crimea-fun.ru

Умберто эко биография краткая. Умберто Эко — Биография — актуальный и творческий путь

Умберто Эко (Umberto Eco) родился 5 января 1932 года в небольшом городке Алессандрия на северо-западе итальянской области Пьемонт. Его отец - Джулио Эко, ветеран трех войн, работал бухгалтером. Фамилия Эко была дана его дедушке (подкидышу) представителем городской администрации - это аббревиатура латинского ex caelis oblatus ("подарок с небес").

Исполняя желание отца, который хотел, чтобы сын стал адвокатом, Умберто Эко поступил в Туринский университет, где слушал курс по юриспруденции, но вскоре оставил эту науку и занялся изучением средневековой философии. В 1954 году он окончил университет, в качестве диссертационной работы представив сочинение, посвященное религиозному мыслителю и философу Фоме Аквинскому.

В 1954 году Эко поступил на работу на RAI (Итальянское телевидение), где был редактором программ по культуре. В 1958-1959 годах он служил в армии. В 1959-1975 годах Эко работал старшим редактором по разделу "литература нон-фикшн" миланского издательства "Бомпьяни", а также сотрудничал с журналом Verri и многими итальянскими изданиями.

Эко вел интенсивную преподавательскую и академическую деятельность. Он читал лекции по эстетике на факультете литературы и философии Туринского университета и на архитектурном факультете Миланского политехнического института (1961-1964), был профессором визуальных коммуникаций архитектурного факультета Флорентийского университета (1966-1969), профессором семиотики (науки, исследующей свойства знаков и знаковых систем) архитектурного факультета Миланского политехнического института (1969-1971).

С 1971 года по 2007 год деятельность Эко была связана с Болонским университетом, где он был профессором семиотики на факультете литературы и философии и заведующим кафедрой семиотики, а также директором Института наук о коммуникации и директором программ получения ученой степени по семиотике.

Эко преподавал в различных университетах мира: Оксфорде, Гарварде, Йеле, Колумбийском университете. Он выступал с лекциями и вел семинары также в университетах Советского союза и России, Туниса, Чехословакии, Швейцарии, Швеции, Польши, Японии, а также в таких культурных центрах, как Библиотека конгресса США и Союз писателей СССР.

Известность к Эко-семиотику пришла после публикации книги "Opera aperta" (1962), где было дано понятие "открытое произведение", идея которого может иметь несколько интерпретаций, тогда как "закрытое произведение" - одну единственную интерпретацию. Среди научных публикаций наиболее известны "Устрашенные и сплоченные" (1964) о теории массовой коммуникации, "Поэтика Джойса" (1965), "Знак" (1971), "Трактат по общей семиотике" (1975), "На периферии империи" (1977) о проблемах истории культуры, "Семиотика и философия языка" (1984), "Пределы интерпретации" (1990).

Много сделал ученый и для осмысления явлений постмодернизма и массовой культуры.

Эко стал основателем выходящего с 1971 года журнала о семиотике Versus и организатором первого международного конгресса по семиотике в Милане (1974). Он был президентом Международного центра семиотических и когнитивных исследований, директором Департамента семиотических и когнитивных исследований.

Однако всемирная слава пришла к Эко не как к ученому, а как к прозаику. Его первый роман "Имя розы" (1980) несколько лет состоял в списке бестселлеров. Книга была переведена на многие иностранные языки, отмечена итальянской премией "Стрега" (1981) и французской премией "Медичи" (1982). Экранизация романа "Имя розы" (1986), осуществленная французским кинорежиссером Жан Жаком Анно, получила премию "Сезар" в 1987 году.

Перу писателя принадлежат также романы "Маятник Фуко" (1988), "Остров накануне" (1994), "Баудолино" (2000), "Таинственное пламя царицы Лоаны" (2004). В октябре 2010 года в Италии вышел роман Эко "Пражское кладбище". на XIII Международной ярмарке интеллектуальной литературы Non/Fiction в Москве эта книга стала абсолютным хитом продаж.

Седьмой роман писателя "Нулевой номер" был издан в 2015 году в день его рождения.

