crimea-fun.ru

Значение вивальди в истории музыки. Антонио вивальди краткая биография Какой город является родиной антонио лучо вивальди

Антонио Вивальди краткая биография изложена в этой статье.

Антонио Вивальди биография кратко

Антонио Лучо Вивальди - итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник.

Родился 4 марта 1678 года в Венеции. Играть на скрипке его научил отец, и уже с 11 лет он мог заменять отца в капелле собора Св.Марка.

Но кроме занятий музыки Вивальдихотел стать священнослужителем. Он был рукоположен в 1704 г. Но из-за слабого здоровья, спустя некоторое время, он оставил свои обязанности священника, но сан с себя не снял.

В 1709 г. Вивальди представили монарху Дании, Фредерику IV. Композитор посвятил ему 12 сонат, написанных для скрипки.

Начинал Вивальди как оперный композитор. В 1713 г. им была создано 3-актное произведение “Оттон на вилле”. Через год была создана новая опера, “Мнимый безумец”. Она была основана на поэме Л. Ариосто, “Неистовый Роланд”.

Вивальди стал популярен в Венеции, у него появились ученики. Также композитор активно сотрудничал с театром, откуда регулярно поступало большое количество заказов.

С течением времени имя музыканта стало известно за пределами Венеции. В 1718 г. во Флоренции была поставлена его опера “Скандерберг”. Вскоре он переехал в Мантии и стал капельмейстером при дворе князя Ф. Гессен-Дармштадта. Здесь он познакомился с А. Жиро (оперная певица), которая стала ученицей композитора.

В 1725 г. был издан цикл его произведений “Искус гармонии и инвенции”. Он включил в себя концерты “Времена года”.

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОЬРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Реферат на тему:


АНТОНИО ВИВАЛЬДИ.
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО.

Выполнила: преподаватель по классу скрипки
Базанова Н.А.

Лангепас, 2012

ВИВАЛЬДИ

АНТОНИО

(1678-1741)

Итальянский композитор,
скрипач, дирижер и педагог эпохи Барокко

Стремительными движениями
добивайся от звука раскрытия тайны
многозначности его содержания.

Антонио Вивальди

Родился 4 марта 1678 года в Венеции в семье скрипача капеллы Св. Марка. До наших дней сохранилась легенда, связанная с рождением Антонио Вивальди. Ребенок родился семимесячным, с предельно маленьким весом – все были уверены, что малыш не выживет. Через десять дней врач констатировал смерть…Рано утром небольшая процессия прибыла на загородное кладбище, чтобы предать тельце земле. Во время короткой речи священника из наскоро сколоченного гробика вдруг послышался детский плач. Ребенок оказался живым!

Отец, Джованни Батиста Вивальди, первоначально был парикмахером, попутно продавал музыкальные инструменты и занимался музицированием с клиентами, но так увлекся искусством, что забросил основное ремесло. В 5 лет под руководством отца Антонио начинает учиться играть на скрипке, а в 10 лет уже подменяет в капелле своего отца. Руководитель капеллы Джакомо Ленгренци не мог не оценить талант красивого рыжеволосого мальчишки и лично начал обучать его композиции и игре на органе. Вероятно, Ленгренци повлиял на формирование инструментального мышления Вивальди, с его пристрастием к роскошному разнообразию тембровой палитры.

Но в дальнейшем, по настоянию отца, Антонио выбирает не музыкальное, а духовное образование и в 1693 году, в пятнадцатилетнем возрасте, принимает сан священника. Богослужений Вивальди проводить не пришлось – в этот период у него обостряются приступы астмы. Но существует и другая быль: причиной этому была его увлеченность музыкой, которой Вивальди уделял каждую свободную минуту, а если таковой не находилось, то сочинял свои произведения непосредственно..в процессе службы. За что в один прекрасный день и был лишен сана. Однажды композитор служил мессу, и вдруг ему пришла в голову тема фуги. Оставив алтарь, он отправился в ризницу, чтобы записать тему, а затем вернулся «на исходное место». Ретивые священнослужители, разумеется, сей вопиющий факт без внимания не оставили. Последовал донос, но инквизиция, считая Вивальди музыкантом, что фактически приравнивалось к сумасшедшему, только тем и ограничилась, что запретила ему впредь служить мессу. Сам Вивальди, впрочем, опровергал это, все же ссылаясь на болезнь: он не мог ходить пешком, подниматься по лестнице. Пользовался иногда гондолой или коляской.

Пришлось поступить на работу в один из музыкальных благотворительных приютов для девушек - сирот учителем на скрипке. Большую часть жизни он преподавал здесь. В его обязанности входило обучение на скрипке и виоле, а также наблюдение за сохранностью инструментов. Сочинял свою музыку для них и для себя, причем невероятно быстро – на партитуре одной из ораторий он написал: «Сработано с Божьей помощью за пять дней». Он пишет огромное количество ораторий, кантат, концертов, сонат. Здесь же он увлекся оперой. Известно, что духовный отец Вивальди не благословил его заниматься оперным жанром, мотивируя это тем, что Бог дал Антонио дар писать гениальные концерты и церковные кантаты, а выходящие из-под его руки оперы довольно посредственны. Да и не к лицу человеку духовного сана писать «оперные пьески» - не принесут они ему удачи.

Композитор ослушался, хотя, как показало время, духовный наставник оказался прав: оперы Вивальди были забыты, а при жизни успели принести ему массу проблем.

К концу первого десятилетия пребывания в монастырском приюте масштабы деятельности Вивальди настолько возросли, что в 1711 году он получил твердый годовой оклад и стал главным руководителем концертов воспитанниц. С этого момента его известность вышла за пределы родного города. Знатные иностранцы, гостившие в Венеции, не упускали возможности посетить концерты Вивальди. Известно, что еще в 1709 году среди его слушателей был датский король Фридрих IV. Произведения Вивальди издаются в Венеции, Амстердаме, Лондоне, Париже.

В 1713 году Вивальди берет отпуск для постановки своей первой оперы «Оттон на вилле» в Виченце. Начиная со второй – «Роланд, притворяющийся безумцем» (1714) – следует ряд успешных премьер в родном городе (всего 8 за 5 лет!), упрочивших его славу как оперного композитора. После премьеры второй оперы Вивальди сам начал выступать в роли театрального импресарио: он не допускал ни малейшего ущемления своих авторских прав. После создания 8 опре, среди которых «Нерон, сделанный цезарем» (1715), «Коронация Дария» (1716), «Постоянство, торжествующее над любовью и ненавистью» (1716), «Скандербег» (1718), «Кандаче, или Истинные друзья» (1720), «Обманы из мести» (1720), появляются две оратории. К Вивальди приезжают учиться иностранные музыканты.

