиции. Обследуемые при описании часто наделяют его своими проблемами, чертами и желаниями.

Седьмая позиция теста выявляет особенности поведения человека в конфликтной неустойчивой ситуации, что, как и предыдущие данные, имеет большое криминологическое и пенитенциарное значение. Наклонная фигура, являющаяся здесь стимульным материалом (см.рис.), уже в силу своего пространственного положения символизирует неустойчивость. В рисунках могут проявляться следующие варианты поведения. Люди, выбирающие для решения неустойчивых ситуаций агрессивный путь, идущий на конфликт, наклоненную фигуру принимают за елку и рисуют человека, который ее спиливает или рубит. Но в этом случае конфликтность человека ограничивается чаще всего сферой бытовых отношений. Например, в нашем исследовании такой тип рисунка встречался у лиц, совершивших насильственное преступление на семейно-бытовой почве.

Если же человек конфликтен и агрессивен и в бытовой, и в социальной сферах, то в рисунке это проявляется следующим образом: рисуется несколько аналогичных наклонных фигур, одна из которых поддерживается аналогичной наклоненной фигурой. Такие рисунки можно проинтерпретировать как стремление к разрешению конфликта путем его обострения. Противоположное значение имеют рисунки лиц, которые любым путем стараются стабилизировать неустойчивость фигуры. Например, они могут нарисовать подпорку или человека, поддерживающего фигуру, нарисовать корневую систему и т.д. Люди, обнаруживающие стремление к рациональному решению неустойчивой ситуации, обычно рядом с наклонной фигурой рисуют прямые фигуры или деревья, тем самым как бы показывая образец того, что должно быть на самом деле. Иногда из наклонной фигуры делается, например, ракета или стая журавлей, улетающих в небо, что обычно встречается у лиц, которые любую неустойчивую ситуацию пытаются психологически нейтрализовать путем вытеснения ее из своего сознания. О крайне пассивном отношении к неустойчивой ситуации свидетельствуют рисунки типа: «грибы растут под елкой», «ежик убегает из-под елки», «рядом с елкой собирают грибы» и т.д. Иногда такие рисунки встречаются у инфантильных личностей, не способных к восприятию ситуации неустойчивой или конфликтной для себя.

Встречаются также рисунки, когда стабилизация наклоненной фигуры осуществляется путем того, что кто-то взваливает ее на плечи («дед мороз несет елку») или несет ее в руках или иным способом. Такие рисунки характерны для людей, которые, не пытаясь активно разрешить конфликтную ситуацию, максимально в нее включаются, надеясь таким способом ее нейтрализовать (буквально «вытягивают конфликт на своих плечах»). Иногда в рисунках проявляются парадоксальные и необычные реакции на неустойчивую ситуацию. Например, наклонная фигура превращается в елку и всячески украшается, или же она поджигается, или рисуется человек, собирающий с нее плоды.

Первый вариант рисунка может встречаться у людей, которые получают своеобразное эмоциональное удовлетворение от нахождения в конфликтной неустойчивой ситуации. Во втором варианте человек решает конфликтные ситуации путем полного выхода из них, психологически уничтожая источник конфликта. И в последнем случае рисунок символизирует собой использование конфликтной ситуации для получения тех или иных эмоциональных выгод. Все эти три варианта рисунка часто встречаются у различных категорий преступников, особенно у корыстных и корыстно-насильственных, что позволяет предположить, что так называемый «корыстный мотив» играет далеко не основную роль в генезисе этого вида преступлений.
Исходный тестовый материал в восьмой позиции стимулирует обследуемого к изображению человека или только его лица. Интерпретация этой позиции основывается на том, что обследуемый создает в ней свой автопортрет или проецирует наиболее характерные черты своей личности. Если нарисован человек или лицо человека, необходимо попросить обследуемого как можно более полно охарактеризовать его, рассказать о проблемах этого человека, чертах характера, привычках, склонностях и т.д. Выражение лица человека является характеристикой типа личности обследуемого.

