crimea-fun.ru

Тема и идея сказки черная курица. Сказка Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители

Муниципальное казённое общеобразовательное

учреждение «Лицей №2»

города Михайловска

Тема: «Художественные особенности

фантастической повести
А. Погорельского «Чёрная курица,
или подземные жители»

Реферат

Выполнила:

учитель начальных классов

МКОУ «Лицей №2»

г. Михайловска

Каракозова Оксана Валерьевна

2015г.

г. Михайловск

Введение.

Волшебная повесть А. Погорельского «Черная курица или подземные жители», созданная более 150 лет назад, продолжает волновать юных читателей. Секрет ее очарования и в важности темы, и в художественном мастерстве писателя, и в глубоком понимании особенностей детского возраста, в тонком педагогическом чутье автора. Нравственные проблемы и гуманистический пафос сказки придают ей не только необыкновенную прелесть и привлекательность для детского чтения, но и делают актуальной в любом историческом периоде.

Антоний Погорельский (настоящее его имя Алексей Алексеевич Перовский)

был побочным сыном знатного вельможи, графа А.К.Разумовского, предки которого были вознесены на вершину придворной иерархии императрицей Елизаветой Петровной.

Детские годы будущего писателя прошли в одном из многочисленных имений отца, в подмосковном Перове, откуда и пошла его фамилия. Получив блестящее образование, которое дало ему возможность за 2 года и 2 месяца окончить Московский университет и получить ученую степень доктора философии и словесных наук, около пяти лет служил в Петербурге и Москве, в том числе и в Министерстве просвещения, которое возглавлял его отец.

Широко образованный молодой доктор наук, обаятельный и остроумный, одаренный талантом, лишенный карьеризма, с детских лет пробовавший писать, Погорельский быстро входит в литературные круги обеих столиц.

Он дружит с поэтами П. Вяземским и В. Жуковским, живое участие принимает в прогрессивном для того времени «Вольном обществе любителей российской словесности», членами которого одновременно с ним были будущие декабристы К. Рылеев, А. Бестужев, В. Кюхельбекер, Ф. Глинка и многие передовые люди.

Не прельстившись карьерой высшего чиновника, в 1812г. добровольно вступает в действующую армию, совершает рейды по тылам противника в составе партизанских отрядов, руководимых поэтом Денисом Давыдовым,

участвует в крупнейших битвах за границей, а по окончании Отечественной войны два года живет в Саксонии, где сближается с известным немецким писателем Э. Т. А. Гофманом.

Выйдя в отставку, по желанию отца поступает на гражданскую службу, а после его смерти, в 1822 г., оставляет ее и живет в имении Погорельцы на Украине, откуда и взял псевдоним - Погорельский.

Не более пяти лет занимался Погорельский активным литературным творчеством; его первая повесть - «Лафертовская маковница» - была опубликована в 1825 г. Через три года, вместе с тремя другими повестями, она вошла в книгу «Двойник, или Мои вечера в Малороссии», которая во многом предвосхитила и подготовила почву для украинских повестей Гоголя. Творческий путь А. Погорельского завершен романом «Монастырка»,

который стал первым значительным произведением русской литературы,

посвященным жизни провинциального дворянства. Роман этот был издан в 1830 г. и многие десятилетия был в числе наиболее читаемых книг.

Уже в этом произведении Погорельского явно видны те черты писательского почерка, которые позже столь ярко проявились в «Черной курице», ставшей классическим детским чтением. Живые, рельефные характеры «Лафертовской маковницы», проза жизни, в которой автор открывал значительные поэтические ценности, - все вызывало интерес и внимание к повести со стороны критики и читающей публики. Кот и колдунья выступают в обличье реальных персонажей, почти совсем лишены ореола таинственности, напротив - наделены юмористическими чертами.

Для русской литературы того времени романтическая фантастика «Лафертовской маковницы» являла собой новый способ художественного мышления. У Погорельского он тесно связан с обращением к подлинным человечным началам, с утверждением гуманного идеала бескорыстного и самоотверженного чувства. Думается, такой взгляд на мир и человеческие отношения в нем исходит из биографии, жизненного опыта писателя.

С именем Антония Погорельского часто сочетается эпитет «первый». Он - автор первой в русской литературе фантастической повести, одного из первых семейных романов, первой повести-сказки для детей «Черная курица, или Подземные жители». Сказка увидела свет в 1828 году и принесла автору долгую славу выдающегося детского писателя, хотя и была его единственным творением для маленьких читателей.

Умер Погорельский в 1836 г. в Варшаве,где оказался по пути за границу.

Таким образом, творческий путь А. Погорельского был коротким, но очень значительным для развития русской и мировой литературы.

Волшебную сказку «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельский опубликовал в 1829 году. Он написал ее для своего воспитанника, племянника Алеши, будущего выдающегося литератора Алексея Константиновича Толстого.