В 1723 – 1724 годах Вивальди переживал триумфальный успех трех карнавальных сезонов в Риме, с операми «Геркулес на Термодонте» (1723), «Юстин» (1724) и другие.

Один из современников Вивальди в письме сообщал в 1727 году, что менее чем за три месяца Вивальди написал три оперы. Премьеры, видимо, сопровождались и материальным успехом, так как композитор имел возможность привлекать к исполнению лучших вокалистов Италии.

Во время служения в Мантуе у князя Дармштадтского в 1720 – 1723 годах в личной жизни композитора произошло знаменательное событие – он влюбился в певицу Анну Жиро. В 1726 году она впервые выступила в опере «Фапначе» и с тех пор стала постоянной участницей его премьер. С ней он ездил в Европу в течение 14 лет для представления своих опер. Постоянной спутницей Вивальди стала также сестра Анны Паолина, принявшая на себя заботы о здоровье композитора. Обе постоянно жили в доме Вивальди. Об этой связи сразу стало известно в церковных и музыкальных кругах, и реакция общественности на нарушение священником обета безбрачия не заставила себя ждать – началось «осуждение» композитора. Но это ничуть не помешало творческой активности Вивальди.

В 1725 году из печати вышел один из самых знаменитых опусов композитора – «Опыт гармонии и изобретения», объединивший 12 концертов. Первые четыре – «Весна», «Лето», «Осень», «Зима» составляют цикл «Времена года».

Конец 20х – 30е годы – период путешествий. О популярности Вивальди может свидетельствовать тот факт, что во время его пребываний В Вене в 1728 году ему был оказан благосклонный прием императора Карла VI. За 14 дней визита тот говорил с Вивальди больше, чем со своими министрами за 2 года, композитор был удостоен рыцарского звания и золотой цепи с медалью.

В 1726 – 1732 гг. оперы Вивальди часто исполнялись в Праге, столице Чехии, входящей в состав Австрийской империи.

В августе 1735 года Вивальди вернулся к должности капельмейстера оркестра, но продолжает сочинять оперы.

Но 16 ноября 1737 года Вивальди постиг тяжелый удар судьбы: апостольский нунций в Венеции запретил ему то имени кардинала Руффо въезд В Феррару. Причина была вполне понятна: будучи духовным лицом, он не служил обедни и при этом жил с Анной Жиро. По тем временам это было неслыханным позором, приравненным к публичному осуждению. Не менее значительным был и материальный ущерб – были отменены постановки опер с участием композитора, и оперные спектакли перестали пользоваться успехом.

А уже в 1740 году он был уволен из монастырского приюта, так как Комитет управляющих «не поощрял страсти к путешествиям».

В 1740 году Вивальди отправился в Вену, надеясь на расположение императора Карла VI, но тот скончался, что привело к войне за австрийское наследство. Престарелый, одинокий маэстро оказался в разоренной войной стране. Умер он в Вене 28 июля 1741 года и был похоронен как бедняк (стоимость похорон составила 19 флоринов 45 крейцеров).

Долгое время о Вивальди помнили только потому, что И. С. Бах сделал ряд транскрипций сочинений своего предшественника. Затем имя Вивальди на многие годы было забыто, пока в 20х годах XX века не были найдены его сочинения. Творческое наследие Вивальди чрезвычайно велико. Оно охватывает около 700 названий разного рода сочинений.

КОНЦЕРТЫ ВИВАЛЬДИ.

Любимым жанром «рыжего священника» был концерт, со свойственной ему праздничностью, блеском, крупным штрихом, - словом, стилем, рассчитанным на широкую, разнообразную и жаждущую впечатлений аудиторию. Концертов Вивальди написал великое множество – сорок шесть grossi и четыреста сорок семь сольных, причем для самых разнообразных инструментов и составов: двести двадцать один скрипичный, двадцать – для виолончели, шесть для виолы, шестнадцать флейтовых, одиннадцать для гобоя, тридцать восемь для фагота. Есть у него концерты для мандолины, для валторны, для трубы, различных смешанных составов, например, для флейты, гобоя, скрипки, фагота, или для двух скрипок, лютни, или двух флейт, гобоя, английского рожка, двух труб, скрипки, двух альтов, смычкового квартета и двух чембало и т. п.

Он обладал, очевидно, чрезвычайно высокоразвитым тембровым восприятием и мышлением, неустанно экспериментировал с тембрами, не только инструментальными, но и вокальными, чем даже заслужил порицание некоторых современников. Один из них писал:

«Он (Вивальди) учил певицу, Фаустиной именуемую, и заставлял ее подражать скрипке, гобою, флейте. Публика, всегда падкая до необыкновенных эффектов, потребовала, можно сказать, от всех певиц и кастратов, чтобы они шли этими путями. Сие есть время упадка музыки в Италии».

Вероятно, здесь сказалось влечение художественной фантазии композитора к инструментально – тембровой сфере, глее его гениальное дарование развернулось с наибольшей мощью и красотой. Его инструментализм был совершенно чужд отвлеченности. Наоборот, по сравнению со строго классической обобщенностью и гармонией идеально уравновешенных отношений у Корелли, образы Вивальди гораздо более конкретны, «осязательны», очерчены рельефными жанровыми чертами. Отсюда пластически – лаконичное решение в архитектонике: циклическое строение концерта он сжимает до трехчастного (чаще всего Allegro – Largo - Allegro), реализуя его в остроконтрастном плане.

Едва ли не наиболее примечателен самый тематизм концертов Вивальди, необыкновенно выпуклый, живой, экспрессивный, впечатляющий широкую публику и способный вызвать у нее порою наглядные ассоциации с разнообразными явлениями жизни. Мелодика Вивальди импульсивна, темпераментна, с резко очерченным контуром и выразительными фигуративными вариантами. Ее ритм индивидуализирован для того времени предельно, и каждая часть любого концерта обладает своим оригинальным ритмическим профилем и фактурой.

Важные приобретения совершены Вивальди в области тематического развития и композиционной формы. Для первых частей своих концертов он окончательно выработал и установил форму рондо, впоследствии воспринятую И. С. Бахом. Главная тема у tutti возвращается в виде рефрена, чередуясь с сольными эпизодами разработочного типа. Тематически они связаны с рефреном, заимствуя у него материал; но здесь, в эпизодах, темы завершенного строения растворяются в секвентно-фигуративном движении.

Так возникает периодическая смена тематических скоплений и разрежений. Тема рельефно оттеняется эпизодами, создающими ей текучий, подвижной фон нередко изобразительного характера. Эта форма для первых частей концертных циклов сохранилась до И. С. Баха.