Как показывает наш опыт, в этой позиции теста часто встречаются и рисунки животных или неодушевленных предметов. Такие рисунки также являются прямой характеристикой личности обследуемого и требуют тщательного дополнительного опроса. Например, могут быть нарисованы: кукла, снеговик, сказочный герой. Во всех этих случаях правильно построенный опрос обследуемого приведет к тому, что он наделить своими чертами и проблемами нарисованный им персонаж. Но большое информативное значение может иметь и сам характер изображенного предмета. Например, снеговика в восьмой позиции рисуют чаще всего люди, отличающиеся мягкостью, пассивностью, женственностью. Куклы рисуют инфантильные личности с неустойчивым представлением о себе. Каким бы ни был парадоксальным рисунок в этой позиции в плане характеристики личности, его необходимо рассматривать как представление обследуемого о себе, причем не обязательно осознанное. Но иногда имеют место случаи, когда обследуемый проецирует в своем рисунке только наиболее актуальную личную проблему, что выясняется в процессе беседы.

Опыт применения нами методики АРТ показывает, что ее наиболее целесообразно, в силу крайне прикладного характера,использовать для исследования конкретного индивида, а не социальных групп, с целью получения о нем информации, позволяющей вскрыть некоторые его характерологические особенности, а главное - личные проблемы и потребности, имеющие криминологическое и исправительно-трудовое значение.

По своей природе данный тест является ориентировочным и как единственный метод исследования применяться не может, так как его валидность полностью определяется опытом исследователя и его навыками интерпретации рисунков. Поэтому при проведении научных исследований с применением данного теста необходимо иметь дополнительную информацию о личности, полученную путем применения других психодиагностических методик, изучения материалов и т.д. Тестовый материал этой методики, как показал наш опыт, обладает высоким стимульным потенциалом для активизации механизмов проекции. Особая ценность методик, в том числе и в криминологическом аспекте, на наш взгляд, заключается в том, что она дает возможность получения достаточно полной информации о тех аспектах личности и жизни человека, которые он, как правило, скрывает от окружающих. Методика проста в употреблении, относится к разряду экспресс -методов и позволяет в относительно короткий промежуток времени (10-15 мин) составить представление о характере человека и его актуальной жизненной ситуации. Методика достаточно надежна, поскольку инструкция и исходный стимульный материал не вызывает у обследуемого никаких опасений, реакций «ухода».Ценность ее в аспекте изучения личности преступника, на наш взгляд, прежде всего в том, что она дает информацию, позволяющую строить вероятную модуль поведения человека в той или иной, особенно в критической ситуации, а также позволяет оценить общее психологическое состояние, наличие патологических черт и влечений.

Рабочая тетрадь "Математика 1 класс" под редакцией Дорофеев, Миракова, Бука, издательство просвещение, 1 часть решебника с ответами на задания. В общем, задания не слишком сложные, но встречаются исключения, по поводу которых не сообразить ребенку так быстро, да и родители не сразу догадаются, как решать. Собственно, даже решив такие задачи, ребенок, как правило, забывает ход решения, но так уж устроена математика по перспективе, что авторы то и дело забегают вперед, в материал 3-4 класса без каких-либо объяснений. Такие задания и такие задачи в наших ГДЗ мы разберем подробнее.

Решебник проверен, ГДЗ одобрены учителем начальных классов. Его можно скачать или распечатать в виде изображений.

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ КО 2 ЧАСТИ >>

Выбирайте странички из списка, чтобы посмотреть ответы на задания рабочей тетради.

Ответы на задания к части 1 рабочей тетради

Выберите страницу тетради: список страниц ↓↓↓ 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95

Наиболее сложные задания:

Страница 8. Задание 3. Раскрась машины так, чтобы перед синей машиной ехала желтая, а за зеленой - красная машина.
Слева направо: желтая, синяя, зеленая, красная.

Страница 9. Задание 5. Раскрась флажки на гирлянде так, чтобы слева от красного висел зеленый флажок, справа от синего - оранжевый, а между красным и синим был желтый флажок.
Слева направо: зеленый, красный, желтый, синий, оранжевый.

Страница 15. Задание 5. Рассмотри ряды фигур слева направо. Объясни, чем следующая фигура отличается от предыдущей: цветом, формой или размером. Дорисуй еще по одной фигуре в каждом ряду.
В первом ряду закономерность - изменение только формы. Дорисуем синий прямоугольник. Во втором ряду меняется только цвет. Дорисуем голубой круг. В третьем ряду изменяется только размер. Нарисуем самый маленький красный квадратик.

