crimea-fun.ru

Сочинение на тему: Смысл жизни в рассказе Старуха Изергиль, Горький. Ранние романтические рассказы горького В чем смысл жизни по старухе изергиль

Ларра и Данко на протяжении всего рассказа и в целом по замыслу автора являются непримиримыми антагонистами. Их жизни полностью противоположны: смысл одной из них заключается в вечном служении людям, смысл второй, казалось бы, в принципе отсутствует – судьба без цели, без содержания, прошедшая бесследно, исчезнувшая будто тень. Безусловно, каждый может относиться по-разному к своей жизни и определять те цели, ради которых он живет. Одни считают, что судьба определена свыше и от нас ничего не зависит. Другие уверены, что определить свою будущую жизнь под силу каждому из нас. В рассказе М. Горького Ларра и Данко олицетворяют собой эти два противоположных взгляда. Однако, несмотря на серьезные противоречия, у главных героев все же есть общие черты. В первую очередь, их объединят единые человеческие качества, такие как храбрость, красота, ум и сила.

Сюжет рассказа строится на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни, а также на легендах о Ларре и Данко. Данко - красивый и смелый юноша, любовь которого к людям не знает границ. Его альтруизм совершенно неисчерпаем и ничем не обусловлен. Данко – настоящий герой, способный на великие подвиги ради своего народа. Образ этого героя воплощает в себе идеал гуманизма, высокой духовности и способность к самопожертвованию. Его смерть не вызывает у читателя жалости, поскольку подвиг, который он совершил, его величина и значимость находятся гораздо выше подобного рода чувств. Данко – мужественный и бесстрашный герой, в руках которого пылает его собственное, искрящееся любовью сердце, - вызывает уважение и восторг читателя, но ни в коем случае не жалость или сострадание.

Этому светлому и возвышенному образу автор противопоставляет негативный образ Ларры, человека эгоистичного и горделивого. Ларра считает себя избранным и к окружающим его людям относится с пренебрежением, подобно тому, как относится господин к своим рабам.

Неуемная гордость и высокомерие Ларры приводят его к одиночеству и заставляют испытывать невыносимую тоску. Как отмечает автор, гордость – прекрасная черта характера, но в том случае, когда она возвышается над всеми остальными чувствами, она несет за собой абсолютное освобождение от общества, от всех законов морали и нравственных устоев, что в итоге приводит к печальным последствиям.

Таким образом, Ларра, будучи освобожденным от мирских оков, умирает духовно для всех и для себя, в том числе, обреченный на вечную жизнь в физической оболочке. Данко же обрел свое счастье, отдав себя людям, и в бессмертии своем оказался полностью свободным.

Сочинение Сравнительная характеристика Данко и Ларры

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» содержит две легенды, которые рассказывают о двух молодых людях. Первая легенда повествует о человеке-орле по имени Ларра, а вторая знакомит читателя с персонажем, которого зовут Данко. Два этих образа нельзя не сравнить, поскольку характеристики пропорционально отличаются друг от друга.

В первую очередь сравнение должно коснуться характеров молодых людей. Ларра - эгоистичный, самодовольный, жестокий. Он никогда не думал о том, чего хотят люди, его волновали лишь его желания. Его эгоизм и жестокость однажды привели к смерти девушки: Ларра убил ее, потому что она не захотела принадлежать ему. Данко - это полная противоположность Ларры, в его характере все в точности наоборот: самоотверженность, любовь к людям, доброта и прочие лучшие качества человека. Он готов был на все, чтобы другие обрели свободу и счастье. В отличие от Ларры он был способен на поступки, которые достойны уважения. Ларра же действовал в угоду себе, но не безвредно, а именно с ущербом для окружающих. Таким образом, сравнивая характеры обоих героев можно понять, что они абсолютно разные, причем их личностные качества кардинально противоположны.

Особенно интересным является сравнение судьбы персонажей легенд. В обеих легендах они погибают, казалось бы общая черта найдена, однако даже этот момент в сюжете сильно отличается, но не по характеру смерти или по чему-то подобному, а по восприятию героями ее, по их состоянию. Ларра был изгнан людьми, сначала ему казалось, что это одиночество-именно то, что ему нужно, ведь никто из обычных людей не достоин его внимания. Но со временем его жизнь вдали от всех стала мучением, и он умер, никому не нужным. Это не было его выбором, хоть он и воспринял сначала одиночество как дар, показал свою горделивость.

Данко сам выбрал свою судьбу-свою жизнь в обмен на множество других. И он умирал не в муках, он был счастлив, что смог помочь другим людям. Он осветил им путь во тьме своим горящим сердцем, Данко не был горделив и искренне любил людей, даже, когда те роптали на него, боясь не выбраться из дремучего леса. Каждый из героев в итоге получил то, чего хотел, но это привело к разным последствиям, потому что все зависит от происхождения желания: добро или зло, себялюбие или самоотверженность.

В заключение остается только сказать, что образы Ларры и Данко сильно контрастируют, и это вполне уместно в рассказе Максима Горького. С помощью этих двух, совершенно различных героев, каждый может увидеть и понять влияние наших желаний на нас, а также, что действительно правильно.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Пороки в Мертвых душах Гоголя

    В произведении Гоголя «Ревизор» собраны самые разнообразные пороки, которым подвержено общество. В первую очередь оно явно прослеживается в характерах главных героев произведений. Каждый из пяти помещиков, который встречается на пути Чичикову

  • Герои романа В списках не значился Васильева (характеристика)

    Произведение является одним из самых значимых сочинений, основанных на реально происходящих во время Великой Отечественной войны событиях.