Второе столетие живет сказка. Ее любил перечитывать своим детям Л. Толстой, с большим удовольствием слушают и читают ее наши дети.

Детей увлекают фантастические события, которые происходят в реальной жизни маленького воспитанника частного пансиона Алеши. Они живо воспринимают его заботы, радости, печали, осознавая при этом ясную и такую важную для них мысль о необходимости воспитывать в себе трудолюбие, честность, самоотверженность, благородство, преодолевать эгоизм, лень, себялюбие, душевную черствость.

Своеобразен язык повести, в ней много слов, за разъяснением лексического значения которых учащиеся должны обращаться к словарю. Однако это обстоятельство нисколько не мешает понять сказку, ее основную мысль.

Уникальность художественного мира «Черной курицы» во многом обусловлена характером творческого взаимодействия с литературой немецкого романтизма.

В качестве источников сказки принято называть «Эльфов» Л. Тика и «Щелкунчика» Э.-Т.-А. Гофмана. Знакомство Погорельского с творчеством немецких романтиков не вызывает сомнения. История 9-летнего мальчика, попавшего в волшебный мир подземных жителей, а затем выдавшего их тайну, обрекая маленьких человечков на переселение в неизвестные земли, очень напоминает сюжетную ситуацию «Эльфов» Тика – сказки, в которой героиня по имени Мари, побывавшая в детстве в удивительно прекрасном мире эльфов, выдает мужу их тайну, вынуждая эльфов покинуть край.

Живой фантастический колорит Подземного царства роднит его и со сказочным миром эльфов, и с конфетным государством в «Щелкунчике» Гофмана: разноцветные деревья, стол со всевозможными яствами, посуда из чистого золота, дорожки сада, усеянные драгоценными камнями. Наконец, постоянная авторская ирония вызывает ассоциации с иронией немецких романтиков.

Однако у Погорельского она не становится всепоглощающей, хотя и получает множество адресов. Например, откровенно насмехается Погорельский над «учительшей», на голове которой парикмахер взгромоздил целую оранжерею цветов, с сияющими между ними двумя бриллиантовыми перстнями. «Старый, изношенный салоп» в сочетании с такой прической вскрывает убожество пансионного мирка, изредка, в дни приезда значительных лиц, демонстрирующего всю силу подобострастия и угодничества.

Разительный контраст всему этому представляет лишенный лицемерия внутренний мир Алеши, «юное воображение которого бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по темным дремучим лесам». Это чисто романтический мотив.

Однако Погорельский не был просто подражателем: осваивая опыт немецкого романтизма, он сделал значительные открытия. В центре сказки – мальчик Алеша, тогда как в сказках - источниках два героя – мальчик и девочка. Мальчики (Андерс в «Эльфах», Фриц в «Щелкунчике) отличаются рассудительностью, стремятся разделять все убеждения взрослых, поэтому для них закрыт путь в сказочный мир, где девочкам открывается много интересного.

Немецкие романтики разделили детей на обычных, то есть тех, кто не в состоянии выйти из пределов повседневности, и избранных.

«Такие понятливые дети недолговечны, они слишком совершенны для этого мира…» - замечала бабушка об Эльфриде, дочери Мари. Никакой надежды на счастье для Мари в «земной жизни» не дает и финал «Щелкунчика» Гофмана: Мари, которая выходит замуж, становится королевой в стране сверкающих цукатных рощ, призрачных марципановых замков. Если вспомнить, что невесте исполнилось только восемь лет, то ясно станет, что осуществление идеала возможно лишь в воображении.

Романтику дорог мир ребенка, душа которого чиста и наивна, незамутнена расчетом и гнетущими заботами, способного в богатом своем воображении создавать удивительные миры. В детях нам дана как бы истина самой жизни, в них ее первослово.

Погорельский, поставив в центр сказки образ мальчика Алеши, продемонстрировал этим неоднозначность, многосторонность и непредсказуемость внутреннего мира ребенка. Если Гофмана спасала романтическая ирония, то лишенная иронии сказка Л.Тика поражает безысходностью: с уходом эльфов исчезает благоденствие края, умирает Эльфрида, а за ней и мать.

Трагична и сказка Погорельского: она обжигает сердце, вызывает сильнейшее сострадание к Алеше, и к подземным жителям. Но при этом чувство безысходности сказка не рождает.

Несмотря на внешнее сходство: блеск, неземную красоту, таинственность – Подземное царство Погорельского не похоже ни на конфетно – кукольное государство в «Щелкунчике», ни на страну вечного детства в «Эльфах».

Мари в «Щелкунчике» Гофмана мечтает о подарке Дроссельмайера – прекрасном саде, где «большое озеро, по нему плавают чудо какие лебеди с золотыми ленточками на шее и распевают красивые песни». Попав в конфетное царство, она находит там именно такое озеро. Сон, во время которого Мари совершает путешествие в волшебный мир, для нее самая настоящая реальность. По законам романтического двоемирия этот второй, идеальный мир и есть подлинный, так как реализует все силы человеческой души. Совсем иной характер приобретает двоемирие у Погорельского.

