crimea-fun.ru

Шаблоны сочинения по литературе в декабре. Как написать сочинение на ЕГЭ по литературе на «отлично»

Раздел 1

ОСОБЕННОСТИ НАПИСАНИЯ ЛЮБОГО СОЧИНЕНИЯ

Композиция сочинения

Рассмотрим значение слова «сочинение»: в его состав входит корень -чин-, имеющий значение «поря­док, иерархия». То есть сочинение - это последовательное изложение мыслей, приведение их в надле­жащий порядок, продиктованный выбранной темой и материалом анализа.

Сочинение по литературе - это особый школьный литературоведческий жанр, включающий в пер­вую очередь письменный анализ литературных произведений. Точно так же, как и художественное
произведение, ваше сочинение должно представлять собой стройное по своей композиции высказыва­ние. С древнейших времен композиция произведения строится примерно по одной и той же модели.
Вероятно, это действует некоторый универсальный закон, согласно которому одни и те же элементы вы­полняют сходные функции как в древних текстах, так и в современных произведениях. Композиция ху­дожественного произведения играет важную роль в понимании смысла текста.

Давайте вспомним, что такое композиция.

Композиция (от лат. compositio - составление, соединение) - это строение, структура произведения, соединение частей, или компонентов, в целое; структура литературно-художественной формы.

Композиция художественного произведения состоит из нескольких элементов. Давайте их перечис­лим.

Элементы композиции художественного произведения:

1. Экспозиция - некоторая исходная ситуация, главной отличительной чертой которой является рав­новесие, неподвижность. Экспозиция выполняет следующую функцию: знакомство читателя с ме­стом действия, временем, героями.

В том случае, если экспозиция идёт в начале текста, то она называется прямой, а если появляется по ходу повествования, то задержанной.

2. Завязка - это мотив, нарушающий исходное равновесие сюжета.

3. Развитие действия - повороты действия от хорошего к плохому и наоборот на протяжении всего повествования. Именно это придаёт динамику тексту и событиям.

4. Кульминация - самое яркое событие, высшая точка в решении конфликта, заложенного в произве­дении, после которого действие поворачивается к развязке.

5. Спад действия - ряд событий, которые приводят к разрешению конфликтных ситуаций, поти­хоньку двигая сюжет к развязке.

6. Развязка - это ситуация, симметричная завязке, призванная восстановить нарушенное равнове­сие.

Помимо вышеперечисленных элементов композиции, в тексте могут присутствовать факультативные (добавочные) элементы: пролог и эпилог.

Пролог кратко повествует о событиях, предшествующих действию в тексте.

Эпилог (послесловие) - это краткое повествование о событиях, последующих за развязкой текста.

Отсюда следует, что и ваше сочинение должно иметь чёткую структуру - композицию! Назовём его «конфеткой»:

Вступление. Общее высказывание. Высказывание по теме (тезис)

Основная часть

Аргументы. Мостики. Микровыводы.

Заключение.

Высказывание по теме. Общее выскавание.

Итак, любое сочинение имеет определённую структуру:

1. Вступление. (Здесь вы выдвигаете какой-то тезис - основную мысль сочинения, которую в дальнейшем бу­дете раскрывать,
доказывать.)

2. Основная часть. (Доказательства тезиса и примеры.)

3. Заключение. (Здесь вы делаете вывод всего своего сочинения, основываясь на предложенном в пер­вой части сочинения тезисе.)

Помните, что в любом сочинении должно быть не менее трёх абзацев!

Конечно, в зависимости от требований, предъявляемых к разным видам работы над сочинением (обычное сочинение по литературе, экзаменационное сочинение по литературе и по русскому языку на ЕГЭ, итоговое сочинение, являющееся допуском к ЕГЭ), структура может немного варьироваться. Но абзацев, так же, как и минимального количества частей, должно оставаться не менее трёх!

Соотнесите объёмы вступления, заключения и основной части. Самой большой по размеру должна быть основная часть, вступление - примерно вполовину меньше, заключение же - самое небольшое по объёму. Помните, что любое несоблюдение соразмерности частей сочинения может также негативно повлиять на конечный результат.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Работая над сочинением, даже если вы анализируете только эпизод, состав­ляйте план рассуждений.
Проблемный план предпочтительней, так как позволяет сразу сформулировать проблемные вопросы, развёрнутые и доказательные ответы на которые составят основную часть вашей работы.

При проверке любого сочинения у проверяющего всегда имеются критерии оценивания. Так вот, среди них один критерий всегда будет оставаться неизменным: «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения». Проверяющие должны охарактеризовать работу учащегося не просто с точки зрения смысловой цельности, но и с точки зрения логики изложения, последовательности, на­рушения абзацного членения.

Поэтому очень важно соблюдать следующие правила.

Сочинение должно быть основано на знании текста.

Сочинение должно демонстрировать знание произведений школьной программы по выбранной теме (как правило!).

В сочинении вы должны показать строгое и точное знание литературоведческой терминологии, кото­рая вами используется.
Если вы приводите термин, не имеющий в науке однозначного определения (например, символ), следует специально оговорить, что вы под ним понимаете.

Все ваши мысли (идеи, тезисы, положения и т. д.) должны быть доказаны. Главным (как правило) аргу­ментом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, днев­ники писателей, мемуарную литературу, а также литературоведческие труды и критику возможны там, где это допускается условиями написания сочинения.

Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными.

Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо соответствие стиля и содержания сочинения.

Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению. Не забудьте, что эпиграф - украшение сочинения, но если вы не уверены, подходит ли он, или неточно знаете текст и знаки препинания, лучше не пишите его совсем - за отсутствие эпиграфа оценку никто не снизит.

Составление плана сочинения

В некоторых случаях бывает необходимо составить план. Это делать не обязательно, но желательно, так как план приводит в порядок ваши разрозненные мысли, выстраивает чёткую систему и помогает из­бежать логических ошибок.

Каждый пункт вашего плана должен быть одним из доказательств главной мысли сочинения.

План может быть простым и сложным. Обратимся к форме сложного плана, который строится по следующей схеме:

I. Вступление.

II. Основная часть.

III. Заключение.

Сочинение должно иметь строго продуманную трёхчастную структуру: вступление, основная часть, заключение.

Писать в плане слова «вступление», «основная часть» и «заключение» не следует, потому что цифры I, II, III уже обозначают соответствующие разделы плана сочинения.

