crimea-fun.ru

Самые известные оперы мира: Борис Годунов, М. П

Опера (её 1-я редакция) была создана в 1869 году и отклонена оперным комитетом Мариинского театра. Во второй редакции (1871 г.) опера принята к постановке – премьера 27 января 1974 года. п/у Э Направника. В 1888 г. "Борис Годунов" поставлен на сцене Большого театра, затем (1986 г.) в Большом зале Петербургской консерватории в инструментовке Н.Римского-Корсакова.

Решающее значение в сценической истории оперы имел спектакль Частной русской оперы (Москва) с Ф.Шаляпиным в роли Бориса в 1898 г. Опера стала ставиться на периферийных сценах (Казань, Орёл, Воронеж Саратов). В 1901 году – также с участием Шаляпина и в инструментовке Н.Римского-Корсакова – "Борис" поставлен на сцене Большого театра. С течением времени он (наряду с "Пиковой дамой" П.Чайковского) становится наиболее репертуарной русской оперой. По данным "Оперного словаря" Г.Бернандта к 1959 году опера была поставлена 58 раз, в том числе 34 раза вне России.

В 60-70 годы в сценической практике постановок "Бориса" оркестровка Римского-Корсакова стала уступать место оркестровке Д.Шостаковича (создана в 1940 г). В последние десятилетия ХХ века театры стали возвращаться к оркестровке Мусоргского.

Редакции. Наличие двух редакций оперы сыграло принципиальную роль в сценической судьбе "Бориса". Постановщикам оперы словно бы представилась возможность собирать из "кирпичиков" (сцен) "Бориса Годунова", оставленных Мусоргским в обеих редакциях, концептуально разные "постройки". В первой редакции опера состояла из семи картин: 1) двор Чудова монастыря 2) сцена коронования; 3) сцена в келье; 4) сцена в Корчме; 5) царский терем; 6) Сцена у собора Василия Блаженного и 7) сцена боярской думы и смерти Бориса. Таким образом, центральное место в оперной концепции 1-й редакции оперы занимала личность Бориса, его трагическая судьба. В процессе создания 2-й редакции оперы возникли две новые – польские – картины (значительно увеличивающие удельный вес Самозванца в опере) и появилось два новых персонажа – Марина Мнишек и папский нунций Рангони. Картин стало девять. Но самым принципиальным изменением прежней редакции явилась замена "сцены у Василия Блаженного" другой народной сценой, сценой в своей смысловой потенции жесточайшей – "сценой под Кромами", включившей в себя эпизод с Юродивым из упразднённого композитором "Василия Блаженного". И, хотя опера во 2-й редакции по-прежнему кончалась сценой смерти Бориса, логика концептуального освоения "Бориса Годунова" не смогла не привести к тому, что и произошло в её сценической практике. В зависимости от концептуальных намерений постановщиков опера заканчивается то смертью Бориса, то сценой "под Кромами". Упраздненная было композитором народная сцена "У Василия Блаженного" как правило наличествует в постановках "Бориса". (Впервые спектакль с обеими этими народными сценами – "Блаженный" и "Кромы – был проставлен в 1927 г. на сцене Большого театра.) Таким образом, эпизод с Юродивым повторяется в опере дважды, становясь неким философски обобщающим символом оперы. Остаётся добавить только, что две первые народные картины (Пролог) – отказ Бориса от венчание и его согласие "венчаться на царство" – неизбежно должны были слиться в одну, что и произошло (впервые) на сцене Мариинского театра спустя пять сезонов после первой (1874 г.) премьеры "Бориса".

Настоящая публикация текста либретто включает в себя все десять картин оперы.

Ю.Димитрин

Действующие лица.

Борис Годунов – баритон или бас

Феодор, сын Бориса – меццо сопрано

Ксения, дочь Бориса – сопрано

Мамка Ксении – низкое меццо сопрано

Василий Иванович Шуйский, князь – тенор

Андрей Щелкалов, думский дьяк – баритон

Пимен, летописец, отшельник – бас

Самозванец под именем Григория – тенор

Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы –

– меццо сопрано или драматическое сопрано

Рангони, тайный иезуит – бас

Варлаам, бродяга – бас

Мисаил, бродяга – тенор

Хозяйка корчмы – меццо сопрано

Юродивый – тенор

Никитич, пристав – бас

Митюха – бас

Ближний боярин – тенор

Боярин Хрущов – тенор

Левицкий, тайный иезуит – бас

ПЕРВАЯ КАРТИНА

Двор Новодевичьего монастыря под Москвой. Выходные ворота в монастырской стене с башенкою. Входит пристав.

ПРИСТАВ (к народу).

Ну, что ж вы?

Что ж вы идолами стали?

Живо, на колени!

Ну же! (Грозит дубинкой.)

Да ну! Эко чёртово отродье.

Народ на коленях.

Ах, на кого-то да ты оставляешь, кормилец!

Мы да все твои сироты беззащитные.

Ах, да мы тебя-то просим, молим

Со слезами, со горючими:

Смилуйся! Смилуйся! Смилуйся!

Боярин-батюшка! Отец наш!

Ты кормилец!

Боярин, смилуйся!

Пристав уходит. Народ остаётся на коленях.

КРЕСТЬЯНИН. Митюх, а Митюх, чево орём?

МИТЮХА. Вона! Почём я знаю!

КРЕСТЬЯНЕ. Царя на Руси хотим поставить!

Ой, лихонько! Совсем охрипла!

Голубка, соседушка,

Не припасла ль водицы?

ДРУГАЯ БАБА. Вишь, боярыня какая!

Орала пуще всех,

Сама б и припасала!

КРЕСТЬЯНИН. Ну, вы, бабы, не гуторить!

БАБЫ. А ты что за указчик?

КРЕСТЬЯНЕ. Нишкни.

БАБЫ. Вишь пристав навязался!

МИТЮХА. Ой, вы, ведьмы, не бушуйте!

Ах, пострел ты, окаянный!

Вот-то нехристь отыскался!

Эко, дьявол, привязался!

Прости Господи, бесстыдник!

Ой, уйдёмте лучше, бабы,

Подобру да поздорову,

От беды да от напасти!

(Приподнимаются с колен.)

КРЕСТЬЯНЕ.

Не понравилася кличка,

Видно солоно пришлася,

Не в угоду, не по вкусу.

(Смех.)

Ведь мы в путь уж собралися,

(Усиливающийся смех.)

Появляется пристав. Завидя его бабы опускаются на колени... Прежняя неподвижность толпы.

ПРИСТАВ (толпе).

Что ж вы? Что ж смолкли?

Аль глоток жалко?

(Грозя дубинкой) Вот я вас! Аль давно по спинам плетка не гуляла? (Наступая.) Проучу вас я живо!

Не серчай, Никитич.

Не серчай, родимый!

Только поотдохнем,

Заорем мы снова.

(В сторону.)

И вздохнуть не даст, проклятый!

ПРИСТАВ. Ну-ка! Только глоток не жалеть!

КРЕСТЬЯНЕ. Ладно!