Страница 20. Задание 1. Что сначала? Что потом? Расставь рисунки по порядку...
Ребенку нужно не только обозначить порядок, но и суметь рассказать по картинке, что произошло с розой и цыплятами.

Страница 20. Задание 2. Найди закономерность в расположении бусинок. Нарисуй справа и слева ещё по 2 бусинки и раскрась их.
У нас 2 закономерности: по размеру это большой-маленький, а по цвету синий- 2 желтых. Дорисовываем сначала соответствующие размеру бусины (слева большую и маленькую, справа большую и маленькую), слева обе бусины желтые, справа синяя и желтая.

Страница 26. Задание 2. Разбей множество фигур на части по форме, выделив каждую часть плавной линией... На какие еще части можно разделить это множество фигур? Покажи.
На первом рисунке обводим одной линией круги, второй квадраты, третьей треугольники. На ветке рисуем 3 листика. На втором рисунке с фигурами разбиваем их по цвету - получится 2 множества, синее и желтое. На 3 рисунке разбиваем по размеру - получится тоже 2 множества, большие и маленькие.

Страница 33. Задание 4. У клоуна в шкафу на гвоздиках висело несколько масок. Сегодня на спектакль он надел одну маску. Попробуй нарисовать эту маску: повесь ее на свободный гвоздик.
В каждом ряду фигуры не должны повторяться и носы не должны повторяться. На свободном гвоздике не хватает квадратной маски с круглым носом.

Страница 33. Задание 5. Какая фигура пропущена в ряду? Нарисуй ее в пустой клетке.
Находим закономерность: за кругом следует квадрат, за квадратом круг, значит в пустой клетке круг. Точки расположены в порядке возрастания их количества, значит в нашем кругу 4 точки.

Страница 35. Задание 5. Дорисуй. Как называются линии, которые проведены?
Пунктир или пунктирные линии.

Страница 42. Задание 2. Заполни пропуски в таблице рисунками, как показано.
Рисуем в ячейке столько голубых цветов, сколько показано в верхней ячейке этого столбца, и столько красных, сколько в левой ячейке этого ряда.

Страница 45. Задание 7.
Закономерность такова, что в 1 столбце будут предметы одинаковой формы, а в одном ряду - одинаковые по цвету.

Страница 48. Задание 3. Девочки Нана и Анна составили слова КОТ, ТОК и ОКО из карточек разрезной азбуки и перевернули их. На оборотной стороне этих карточек написаны цифры (одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры). Догадайся и запиши, где какое слово.
123 - КОТ, 212 - ОКО, 321 - ТОК.

Страница 51. Задание 6. Как составлена таблица? Заполни рисунками свободные клетки.
В каждом столбце - своя форма, 1столбец - кораблики, 2 - рыбки, 3- шарики, 4 - флаги. У каждого ряда свой цвет: у 1го - белый, 2 - синий, 3 - желтый.

Страница 53. Задание 5. Определи правило, по которому заполнены клетки в таблице слева. Заполни по этому правилу все свободные клетки в двух таблицах.
Смотрим, на пересечении какого столбца и строки лежит ячейка. В каждую пустую ячейку рисуем те точки, которые есть во главе столбца и строки, пересечением которых является наша ячейка. По аналогии с шахматами. Грубо говоря, складываем количество точек в верхнем ряду над нужной клеткой + точки из самой крайней ячейки слева. Если пересекаются 1 красная точка и 3 зеленых, рисуем 4 точки (1 кр. и 3 зел.). С синими то же самое, только лишь не будет разницы в цвете: складываем количество точек из клеток, пересечением которых является нужная клетка. Но нам не известно, сколько точек в квадратах верхнего ряда, а известно только сколько их на пересечении. К примеру, на пересечении 6, а слева в столбце 2, значит в верхней строке над шестеркой не хватает 4 (6-2=4). В нижней правой клетке 8, а слева в первом столбце 3, значит в верхней строке над восьмеркой будет 8-3= 5. Теперь мы знаем, сколько точек в ключевых клетках и сможем найти остальные.