КОНЦЕРТЫ «НОЧЬ»

Совершенно различны решения образа в концертах на тему ночи – этих первых симфонических ноктюрнах в истории мировой музыки.

В концерте «La notte», который сочинил Вивальди для фагота, смычкового ансамбля и чембало, светлый и ясный колорит си – бемоль мажора разлит по всем трем частям цикла. Первая воплощает образ наступающей тишины; она еще полна отзвуками дневных дел, оживленной беспокойной жизни. Во второй – Andante – в свои права вступает сон; в ровной ритмической фигуре слышится не то спокойное дыхание уснувшего, не то светлое колыхание его видений. Финальное Allegro – заря занимается, пастухи гонят стада на пастбища (интонации свирельного наигрыша).

Это ноктюрн – идиллия.

Но вот совсем иное решение темы ночи: концерт соль минор для флейты, фагота, смычковых и чембало. Это фантазия мрачная и поэтическая, родственная, пожалуй, некоторым образам живописи того века. Вступительное Largo скупыми средствами рисует образ наступающего безмолвия. В заторможенных разбегах и срывах мелодического движения невольно возникает ассоциация с офортами Capriccios Фрасиско Гойи: будто мысль силится бодрствовать, подняться – и не может. И когда засыпает разум, в ночи вылетают призраки (Fantasmi, Presto), снуют, кружатся и навевают ужас. Потом их сменяют какие-то светлые видения и наступает сон, глубокий и печальный. Человек спит, а вокруг колышется сумрак, напоенный тревожными шорохами. Скоро займется новый день, люди проснутся.. Что-то он принесет им?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. 166 биографий знаменитых композиторов / Автор – составитель Л. В. Михеева. – СПб.: Композитор, 2000

2. Белецкий И. А. Вивальди. Краткий очерк жизни и творчества. Популярная монография. – Л.: «Музыка», 1975

3. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов, издание 5. – Л.: «Музыка», 1982

4. Ладвинская А. А. 70 знаменитых композиторов: судьба и творчество. – Ростов н/Д: «Феникс»; Донецк: «Кредо», 2007

5. «Музыка»: Энциклопедия / под ред. Г. В. Келдыш. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003

6. Розеншильд К. История зарубежной музыки. Выпуск 1. До середины XVIII века. Издание 4. – М.: «Музыка», 1978

Антонио Вивальди (Antonio Vivaldi)

Антонио Лучо (Лучио, Лючио) Вивальди (итал. Antonio Lucio Vivaldi). Родился 4 марта 1678 года в Венеции - умер 28 июля 1741 года в Вене. Итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник.

Считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, который при жизни получил широкое признание во всей Европе.

Мастер ансамблево-оркестрового концерта - кончерто гроссо. Многие из его композиций написаны для женского музыкального ансамбля «Оспедале делла Пьета?!», где Вивальди (который был рукоположен в сан католического священника) работал в периоды с 1703 по 1715 и с 1723 по 1740.

Антонио Вивальди - один из самых плодовитых композиторов.

Он является автором 90 опер, в том числе «Роланд Неистовый» (Orlando furioso), «Нерон, ставший Цезарем» (Nerone fatto Cesare, 1715, там же), «Коронация Дария» (L’incoronazione di Dario, 1716, там же), «Обман, торжествующий в любви» (L’inganno trionfante in amore, 1725, там же), «Фарнак» (1727, там же, позднее также под названием «Фарнак, правитель Понта»), «Кунегонда» (1727, там же), «Олимпиада» (1734, там же), «Гризельда» (1735, театр «Сан-Самуэле», Венеция), «Аристид» (1735, там же), «Тамерлан» (1735, Филармонический театр, Верона), «Оракул в Мессении» (1738, театр «Сант-Анджело», Венеция), «Ферасп» (1739, там же); оратории - «Моисей, бог фараона» (Moyses Deus Pharaonis, 1714), «Торжествующая Юдифь» (Juditha Triumphans devicta Holo-fernis barbarie, 1716), «Поклонение волхвов» (L’Adorazione delli tre Re Magi, 1722) и др.

44 концерта для струнного оркестра и бассо континуо;
49 кончерти гросси;
352 концертов для одного инструмента с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо (253 для скрипки, 26 для виолончели, 6 для виоль д’амур, 13 для поперечной, 3 для продольной флейт, 12 для гобоя, 38 для фагота, 1 для мандолины); 38 концертов для 2 инструментов с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо (25 для скрипки, 2 для виолончели, 3 для скрипки и виолончели, 2 для валторн, 1 для мандолин);
32 концерта для 3 и более инструментов с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо.

Одно из самых известных произведений - первые 4 концерта из 8-го опуса, цикла из 12 скрипичных концертов - «Четыре времени года» - ранний образец программной симфонической музыки.

Вивальди внёс существенный вклад в развитие инструментовки, он одним из первых применил гобои, валторны, фаготы и другие инструменты как самостоятельные, а не дублирующие.

Антонио Вивальди - композитор и священник

Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции , являвшейся в ту пору столицей Венецианской республики. До середины XX века исследователями биографии Вивальди предполагались различные даты рождения композитора, встречались утверждения, что он родился в 1675 году, приводились и иные даты.

Обнаруженные в январе 1963 года английским учёным Эриком Полом (Eric Paul) записи церковного прихода Святого Иоанна Предтечи (Сан-Джованни-ин-Брагора, район Кастелло) позволили окончательно установить дату рождения композитора.

Он был крещен сразу же после его рождения в своем доме акушеркой, которая убедила всех, что жизнь младенца была в опасности. Хотя неизвестно наверняка, но столь скорое крещение ребёнка, скорее всего, было связано либо с его слабым здоровьем, либо с землетрясением, потрясшим город в тот день. Под впечатлением от землетрясения мать Вивальди уже изначально определила сына в священники. Официальное крещение Вивальди в церкви состоялось через два месяца.

Далёкие предки Антонио были уважаемыми людьми в Брешии, где в 1655 году родился и отец композитора, Джованни Баттиста (1655-1736). В десять лет Джованни переехал с матерью в Венецию, где обучался парикмахерскому ремеслу. В то время в итальянских цирюльнях для занятия свободного времени клиентов, как правило, держали различные музыкальные инструменты. Джованни время от времени музицировал на скрипке и впоследствии полностью посвятил себя музыке.