ПРИСТАВ. Ну!

НАРОД (во всю мочь).

На кого ты нас покидаешь, отец наш!

Ах, на кого-то ты оставляешь, родимый!

Мы тебя, сироты, просим, молим

Со слезами, со горючими;

Смилуйся, смилуйся,

Боярин-батюшка!

(После угрозы пристава.)

Отец наш! Отец наш! Кормилец! Кормилец!

А-а-а-а-а-а-а!

Показывается Щелкалов.

ПРИСТАВ (завидя Щелкалова, машет народу) .

Нишкни! Вставайте!

(Толпа приподнимается.)

Дьяк думный говорит;

Щелкалов выходит к народу.

ЩЕЛКАЛОВ.

Православные! Неумолим боярин!

На скорбный зов Боярской Думы и Патриарха,

И слышать не хотел о троне царском.

Печаль на Руси...

Печаль безысходная, православные!

Стонет земля в злом бесправьи.

Ко Господу сил припадите:

Да ниспошлёт он скорбной Руси утешенье...

И озарит небесным светом

Бориса усталый дух!

(Уходит. За ним – Пристав.)

Действующие лица:

Борис Годунов баритон
Федор дети Бориса меццо-сопрано
Ксения сопрано
Мамка Ксении низкое меццо-сопрано
Князь Василий Иванович Шуйский тенор
Андрей Щелкалов, думный дьяк баритон
Пимен, летописец-отшельник бас
Самозванец под именем Григория
(на воспитании у Пимена)
тенор
Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы меццо-сопрано
Рангони, тайный иезуит бас
Варлаам бродяги бас
Мисаил тенор
Шинкарка меццо-сопрано
Юродивый тенор
Никитич, пристав бас
Митюха, крестьянин бас
Ближний боярин тенор
Боярин Хрущов тенор
Лавицкий иезуиты бас
Черниковский бас
Бояре, боярские дети, стрельцы, рынды, приставы, паны и пани, сандомирские девушки, калики перехожие, народ московский.

Место действия: Москва, литовская граница, замок в Сандомире, Кромы.

Время действия: 1598-1605 годы.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Мысль написать оперу на сюжет исторической трагедии Пушкина «Борис Годунов» (1825) подал его друг, видный историк профессор В. В. Никольский. чрезвычайно увлекла возможность претворить остро актуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы. «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей, - писал он. - Это моя задача. Я попытался решить ее в опере».

Работа, начатая в октябре 1868 года, протекала с огромным творческим подъемом. Через полтора месяца уже был готов первый акт. Композитор сам писал либретто оперы, привлекая материалы «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина и другие исторические документы. По мере сочинения отдельные сцены исполнялись в кружке «кучкистов», собиравшихся то у , то у сестры Л. И. Шестаковой. «Радость, восхищение, любование были всеобщими», - вспоминал В. В. Стасов.

В конце 1869 г. опера «Борис Годунов» была завершена и представлена театральному комитету. Но его члены, обескураженные идейно-художественной новизной оперы, отвергли произведение под предлогом отсутствия выигрышной женской роли. Композитор внес ряд изменений, добавил польский акт и сцену под Кромами. Однако вторая редакция «Бориса», законченная весной 1872 года, также не была принята дирекцией императорских театров. «Борис» был поставлен лишь благодаря энергичной поддержке передовых артистических сил, в частности певицы Ю. Ф. Платоновой, избравшей оперу для своего бенефиса. Премьера состоялась 27 января (8 февраля) 1874 года в Мариинском театре. Демократическая публика встретила «Бориса» восторженно. Реакционная же критика и дворянско-помещичье общество отнеслись к опере резко отрицательно.

Вскоре оперу стали давать с произвольными сокращениями, а в 1882 году вообще сняли с репертуара. «Ходили слухи, - писал по этому поводу , - что опера не нравится царской фамилии; болтали, что сюжет ее неприятен цензуре».

«Борис Годунов» был возобновлен в Петербурге много лет спустя (1896) на частной сцене в редакции и инструментовке . С этой поры началось триумфальное шествие «Бориса» по сценам музыкальных театров мира. В последнее время известность приобрела инструментовка оперы, сделанная .

СЮЖЕТ

Во дворе Новодевичьего монастыря пристав угрозами заставляет собравшийся народ просить боярина Бориса Годунова принять царский венец. Борис упорно отказывается от престола. Об этом сообщает народу думный дьяк Щелкалов. Проходят «святые старцы» - калики перехожие, ратующие за избрание Бориса. Пристав оглашает указ бояр - завтра все должны быть в Кремле и ждать там приказаний.

На следующее утро народ, собравшийся перед Успенским собором, покорно славит Бориса, согласившегося венчаться на царство. Но торжество не радует государя - тягостные предчувствия терзают его.

В келье Чудова монастыря старик-отшельник Пимен пишет правдивую летопись о Борисе, повинном в гибели законного наследника престола - царевича Димитрия. Подробностями убийства заинтересовался молодой инок Григорий Отрепьев. С волнением он узнает, что царевич был его ровесником, и принимает дерзкое решение: назваться Димитрием и вступить в борьбу с Борисом.

Григорий появляется в корчме на литовской границе вместе со случайными попутчиками - беглыми монахами Варлаамом и Мисаилом. Входят приставы: они разыскивают беглого еретика Гришку Отрепьева. Читая царский указ, Гришка называет приметы Варлаама. Мнимого преступника схватывают, но обман обнаруживается, и Самозванцу приходится бежать.

Царский терем в Кремле. Борис утешает свою дочь Ксению, горюющую об умершем женихе. И в семье и в государственных делах нет царю удачи. Тщетны его старания заслужить любовь народа, мучительны воспоминания о совершенном преступлении. Князь Василий Шуйский, хитрый и коварный царедворец, приносит известие о появлении в Литве Самозванца, назвавшегося именем Димитрия, которого поддерживают король и паны. Борис в смятении. Он сурово допрашивает Шуйского - свидетеля смерти Димитрия, действительно ли погиб царевич? Однако дослушать рассказ Борис не в силах: ему мерещится призрак убитого младенца.

Девушки развлекают песнями скучающую в Сандомирском замке Марину Мнишек. Честолюбивая полька, мечтающая занять престол московских царей, хочет пленить Самозванца. В интересах католической церкви этого требует от нее и иезуит Рангони.

Вместе с толпой веселящихся панов Марина выходит из замка в сад. Здесь ее поджидает Самозванец. Хитростью и лаской Марина разжигает его любовь. Она будет принадлежать ему, когда во главе польского войска Самозванец овладеет Москвой и станет властелином Руси.

Площадь перед собором Василия Блаженного. Народ жадно ловит слухи о приближении Самозванца. Он верит, что Димитрий жив и спасет его от произвола Бориса. Начинается царское шествие. Голодный люд протягивает руки с отчаянной мольбой: «Хлеба!». Жалкий Юродивый бросает в лицо самодержца тяжкое обвинение: он просит Бориса зарезать обидевших его мальчишек, как он зарезал маленького царевича.