Среди подземных жителей у Погорельского есть военные, чиновники, пажи и рыцари. У Гофмана же в конфетно – кукольном государстве присутствует «всякий люд, какой только встречается на белом свете».

Чудесный сад в Подземном царстве устроен в английском вкусе; драгоценный камни, усыпающие дорожки сада, блестят от света специально установленных ламп. В «Щелкунчике» Мари «очутилась на …лугу, который искрился, словно блестящими драгоценными камнями, но оказался в результате леденцовым.

Стены богато убранной залы кажутся Алеше сделанными из «лабрадора, какой он видел в минеральном кабинете, имеющемся в пансионате.

Все эти рационалистические черты, немыслимые в романтизме, позволили Погорельскому, вслед за немецкими романтиками, воплотить в сказочном царстве понимание ребенком всех сторон бытия, представления Алеши об окружающем мире. Подземное царство – модель действительности, по Алеше, действительности яркой, праздничной, разумной и справедливой.

Совсем иное царство эльфов в сказке Тика. Это страна вечного детства, где царствуют скрытые силы природы – вода, огонь, сокровища земных недр. Это тот мир, которому изначально родственна душа ребенка. Например, не что иное, как огонь, реки которого «текут под землей во все стороны, и от того – то растут цветы, плоды и бывает вино», не что иное как приветливо улыбающиеся Мари, смеющиеся и прыгающие созданьица «как бы из румяного хрусталя». Единственным дисбалансом в беспечном мире вечного детства является подземная комната, где князь металлов, «старый, сморщенный человечек», повелевает уродливыми гномами, таскающими золото в мешках, и ворчит на Церину и Мари: «Вечно все те же шалости. Когда же кончится эта праздность?».

Для Алеши праздность начинается, когда он получает волшебное семечко. Получив свободу, не прикладывая теперь усилий для учения, Алеша вообразил, что он «гораздо лучше и умнее всех мальчиков, и сделался страшным шалуном». Потеря рассудительности, отказ от нее, делает вывод Погорельский, приводят к печальным последствиям: перерождению самого ребенка и страданиям, на которые обрек подземных жителей Алеша своим перерождением. В «Эльфах» показана роковая несовместимость прекрасного мира детства с реальной действительностью, ее неумолимыми законами, взросление оборачивается вырождением, потерей всего самого светлого, прекрасного и ценного: «Вы, люди, слишком быстро растете и стремительно становитесь взрослыми и разумными», - рассуждает эльфа Церина. Попытка сопряжения идеала и действительности приводит к катастрофе.

В «Черной курице» слово Алеши не открывать тайны подземных жителей означает то, что он владеет счастьем целой страны маленьких человечков и возможностью его разрушить. Возникает тема ответственности человека не только за себя, но и за благополучие целого мира, единого и потому хрупкого.

Так открывается одна из глобальных тем русской литературы.

Внутренний мир ребенка не идеализируется Погорельским. Шалость и праздность, опоэтизированные Тиком, приводят к трагедии, которая подготавливается исподволь. По пути в Подземное царство Алеша совершает множество опрометчивых поступков. Несмотря на многочисленные предупреждения Черной курицы он просит лапку у кошки, не может утерпеть, чтобы не поклониться фарфоровым куклам…Непослушание любознательного мальчика в сказочном царстве ведет к конфликту с чудесным миром, будит в нем силы зла.

Второй мир, так же как и первый, свидетельствует о неблагополучии внутренней жизни ребенка, сигнализирует о необходимости руководить действиями любознательного и неискушенного мальчика и об опасности доверять всем его бессознательным порывам.

«Детская непосредственная простота» не является поэтому у Погорельского предметом поклонения. Преклонение перед невинным ребенком Погорельский заменяет чисто человеческой, мудрой христианской любовью к доброму, но легкомысленному мальчику, который глубоко страдает, остро чувствует свою вину и раскаивается в совершенном.

Сцена прощания с Чернушкой повторяет некоторые моменты прощания Церины с Эльфридой: появляется представитель волшебного царства, дается описание его внешнего вида, разговор, где и Церина, и Чернушка подчеркивают бедственное положение обитателей сказочных миров. Вся же сцена в целом имеет самобытный характер. В ней Погорельский серьезно расходится с Тиком. Церина по-прежнему любит лишь невинную Эльфриду, а не Мари, обрекшую ее на страдания, эльфа «очень зла».

Чернушка же говорит сквозь слезы: «Я тебя прощаю, не могу забыть, что спас мне жизнь мою, и все-таки люблю, хотя ты сделал меня несчастным, может быть, навеки».

Любовь и доброта, по Погорельскому, это основа подлинной красоты человека.