  • Сочинение Мое любимое произведение Пушкина

    Александр Сергеевич Пушкин – одна из самых знаковых фигур отечественной литературы. Его знают все от мала до велика, сказки Пушкина читают дошколята и дети из начальной школы, а в средней и старшей проходят

  • Анализ рассказа Толстого После бала

    Рубеж 19 и 20 веков был непростым временем для российского государства. Все более нарастала социальная напряженность в обществе. Произведение «После бала» появляется как раз в этот период (в 1903 г.)

  • Образ и характеристика Вронского в рассказе Анна Каренина Толстого сочинение

    Алексей Кириллович Вронский – один из центральных героев романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Молодой, бравый офицер Вронский получил хорошее образование, воспитан, привык вращаться в обществе. Это спокойный, дружелюбный, честный и благородный человек

Омукчанова Раиса Петровна
Должность: заместитель директора по умр
Учебное заведение: МБОУ КХСОШ
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), с.Крест-Хальджай
Наименование материала: доклад
Тема: Данко и Моисей, Ларра и Каин (библейские истоки рассказа А.М. Горького "Старуха Изергиль"
Дата публикации: 16.03.2018
Раздел: полное образование

Данко и Моисей, Ларра и Каин

(библейские истоки рассказа А.М. Горького "Старуха Изергиль"

Введение ___________________________________________________________________

Глава 1. Горький и религия ____________________________________________________

Глава 2. О рассказе Горького "Старуха Изергиль"__________________________________

Глава 3. Данко и Моисей_______________________________________________________

Глава 4. Ларра и Каин_________________________________________________________

Вывод ______________________________________________________________________

Использованная литература ____________________________________________________

Приложение _________________________________________________________________

Введение

Данная работа посвящена исследованию нравственных истоков создания образов

Данко и Ларры, героев рассказа А.М. Горького "Старуха Изергиль"

Актуальность темы исследований состоит в том, что сейчас идет переоценка творчества

Горького,

которого

советское

"пролетарским

писателем,

"буревестником революции" и под этим углом рассматривали все его произведения. С

пошатнулся:

начались

открытия

разоблачения,

предпринимались попытки "сбросить Горького с корабля современности", но сделать это

оказалось все же невозможно, тем более, что, параллельно заметному падению интереса к

этому писателю в России, внимание к нему на Западе только возрастало. Чем объяснить

"непотопляемость" Горького? Время показало, что его произведения всегда современны и

всегда вызывают живой интерес у читателей. Это можно доказать на примере рассказа

"Старуха Изергиль"

Героями ранних произведений Горького становятся люди гордые, сильные, смелые,

которые в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений -

рассказ "Старуха Изергиль". Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей

жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. В легенде повествуется о смелом

юноше Данко, который любит людей больше, чем себя - беззаветно, всем сердцем. Данко -

настоящий герой, мужественный и бесстрашный, во имя благородной цели - помощи

своему народу - он способен на подвиг.

Положительному,

возвышенному

противопоставляет

"негативный"

избранным,

окружающих его людей смотрит, как на жалких рабов, и убивает одну девушку.

Надменный, эгоистичный Ларра и отважный, жертвующий собой во имя жизни

вдохновило

Горького

создание

литературоведы объясняют это революционным настроением писателя, но, мы, изучив

жизнь и творчество писателя, пришли к совсем другому решению этой проблемы.

Объект исследования : рассказ Горького "Старуха Изергиль"

Предмет исследования : создание образов Данко и Ларры

Цель исследования :

доказать, что поводом для создания легенды о Ларре и Данко

послужили библейские истории.

Гипотеза исследования : образы Ларры и Данко созданы на основе христианской морали.

Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:

1. Изучить факты жизни А.М. Горького, связанные с христианством;

2. Подробно изучить страницы из Библии, посвященные Моисею и Каину;

3. Сделать сравнительный анализ легенды о Данко и библейской истории о Моисее;

4. Сопоставить образы Ларры и библейского грешника Каина;

5. Обобщить изученное и исследованное, сделать вывод.

Глава 1. Горький и религия.

“ Максим Горький “ – псевдоним, который взял себе Алексей Максимович Пешков,

Много говорит о писателе. Имя “ Максим “, взятое писателем в память об отце, в то же

время выражает его декларируемый максимализм. ”Горький” – потому что рассказывает

горькую правду о горькой жизни. Значит ли это, что свою задачу писатель видит в том,

чтобы с бескомпромиссным максимализмом говорить читателю горькую правду? Мнения

на этот счет могут быть разные. Правда для Горького всегда горькая. Обычно этот взгляд

объясняется

биографически:

действительно, с детства жизнь его не баловало. Но

горьковская “ горечь” объясняется не только внешними обстоятельствами жизни, но и

природным характером, возможно даже наследственностью.

Современников поражал жизненный опыт, приобретенный Горьким уже в ранние

годы его жизни. В начале 1900- х гг.- времени массового преклонения

перед ним, вышло даже книга “Максим Горький в карикатурах и анекдотах”.

Приведенный в ней материал, хотя и представляет писателя в шаржированном виде,

заостряет черты, вызывавшие недоумение одних и восторг других. Книгу открывает

краткий “ послужной список “ популярного писателя:

1878-й год. Поступил “мальчиком “ в магазин обуви.

1879 – Был учеником чертежника.

1880 годы –Служил поваренком на пароходе.

1883г – Работал в крендельном заведении.

1884г.- Был пильщиком дров.

1884г- Перешел на занятия грузчика.

1885г- Состоял хлебопеком в пекарне.

1886г – Был хористом в мелкой оперной труппе.

1887г – Торговал яблоками.

1888г – Покушался на самоубийство.

1889г – Занял должность железнодорожного сторожа.

1890г – Исполнял обязанности заведующего метлами и брезентом железнодорожной

1890г – Поступил письмоводителем к присяжному поверенному.

1891г- Стал бродить по России и работал на соляных промыслах.