В 1677 году Джованни женится на Камилле Каликкьо (1655-1728) и годом позже у них рождается сын - Антонио. Согласно церковным записям, у Антонио было три сестры - Маргарита Габриэла, Чечилия Мария и Дзанетта Анна, и два брата - Бонавентура Томасо и Франческо Гаэтано, которые продолжили дело отца и стали впоследствии цирюльниками.

В 1685 году имя Джованни Баттисты значилось в списке создателей музыкального сообщества «Sovvegno dei musicisti de Santa Cecilia», директором которого был известный композитор, автор ряда опер Джованни Легренци. Впоследствии Джованни стал главным скрипачом в капелле собора Святого Марка. Примечательно, что в те годы полное имя Джованни Вивальди значилось как Джованни Баттиста Росси. За непривычный для венецианцев рыжий цвет волос, который Антонио унаследовал от отца, его впоследствии называли «рыжим священником» (итал. il prette rosso).

В 1689 году была поставлена опера под названием «La Fedeltà sfortunata», которая была сочинена Джованни Баттиста Росси, из чего можно предположить, что отец Вивальди и сам был композитором.

О юношеских годах композитора и его музыкальном образовании имеется мало сведений. Вероятно, именно отец и стал его первым музыкальным наставником, научив игре на скрипке, к которой юный композитор приобщился с десяти лет, и уже в 1689-1692 годах замещал отца в капелле собора Святого Марка ввиду его частых отлучек из Венеции.

Согласно некоторым источникам, Антонио обучался теории музыки и композиции у Джованни Легренци, но учитывая, что Легренци умер в 1690 году, многими исследователями факт наставничества Легренци над юным Антонио ставится под сомнение.

Хотя люксембургский учёный Уолтер Колнедер отметил влияние стиля Легренци уже в одной из первых композиторских работ Вивальди - «Laetatus sum...» («Будем ликовать...»), написанной им в 1691 году в возрасте тринадцати лет. Виртуозная игра на скрипке и отголоски в ранних произведениях Антонио музыкального стиля известного римского скрипача Арканджело Корелли стали причиной предположений, что, возможно, Антонио обучался игре на скрипке у этого мастера. Однако на сегодняшний день нет явных свидетельств, подтверждающих это, и временна́я хронология дат церковной службы Антонио не совпадает с датой предполагаемого его обучения в 1703 году в Риме.

Здоровье Вивальди было слабым - такие симптомы, как «strettezza di Petto» («теснота в груди»), были интерпретированы как форма астмы. Хотя это и не помешало ему учиться играть на скрипке, сочинять, а также принимать участие в музыкальных мероприятиях, но всё же не дало возможность играть на духовых инструментах.

Служба отца в церковном соборе и контакты с духовенством повлияли на выбор дальнейшей карьеры юного Антонио. Он принял решение стать священнослужителем, и это вполне объяснимо, так как в Италии тех времён являлось привычным делом совмещение духовной и музыкальной карьер.

Вскоре после своего рукоположения в 1704 году, он получил послабление в проведении Мессы по причине плохого состояния здоровья. Вивальди провёл мессу как священник всего несколько раз, после чего оставил свои обязанности в церкви, хотя и остался при этом священнослужителем.

В сентябре 1703 года Вивальди стал Maestro di Violino (мастером скрипки) в детском доме под названием «Pio Ospedale della Pietà» в Венеции. Являясь, в первую очередь, известным композитором, Вивальди в то же время считался исключительным по виртуозности скрипачом. Вивальди было только 25 лет, когда он начал работать в «Ospedale della Pietà». Именно там он сочинил большинство своих крупных произведений в течение последующих тридцати лет.

В Венеции существовало четыре аналогичных учреждения. Их цель состояла в том, чтобы дать приют и образование детям, которые были оставлены, а также сиротам, чьи семьи не могли их поддержать. Эти учреждения финансировались за счет средств Республики. Мальчики обучались торговле и в возрасте 15 лет должны были оставить учебное заведение. Девочки же получали музыкальное образование, а самые талантливые оставались и становились участницами известного оркестра и хора в Ospedale.

Вивальди писал концерты, кантаты, а также вокальную музыку на библейские тексты для учащихся. Эти сочинения, число которых превышает 60, разнообразны: они включают в себя сольные песнопения и крупномасштабные хоровые произведения для солистов, хора и оркестра.

В 1704 Вивальди к своим обязанностям учителя скрипки получил также обязанности учителя альта. Положение маэстро ди Коро, которые были приняты в своё время Вивальди, требовали много времени и труда. Он должен был сочинять новую ораторию или концерт к каждому празднику, а также учить сирот теории музыки и игре на определенных инструментах.

Отношения с Вивальди с советом директоров Ospedale часто были напряжёнными. Совет каждый год устраивал голосования, оставлять ли его на работе в качестве учителя. Голосования редко проходили единодушно и в 1709 году его не поддержали. Через год после службы в качестве внештатного музыканта Совет Ospedale единогласно принял решение вернуть композитора обратно (в 1711 г.). За время годового отсутствия Вивальди в Совете осознали важность его роли.

В 1716 году он был назначен музыкальным руководителем Ospedale и стал ответственным за всю музыкальную деятельность учреждения.

В 1705 году издательство Джузеппе Сала в Венеции опубликовало его 12 сонат, обозначенные опусом 1. В последующие годы Вивальди неоднократно обращался к жанру сонаты для одного и нескольких инструментов.

В 1706 году состоялось первое публичное выступление Вивальди во дворце французского посольства. Имена виртуозных скрипачей, отца и сына Вивальди, упоминается и в издании «Путеводителя по Венеции», подготовленного итальянским картографом Винченцо Коронелли.

В этот период Вивальди переезжает с площади Брагора в новый, более просторный дом в соседнем приходе Сан-Проволо.

В 1711 году были опубликованы 12 концертов «L’estro armonico» («Гармоническое вдохновение»). В этом же году он получил твёрдый годовой оклад и стал главным руководителем концертов воспитанниц, с 1713 года директором женской консерватории «Пиета» («Ospedale della Pietà»).

В эти годы юный Вивальди усиленно трудится, совмещая преподавательскую и композиторскую деятельность. Его имя становится известным в родной Венеции, а учитывая то, что Венеция в ту пору посещалась большим количеством путешественников, популярность Вивальди распространяется за пределы Венеции. Так, в 1709 году во время представления оратории в «Пиета» Вивальди был представлен датскому королю Фредерику IV, которому впоследствии посвятил 12 скрипичных сонат.

В 1712 году, во время пребывания в Венеции, произошла встреча немецкого композитора, капельмейстера из Бреслау Готфрида Штёльцеля (Gottfried Heinrich Stölzel) с Антонио. Таким образом, Штёльцель был первым немецким музыкантом, лично контактировавшим с Вивальди.

