crimea-fun.ru

Эпоха просвещения в русской литературе. Зарубежная литература эпохи просвещения зарубежная литература эпохи просвещения


Характеристика эпохи Просвещения: Критическое отношение к действительности + позитивная программа переустройства мира Критическое отношение к действительности + позитивная программа переустройства мира Совершенствование мира на основе Разума => философичность и дидактизм произведений Совершенствование мира на основе Разума => философичность и дидактизм произведений Критика всех институтов общества Критика всех институтов общества филос"> философичность и дидактизм произведений Совершенствование мира на основе Разума => философичность и дидактизм произведений Критика всех институтов общества Критика всех институтов общества"> филос" title="Характеристика эпохи Просвещения: Критическое отношение к действительности + позитивная программа переустройства мира Критическое отношение к действительности + позитивная программа переустройства мира Совершенствование мира на основе Разума => филос"> title="Характеристика эпохи Просвещения: Критическое отношение к действительности + позитивная программа переустройства мира Критическое отношение к действительности + позитивная программа переустройства мира Совершенствование мира на основе Разума => филос">


Особенности литературы Просвещения в Англии Соединение научного мышления и художественного творчества Соединение научного мышления и художественного творчества Развитие жанра романа, свободного от эстетики Классицизма Развитие жанра романа, свободного от эстетики Классицизма Сосуществование культа Чувства и культа Разума. Сентиментализм Сосуществование культа Чувства и культа Разума. Сентиментализм


Англия – родоначальница литературы Просвещения Энтони Эшли Купер Шефтсбери () философ, писатель и политик


Джозеф Аддисон () английский писатель и государственный деятель.


Сэр Ричард Стил () ирландский писатель, журналист, политик


Даниэль Дефо () () английский писатель и публицист английский писатель и публицист


Джо́натан Свифт () англо-ирландский писатель- сатирик, публицист, поэт и общественный деятель англо-ирландский писатель- сатирик, публицист, поэт и общественный деятель


Сэмюэл Ричардсон () Сэмюэл Ричардсон () английский писатель, родоначальник «чувствительной» литературы XVIII и начала XIX вв. английский писатель, родоначальник «чувствительной» литературы XVIII и начала XIX вв.


Генри Филдинг () () английский писатель XVIII века, один из основоположников европейского реалистического романа


Александр Поуп () () великий английский поэт XVIII века, переводчик «Илиады» Гомера, сатирик, философ


Александр Поуп () Alexander Pope Эссе «Опыт о критике» (1711) – манифест просветительского классицизма. Эссе «Опыт о критике» (1711) – манифест просветительского классицизма. Принцип следования «хорошему вкусу» Подражание «упорядоченной природе»


Поэма «Виндзорский лес» (1713) – начало «открытия природы» Поэма «Виндзорский лес» (1713) – начало «открытия природы» Герои-комическая поэма «Похищение локона» (1712, 1714) Герои-комическая поэма «Похищение локона» (1712, 1714) Морально-философская поэма «Опыты о морали» () Морально-философская поэма «Опыты о морали» ()


Философская поэма «Опыт о человеке» (1734) Философская поэма «Опыт о человеке» (1734) Возрождение концепции Единой цепи бытия: Бог начал цепь, навек связавши ей Существ эфирных, ангелов, людей, Зверей и рыб; нельзя постичь итога Его пути, идущего от Бога До нас и дальше; как нельзя, чтоб связь В цепи существ великой прервалась…


Противоречивость и одновременно гармоничность Человека. Просвещение дарит Истину и Счастье: Исследуй мир гордыне вопреки, Смирение возьми в проводники; Навек отвергни суетный наряд, В котором званья праздные царят… Страсть с Разумом соединить не грех; Себя мы любим, если любим всех; Со счастьем добродетель заодно; Познать нам лишь себя дано.


Даниель Дефо () Daniel Defoe Политик («Опыт о проектах», 1697) Публицист («Кратчайший способ расправы с диссентерами», 1702) Родоначальник европейского романа Нового времени.




Жанровые формы романов «Дневник чумного года» (1722) – прообраз исторического романа «Дневник чумного года» (1722) – прообраз исторического романа «История полковника Жака» (1722) – прообраз приключенческого романа «История полковника Жака» (1722) – прообраз приключенческого романа «Молль Флендерс» (1722), «Роксана» (1724) – прообраз социально- психологического романа «Молль Флендерс» (1722), «Роксана» (1724) – прообраз социально- психологического романа «Жизнь и деяния Джонатана Уайльда» (1725) – прообраз уголовного романа «Жизнь и деяния Джонатана Уайльда» (1725) – прообраз уголовного романа


Роман «Робинзон Крузо» () Концепция «естественного человека» Концепция «естественного человека» Иллюзия документальности Иллюзия документальности Жизнь Р.Крузо на необитаемом острове – это одновременно и рассказ о жизни человечества (от дикости до цивилизации) Жизнь Р.Крузо на необитаемом острове – это одновременно и рассказ о жизни человечества (от дикости до цивилизации)


Джонатан Свифт () Jonathan Swift Публицист – сатирик (памфлеты «Битва книг», 1697, «Сказка о бочке», 1697, «Письма суконщика»,) Публицист – сатирик (памфлеты «Битва книг», 1697, «Сказка о бочке», 1697, «Письма суконщика»,) Создатель европейского романа Нового времени Создатель европейского романа Нового времени


Роман «Путешествия Гулливера» () Изображение действительности: сатирическое сатирическое памфлетно-аллегорическое памфлетно-аллегорическое в духе просветительской утопии в духе просветительской утопии


Части романа I. Путешествие Гулливера к лилипутам I. Путешествие Гулливера к лилипутам II. Путешествие Гулливера к великанам II. Путешествие Гулливера к великанам III. Путешествие Гулливера на летающий остров Лапуту III. Путешествие Гулливера на летающий остров Лапуту IV. Путешествие Гулливера в страну гуигнгнмов, разумных лошадей IV. Путешествие Гулливера в страну гуигнгнмов, разумных лошадей