Очень многие лингвисты задумывались над тем, с чем можно сравнить план-схему сочинения. На­пример, Н.П. Морозова считает, что схема плана может напоминать построение математической тео­ремы, где во вступлении говорится о том, «что дано», в основной части - «что требуется доказать», по­сле идёт несколько пунктов - аргументов-доказательств. Причём оптимальное количество пунктов ос­новной части должно быть не меньше 3-5, так как это позволит полно и глубоко раскрыть тему сочи­нения. Больше пунктов делать не надо, но если такая необходимость возникает (такое бывает при харак­теристике какого-то сложного явления), то лучше ввести подпункты, но не меньше двух, так как один подпункт не выносится отдельно. И, наконец, в заключении подводится итог всему вышесказанному - «что и требовалось доказать».

Составление плана - один из главных и важных этапов работы над сочинением. Хотите проверить, насколько удачен ваш план, дайте прочитать его вашему однокласснику. Если по этому плану он пой­мёт, какова идея вашего сочинения, каков ход доказательств этой идеи, какова логика повествования, значит, вы достигли цели, ваш план удачен. Вы можете теперь наполнять его основным содержанием и писать сочинение.

В любом случае помните: написание сочинения - это труд, тяжёлая интеллектуальная работа, кото­рую сразу же на отлично выполнить очень трудно! Никто за вас не сможет прочитать произведение, по­думать над ним, сделать выводы, подобрать аргументировать свою точку зрения на проблему. Нужно только ваше желание и ваш труд. Всё зависит от вас!

Вступление к сочинению

Не раз мы слышали от учеников: «Я не знаю, с чего начать», «не могу написать первое предложение» и т. д. На самом деле начинать что бы то ни было - всегда трудная задача. Но её по силам решить. Главное, знать основные правила.

Как же начать писать сочинение? Напоминаю, что во вступлении обязательно нужно опираться на тему и на те ключевые слова, которые в формулировке натолкнули вас на идею сочинения. Не надо сразу вдаваться в долгие рассуждения. Сначала сформулируйте те проблемные вопросы, на которые можно отвечать в русле вашей темы. После выбирайте самый для себя привлекательный, «удобный» во­прос, пытайтесь обосновать причину своего выбора и пытайтесь ответить на него - это и будет основ­ной тезис вашего сочинения. Не забудьте ввести необходимые термины, раскрыть их, если это важно для рассмотрения темы вашего сочинения. Иногда во вступлении можно охарактеризовать эпоху создания произведения, или рассказать об эпизоде биографии писателя, или привести ещё какие-либо факты, ко­торые важны для раскрытия темы или для анализа какого-то важного аспекта характеристики. Но не за­бывайте, что лишней информации (той, что не относится к раскрытию темы) вводить не нужно!

Виды вступлений

Выделяют несколько видов вступлений. Давайте разберём их подробнее.

Биографическое вступление

Если вы хорошо ориентируетесь в биографии писателя, у вас хорошая память на даты, места и дру­гие подробности, то этот вид вступления для вас. Оно будет уместно, если биография писателя каким-то образом могла повлиять на развитие темы в его творчестве или произведение сыграло определённую роль в творческой судьбе писателя. Так, например, и М.Ю. Лермонтов, и А.С. Пушкин создавали свои произведения, неминуемо отражая в них эпизоды, события своей жизни. И в этом случае, если вы захо­тите коснуться творчества, например уже упомянутых поэтов, это будет уместно.

Сравнительное вступление

Хорошо использовать такой вид вступления, если тема сформулирована по принципу «1-й герой и 2-й герой» или просто дана, например, цитата, а в скобках указаны произведения или авторы, которые касались предложенной темы. В этом случае автору сочинения обязательно нужно сравнить указанных героев произведений между собой.

Аналитическое вступление

Уместно тогда, когда в формулировке темы сочинения встречаются литературоведческие, философ­ские, нравственные термины, требующие пояснения. Например, «образ дороги в художественной лите­ратуре», «образ маленького человека в произведениях русских писателей», «честь и достоинство», «что такое дружба» и т. д. Во вступлении к такому сочинению мы можем говорить об эволюции образов (до­роги, маленького человека и т. д.), давать объяснение понятиям, приводить определения из словарей и другой научно-популярной литературы, от которых в дальнейшем будем отталкиваться.

Историческое вступление

Оно уместно тогда, когда в сочинении вы собираетесь затрагивать историческую тематику. Воз­можно, оно будет посвящено какой-то исторической эпохе или касаться её в ходе сюжета, или вы сосре­доточите своё внимание на произведении, которое само по себе, по сути своей является историческим. Так, например, говоря о романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», невозможно не коснуться эпохи Александра I и Наполеона. А говоря в своём сочинении о рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека», будет уместно во вступлении рассказать о событиях грозной эпохи, формирующей характер не только одного человека, но и всей страны в ХХ веке.

Лирическое вступление

Это вступление - своеобразный ответ на вопросы: «Почему я выбрал эту тему? Что интересует в ней именно меня? Почему именно эта тема заставила меня задуматься над...?». Именно в этом вступлении лучше всего отражается ваша творческая индивидуальность. Но это под силу, скорее всего, именно твор­ческим натурам, которые хорошо владеют пером и могут рассуждать на тему, не отходя от сути вопроса.

Вступление - перекличка с современностью

Здесь ваша задача рассказать, почему тема, на которую вы собираетесь рассуждать, остаётся злобо­дневной и в наши дни. Что роднит произведение, героя, проблемы, о которых вы пишете, с сегодняш­ним днём?

Вступление традиционное

Вступление состоит из нескольких элементов: ключевых слов темы, общих рассуждений о значимо­сти данных понятий в жизни человека, главного вопроса темы.

Вступление может содержать:

Ответы на поставленные тематические вопросы;

Личное мнение учащегося, если в названии сочинения есть предпосылка к выражению собственного взгляда («что, по вашему мнению, хотел донести до читателя автор в произведении...»);

Сформулированное понимание темы судьбы или образа героя, если данная цель отражена в названии работы.

Необходимость использования разных типов вступления можно показать на примере лирики А.С. Пушкина.

1. Историческое введение (характеристика «жестокого века» - 20-30-х годов Х!Х столетия), если тема направлена на осмысление гражданской, политической свободы в лирике А.С. Пушкина.

2. Аналитическое введение (размышление о свободе поэта в условиях несвободного общества).

3. Философское введение (осмысление понятия свободы как философской категории), если тема на­правлена на раскрытие проблемы индивидуальной, личной свободы Пушкина-поэта.

4. Биографическое введение (рассказ о лицейских друзьях поэта, друзьях-декабристах, женщинах, кото­рым поэт посвящал стихи, няне Пушкина - Яковлевой Арине Родионовне).