Несмотря на частые отлучки Вивальди на гастроли, начиная с 1718 года, «Pietà» платили ему 2 цехина в месяц за обязательство писать по два концерта в месяц для оркестра, а также репетировать с ними не менее пять раз во время его пребывания в Венеции. Записи «Pietà» показывают, что композитору оплатили 140 концертов между 1723 и 1733 годами.

Вивальди начал свою карьеру как оперный композитор в 1713 году - он написал трёхактную оперу «Ottone in villa» («Оттон на вилле»), премьера которой состоялась 17 мая того же года на сцене провинциального Театро делле Грацие в Виченце (Teatro delle Grazie). Эта опера представляет собой характерный образец оперы-сериа с её растянутостью действия и запутанной сюжетной интригой. Написанная на либретто Доменико Лалли, с которым Вивальди впоследствии неоднократно сотрудничал, она воссоздает один из эпизодов римской истории. В соответствии с обычаем в качестве солистов, исполнявших и мужские и женские партии, выступали певцы-кастраты. Их исполнение сочетало силу и блеск мужских голосов с лёгкостью и подвижностью женских. По-видимому, постановка имела значительный успех, так как привлекла внимание венецианских импресарио.

Вскоре Вивальди получил заказ (scrittura) на новую оперу от Модотто, владельца театра Сан-Анджело, с которым он поддерживал контакт вплоть до своей последней оперы «Фераспе» (1739).

Год спустя, в 1714 году, он написал свою вторую оперу «Orlando finto pazzo» («Роланд, мнимый безумец»), написанную на либретто Грацио Браччьоли, представляющую собой свободную переработку известной поэмы «Неистовый Роланд» итальянского поэта Лудовико Ариосто.

Вскоре композитор написал две оратории на латинские тексты, «Моисей, бог фараонов» в 1714 году и «Юдифь торжествующая» в 1716 году. Партитура его первой оратории «Моисей, бог фараонов» была впоследствии утеряна. В римской консерватории Святой Сессилии сохранился только текст оратории с указанием имен исполнителей, из которого видно, что все партии, включая мужские персонажи, исполнялись девушками - воспитанницами.

Оратория «Юдифь торжествующая», отличающаяся свежестью мелодического вдохновения и тонкостью оркестрового колорита, относилась к лучшим созданиям Вивальди. С широким признанием таланта композитора и педагога увеличивалось и количество учеников Вивальди, однако ни новые ученики, ни обилие композиторской работы в консерватории «Пиета» не могли отвлечь Вивальди от интенсивной работы в театре.

В 1715 году он получил заказ от театра Сан-Анджело - 12 главных арий в опере «Nerone fatto Cesare» («Нерон, ставший Цезарем»). В 1716 году Вивальди по заказу театра Сан-Анджело написал ещё одну оперу «L’incoronazione di Dario» («Коронация Дария»). В этом же году им была написана опера «La costanza trionfante degl’amori e de gl’odii» («Постоянство, торжествующее над любовью и ненавистью») для второго по значимости венецианского театра Сан-Мозе, с которым композитор был также тесно связан в последующие годы. Премьеры этих опер состоялись на карнавале 1716 года.

О том, что Вивальди становится знаменитым не только в Венеции, но и за её пределами, свидетельствует и то, что в 1718 году его опера «Scanderbeg» («Скандербег») ставится на сцене флорентийского театра.

Прогрессивный оперный стиль Вивальди причинил ему некоторые проблемы с более консервативными музыкантами, например, такими как Бенедетто Марчелло - магистрата и музыканта-любителя. Его статья под названием «Il Teatro Alla Moda» (1720) осуждает Вивальди и его оперы, хотя не упоминает его непосредственно в тексте. Но на обложке статьи была изображена лодка (Сант-Анджело), на левом конце которой стоит маленький ангел в шапке священника и играет на скрипке.

В письме, написанном Вивальди в 1737 году своему покровителю маркизу Бентивольо, он ссылается на то, что написал «94 оперы». Однако было обнаружено лишь около 50 опер Вивальди, и никакой другой документации об остальных операх не существует. Несмотря на то, что Вивальди, конечно, написал много опер в своё время, тем не менее, он никогда не достиг известности таких великих композиторов-современников как Алессандро Скарлатти, Иоганн Адольф Хассе, Леонардо Лео, и Бальдассаре Галуппи.

Его наиболее успешными операми являются «La Costanza trionfante» («Постоянство, торжествующее над любовью и ненавистью») и «Farnace» («Фарначе») , каждая из которых возрождалась на сцене по шесть раз.

В целом, период с 1713 по 1718 год считается многими исследователями самым продуктивным этапом в творчестве композитора: за эти пять лет он написал в общей сложности восемь опер.

В 1717 или 1718 году Вивальди был предложено новое престижное место в качестве капельмейстера при дворе князя Филиппа Гессен-Дармштадт, губернатора города Мантуи. Он переехал туда и в течение трёх лет сочинил несколько опер, среди которых был «Tito Manlio» («Тито Манлио»).

В 1721 году композитор был в Милане, где он представил драму «La Silvia» («Сильвия»). Он вновь посетил Милан в следующем году с ораторией «L’Adorazione delli tre Re Magi» («Поклонение волхвов»).

В 1722 году переехал в Рим, где поставил свои оперы нового стиля. А папа Бенедикт XIII пригласил Вивальди играть для него. В 1725 году Вивальди вернулся в Венецию и в том же году написал ещё четыре оперы.

В течение этого периода Вивальди написал четыре скрипичных концерта, каждый из которых соответствует четырём временам года и изображает сцены, подходящие для каждого сезона. Трое из концертов являются оригинальной концепцией, в то время как первый, «Весна», заимствует мотивы Sinfonia из первого акта его одновременной оперы «Il Giustino» («Гиустино»). Вдохновением для концертов, вероятно, послужила местность вокруг Мантуи.

Эти концерты оказались революционными в музыкальной концепции: в них изображены течение ручьёв, пение птиц (различных видов, каждый конкретно характеризуется), лай собак, шум комаров, плач пастухов, бури, пьяные танцоры, тихие ночи, охота со сторон обоих охотников, катание на коньках детей и потепление зимних вечеров. Каждый концерт связан с сонетом, в котором, возможно, Вивальди описывал сцены, изображенные в музыке. Эти концерты были опубликованы в Амстердаме в 1725 году.

В Мантуе Вивальди познакомился с оперной певицей Анной Жиро (Anna Giraud) , дочерью французского парикмахера. Это знакомство оказало большое влияние на последующую судьбу Вивальди. В своих посланиях к драматургу Карло Гольдони Вивальди представляет ему Анну Жиро как свою «прилежную ученицу».