Страница 63. Задание 5. Разгадай закономерность расположения фигур в этом ряду и нарисуй следующую фигуру.
Закономерность: крайний квадратик слева каждый раз перемещается в верхний ряд и становится в нем крайним слева. Таки образом, в следующей фигуре в нижнем ряду останется только белый квадрат, над ним оранжевый, после оранжевого синий, зеленый, желтый, красный.

Страница 64. Задание 3. Раскрась желтым карандашом в каждом ряду столько груш, сколько показывает разность слева.
В задании опечатка: в последнем ряду не хватает 2 груши.

Страница 65. Задание 7. Помоги клоуну найти недостающую маску. Нарисуй ее в пустой клетке таблицы.
В каждом ряду и столбце маски разной формы, с разными глазами и разными ртами. Не хватает в ячейке круглой маски с круглыми глазами и улыбкой.

Страница 69. Задание 5. Расставь числа от 4 до 7 в пустые кружки так, чтобы соблюдалось правило: красная стрелка направлена от большего числа к меньшему, а синяя от меньшего числа к большему.
Расставляем числа методом подбора. На левой картинке (слева направо) 7-6-4, внизу 5. На правой картинке число, от которого идут две стрелки - это 4, от него стрелки указывают на 5 и 6, а с шестерки стрелка указывает на 7.

Страница 73. Задание 6. Проведи синим карандашом ручеек от точки А до точки Б так, чтобы деревья треугольной формы были справа от него, а деревья круглой формы - слева.
Это задание сразу поймут настоящие водители:) Представляем, что мы выехали из точки А. Поверните тетрадь так, чтобы Б была не справа от А, а впереди, за А. Теперь "едем" по дорожке, поворачивая тетрадь по ходу движения и объезжаем деревья так, чтобы круглые деревца оставались слева, а треугольные справа.

Страница 78. Задание 1. Продолжи нумеровать флажки и раскрашивать гирлянду.
Нумеруем по порядку до 10. Последовательность для раскрашивания: желтый-синий-красный

Страница 81. Задание 4. Лиса и волк гонятся за зайцем по числовому отрезку... Успеет ли заяц спрятаться в своем домике?
Успеет.

Страница 83. Задание 6. По данным вершинам начерти треугольник АБС и четырехугольник ДМКЛ. Лежит ли точка Д на прямой АС? Да
Лежит ли точка С на прямой БК? Нет.

Страница 84. Задание 3. Расставь числа от 1 до 5 в пустые кружки так, чтобы соблюдалось правило: красная стрелка направлена от большего числа к меньшему, а синяя наоборот.
На левом рисунке (слева направо) 1-3-4-5, под тройкой 2. На правом рисунке: самая левая - 1, указывает на 2, двойка указывает на 3 и 4, четверка на 5.

Страница 85. Задание 6. Проведи простым карандашом дорожку от точки А до точки Б так, чтобы флажки с примерами, в которых ответ больше 5, были справа от нее, а флажки с примерами, в которых ответ меньше 5, - слева от нее.
Делать по аналогии со стр. 73 про деревья.

Страница 91. Задание 5. Составь по рисунку маршрут Кати и Пети на горку в виде стрелочного письма.
Стрелочка - это направление перехода из одной клетки в другую. Катя перешла из своей клетки в клетку справа, ставим стрелку направо и так далее. Катя: →→→↓→↓↓←↓ Петя: ↓←←←→→←←

Страница 95. Задание 7. Проведи синим карандашом лыжню от старта до финиша так, чтобы флажки прямоугольной формы были справа от нее, а флажки треугольной формы - слева.
Снова по аналогии 73 и 85 страниц.

У кого уже началась 2 часть, тому сюда: ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ КО 2 ЧАСТИ >>

В общем, Дорофеев, Миракова и Бука хорошо постарались в создании этой рабочей тетради, в ней всего 1 опечатка, да и задания, в принципе, доступны пониманию ребенка в 1 классе. Если остались затруднения, спрашивайте в комментариях.

Ориентация в клеточке у младших школьников

В первые дни в школе очень важно научить ребенка пользоваться тетрадью, ориентироваться на тетрадном листе, уметь видеть клеточку, правильно находить ее стороны, углы, центр и середины сторон.

