crimea-fun.ru

Краткое описание купца калашникова. Характеристика купца Калашникова

Эти знаменитые слова были сказаны великим русским гражданином и поэтом Некрасовым. В наше непростое время, как и в былые тяжелые времена, трудно быть гражданином в высоком понимании этого слова. Иметь твердую гражданскую позицию, отстаивать свои взгляды, а тем более быть учителем и страстным защитником интересов своего народа - это действительно нелегко! А еще и быть признанным народным поэтом, человеком, для которого судьба Родины, родной земли всегда была на первом месте. Все это по праву можно сказать про Шамиля Джикаева. Когда в конце 90-х годов прошлого века ушел из жизни великий сын России академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, кто-то из представителей российской интеллигенции сказал о том, что ушел из жизни человек, который был эталоном порядочности, великим интеллигентом, на которого равнялись его современники. Действительно, все это была правдой. Давно, будучи студентом Тверского государственного университета, мне тоже посчастливилось слушать выступления академика Д.С.Лихачева. Его слова запомнились на всю жизнь. А еще запомнилось то, каким он был простым человеком, несмотря на все его звания и регалии.

Жизнь человека устроена так, что мы часто не задумываемся о том, что спустя какое-то время мы обнаруживаем, что в свое время не сделали какое-то дело, оставили его на потом…

Несколько лет назад, приступив к работе в ЮОГУ им. А.Тибилова, я решил поступить в аспирантуру в СОГУ им. К.Хетагурова. Тогда судьба на короткое время свела меня с Шамилем Джикаевым. Обратившись к нему с просьбой быть моим научным руководителем, он не задумываясь сразу же согласился. Заочно я давно знал его, был знаком с его творчеством. Но когда мы познакомились поближе, мне стало понятно, кем на самом деле являлся Шамиль Джикаев для нас всех, для всей Осетии. Для него, как и для Лихачева, проблемы родной земли, простого народа, судьба страны были главными в его жизни.

О литературном творчестве Шамиля Джикаева написано много. Его талант велик и бесспорен. Он родился в с. Дзомагъ, был выходцем из Южной Осетии. Любовь поэта к Южной Осетии просматривается во многих его поэтических произведениях. Но в то же время Шамиль Джикаев был достойным сыном единой Осетии. Свою родину он всегда мечтал видеть единой, сильной, могучей.

Обладая прекрасными знаниями в области литературы, истории, фольклора, он понимал и чувствовал ту большую ответственность, которая стоит перед осетинской интеллигенцией в деле возрождения Осетии. В беседах с ним (несколько раз мы проговорили около 6 часов) человек узнавал много интересного и необычного из истории Осетии, литературы и вообще из жизни. Как-то я сказал ему, что наша Отечественная война продлилась около 20 лет и что за это время в Южной Осетии выросло целое поколение, которому суждено было испытать все тяготы военного времени. Шамиль слушал меня внимательно, а потом рассказал о том, как во время нашествия монголо-татар на Аланию одна аланская крепость в течение 15 лет вела борьбу и не была покорена. Он говорил о том, что наши предки всегда славились во всем мире тем, что такое понятие как «æгъдау» был для них превыше всего. И до тех пор, когда они следовали, жили по его законам - никакой враг не мог справиться, осилить наших предков.

Являясь великим гражданином, патриотом своего народа, Шамиль прекрасно понимал и чувствовал дух и силу народа. Он с болью в душе говорил о том, в каком тяжелом положении оказалась Осетия после распада СССР. Он как никто другой видел те социальные болезни, которым подверглась наша молодежь, наше общество. Шамиль больно реагировал на все эти новые негативные явления действительности. Но каждая его мысль заканчивалась тем, что народ Осетии сможет преодолеть все трудности, сможет возродиться. Рассказывая о многих трагических моментах, которые были в истории народа Осетии, он говорил о том, что наш народ всегда преодолевал невозможное и вновь крепко вставал на ноги. Его вера в силу народного духа была непоколебимой. В беседах с ним я многое узнал от него о тех проблемах, которые были в его работе, в жизни. Он всегда оставался жизнерадостным, большим оптимистом. Слушая мои рассказы о проблемах, которые были на юге Осетии, он переживал и сочувствовал нам. Как-то он сказал мне: «Я верю - Осетия рано или поздно опять возродится. Я уверен, что возрождение Осетии начнется с Юга!»