Стиль романа Близость к памфлету Близость к памфлету Гротеск – один из основных художественных средств. Гротеск – один из основных художественных средств. Карикатурность образов персонажей Карикатурность образов персонажей Близость к сказке и приключенческому роману Близость к сказке и приключенческому роману


Сэмюэл Ричардсон () Samuel Richardson Зачинатель психологической линии в английской литературе XVIII века Зачинатель психологической линии в английской литературе XVIII века Разработчик формы эпистолярного романа (романа в письмах) Разработчик формы эпистолярного романа (романа в письмах)


Романы С. Ричардсона «Памела, или Вознагражденная добродетель» (1740) «Памела, или Вознагражденная добродетель» (1740) «Кларисса, или История юной леди» () «Кларисса, или История юной леди» () «История сэра Чарлза Грандисона» (1754) «История сэра Чарлза Грандисона» (1754)


«Памела…» Часть 1 ПИСЬМО I. Я им ѣ ю вамъ сообщить великой печали причину, однако препровождаема н ѣ которымъ ут ѣ шеніемъ, печаль та что моя любезная госпожа умерла въ той бол ѣ зни, о которой я уже съ вами говорила: она насъ оставила вс ѣ хъ въ грусти несказанной, для того что была чрезвычайно милостива; ко вс ѣ мъ своимъ служителямъ, я боялась когда вошла къ ней въ службу быть при ней спальницей, чтобъ безъ пристанища не остаться, не быть принужденной къ вамъ возвратится, которые себя съ великою нуждою содержать могутъ; въ бытность же мою у ней она по своей крайней ко мн ѣ милости научила меня писать, шить, Ари ѳ метки ѣ и другимъ знаніямъ изряднымъ надъ м ѣ ру моего состоянія, и по тому не легко бы мн ѣ было употребить себя въ такую работу, для которой я отъ васъ рождена… Я им ѣ ю вамъ сообщить великой печали причину, однако препровождаема н ѣ которымъ ут ѣ шеніемъ, печаль та что моя любезная госпожа умерла въ той бол ѣ зни, о которой я уже съ вами говорила: она насъ оставила вс ѣ хъ въ грусти несказанной, для того что была чрезвычайно милостива; ко вс ѣ мъ своимъ служителямъ, я боялась когда вошла къ ней въ службу быть при ней спальницей, чтобъ безъ пристанища не остаться, не быть принужденной къ вамъ возвратится, которые себя съ великою нуждою содержать могутъ; въ бытность же мою у ней она по своей крайней ко мн ѣ милости научила меня писать, шить, Ари ѳ метки ѣ и другимъ знаніямъ изряднымъ надъ м ѣ ру моего состоянія, и по тому не легко бы мн ѣ было употребить себя въ такую работу, для которой я отъ васъ рождена…


Генри Филдинг () Henry Fielding Сатирик (поэма «Маскарад», 1728 и др.) Сатирик (поэма «Маскарад», 1728 и др.) Драматург (более 25 комедий) Драматург (более 25 комедий) Публицист (издавал журналы «Боец» (The Champion), «Истинный патриот» (The True Patriot) и др.) Публицист (издавал журналы «Боец» (The Champion), «Истинный патриот» (The True Patriot) и др.)


Художественные особенности романов Г. Филдинга Драматургичность Драматургичность Полемика с Дефо, Свифтом и Ричардсоном («История жизни и смерти Джонатана Уайльда Великого», 1743, «История приключений Джозефа Эндрюса и его друга Абраама Адамса», 1742) Полемика с Дефо, Свифтом и Ричардсоном («История жизни и смерти Джонатана Уайльда Великого», 1743, «История приключений Джозефа Эндрюса и его друга Абраама Адамса», 1742)


«История Тома Джонса, найденыша» (1749) Реалистическая картина английской действительности XVIII века Реалистическая картина английской действительности XVIII века Следование традиции Сервантеса Следование традиции Сервантеса «Комический эпос в прозе» (Г. Филдинг) «Комический эпос в прозе» (Г. Филдинг) Повествование от 3-го лица Повествование от 3-го лица Сомнение в культе Разума Сомнение в культе Разума Усиление роли автора в повествовании Усиление роли автора в повествовании


Сентиментализм в Англии Зародился в 1720-е годы в Англии Зародился в 1720-е годы в Англии В противовес просветительскому рационализму В противовес просветительскому рационализму Концепция Чувства выше Разума Концепция Чувства выше Разума Концепция Природы выше Цивилизации Концепция Природы выше Цивилизации «Открытие природы», созерцательность «Открытие природы», созерцательность Пейзаж – средство характеристики персонажа и автора Пейзаж – средство характеристики персонажа и автора Поэма «Времена года» () - традиция дидактической поэмы - описание природы как самоцель - природа отождествлена с сельской идиллией


Эдуард Юнг () Edward Young Религиозно-дидактическая поэма «Жалоба, или Ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии» (): природа ночью пробуждает меланхолические переживания природа ночью пробуждает меланхолические переживания лирический герой успокаивается от мысли загробного блаженства лирический герой успокаивается от мысли загробного блаженства
«Элегия, написанная на сельском кладбище» (1751) День отпевая, колокол гудит, В село плетутся овцы по стерне, Усталый пахарь к очагу спешит, Мир оставляя тишине и мне… … Вы, чванные от власти и богатств, Вы, что в рубашке родились на свет - И вам пробьёт сей неизбежный час: Могилой завершится путь побед…


Лоренс Стерн () Lawrence Stern Крупнейший представитель английского и европейского сентиментализма, давший название направлению и отразивший начало его кризиса


Основные произведения «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» () «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» () Ирония над сентиментальностью «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768) «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768) Субъективный взгляд персонажа на действительность Юмор

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русская литература 18 века Обзор тематики и жанровых особенностей. Основные представители русской литературы 18 века.

В русской литературе 18 века исследователи выделяют 4 периода: Литература петровского времени. 1730-1750гг. 1760-е – первая половина 70-ых годов. Последняя четверть века.

Литература петровского времени Она ещё носит переходный характер. Основная особенность – интенсивный процесс «обмирщения» (т.е. замены литературы религиозной литературой светской). В этот период разрабатывается новое решение проблемы личности. Жанровые особенности: ораторская проза, повесть, политические трактаты, учебники, стихотворство.