«Черная курица» не оставляет чувства безысходности, не содержит «пресноты и фальши морализирующих сказок», ее эмоционально – обобщающая мысль поражает силой, рожденной глубиной философского подтекста, в котором так часто отказывали сказке.

Погорельскому удалось избежать крайностей, противопоставления рационализма и непосредственности, разума и чувства, воли и эмоций, свободы и необходимости. Только их гармоничное сочетание в человеке способно избавить его от неоправданных ошибок и опасных заблуждений.

Восприняв одно из важнейших положений немецкого романтизма о том, что сказка не утеха детям на сон грядущий, а «сама природа», что именно она наиболее пригодна для воплощения универсальных идей, Погорельский создал удивительную повесть, где образ ребенка запечатлен во всей его сложности.

Однако этим не исчерпывается значение сказки. В ней не только верно изображен ребенок, но и отражено его реальное положение в мире. Феномен сказки состоит в том, что сделано это с помощью приемов, которые у немецких романтиков приводили к выводам, либо удручающим своей безысходностью, либо к иронии, провозгласившей невозможность достижения истины. Путь этот вел к кризису романтического мироощущения в целом. Погорельский же, по мысли исследовательницы его творчества Е.П. Званцевой, «вошел в число писателей, которые во главе с Пушкиным заложили основание русской классической прозы».

Трансформация романтических идей, которая произошла в сказке, обнажает глубинные тенденции развития русской нравственно – эстетической мысли, создавшей в XIX веке шедевры всемирно – исторического значения.

Писатель впервые доказал самостоятельность детского мира, наличие у ребенка собственной системы ценностей, вкуса, творческих способностей. Образ Алеши отличается достоверностью психологического рисунка, им открывается галерея образов в автобиографических повестях С.Т. Аксакова, Л.Н. Толстого, Н.Г. Гагарина – Михайловского.

Ключевая идея произведения – крах инфантилизма, переход от наивных фантазий к осознанию ответственности за поступки – стала одной из ведущих идей русской детской прозы. Мысли о самостоятельном пути человека в мире нравственных понятий, об этическом законе, действующем в искусстве точно так же, как в жизни, безусловно, - важная часть содержания.

Традиционное романтическое двоемирие нашло оправдание в объективном двоемирии детского сознания. В образе Алеши соединились черты маленького Алеши Перовского и Алеши Толстого.

Погорельским была найдена золотая середина в манере повествования о детстве между рассудительностью и сочувствием, с оттенками мягкого юмора и сентиментальности, вполне уместной при воспоминаниях. Чувство меры проявляется и в слоге, переходящем от книжно – повествовательного к слогу живого общения наставника с ребенком. Таким образом, в «Черной курице» определилась одна из основных черт детской литературы – наличие двух планов повествования – детского и взрослого.

В повести Погорельского два плана: реальный, изображающий Петербург конца XVIII века (мужской пансион, быт и нравы воспитанников и учителей, их взаимоотношения), и волшебный, в котором действуют подземные рыцари, гномы и т. д. С большой теплотой и тонким знанием детской психологии рисует автор главного героя. Мальчик не падает духом, оказавшись в далеком от родительского дома петербургском пансионе, прилежно учится, весело играет с товарищами и читает так много, что даже знает «наизусть деяния славнейших рыцарей». «Юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по темным, дремучим лесам», - пишет Погорельский. Исполненный детских грез, Алеша не пассивный мечтательный ребенок. Созданный им волшебный мир не отгораживает его от мира реального. Необузданная фантазия, живой, активный характер отличают юного героя. Воображаемое он постоянно переносит на повседневную действительность, реальная жизнь кажется ему таинственной и загадочной. Вот ожидается приезд директора училищ, и Алеша сразу же представил его себе «знаменитым рыцарем в блестящих латах и в шлеме с большими перьями».

Алеша способен к добрым порывам и поступкам, к самопожертвованию во имя спасения беззащитного. Чтобы сохранить жизнь любимой курочки Чернушки, он, не задумываясь, отдает «сердитой и бранчливой кухарке золотую монету, которую берег пуще глаза своего, потому что это был подарок доброй его бабушки». Маленький читатель, несомненно, высоко оценит этот поступок Алеши. Чувствуется дидактическая направленность уже на первых страницах повести. Погорельский рисует в самых привлекательных тонах своего героя, подчеркивая его сердечную отзывчивость, трудолюбие, вежливость. Поэтому может показаться слабо мотивированным поворот, который происходит в сознании и в поведении мальчика. За спасение Чернушки, оказавшейся министром волшебного царства, король гномов обещает исполнить любое его желание. Поколебавшись немного, Алеша просит у короля гномов лишь одно волшебное средство: не учить уроки, а отвечать их без запинки. Алеша - ребенок, и, естественно, положительные нравственные качества в нем только формируются. Затем, юный герой все же хочет всегда знать уроки, но рассуждает об этом, как и другие ученики: хорошо бы знать все, не утруждая себя, не прилагая усилий. Погорельский показывает, к чему приводит эта детская философия. Он убеждает маленьких читателей, как плохо не желать трудиться, чтобы все знать. В этом прежде всего и состоит нравственно-педагогический смысл и воспитательное значение волшебной повести Погорельского.