На мой вопрос, почему именно с юга, а не с севера, он ответил, что за последние 19 лет Отечественной войны в Южной Осетии народ хоть и потерял много человеческих жизней, но духовно он смог окрепнуть. «То, что смогли выдержать вы на юге, это не каждый бы смог осилить», - сказал Шамиль Джикаев. Он говорил о том, что Осетия должна быть единой не только территориально, но и духовно. Он с болью в душе говорил о том, что многие наши недруги пытаются разделить нас по каким-то понятиям, кланам: иронцы, дигорцы, кударцы и т.д. Видя эту проблему, Шамиль везде и всюду говорил об этой опасности для Осетии.

Обращаясь к истории наших предков, Шамиль говорил, что монголы никогда бы не смогли победить алан, если бы они были едины в тот период. А из истории мы знаем, что когда монголо-татарские полчища подошли к территориям алан, то они не выступили все вместе, сообща против общего врага, в результате чего и были разбиты по отдельности. Уроки истории никогда не следует забывать. Он рассказывал много интересного и о скифах. Говоря о них, он цитировал военачальников древности, которые говорили о том, что у скифов столько золота, что их невозможно ничем подкупить, а затем и победить. И здесь Шамиль указывал на наш великий æгъдау. Все надежды он связывал с тем, что в жизни народа наконец-то основополагающими понятиями станут те принципы, по которым воспитывались и жили наши славные предки.

Говоря о осетинском языке, литературе и культуре, Шамиля можно было слушать часами. Все, что было связано с этими понятиями, были для него первостепенными. Он с горечью говорил о том, что некоторые представители осетинской интеллигенции с высоких трибун кричат и учат других тому, что осетинский язык надо учить, развивать и т.д. А у самих дети не в состоянии сформулировать хотя бы одну мысль на родном языке. Он говорил о том, что если мы забудем наш язык, то на севере нас будут называть просто населением Северной Осетии.

Шамиль был горд и восхищался осетинским языком, владел им прекрасно. Как-то он спросил меня об одном своем произведении, как оно мне понравилось. Когда я ответил, что оно великолепно, но там много неизвестных для меня осетинских слов, он печально улыбнулся и сказал, что некоторые слова непонятны не только мне. Он с грустью процитировал Александра Тибилова, сказав, что «ирон лæг» должен думать и формулировать свои мысли на осетинском языке. А когда он этого не может, то он теряет очень много…

Говоря о научных работах Александра Тибилова, он с горечью отмечал, что несмотря на то, что прошло столько много времени с тех пор, когда над ними работал Александр Тибилов, многие проблемы осетинского языка до сих пор не решены. А были проблемы, которые стали сегодня еще острее. Чтобы решить накопившиеся вопросы, он сам делал многое. Однако Шамиль всегда говорил о том, что без серьезной, продуманной государственной программы развития осетинского языка у нас ничего не получится.

«Интеллигенция севера и юга Осетии должна работать совместно над всеми этими вопросами, иначе должного результата никогда не будет», - говорил он.