Предлагаемый набор заданий и упражнений научит младшего школьника ориентироваться в клеточке, что в дальнейшем поможет ему красиво и правильно писать цифры, буквы, выполнять графические задания в тетрадях. У него будут заложены азы письма и рисования.

Выполняя практические задания, дети развивают мелкую моторику, внимание, память, мышление и логику. При этом развивается глазомер и точность движения руки.

Первоначально используется демонстрационный плакат, на котором изображена клеточка, увеличенная в несколько раз.

Педагог показывает и называет стороны клетки, обращая внимание на то, что у клеточки четыре стороны и каждая имеет свое название: левая, правая, верхняя, нижняя.

Дети должны правильно назвать и показать стороны клеточки.

1. Педагог называет сторону, школьники должны правильно ее показать (при помощи указки провести по стороне клеточки). Если это верхняя или нижняя сторона, то проводить слева направо, а если левая или правая, то сверху вниз.

2. Учитель на плакате показывает поочередно каждую из сторон. Ребята должны правильно их назвать.

Упражнение 1

Обведи ручкой четыре отдельные клеточки. В первой клеточке проведи линию желтого цвета по верхней стороне клетки, во второй проведи красную линию по нижней стороне, в третьей – синюю линию по левой стороне, в четвертой – зеленую линию по правой стороне.

Упражнение 2

Обведи ручкой одну клеточку. Поставь точку на правой стороне клеточки. Отметь крестиком нижнюю сторону. Поставь две точки на левой стороне. Отметь двумя крестиками верхнюю сторону.

Затем дети знакомятся с основными точками клеточки. Для этого педагог выставляет плакат с изображением увеличенной клетки, на которой отмечены ее опорные точки.

Педагог показывает и называет точки клеточки. Дети должны научиться правильно называть и показывать эти точки.

Закрепление материала проводится в два этапа.

1. Учитель называет поочередно все точки клеточки, дети должны правильно их показать на плакате.

2. Педагог показывает точки клеточки, дети должны правильно их назвать.

После этого проводятся упражнения в тетрадях.

Упражнение 3

Обведи ручкой девять отдельных клеточек. Поставь точку в первой клеточке в верхнем правом углу, во второй – в нижнем правом углу, в третьей – в верхнем левом углу, в четвертой – в нижнем левом углу, в пятой – посередине правой стороны, в шестой – посередине левой стороны, в седьмой – посередине верхней стороны, в восьмой – посередине нижней стороны, в девятой – в центре клеточки.

Упражнение 4

Обведи ручкой пять отдельных клеточек. В первой клеточке поставь точки в верхнем левом и в нижнем правом углах. Проведи линию от верхнего левого к нижнему правому углу. Во второй клеточке поставь точки в верхнем правом и нижнем левом углах. Проведи линию от верхнего правого к нижнему левому углу. В третьей клеточке поставь точки в середине левой и посередине правой сторон. Проведи линию от середины левой к середине правой стороны. В четвертой клеточке поставь точку посередине верхней и посередине нижней сторон. Проведи линию от середины верхней к середине нижней стороны. В пятой клеточке поставь точку в центре, в верхнем левом углу и посередине правой стороны. Проведи линию от центра к верхнему левому углу и от середины правой стороны к центру.

Последующие упражнения дети выполняют в увеличенной в несколько раз клеточке. Для этого педагог раздает школьниками листы белой бумаги, на которых изображены клеточки-квадратики. Сторона такого квадрата составляет 4–6 клеточек.

Упражнение 5

В квадрате поставь точки в верхнем правом углу, посередине верхней стороны, посередине нижней стороны и в нижнем правом углу. Проведи красную линию от верхнего правого угла к середине верхней стороны, затем к середине нижней стороны и к нижнему правому углу.

Какую букву ты нарисовал? Какие слова начинаются с этой буквы? Какие заканчиваются на эту букву? В каких словах эта буква стоит в середине слова?

Подобные упражнения можно проводить со всеми буквами алфавита.

Примечание . В буквах Д, Ц, Щ, Ё некоторые части дорисовываются за пределами квадрата.