Эко является также признанным экспертом в области бондологии, изучающей все, что связано с Джеймсом Бондом.

Он был членом различных академий, в том числе Болонской академии наук (1994) и американской Академии литературы и искусства (1998), почетным доктором многих университетов мира, лауреатом различных литературных премий. Эко был отмечен наградами многих стран, среди которых французский орден Почетного легиона (1993), немецкий орден "За заслуги" (1999). О нем написаны несколько десятков книг и множество статей и диссертаций, посвящаются научные конференции.

В последние годы писатель сочетал активную научную и преподавательскую деятельность с выступлениями в средствах массовой информации, откликаясь на важнейшие события общественной жизни и политики.

Он был женат на немке Ренате Рамге, работавшей искусствоведом консультантом. У них родились двое детей.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

(Пока оценок нет)

Имя: Умберто Эко (Umberto Eco)
Дата рождения: 5 января 1932 года
Место рождения: Италия, г. Алессандрия

Умберто Эко — биография

Умберто Эко — выдающийся итальянский писатель, литературный критик, философ, историк-медиевист и семиотик. Его вклад в развитие науки так же велик, как и в художественную литературу.

Будущий писатель и ученый появился на свет 5 января 1932 года в небольшом итальянском городке Алессандрия в семье бухгалтера. Отец мечтал, чтобы его сын стал высококлассным юристом, однако Умберто выбрал другой путь. Он становится студентом Туринского университета и углубленно изучает средневековую литературу и философские трактаты. В 1954 году он вышел из стен Альма-матер с дипломом бакалавра философии. В студенческие годы Эко стал атеистом и отрекся от церкви.

Трудовая деятельность юного Умберто началась на должности телевизионного обозревателя крупного издания “Эспрессо”. Вскоре будущий писатель решил заняться преподавательской и научной деятельностью. Он работал в крупных итальянских ВУЗах, включая Болонский, Миланский и Туринский университеты, преподавая там семиотику, эстетику и теорию культуры. Эко имел звание почетного доктора многих европейских ВУЗов, а в 2003 году талантливый ученый был удостоен престижной французской награды — Ордена Почетного Легиона.

В сферу научных интересов Умберто входили исследования по средневековой и современной эстетике и других аспектов философии, изучение различных форм культуры. Итальянский ученый считается создателем теории семиотики — науки, исследующей особенности и свойства знаков и символов. Поздние научные труды Эко затрагивали проблему интерпретации литературы: ученый размышлял о взаимоотношениях между читателем и писателем, о роли читателей в творческом становлении авторов. Умберто Эко оставил после себя огромное научное наследие. На русском языке доступны около пятнадцати его работ, связанные с исследовательской деятельностью писателя.

Научные взгляды и интересы Умберто нашли отражение и в его художественных произведениях. Первой книгой, изданной в 1980 году, стал роман “Имя розы”, который сразу вошел в списки бестселлеров и принес его автору мировую популярность. Эта детективная история в колоритном средневековом антураже повествует о загадочном убийстве, которое постепенно раскрывается путем философских и логических умозаключений. Головокружительный успех дебютной работы побудил Умберто к созданию дополнения к роману под названием “Заметки на полях “Имени Розы”, в котором автор раскрывает подробности написания своего произведения и затрагивает философские вопросы взаимоотношения читателя и писателя.

Следующей художественной работой Умберто становится масштабный роман “Маятник Фуко”, увидевший свет в 1988 году. Здесь писатель также остается верен своему интеллектуально-философскому стилю изложения и описывает свою любимую эпоху Средневековья, начиная от деятельности тамплиеров и заканчивая отголосками фашизма. Это произведение — сигнал об опасности, которой подвергается современное общество из-за историко-культурной путаницы, прочно засевшей в головах людей. На фоне философских размышлений итальянский прозаик дает читателю возможность насладиться средневековыми тайнами и интригами вокруг загадочного маятника и посмотреть на мировую историю под другим углом. Эта работа талантливого итальянца также оказалась на вершине читательских рейтингов.