5. Сравнительное введение (сопоставление взглядов предшественников (Ломоносова, Державина) и со­временников (Рылеева, Баратынского, Лермонтова) на назначение поэта и поэзии).

В своей книге «Как сдать экзамен по литературе» известный педагог Е.Н. Ильин рекомендует пять воз­можных вариантов зачина:

1. Академический. «Писатель родился в... году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в... году...».

2. От «я». «Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения...».

3. «Киношный». Обычно он начинается с многоточия, за которым следует какой-то зримый образ. «...Ненастная ночь. За окном шумит ливень. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов...».

4. Дневниковый. «Болконский... Кто же он такой? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испыты­ваю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, что это про меня. Хотя, конечно...».

5. Цитатный. «Что вы, что вы с собой сделали!» - говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они приме­нимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов... все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь...».

Если типы вступления, выделенные Н.П. Морозовой, можно условно назвать типами вступления по со­держанию, то типы введения по Е.Н. Ильину - вступлениями по форме. Обратите внимание, что вступле­ние, аналитическое по содержанию, может быть академическим, дневниковым, цитатным по форме. И то же можно сказать, анализируя другие типы.

В любом случае написать хорошее вступление - задача очень сложная: в небольшой объём (а всту­пление и заключение, вместе взятые, должны занимать 3 часть сочинения) следует вместить ёмкое со­держание.

Речевые клише для написания вступления

Приведём несколько речевых клише, которые помогут вам написать хорошее вступление.

1. Риторические вопросы.

Эти вопросы всегда волновали человечество. О... размышляет в своей статье... .

Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися.

Некоторые считают, что... . Другие подчёркивают... . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье... .

Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.

Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с... .

2. Приём «Ниточка»: начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. «(Высказывание)», - так начинается статья... . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О... много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают... .

3. (Определить проблему в виде вопроса.)

4. Приём «Ключевое слово»:

1) определить тему текста;

2) выделить ключевое понятие;

3) раскрыть смысл этого понятия.

5. Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким-либо кон­кретным примером.

6. Приём «Цитата». «...», - писал известный... . В этих словах звучит... . Действительно, ... .

7. Использование конструкций.

Всем известно, что... . Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушённые подростки, и умудрённые опытом люди... Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст... тоже по­свящён... .

О необходимости... знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы... - это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё остаётся только на уровне формальных знаний.

Люди часто размышляют о том, что... . (О том, что... , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новей­шей истории).

Что мы знаем об...? (каждый из нас когда-нибудь...). Чаще всего наши знания об... ограничиваются самыми общими
представлениями: ... .

«...», - в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста... .

Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. За­тем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас..., то, наверное, мы от­ветим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что... .

Основная часть сочинения

Основная часть сочинения, в зависимости от вида работы (обычное сочинение по литературе разных видов, экзаменационное сочинение по литературе и по русскому языку на ЕГЭ, итоговое сочинение, яв­ляющееся допуском к ЕГЭ), представляет собой логическую систему доказательств, которые вы приводи-
те из разных источников: из художественных произведений (из одного или нескольких) или из жизнен­ного опыта. Но в любом случае - это ваши аргументы (один-два или несколько) для доказательства ос­новной мысли - тезиса всего вашего сочинения. Поэтому будет логично, если в основной части будут примеры героев, эпизодов, в которых раскрываются их характеры; эпизоды из художественных произве­дений, ярко характеризующие то, что вы хотите доказать в сочинении; цитаты (но не очень большие, и их не должно быть очень много - 2-4 цитаты или же цитаты-словосочетания).

Раздел 1

Основная часть - это развёрнутый и доказательный ответ на вопросы, сформулированные во вступле­нии.

Чтобы правильно написать сочинение, вполне можно воспользоваться приёмом спора с воображае­мым оппонентом или методом от противного. Важно показывать своё отношение к фактам, анализиро­вать каждый абзац текста, делать мини-выводы и обобщения.

В основной части следует избегать:

Пересказа литературного произведения;

Изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение ло­гично, аргументированно и стилистически грамотно излагать мысли.

Основная часть - это проверка того, насколько верно вами понята тема.

1. Этап подбора и отбора материала

Когда вы выбираете аргументы, то важно понять, откуда их необходимо брать. Всё зависит от того, как сформулирована тема:
по конкретному произведению или произведения надо подобрать самим для доказательства вашего тезиса.

На этом этапе следует рассмотреть три случая:

В формулировке темы даётся произведение или произведения;

Формулировка темы оставляет за вами право выбрать и автора, и произведение.

Если произведение темой задано, определено, то подбор материала будет направлен на выбор его отдельных эпизодов, фрагментов, содержание которых вы должны активизировать в своей памяти.

Если выбор зависит от вас, то вы должны знать, что для раскрытия темы, для убедительного доказа­тельства идеи сочинения необходимо проанализировать 2-3 стихотворения или 2-3 небольших эпи­ческих, драматургических произведения.

К моменту написания экзаменационного сочинения постарайтесь знать содержание и уметь анали­зировать как можно больше небольших по объёму произведений: рассказов, повестей, романов. Выби­райте произведения, которые «работают» на несколько тем. Можно составить своеобразные блоки на разные темы: экологическая, нравственная, историческая, военная и т. д. В каждом блоке должно быть 3-4 произведения. Эти блоки должны быть подвижными: одно и то же произведение может входить в состав разных блоков. Не секрет, что почти на всех экзаменах нельзя пользоваться художественными текстами, как, впрочем, и всякой другой литературой, поэтому запоминайте наизусть отдельные фраг­менты. Это тоже входит в этап подбора и отбора материала.

2. Логика изложения

Во время написания основной части не отклоняйтесь от темы: желательно держать план перед гла­зами в течение всего процесса написания сочинения. Это даст вам возможность контролировать себя. В процессе работы над сочинением вас могут посетить мысли, которые не совсем подходят к теме, они правильные, но не совсем точно передают основную мысль сочинения, поэтому ими можно пожертво­вать, чтобы не уклониться от темы. В то же время, если в процессе работы логика сочинения потребует перестановки аргументов, то это необходимо сделать: не стоит следовать плану слепо, но придержи­ваться логики изложения нужно. Однако такая корректировка должна быть проведена ещё в черновике: старайтесь, чтобы сочинение соответствовало плану. Старайтесь сделать всю работу по выстраиванию логических частей, системы доказательств (подбору аргументов) на черновике. Это нужно сделать для того, чтобы вам не пришлось тратить на это время тогда, когда вы будете переписывать сочинение в бланк.

