crimea-fun.ru

Лев толстой война и мир жанровое своеобразие. Что такое литературный жанр? "Война и мир": жанровое своеобразие произведения

Эпопея - древний жанр, где жизнь изображается в национально-исторических масштабах. Роман - новоевропейский жанр, связанный с интересом к судьбе отдельной личности.

Черты эпопеи в «Войне и мире»: в центре - историческая судьба русского народа в Отечественной войне 1812 года, значение его героической роли и изображение «целостного» бытия.

Черты романа: «Война и мир» повествует о частной жизни людей, показываются конкретные личности в их духовном становлении.

Жанр романа-эпопеи - создание Толстого. Идейный и художественный смысл каждой сцены и каждого характера становится ясен лишь в их сцеплениях с многообъемлющим содержанием эпопеи. В романе-эпопее сочетаются детально нарисованные картины русской жизни, батальные сцены, авторское художественное повествование и философские отступления. Основу содержания романа-эпо-пеи составляют события большого исторического масштаба, «жизнь общая, а не частная», отраженная в судьбах отдельных людей. Толстым достигнут необычайно широкий охват всех слоев русской жизни - отсюда огромное число действующих лиц. Идейно-художественный стержень произведения - история народа и путь лучших представителей дворянства к народу. Произведение писалось не для воссоздания истории, это не хроника. Автор создал книгу о жизни нации, создал художественную, а не исторически-достоверную правду (многое из собственно истории того времени не вошло в книгу; кроме того, реальные исторические факты искажаются с целью подтверждения основной мысли романа - гиперболизация старости и пассивности Кутузова, портрет и ряд поступков Наполеона).

Историко-философские отступления, авторские размышления о прошлом, настоящем и будущем - необходимая составная часть жанровой структуры «Войны и мира». В 1873 году Толстым была предпринята попытка облегчить структуру произведения, очистить книгу от рассуждений, что, по мнению большинства исследователей, нанесло его творению серьезный ущерб. Считается, что громоздскость, тяжеловесность периодов (предложений), многоплановая композиция, множество сюжетных линий, обилие авторских отступлений - неотъемлимые и необходимые черты «Войны и мира». Сама художественная задача - эпического охвата громадных пластов исторической жизни - требовала именно сложности, а не легкости и простоты формы. Осложненный синтаксический строй прозы Толстого - инструмент социального и психологического анализа, существенная составная часть стиля именно романа-эпопеи.

Требованиям жанра подчинена и композиция «Войны и мира». В основе сюжета лежат исторические события. Во вторую очередь раскрывается значение судеб семей и отдельных людей (проанализировать все противопоставления, смотри выше).

«Диалектика души» (особенности психологизма Толстого).

«Диалектика души» - постоянное изображение внутреннего мира героев в движении, в развитии (по Чернышевскому).

Психологизм (показ характеров в развитии) позволяет не только объективно изобразить картину душевной жизни героев, но и выразить авторскую нравственную оценку изображаемого.

Средства психологической изобразительности у Толстого:

  1. Психологический анализ от лица автора-повествователя.
  2. Раскрытие невольной неискренности, подсознательного стремления видеть себя лучше и интуитивно искать самооправдания (напр., размышления Пьера о том, ехать или нет к Анатолю Курагину, после того, как он дает Болконскому слово этого не делать).
  3. Внутренний монолог, создающий впечатление «подслушанных мыслей» (напр., поток сознания Николая Ростова во время охоты и погони за французом; князь Андрей под небом Аустерлица).
  4. Сны, раскрытие подсознательных процессов (напр., сны Пьера).
  5. Впечатления героев от внешнего мира. Внимание сосредоточивается не на самом предмете и явлении, а на том, как воспринимает их персонаж (напр., первый бал Наташи).
  6. Внешние детали (напр., дуб по дороге в Отрадное, небо Аустерлица).
  7. Расхождение между тем временем, в которое реально происходило действие, и временем рассказа о нем (напр., внутренний монолог Марьи Болконской о том, за что она полюбила Николая Ростова).

По мысли Н. Г. Чернышевского, Толстого интересовал «всего более - сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразительным, определительным термином» непосредственно изображать психический процесс. Чернышевский отмечал, что художественным открытием Толстого стало изображение внутреннего монолога в форме потока сознания. Чернышевский выделяет общие принципы «диалектики души»: а) Изображение внутреннего мира человека в постоянном движении, противоречии и развитии (Толстой: «человек - текучее вещество»); б) Интерес Толстого к переломным, кризисным моментам в жизни человека; в) Событийность (влияние событий внешнего мира на внутренний мир героя).

Роман как литературный жанр — это создание литературы нового времени.

Отличительные черты романа:

  • изображение человека в сложных жизненных процессах,
  • многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц,
  • больший по сравнению с другими эпическими формами объем.

На первом плане — образы обыкновенных людей, их личная судьба, события частной жизни и отражение в них событий эпохи, целостного породившего их общественного мира. Обычно действие произведений в жанре романа происходит в современной писателю действительности (исключение представляют исторические и фантастические тексты) или события недавнего прошлого.