1892г – Служил рабочим в железнодорожных мастерских.

1892г- Написал первый рассказ.

1903г – Всемирно известный писатель, имя и произведения которого сделались

популярными среди интеллигентных читателей всех стран.

“ Сказочна вообще судьба этого человека, - много лет спустя писал Бунин.- Молва

твердит: “ Босяк, поднялся со дна моря народного… “

А в словаре Брокгауза другое:

Горький – Пешков, Алексей Максимович. Родился в шестьдесят девятом году в среде

вполне буржуазной: отец – управляющий большой пароходной конторой, мать – дочь

богатого купца – красильщика…» Все это так – и не так.

Савватеевич,

разжалованного

офицеров,

краснодеревщик,

управляющего

пароходной

конторой

Астрахани, жил вдали от семьи и в1871 г. умер от холеры. Горький не знал отца, но все,

что связано с ним, было для него окружено особым ореолом, в честь него он и сына своего

назвал Максимом. Может быть, по отцовской линии- от деда – передалась ему некая

неудовлетворенность,

протеста.

Интересно:

Горького,

проявлял

способности

рисованию,

профессиональным

живописцем.

Талант этого веселого и остроумного молодого человека был сатирического свойства, но,

по определению

знакомых, рисовал он «в стиле Босха», - а это не просто сатира, это

своего рода патология. В отличие от отца, Максим рос в атмосфере любви и понимания, -

но некая наследственность «горечь»проявилась и в нем.

Мать Горького, Варвара Васильевна, вскоре после смерти мужа вышла замуж вторично.

В 1897г. она умерла от скоротечной чахотки. Таким образом, в 11 лет будущий писатель

остался круглом сиротой. В наследство от матери ему достались слабые легкие. Со

временем у него развился туберкулез, от которого он так и не вылечился окончательно.

Эта болезнь тоже накладывает отпечаток на характер человека: затрудненность дыхания,

повышенная температура и слабость, - все это способствует мрачному, пессимистическому

взгляду на жизнь.

Горький считал себя атеистом. Но это значит, что он вырос вне религиозного

воспитания

автобиографическая

трилогия

Детство»

университеты» изобилует подробностями церковного благочестия, и в то же время это

пособие для воспитателя: как не надо учить вере.

Васильевича

Каширина,

владельца

красильного заведения. Характер у деда был тяжелый, как многие люди его среды, он

был церковно благочестив, каждый день перед сном читал Псалтирь и Часослов, но

благочестие его было формальное, внешнее.

«Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды, - вспоминал Горький в

повести «Детство», - она отравляла взрослых и даже дети принимали в ней участие». Бог,

которому покланялся дед, внуку представлялся жестоким, карающим.

Псалтири,

церковнославянскую грамоту одолел раньше русской, хорошо знал Священное Писание и,

уже будучи сознательным атеистом, нередко щеголял цитатами из Библии и умением

стилизоваться

библейской

обучение

вспоминал

тихонькая, пугливая тетка Наталья.

Ну, говори, пожалуйста: « Отче наш, иже еси…»

И если я спрашивал: «Что такое яко же» - она, пугливо оглянувшись, советовала:

Ты не спрашивай, это хуже! Просто говори за мною: « Отче наш …» Ну?

Меня беспокоило: почему спрашивать хуже? Слово « яко же» принимало скрытый смысл

и я нарочно искажал его: «Яков в же», «я в коже».За невыученными молитвами следовало

непременное распоряжение деда: «высечь» . Естественно, такая методика способствовало

укоренению в Православии.

Впрочем, нравственной проповеди Христа Горький никогда не отрицал, но Его

самого воспринимал скорее по Ренану, чем по Евангелию – как историческую личность,

чья подлинная история впоследствии обросла легендами и вымыслами. Он считал, что

Бог – Бог это человеком выдуманное воплощение всего лучшего, что есть в человеке.

«Бога –нет, Леонидушка.- писал он в письме Леониду Андрееву. - Есть – мечта о нем…

Бог – удобное объяснение всего происходящего вокруг и – только». Но сыну своему

подарил Новый Завет с надписью: «Дарю тебе, дорогой мой, одну из лучших книг в мире»,

А в одном из писем ему же писал:»Ты прочитай Евангелие, хорошая книга, и ее надобно

знать». В письме к Екатерине Павловне в декабре 1910г. замечает: «Хорошая книга,

согласись, знать ее надобно»; и Максиму: «Ты прочитай Евангелие, хорошая книга, и ее

надобно знать». Горький хорошо знал также молитвы, жития святых, церковную службу,

но святости Церкви не признавал – в этом, очевидно, немалую роль сыграло то, что ему

пришлось слишком рано без прикрас увидеть «соль, переставшую быть соленой», а

положительной антитезы не было – или Горький не умел ее видеть. Понятия доброты,

милосердия, сострадания он усвоил от бабушки, Акулины Ивановны. Бабушка, такая,

показана

«Детстве»

горьковский

напоминает

праведников

Никифорова

восклицает

парохода

показывая

открывающуюся

панораму

Новгорода, - Вот он, батюшка, Нижний – то! Вот он какой, Богов!». «Долгие молитвы

всегда завершают дни огорчений, ссор и драк; слушать их очень интересно; бабушка

подробно рассказывает богу обо всем, что случилось в доме.

Все Ты, родимый, знаешь, все Тебе, Батюшка, ведомо.

Мне очень нравился бабушкин бог, такой близкий ей, и я часто просил ее: Расскажи

Про бога!

Сидит Господь на холме, среди луга райского, на престоле синя яхонта, под

серебряными липами, а те липы цветут весь год кругом, нет в раю ни зимы, ни осени, и

цветы николи не вянут, так и цветут неустанно, в радость угодникам Божиим…».