Феофан Прокопович Наиболее яркой фигурой, одним из самых образованных людей этого периода был Ф.Прокопович («Поэтика», «Риторика»), ясно сформировавший свои художественно- эстетические взгляды. Он считал, что поэзия должна учить не только рядовых граждан, но и самих правителей.

Второй период (1730-1750гг.) Данный период характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой литературного языка. Основой классицизма явилась ориентация на высокие образцы античного искусства как эталон художественного творчества. Жанровые особенности: трагедия, опера, эпопея (высокие жанры) комедия, басня, сатира (низкие жанры)

Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744) Автор сатир, в которых отмечается национальный колорит, связь с устным народным творчеством, в их основе современная ему русская действительность («На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян злонравных» и др.). По словам В.Г.Белинского, он «первым свёл поэзию с жизнью».

Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769) Выступил подлинным новатором в искусстве слова. В своём трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» он подготовил почву для дальнейшего развития русской поэзии. Кроме того, Тредиаковский ввёл новые литературные жанры: оду, элегию, басню, эпиграмму.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) Один из первых теоретиков классицизма, учёный-экспериментатор, художник-автор мозаичной картины о Полтавской баталии, создатель торжественных од, реформатор языка и автор «Письма о правилах российского стихотворства», «Краткого руководства к красноречию», «Грамматики», теории трёх штилей.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) Просветительские взгляды и демократическая настроенность Ломоносова отразилась и в его поэтической деятельности, в содержании его произведений. Тема родины была основной в главном жанре его поэзии – одах.

Александр Петрович Сумароков (1717-1777) Также вошёл в историю литературы как один из теоретиков русского классицизма, как автор любовной лирики (песни, эклоги, идиллии, элегии), как автор трагедий (9 трагедий, в которых главное – борьба страсти и разума, долга и личных чувств), автор комедий, басен (им написано 400 басен).

Третий период (1760-е – первая половина 70-х гг.) В данный период в обществе возрастает роль меркантильных отношений, усиливается господство дворянского класса. В литературе активно развиваются пародийные жанры, написаны шутливые поэмы В.И.Майкова («Игрок ломбера», «Елисей, или Раздражённый Вакх»), в жанре повести выступил М.Д.Чулков, издаются литературные журналы М.Д.Чулкова («И то, и сё»), В.В.Тузова («Смесь»), Н.И.Новикова («Трутень», «Пустомеля», «Живописец»). В это же время творил М.М.Херасков, создатель «Россияды» – русской национальной эпопеи, а также ряда трагедий и драм («Венецианская монахиня», «Борислав», «Плоды наук» и др.).

Четвёртый период Литература последней четверти 18 века развивалась в период потрясений, социальных взрывов, зарубежных революций (американской, французской). В четвёртый период расцветает комическая опера, творчество Д.И.Фонвизина (1745-1792) – автора многих басен («Басни нравоучительные с изъяснениями господина Гольберга»), пьесы «Бригадир» и знаменитой комедии «Недоросль».

Гаврила Романович Державин (1743-1816) Его перу принадлежат многие стихотворения и знаменитые оды («Ода на день рождения Её Величества…», «Фелица»). Державин первым ввёл в поэзию разговорную лексику, просторечие, он укреплял демократические основы литературного языка.

Писатель, философ, поэт. Автор знаменитого «Путе- шествия из Петербурга в Москву». Протест против рабства, духовного порабощения составляет главный пафос этого произведения. Прославленный баснописец, среди произведений которого есть также трагедии («Филомела», «Клеопатра») и комедии («Модная лавка» и др.)

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) Н.М.Карамзин возглавил сентиментально-романтическую линию в литературе. Он положил начало журналистике, критике, повести, роману, исторической повести, публицистике. Ему принадлежат переводы Шекспира, такие значительные произведения, как «Бедная Лиза», «Наталья – боярская дочь».







































1 из 37

Презентация на тему: Литература эпохи Просвещения

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Вот они – неумирающие образы литературы эпохи Просвещения: Робинзон Крузо, который прожил на необитаемом острове двадцать девять лет в одиночестве и остался жить вопреки всем предположениям, сохранив не только рассудок, но и чувство собственного достоинства;

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Вот они – неумирающие образы литературы эпохи Просвещения: Кандид, философ, размышляющий о судьбах мира и месте человека в нем, путешественник, увидевший, «что творится на самом деле на нашем печальном и смешном земном шаре», и последними словами которого были: «Надо возделывать свой сад, ибо мир наш безумен и жесток... установим границы нашей деятельности и попробуем выполнить наше скромное дело как можно лучше»;

№ слайда 6

Описание слайда:

Вот они – неумирающие образы литературы эпохи Просвещения: Фигаро, слуга в доме у графа, который во всех ситуациях обводит вокруг пальца своего хозяина, смеется над ним, а вместе с ним и над всем сословием феодалов, показывая преимущество своего сословия, свою силу, свой ум, свою энергию и решительность;

№ слайда 7

Описание слайда:

Вот они – неумирающие образы литературы эпохи Просвещения: Герой трагедии Фауст - личность историческая, он жил в XVI веке, слыл магом и чернокнижником и, отвергнув современную науку и религию, продал душу дьяволу. О докторе Фаусте ходили легенды, он был персонажем театральных представлений, к его образу обращались в своих книгах многие авторы. Но под пером Гете драма о Фаусте, посвященная вечной теме познания жизни, стала вершиной мировой литературы.

№ слайда 8

Описание слайда:

Все герои, созданные в XVIII в., несут черты своего времени, рассказывают о своих современниках, их чувствах и мыслях, мечтах и идеалах. Авторы этих образов - Дефо и Свифт, Вольтер, Шиллер и Гёте - великие писатели-просветители, имена которых стоят рядом с их бессмертными героями.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Движение просветителей зародилось в Англии, после событий буржуазной революции конца XVII в. (1688 г.). Ее компромиссный характер сохранял многие пережитки феодального строя, и английские просветители видели свой долг в закреплении уже достигнутых революцией побед. Они стремились перевоспитать человека в духе буржуазных добродетелей. Среди них - Д. Дефо. Даниель Дефо - английский писатель, основоположник европейского романа. Он родился в Лондоне в семье мелкого буржуа и после окончания духовной академии пуритан, где он получил прекрасное образование, стал заниматься коммерцией.