Жанровое своеобразие в романе Толстого

Роман «Война и мир» представляет собой произведение, чрезвычайно сложное в жанровом отношении.

Как исторический роман

С одной стороны, писатель рассказывает об исторических событиях прошлого (войны 1805-1807 и 1812 годов).

С этой точки зрения «Войны и мир» можно было бы назвать .

В нем действуют конкретные исторические личности (Александр 1, Наполеон, Кутузов, Сперанский), однако история для Толстого не самоцель. Начиная писать произведение о декабристах, писатель, как он сам говорил, не мог не обратиться к отечественной войне 1812 года, а затем — войне 1805-1807 годов («эпохе нашего позора»). История в «Войне и мире» — это та основа, которая позволяет раскрыть характеры людей в эпоху больших национальных потрясений, передать философские размышления самого автора о глобальных вопросах человечества — вопросах войны и мира, роли личности в истории, закономерности исторического процесса и т.д.

Поэтому жанрово «Война и мир» выходит за рамки просто исторического романа.

Как семейно-бытовой роман

С другой стороны, можно отнести «Войну и мир» к семейно-бытовому роману : Толстой прослеживает судьбы нескольких поколений дворянских семей (Ростовых, Болконских, Безуховых, Курагиных). Но судьбы этих людей неразрывно связаны с масштабными историческими событиями в России. Помимо этих героев, в «Войне и мире» огромное количество действующих лиц, непосредственно не связанных с судьбами героев.

Появление на страницах романа образов:

  • купца Ферапонтова, московской барыни, которая покинула Москву «со смутным сознанием, что она Бонапарту не слуга»,
  • ополченцев, надевших чистые рубахи перед Бородином,
  • солдат батареи Раевского,
  • партизан Денисова и многих других

выводит роман за рамки семейного жанра.

Как социальный роман

«Войну и мир» можно назвать социальным романом . Толстого волнуют вопросы, связанные с устройством общества.

Свое неоднозначное отношение к дворянству писатель проявляет в описании петербургского и московского дворянства, их отношения, например, к войне 1812 года. Не менее важны для автора и отношения дворян и крепостных крестьян. Эти отношения неоднозначны, и Толстой как не может не сказать об этом (крестьянские партизанские отряды и поведение богучаровских крестьян). В связи с этим можно сказать, что роман писателя не укладывается и в эти жанровые рамки.

Как философский роман

Лев Толстой известен не только как писатель, но и как философ. Многие страницы произведения посвящены общечеловеческим философским проблемам. Толстой сознательно вводит свои философские размышления в роман, они для него важны в связи с теми историческими событиями, которые он описывает. Прежде всего, это рассуждения писателя о роли личности в истории и закономерностях исторических событий. Взгляды писателя можно назвать фаталистическим: он утверждает, что не поведение и воля исторический личностей определяют ход исторических событий. Исторические события складываются из поступков и воль многих людей. Для писателя смешным представляется Наполеон, который

«подобен ребенку, едущему в карете, дергающему за бахрому и думающему, что он управляет каретой».

И велик Кутузов, который понимает дух происходящих событий и делает то, что необходимо делать в конкретной ситуации.

Примечательны рассуждения Толстого о войне. Как гуманист, он отвергает войну как способ решения конфликтов, война отвратительна, она похожа на охоту (недаром Николай Ростов, убегающий от французов, чувствует себя зайцем, которого травят охотники), об античеловеческой сущности войны говорит Андрей Болконский Пьеру перед Бородинским сражением. Причины победы русских над французами писатель видит в духе патриотизма, который охватил всю нацию и помог остановить нашествие.

Как психологический роман

Толстой — мастер и психологической прозы . Углубленный психологизм, освоение тончайших движений души человека — несомненное качество писателя.

С этой точки зрения «Война и мир» можно отнести к жанру психологического романа. Толстому мало показать характеры людей в действии, ему нужно объяснить психологию их поведения, раскрыть внутренние причины их поступков. В этом психологизм прозы Толстого.

Все названные особенности позволяют ученым определить жанр «Война и мира» как роман-эпопею.

Широкомасштабность описываемых событий, глобальность проблем, огромное количество действующих лиц, социальные, философские, нравственные аспекты делают этот роман уникальным в жанровом отношении произведением.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Негосударственное образовательное учреждение

Церковно-приходская школа «Косинская»

г. Москвы

Статья
«Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, проблематика, жанровое своеобразие»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Ганеева Виктория Николаевна

г. Москва 2014

Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, проблематика, жанровое своеобразие

Представить себе русскую литературу, в которой нет «Войны и мира», попросту невозможно. Это одно из центральных ее произведений. «Русская литература и до Толстого знала высокие образцы реалистического искусства. Но впервые у Толстого само исследование скрытых пружин движений человеческой души, исторической жизнедеятельности народа, связь, «сопряжение» частного и общего вынесены на страницы повествования».