«Я очень рано понял, что у деда – один бог, а у бабушки – другой» - вспоминал

писатель. Но жестокость и равнодушие жили

и в бабушкином раю:

«Вот твой ангел

Господу приносит: «Лексей дедушке язык высунул». А Господь и распорядится: «Ну,

пускай старик посечет его!» И так все, про всех, и всем он воздает по делам, кому горем,

кому радостью». Такого рая и такого суда мальчик не принимал.

Наблюдая бабушку, Алеша Пешков пришел к выводу, что религиозность в русском

народе срослась с предрассудками, пассивностью, инертностью, его активной натуре такое

мировоззрение было чуждо.

В 1877 г. Алексей Пешков поступил в училище, учился очень хорошо, после двух лет

похвальную

формальное

образование закончилось: к этому времени Каширины разорились и вскоре будущий

писатель оказался «в людях». «Ну, Лексей, ты – не медаль, на шее у меня - не место тебе,

а иди- кА ты в люди»- сказал ему «благочестивый» дед, а короткая бабушка ничего не

возразила.

Действительно, как было упомянуто в юмористическом «послужном списке» Горького,

ему довелось побывать и «мальчиком» при магазине модной обуви, и учеником (а

одновременно

прислугой)

чертежника,

посудником

пароходах

«Добрый»

«Пермь».Некоторое

учеником

иконописной

мастерской,

иконописного мастерства не проникся: « Уродливо написанные иконы не нравились мне;

продавать

рассказам

представлял

Богородицу

красивой,

картинках

журналов,

изображали ее старой, строгой, с длинным, кривым носом и деревянными ручками <…>

Иконопись никого не увлекает: какой- то злой мудрец раздробил работу на длинный ряд

действий, лишенных красоты, не способных возбудить любовь к делу, интерес к нему.

Косоглазый столяр Панфил, злой и ехидный, приносит выстроганные им и склеенные

кипарисовые и липовые доски разных размеров; чахоточный парень Давидов грунтует их;

«левкас»,

карандашом

подлинника, пишут пейзаж и одеяние иконы, затем она, без лица и ручек, стоит у стены,

ожидая работы личников. Очень неприятно видеть большие иконы для иконостасов и

алтарных дверей, когда они стоят у стены без лица, рук, ног, - только одни ризы или латы

и коротенькие рубашечки архангелов. От этих пестро расписанных досок веет мертвым,

того, что должно оживить из – нет, но кажется, что оно уже было и чудесно исчезло,

оставив только свои тяжелые ризы…».

Факты из жизни А.М. Горького

автобиографическая

трилогия

"Детство"

университеты"

изобилует подробностями церковного благочестия.

Псалтири,

церковнославянскую

раньше русской, хорошо знал Священное Писание;

3. Работая на пароходе, с поваром Смурым читал жития святых;

4. Понятия доброты, милосердия, сострадания он усвоил от бабушки Акулины Ивановны:

"Мне очень нравился бабушкин бог, такой близкий ей, и я часто просил ее: "Расскажи про

5. Некоторое время состоял учеником в иконописной мастерской.

6. Горький хорошо знал молитвы, жития святых, церковную службу.

7. Сыну своему подарил Новый Завет с надписью: Дарю тебе, дорогой мой, одну из

лучших книг в мире!"

Вывод: Горький считал себя атеистом, но нравственной проповеди Христа никогда не

отрицал, он считал, что Бог - это выдуманное человеком воплощение всего лучшего, что

есть в человеке.

Глава 2. О рассказе А.М. Горького "Старуха Изергиль"

Героями ранних произведениями Горького становятся люди гордые, сильные, смелые,

которые в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений –

рассказ «Старуха Изергиль».

Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергил о своей жизни и рассказанных ею

легендах о Ларре и Данко. В легенде повествуется о смелом и красивом юноше Данко,

который любит людей больше, чем себя – беззаветно и всем сердцем. Данко - настоящий

герой – мужественный и бесстрашный, во имя благородной цели – помощи своему народу

– он способен на подвиг.Когда охваченное страхом, обессиленное долгим странствием по

непроходимому лесу племя уже хотело идти к врагу и принести ему в дар свою свободу,

появился Данко. В его глазах светились энергия и живой огонь, народ поверил в него и

пошел за ним. Но утомленные трудным путем, люди опять пали духом и перестали верить

Данко, и в этот переломный момент, когда озлобленная толпа стала плотнее окружать его,

чтобы убить, Данко вырвал сердце из своей груди, осветив им путь к спасению.

Образ Данко воплощает в себе высокий идеал – гуманиста, личность большой духовной

красоты, способную к самопожертвованию ради спасения других людей. Этот герой,

несмотря на свою мучительную смерть, не вызывает в читателе чувство жалости, потому

что его подвиг выше подобного рода чувств. Уважение, восторг, восхищение – вот что

чувствует

читатель,

представляя

воображении

пламенным

держащим в руке искрящееся любовью сердце.

Положительному,

возвышенному

противопоставляет

«негативный» образ Ларры – гордеца и эгоиста Ларра считает себя избранным и на

окружающих его людей смотрит, как на жалких рабов. На вопрос, почему он убил

девушку, Ларра отвечает: «Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый

человек имеет только речь, руки и ноги, а владеет он животными, женщинами, землей… и

еще многим».

Его логика проста и ужасна, если бы каждый стал следовать ей, то на земле в скором

времени осталась бы жалкая горстка людей, борющихся за выживание и охотящихся друг

на друга. Понимая всю глубину неправоты Ларры, не в состоянии простить и забыть

совершенное

преступление,

осуждает

одиночество.

общества порождает в Ларре чувство невыразимой тоски. « В его глазах, - Изергиль, -

было столько тоски, что можно было бы отправить ею всех людей мира».