Следующая книга “Остров накануне”, опубликованная в 1994 году, повествует о драматичной судьбе молодого человека, его постоянных скитаниях по различным странам в поисках себя. Этот роман также может претендовать на философский труд, так как через него красной нитью прошли размышления писателя о многих вечных вопросах — смысле жизни и неотвратимости смерти, любви и внутренней гармонии.

В двухтысячных годах Умберто создал еще четыре романа. В некоторые свои работы писатель поместил элементы автобиографии. Последним произведением легендарного итальянца, изданным в 2015 году, стала книга “Нулевой номер” — история журналистского расследования одной из величайших тайн XX столетия. В общей сложности в творческой копилке автора собралось восемь романов и один рассказ под названием “Оно”. В 1981 году итальянский романист был награжден литературной премией Стрега за свою лучшую книгу “Имя Розы”. Кроме того, в 2015 году последний роман Умберто был номинирован на звание лучшего художественного произведения по версии одного из популярных литературных сайтов.
В 1986 году на телевизионных экранах появился фильм по произведению “Имя Розы”. Экранизация была удостоена ряда премий в 1987-1988 годах.

Выдающийся писатель и ученый ушел из жизни в 2016 году в возрасте 84 лет. Причиной его смерти стало онкологическое заболевание, с которым он боролся два года.
Все книги Умберто Эко — это сочетание фантастики и реальности, облаченное в символическую “обложку” и густо приправленное пронзительными афоризмами. Истории из жизни главных героев — это лишь верхний слой глубоких драм писателя. Вникая в суть его произведений, видишь трагизм современного общества и желание докопаться до исторических истин, отчаянное стремление возродить жизненные ценности и изменить восприятие мира современного человека.

Если вы хотите бесплатно читать онлайн книги Умберто Эко, приглашаем вас в нашу виртуальную библиотеку. На сайте вы сможете выбрать любое произведение из библиографии автора, последовательность книг которой находится в порядке хронологии. Для желающие скачать электронные книги писателя доступны материалы в следующих форматах: fb2 (фб2), txt (тхт), epub и rtf.

УМБЕРТО ЭКО
(родился в 1932)

Итальянский прозаик, семиотик, культуролог, эссеист, узнаваемый итальянский теоретик, доктор семиотики Болонского института, доктор философских наук, культуролог, журналист, создатель всемирно узнаваемых романов «Имя розы» (1980), «Маятник Фуко» (1988), «Полуостров прежнего денька» (1995), «Баудолино» (2000), лауреат бессчетных литературных премий (Strega, Viareg-gio, Anghiari).

Кавалер французского ордена за награды в литературе, ордена Маршала Мак Люена (ЮНЕСКО), ордена Знатного легиона, греческого ордена Золотой звезды, ордена Огромного Креста Итальянской республики, член Интернационального форума ЮНЕСКО (1992-1993), президент Интернациональной ассоциации семиотики и когнитивных исследовательских работ, академик Академии мировой культуры в Париже, Академии Болоньи, Интернациональной академии философии искусств, знатный доктор в более 30 институтах Европы, Азии и Америки.

Умберто Эко родился 5 января 1932 в Алессандрии (Пьемонт), в маленьком городе к востоку от Турина и к югу от Милана. Отец Джулио Эко, бухгалтер по профессии, ветеран 3-х войн, мама — Джованна Эко.

Выполняя желание отца, который желал, чтоб отпрыск стал адвокатом, Эко поступил в Туринский институт, где слушал курс по юриспруденции, но скоро оставил эту науку и занялся исследованием средневековой философии. Закончив университет в 1954 году, представив как диссертационную работу сочинение, посвященное религиозному мыслителю и философу Фоме Аквинскому. В этом же году устроился на работу на RAI (Итальянское телевидение), где был редактором программ по культуре, печатался в периодике.

В 1958 — 1959 годах служил в армии.