Огромным было воздействие романа-эпопеи на писателей поздних времен, особенно в двадцатом веке: в духе традиций Толстого предстают произведения Ю. Бондарева, В. Быкова, М. Бубеннова, И. Эренбурга, К. Воробьева. Художественные законы, открытые в «Войне и мире» Л.Н. Толстым, составляли и составляют непререкаемый образец и для зарубежной литературы.

Огромным было и остается художественное воздействие эпопеи на каждого, кто прикоснулся к ее поэтической вселенной. Трудно представить без «Войны и мира» и русское патриотическое сознание. «Нет сомнения, здесь воплотился опыт целого народа, столь явно и широко выразил писатель незыблемые ценности своей земли. Русскому человеку нельзя не любить эту книгу, как нельзя не любить живую часть собственной судьбы».

Роман «Война и мир» уже долгое время остается одной из главных книг школьной программы. Несмотря на все «противоречия и парадоксы» этой книги, великая эпопея несет в себе огромное воспитательное начало, утверждая непреходящие идеалы патриотизма, долга, семьи, материнства.

История создания

Сам Л.Н. Толстой в одном из черновых набросков предисловия рассказывает о начале работы над романом: «В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением, героем которой должен был быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию. Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала с славной для России эпохой 1812 года. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времени 1812 года, которого еще запах и звук слышны и милы нам, но которое теперь уже настолько отдалено от нас, что мы можем думать о нем спокойно. Но и в третий раз я оставил начатое, но уже не потому, чтобы мне нужно было описывать первую молодость моего героя, напротив: между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерными лицами великой эпохи личность моего героя отступила на задний план, а на первый план стали, с равным интересом для, и молодые и старые люди, и мужчины и женщины того времени. В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется странным большинству читателей, но которое, надеюсь, поймут именно те, мнением которых я дорожу; я сделал это по чувству, похожему на застенчивость и которое я не могу определить одним словом. Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего сраму. Кто не испытывал скрытого, но неприятного чувства застенчивости и недоверия при чтении патриотических сочинений о 12-м годе. Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений.

Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 года».

Перед нами грандиозный исторический замысел. К сожалению, осуществился он не сразу и не полностью, меняясь по ходу работы.

Роман о декабристе не продвинулся дальше первых глав. Из рассказа о судьбе одного героя- декабриста он трансформировался в повествование о целом поколении людей, живших в период исторических событий, предопределивших появление декабристов. Предполагалось проследить судьбу этого поколения до возвращения декабристов из ссылки. Менялось название: «Три поры. Часть 1-я. 1812-й год», «С 1805 по 1814 год. Роман графа Л.Н. Толстого. 1805-й год. Часть 1-я». В ноябре 1864 года часть рукописи была отдана для печати в журнал «Русский вестник» под названием «Тысяча восемьсот пятый год». В 1865 году в журнале появляются главы книги с подзаголовками: «В Петербурге», «В Москве», «В деревне». Следующая группа глав названа «Война» (1866) и посвящена заграничному походу русских, заканчивая Аустерлицким сражением.

Первая редакция романа создавалась в течение всего 1866 и начала 1867 года, роман должен был называться «Все хорошо, что хорошо кончается». Данный вариант романа (в шести томах) был напечатан в 1867-1869 годах. Иначе складывались судьбы героев: Андрей Болконский и Петя Ростов не погибают, а Наташу Болконский «уступает» своему другу Пьеру. Но главное отличие от окончательной редакции в следующем: «историко-романтическое повествование еще не стало эпопеей, оно еще не проникнуто, как это станет в окончательном тексте, «мыслию народной» и не является «историей народа». Об этом варианте будущего «Войны и мира» сам Толстой писал: «В сочинении моем действуют только князья, говорящие, пишущие по-французски, графы и т.п., как будто вся русская жизнь того времени сосредотачивалась в этих людях. Я согласен, что это неверно и нелиберально, и могу сказать один, но неопровержимый ответ. Жизнь чиновников, купцов, семинаристов и мужиков мне неинтересна и наполовину непонятна, жизнь аристократов того времени, благодаря памятникам того времени и другим причинам, мне понятна, интересна и мила».

В сентябре 1867 года Толстой решил осмотреть поле Бородинского сражения. Он пробыл в Бородине два дня, делая записи, рисуя план местности, чтобы понять действительное расположение войск. Автор был очень доволен своей поездкой и надеялся так описать Бородинское сражение, как никто до него. В последнем томе появились развернутые рассуждения автора о народном характере партизанской войны.

17 декабря 1867 года газета «Московские ведомости» известила о выходе первых трех томов «Войны и мира» и печатающемся четвертом. Объявление о шестом томе появилось в той же газете 12 декабря 1869 года. Грандиозный замысел не был осуществлен до конца. Эпоха 1825 и 1856 годов не была включена в повествование. Эпопея была закончена.