№ слайда 11

Описание слайда:

Он был настоящим буржуа! Знакомясь с его биографией, поражаешься его кипучей энергией, деловитостью, практической сметкой, невероятному трудолюбию. Впоследствии Дефо наделит этими чертами и своего любимого героя - Робинзона Крузо. Да и жизнь самого Дефо напоминает жизнь Робинзона до необитаемого острова. Занимаясь всю жизнь коммерцией, Дефо был убежден, что предприятия, затеваемые им для личного обогащения, приносят пользу и обществу.

№ слайда 12

Описание слайда:

Когда книга была опубликована, она имела совершенно неожиданный успех. Ее быстро перевели на основные европейские языки. Читатели, не желая расставаться с героем, требовали продолжения. Дефо написал еще два романа о Робинзоне, но ни один из них не сравнится с первым по художественной силе. Несмотря на огромный успех у современников, истинная оценка романа пришла все же позднее, после смерти писателя. Исследователи литературы утверждают, что, являясь зеркалом своего времени, роман «Робинзон Крузо» оказал большое влияние на общественную мысль и художественную культуру XVIII, XIX и даже XX столетий.

№ слайда 13

Описание слайда:

Джонатан Свифт (1667-1745) И взор я бросил на людей, Увидел их надменных, низких, Жестоких, ветреных друзей, Глупцов, всегда злодейству близких... А. С. Пушкин Доставьте мне удовольствие говорить о вас так же, как будет говорить потомство. Вольтер в письме Свифту

№ слайда 14

Описание слайда:

Современником и соотечественником Д. Дефо был Джонатан Свифт, соотечественниками и современниками их герои Робинзон и Гулливер. Они жили в одной стране - Англии, при одних правителях, читали произведения друг друга, хотя не были лично знакомы. Несомненно, было много общего в их творчестве, но талант каждого из них был ярко своеобразен, уникален, как уникальны их личности и судьбы. Джонатан Свифт называл себя «шутником, чрезвычайным шутником», которому грустно и горько от своих шуток. Многие сатирики XVIII, XIX и XX вв. называли его своим предшественником.

№ слайда 15

Описание слайда:

Англичанин по происхождению, Свифт родился в 1667 г. в Ирландии, в Дублине, куда в поисках заработка переехал отец будущего писателя. После окончания Дублинского университета в 1789 г. Свифт получил место секретаря у влиятельного вельможи Уильяма Темпля. Эта служба тяготила Свифта, но его удерживала в Мур-Парке обширная библиотека Темпля и его юная воспитанница Эстер Джонсон, нежную привязанность к которой Свифт пронес через всю свою жизнь. После смерти Темпля Свифт отправился в ирландскую деревушку Ларакор, чтобы стать там священником. Стелла, как называл Свифт Эстер Джонсон, последовала за ним.

№ слайда 16

Описание слайда:

Свифт не мог ограничить себя только скромной деятельностью пастора. Еще при жизни Темпля он опубликовал свои первые стихи и памфлеты, но настоящим началом литературной деятельности Свифта можно считать его книгу «Сказка бочки». («Сказка бочки» - это английское народное выражение, которое означает «говорить чепуху», «молоть вздор»). В ее основе лежит история о трех братьях, в которой заключена резкая сатира на три основные направления христианской религии: католическую, протестантскую и англиканскую. «Сказка бочки» принесла большую известность в литературных и политических кругах Лондона. Его острое перо оценили обе политические партии: тори и виги.

№ слайда 17

Описание слайда:

Главным трудом жизни Свифта стал его роман «Путешествие в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» - так звучит его полное название. Чрезвычайной таинственностью Свифт окружил свой труд, даже издатель, получивший в 1726 г. от неизвестного лица рукопись романа не знал, кто его автор. Книгу о Гулливере ждала судьба, похожая на книгу о Робинзоне: она скоро стала всемирно известной, любимейшей книгой как взрослых, так и детей.

№ слайда 18

Описание слайда:

«Путешествия Гулливера» - программный манифест Свифта-сатирика. В первой части читатель смеётся над нелепым самомнением лилипутов. Во второй, в стране великанов, меняется точка зрения, и выясняется, что наша цивилизация заслуживает такого же осмеяния. В третьей высмеиваются наука и человеческий разум вообще. Наконец, в четвёртой появляются мерзкие йеху (отвратительные человекоподобные существа) как концентрат исконной человеческой природы, не облагороженной духовностью. Свифт, как обычно, не прибегает к морализаторским наставлениям, предоставляя читателю сделать собственные выводы - выбрать между йеху и их моральным антиподом, причудливо облечённым в лошадиную форму.

№ слайда 19

Описание слайда:

№ слайда 20

Описание слайда:

В каждой стране просветительское движение имело свои характерные черты. Французское Просвещение шло к революции, готовило ее. Просветители, отрицая существующие порядки, искали пути разумной организации общества. Их идеи, их требования воплощались в лозунге - Свобода, Равенство и Братство всех людей. На протяжении второй половины XVIII в. французские просветители были властителями дум всей прогрессивной Европы. И первым среди первых в их ряду был Вольтер.

№ слайда 21

Описание слайда:

Великий поэт и драматург, философ и ученый, политический деятель, Вольтер был символом и первой фигурой не только в истории французского Просвещения, но и просветительского движения всей Европы. Он был во главе тех, кто готовил Францию для восприятия грядущей революции. Голос Вольтера слушал весь век. Он произносил решающее слово по поводу важнейших проблем своего времени.

№ слайда 22

Описание слайда:

Важной частью художественного наследия Вольтера являются философские повести. Философская повесть - литературный жанр, созданный XVIII веком. Излагая философские идеи, проблемы, рассуждая на политические и социальные темы, автор облекает повествование в художественную форму. Вольтер нередко прибегает к фантастике, иносказанию, вводит экзотический колорит, обращаясь к малоизученному Востоку. В своей самой известной философской повести «Кандид, или Оптимизм» (1759 г.) Вольтер размышляет о религии, войнах, судьбах мира и месте человека в нем.