Итак, Алеша получает волшебный талисман: конопляное семечко. Он теперь может почивать на лаврах, отвечать любой урок без всякой подготовки. Мы с нетерпением ждем, каким станет Алеша. Ведь, по словам Погорельского, он был «добрый, милый и скромный» мальчик. И действительно, герою трудно превратиться в тунеядца. Писатель выявляет происходящую в душе маленького героя борьбу положительных и отрицательных начал, добра и зла.

Такое изображение героя было новаторским. До Погорельского русские народные и литературные сказки не раскрывали образ положительного героя. В них не изображались душевные противоречия действующих лиц. Они резко отделяли добро от зла. Персонажи делились на положительных и отрицательных. У героя повести Погорельского хорошие и плохие черты характера соседствуют. Алеша - живой, полнокровный образ. По-новому развивается в повести и сказочный конфликт. В произведении ощущается усиленное внимание автора к психологической сущности, к душевным переживаниям героя. Вот Алеша впервые появляется на уроке с конопляным зернышком в кармане и, «сам еще не зная, что сказать… безошибочно, не останавливаясь, проговорил все заданное». Но похвала учителя не доставляет ему теперь такого удовольствия, как прежде. «Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок не стоил ему никакого труда»,- пишет Погорельский.

В дальнейшем борьба положительного и отрицательного начал в душе Алеши теряет свою остроту. Она заглушается растущим в мальчике себялюбием, самомнением и чванством. Праздность духовно калечит Алешу, отчуждает его от других детей, приносит страдания. Он утрачивает свое прежнее очарование. Мнимые успехи так вскружили голову Алеше, что он стал редко вспоминать даже о своем волшебном друге Чернушке. Каким жалким кажется герой, когда, потеряв волшебный талисман, он на уроке «не мог выговорить ни одного слова» и понес за это тяжкое наказание! Погорельский убеждает читателей, что безобидное, казалось бы, желание иных детей все знать, не трудясь, незаметно оборачивается в повести трудно исправимым пороком, способным принести неисчислимые беды и самому герою и другим. Повесть отличается острыми трагическими художественными ситуациями и коллизиями. Сюжет произведения развивается так, что в кульминационный разгар событий от поведения мальчика зависит судьба целого народа. Во время порки розгами Алеша не выдержал и рассказал учителю о существовании подземного волшебного царства. Он выдал тайну. После этого и Чернушка, и рыцари, и «маленькие люди» - гномы должны были покинуть родное место. «Ты сделал меня несчастным», - говорит Алеше закованная в цепи Чернушка. И юный герой слышит шум скорбно уходящих людей, плач детей и женщин.

Алеша нарушил слово и принес страдания жителям подземного царства неумышленно, неосознанно. Но ведь разыгравшаяся трагедия была следствием его «неразумного поведения», вызвана желанием жить бездумно и бездеятельно. И только борьба героя с самим собой может в какой-то мере искупить его вину. Покидая Алешу, Чернушка говорит ему: «Твои слезы помочь не могут. Одним только ты можешь меня утешить в моем несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде». Все сказочные события рисуются писателем в виде картин, которые видит герой и которые навеяны ему чтением рыцарских романов. Но писатель нарочито путает сон с явью. Уже в самом начале повести Чернушка в качестве посланца волшебного царства появляется Алеше и во сне, и тогда, когда он «лежал с открытыми глазами и долго слушал, как в верхнем жилье, над его головою, ходили по комнатам и приводили в порядок стулья и столы». И потрясение, которое пережил герой после непреднамеренного разглашения тайны гномов, описано автором так, что маленький читатель не усомнится в подлинности происходящего.

Погорельский очень скупо использует диалог, который играл такую большую роль в народных сказках. Основная часть текста произведения - это повествование от лица автора. В ней преобладают книжная лексика, развернутые фразы с многочисленными придаточными предложениями. Язык повести передает ее идейно-эстетическое своеобразие. Тонко схвачены в произведении, например, интонации «детской» речи: «Чернушка шла впереди на цыпочках и Алеше велела следовать за собою тихонько, тихонько». Часто повествование переходит в беседу, и Погорельский как бы ведет маленького читателя по местам, о которых говорит в своей сказке. Отсюда постоянные оговорки автора и его обращения к детям: «В другой раз и при другом случае я, может быть, поговорю с вами пространнее о переменах, происшедших в Петербурге в течение моего века», «Я забыл сказать вам, что к дому этому принадлежал довольно просторный двор…»

Время написания сказки совпадает с событиями, потрясшими всю Россию, - сотни людей, связанных с тайными декабристскими обществами, не по своей воле в кандалах отправлялись на каторгу. Закованная цепями Чернушка в человеческом облике министра не могла не вызывать ассоциаций, которыми в ту пору предпочитали не делиться публично. Смысл нравственного урока герою сказки не только в том, что надо старательно трудиться, но в том, что детское легкомыслие (так часто присущее и взрослым людям) делает несчастными и их самих, и тех, кто им дорог. Лучше претерпеть страдания, чем из малодушия нарушить верность данному слову.