Этот плодовитый литератор пишет как на итальянском, так и на английском языке. Добавляя несколько фактов для полного представления об этой незаурядной личности, можно вспомнить достойные внимания рассказы Умберто Эко про себя самого. Из их предстает несколько эксцентричный человек, который, чтоб обосновать, что он не суеверный, специально бегает навстречу черным котам либо назначает экзамены на 13-е, чтоб похохотать над перепуганными студентами. Каждую свою книжку писатель заканчивал до собственного дня рождения (он родился 5 января 1932 года), а если не успевал этого сделать, то специально оттягивал до будущего года.

Роман «Баудолино» У. Эко, увлекшись, окончил в августе, и, волею судьбы, в сей день родился его 1-ый внук, которому создатель и предназначил эту книжку. При переводах, которые он курирует, Эко делает бессчетные исправления, делает разные варианты, так что, в итоге, один текст очень отличается от другого. Бессчетные издания, вышедшие в мире (произведения Эко перекладывались европейскими и восточными языками), указывали на гиперактивную работу создателя. Эко участвует в различных проектах: форумах, общественных лекциях, разработке CD, посвященного культуре барокко, и др., но за свою долгую карьеру ученого и литератора он только дважды выступал на телевидении, исключив эту форму коммуникации из собственной жизни. Может быть, тут сыграло роль то, что дела Эко с телевидением сложились не очень успешно — в 1959 году он был уволен с RAI.

В 1959 году Эко становится старшим редактором раздела «литература нон фикшн» миланского издательства «Бомпьяни» (где работаер до 1975) и начинает сотрудничать с журнальчиком «Verri», выступая с ежемесячной колонкой. Статьи, написанные в «Verri», составили выборку «Diario minimo» (1963), спустя практически три десятилетия вышла в свет 2-ая выборка «Diario minimo» (1992).

Потом начинается и очень насыщенная преподавательская академическая деятельность Эко. Он читает лекции по эстетике на факультете литературы и философии Туринского института и на строительном факультете Миланского политехнического института в 1961 -1964 годах, в различное время был доктором зрительных коммуникаций строительного факультета Флорентийского института, доктором семиотики Миланского политехнического института, Болонского института в 1975 году, заведующим кафедрой семиотики Болонского института, директором программ получения ученой степени из семиотики Болонского института (1986-2002), членом Исполнительного научного комитета института Сан-Марино (1989-1995), президентом Интернационального центра семиотических и когнитивных исследовательских работ, доктором Коллежу де Франс в Париже (1992-1993), читал цикл лекций в Гарвардском институте, был избран президентом Высшей школы гуманитарных исследовательских работ Болонского института, Итальянского института гуманитарных наук. Не считая того, читал курсы лекций в Нью-Йоркском, Йельскому, Колумбийском институтах, в институте Сан-Диего. Не считая семинаров и лекций, прочитанных в итальянских институтах и разных учреждениях, выступал с лекциями и вел семинары в разных институтах всего мира, также в таких культурных центрах, как Библиотека конгресса США и Союз писателей СССР.

Такие напряженные академические занятия, как ни удивительно, не мешали научной работе. Популярность к Эко-семиотике пришла после публикации книжки «Opera aperta» (1962), где он рассуждает об общих дилеммах культуры.
Последующие книжки, что потом вышли, демонстрируют, каким широким был круг научных интересов создателя и какими глубокими были его знания в самых различных областях науки и культуры. Посреди их: «Запуганы и соединены» (1964), произведение, где рассматриваются вопросы теории массовой коммуникации, «Поэтика Джойса» (1965), «Символ» (1971), «Домашний обиход» (1973), исследование, посвященное дилеммам истории культуры, «Трактат по общей семиотике» (1975), «На периферии империи» (1977), сочинение, также посвященное дилеммам истории культуры, «Интерпретация и гиперинтерпретация» (1992), «Поиски безупречного языка в европейской культуре» (1993), «Отложенный Апокалипсис» (1994), сборник, объединивший избранные эссе «5 эссе по этике» (1997), «Кант и утконос» (1997), исследование, посвященное вопросам эпистемологии, «Меж ложью и драматичностью» (1998), где создатель анализирует парадокс ереси в различного рода практиках, «О литературе» (2002), сборник, куда вошли переработанные в статьи общественные выступления Эко и фактически статьи. В собственных научных трудах Эко рассматривал как особые, так и личные трудности семиотики. В научных трудах, которые нередко написаны с юмором, показывается необыкновенный нрав Умберто Эко и потому их всегда приятно читать. Естественно, не считая юмора, теоретик захватывает собственной эрудицией, вдохновляет собственными поисками и раздумьями, его исследования, обычно, являются научной «провокацией» в наилучшем смысле этого слова.