Как-то в очередной мой приезд я застал в его кабинете одного человека, который показывал ему две небольшие книжки в красивом футляре. Он с восхищением рассказывал ему о том, что это произведения осетинских и грузинских писателей, которые были изданы для того, чтобы «братские» народы Осетии и Грузии «поняли» друг друга. Этот «товарищ» хотел подарить книги Шамилю. Шамиль повернулся в кресле и поднял из мусорной корзины такой же экземпляр. Мне запомнились его глаза, которые были полны грусти и печали. Когда мы остались одни, он долго молчал, а потом заговорил о том, до чего же некоторые «уважаемые ученые» опустились, в кого они превратились. «Не остыли еще раны августовской войны, а эти… уже готовы дружить с убийцами нашего народа!», - с болью в душе проговорил он.

«Сегодня в Осетии много людей, достигших больших успехов в работе, карьере. Они образованны, занимают высокие посты. Но Лæгау-Лæгтæ как было раньше, у нас осталось очень мало», - сказал он с грустью. Слово Лæгау-Лæг всегда было в Осетии очень высоким понятием. Чтобы заслужить это звание, надо было сделать очень много доброго, хорошего для своего народа.

Мне часто приходилось слушать его мнение о проблемах молодежи. Тут он сильно переживал и задумывался о завтрашнем дне осетинской молодежи. Шамиль говорил, что несмотря на то, что сегодня многие представители старшего поколения ругают молодежь за то, что она уже не такая, как раньше, он был уверен, что молодежь у нас очень хорошая. «Если бы не молодые ребята, кто бы смог противостоять грузинским фашистам! 20 лет войны - это же целая вечность. Что они хорошего видели за эти годы? Одни ужасы войны!», - говорил он.

Чтобы воспитать достойное поколение, необходимо вернуться к нашим корням. С древних времен все народы завидовали тому, какая у нас воспитанная, прекрасная молодежь. И в очередной раз он говорил об осетинском æгъдау. Без этого у нас нет правильного пути.

Во время нашей последней встречи Шамиль говорил о том, что его сильно достают телефонные звонки с угрозами в его адрес. Однако страха в его глазах не было. «Я уже старый человек, а меня хотят запугать», - говорил он. Было больно смотреть, как он переживал…

Известие о страшной смерти Шамиля Джикаева всколыхнуло всю Осетию. Народ словно осиротел в один день. Все, кто его знал, были потрясены трагическим известием. Многие тогда еще не понимали, кого потеряла Осетия. Лæгау- Лæгтæ такие как Шамиль Джикаев, в Осетии рождаются, наверное, в сто лет один раз. Они остаются в памяти народа тем, что полностью отдают себя служению высоким идеалам добра и справедливости.

Мы же, граждане Осетии, обязаны увековечить их светлые имена для будущих поколений! В честь Шамиля Джикаева в Цхинвале проводились вечера памяти в некоторых школах и на осетинской кафедре ЮОГУ. Спасибо тем, кто организовал эти мероприятия.

Однако, наверное, пришло время увековечить его имя в Южной Осетии, согласно его великим заслугам перед осетинским народом. Уверен, что меня поддержат большинство наших граждан в том, что необходимо установить памятник Шамилю Джикаеву в г.Цхинвале, а также назвать его именем одну из улиц города…

В 2012 году сотрудниками ЮОГУ были организованы и проведены вечера памяти Александра Тибилова и Владимира Икаева. На каком уровне они прошли знают все. Третий вечер должен был быть посвящен памяти Шамиля Джикаева. Однако...

Чтобы воспитать новые поколения в лучших традициях нашего народа, нам нужны имена наших Лæгау-Лæгты, чтобы они были известны всем. Их служение своему народу должен быть образцом для подражания.

Благодаря всему этому мы сможем возродить нашу Осетию.