В Грановитой палате Кремля собралась боярская дума. Все взволнованы вестью о Самозванце. Запоздавший Шуйский рассказывает о тайных страданиях Бориса. Неожиданно перед взорами бояр предстает и сам царь, в страхе отгоняющий от себя призрак ребенка. Муки Бориса достигают предела, когда намеренно приведенный Шуйским летописец Пимен повествует о чудесном исцелении слепого, помолившегося над могилкой Димитрия. Царь не выдерживает и падает без чувств. Очнувшись, он зовет сына Федора и, едва успев произнести последние слова напутствия, умирает.

Ярким пламенем разгорается крестьянское восстание. На лесной прогалине, близ селения Кромы, народ глумится над Борисовым воеводой, расправляется с попавшимися под руку иезуитами. Варлаам и Мисаил подстрекают взбунтовавшийся народ, рассказывая о пытках и казнях на Руси. Появляется Самозванец, народ радостно приветствует его. Но Юродивый предрекает народу новые невзгоды. «Горе, горе Руси, плачь, русский люд, голодный люд», - поет он.

МУЗЫКА

«Борис Годунов» - народная музыкальная драма, Многогранная картина эпохи, поражающая шекспировской широтой и смелостью контрастов. Действующие лица обрисованы с исключительной глубиной и психологической проницательностью. В музыке с потрясающей силой раскрыта трагедия одиночества и обреченности царя, новаторски воплощен мятежный, бунтарский дух русского народа.

Пролог состоит из двух картин. Оркестровое вступление к первой выражает скорбь и трагическую безысходность. Хор «На кого ты нас покидаешь» сродни заунывным народным причитаниям. Обращение дьяка Щелкалова «Православные! Неумолим боярин!» проникнуто величавой торжественностью и сдержанной печалью.

Вторая картина пролога - монументальная хоровая сцена, предваряемая колокольным звоном. Торжественная величальная Борису «Уж как на небе солнцу красному» основана на подлинной народной мелодии. В центре картины - монолог Бориса «Скорбит душа», в музыке которого царственное величие сочетается с трагической обреченностью.

Первая картина первого акта открывается кратким оркестровым вступлением; музыка передает однообразный скрип пера летописца в тишине уединенной кельи. Мерная и сурово-спокойная речь Пимена (монолог «Еще одно, последнее сказанье») очерчивает строгий и величавый облик старца. Властный, сильный характер чувствуется в его рассказе о царях московских. Григорий обрисован как неуравновешенный, пылкий юноша.

Вторая картина первого акта заключает в себе сочные бытовые сцены. Среди них - песни шинкарки «Поймала я сиза селезня» и Варлаама «Как во городе было во Казани» (на народные слова); последняя насыщена стихийной силой и удалью.

Второй акт широко обрисовывает образ Бориса Годунова. насыщен мятущимся скорбным чувством, тревожными контрастами. Душевный разлад Бориса обостряется в беседе с Шуйским, чьи речи звучат вкрадчиво и лицемерно, и достигает предельного напряжения в заключительной сцене галлюцинаций («сцена с курантами»).

Первая картина третьего акта открывается изящно-грациозным хором девушек «На Висле лазурной». Ария Марины «Как томительно и вяло», выдержанная в ритме мазурки, рисует портрет надменной аристократки.

Оркестровое вступление ко второй картине живописует вечерний пейзаж. Романтически взволнованны мелодии любовного признания Самозванца. Сцена Самозванца и Марины, построенная на острых контрастах и капризных сменах настроений, завершается полным страсти дуэтом «О царевич, умоляю».

Первая картина четвертого акта - драматически напряженная народная сцена. Из жалобного стона песниЮродивого «Месяц едет, котенок плачет» вырастает потрясающий по силе трагизма хор «Хлеба!».

Вторая картина четвертого акта завершается психологически острой сценой смерти Бориса. Его последний монолог «Прощай, мой сын!» окрашен в трагически просветленные, умиротворенные тона.

Третья картина четвертого акта - исключительная по размаху и мощи монументальная народная сцена. Начальный хор «Не сокол летит по поднебесью» (на подлинную народную мелодию величальной песни) звучит насмешливо и грозно. Песня Варлаама и Мисаила «Солнце, луна померкли» основана на мелодии народной былины. Кульминация картины - бунтарский хор «Расходилась, разгулялась», полный стихийного, неукротимого разгула. Средний раздел хора «Ой ты, сила» - размашистый напев русской хороводной песни, который, развиваясь, приводит к грозным, гневным возгласам «Смерть Борису!». Опера завершается торжественным въездом Самозванца и плачем Юродивого.

Действие I
Картина 1

К окрестностям Новодевичьего монастыря согнали народ молить на коленях Бориса Годунова венчаться на царство. Плетки пристава и стражников "вдохновляют" народ "глоток не жалеть". Думный дьяк Андрей Щелкалов взывает к Богу о ниспослании "скорбной Руси утешенья". Ночь подходит к концу. Издали доносится пение калик перехожих. "Божьи люди" направляются в монастырь, раздавая народу ладанки. И они ратуют за избрание Бориса.

Картина 2
Собравшийся в Кремле перед Успенским собором народ славит Бориса. А Борисом овладевают тяжелые предчувствия. Но полно: никто не должен заметить сомнения царя, - вокруг враги. И царь велит созвать народ на пир - "всех, от бояр до нищего слепца". И рядом с ним - его любимый сын. За коронацией царя наблюдает летописец - монах Пимен… Славление сливается с колокольным звоном.Действие II
Картина 1
Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Свидетель многих событий, старец Пимен пишет летопись. Молодой монах Григорий не спит. Доносится пение. Григория тревожит повторяющийся сон, "неотвязный, проклятый сон". Он просит Пимена истолковать его. Сновидение молодого монаха возбуждает в Пимене воспоминания прежних лет. Григорий завидует богатой событиями молодости Пимена, который большую часть жизни провел в миру. Рассказы о царях, сменявших "свой посох царский, и порфиру, и свой венец роскошный на иноков клобук смиренный", не успокаивают молодого послушника. С замиранием сердца внимает он старцу, повествующему об убийстве царевича Димитрия. Вскользь оброненное замечание, что Григорий с царевичем - ровесники, рождает в его голове честолюбивый план.Картина 2
В корчму на литовской границе вместе с двумя бродягами, беглыми монахами Мисаилом и Варлаамом, приходит Григорий - он пробирается в Литву. Мысль о самозванстве всецело занимает Григория, и он не принимает участия в небольшом пиршестве, которое учинили старцы. Оба они уже сильно навеселе, Варлаам затягивает песню. Тем временем Григорий расспрашивает у хозяйки про дорогу. Из разговора с ней он узнает, что выставлены заставы: кого-то ищут. Но добрая хозяюшка рассказывает Григорию об "окольной" дорожке. Внезапно раздается стук. Легки на помине появляются приставы. В надежде на поживу - старцы собирают милостыню - приставы с пристрастием допрашивают Варлаама - кто они да откуда. Извлекается указ о еретике Гришке Отрепьеве. Пристав хочет запугать Варлаама - может быть, тот и есть бежавший из Москвы еретик? Читать указ вызывается Григорий. Дойдя до примет беглеца, он быстро выходит из положения, хитрит, указывая приметы своего спутника. Приставы бросаются на Варлаама. Григорий, Варлаам и Мисаил решили пошутить над приставами: старец требует дать ему самому прочитать указ. Медленно, по складам произносит он называет он имя Григория, но Григорий подготовлен к этому еще до развязки, - он быстро уходит.
Действие III
Царский терем. Царевна Ксения плачет об умершем женихе. Царевич Феодор занят уроком географии. Мамка за рукоделием. Шутками-прибаутками и просто сердечным словом она пытается отвлечь царевну от горьких мыслей. На сказку мамки отвечает сказочкой царевич Феодор. Мамка подпевает ему. Они хлопают в ладоши, разыгрывают сказочку. Царь ласково успокаивает царевну, спрашивает Феодора о его занятиях. Вид Московского царства на карте вызывает у Бориса тяжкую думу. Во всем - и в бедствиях государства, и в несчастье своей дочери - он видит тень убийства царевича Димитрия. Узнав от Шуйского, хитрого царедворца, о появлении в Литве Самозванца, Борис требует у Шуйского подтверждения факта гибели царевича. Шуйский коварно расписывает подробности злодейства. Борис не выдерживает пытки: он изгоняет князя Шуйского, военачальника; в душе Бориса боль и смятение.Действие IV
Картина 1