По мнению исследователей, именно Вивальди принадлежит большая заслуга в становлении Анны Жиро как оперной певицы. Это вполне вероятно, так как итальянские оперные композиторы обычно в совершенстве знали секреты вокальной техники. Современники отзывались об Анне как об искусной и одухотворенной певице с приятным, хотя и скромным по диапазону голосом.

Карло Гольдони писал, что «она была некрасива, но очень изящна, имела тонкую талию, красивые глаза, прекрасные волосы, прелестный ротик. У неё был небольшой голосок, но несомненное актёрское дарование».

Постоянной спутницей Вивальди стала также сестра Анны Жиро, Паолина, которая стала своего рода медицинской сестрой композитора и приняла на себя заботы о здоровье композитора, болевшего бронхиальной астмой. После трёхгодичной службы в Мантуе Вивальди вместе с Анной и Паолиной возвратился в Венецию, где Анну острые на язык венецианцы называли «подругой рыжего священника». В Венеции, обе они постоянно жили в доме Вивальди и сопровождали его в многочисленных путешествиях, связанных в то время с опасностями и лишениями.

Эти слишком тесные для духовного лица взаимоотношения с сестрами Жиро неоднократно вызывали нарекания со стороны церковников. Этому способствовало и появление огромного количества народных слухов и домыслов вокруг персоны Вивальди. Так, по одному из слухов Вивальди был евнухом . Нарушение норм поведения священника привело к тяжёлым для Вивальди последствиям и обострению его отношений с церковной знатью Папской области. Известно, что в 1738 году кардинал-архиепископ города Феррары запретил Вивальди въехать в город и отслужить мессу ввиду грехопадения композитора.

Несмотря на все это, он всегда с большой душевной твёрдостью отстаивал честь и человеческое достоинство спутниц своей жизни, неизменно отзываясь о них с глубоким уважением.

После трёхгодичной службы в Мантуе Вивальди возвратился в Венецию. В 1723 году состоялась его первая поездка в Рим и постановка новой оперы «Ercole sul Termodonte» («Геркулес на Термодонте»). Эта опера произвела большее впечатление на римлян. Известный флейтист, композитор и музыкальный теоретик Иоганн Иохим Кванц, прибывший в Рим через полгода после премьеры оперы, заметил, что «публике так понравился "ломбардский стиль" Вивальди, что с тех пор не хотела слушать другой музыки».

В феврале 1724 года Вивальди вновь посетил Рим для участия в премьере оперы «Giustino» («Юстин» или «Джустино»). Третья опера, «La virtù trionfante dell’amore, e dell’odio, overo Il Tirane» («Добродетель, торжествующая над любовью и ненавистью»), написанная в 1724 году и представленная в том же году на римском карнавале, завершила триумфальный успех произведений композитора в Риме, выступление в котором считалось серьёзным испытанием для любого композитора.

В этот же приезд состоялась его аудиенция у папы Бенедикта XIII, которому композитор исполнил отрывки из двух своих произведений. Хотя многие исследователи считают, что Вивальди был принят папой Бенедиктом XIII, по мнению немецкого исследователя Карла Хеллера (Karl Heller) это могла быть и аудиенция у его предшественника, Иннокентия XIII. Если предполагать что Вивальди был принят Бенедиктом XIII, то это означает, что он пробыл в Риме дольше, чем во время своего первого визита, так как Бенедикт XIII был избран папой лишь 29 мая 1724 года.

В 1725 году в Амстердаме был издан цикл из 12 концертов «Il Cimento dell’Armonia e dell’Invenzione» («Искус гармонии и инвенции» или «Спор Гармонии с Изобретением»), написанный им приблизительно в 1720 году. Всемирно известные, в России неточно именуемые «Времена года» , четыре первые концерта этого цикла уже тогда произвели неизгладимое впечатление на слушателей своей неистовой страстностью и новаторством. Правильное название - «Четыре времени года» (Le quattro stagioni) , что прямо отсылает к многозначной символике цикла.

Работавший в то время во французском посольстве в Венеции высоко ценил музыку Вивальди и любил сам исполнять кое-что из этого цикла на любимой им флейте. Также широко известны концерты Вивальди - «La notte» (ночь), «Il cardellino» (щеглёнок), для флейты с оркестром, концерт для двух мандолин RV532, отличающиеся художественной изобразительностью и гармонической щедростью, свойственной его произведениям, а также духовные сочинения: «Gloria», «Magnificat», «Stabat Mater», «Dixit Dominus».

В 1735 году вновь недолго был капельмейстером.

Антонио Вивальди - Шторм (Ванесса Мэй)

В разгар своей карьеры Вивальди получил комиссионные от европейской знати и королевской семьи. Серенада (кантата) «Gloria Imeneo» («Глория и Игоменей») была исполнена в 1725 году французским послом в Венеции в праздновании брака . На следующий год была написана другая серенада - «La Sena festeggiante» («Празднующая Сена») - для и премьера в посольстве Франции, а также в честь празднования рождения французских королевских принцесс - Генриетты и Луизы Элизабет.

«La Cetra» («Цитра») была посвящена Вивальди императору Карлу VI.

В 1728 году Вивальди встретил императора, когда тот посетил Триест, чтобы вести наблюдение за строительством нового порта. Карл восхищался музыкой Рыжего Священника настолько, что, говорят, он беседовал с композитором во время одной встречи дольше, чем со своими министрами в течение двух лет. Он наградил Вивальди званием рыцаря, золотой медалью и пригласил в Вену. В ответ Вивальди подарил императору рукописную копию «La Cetra».

В 1730 году Вивальди отправился в Вену и Прагу в сопровождении своего отца, где была поставлена его опера «Farnace» («Ферначе»). Некоторые из его более поздних опер были созданы в сотрудничестве с двумя крупными писателями Италии того времени. Либретто «Олимпиады» и «Катоне в Утике» были написаны Пьетро Метастазио, придворным поэтом в Вене. «Гризельда» была переписана молодым Карло Гольдони из ранее написанного либретто Апостоло Дзено.

Как и многие композиторы того времени, в последние годы жизни Вивальди имел множество финансовых затруднений. Его композиции были уже не в таком почете, как когда-то в Венеции. Изменение музыкальных вкусов быстро сделали их устаревшими. В ответ Вивальди решил продать большое количество рукописей за ничтожные цены, чтобы обеспечить свой переезд в Вену. Причины ухода Вивальди из Венеции неясны, но вполне вероятно, что после успеха его встречи с Императором Карлом VI он хотел занять позицию композитора при императорском дворе.