Романтическая повесть – сказка «Черная курица, или Подземные жители» - шедевр русской детской беллетристики, ставшей памятником дворянской культуры детства. Обладая мощным воспитательным и эстетическим потенциалом, она, без сомнения, оставила след в сознании читателей XIX века. В атмосфере педагогических идей и литературного творчества А. Погорельского вырос его племянник А.К. Толстой, ставший последним романтиком в истории русской литературы, личность яркая и многогранная. Л.Н. Толстой, составляя список книг, повлиявших на его духовное становление, включил и «Черную курицу…».

Конспект урока по сказке Антония Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"

Цели урока:

Развивать навыки беглого выразительного чтения,

Развивать умения грамотно отвечать на вопросы,

Развивать умение анализировать и обобщать материал,

Учить определять главную мысль произведения,

Воспитывать у учащихся умение делать выводы для себя, наблюдая за поступками литературных героев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Организационный момент
  1. Постановка цели:

Ребята, у нас сегодня необычный урок, мы отправимся в сказку

Антония Погорельского «Чёрная курица или подземные жители»,

Мы встретимся с мальчиком Алёшей и обсудим, какая с ним произошла загадочная история.

  1. Работа с текстом

Итак, я хочу пригласить вас в сказку.

(открываем титульный лист)

Петербург. 1829 год. Мы оказались на Васильевском острове, в первой линии, перед нами двухэтажное здание.

Читаем начало, сохраняя сказочный, старинный стиль: «Лет сорок тому назад, в Санкт-Петербурге на Васильевском острову, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона….»

Объясним:

Санкт-Петербург.

Васильевский остров.

Линия.

Пансион.

Санкт-Петербург . Петр I, одержав победу над шведами в 1702, решил заложить в дельте Невы новую крепость. День, когда приступили к сооружению бастионов новой крепости, - 13 (27) мая 1703 года - принято считать днем основания Петербурга, хотя первые значительные сооружения появились только спустя три-четыре года. Поэтому по решению правительства России основание Санкт-Петербурга отмечается в 2003 году.

Васильевский остров , самый большой остров (1050 га) в дельте Невы, исторический район Санкт-Петербурга.

Линия - название каждой стороны улицы на Васильевском острове.

Пансион (франц. pension, от лат. pensio - платеж). В Российской империи и некоторых зарубежных странах закрытое учебное заведение с общежитием и полным содержанием учащихся.)

Так что это за здание на экране? (пансионат)

Ребята давайте найдем в нашем «путеводителе» по сказке – это в тексте описание пансионата,

«Дом, которого вы теперь - как уже вам сказывал - не найдете, был о двух

этажах, крытый голландскими черепицами. Крыльцо, по которому в него входили, было деревянное и выдавалось на улицу. Из сеней довольно крутая лестница вела в верхнее жилье, состоявшее из восьми или девяти комнат, в которых с одной стороны жил содержатель пансиона, а с другой были классы. Дортуары, или спальные комнаты детей, находились в нижнем этаже, по правую сторону сеней, а по левую жили две старушки-голландки, из которых каждой было более ста лет и которые собственными глазами видали Петра Великого и даже с ним говаривали».

Какие вам встретились незнакомые слова?

(дортуары, сени)

Давайте узнаем, что же это такое. (Спрашиваем детей или читаем на слайде.

Дортуары – спальные комнаты, сени – прихожая, коридор).

А какие ещё незнакомые слова вам встретились в тексте?

(Дети называют некоторые из них и читаем на слайде)

Эти слова, ребята, вышли из нашего употребления и называются устаревшими словами или архаизмами.

Запишем тетрадь эти термины

Наш путь по сказке продолжается, и вот он наш главный герой сказки мальчик Алёша, ваш ровесник. Какой он зачитаем его описание:

(“…в том пансионе находился один мальчик, по имени Алёша, которому тогда было не более 9 или 10 лет. Алёша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно…Дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алёша горько чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг. Алёша знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей. Любимое его занятие в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие веки…Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора. Между курами он особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алёша лучшие кусочки приносил ей”)

Давайте сейчас вспомним, какая с ним произошла история.

Проведём это в форме блиц опроса, за каждый правильный ответ вы получаете символ этой сказки – зёрнышко.