Мы научились писать буквы внутри клеточек-квадратиков. А теперь будем писать целые слова.

Упражнение 6

В первом квадрате проведи линию от середины верхней стороны к середине нижней, затем к верхнему правому углу и к нижнему правому углу. Во втором квадрате проведи линию от середины левой стороны к центру квадрата, затем к середине верхней стороны, далее к верхнему левому углу и к нижнему левому углу. В третьем квадрате проведи линии от верхнего правого угла к центру клеточки, затем к середине нижней стороны, от верхнего правого угла к нижнему правому углу. Из центра квадрата к середине правой стороны.

Назови буквы, которые у тебя получились. Прочитай все слово. А как зовут тебя? Как зовут твоих родителей? Какие еще имена ты знаешь?

Аналогичные упражнения проводятся при написании других слов.

Мы научились писать слова внутри клеточек-квадратиков. Теперь будем писать целые предложения.

Примечание . При написании букв можно использовать разные варианты их расположения в квадратике и разные варианты их написания.

Мы научились писать буквы, слова, целые предложения, а теперь будем учиться писать цифры в квадратиках-клеточках.

Упражнение 7

Проведи линию красного цвета от центра квадрата до верхнего правого угла и затем к нижнему правому углу. Какую цифру ты написал? Какие цифры ты еще знаешь?

Аналогично проводится выполнение заданий для написания других цифр.

Так пишутся цифры на конвертах, когда мы обозначаем индекс.

Мы научились писать цифры, а теперь будем рисовать в квадратиках-клеточках предметы окружающего мира. При выполнении этих заданий можно дорисовывать недостающие части предметов как в квадратике, так и вне его.

Упражнение 8

Проведи линию зеленого цвета от середины левой стороны квадрата к середине верхней стороны и к середине правой стороны, затем к середине левой стороны. Проведи линию зеленого цвета от нижнего левого угла к центру, от центра к нижнему правому углу и к нижнему левому углу. Дорисуй ствол и закрась елочку.

Почему елочку называют вечнозеленой? Какие загадки ты знаешь про нее? Назови другие деревья, которые ты знаешь. Какой праздник не обходится без елочки?

Упражнение 9

Проведи синюю линию от середины правой стороны к середине левой стороны, затем к середине верхней стороны и к середине нижней стороны, потом к середине правой стороны.

Дорисуй бабочке голову, туловище, усики и раскрась ее. Где ты видел бабочек? Каких бабочек ты знаешь?

Аналогично выполняются задания по рисованию других предметов.

Теперь мы научимся делить клеточку-квадратик на 2, 4 равные и неравные части.

Упражнение 10

В тетради обведи ручкой 4 отдельные клеточки. В первой клеточке проведи линию от середины левой стороны к середине правой. Во второй проведи линию от середины верхней стороны к середине нижней стороны. В третьей клеточке проведи линию от верхнего левого угла к нижнему правому углу. В четвертой клеточке проведи линию от верхнего правого угла к нижнему левому углу.

Каждую из этих клеточек мы разделили на 2 равные части?

Упражнение 11

В тетради обведи ручкой 2 отдельные клеточки. В первой клеточке проведи линию от середины левой стороны к середине правой стороны и линию от середины верхней стороны к середине нижней. Во второй клеточке проведи линию от верхнего левого угла к нижнему правому углу и от верхнего правого угла к нижнему левому углу.

Эти клеточки мы разделили на 4 равные части.

Следующее упражнение дети выполняют на листочках бумаги, где уже нарисованы клеточки-квадратики.

Упражнение 12

а ) Раздели квадраты на 2 неравные части различными способами.

б ) Раздели квадраты на 3 неравные части.

в ) Раздели квадраты на 4 неравные части.

Примечание . Все упражнения, описанные выше, можно выполнять коллективно на доске, где будут заготовленны клеточки-квадратики. Например, при рисовании буквы дети поочередно выходят к доске, и, по указанию педагога, в квадратике мелом отмечают опорные точки, а затем проводят заданные линии, соединяя точки. После этого все вместе читают нарисованную букву. Наибольший эффект достигается при сочетании индивидуального и коллективного выполнения заданий.

Загрузка...