Соразмерность частей

Соблюдайте соразмерность частей сочинения. Если для доказательства идеи вы используете два, три, четыре, пять аргументов, то главная часть вашего сочинения должна состоять, соответственно, из трёх, четырёх, пяти абзацев, примерно равных между собой. Если части неравны, постарайтесь сделать их со­размерными. Если вы в тезисе заявляете мысль, которая содержит несколько подразделов или противо­положных утверждений, то для аргументов необходимо приводить такие, которые отражают эти подраз­делы.

Например, вы пишете сочинение на тему: «Всегда ли любовь делает человека счастливым?». В качестве те­зиса вы приводите утверждение: «Нет, не всегда. Одним людям она действительно приносит благо, счастье, а дру­гим - минуты огорчений, а иногда даже делает жизнь трагичной». В этом случае в качестве аргументов обяза­тельно нужно привести не менее двух аргументов. Причём один должен доказывать, что любовь - это счастье, а другой - что любовь может быть трагедией. Соответственно, подбирать надо эпизоды из произведений, демонстрирующие оба ваши утверждения. Не нужно переходить на пересказ, так как таким образом вы демонстрируете, что не умеете анализировать нужный эпизод, а значит, не владеете навыками текстуального анализа. Избегайте прямого пересказа: пересказ обязательно должен быть дополнен вашими комментариями и направлен на раскрытие темы, доказательство идеи сочинения.

Цитирование

Цитата - дословное воспроизведение отрывка из какого-либо текста.

Цитирование необходимо:

Для подтверждения своей собственной мысли;

Для опровержения чужого, неверного, на ваш взгляд, мнения в целях аргументированного наглядного доказательства верной мысли;

Для демонстрации дискуссионных точек зрения на проблему, осмысляемую вами в сочинении;

Для сохранения особенностей языка и колорита художественного текста при его изложении.

При цитировании необходимо соблюдать ряд условий:

Не цитируйте общеизвестные и банальные истины, вводите в сочинения оригинальные и парадоксаль­ные мысли и суждения;

Не искажайте смысл цитаты в угоду собственной идее: смысл цитаты, даже после значительного её сокращения, должен быть сохранён;

Не перегружайте сочинение цитатами, особенно большими, используйте фрагментарное цитирова­ние.

Помните, что цитата не повторяет, а доказывает мысль.

Цитата становится лишней, если она дублирует мысль, выраженную своими словами (чаще всего это встречается в сочинениях, связанных с анализом лирического текста). О притягательности и опасности цитат хорошо сказал немецкий философ Фридрих Ницше : «Юные авторы не знают, что любое удач­ное выражение, любая удачная мысль хороши только в совокупности с другими, подобными им, выра­жениями и мыслями, что превосходная цитата может обратить в ничто целые страницы, даже целую книгу. Она как бы предостерегает читателя, говорит ему: “Будь внимателен: я драгоценность, а всё ос­тальное рядом со мной - олово, простое жалкое олово”. Всякое слово, всякая мысль должны нахо­диться, так сказать, в подходящем для них обществе».

В сочинении можно использовать различные приёмы цитирования:

Полное цитирование (используется при небольшой по объёму цитате, грамматически оформляется как прямая или косвенная речь);

Частичное (фрагментарное) цитирование (используется при больших цитатах, в текст включаются отдельные слова и выражения из цитаты);

Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может стоять:

Перед цитатой, если она приводится не с начала фразы (после многоточия цитата начинается со строч­ной буквы);

В середине цитаты, если пропускается какая-то её часть;

В конце цитаты, если она обрывается и не исчерпывает всего высказывания автора.

При введении цитаты можно использовать такие глаголы, как думает, полагает, утверждает, считает, пишет, отмечает, поясняет; такие вводные конструкции, как по мнению, по словам, по мысли, с точки зрения, на взгляд и т. д.

Употребляйте в экзаменационном сочинении только те слова и выражения, которые вам хорошо из­вестны и в написании которых вы уверены. Не употребляйте слов, в написании которых вы хоть в малой мере сомневаетесь! Поверьте, когда в работе проверяющий, наряду с речью «школьника», встречает «за­умные выражения» или термины, в толковании которых в сочинении допущены ошибки, то это произ­водит не очень благоприятное впечатление на экзаменатора.

Проверка написанного

Корректируем написанное, пытаясь исключить отдельные предложения, если выясняется, что какие-то фрагменты не несут значимой информации, убираем их. Обязательно проверяйте то, как ваши мик­ровыводы к каждой части доказательства соответствуют тому тезису, который вы заявили в первой части-вступлении, перекликаются ли они, являются ли они ответами на вопрос (если тезис сформулирован в виде вопроса).

6. И напоследок прочитайте написанное, проверьте, соответствует ли оно теме. Прочитайте ещё раз формулировку темы, тезис, микровыводы и вывод (о том, каким он должен быть, рассказывается в сле­дующем разделе). Все ли они соответствуют друг другу? Проверьте грамотность. И только после этой проверки переписывайте сочинение в специальный бланк, чтобы избежать в нём исправлений.

И ещё один ценный совет. Иногда бывает лучше начать своё сочинение с основного текста, а не с вступления, чтобы в ходе рассуждения более чётко сформулировать проблемы, вопросы и ответы на
них. Можно использовать способ доказательства от противного. Но такой способ не всегда подходит. Например, если вам уже предложена формулировка темы, где утверждение-тезис присутствует, то на
подготовительном этапе работы вы уже подобрали аргументы-произведения, эпизоды, героев из произ­ведений, отвечающих заданной мысли, и поэтому в этом случае логичнее начинать не с основной
части, а с вступления. При этом обязательно подумайте над тем, к какому выводу вы хотите прийти в процессе умозаключений и доказательств, чтобы лучше ориентироваться в подборе базы доказательств.

Например, при написании сочинения на тему: «Какого человека можно назвать героем своего времени?» лучше сначала заняться подбором аргументов для того, чтобы выявить те черты, которыми должен обла­дать герой времени, а потом уже выдвигать тезис, в котором вы определяете основную мысль при ответе на поставленный вопрос. В этом случае логичнее поступать именно так для того, чтобы не уйти от темы или совсем не отклониться от неё, переходя на конкретные, например, исторические периоды и т. д.

При подготовке к ЕГЭ по литературе учащиеся испытывают определенные трудности при написании сочинений как по заданным конкретным прозаическим эпизодам или поэтическим отрывкам и целым стихотворениям, так и по сопоставительному анализу их с «аналогичными» произведениями, выявляя их сходства или отличия. Речевые клише - один из способов успешной подготовке к сдачи ЕГЭ по литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

При подготовке к ЕГЭ по литературе учащиеся испытывают определенные трудности при написании сочинений как по заданным конкретным прозаическим эпизодам или поэтическим отрывкам и целым стихотворениям, так и по сопоставительному анализу их с «аналогичными» произведениями, выявляя их сходства или отличия.

Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ четко определяют элементы содержания как по теории и истории литературы, так и древнерусской литературы, а также литературы XVIII – XX веков.

В процессе подготовки к экзамену целесообразно, на наш взгляд, вести словарь литературоведческих клише, который поможет выпускникам в написании как «малых» сочинений(С.1 – С.4), так и полноценных сочинений по произведениям(С.5). Эта своеобразная шпаргалка, которая снимет многие трудности в написании творческих работ, поможет систематизировать знания учеников, отработать их умения и навыки письменной речи.

Литературоведческие клише:

I. Древнерусская литература.

1. Сатирическая галерея образов

«Сатира на лицо»

Ханжа и невежда

Не абстрактные, а конкретные персонажа

Ярый враг просвещения

Гонитель русских ученых

«На хулящих учения»

Истоки русской сатиры

Антиох Кантемир

«Первый на Руси свел поэзию с жизнью»

2. Патристика

Произведения «отцов церкви»

Иоанн Златоуст

Василий Великий

Жития святых

Памятники агиографического жанра

Топографические приметы

Реальные исторические деятели

Иллюзия достоверности

Правдивость рассказов

3. Древнерусская литература

Литература одной темы и одного сюжета

Сюжет – мировая история

Тема – смысл человеческой жизни

Патриотический пафос

Оптимистическое звучание

Гуманистическая направленность

«Слово о полку Игореве»

Поход против половцев 1185г.

4. Радикальные перемены в русской литературе

Перестройка структуры литературы

Расширение количества жанров

Деловая письменность

Фольклор

Опыт передовой литературы

Усиление сюжетности

Развлекательность повествования

Тематический охват

II. Сентиментализм.

5. Русский сентиментализм

Наиболее яркие характерные произведения

Просветительская идеология

Культ чувства

«Чувствительный человек»

Гуманистический идеал эпохи

Душевные качества

Песенный жанр

«и крестьянки любить умеют»

Лирические отступления

Анализ психологии героев

III. Классицизм.

6. Связь драматургии с театром

Классицистическая комедия

Система амплуа

Любовная интрига

Любовный треугольник

«Говорящие фамилии»

Герой-любовник

Герой-неудачник

Резонер

Субретка

Основной конфликт пьесы

IV. А.С. Грибоедов.

7. Пылкий правдолюбец

Косная общественная среда

Сценические персонажи

Внесценические образы

«Век нынешний» и «век минувший»

Единство места, времени и действия

Общественная тематика

«мильон терзаний»

8. любовная и общественная интриги

Социально-этический конфликт

Две жизненные позиции

Два типа мировоззрения и поведения

«приспособленчество» фамусовском мире

Тема женского начала

Властность

Обобщенная картина целой Москвы

V. А.С. Пушкин

9. «лакейский» мундир камер-юнкера

Придворное общество

Борьба с силами реакции

«Эхо русского народа»

Основная тема – Россия

Поэт русского народа

«Народность в писателе есть достоинство»

Свободомыслие

Пушкинская поэзия

10. Стихотворный роман

«энциклопедия русской жизни»

Высший свет Петербурга и Москвы

Патриархальное «уездное» дворянство

Молодая дворянская интеллигенция

Идеалы декабристского дворянства

«лишний человек»

Дворянин-аристократ

Сибарит

Праздное времяпрепровождения

Баловень судьбы и природы

«горе от ума»

11. «английский сплин»

Русская хандра

«унылый романтизм»

Эгоизм

«Болезненные» явления западноевропейской действительности

«Самостоянье человека -

Залог величия его..»

Протестующие и тоскующие аристократы

12. Историческая трагедия

«народная драма»

«одна из самых драматических эпох»

«народ безмолвствует»

«благородная простота и безыскусственность слога»

допетровская Русь

современная культура

поэма-пародия

VI. М.Ю. Лермонтов

13. Достоянный преемник

«человек странный»

«отстраненные» чувства

Природа повторений и самоповторений

Мотив одиночества

Элементы атобиографизма

Размышления о скоротечности жизни

портретность любовной лирики

пейзажные стихотворения

образный символ

аллегоричность

14. проблема «героя времени»

человек, потерявший свое лицо

безнравственно измельчавшее общество

тема «суетного света»

образ «светского маскарада»

незаурядные деятельные силы

духовная смерть

поиски личного самоутверждения

трагизм ситуации

ханжеское общество

герой-гамлетист

15. Тема уязвленной гордости

«униженный и оскорбленный» герой

«невидимые миру слезы»

Чтение «души»

«Печально я гляжу на наше поколение…»

Психологический реализм

«Эгоист поневоле»

«страдающий эгоист»

16. Форма повествовательных циклов

Перерастание жанров:

романтическая повесть – в реалистический роман

«веселая народность»

Критический реализм

Саморазвивающее действие комедии

Личная сопричастность

Полицейско-бюрократический аппарат

Административные злоупотребления

Всеобщее осмеяние

Крепостническая психология

VII. Н.В. Гоголь

17. Плутовской роман

Авантюрист

Предприниматель и делец

Жульническая сделка

Мастер детали

Бесконечное многообразие

Психологические оттенки

Бытовые детали

Символы в поэме

Композиционный стержень повествования

18. Тема «маленького человека»

Угроза открытого бунта

Бесчеловечие бюрократического режима

Порабощение человека чином

Сущий мученик четырнадцатого класса

«вечный титулярный советник»

Тема большого города

Тема богатства и бедности

Образ типичного чиновника средней руки

VIII. А.Н. Островский

19. «темное царство»

Ханжество

Накопительство

Тирания

Защита старых устоев

«отсутствие всякого закона, всякой логики»

Социальный конфликт

«самодурство» и «безгласность»

Ростки нового сознания

«Горячие сердца»

«луч света в темном царстве»

20. идеология приспособленчества

Характеристика внешнего мира

Душевное смятение

Драматизм

Религиозность

Самоубийство как проявление силы или слабости

«решительный, цельный русский характер»

«страшный вызов самодурной силе»

Речь героев как их характеристика

IX. И.С. Тургенев

21. древняя полуязыческая вера

Основные проблемы времени

Литературная прозорливость

Проблема «отцов и детей»

Подражание нигилизму

«конфликтность романов»

Основной структурный элемент

Эпохальные вопросы:

«Что делать?»

«Кто виноват?»

«Кому на Руси жить хорошо?»