Шамил! Ды дæ нæ Иры арвы стъалы!
Дæ ныхас та нын у рæсугъд, фæлмæн,
Дæ зондæй зæрдæ рухс тæмæн куы калы.
Уæд нын, нæ ныфс, куыд бабын дæ, цæмæн?!
Ды уарзтай Иры, адæмы, нæ къона,
Дæ хъуыды та уыд раст æмæ нæртон.
Нæ ныббарстай зыд бирæгътæн
тых-тона,
Скодтай сын лæджы аккаг тæрхон.
Уыдтæ нæ зæххыл ды æцæг лæгау-лæг,
Зыдтай аланты кад æмæ æгъдау.
Дæлзæх ныххауа, уастæн, дæ марæг.
Фæлæбурдта дæм тугмондаг сырдау.
Дæ ном уыдзæн нæ кæстæртæн тырыса,
Æмæ мыггагмæ баззайдзæн цæргæ.
Æмæ ма знаг Ирыстонмæ куы бырса, -
Дæ тохы зарæг хъуысдзæн уæд нæргæ!

Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан

Цитата из стихотворения Н.А. Некрасова "Поэт и гражданин" (1856).

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан" в других словарях:

    Из стихотворения «Поэт и гражданин» (1856) Н. А. Некрасова (1821 1877). Используется: как шутливо ироническая форма напоминания об общественном долге. В конце XIX XX вв. в России, помимо вышеприведенных, часто цитировались другие строки этого… … Словарь крылатых слов и выражений

    Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан - крыл. сл. Цитата из стихотворения Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин» (1856) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Учёным можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан - (из стих. Н.Некрасова: Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан) о не­обходимости защитить кандидатскую диссертацию … Живая речь. Словарь разговорных выражений

    Наст. вр. нет (кроме 3 л. ед.: есть; книжн., 3 л. мн.: суть); будь, будьте; был, была, было (с отриц.: не был, не была, не было, не были); буду, будешь; бывший; будучи; нсв. 1. Существовать. Думаю, инопланетяне есть. Здесь когда то была Троя. * В … Энциклопедический словарь

    быть - наст. вр. нет (кроме 3 л. ед.: есть; книжн., 3 л. мн.: суть); будь, бу/дьте; был, была/, бы/ло см. тж. быть по сему, быть так, как не быть, может быть, быть може … Словарь многих выражений

    Николай Алексеевич (1821 1877) виднейший русский революционно демократический поэт. Р. 4 декабря 1821 в семье зажиточного помещика. Детство свое провел в усадьбе Грешнево Ярославской губ. в исключительно тяжелой обстановке зверских расправ отца с … Литературная энциклопедия

    поэт - а, м. poète m. <гр. poietes. 1. устар. Писатель вообще,творец художественных,поэтических произведений (независимо от жанра). МАС 2. Господа стихотворцы и прозаики, одним словом поэты, в конце прошедшего столетия и даже в начале нынешнего… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Обязанная, обязанное; обязан, обязана, обязано. 1. с инф. Имеющий своею обязанностью что н.; такой, что должен что н. исполнить, как свою обязанность. «Каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность…» … Толковый словарь Ушакова

    - [по] поэта, м. [греч. poietes]. 1. Писатель–художник, создающий поэтические произведения. «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи.» Сталин. «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном… … Толковый словарь Ушакова

    АРМЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА НА ДРЕВНЕ И СРЕДНЕАРМЯНСКОМ. Памятники А. Л. могут быть подразделены на три разряда, соответственно трем периодам, различаемым в истории А. яз.: древнеармянскому («грабарному»), среднеармянскому и… … Литературная энциклопедия

Книги

  • Грёзы любви , Леньков-Гагарин Вячеслав Александрович. Книга стихов "Грёзы любви" посвящена вечной теме - любви, светлой и чистой любви автора к Музе. Все стихи объединены в цикл общей" Поэмы Любви" и составляют единое целое. Помимо любви к Музе,…

1856 году вышел из печати сборник Н. А. Некрасова, где было опубликовано его программное стихотворение «Поэт и гражданин». Стихотворение появилось в момент обострения общественной борьбы России в канун 60-х годов. Некрасов раскрыл в нем свою поэтическую программу, выразил свои взгляды на долг поэта: быть гражданином, верным сыном своей родины и народа. Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой. Вопрос о том, каким должен быть поэт, какова его роль в обществе, каковы задачи поэзии, не раз был предметом ожесточенных споров в русской и мировой литературе. Задолго до Некрасова В. Жуковский спрашивал: «Кто есть поэт?» И отвечал: «Искусный лжец. Ему и слава, и венец».