Смысл заглавия

6 января 1867 года Астраханская газета «Восток» поместила следующую заметку:

«Литературные новости. Граф Л.Н. Толстой окончил половину своего романа, появлявшегося в «Русском вестнике» под именем «1805 год». В настоящее время автор довел свой рассказ до 1807 года и закончил Тильзитским миром. Первая часть, уже известная читателям «Русского вестника», значительно переделана автором, и весь роман под заглавием «Война и мир» в четырех больших томах с превосходными рисунками в тексте выйдет отдельным изданием».

В русском языке эпохи Толстого существовало два слова: мир в значении «не война» и м i р как общность людей, народ. Толстой, видимо, не придавал большого значения разнице в написании этого слова. В самом тексте встречаются оба варианта, в печати роман появился как «Война и мир» с и восьмеричным.

В литературоведении известна точка зрения Э.Е Зайденшнур, согласно которой, название « Война и мiр», то есть « Война и народ», больше соответствует основной идее романа, так как задачей Толстого было показать великую роль народа в освободительной войне, а вовсе не сопоставить военную и мирную жизнь». Однако не все исследователи с этим согласны. С.Г. Бочаров пишет о множестве смыслов, о всеохватности значения слова мир. «Мир оказывается не только темой, но он разворачивается как многозначная художественная идея такой полноты и емкости, какая не может быть передана на другом языке».

Л.Д. Опульская добавляет: «… и понятие «война» означает в толстовском повествовании не одни военные столкновения враждующих армий. Война – это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчет, разъединение.

Война существует не только на войне. В обычной, повседневной жизни людей, разделенных социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения».

Историческая основа и проблематика романа

В романе «Война и мир» рассказывается о событиях, происходивших на трех этапах борьбы России с бонапартистской Францией. В первом томе описываются события 1805 года, когда Россия воевала в союзе с Австрией на ее территории; во втором томе – 1806-1811 гг., когда русские войска находились в Пруссии; третий том – 1812 г., четвертый том – 1812-1813 гг., оба посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 г., которую вела Россия на родной земле. В эпилоге действия происходят в 1820 году. Таким образом, действие в романе охватывает пятнадцать лет.

Основу романа составляют исторические военные события, художественно претворенные писателем. Мы узнаем о войне 1805 года против Наполеона, которую русская армия вела в союзе с Австрией, о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, о войне в союзе с Пруссией в 1806 году и Тильзитском мире. Толстой рисует события Отечественной войны 1812 года: переход французской армии через Неман, отступление русских в глубь страны, сдачу Смоленска, назначение Кутузова главнокомандующим, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы. Писатель рисует события, свидетельствующие о несокрушимой мощи национального духа русского народа, подавившего французское нашествие: фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, рост партизанского движения, распад армии захватчиков и победоносное завершение войны.

Круг проблем романа очень широк. В нем раскрыты причины военных неудач 1805-1806 гг., с необыкновенной художественной выразительностью нарисованы картины партизанской войны; отражена великая роль русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812 года, показаны картины семейного быта и нравов дворян, как лучших представителей дворянской среды, так и типичной ее части.

Одновременно с историческими проблемами эпохи отечественной войны 1812 года в романе раскрыты и актуальные вопросы 60-х годов девятнадцатого века о роли дворянства в государстве, о личности истинного гражданина Родины, о положении женщин и др. Поэтому в романе отражены наиболее значительные явления политической и общественной жизни страны, различные идейные течения (масонство, законодательная деятельность Сперанского, зарождение в стране декабристского движения). Толстой изображает великосветские приемы, развлечения светской молодежи, парадные обеды, балы, охоту, святочные забавы господ и дворовых. Картины преобразований в деревне Пьера Безухова, сцены бунта богучаровских крестьян, эпизоды возмущения городских ремесленников раскрывают характер социальных отношений в деревенской жизни и в жизни городских низов.

«Мысль народная» и «мысль семейная»

Известные слова Л. Толстого о том, что в «Войне и мире» он любил «мысль народную», а в «Анне Карениной» – «мысль семейную», не стоит толковать слишком буквально и категорически. Мотивы семьи в романе занимают отнюдь не последнее место. Но эпопеей «Войну и мир» делает именно «мысль народная».

Л.Д. Опульская пишет о том, что композицию задуманного монументального произведения на раннем этапе определяла декабристская тема. Историческая подготовка движения декабристов нашла отражение и в завершенном романе, хотя эта тема не заняла в нем главного места. «Пафос «Войны и мира» – в утверждении «мысли народной».

«Исследовать характер целого народа, характер, с одинаковой силой проявляющийся в мирной, повседневной жизни и в больших, этапных исторических событиях, во время военных неудач и поражений и в момент наивысшей славы, – такова важнейшая художественная задача «Войны и мира». Путь идейного и нравственного роста ведет положительных героев «Войны и мира», как всегда у Толстого, к сближению с народом. В соответствии с основами своего мировоззрения 60-х годов Толстой в «Войне и мире» еще не требует от дворянских героев разрыва с тем классом, которому они принадлежат по рождению и воспитанию; но полное нравственное единение с народом уже становится нормой подлинно человеческого поведения. Все герои как бы испытываются Отечественной войной».