22. «новый человек»

Разночинец-демократ

Общественно полезная деятельность

Колоссальная работоспособность

Выходец из народа

Образованность

Способность к практической деятельности

Носитель новых идей

Борьба с рутиной

Тема любви и революции

Проверка любовью

23. деятельный характер

Рефлектирующий герой

Экспрессивность и экстравагантность

Образ тургеневской девушки

Образ «дворянского гнезда»

Духовные ценности

«спасение» профессионализмом

Живой интерес к творчеству

Постоянный труд

24. эмоциональный и смысловой потенциал

Поэтизация фразы

Сквозные темы в творчестве

Насыщенность лирического содержания в творчестве

Насыщенность лирического содержания в слове

Слово – «первичный образ»

Создатель сюжетов и типов

«Открыватель» новых проблем

Провозвестник новых форм в литературе

Художественный дар писателя и литературоведа

25. «тургеневский» сюжет

Самоотверженная энергия женщины

Себялюбивая пассивность мужчины

Идеализация простоты

Рассказ в рассказе

«Дневник лишнего человека»

«Глухая драма» одинокого человека

X. И.А. Гончаров

26. увлечение романтизмом

Противопоставление провинциального и петербургского укладов

Жизненные устремления

Художественные вкусы

Бытовые привычки

Практицизм

Скептицизм

Вера в логику

Растительный образ жизни

Отказ от борьбы

Погружение в бездействие

«строить себя»

Социальные препятствия

27. «затухание» романтики

Патриархальное барство

Подчинение рутине жизни

Физический и нравственный сон

«Особенный» сорт людей

Неумение трудиться

Нежелание «беспокоиться»

Задатки богатырства

Обреченность и неподвижность

28. анализ широких общественных явлений

«обломовщина»

Психологические, логические и социальные особенности героев

Деталь как выразительная характеристика героя

Духовное оцепенение

«деятельная» обломовщина

«стольцовщина»

XI. Н.А. Некрасов

29. писатель-гуманист

Эпоха подъема революционно-разночинского движения

Крушение феодально-крепостнических устоев

Подготовка буржуазно-демократической революции

Эпоха утверждения личности «нового человека»

Изображение «низов» общества

Склонность к сатире

Критическое осмеяние пороков

Стремление к правде в искусстве

30. поэт-реалист

Поэт-лирик

Новые принципы изображения человеческих характеров

Тесная связь с социальной действительностью

«женский вопрос»

«Поэзия сердца»

Особенности психологии «новых людей»

Новое отношение к женщине

Уважение прав женщин

Неподдельность чувства

Признание равенства между любящими

«Муза мести и печали»

31. крестьянская лирика

Эпическая крестьянская поэма-симфония

«Кому на Руси жить хорошо»

«Народ освобожден, но счастлив ли народ»

Форма путешествия

Единая картина-панорама крестьянской Руси

Свободный и гибкий стихотворный размер

Элементы фольклора

Тема духовного раскрепощения деревни

Образ «народного заступника»

XII. Ф.М. Достоевский

32. «Преступление и наказание»

Образ «желтого» Петербурга

Теория бунтаря-индивидуалиста

Система двойников в романе

Принципы политической экономии

«личный интерес»

«всеобщее преуспеяние»

Нравственный цинизм

Стирание различий между добром и злом

33. «вечная Сонечка»

Социальная драма

Символ долготерпения

«униженные и оскорбленные»

Обновление души

Нравственная чистота

Беззащитность в мире «хозяев жизни»

Пейзаж как средство раскрытия характера

XIII. А.А. Фет

34. основные темы лирики

Тема родины

Пейзажная лирика

Тема малой родины

Природа, родная до мельчайших подробностей(А.А. Фет)

Родина глазами «странствующего»(М.Ю. Лермонтов)

Озирает русскую равнину с «высоты»(Н.В. Гоголь)

35. живая естественность

Влечение сердца

Сложность душевной жизни человека

Музыка стиха

Мгновенная лирическая вспышка

Одновременность созерцания и выражения

Выразить «невыразимое»

Остановить мгновение

XIII. Ф. И. Тютчев

36. поэт-философ

Образная система лирических произведений

Художественная картина жизни

Философичность «изнутри»

Движение природы

Ценность мига

Момент озарения, «проблеска»

Идея Божественного откровения

37. Борьба противоположных начал

Хаос и космос

Жизни и смерть

День и ночь

Мужчина и женщина

Истинная вера в Россию

«высший интерес жизни»

«верховное историческое признание»

XIV. М.Е. Салтыков-Щедрин

38. грозное пророчество

Неизбежная гибель

Призыв к борьбе

Летописное повествование

Официально-деловой стиль

Система прототипов

Сатира на прошлое и настоящее

Элементы фантастики

Легендарно-сказочный фольклор

«смех горек и резок»

«негодование» - «карикатура»

39.политические, нравственные и социальные вопросы современности

Природа самодержавной власти

Жестокость политики правительства

Вырождение класса помещиков

Покорная «темнота» народа

Иносказание

Фантастика

Художественное преувеличение

Сказочные эпизоды

XV. Л.Н. Толстой

40. «Война и мир»

Первоначальный замысел

Роман-эпопея

«мысль народная»

Батальные сцены

Философские отступления

«Жизнь общая, а не частная»

История народа

Путь к народу

Художественная правда

41. «Диалектика души»

«человек – текучее вещество»

Психологизм

Внутренний монолог

Сон как раскрытие подсознательных процессов

Сопереживание

Внешние детали

Переломные кризисы в жизни человека

42. подлинные исторические документы

Планы сражений

Письма реальных исторических лиц

Кутузов – «истинно великий человек»

«верное значение народного смысла событий»

Дух войска

XVI. А.П. Чехов

43. «пошлость пошлого человека»

Духовная деградация личности

Законы общества

Неспособность сопротивления

Тема прошлого, настоящего и будущего России

Наследие крепостничества

Путь искупления грехов прошлого

Человек действия

Жажда наживы

«демократический интеллигент»

Идея творческого труда

44. тема «футлярности»

«служение» выше семейной и личной привязанности

Показ целого через частное

Ступенчатость в изображении жизни героя

«не человек, а языческий бог»

Сатирические интонации

Грустные лирические мотивы

45. «поэзия былой барской жизни»

«процесс экономического развития страны»

Яркие речевые характеристики

Индивидуализированная речь героев

«веселая комедия»

«Водевиль»

Тяжелая драма русской жизни

Безвозвратность старой жизни

Как же создается литературный образ?

Существуют следующие традиционные средства создания образной галереи художественного произведения:

1. Портретная характеристика.