Описание слайда:

Но повествование выходит за рамки одного государства. В «Кандиде» дана панорама мирового порядка, который необходимо перестроить на началах разума и справедливости. Писатель-философ ведет читателя в Испанию и делает его свидетелем судилища инквизиции и сжигания еретиков; в Буэнос-Айресе он показывает ему злоупотребления колониальных властей; в Парагвае - обличает государство, созданное иезуитами. Всюду беззаконие и обман идут рядом с убийством, развратом, воровством, унижением человека. Во всех уголках земного шара люди страдают, они не защищены в условиях господства феодальных порядков.

№ слайда 25

Описание слайда:

Этому страшному миру Вольтер противопоставляет свою утопическую мечту об идеальной стране Эльдорадо, куда попадает герой. Эльдорадо - в переводе с испанского значит «золотой» или «счастливый». Управляет государством умный, образованный, просвещенный король-философ. Все жители трудятся, они счастливы. Деньги для них не имеют никакой цены. Золото рассматривается лишь как удобный и красивый материал. Даже сельские дороги вымощены золотом и драгоценными камнями. Народ Эльдорадо не знает притеснений, в стране нет тюрем. Огромную роль играет искусство. Оно пронизывает и организует всю жизнь общества. Самое большое и красивое здание в городе - Дворец Наук.

№ слайда 26

Описание слайда:

Однако сам писатель понимает, что мечта об Эльдорадо - всего лишь мечта. Вольтер отделяет Эльдорадо от всего мира огромными морями и непроходимыми горными хребтами, а все то, что Кандиду и его спутнику удалось вывезти из этой сказочно богатой страны, не могло послужить обогащению и счастью героев. Вольтер подвел читателя к выводу: счастье и благоденствие людей может быть завоевано только собственным трудом. Символичен конец повести. Герои, пройдя через множество и пытаний, встречаются в окрестностях Константинополя, где Кандид покупает небольшую ферму. Они выращивают плоды и живут мирной, спокойной жизнью. «Будем работать, не рассуждая,- говорит один из них,- это единственное средство сделать жизнь сносной». «Надо возделывать свой сад»,- уточняет эту мысль Кандид. Труд как первооснова жизни, который способен «избавить нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды», труд как основа созидания, практическое действие - вот истинное призвание человека. В этом финальный призыв Кандида.

№ слайда 27

Описание слайда:

№ слайда 28

Описание слайда:

Свой национальные черты имело творчество немецких просветителей. Главной задачей передовых людей Германии того времени была задача объединения Германии, а это значит пробуждения чувства национального единства, национального самосознания народа, воспитания нетерпимости к деспотизму и надежд на возможные перемены. Расцвет немецкого Просвещения приходится на вторую половину XVIII в. Но уже в первой половине века над растерзанной Германией поднимается гигантская фигура И.С. Баха, творчество которого заложило важнейшие основы для самосознания немецкого народа.

№ слайда 29

Описание слайда:

Все лучшее, что достигло немецкое Просвещение, воплотилось в творчестве Иоганна Вольфганга Гете. Ему шел 21-й год, когда он приехал в Страсбург для продолжения образования. Позади детство, проведенное в старинном вольном городе Франкфурте-на-Майне в доме высокообразованного бюргера, три года учебы в Лейпцигском университете, где Гете изучал юридические науки. Страсбург - обычный немецкий город. Он лежал на главном пути из центральной Европы в Париж. Здесь как бы сталкивались влияния французской и немецкой культуры и меньше ощущался провинциальный уклад жизни.

Описание слайда:

Делом всей жизни Гете и философским итогом европейского Просвещения стал «Фауст» - произведение о величии человеческого разума, вере в неограниченные возможности человека. «Фауст» - монументальная философская трагедия. Гете писал ее всю жизнь, около шестидесяти лет, и завершил в 1831 г., уже в другую эпоху, устремления и надежды которой нашли отражение в его бессмертном творении.

№ слайда 32

Описание слайда:

Описание слайда:

ВОЛЬТЕР (1694-1778) Великий французский поэт и драматург, философ и ученый, политический деятель, был символом и первой фигурой просветительского движения всей Европы. В своей самой известной философской повести «Кандид, или Оптимизм» (1759 г.) Вольтер размышляет о религии, войнах, судьбах мира и месте человека в нем.

№ слайда 37

Описание слайда:

Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) Все лучшее, чего достигло немецкое Просвещение, воплотилось в творчестве Иоганна Вольфганга Гете. Делом всей жизни Гете и философским итогом европейского Просвещения стал «Фауст» - произведение о величии человеческого разума, вере в неограниченные возможности человека. «Фауст» - монументальная философская трагедия, которая писалась на протяжении 60 лет.

Слайд 2

…Дай миру, на который ты влияешь, направление к добру… Это направление дал ему, если ты, поучая, возвышаешь его мышление к необходимому и вечному.

Ф. Шиллер

Слайд 3

Вот они – неумирающие образы литературы эпохи Просвещения: Робинзон Крузо, который прожил на необитаемом острове двадцать девять лет в одиночестве и остался жить вопреки всем предположениям, сохранив не только рассудок, но и чувство собственного достоинства;

Слайд 4

Вот они – неумирающие образы литературы эпохи Просвещения: Лемюэль Гулливер, любимый герой детства, страстный путешест­венник, побывавший в удивительных странах - лилипутов и великанов, на летающем острове и в стране говорящих лошадей;

Слайд 5

Вот они – неумирающие образы литературы эпохи Просвещения: Кандид, философ, размышляющий о судьбах мира и месте человека в нем, путешественник, увидевший, «что творится на самом деле на нашем печальном и смешном земном шаре», и последними словами которого были: «Надо возделывать свой сад, ибо мир наш безумен и жесток... установим границы нашей деятельности и попробуем выполнить наше скромное дело как можно лучше»;

Слайд 6

Вот они – неумирающие образы литературы эпохи Просвещения:Фигаро, слуга в доме у графа, который во всех ситуациях обводит вокруг пальца своего хозяина, смеется над ним, а вместе с ним и над всем сословием феодалов, показывая преимущество своего сословия, свою силу, свой ум, свою энергию и решительность;

Слайд 7

Вот они – неумирающие образы литературы эпохи Просвещения: Герой трагедии Фауст - личность историческая, он жил в XVI веке, слыл магом и чернокнижником и, отвергнув современную науку и религию, продал душу дьяволу. О докторе Фаусте ходили легенды, он был персонажем театральных представлений, к его образу обращались в своих книгах многие авторы. Но под пером Гете драма о Фаусте, посвященная вечной теме познания жизни, стала вершиной мировой литературы.