Сопоставление в «Войне и мире» народной жизни с судьбами центральных персонажей имеет глубокий смысл. «Нерефлективная приобщенность людей из народа к коллективному опыту и «самостояние» человека в сложном, уже не патриархальном мире предстают у Толстого как разные, во многом не похожие друг на друга, но взаимодополняющие и равноценные начала национального бытия. Они составляют грани единой, нерасщепимой русской жизни и отмечены глубоким внутренним родством: главным героям романа и изображенным в нем людям из народа присуща одна и та же склонность к свободному, непринудительному единению».

Л.Д. Опульская считает, что «жизнеспособность каждого из персонажей «Войны и мира» проверяется мыслью народной». Действительно, лучшие качества Пьера Безухова – необыкновенная физическая сила, простота, отсутствие гордости, эгоизма – оказываются нужными именно в народной среде. Князя Андрея не считают человеком совершенно другого мира солдаты, называя его «наш князь». Наташа Ростова, «графинечка», проявляет всю силу заключенного в ней национального духа в русском танце. Необычность образа Наташи с особенной яркостью раскрывается в тот момент, когда она, спасая раненых, освобождает подводы, оставляя семейное добро в почти занятой французами Москве. Робкая княжна Марья преображается, услышав предложение своей компаньонки Бурьен искать покровительства у французов, и с гневом отвергает его.

Истина автора «Войны и мира» – «сопряжение» ценностей, воплощенных в образах главных героев романа, с обычаями народной жизни, сохранение вопреки резко усложнившимся, личностным формам сознания и бытия изначальной приобщенности человека к народу как целому. «В центре внимания Толстого-художника – то непререкаемо ценное и поэтическое, что таит в себе русская нация: как народное бытие с его многовековыми традициями, так и жизнь сравнительно неширокого слоя образованных дворян, сформировавшегося в послепетровское столетие».

«В художественном кругозоре автора «Войны и мира» парадоксальным образом соединились личностное начало, имеющее в нашей культуре по преимуществу западноевропейское происхождение и традиции Востока, самое же главное – начала исконно-русского бытия, по преимуществу сельского, патриархального, далекого от государственности. В недрах национальной жизни России XIX века Толстой усмотрел нечто, сближающее ее с лучшими проявлениями как западноевропейской, так и восточной культуры. На почве этого жизненного синтеза и сформировалась в сознании и творчестве писателя 60-х годов «мысль народная», ставшая смысловым центром «Войны и мира».

(Под определением «Восток» понимается восточнославянская культура).

Как уже было сказано выше, «традиционно романная проблематика: семья, быт, проза жизни и история, народ как ее творец» в романе «Война и мир» неразрывно связаны, постоянно проявляясь друг в друге, образуя своеобразную сюжетно-композиционную структуру.

Для Толстого взгляды и судьба человека, склад его психологии во многом определяются семейным окружением и родовыми традициями. Поэтому многие главы эпопеи посвящены домашней жизни героев, ее бытовому укладу, внутрисемейным отношениям, где главное – неподдельно-живое общение между дорогими и близкими друг другу людьми. «Семейный мир на протяжении всего романа противостоит как некая активная сила внесемейному разладу и отчуждению. Это и суровая гармония упорядоченно-строгого уклада лысогорского дома, и поэзия теплоты, царящая в доме Ростовых с его буднями и праздниками (вспомним охоту и святки, составляющие центр четвертой части второго тома). Семейные отношения Ростовых отнюдь не патриархальны. Здесь все равны, все имеют возможность выражать себя, вмешиваться в происходящее, действовать инициативно».

Ростовскую традицию семьи как свободно-личностного единения людей наследуют и вновь сложившиеся семьи, предстающие пред нами в эпилоге романа. Здесь взаимоотношения между мужем и женой ничем не регламентированы, они устанавливаются каждый раз по-новому.

«Семья, по Толстому, – это не замкнутый в себе, не отъединенный от всего окружающего клан, патриархально упорядоченный и существующий на протяжении ряда поколений (ей более всего чужда монастырская изолированность), а неповторимо-индивидуальные «ячейки», обновляемые по мере смены поколений, всегда имеющие свой возраст. В «Войне и мире» семьи подвержены качественным переменам, порой весьма значительным».

Атмосфера семейного мира в эпопее непреходяща, но наиболее ярко она представлена в эпилоге, где «ростовская» стихия единения заметно упрочивается: семьи Николая и Пьера здесь гармонично соединяют «болконско-безуховскую» духовность и «ростовскую» безыскусственную доброту. Это единение мыслится автором как жизнестойкий союз двух семейно-родовых традиций.