По мнению А. Фета, жизнь и искусство — два различных мира, между которыми нет никакой связи. «Я не поэт, а гражданин!» — воскликнул Рылеев. Пушкин, сравнивая поэта с пророком, призывал его: «Глаголом жги сердца людей!» Лермонтов сожалел о том, что голос поэта не звучит более «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Служение родине и народу Некрасов, как и его предшественники, считает главной задачей поэзии: Будь гражданин! Служа искусству, Для блага ближнего живи. В стихотворении появился и достаточно традиционный образ грозы как символ приближающейся революционной бури: Но гром ударил; буря стонет И снасти рвет, и мачту клонит.

Автор резко противопоставляет позиции двух людей: страстную гражданственность одного и уход от общественных интересов другого. Некрасов считает, что поэт, отказавшийся от служения... обществу, становится бесплодным, так как исчезает источник, который питает истинную поэзию. Второй и, скорее, главный герой стихотворения — гражданин. Он обращается к поэту, который изнемог в борьбе и «сложил смиренно руки», с призывом, который воспринимался как призыв ко всем честным людям: Иди в огонь за честь отчизны, За убежденье, за любовь. Иди и гибни безупречно. Монологи гражданина напоминали читателям 50-60-х годов XIX века поэзию декабристов, вольнолюбивые стихи Пушкина и Лермонтова.

Поэт и гражданин словно поменялись ролями: гражданин говорит как поэт, так как проповедует высокие идеалы, а поэт — как человек, погруженный в прозу жизни. Но в последнем монологе поэта мы слышим иное. Ирония и безразличие исчезают. Их сменяют скорбь и раскаяние. Мы понимаем, что слова гражданина пали на благодатную почву. Мыслям, высказанным в стихотворении «Поэт и гражданин», Некрасов оставался верен в течение всей своей жизни. В стихотворени «Элегия» (1874) поэт писал: Я лиру посвятил народу своему, Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен.

Для многих поэтов XIX и XX веков гражданская направленность поэзии Некрасова стала несомненным творческим и эстетическим образцом. Так, Маяковский заявил: Я — народа водитель и одновременно народный слуга. Влияние некрасовской поэзии испытали на себе М. Исаковский, А. Твардовский, К. Симонов и другие поэты. В наше время, ломающее многие идеологические, социальные, эстетические каноны, поэзия Некрасова не утратила своего гражданского значения, предлагая нам высокие образцы патриотической лирики, которая, к сожалению, перестала быть популярной в современной литературе.

Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан

Из стихотворения «Поэт и гражданин» (1856) Н. Л. Некрасова (1821 - 1877).

Используется как шутливо-ироническая форма напоминания об общественном долге. В конце XIX-XX вв. в России, помимо вышеприведенных, часто цитировались другие строки этого некрасовского стихотворения, в которых была выражена та же мысль - в несколько иной форме:

Ах, будет с нас купцов, кадетов,

Мещан, чиновников, дворян,

Довольно даже нам поэтов,

Но нужно, нужно нам граждан!