Гордость,

чудеснейшая

характера.

свободным, слабого – сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит

ничего обывательского и « общепринятого». Но гипертрофированная гордость порождает

абсолютную

общества,

моральных

принципов, которая в итоге приводит к ужасным последствиям.

Именно эта мысль Горького является ключевой в рассказе старухи Изегриль о Ларре,

который будучи именно таким – абсолютно свободным – индивидуумом, умирает духовно

для всех (и прежде всего для самого себя), оставаясь жить вечно в своей физической

оболочке. Герой обрел в бессмертии и быть свободным от него. Ларра был обречен на

одиночество и истинным счастьем считал для себя смерть. Подлинное же счастье, по

мнению Горького, заключается в том, чтобы отдать себя людям, как это сделал Данко.

Отличительная черта данного рассказа – резкий контраст, противопоставление хорошего

и плохого, доброго и злого, светлого и темного.

Идейный смысл рассказа дополняется обрисовкой образа повествовательницы - старухи

Изергиль. Ее воспоминания о своем жизненном пути – тоже своеобразная легенда о

Изергиль

гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с

восхищением

говорит о

любви к подвигу: « Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где

это можно».

рассказе

«Старуха

Изергиль»

исключительные

характеры,

возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего. Для

него Изергиль, Данко и Ларра, несмотря на крайнюю, противоречивость натуры первой,

кажущуюся бесполезность подвига второго бесконечную отдаленность от всего живого

третьего,

подлинные герои, люди, несущие в мир идею свободу в разных ее

проявлениях.

Однако для того чтобы по – настоящему прожить жизнь, недостаточно «гореть» ,

недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь

главное – цель. Цель, которая оправдывала бы существование человека, потому что «цена

человека – дело его». В жизни всегда есть место подвигу». «Вперед! – выше! все – вперед!

и – выше – вот кредо настоящего.

Глава 3. Данко и Моисей

1. Жизнь пророка Моисея

Книга "Исход" повествует о том, что родители Моисея принадлежали

царствовании

Иосифа". Каторжный труд не сократил численности евреев, и фараон приказал топить в

Ниле всех новорожденных младенцев - израильтян мужского пола. В ту пору в семье

Амрама родился сын Моисей. Матери Моисея Иоховед удалось скрывать младенца у себя

дома в течение трех месяцев. Не имея более возможности прятать ребенка, она оставила

его в корзине в зарослях тростника на берегу Нила, где его нашла дочь фараона. она,

младенца,

согласилась

кормилицу-израильтянку.

Иоховед, и Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его. "И вырос младенец, и

она привела его к дочери фараона, и он был у нее вместо сына".

Возмужав,

заинтересовался

порабощенных

соплеменников и "вышел к своим братьям". Увидев однажды, как один из надсмотрщиков

избивает еврея на строительных работах, Моисей убил обидчика-египтянина и скрыл его

тело в песке. После этого Моисей оказался свидетелем ссоры между двумя евреями,

дошедшей до драки. Один из них сказал: "Не хочешь ли ты меня убить, как Моисей?".

Моисей испугался, он понял, что его дело уже известно. Спасаясь от гнева фараона,

Моисей бежал в землю мидиалистов, где женился на дочери местного жреца, котоая

родила ему сыновей Гершона и Эницера. Долгие годы Моисей пас овец.

И однажды Бог окликает Моисей из неопалимой купины - горевшего, но

несгоревшего куста - и открывает ему свое Якве. господь сказал ему, чтобы он вывел

народ свой из жестокого угнетения. Он пошел спасать сынов Израилевых со своим братом

Аароном. Тогда народ поверил ему. Он повел их через море, дал им пищу и делал для них

все, что они пожелают.

На этом этапе странствования происходит первое военное столкновение с

амаленитянами - народом, преградившим израильтянам дорогу к горе Синай. В битве

израильтяне одерживают победу благодаря Моисею.

Преодолев все препятствия, народ подходит к горе Синай. Моисей во

всеуслышание оглашает десять заповедей, в которых Бог объявляет себя единым Богом

Израиля. Синайское откровение, дарование Закона и заключение Завета - кульминация

Исхода и апогей бурной и стремительной деятельности Моисея. Сорок дней проводит

изготовить

вещественного бога. Аарон изготовляет золотого тельца, которого народ богом, выведшим

его из Египта. Моисей, возмущенный грубым нарушением второй из десяти заповедей, в

разбивает

врученные

скрижали,

заповеди

записаны.Господь хотел уничтожить этот отступивший от него народ. Моисей отвергает

это предложение, заступается за израильтян, и Бог отменяет свое решение.

Начинается отчуждение между Моисеем и народом, освобожденным им от

рабства. "Моисей поставил себе шатер.. вдали от стана и называл его скинией собрания".

Моисей вновь поднимается на гору, где по велению Бога записывает слова Завета на новых

скрижалях. После разговора с богом лицо Моисея озаряется светом. С тех пор, появляясь

перед народом после каждой беседы с богом, Моисей закрывает лицо покрывалом.

Кризис, вызванный поклонением золотому тельцу, был потрясением для

Моисея. Он ведет народ кружным путем. Но еще более горькое разочарование постигает

Моисея, когда посланные в Ханаан разведчики возвращаются. разгневанный бог вновь

решает истребить народ Израиля, но и на этот раз Моисею удается добиться у бога

прощения.

сорокалетнего

пребывания

приближается

Ханаану. Моисей, несмотря на свой возраст (сто двадцать лет), все еще полон сил.

Моисей умирает в земле Моавитской после того, как сам бог показывает

ему с горы Нево всю землю Израиля, "никто не знает место погребения его даже до сего

дня... И оплакивали его сыны Израилевы... тридцать дней".