  1. Почему Алёша остался один в пансионате? (все ученики уехали на каникулы)
  2. Что было его утешением в часы одиночества? (чтение книг, игра с курочками во дворе)
  3. Какую курочку Алёша любил больше всех? (Чернушку)
  4. Как Алёша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала)
  5. Чего испугался Алёша ночью? (зашевелилась простынь на соседней кровати, и из – под неё вышла курочка)
  6. Как Чернушка справилась с рыцарями? (распустила крылья, нахохлилась, сделалась большая, и отбивалась от рыцарей)
  7. Куда привела курица мальчика? (в подземное царство)
  8. Кем оказалась Чернушка в подземном царстве? (главным министром)
  9. Какое желание загадал Алёша? (чтобы он всегда знал урок. не уча его)
  10. Какой предмет подарили Алёше, чтобы желание сбылось? (зёрнышко)
  11. Какое условие поставил король Алёше? (никому не рассказывать про подземелье)
  12. Как отнёсся к Алёшиному желанию король? (он удивился, что Алёша оказался таким ленивым)

Физкультминутка

Хорошо, молодцы, я вижу, вы хорошо знаете текст произведения, а теперь давайте с вами посмотрим отрывок из мультфильма «Черная курица или Подземные жители» и сравним изображенный фрагмент с отрывком из текста.

(ОТРЫВОК мультфильма о спасении чернушки . 00.42 – 3.25 )

Вы посмотрели фрагмент мультипликационного фильма и попробуйте определить, есть ли разница в изображении спасения Чернушки Антонием Погорельским и создателями мультфильма.

(Разница в том, что Антоний Погорельский в сказке показывает, как Алёша просит кухарку Тринушку не резать курицу. В мультфильме сцена спасения представлена по-другому: неожиданно налетает коршун, Алёша смело бросается с палкой на него и отбивает Чернушку)

Как вы считаете, почему Чернушка решила рассказать Алёше свою тайну?

(Алёша был добрым мальчиком. Чернушка хотела отблагодарить мальчика за спасение её жизни. Чернушке, наверное, хотелось сделать жизнь Алёши интересней и познавательней).

– А теперь посмотрите еще один фрагмент мультипликационного фильма.

8.35 – 9.40

– Какие же интересные деревья росли в сказочном саду?

(Были деревья, плоды которого могли сделать человека мудрым; на другом дереве созревали семена доброты; росло дерево здоровья).

Да, вы правы, но, тем не менее, Алеша все же выбрал в дар что? Верно, зернышко, дающее возможность не учить уроков.

Посмотрим, что же из этого получилось.

  1. Практическая работа .

Ребята мы продолжаем путешествовать по сказке.

Итак, Алёша получил волшебное зёрнышко, и жизнь его изменилась, да и он сам изменился. Давайте дадим характеристику Алёше до получения зёрнышка, и после получения зёрнышка.

На доске находятся слова, которые характеризуют Алешу. Распределите эти слова в два столбика До получения зёрнышка и После получения зёрнышка.

Добрый

Жестокий

Ласковый

Общительный

Дерзкий

Любознательный

Скромный

Непослушный

Застенчивый

Упрямый

Гордый

Самолюбивый

Самопроверк а. Показываю правильный вариант ответа.

Давайте сделаем вывод, почему из послушного, доброго, ласково мальчика Алёша превратился в упрямого, непослушного, дерзкого.

(ответ)

  1. Вывод: Ему нечем было заняться, от безделья Алёша начал шалить, грубить, хулиганить.

Не даром народная мудрость гласит: Скучен день до вечера, коли делать нечего!

Ребята, наш путь по сказке подходит к концу, а какая концовка у любой сказки? – добро побеждает зло!

Ребята, встречали ли мы в какой-нибудь волшебной сказке подобное зло? (Heт)

О каком зле, или каких злых героях мы читали? (Баба-яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и тому подобное. В сказках зло, как правило, олицетворено или опредмечено)

Пробовал ли мальчик бороться с этим злом? (Да)

Каким образом? (Иногда Алёше всё же становилось стыдно, его мучила совесть. Значит, в его душе шла борьба между добродетелью и пороками.)

Что победило ? (Победило добро, Алёша сам себя наказал: он несколько дней мучился. От этих мучений здоровье его подорвалось, и, когда однажды к нему во сне опять пришла Чернушка и между ними произошла сцена прощания, Алёша упал в обморок и несколько дней пролежал без памяти с сильной горячкой. После того как Алёша выздоровел, он опять старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Значит, добро победило, победило в душе Алеши.)

Вспомните, как был наказан Алёша. Какое наказание было для него самым тяжёлым?

Вывод: добро победило зло, Алёша стал прежним послушным мальчиком.

(ОТРЫВОК мультфильма 17.05 – 19.30 )

Вот и закончилось наше путешествие по сказке.

  1. Домашнее задание

«…Алёша стыдился об этом говорить…»

А вам когда – нибудь стыдно было за свои поступки

Напишите ответ на вопрос

Какой выход из этой ситуации нашли вы?