Из книги Энциклопедия пикапа. Версия 12.0 автора Олейник Андрей

Кем быть? Великие возможности приходят ко всем, но многие даже не знают, что встретились с ними. /Уинстон Чэннинг/Теория пикапа формировалась из моделей поведения успешных людей, общими чертами которых были уверенность и способность контролировать ситуацию. К тому же это

Из книги Подход Зельцмана к традиционному классическому портрету. Структурный портрет автора Зельцман Джо

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Быть или не быть - вот в чем вопрос С английского: То be or not to be: that is the question.Из трагедии «Гамлет» (1600) Уильяма Шекспира (1564-1616) в переводе (1837) русского писателя и переводчика Николая Алексеевича Полевого (1796-1846). Первая строка из монолога Гамлета (действ. 3, сцена 1): Быть иль

Из книги Красно-синий – самый сильный! автора Целых Денис

Быть человеком значит быть борцом Из «Западно-восточного дивана» (1819) немецкого ученого и писателя Иоганна Вольфганга /e/we (1749-1832).Смысл выражения: не отступать перед трудностями, вести себя достойно, не опускать руки в борьбе с чем-либо (за

Из книги Странности нашего тела – 2 автора Джуан Стивен

Если быть, то быть первым Слова знаменитого советского летчика-аса 1930-х гг. Валерия Павловичи Чкалова (1904 -1938).Используется как формула поощрения кого-либо в его

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том II автора Лурселль Жак

Хочу быть дерзким, хочу быть смелым Из стихотворения «Хочу» (1902) поэта Константина Дмитриевича Бальмонта (1867-1942): Хочу быть дерзким, хочу быть смелым, Хочу одежды с тебя сорвать. Цитируется как комментарий к решительному, необычному поведению или как его шутливое

Из книги В гостях автора Некрасова Ирина Николаевна

Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда Из рассказа «Письмо к ученому соседу» Антона Павловича Чехова (1860-1904). Автор этого письма - «Войска Донского отставной урядник из дворян» Василий Семи-Булатов - пишет своему соседу:«Вы сочинили и напечатали в

Из книги Быть начальником - это нормально автора Тулган Брюс

Из книги The Question. Самые странные вопросы обо всем автора Коллектив авторов

Быть старым – значит быть больным Старение не означает, что человек автоматически становится больным. На самом деле 85 % людей в возрасте свыше 65 лет не имеют реальных проблем со здоровьем. Недостаток физической нагрузки, а не сам процесс старения – вот что вызывает

Из книги Война за креатив. Как преодолеть внутренние барьеры и начать творить автора Прессфилд Стивен

Быть старым значит быть слабым Конечно, можно прожить полную жизнь и умереть, не будучи физически сильным. Но люди, сохраняющие активность, достигают того, что геронтолог из Лос-Анджелеса, доктор Джеймс Биррен, называет «стадия здорового старения»3. Это время после 60 лет и

Из книги автора

То Be or Not to Be Быть или не быть 1942 - США (99 мин)· Произв. UA (Эрнст Лубич, Александр Корда)· Реж. ЭРНСТ ЛУБИЧ· Сцен. Эдвин Джастес Майер по сюжету Эрнста Лубича и Мельхиора Лендьеля· Опер. Рудольф Мате· Муз. Вернер Хейман· В ролях Кэрол Ломбард (Мария Тура), Джек Бенни (Йозеф Тура),

Из книги автора

Как не быть назойливым Если вы решились прийти в гости без приглашения, главное в этом случае – не быть назойливым. Представьте такую ситуацию: вы пришли к друзьям, позвонили в дверь, но вам не открыли. В этом случае необходимо подождать несколько секунд и позвонить еще

Из книги автора

№ 3. Миф о хорошем парне: «Единственный способ быть сильным - это вести себя как самодур, а я хочу быть хорошим парнем» Многие менеджеры ведут себя как самодуры. Это не значит, что они сильны. Это лишь значит, что они ведут себя как самодуры.Как выглядит реальность?

Из книги автора

Почему в Англии у владельца дома за два миллиона фунтов может быть старая дешевая машина, а в России у человека может не быть дома, но будет Porsche? ДМИТРИЙ ГОЛОЛОБОВДиректор Gololobov and Co (Лондон), бывший глава правового управления ЮКОСаНа самом деле причин для того,

Кто, служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдает

На борьбу за брата человека,

Только тот себя переживет...