В Сандомирском замке Марина - за туалетом. Появляется иезуит Рангони. Властью церкви он заклинает Марину опутать любовными сетями Самозванца. Марина пытается сопротивляться, но уступает, понимая, что это и в ее интересах.
Картина 2
Во дворце магната Мнишека готовятся к балу. Григорий наблюдает за приготовлениями, ждет встречи с Мариной. Входит Рангони. Сладкими речами о красоте Марины иезуит выманивает у Самозванца признание в страстной любви к гордой панне.
В зал входят многочисленные гости Марины. Начинается бал. Рангони, не желая представлять обществу Григория, выдворяет его из зала. Григорий прячется среди танцующих. Завершается бал, гости вслед за Мариной отправляются в парк - пить вино.
Сцена у фонтана. Парк. По парку проходит шумная толпа веселых гостей - они предвкушают победу польского войска над войском Борисовым. Самозванец скрывается за деревьями. Появляется Марина. Ласками, капризами и насмешками разжигает она честолюбие Самозванца.Действие V
Картина 1
Перед собором Василия Блаженного народ оживленно обсуждает слухи о приближении войска Самозванца, службу в церкви, предание анафеме Гришки Отрепьева и вечную память, что пропели царевичу Димитрию. Простой народ уверен, что Самозванец и есть настоящий царевич Димитрий, и возмущен кощунством - петь вечную память живому! Вбегает Юродивый, за ним стайка улюлюкающих мальчишек. Мальчишки обступают его, отнимают копеечку, которой тот только что хвалился. Юродивый плачет. Из собора выходят бояре, они раздают милостыню. Начинается царское шествие. На коленях, протянув руки к царю, молят хлеба изголодавшиеся, оборванные - весь народ, собравшийся на площади. Борис, увидев горюющего Юродивого, останавливается, спрашивает, чем его обидели. Юродивый наивно-дерзко просит царя зарезать обидчиков-мальчишек, как тот зарезал маленького царевича. Борис останавливает стражу, бросившуюся к Юродивому, и просит, чтоб молился за него блаженный. Но нельзя молиться за царя Ирода - "Богородица не велит".

Картина 2
Заседание боярской думы. Решается участь Самозванца. Тугодумные бояре жалеют, что без Шуйского "не ладно вышло мненье". А вот и князь Василий. Его рассказ о припадке Бориса вызывает недоверие бояр, но с возгласом "Чур, дитя!" появляется сам царь в необычном облачении. Годунов обращается к боярам. Шуйский прерывает его предложением выслушать смиренного старца, желающего поведать великую тайну. Входит Пимен. Его рассказ о чуде прозрения, связанного с именем убитого царевича, лишает Бориса сил. Чувствуя приближение смерти, он зовет к себе царевича Феодора и дает сыну наказ справедливо править Русью, чтить угодников божьих, беречь сестру, и молит небо о милости к своим детям. Раздается погребальный звон. Входят монахи со схимой. Борис мертв.

М.П. Мусоргский опера «Борис Годунов»

Опера Модеста Петровича Мусоргского «» - это необычайное по своей силе, замыслу и музыкальному языку произведение. Написана она на либретто самого композитора по одноименной трагедии А.С. Пушкина.

Краткое содержание оперы Мусоргского «Борис Годунов» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

баритон дворянин, русский царь
Ксения сопрано очаровательная дочь Бориса Годунова
Федор меццо-сопрано младший сын Бориса Годунова, наследник престола
Мамка Ксении меццо-сопрано няня детей Годунова
Василий Иванович Шуйский тенор князь, советник царя
Пимен тенор старый монах, свидетель убийства царевича
Андрей Щелкалов баритон дьяк в боярской думе
Самозванец Григорий тенор беглый монах, представившийся царевичем Дмитрием
Марина Мнишек сопрано амбизиозная польская принцесса, Лжедмитрия
Рангони бас иезуит Марины Мнишек


Известно, что в основе оперы лежат подлинные исторические события, рассказывающие о тяжелом времени для страны, которые наступили со смертью Бориса Годунова, приходом поляков и Лжедмитрия. Неслучайно ее жанр Мусоргский определил, как народная музыкальная драма, ведь главное действующее лицо в ней – народ, и сцены с ним занимают центральное место в драматургии.

Все действие разворачивается в 1598-1605 годах, перед началом тяжелейшего времени для страны и народа – «Смутного времени». Пожалуй, центральное место в опере занимает трагедия самого Бориса. После неожиданной смерти царевича Димитрия он взошел на престол, казалось бы, достиг высшей власти. Причем избран он был самим народом. Но Борис глубоко переживает собственную трагедию и беспокоится за свою семью. Он сильно переживает за свою дочь, потерявшую жениха, за своего еще маленького сына. Но более всего терзают его душу мысли о невинно убиенном царевиче Димитрии. Следует отметить, что в произведении А.С. Пушкина и в либретто М.П. Мусоргского рассматривается версия причастности Бориса Годунова к убийству младенца, однако это всего лишь основано на народной молве.


Ко всему прочему в стране назревает Смутное время, появляется самозванец, беглый монах Григорий Отрепьев, который, услышав от летописца повествование об убиенном царевиче, провозглашает себя Димитрием. Вдобавок он заручился поддержкой поляков. Собрав свое войско, он направляется в Москву, отвоевывать «свой» престол.

В результате этого, Годунов, терзаемый постоянными видениями убиенного царевича и муками совести, умирает, передав престол по закону своему сыну Федору. А для народа наступает темное время, которое предсказывает в своей финальной песни юродивый из картины народного восстания.


Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт IV акт
70 мин. 35 мин. 50 мин. 50 мин.





Интересные факты

  • После премьеры в 1874 году опера продержалась на сцене несколько лет. Однако спектакль давали с произвольными сокращениями. Н.А. Римский-Корсаков писал, что существовало мнение о том, что опера не понравилась царской фамилии.
  • Настоящее призвание драма получила позже, в 1898 году уже в редакции Н.А. Римского-Корсакова. Именно эта версия пришлась по вкусу публике, и началось триумфальное восхождение оперы по отечественным и зарубежным сценам.
  • Интересный факт связан с одной из постановок «Бориса Годунова», состоявшейся 6 января 1911 года в Мариинском театре, где роль царя исполнял Ф. Шаляпин. В зале присутствовал император Николай II со своей семьей. Участники труппы (хористы и часть солистов) решились на авантюрный поступок – разыграть на сцене представление для императора с целью добиться повышения жалования. В разгар оперы исполнители упали на колени, простерли руки и стали петь заранее подготовленный гимн царю. В этом время дирекция театра и режиссер в ужасе метались за сценой, даже сам Шаляпин, не зная о готовившейся акции, поспешил на сцену и замер в изумлении. Однако все это оказалось напрасно. Николай II не понял намека солистов, не разборчиво было их пение, поэтому все решили, что таким образом они выказывают любовь к императору. Более того, Ф. Шаляпина обвинили в неколлективистском поведении, ведь он не пал на колени перед самим государем.


  • В своей первой редакции Мусоргский выписал каждое движение исполнителей на сцене, вплоть до мимики на лице. Многие исследователи сравнивают ее со сценарием кинофильма.
  • Такое огромное количество редакций объяснил Римский-Корсаков в своем предисловие к опере. Он написал, что после первого появления на сцене произведение вызвало противоположное мнение. Так, с одной стороны – это необыкновенно талантливая работа, проникнутая народным духом и историей, с живыми и яркими сценами. С другой стороны, заметны недостатки в технической стороне: неудобные голосовые партии, слабая инструментовка, неточности в голосоведении. Именно поэтому он взялся за первую редакцию оперы Мусоргского, стараясь как можно точнее сохранить первоисточник, но сгладить все неточности и погрешности.
  • Кстати, Годунов был первым царем, избранным народом.
  • Примечательно, что Мусоргский во время работы над своими произведениями никогда не делал предварительных набросков, предпочитая долго обдумывать и записывать уже готовую музыку. Именно поэтому его работа продвигалась медленнее, по сравнению с другими композиторами
  • Ужасная с точки зрения нравственности сцена под Кромами, с обезумевшим народом, жестоко расправляющимся с боярином, была вырезана из спектаклей Императорских театров. Только после Октябрьской революции ее смогли вернуть.

Популярные арии и номера

Песня Юродивого "Месяц едет, котенок плачет" - слушать

монолог Бориса «Скорбит душа» - слушать

Песня Варлаама "Как во городе было во Казани" - слушать

Хор крестьян "Гайда! Расходилась, разгулялась сила-удаль молодецкая" - слушать

История создания

В 1868 году друг Мусоргского – В. Никольский предложил ему присмотреться к произведению А. Пушкина «Борис Годунов». Композитору понравилась трагедия и он практически сразу приступил к написанию оперы. Либретто Мусоргский решил создать самостоятельно, тем более он опирался на первоисточник – трагедию Пушкина, а также активно пользовался фактами из «Истории государства Российского» Н. Карамзина.

Работа так быстро увлекла композитора, что через 1,5 месяца уже был написан первый акт. Отдельный сцены и композиции Мусоргский представлял на суд перед членами «Могучей кучки », которые собирались у А. Даргомыжского или сестры М. Глинки . Всех без исключения приводило в восторг услышанное. Даже критик В. Стасов очень тепло отзывался о новом творении композитора.

Спустя год работа была полностью завершена и партитура предложена дирекции Императорских театров. Но композитора ожидало сильное разочарование, поскольку произведение не одобрили. В 1871-1872 годах Мусоргский представляет свою вторую версию. Сюда он добавляет сцену народного восстания в финале, но редакция снова отвергает рукопись. Композитор нашел этому свое объяснение. Он посчитал, что связано это с музыкой - она слишком нова. Отчасти это верно, так как гармонический язык действительно новаторский. Достаточно вспомнить сцену из II действия с курантами или Пролог с колокольным звоном. В этих фрагментах оперы Мусоргский знакомит слушателей с сонористикой.


Несмотря на решительный отказ в постановке, некоторые сцены из спектакля были исполнены уже в том году. Так, Русское музыкальное общество представило публике сцену коронации, под управлением дирижера Э. Направника. В этом же году Бесплатная музыкальная школа познакомила слушателей с полонезом из III акта. Чуть позже в 1873 году певице Юлии Платоновой удалось добиться исполнения трех сцен из оперы, которые она включила в свой бенефис.

Отдельно стоит упомянуть про то, что эта опера имеет большое количество редакций. Только по официальным источникам их около шести. Так, две были написаны самим Мусоргским, чуть позже столько же создал Н. Римский-Корсаков, затем оперу редактировали М. Ипполитов-Иванов, Д. Шостакович , Джон Гутман, Кароль Ратгауз. Примечательно, что каждый из этих вариантов представляет свою очередность сцен и включает разные части в контекст первоисточника. Плюс в последних двух современных версиях возвращается оркестровка Мусоргского.

Постановки


Премьера спектакля состоялась в Мариинском театре 27 января 1874 года, под управлением дирижера Э. Направника. Несмотря на противоречивые отзывы, подчас слишком восторженные или откровенно негативные, опера продержалась в репертуаре еще несколько лет, правда ее уже исполняли с некоторыми сокращениями. Так, после премьеры, в течение 10 лет спектакль поставили только 15 раз, а в 1881 году ее и вовсе исключили из репертуара. После этого, зрители смогли снова насладиться прекрасной музыкой Мусоргского лишь в декабре 1888 года, когда опера была поставлена на сцене Большого театра. Однако и в столице судьба произведения была не очень успешной, после 10 представлений, она также была снята со сцены в 1890 году. Римский-Корсаков решил исправить ситуацию и представил свою первую редакцию, ее постановка прошла 28 ноября 1896 года в Петербургской консерватории. Сам редактор и выступил в роли дирижера. Этот вариант пришелся по душе публике.

Истинное признание опера получила в декабре 1898 года, когда состоялась постановка в московском театре Солодовникова, под руководством дирижера И. Труффи. Бориса исполнил легендарный Федор Шаляпин. Именно эта версия позволила представить оперу в других городах, и всюду ее ждал несомненный успех.

Скандальная постановка состоялась в ноябре 1904 года в Мариинском театре. Режиссер-постановщик решил использовать старые декорации, возобновив их. Это сильно не понравилось главному солисту Ф. Шаляпину и он едва не сорвал спектакль, отказываясь выходить на сцену.