2. Сравнительная таблица строк, взятых из легенды о Данко и из книги Исход в

Библии.

1. И вот пришла однажды тяжелая пора:

явились откуда-то иные племена и прогнали

прежних в глубь леса. там были болота, от

них шел такой смрад, что люди гибли один

за другим.

Фараон поставил над народом израильских

начальников,

изнуряли

р а б о т а м и.

Е г и п т я н а м и

о с о б о й

жестокостью

принуждали

израильтян

старались

невыносимо жестокой.

2. Но тут явился Данко и спас их всех один.

страдание

уповающего

избавителя в лице Моисея.

3. Его сердце загорелось ярче, чтобы спасти

горящего

тернового куста.

4. Повел их Данко. Дружно все пошли за

ним - верили в него.

израильтяне

поверил народ Господу и Моисею.

утомленные им пали духом. В злобе и гневе

обрушились

человека,

шел впереди их. И стали упрекать его в

неумении управлять ими.

Когда они пришли в пустыню, то все стали

роптать на Моисея и Аарона.

6. И вот вдруг он разорвал себе грудь и

вырвал из нее свое сердце.

спустился

скрижалей,

написано 10 заповедей.

расступился

остался сзади. Все люди сразу окунулись в

море солнечного света и чистого воздуха.

Взошел Моисей с равнин, и показал ему

Господь всю землю и сказал: Вот земля, о

радостный

свободную

засмеялся

потом упал и - умер.

Бог сказа: "Я дал тебе увидеть ее глазами

твоими, но в нее ты не войдешь". И умер

там Моисей и погребен на долине.

3. Что общего в историях о Данко и Моисее?

1. Причина: народ, пламенно любимый этими героями, оказался в трудном положении, из-

за любви к своем народу Данко и Моисей отважились на их спасение.

2. Испытания, выпавшие на их долю: Данко и Моисей вели свой народ через тернии,

тяжким был их путь. Не выдержав трудностей, народ возроптал на них. Но наши герои не

обозлились, они смогли их простить.

3. Способность к самопожертвованию: чтобы иметь возможность дальше вести народ,

Данко и Моисей решились на поступок, который вдохновил людей и дал им надежду.

4. Финал: Данко и Моисей спасли свой народ, но сами погибли, так и вступив на

обетованную землю.

Глава 4. Ларра и Каин

История о Каине

Каин и Авель – дети Адама и Евы. Один из них, Авель, пас овец, а брат его, Каин,

был земледельцем. Однажды Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель

также принес от первородных овец своих и от тука их. И призрел Господь на Авеля

и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло

лицо его. Тогда сказал господь Каину: «Почем ты огорчился и отчего поникло лицо

твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго,

от дверей грех лежит; он влечет тебя е себе, он ты господствуй над ним».

Однако Каин не преодолел греха и продолжал завидовать брату. Однажды,

когда оба брата были в поле, Каин напал на Авеля и убил его. Кровь первого

умершего на земле человека обагрила землю.

Господь наказал Каина за грех и сделал его изгнанником и скитальцем на

земле. К какому ужасному греху может привести таящаяся в сердце зависть!

Поэтому, чтобы избежать греха, нужно бодровствовать, молиться и побеждать грех

силой Господа.

(Детская библия, Бытие 4:2-12)

Ларра и Каин

1. Там жило могучее племя, они пасли стада

и на охоту за зверями тратили свою силу и

мужество, пировали после охоты, пели

песни и играли с девушками.

1. Авель пас овец, а Каин был

земледельцем.

2. Все с удивлением смотрели на сына орла

и видели, что ничем не лучше их, только

глаза его были холодны и горды, как царя

2. И призрел Господь на Авеля и на дар его,

а на Каина и на дар его не призрел. Каин

сильно огорчился, и поникло лицо его.

3. Когда пришли старейшины, он

разговаривал с ними, как с равными себе.

Это оскорбило их, и они сказали ему, что их

чтут, им повинуются тысячи таких, как он,

и тысячи вдвое старше его.

3. Тогда сказал господь Каину: «Почем ты

огорчился и отчего поникло лицо твое?

Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли

лица? А если не делаешь доброго, от

дверей грех лежит; он влечет тебя е себе, он

ты господствуй над ним».

4. Девушка оттолкнула его, да и пошла

4. Однако Каин не преодолел греха и

прочь, а он ударил ее и, когда она упала,

встал на грудь ее, девушка, вздохнув,

извилась змеей и умерла.

продолжал завидовать брату. Однажды,

когда оба брата были в поле, Каин напал на

Авеля и убил его.

5. И сказал самый мудрый: «Наказание есть.

Это страшное наказание, вы не выдумаете

такого в тысячу лет. Наказание ему – в нем

самом. Пустите его, пусть будет он

свободен! Вот его наказание!

5. И сказал Господь: «Когда ты будешь

возделывать землю, она не станет более

давать силы своей для тебя; ты будешь

изгнанником и скитальцем на земле.

Наказание больше, нежели снести можно»

6. Он пал на землю и долго бился головой

об нее. Но земля отстранялась от него,

углубляясь от даров головы его. «Он не

может умереть» - с радостью сказали люди.

6. И сказал Господь: «За то всякому, кто

убьет Каина, отмстится всякому». И сделал

Господь знамение, чтобы никто,

встретившись с ним, не убил его.

7. Ему нет жизни, и смерть не улыбается

ему. И нет ему места среди людей. Вот как

был поражен человек за гордость!

7. И пошел Каин от лица Господня,

поселился в земле Нод, на восток от Едема.

Основная мысль этих произведений .