Много сделал ученый для осмысления таких явлений, как постмодернизм и массовая культура. Постмодернизм, согласно Эко, не столько явление, которое имеет строго фиксированные хронологические рамки, а, быстрее, определенное духовное состояние, особенного рода игра, роль в какого вероятна и в этом случае, если участник не принимает постмодернистской драматичности, интерпретируя предложенный текст в особенности серьезно. Для массовой культуры свойственны определенные схемы, в противовес модернистской практике, что делает ставку на новшество и новизну. По мнению Эко, высочайшая и массовая эстетика в постмодернизме сближаются. Научные награды Эко связанные с вопросом семиотики.

Но глобальная слава пришла не к Эко-ученому, а к Эко-прозаику. 1-ый его роман «Имя розы» (1980), сходу попал в перечень бестселлеров. По признанию создателя, он поначалу желал написать детективную историю из современной жизни, но позже решил, что ему будет ещё увлекательнее выстраивать детективный сюжет на фоне средневековых декораций. Действие романа разворачивается в бенедиктинском монастыре в XIV веке, где происходит ряд загадочных убийств, которые, как считают, являются дьявольскими кознями. Но францисканец Вильгельм Баскервильский, наставник молодого Адсона из Мелька, от имени которого ведется повествование, методом логических умозаключений сделал вывод, что если бес и причастен к убийствам, то только косвенно. Невзирая на то, что, в конце концов, много логических загадок этим средневековым двойником Шерлока Холмса (о чем свидетельствует не только лишь его логический способ, да и само имя) разгаданы, содержание ряда убийств он сообразил ошибочно, а поэтому и не сумел предупредить ни об одном из злодеяний, которые осуществились во время его пребывания в монастыре.

В общем, детективная составляющая — никак не основная в этом квази-историческом романе, где посреди иных персонажей находятся и реальные лица. Для создателя так же принципиально противопоставление 2-ух типов культур, что символизируют фигуры Вильгельма Баскервильського и слепого монаха Хорхе Бургоського.

Умберто Эко родился в Алессандрии (небольшом городке в Пьемонте, неподалёку от Турина). В 1954 году окончил Туринский университет искусств, работал на телевидении, обозревателем крупнейшей газеты «Эспрессо» (итал. L’Espresso), преподавал эстетику и теорию культуры в университетах Милана, Флоренции и Турина. Профессор Болонского университета. Почётный доктор множества иностранных университетов.

С сентября 1962 года женат на немецкой учительнице искусств Ренате Рамге. В семье сын и дочь.

Библиография

Романы

«Имя розы» (Il nome della rosa, 1980). Философско-детективный роман, действие которого разворачивается в средневековом монастыре. В 1983 году Умберто Эко пишет небольшую книгу «Заметки на полях „Имени Розы“» (Postille al nome della rosa), в которой открывает некоторые секреты написания своего первого романа и рассуждает о взаимоотношениях Автора, Читателя и Произведения в литературе.

«Маятник Фуко» (Il pendolo di Foucault, 1988). Блестящий пародийный анализ историко-культурной сумятицы современного интеллигентского сознания, предупреждение об опасности умственной неаккуратности, порождающей чудовищ, от которых лишь шаг к фашистоидному «сперва - сознанию, а затем - и действию», делают книгу не только интеллектуально занимательной, но и актуальной. В одном из своих интервью Эко говорил: «Многие думают, что я написал фантастический роман. Они глубоко ошибаются, роман абсолютно реалистический».