Жанровая природа романа «Война и мир»

В современном литературоведении прочно установилось жанровое обозначение «Войны и мира» – роман-эпопея (зарубежная наука этот термин не приняла). Это жанр, созданный именно Толстым. Впервые данный вопрос затронул А.В. Чичерин в книге «Возникновение романа-эпопеи» (1958). В другой своей работе исследователь предлагает следующее определение: «Роман-эпопея – это роман, который внутренне и внешне выходит из своих рамок, в котором частная жизнь людей пропитана историей и философией истории, в котором человек представлен как живая частица своего народа. Роман-эпопея захватывает смену исторических периодов, смену поколений, он обращен к будущим судьбам народа или класса».

В.Н. Соболенко, основываясь на работах П. Бекедина, А. Чичерина, Л. Ершова, В. Пискунова дает следующее определение: «Эпопея – произведение, повествующее о жизни народа в переломные моменты истории. В романе-эпопее частная жизнь связана с историей народа, при изображении смены поколений семья приобретает социальный и исторический смысл, для романа-эпопеи не случайно изображение народа именно в роли творца истории. Задача эпопеи – показать судьбы целого народа, воссоздавая его прошлое и настоящее, проецируя будущее. Жизнь новой эпопее дают мысль народная, народно-героическое начало, восстановление эпического состояния мира».

Большая советская энциклопедия дает следующее определение: «В новое время эпопеей называют наиболее сложные формы эпического повествования, в которых процесс общественной жизни отражается с наибольшей широтой и разносторонностью, ставятся проблемы общенародного значения, отражаются значительные исторические события; в связи с этими событиями определяются и судьбы героев эпопеи.

Полнота охвата различных сторон действительности в эпопее определяет сложность ее композиции, многолинейность сюжета, большое количество действующих лиц, разнообразие языковых особенностей, широкое развитие событий во времени».

Краткая литературная энциклопедия приводит следующую трактовку: «… когда в мировой литературе ведущим жанром эпоса стал роман, иногда появлялись произведения, в которых становление характера главных героев осуществлялось на широком национально-историческом фоне и в связи с решающими событиями общественной жизни. В советском литературоведении они получили название «романов-эпопей». Крупнейшее из них – «Война и мир» Л.Н. Толстого. В нем равное значение имеют и раскрытие становления характеров главных героев – Андрея, Пьера, Наташи, – и изображение грандиозных национально-исторических событий 1805-1812 гг., в которых эти герои не принимают активного – воздействующего на ход событий – участия, но в которых завершается эволюция их характеров.

Такие произведения являют собой как бы внешнее единство двух разных жанров – романического и национально-исторического, осуществленное в монументальной эпической форме».

Сам Толстой сравнивал свое произведение с великим созданием древнегреческого эпоса: «Без ложной скромности, это – как «Илиада».

Т.Л. Мотылева определяет новаторство Л.Н. Толстого как создателя романа-эпопеи и художественные открытия, сделанные им, следующим образом:

«1. Первое… это – критерий количества. Роман-эпопея, как правило, произведение значительного размера с многочисленными персонажами, с большой пространственной и временной протяженностью. Толстой раздвинул рамки романа и в этом, самом прямом смысле. И все же, несравненно важнее, и в «Войне и мире», и в типологически близких ему произведениях зарубежных писателей, не внешние параметры, а глубина тех сдвигов, значимость тех народных движений, которые отражены художником.

2. … Главное, что делает «Войну и мир» романом-эпопеей и что было плодотворно воспринято многими писателями XX века, это именно «мысль народная». И притом – в разных аспектах: мысль о народе , утверждение его роли в истории, его судьба, будущность, как проблема, стоящая перед автором и центральными персонажами, – и мысль самого народа , его точка зрения на вещи, разделяемая автором, определяющая его способ видения.

В «Войне и мире» народная масса – не основной предмет изображения (не забудем, центральные персонажи – «князья и графы»!), но именно она, эта масса, направляет и развитие действия, и внутреннее развитие героев. Толстой как автор «Войны и мира» ввел судьбы главных своих персонажей в широкий поток народной, национальной жизни, – и его примеру в литературе нашего века последовали многие другие.

3. В «Войне и мире», как и в «Илиаде», центр действия – всенародная война. Подъем сил нации, их сплочение во имя общей задачи создает атмосферу героики, придает повествованию особый поэтический тон.

Существенно при этом, что в романе-эпопее возникает новое качество историзма.

4. Отсюда – то особое, новое значение, которое приобретает в романе-эпопее психологический анализ… Роман-эпопея приносит с собой повышенное развитие личностного начала. Он не поднимает человека и не растворяет человека в массе, а соотносит его с движением масс. В романе-эпопее душевная жизнь человека приобретает новые измерения оттого, что он включен в события общенародного масштаба, должен уяснить, найти свою роль и место в этих событиях, определить свое отношение к ним.

Многомерность психологического анализа… в «Войне и мире» сказывается особенно отчетливо – именно потому, что там отношение человека к миру в самом широком смысле, к миру природы и «миру» людскому, социальной среде, семье, обществу, государству, – особенно богаты и многообразны.