Также возможно, что Вивальди отправился в Вену, чтобы осуществить постановку своих опер. Однако вскоре после приезда композитора в Вену Карл VI умер, оставив его без королевской охраны и постоянного источника дохода. Началась война за австрийское наследство - Вене было не до Вивальди, и композитор ненадолго выехал для поиска новой работы в Дрезден, Саксония, где вероятнее всего и заболел. Всеми забытый, больной и без средств к существованию он вернулся в Вену, где и скончался 28 июля 1741 года, в возрасте 63 лет.

Квартальный врач зафиксировал смерть «преподобного дона Антонио Вивальди от внутреннего воспаления». 28 июля он был похоронен в простой могиле на кладбище для бедняков за скромную плату 19 флоринов 45 крейцеров (могила Вивальди в Вене не сохранилась). Месяц спустя сёстры Маргарита и Жанетта получили извещение о кончине Антонио. 26 августа судебный пристав описал его имущество в счёт погашения долгов.

Вивальди - крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства XVIII века, утвердивший новую драматизированную, так называемую «ломбардскую» манеру исполнения.

Создал жанр сольного инструментального концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники. Мастер ансамблево-оркестрового концерта - кончерто гроссо (concerto grosso). Вивальди установил для concerto grosso 3-частную циклическую форму, выделил виртуозную партию солиста.

Ещё при жизни стал известен как композитор, способный за пять дней создать трёхактную оперу и сочинить множество вариаций на одну тему.

Прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза. Музыкальное наследие Антонио Вивальди было малоизвестно в XVIII-XIX веках, находилось в забвении почти 200 лет и лишь в 20-х годах XX века итальянским музыковедом были обнаружены собрания рукописей композитора.

Долгое время о Вивальди помнили только потому, что И. С. Бах сделал ряд транскрипций сочинений своего предшественника, и только в XX веке было предпринято издание полного собрания инструментальных опусов Вивальди. Инструментальные концерты Вивальди являлись этапом на пути формирования классической симфонии. Современники нередко критиковали его за чрезмерное увлечение оперной сценой и проявленные при этом поспешность и неразборчивость. Любопытно, что после постановки его оперы «Неистовый Роланд», друзья звали Вивальди, не иначе как Дирус (лат. Неистовый). Оперное наследие композитора в настоящее время ещё не стало достоянием мировой оперной сцены. Его авторство приписывается примерно 94 операм, хотя из них точно определены лишь около 40.

Лишь в 1990-е годы в Сан-Франциско успешно поставлен «Неистовый Роланд».

Творчество Вивальди оказало огромное влияние не только на современных ему итальянских композиторов, но и на музыкантов других национальностей, прежде всего немецких. Здесь особенно интересно проследить влияние музыки Вивальди на И. С. Баха. В первой биографии Баха, опубликованной в 1802 году, её автор, Иоганн Николаус Форкель, выделил имя Вивальди среди мастеров, ставших предметом изучения для молодого Иоганна Себастьяна.

Усиление инструментально-виртуозного характера тематизма Баха в кётенский период его творчества (1717-1723) непосредственно связано с изучением музыки Вивальди. Но его воздействие проявилось не только в усвоении и переработке отдельных выразительных приёмов, - оно было значительно шире и глубже. Бах настолько органично воспринял стиль Вивальди, что он стал его собственным музыкальным языком. Внутренняя близость с музыкой Вивальди ощутима в самых различных произведениях Баха вплоть до его знаменитой «Высокой» мессы си минор.

Влияние, оказанное музыкой Вивальди на немецкого композитора, несомненно, было огромным. По словам А. Казеллы, «Бах - его величайший почитатель и вероятно единственный, кто в то время смог понять всё величие гения этого музыканта». Бахом были расшифрованы шесть концертов Вивальди для клавира, три для органа, и один для четырёх клавесинов, струнных и баса континуо (BWV 1065), основанных на концерте для четырёх скрипок, двух альтов, виолончели и бассо континуо (RV 580).

Именем Антонио Вивальди названы кратер на планете Меркурий; итальянский институт в Сиене, (возглавлял Франческо Малипьеро); браузер Vivaldi, разрабатываемый бывшими сотрудниками Opera Software.

Антонио Вивальди в кинематографе:

«Вивальди, принц Венеции» (Франция, 2006, режиссёр Жан-Луи Гийерму);
«Вивальди, рыжий священник» (Италия, 2009, режиссёр Лиана Марабини);
«Сказки старого пианино. Антонио Вивальди» (мультфильм, Россия, 2007, режиссёр Оксана Черкасова)


Антонио Лучио Вивальди - итальянский композитор, скрипач дирижёр и педагог. Признанный гений в области музыки, проживал в эпоху барокко. Родился он 4 марта 1678 года в Венеции, датой смерти композитора стало 28 июля 1741.

Наиболее известны на сегодняшний день его оперы и великолепные инструментальные концерты для скрипки. Лучшим из них по праву считается произведение «Времена года». Вивальди называют вдохновителем Иоганна Баха.

Детство и юность

Среди учёных неоднократно велись дискуссии по поводу даты рождения музыканта. Некоторые предполагали, что он появился на свет в 1675 году, существовали и другие версии. Но в январе 1963 года Эрик Пол обнаружил запись церковного прихода, благодаря которой удалось восстановить цепь событий. Стало известно, что Антонио был крещён в день рождения в соборе Святого Иоанна. Мальчик был очень слаб, родители переживали, что он может умереть сразу же после рождения.

Отец Вивальди был скрипачом, именно он обучал сына музыке с детства. Также он привлёк мальчика к работе в капелле, где трудился и сам. С десяти лет будущий композитор помогал отцу, после его смерти Антонио возглавил капеллу.

Ещё в юности он решил стать священником, но совмещать служение с музыкой удавалось плохо. Ходят слухи о том, что однажды композитор покинул свой пост прямо во время молитвы, поскольку срочно хотел записать идею фуги. Другие источники заявляют, что Вивальди ушёл из собора в связи со слабым здоровьем.

Первого сентября 1703 года Антонио становится преподавателем скрипки в венецианской консерватории. Его ученики имели возможность играть не только духовную, а и обычную, светскую музыку. Для них Вивальди пишет огромное количество различных произведений и уже в 1704 становится также преподавателем альта. После 12 лет службы композитора назначают руководителем учебного заведения.

Композиторская деятельность

В 1710 году к музыканту постепенно начинает приходить известность. В «Путеводителе по Венеции» его называют виртуозным скрипачом. Все, кому посчастливилось услышать вживую произведения гения, рассказывают о нём и за пределами Италии. Вивальди представили датскому королю Фредерику IV, впоследствии он посвятил правителю двенадцать сонат.