«Остров Накануне» (L’isola del giorno prima, 1994). В обманчиво простом повествовании о драматической судьбе молодого человека XVII столетия, о его скитаниях в Италии, Франции и Южных морях, внимательный читатель обнаружит и традиционную для Эко бесконечную гирлянду цитат, и новое обращение автора к вопросам, которые никогда не перестанут волновать человечество, - что есть Жизнь, что есть Смерть, что есть Любовь.

«Баудолино» (Baudolino, 2000). Историко-философский роман о приключениях приёмного сына Фридриха Барбароссы, о его путешествии от городка Алессандрия (где родился сам Умберто) до страны легендарного пресвитера Иоанна.

«Таинственное пламя царицы Лоаны» (La misteriosa fiamma della regina Loana, 2004). В 2005 году роман опубликован на английском языке под названием «The Mysterious Flame of Queen Loana». Роман рассказывает о человеке, потерявшем память в результате несчастного случая. Замечательно при этом то, что главный герой утрачивает память о себе и своих близких, но полностью сохраняет всё прочитанное. Своеобразная читательская биография.

Лучшие дня

Научные, научно-популярные труды, эссе и публицистика

На русском языке издавались:

«Эволюция средневековой эстетики» (Sviluppo dell’estetica medievale, 1959). Работа посвящена проблеме развития идеи Прекрасного в средневековой философии.

«Открытое произведение» (Opera Aperta, 1962). Глубокий философский анализ основных тенденций в искусстве второй половины XX века, труд, во многом определивший дальнейшее развитие наук о культуре. В центре внимания автора - феномен «открытого произведения», то есть такого, в котором резко возрастает творческая роль «исполнителя», не просто предлагающего ту или иную трактовку, но становящегося реальным соавтором. Эко не замыкается в искусствоведческой проблематике, он смело оперирует аналогиями и понятиями из современной математики, физики, теории информации; не упускает из виду социальные аспекты искусства. Отдельная глава посвящена влиянию дзэн-буддизма на Западную культуру.

«Поэтика Джойса» (Le poetiche di Joyce, 1965). Работа Умберто Эко, максимально полно раскрывающая универсум Джойса, и в особенности двух его монументальных произведений: «Улисс» и «Поминки по Финнегану».

«Отсутствующая структура. Введение в семиологию» (La struttura assente, 1968). Получившее широкую известность изложение основ семиотического анализа сочетается в книге с критикой классического структурализма, неосознанно претендующего, по мнению Эко, на статус новой религии с божеством-структурой в центре. Пользуясь своей почти безграничной эрудицией, автор привлекает множество примеров из разнообразных областей человеческой деятельности, среди которых - архитектура, живопись, музыка, киноискусство, реклама, карточные игры.

«Как написать дипломную работу» (Come si fa una tesi di laurea, 1977).

«Искусство и красота в средневековой эстетике» (Arte e bellezza nell’estetica medievale, 1987). Краткий очерк эстетических учений средневековья. Рассматриваются эстетические теории видных средневековых богословов: Альберта Великого, Фомы Аквинского, Бонавентуры, Дунса Скотта, Уильяма Оккама, а также философско-богословских школ: Шартрской, Сен-Викторской.

«Поиски совершенного языка в европейской культуре» (La ricerca della lingua perfetta nella cultura europea, 1993)

«Шесть прогулок в литературных лесах» (Six Walks in the Fictional Woods, 1994). Шесть лекций, прочитанных Умберто Эко в 1994 году в Гарвардском университете, посвящены проблеме взаимоотношений литературы и реальности, автора и текста.

«Пять эссе на темы этики» (Cinque scritti morali, 1997).

Другие работы

Умберто Эко - признанный эксперт в области бондологии, то есть всего того, что связано с Джеймсом Бондом. Изданы следующие работы: итал. Il Caso Bond (англ. The Bond Affair), (1966) - сборник эссе под редакцией Умберто Эко; англ. The Narrative Structure in Fleming, (1982).