5. С этим связана и интеллектуальная, проблемная природа романа-эпопеи, столь заметно отличающая этот жанр от эпопеи гомеровского типа. Движущаяся картина исторических событий включает в себя осмысление событий, философскую и нравственную их интерпретацию – и от лица автора, и от лица персонажей, духовно близких автору».

Список использованной литературы

    Большая советская энциклопедия. – 1957. – Т.49.

    Бочаров С.Г. Мир в «Войне и мире» // Толстой в наше время. – М.: Наука, 1978.

    Бражник Н.И. Изучение романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в средней школе. – М.: Учпедгиз, 1959.

    Гулин А.В. На Поклонной горе. Наполеон и Москва в романе «Война и мир» // Литература в школе. – 2002. – №9.

    Гулин А. Узел русской жизни // Толстой Л.Н. Война и мир: Роман в четырех томах. – М.: Издательский Дом Синергия, 2002.

    Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой: Материалы к биографии с 1828 по 1855 год. – М.: Изд-во АН СССР, 1954.

    Краткая литературная энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1975.

    Мотылева Т.Л. «Война и мир» за рубежом: Переводы. Критика. Влияние. – М.: Советский писатель, 1978.

    Мотылева Т.Л. О мировом значении Л.Н. Толстого. – М.: Советский писатель, 1957.

    Мотылева Т.Л. Эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» и ее мировое значение // Литература в школе. – 1953. – №4.

    Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.

    Соболенко В.Н. Жанр романа-эпопеи: Опыт сравнительного анализа «Войны и мира» Л. Толстого и «Тихого Дона» М. Шолохова. – М.: Художественная литература, 1986.

    Толстой Л.Н. Война и мир: Роман в четырех частях. – М.: Издательский Дом Синергия, 2002.

    Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Высш. школа, 1983.

    Чичерин А.В. Идеи и стиль. – М.: Советский писатель, 1968.

Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.– С.7. Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Высш. школа, 1983. – с.53. Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». – М.: Просвещение, 1987. – С.96. Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Высш. школа, 1983. – С.59. Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Высш. школа, 1983. – С.61. Соболенко В.Н. Жанр романа-эпопеи: Опыт сравнительного анализа «Войны и мира» Л. Толстого и «Тихого Дона» М. Шолохова. – М.: Художественная литература, 1986. – С.9. Краткая литературная энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1975. – С.926. Цит. по кн.: Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». – М.: Просвещение, 1987. – С.3. Мотылева Т. Л. «Война и мир» за рубежом: Переводы. Критика. Влияние. – М.: Советский писатель, 1978. – С.400-405.

Художественные особенности романа «Война и мир»

1. Мастерство композиции. Композиция романа поражает своей сложностью и стройностью. В романе развивается множество сюжетных линий. Эти сюжетные линии нередко пересекаются, сплетаются. Толстой прослеживает судьбы отдельных героев (Долохова, Денисова, Жюли Карагиной) и целых семейств (Ростовых, Болконских, Курагиных).

Сложные сплетения человеческих отношений, сложные чувства людей, их личная, семейная, общественная жизнь раскрываются на страницах романа наряду с изображением великих исторических событий. Человек так или иначе захвачен этими событиями.

Отличительная черта композиции «Войны и мира» заключается в том, что писатель постоянно переносит действие из одного места в другое, переходит от событий, связанных с одной линией, к событиям, связанным с другой линией, от частных судеб к историческим картинам. То мы в имении Болконских, то в Москве, в доме Ростовых, то в петербургском светском салоне, то на театре военных действий.

Этот перенос действий далеко не случаен и определяется замыслом автора. Благодаря тому, что читатель видит разные события, совершающиеся одновременно на разных участках, он их сравнивает, сопоставляет и таким образом глубже понимает их истинный смысл. Жизнь предстает перед нами во всей ее полноте и многообразии.

Чтобы резче оттенить особенности тех или иных событий и характеров, писатель часто прибегает к методу контраста. Это выражено и в самом заглавии романа «Война и мир», и в системе образов, и в расположении глав.

Растленную жизнь петербургской аристократии Толстой противопоставляет народной жизни. Контраст содержится и в изображении и отдельных героев (Наташа Ростова и Элен Безухова, Андрей Болконский и Анатоль Курагин, Кутузов и Наполеон), и в описании исторических событий (Аустерлицкое сражение -- Бородинская битва).

2. Психологический анализ. В романе мы находим глубочайший психологический анализ, проявляющийся в повествовании автора, в передаче внутренних монологов героев, в «подслушивании мыслей». Сказывается психологизм и в снах как форме воспроизведения душевных переживаний, подсознательных процессов. Один из психологов обнаружил в романе 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков человеческой улыбки, которые помогли писателю раскрывать многообразие эмоциональных состояний персонажей. Такое внимание к малейшим оттенкам движения человеческой души стало настоящим открытием Л.Н. Толстого и получило название метод раскрытия «диалектики души».