2. Описание действий и поступков.

3. Отзывы других действующих лиц.

4. Монолог.

5. Диалог.

6. Пейзажные зарисовки.

Анализируя тот или иной образ, давая сопоставительную характеристику персонажам произведений, ученики, используя знание традиционных средств создания художественного образа, структурируют свою творческую работу, снимая первоначальные трудности в составлении плана будущего сочинения.

При написании творческих работ также необходимо четко ориентироваться в литературных типах героев конкретной эпохи, что, безусловно, облегчит написание сочинения.

И так, литературные типы первой и второй половины XIX века. Это прежде всего «лишний человек» и «новый человек».

Кто же он – «лишний человек»?

1. Дворянин-аристократ,

2. сибарит – ведущий праздный образ жизни,

3. баловень судьбы и природы,

По этим же критериям дадим характеристику «нового человека»:

1. разночинец-демократ,

2. общественно полезная деятельность,

3. баловень природы,

4. мученик, испытывающий «горе от ума».

Данная типизация используется как на уроках по изучению конкретных произведений, так и на обобщающих и творческих занятиях.

Следует также помнить об основных признаках конкретного литературного направления. Коль скоро мы остановились на литературе XIX века, вспомним признаки русского реализма этого исторического периода:

  1. социальная типизация:

– принадлежность к определенному классу,

  1. психологическая типизация:

– склонность к рефлексии,

– неприятие пошлости жизни,

– способность или неспособность к полезной деятельности,

3. герой не только определенный тип, но и яркая индивидуальность,

4. наличие типических обстоятельств

(обыденность, повседневность и т.д.),

5. точность воспроизведения деталей,

7. эволюция героев под влиянием обстоятельств,

8. любимые жанры: роман, рассказ.

При подготовке ко второй части ЕГЭ по литературе учащиеся, анализируя лирические произведения, отталкиваются от понимания, к какой конкретной теме относится стихотворение:

1. тема поэта и поэзии,

2. тема Родины,

3. тема любви,

4. тема дружбы,

5. философская лирика.

Останавливаясь на теме поэта и поэзии, следует отметить следующие основные позиции:

1. традиционность,

2. истоки(Гораций, Овидий, Ломоносов, Державин)

3. поэт – избранник богов или пророк,

4. назначение поэта,

5. поэт и толпа,

6. творческая лаборатория.

Исследуя тему Родины, вспомним, что она условно подразделяется на следующие составные части:

1. пейзажная лирика,

2. тема патриотизма(истоки – Ломоносов и Державин),

3. тема героев,

4. гражданская тематика(тема свободы).

Говоря о теме любви, напомним, что

1. она имеет автобиографические истоки,

2. конкретные «адресаты» любви,

3. любовь служит источником вдохновения,

4. любовь – наслаждение и искушение,

5. любовь – трагедия.

Рассматривая тему дружбы, остановимся на следующих условно составляющих:

1. автобиографические истоки,

2. анакреонтические мотивы,

3. эпикурейские мотивы,

4. мотив разлуки с друзьями, мотив потерь

5. дружба как высшая ценность.

Завершая разговор об основных темах лирики, остановимся на философской:

1. тема времени,

2. тема судьбы,

3. тема закона,

4. тема обновления человека,

5. тема памяти,

6. тема смерти и бессмертия,

7. тема добра и зла.

Итак, с определения темы стихотворения начинается работа над содержанием, над выявлением проблемы произведения. Необходимо помнить, что тема – это то, о чем говорится в произведении, а проблема – это тот вопрос, который вытекает из темы.

Проблема(от греческого нечто, брошенное вперед) – то, на чем ставит акцент автор; то, ради чего была выбрана данная тематика произведения.

Определив тему и проблему, необходимо верно выделить идею и идейно-эмоциональную оценку произведения.

Идея – ответ на поставленный вопрос.

Идейно-эмоциональная оценка или пафос – отношение самого автора к изображаемому. Пафос может быть утверждающий, отрицающий, оптимистический, трагический, романтический, героический, иронический, сатирический и т.д.

1. определить род и жанр,

2. сюжет и композицию,

3. детали,

4. изобразительно-выразительные средства языка(тропы),

5. особенности стихосложения.

Вспомним род и жанры литературы.

Род литературы:

1. эпос,

2. лирика,

3. драма.

Жанры литературы:

I. Относящиеся к эпосу:

1. роман-эпопея,

2. роман,

3. повесть,

4. рассказ,

5. новелла,

6. очерк,

7. сказка,

8. путешествие,

9. мемуар,

10. биография.

II. Относящиеся к лирике:

1. ода,

2. элегия,

3. стансы,

4. послание,

5. мадригал,

6. эпиграмма,

7. эпитафия,

8. дифирамб,

9. памфлет,

10. идиллия.

III. Относящиеся к драме:

1. комедия,

2. трагедия,

3. драма,

4. водевиль,

5. фарс,

6. мелодрама.

Остановимся на сюжете произведения, его композиции и деталях. Содержание произведения строится на деталях:

1. статических(портрет, пейзаж, предметно-бытовые детали),

2. динамических(речь, действия, поступки).

Сюжет – это последовательность динамических деталей.

Композиция – это построение сюжета. Следует вспомнить элементы композиции:

1. экспозиция,

2. завязка,

3. развитие действия,

4. кульминация,

5. развязка.

К необязательным элементам композиции относится обрамление – это пролог и эпилог.

И последнее, о чем хочется напомнить – это основы стихосложения:

1. двухсложные:

– хорей(ударный – безударный слоги),

Хорей быстрый, динамичный.

– ямб(безударный – ударный слоги).

Ямб плавный, гибкий, приближенный к разговорному.

2. трехсложные:

– дактиль(ударный – безударный – безударный слоги).

Дактиль плавный, речитативный, повествовательный.

– амфибрахий(безударный – ударный – безударный слоги).

Амфибрахий лиричный, балладный.

– анапест(безударный – безударный – ударный слоги).

Анапест напевный, близкий к народным напевам.

При анализе лирического произведения нередко в тестовых заданиях необходимы знания видов рифмы:

1. перекрестная(a – b, a –b),

2. парная или смежная(a – a, b – b),

3. кольцевая или опоясывающая(a – b – b – a).


При работе над сочинением очень помогают стандартные наборы фраз – клише, использования которых нельзя избежать ни выпускникам школ, ни даже матерым авторам, из-под пера которых вышел не один десяток статей.

Как бы ни ругали критики клишированные тексты, без клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку обойтись невозможно. Для чего же нужны эти банальные речевые штампы?