Интеллектуальный роман может быть бестселлером

Сейчас еще рано рассуждать о том, какие тексты Эко выдержат проверку временем, но ясно одно - первый роман писателя, «Имя розы», не только стал бестселлером, но и породил лавину исторических детективов, которые вслед за Эко принялись писать и Акройд, и Перес-Реверте, и Леонардо Падура с Дэном Брауном и Акуниным. В 1983 году, после публикации «Имени розы» на английском языке (оригинальный итальянский вариант вышел в 1980-м), роман разошелся тиражом в несколько десятков миллионов экземпляров. Популярность книги повлекла за собой многочисленные переиздания академических трудов и публицистики Эко: даже самые серьезные из его книг («Поэтики Джойса», «Роль читателя», «Искусство и красота в средневековой эстетике» и другие) изданы тиражами в сотни тысяч экземпляров.

Про свою любовь к старым комиксам Умберто Эко много и подробно пишет в полуавтобиографическом романе «Таинственное пламя царицы Лоаны». В книге «Роль читателя» он, например, рассмотрел Супермена как воплощение комплексов современного читателя: обычный человек лишен возможности применить физическую силу в мире, наполненном машинами. Столь же привольно в текстах Эко чувствуют себя и герои массовой литературы. В «Острове накануне» живут и «Три мушкетера», и цитаты из Жюля Верна. В «Пражском кладбище» скрывается Эжен Сю, в «Имени розы» - Шерлок Холмс с Ватсоном. А в той же книге «Роль читателя» Эко о нарративной структуре романов про Джеймса Бонда.

Фашизм не так далек, как кажется

В 1995 году Умберто прочитал в Нью-Йорке доклад «Вечный фашизм», текст которого позже включил в книгу «Пять эссе на темы этики». В нем он сформулировал 14 признаков фашизма. Тезисы Эко легко найти в сети любым поисковиком, в том числе в кратком изложении. Этот список не слишком приятен для русскоязычного читателя. Можно провести (и многие проводили) хороший, отрезвляющий эксперимент: зачитать аудитории тезисы Эко, не упоминая слова «фашизм» и имени автора, - и попросить присутствующих загибать пальцы на каждом утверждении, которое согласуется с текущей политической ситуацией и настроениями в обществе. Как правило, у большей части аудитории не хватает пальцев обеих рук. И так не только в России: у наших ближайших соседей ситуация не лучше.

Дипломник должен знать несколько языков

Материал для книги «Как написать дипломную работу» (1977) писателю дали наблюдения за студентами разных стран, не только Италии. Поэтому советы и выводы Эко универсальны. Он, например, считает, что хороший диплом (по крайней мере на гуманитарную тему) невозможно написать без обращения к иноязычным исследованиям. Нельзя брать тему, которая требует знания иностранного языка, неведомого студенту, особенно если он не намерен этот язык учить. Нельзя писать диплом по автору, оригинальные тексты которого студент не может прочитать. Если же дипломник упорствует в своем нежелании изучать иностранные языки, ему остается писать только об отечественных авторах и их влиянии на нечто отечественное, но даже в этом случае будет лучше проверить, не существует ли на эту тему каких-нибудь зарубежных исследований - основополагающих и, к сожалению, не переведенных. Многие ли из российских дипломов выдерживают эти требования? Это риторический вопрос.

Европу ждет афроевропейский виток истории

Тему миграций, к которой столь навязчиво возвращаются российские публицисты, Умберто Эко затронул в под названием «Миграция, терпимость и нестерпимое» 1997 года, вошедшем в книгу «Пять эссе на темы этики». Эко утверждает, что Европа не в силах остановить поток переселенцев из Африки и Азии. Это естественный процесс, как Великое переселение народов в IV–VII веках, и «ни один расист, ни один ностальгирующий реакционер ничего тут поделать не сможет». В одном из публицистических выступлений 1990 года, опубликованных потом в книге «Картонки Минервы», Эко проводит ту же мысль: «Великие миграции неостановимы. И надо просто приготовиться к жизни на новом витке афроевропейской культуры».