3. Портреты героев. Психологической характеристике служат портреты героев, функция которых -- дать зримый образ человека. Своеобразием портретной характеристики персонажей в романе является то, что она обычно соткана из деталей, одна из которых настойчиво повторяется (лучистые глаза княжны Марьи, одинаковая для всех улыбка Элен, короткая с усиками губа Лизы Болконской и т. д.)

4. Пейзажные описания. Не менее важную роль играют пейзажные описания, помогающие уяснить обстановку, в которой живет и действует герой (сцена охоты у Ростовых), его состояние и ход мыслей (небо Аустерлица), характер его переживаний (двукратная встреча князя Андрея с дубом), эмоциональный мир героя (лунная ночь в Отрадном). Картины природы даны у Толстого не сами по себе, а в восприятии его персонажей.

Невозможно переоценить значение романа -- эпопеи «Война и мир», который на все времена остается великим произведением русской классической литературы.

Война и мир. Жанровые особенности, история создания

В 1862 году Толстой женился и увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где на десятилетия установился порядок его жизни.

Непосредственно к написанию «Войны и мира» Толстой приступил в конце 1863 года, закончив работу над повестью «Казаки». В 1869 году роман был написан; опубликован в толстом журнале М.Н. Каткова «Русский вестник». Основу романа составляют исторические военные события, художественно претворенные писателем. Ученые-историки утверждают, что роман «Война и мир» не только исторически правдоподобен, но и исторически действителен.

Жанровые особенности

«Война и мир» - уникальное жанровое явление (в произведении более 600 героев, из них 200 исторических лиц, бесчисленное количество бытовых сцен, 20 сражений)..Толстой прекрасно понимал, что его произведение не укладывается ни в один из жанровых канонов. В статье «Несколько слов по поводу книги “Война и мир”» (1868) Толстой писал: «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника». Тут же добавлял: «Начиная от “Мертвых душ»” Гоголя и до “Мертвого дома” Достоевского, в новом периоде русской литературы нет ни одного выдающегося художественного прозаического произведения, которое бы вполне укладывалось в форму романа, поэмы или повести». Толстой прав в том отношении, что русская литература смело экспериментировала с жанровой формой.

За «Войной и миром» закрепилось жанровое определение роман-эпопея, которое отражает сочетание в произведении признаков романа и эпопеи. Романное начало связано с изображением семейной жизни и частных судеб героев, их духовных исканий. Но, по убеждению Толстого, индивидуальное самоутверждение человека для него гибельно. Только в единении с другими, во взаимодействии с «жизнью общей» может развиваться и совершенствоваться. Главные признаки эпопеи : большой объем произведения, создающий картину жизни нации в исторически переломный для нее момент (1812 год), а также его всеохватность. Но если суть древнего эпоса, гомеровской «Илиады», например, - главенство общего над индивидуальным, то в толстовской эпопее «жизнь общая» не подавляет индивидуального начала, а находится в органичном взаимодействии с ним.

Моделью-аналогом жанра и художественного мира романа-эпопеи в целом не случайно называют водяной шар-глобус, который видит во сне Пьер Безухов. Живой глобус, состоящий из перетекающих друг в друга отдельных капель. Пьер Безухов - первый толстовский герой, воплотивший во всей полноте то представление о Человеке, которое было сформулировано Толстым лишь в последние годы жизни, но которое формировалось у него, начиная с первых литературных опытов: «Человек - это Все» и «часть Всего».

Те же образы повторяются в сне Пети Ростова, когда тот, засыпая, слышит «стройный хор музыки»: «Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы - но лучше и чище, чем скрипки и трубы, - каждый инструмент играл свое и, не доиграв еще мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвертым, и все они сливались в одно и опять разбегались, и опять сливались то в торжественно церковное, то в ярко блестящее и победное».

В отличие от древнего эпоса, толстовский роман-эпопея изображает не только духовное движение героев, но и вовлеченность их в непрерывный и бесконечный поток жизни. В «Войне и мире» нет завязок и развязок действия в привычном смысле. Открывающая роман сцена в салоне Анны Шерер, строго говоря, ничего не «завязывает» в действии, но зато стразу вводит героев и читателей в движение истории - от Великой Французской революции до «сиюминутности». Вся эстетика книги подчинена одному закону: «Истинная жизнь всегда только в настоящем».

Во второй части эпилога Толстой излагает свою концепцию философии истории:

1. историю делают сами народные массы;

2. люди делают историю каждый поодиночке, а не вместе;

3. люди делают историю бессознательно.

В романе наблюдается антитеза Наполеона и Кутузова. Толстой рисует портрет Наполеона несколько снижено. Наполеон во всем играет; он актер.

Кутузов не считает себя демиургом истории. Он везде простой. Толстой снижает его внешнее величие, но подчеркивает его внутреннюю активность. Кутузов – внешнее воплощение мысли народной.

Загрузка...