В мае 1908 года жители и гости Парижа смогли увидеть подлинную русскую драму «Борис Годунов» на премьере в «Гранд-Опера». Ее исполнение было приурочено к известным Дягилевским Русским сезонам. Оперу ожидал огромный успех, а солистку Наталию Ермоленко-Южину, исполнявшую партию Марины Мнишек, даже представили к ордену Почетного легиона.

Нью-Йоркская публика смогла познакомиться с оперой «Борис Годунов» в марте 1913 года, во время постановки в Метрополитен-опера. Дирижировал спектаклем Артуро Тосканини.
Несколько раз опера также экранизировалась. В 1955 году вышел фильм режиссера В. Строева, в 1987 году – Дерека Бейли. В 1989 году А. Жулавским был снята кинолента с участием Галины Вишневской в роли Марины и Руджело Раймонди – партия Бориса. Дирижировал оркестром М. Ростропович.


Осенью 2010 года зрители Нью-Йорка смогли познакомиться с новым прочтением «Бориса Годунова» благодаря режиссерской работе Стивена Уодсворта и дирижеру Валерию Гергиеву. Этот спектакль был технически оснащен, его можно было увидеть в режиме онлайн в любой точке мира и почувствовать себя среди зрителей в зале. Роль Бориса была поручена самому харизматичному басу – Рене Папе. Кстати, изначально режиссером спектакля был Петер Штайн, однако, он вынужден был уйти, из-за унизительного отношения к себе в американском консульстве.

Надолго запомнилась зрителям премьера «Бориса Годунова», которая состоялась в июне 2015 года. Главное ее отличие в том, что проходила она на территории Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря. Такой необычный проект «русская опера в русском монастыре» был благословлен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

Необычная постановка оперы прошла в ноябре 2015 года в Новосибирском оперном театре. Она шла вместе с инфографикой, чтобы комментарии, показанные там, помогали зрителям лучше погрузиться в произведение и историческую эпоху, причем постановщики приняли решение полностью убрать Польский акт. Они объяснили это тем, что в самой первой версии Мусоргского он отсутствовал.

Драма Мусоргского по праву является настоящим шедевром, она входит в репертуар многих мировых театров. Интересно, что сама опера имеет множество версий и достаточно непростую судьбу.

Видео: смотреть оперу «Борис Годунов» Мусоргского

Самые известные оперы мира. Оригинальное название, автор и краткое описание.

Борис Годунов, М. П. Мусоргский.

Опера в четырёх актах с прологом ; либретто Мусоргского по одноимённой трагедии А. С. Пушкина и «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.
Первая постановка: Петербург, Мариинский театр, 27 января 1874 года.

Действующие лица: Борис Годунов (баритон или бас), Фёдор и Ксения (меццо-сопрано и сопрано), мамка Ксении (меццо-сопрано), князь Василий Шуйский (тенор), Андрей Щелкалов (баритон), Пимен (бас), Самозванец под именем Григория (тенор), Марина Мнишек (меццо-сопрано), Рангони (бас), Варлаам и Мисаил (бас и тенор), хозяйка корчмы (меццо-сопрано), юродивый (тенор), Никитич, пристав (бас), ближний боярин (тенор), боярин Хрущов (тенор), иезуиты Лавицкий (бас) и Черниковский (бас), бояре, стрельцы, рынды, приставы, паны и пани, сандомирские девушки, калики перехожие, народ московский.

Действие происходит в Москве в 1598-1605 годах.

Пролог. Картина первая .
Во двор Новодевичьего монастыря согнали народ молить на коленях Бориса Годунова венчаться на царство. Дубинка пристава «вдохновляет» народ «глоток не жалеть». Думный дьяк Андрей Щелкалов взывает к Богу о ниспослании «скорбной Руси утешенья». День подходит к концу. Издали доносится пение калик перехожих. «Божьи люди» направляются в монастырь, раздавая народу ладанки. И они ратуют за избрание Бориса.

Картина вторая .
Собравшийся в Кремле перед Успенским собором народ славит Бориса. А Борисом овладевают зловещие предчувствия. Но полно: никто не должен заметить сомнения царя, - вокруг враги. И царь велит созвать народ на пир - «всех, от бояр до нищего слепца». Славление сливается с колокольным звоном.

Действие первое. Картина первая .
Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Свидетель многих событий, старец Пимен пишет летопись. Молодой монах Григорий спит. Доносится пение молитвы. Григорий просыпается. Его тревожит сон, «неотвязный, проклятый сон». Он просит Пимена истолковать его. Сновидение молодого монаха возбуждает в Пимене воспоминания прежних лет. Григорий завидует богатой событиями молодости Пимена. Рассказы о царях, сменявших «свой посох царский, и порфиру, и свой венец роскошный на иноков клобук смиренный», не успокаивают молодого послушника. С замиранием сердца внимает он старцу, повествующему об убийстве царевича Димитрия. Вскользь оброненное замечание, что Григорий с царевичем - ровесники, рождает в его голове честолюбивый план.

Картина вторая .
В корчму на литовской границе вместе с двумя бродягами, беглыми монахами Мисаилом и Варлаамом, приходит Григорий — он пробирается в Литву. Мысль о самозванстве всецело занимает Григория, и он не принимает участия в небольшом пиршестве, которое учинили старцы. Оба они уже сильно навеселе, Варлаам затягивает песню. Тем временем Григорий расспрашивает у хозяйки про дорогу. Из разговора с ней он узнает, что выставлены заставы: кого-то ищут. Но добрая хозяюшка рассказывает Григорию об «окольной» дорожке. Внезапно раздается стук. Легки на помине появляются пристава. В надежде на поживу - старцы собирают милостыню - пристава с «пристрастием» допрашивают Варлаама - кто они да откуда. Извлекается указ о еретике Гришке Отрепьеве. Пристав хочет запугать Варлаама - может быть, тот и есть бежавший из Москвы еретик? Читать указ вызывается Григорий. Дойдя до примет беглеца, он быстро выходит из положения, указывая приметы своего спутника. Пристава бросаются на Варлаама. Увидев, что дело принимает скверный оборот, старец требует дать ему самому прочитать указ. Медленно, по складам произносит он приговор Григорию, но Григорий подготовлен к этому - прыжок за окно, и поминай как звали…

Действие второе.
Царский терем. Царевна Ксения плачет над портретом умершего жениха. Царевич Феодор занят «книгою большого чертежа». Мамка за рукоделием. Шутками-прибаутками и просто сердечным словом она пытается отвлечь царевну от горьких мыслей. На сказку мамки отвечает сказочкой царевич Феодор. Мамка подпевает ему. Они хлопают в ладоши, разыгрывают сказочку. Царь ласково успокаивает царевну, спрашивает Феодора о его занятиях. Вид Московского царства на чертеже вызывает у Бориса тяжкую думу. Во всем - и в бедствиях государства, и в несчастье своей дочери - он видит отмщение за совершенное злодейство - убийство царевича Димитрия. Узнав от Шуйского, хитрого царедворца, о появлении в Литве Самозванца, Борис требует у Шуйского подтверждения гибели царевича. Шуйский коварно расписывает подробности злодейства. Борис не выдерживает пытки: в колеблющихся тенях ему мерещится призрак убитого мальчика.