Слайд 8

Все герои, созданные в XVIII в., несут черты своего времени, рассказывают о своих современниках, их чувствах и мыслях, мечтах и идеалах. Авторы этих образов - Дефо и Свифт, Вольтер, Шиллер и Гёте - великие писатели-просветители, имена которых стоят рядом с их бессмертными героями.

Слайд 9

Даниель Дефо (1660-1731)

Даниель Дефо (1660-1731)Он не читал «Робинзона Крузо» с детства... Посмотрим, поразит ли его «Робинзон Крузо» теперь!У. Коллинз

Ты становишься просто Человеком, пока читаешь его.С. Колридж

Слайд 10

Движение просветителей зародилось в Англии, после событий буржуазной революции конца XVII в. (1688 г.). Ее компромиссный характер сохранял многие пережитки феодального строя, и английские просветители видели свой долг в закреплении уже достигнутых революцией побед. Они стремились перевоспитать человека в духе буржуазных добродетелей. Среди них - Д. Дефо.

Даниель Дефо - английский писатель, основоположник европейского романа. Он родился в Лондоне в семье мелкого буржуа и после окончания духовной академии пуритан, где он получил прекрасное образование, стал заниматься коммерцией.

Слайд 11

Он был настоящим буржуа! Знакомясь с его биографией, поражаешься его кипучей энергией, деловитостью, практической сметкой, невероятному трудолюбию. Впоследствии Дефо наделит этими чертами и своего любимого героя - Робинзона Крузо. Да и жизнь самого Дефо напоминает жизнь Робинзона до необитаемого острова. Занимаясь всю жизнь коммерцией, Дефо был убежден, что предприятия, затеваемые им дляличного обогащения, приносят пользу и обществу.

Слайд 12

Когда книга была опубликована, она имела совершенно неожиданный успех. Ее быстро перевели на основные европейские языки. Читатели, не желая расставаться с героем, требовали продолжения. Дефо написал еще два романа о Робинзоне, но ни один из них не сравнится с первым по художественной силе.

Несмотря на огромный успех у современников, истинная оценка романа пришла все же позднее, после смерти писателя. Исследователи литературы утверждают, что, являясь зеркалом своего времени, роман «Робинзон Крузо» оказал большое влияние на общественную мысль и художественную культуру XVIII, XIX и даже XX столетий.

Слайд 13

Джонатан Свифт (1667-1745)

И взор я бросил на людей,
Увидел их надменных, низких,
Жестоких, ветреных друзей,
Глупцов, всегда злодейству близких...

А. С. Пушкин

Доставьте мне удовольствие говорить о вас так же, как будет говорить потомство.

  • Вольтер в письме Свифту
  • Слайд 14

    Современником и соотечественником Д. Дефо был Джонатан Свифт, соотечественниками и современниками их герои Робинзон и Гулливер. Они жили в одной стране - Англии, при одних правителях, читали произведения друг друга, хотя не были лично знакомы. Несомненно, было много общего в их творчестве, но талант каждого из них был ярко своеобразен, уникален, как уникальны их личности и судьбы.

    Джонатан Свифт называл себя «шутником, чрезвычайным шутником», которому грустно и горько от своих шуток. Многие сатирики XVIII, XIX и XX вв. называли его своим предшественником.

    Слайд 15

    Англичанин по происхождению, Свифт родился в 1667 г. в Ирландии, в Дублине, куда в поисках заработка переехал отец будущего писателя. После окончания Дублинского университета в 1789 г. Свифт получил место секретаря у влиятельного вельможи Уильяма Темпля.

    Эта служба тяготила Свифта, но его удерживала в Мур-Парке обширная библиотека Темпля и его юная воспитанница Эстер Джонсон, нежную привязанность к которой Свифт пронес через всю свою жизнь.

    После смерти Темпля Свифт отправился в ирландскую деревушку Ларакор, чтобы стать там священником. Стелла, как называл Свифт Эстер Джонсон, последовала за ним.

    Слайд 16

    Свифт не мог ограничить себя только скромной деятельностью пастора. Еще при жизни Темпля он опубликовал свои первые стихи и памфлеты, но настоящим началом литературной деятельности Свифта можно считать его книгу «Сказка бочки». («Сказка бочки» - это английское народное выражение, которое означает «говорить чепуху», «молоть вздор»). В ее основе лежит история о трех братьях, в которой заключена резкая сатира на три основные направления христианской религии: католическую, протестантскую и англиканскую. «Сказка бочки» принесла большую известность в литературных и политических кругах Лондона. Его острое перо оценили обе политические партии: тори и виги.

    Слайд 17

    Главным трудом жизни Свифта стал его роман «Путешествие в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» - так звучит его полное название. Чрезвычайной таинственностью Свифт окружил свой труд, даже издатель, получивший в 1726 г. от неизвестного лица рукопись романа не знал, кто его автор.

    Книгу о Гулливере ждала судьба, похожая на книгу о Робинзоне: она скоро стала всемирно известной, любимейшей книгой как взрослых, так и детей.

    Слайд 18

    «Путешествия Гулливера» - программный манифест Свифта-сатирика. В первой части читатель смеётся над нелепым самомнением лилипутов. Во второй, в стране великанов, меняется точка зрения, и выясняется, что наша цивилизация заслуживает такого же осмеяния. В третьей высмеиваются наука и человеческий разум вообще. Наконец, в четвёртой появляются мерзкие йеху (отвратительные человекоподобные существа) как концентрат исконной человеческой природы, не облагороженной духовностью. Свифт, как обычно, не прибегает к морализаторским наставлениям, предоставляя читателю сделать собственные выводы - выбрать между йеху и их моральным антиподом, причудливо облечённым в лошадиную форму.