Смех - враг веры и тоталитаризма

О средневековом смехе до Умберто Эко писали и Лихачев, Жак Ле Гофф и Арон Гуревич, но именно Умберто Эко в «Имени розы» столкнул смех и веру в трудноразрешимом конфликте - и сделал это настолько ярко, что у читателя не вызывает сомнений: вопросы, поставленные в романе, не ограничены описываемой эпохой. «Истина вне сомнения, мир без смеха, вера без иронии - это не только идеал средневекового аскетизма, это и программа современного тоталитаризма», - по прочтении «Имени розы» Юрий Лотман. А мы лишь приведем одну цитату из романа - и оставим ее без комментариев: «Ты хуже дьявола, минорит, - отвечает Хорхе. - Ты шут».

Современный антисемитизм порожден беллетристикой

В статье (1992), вошедшей позже в книгу «Картонки Минервы», Эко пишет о романе «Биарриц» (1868) немца Германа Гедше (скрывавшегося под английским псевдонимом Джон Рэдклифф). В нем двенадцать представителей колен Израилевых встречаются ночью на кладбище в Праге и сговариваются захватить власть во всем мире. Сюжетно эта сцена восходит к одному эпизоду романа Александра Дюма «Жозеф Бальзамо» (1846), в котором, правда, никакие евреи не упоминаются. Чуть позже фрагмент романа Гедше начинает распространяться как подлинный документ, якобы попавший в руки английского дипломата Джона Рэдклиффа. Еще позже дипломат Джон Рэдклифф превратился в раввина Джона Рэдклифа (на этот раз с одним «ф»). А уже потом этот текст лег в основу так называемых «Протоколов сионских мудрецов», в которых «мудрецы» беззастенчиво перечисляли все свои гнусные замыслы. Поддельные «Протоколы» были созданы и впервые изданы в России. История их происхождения была позже рассказана Умберто Эко в романе «Пражское кладбище» (2010). Так плод фантазии забытого немецкого литератора вернулся туда, где ему самое место, - в мир беллетристики.

В далеком 1962 году Умберто Эко, еще не помышлявший о писательской карьере, выпустил книгу «Открытое произведение». Этим термином он назвал такой литературный текст, в котором велика творческая функция «исполнителя» - интерпретатора, предлагающего ту или иную трактовку и становящегося настоящим соавтором текста. Книга была для своего времени полемической: в 1960-е годы структуралисты представляли художественное произведение как замкнутое самодостаточное целое, которое можно рассматривать вне его зависимости от его автора и читателя. Эко утверждает, что современное открытое произведение само провоцирует множественные интерпретации. Это касается Джойса и Беккета, Кафки и «нового романа», а в перспективе может быть применимо и к более широкому кругу литературных текстов - и Сервантеса, и Мелвилла, и самого Эко.

Паркетки - это пожилые нимфетки

Еще раньше, в 1959 году, молодой Умберто Эко откликнулся на появление романа Владимира Набокова «Лолита» (1955) «Нонита». Речь в нем идет о влечении Гумберта Гумберта к престарелым прелестницам - «паркеткам» (от мифологических парок). «Нонита. Цвет юности моей, тоска ночей. Я никогда не увижу тебя. Нонита. Но-ни-та. Три слога - как сотканное из нежности отрицание: Но. Ни. Та. Нонита, да пребудет память о тебе вечно со мной, пока не станет твой образ тьмой, а покоем твоим - гробница…» Справедливости ради скажем, что, в отличие от «нимфетки», термин «паркетка» в культуре так и не прижился.

Не надейтесь избавиться от книг

Такое название носит книга диалогов Эко и французского интеллектуала Жан-Клода Каррьера (автора сценариев для Годара и Бунюэля). Чем больше читаешь книг - тем больше их нужно прочитать; это бесконечный процесс. Вместе с тем у человека, испытывающего потребность в чтении, нет никаких шансов прочитать все, что он хотел бы прочитать. Однако это не значит, что непрочитанные книги зияют в нашем культурном багаже черными дырами: каждая важная непрочитанная книга влияет на нас опосредованно, через десятки других, испытавших ее влияние. Памятуя о том, сколько произведений написал Умберто Эко, кажется, что мало у кого есть шанс освоить все его наследие. Однако влияние на нас Эко все равно оказывает. Даже если мы его и не читали.

Загрузка...