  1. Шаблонные фразы очень крепко держатся в памяти, их неспособно выбить из головы даже волнение, характерное для всех экзаменующихся.
  2. Клише лучше воспринимают проверяющие, которые заведомо настроены увидеть шаблонную, а не креативную работу.
  3. Шаблоны задают тон тексту в целом, с их помощью сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.

Хотим предложить вам несколько клише для сочинения ЕГЭ:

Для вступления

  • Думаю, эта тема интересует многих…. Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства… Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент… Всем известен факт…
  • Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена… Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)… Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
  • «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения… «Единственный путь найти друга - быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…

Для формулировки проблемы

  • Можно понять, что автора глубоко волнует тема…
  • Эта проблема не может оставить равнодушным современного человека. Это подтверждает и автор…
  • Проблема, рассматриваемая автором, заключается…
  • Что такое дружба? Какую роль она играет в жизни любого из нас? Эту важную тему затрагивает автор…

Для комментариев

  • Проблема, обозначенная автором, очень актуальна (важна, злободневна)…
  • Вопрос о.... никого не может оставить равнодушным, в большей или меньшей мере он касается каждого (объяснение, почему)…
  • Чувствуется заинтересованность автора произведения в поднятой им проблеме, он не может рассуждать на эту тему отстраненно и холодно (объяснение со ссылкой на текст)…
  • Точка зрения автора, по моему мнению, выражена очень четко…
  • Автору удалось убедить читателя в том, что…
  • В произведении доказана мысль о…
  • Хоть автор и несколько размыто выражает собственную позицию, но логика текста способна убедить читателя…

Для выражения собственного мнения

  • Я вполне согласен с точкой зрения автора…
  • Не могу полностью разделить мнение автора…
  • Нельзя не согласиться с вескими доводами автора по поводу…
  • Мне близка позиция повествующего…

Для аргументов

  • Жизненный опыт: часто приходится сталкиваться с… подобные явления, увы, стали нормой … кто из нас не был свидетелем подобного…
  • Читательский опыт: эта проблема волновала многих писателей-классиков… очень остро этот вопрос поставлен в произведениях… многие авторы обращаются к этой злободневной (актуальной, важной) проблеме…
  • Зрительский опыт: этот вопрос часто обсуждаем в Интернете… по статистике телепередач, этой проблеме посвящено 50% эфира…

Для вывода

  • После прочтения этого произведения становится понятно… После знакомства с героями произведения понимаешь… Прочитав произведение, осознаешь…
  • Автор стремился показать... Автор хочет, чтобы читатель понял… Автор текста считает проблему важной…

В качестве клише для сочинения можно использовать цитаты, афоризмы, известные пословицы, но в умеренном количестве и гармонично вписанные в основной текст.

Считать одной из первых попыток создания образа "маленького человека" в русской литературе?

"Маленький человек" – это условное название ряда героев, занимающих нижнюю нишу в системе социальной иерархии и объединённых общностью некоторых психологических черт. Это и Акакий Акакиевич в повести "Шинель" Н.В. Гоголя, и Червяков в рассказе "Смерть чиновника" А.П. Чехова, но первооткрывателем данной системы персонажей можно считать А.С. Пушкина с образом "маленького человека" Евгения в поэме "Медный всадник".
Во-первых, автор не даёт главному герою Евгению фамилии ("прозванья нам его не нужно"). Издавна фамилия указывала на род, к которому принадлежал отдельный человек. Получается, что Евгений лишён предков, своего места в истории. Пушкин делает это с целью подчеркнуть его заурядность и ничтожность по отношению к власти. Власть в поэме символизирует Пётр I, который назван "он", "истукан", "кумир на бронзовом коне" для акцентирования внимания читателей на его бесчеловечности.
Во-вторых, как и любой "маленький человек", Евгений совершает личный незначительный бунт. В основу поэмы положен неразрешимый конфликт между властью и частным человеком. Власть не замечает обычного человека с его мечтами и стремлениями, а человек не видит большой истории, не ощущает себя гражданином. Евгений в наводнении, в смерти Параши винит Петра I. Он трясёт кулаком перед "Медным всадником", приговаривая: "Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!.."
В третьих, о причастности героя к типу "маленького человека" могут свидетельствовать его мечты и мысли. Даже они у него ничтожны! В момент наводнения Евгений думает не о том, что могут погибнуть люди, а о том, что не сможет некоторое время видеться с любимой. Мечты его ограничены бытовым пространством. Герой мечтает о финансовом благополучии, свадьбе с Парашей, детях, внуках. Завидует и более успешным людям, чем он: "Ума недальнего, ленивцы, /Которым жизнь куда легка!"
Итак, многие черты, присущие образу "маленького человека", а именно отсутствие "прозванья", бунт против власти и бытовой характер стремлений, свойственны образу Евгения. Значит, можно с уверенностью отнести его к данному типу героев. (250 слов)


17. (12 баллов: 2 + 1 + 3 + 3 + 3) .
Как Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» отвечает на вопрос: «Какая сила управляет всем?»?

В «Войне и мире» Л.Н. Толстой не только рассказывает о жизни вымышленных персонажей из высшего общества, не только описывает реальные исторические события и исторических деятелей, но и выражает своё видение истории. В романе можно найти ответы на множество вопросов, и одним из них является вопрос: «Какая сила управляет всем?» Писатель создал свою философию истории. В ней и нужно искать ответ на поставленный вопрос.
Толстой считает, что нельзя объяснять историческое событие волей отдельных великих людей – «исторических личностей». История для Толстого – это не летопись деяний царей, полководцев, героев. Она представляет собой результат совпадения «миллионов воль», то есть интересов и поступков множества людей, не имеющих постоянно в сознании никаких глобальных исторических целей. Эти люди и составляют народную массу. Такое понимание истории раскрывается во многих эпизодах романа. В Шенграбенском сражении русские войска победили не благодаря распоряжениям князя Багратиона. Он «только старался делать вид, что всё делалось согласно с его намерениями», и не мешал солдатам следовать их душевному порыву. Причина победы в действиях «маленького» капитана Тушина, который честно и вдумчиво выполняет свою военную работу, в осознании всеми необходимости боя. На исход Аустерлицкого сражения повлияло непонимание солдатами его цели.
Толстой выводит общую формулу: деятельность людей может быть основана только на добре, простоте и правде. Силой, управляющей всеми, по мнению автора, должна быть гармония. Гармония поступков и моральных норм. Личная жизнь должна быть согласована с законами «роевой» жизни. Неправильное существование – вражда с этими законами, состояние войны, когда герой противопоставляет себя людям и старается навязать миру свою волю».

Загрузка...