Ларра и Каин совершили страшный грех, они оба нарушили одну заповедей Бога:

не убий! Какое наказание ждет их? В Библии Бог решил наказать Каина

бессмертием, он изгнал его с родной земли, сделал скитальцем и велел не бивать

его. Горький тоже решил наказать Ларру одиночеством, дал ему свободу, но эта

свобода была без людей. Оказывается, человек не может жить без общения. Ларра

ищет смерть, но не может найти ее. Такое страшное наказание Горький взял из

Вывод

В биографии Горького мы нашли факты, подтверждающие, что писатель не

отрицал христианскую нравственность.

История Моисея схожа с легендой о Данко и по сюжету, и по характеру героев,

которых объединяет пламенная любовь к своему народу.

В легенде о Ларе и в библейской истории о Каине красной линией проходит

мысль, что отвержение от своего народа – это и есть самое страшное наказание.

Изученное и следованное приводит к выводу, что А.М. Горький при создании

рассказа «Старуха Изергиль» использовал библейские истории.

Использованная литература

Горький А.М. Избранное. М, «Детская литература», 1982.

Библия. Изд. «Свет на Востоке», 2000.

Детская библия. Изд. Российское библейское общество, М, 1994.

Заломов П. Мои встречи с Максимом Горьким. «Литературная газета, №51, 1937 г.

Жигалов М.П., Великий писатель России. Изд. «Детская литература»

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с ранним творчеством М. Горького;
  2. Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко;
  3. Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;
  4. Рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении.

Ход урока.

I. Организационный момент

В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.

II. Основная часть

1. Ранние рассказы М. Горького имеют романтический характер.

Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизму, назовите его отличительные особенности.

Романтизм - особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.

2. Герои предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом). Беседа по вопросам:

В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток);

Какие природные образы вы могли бы выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);

Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (эпитеты, олицетворение, метафору);

Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).

ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.

3. Композиция рассказа “Старуха Изергиль”.

Каково композиционное решение рассказа?

Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в рассказе? (В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа).

Сколько частей в композиции вы могли бы выделить? (Три части: 1 часть – легенда о Ларре; 2 часть – история жизни и любви Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко).

4. Анализ легенды о Ларре.

Кто является главным героям первой легенды?

Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле).

Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, крайний индивидуализм).

Чем отличается гордость от гордыни. Разграничьте эти слова. (Карточка №1)

Карточка №1

Гордость –

  1. Чувство собственного достоинства, самоуважения.
  2. Высоко мнение, чрезмерное высокое мнение о себе.

Гордыня - непомерная гордость.

Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.

К чему приводит крайний индивидуализм героя? (к преступлению, к эгоистическому произволу. Ларра убивает девушку)

Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие).

Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказание смертью?

Каково отношение автора к психологии индивидуализма? (Он осуждает героя, в котором воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал, в котором индивидуализм доведен до крайности)

5. Анализ легенды о Данко.

а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко).

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко:

В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение)

Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает).

б) Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь к людям, желание помочь им)

Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии)

Как складываются отношения между Данко и толпой? Работа с текстом. (Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступки Данко).

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.

Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

6. После анализа легенды о Ларре и Данко самостоятельная работа учащихся. Учащиеся сопоставляют Данко и Ларру, выводы записывают в тетрадь. Проверка таблицы.

Критерии

1. Отношение к толпе

2. Толпа - герой

3. Отличительная черта характера

4. Отношение к жизни

5. Легенда и современность

В результате работы учащихся с таблицей может получиться следующее:

Сопоставление образов Данко и Ларры

Критерии

1. Отношение к толпе

Любовь, жалость, желание

Презирает людей, относится к

помочь им

ним высокомерно, не считается

2. Толпа - герой

конфликт

конфликт

3. отличительная черта характера

Любовь, сострадание, смелость,

Гордыня, эгоизм, крайний

милосердие, мужество, умение

индивидуализм, жестокость

подавить гордыню

4. Отношение к жизни

Готов пожертвовать своей

Берет от жизни и людей все, но

жизнью ради спасения людей

ничего не отдает взамен

5. Легенда и современность

Голубые искры (свет, тепло)

Превращается в тень (тьма,

6. Поступки, совершаемые героями

Подвиг ради любви к людям,

Зло, преступление

добрые поступки

7. Отношение писателя к героям

Идеал, воспевает его красоту,

Антиидеал, осуждает его

смелость, подвиг ради любви к

поступки, античеловеческую

сущность

7. Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький? (главной героиней рассказа является все-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять ее характер, понять, что для нее является важным, главным).

Легенды обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль.

К какому из героев относит себя героиня? Стрелкой отметьте в карточке №2

Карточка№2

Учащиеся самостоятельно отмечают, проверка. Обоснуйте свой выбор. (Старуха Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь)

Карточка №2

Как вы считаете, почему именно к Ларре относит Горький старуху Изергиль? (ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нем)

III. Вывод по уроку. Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание:

  1. Чтение пьесы “На дне”;
  2. Рассмотреть историю создания пьесы, жанр произведения, конфликт.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Русская литература XX века – Учебник для 11 класса / под ред. В.В. Агеносова: М.: Издательский дом “Дрофа” 1997 г.;
  2. Н.В. Егорова: Поурочные разработки по русской литературе XX века 11класс. М.: Изд-во “ВАКО”, 2007 г.;
  3. Б.И. Турьянская: Литература в 7 классе – урок за уроком. М.: “Русское слово”, 1999 г.

Данко (рис. 2) же стал символом подвига, героем, готовым на самопожертвование. Таким образом, рассказ строится на антитезе, а герои произведения являются антиподами.

Антипод (от др.-греч. «противоположные» или «противостоящие») - в общем смысле что-нибудь противоположное чему-нибудь другому. В переносном смысле может применяться к людям с противоположными взглядами.

Термин «антипод» был введён Платоном в его диалоге «Тимей» для объединения относительности понятий «верх» и «низ».