    Слайд 19

    ВОЛЬТЕР (1694-1778)

    Освистывайте меня без стеснения, я вам отвечу тем же, собратья мои.

    • Вольтер

    Он был более чем человек, он был эпоха.

    • В. Гюго
  • Слайд 20

    В каждой стране просветительское движение имело свои характерные черты. Французское Просвещение шло к революции, готовило ее. Просветители, отрицая существующие порядки, искали пути разумной организации общества. Их идеи, их требования воплощались в лозунге - Свобода, Равенство и Братство всех людей. На протяжении второй половины XVIII в. французские просветители были властителями дум всей прогрессивной Европы. И первым среди первых в их ряду был Вольтер.

    Слайд 21

    Великий поэт и драматург, философ и ученый, политический деятель, Вольтер был символом и первой фигурой не только в истории французского Просвещения, но и просветительского движения всей Европы. Он был во главе тех, кто готовил Францию для восприятия грядущей революции. Голос Вольтера слушал весь век. Он произносил решающее слово по поводу важнейших проблем своего времени.

    Слайд 22

    Важной частью художественного наследия Вольтера являются философские повести. Философская повесть - литературный жанр, созданный XVIII веком. Излагая философские идеи, проблемы, рассуждая на политические и социальные темы, автор облекает повествование в художественную форму. Вольтер нередко прибегает к фантастике, иносказанию, вводит экзотический колорит, обращаясь к малоизученному Востоку.

    В своей самой известной философской повести «Кандид, или Оптимизм» (1759 г.) Вольтер размышляет о религии, войнах, судьбах мира и месте человека в нем.

    Слайд 23

    Центр действия повести - Германия. Действие ее начинается в Вестфалии, в имении барона Тундер-дер-Тронка. Пруссаки появляются в романе под видом болгар. Насильно завербованный в болгарскую (прусскую) армию, главный герой повести, Кандид, становится свидетелем и участником кровавой захватнической войны - бойни, в которой Вольтера особенно потрясают зверства над мирным населением. Он рисует страшную картину гибели всего населения аварской деревни, сожженной «в силу международного права».

    Слайд 24

    Но повествование выходит за рамки одного государства. В «Кандиде» дана панорама мирового порядка, который необходимо перестроить на началах разума и справедливости. Писатель-философ ведет читателя в Испанию и делает его свидетелем судилища инквизиции и сжигания еретиков; в Буэнос-Айресе он показывает ему злоупотребления колониальных властей; в Парагвае - обличает государство, созданное иезуитами. Всюду беззаконие и обман идут рядом с убийством, развратом, воровством, унижением человека. Во всех уголках земного шара люди страдают, они не защищены в условиях господства феодальных порядков.

    Слайд 25

    Этому страшному миру Вольтер противопоставляет свою утопическую мечту об идеальной стране Эльдорадо, куда попадает герой. Эльдорадо - в переводе с испанского значит «золотой» или «счастливый». Управляет государством умный, образованный, просвещенный король-философ. Все жители трудятся, они счастливы. Деньги для них не имеют никакой цены. Золото рассматривается лишь как удобный и красивый материал. Даже сельские дороги вымощены золотом и драгоценными камнями. Народ Эльдорадо не знает притеснений, в стране нет тюрем. Огромную роль играет искусство. Оно пронизывает и организует всю жизнь общества. Самое большое и красивое здание в городе - Дворец Наук.

    Слайд 26

    Однако сам писатель понимает, что мечта об Эльдорадо - всего лишь мечта. Вольтер отделяет Эльдорадо от всего мира огромными морями и непроходимыми горными хребтами, а все то, что Кандиду и его спутнику удалось вывезти из этой сказочно богатой страны, не могло послужить обогащению и счастью героев. Вольтер подвел читателя к выводу: счастье и благоденствие людей может быть завоевано только собственным трудом. Символичен конец повести. Герои, пройдя через множество и­спытаний, встречаются в окрестностях Константинополя, где Кандид покупает небольшую ферму. Они выращивают плоды и живут мирной, спокойной жизнью. «Будем работать, не рассуждая,- говорит один из них,- это единственное средство сделать жизнь сносной». «Надо возделывать свой сад»,- уточняет эту мысль Кандид. Труд как первооснова жизни, который способен «избавить нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды», труд как основа созидания, практическое действие - вот истинное призвание человека. В этом финальный призыв Кандида.

    Слайд 27

    Кто в силах, однако, выразить всю полноту признательности великому поэту, драгоценнейшей жемчужине нации!

    • Л. Бетховен о Гете
  • Слайд 28

    Свой национальные черты имело творчество немецких просветителей.

    Главной задачей передовых людей Германии того времени была задача объединения Германии, а это значит пробуждения чувства национального единства, национального самосознания народа, воспитания нетерпимости к деспотизму и надежд на возможные перемены.

    Расцвет немецкого Просвещения приходится на вторую половину XVIII в. Но уже в первой половине века над растерзанной Германией поднимается гигантская фигура И.С. Баха, творчество которого заложило важнейшие основы для самосознания немецкого народа.

    Слайд 29

    Все лучшее, что достигло немецкое Просвещение, воплотилось в творчестве Иоганна Вольфганга Гете. Ему шел 21-й год, когда он приехал в Страсбург для продолжения образования. Позади детство, проведенное в старинном вольном городе Франкфурте-на-Майне в доме высокообразованного бюргера, три года учебы в Лейпцигском университете, где Гете изучал юридические науки. Страсбург - обычный немецкий город. Он лежал на главном пути из центральной Европы в Париж. Здесь как бы сталкивались влияния французской и немецкой культуры и меньше ощущался провинциальный уклад жизни.

    Слайд 30

    Слайд 31

    Делом всей жизни Гете и философским итогом европейского Просвещения стал «Фауст» - произведение о величии человеческого разума, вере в неограниченные возможности человека. «Фауст» - монументальная философская трагедия. Гете писал ее всю жизнь, около шестидесяти лет, и завершил в 1831 г., уже в другую эпоху, устремления и надежды которой нашли отражение в его бессмертном творении.