Н. А. Некрасов

Певец труда и борьбы, продолжатель традиций поэтов-декабристов, Н. А. Некрасов всегда призывал людей строить свою жизнь в духе революционно-демократических идеалов. Анализируя взгляды и стремления поэта, можно сказать, что это был смелый поэт-трибун, настоящий поэт-гражданин.

Идти к «униженным» и «обиженным» - вот основная задача поэта и поэзии. Это убеждение Некрасов пронес через всю жизнь. Свою творческую и жизненную позицию поэт наиболее ярко выразил в стихотворении «Поэт и гражданин», которое стало поэтическим манифестом демократического направления в литературе. В произведении автор провозглашал общественную направленность поэзии, утверждал ее активное участие в жизни и определял саму роль поэта-гражданина как общественного трибуна. Здесь наиболее ярко раскрываются взгляды Некрасова на назначение поэзии в жизни. Автор развил в своем стихотворении то понимание политической направленности поэзии, которое было присуще декабристам. Он выступал защитником высокоидейного гражданского искусства, проводил мысль о единстве революционного слова и дела.

Подлинная поэзия всегда неразрывно связана с жизнью. Это правило Некрасов утверждает в своем стихотворении, этому правилу он сам следовал на протяжении всего творческого пути. Автор здесь вовсе не отрывает Поэта от «служения искусству», но требует сочетать его со служением «благу ближнего», высоким и гуманным целям. Он отрицает и осуждает стремление уклониться от разрешения острых вопросов современности, отойти в сторону от надвигающейся революционной бури. Поэт и Гражданин вовсе не противопоставляются один другому. Некрасов никогда не признавал упрощенного противопоставления: или поэт, или гражданин. В своем произведении он лишь ведет внутренний диалог, спор, приводящий к единственно верному выводу:

Не верь, что неимущий хлеба

Не стоит вещих струн твоих!

Не верь, чтоб вовсе пали люди;

Не умер бог в душе людей,

И вопль из верующей груди

Всегда доступен будет ей!

Поэт, по словам Гражданина, должен выступать с защитой обездоленных, угнетенных народных масс, и только тогда он обретет подлинную творческую силу:

Будь гражданин! Служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей Любви...

Но основная мысль произведения - утверждение гражданской позиции - являлась, согласно взглядам Некрасова, обязательной не только для поэта, но и для каждого сознательного человека. И эта мысль еще не раз звучала в его творчестве.

Основой взглядов и стремлений поэта являлось служение народу. К этому же он горячо призывал и всех людей. Как истинный гражданин, Некрасов во всех своих произведениях «молил могущества» друзьям и «сулил проклятия» врагам народа, тем, из-за кого народ испытывал невыносимые страдания. Для поэта недостаточно было только лишь изобразить или отразить современность, он желал во что бы то ни стало преобразить, переделать ее. Именно поэтому он неустанно призывал к борьбе.

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...

Я видел красный день: в России нет раба!

В своих произведениях Некрасов рисует образ героя, чьи мысли и дела посвящены благородному делу освобождения народа, Делу служения Родине. Именно поэтому его герой - настоящий гражданин, преданный своему делу, бескорыстно служащий добру, тот, в ком кипит

Родник богатых сил природных -

Источник мыслей благородных

И честных бескорыстных дел!..

Жизнь для свободы, а не для себя, исключительная самоотверженность, преданность революционной идее является основной чертой человека, составляющего идеал Некрасова. Поэтому он в своих произведениях воспевает таких выдающихся деятелей, лучших людей того времени, как Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Шевченко.

Свои гражданские убеждения поэт всегда отстаивал с неугасаемой решительностью, невзирая на мнения критиков, которые оставались слепы к его мастерству и глубине выражаемых им идей. На их суждения он уверенно заявлял:

Мой судья - читатель-гражданин.

Лишь в суд его храню слепую веру...

Загрузка...