Действие третье. Картина первая .
В Сандомирском замке Марина — за туалетом. Девушки развлекают ее льстивой песней. Панна Мнишек недовольна: о славных победах Польши хочет слышать она, мечтает честолюбивая Марина о престоле царей московских. Появляется иезуит Рангони. Властью церкви он заклинает Марину опутать любовными сетями Самозванца.

Картина вторая .
Лунной ночью в саду, у фонтана, мечтает о Марине Самозванец. К нему подкрадывается Рангони. Сладкими речами о красоте Марины иезуит выманивает у Самозванца признание в страстной любви к гордой панне. По саду проходит шумная толпа веселых гостей - они предвкушают победу польского войска над войском Борисовым. Самозванец скрывается за деревьями. Появляется Марина. Ласками, капризами и насмешками разжигает она честолюбие Самозванца.

Действие четвертое. Картина первая .
Перед собором Василия Блаженного народ оживленно обсуждает слухи о приближении войска Самозванца, службу в церкви, предание анафеме Гришки Отрепьева и вечную память, что пропели царевичу Димитрию. Простой народ уверен, что Самозванец и есть настоящий царевич Димитрий, и возмущен кощунством - петь вечную память живому! Вбегает Юродивый, за ним стайка улюлюкающих мальчишек. Юродивый садится на камень, чинит лапоть и поет. Мальчишки обступают его, отнимают копеечку, которой тот только что хвалился. Юродивый плачет. Из собора выходят бояре, они раздают милостыню. Начинается царское шествие. На коленях, протянув руки к царю, молят хлеба изголодавшиеся, оборванные - весь народ, собравшийся на площади. Борис, увидев горюющего Юродивого, останавливается, спрашивает, чем его обидели. Юродивый наивно-дерзко просит царя зарезать обидчиков-мальчишек, как тот зарезал маленького царевича. Борис останавливает стражу, бросившуюся к Юродивому, и просит, чтоб молился за него блаженный. Но нельзя молиться за царя Ирода - «Богородица не велит». Таков и приговор народа.

Картина вторая .
В Грановитой палате Московского Кремля происходит заседание боярской думы. Решается участь Самозванца. Тугодумные бояре жалеют, что без Шуйского «не ладно вышло мненье». А вот и князь Василий. Его рассказ о припадке Бориса вызывает недоверие бояр, но с возгласом «Чур, дитя!» появляется сам царь. Придя в себя, Годунов садится на царское место и обращается к боярам. Шуйский прерывает его предложением выслушать смиренного старца, желающего поведать великую тайну. Это Пимен. Его рассказ о чуде прозрения, связанного с именем убитого царевича, лишает Бориса сил. Чувствуя приближение смерти, он зовет к себе царевича Феодора и дает сыну строгий наказ справедливо править Русью, чтить угодников божьих, беречь сестру, и молит небо о милости к своим детям. Раздается погребальный звон, и близится надгробный вопль - схима, «в монахи царь идет» (царей перед смертью постригали в монахи). Борис умирает.

Картина третья .
Лесную прогалину под Кромами заполняет толпа бродяг. Они глумятся над воеводой Годунова, боярином Хрущовым. Тут как тут Варлаам и Мисаил, подстрекающие народ рассказом о казнях и расправах на Руси. На это один приговор у народа - «Смерть, смерть Борису!» Под горячую руку попадаются иезуиты. Появляется Самозванец, народ приветствует его. И хотя иезуиты и воевода освобождены Самозванцем, все уходят за ним на Москву. На камне одиноко сидит лишь Юродивый. Скорбная песнь его предрекает беду, слезы горькие, темень темную, непроглядную.

Имеется с полдюжины версий «Бориса Годунова» .

Сам Мусоргский оставил две; его друг Н. А. Римский-Корсаков сделал еще две, один вариант оркестровки оперы предложил Д. Д. Шостакович и еще два варианта были сделаны Джоном Гутманом и Каролем Ратгаузом в середине нашего столетия для нью-йоркской Метрополитен-опера. Каждый из этих вариантов дает свое решение проблемы, какие сцены, написанные Мусоргским, включить в контекст оперы, а какие исключить, а также предлагает свою последовательность сцен. Последние две версии, к тому же, отвергают оркестровку Римского-Корсакова и восстанавливают оригинал Мусоргского. Собственно говоря, что касается пересказа содержания оперы, то не имеет большого значения, какой из редакций придерживаться; важно лишь дать представление о всех сценах и эпизодах, написанных автором. Эта драма строится Мусоргским скорее по законам хроники, наподобие шекспировских хроник королей Ричардов и Генрихов, нежели трагедии, в которой одно событие с роковой необходимостью вытекает из другого.

Тем не менее, чтобы объяснить причины, вызвавшие появление столь большого количества редакций оперы, приведем здесь предисловие Н. А. Римского-Корсакова к его изданию «Бориса Годунова» 1896 года (то есть к его первой редакции):

«Опера, или народная музыкальная драма, «Борис Годунов», написанная 25 лет тому назад, при первом своем появлении на сцене и в печати вызвала два противоположных мнения в публике. Высокая талантливость сочинителя, проникновение народным духом и духом исторической эпохи, живость сцен и очертания характеров, жизненная правда и в драматизме, и комизме и ярко схваченная бытовая сторона при своеобразии музыкальных замыслов и приемов вызвали восхищение и удивление одной части; непрактичные трудности, обрывочность мелодических фраз, неудобства голосовых партий, жесткость гармонии и модуляций, погрешности голосоведения, слабая инструментовка и слабая вообще техническая сторона произведения, напротив, вызвали бурю насмешек и порицаний - у другой части. Упомянутые технические недостатки заслоняли для одних не только высокие достоинства произведения, но и самую талантливость автора; и наоборот, эти самые недостатки некоторыми возводились чуть ли не в достоинства и заслугу.

Много времени прошло с тех пор; опера не давалась на сцене или давалась чрезвычайно редко, публика была не в состоянии проверить установившихся противоположных мнений.

Настоящее издание не уничтожает собой первого оригинального издания, и потому произведение Мусоргского продолжает сохраняться в целости в своем первоначальном виде».

Чтобы легче было ориентироваться в различиях авторских редакций оперы, а также яснее осознавать суть режиссерских решений при современных постановках оперы, мы приводим здесь схематичный план обеих редакций Мусоргского.