    Слайд 32

    Запись в тетради

    Движение просветителей зародилось в Англии, после событий буржуазной революции конца XVII в. (1688 г.).

    Они стремились перевоспитать человека в духе буржуазных добродетелей.

    Слайд 33

    Даниель Дефо (1660-1731)

    Английский писатель, основоположник европейского романа. Он родился в Лондоне в семье мелкого буржуа, получив прекрасное образование, стал заниматься коммерцией.

    Слайд 34

    «Робинзон Крузо»

    Самый знаменитый роман «Робинзон Крузо», герой которого прожил на необитаемом острове двадцать девять лет в одиночестве и остался жить вопреки всем предположениям, сохранив не только рассудок, но и чувство собственного достоинства.

    Слайд 37

    Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832)

    Все лучшее, чего достигло немецкое Просвещение, воплотилось в творчестве Иоганна Вольфганга Гете.

    Делом всей жизни Гете и философским итогом европейского Просвещения стал «Фауст» - произведение о величии человеческого разума, вере в неограниченные возможности человека. «Фауст» - монументальная философская трагедия, которая писалась на протяжении 60 лет.

    Посмотреть все слайды

    В 1688 году в Англии произошла «славная революция». Славная, потому что она миновала кровавую фазу.

    Славная революция – принятое в историографии название государственного переворота 1688 года в Англии. Также встречается под названиями «Революция 1688 года», «бескровная революция».

    Революция связанна не со сменой классов, а с изменением типа человеческой жизни. Был принят «Билль о правах». За каждым человеком было признано присущее от рождения, а не подаренное государством право на жизнь, на свободу мысли и так далее. Возникло новое представление о том, что для человека важно. В классицизме главенствовал разум. Общественное устройство и жизнь отдельного человека подчинены разуму. Чувства противоречат рассудку, их нужно обуздывать и воспитывать. Поэтому значимую роль в эпохе классицизма играют учителя.

    В эпоху зарождающегося просвещения педагогика становится едва ли не центром. Чувства нужно воспитывать, и тогда сердце станет рядом с разумом. Возникает идея естественного человека, который преодолевает оковы рациональной цивилизации на пути к самому себе. Чувства не разрушают мир, потому что они воспитывают.

    Эпоха Просвещения приносит идею прогресса. В современном мире это понятие сопровождает людей повсеместно. Представление о жизни как о динамичном изменении от худшего к лучшему было невероятным открытием эпохи Просвещения.

    Прогресс означает, что человек может управлять окружающим миром и обществом и совершенствовать их.

    История человечества - это не история спасения, как учит религиозная картина мира, а путь от несовершенного к совершенному. Просветители не отрицали роли разума.

    В 1744 году в Англии, а затем и во Франции начала выходить энциклопедия.

    Энциклопедия - приведенная в систему обозрения всех отраслей и человеческих знаний или круга дисциплин, в совокупности составляющих отдельную отрасль знания.

    Энциклопедия состояла из подбора статей о разных отраслях человеческого знания. Но выдавала информацию не справочным образом, а выстраивая философскую систему. Энциклопедии оказались востребованы: вышло более тридцати томов с большим тиражом и переводом на многие языки. В России в XVIII веке выпустили 29 сборников. Энциклопедия меняла картину мира.

    Идеи эпохи Просвещения

    • Естественный человек.
    • Воспитание чувств.
    • Разум не всесилен.
    • Человек имеет право менять мир вокруг себя.
    • История человечества - путь от несовершенного к совершенному.

    Идеи начали разделять не только интеллектуалы, но и правители. Возникло явление, называемое «просвещенный абсолютизм». Государи не отказывались от абсолютной власти, но становились деятелями этой эпохи. Доносили до своих поданных идеи просвещения, иногда и насильственными способами. Это Фридрих Прусский, Мария Терезия в Австрии, Екатерина Великая (см. рис. 1).

    Рис. 1. И. Аргунов «Портрет Екатерины II»

    Российская императрица посвятила жизнь просвещению и утверждению европейской культуры. Она была писательницей и талантливой журналисткой, выпускала свой журнал, писала комедии и поучения, была сатириком. Государыня обличала нравы общества, которым управляла.

    Большую роль в судьбе русской культуры в эпоху Просвещения сыграл Николай Иванович Новиков - русский журналист, сатирик, писатель.

    Рис. 2. Николай Иванович Новиков

    Он издавал журналы, но одним из первых пал в результате государственного гнева Екатерины Великой. Николай Иванович переступил черту и в 1792 году был арестован за литературные дела и за попытку вмешательства в процессы династии, политические игры с Павлом I.

    В 1790 году вышло главное произведение русской эпохи Просвещения «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Радищева (см. рис. 3).

    Рис. 3. Александр Николаевич Радищев

    В 1789 году произошла французская революция, которая привела к перевороту, свержению власти и кровопролитию. Книга Радищева, написанная годом позже, была воспринята как призыв к революции. Путешествуя из Петербурга в Москву и останавливаясь на каждой станции, рассказчик книги горестно и сатирически изображает реальность. Прочитаем начало произведения и поймем, что замысел автора был иным:

    Что бы разум и сердце произвести ни захотели, тебе оно, о! сочувственник мой, посвящено да будет. Хотя мнения мои о многих вещах различествуют с твоими, но сердце твое бьет моему согласно - и ты мой друг . Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвленна стала. Обратил взоры мои во внутренность мою - и узрел, что бедствия

    человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает

    непрямо на окружающие его предметы.

    Александр Радищев

    Написано не о революции. Многие слова начинаются с «со»: сочувствие, сострадание. Радищев говорит на языке сопереживания, он говорит о человеческих чувствах как о главном двигателе истории. Если сердце искажено, то и история искажена. Об этом его книга, но считана она была как призыв к революции. Автор был арестован и сослан в Илимский острог. Радищев был возвращен Александром I, который привлек писателя к составлению свода российских законов. Внутренне автор был надломлен, жизнь его закончилась трагически.

    Возможно, лучшим произведением эпохи Просвещения с элементами традиции классицизма стала комедия Дениса Фонвизина «Недоросль». Вы самостоятельно ее прочитаете и ответите на вопросы.

  • Загрузка...