Через некоторое время Антонио решает повысить планку, занявшись написанием опер. В 1713 вышли его произведения «Роланд, притворяющийся безумцем» и «Оттон на вилле». Они принесли ему славу и признание, в течение последующих пяти лет увидело свет ещё восемь опер. Итальянский композитор Бендетто Марчелло был одним из критиков творчества Вивальди. Он опубликовал памфлет, в котором высмеивались оперы музыканта. Из-за этого Антонио на некоторое время прекратил работу над крупными произведениями.

В 1717 году губернатор Мантуи предлагает виртуозу занять должность капельмейстера при дворе. Именно в этом великолепном городке у Вивальди рождается идея цикла концертов, названного в оригинале «Четыре времени года». Об этом периоде жизни известно немного, в общей сложности композитор находился в Мантуе три года, затем он вернулся в Венецию.

Во время работы в Мантуе Антонио встретил оперную певицу Анну Жиро. У неё была сестра Паолина, девушки везде сопровождали композитора. По городу ходили разные слухи, но Вивальди уверял, что они являются всего лишь его ученицами. Паолина и Анна проживали в одном доме с музыкантом, всячески помогая ему бороться с астмой. Из-за этого в 1738 году Вивальди был запрещён въезд во Флоренцию, поскольку он был обвинен в грехопадении. Но композитор до последнего опровергал эти сплетни.

В 1723 году Антонио впервые попадает в Рим, там он занимается постановкой оперы «Геркулес на Термодонте». Его творчество производит впечатление на жителей города. Иоганн Кванц, музыкальный теоретик, сообщал, что римляне не могли воспринимать другую музыку в течение полугода после прослушивания оперы.

Последние годы

В середине мая 1740 года композитор покидает Венецию и отправляется к императору Карлу VI. На тот момент в Вене началась война, император скончался незадолго после прибытия Вивальди, наследники вступили в оживлённую борьбу. Из-за этого Антонио пришлось покинуть австрийский город, переехав в Дрезден. Вероятнее всего, именно там его и настигла болезнь.

У музыканта практически не было денег, близких людей, а проблемы со здоровьем становились всё серьёзнее с каждым днём. Он вернулся в Вену. Именно там Вивальди и умер 28 июля 1741 года. По словам врачей, смерть произошла из-за внутреннего воспаления. Его похоронили на кладбище для бедняков. Спустя месяц сёстрам Маргарите и Дзанетте пришло извещение о кончине композитора, а судебные приставы описали всё его имущество в счёт погашения задолженности.

Поразительно, но творчество талантливого музыканта было несправедливо забыто почти на 200 лет. Только в 1920-х годах итальянский музыковед Джентили наткнулся на записи композитора. В манускриптах было обнаружено девятнадцать опер, более 300 концертов для скрипки и другие сочинения. Официально подтверждено авторство Вивальди только для 40 опер, хотя известно, что за жизнь он написал более 90 крупных произведений.

Вивальди (Vivaldi) Антонио, выдающийся итальянский композитор, скрипач, дирижер и педагог эпохи барокко.

Родился в Венеции в семье скрипача капеллы Св. Марка. Первоначально музыкой с ним занимался отец. Позднее стал брать уроки у Дж. Легренци (композиция). Отец привлек Вивальди к работе в капелле, которую тот позднее, после смерти отца, возглавил.

В 1693 был пострижен в монахи, а в 1703 – посвящен в духовный сан. Однако служил в церкви недолго. Говорят, что причиной этому была его увлеченность музыкой. Так, однажды во время богослужения оставил алтарь с целью записать пришедшую в голову тему фуги. За это подвергся преследованию инквизиции. Спасся только тем, что как всякий музыкант был признан ненормальным. Сам Вивальди, впрочем, опровергал это. Он говорил, что здоровье не позволяло ему вести долгую службу. Из-за цвета волос Вивальди называли «рыжий монах». Это прозвище осталось за ним до конца жизни.

Отказавшись от церковной карьеры, в 1703 поступил в один венецианский благотворительный приют для сирот учителем скрипки. В Венеции тогда было четыре таких приюта для девочек (Pio Ospedale della Pietas). Большую часть жизни он преподавал здесь. В его обязанности входило обучение на скрипке и виоле д’амур, а также наблюдение за сохранностью инструментов. Сочинял свою музыку для них и для себя. Воспитал несколько известных певиц, с одной из которых четырнадцать лет ездил по Европе. В 1709 Вивальди был уволен со своей должности из экономических соображений, но уже в 1711 восстановлен. В 1716 он уже возглавлял оркестр Pieta. Церковные службы в приюте находились в центре внимания просвещенных венецианцев.

Приблизительно в это же время были опубликованы некоторые из его произведений – сборник скрипичных концертов «Гармоническое вдохновение» (1711) и сборник «Экстравагантность» (1714). Очень скоро скрипичные концерты завоевали признание в Западной Европе.

С 1713 по 18 не покидая Венеции, почти ежегодно писал по опере – «Оттон» (1713), «Орландо» (1714), «Нерон» (1715). Слава его между тем росла.

В 1718–20 жил в Мантуе и писал музыку для Мантуанского герцогского двора. В 1725 из печати вышел один из самых знаменитых опусов композитора – «Опыт гармонии и изобретения» Как и предыдущие, объединил 12 концертов. Первые четыре – «Весна», «Лето», «Осень», «Зима» объединяются в цикл «Времена года». Это – ранний образец программной симфонической музыки.

Конец 20-30-х годов – период путешествий. В августе 1735 Вивальди вернулся к должности капельмейстера оркестра, а уже в 1738 был уволен, так как Комитет управляющих не поощрял страсти к путешествиям. Одновременно продолжал работать в жанре оперы, предпочитая лично участвовать в постановках. После того как был отстранен от репетиций, оперные спектакли перестали пользоваться успехом.

В 1740 Вивальди отправился в Вену. Умер он в доме вдовы венского шорника и был нищенски похоронен.

После смерти имя Вивальди на долгие годы было забыто, пока в 1930-е не были найдены его сочинения. Творческое наследие Вивальди чрезвычайно велико. Оно охватывает около 700 названий. Среди них 19 опер. Главным в его творчестве был жанр инструментального концерта.

Утвердил новую (драматизированную, так называемую ломбардскую) манеру исполнения. Создал жанр сольного инструментального концерта. Сохранилось 500 концертов. Вивальди – мастер ансамблево-оркестрового концерта (кончертогроссо).

Загрузка...