Первая редакция (1870)
ДЕЙСТВИЕ I
Картина 1. двор Новодевичьева монастыря; народ просит Бориса Годунова принять царство.
Картина 2.
ДЕЙСТВИЕ II
Картина 3.
Картина 4.
ДЕЙСТВИЕ III
Картина 5. Царский терем в Кремле; Борис с детьми; боярин Шуйский рассказывает о Самозванце; Борис испытывает муки и угрызения совести.
ДЕЙСТВИЕ IV
Картина 6. Площадь у собора Василия Блаженного; Юродивый называет Бориса царем Иродом.
Картина 7. Заседание Боярской думы; смерть Бориса.
Вторая редакция (1872)
ПРОЛОГ
Картина 1. двор Новодевичьего монастыря; народ просит Бориса Годунова принять царство.
Картина 2. Московский Кремль; венчание Бориса на царство.
ДЕЙСТВИЕ I
Картина 1. Келья Чудова монастыря; сцена Пимена и Григория Отрепьева.
Картина 2. Корчма на литовской границе; беглый монах Григорий скрывается в Литве, чтобы затем достичь Польши.
ДЕЙСТВИЕ II
(На картины не делится)
Ряд сцен в царском тереме в Кремле.
ДЕЙСТВИЕ III (ПОЛЬСКОЕ)
Картина 1. Уборная Марины Мнишек в Сандомирском замке.
Картина 2. Сцена Марины Мнишек и Самозванца в саду у фонтана.
ДЕЙСТВИЕ IV Картина 1. Заседание боярской думы; смерть Бориса.
Картина 2. Народное восстание под Кромами (с эпизодом с Юродивым, заимствованным - частично - из первой редакции).

Борис Годунов. Дон Карлос. История создания.

Мысль написать оперу на сюжет исторической трагедии Пушкина «Борис Годунов» (1825) Мусоргскому подал его друг, видный историк профессор В. В. Никольский. Мусоргского чрезвычайно увлекла возможность претворить остро актуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы. «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей,- писал он.-Это моя задача. Я попытался решить ее в опере».

Работа, начатая в октябре 1868 года, протекала с огромным творческим подъемом. Через полтора месяца уже был готов первый акт. Композитор сам писал либретто оперы, привлекая материалы «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина и другие исторические документы. По мере сочинения отдельные сцены исполнялись в кружке «кучкистов», собиравшихся то у А. С. Даргомыжского, то у сестры Глинки Л. И. Шестаковой. «Радость, восхищение, любование были всеобщими»,-вспоминал В. В. Стасов.

В конце1869 г. опера «Борис Годунов» была завершена и представлена театральному комитету. Но его члены, обескураженные идейно-художественной новизной оперы, отвергли произведение под предлогом отсутствия выигрышной женской роли. Композитор внес ряд изменений, добавил польский акт и сцену под Кромами. Однако вторая редакция «Бориса», законченная весной 1872 года, также не была принята дирекцией императорских театров.

«Борис» был поставлен лишь благодаря энергичной поддержке передовых артистических сил, в частности певицы Ю. Ф. Платоновой, избравшей оперу для своего бенефиса. Премьера состоялась 27 января (8 февраля) 1874 года в Мариинском театре. Демократическая публика встретила «Бориса» восторженно. Реакционная же критика и дворянско-помещичье общество отнеслись к опере резко отрицательно. Вскоре оперу стали давать с произвольными сокращениями, а в 1882 году вообще сняли с репертуара. «Ходили слухи, — писал по этому поводу Н. А. Римский-Корсаков, — что опера не нравится царской фамилии; болтали, что сюжет ее неприятен цензуре».

Несмотря на отдельные возобновления «Бориса», его подлинное открытие и международное признание пришли после 1896 года, а в особенности в 1908 году в Париже, когда в опере, отредактированной Римским-Корсаковым, пел Фёдор Шаляпин.

Музыка.

«Борис Годунов» — народная музыкальная драма, многогранная картина эпохи, поражающая шекспировской широтой и смелостью контрастов. Действующие лица обрисованы с исключительной глубиной и психологической проницательностью. В музыке с потрясающей силой раскрыта трагедия одиночества и обреченности царя, новаторски воплощен мятежный, бунтарский дух русского народа.

Пролог состоит из двух картин. Оркестровое вступление к первой выражает скорбь и трагическую безысходность. Хор «На кого ты нас покидаешь» сродни заунывным народным причитаниям. Обращение дьяка Щелкалова «Православные! Неумолим боярин!» проникнуто величавой торжественностью и сдержанной печалью.

Вторая картина пролога — монументальная хоровая сцена, предваряемая колокольным звоном. Торжественная величальная Борису «Уж как на небе солнцу красному» основана — на подлинной народной мелодии. В центре картины — монолог Бориса «Скорбит душа», в музыке которого царственное величие сочетается с трагической обреченностью.

Первая картина первого акта открывается кратким оркестровым вступлением; музыка передает однообразный скрип пера летописца в тишине уединенной кельи. Мерная и сурово-спокойная речь Пимена (монолог «Еще одно, последнее сказанье») очерчивает строгий и величавый облик старца. Властный, сильный характер чувствуется в его рассказе о царях московских. Григорий обрисован как неуравновешенный, пылкий юноша.

Вторая картина первого акта заключает в себе сочные бытовые сцены. Среди них-песни шинкарки «Поймала я сиза селезня» и Варлаама «Как во городе было во Казани» (на народные слова); последняя насыщена стихийной силой и удалью.

Второй акт широко обрисовывает образ Бориса Годунова. Большой монолог «Достиг я высшей власти» насыщен мятущимся скорбным чувством, тревожными контрастами. Душевный разлад Бориса обостряется в беседе с Шуйским, чьи речи звучат вкрадчиво и лицемерно, и достигает предельного напряжения в заключительной сцене галлюцинаций («сцена с курантами»).

Первая картина третьего акта открывается изящно-грациозным хором девушек «На Висле лазурной». Ария Марины «Как томительно и вяло», выдержанная в ритме мазурки, рисует портрет надменной аристократки.

Оркестровое вступление ко второй картине живописует вечерний пейзаж. Романтически взволнованны мелодии любовного признания Самозванца. Сцена Самозванца и Марины, построенная на острых контрастах и капризных сменах настроений, завершается полным страсти дуэтом «О царевич, умоляю».

Первая картина четвертого акта -драматически напряженная народная сцена. Из жалобного стона песни Юродивого «Месяц едет, котенок плачет» вырастает потрясающий по силе трагизма хор «Хлеба!».

Вторая картина четвертого акта завершается психологически острой сценой смерти Бориса. Его последний монолог «Прощай, мой сын!» окрашен в трагически просветленные, умиротворенные тона.

Третья картина четвертого акта — исключительная по размаху и мощи монументальная народная сцена. Начальный хор «Не сокол летит по поднебесью» (на подлинную народную мелодию величальной песни) звучит насмешливо и грозно. Песня Варлаама и Мисаила «Солнце, луна померкли» основана на мелодии народной былины. Кульминация картины-бунтарский хор «Расходилась, разгулялась», полный стихийного, неукротимого разгула. Средний раздел хора «Ой ты, сила» — размашистый напев русской хороводной песни, который, развиваясь, приводит к грозным, гневным возгласам «Смерть Борису!». Опера завершается торжественным въездом Самозванца и плачем Юродивого.

Загрузка...