  1. Рефлексия

Ребята, сегодня на уроке многие из вас получили волшебные зёрнышки, вы тоже можете попытаться загадать желание, напишите, какое желание вы загадали на зёрнышко. Опишите его, но прежде подумайте, к каким последствиям это может привести.



  • Русский писатель, один из крупнейших прозаиков первой половины XIX века.
  • Имя «Антон Погорельский» – псевдоним.
  • Псевдоним - вымышленное имя, используемое человеком в жизнедеятельности вместо настоящего.
  • Настоящее имя - Алексей Алексеевич Перовский .
  • Псевдоним взял от названия своего имения Погорельцы .


племянника Алеши .

  • После войны занялся литературным творчеством в своем имении Погорельцы. Там он занимался воспитанием племянника Алеши , будущего знаменитого поэта, писателя и драматурга Алексея Константиновича Толстого , для которого и написал сказку «Черная курица, или подземные жители» .
  • После войны занялся литературным творчеством в своем имении Погорельцы. Там он занимался воспитанием племянника Алеши , будущего знаменитого поэта, писателя и драматурга Алексея Константиновича Толстого , для которого и написал сказку «Черная курица, или подземные жители» .



Словарная работа

Пансион

Дортуары

Букли

Тупей

Вакации

Салоп

Империал

Фрак

Изразец

Бекеша

закрытое учебное заведение

спальные комнаты

кольца завитых волос, локоны

старинная причёска (взбитый хохолок на голове)

каникулярное время

широкое дамское пальто

золотая монета

род сюртука вырезанными спереди пополам и длинными узкими фалдами сзади

плитка из обожжённой глины, для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель

верхняя мужская одежда на меху, в талию и со сборками


Подумаем!

  • Как вы определите точный жанр этого произведения? Почему?
  • Приведите еще примеры подобного жанра.
  • Напомните, чем отличается литературная сказка от народной?

Основные признаки фольклорной и литературной сказки

Фольклорная сказка

Литературная сказка

Устность, коллективность,

анонимность

Используются традиционные образы-персонажи(маски-типажи)

Свойственна изобразительнось (описание места, облика героев, их характеров)

Отражены общенародные идеалы, личность конкретного сказителя стерта


  • Где и когда происходит действие в сказке?
  • Зачитайте описание места и времени.

Почему Алёша остался один в пансионе?

Что было его утешением в часы одиночества?

Какую курочку Алёша любил больше всех?

Как Алёша спас Чернушку?

Чего испугался Алёша ночью?

Как Чернушка справилась с рыцарями?

Куда привела курица мальчика?

Кем оказалась Чернушка в подземном царстве?



Главный герой сказки.

  • Кто главный герой сказки? Найдите его описание .
  • Каким знали Алёшу в пансионе, за что его любили?
  • Умненький
  • Миленький
  • Начитанный
  • Романтик
  • Мечтатель
  • Верит в волшебство
  • Остро чувствует своё одиночество


Какие эпизоды изображены на иллюстрациях? Что происходило до этого момента? А что после?


Подумаем!

  • Как вы считаете, посещение подземного царства – реальное событие?
  • А как ведёт себя Алёша? В чём смысл первого сна ?
  • Можем ли мы вынести какой – то урок из этого?

Что происходило до этого момента? А что после?


Какие эпизоды изображены на иллюстрациях? Что происходило до этого момента? А что после?


  • Что чувствует Алеша, имея волшебное зернышко? Найдите описание в тексте .
  • Симпатичен он вам в этот момент? Почему?
  • Испытывали вы когда-нибудь подобное чувство?

Разделите качества на 2 группы: «До получения зернышка» и «После получения зернышка»

2.Жестокий

3.Ласковый

4.Упрямый

5.Общительный

6. Самолюбивый

8.Дерзкий

9.Любознательный

10.Застенчивый

11.Непослушный

12.Скромный


До получения зёрнышка

1 .Добрый

3 .Ласковый

5 .Общительный

9 .Любознательный

10. Застенчивый

12. Скромный

После получения зёрнышка

2. Жестокий

4. Упрямый

6. Самолюбивый

7. Гордый

8. Дерзкий

11. Непослушный


Какой эпизод изображён на иллюстрации? Что происходило до этого момента? А что после?


Какой эпизод изображён на иллюстрации? Что происходило до этого момента? А что после?


  • Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку.
  • Чьи это слова?
  • Что Чернушка хочет этим сказать?
  • Какую тему всей сказки вы можете выделить?
  • Какова идея произведения?
  • Не для того нам дан ум, чтобы мы употребили его во зло.

Вывод.

  • Тема: Воспитание себя (Воспитание Человека в себе)
  • Идея: Все люди изначально чисты и добры, но начинают "портиться", когда получают все даром. Люди должны сами воспитывать в себе добро , честность, ответственность и быть благодарными . Если мы не ценим то, что имеем, то мы лишаемся этого.
Загрузка...