В рассказ «Старуха Изергиль», помимо старинных легенд, автор включил повествование о жизни самой старухи Изергиль. Вспомним композицию рассказа. Воспоминания о старухе Изергиль композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы: Ларра - символ эгоизма, Данко - альтруизма. Что же касается образа старухи Изергиль (рис. 3), то её жизнь и судьба вполне реалистичны. Поговорим об этом подробнее.

Рис. 3. Старуха Изергиль ()

Изергиль очень стара: «Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Старуха Изергиль рассказывает о себе, о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом бросала, и только ради одного из них она была готова была отдать жизнь. Её возлюбленные необязательно должны были быть красивыми. Она любила тех, кто способен был на настоящий поступок.

«…Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи, или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда бы жизнь не пожирала бы людей бесследно…»

В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Достаточно вспомнить случай, когда она сбежала из гарема султана вместе с его сыном. Сын султана вскоре умер, о чём старуха вспоминает так: «Я плакала над ним, может быть, это я его убила?..». Зато другие моменты своей жизни, когда она любила по-настоящему, она была готова на подвиг. Например, ради спасения любимого человека из плена она рисковала своей жизнью.

Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, способность на поступок. Именно этих людей она считает красивыми. Изергиль презирает людей скучных, слабых, трусливых. Она гордится, что прожила жизнь яркую и интересную, и верит, что свой жизненный опыт должна передать молодым.

Вот почему она рассказывает нам две легенды, словно давая нам право выбора, по какому пути идти: по пути гордыни, как Ларра, или по пути гордости, как Данко. Потому что между гордыней и гордостью разница в один шаг. Это может быть неосторожно сказанное слово или поступок, продиктованный нашим эгоизмом. Мы должны помнить, что живём среди людей, и считаться с их чувствами, настроением, мнениями. Мы должны помнить, что за каждое свое слово, каждый свой поступок мы в ответе перед окружающими так же, как и перед своей совестью. Именно об этом хотел заставить задуматься читателя Горький (рис. 4) в рассказе «Старуха Изергиль».

Рис. 4. М. Горький ()

Пафос (от греч. «страдание, воодушевление, страсть») - эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя.

В истории литературы термин «пафос» использовался в разных значениях. Так, например, в эпоху Античности пафосом называлось состояние души человека, страсти, которые переживает герой. В русской литературе критик В.Г. Белинский (рис. 5) предложил использовать термин «пафос» для характеристики произведения и творчества писателя в целом.

Рис. 5. В.Г. Белинский ()

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. - 2012.
  2. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. - 2009.
  3. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. - 2012.
  1. Nado5.ru ().
  2. Litra.ru ().
  3. Goldlit.ru ().

Домашнее задание

  1. Расскажите, что такое антипод и пафос.
  2. Дайте развёрнутую характеристику образа старухи Изергиль и подумайте, какие черты Ларры и Данко воплощает в себе образ старухи.
  3. Написать сочинение на тему: «Ларра и Данко в наше время».

План
Введение
В рассказе М. Горький описывает образ жизни двух героев: Данко и Ларры.
Основная часть
Данко - сильный человек, который умер ради людей.
Данко верит в собственные силы.
Данко готов жертвовать собой.
Основные черты характера Ларры - индивидуализм, эгоистичность, гордыня.
Ларра стремится возвыситься над людьми.
Заключение
Противопоставление Данко и Ларры помогает автору раскрыть образ рассказчицы - Старухи Изергиль.
В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» автор, используя две легенды, рассказанные Изергиль, описывает образ жизни двух героев: Данко и Ларры.
Данко - сильный человек, который умер ради людей. Отличительной чертой его характера является гордость. Данко обладал сильным характером: готов был ценой собственной жизни провести людей через непроходимый лес. Сила духа, внутреннее совершенство в библейских сказаниях воплощалось во внешне красивых людях. В древности считалось, что человек красивый внешне, хорош и внутренне: «Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы». Данко верит в собственные силы, а не тратит «силы на думу да тоску». Герой готов помочь людям выйти из тьмы, обрести настоящую свободу. Обладая сильным характером, Данко берет на себя роль вожака, и люди «дружно все пошли за ним - верили в него». Герой не трусит, не боится трудностей в пути. Сначала люди охотно идут за ним, но у них не хватает силы духа вынести все тяготы пути. Они начинают роптать: «Ты - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!» Данко готов жертвовать собой до конца: «он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой». Освещая темный путь своим сердцем, Данко вывел людей из непроходимой чащи леса, туда, где «сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река». В финале сказания Данко погибает. Перед читателем возникает вопрос: поняли ли люди то, что сделал для них Данко. Один осторожный человек наступил «на гордое сердце ногой». Данко обладал такими чертами характера, которые не позволили ему поступить по-другому. Он вырвал своё сердце из груди и осветил им путь, так как считал это единственно верным для себя решением.
В рассказе «Старуха Изергиль» Данко противопоставлен Ларру. Ларра тоже обладает сильным характером. Основные черты его личности - индивидуализм, эгоистичность, гордыня. Выше всего на свете Ларра ставит свои эмоции, чувства, переживания, желания, не заботясь о том, что хотят окружающие его люди. Он стремится возвыситься над людьми. Автор обрекает Ларру на вечное одиночество. Гордыня - смертный грех, именно она разрушила человеческое в сердце Ларры.
Противопоставление Данко и Ларры помогает автору раскрыть образ рассказчицы - Старухи Изергиль, которая, рассказывая о своем идеале и антиидеале, уверена, что ее жизнь посвящена любви. Изергиль думает, что она ближе к самопожертвованию и безграничной любви Данко, но на самом деле ей присущ индивидуализм, эгоистичность Ларры. Так автор раскрывает собственную позицию, своё отношение к жизни.

Загрузка...